Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Болгария федеративное государство. Список унитарных государств: особенности устройства разных стран. Федеративные государства мира

    Болгария федеративное государство. Список унитарных государств: особенности устройства разных стран. Федеративные государства мира

    Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

    Основные признаки федеративного государства

    В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

    При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

    Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
    Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

    В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

    Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

    В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

    Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

    Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

    Имитация федерализма

    Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

    Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

    Виды федераций

    По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
    Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…

    «Мягкая федерация»

    «Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

    Современные федеративные государства

    Европа

    Австрийская Республика
    Босния и Герцеговина
    Королевство Бельгия
    Российская Федерация
    Федеративная Республика Германия
    Швейцарская Конфедерация

    Азия

    Исламская Республика Пакистан
    Малайзия
    Объединённые Арабские Эмираты
    Республика Индия
    Республика Ирак

    Африка

    Республика Судан
    Союз Коморы
    Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
    Федеративная Республика Нигерия
    Танзания

    Америка

    Аргентинская Республика
    Боливарианская Республика Венесуэла
    Канада
    Мексиканские Соединённые Штаты
    Соединённые Штаты Америки
    Федеративная Республика Бразилия
    Федерация Сент-Кристофер и Невис
    Австралия и Океания
    Австралийский Союз
    Федеративные Штаты Микронезии

    Федеративные государства, существовавшие в прошлом

    Европа

    Федеративная Республика Испания (1873-1874)
    Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
    Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992)
    Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
    Союзная Республика Югославия (1992-2003)

    Азия

    Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
    Малайский Союз (1946-1948)
    Федерация Малайзия (1948-1963)
    Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
    Федерация Южной Аравии (1962-1967)
    Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

    Африка

    Французская Западная Африка (1904-1958)
    Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
    Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
    Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
    Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
    Малийская Федерация (1959-1960)
    Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
    Уганда (1962-1967)

    Америка

    Империя Инков[источник не указан 384 дня] (1197-1572)
    Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
    Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
    Новая Гранада (1855-1886)
    Вест-Индская Федерация (1958-1962)

    Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

    Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

    История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

    Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

    Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

    Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое – в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

    Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется ни на какие-нибудь теоретические конструкты, но, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытнм примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации и/или конфедерализма.

    Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

    Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

    На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

    Государства-конфедерации

    Швейцария, несмотря на своё официальное название - Швейцарская Конфедерация - в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией.
    Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевтсва и Великого княжества Литовского.

    В 1861-1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

    Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз - мягкая федерация.

    Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
    При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
    Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003-2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958-1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

    В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993-2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
    Наиболее известные исторические конфедерации - это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

    Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

    Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

    Другие значения

    Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций - Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.

    Конфедерация в Речи Посполитой - временные объединения вооруженной шляхты (XVI-XVIII вв.).

    В науке XVIII-XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.

    У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства- субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.

    Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815-1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.

    Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

    Основные признаки унитарного государства

    Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
    Единые для всей страны высшие органы власти;
    Единая система законодательства;
    Единое гражданство;
    Единая денежная единица;

    Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

    Виды унитарных государств

    Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
    характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
    объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
    Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

    Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

    Иногда выделяют:

    Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
    государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
    государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

    Современные суверенные унитарные государства

    Европа

    Андорра
    Беларусь
    Болгария
    Ватикан
    Великобритания
    Венгрия
    Греция
    Дания
    Ирландия
    Исландия
    Испания
    Италия
    Латвия
    Литва
    Лихтенштейн
    Люксембург
    Македония
    Мальта
    Молдавия
    Монако
    Нидерланды
    Норвегия
    Польша
    Португалия
    Румыния
    Сан-Марино
    Сербия
    Словакия
    Словения
    Украина
    Финляндия
    Франция
    Хорватия
    Черногория
    Чехия
    Швеция
    Эстония

    Азия

    Азербайджан
    Армения
    Афганистан
    Бангладеш
    Бахрейн
    Бруней
    Бутан
    Восточный Тимор
    Вьетнам
    Грузия
    Израиль
    Индонезия
    Иордания
    Иран
    Йемен
    Казахстан
    Камбоджа
    Катар
    Кипр
    Киргизия
    Китай
    Кувейт
    Лаос
    Ливан
    Мальдивы
    Монголия
    Мьянма
    Оман
    Саудовская Аравия
    Северная Корея
    Сингапур
    Сирия
    Таджикистан
    Таиланд
    Туркменистан
    Турция
    Узбекистан
    Филиппины
    Шри-Ланка
    Южная Корея
    Япония

    Африка

    Алжир
    Ангола
    Бенин
    Ботсвана
    Буркина Фасо
    Бурунди
    Габон
    Гамбия
    Гана
    Гвинея
    Гвинея-Бисау
    Джибути
    Египет
    Замбия
    Зимбабве
    Кабо-Верде
    Камерун
    Кения
    Конго (Браззавиль)
    Конго (Киншаса)
    Кот-д’Ивуар
    Лесото
    Либерия
    Ливия
    Маврикий
    Мавритания
    Мадагаскар
    Малави
    Мали
    Марокко
    Мозамбик
    Намибия
    Нигер
    Руанда
    Сан-Томе и Принсипи
    Свазиленд
    Сейшелы
    Сенегал
    Сомали
    Сьерра-Леоне
    Танзания
    Того
    Тунис
    Уганда
    Центральноафриканская Республика
    Чад
    Экваториальная Гвинея
    Эритрея
    Южно-Африканская Республика

    Латинская Америка

    Антигуа и Барбуда
    Багамы
    Барбадос
    Белиз
    Боливия
    Гаити
    Гайана
    Гватемала
    Гондурас
    Гренада
    Доминиканская Республика
    Колумбия
    Коста-Рика
    Куба
    Никарагуа
    Панама
    Парагвай
    Перу
    Сальвадор
    Сент-Винсент и Гренадины
    Сент-Люсия
    Доминика
    Суринам
    Тринидад и Тобаго
    Уругвай
    Чили
    Эквадор
    Ямайка

    Океания

    Вануату
    Кирибати
    Маршалловы острова
    Науру
    Новая Зеландия
    Палау
    Папуа-Новая Гвинея
    Соломоновы острова
    Тонга
    Тувалу
    Фиджи

    Унитарное государство – это модель государственного строя, которая характеризуется отсутствием каких-либо государственных формирований, имеющих элементы суверенности. Все административно-территориальные единицы, будь то губернии, области, края или районы, подчинены единому центральному органу власти. Помимо всего прочего, на территории унитарного государства в большинстве случаев действует единый правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, а также единые судебные и законодательные акты. Стоит отметить, что львиная доля стран мира обладает унитарной моделью государственного строя.

    Унитарная форма государственного устройства считается одной из самых первых. По мнению историков, она появилась, как только возникло первое государство. То есть все без исключения страны и государственные образования в далеком прошлом обладали унитарной формой государственного строя. В качестве примера можно привести Римскую империю, императорский Китай, Японию, а также все средневековые королевства Европы.

    Позднее, в большинстве своем из-за развития идей просвещения и построения человеческого общества, в котором наивысшей ценностью выступает жизнь и благополучие человека, стали зарождаться иные формы государственного строя, к коим относятся федерации и конфедеративные государственные союзы.

    Признаки и преимущества унитарных государств

    Государство считается унитарным, если оно обладает следующими признаками:

    1. Отсутствие суверенитета у составных частей государства.
    2. Единая правовая связь физического лица и государства, выраженная в совокупности взаимных прав, ответственности и обязанностей.
    3. Единая исторически сложившаяся или установленная на законодательном уровне единица измерения денег.
    4. Единая система взаимосвязанных нормативно-правовых актов, обладающих юридической силой.
    5. Единый для всей страны учредительный правовой акт или их совокупность, имеющие верховенство на всей территории государства.

    Достоинства унитарного государства:

    • на территории всего государства действует единый основной закон, обладающий наивысшей юридической силой (конституция);
    • равноправие всех административно-территориальных единиц государства;
    • общая для всей страны система высших органов власти;
    • все решения и юридические действия органов местного самоуправления контролируются и подчиняются парламенту, главе государства или правительству (в зависимости от формы правления);
    • общий бюджет государства, то есть все финансы страны контролируются единой совокупностью финансовых служб или правительственных программ;
    • расходы на содержание правительства и власти в целом не распыляются на федеральном уровне;
    • общая судебная система;
    • общий рынок;
    • внутренние войска подчинены только центральным органам власти.

    Из недостатков же можно выделить возможность поглощения всей государственной власти органами местного самоуправления. Более того, в случае возникновения конфликтов, они могут продолжаться на протяжении не одного столетия. Яркими примером является Великобритания и Северная Ирландия.

    В связи с этим данная система управления государством подходит только тем странам, которые имеют небольшие территории. В противном случае власть не может быстро реагировать на возможные конфликты и недовольства. Как следствие, страдает качество контроля над административно-территориальными единицами.

    Ниже представлен список стран с унитарной формой государственного строя.

    Европа Азия Африка
    Андорра Азербайджан Алжир
    Беларусь Армения Ангола
    Беларусь Афганистан Бенин
    Ватикан Бангладеш Ботсвана
    Бахрейн Буркина
    Венгрия Бруней Фасо
    Греция Бутан Бурунди
    Дания Восточный Тимор Габон
    Ирландия Вьетнам Гамбия
    Исландия Грузия Гана
    Испания Израиль Гвинея
    Италия Индонезия Гвинея-Бисау
    Латвия Иордания Джибути
    Литва Иран
    Лихтенштейн Йемен Замбия
    Люксембург Казахстан Зимбабве
    Македония Камбоджа Кабо-Верде
    Мальта Катар Камерун
    Молдавия Кипр Кения
    Монако Киргизия Конго (Браззавиль)
    Нидерланды Китай Конго (Киншаса)
    Норвегия Кувейт Кот-д’Ивуар
    Польша Лаос Лесото
    Португалия Ливан Либерия
    Румыния Мальдивы Ливия
    Сан-Марино Монголия Маврикий
    Сербия Мьянма Мавритания
    Словакия Оман Мадагаскар
    Словения Саудовская Аравия Малави
    Украина Северная Корея Мали
    Сингапур Марокко
    Франция Сирия Мозамбик
    Хорватия Таджикистан Намибия
    Черногория Таиланд
    Чехия Туркменистан
    Швеция Турция
    Эстония Узбекистан
    Филиппины
    Шри-Ланка

    Классификация

    Несмотря на единый строй, унитарные государства имеют множество классификаций.

    Классификация по признакам централизованности:

    1. Децентрализованные – это такие государства, в которых административно-территориальные единицы создаются вне зависимости от центральных региональных органов. Яркими примерами децентрализованных унитарных государств являются: Япония, Испания, Великобритания, Италия и Новая Зеландия.
    2. Централизованные унитарные государства характерны наличием региональных органов, возглавляемых какими-либо должностными лицами. Последние, в свою очередь, назначаются центральным органом власти. Из централизованных унитарных государств можно выделить Казахстан, Нидерланды и Узбекистан.
    3. Относительно децентрализованные унитарные государства представляют собой страны, которые одновременно сочетают в себе местное и централизованное государственное управление. Проявляется такой способ управления центральным административным контролем, следящим за деятельностью каждого органа местного самоуправления.

    Классификация по признакам автономии:

    1. Простые унитарные государства – это те государства, которые по большей части характерны полным отсутствием административно-территориального разделения по причине маленькой территории, занимаемой государством.
    2. Сложные унитарные государства имеют в своем составе небольшое количество автономий. Например, Абхазская Автономная Республика входит в состав Грузии, а Фарерские острова и Гренландия в состав Дании.
    3. Регионалистские унитарные государства полностью состоят из автономных республик или округов. Являются своего рода промежуточным этапом в эволюции из унитарного государства в федерацию.

    Примеры

    Япония – это островное государство, располагающееся в Тихом океане, восточнее Японского моря, Южной и Северной Кореи, Китая и России. Территория Японии раскинулась от Охотского моря до Тайваня. Благодаря такому расположению, Японию часто называют Страной восходящего солнца.

    Официальной датой основания Японии считается 11 февраля 660 года до н. э. Однако некоторые ученые считают, что это произошло в 3-4 веке. Несмотря на то, что на законодательном уровне официальный язык в этой стране никак не регламентируется, им все же считается японский. Столицей Японии является город Токио. Помимо него, в государстве имеются такие крупные города как Кобе, Киото, Осака, Сайтама и другие.

    Форма правления Японии – конституционная монархия, то есть монарх в сфере государственной власти не наделен верховными полномочиями. Императором Японии в настоящий момент является Нарухито, а премьер-министром Синдхо Абэ.

    Территория Японии составляет 377 944 квадратных километров. Ее населяет свыше 126 млн. человек. Основная валюта страны – иена.

    Великобритания – это островное государство, расположенное на северо-западе от стран Европы, находящихся на континенте. Полное название страны — Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Расположено государство на Британских островах в Атлантическом океане.

    Официальная дата основания Великобритании – 1922 год. Именно в этом году Ирландское Свободное государство отделилось от Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. Официальный язык Великобритании — английский. Столицей этого государства является Лондон, на административном уровне образующий регион под названием Большой Лондон и разделенный на 33 автономных территорий.

    В Великобритании формой правления является парламентарная монархия, то есть монарх здесь не имеет властных полномочий и выступает скорее в роли представительской или церемониальной фигуры. На 2019 год Королевой Соединённого Королевства является Елизавета 2, а премьер-министром Тереза Мэй, в мае объявившая о том, что с 7 июня намерена уйти в отставку.

    Великобритания занимает 243 тыс. квадратных километров, 1,3% которых является водной поверхностью. Населения страны 66 млн. человек.

    Египет – это арабское государство, располагающееся в Северной Африке, а также на территории Синайского полуострова. Вследствие этого данное государство нередко называют страной двух материков. Официальное название Египта – Арабская Республика Египет.

    Официальная дата основания, или правильнее будет сказать дата независимости, — 22 февраля 1922 года. Именно на нее приходится отделения Египта от Британской империи. Официальный язык — арабский. Столицей же Республики Египет является Каир.

    В Египте действует президентско-парламентская форма правления, которая характерная балансом между парламентом и президентом, коим на 2019 год является Мустафа Мадбули. Территория страны — 1 млн. квадратных километров, а население — 97 млн. человек.

    Финляндия – это государство в Северной Европе с населением свыше 5 млн. человек и площадью 338 тыс. квадратных километров. Официальное название – Финляндская Республика. Столица страны и одновременно с этим крупнейший ее город – Хельсинки, расположенный в южной части Финляндии. В государстве официальными языками считаются финский, саамский и шведский, причем используются они в зависимости от территориальной принадлежности граждан. Так, на Аландских островах преобладает шведский, а вот в северной части Финляндии для общения используют саамские языки.

    Основной формой государственного правления является парламентская республика. Это система организации высших органов государственной власти характерна тем, что основные бразды власти лежат в руках парламента, а не президента.

    Независимость Финляндия получила только 6 декабря 1917 года. До этого она входила в состав Советской России. Также стоит отметить, что эта страна состоит в Северном паспортном союзе, ООН, Шенгенском соглашении, а также Северном и Европейском союзе.

    На востоке Финляндия граничит с Россией, на северо-западе со Швецией, а ее северная часть имеет общую границу с Норвегией. Западная же часть Финляндии омывается водами Балтийского моря, если быть точнее, его заливами – Финским и Ботническим. Пределы Финляндской республики на море ограничиваются границей с Эстонией.

    Примечательно то, что согласно докладу Организации Объединенных Наций о счастье, опубликованном в 2018 году, Финляндия занимает первое место. То есть жители этой страны являются самыми счастливыми. Помимо всего прочего, в 2010 году это государство возглавляло список «Лучших стран мира» по версии американского новостного журнала Newsweek. А с 2011 по 2014 годы фонд «Fund for Peace» признал Финляндскую Республику самой стабильной страной во всем мире.

    Южная Корея, или Республика Корея, – это государство, территория которой расположена в Восточной Азии на Корейском полуострове. Население страны составляет 51 млн. человек, а ее площадь не превышает 100 тыс. квадратных километров. Форма правления Южной Кореи – президентская республика, то есть президент здесь играет значительную роль в управлении государством, в отличие от той же парламентской республики.

    Началом появления этой страны послужило советско-американское соглашение, заключенное летом 1945 года, согласно которому две сверхдержавы разделили свое влияние на Корейском полуострове. Согласно договоренностям, северная часть острова перешла под юрисдикцию СССР, а южная — США. Тем самым, днем независимости Республики Корея от Японской империи считается 15 августа 1945 года.

    17 июля 1948 года был принят основной закон страны, то есть Республика Корея обзавелась своей собственной конституцией. Временное правительство Южной Кореи, находящее в изгнании во время оккупации Японией Восточного Китая, согласно принятой конституции, считалось законным только с 1919 по 1948 года.

    На протяжении своего существования страна управлялась как демократическими, так и авторитарными политическими режимами. Только представьте, за какие-то пятьдесят с небольшим лет, в Южной Кореи было сформировано шесть разных правительств. Так, Первая Республика, к слову, имевшая демократический режим, постепенно скатилась до авторитарного способа правления, что и привело к реформам. Вторая Республика также основывалась на демократии, однако и она была свергнута, причем произошло этого всего за год. Опять на смену демократии пришло военное правительство. Третья, Четвертая и Пятая Республики, несмотря на свою демократичность, считаются продолжением авторитарного режима, поэтому и они не просуществовали долго. Начиная с 1987 года, в Южной Корее действует Шестая Республика, полностью вернувшаяся к демократическому способу управления страной.

    Вконтакте

    Они имеют разный политический строй, различаются по территории, культурному и бытовому укладу населения, отношению к религии. Но основное различие в странах связано с их административно-территориальным устройством. По этому признаку все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Наибольший интерес представляет именно первая категория.

    Понятие унитарного государства

    В широком смысле под унитарным устройством понимают форму национально-государственной организации территорий, при которой все части страны находятся под управлением одной системы органов власти. На территорию также распространяется одна система законов, налогов и повинностей, без привилегий и изъятий.

    Унитаризм - один из 3-х видов административного устройства и самый "популярный". В настоящее время в списке унитарных государств насчитывается 85 % от всех стран и территорий в мире. Старейшие государства мира (страны Европы, Африки и Азии ) имеют такую административную организацию. Она может быть закреплены нормативно, в Конституции (Польша, Испания, Греция, Португалия и пр. ) или просто подразумеваться.

    Виды государств по статусу административных единиц

    В зависимости от состава регионов все унитарные страны делятся на виды:

    1. Простые - государство состоит из регионов с одним статусом. Например, Египет состоит из 27 равных провинций, каждая из которых делится на округа, а те, в свою очередь, на районы.

    2. Сложные - если в составе есть одна или несколько территориальных единиц с особым положением. При может быть административной (другой язык для общения и судопроизводства ) или политической (право законотворчества в пределах региона ). Достаточно часто регионы страны имеют равный статус, а столичный округ находится на особом положении (Индонезия ).

    В списке унитарных государств со сложным устройством - Испания, Таджикистан, КНР, Дания, Финляндия и др.

    Виды государств по способу организации власти

    По признаку управления страны могут быть следующими:

    1. Централизованные - органы власти формируются одним способом, находятся в строгой иерархии и соподчинении, действуя в пределах своих полномочий. Среди подобных государств Казахстан, Белоруссия и Китай.

    2. Децентрализованные - в звеньях управления этих стран функционируют избираемые органы (чиновники ) и отсутствует административный надзор на низовыми органами власти. В списке унитарных государств такого типа довольно крупные образования - Швеция, Франция, Дания, Италия и др.

    3. Смешанные - страна имеет централизованную систему управления, но в отдельных регионах с особым статусом действуют избираемые должностные лица или органы.

    Примеры суверенных стран с унитарным устройством

    Самые крупные гегемоны мира имеют федеративное устройство (Россия, США ), но подавляющее число стран с высокоразвитой экономикой, играющих значительную роль на международной арене, всё же имеют равную организацию. В XXI веке список унитарных государств постоянно меняется, пополняясь новыми членами. Например, в конце прошлого столения возникло государство Косово, а в 2014 году организовались ДНР и ЛНР.

    В настоящее время число стран с унитарным устройством по частям света распределяется следующим образом:

    В списке унитарных государств зарубежной Европы стоит остановиться на так называемых карликовых странах (Монако, Люксембург, Сан-Марино, Лихтенштейн ). Они также являются унитарными, и многие считают, что регионального деления в них нет. Это не совсем верно, так как Монако - это городской конгломерат, получившийся после слияния 4 округов. Административный границы районов сохранены и в XXI веке. В Сан-Марино (площадь всего 61 кв. км) существует 9 округов, именуемых "кастелли". Люксембург, в свою очередь, также поделён на кантоны.

    Список унитарных и насчитывает 199 позиций (171 и 28 соответственно ), но под влиянием политических и экономических кризисов последних лет в этом перечне возможны скорые изменения.

    Карта мира неоднократно менялась, возводились или рушились империи. Но что заставило эгоистичных разумных существ объединится? Ответом на этот и другие вопросы станет сегодняшняя статья.

    Вконтакте

    Основополагающие понятия

    Государство – одна из форм организации общества, располагающее инструментарием для принуждения и управления. Установка правовых порядков в пределах территории – неотъемлемая часть суверенитета.

    Примечательно, что международное право до сих пор не дало единой трактовки унитарного государства, лишь примеры таких образований.

    Важно! В политологии этот термин один из важнейших, ведь вся история человечества делится на «до» и «после» создания управляющих/ принуждающих механизмов.

    Популярные теории происхождения

    Наиболее популярные точки зрения представлены ниже:

    • Теологическая – религиозное течение раннего Средневековья. Влияние церкви диктовало божественность всего сущего, а виды унитарных государств – дело рук Господних. Ярый последователь такой точки зрения – Фома Аквинский.
    • Патриархальная – Аристотель был уверен, что в основе каждой страны лежит разросшаяся семья. Власть же рассматривается, как продолжение отцовской (монарха) заботы о детях – поданных.
    • Договорная – феномен частной собственности стимулировал поиск методов ее защиты. С этой целью группа людей (народ) добровольно объединился по заранее оговоренным условиям.
    • Органическая – виды унитарных государств рассматриваются как человеческий организм с обилием составляющих. Г. Спенсер считал людей клетками организма, взаимодействие которых заставляет функционировать ткани и органы (государственный аппарат).
    • Теория насилия – считается, что воинственность и вражда племен привела к формированию новообразований из осколков от унитарного государства. Действительно, история знает немало таких примеров (Золотая Орда), но абсолютизировать роль насилия не стоит.

    Виды государственного строя

    Унитарное

    Унитарное государство – это вид государственного устройства , подразумевающий отличие административно-территориальных единиц, не имеющих статуса независимых образований. Единая и неделимая власть и свод законов (Конституция) – признаки УГ:

    1. Единый нормативно-правовой акт, верховенствующие на всей протяженности границы.
    2. Одна денежная система, гражданство, высшие органы власти.
    3. Новообразования не имеют суверенного статуса.

    Примеры разнообразия унитарных стран:

    • УГ без автономий – полнота власти распространяется на всю территорию. Список стран: Швеция, Польша, Болгария, Ирландия, Япония.
    • УГ с отдельными автономиями – составные части могут принимать свои законы: Франция, Великобритания, Уэльс, Узбекистан.
    • Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.

    Страна пользуется благами централизации, если во главе регионов находятся назначенные с центра руководители. Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы.

    Важно! По форме территориально-политической организации выделяют федеративные и унитарные государства.

    Виды государственного устройства

    Факторы, формирующие УГ

    Признаки унитарного государства:

    • На территории проживает население, имеющее один язык, культурную близость, схожесть менталитетов.
    • Экономически оправданное объединение. Однако обязательными условиями является: единая валюта и налогообложение, общность природных ресурсов и правовой системы.
    • Внешнее давление, как инструмент манипуляции на унитарные государства.

    Наиболее развитые УГ

    Франция – отличный пример централизованного устройства . Страна делится на 95 департаментов, те – на коммуны. Центральная власть на местах сосредоточена в руках префектов, назначаемых лично главой правительства.

    В коммуны избираются представители из местного населения, выборы проводятся каждые 6 лет.

    Внимание! Сочетание парламентской и президентской республик – это отличительная особенность французского строя. Так, во главе системы стоит Президент, он выбирается путем всеобщих выборов на 5 лет.

    Великобритания квази-унитарная система , где монарха ограничивает парламент. Королева Елизавета II выполняет не только политическую роль, она стоит у истоков трех ветвей власти, имеет право объявления войны.

    Примечательно, на территории Великобритании нет единой правовой системы, понятия единого документа «Конституция» не существует. Жизнь страны регулирует список международных договоров, судебных прецедентов.

    Правительство имеет двухуровневую структуру: Палату Общин и Лордов. Регулирование основного законодательного органа осуществляет Вестминстерская система.

    Япония – страна разделена между 47 префектурами , где признаки унитарного государства необычайно велики. Принятая Конституция ограничила власть императора до «символа нерушимости», фактическая власть принадлежит парламенту. Монарх имеет право на утверждение премьер-министра (независимая кандидатура). Нынешний император выполняет только церемониальные функции.

    Преимущества УГ:

    • единая правовая система, обеспечивающая неукоснительное исполнение предписаний;
    • структурные особенности позволяют избежать дублирования выполняемых функций, конфликтных ситуаций;
    • более справедливые условия труда, внутреннего .

    Недостатки:

    • различия в менталитете и культуре населения;
    • экономическая «зависимость» регионов друг от друга;
    • недостаточный уровень жизни, низкая скорость принятия решений «в центре»;
    • политическая культура народа низкая, умы граждан легко поддаются манипуляциям и пропаганде.

    Федеративная форма устройства

    Страна управляется властями на нескольких уровнях. Федеративные субъекты пользуются собственными правами и свободами.

    Смешанные формы находятся, как правило, в переходной стадии развития. В дальнейшем наблюдается либо расширение автономии, либо ее ограничение.

    Основополагающие характеристики:

    1. Множественность самостоятельных административных частей.
    2. Субъекты не суверенны, не могут выйти из состава федерации.
    3. Деление государственной власти на субъектную и федеральную.
    4. Регулирование функций между институциями осуществляет Конституция.
    5. Федерация задает внешнеполитический курс страны, сохраняет ее целостность, единые вооруженные силы и гражданство.
    6. Субъекты берут на себя управление природными ресурсами, образовательной, экономической и социальной сферами.

    Также существует деление по другим признакам.

    Способу образования:

    1. Конституционно-правовая – переходная форма превращается в федерацию за счет принятия соответствующей Конституции.
    2. Договорно-правовая – создается благодаря соглашению ряда стран объединится в единое государство с сохранением широкой автономии ().

    Степени однородности субъектов:

    1. Симметричная – составные части едины, одинаковы и обладают равными правовыми статусами. Идеальной симметрии на политической карте мира не существует.
    2. Асимметричная – характеризуется нарушением баланса между статусом и природой образования.

    Важно! В широкой автономии административно-территориальных образований состоит отличительная особенность федерации от унитарного государства.

    Федеративная форма устройства

    Конфедерация — редкое явление

    В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом является добровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов.

    Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе. Как не утихают и споры насчет Япония – унитарное или федеративное устройство.

    Как правило, конфедеративное устройство слабо, поскольку:

    • наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами;
    • органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия;
    • длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации;
    • в такой стране нет законодательного рычага политической власти;
    • каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.

    ТГП: Унитарное государство: понятия, признаки, виды

    Унитарное государство как — форма территориального устройства государства

    Вывод

    Государство – сложная структура взаимодействия между населением (французское УГ), органам управления и административно-территориальными единицами. Государственное устройство формирует уровень жизни и экономическую мощь отдельно взятого объекта. Тогда как централизованное унитарное государство стремится повысить благосостояние каждого гражданина.

    Франция,Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее боль­шинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

    Для стран с унитарной формой государственного устройства (такие государства называются простыми или слитными) характерно наличие следующих основных признаков:

    1. Единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений.

    2.Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция ко­торых распространяется также на территорию всей страны. Функциональная, предметная и территориальная компетенция высших органов государственной власти и подчиненной им центральной администрации ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями каких-либо региональных органов.

      Единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую политическую принадлежность. Никакие админи­стративно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут.

      Единая система права. Местные органы управления обязаны применять в соответствующих административно-территориальных единицах нормативные акты, принимаемые центральными органами государственной власти. Их собственная нормоуста­навливающая деятельность носит сугубо подчиненный характер.

      Единая судебная система, которая осуществляет правосудие на всей территории страны, руководствуясь едиными нормами материального и процессуального права. Судебные органы, создаваемые в административно-территориальных единицах, представляют собой звенья единой централизованной судебной системы.

      Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Созда­ваемые в этих административно-территориальных единицах местные органы управления в той либо иной степени подчинены центральным органам государственной власти и центральной администрации. Их правовой статус определяется правовыми нормами, входящими в единую общегосударственную систему права.

    Таким образом, унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой либо косвенный контроль над муниципальными органами, создаваемыми в административно- территориальных единицах.

    Исторически унитаризм был прогрес­сивным явлением, ибо он пришел на смену феодальной разд­робленности и партикуляризму. Унитаризм вызывался по­требностями единого рынка, удобствами осуществления государ­ственной админи страции и не ставился в связь с национально­этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств - государства мононациональные. Однако имеются и исключения из этого правила (Испания).

    Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени :

    1)В некоторых странах вообще отсутствуют муниципальные органы и адми­нистративно-территориальные единицы управляются назна­чаемыми агентами центральной власти.

    2)В других странах местные выборные органы самоуправления создаются, но они поставлены под прямой (Франция, Турция, Япония) или косвенный (Вели­кобритания, Новая Зеландия) контроль центральной адми­нистрации.

    Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами само­управления дают определенные основания для деления унитарных государств на:

    а) централизованные (Франция, Турция, Япония) и

    б) децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия), однако это деление носит сугубо формальный характер.

    В настоящее время существует несколько унитарных госу­дарств (Великобритания, Испания, Италия, Дания, Финляндия), государственное устройство которых характеризуется наличием админи стративной автономии для некоторых структурных под­разделений территории.

    В состав унитарной Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер), которые пользуются ограниченной автономией.

    За Шотландией согласно Акту об унии 1707 года сохранена привилегия иметь собственную правовую и судебную систему, собственную церковь. В обеих палатах британского пар­ламента за Шотландией резервируются места. Согласно Акту об управлении Ирландией 1920 года Северной Ирландии пре­доставлены права полуавтономной территории, представляющей собой юридически интегральную часть Великобритании.Автономные органы Северной Ирландии обладают ограниченными правами при решении местных вопросов. Исполнительная власть осуществляется губернатором, который назначается британской короной. Имеется кабинет, состоящий из восьми министров во главе с премьер-министром. Парламент Северной Ирландии состоит из двух палат: палаты общин и сената.

    Определенные элементы областной автономии имеются в Финляндии. В основных административно-территориальных единицах этой страны - провинциях - отсутствуют какие-либо выборные органы местного самоуправления. Главой провин­циальной администрации является назначаемый президентом республики губернатор. В особую автономную единицу выделены Аландские острова, населению которых, согласно закону о самоуправлении Аландских островов 1957 года, предоставлено право избирать провинциальное собрание.

    Федеративное государство.

    Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Несмотря на преобладание унитаризма, федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой госу­дарственного устройства и существует в ряде зарубежных стран (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индия, Федерация Малайзия, Австралийский Союз и др.). В 1988 году бельгийский парламент принял решение о пересмотре конституции, в соответствии с которым Королевство Бельгия преобразуется в федеративное государство, состоящее из Фландрии, Валонии и Брюсселя как самостоятельного региона.

    Введение федеративной формы государственного устройства должно быть осуществлено в три этапа.

    Федерация представляет собой сложное (союзное) госу­дарство, состоящее из государственных образований, облада­ющих юридической и определенной политической самостоя­тельностью. Составляющие федеративное государство государст­венные образования (штаты, земли, провинции, кантоны, госу­дарства) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федера­тивная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

    1.В отличие от унитарного государства территория федера­тивного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации.

    В некоторых федерациях наряду с госу­дарственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации:

    1) В США в самостоятельную единицу выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны - Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов, Федерального округа и двух особых территорий.

    В Индии наряду с 25 штатами имеются 7 союзных территорий.

    Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внут­ренних, так и внешних отношений. 2)Субъекты федерации юри­дически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или союзного зако­нодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации.

    Это право центральной власти может быть закреплено в конституции (Индия, Аргентина, Венесуэла и др.), но и в тех случаях, когда подобных норм в конституции нет, центральная власть всегда имеет возможность силой принудить субъект федерации к повиновению.

    3) Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза. Однако вопреки широко рас­пространенному мнению вряд ли можно считать отсутствие права сецессии обязательным признаком федерации. История знает целый ряд случаев, когда сецессия осуществлялась фактически (Гражданская война в США, сецессия Сенегала из Федерации Мали, сецессия Сингапура из Федерации Малайзия, сецессия Бангладеш из Пакистанской федерации); еще больше было неудачных попыток осуществления сецессии. Нет никаких органических причин, которые исключали бы юридическое закрепление права сецессии в конституции.

    2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью , т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью.

    Наделение субъектов федерации учредительной властью обычно закрепляется в соответствующих положениях союзной конституции. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъек­тов федерации должны полностью соответствовать союзным конституциям. Так, ст. 28. 1 Основного закона ФРГ гласит: «Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего основного закона».

    Принцип соответствия конституций субъектов федерации союзной конституции неукоснительно соблюдается и в тех случаях, когда в отдельных государственных образованиях со­храняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию (в Баварии и Гессене конституции были приняты в 1946 г., в Рейнланд-Пфальце, Сааре и Бремене - в 1947 г., в штате Массачусетс действует конституция, принятая в 1780 г., в штате Нью-Гэмпшир - в 1783 г.).

    3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций. Соответствующие нормы содержатся в конституциях. Так, ст. 31 Основного закона ФРГ постановляет. «Федеральное право имеет перевес над правом земель». Более детально это положение регулируется в ст. 75 конституции Федерации Малайзия: «Если какой-либо закон государства про­тиворечит федеральному закону, то преимущественную силу имеет федеральный закон, а закон государства в той части, в которой он противоречит федеральному закону, является недей­ствительным» .

    Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, феде­ральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.

    4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответ­ствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации.

    Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебная система 50 американских штатов.

    Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата главным образом занимается рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США верховные суды отдельных штатов обладают также правом конституционного надзора. Они не только могут отменить любой закон штата под предлогом его несоответствия конституции штата, но и ревизовать конституцию штата. Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата на том основании, что он противоречит федеральной конституции.

    В крупных штатах создаются промежуточные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции по менее важным делам. Наиболее важными судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).

      Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образо­вания. Система двойного гражданства закрепляется конституци­ями большинства федеративных государств. В США двойное гражданство закрепляется разделом вторым статьи 4 и разделом первым XIV поправки к конституции. Соответствующие положения содержатся в конституциях ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство.

    Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

      Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Исключения из этого общего правила появились только после второй мировой войны в связи с образованием молодых государств.

    Впервые однопалатная система при федеративной форме государственного устройства была введена конституцией Исламской Республики Пакистан 1956 года, но она просуществовала лишь до ок­тябрьского переворота 1958 года. Конституция Пакистана 1962 года восстановила федеративную форму государственного устройства и однопалатный парламент. Согласно Конституции 1973 года федеральный парламент Пакистана состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Однопалатная система была установлена конституцией Федеративной Республики Камерун 1961 года. Конституция 1972 года отменила федерацию.

    В настоящее время во всех федерациях применяется би­камерализм. Нижняя палата рассматривается как орган обще­союзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации (принцип формирования: равного и неравного представительства):

    *Согласно принципу неравного представительства норма пред­ставительства субъекта федерации в верхней палате устанав­ливается в зависимости от численности населения . Так, каждая земля ФРГ располагает в бундесрате не менее чем тремя голосами; земли с населением свыше двух миллионов жителей имеют четыре голоса, а земли с населением свыше шести миллионов жителей - пять голосов. Число представителей, посылаемых землями Австралии в союзный совет, колеблется от 3 до 12. В Канаде установлены следующие нормы представительства провинции в сенате: Онтарио и Квебек - по 24, Новая Шотландия и Нью- Брансуик - по 10, Манитоба, Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Ньюфаундленд - по 6, остров Принца Эдуарда - 4. Норма представительства штатов Индии в совете штатов колеблется от 1 (Гоа, Манипур, Сикким и др.) до 34 (Уттар- Прадеш), норма представительства союзных территорий от 1 (Пондичери) до 3 (Дели).

    *Принцип равного представительства на практике приводит к тому, что преобладающее влияние в верхних палатах получают малонаселенные и обычно политически и экономически отсталые субъекты федерации.

    По методу формирования верхние палаты федеральных парламентов подразделяются на выборные (сенаты США, Мек­сики, Венесуэлы, Австралийского Союза) и назначаемые (сенат Канады, бундесрат ФРГ).

    Все вышеперечисленные признаки федерации отличают ее как от унитаризма, так и от конфедерации, которая не представляет собой формы государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств.

    7.Разграничение полномочий между федерацией и субъектами:

    1)принцип «дуалистического федерализма»- конституция устанавливает сферу исключительной компетенции союза, давая перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативные акты. Все остальные полномочия относятся к ведению субъекта. Например, США.

    2) принцип двух исключающих компетенций- устанавливается перечень

    Полномочий союза и субъектов федерации. Например, Канада.

    Устанавливаются две сферы компетенции: компетенция союза и конкурирующая компетенция. Например, ФРГ.

    Три сферы полномочий: союза, субъекта, совместная компетенция союза и субъекта. Например, Индия.

    Автономия

    В некоторых зарубежных странах в том либо ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или истори­ческими особенностями.

    В настоящее время к числу этих стран относятся Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка и Индия. Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

    Общие положения об автономии устанавливаются конститу­циями соответствующих стран. Кроме того, их парламенты принимают специальные законы об автономном статусе конкретных территориальных подразделений.

    Автономные обра­зования наделяются более широкими правами, чем муни­ципальные органы обычных административно-территориальных единиц. Создаваемые в автономных образованиях предста­вительные учреждения и органы управления более самостоя­тельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты. Таким образом, создаются чисто юридические гарантии того, что управление автономными образованиями будет осуществляться с учетом присущих им определенных специфи­ческих особенностей. Следует иметь в виду, что, как правило, объем полномочий автономных образований значительно меньше, чем у субъектов федерации.

    Структура органов управления автономными образованиями мало чем отличается от обычной структуры органов власти и управления субъектов федерации. Обычно автономное образование избирает свой представительный орган и формирует органы управления. Как правило, центральная власть имеет в автономном образовании своего представителя, наделенного конт­рольными полномочиями.

    Так, например, на Фарерских островах, которые получили автономный статус в рамках Датского ко­ролевства в 1948 году, местное население избирает свой мини­парламент - лигтинг, который осуществляет «законодательную власть» и формирует свой исполнительный орган. Центральное правительство представляет наместник, назначаемый королевой по представлению совета министров. Наместник осуществляет контроль за исполнением на Фарерских островах законов датского парламента, возглавляет местную полицию и осуществляет некоторые другие административные функции.

    С 1979 года статус автономного образования получила Гренландия. В 1984 году был избран местным населением представительный орган - ландстинг. Исполнительные полно­мочия осуществляются губернатором, который назначается в том же порядке, что и наместник на Фарерских островах.

    В Финляндии автономными правами наделены Аландские острова, населенные преимущественно шведами. Законодательные полномочия осуществляются ландстингом, а исполнительные губернатором, назначаемым президентом республики.

    Статья 2 Конституции Испании 1978 года «признает и га­рантирует право на автономию национальностей и регионов...». Процесс реального воплощения в жизнь этих конституционных предписаний формально завершился в 1983 году, когда были созданы четыре «национальных области» (Страна Басков, Каталония, Андалусия и Галисия) и 13 исторических областей. Правовой статус автономных сообществ на основании пред­писаний Главы третьей конституции определяется органическим законом, который принимается центральным парламентом для каждого сообщества (области) в отдельности. Проекты этих законов разрабатываются областными ассамблеями. Националь­ные области наделяются более широкими полномочиями, чем исторические.

    Деятельность областных властей поставлена под контроль правительства, конституционного суда и некоторых других органов центральной администрации. «Автономизация» Испании была осуществлена под сильным влиянием Итальянской конституции 1947 года, которая предусматривает наделение всех областей общим и специальным автономным статусом.

    Согласно принятой в 1956 г. 7-й поправке к Конституции, Индия допускает ограниченную автономию для семи союзных территорий.

    Конфедерация.

    Конституционному праву и международному праву известно по­нятие «конфедерация». Объединение государств в конфедеративный союз не ведет к созданию нового государства; это международно-пра­вовое объединение. Поэтому словосочетание «конфедеративное госу­дарство» просто не имеет права на существование.

    Разумеется, конфедерация может быть первым шагом на пути к более тесному единству, тогда на смену конфедерации приходит фе­деративное государство (это имело место в Швейцарии, бывшей сна­чала конфедерацией, затем она стала федерацией, сохранив прежнее название «Швейцарская Конфедерация»). Однако известны и такие примеры, когда конфедерации существовали недолго, к более тесно­му единству не привели и распадались (например, конфедерация Се­негала и Гамбии - Сенегамбия, просуществовавшая восемь лет и уп­раздненная в 1989 г.).

    Для истории нашего государства вопрос о конфедерации интере­сен по двум периодам:

    во-первых, некоторые исследователи считают: когда на террито­рии бывшей Российской Империи образовались независимые республики и в них победила советская власть, отношения между совет­скими республиками в период 1919-1922 гг. были конфедеративны­ми, а затем на смену им пришло создание Союза ССР; т.е. здесь можно говорить как бы о переходе от конфедерации к федерации (мы кос­немся данного вопроса далее);

    во-вторых, М.С. Горбачев и его сторонники, пытаясь сохранить Союз ССР в 1990- 1991 гг. и разрабатывая Союзный договор, который взамен Договора 1922 г. должен был сохранить и укрепить СССР, в по­следних вариантах этого документа фактически превращали союзное государство в конфедерацию - оно лишь формально оставалось еди­ным государством, а наделе превращалось в международно-правовое объединение союзных республик, подтверждая это даже своим новым названием ССГ - Союз Суверенных Государств; в данном, случае можно говорить об обратном процессе - переходе от федерации к конфедерации.