Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Доступность мкд для маломобильных групп населения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Ширина дверей для маломобильных групп

    Доступность мкд для маломобильных групп населения. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Ширина дверей для маломобильных групп

    СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001

    Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
    Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
    На время переходного периода и с момента вступления в силу данный документ не будет отменять действие СНиП 35-01-2001 (Письмо Минрегиона России от 15.08.2011 N 18529-08/ИП-ОГ).

    Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки -постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858.

    Сведения о своде правил

    1 Исполнители - Автономная некоммерческая организация «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи» (АНО «Оргкомитет "Сочи 2014"»); Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений» (ОФСОО «РАСС»); Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» («Национальное объединение строителей»); Открытое акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений (ОАО «ЦНИИПромзданий»); Открытое акционерное общество «Институт общественных и жилых зданий, сооружений и комплексов» (ОАО «Институт общественных зданий»); Общество с ограниченной ответственностью «Институт спортивных сооружений» (ООО «ИСС»)

    2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

    3 Подготовлен к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

    4 Утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2011 г. № 605 и введен в действие с 01 января 2013 г.

    5 Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2010 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

    Введение
    1 Область применения
    2 Нормативные ссылки
    3 Термины и определения
    4 Требования к земельным участкам
    4.1 Входы и пути движения
    4.2 Автостоянки для инвалидов
    4.3 Благоустройство и места отдыха
    5 Требования к помещениям и их элементам
    5.1 Входы
    5.2 Пути движения в зданиях
    5.3 Санитарно-бытовые помещения
    5.4 Внутреннее оборудование и устройства
    5.5 Аудиовизуальные информационные системы
    6 Специальные требования к местам проживания инвалидов

    Система нормативных документов в строительстве

    СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

    СНиП 35-01-2001

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
    (ГОССТРОЙ РОССИИ)

    Москва

    2001

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1 РАЗРАБОТАНЫ ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, ЗАО «Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр» (АПИО-Центр), ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева», Академией Государственной противопожарной службы МВД России, Московским государственным строительным университетом, ОАО «МосОтис»

    2 ВНЕСЕНЫ Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

    3 ПРЕДСТАВЛЕНЫ Управлением архитектуры и проектных работ и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

    4 ПРИНЯТЫ и ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 сентября 2001 г. постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. № 73

    5 ВЗАМЕН ВСН 62-91* (кроме требований к специализированным зданиям)

    6 ВВЕДЕНЫ впервые

    Термины и определения

    Расчет числа лифтов, необходимых для спасения инвалидов из зон безопасности.

    Материалы к расчету уровня пожарной безопасности маломобильных групп населения

    ВВЕДЕНИЕ

    Настоящий нормативный документ разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы». Он предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Нормативный документ выполнен в соответствии с положениями статьи 15 (пункт 1) и статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст. 2069), статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской федерации, 1995, № 48, ст. 4563) (с изменениями и дополнениями) и Федерального закона «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г. № 2300-1 (Ведомости Совета народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992 г., № 15, ст. 766) с изменениями в редакции Федерального закона от 09.01.96 г. № 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140).

    СНиП 35-01-2001 является основным документом 35-го комплекса Системы нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Он разработан в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 на базе действующих нормативов по доступности зданий и сооружений для инвалидов, с учетом зарубежных норм, стандартов и рекомендаций и не содержит противоречий положениям СНиП 2.08.02-89* (раздел 4), СНиП 2.08.01-89*, СНиП 31-03-2001 и СНиП 2.09.04-87*.

    К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

    Работа выполнена авторским коллективом: ГУП «Институт общественных зданий» (руководитель темы, научный редактор, ответственный исполнитель - канд. архитектуры А. М. Гарнец, ответственный исполнитель Н.П. Малиночка ); ЗАО «АПИО-Центр»; ЗАО «ЦНИИЭП им. Б.С. Мезенцева» (канд. архитектуры Н.Б. Мезенцева ); Академия Государственной противопожарной службы МВД России (канд. техн. наук Е.Т. Шурин , А.В. Апаков , Д.А. Самошин ); ФНТЦ «Стройсертификация» (канд. архитектуры Л.А. Викторова ); Московский государственный строительный университет (д-р. техн. наук В.В. Холщевников ); Главгосэкспертиза России (канд. архитектуры С.В. Кролевец ); ОАО «МосОтис» (С.М. Ройтбурд ); Ю.В. Колосов при участии Всероссийского общества инвалидов (А.В. Ломакин-Румянцев).

    Внесены: Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В. Лебедев , А.Е. Лысенко ).

    Представлены к утверждению: Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В. Тишенко , Н.Н. Поляков , Л.А. Викторова ), Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А. Шевченко , В.Г. Хахулин, Н.Н. Якимова ).

    Согласованы: Государственной противопожарной службой МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.

    СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
    ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

    ACCESSIBILITY OF BUILDINGS AND STRUCTURES
    FOR PHYSICALLY HANDICAPPED PERSONS

    Дата введения 2001-09-01

    1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1 При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.

    Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН), расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности МГН ( , табл. В.1) устанавливаются заданием на проектирование. Оно утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальным органом социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

    1.2 Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство.

    Необходимость и степень (формы) адаптации к требованиям МГН зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня.

    1.3 Требования настоящих норм и правил не распространяются на здания специализированных учреждений для постоянного и временного проживания инвалидов и людей старшей возрастной группы на условиях опеки, стационары лечебных учреждений и аналогичные учреждения, предназначенные для обслуживания и постоянного пребывания данных категорий населения, а также на жилые дома для одной семьи.

    1.4 Проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать:

    Досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

    Безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

    Своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;

    Удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

    1.5 Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.

    С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается заданием на проектирование.

    1.6 При проектировании, оборудовании и оснащении зданий и сооружений, доступных для МГН, должны выполняться положения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650).

    1.7 Используемые в тексте термины и их определения приведены в .

    2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

    В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:

    СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

    СНиП 21 -01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

    СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

    СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

    СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания».

    СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения», раздел 4 «Требования доступности для маломобильных посетителей».

    СНиП 31-03-2001 «Производственные здания».

    СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания».

    ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры».

    ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования».

    ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности».

    ГОСТ Р 51631-2000 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов».

    ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности».

    ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования».

    НПБ 104-95 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях».

    НПБ 250-97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования».

    3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ,
    СООРУЖЕНИЯМ И ИХ УЧАСТКАМ

    Участки и территории

    3.1 В проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации.

    3.2 Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.

    3.3 Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

    Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м.

    Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %.

    3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м.

    Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.

    3.5 При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

    3.6 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

    3.7 Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению МГН на креслах-колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

    3.8 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты.

    3.9 Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %.

    Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

    3.10 Устройства и оборудование (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски.

    Объекты, нижняя кромка которых расположена на высоте от 0,7 до 2,1 мот уровня пешеходного пути, не должны выступать за плоскость вертикальной конструкции более чем на 0,1 м, а при их размещении на отдельно стоящей опоре - не более 0,3 м. При увеличении выступающих размеров пространство под этими объектами необходимо выделять бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0,05 м либо ограждениями высотой не менее 0,7 м и т.п.

    Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия или на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0,7 - 0,8 м.

    Формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены.

    3.11 Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

    Вход на участок жилого одноквартирного дома рекомендуется оборудовать контрольно-охранными приборами или устройствами сигнализации, передающими информацию в жилище для людей с недостатками зрения и дефектами слуха.

    3.12 На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.

    Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

    Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для МГН.

    Входы и пути движения

    3.13 В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

    3.14 Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

    При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни.

    Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование.

    Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2 %.

    3.15 Глубина тамбуров и тамбур-шлюзов должна быть не менее 1,8 м, а в жилых зданиях - не менее 1,5 м при ширине не менее 2,2 м.

    Дренажные и водосборные решетки, устанавливаемые в полу тамбуров или входных площадок, должны устанавливаться заподлицо с поверхностью покрытия пола. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками.

    3.16 При наличии контроля на входе следует предусматривать контрольные устройства, приспособленные для пропуска тех категорий инвалидов, для которых будет доступен проектируемый объект.

    3.17 Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

    Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м.

    3.30 Несущие конструкции пандусов следует выполнять из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее R60, а ограждающих конструкций помещений пандусов - не менее R120.

    3.31 Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги.

    3.32 Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

    Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м.

    3.33 На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей. Размеры цифр должны быть, не менее, м: ширина - 0,01, высота - 0,015, высота рельефа цифры - не менее 0,002 м.

    Лифты и подъемники

    3.34 Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

    3.35 Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске, должны иметь внутренние размеры не менее, м: ширина - 1,1; глубина - 1,4. Для нового строительства общественных и производственных зданий рекомендуется применять лифты с шириной дверного проема не менее 0,9 м. В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

    3.36 В подвальном или цокольном этаже перед дверью лифта для инвалидов необходимо устройство тамбур-шлюза.

    3.37 Световая и звуковая информирующая сигнализация, соответствующая требованиям ГОСТ Р 51631, должна быть предусмотрена у каждой двери лифта, предназначенного для инвалидов на креслах-колясках.

    3.38 Число лифтов устанавливается согласно .

    Следует применять лифты, оснащенные системами управления и противодымной защиты, соответствующими требованиям НПБ 250.

    3.39 Установку подъемных платформ для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в том числе на креслах-колясках, следует предусматривать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51630.

    Выходы из подъемника следует предусматривать только в уровне этажей, имеющих помещения для проживания или целевого посещения инвалидами.

    Пути эвакуации

    3.40 Проектные решения зданий и сооружений должны обеспечивать безопасность МГН в соответствии с требованиями СНиП 21-01 и ГОСТ 12.1.004, с учетом мобильности инвалидов различных категорий (устанавливается по ), их численности и места нахождения (работы, обслуживания, отдыха) в здании или сооружении.

    3.41 Места обслуживания и постоянного нахождения МГН должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. При этом расстояние от дверей помещения с пребыванием инвалидов, выходящего в тупиковый коридор, до эвакуационного выхода с этажа не должно превышать 15 м.

    Места для инвалидов в зрительных залах должны располагаться в отдельных рядах, выходящих на самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей.

    Места для зрителей с поражением опорно-двигательного аппарата на трибунах спортивных сооружений и спортивно-зрелищных зданий следует предусматривать в зоне, непосредственно примыкающей к выходу на трибуну.

    Посадочные места (столы) для инвалидов в залах предприятий общественного питания следует располагать вблизи от эвакуационного выхода, но в непроходной зоне,

    3.42 Ширина (в свету) участков эвакуационных путей, используемых МГН, должна быть не менее, м:

    3.43 Не допускается предусматривать пути эвакуации по открытым металлическим наружным лестницам.

    Пандус, служащий путем эвакуации с вышележащих этажей в реконструируемом здании или сооружении, должен быть непосредственно связан через тамбур с выходом наружу.

    3.44 Конструкции эвакуационных путей должны быть класса КО (непожароопасные), предел их огнестойкости должен соответствовать требованиям таблицы 4* СНиП 21-01, а материалы их отделки и покрытия полов - требованиям 6.25* СНиП 21-01.

    3.45 Если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений.

    Предельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения с пребыванием МГН до двери в пожаробезопасную зону должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.

    3.46 Площадь пожаробезопасной зоны должна быть рассчитана на всех инвалидов, оставшихся на этаже, исходя из удельной площади, приходящейся на одного спасаемого, при условии возможности его маневрирования, м 2 /чел.:

    В состав пожаробезопасной зоны может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа.

    3.47 Пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций или проектировать их как единый узел с выходом на незадымляемую лестничную клетку типа Н1 или в помещение для пандуса с аналогичными ограждающими конструкциями.

    3.48 Пожаробезопасная зона должна быть отделена от других помещений и примыкающих коридоров противопожарными преградами, имеющими пределы огнестойкости: стены - REI 90, перекрытия - REI 60, двери и окна - 1-го типа.

    3.49 Конструкции противопожарных зон должны быть класса КО (непожароопасные), а материалы отделки и покрытий должны соответствовать требованиям 6.25* СНиП 21-01.

    Двери в пожаробезопасную зону должны быть противопожарными самозакрываюицимися с уплотнениями в притворах.

    3.50 Пожаробезопасная зона должна быть незадымляемой. При пожаре в ней должно создаваться избыточное давление 20 Па при одной открытой двери эвакуационного выхода.

    В шахтах лифтов, имеющих выходы в пожаробезопасную зону, должен быть создан подпор воздуха, соответствующий требованиям СНиП 2.04.05.

    Внутреннее оборудование

    3.51 Системы средств информации и сигнализации об опасности должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, а также учитывать требования НПБ 104.

    Средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания или комплекса зданий и сооружений, размещаемых в одном районе, предприятии и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами по стандартизации.

    3.52 Система средств информации зон и помещений, доступных для посещения или проживания МГН (особенно в местах массового посещения), а также доступных для них входных узлов и путей движения должна обеспечивать непрерывность информации, своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения. Она должна предусматривать возможность получения информации об ассортименте предоставляемых услуг, размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях и т.п.

    3.53 Визуальная информация должна располагаться на контрастном фоне с размерами знаков, соответствующими расстоянию рассмотрения и быть увязана с художественным решением интерьера.

    3.54 Освещенность помещений и коммуникаций, доступных для МГН, следует повышать на одну ступень по сравнению с требованиями СНиП 23-05.

    Перепад освещенности между соседними помещениями и зонами не должен быть более 1:4.

    3.55 Синхронной (звуковой и световой) сигнализацией, подключенной к системе оповещения о пожаре, следует оборудовать помещения и зоны общественных зданий и сооружений, посещаемые МГН, и производственные помещения, имеющие рабочие места для инвалидов.

    Для аварийной звуковой сигнализации следует применять приборы, обеспечивающие уровень звука не менее 15 дБА в течение 30 с, при превышении максимального уровня звука в помещении на 5 дБА.

    3.56 В вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения и текстофонов для посетителей с дефектами слуха.

    3.57 Замкнутые пространства зданий (помещения различного функционального назначения, кабинка туалета, лифт и т.п.), а также лифтовые холлы, где маломобильный гражданин, в том числе с дефектами слуха, может оказаться один, должны быть оборудованы двусторонней связью с диспетчером или дежурным. В иных случаях следует предусматривать кнопку звонка. В общественной уборной электрический звонок или извещатель должен выводиться в дежурную комнату.

    В таких помещениях (кабинах) должно предусматриваться аварийное освещение.

    3.58 Приборы для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, отверстия торговых и билетных автоматов и прочие устройства, которыми могут воспользоваться МГН внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости.

    Выключатели и розетки в помещениях следует предусматривать на высоте 0,8 м от уровня пола.

    3.59 Следует применять дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрытия дверей, которые должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Целесообразно ориентироваться на применение легко управляемых приборов и механизмов, а также П-образных ручек.

    Ручки на полотнах раздвижных дверей должны устанавливаться таким образом, чтобы при полностью открытых дверях эти ручки были легко доступными с обеих сторон стены.

    Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.

    3.60 На входных дверях в помещения, в которых опасно или категорически запрещено нахождение МГН (бойлерных, венткамерах, трансформаторных узлах и т.п.), следует устанавливать запоры, исключающие свободное попадание внутрь помещения. Дверные ручки подобных помещений должны иметь поверхность с опознавательными знаками или неровностями, ощущаемыми тактильно.

    3.61 Информирующие обозначения помещений внутри здания должны дублироваться рельефными знаками и размещаться рядом с дверью, со стороны дверной ручки и крепиться на высоте от 1,4 до 1,75 м.

    Нумерация шкафов в раздевальных и гардеробах должна быть рельефной и на контрастном фоне.

    3.62 Применяемые в проектах материалы, оснащение, оборудование, изделия, приборы, используемые инвалидами или контактирующие с ними, должны иметь гигиенические сертификаты органов государственной санитарно-эпидемиологической службы.

    Санитарно-гигиенические помещения

    3.63 В общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях (кроме указанных в 3.51 СНиП 2.08.02), необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.

    В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной.

    3.64 Уборные в зданиях, где работают инвалиды, должны быть на каждом этаже, независимо от количества работающих, при этом не менее одной из общего числа кабин в уборных должна быть универсальной.

    Уборные для людей с недостатками зрения и инвалидов, пользующихся креслом-коляской, должны размещаться не далее 60 м от рабочего места. Нежелательно смежное размещение мужских и женских уборных для инвалидов по зрению.

    3.65 В помещениях общественных душевых следует предусматривать не менее одной кабины, оборудованной для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски.

    3.66 В санитарно-гигиенических помещениях количество кабин и устройств, необходимых для работающих на предприятии или в учреждении инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, следует определять из расчета: не менее 1 универсальной душевой кабины на 3 инвалидов, не менее 1 раковины умывальника на 7 инвалидов независимо от санитарной характеристики производственных процессов.

    Следует предусматривать закрытые душевые кабины с открыванием двери наружу и входом непосредственно из гардеробной.

    Умывальные для указанных категорий инвалидов следует размещать непосредственно в гардеробном блоке или смежно с ним. При этом 40 % расчетного количества умывальников целесообразно размещать вблизи рабочих мест.

    3.67 Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

    Наименование

    Размеры в плане (в чистоте), м

    Кабины душевых:

    закрытые

    1,8 х 1,8

    открытые и со сквозным проходом; полудушей

    1,2 х 0,9

    Кабины личной гигиены женщин

    1,8 х 2,6

    Кабины уборных

    1,8 х 1,65

    Скамьи в гардеробных

    0,6 х 0,8

    Шкафы в гардеробных для уличной и домашней одежды

    0,4 х 0,5

    3.70 Индивидуальные шкафы для хранения одежды инвалидов, пользующихся креслом-коляской, в раздевальных спортзалов следует располагать в нижнем ярусе, высотой не более 1,3 м от пола. При открытом способе хранения домашней одежды крючки в раздевальных должны устанавливаться на той же высоте.

    Индивидуальные шкафы в бытовых помещениях предприятий и учреждений должны быть совмещенными (для хранения уличной, домашней и рабочей одежды).

    3.71 Ширину проходов между рядами следует принимать, не менее, м:

    4 ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

    Жилые здания и помещения

    4.1 Жилые дома и жилые помещения общественных зданий следует проектировать, обеспечивая потребности инвалидов, включая:

    Доступность квартиры или жилого помещения от входа в здание;

    Доступность всех общественных помещений здания из квартиры или жилого помещения;

    Применение оборудования, отвечающего потребностям инвалидов;

    Обеспечение безопасности и удобства пользования оборудованием и приборами;

    Оборудование придомовой территории и собственно здания необходимыми информационными системами.

    4.2 Многоквартирные жилые дома с квартирами, предназначенными для проживания инвалидов и людей пожилого возраста, следует проектировать не ниже второй степени огнестойкости.

    4.3 В жилых домах муниципального социального жилищного фонда рекомендуется количество и специализацию квартир по отдельным категориям инвалидов устанавливать заданием на проектирование.

    При проектировании жилых помещений следует исходить из возможности последующего их дооснащения при необходимости с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов и других маломобильных групп населения.

    4.4 При размещении квартир для семей с инвалидами на креслах-колясках в уровне первого этажа следует обеспечивать возможность выхода непосредственно на придомовую территорию. Для отдельного входа через приквартирный тамбур и устройства подъемника рекомендуется увеличение площади квартиры на 12 м 2 .

    4.5 Минимальный размер жилого помещения должен составлять:

    для инвалида, передвигающегося на кресле-коляске, - не менее 12 м 2 ;

    для инвалида, занимающегося индивидуальной трудовой деятельностью, - до 16 м 2 .

    4.6 Площадь кухни квартир для семей с инвалидами на креслах-колясках в жилых домах социального жилищного фонда следует принимать не менее 9 м 2 . Ширина такой кухни должна быть не менее 2,3 м - при одностороннем размещении оборудования, 2,9 м - при двухстороннем или угловом размещении оборудования.

    Кухни следует оснащать электроплитами.

    4.7 Размеры санитарно-гигиенических помещений в квартирах должны соответствовать требованиям, указанным в .

    В квартирах для семей с инвалидами, пользующимися креслами-колясками, вход в помещение, оборудованное унитазом, допускается проектировать из кухни или жилой комнаты.

    4.8 Ширина подсобных помещений в квартирах для семей с инвалидами (в том числе на креслах-колясках) должна быть не менее, м:

    4.9 В жилых домах муниципального социального жилищного фонда следует предусматривать возможность устройства, при необходимости, в составе квартиры кладовой площадью не менее 4 м 2 для хранения инструментов, материалов и изделий, используемых и производимых инвалидами при работах на дому, а также для размещения тифлотехники и брайлевской литературы.

    4.10 В гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и т.п., как правило, 10 % жилых мест должны проектироваться универсальными, с учетом расселения любых категорий посетителей (если в задании на проектирование не оговорено количество помещений, оборудованных по универсальному или специализированному принципу).

    4.11 Пожарную сигнализацию следует проектировать с учетом восприятия всеми категориями инвалидов.

    Жилые помещения для инвалидов должны быть оборудованы автономными пожарными извещателями.

    Следует применять домофоны со звуковой и световой сигнализацией.

    Места размещения и количество сигнализаторов определяются в задании на проектирование.

    Зоны обслуживания посетителей в общественных зданиях

    4.12 В зоне обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для инвалидов и других маломобильных групп населения из расчета не менее 5 % общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей, в том числе и при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании.

    4.13 При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств и т.п.) обслуживания посетителей 5 % их общего числа, но не менее одного, должны быть запроектированы так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

    4.14 На каждом этаже, доступном для МГН, следует предусматривать зоны отдыха на 2-3 места, в том числе и для инвалидов на креслах-колясках.

    4.15 При проектировании интерьеров, подборе и расстановке приборов и устройств, технологического и другого оборудования следует исходить из того, что зона досягаемости для посетителя в кресле-коляске должна находиться в пределах:

    Поверхность столов индивидуального пользования, прилавков и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола.

    4.16 Места для инвалидов в зальных помещениях следует располагать в доступной для них зоне зала, обеспечивающей: полноценное восприятие демонстрационных, зрелищных, информационных, музыкальных программ и материалов; удобный прием пищи (в обеденных залах или кулуарах при залах); оптимальные условия для работы (в читальных залах библиотек); отдыха (в зале ожидания).

    В зальных помещениях не менее двух рассредоточенных выходов должны быть приспособлены для прохода МГН.

    4.17 Места для инвалидов в зрительных залах предпочтительнее располагать, как правило, в отдельных рядах, имеющих самостоятельный путь эвакуации, не пересекающийся с путями эвакуации остальной части зрителей. В зрительных залах с числом мест 800 и более места для инвалидов в креслах-колясках следует рассредоточивать в различных зонах, размещая их в непосредственной близости от эвакуационных выходов, но в одном месте не более трех.

    Расстояние от любого места пребывания инвалида в зальном помещении до эвакуационного выхода в коридор, фойе, наружу или до эвакуационного люка трибун спортивно-зрелищных залов не должно превышать 40 м. Ширина проходов должна быть увеличена на ширину свободного проезда кресла-коляски (0,9 м).

    4.18 Перед эстрадой или в конце зала вблизи проема-выезда следует предусматривать свободные площадки шириной в свету не менее 1,8 м для зрителей на креслах-колясках.

    4.19 У мест или зон для зрителей на креслах-колясках в аудиториях с амфитеатром, зрительных и лекционных залах следует предусматривать меры безопасности (ограду, буферную полосу, поребрик и т.п.).

    4.20 В аудиториях, зрительных и лекционных залах вместимостью более 50 человек, оборудованных фиксированными сидячими местами, необходимо предусматривать не менее 4 % кресел с вмонтированными системами индивидуального прослушивания.

    4.21 Места для лиц с дефектами слуха следует размещать на расстоянии не более 10 м от источника звука или оборудовать специальными персональными приборами усиления звука.

    Допускается применять в залах индукционный контур или другие индивидуальные беспроводные устройства. Эти места следует располагать в зоне хорошей видимости сцены и переводчика жестового языка. Необходимость выделения дополнительной зоны для переводчика устанавливается заданием на проектирование.

    4.22 При невозможности применить визуальную информацию для инвалидов (по ГОСТ Р 51671 и НПБ 104) в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок и т. п. допускается использовать другие компенсирующие мероприятия.

    4.23 В помещениях раздевальных при спортивных сооружениях для занимающихся инвалидов следует предусматривать:

    места для хранения кресел-колясок;

    индивидуальные кабины (площадью каждая не менее 4 м 2) из расчета по одной кабине на трех одновременно занимающихся инвалидов, пользующихся креслами-колясками;

    индивидуальные шкафы для одежды (не менее двух) высотой не более 1,7 м, в том числе для хранения костылей и протезов;

    скамью длиной не менее 3 м, шириной не менее 0,7 м и высотой не более 0,5 м.

    Вокруг скамьи должно быть обеспечено свободное пространство для подъезда кресла-коляски. При невозможности устройства островной скамьи следует предусматривать вдоль одной из стен установку скамьи размером не менее 0,6 ´ 2,5 м.

    4.24 В комнате отдыха при раздевальных следует предусматривать дополнительную площадь из расчета не менее 0,4 м 2 на каждого из одновременно занимающихся инвалидов на креслах-колясках, а комната отдыха при сауне должна быть площадью не менее 20 м 2 .

    4.25 В залах предприятий питания посадочные места (столы) для инвалидов следует располагать вблизи от входа, но не в проходной зоне.

    Места приложения труда

    4.26 При проектировании учреждений и предприятий следует предусматривать рабочие места для инвалидов в соответствии с программами профессиональной реабилитации инвалидов, разрабатываемыми местными органами социальной защиты населения.

    Количество и виды рабочих мест для инвалидов (специализированные или обычные), их размещение в объемно-планировочной структуре здания (рассредоточенное или в специализированных цехах, производственных участках и специальных помещениях), а также необходимые дополнительные помещения устанавливаются в задании на проектирование.

    4.27 Рабочие места инвалидов должны быть безопасны для здоровья и рационально организованы. Они должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственной санитарно-эпидемиологической службы. В задании на проектирование следует устанавливать их специализацию и, при необходимости, включать комплект мебели, оборудования и вспомогательных устройств, специально приспособленных для конкретного вида заболевания.

    4.28 В рабочей зоне (пространстве рабочего места) или помещении должно быть обеспечено выполнение комплекса санитарно-гигиенических требований к микроклимату в соответствии с действующими нормативными документами, а также дополнительными требованиями, устанавливаемыми в зависимости от вида заболевания инвалидов.

    4.29 Площадь служебных помещений следует принимать из расчета выделения на каждого работающего инвалида, пользующегося креслом-коляской, не менее, м 2:

    в конторских, административных и офисных помещениях

    5,65;

    в конструкторских бюро

    7,65.

    4.30 Расстояние до уборных, курительных, помещений для обогрева или охлаждения, полудушей и устройств питьевого водоснабжения от рабочих мест, предназначенных для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и недостатками зрения, должно быть не более, м:

    4.31 Санитарно-бытовое обслуживание работающих инвалидов должно обеспечиваться в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04 и данного документа.

    4.32 При затруднении доступа инвалидов на кресле-коляске к местам общественного питания на предприятиях и в учреждениях следует дополнительно предусматривать комнату приема пищи площадью из расчета 1,65 м 2 на каждого инвалида, но не менее 12 м 2 .

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    (обязательное)

    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    Адаптация - приспособление к новым условиям, здесь: приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

    Визуальные средства информации - здесь: носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов и т. п., передаваемых в том числе людям с нарушением функций органов слуха.

    Доступные для МГН здания и сооружения - здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям СНиП 35-01 по обеспечению доступности и безопасности МГН.

    Инвалид - человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

    Лифтовой холл - специальное помещение, располагаемое у входа в лифт.

    Маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

    Переводчик жестового языка (сурдопереводчик) - специалист, осуществляющий перевод звуковой информации на язык жестов для глухонемых и людей с дефектами слуха.

    Пожаробезопасная зона - часть здания, сооружения, пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами для защиты людей от опасных факторов пожара в течение заданного времени (от момента возникновения пожара до завершения спасательных работ), обеспеченная

    комплексом мероприятий для проведения эвакуации и спасания.

    Полоса движения - часть пешеходного пути, предназначенная для движения в один ряд в одном направлении,

    Путь движения - пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.), а также внутри зданий и сооружений (горизонтальные и вертикальные коммуникации).

    Система средств информации (информационные средства) - здесь: совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.

    Специализированный элемент - здесь: элемент, к которому (как к объекту нормирования) предъявляются специфические требования по адаптации с учетом конкретного или совокупных дефектов здоровья человека.

    Текстофон - аппарат для передачи, приема и ведения диалога по телефону инвалидами с нарушениями слуха в текстовом режиме. Аппарат снабжен клавиатурой и дисплеем для отображения текстовой информации.

    Тифлотехнические средства - средства, облегчающие людям с недостатками зрения работу и усвоение информации (магнитофоны, диктофоны, письменные приборы, пишущая машинка со шрифтом Брайля).

    Тактильные средства информации - носители информации, передаваемой инвалидам по зрению и воспринимаемой путем осязания.

    Универсальный элемент - здесь: элемент, проектируемый с учетом возможного использования всеми категориями населения, в том числе МГН.

    Элемент - составная часть чего-нибудь, здесь: архитектурный, технический или механический компонент участка, здания или помещения, например - рабочее место, место отдыха, душ, телефонная кабина, дверь, управляющее устройство, ручка, поручень и т.п..

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    (обязательное)

    РАСЧЕТ ЧИСЛА ЛИФТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ИНВАЛИДОВ ИЗ ЗОН БЕЗОПАСНОСТИ Б.3

    ПРИЛОЖЕНИЕ В

    (обязательное)

    МАТЕРИАЛЫ К РАСЧЕТУ УРОВНЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

    При использовании приложения 2 ГОСТ 12.1.004 (раздел 2 «Основные расчетные зависимости») для учета специфики передвижения МГН по путям эвакуации следует применять дополнительные расчетные значения параметров движения МГН.

    В.1. По мобильным качествам людей в потоке эвакуирующихся из зданий и сооружений следует подразделять на 4 группы согласно .

    D 0, j

    0,135

    0,139

    0,126

    0,171

    0,146

    0,335

    0,346

    0,348

    0,438

    0,384

    0,400

    0,424

    0,420

    В.З. При движении людских потоков с участием МГН на участках пути перед проемами не следует допускать образования плотности потоков выше 0,5. При этом расчетные максимальные значения интенсивности движения q max через проем различных групп мобильности следует принимать равными: М1 - 19,6 м/мин, М2 - 9,7 м/мин, М3 - 17,6 м/мин, М4 - 16,4 м/мин.

    Ключевые слова: маломобильные группы населения, доступность, адаптация, безопасность среды жизнедеятельности



    Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    - отсутствии фамилии и имени заявителя;
    - указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    - наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    - наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    - использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    - отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    - наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    О финансировании, качестве и полноте разработки нормативных документов в области маломобильных групп населения.

    С момента утверждения СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 605 прошло около 4 лет.

    Базовые положения свода правил размыты и противоречивы, ряд положений не соответствуют Конвенции о правах инвалидов. При выполнении требований СП 59.13330 с массой вопросов столкнулись как пилотные регионы по реализации Федеральной целевой программы «Доступная среда 2011-2015» так и проектное сообщество, органы экспертизы проектной документации, органы государственного строительного надзора и органы местного самоуправления.

    Часть этих вопросов изложены в Переписке по проблематике применения отдельных положений СП 59.13330.2012 начиная с марта 2012 года отдельными проектными организациями и органами исполнительной власти. Разработчики нормативных документов в области МГН и федеральные органы исполнительной власти от четких разъяснений уклоняются. Позиция изложения требований СП 59.13330 по линии Минтруда России значительно отличается от позиции Минстроя России. Переписка в формате вопрос-ответ на сегодняшний день насчитывает более двухсот листов.

    С целью объективного рассмотрения проблемных требований и вопросов была подготовлена Сводка замечаний и предложений по СП 59.13330 , направленная в федеральные органы исполнительной власти, технический комитет по стандартизации ТК 465 «Строительство», НОПРИЗ, организации-разработчики сводов правил, в общественные организации инвалидов и т.д. Результат на проделанную работу со стороны органов власти за четыре года равен нулю.

    Действующая на территории Российской Федерации Конвенция ООН о правах инвалидов подняла целый кластер неудобных вопросов в техническом нормировании в сфере проектирования и строительства объектов капитального строительства. Неудобные вопросы должны найти отражение в пересматриваемой в настоящее время нормативной и законодательной базе.

    В Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поручил продлить государственную программу Доступная среда до 2020 г., направленную в том числе на создание безбарьерной среды для инвалидов. В следующие пять лет на создание условий для лиц с ограниченными возможностями будет направлено более 250 миллиардов рублей.

    Напомню, прежняя программа Доступная среда состояла из двух этапов I этап с 01.01.2011-31.12.2012 и II этап с 01.01.2013-31.12.2015 с выделением денежных средств в размере более 168 миллиардов рублей.

    Подпрограмма 1 - это обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, аподпрограмма 2 - это совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

    Так в первой подпрограмме на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы было выделено 11,53 млн. рублей для целей актуализации СНиПов 35-го комплекса системы нормативных документов в строительстве, а также 4,85 млн. рублей на разработку проектных решений по переоборудованию объектов жилого фонда для проживания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. НИР и НИОКР должны были решить все вопросы по безбарьерной среде доступности маломобильных групп населения.

    Уже в 2012 году ДНД МЧС России (ДНПР МЧС России) выступил заказчиком по работе: «Создание пилотного проекта системы обеспечения пожарной безопасности мест проживания социально неадаптированных слоев населения, обучение их мерам пожарной безопасности». В докладе о выполнении ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года» и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации также упоминается о разработке НИОКР по маломобильным группам населения на объектах здравоохранения и объектах социальной защиты различного типа. Работа не доступна для ознакомления заинтересованным лицам со ссылкой на интеллектуальную собственность (письмо ДНД МЧС России №19-5-3-4172 от 02 октября 2013 г).

    Далее были попытки отдельными федеральными органами исполнительной власти разработать ведомственные документы в области безбарьерной среды типа «Методических рекомендаций по оборудованию зданий образовательных учреждений профессионального образования специальными техническими средствами для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья».

    На все эти работы по разработке нормативной базы для проектирования и строительства с 2011 года были затрачены значительные федеральные денежные средства.

    В настоящий момент путем проведения открытого конкурса в соответствие с государственным заданием выделены очередные денежные средства из федерального бюджета на пересмотр СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 в размере 5,5 млн. рублей. Изменения коснулись и СП 136.13330.2012«Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»; СП 137.13330.2012«Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам. Правила проектирования»; СП 138.13330.2012«Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»; СП 139.13330.2012«Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»; СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения» - на каждый из которых выделено по 1,4 млн. рублей.

    В случае с СП 141.13330.2012 «Учреждения социального обслуживания маломобильных групп населения. Правила расчета и размещения»; СП 142.13330.2012 «Здания центров ресоциализации. Правила проектирования»; СП 143.13330.2012 «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности маломобильных групп населения»; СП 144.13330.2012 «Центры и отделения гериатрического обслуживания. Правила проектирования»; СП 145.13330.2012 «Дома-интернаты. Правила проектирования»; СП 146.13330.2012«Геронтологические центры, дома сестринского ухода, хосписы. Правила проектирования»; СП 147.13330.2012 «Здания для учреждений социального обслуживания. Правила реконструкции»; СП 148.13330.2012«Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования»; СП 149.13330.2012«Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. Правила проектирования»; СП 150.13330.2012 «Дома-интернаты для детей-инвалидов» Правила проектирования» - на каждый документ для внесения изменений из федерального бюджета выделено по 0,8 млн. рублей.

    В рамках государственного задания в 2015 году сумма всех лотов по сводам правил для маломобильных групп населения составила 20,5 млн. рублей. С момента реализации Федеральной целевой программы Доступная среда «2011-2015 годы» с учетом государственного задания по линии Минстроя России по настоящее время было потрачено 36,88 млн. рублей и это, не считая денежных средств отдельных федеральных органов исполнительной власти на попытки разработать ведомственные акты и НИР по МГН.

    Сколько еще нужно выделить федеральных денежных средств, чтобы не приходилось говорить о противоречивой нормативной базе в области проектирования и строительства доступности объектов маломобильными группами населения на базе Универсального дизайна [Б.47, СП 59.13330]?

    Практика актуализации СНиПов и внесение изменений в Своды правил с 2010 года наглядно продемонстрировала низкий уровень разработки нормативных документов, их гармонизацию между собой и сводами правил МЧС России. Вместо выверенных нормативных документов проектное сообщество получило своды правил с противоречиями, ошибками, ошибочными терминами и определениями, опечатками, дубляжами в нормативных документах и масса других «двойных стандартов».

    Одним из предложений по выправлению сложившееся ситуации в дальнейшем следует разработать и ввести на законодательном уровне ответственность должностных лиц за некачественную разработку Технических заданий к Сводам правил и ответственность организаций-разработчиков Сводов правил, в случае финансирования из федерального бюджета.

    Установить критерии оценки качества и полноты, разработанных сводов правил с учетом практики применения в течении одного года с момента вступления в силу документа (фактическое обязательное применение документа). Такая процедура может быть наиболее эффективна, так как при экспертизе и утверждении проекта свода правил в процессе разработки все стороны заинтересованы без срыва выполнить государственное задание. Главным оценщиком на практике применения таких документов должны выступать проектные институты, проектные организации, органы экспертизы и государственный строительный надзор.

    На этапе публичных обсуждений нормативных документов в строительстве федеральные органы исполнительной власти должны научиться работе межведомственного согласования. Процедура опубликования проектов нормативных правовых актов и нормативных документов в сети интернет позволяет не замечать публичные обсуждения добровольного порядка. В дальнейшем хотелось бы видеть активную позицию в подготовке конкретных предложений от общественных организаций по делам инвалидов и различных общественных организаций, занимающихся сферой деятельности в области безбарьерной среды. Со стороны общественного контроля эффективно могут выступать эксперты Общероссийского народного фронта по делам инвалидов. Данная организация хорошо успела себя зарекомендовать.

    Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность". Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна)", который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

    Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

    В настоящем своде правил реализованы требования от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

    Пересмотр выполнен авторским коллективом: ООО "Институт общественных зданий" (канд. архит. A.M. Гарнец - руководитель темы, инж. Л.В. Сигачева); Всероссийское общество слепых (Л.П. Абрамова, С.С. Сохранский, В.Г. Ткачев); МАДИ (канд. техн. наук Д.В. Енин); ГК "Ретайл" (Е.Ю. Коляда); ООО "ПожМонтаж Групп" (инж. А.В. Апаков) при участии Всероссийского общества инвалидов (О.В. Рысев, Д.Р. Горшко); НПО "Пульс" (инж. Е.А. Мешалкин); Ассоциации МОАБ (д-р техн. наук М.М. Мирфатулаев, д-р техн. наук Ю.М. Глуховенко); Эксперно-консультационного центра "Эврика" (Э.Н. Асылгараева, Л.Б. Гутман); АНО ЦИПИ "Общество для всех" (канд. техн. наук Е.А. Бухаров) ДСЗН гор. Москвы (инж. В.Б. Осиновская); НП "Доступная городская среда" (инж. М.Ю. Зверев, инж. В.В. Коновалова).

    1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

    Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

    3.5 благоустройство участка (территории) (здесь): Комплекс мероприятий, обеспечивающих доступность маломобильных посетителей и включающий в себя: создание искусственного ландшафта (озеленение), мощение дорожек для пешеходов и проезжей части, устройство наружного освещения, создание зон отдыха, спорта и развлечений на участке, а также информационное обеспечение посетителей.

    3.6 бордюрный пандус (съезд): Уклон пешеходного пути, предназначенный для сопряжения двух разноуровневых поверхностей для безбарьерного передвижения людей, использующих кресла-коляски, не оборудованный поручнями.

    3.7 бортовой камень: Ограждение путей движения и пространств однородными элементами малой высоты, совмещающее функции безопасности и информативности.

    3.8 визуальные средства информации (здесь): Носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов слуха.

    3.10 доступная кабина уборной (здесь): Индивидуальная кабина, размещаемая в блоке общественных уборных (мужских или женских) оборудованная только унитазом, доступная по габаритам для инвалида на кресле-коляске, а по оборудованию - для всех групп инвалидов.

    3.11 доступные для МГН здания и сооружения: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений.

    3.12 доступный маршрут движения: Помещения, места обслуживания, позволяющие беспрепятственно достичь конечной точки маршрута и воспользоваться услугой.