Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Двигаясь перпендикулярно направлению ветра необходимо покидать зону. Олимпиадные задания по обж для обучающихся. Во время сильных порывов урагана лучше

    Двигаясь перпендикулярно направлению ветра необходимо покидать зону. Олимпиадные задания по обж для обучающихся. Во время сильных порывов
 урагана лучше

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЖ ДЛЯ 8 КЛАССА

    вопроса

    I вариант

    II вариант

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ ДЛЯ 9 КЛАССА

    I ВАРИАНТ

      Ураганные ветры сопровождаются:

    а) ясной погодой;

    б) ливневыми дождями;

    в) океаническими волнами вблизи берега высотой более 25 метров.

      Лучшее место для укрытия от смерча:

    а) верхние этажи здания;

    б) нижние этажи здания;

    в) подвальное помещение.

      Если вы увидели из окна автобуса надвигающийся на вас смерч, то после
      остановки автобуса:

    а) ляжете на пол автобуса;

    б) покинете автобус и ляжете на земле у стены здания;

    в) ляжете на землю между домами.

      Скорость распространения низового лесного пожара:

    а) менее 5 м/мин;

    б) более 10 м/мин;

    в) 50–100 м/мин.

      Если при лесном низовом пожаре Вы встретились с его кромкой, то выходить
      из опасной зоны будете:

    а) против ветра;

    б) перпендикулярно направлению ветра;

    в) по ветру.

      Торфяной пожар возможен:

    а) только при сильном ветре;

    б) только при слабом ветре;

    в) при любой силе ветра.

      После наводнения сырую воду из колодцев можно пить после:

    а) двухразовой откачки воды из колодца;

    б) четырехкратной откачки воды;

    в) письменного разрешения санэпидемстанции.

      Горные обвалы происходят при углах:

    а) меньших критического угла склона;

    б) равных критическому углу склона;

    в) больших критического угла склона.

      Что верно:

    а) эпидемия может вызвать стихийное бедствие;

    б) стихийное бедствие может вызвать эпидемию;

    в) любая эпидемия может быть связана со стихийным бедствием.

      Заморозки – это температура ниже нуля:

    а) в течение всего дня;

    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЖ ДЛЯ 9 КЛАССА

    II ВАРИАНТ

      Цунами – это океанические волны высотой:

    а) более 10 метров;

    б) менее 10 метров;

    в) более 75 метров.

      Скорость вращения воздуха в смерче:

    а) более 50 км/ч;

    б) менее 50 км/ч;

      Во время извержения вулкана необходимо покидать опасную зону:

    а) в направлении ветра;

    б) в направлении движения облаков;

    в) перпендикулярно направлению ветра;

    г) перпендикулярно направлению движения облаков.

      Верховой лесной пожар может возникнуть при:

    а) безветрии;

    б) скорости ветра 0,5–1,5 м/с;

    в) скорости ветра 5–15 м/с.

      Возникновение новых очагов низового лесного пожара:

    а) возможно с помощью горящих искр;

    б) возможно с помощью падающих горящих веточек;

    в) не возможно с помощью горящих искр и веточек.

      Во время сильных порывов урагана лучше:

    а) спрятаться у стены здания;

    в) лечь в канаву, плотно прижавшись к земле.

      При неожиданном весеннем затоплении территории вокруг вашего дома
      необходимо:

    а) срочно бежать в поисках более безопасного места;

    б) включить радио и телевизор;

    в) перебраться на верхний этаж или чердак дома.

      С момента обнажения морского дна перед цунами в вашем распоряжении примерно:

    а) 5 секунд;

    б) 5 минут;

    в) 55 минут.

      Наиболее вероятно заболевание холерой:

    а) летом в жаркий период;

    б) зимой при незначительных морозах;

    в) весной или осенью при температурах близких к 0° С.

      При сильных морозах:

    а) можно кататься на лыжах;

    б) нельзя кататься на лыжах;

    в) можно кататься на лыжах, если тепло одеться.

    ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЖ ДЛЯ 9 КЛАССА

    вопроса

    I вариант

    II вариант

    АДокумент составные части объектов, а также состав этих составных частей ... блоками: « Человек и природа », «Человек и общество », «Правила безопасной... » является составной частью Образовательной системы ... устанавливать, является ли данная кривая...

  • Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. Исходные философ проблемы, понятия и принципы. М.: Политиздат, 1991. 672 с

    Реферат

    ... являлось существенной составной частью его самоотождествления. Когда впоследствии произошел распад феодальной системы ... «обществе ». «Общественный» человек есть для него «естественный» человек . «Обществом » соответственно обеспечивается «природа » человека ...

  • Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций, учреждений установлены оценки: - «удовлетворительно » и «неудовлетворительно » .

    Планируя и осуществляя мероприятия по повышению устойчивости, необходимо помнить, что для предприятий, организаций учреждений установлены оценки:удовлетворительно и неудовлетворительно

    платками или какой-то другой тканью и будете их выводить по

    По данным Международной комиссии по радиологической защите, опасными являются дозы, превышающие биологический эквивалент рентгена 35 бэр в год

    – бледность кожных покровов.

    По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение? – Бледность кожных покровов.

    По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение:бледности кожных покровов

    По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение?A) бледности кожных покровов

    По каким признакам можно определить, что у пострадавшего внутреннее кровотечение?A) бледности кожных покровов

    По какой шкале измеряются ураганы: A) Бофорта

    По какой шкале измеряются ураганы? – Бофорта.

    По какому принципу организуется ГО? – территориально – производственному

    По какому принципу организуется гражданская оборона:территориально-производственному

    По какому принципу организуется гражданская оборона? B) Территориально-производственному

    По масштабу проявления загрязнения бывают:- Е)ответы А,В,С(локальные, региональные и глобальные)

    По масштабу проявления загрязнения бывают:E) ответы А,В,С

    По назначению убежище используется для защиты? – В)населения и пунктов управления .

    По назначению убежище используется для защиты:В) Населения и пунктов управления

    По скорости распространения ЧС могут быть смертельные пожары, снежные лавины, сели, аварии с выбросом СДЯВ

    По скорости распространения ЧС могут быть умеренные оползни, паводковые наводнения, извержения вулканов, аварии с выбросом радиоактивных веществ

    По скорости распространения ЧС-могут быть внезапные: землетрясения,взрывы, транспортные аварии

    По скорости распространения ЧС-могут быть плавные-медленно распрост: наводнения, засухи, эпидемии, загряз Поражающими фактогами ядерного взрыва не являются? загазаванность

    По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: (Найдите ошибку)В) Наземные

    По характеру распространения лесные пожары распределяются на: (найдите ошибку) – В)наземные .

    поверхности таким образом, чтобы зараженность снизилась до допу

    Повреждения газопровода определяют специалисты с помощью: -Д) газоанализатора.

    Повреждения газопровода определяют специалисты с помощью.?D) Газоанализатора

    Поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения, называется: C) эквивалентная доза
    D) экспозиционная доза
    E) мощность дозы

    Геострофический ветер – это прямолинейное движение воздуха, которое теоретически имеет место при отсутствии трения.

    В 1838 г. французский ученый – механик Кориолис ввел понятие «поворотное ускорение» – часть полного ускорения тела, появляющаяся при его движении во вращающейся системе отсчёта, например, при движении по поверхности Земли, вращающейся вокруг своей оси (ускорение Кориолиса). Ускорение Кориолиса применительно к атмосфере – это сила, действующая на единицу массы воздуха перпендикулярно направлению его движения, направленная вправо в Северном полушарии, и влево – в Южном. Эффект подобного действия этой силы связан с суточным вращением Земли, которая поворачивается под движущимся воздухом, тогда как последний стремится сохранить по инерции свое первоначальное направление движения. Ускорение Кориолиса равно

    a = 2V ω sinφ. (5.6)

    На экваторе (φ = 0 о), следовательно, A = 0. На полюсах (φ = 90 о), следовательно, A = 2V ω. Ускорение Кориолиса действует перпендикулярно вектору скорости ветра и, как упоминалось выше, направлено вправо в Северном полушарии, и влево – в Южном.

    Пусть в результате взаимодействия двух сил – силы барического градиента и силы Кориолиса – единичная масса воздуха начнет двигаться равномерно. Это станет возможным, когда рассматриваемые силы уравновесят друг друга, т.е. будет выполнено условие: а+А=0 . С учетом (5.4) и (5.6) запишем

    Из уравнения (5.7) получим скорость геострофического ветра

    а

    Рис.5.16. Геострофический ветер в северном полушарии.

    а – сила барического градиента, А – V – скорость ветра. Геострофический ветер дует вдоль изобар, оставляя низкое давление слева

    Выразив давление в Паскалях (1 мб = 100 Па), а расстояние в метрах, получим , где – разность давления по нормали к изобарам на расстоянии 111 км, ω = 0,727×10 -4 с -1 . С учетом этого формула (5.8) перепишется в следующем расчетном виде

    Пусть на высоте 5 км =1 мб/111 км, плотность воздуха 0,735 г/м 3 , широта 57°, sin 57°=0.839. В этих условиях скорость геострофического ветра равна 10 м/с.

    Подчеркнем, что близость действительного ветра к геострофическому позволяет с достаточным приближением рассчитать скорость действительного ветра и его направление по данным о распределении давления.

    Градиентный ветер в циклоне и антициклоне при круговых изобарах. При отсутствии трения и круговых изобарах легко построить математическую модель градиентного ветра.

    В случае циклона наиболее низкое давление (Н ) расположено в его центре (рис. 5.16). Пусть на изобаре 1005 мб (сверху) располагается некоторый объем воздуха, на который действует ускорение силы барического градиента, направленное к центру циклона (а ). Под действием этой силы частица начнет двигаться по направлению к центру циклона, но одновременно на нее начнет действовать сила Кориолиса (А ), принуждая повернуть вправо (против часовой стрелки). Как известно, при криволинейной траектории возникает центробежная сила С= , где r – радиус внешней круговой изобары вращения. Через некоторое время все три силы окажутся на одной прямой и уравновесят друг друга:

    а = A+C , (5.10)

    и с этого момента установится равномерное круговое движение против часовой стрелки со скоростью (рис. 5.17).

    Подставляя в (5.10) значения соответствующих ускорений (т.е. сил, отнесенных к массе), получим

    Решая квадратное уравнение (5.11), можно получить выражение для скорости геострофического ветра в циклоне.

    Выполнив аналогичный анализ для антициклона, для которого направления стрелок для а и А изменятся на противоположные, получим, что вращение воздуха в антициклоне происходит по часовой стрелке, а уравнение равновесия сил получит вид:

    Аналогично из (5.11) можно получить выражение для скорости геострофического ветра в антициклоне.

    Рис. 5.17. Градиентный ветер в циклоне при круговых изобарах

    Влияние трения на скорость и направление ветра. Представленные модели не учитывают силу трения, что приближенно справедливо для свободной атмосферы. Высота, выше которой сила трения практически исчезает (от 500 до 1500 м, в среднем около 1000 м), называется уровнем трения. Слой тропосферы от земной поверхности до уровня трения называется слоем трения или планетарным пограничным слоем .

    Трение в этом слое вызывается шероховатой земной поверхностью, замедляющей скорость воздушных частиц. В процессе турбулентного перемешивания частицы с малой скоростью, находящиеся у поверхности Земли, передаются в вышележащие слои, а сверху, взамен их, к поверхности поступают частицы с большей скоростью, которые вновь замедляются при соприкосновении с земной поверхностью. Таким образом турбулентное перемешивание способствует уменьшению скорости ветра во всем слое трения, причем с удалением от поверхности эффект торможения снижается.

    Скорость ветра вследствие трения на высоте флюгера (10 м) примерно вдвое меньше, чем скорость геострофического ветра, рассчитанная для того же барического градиента. Например, если средняя годовая скорость ветра над сушей 5 м/сек, то средняя скорость геострофического ветра в том же месте составит 9–10 м/сек. Над океаном эффект торможения в среднем заметно меньше, – здесь скорость действительного ветра составляет около 75 % от скорости геострофического ветра.

    Равномерное прямолинейное движение воздуха при наличии силы трения называют геотриптическим ветром .Если для прямолинейных изобар при отсутствии трения воздух перемещается вдоль изобар (геострофический ветер), то под действием силы трения направление геотриптического ветра изменится (рис. 5.18). Сила трения (R ) всегда действует в направлении, противоположном вектору скорости. При равномерном движении сумма сил трения и Кориолиса (А + R ) уравновешивается силой барического градиента (а ), действующей всегда нормально изобарам (рис. 5.18)

    а

    Рис. 5.18. Геотриптический ветер (равномерное прямолинейное движение воздуха при наличии силы трения): а – сила барического градиента, А – отклоняющая сила вращения Земли, R – сила трения, V – скорость ветра

    Геострофический ветер направлен вдоль изобар, нормально ускорению барического градиента (а ). Геотропический ветер направлен под углом α к направлению барического градиента (рис. 5.18), причем α < 90 о. Над сушей угол α в среднем равен 40–50 о, над морем 70–80 о. На высотах этот угол приближается к 90 о, т.е. геотропический ветер превращается в геострофический. Поскольку ветер в северном полушарии у земной поверхности отклоняется от изобар влево, то с высотой, отклоняясь к изобаре, он вращается вправо (по часовой стрелке). Говорят, что в слое трения наблюдается правое вращение ветра с ростом высоты.


    Итак, ветер всегда отклоняется на некоторый угол от барического градиента, в северном полушарии вправо, в южном – влево. Барический закон ветра, сформулированный для приземной атмосферы северного полушария еще в первой половине 19 века эмпирическим путем (закон Бейс–Балло), гласит: если встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое давление – справа и несколько сзади.

    В свободной атмосфере ветер всегда дует вдоль изобар, оставляя в северном полушарии низкое давление слева, а высокое – справа. Поскольку, как мы показали выше, направления градиентов температуры и давления здесь совпадают, следовательно, с удалением от земной поверхности изобары становятся параллельными изотермам, и, значит, ветер принимает направление, параллельное изотермам.На рис. 5.19 показано направление ветра на карте абсолютной барической топографии АТ 500 (ее высота 4900 – 5800 м над уровнем моря). Трение на этих высотах несущественно.

    Изменение направления ветра с высотой демонстрирует спираль Экмана (рис.5.20). Изменения скорости и направления ветра с высотой в слое трения (от поверхности Земли до высоты 1000 м) можно представить годографом, т.е. кривой, соединяющей концы векторов, изображающих ветер на разных высотах и проведенных из одного начала (рис. 5.20).


    Рис. 5.20. Спираль Экмана. Скорости и направления ветра на различных высотах от земной поверхности до уровня трения

    Напомним, что расстояние между соседними изогипсами пропорционально величине градиента давления и, следовательно, чем гуще изогипсы, тем больше градиенты давления, а значит – и больше скорости ветра. Под влиянием силы Кориолиса направление ветра при отсутствии трения перпендикулярно градиенту давления. Поэтому на уровне трения и выше ветер дует примерно параллельно изогипсам и изотермам, причем, низкие значение давления и температуры в Северном полушарии будет слева, а более высокие - справа.

    Зоны давления и ветра в верхней тропосфере. Напомним, что низкие широты – условное название тропических и субтропических областей земного шара, расположенных примерно между 40° северной и южной широты. Высокие широты – условное название приполярных областей земного шара, ограниченных примерно 65° северной и южной широты.

    Начиная с высоты 4–5 км температура в тропосфере в среднем падает от низких широт к высоким. Распределение давления у земной поверхности и на высоте 4–5 км различны. Высокое давление в верхней тропосфере и в стратосфере более или менее близко совпадает с высокой температурой, т.е. область высокого давления располагается в тропических и субтропических областях. Область низкого давления совпадает с низкой температурой, т.е. располагается в приполярных областях. Следовательно, барический градиент направлен из низких широт в высокие (от экватора к полюсам).

    Геострофический ветер при таком градиенте в обоих полушариях должен быть направлен с запада на восток. Действительно, в северном полушарии градиент будет направлен к северу, а ветер, отклоняясь от него на прямой угол вправо , – с запада на восток. В южном полушарии градиент будет направлен к югу, а ветер, отклоняясь от него влево , – таже с запада на восток (рис. 5.21).

    Следовательно, в верхней тропосфере и в нижней стратосфере, где давление по сравнению с экватором наиболее низкое, наблюдается западный перенос воздуха вокруг полюсов. Иными словами, над каждым из полюсов Земли располагается своего рода планетарный циклон с вращением воздуха против часовой стрелки над северным полушарием и по часовой стрелке – над южным (рис. 5.21).

    Рис. 5.21. Зональное распределение давления и переносов воздуха в верхней тропосфере и в нижней стратосфере (схема). Справа – направление барических градиентов вдоль меридиана в соответствующих зонах

    Западный перенос особенно развит в верхней части тропосферы, в широтах 30–35° в каждом полушарии. Скорость ветра на высотах около 12 км даже в многолетнем среднем достигает здесь более 35 м/сек. Это так называемые струйные течения , которые наблюдаются и в других районах, но здесь повторяются чаще. В западном переносе в верхней тропосфере наблюдаются волны длиной в несколько тысяч километров . Вокруг Земного шара их укладывается в каждый момент 4–6. На общий западный перенос налагаются также циклоны и антициклоны.

    Рассмотрим циркуляцию в экваториальных широтах. Оказывается, что самое высокое давление в верхней тропосфере обнаруживается не над экватором. Субтропические зоны высокого давле­ния на высотах 4–5 км смещаются к экватору, располагаясь в верхней тропосфере на некотором расстоянии по обе стороны от него. Отсюда следует, что в сравнительно узкой экваториальной зоне, несколько смещенной к северу от экватора, барический градиент в верхней тропосфере будет направлен к экватору. По этой причине в верхней тропосфере и в нижней господствует восточный перенос (ср. с приземной тропосферой, рис. 5.3).

    Зоны давления и ветра в стратосфере. Летом на более высоких уровнях, в стратосфере, среднее распределение температуры по меридиану противоположно тропосферному . Полярная область стратосферы более разогрета, по сравнению с тропической. На уровне 12–14 км и выше самые низкие температуры находятся уже в экваториальной зоне, а самые высокие – над северным полюсом. Следовательно, летом меридиональный градиент давления в стратосфере, с ростом высоты, постепенно трансформируется, получая направление от полюса к экватору на уровне 18–20 км. Теперь уже возникает околополярный антициклон и, следовательно, наблюдается восточный перенос воздуха на уровнях выше 20 км над летним полушарием.

    Рис. 5.22. Распределение давления и переносов воздуха выше 20 км северным летом (схема). Справа – направление барического градиента вдоль меридиана

    Зимой стратосфера в полярных широтах так же холодна, как над тропиками. Причем, от экватора к средним широтам температура растет, а от средних широт к полярным снова падает. Направление барического градиента верхней тропосферы, как и западное направление зонального переноса, сохраняется зимой во всей толще стратосферы (рис. 5.22).

    5.6. Циклоны и антициклоны

    Циклоны – огромные вихри в приземной атмосфере, до 1000 и более километров в поперечнике (обычно более 100 км). На приземной синоптической карте циклоны обрисовываются замкнутыми концентрическими изобарами округлой или овальной формы (рис. 5.23).

    Рис. 5.23. Схема циклона в Северном полушарии: линии – приземные изобары, стрелки – направление ветра. Н – центр циклона

    В циклонах самое низкое давление находится в центре вихря, а на периферии давление повышенное. Чем больше разница давления между центром и периферией, тем циклон более глубокий.

    В циклоне сила барического градиента направлена от периферии к центру (от высокого давления к низкому). Но под влиянием силы Кориолиса в северном полушарии ветер поворачивает вправо, закручиваясь против часовой стрелки (рис. 5.23).

    В зависимости от вертикальной протяжённости циклонов их подразделяют на несколько видов, одним из которых является высотный циклон . Такой циклон хорошо выражен на высотных синоптических картах в средней и верхней тропосфере, но обычно отсутствует на приземной карте. Как показано выше, изобарические поверхности циклона представляет собой объёмную воронку, которая не обязательно располагается строго вертикально. Существует такое понятие, как ось барической системы . Высотная ось циклона – это линия, соединяющая приземный центр с центрами этого же циклона на различных высотах. Высотная ось обычно наклонена под очень малым углом к горизонту, в случае с циклоном она наклонена в сторону очага холода. У земли под высотным циклоном обычно располагается область с малыми барическими градиентами, чаще всего повышенного давления, иногда хорошо выраженный гребень или антициклон, а в тропосфере он совпадает с областью холодного воздуха.

    Рис. 5.24. Циклоны и фронты на территории России и стран СНГ (карта изобар, приведенных к уровню моря)

    Вследствие больших поперечных размеров циклона, с севера в него «всасывается» холодный воздух, а с юга теплый. Области с тёплым и холодным воздухом образуют в циклоне соответственно тёплый и холодный сектора, границы между которыми, как упомянуто выше, являются атмосферными фронтами (см. рис. 5.4, a ). Это полосы, в пределах которых теплый воздух постепенно замещается холодным, или наоборот. Весь циклон и принадлежащие ему фронты перемещаются с той или иной скоростью в направлении ведущего атмосферного потока.

    Если в сторону наблюдателя движется теплый сектор циклона, а наблюдатель в исходный момент находится в холодном секторе, то это означает, что приближается теплый фронт (см. рис. 5.4, б ). В холодном секторе циклона давление выше, в теплом секторе ниже, следовательно, при приближении теплого фронта давление будет падать. В районе теплого фронта, где соприкасаются теплый и холодный воздух, теплый воздух поднимается по клину холодного, охлаждается, начинается конденсация, следовательно, образуются облака и выпадают обложные осадки. Над фронтальными поверхностями, как правило, образуются обширные облачные системы, в несколько сотен км шириной, в которых облачность меняется от тонких и высоких перистых облаков в передней части, до мощных слоисто-дождевых облаков с обложными осадками непосредственно перед линией фронта.

    Если к наблюдателю приближается холодный сектор (рис. 5.24), расположенный в тыловой части циклона, то в этом случае атмосферный фронт принимает характер холодного фронта с продвижением холодного клина вперёд и с вытеснением тёплого воздуха перед ним в высокие слои. Облачная система холодного фронта не так широка, как тёплого, и для неё характерно преобладание кучево-дождевых облаков, дающих ливневые осадки. Перед холодным фронтом нередко возникают шквалы и грозы.

    При прохождении фронтов резко усиливается ветер. Это способствует перемешиванию промышленных выбросов предприятий и автотранспорта с чистым воздухом, в результате чего в городах снижается концентрации загрязнений в атмосферном воздухе.

    У Земли в центре циклона давление низкое. По этой причине приземный воздух перемещается к центру циклона, а в его центральной части преобладают восходящие потоки воздуха. Следовательно, в центральной части циклона загрязненные выбросы газов и аэрозолей из различных источников (трубы предприятий, автотранспорт и др.) поднимаются в верхние слои атмосферы, что также способствует очистке приземного воздуха от загрязнений и улучшению экологической обстановки в городах и промышленных районах.

    Тропические циклоны (ураганы, тайфуны) – это общее название для циклонов, которые формируются в теплых водах над океанами в тропиках (рис. 5.25). Это огромный атмосферный вихрь диаметром от 100 до 1600 км, сопровождающийся сильными разрушительными ветрами, ливневыми дождями и высокими нагонами (повышением уровня моря под воздействием ветра).

    Зародившиеся тропические циклоны (тропики – это параллели, отстоящие от экватора на 23°27" к северу – Северный тропик, или тропик Рака, и к югу – Южный тропик, или тропик Козерога), обычно движутся на запад, несколько отклоняясь к северу, с возрастающей скоростью перемещения и увеличиваясь в размерах. После движения в направлении полюса тропический циклон может «развернуться», влиться в западный перенос умеренных широт и начать двигаться на восток (однако такая смена направления движения происходит не всегда).


    Вращающиеся против часовой стрелки циклонические ветры Северного полушария имеют максимальную силу в поясе диаметром 30–45 км и более, начинающемся от «глаза бури». Скорость ветра вблизи земной поверхности может достигать 240 км/ч. В центре тропического циклона обычно находится свободный от облаков участок диаметром от 8 до 30 км, который и называется «глазом бури», так как небо здесь часто бывает ясным (или малооблачным), а ветер обычно очень слабый. И, что зона разрушительных ветров на пути движения тайфуна имеет ширину 40–800 км. Развиваясь и перемещаясь, циклоны преодолевают расстояния в несколько тысяч километров, например, от очага формирования в Карибском море или в тропической Атлантике до внутриматериковых районов или Северной Атлантики.

    Тропические циклоны возникают в разных районах мира (за исключением холодных вод Южной Атлантики и юго-восточной части Тихого океана). Они обычно вторгаются в восточные и приэкваториальные районы материков. Ураганные ветры в тропических циклонах могут причинить большой ущерб. Они способны валить деревья, опрокидывать дома, обрывать линии электропередачи и даже пускать под откос поезда. Но к самым большим человеческим жертвам приводят наводнения, связанные с ураганами. Они вызывают огромные волны, выбрасывающие на берег небольшие суда. Уровень моря может за несколько минут подняться более чем на 2 м. Гигантские волны разрушают дома, дороги, мосты, расположенные на берегу. Ураганы обычно сопровождается проливными дождями, которые заливают поля и портят посевы, размывают дороги и сносят мосты, затопляют населенные пункты.

    Струйные течения. Во время Второй мировой войны пилоты сделали открытие, которое имело большое значение для метеорологии. Самолеты, летевшие на запад, попадали в очень сильное воздушное течение, направленное с запада на восток и тормозившее их движение. Исследования областей очень сильных ветров в верхней тропосфере показали, что во фронтальной зоне между холодным и теплым воздухом, где горизонтальный градиент температуры увеличивается, барический градиент осо­бенно сильно растет с высотой (см. раздел: Изменение барического градиента с высотой). Следовательно, скорость ветра достигает очень больших величин. В случае резко выраженного фронта, над ним, вблизи тропопаузы, наблюдается параллельное фронту мощное воздушное течение, в несколько сотен километров шириной, со скоростями 150-300 км/час. Вертикальная протяженность его около 2 км. Это и есть струйное течение . Струйные течения представляют собой сильно турбулизированные движения воздуха, характеризующиеся увеличением скорости в направлении к оси течения. Выше, в зоне ослабления горизонтального температурного градиента, барический градиент падает и скорость ветра ослабевает.

    В случае арктического фронта струйные течения обнаруживаются на более низких уровнях. Иногда струйные течения наблюдаются и в стра­тосфере. Главные фронты тропосферы (полярные и арктические) проходят обычно по широте, причем холодный воздух располагается в более высоких широтах. Поэтому связанные с этими фронтами струйные течения чаще всего направлены с запада на восток. При отклонении главного фронта от широтного направления, отклоняется и струйное течение.

    Струйное течение влияет на скорость полета самолетов. В его зоне может развиваться сильная турбулентность. Поэтому прогноз струйных течений по трассе полета необходим для авиации.

    Антициклон – область в атмосфере, характеризующаяся повышенным давлением воздуха. На картах распределения давления антициклон представляется концентрическими замкнутыми изобарами (линиями равного давления) неправильной, приблизительно овальной формы. Наивысшее давление (до 1025–1070 мб) – в центре антициклона, оно убывает к периферии. Продолжительность существования отдельного антициклона – несколько суток, а иногда и недель.

    Как и циклоны, антициклоны обычно перемещаются в направлении общего переноса воздуха в тропосфере. Средняя скорость перемещения антициклона около 30 км/ч в Северном полушарии, и около 40 км/ч – в Южном, но нередко антициклон надолго принимает малоподвижное состояние. Ветер в антициклоне дует в Северном полушарии по часовой стрелке, а в Южном – против, образуя тем самым гигантский вихрь (рис.5.26). Размер антициклона в поперечнике может достигать порядка тысяч км .

    В антициклоне, в его центральной части, в отличие от циклона, преобладает нисходящее движение воздуха, что способствует накоплению загрязнённого воздуха в приземном слое. При оседании воздух адиабатически нагревается и удаляется от состояния насыщения. Поэтому температура тропосферы в антициклоне повышена (только над самой поверхностью суши зимой она может быть очень низкой), облачность мала, осадки, как правило, отсутствуют. Ветры во внутренней части антициклона слабы, но усиливаются к периферии.

    Антициклон выбрасывает из центра воздух к периферии (рис. 5.26). Поэтому температура воздуха в нем сравнительно мало изменяется, фронты практически не выражены. Из-за отсутствия фронтов в антициклоне преобладает ясная, сухая, безветренная погода. Следовательно, в антициклоне создаются условия, способствующие накоплению антропогенных загрязнений в приземном слое атмосферы. С антициклональной погодой связано ухудшение экологической ситуации, особенно в городах и промышленных районах.

    Рис. 5.26. Схема антициклона в Северном полушарии; жирные линии – приземные изобары; стрелки – направление ветра; В – центр антициклона

    В сильно загрязненной производственными и транспортными выбросами приземной атмосфере, при штиле или слабом ветре, образуется вторичный туман – смог:

    а) густой туман с примесью дыма или газовых отходов производства (например, в Лондоне);

    б) пелена едких газов и аэрозолей повышенной концентрации (без тумана), возникающая под действием ультрафиолетовой радиации Солнца в воздухе в результате фотохимических реакций, происходящих в газовых выбросах автомашин и химических предприятий (например, в Лос-Анджелесе).

    Типичной является реакция окисления сернистого газа с образованием сульфатных аэрозолей. Наличие в воздухе оксидов азота и углеводородов при воздействии ультрафиолетовой радиации приводят к реакции выделения озона и образованием проксилацетилнитрата (ПАН). Это едкий смог с коричневым оттенком. Интенсивный и длительный смог может явиться причиной повышения заболеваемости и смертности.

    Изменения барического поля в циклонах и антициклонах с высотой. Изотермы в циклонах и антициклонах распределены несимметрично: в восточной (обычно передней) части циклона, где ветры направлены из низких широт, температура выше; в западной (обычно тыловой) части, где ветры направлены из высоких широт, она ниже. В антициклонах – наоборот (рис. 5.27). Но барические градиенты с высотой приближаются к температурным градиентам, следовательно, и изобары с высотой приближаются по направлению к изотермам. Изобары на высотах, следуя изотермам, на некоторой высоте размыкаются (рис. 5.27). Над передней (восточной) частью приземного циклона, в средней или верхней тропосфере, располагается гребень повы­шенного давления, совпадающий с языком теплого воздуха, а над тыловой (западной) частью – ложбина пониженного давления, совпадающая с языком холодного воздуха. Над передней частью приземного антициклона располагается ложбина, связанная с низкими температурами, а над тыловой частью – гребень, связанный с высокими температурами .

    Рис. 5.27. Изобары в циклоне (Н ) и антициклоне (В ) на уровне моря (сплошные кривые) и в высоких слоях (прерывистые кривые)

    В тех случаях, когда горизонтальные градиенты температуры малы, изобары остаются замкнутыми до больших высот. При этом характер измене­ния барического поля с высотой зависит от того, какая температура наблюдается в области данной барической системы: более высокая или более низкая.

    Если циклон существует в холодном воздухе, а температура самая низкая в его центре, тогда с высотой барические градиенты мало меняют направление, и замкнутые изобары с низким давлением в центре обнаруживаются до больших высот тропосферы. Это – высокий циклон (рис. 5.28).

    Если циклон совпадает с теплой воздушной массой, а температура в центре циклона наивысшая, то циклон быстро исчезает с высотой, так как в нем на высотах появляется дополнительный барический градиент, связанный с градиентом температуры, противоположным по направлению барическому градиенту. Это – низкий циклон. Над ним располагается антициклон (рис. 5.28). Из рассмотрения рис. 5.29 следует, что для антициклонов наблюдается обратная картина, т.е. холодные антициклоны являются низкими, а теплые – высокими.

    Рассмотрим, следуя С.П. Хромову , процесс возникновения циклонов и антициклонов во внетропических широтах.Напомним, что арктический фронт – это пограничная зона между арктическими воздушными массами и воздушными массами умеренных широт; полярный фронт разделяет воздух умеренных (полярный воздух) и тропических широт.

    На фронтах между полярным (умеренным) и тропическим воздухом, или между арктическим и полярным воздухом (см. рис. 5.5), возникают огромные волны длиной 1000 км и более. В их возникновении играют роль как разрыв температуры и ветра на фронте, так и ускорение Кариолиса.

    Холод Тепло

    Рис. 5.28. Высокий (холодный) и низкий (теплый) циклон. Изобарические поверхности в вертикальном разрезе

    Холод Тепло

    Рис. 5.29. Низкий (холодный) и высокий (теплый) антициклон

    Воздушные частицы по обе стороны фронта испытывают колебательное движение, которое распространяется в виде волны вдоль фронта чаще всего с запада на восток. При этом сама поверхность фронта испытывает волнообразные деформации. В гребнях волн (языки холодного воздуха повышенного давления) фронт продвигается к низким широтам, а в долинах (языки теплого воздуха пониженного давления) – к высоким. В долинах фронтальных волн развиваются циклонические движения и образуются циклоны.

    Центр каждого циклона лежит на фронте (рис. 5.30). В передней части циклона фронт продвигается к высоким широтам, являясь участком теплого фронта. В тыловой части циклона фронт продвигается к низким широтам, представляя участок холодного фронта. Сами фронты в циклоне обостряются вследствие существующей там сходимости воздушных течений. Язык теплого воздуха в циклоне между теплым и холодным фронтом, как упоминалось выше, носит название теплого сектора циклона. Циклон в этой стадии развития (рис. 5.30, в ) называется молодым, он продолжает «углубляться», т.е. давление в его центре падает. Сам циклон перемещается по фронту (обычно в восточном направлении).

    Холодный фронт в области циклона постепенно нагоняет теплый фронт и смыкается с ним (окклюзия циклона). В этой стадии (рис. 5.30, г ) теплого сектора у земной поверхности уже нет – теплый воздух теперь оттеснен холодным воздухом в верхнюю часть тропосферы, где он охлаждается путем излучения, а сам циклон становится холодным и высоким (рис. 5.29). Скорость его перемещения убывает, а давление в центре начинает повышаться – начинается затухание циклона.

    Чаще всего циклоны развиваются на полярных и арктических фронтах. В первом случае воздух теплого сектора будет тропическим воздухом, а остальная часть циклона занята полярным (умеренным) воздухом. Во втором теплый сектор образован уже полярным воздухом, холодный – арктическим.

    Рис. 5.30. Схема развития фронтального циклона: а, б – начальные стадии; в – молодой циклон; г, д – окклюдированный циклон

    На полярном фронте возникает обычно серия циклонов, перемещаю­щихся вдоль фронта один за другим. Из-за уменьшения скорости перемещения в процессе окклюзии циклоны серии обычно нагоняют друг друга и могут объединиться в одну обширную высокую и малоподвижную депрессию –центральный циклон (рис. 5.31), образующийся в субполярных или близких к субполярным широтах. Продолжительность существования серии циклонов около недели. Центральный циклон «живет» дольше.

    В гребнях фронтальных волн между циклонами серии образуются промежуточные антициклоны, довольно слабые, часто представленные гребнями большого субтропического антициклона, по южной периферии которого рас­полагается полярный фронт (рис. 5.31). В пределах гребня антициклона, севернее фронта, устанавливается типичная антициклональная малооблачная и сухая погода.

    Рис. 5.31. Центральный циклон и субтропический антициклон на синоптической карте

    В тылу каждого циклона серии относительно холодный полярный воздух проникает все дальше в низкие широты. Заключительный антициклон, обычно развивающийся к северу или к северо-западу от серии циклонов в полярном воздухе, обеспечивает мощное вторжение полярного воздуха в субтропические широты. Прогреваясь, полярный воздух становится высоким и теплым субтропическим антициклоном.

    Одновременно тропический воздух продвигается в передних частях развивающихся циклонов в высокие широты, оттесняясь в процессе окклюзии от земной поверхности в верхнюю тропосферу. Там он продолжает движение к высоким широтам, сливаясь с центральном циклоном, где охлаждается и трансформируется в полярный воздух.

    Таким образом, происходит обмен воздуха между низкими и высокими широтами.

    Проникающая радиация (поток гамма-излучений и нейтронов при ядерном взрыве; действие продолжается 10–15 с) приводит к возникновению лучевой болезни. При наземном взрыве ядерного боеприпаса с тротиловым эквивалентом 100 кт люди, расположенные вне укрытий, поражаются проникающей радиацией в радиусе: до 1 км – смертельно; 1,7 км – получают ожоги тяжелой степени; 1,9 км – средней степени; до 2 км – легкой степени.
    Радиоактивное заражение местности и находящихся на ней объектов происходит в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва и наведенной радиации, обусловленной образованием радиоактивных изотопов в окружающей среде под воздействием мгновенного нейтронного и гамма-излучений ядерного взрыва; поражает людей и животных главным образом в результате внешнего облучения, действие которого подобно действию проникающей радиации.
    Электромагнитный импульс (кратковременные электрические и магнитные поля, возникающие при ядерных взрывах) воздействует на антенны, провода, кабельные линии и средства связи, в которых наводятся электрические напряжения, приводящие к пробою изоляции, повреждению входных элементов аппаратуры, выгоранию плавких вставок. Конструктивные особенности ядерных зарядов могут сильно влиять на соотношение поражающих факторов. Так, могут быть созданы заряды с резко увеличенным выходом нейтронного излучения («нейтронные»).
    Средства доставки.
    При применении ядерного оружия используются разнообразные средства доставки. Исторически первыми средствами доставки ЯО стали свободнопадающие бомбы. Позже, в 60-е годы XX в. появились управляемые авиационные ракеты с ядерным зарядом. Сейчас они имеют различную дальность стрельбы – от нескольких сот до 4 тысяч километров. На вооружении артиллерийских частей состоят ядерные снаряды и мины различных калибров, для артиллерии стран НАТО это 203 и 155 мм. Ракетное оружие с ядерными зарядами представлено стратегическими наземными комплексами (США, Россия, Китай), оперативно-тактическими наземными комплексами (Индия, Пакистан, Китай, Россия, возможно – КНДР), тактическими наземными комплексами (США, Франция, Россия, Китай, Индия, Пакистан, возможно – КНДР). Ядерное оружие ВМФ (ВМС) включает в себя ядерные торпеды и глубинные бомбы, ядерные крылатые и баллистические ракеты. Ядерные баллистические ракеты большой (более 7 тыс. км) дальности состоят на вооружении атомных ракетных подводных лодок США, Великобритании и России. На вооружении атомных ракетных подводных лодок Франции и Китая состоят баллистические ракеты средней дальности (от 2 до 5 тыс. км). На вооружении зенитных ракетных войск СССР и зенитных ракетных частей США состояли зенитные ракеты с ядерным зарядом. В связи с ростом точности зенитных ракет и изменением тактики применения ВВС надобность в таких ракетах отпала и в 80-е годы XX в. они были сняты с вооружения. В период холодной войны на границе между ГДР и ФРГ, на территории земли Шлезвиг-Гольдштейн, со стороны ФРГ, были установлены ядерные фугасы – инженерные боеприпасы большой мощности. Самый мощный ядерный боеприпас – советская авиационная ядерная бомба, получившая в западной прессе прозвище «Иван». Ее тротиловый эквивалент – 100 мегатонн. Самый маломощный – надкалиберный боеприпас американского безоткатного орудия «Дэви Крокет», имеющий мощность 0,6 килотонны.
    Подведение итогов урока.

    – Что понимают под термином «ОМП» и как он расшифровывается?
    – Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?
    – Когда впервые появилось ядерное оружие и когда было применено?


    Домашнее задание.
    1. Заполните элементы схемы «Структура ОМП»:

    2. Заполните таблицу «Ядерное оружие и его характеристики», основываясь на данных учебника (параграф 2.2 с. 47–58):

    Страницы учебника 47–58.

    Урок 13 (3)
    Тема: «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие».

    Тип урока. Урок-беседа.
    Вопросы урока. 1. Химическое оружие – понятие и классификация. 2. Виды химического оружия и признаки их применения.
    Цели урока. Изучить: понятия, классификацию, виды химического оружия и признаки их применения.
    Оборудование.
    План урока.

    На доске:
    Число, месяц
    Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Химическое оружие.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания.
    1. Структура ОМП:

    2. Таблица «Ядерное оружие и его характеристики».

    3. Ответьте на вопросы:
    – Что понимают под термином «ОМП»?
    – Когда появилось ядерное оружие и когда было применено?
    – Какие страны в настоящее время официально обладают ядерным оружием?
    – На каком принципе основано действие ядерного оружия?
    – Какими поражающими факторами оно обладает?
    – Кратко охарактеризуйте: ударную волну, световое излучение, проникающую радиацию, радиоактивное заражение, электромагнитный импульс.
    – Какие средства доставки используются при применении ядерного оружия?
    Изучение нового материала.
    Фронтальная беседа.
    Химическое оружие – самый ранний (исторически) вид ОМП. Его впервые применили немецкие части в годы Первой мировой войны. Из книг, фильмов и публикаций в периодической печати, из уроков истории и химии вам наверняка известно что-то о химическом оружии (ХО).

    – Чем поражает человеческий организм ХО?
    – Через какие органы ХО воздействует на человека?
    – В каком агрегатном состоянии обычно используется ХО?
    – Что вы знаете о типах ХО?
    – Какие средства защиты от ХО вы знаете?
    – Может ли применять ХО кто-либо еще, кроме Вооруженных сил? Знаете ли вы такие случаи?
    Химическое оружие – это прежде всего газообразные вещества, которые воздействуют через органы дыхания. Бывают смертельные и не смертельные, или слезоточивые, виды химического оружия. Главное средство защиты – противогаз, который был изобретен в России академиком Зелинским. Могут применять ХО террористические организации, например, такое оружие было применено сектой «Аум Сенрике» в токийском метро. А теперь давайте посмотрим, насколько вы правы.
    Во время Первой мировой войны в боях у Ипра германские войска впервые применили химическое оружие. В дальнейшем в составе воюющих армий еще в ходе Первой мировой войны были сформированы химические части и подразделения, предназначенные для применения химического оружия. Одновременно с возникновением ХО встали вопросы защиты от него. В то время на вооружении войск существовали противодымные маски, которые против ХО оказались неэффективными. Успешно решен был вопрос защиты от ХО в России. В 1916 г. химик Н.Д. Зелинский разработал эффективную модель противогаза. После окончания Первой мировой войны химическое оружие, по некоторым данным, применялось частями РККА против отрядов восставших крестьян Тамбовщины (так называемая «Антоновщина»). Другие источники этот факт применения ХО отрицают. В 1925 г. Женевской конвенцией применение химического оружия было запрещено как бесчеловечное и антигуманное. Несмотря на это, многие страны, в том числе подписавшие Женевскую конвенцию, продолжали производить ХО, совершенствовать его и готовились к его применению. Так, в 30-е годы ХХ в., во время колониальной войны фашистской Италии против Эфиопии в 1935–1936 г. итальянские части применяли ХО против эфиопской армии. В годы Второй мировой войны немецко-фашистские части применяли ХО против партизан на советско-германском фронте, в частности, в Аждимушкайских каменоломнях под Керчью. Против регулярных войск ни одна из сторон химического оружия не применяла, хотя солдаты и офицеры всех воюющих армий в районах боевых действий имели при себе противогазы.
    После окончания Второй мировой войны, несмотря на появление ядерного оружия, совершенствование и развитие ХО продолжалось. В США были разработаны новые типы боевых отравляющих веществ (ОВ), в частности, бинарные боеприпасы, относительно безопасные при хранении, транспортировке, обслуживании и подготовке к использованию. Полиция стала широко применять ОВ раздражающего действия, так называемый «слезоточивый газ», при разгоне массовых демонстраций, для прекращения беспорядков и в антитеррористических операциях. Так что история химического оружия продолжается. Самой мрачной его страницей может стать применение ХО террористическими организациями. Такой прецедент уже создан – атака токийского метро сектой «Аум Сенрике», которая стоила жизни и здоровья десяткам мирных жителей. Опасность применения ХО террористами заставляет спецслужбы всех государств принимать меры по предотвращению таких трагедий.
    – Что же такое химическое оружие?
    Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на токсических свойствах некоторых химических веществ. К нему относятся боевые отравляющие вещества и средства их применения.
    Характеристика отравляющих веществ, средства и способы защиты от них.
    Отравляющие вещества (ОВ) – это химические соединения, которые при применении способны поражать людей и животных на больших площадях, проникать в различные сооружения, заражать местность и водоемы. Ими снаряжаются ракеты, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды и мины, химические фугасы, а также выливные авиационные приборы (ВАП).
    По действию на организм человека ОВ делятся на нервно-паралитические, кожно-нарывные, удушающие, общеядовитые раздражающие ипсихотропные.
    ОВ нервно-паралитического действия. VX (Ви-Икс), зарин, поражают нервную систему при действии на организм через органы дыхания, при проникании в парообразном и капельно-жидком состоянии через кожу, а также при попадании в желудочно-кишечный тракт вместе с пищей и водой. Эти ОВ самые опасные. Для поражения человека достаточно очень малого их количества.
    Признаками поражения являются: слюнотечение, сужение зрачков (миоз), затруднение дыхания, тошнота, рвота, судороги, паралич.
    ОВ кожно-нарывного действия (например, иприт) обладают многосторонним действием. В капельно-жидком и парообразном состоянии они поражают кожу и глаза, при вдыхании паров – дыхательные пути и легкие, при попадании с пищей и водой – органы пищеварения. Поражение выявляется не сразу, а через некоторое время – 2 ч. и более. Признаками поражения являются покраснение кожи, образование мелких пузырей, которые затем сливаются в крупные и через 2–3 суток лопаются, переходя в трудно заживающие язвы. При любом местном поражении ОВ вызывают общее отравление организма, которое проявляется в повышении температуры, недомогании.
    ОВ удушающего действия (например, фосген) воздействуют на организм через органы дыхания. Признаками поражения являются сладковатый, неприятный вкус во рту, кашель, головокружение, общая слабость. Эти явления после выхода из очага заражения проходят, и пострадавший в течение 4–6 ч. чувствует себя нормально, не подозревая о полученном поражении. В этот период (скрытого действия) развивается отек легких. Затем может резко ухудшиться дыхание, появиться кашель с обильной мокротой, головная боль, повышение температуры, отдышка, сердцебиение.
    ОВ общеядовитого действия (синильная кислота и хлорциан) поражают только при вдыхании воздуха, зараженного их парами (через кожу они не действуют). Признаками поражения являются металлический привкус во рту, раздражения горла, головокружение, слабость, тошнота, резкие судороги, паралич. Для защиты от этих ОВ достаточно использовать противогаз.
    ОВ раздражающего действия CS (Си-Эс), адамсит и др. вызывают острое жжение и боль во рту, горле и глазах, сильное слезотечение, кашель, затруднение дыхания.
    ОВ психохимического действия bz (Би-Зет) специфически действуют на ЦНС и вызывают психические (галлюцинации, страх, подавленность) или физические (слепота, глухота) расстройства.
    Очаг химического поражения.
    Территория, в пределах которой в результате воздействия химического оружия произошли массовые поражения людей и сельскохозяйственных животных, называется очагом поражения . Размеры его зависят от масштаба и способа применения ОВ, типа ОВ, метеорологических условий, рельефа местности и других факторов.
    Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию химического оружия, и территория, над которой распространилось облако зараженного воздуха в поражающих концентрациях, называется зоной химического заражения . Различают первичную и вторичную зоны заражения.
    Первичная зона заражения образуется в результате воздействия первичного облака зараженного воздуха, источником которого являются пары и аэрозоли ОВ, появившиеся непосредственно при разрыве химических боеприпасов. Вторичная зона заражения образуется в результате воздействия облака, которое образуется при испарении капель ОВ осевших после разрыва химических боеприпасов.
    Средства доставки и применения химического оружия.
    Средства доставки химического оружия в основном те же, что и ядерного. Авиационные боеприпасы, кроме управляемых ракет, но с добавлением выливных авиационных приборов и сбрасываемых кассет с химическими боеприпасами. Те же артиллерийские снаряды и мины, но к ним прибавляются химические снаряды для реактивных систем залпового огня, те же инженерные боеприпасы – химические снаряды а мины.
    Химические боеприпасы могут применяться диверсионным способом – для отравления пищи, воды, воздуха в районах расквартирования и сосредоточения войск, на важных военных, военно-промышленных и транспортных объектах. Главные черты диверсионного способа применения ХО – скрытность и внезапность. В этих условиях относительно небольшое количество отравляющих веществ может привести к серьезным потерям, посеять панику и привести к дезорганизации боевой или иной деятельности объекта, против которого применено ХО, что повлечет за собой серьезное военное ослабление противника в тактическом масштабе.
    Меры защиты.
    Наиболее распространенными и эффективными мерами защиты от химического оружия является использование средств защиты органов дыхания и кожи. Прежде всего это противогазы, в меньшей степени – респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания. Респираторы и простейшие средства защиты органов дыхания зачастую не способны защитить человека от боевых отравляющих веществ. При нахождении человека в помещении производится герметизация. В этом случае время безопасного пребывания определяется объемом помещения, количеством людей в нем, качеством воздуха на момент герметизации и физической активностью находящихся в нем людей.
    От воздействия химического оружия можно защититься и находясь внутри транспортного средства (боевой машины), которое специально оборудовано устройствами, создающими избыточное давление внутри корпуса. Последний способ – это использование для дыхания дыхательных смесей, помещенных в баллоны или иные, не связанные с атмосферным воздухом, емкости.
    Покидать зону химического заражения следует, двигаясь перпендикулярно направлению ветра.
    В заключение следует напомнить, что опасными для человека являются не только специально созданные боевые отравляющие вещества, но и промышленные вещества, созданные для иных целей, но обладающие отравляющим действием на человеческий организм. От них можно защищаться, используя те же способы и приемы, что и при защите от химического оружия.
    Подведение итогов урока.
    Вопросы для закрепления знаний.



    – Кратко охарактеризуйте ОВ психо-химического действия.

    Домашнее задание.
    1. Заполните таблицу «Химическое оружие», основываясь на материале учебника с. 58–62:
    При заполнении последней графы таблицы используйте три типа ответов – ДА – если смертельное поражение происходит в большинстве случаев поражения данным ОВ, ВОЗМОЖНО – если поражение происходит только при большой концентрации и длительном воздействии, НЕТ – если такое происходит только с людьми, имеющими хронические заболевания систем организма или острую аллергическую реакцию на такие вещества.

    2. Ситуационная задача.
    Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы

    При ответе пользуйтесь материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).
    Страницы учебника 56–62.
    ПРОТОКОЛ О ВОСПРЕЩЕНИИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НА ВОЙНЕ ХИМИЧЕСКИХ И БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
    17 июня 1925 г.
    (извлечение)
    Уполномоченные от имени своих правительств:
    Принимая во внимание, что употребление в войне удушливых, ядовитых или подобных им газов, а также всяких аналогичных жидкостей, веществ или препаратов было бы по справедливости осуждено общим мнением цивилизованного мира.
    Принимая во внимание, что запрещение этого употребления было формулировано в договорах, сторонами в которых является большая часть держав мира.
    В намерении заставить повсеместно признать включенным в международное право это запрещение, налагаемое равным образом на совесть и на поведение наций.
    Заявляют:
    Что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не являются уже сторонами в договорах, запрещающих это употребление, признают это запрещение, согласны распространить это запрещение употребления на бактериологические военные средства и соглашаются рассматривать себя взаимно связанными по силе этой декларации.
    Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия, чтобы привести другие государства к присоединению к настоящему протоколу.
    «Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях», ч. III, М., 1929, стр. 278.

    Урок 14 (4)
    Тема : «Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие».

    Тип урока. Урок-беседа.
    Вопросы урока. 1. Биологическое оружие – понятие и виды. 2. Признаки применения биологического оружия, его особенности. 3. Основные мероприятия по защите от биологического оружия.
    Цели урока. Изучить: биологическое оружие – понятие, виды, признаки применения, особенности и основные мероприятия по защите населения при применении противником биологического оружия.
    Оборудование. Учебник, плакаты (слайды), схемы, учебный фильм.
    План урока.

    На доске:
    Число, месяц
    Тема: Современные средства поражения и их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. Биологическое оружие.
    Ход урока
    Организационный момент
    Проверка домашнего задания.
    1. Учитель выборочно проверяет заполнение таблицы «Химическое оружие».

    2. Решение ситуационной задачи.
    «Вы оказались в зоне массовых беспорядков в момент, когда правоохранительные органы применили ОВ раздражающего действия. Что вы предпримите для того, чтобы
    А) защитить себя от воздействия ОВ;
    Б) чтобы покинуть зону применения ОВ.
    При ответе пользуются материалами урока (раздаточным материалом или конспектом).
    А) Использовать для защиты органов дыхания подручные средства – шарф, футболку, рубашку, носовой платок, другие изделия, желательно – из хлопчатобумажной ткани. Если есть вода – импровизированную маску необходимо смочить, но не обильно, чтобы влага не мешала дыханию.
    Б) Необходимо двигаться перпендикулярно направлению ветра, вверх по склону, в сторону свободных, продуваемых ветром площадей, проспектов, избегать парков и скверов, где газ может задерживаться и накапливаться. Если погода безветренная – по склону вверх, если нет возвышенности, но есть рядом водоем – к нему, т.к. на берегу обычно есть ветер. При движении стараться держать глаза закрытыми, открывать только в случае необходимости. Глаза ни в коем случае не тереть. После выходы обильно обмыть лицо водой, по возможности прополоскать рот и горло.
    3. Ответьте на вопросы:
    – Когда и где было впервые применено химическое оружие?
    – Какие типы химического оружия вы знаете?
    – Кратко охарактеризуйте ОВ общеядовитого действия.
    – Кратко охарактеризуйте ОВ удушающего действия.
    – Кратко охарактеризуйте ОВ кожно-нарывного действия.
    – Кратко охарактеризуйте ОВ нервно-паралитического действия.
    – Кратко охарактеризуйте ОВ психохимического действия.
    – Кратко охарактеризуйте ОВ раздражающего действия.
    – Какие средства доставки и применения химического оружия вы знаете.
    Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
    Биологическое оружие. Этот зловещий термин появился недавно, в 70–80-е годы XX в. До этого употреблялся термин «бактериологическое оружие». Он имеет более узкое значение, причем он не совсем корректен, т.к. в качестве оружия используются не только бактерии, но и рекетсии, вирусы, токсины микроорганизмов и так далее. В чем же опасность биологического оружия? И почему, зная и даже используя инфекционные болезни для поражения противника еще с глубокой древности, люди смогли создать биологическое оружие только в середине XX в.?
    Биологическое оружие – понятие, для вас не новое. Учитель предлагает ответить на вопросы.
    Вопросы для активизации знаний.
    – Что такое биологическое оружие?
    – В чем его опасность?
    – Каковы поражающие факторы биологического оружия?
    – Кому, кроме людей, оно может угрожать?
    – Каким образом оно может быть применено?
    – Каковы самые главные меры защиты от биологического оружия?
    – Какую помощь необходимо оказывать пострадавшему от биологического оружия?
    Лекция. Биологическое оружие самый последний из видов ОМП, который был принят на вооружение ВС ряда государств. История знает случаи применения этого вида «оружия» еще в древности и в средние века. При осадах крепостей осаждавшие войска забрасывали город при помощи метательных машин трупы людей, умерших от болезней, стремясь вызвать эпидемии среди осаждаемых. В 1877 г. при осаде крепости Баязет, занятой русскими войсками, турецкие войска отравили воду в ручье, протекавшем через крепость, завалив его трупами людей и лошадей и вызвав эпидемию желудочно-кишечных заболеваний. Однако намеренно создавать специальные культуры микроорганизмов для создания эпидемий среди войск противника, мирного населения, поражения домашних животных, смогли только в XX в.
    Работы по созданию биологического оружия велись еще до начала Первой мировой войны и это было известно мировой общественности. Поэтому его применение было запрещено Женевской конвенцией 1925 г. В 1945 г. Япония активно готовилась к применению такого вида оружия. Работы по созданию биологических поражающих средств проводил медицинский отряд 731, дислоцированный на территории Маньчжурии. Во время наступления советских войск в августе 1945 г. была проведена операция по захвату этого отряда и научной документации, но японцы успели уничтожить результаты исследований.

    Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2014/2015 учебном году

    Примерные тестовые задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады

    1. Ураганные ветры сопровождаются:

    а) ясной погодой;

    б) ливневыми дождями;

    в) океаническими волнами вблизи берега высотой более 25 метров.

    2. Лучшее место для укрытия от смерча:

    а) верхние этажи здания;

    б) нижние этажи здания;

    в) подвальное помещение.

    3. Если вы увидели из окна автобуса надвигающийся на вас смерч, то после
    остановки автобуса:

    а) ляжете на пол автобуса;

    б) покинете автобус и укроетесь в здании;

    в) ляжете на землю между домами.

    4. Скорость распространения низового лесного пожара:

    а) менее 5 м/мин;

    б) более 10 м/мин;

    в) 50–100 м/мин.

    5. Если при лесном низовом пожаре Вы встретились с его кромкой, то выходить
    из опасной зоны будете:

    а) против ветра;

    б)

    в) по ветру.

    6. Торфяной пожар возможен:

    а) только при сильном ветре;

    б) только при слабом ветре;

    в) при любой силе ветра.

    7. После наводнения сырую воду из колодцев можно пить после:

    а) двухразовой откачки воды из колодца;

    б) четырехкратной откачки воды;

    в) письменного разрешения санэпидемстанции.

    8. Горные обвалы происходят при углах:

    а) меньших критического угла склона;

    б) равных критическому углу склона;

    в) больших критического угла склона.

    9. Начальными признаками переутомления являются:

    а) пониженное артериальное давление;

    б) боли в суставах;

    в) увеличение числа простых ошибок.

    10. Заморозки – это температура ниже нуля:

    а) в течение всего дня;

    б) ночью;

    в) утром.

    11 . Цунами – это океанические волны высотой:

    а) более 10 метров;

    б) более 20 метров;

    в) более 75 метров.

    12. Скорость вращения воздуха в смерче:

    а) более 50 км/ч;

    б) менее 50 км/ч;

    в) 50 км/ч.

    13. Во время извержения вулкана необходимо покидать опасную зону:

    а) в направлении ветра;

    б) в направлении движения облаков;

    в) перпендикулярно направлению ветра;

    г) перпендикулярно направлению движения облаков.

    14. Верховой лесной пожар может возникнуть при:

    а) безветрии;

    б) скорости ветра 0,5–1,5 м/с;

    в) скорости ветра 5–15 м/с.

    15. Возникновение новых очагов низового лесного пожара:

    а) возможно с помощью горящих искр;

    б) возможно с помощью падающих горящих веточек;

    в) не возможно с помощью горящих искр и веточек.

    16. Вас застиг ураган на улице. Во время сильных порывов урагана лучше:

    а) спрятаться у стены здания;

    б) убежать подальше от здания;

    в) лечь в канаву, плотно прижавшись к земле.

    17. При неожиданном весеннем затоплении территории вокруг вашего дома
    необходимо в первую очередь:

    а) срочно бежать в поисках более безопасного места;

    б) включить радио и телевизор;

    в) перебраться на верхний этаж или чердак дома.

    18. С момента обнажения морского дна перед цунами в вашем распоряжении
    примерно:

    а) 5 секунд;

    б) 5 минут;

    в) 55 минут.

    19. Наиболее вероятно заболевание холерой после ЧС (наводнение, цунами):

    а) летом в жаркий период;

    б) зимой при незначительных морозах;

    в) весной или осенью при температурах близких к 0° С.

    20. Невыполнение режима дня приводит к:

    а) нарушению функций мышечной и костной системы;

    б) нарушению функций центральной нервной системы;

    в) нарушению функций пищеварительной системы;

    Матрица ответов*

    1. Тяжёлые металлы воздействуют на организм следующим образом:

    а) вызывают головные боли;

    б) вызывают отравления, раковые заболевания;

    в) снижают иммунитет.

    2. Уровень естественного шумового фона:

    а) 10-20 дБ;

    б) 20-30 дБ;

    в) 30-40 дБ.

    3. Одноэтажные каменные дома ослабляют радиацию:

    а) в 2-3 раза;

    б) в 7-8 раза;

    в) в 10 раз.

    4.Гиподинамия-это:

    а) раздел физики;

    б) недостаток движения;

    в) разновидность фитнесса.

    5. При ожогах щёлочью необходимо:

    а) обработать ожёг маслом;

    б) промыть водой и сделать примочку из раствора кислоты;

    в) промыть водой и сделать примочку из раствора щёлочи.

    6. Всероссийское движение «Школа безопасности» существует:

    а) с 1993 года;

    б) с 1995 года;

    в) с 1997 года.

    7. Оптимальной для человека является среднегодовая температура:

    а) 18-20 градусов по Цельсию;

    б) 28-30 градусов по Цельсию;

    в) 8-10 градусов по Цельсию.

    8. Вы пришли домой и заметили, что в квартире кто-то побывал (дверь не заперта,

    окно выбито и т.п.). Ваши действия:

    а) войдете в квартиру установите, какие вещи исчезли и сообщите об этом в милицию;

    б) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию о происшествии;

    в) не будете входить в квартиру, а вызовите милицию по телефону от соседей.

    9. По количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода

    взрослый тополь превосходит ель в:

    а) 3 раза;

    б) 5 раз;

    в) 7 раз.

    10. Тяжелейшее состояние организма пострадавшего, наступившее в результате
    травмы, это:

    а) травматический шок;

    б) обморок;

    в) коллапс.

    11. В табачном дыме содержится вредных для здоровья веществ:

    а) более 200;

    б) более 300;

    в) более 400.

    12.Исскуственную вентиляцию легких необходимо проводить в случаях:

    а) у пострадавшего отсутствует дыхание;

    б) у пострадавшего отсутствует координация и речь;

    в) у пострадавшего бессознательное состояние.

    13. Кому принадлежала инициатива создания Международного комитета Красного
    Креста:

    а) Л. Пастеру;

    б) А. Дюнану;

    в) Х.А. Самаранчу.

    14. Что не является группой топографических знаков:

    а) дорожная сеть;

    б) гидрография;

    в) аэрография.

    15. Через сорок девять часов после ядерного взрыва мощность дозы излучения
    уменьшается:

    а) в 10 раз;

    б) в 100 раз;

    в) в 1000 раз.

    16. Оптимальной для человека является относительная влажность:

    а) 20-40%;

    б) 50%;

    в) 40-60%.

    17. Окись углерода вызывает:

    а) головные боли;

    б) отравления, раковые заболевания;

    в) лёгочные заболевания.

    18. Одно взрослое каштановое дерево очищает:

    а) 10 тыс. кубических метров воздуха;

    б) 20 тыс. кубических метров воздуха;

    в) 30 тыс. кубических метров воздуха.

    19 . Ксенобиотики относятся:

    а) к химическим загрязнителям;

    б) к биологическим загрязнителям;

    в) к информационным загрязнителям.

    20. Вам кажется, что кто-то идет за вами следом. Ваши действия:

    а) перейдёте несколько раз улицу и, убедившись в своих подозрениях, побежите в
    людное место;

    б) остановитесь и выясните причину преследования;

    в) броситесь бежать к уличному таксофону.

    Матрица ответов*

    вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    ответа

    Б

    Б

    В

    Б

    Б

    Б

    А

    В

    В

    А

    вопроса

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    ответа

    В

    А

    Б

    В

    Б

    В

    А

    Б

    А

    А

    * Все правильные ответы оцениваются в 3 балла. 0 баллов выставляется за неправильный ответ, а также, если участником отмечено более одного ответа (в том числе правильный).

    Примерные письменные задания теоретического тура школьного этапа Олимпиады

    Примерные задания для средней возрастной группы

    Задание 1. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах, выполните следующие задания:

    а. Перечислите признаки возможного наличия взрывных устройств.

    б. Среди террористических актов особое место занимают преступления, связанные с
    захватом в заложники. Как Вы поступите, если вдруг окажитесь в числе заложников
    захваченного террористами самолета?

    Задание 2. В последнее время отмечено активное увлечение «азартными компьютерными играми». В чём заключается опасность этого увлечения, какой вред оно наносит человеку?

    Задание 3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания -наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях радиоактивного или химического заражения окружающей среды. Исходя из этого:

    1. Заполните до конца таблицу о защитных свойствах средств индивидуальной защиты органов дыхания

    Вариант ответа (наименование средства защиты)

    Вопрос (предназначение средства защиты)

    Обеспечивает защиту органов дыхания, лица и глаз от АХОВ, находящихся в окружающем воздухе в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях при достаточном количестве кислорода в воздухе

    Для защиты органов дыхания от радиоактивной, грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей

    Обеспечивают защиту от паров и аэрозолей АХОВ. Их нельзя применять, если АХОВ оказывает воздействие на кожу и глаза

    Предназначены для работы в атмосфере недостатка кислорода, при высоких концентрациях АХОВ, на малых глубинах

    2. Определите, как заменить в условиях заражения воздуха поврежденный
    противогаз на исправный

    3. Опишите Ваши действия по сигналу «Радиационная опасность»

    Примерные задания для старшей возрастной группы

    Задание 1. С середины XIX века одним из инструментов защиты человека в условиях вооруженного конфликта стало Международное гуманитарное право. Ознакомьтесь с определением понятия «Международное гуманитарное право» и с текстом ст.2 «Всеобщей декларацией прав человека»:

    1. Международное гуманитарное право - это совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение средств и методов ведения войны и на защиту жертв вооруженных конфликтов.

    2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 г.).

    Ст. 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

    Ответьте на вопросы и сделайте выводы:

    1. В какое время (в какой ситуации) применяется международное
    гуманитарное право, и в какое время применяется декларация прав
    человека?

    2. На кого распространяется международное гуманитарное право и на кого
    распространяется декларация прав человека?

    Задание 2. Специалисты утверждают, что радиоактивное загрязнение местности при авариях на атомных электростанциях отличается от радиоактивного загрязнения местности при ядерных взрывах. Обоснуйте это утверждение.

    Задание 3. Основываясь на знаниях по основам обороны государства и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Вам предлагается определить полноту формулировок (требований), и при необходимости дополнить их.

    1. Воинская обязанность предусматривает: ____________________________________

    2. По результатам медицинского освидетельствования выносится одно из
    четырех заключений о годности гражданина к военной службе. Проставьте
    соответствующую буквенную категорию отбора против решения комиссии:

    «___» – не годен к военной службе;

    «___» – ограниченно годен к военной службе;

    «___» – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

    «___» – годен к военной службе;

    «___» - временно не годен к военной службе;

    3. Обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает: предусматривает: ____________________________________

    ______________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________

    Примерные задания практического тура школьного этапа Олимпиады

    Задание 1. Пострадавший лежит на спине в состоянии клинической смерти после отравления продуктами горения. Окажите первую медицинскую помощь.

    Условия: выполняется на тренажере «Гоша» с правом привлечь помощника. При отсутствии тренажера «Гоша» допускается применять другой манекен или тренажер.

    Алгоритм выполнения задания:

    Задание 2. Пострадавший с артериальным кровотечением из бедренной артерии кричит от боли. Окажите первую медицинскую помощь.

    Задание 3. Завязать за 1 минуту пять из числа перечисленных узлов: «булинь», «проводник», «восьмерка», «стремя», «встречный», «схватывающий» (классический), «брам-шкотовый на петле», «прямой», «заячьи уши», «двойной проводник».

    Задание 4. Преодоление заболоченного участка по «кочкам».

    Условия: 8 «кочек» установлены в шахматном порядке со «сбоем ноги» (в средине две «кочки» по прямой); расстояние между центрами «кочек» 1,5 м.; диаметр «кочек» не более 30 см. В 1,5 м от первой «кочки» и в 1,5 м за последней «кочкой» нанесены контрольные линии; на первую и последнюю «кочки» наступать обязательно.

    Задание 5. Действия при обнаружении и по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения.

    Задание 6. Преодоление зоны химического заражения.

    Задание 7 (Только для старшей возрастной группы ) . Сборка модели массогабаритной автомата (АКМ, АК-74)

    Задание 8 ( Только для старшей возрастной группы) . Стрельба из пневматической винтовки по откидным мишеням*.