Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Что такое локальная система оповещения го определение. Системы связи и оповещения го при чс населения о чрезвычайных ситуациях. Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

    Что такое локальная система оповещения го определение. Системы связи и оповещения го при чс населения о чрезвычайных ситуациях. Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

    Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.

    Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:

    В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.

    • население;
    • должностные лица;
    • органы управления;
    • силы ГО.

    Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:

    • сирены;
    • громкоговорители;
    • репродукторы;
    • телефоны;
    • подвижные средства.

    Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.

    Структуризация систем оповещения ГО и ЧС

    Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.

    Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:

    1. Централизованного оповещения (СЦО):
      • региональная автоматизированная (РАСЦО);
      • территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
    2. Локальные (ЛСО).
    3. Объектовые (ОСО).
    4. Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).

    Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.

    Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней

    Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.

    В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:

    • руководители организаций, отвечающих за ГО;
    • диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
    • население регионов;
    • органы управления ГО.

    Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.

    Местные системы оповещения населения ГО и ЧС

    Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:

    • дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
    • городское и сельское руководство ГО;
    • население.

    Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.

    Особенности организации локального оповещения населения

    ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:

    • техногенных авариях;
    • вторжении противника;
    • природных катастрофах.

    Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.

    Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий

    ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.

    Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.

    Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.

    Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:

    • АТМ (B-ISDN);
    • сотовая радиосвязь;
    • GSM;
    • спутниковые персональной связи;
    • цифровые (ISDN);
    • пейджинговые;
    • мобильная связь –

    позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.

    На объектах, где существует опасность химического и радиационного заражения, для оповещения и информирования персонала указанных объектов и населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, создаются локальные системы оповещения. Локальная система оповещения – это совокупность технических средств объектовой и части территориальной (городской, областной) систем оповещения.

    Оповещение населения

    Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

    Главное преимущество локальных систем — их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал «Внимание всем!». Затем следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся обстановке.

    Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан раньше зараженного воздуха или волны прорыва и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

    Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — человеческая. Очень многое зависит от компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения — вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

    Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники отделов по делам ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся специализированные формирования.

    Создание локальных систем оповещения определено требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

    К таким объектам отнесены, в первую очередь, атомные станции, химически опасные предприятия, гидроузлы с напорной плотиной, при возможном разрушении которой может образоваться зона катастрофического затопления.

    Ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов возлагается на министерства, ведомства и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты.

    На МЧС России возложена функция контроля за созданием и состоянием локальных систем оповещения.

    При возникновении чрезвычайной ситуации на потенциально опасном объекте оперативность задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения населения может оказаться недостаточной. К тому же в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок вокруг потенциально опасного объекта, поэтому оповещать придется целый район или город, но со значительной задержкой во времени.

    Поэтому гораздо более эффективной является организация оповещения населения, проживающего вблизи опасного объекта, непосредственно дежурным диспетчером предприятия.

    Установлены следующие зоны действия локальных систем оповещения:

    в районах размещения ядерно- и радиационноопасных объектов - в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

    в районах размещения химически опасных объектов -- в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

    в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, в зонах затопления) - на расстоянии до 6 км от объектов.

    Локальная система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение дежурно-диспетчерских служб потенциально опасного объекта, специальной аппаратуры управления и средств оповещения, а также линий связи, обеспечивающих передачу сигнала «Внимание всем!» и речевой информации до персонала объекта и населения в зоне ответственности локальной системы оповещения данного объекта.

    Для сокращения времени доведения информации об аварии практически везде между дежурными службами потенциально опасных объектов и оперативными дежурными местных органов управления ГОЧС организованы прямые телефонные линии связи, которые, в ряде случаев, продублированы и каналами радиосвязи, что позволяет повысить надежность оповещения и сократить время на передачу информации в случае возникновения аварии.

    Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объединенных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов, которые в одиночку часто просто не могут профинансировать создание отдельной локальной системы.

    Решение вопросов финансирования в настоящее время является основным при создании локальных систем оповещения. В постановлении правительства по созданию локальных систем оповещения отдельно раскрывается вопрос финансирования их строительства. При строительстве новых потенциально опасных объектов это финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов. На действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, финансирование осуществляется за счет собственных средств этих объектов, а находящихся на бюджетном финансировании -- за счет средств соответствующих бюджетов.

    В локальных системах оповещения находят применение в основном те же средства, что и в системах оповещения территориального и местного уровней - электрические сирены, уличные громкоговорители и сети проводного вещания.

    Создание локальных систем оповещения (ЛСО) определено требованиями.

    постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года « № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов».

    На территории субъектов Российской Федерации насчитывается несколько тысяч потенциально опасных объектов, аварии на которых представляю опасность для миллионов людей.

    При возникновении на потенциально опасном объекте аварии (катастрофы) оповещение населения, проживающего вблизи, на основе задействования соответствующей территориальной системы централизованного оповещения связано с большими трудностями, так как в территориальной системе оповещения очень сложно, а подчас и невозможно, выделить требуемый для оповещения участок непосредственно в зоне потенциально опасного объекта. Поэтому оповещать приходится целый район или город, что связано со значи­тельней задержкой во времени. В этих условиях более эффективной является организация оповещения населения непосредственно дежурным диспетчером самого предприятия.

    Для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в преде­лах крупных промышленных центров (зон), предусматривается создание объеди­ненных локальных систем оповещения с централизованным управлением от местных органов управления ГОЧС. Создание таких объединенных локальных систем оповещения позволяет объединить финансовые возможности объектов.

    Особенностью организации оповещения населения при авариях на химиче­ски опасных объектах является чрезвычайно высокие требования по оператив­ности проведения защитных мероприятий, так как пребывание людей даже не­сколько минут в зараженном облаке может привести к тяжелым последствиям.

    Зона ответственности (зона действия) в локальной системе оповещения для химически опасного объекта составляет 2,5 км. Если такой объект по­строен за пределами населенного пункта, то, как правило, радиофикация приобъектового поселка осуществляется на основе использования радиоузла са­мого объекта, что упрощает решение задачи оповещения населения от дежур­ного диспетчера объекта.

    Но многие химически опасные объекты, построенные на дальних окраинах городов, со временем оказались окруженными жилыми массивами, и зоны от­ветственности их ЛСО могут охватывать жилой массив, где проживают тысячи людей. Мощности радиоузла такого объекта, как правило, недостаточно для ох­вата такой территории. В этих условиях необходимо в максимальной степени использовать имеющиеся средства оповещения городской системы оповеще­ния и радиотрансляционной сети. Целесообразно также организовать управле­ние электросиренами, установленными в жилых массивах, как от центральной станции оповещения города, так и от дежурного диспетчера объекта.

    Зона действия ЛСО на атомной электростанции определена в радиусе 5 км вокруг нее, с обязательным включением в нее поселка станции. Непо­средственное управление ЛСО организуется от начальника смены, как прави­ло, начальника смены первого блока. В случае аварии на станции, последст­вия которой могут выйти за ее пределы, начальник смены осуществляет само­стоятельно и с помощью дежурной смены узла связи АЭС дистанционное включение средств оповещения должностных лиц и персонала станции, а так­же населения своего поселка и населенных пунктов, размещенных в 5-ти км зоне вокруг станции. По прямому телефону начальник смены оповещает соот­ветствующий орган управления ГОЧС через его оперативного дежурного.

    В случае выхода последствий аварии за пределы зоны ответственности ЛСО, оперативный дежурный органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации осуществляет выборочное оповещение городов и районов, попада­ющих в зону возможного радиоактивного загрязнения по территориальной СЦО.

    Для организации оповещения при чрезвычайных ситуациях гидродинами­ческого характера на крупных гидроузлах тоже создаются ЛСО. Включение ЛСО осуществляется либо ручным способом, либо автоматически от аппара­туры аварийной сигнализации при внезапном быстром заполнении нижнего бьефа. Экстренному оповещению подлежат населенные пункты, расположен­ные ниже по течению на удалении до 6 км, а также поселок работников данно­го гидроузла. Одновременно сигнал оповещения о катастрофическом затопле­нии поступает в ближайший к гидроузлу орган управления ГОЧС.

    Для оповещения в рамках ОСГО СОУЭ могут использоваться:

    Система внутренней радиотрансляционной сети;

    Специализированные громкоговорители СПС;

    Световые табло с фиксированными надписями, пиктограммами или све­тодиодные табло;

    Сеть телефонной связи здания;

    Система микросотовой или пейджинговой связи;

    электрические сирены;

    система кабельного телевидения здания.

    Особые требования к системам оповещения гражданской обороны

    Системы оповещения всех уровней должны обеспечивать передачу сигна­лов (команд), осуществляющих дистанционное управление техническими средствами оповещения как циркулярно (одновременно), так и выборочно с максимальным охватом населения в городе и сельской местности, независимо от места нахождения каждого человека (дома, на работе, в убежище, на улице, в транспорте, в лечебных, торговых, спортивных и развлекательных учрежде­ниях).

    При этом должна обеспечиваться надежность и живучесть системы в усло­виях возможных нарушений энергоснабжения, сетей связи и внешних усло­вий (ветер, наводнение, землетрясение, взрывы и т.п.), затрудняющих вос­приятие звуковой информации.

    Приведение в готовность системы оповещения для передачи сигналов и со­общений не должно превышать 2-3 минут по всей охватываемой территории. В целях исключения паники среди населения, не подвергаемого опасности, система оповещения должна иметь возможность локализации оповещаемой территории.

    При функционировании системы оповещения должны выполняться следу­ющие требования:

    Не допускать несанкционированного или самопроизвольного включе­ния сигналов тревоги;

    Не нарушать работы остальных систем жизнеобеспечения;

    Возможность использовать различные средства подачи сигналов тревоги и речевых (информационных) сообщений;

    Оповещение персонала объектов и населения в районах размещения потенциально опасных объектов не должно превышать более 3-5 минут;

    Возможность дублировать сигналы неавтоматизированными системами, в том числе с использованием мобильных средств оповещения.