Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Фед закон 229 об исполнительном производстве. Закон о приставах и об исполнительном производстве. Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

    Фед закон 229 об исполнительном производстве. Закон о приставах и об исполнительном производстве. Исполнительное производство – самостоятельная стадия судебной защиты

    Исполнительное производство выступает заключительной стадией судебного разбирательства. Этот этап присутствует при рассмотрении как гражданских споров, так и уголовных дел.

    Нормативная база

    ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок и условия, в соответствии с которыми осуществляется реализация постановлений судебных и иных органов и их должностных лиц, обладающих полномочиями по возложению на организации, граждан, Россию и ее регионы обязанности по предоставлению другим субъектам либо передаче в соответствующие бюджетные фонды денежных средств и прочего имущества. В нормативном акте устанавливаются правила назначения определенных действий в пользу указанных лиц или воздержания от них. Рассмотрим некоторые положения ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с комментариями).

    Задачи и принципы

    В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с изменениями) установлены цели деятельности уполномоченных структур. В их задачи входит обеспечение правильного и своевременного исполнения актов судебных и прочих инстанций, а также должностных лиц, а в предусмотренных нормами случаях — других документов для защиты нарушенных свобод, интересов и прав организаций и граждан. В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» установлены принципы, на которых основывается работа компетентных органов:

    1. Законность.
    2. Своевременность осуществления надлежащих действий и применения принудительных мер.
    3. Обеспечение уважения достоинства и чести граждан.
    4. Неприкосновенность минимума имущества, которое необходимо для существования должника и его родственников.
    5. Соотносимость объема требований и принудительных мер.

    Уполномоченные структуры

    В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» (с изменениями) вопросы о принудительной реализации актов судебных и иных инстанций, а также должностных лиц относится к компетенции ФССП. Непосредственное осуществление полномочий возлагается на судебных приставов структурных подразделений службы. Деятельность должностных лиц регламентируется ФЗ-229, а также нормативным актом, регулирующим работу ФССП, и прочими юридическими документами.

    Обязательность требований

    Закон РФ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что предписания, вынесенные судебными приставами, распространяются на все государственные, местные структуры власти, организации и население. Постановления подлежат неукоснительной реализации на всей территории России. При невыполнении законных требований служащих ФССП они вправе применить меры, установленные рассматриваемым нормативным актом. Нарушители или лица, уклоняющиеся от осуществления вмененных им обязанностей, подлежат привлечению к ответственности.

    Обязанные субъекты

    В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» определяется круг лиц, которые должны реализовывать вынесенные ФССП постановления. К ним, в частности, относятся органы, организации, в том числе государственные, местные структуры, банковские и кредитные учреждения, должностные лица, граждане. Выполнение требований судебных приставов физическими, юрлицами, местными и федеральными институтами власти осуществляется на основании исполнительных документов.

    Порядок реализации постановлений банковскими и кредитными учреждениями

    Он устанавливается в ст. 8 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Документы, на основании которых банковское или иное кредитное учреждение будет реализовывать требования, могут быть направлены непосредственно взыскателем. Вместе с этими бумагами субъект представляет заявление. В соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» в нем должны присутствовать:

    1. Реквизиты счета взыскателя. На него будут перечисляться средства должником.
    2. Ф.И.О. гражданство, реквизиты документа, которым удостоверяется личность субъекта, его место пребывания/проживания, ИНН (при наличии), сведения миграционной карты, а также документа, которым подтверждается право на нахождение на территории России. Если взыскателем выступает юрлицо, указывается его название, ИНН либо код зарубежной организации, номер и место госрегистрации, юридический адрес.

    Представитель заявителя должен представить документ, подтверждающий его полномочия. Если исполнительный лист был отправлен в банковское или иное кредитное учреждение после отзыва у него лицензии, бумага возвращается отправителю.

    Особенности взыскания периодических платежей

    Исполнительный лист на сумму менее 25 тыс. руб. может направляться на предприятие либо лицу, осуществляющему должнику выплату пенсии, зарплаты, стипендии либо других средств, непосредственно самим взыскателем. Вместе с этим документом заинтересованный субъект представляет заявление. В нем в соответствии с ФЗ РФ-229 «Об исполнительном производстве» указываются:

    1. Реквизиты счета в банке, на который будет осуществляться перечисление удержанных средств, или адрес, по которому их надлежит переводить.
    2. Ф.И.О. сведения о документе, удостоверяющем личность взыскателя-гражданина, или наименование, ИНН/код зарубежной организации, номер и место госрегистрации, адрес расположения (для юрлица).

    Требования к ИЛ

    В исполнительном листе кроме постановления пристава, судебного приказа, а также соглашения о выплате алиментов, удостоверенного нотариально, должны присутствовать:

    1. Название и адрес суда либо другого органа, выдавшего ИЛ, фамилия и инициалы уполномоченного служащего.
    2. Наименование и номера материалов или дела, в соответствии с которыми выписан исполнительный документ.
    3. Дата вынесения постановления суда или акта иного органа/должностного лица.
    4. Календарное число вступления документа-основания в действие либо указание на незамедлительное его исполнение.
    5. Данные о взыскателе и должнике.
    6. Резолютивная часть постановления суда или другого органа/служащего. В ней должны содержаться требования, указывающие на возложение на должника обязанностей по передаче взыскателю денег либо прочего имущества, совершению определенных действий в пользу последнего либо воздержанию от них.
    7. Дата выдачи ИЛ.

    В случае предоставления до выдачи ИЛ отсрочки либо рассрочки выполнения требований в документе должен быть указана дата, с которой начинает течь срок их исполнения. Акт, полученный на основании судебного постановления или являющийся им, заверяется подписью судьи и гербовой печатью. ИЛ, выданный в соответствии с документом иного органа, удостоверяется росписью уполномоченного лица этой инстанции и ее печатью. Содержание нотариального соглашения о выплате алиментов, а также судебного приказа определяется федеральным законодательством. Данные документы подписываются теми лицами, которыми они были приняты или удостоверены, а также заверяются печатью.

    Ст. 50 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве»

    В этой норме установлены обязанности и права участников отношений. Сторонам производства разрешается:

    1. Знакомиться с материалами дела.
    2. Делать выписки, снимать копии документов.
    3. Представлять дополнительные бумаги и сведения.
    4. Заявлять ходатайства.
    5. Принимать участие в исполнительных действиях.
    6. Давать письменные и устные объяснения, приводить доводы по вопросам, возникающим в ходе процессуальных процедур.
    7. Выражать возражения против ходатайств других лиц.
    8. Обжаловать постановления пристава, заявлять отвод.

    Этот перечень не считается исчерпывающим. В нормативных актах могут предусматриваться и иные права субъектов. Стороны производства могут заключить мировое соглашение до окончания производства. Участники отношений несут обязанности, установленные рассматриваемым и иными нормативными актами.

    Ст. 101 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

    Нормативным актом определяется перечень доходов, на которые не может обращаться взыскание. В статье 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» указаны следующие их виды:

    1. Денежные суммы, полученные в качестве возмещения вреда, нанесенного здоровью.
    2. Средства, выплаченные для компенсации ущерба, связанного со смертью кормильца.
    3. Суммы, предоставляемые гражданам, которые получили увечья (контузии, травмы, ранения) в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей, а также их родственникам в случае гибели указанных лиц.
    4. Компенсации за счет бюджетных средств субъектам, пострадавшим при техногенных или радиационных катастрофах.
    5. Пособия, выплачиваемые гражданам по уходу за нетрудоспособными лицами.
    6. Ежегодные/ежемесячные денежные суммы, начисляемые согласно нормативным актам гражданам отдельных категорий. К ним, в частности, относят компенсации стоимости лекарств, проезда и так далее.
    7. Суммы, которые выплачиваются в качестве алиментов, предоставляемые на содержание несовершеннолетних лиц на период проведения розыска их родителей.
    8. Компенсационные отчисления, предусмотренные в законодательстве о труде. К ним относят выплаты, связанные с командировкой, приемом, переводом, направлением на работу в иную местность, с изнашиванием инструментов, принадлежащих сотруднику, а также суммы, предоставляемые предприятием на случай рождения ребенка, смерти родственников, регистрации брака.
    9. Страховые выплаты по ОСС, кроме пенсий по старости, инвалидности и пособий по временной нетрудоспособности.
    10. Средства семейного (материнского) капитала, предусмотренные в ФЗ № 256.
    11. Пенсии, выплачиваемые в связи с потерей кормильца, и дополнительные суммы к ним.
    12. Пособия лицам, имеющим детей, предоставляемые за счет федеральных, местных и региональных бюджетных средств, внебюджетных госфондов.
    13. Суммы материальной (единовременной) поддержки в связи со стихийными бедствиями или прочими чрезвычайными обстоятельствами, террористическим актом, смертью родственника в форме гуманитарной помощи, а также за оказание содействия в обнаружении, пресечении, предупреждении и раскрытии преступлений.
    14. Частичная или полная компенсация стоимости путевок, кроме туристических, предоставляемых работнику или его родственникам, в том числе детям, не достигшим 16 лет, инвалидам, не состоящим в штате данного предприятия, в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России.
    15. Суммы возмещения проезда к месту прохождения оздоровления или лечения и обратно, сопровождающих лиц в том числе, если это предусматривается федеральными нормативными актами.
    16. Социальные выплаты на погребение.

    Читайте также: Подозреваемый должен быть допрошен с момента его задержания

    Особое правило установлено в отношении алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних граждан, а также компенсаций вреда, возникшего вследствие смерти кормильца. Ограничения по обращению взыскания на указанные суммы, предусмотренные в пунктах 1 и 4 ч. 1 статьи 101 рассматриваемого федерального закона, не применяются.

    10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.

    Каково быть девственницей в 30 лет? Каково, интересно, женщинам, которые не занимались сексом практически до достижения среднего возраста.

    Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

    Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

    Почему вы никогда не видели птенца голубя? Отправьтесь на любую городскую площадь, и, без сомнения, вы увидите сотни голубей, которые летают возле прохожих. Но, несмотря на такое большое количе.

    До ужаса красивы:15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно Пластическая хирургия среди звезд остается невероятно популярной и по сей день. Но проблема в том, что раньше результат не всегда оказывался идеальным.

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об исполнительном производстве"

    Судебная практика и законодательство - 229-ФЗ Об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», определяющий условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, в части 3 статьи 67 возлагает обязанность на уполномоченных лиц Федеральной службы судебных приставов направлять должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы копии постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.

    В апелляционной жалобе заявитель просит данное решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, и вынести новое решение об удовлетворении заявленного требования. Считает, что статья 848 Гражданского кодекса Российской Федерации не может применяться, так как в заявлении ставится вопрос о нарушении прав при осуществлении исполнительного производства, а не об операциях для клиентов банков, предусмотренных для счетов данного вида. Также полагает, что применению подлежат нормы Закона об исполнительном производстве и главы 10 Гражданского кодекса Российской Федерации «Представительство. Доверенность». Указывает, что обжалуемая в части норма противоречит пункту 2 статьи 22. статьям 12. 15. 182. 393. 845. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьям 8. 57. 70 Закона об исполнительном производстве, полагая, что, по смыслу указанных норм. банк обязан перечислить денежные средства на счет представителя взыскателя при наличии у последнего надлежаще оформленной доверенности на совершение предусмотренных законом действий.

    В отличие от Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» БК РФ не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со ст. 242.2 БК РФ.

    Ссылка в апелляционной жалобе Ч. на неправильное применение судом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона об исполнительном производстве, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергает выводы суда первой инстанции и не свидетельствует о незаконности решения.

    2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя — юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    8. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на объект недвижимости по требованию судебного пристава-исполнителя осуществляются в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

    В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 6 статьи 242.2) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений (пункт 8 статьи 242.3) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 242.4) ; исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений (пункт 7 статьи 242.5). При этом, если счета федеральному бюджетному учреждению, бюджетному учреждению субъекта Российской Федерации, муниципальному бюджетному учреждению открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (пункт 13 статьи 242.3. пункт 12 статьи 242.4. пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

    Читайте также: Расчет задолженности по алиментам калькулятор

    Исполнительная надпись нотариуса является исполнительным документом, который подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений, т.е. с применением мер принудительного исполнения, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

    Задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

    Задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной и подлежит списанию по истечении трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Задолженность признается безнадежной при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае невозможности установить местонахождение должника и его имущества; в случае отсутствия у должника имущества, денежных средств, иных ценностей, на которые может быть обращено взыскание; в случае ликвидации организации.

    Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ) 2017

    Запомни: Договор-Юрист
    - это юристы, кодексы и бланки

    Раздел «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)» всегда поддерживается в актуальном состоянии (проверено 31.05.2017), и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию закона с изменениями и дополнениями. Также закон содержит комментарии к статьям. Наш консультант ответит на ваши вопросы плюс даст ссылки на нужные статьи закона.

    Обновления кодексов

    Ответы юристов

    Кодексы РФ

    Юристы Санкт-Петербурга

    Чтобы попасть в список юристов Санкт-Петербурга, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

    Активные юристы

    ответов за неделю: 20

    ответов за неделю: 8

    ответов за неделю: 7

    ответов за неделю: 4

    Лучшие юристы

    Телефон: +7 9108655362

    г. Нижний Новгород

    Типовые договоры

    Информация

    О разделе «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)»

    Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции кодексов и законов РФ. Комментарии к статьям вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос ». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.

    На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 122 Закон об исполнительном производстве », вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.

    Любой консультант на сайте готов принять ваши заявки, однако ответ не гарантируется.

    Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.

    Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов

    1.Фз о судебных приставах и об исполнительном производстве

    2. Структура службы судебных приставов.Организация работы районного отдела судебных приставов

    В службу судебных приставов входят:

    * департамент судебных приставов Министерства юстиции Рф, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Рф;

    * служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции Рф (далее — Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;

    * службы судебных приставов органов юстиции субъектов Рф (далее — службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов Рф — главными судебными приставами субъектов Рф;

    * районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно — территориальному делению субъектов Рф подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов — исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

    3.Правовой статус судебного пристава исполнителя. Праваи обязанности судебного пристава-исполнителя.

    Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

    Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

    Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

    Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

    На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

    Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судовобязан:

    обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

    выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

    обеспечивать охрану зданий, совещательных ком’ нат и судебных помещений в рабочее время.

    Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

    Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

    Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

    Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

    6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

    2. Восстановление пропущенного срока отдельным постановлением должностного лица службы судебных приставов не оформляется и выражается в принятии к рассмотрению по существу соответствующей жалобы.

    1. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

    3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов.

    2. Судебный пристав-исполнитель обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения на основании судебного акта.

    3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

    1. Исполнительный документ о списании с лицевого счета или со счета депо должника и о зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг (далее - исполнительный документ о списании ценных бумаг) может быть направлен взыскателем непосредственно эмитенту, если он самостоятельно осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев таких ценных бумаг, или держателю реестра, осуществляющему ведение реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг по поручению эмитента, либо депозитарию, осуществляющему учет прав на эмиссионные ценные бумаги должника, при условии, что взыскатель располагает сведениями об имеющихся на указанных счетах должника ценных бумагах.

    1. Сроки в исполнительном производстве определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть совершено.

    3. Отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство. Копия указанного постановления направляется лицу, обратившемуся с ходатайством, не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления.

    2. Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления.

    3. В заявлении взыскателя и судебном акте должна быть указана дата, до которой откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.

    4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;

    1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

    2. Одновременно с исполнительным документом о списании ценных бумаг взыскатель представляет заявление, в котором указываются сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, предусмотренные настоящей статьей, о взыскателе и о себе.

    2. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

    1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

    1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

    2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

    3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

    4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

    6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

    7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

    8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

    9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

    2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

    3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

    4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

    5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

    6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

    1) взыскателю и должнику;

    2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

    3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

    4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

    7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, должнику, а при необходимости и другим лицам.

    8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

    9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

    "Об исполнительном производстве"*1

    _____
    *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.

    Комментарий

    А.Н. Игнатенко ,
    консультант "АКТ РСМ Топ-Аудит"

    1. Общая характеристика Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), вступивший в силу с 1 февраля 2008 года, признал утратившим силу ранее действовавший одноименный Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ).

    На первый взгляд, Закон N 229-ФЗ существенно изменяет отдельные институты и процедуры исполнительного производства, однако делать вывод о полноценной реформе исполнительного производства пока еще рано. Для этого потребуется определенное время для наработки необходимого массива судебной практики.

    В то же время можно отметить, что Законом N 229-ФЗ введен ряд новелл исполнительного права, которые не были включены в Закон N 119-ФЗ.

    Например, Закон N 229-ФЗ содержит новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:

    - сроки в исполнительном производстве (последствия пропуска срока, восстановление пропущенных сроков, приостановление и продление сроков и т.д.);

    - извещения и вызовы в исполнительном производстве (содержание повесток и иных извещений, порядок их доставки и вручения, последствия отказа от принятия повестки или иного извещения либо неявки за их получением и т.д.);

    - взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;

    - сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.

    Однозначно положительно должны быть оценены правоприменительной практикой такие новшества Закона N 229-ФЗ, как легализация ограничения права выезда должника за пределы Российской Федерации, установление права судебного пристава - исполнителя проникать в жилые помещения для исполнения судебных актов, усовершенствование порядка исполнения исполнительных документов при обращении взыскания на отдельные виды имущества.

    Следует также отметить, что упраздненный Закон N 119-ФЗ содержал множество пробелов, которые не позволяли эффективно применять его на практике и затрудняли взыскание долгов с должников. Например, неурегулированными были вопросы оценки имущества должника и хранения такого имущества.

    Законом N 229-ФЗ предусмотрено обязательное привлечение профессионального оценщика в большинстве спорных случаев, однако при этом следует отметить, что осталась нерешенной проблема использования такого термина, как "рыночная цена". Законодательство об оценочной деятельности в Российской Федерации не содержит определения этого термина. Соответственно остается неясным, каким из видов стоимости - инвестиционной, рыночной, ликвидационной или кадастровой - должен руководствоваться профессиональный оценщик при определении рыночной цены имущества. Более того, исходя из сущности этого понятия рыночная цена не может быть определена до момента совершения сделки по реализации имущества, где цена и будет зафиксирована.

    По нашему мнению, Закону N 229-ФЗ присущи отдельные недостатки, например предоставление судебному приставу - исполнителю права самостоятельно решать вопрос о приостановлении исполнительного производства, установление фактически внесудебного порядка взыскания долга с третьего лица при обращении взыскания на права требования должника.

    В тексте Закона N 229-ФЗ имеются и явные нестыковки. Так, предусмотрено право взыскателя направить судебный акт или акт другого органа для удержаний из заработной платы, дополнительно подчеркнем, судебный акт , а не исполнительный документ. В то же время далее в Законе N 229-ФЗ говорится уже о том, что работодатель принимает к исполнению исполнительный документ . Соответственно возникает вопрос: взыскатель предъявляет исполнительный документ или судебный акт? Между этими понятиями существует значительная разница.

    В целом Закон N 229-ФЗ нельзя охарактеризовать однозначно отрицательно или положительно. О способности этого нормативного акта регулировать соответствующие общественные отношения можно делать вывод по судебной практике, для накопления которой потребуется определенное время.

    2. Основные положения

    По сравнению с прежним нормативным актом законодатель уточнил сферу действия Закона N 229-ФЗ.

    В ст. 1 Закона N 119-ФЗ приводились условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

    Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенной нормы следовало, что судебный пристав - исполнитель был вправе возлагать установленные законом обязанности только на граждан и на организации.

    В Законе N 229-ФЗ данный перечень расширен: в него включены не только вышеуказанные лица, но и Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые для целей этого Закона приравниваются к организациям.

    Новеллой Закона N 229-ФЗ стало введение на законодательном уровне задач и принципов исполнительного производства.

    Так, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

    В ст. 4 Закона N 229-ФЗ приводится перечень принципов исполнительного производства:

    - законность;

    - своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

    - уважение чести и достоинства гражданина;

    - неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

    - соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

    Принципы любой отрасли права являются основными положениями данной отрасли, из сущности которых исходит законодатель, осуществляя правовое регулирование. Таким образом, судебный пристав - исполнитель обязан руководствоваться данными положениями в процессе осуществления возложенных на него функций.

    Важная норма закреплена и в ст. 3 Закона N 229-ФЗ, где впервые законодателем установлено верховенство настоящего Закона перед всеми иными федеральными законами, составляющими законодательство об исполнительном производстве.

    Следовательно, положения иных федеральных законов, которые составляют законодательство об исполнительном производстве и противоречат Закону N 229-ФЗ, не должны применяться.

    Согласно Закону N 119-ФЗ и во исполнение его Правительство РФ имело право принимать соответствующие нормативные правовые акты. Теперь, после вступления в силу Закона N 229-ФЗ, таким правом обладает и Президент Российской Федерации.

    Законодателем уточнен в Законе N 229-ФЗ порядок действий взыскателя по предъявлению в банк или иную кредитную организацию исполнительных документов, в которых содержатся требования о взыскании денежных средств.

    Так, установлено, что в данном случае взыскатель должен одновременно с исполнительным документом представить заявление, в котором должны быть указаны:

    - фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

    Кроме того, представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и вышеуказанные сведения не только о взыскателе, но и о себе.

    Законодателем также впервые введены особенности процедур по обращению взыскания периодических платежей и о взыскании денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб. Сразу отметим, что под периодическими платежами понимаются для целей применения данной нормы заработная плата, пенсии, стипендии и т.д.

    Исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей и денежных средств в сумме, не превышающей 25 000 руб., могут быть направлены непосредственно лицу, которое выплачивает должнику денежные средства, в частности заработную плату, стипендию и т.д.

    Кроме того, вместе с исполнительным документом взыскателю необходимо предъявить заявление, в котором он должен указать:

    - реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

    - фамилию, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, ИНН (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

    - наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

    Кроме того, представитель взыскателя должен представить документ, удостоверяющий его полномочия.

    Из новелл Закона N 229-ФЗ следует отметить положения ст. 10 и 11.

    Так, при исполнении на территории Российской Федерации судебных актов, актов других органов и должностных лиц в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций на них распространяются положения Закона N 229-ФЗ.

    Законом N 229-ФЗ также установлено, что порядок исполнения в Российской Федерации решений иностранных судов и арбитражей определяется соответствующими международными договорами Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации и самим Законом N 229-ФЗ.

    3. Исполнительные документы

    В ныне не действующем Законе N 119-ФЗ нормы, посвященные исполнительным документам (закрепляющие перечень таковых и предъявляемые к ним требования), были приведены в главе I наряду со многими другими значительными положениями исполнительного права (например, возбуждение исполнительного производства, место и время совершения исполнительных действий и т.д.), что значительно затрудняло работу с данным нормативным актом.

    Неудивительно, что законодатель выделил в Законе N 229-ФЗ нормы, опосредующие исполнительные документы, в отдельную главу.

    В целом перечень исполнительных документов не претерпел существенных изменений, однако нельзя не отметить один исполнительный документ, который не был назван в приведенном в ст. 7 Закона N 119-ФЗ перечне, - постановление судебного пристава - исполнителя.

    Согласно Закону N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом - исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению.

    В Законе N 229-ФЗ приводятся также обязательные реквизиты, которые должно содержать такое постановление:

    - наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

    - дата вынесения постановления;

    - должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

    - наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

    - вопрос, по которому выносится постановление;

    - решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

    - порядок обжалования постановления.

    Установлен также порядок внесения изменений в такое постановление в случае описок или явных арифметических ошибок.

    4. Сроки в исполнительном производстве

    Институт сроков в исполнительном производстве является новым для отечественного законодательства. Ранее сроки в исполнительном производстве регулировались общими нормами; теперь же Закон N 229-ФЗ содержит отдельную главу, полностью посвященную срокам в исполнительном производстве. Причем необходимо сразу оговориться, что основные положения о сроках и правилах их исчисления схожи с аналогичными в гражданском праве.

    Отметим основные правила исчисления сроков, которые установлены для исполнительного производства.

    Сроки в исполнительном производстве определяются:

    - календарной датой;

    - указанием на событие, которое должно наступить;

    - периодом, в течение которого то или иное действие может быть совершено.

    Сроки в исполнительном производстве могут исчисляться годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

    По общему правилу, течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

    Статья 16 Закона N 229-ФЗ регулирует момент окончания сроков в исполнительном производстве.

    Так, срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока. Срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последний день этого месяца. Срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.

    Особые правила в Законе N 229-ФЗ определены для установления момента окончания срока, определенного календарной датой. Такой срок истекает:

    - в день, непосредственно предшествующий указанной в исполнительном документе дате, если им предписано совершить определенные действия до этой даты;

    - в день, указанный в исполнительном документе.

    Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24.00 последнего дня установленного срока. Таким образом, если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были поданы в соответствующий орган или уполномоченному их принять лицу либо сданы на почту до 24.00 последнего дня установленного срока, то установленный срок не считается пропущенным.

    Соответственно пропуск срока, установленного для совершения того или иного исполнительного действия может повлечь наступление ответственности. Кроме того, пропуск срока не освобождает лицо от исполнения требований исполнительного документа.

    Если лицо пропустило установленный срок для обжалования действий судебного пристава - исполнителя, то оно не сможет обжаловать эти действия: жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу и считается неподанной.

    Однако если даже срок был по каким-либо причинам пропущен, у лица имеется возможность его восстановления.

    Например, пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен, если одновременно с жалобой заинтересованное лицо подало ходатайство о восстановлении пропущенного срока и должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, признает причины пропуска срока уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока - разумным.

    Установлено, что восстановление пропущенного срока отдельным постановлением не оформляется и выражается в принятии жалобы к рассмотрению по существу, в то время как отказ в восстановлении пропущенного срока оформляется постановлением должностного лица службы судебных приставов, рассмотревшего ходатайство.

    Копия вышеуказанного постановления, которое может быть обжаловано, направляется лицу, обратившемуся с ходатайством.

    Восстановление пропущенных сроков для обращения в суд по вопросам исполнительного производства производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации.

    Согласно Закону N 229-ФЗ течение всех сроков приостанавливается одновременно с приостановлением исполнительного производства. Со дня возобновления исполнительного производства течение сроков продолжается.

    Отдельно в Законе N 229-ФЗ оговариваются сроки предъявления исполнительных документов к исполнению, а также основания перерыва и восстановления такого срока.

    По общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. В случае же установления судом отсрочки или рассрочки исполнения срок предъявления исполнительного документа составляет три года с момента окончания срока, на который установлена рассрочка (отсрочка).

    Из данного правила имеется ряд исключений. Так, судебные акты по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

    Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.

    Для отдельных исполнительных документов могут быть определены отдельные сроки их предъявления к исполнению.

    Так, удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи, а судебные приказы - в течение трех лет со дня их выдачи.

    Однако рассмотренный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению может быть прерван и согласно ст. 22 Закона N 229-ФЗ основаниями для такого перерыва являются:

    - предъявление исполнительного документа к исполнению;

    - частичное исполнение исполнительного документа должником.

    После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется, причем время, истекшее до прерывания, в новый срок не засчитывается.

    Но вышеуказанные правила прерывания сроков не распространяются на судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

    Статья 23 Закона N 229-ФЗ содержит важные правила, касающиеся восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению при наличии уважительных причин такого пропуска. Сразу обратим внимание читателей, что такой срок может быть восстановлен исключительно в отношении исполнительного листа или судебного приказа.

    5. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

    Наряду со сроками в исполнительном производстве новым для российского исполнительного производства является институт извещений и вызовов.

    Согласно Закону N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу - исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав - исполнитель поручает их доставить.

    Однако из этого правила предусмотрено исключение.

    Так, если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав - исполнитель имеет право совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

    В соответствии с Законом N 229-ФЗ лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава - исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава - исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.

    В Законе N 229-ФЗ приведен перечень реквизитов, которые должны содержаться в повестке или ином извещении, а именно:

    - наименование и адрес подразделения судебных приставов;

    - наименование адресата;

    - указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

    - наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат;

    - дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения.

    В повестке должны быть также указаны последствия неявки лица по вызову (таким последствием, в частности, может быть привод).

    Законом N 229-ФЗ подробно регламентированы правила доставки и вручения повестки указанному в них лицу.

    При отказе адресата принять повестку или иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

    Кроме того, Закон N 229-ФЗ содержит перечень оснований для признания лица, участвующего в исполнительном производстве, извещенным, в том числе:

    - отказ адресата от получения повестки, иного извещения;

    - неявка адресата за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу, несмотря на получение почтового извещения.

    6. Исполнительное производство

    6.1. Общие положения

    Процедурам исполнительного производства посвящена глава 5 Закона N 229-ФЗ.

    Напомним читателям журнала, что в Законе N 119-ФЗ нормы, регулирующие процедуру исполнительного производства, приводились в главе I наряду с такими институтами, как общие положения исполнительного производства, источники исполнительного права и т.д.

    Несомненно, что законодатель выделением исполнительного производства в отдельную главу подчеркнул значимость таких норм.

    Сразу отметим, что регулированию исполнительного производства теперь посвящено гораздо больше статей, нежели в Законе N 119-ФЗ, что позволяет сделать вывод о возросшей степени государственного воздействия на сферу исполнительных отношений.

    Законом N 229-ФЗ детально регламентируется содержание такого важного документа, как заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства; в Законе N 119-ФЗ подобной регламентации не было.

    Согласно ст. 30 Закона N 229-ФЗ заявление о возбуждении исполнительного производства подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В данном заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом N 229-ФЗ.

    В отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ четко устанавливает порядок возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя по следующим основаниям:

    - если в процессе принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом - исполнителем было вынесено постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В данном случае речь идет о так называемом дополнительном исполнительном производстве;

    - если необходимо совершение исполнительных действий (применения отдельных мер принудительного исполнения) на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава - исполнителя, ведущего конкретное исполнительное производство, и если таким приставом вынесено постановление о поручении произвести то или иное исполнительное действие (применить меры принудительного исполнения) тому судебному приставу - исполнителю, к подведомственности которого отнесена территория, на которой должны быть совершены данные действия или меры;

    - если суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу - исполнителю.

    Правила о сроках добровольного исполнения исполнительного документа, устанавливаемые судебным приставом - исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства, также претерпели в Законе N 229-ФЗ существенную корректировку.

    Сам срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа остался прежним - его определение относится к компетенции судебного пристава - исполнителя, но в любом случае он не может быть более пяти дней.

    Однако в Законе N 119-ФЗ данный срок исчислялся со дня возбуждения исполнительного производства, а в Законе N 229-ФЗ - со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено этим Законом.

    Кроме того, законодатель также установил, что срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа определяется только в случае, если такой исполнительный документ поступил в судебному приставу - исполнителю впервые.

    Статья 30 Закона N 229-ФЗ предусматривает ряд случаев, при которых судебный пристав - исполнитель не устанавливает срок для добровольного выполнения должником требований исполнительного документа.

    К таким случаям относятся:

    - возбуждение дополнительного производства.

    Напомним читателям журнала, что основным исполнительным производством является производство, возбужденное на основании требований взыскателя, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом - исполнителем, в то время как после окончания основного исполнительного производства судебный пристав - исполнитель возбуждает дополнительное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом - исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

    - последующие предъявления исполнительного документа;

    - восстановление на работе;

    - административное приостановление деятельности;

    - конфискация имущества;

    - возбуждение исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах.

    Данный перечень является закрытым.

    Несомненно, важным структурным элементом Закона N 229-ФЗ является ст. 31, в которой приведен исчерпывающий перечень оснований отказа судебным приставом - исполнителем в возбуждении исполнительного производства, что может произойти в следующих ситуациях:

    - исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

    - исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство и он направил исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 Закона N 229-ФЗ;

    - истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

    - документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам;

    - не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

    - исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона N 229-ФЗ или в случае, если исполнительное производство имело место по вопросу взыскания штрафа за преступление и приговор был отменен в части наложения данного штрафа;

    - исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по следующим основаниям:

    - фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;

    - фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

    - выплата штрафа в полном объеме;

    - замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;

    - смерть должника-осужденного или объявление его умершим;

    - исполнительный документ не подлежит в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению Федеральной службой судебных приставов.

    Важной гарантией соблюдения прав взыскателя является то, что устранение обстоятельств, предусмотренных пятью из вышеперечисленных пунктов, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу - исполнителю в установленном Законом N 229-ФЗ порядке.

    Следует отметить, что судебный пристав - исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в трехдневный срок, исчисляемый со дня поступления к нему исполнительного документа.

    Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава - исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.

    Серьезной доработке в Законе N 229-ФЗ подверглись правила определения места совершения исполнительных действий.

    Рассмотрим ситуации, при которых судебному приставу - исполнителю необходимо совершить определенные исполнительные действия на территории, которая не относится к участку его деятельности.

    Закон N 119-ФЗ предусматривал следующий порядок действий пристава - исполнителя.

    Судебный пристав - исполнитель составлял соответствующий акт и направлялся на вышеуказанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомлял о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывала содействие прибывшему судебному приставу - исполнителю, либо отказывала ему в этом и поручала дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу - исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав - исполнитель был обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

    Было также установлено, что исполнительный документ, направленный (переданный) одной службой судебных приставов, одним подразделением или судебным приставом - исполнителем в другие службы судебных приставов, подразделения или другому судебному приставу - исполнителю, должен быть принят к исполнению теми, кому он был направлен (передан). Споры о месте совершения исполнительных действий между службами судебных приставов, подразделениями или судебными приставами - исполнителями не допускались.

    Закон N 229-ФЗ детально регламентирует институт поручения исполнения тех или иных исполнительных действий (мер принудительного исполнения).

    В принципе, данный институт уже был рассмотрен выше, однако представляется важным еще раз обратить внимание читателей журнала на порядок действий судебного пристава - исполнителя такой ситуации.

    Судебный пристав - исполнитель вправе поручить соответствующему судебному приставу - исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения. Поручение оформляется постановлением судебного пристава - исполнителя и утверждается старшим судебным приставом. Согласно вышеуказанному постановлению судебным приставом - исполнителем, к которому оно поступило, возбуждается исполнительное производство. На время исполнения поручения основное исполнительное производство может быть приостановлено.

    Закон N 229-ФЗ предусматривает иной порядок действий, нежели Закон N 119-ФЗ, в случае если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его пребывания либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, отсутствует по прежнему местонахождению должника.

    Согласно Закону N 119-ФЗ судебный пристав - исполнитель незамедлительно составлял в таком случае акт и не позднее следующего дня после дня его составления направлял исполнительный документ вместе с копией этого акта судебному приставу - исполнителю по новым месту жительства должника, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника, о чем одновременно извещал взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.

    Закон N 229-ФЗ установил иную процедуру действий судебного пристава - исполнителя в данной ситуации.

    Так, судебный пристав - исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке поручения (такой порядок рассмотрен выше) или составляет акт и оканчивает исполнительное производство.

    После этого копия постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства, акт с приложением исполнительного документа и копии всех материалов исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения вышеуказанного постановления, направляются в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации или в его подразделение для возбуждения исполнительного производства по новому месту жительства должника, месту его пребывания или по новому местонахождению его имущества, о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ. Копия исполнительного документа должна остаться в оконченном исполнительном производстве.

    6.2. Передача исполнительных производств между подразделениями судебных приставов - исполнителей

    Законом N 229-ФЗ детально регулируется процедура передачи исполнительных производств из одного подразделения судебных приставов - исполнителей в другое.

    Так, согласно ст. 33 Закона N 229-ФЗ главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации в целях более полного и правильного осуществления исполнительного производства вправе передать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (в том числе на стадии возбуждения исполнительного производства), о чем извещаются взыскатель, должник, а также суд, другой орган или должностное лицо, выдавшие исполнительный документ.

    При этом главный судебный пристав Российской Федерации или главный судебный пристав субъекта Российской Федерации выносит соответствующее постановление о такой передаче.

    Вышеуказанное постановление не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется соответствующим главным судебным приставам субъектов Российской Федерации и старшим судебным приставам, взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

    Старший судебный пристав, получив вышеуказанное постановление, незамедлительно информирует об этом судебного пристава - исполнителя, ведущего соответствующее исполнительное производство. Судебный пристав - исполнитель оканчивает исполнительное производство по соответствующему основанию.

    Кроме того установлено, что по исполнительному производству, переданному из одного подразделения судебных приставов в другое, судебный пристав - исполнитель совершает исполнительные действия и применяет меры принудительного исполнения:

    - в пределах территории Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом Российской Федерации, о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов Российской Федерации;

    - в пределах территории одного субъекта Российской Федерации - по согласованию с главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений судебных приставов.

    6.3. Сводное исполнительное производство

    Согласно Закону N 229-ФЗ если в отношении одного должника возбуждены несколько исполнительных производств имущественного характера, а также если в отношении нескольких должников возбуждены исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, то такие исполнительные производства объединяются в сводное исполнительное производство.

    Законом N 229-ФЗ установлено, что если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации нескольких субъектов Российской Федерации, то по ним возбуждается (ведется) сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом Российской Федерации. Причем контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации или старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

    Если исполнительные документы в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию предъявлены в несколько подразделений территориального органа Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, то по ним возбуждается сводное исполнительное производство в подразделении судебных приставов, которое определяется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации. Контроль за ведением такого исполнительного производства осуществляется главным судебным приставом субъекта Российской Федерации или возлагается им на одного из своих заместителей или на старшего судебного пристава по месту ведения сводного исполнительного производства.

    Главный судебный пристав Российской Федерации и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации обязаны создать банки данных, содержащие сведения о ведении сводных исполнительных производств.

    6.4. Время и сроки совершения исполнительных действий (мер принудительного исполнения)

    В соответствии с Законом N 119-ФЗ в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускалось только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случае, если по вине должника их совершение в другие дни было невозможным.

    Кроме того, исполнительные действия могли вестись с 22 часов до 6 часов по местному времени только в случаях, создававших угрозу жизни и здоровью граждан.

    Причем и в случае с нерабочими днями, и в случае с совершением исполнительных действий в период с 22 часов до 6 часов судебный пристав - исполнитель должен был получить письменное разрешение старшего судебного пристава.

    В Законе N 229-ФЗ данный порядок существенно изменен.

    Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения как в нерабочие дни, так и в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в ситуациях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

    - если создается угроза жизни и здоровью граждан;

    - если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    - если исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;

    - если взыскание обращено на имущество должника, подверженное быстрой порче.

    Таким образом, перечень ситуаций, при которых исполнительные действия могут совершаться в рабочие дни в период с 22 до 6 часов и в нерабочие дни, значительно расширен.

    Необходимо также отметить, что, в отличие от Закона N 119-ФЗ, Закон N 229-ФЗ предусматривает, что в данных случаях судебный пристав - исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава на совершение исполнительных действий в нерабочие дни и в рабочие дни в период с 22 до 6 часов, причем старший пристав должен незамедлительно уведомить об этом главного судебного пристава субъекта Российской Федерации.

    Изменились и нормы, касающиеся определения сроков совершения исполнительных действий. Причем общий срок исполнительного производства не изменился: по общему правилу, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом - исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

    Ранее Закон N 119-ФЗ предусматривал только один тип исключений из этого правила, включающий перечень требований исполнительных документов, которые подлежали незамедлительному исполнению:

    - о взыскании алиментов, заработной платы или иной платы за труд в пределах платежей, исчисленных за один месяц, а также о взыскании всей суммы долга по этим выплатам, если исполнительным документом было предусмотрено ее немедленное взыскание;

    - о восстановлении на работе или в прежней должности незаконно уволенного либо переведенного работника;

    - по другим делам, если немедленное исполнение требований было предусмотрено исполнительным документом или федеральным законом.

    Слово "незамедлительно" заменено в Законе N 229-ФЗ формулировкой "требования должны быть исполнены не позднее рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов" , что, естественно, позволяет более точно определить момент исполнения соответствующего требования.

    Вышеуказанный перечень дополнен Законом N 229-ФЗ рядом разнотипных требований и оснований, исполнение по которым производится в иные сроки, чем предусмотренные общим правилом.

    Так, согласно Закону N 229-ФЗ постановление судебного пристава - исполнителя, поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня его поступления в подразделение судебных приставов.

    Кроме того, в Закон N 229-ФЗ введена норма, согласно которой требования, содержащиеся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, должны быть исполнены в день поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов, а если это невозможно по причинам, не зависящим от судебного пристава - исполнителя, - не позднее следующего дня. В таком же порядке исполняется постановление судебного пристава - исполнителя об обеспечительных мерах, в том числе поступившее в порядке поручения от другого пристава - исполнителя, если самим постановлением не установлен иной порядок его исполнения.

    По нашему мнению, такие правила исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе, выданном на основании определения суда об обеспечении иска, полностью отвечают сущности обеспечительных мер, установленных нормами гражданско-процессуального права.

    Напомним читателям журнала, что обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

    Для наиболее оперативной защиты прав заявителя заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле.

    Представляется крайней важным отметить, что в Законе N 229-ФЗ впервые в одной статье - 36-й - приведены все периоды времени, которые не включаются ни в общий двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа, ни в специальные сроки.

    Так, в вышеуказанные сроки не включается время:

    - в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением;

    - в течение которого исполнительное производство было приостановлено;

    - отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;

    - со дня объявления розыска должника-организации, а также имущества должника до дня окончания розыска;

    - со дня обращения взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя в суд, в другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения, а также об изменении способа и порядка его исполнения до дня получения судебным приставом - исполнителем вступившего в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица, принятого по результатам рассмотрения такого обращения;

    - со дня вынесения постановления о назначении специалиста до дня поступления в подразделение судебных приставов его отчета или иного документа о результатах работы;

    - со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов, но не более двух месяцев со дня передачи последней партии вышеуказанного имущества для реализации.

    Кроме того, согласно Закону N 229-ФЗ истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.

    6.5. Отсрочка (рассрочка) исполнения и приостановление исполнительных действий

    Законом N 229-ФЗ предусмотрен ряд положений, уточняющих правила об отсрочке и рассрочке исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, изменение способа и порядка их исполнения.

    В Законе N 119-ФЗ было определено, что при наличии обстоятельств, препятствовавших совершению исполнительных действий, судебный пристав - исполнитель по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны были вправе обратиться в суд или в другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения.

    Закон N 229-ФЗ ввел дополнительные правила, которые сводятся к следующему.

    В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.

    Кроме того, в случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.

    Существенно изменились нормы, регламентирующие приостановление исполнительного производства.

    В Законе N 119-ФЗ все основания для приостановления исполнительного производства делились на две большие группы: в зависимости от того, приостанавливалось исполнительное производство в обязательном порядке или же приостановление производства являлось правом уполномоченного органа.

    Напомним читателям журнала правила приостановления исполнительного производства согласно Закону N 119-ФЗ.

    Так, исполнительное производство в обязательном порядке подлежало приостановлению в случаях:

    - смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускало правопреемство, а также в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

    - утраты должником дееспособности;

    - участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;

    - оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допус