Войти
Образовательный портал. Образование
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Унжа (Костромская область)
  • Митрополит алексий московский святитель и чудотворец краткая биография Митрополит алексий годы
  • Попробуем разобраться в см - Документ
  • Бюджетное учреждение продать списанное авто. Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения? Налогообложен

    Бюджетное учреждение продать списанное авто. Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения? Налогообложен
    Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

    С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
    Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

    При продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ. Т.е. в данном случае, заказчик (бюджетным учреждением) не вправе применять положения Закона № 44-ФЗ . Положения Закона № 44-ФЗ определяют порядок заключения контрактов на закупку (а не на продажу) товаров, работ, услуг для нужд заказчика.

    Адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

    Нужно ли проводить конкурентную процедуру для продажи муниципального имущества (автомобиль, остаточная цена 500 тыс. руб.) или можно заключить прямой договор купли-продажи?

    В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    Следовательно, при продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ.

    Приватизация муниципального имущества может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 178-ФЗ, согласно которой для продажи государственного имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, используются следующие способы:

    • аукционе ;
    • продажа муниципального имущества на конкурсе ;
    • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
    • продажа муниципального имущества без объявления цены.

    Приватизация муниципального имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, может быть осуществлена иным, помимо аукциона или конкурса, способом, только если аукцион или конкурс по продаже муниципального имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ).

    По мнению же Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.11.2011 № Д08-4644, такой способ приватизации как конкурс применим только в случае, когда он прямо предусмотрен законом, а именно ст. 20 Закона № 178-ФЗ: в отношении акций (доли) в уставном капитале открытого акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), которые составляют более чем 50% уставного капитала указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Продажа иного имущества на конкурсе Законом № 178-ФЗ не предусмотрена.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае приватизация муниципального имущества (автомобиля) возможна только путем продажи на аукционе, который может быть проведен в электронной форме (ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ). Порядок организации и проведения продажи в электронной форме установлен в разделе II «Проведение продажи имущества на аукционе» Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

    Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает орган местного самоуправления (п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ).

    Также отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом № 178-ФЗ.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

    Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

    Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения?

    У бюджетного учреждения - получателя субсидии на выполнение государственного задания на складе числятся запасные части для автотранспорта, учтенные по виду обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Данные запасные части учреждение не планирует использовать в своей деятельности.

    Имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего публично-правового образования (ст.ст. 120, 214, 215, 296 ГК РФ).

    Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное таким учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, действующим законодательством для приобретения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

    Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

    Особо ценным закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

    Недвижимым имуществом.

    Остальным же имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

    Таким образом, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе использования запасных частей. В частности, должностными лицами учреждения может быть принято обоснованное решение об их реализации.

    Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

    Данное правило распространяется на доходы, поступающие учреждениям при реализации практически любого имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, а также имущества, принятого учреждениями к балансовому учету в период их деятельности в статусе получателей бюджетных средств (смотрите, например, письмо от 24.04.2012 N 02-04-10/1464). Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.

    Начисление доходов отражается бюджетными учреждениями по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в общеустановленном порядке - методом начисления (п.п. 3, 197, 295 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В рамках приносящей доход деятельности (с кодом "2") такими учреждениями отражаются, в частности, доходы от реализации любого имущества учреждения, в том числе и учтенного по виду финансового обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

    При этом списание реализованного имущества отражается в учете по подстатье 172 "Доходы от реализации активов" КОСГУ, что прямо предусмотрено положениями п. 37 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

    Учитывая изложенное, операции по реализации запасных частей, учтенных по виду финансового обеспечения 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть отражены в учете с применением следующих корреспонденций:

    Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 36 440

    Списана с баланса стоимость запасных частей;

    Дебет 2 205 71 560 Кредит 2 401 10 172

    Отражена выручка от реализации запасных частей;

    Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 04 730

    Отражен НДС по реализованным запасным частям (по стоимости реализации).

    Налог на прибыль и НДС

    На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).

    Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке ((письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.

    Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.

    Эксперт службы Правового консалтинга Миллиард Мария

    УТВЕРЖДАЮ

    АУКЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

    по продаже автомобиля на открытом аукционе

    г. Оренбург

    2012 год.

    Наименование раздела

    1. Общие положения........................................................................................

    2. Состав и описание объекта движимого имущества , критерии аукциона

    3. Требования к участникам аукциона...........................................................

    4. Перечень документов, представляемых претендентами, составляющих аукционную заявку..........................................................................................

    6. Порядок представления заявок на участие в аукционе ………………..

    7. Место и срок представления заявок на участие в аукционе

    8. Место размещения аукционной документации ……...............................

    9. Порядок отзыва заявок на участие в аукционе........................................

    10. Решения продавца о признании претендентов участниками аукциона

    11. Порядок определения победителя аукциона, срок подписания протокола об итогах аукциона …………………...........................................

    12. Порядок заключения договора купли-продажи …….............................

    13. Приложение. Формы документов............................................................

    14. Проект договора купли-продажи..............................................................

    15. Акт приема-передачи (передаточный акт)

    1. Общие положения

    Государственное бюджетное учреждение Оренбургской области «Региональное агентство молодежных программ и проектов» сообщает о продаже на аукционе находящегося в собственности автомобиля ГАЗ, 2003 года изготовления, № двига, идентификационный номер (VIN) X8932871D30BT2001, цвет «мурена». Аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 000 - ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Постановлением Правительства Российской Федерации № 000 от 01.01.01 года «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе», постановлением Правительства Оренбургской области «О продажи движимого имущества, являющегося государственной собственность ю Оренбургской области» от 01.01.2001г.

    В открытом аукционе по составу участников могут принять участие любые юридические и физические лица независимо от формы собственности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий , государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона от 01.01.01г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» в том числе индивидуальные предприниматели , физические лица.

    Аукционная комиссия по продаже автомобиля находится Оренбургская обл., каб. 23.

    Аукционная документация предоставляется по адресу продавца: Оренбургская обл., каб. 23 и размещена на официальном сайте www. *****. Контактный телефон: 8 (35, .

    Для участия в аукционе необходимо представить заявку по прилагаемой в аукционной документации форме в 2-х экземплярах в запечатанном конверте лично или почтовым отправлением.

    Победителем аукциона признается участник аукциона, номер билета которого был назван аукционистом последним. Уведомление о признании участника аукциона победителем об итогах аукциона выдаются победителю или его полномочному представителю под расписку либо высылаются ему по почте (заказным письмом) не позднее 5 дней с даты подведения итога аукциона.

    Договор купли-продажи с победителем аукциона заключается в течение 5 дней с момента оформления протокола об итогах аукциона. Оплата приобретаемого на аукционе имущества производится в порядке, размере и сроки, определенные в договоре купли-продажи имущества.

    Суммы задатков вносятся на счета:

    Назначение платежа: Доходы от реализации имущества находящегося в оперативном управлении учреждений находящихся в ведении органов государственной власти субъекта в части реализации основных средств по имуществу. , р/с в ГРКЦ ГУ Банка России г. Оренбург, получатель УФК по Оренбургской области (Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области) (Задаток для участия в открытом аукционе).

    Суммы задатков возвращаются участникам аукциона (кроме победителя) в течение 5 дней с даты подписания протокола об итогах аукциона. Задаток, внесенный покупателем на счет продавца, засчитывается в счет оплаты приобретаемого имущества.

    При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества результаты аукциона аннулируются продавцом и задаток не возвращается победителю аукциона.

    2.Состав и описание объекта движимого имущества, критерии аукциона

    Автомобиль ГАЗ, 2003 года изготовления, № двига, идентификационный номер (VIN) X8932871D30BT2001, цвет «мурена», паспорт транспортного средства 52 КО расположенный Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы 141/2 гостиничный комплекс /О «Стрела». Автомобиль в настоящее время в предельном техническом состоянии.

    Начальная цена рублей (двадцать четыре тысячи) рублей.

    Задаток 2400 (две тысячи четыреста) рублей. Задаток вносится не позднее даты и времени окончания приема заявок на участие в аукционе, а именно до 11 ч. 00 м. 12 апреля 2012 года.

    3.Требования к участникам аукциона

    К участию в аукционе допускаются любые юридические и физические лица независимо от формы собственности, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 Федерального закона от 01.01.01г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица.

    Участник аукциона несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей заявки на участие в аукционе, участием в аукционе и заключением договора, а Продавец не отвечает по этим расходам независимо от характера проведения и результатов аукциона.

    4.Перечень документов представляемых

    Претендентами, составляющих аукционную заявку

    Для участия в аукционе претенденты представляют продавцу в установленный срок заявку по форме № 1, указанной в разделе 13 настоящей Документации,

    К заявке прилагаются следующие документы:

    8. Адреса и реквизиты сторон

    Продавец: Государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство молодежных программ и проектов»

    Адрес: Оренбургская обл., к. 23.

    Покупатель:

    9. Подписи сторон:

    Продавец: ГБУ «РАМПиП» _______________

    Покупатель: ________________

    АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ (ПЕРЕДАТОЧНЫЙ АКТ)

    г. Оренбург «___»________ 2012 г.

    Государственное бюджетное учреждение Оренбургской области «Региональное агентство молодежных программ и проектов» (далее – ГБУ «РАМПиП») , , действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем «Продавец», с одной стороны, и _________________ именуемый в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, являющиеся сторонами по договору купли-продажи автомобиля, составили настоящий акт о нижеследующем:

    1.Директор ГБУ «РАМПиП» передал, а ____________ принял автомобиль: легковой автомобиль ГАЗ, 2003 года изготовления, № двига, идентификационный номер (VIN) X8932871D30ВТ2001, цвет «мурена», находящийся Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы 141/2. С техническим состоянием имущества стороны ознакомились. Состояние имущества соответствует условиям договора.

    2. Директор ГБУ «РАМПиП» передал _____________ необходимые документы. Покупатель оплатил продавцу стоимость имущества по сделке в полном объеме в соответствии с условиями договора.

    3.Настоящим актом каждая из сторон по договору подтверждает, что обязательства сторон выполнены, расчет произведен полностью, у сторон нет друг к другу претензий по существу договора.

    Продавец: Директор ГБУ «РАМПиП» _______________

    Приобретение любого автомобиля – бывшего в употреблении или нового, связано с оформлением определенного количества документов и обязательной регистрацией транспортного средства.

    Многие водители задаются вопросом, как осуществляется продажа списанных автомобилей с организаций в 2019 году.

    Вопрос является все более актуальным, так как позволяет приобрести транспорт по более выгодной стоимости.

    Особенности списанных авто

    Существует несколько особенностей, характерных для списанных автомобилей. Вот две самые основные из них :

    1. Транспорт, ранее списанный с активного баланса предприятия или государственной организации . Списание в этом случае происходит по причине стандартного физического износа авто до такого состояния, которое не подлежит восстановлению. Также причиной может являться отсутствие необходимости в последующей эксплуатации средств передвижения и техники.
    2. Транспортные средства, снятые с учета ГИБДД по причине их утилизации . Подобные ситуации возникают по причине отсутствия желания у собственника проводить ремонтные работы, так как это влечет за собой серьезные материальные траты.

    Решить вопрос, как купить и где купить, не представляет перед покупателем особой сложности. Никаких запретов и препятствий для проведения подобной сделки не существует. Проводится вполне законная сделка .

    Юридическое лицо по предварительной договоренности с покупателем реализует ему выбранное списанное авто. Составляется стандартный договор купли-продажи, но обозначать в нем данные из паспорта транспортного средства не требуется.

    После этого осуществляется передача обозначенной суммы продавцу автомобиля и самого транспортного средства покупателю.

    После этого средство передвижения переходит в полное распоряжение нового владельца, он может делать с ним все, что угодно. Автомобиль можно разобрать и продать его запчасти.

    Если есть желание отремонтировать автомобиль и ездить на нем, потребуется поставить его на учет.

    Реализация списанных авто с компаний или частных лиц осуществляется одновременным снятием их с учета в ГИБДД. Процесс обратной регистрации транспортного средства далеко не всегда может быть осуществлен.

    Провести постановку не получится в следующих ситуациях:

    1. Организация списала автомобиль по причине его износа. Для восстановления регистрационного процесса потребуется помощь частного лица или ответственно в компании, которой принадлежало транспортное средство на момент его списания. Если предприятие подобной помощи оказать не сможет постановку на учет провести не получится.
    2. Списание было проведено физическим лицом по стандартной программе утилизации, которая предусмотрена государством. В этом случае за утилизацию автомобиля производится определенная плата, которая компенсирует часть стоимости нового автомобиля. Именно по этой причине получить за деньги за нее вторично не получится.

    Во всех остальных ситуациях регистрация в ГИБДД может быть проведена без проблем.

    Правила и особенности постановки на учет

    Если купить авто списанное с гос предприятия, которое списало его на основании отсутствия необходимости в его эксплуатации, составляется стандартный договор купли-продажи. В этом случае регистрация проводится по стандартной схеме.

    Если продавцом выступает физическое лицо, от него потребуется некоторая помощь в процессе восстановления регистрационного процесса. Владелец машины в подобной ситуации снова ставит автомобиль на учет в ГИБДД.

    Привоз списанного авто в этом случае осуществляется при помощи эвакуатора . Если средство подлежит восстановлению, бывший собственник составляет доверенность на нового владельца на проведение восстановительных работ.

    На балансе учреждений спорта нередко числится имущество, потребность в использовании которого у учреждения отсутствует. Причин данному факту может быть множество: приобретение более нового имущества, характеристики которого превышают характеристики имеющегося, или прекращение осуществления видов деятельности, для которых это имущество необходимо, и т.д. Однако просто хранить указанное имущество не только не выгодно с экономической точки зрения, но и может быть признано проверяющими неэффективным использованием имущества. В статье мы поговорим о реализации такого имущества и отражении данной операции в бухгалтерском учете.

    Наличие правовых оснований для распоряжения имуществом

    В соответствии с п. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. Все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления согласно требованиям ГК РФ. Собственник имущества учреждения – соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование. То есть все имущество государственных (муниципальных) учреждений – государственная или муниципальная собственность.

    Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, – муниципальная собственность (ст. 215 ГК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у АУ на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

    Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у БУ на праве оперативного управления, это учреждение может распоряжаться самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

    Согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.

    Исходя из вышеизложенного без согласования с учредителем:

    – автономное учреждение может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;

    – бюджетное учреждение может самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.

    У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.

    Согласовываем реализацию

    Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником. Так, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее – Положение N 537). В силу п. 3 указанного Положения согласование распоряжения особо ценным движимым и недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что распоряжение недвижимым имуществом должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления последнему проекта решения (п. 4 Положения N 537). Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми на оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).

    При этом следует учитывать, что перед направлением учредителю документов о реализации имеющегося имущества на согласование учреждению необходимо осуществить оценку данного имущества. Напомним, что в силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.

    Таким образом, проводить оценку имущества, подлежащего реализации, необходимо вне зависимости от того, нужно ли получать согласие учредителя на его реализацию или нет.

    О доходах от реализации

    В силу ст. 298 ГК РФ бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует данным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах. Доходы, полученные от названной деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

    Что же касается казенных учреждений, они тоже могут осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Однако доходы, полученные от указанной деятельности, должны поступать в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

    Напомним, что ст. ст. 41, 51, 57 и 62 БК РФ устанавливают норму о формировании неналоговых доходов бюджета, в том числе от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности РФ (субъекта или муниципального образования), и при этом предусматривают исключение в отношении имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений.

    На основании вышеизложенного доходы от реализации имущества, закрепленного за автономным или бюджетным учреждением, являются доходами данных учреждений и поступают в самостоятельное их распоряжение вне зависимости от источника приобретения реализованного имущества.

    Вместе с тем, как мы уже отмечали выше, государственное (муниципальное) учреждение может осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в его учредительных документах. Учредительными документами является устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, положение, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения.

    Налогообложение

    Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей обложению налогом (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности согласно гл. 25 НК РФ считаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

    Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.

    При этом необходимо отметить, что к операциям по реализации казенными учреждениями какого-либо имущества нельзя применять положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ в связи с тем, что указанные операции не являются государственной (муниципальной) услугой.

    Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ сумма реализации имущества тоже подлежит обложению НДС.

    Бухгалтерский учет

    В силу п. 51 Инструкции N 157н <1> выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

    ——————————–

    <1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

    К отражению в бухгалтерском учете принимаются акты при наличии согласования решения о списании объекта основного средства в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества) и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

    Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются.

    Учет операций по выбытию и перемещению объектов основных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

    Пример 1. Бюджетным учреждением принято решение о продаже пяти объектов материальных запасов (велосипедов, предназначенных для выдачи напрокат), ранее использовавшихся для оказания муниципальных услуг. Велосипеды приобретались за счет субсидии на оказание муниципальных услуг и относились к особо ценному движимому имуществу. Учетной политикой бюджетного учреждения предусмотрено списание материальных запасов по средней фактической стоимости.

    После получения разрешения от учредителя на реализацию указанного имущества в бухгалтерском учете учреждения были отражены следующие операции:

    Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
    Списаны пять велосипедов по средней фактической стоимости 4 401 10 172 4 105 26 440 Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
    Отражены расходы на оценку стоимости велосипедов 4 401 20 226 4 302 26 730
    Оплачены услуги оценщика 4 302 26 830 4 201 11 610, Выписка из лицевого счета
    Начислен доход от реализации 2 209 83 560 <*> 2 401 10 172
    2 401 10 172 2 303 04 730 Счет-фактура
    2 201 11 510, 2 209 83 660 <*> Выписка из лицевого счета

    ——————————–

    <*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 227н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 560 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

    Пример 2. В связи с ликвидацией тира автономным учреждением принято решение о продаже нескольких единиц спортивного оружия, использовавшегося для осуществления приносящей доход деятельности.

    Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
    Списаны объекты основных средств 2 401 10 172 2 101 34 000
    Отражены расходы на оценку стоимости спортивного оружия 2 401 20 226 2 302 26 000 Договор, акт об оказании услуг
    Оплачены услуги оценщика 2 302 26 000 2 201 11 000, Выписка из лицевого счета
    Начислен доход от реализации 2 209 83 000 <*> 2 401 10 172 Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону
    Начислен НДС по доходам от реализации 2 401 10 172 2 303 04 000 Счет-фактура
    Отражено поступление выручки от реализации 2 201 11 000, 2 209 83 000 <*> Выписка из лицевого счета

    ——————————–

    <*> До вступления в силу Приказа Минфина России от 31.12.2015 N 228н “О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению” применялся счет 2 205 74 000 “Расчеты по доходам от операций с активами”.

    Пример 3. Казенным учреждением с разрешения собственника реализуется основное средство (автомобиль). Этот автомобиль был приобретен за счет бюджетных средств. Казенное учреждение наделено полномочиями администратора доходов бюджета только по начислению и учету платежей в бюджет.

    В бухгалтерском учете указанные операции будут отражаться следующим образом.

    Содержание операции Дебет Кредит Документ-основание
    Списано основное средство с бухгалтерского учета: Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
    на сумму начисленной амортизации 1 104 35 410 1 101 35 410
    на сумму остаточной стоимости 1 401 10 172 1 101 35 410
    Отражены расходы на оценку стоимости автомобиля 1 401 20 226 1 302 26 730 Договор, акт приема-передачи услуг
    Оплачены услуги оценщика 1 302 26 830 1 304 05 226 Выписка из лицевого счета
    Начислен доход от реализации автомобиля 1 205 71 560 1 401 10 172 Договор, счет-фактура, накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007)
    Начислен НДС по доходам от реализации 1 401 20 290 1 303 04 730 Счет-фактура
    Начислен налог на прибыль 1 401 20 290 1 303 03 730 Бухгалтерская справка
    Отражена задолженность перед бюджетом в сумме выручки от реализации автомобиля 1 304 04 410 1 303 05 730 Извещение
    Отражено исполнение обязательства по перечислению в доход бюджета суммы дохода от реализации автомобиля 1 303 05 830 1 205 71 660 Извещение

    В заключение еще раз отметим, что принять самостоятельное решение о реализации имущества может исключительно:

    – автономное учреждение – в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет собственных средств, а также иного движимого имущества вне зависимости от источника его приобретения;

    – бюджетное учреждение – в отношении особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет собственных средств, а также иного движимого имущества вне зависимости от источника его приобретения.

    У казенного учреждения право самостоятельного распоряжения имуществом отсутствует.

    Доходы от реализации имущества поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений, а в случае реализации имущества казенным учреждением – в доход соответствующего бюджета.

    “Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2016, N 4