Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Что такое политические права человека? Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в российской федерации Личные и политические права относятся к

    Что такое политические права человека? Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в российской федерации Личные и политические права относятся к

    В отличие от личных прав и свобод, которые могут принадлежать каждому человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, политические права и свободы, как правило, принадлежат только гражданам данного государства и часто реализуются в обществе, коллективе, объединениях граждан. Они самым непосредственным образом связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве; характеризуют положение личности в политических отношениях; являются способом привлечения каждого гражданина к народовластию (участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления).

    К основным политическим правам и свободам, закрепленным непосредственно в Конституции РФ, относятся:

    • – свобода мысли и слова (ст. 29);
    • – право на объединение (ст. 30);
    • – право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
    • – право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства (ст. 32);
    • – право граждан Российской Федерации на обращения (ст. 33).

    Большинство политических прав и свобод в Российской Федерации принадлежит только гражданам России. Конституция непосредственно предоставляет каждому, включая иностранцев и лиц без гражданства, лишь два вида политических прав и свобод: свободу мысли и слова и право на объединение.

    В соответствии с ч. 1 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова .

    Свобода мысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, через определение его отношения к окружающей действительности или внешнему миру. Вместе с тем мышление, мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальную активность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаются вовне.

    Гарантирование Конституцией РФ каждому свободы мысли означает с точки зрения правовых требований невмешательство государства в процесс формирования и выражения собственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иного вмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия или контроля над личностью.

    Свобода слова – это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими публичными средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируется в международных правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как право на участие в выборах, на петицию, на образование; свобода совести, творчества и др.

    Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободы человека, которая, однако, не может быть абсолютной, безграничной. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей, может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.

    В Российской Федерации не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29 Конституции РФ).

    Свобода мысли и слова гарантируется тем, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Другой гарантией является конституционное и законодательное закрепление свободы СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации"). Свобода мысли и слова связана и с другими правами и свободами, возможность реализации которых создает институционально-организационные условия для надлежащего осуществления свободы выражения мнений и убеждений. Это право на объединение, проведение публичных мероприятий, участие в управлении государственными и общественными делами и др.

    В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение , включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

    Право граждан на объединение включает в себя следующие правовые возможности:

    • 1) создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;
    • 2) вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них;
    • 3) беспрепятственно выходить из общественных объединений.

    Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международно-правовых актах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации. В России данное право может осуществляться по общему правилу по достижении 18 лет, применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям – с 14 лет, а в отношении детских объединений – с 10 лет.

    Право на объединение, согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, принадлежит в Российской Федерации каждому, следовательно, не только российским гражданам. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами России могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ. Так, они не вправе быть членами политических партий.

    Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Создаваемые общественные объединения регистрируются в предусмотренном Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 32-ФЗ "Об общественных объединениях" порядке, суть которого заключается в отсутствии необходимости получения для создания общественных объединений предварительного разрешения от государства, не имеющего права ограничивать законные цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутреннюю правомерную деятельность. Общественные объединения самостоятельно разрабатывают свои уставы и только затем регистрируют их в Минюсте России и его органах. Минюст России контролирует законность целей и задач общественных объединений, а финансовые органы – источники их доходов.

    Конституция РФ и российское законодательство содержат определенные ограничения в организации и деятельности общественных объединений. Так, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

    В Конституции РФ отражена одна из важнейших гарантий права на объединение – принцип добровольности в создании и деятельности общественных объединений, закрепленный в ч. 2 ст. 30, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие или неучастие в общественных объединениях – личное дело каждого. Любые действия или решения, направленные на принуждение к вступлению в объединение или препятствующие выходу из него, являются противоправными.

    В ст. 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от принадлежности к общественным объединениям. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

    Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Особенности каждой из этих организационно-правовых форм раскрываются в Федеральном законе "Об общественных объединениях".

    Конституция РФ закрепляет право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий . В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

    Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем, а митинги и пикетирование – профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, касающихся в особенности улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

    Реализация рассматриваемого права является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений, на участие в управлении делами государства. Проведение публичных мероприятий – одно из средств укрепления связи государственных органов и органов местного самоуправления с населением, изучения общественного мнения.

    Порядок проведения публичных мероприятий на территории РФ установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", который под публичным мероприятием понимает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

    Законодательство РФ содержит также дефиниции отдельных видов публичных мероприятий.

    Собрание это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

    Митинг массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

    Демонстрация организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

    Шествие массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

    Пикетирование форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное право неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя – и подразумевает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в политические отношения. Таким образом преодолевается отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого комплексного политического права является целый ряд других прав, изложенных в ст. 32 Конституции РФ.

    Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в осуществлении народовластия – опосредованная, т.е. через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти (Государственную Думу, законодательный орган субъекта РФ и др.), органы местного самоуправления.

    Если обладание большинством прав и свобод в Конституции РФ не обусловлено обязательным наличием у лица российского гражданства, что следует из формулировок "каждый имеет право", "каждому гарантируется", то право участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства этим правом не обладают. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

    Право на участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства раскрывается через систему конкретных прав. В Конституции РФ непосредственно сформулировано, что граждане Российской Федерации имеют следующие права:

    • а) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32);
    • б) участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32);
    • в) равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32);
    • г) участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

    Все перечисленные права являются всеобщими для граждан Российской Федерации, и последние участвуют в их осуществлении на равных основаниях.

    Так, согласно ст. 5 Закона № 67-ФЗ об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме лишь граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (п. 3 ст. 32 Конституции РФ и п. 3 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

    В действующем федеральном законодательстве установлено общее правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства не обладают избирательными правами и правом на участие в референдуме. Вместе с тем федеральный закон допускает исключение в отношении иностранных граждан. В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право на равный доступ к государственной службе . В Российской Федерации основополагающими актами в данной сфере являются Федеральные законы от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"; от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

    Развивая конституционные нормы, федеральное законодательство определяет, что при поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в предусмотренном законом порядке.

    Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих. Реализация этого права зависит, таким образом, не от указанных выше обстоятельств, а от способностей и профессиональной подготовки гражданина. В целях обеспечения права граждан на равный доступ к государственной службе предусмотрено проведение конкурсов на замещение вакантных государственных должностей.

    При этом устанавливаются ограничения доступа к государственной службе в случаях признания гражданина решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишения его судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственным соглашением; отказа от предоставления сведений о полученных доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения.

    Согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия . Данное право реализуется, прежде всего, через институты присяжных и арбитражных заседателей. Данные институты регулируются Федеральными законами от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

    Имеются и другие, общественные, формы реализации права граждан участвовать в отправлении правосудия.

    В Российской Федерации действует главный принцип: отвечая необходимым требованиям, гражданин может стать профессиональным судьей.

    Мировые судьи – наиболее близкая к населению судебная инстанция, которая рассматривает уголовные дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, а также определенные категории дел, вытекающих из семейно-правовых, имущественных, трудовых, земельных отношений, и дела об административных правонарушениях. Статус мировых судей определяется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и принятым на его основе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", другими федеральными законами. Порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

    В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

    Закрепленное право является важным средством осуществления и защиты других прав и свобод граждан, укрепления связей населения с государственными и муниципальными органами, участия граждан в управлении делами государства. Обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления способствуют усилению контроля народа за их деятельностью, борьбе с бюрократизмом и коррупцией.

    Праву граждан на личное обращение, направление индивидуальных и коллективных обращений соответствует обязанность органов и должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и в установленные сроки рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.

    Положения ст. 33 Конституции РФ конкретизируются в Федеральном законе от 2 февраля 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

    Выделяется три вида обращений: предложение, заявление и жалоба.

    Предложение рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

    Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

    Жалоба просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

    Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, реализуя право на обращение свободно и добровольно. При этом осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

    В отношении жалоб по делам, связанным с осуществлением правосудия по гражданским, арбитражным и уголовным делам, а также по делам, рассматриваемым по правилам конституционного судопроизводства, действует специальное законодательство. Так, особенности подачи и рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях регламентированы в КоАП РФ. Свои особенности имеет порядок разрешения жалоб, установленный в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве. В ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и п. 3 ч. 1 ст. 3, ст. 96–100 Закона о Конституционном Суде РФ закреплено, что Конституционный

    Суд РФ рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

    Жалобы, заявления, предложения и иные обращения граждан рассматривает также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, статус которого регулируется Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

    Политические права и свободы человека и гражданина имеют свои особенности: они связаны с обладанием гражданством государства, слу­жат отражением суверенитета народа и выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.

    К политическим правам и свободам относятся следующие.

    Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Кон­ституции РФ), выражающееся:

    ♦ в праве участвовать в референдуме и выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных органов субъектов РФ и депутатов муниципальных советов (активное избирательное право);

    ♦ праве быть избранным в органы государственной власти и мест­ного самоуправления (пассивное избирательное право);

    ♦ возможности воздействовать на деятельность законодательных органов власти всех уровней через своих представителей (депу­татов);

    ♦ равном доступе граждан к государственной службе;

    ♦ участии в отправлении правосудия (привлечение граждан в ка­честве присяжных и арбитражных заседателей).

    Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

    (ст. 33 Конституции РФ) предоставляет гражданам РФ возмож­ность обращаться с просьбой, жалобой или предложением в любой орган государственной власти или местного самоуправления вплоть до Президента РФ и определяет обязанность должностного лица дать ответ на это обращение.

    Право на общественные объединения (ст. 30 Конституции РФ) принадлежит каждому человеку, то есть и граждане РФ, и неграж­дане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе вступать в политические партии, профсоюзы и другие об­щественные организации (исключением будут являться иностран­ные граждане, военнослужащие и работники силовых структур). При этом российское государство гарантирует свободу обществен­ных объединений, а также добровольность вступления или пре­бывания в нем. Членство в какой-либо партии или профсоюзе не может являться условием занятия должности в государственной организации и служить основанием для иного ограничения прав и свобод человека.

    Право на собрания (ст. 31 Конституции РФ) - граждане РФ име­ют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, ми­тинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реали­зации указанного права регламентируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирова­ниях» от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.). От­метим, что российское законодательство, закрепляя общий запрет на проведение мероприятий, уведомления о которых не были по­даны или в отношении которых не было согласовано изменение места или время их проведения, в то же время не предусматривает особого порядка их прекращения. В связи с чем стоит согласиться с выводом М. А. Яковенко о том, что применение силы в целях

    прекращения подобных акций, если они носят мирный, ненасиль­ственный характер, должно исключаться или сводиться к допу­стимому минимуму.

    Еще по теме Политические права и свободы человека и гражданина:

    1. Тема 7. Конституционные права и свободы человека и гражданина в зарубежных странах 1.
    2. § 1. Понятие, сущность и природа политических прав и свобод граждан в России, их развитие в современном государстве
    3. § 2. Механизм реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
    4. § 3. Ограничения политических прав и свобод граждан в Российской Федерации
    5. 8. Участник производства по делу об административном правонарушении, посягающем на чьи-либо политические права.

    Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

    Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

    равенства всех и каждого,

    недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

    полнота обладания правами свободами человека.

    К политическим правам относятся:

    1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

    2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

    3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

    4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

    Политические права и свободы включают:

      • право на объедине­ние,
      • право на проведение собраний, митингов и демонстраций,
      • право на участие в управлении делами государства,
      • право избирать и быть избран­ным и др.

    Особенности политических прав и свобод:

      1. большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства;
      2. могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий);
      3. в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

    Подробнее

    Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то "политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства". Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.

    Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства , что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона "Об общественных объединениях" (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что "в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства".

    Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

    Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

    И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, - это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

    Право участвовать в управлении делами государства

    Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата , голосовать (или не голосовать) "за" или "против").

    Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:

      1. обращения отдельных граждан или их групп с предложениями, заявлениями, жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам;
      2. личное участие в митингах, демонстрациях ;
      3. работа в государственных органах;
      4. участие в отправлении правосудия в качестве судьи или присяжного заседателя и т.д.

    Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).

    Провозглашая равный доступ граждан к государственной службе , Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) и Федеральный закон "Об основах государственной службы в РФ" (1995 г.) не допускают каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, национальности, языка, места жительства, принадлежности к религиозному или общественному объединению при поступлении на государственную службу.

    Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.

    Основания для отказа в принятии на государственную службу

    Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:

    • признание судом недееспособным;
    • лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
    • наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
    • наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственном подчинении или подконтрольности;
    • по другим основаниям, установленным законом.

    Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы "нужных" людей.

    Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

    Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

    Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

    Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой - способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

    Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

      1. предложения;
      2. заявления;
      3. жалобы;
      4. ходатайства.

    Предложение - это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав . Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

    Заявление - обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

    Жалоба - обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

    Ходатайство - обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

    Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

    Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации

    В статье 31 Конституции РФ записано: "Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование".

    Цель таких действий - коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах, которые определены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

    Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

    Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

    Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

    Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

    Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

    Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

    Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

    Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.

    Право на объединение

    Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

    Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений".

    Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

    Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:

      • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
      • Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.

    Право граждан на объединение включает:

      1. право на добровольной основе создавать общественные объединения;
      2. право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение;
      3. право свободного выхода из общественных объединений.

    Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства . Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.

    Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

    Подробнее

    Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

    Учредители общественного объединения - физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

    Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

    Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

    Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

    Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

    Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках "олигархов" или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.

    Особенности правового статуса общественных объединений:

      1. это объединения самостоятельные;
      2. это формирования добровольно объединившихся лиц;
      3. это целевые сообщества людей, объединившихся для удовлетворения конкретных потребностей и интересов;
      4. это объединения формальные (т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи и т.д.);
      5. это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников);
      6. объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер (не является незаконной).

    Подробнее

    Во-первых, общественные объединения - это объединения самостоятельные. Они не являются структурными, функциональными или специализированными ячейками более широких объединений. Правда, общественные объединения могут входить в состав иных негосударственных объединений, но при этом они не утрачивают своей самостоятельности и сохраняют статус юридического лица, широкое внутреннее самоуправление, собственные программы и устав, право на самостоятельное определение направлений своей деятельности. Именно самостоятельность отличает общественные объединения от вспомогательных подразделений, создаваемых при других негосударственных объединениях или органах государственной власти (общественных комитетах, комиссиях и т.п.).

    Во-вторых, общественные объединения - это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественных объединений в любое время могут выйти из них. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти или местного самоуправления.

    В-третьих, общественные объединения - целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (научных - Академия естественных наук, творческих -Союз художников, Союз писателей и т.д.). Наличие совместных целей отличает их от других людских сообществ, образуемых стихийно для достижения индивидуальных целей (совокупность зрителей в театре, на стадионе и т.д.).

    В-четвертых, общественные объединения - объединения формальные, т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти - подчинения и т.п. Формальная основа деятельности отличает общественные объединения от неформальных союзов: дружеских кругов, поклонников театра, завсегдатаев ресторана и т.п.

    В-пятых , общественные объединения - это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников). Равенство участников отличает общественные объединения от таких образований, члены которых изначально выполняют строго заданные роли и не могут свободно ими обмениваться (семья).

    В-шестых, общественные объединения - объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того.

    Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.

    Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления. Они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица - общественные объединения.

    Организационно-правовые формы общественных объединений:

    Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

    Подробнее

    Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

    Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

    Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.

    Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:

      1. общероссийские (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
      2. межрегиональные (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
      3. региональные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ);
      4. местные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного органа местного самоуправления).

    Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).

    Правовой статус политических партий

    Политическая партия - это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

    Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

    Характерные признаки политической партии

    Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли , участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    Политическая партия - общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

    Партия - некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

    Партия - объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

    Партия - объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и "завоевания" государственной власти теми или иными методами.

    Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

    Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

    Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

    Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ "О Конституционном Суде РФ" устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ "О прокуратуре РФ" - для прокурорских работников, в Законе РФ "О Центральном банке" фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

    Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом , поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

    одна из групп конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государствам, избирательное право (включая право голоса ш референдуме). право на политическое объединение (создание политических партий, движений и присоединение к ним), свободу собраний и манифестаций, право петиций . Обладание П.п. и с. (в отличие от большинства других прав и свобод) обычно строго связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

    П.п. и с. получили закрепление в международно-правовых актах. Главный из них - Международный пакт о гражданских и политических правах(открыт для подписания, ратификации и присоединения 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.. ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.). Действует также Конвенция о политических правах женщин, вступившая в силу 7 июля 1954 г. (РФ участвует как правопреемник СССР).

    В Конституции РФ политическим правам посвящены ст. 31-33. Граждане РФ имеют право: собираться мирно\", без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31);участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);

    обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

    За нарушение политических прав граждан, так же как и других прав. установлена юридическая ответственность вплоть до уголовной. УК предусматривает ответственность за следующие нарушения П.п. и с. граждан: воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), фальсификацию избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142), воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149).


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ" в других словарях:

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… … Энциклопедический словарь

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Юридическая энциклопедия

      Юридический словарь

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

      Одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Энциклопедический словарь экономики и права

      политические права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Большой юридический словарь

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают … Профессиональное образование. Словарь

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Словарь терминов по социальной статистике

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Социальная статистика. Словарь

      Политические права и свободы - это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат… … Большой юридический словарь

    Книги

    • Билль о правах , Борис Палант. Стала бы Америка великой страной без своей Конституции и Билля о правах? В своем труде, известный нью-йоркский адвокат, юрист-международник, Борис Палант развернуто и аргументированно…