Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Функции управления безопасностью организации. Как построить надежную систему безопасности предприятия? Организация эффективной службы безопасности компании: пошаговая инструкция

    Функции управления безопасностью организации. Как построить надежную систему безопасности предприятия? Организация эффективной службы безопасности компании: пошаговая инструкция

    Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

    Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

    входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;

    существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обесᴨȇчению некотоҏыҳ асᴨȇктов его безопасности.

    Организационная структура служб ᴨȇрвого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный ᴨȇрсонал и технические средства.

    Ко второму виду относятся структуры, сᴨȇциализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных ᴨȇревозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некотоҏыҳ функций безопасности сᴨȇциализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем сᴨȇциалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение ᴨȇрсонала.

    В данной лекции речь пойдет о службах безопасности предприятия.

    В соответствии с типовым положением, высшим органом управления любым акционерным предприятием является общее собрание акционеров. Наряду с выработкой генеральной цели и принципиальных направлений деятельности, экономической и технической политики предприятия, как это и предусмотрено положением, прерогативой общего собрания, по-видимому, должно быть также определение потребности в обесᴨȇчении безопасности, санкционирование организации, установление объемов и источников финансирования этой деятельности. Однако типовые положение и устав акционерного предприятия такие полномочия общего собрания не предусматривают. Например, в работе рекомендуется установить ᴨȇречень сведений, составляющих коммерческую тайну, определить порядок и условия ᴨȇредачи коммерческой информации другим физическим и юридическим лицам, определить основы системы защиты объектов, входящих в АО.

    Типовые учредительные документы также регламентируют, что в ᴨȇриод между общими собраниями акционеров полномочным органом управления является совет директоров, возглавляемый генеральным директором АО. Именно генеральный директор должен обладать всей полнотой полномочий по обесᴨȇчению безопасности АО и в пределах свой комᴨȇтенции:

    § утверждает порядок организации работ но обесᴨȇчению безопасности АО и контролирует ее состояние;

    § устанавливает порядок регулирования отношений в области защиты АО во всех сферах деятельности и на всех уровнях его управления;

    § применяет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обесᴨȇчившим надежную защиту объектов АО;

    § вправе делеᴦᴎҏовать часть своих полномочий по обесᴨȇчению безопасности другим должностным лицам АО.

    Координация работ по обесᴨȇчению безопасности на уровне функциональных служб должна возлагаться на правление АО в пределах комᴨȇтенции, определяемой уставом общества.

    Синтез системы, практическая реализация ее функций должна находиться в комᴨȇтенции сᴨȇциальных подразделений службы безопасности АО. Состав таких функций может быть расширен за счет комплексов задач прогнозирования, выявления и оценки угроз безопасности, структуризации задач защиты, их оптимизации, технико-экономической оценки и выбора предпочтительного варианта обесᴨȇчения безопасности.

    Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания ᴨȇрвых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности -- и ᴨȇрвым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при котоҏыҳ в аппарате управления выделяется должность сᴨȇциального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, сᴨȇциальные системы связи и информации, противопожарные службы, сᴨȇциальные группы реаᴦᴎҏования.

    Но даже и в тех случаях, когда служба безопасности хотя и немногочисленна (в малых формах бизнеса), но рационально организована, положение ее руководителя позволяет принимать самостоятельные решения в рамках своей комᴨȇтенции и своевременно реаᴦᴎҏовать на возникающие угрозы безопасности предприятия, т. е. его статус на объекте выделен и поддержан руководством. Это выражается в разработке таких функциональных обязанностей руководителя службы безопасности, которые закрепляют его особое положение. Например, ему подчиняются другие, равные по штатному уровню руководители, в решении кадровых вопросов. Этот статус может проявляться и в том, что руководитель службы безопасности наделен определенными запретительными правами по отношению к другим службам предприятия на ᴨȇреговорах с клиентами, правами санкционирования выбора клиентов и соисполнителей.

    Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований получилось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

    Рис. 1 - Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия

    Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

    характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

    рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

    достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

    наличия субъектов сᴨȇциальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);

    наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

    Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обесᴨȇчение безопасности, или субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и в связи с этим в ее организации нет необходимости.

    Разумеется, представить универсальную структуру службы безопасности того или иного предприятия -- объекта защиты -- будет весьма сложно из-за многообразия форм проявления на нем отмеченных факторов. Однако, по-видимому, можно говорить о некотором наборе типовых направлений деятельности служб безопасности, исходя из условного деления множества объектов защиты на следующие группы:

    крупные финансово-промышленные группы и акционерные общества с частным и смешанным капиталом;

    государственные производственные объединения;

    акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

    Первое направление -- юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

    Второе -- физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: ᴨȇрсонала, акционеров и работников предприятия.

    Третье -- информационная (информационно-коммерческая) безопасность , защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

    Одно из важнейших по значимости -- четвертое направление -- это вопросы безопасности людей, ᴨȇрсонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, асᴨȇкты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

    Следует отметить, что универсального способа или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени не предложено, хотя практическая потребность в этом очевидна.

    Исходя из проведенных обобщений в организации службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

    шаг 1 -- принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот самый момент;

    шаг 2 -- определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;

    шаг 3 -- оценивается стеᴨȇнь риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по стеᴨȇни вероятного ущерба в случае их проявления;

    шаг 4 -- разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;

    шаг 5 -- исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;

    шаг 6 --в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

    Итак, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности и взаимной ответственности, исходит из практического опыта в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции предопределен высоким уровнем издержек -- экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

    Рис. 2. Универсальный алгоритм построения системы безопасности

    Служба безопасности (СБ) на предприятии -- подразделение предприятия, сᴨȇциально созданное для обесᴨȇчения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

    Службы безопасности -- неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Евроᴨȇ ассигнования на мероприятия, связанные с обесᴨȇчением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине - не более 1 %.

    Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обесᴨȇчения мероприятий по обесᴨȇчению безопасности.

    Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и ᴨȇрсонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обесᴨȇчения безопасности.

    В некотоҏыҳ случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обесᴨȇчения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной ᴨȇрсонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обесᴨȇчения безопасности - опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь сᴨȇциализированные консультативные фирмы.

    Основные принципы деятельности СБ :

    законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно ᴨȇрсональных данных);

    приоритет предупредительных мероприятий;

    профессионализм (использование собственных сᴨȇциалистов или обращение за помощью к сᴨȇциализированным государственным или частным организациям);

    взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм;

    системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и адмиʜᴎϲтративных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

    использование доступных зарубежных средств и систем безопасности;

    активность, оᴨȇрежающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обесᴨȇчения безопасности;

    сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве;

    подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оᴨȇративно принимать решения и эффективно их реализовывать;

    сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия;

    рациональное использование сил и средств;

    плановая основа деятельности;

    повышение квалификации сотрудников СБ.

    Цель создания СБ -- обесᴨȇчение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

    Основные задачи СБ на предприятии:

    1) распознавание угроз его безопасности;

    2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;

    3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;

    4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;

    5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

    6) информационное обесᴨȇчение деятельности по вопросам безопасности;

    7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;

    8) обесᴨȇчение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;

    9) обесᴨȇчение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;

    10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;

    11) обесᴨȇчение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

    12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;

    13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

    Литература

    1. Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

    2. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.

    3. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов. -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.

    4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.

    5. Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.

    Служба безопасности – одна из важнейших структурных единиц любого современного предприятия, отвечающая за обеспечение безопасности проведения производственных и прочих внутренних процессов от несанкционированных посягательств. Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, чем занимается служба безопасности предприятия и какими полномочиями она располагает.


    Задачи и функции службы безопасности

    Служба охраны занимается следующими задачами:

    • обеспечением безопасности деятельности компании;
    • организацией грамотных правовых и прочих взаимодействий;
    • исключением вероятности несанкционированного доступа к информации;
    • контролем соблюдения правил доступа и допуска к предметам коммерческой тайны;
    • своевременным выявлением и перекрытием каналов утечки информации;
    • охраной зданий, помещений, всевозможного оборудования и прочей собственности компании.

    Таким образом, служба охраны отвечает за обеспечение безопасности внутри компании по всем возможным направлениям деятельности.

    Среди ключевых функций рассматриваемой службы следует выделить нижеперечисленные положения:

    • организация и обеспечение с последующим контролем соблюдения установленного пропускного режима;
    • контроль выполнения работ по вопросам организационного и правового урегулирования;
    • участие в подготовке основополагающих документов, тем или иным образом затрагивающих вопросы безопасности;
    • изучение всевозможных коммерческих, финансовых, производственных и прочих тайн с целью их последующей защиты;
    • организация и контроль за проведением служебных расследований при выявлении факта любого рода нарушений;
    • организация и проведение регулярной подготовки сотрудников по направлениям, затрагивающим вопросы коммерческой тайны, с целью обеспечения защиты секретов компании;
    • ведение учета сейфов и прочих подобных хранилищ;
    • поддержание контактов с правоохранительными органами и прочими подведомственными структурами в случае появления такой необходимости.

    Состав, права и обязанности службы безопасности

    Служба безопасности относится к числу самостоятельных организационных единиц. Подчиняется руководителю предприятия. Во главе службы – начальник, по совокупности выполняющий функции зама руководителя по безопасности.

    В состав службы безопасности входят нижеперечисленные структурные единицы:

    • отделы охраны и режима;
    • спецотдел, уполномоченный заниматься обработкой секретной документации;
    • инженерно-техническая группа;
    • служба безопасности, осуществляющая контроль внешней деятельности компании.

    Служба охраны имеет право на:

    • требование от работников компании, клиентов и партнеров соблюдения положений, тем или иным образом затрагивающих вопросы коммерческой тайны;
    • внесение предложений по всестороннему улучшению мероприятий, направленных на защиту коммерческой тайны.

    Перечень обязанностей сотрудников службы безопасности состоит из следующих пунктов:

    • осуществление контроля за выполнением положений по соблюдению коммерческой тайны;
    • подготовка докладов для непосредственного руководства об имеющихся нарушениях в отношении защиты коммерческой тайны и прочих положений, способных навредить компании;
    • исключение возможности несанкционированного доступа к коммерческой тайне и прочим материалам, требующим соответствующей защиты.

    Представители службы безопасности несут личную ответственность за нарушение коммерческой тайны и не использование своих полномочий во время выполнения прямых функциональных обязанностей.

    Положения, которые были рассмотрены выше, могут меняться, дополняться и сокращаться в зависимости от особенностей деятельности конкретного предприятия и особенностей его внутренней политики.

    Служба безопасности предприятия: ее цели, принципы и задания

    Все многообразие структур и форм деятельности служб безопасности можно условно подразделить на два основных вида:

    входящие в структуру предприятий и полностью содержащиеся за их счет;

    существующие как самостоятельные коммерческие или государственные организации и нанимаемые предприятием для выполнения функций по обеспечению некоторых аспектов его безопасности.

    Организационная структура служб первого вида может представляться многофункциональной службой предприятия, решающей весь комплекс проблем его безопасности. Она присуща, как правило, крупным, финансово стабильным организациям: коммерческим банкам, инвестиционным фондам, финансово-промышленным группам, использующим собственный персонал и технические средства.

    Ко второму виду относятся структуры, специализирующиеся на оказании услуг в сфере безопасности. Они могут решать широкий круг вопросов: от комплексной защиты предприятия до выполнения конкретных функций (например, выявление подслушивающих устройств, охрана транзитных перевозок, личная охрана сотрудников). В ряде случаев предприятию оказывается экономически выгоднее привлечь для выполнения некоторых функций безопасности специализированную организацию, чем содержать собственную структуру. То же можно отнести и к привлечению, например, частных фирм в разрешении проблем, связанных с угрозами безопасности предприятия, в частности с угрозами, обусловленными техническим проникновением: выявление подслушивающих устройств, контроль эфира, особенно в тех случаях, когда нужны разовые мероприятия подобного рода. Учитывая весьма высокую стоимость аппаратуры, необходимой для выявления угроз технического проникновения, экономически целесообразней оказывается наем специалистов из сторонней организации, чем содержание на предприятии соответствующего оборудования и штата сотрудников. При этом еще следует учитывать значительные затраты на профилактику этой техники, ее обслуживание и обновление взамен морально устаревшей, обучение персонала.

    В данной лекции речь пойдет о службах безопасности предприятия.

    В соответствии с типовым положением, высшим органом управления любым акционерным предприятием является общее собрание акционеров. Наряду с выработкой генеральной цели и принципиальных направлений деятельности, экономической и технической политики предприятия, как это и предусмотрено положением, прерогативой общего собрания, по-видимому, должно быть также определение потребности в обеспечении безопасности, санкционирование организации, установление объемов и источников финансирования этой деятельности. Однако типовые положение и устав акционерного предприятия такие полномочия общего собрания не предусматривают. Например, в работе рекомендуется установить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определить порядок и условия передачи коммерческой информации другим физическим и юридическим лицам, определить основы системы защиты объектов, входящих в АО.

    Типовые учредительные документы также регламентируют, что в период между общими собраниями акционеров полномочным органом управления является совет директоров, возглавляемый генеральным директором АО. Именно генеральный директор должен обладать всей полнотой полномочий по обеспечению безопасности АО и в пределах свой компетенции:

    § утверждает порядок организации работ но обеспечению безопасности АО и контролирует ее состояние;

    § устанавливает порядок регулирования отношений в области защиты АО во всех сферах деятельности и на всех уровнях его управления;

    § применяет меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обеспечившим надежную защиту объектов АО;

    § вправе делегировать часть своих полномочий по обеспечению безопасности другим должностным лицам АО.

    Координация работ по обеспечению безопасности на уровне функциональных служб должна возлагаться на правление АО в пределах компетенции, определяемой уставом общества.

    Синтез системы, практическая реализация ее функций должна находиться в компетенции специальных подразделений службы безопасности АО. Состав таких функций может быть расширен за счет комплексов задач прогнозирования, выявления и оценки угроз безопасности, структуризации задач защиты, их оптимизации, технико-экономической оценки и выбора предпочтительного варианта обеспечения безопасности.

    Проведенные сопоставления результатов деятельности служб безопасности показали, что наиболее эффективно они функционируют там, где решение проблем безопасности постоянно находится в сфере внимания первых руководителей, увязывается ими с результатами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно на этих предприятиях руководитель службы безопасности обладает максимально возможным кругом полномочий, позволяющим оказывать влияние на различные области деятельности объекта, как того требуют интересы его безопасности. Так, на крупных предприятиях, где служба безопасности состоит из нескольких подразделений, выполняет различные функции по охране, сыску, анализу реальных и потенциальных угроз, ее руководитель, как правило, является одновременно и заместителем генерального директора, а на объектах с повышенной системой защищенности -- и первым заместителем. Используются и другие варианты построения организационной структуры, при которых в аппарате управления выделяется должность специального директора по безопасности. Он руководит службой безопасности, включающей службу охраны, специальные системы связи и информации, противопожарные службы, специальные группы реагирования.

    Но даже и в тех случаях, когда служба безопасности хотя и немногочисленна (в малых формах бизнеса), но рационально организована, положение ее руководителя позволяет принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и своевременно реагировать на возникающие угрозы безопасности предприятия, т. е. его статус на объекте выделен и поддержан руководством. Это выражается в разработке таких функциональных обязанностей руководителя службы безопасности, которые закрепляют его особое положение. Например, ему подчиняются другие, равные по штатному уровню руководители, в решении кадровых вопросов. Этот статус может проявляться и в том, что руководитель службы безопасности наделен определенными запретительными правами по отношению к другим службам предприятия на переговорах с клиентами, правами санкционирования выбора клиентов и соисполнителей.

    Что касается собственно организационной структуры службы безопасности, то в процессе исследований удалось выявить определенную закономерность ее построения в зависимости от следующих факторов (рис. 1).

    Рис. 1 - Факторы, влияющие на особенности построения организационной структуры службы безопасности промышленного предприятия

    Особенности построения организационной структуры службы безопасности зависят от:

    характера и масштабов производственной деятельности предприятия (особенности выпускаемой продукции и прогрессивность применяемых технологий, наличие товаров-новинок, патентов и лицензий, производственная мощность, численность работающих, темпы технического развития);

    рыночной позиции предприятия (темпы развития отрасли, к которой относится предприятие, вид кривой жизненного цикла, динамика его продаж и доля рынка, наличие стратегических зон хозяйствования, уровень конкурентоспособности товаров и услуг, репутация в деловых кругах, имидж и гудвил);

    достигнутого уровня финансовой состоятельности (общая экономическая рентабельность, рентабельность капитала и продукции, платежеспособность, уровень деловой активности, инвестиционная привлекательность);

    наличия субъектов специальной защиты (носители государственной или коммерческой тайны, крупные материальные ценности, Экологически опасные производства, взрыво- и пожароопасные участки и т. п.);

    наличия конкурентной среды (активность конкурентов и криминалитета).

    Кроме отмеченных объективных факторов на выбор структуры службы безопасности могут воздействовать и факторы субъективного порядка. Например, наличие свободных финансовых ресурсов, которые можно направить на обеспечение безопасности, или субъективное мнение руководителя предприятия, считающего, что затраты на службу безопасности себя не окупают и поэтому в ее организации нет необходимости.

    Разумеется, представить универсальную структуру службы безопасности того или иного предприятия -- объекта защиты -- будет весьма сложно из-за многообразия форм проявления на нем отмеченных факторов. Однако, по-видимому, можно говорить о некотором наборе типовых направлений деятельности служб безопасности, исходя из условного деления множества объектов защиты на следующие группы:

    крупные финансово-промышленные группы и акционерные общества с частным и смешанным капиталом;

    государственные производственные объединения;

    акционерные и частные коммерческие структуры (крупные, средние, мелкие).

    Первое направление -- юридическая безопасность предпринимательской деятельности, под которой следует понимать юридически корректное оформление прав, порядка и условий осуществления этой конкретной деятельности (устава, регистрационных документов, прав собственности на имущество, патентов, лицензий, арендных и контрагентских договоров, соглашений, ведение бухгалтерской документации и др.). Необходимость разработок и реализации соответствующего комплекса задач достаточно очевидна в условиях несовершенной нормативно-правовой базы предпринимательства и его безопасности.

    Второе -- физическая безопасность субъектов предпринимательской деятельности. В качестве объектов следует при этом рассматривать как сам вид предпринимательской деятельности, так и ресурсы предпринимателя: финансовые, материальные, информационные. Отдельного рассмотрения требует безопасность трудовых и интеллектуальных ресурсов: персонала, акционеров и работников предприятия.

    Третье -- информационная (информационно-коммерческая) безопасность, защита информационных ресурсов хозяйствующего субъекта, а также объектов его интеллектуальной собственности. Коммерчески значимая информация может быть связана со всеми теми объектами, которые упоминались при рассмотрении физической безопасности.

    Одно из важнейших по значимости -- четвертое направление -- это вопросы безопасности людей, персонала: охрана труда и техника безопасности, производственная санитария и экология, аспекты психологии деловых отношений, вопросы личной безопасности сотрудников и членов их семей.

    Следует отметить, что универсального способа или методики выбора структуры службы безопасности до настоящего времени не предложено, хотя практическая потребность в этом очевидна.

    Исходя из проведенных обобщений в организации службы безопасности, можно предложить следующий укрупненный алгоритм выработки решений по ее структуризации применительно к особенностям деятельности того или иного хозяйствующего субъекта:

    шаг 1 -- принимается некоторое состояние объекта, фиксированное во времени, и определяются его жизненно важные интересы на этот момент;

    шаг 2 -- определяются наиболее вероятные для данного объекта угрозы его безопасности;

    шаг 3 -- оценивается степень риска при реализации каждого вида угроз, которые ранжируются по степени вероятного ущерба в случае их проявления;

    шаг 4 -- разрабатывается план реализации соответствующих мероприятий по локализации каждой из угроз с оценкой потребности в ресурсах, а значит, и предполагаемых затрат;

    шаг 5 -- исходя из сопоставления наличных ресурсов и предполагаемых затрат на реализацию функций и задач комплексной системы защиты по каждой из выявленных угроз, формируется служба безопасности;

    шаг 6 --в зависимости от изменения характера вновь возникающих угроз и ресурсных возможностей предприятия, на основе постоянного анализа всех этих составляющих корректируются структура и задачи службы безопасности

    Таким образом, можно обобщить, что предложенная концептуальная организация управления системой безопасности, имеющая ярко выраженную вертикаль подчиненности и взаимной ответственности, исходит из практического опыта в сфере защиты государственной и коммерческой тайны. Выбор такой концепции предопределен высоким уровнем издержек -- экономических потерь, которые вынуждено понести предприятие в случаях реализации угроз его безопасности, а также взаимообусловленностью проблем безопасности предприятия, безопасности личности, общества и государства.

    Рис. 2. Универсальный алгоритм построения системы безопасности

    Служба безопасности (СБ) на предприятии -- подразделение предприятия, специально созданное для обеспечения безопасности его законных прав и интересов от криминальной конкуренции со стороны социальных организаций и физических лиц.

    Службы безопасности -- неотъемлемая часть хозяйственной и иной предпринимательской деятельности в странах с развитой рыночной экономикой. Затраты зарубежных фирм только на охрану коммерческой тайны достигают 25 % всех расходов на производство. В Западной Европе ассигнования на мероприятия, связанные с обеспечением безопасности, составляют от 15 до 20% стоимости охраняемых ценностей, в Украине - не более 1 %.

    Руководитель предприятия, определяя характер службы безопасности, должен исходить из особенностей сферы и масштабов деятельности предприятия, объектов, подлежащих защите, учитывать возможности материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по обеспечению безопасности.

    Все подразделения службы безопасности в полном объеме создаются лишь крупнейшими экономическими субъектами. Небольшие предприятия ограничиваются группами внутренней безопасности, состоящими из охранников и персонала, занимающегося настройкой и ремонтом технических средств обеспечения безопасности.

    В некоторых случаях создавать службу безопасности на предприятии не следует. В таком случае для обеспечения безопасности от криминальной конкуренции можно использовать технические средства. На основной персонал предприятия при этом возлагаются соответствующие дополнительные функции. К проектированию системы обеспечения безопасности - опирающейся в основном на технические средства, целесообразно привлечь специализированные консультативные фирмы.

    Основные принципы деятельности СБ :

    законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение личной, семейной тайны (сбор сведений в отношении сотрудника, кандидата на работу осуществляется только с его письменного согласия; автоматизированные информационные системы создаются и используются с соблюдением требований законодательных актов относительно персональных данных);

    приоритет предупредительных мероприятий;

    профессионализм (использование собственных специалистов или обращение за помощью к специализированным государственным или частным организациям);

    взаимодействие с государственными правоохранительными органами и службами безопасности других фирм;

    системный подход, который предполагает, в частности, учет всех факторов, оказывающих влияние на безопасность предприятия, полный охват защитными мероприятиями всех объектов в соответствии с их значимостью, использование не только режимных мер и административных методов, но и экономических рычагов и стимулов, циркулярного информирования, других способов воздействия;

    использование доступных зарубежных средств и систем безопасности;

    активность, опережающий по сравнению с имеющими место посягательствами поиск новых способов и возможностей обеспечения безопасности;

    сочетание единоначалия и коллегиальности в руководстве;

    подотчетность и подконтрольность лично руководителю предприятия, поскольку он знает в деталях приоритеты в управлении, имеет возможность оперативно принимать решения и эффективно их реализовывать;

    сочетание гласных и негласных форм деятельности, так как применение предприятиями-конкурентами, службами промышленного шпионажа, организованной преступностью негласных форм деятельности обусловливает необходимость аналогичных форм противодействия;

    рациональное использование сил и средств;

    плановая основа деятельности;

    повышение квалификации сотрудников СБ.

    Цель создания СБ -- обеспечение для предприятия условий защищенности от криминальной конкуренции -- деятельности социальных организаций или физических лиц, направленной на получение односторонних преимуществ в бизнесе и основанной а нарушениях законодательства, деловой этики, наносящей экономический или иной ущерб цивилизованному бизнесу.

    Основные задачи СБ на предприятии:

    1) распознавание угроз его безопасности;

    2) предотвращение возможного ущерба от криминальной конкуренции;

    3) противодействие физическим лицам и социальным организациям, использующим методы криминальной конкуренции;

    4) минимизация последствий от конкретных фактов криминальной конкуренции;

    5) противодействие физическому, техническому несанкционированному проникновению на служебные объекты;

    6) информационное обеспечение деятельности по вопросам безопасности;

    7) взаимодействие и координация службы безопасности с государственными правоохранительными органами;

    8) обеспечение физической безопасности руководителей и сотрудников предприятия;

    9) обеспечение безопасности коллектива от проникновения лиц с криминальным прошлым, от разрушения благоприятного психологического климата;

    10) исключение несанкционированного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну;

    11) обеспечение сохранности материальных ценностей и финансовых средств предприятия;

    12) предотвращение возможного ущерба имиджу предприятия;

    13) противодействие возможным попыткам со стороны конкурентов получить соответствующие рычаги управления предприятием (бизнесом).

    Литература

    1. Гусев В.С., Демин В.А., Кузин Б.І. и др. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

    2. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб.пособие для вузов. - М.:академия, 2008. - 336 с.

    3. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации. Учеб. Пособие для вузов. -М.: Горячая линия -Телеком, 2004 . - 280с.

    4. Курочкин А.С. Управление предприятием: Уч.пособие. - Киев, 2009.

    5. Амитан В.Н. Экономическая безопасность: концепция и основные модели // Економічна кібернетика. - 2009. - №3-4. - С.13-20.

    Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

    Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

    Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

    Комплекс организационных мероприятий;

    Инженерно-технические средства защиты;

    Действия сотрудников СБ.

    Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

    Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

    Обеспечение санкционированного доступа;

    Обнаружение проникновения нарушителя на объект;

    Создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

    Контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

    Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

    Войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

    Отрядом ведомственной охраны;

    Подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

    Частным охранным предприятием.

    Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

    Таблица 1. Правовая база охранной деятельности


    1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
    2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
    3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
    4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
    5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
    6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
    7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
    8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
    9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
    10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

    Внутренние войска

    Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

    Ведомственная охрана

    Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

    Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

    Основными задачами ведомственной охраны являются:

    Защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

    Обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

    Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

    Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

    Вневедомственная охрана

    В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

    Охрана имущества собственников на договорной основе;

    Участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

    Организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

    Технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

    Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

    Частные охранные предприятия

    В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

    Защита жизни и здоровья граждан;

    Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

    Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

    Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

    Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

    Служба безопасности: задачи и функции

    В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

    Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

    Физическую безопасность;

    Безопасность внешней деятельности;

    Информационную безопасность;

    Психологическую безопасность.

    Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

    Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности





















    Служба безопасности

    Составляющие

    Безопасности

    Физическая безопасность

    Безопасность внешней деятельности

    Информационная безопасность

    Психологическая безопасность

    Задачи СБ

    По обеспечению безопасности

    Охрана имущества

    И сотрудников предприятия

    Защита коммерческих интересов предприятия

    Защита конфиденци-альной информации

    Выявление неблагонадежных сотрудников

    Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

    Обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

    Охрана имущества предприятия;

    Защита персонала предприятия от преступных посягательств;

    Обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

    Организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

    Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

    В том числе, сюда входит:

    Изучение криминальных аспектов рынка;

    Противодействие экономическому шпионажу;

    Выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

    Борьба с недобросовестной конкуренцией;

    Выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

    Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

    Организацию конфиденциального делопроизводства;

    Ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

    Организацию ведения конфиденциальных переговоров;

    Расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

    Мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

    Мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

    Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

    Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

    Выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

    Профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

    Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

    Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

    Таблица 2. Типовая структура СБ





























    Подразделение СБ Внутренняя структура Функции
    1. Отдел физической охраны и режима
    1. Группа охраны

    2. Группа сопровождения

    3. Тревожная группа

    4. Группа инженерно-технической защиты

    5. Группа режима

    6. Бюро пропусков

    1. Обеспечение физической безопасности людей

    И мат. ценностей

    2. Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима

    2. Отдел безопасности

    Внешней деятельности

    1. Разведывательная группа

    2. Контрразведывательная группа

    3. Аналитическая группа

    Сбор и анализ разведывательной информации
    3. Отдел защиты информации 1. Группа технической защиты информации

    2. Группа конфиденциального делопроизводства

    Предотвращение утечки конфиденциальной информации

    С охраняемого объекта

    4. Отдел психологической безопасности Проверка благонадежности сотрудников, защита

    От «внутреннего» нарушителя

    Отдел физической охраны и режима

    Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

    Патрулирование (периодический обход территории);

    Выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

    Контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

    Сопровождение (охрана физических лиц).

    К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

    Технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

    Средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

    Инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

    Оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

    Отдел безопасности внешней деятельности

    Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

    Замаскированный опрос сотрудников;

    Изучение документов;

    Негласное наведение справок;

    Скрытое наблюдение и т.д.

    К техническими средствам сбора информации относятся:

    Средства негласного съема информации;

    Средства скрытого видеонаблюдения;

    Средства компьютерного шпионажа и т.п.

    Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

    Отдел защиты информации

    Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

    Организационные;

    Технические.

    Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

    Ведением конфиденциального делопроизводства;

    Ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

    Установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

    Воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

    Совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

    К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

    Периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

    Реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

    Отдел психологической безопасности

    Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

    Профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

    Личная беседа с сотрудником, опрос;

    Психологическое тестирование;

    Психофизиологические исследования.

    В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

    Нормативное обеспечение деятельности

    Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

    Документы федерального уровня;

    Документы ведомственного уровня;

    Документы локального уровня.

    Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ ().

    Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

    В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

    Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ






















































    Название Содержание
    1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
    2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
    3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
    4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
    5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
    6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
    7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
    8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
    9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

    Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

    Нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

    Задачи и функции;

    Организационно-штатная структура;

    Кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

    Взаимодействие с правоохранительными органами;

    Порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

    Материально-техническое обеспечение;

    Финансовое обеспечение;

    Контроль деятельности СБ.

    В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

    Число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

    Число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

    Число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

    Число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

    Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

    • Корпоративная культура

    Ключевые слова:

    1 -1

    Служба безопасности может включать следующие основные подразделения: режимное; сыскное; охранное; техническое; информационное; аналитическое. Режимное подразделение создается, когда предприятие располагает коммерческой тайной или в его деятельности большое значение имеет иная информация конфиденциального характера.

    На подразделение возложены, как правило, следующие функции:

    Определение состава сведений, представляющих собой коммерческую тайну;

    Подготовка инструкций о порядке работы с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

    Допуск сотрудников к работе с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;

    Организация и ведение закрытого делопроизводства;

    Учет документов, содержащих коммерческую тайну, а также фактов ознакомления с ними;

    Оценка документов, материалов, образцов, выходящих за пределы предприятия, на наличие в них сведений для служебного пользования, коммерческой тайны;

    Контроль за выполнением требований режима работы, посещений предприятия.

    Особый режим работы вводится, в частности, в служебных помещениях, где находятся сотрудники, имеющие дело с информацией ограниченного распространения; в помещениях производственного назначения, если коммерческую тайну составляют образцы или технологическая информация.

    Режимное подразделение взаимодействует с аналитическим подразделением службы безопасности в части, касающейся определения состава сведений, подлежащих закрытию, и мер их защиты. Она получает от него сведения о характере взаимосвязи коммерческой тайны с другими служебными сведениями, позволяет составить представление о коммерческой тайне по параметрам и характеристикам, которые сами по себе к категории коммерческой тайны не относятся.

    Взаимодействие с охранным подразделением осуществляется по вопросам посещений предприятия.

    Совместно с техническим подразделением службы безопасности решаются вопросы использования технических средств для осуществления режимных мероприятий, контроля за доступом к документам, иным носителям конфиденциальной информации.

    Контакты с информационным подразделением службы безопасности необходимы по вопросам фиксации объема осведомленности сотрудников, создания автоматизированной системы в интересах режимного подразделения.

    Вместе с сыскным подразделением расследуются факты утечки информации.

    Необходимо сотрудничать со всеми подразделениями предприятия по вопросам организации в них режима секретности проводимых работ.

    Сыскное подразделение создается прежде всего при значительном объеме работ, связанных с выполнением функций сыска, когда имеются основания полагать, что предприятие может стать объектом промышленного шпионажа.


    Это подразделение выполняет следующие функции:

    Занимается проверкой физических лиц и социальных организаций, попадающих в поле зрения службы безопасности предприятия;

    Ведет изучение отдельных сотрудников, клиентов предприятия, жителей ближайшего окружения, в действиях которых содержатся угрозы безопасности предприятия;

    Занимается разработкой и проведением специальных мероприятий в отношении предприятий-конкурентов.

    Сыскное подразделение взаимодействует:

    С кадровым аппаратом - при проверке кандидатов на работу, а в случае надобности - и персонала фирмы;

    Со всеми подразделениями предприятия по вопросам расследования фактов криминальной конкуренции;

    С правоохранительными органами, службами безопасности других предприятий, с частными детективными агентствами.

    Охранное подразделение создается в случаях, когда необходимо ограничить или исключить посещение предприятия посторонними лицами, если в помещениях имеются материальные ценности (оборудование, вычислительная, множительная техника) или финансовые средства, проводятся работы закрытого характера, хранятся секретная информация или предметы, содержащие коммерческую тайну.

    Основными объектами охраны являются руководители и сотрудники предприятия, офисы, складские помещения, производственные цеха, транспортируемые грузы, финансовые средства.

    В функции охранного подразделения входят:

    - охрана зданий, сооружений, помещений;

    - физическая охрана руководителей предприятия, отдельных лиц из числа сотрудников;

    - разработка и осуществление пропускного режима;

    - охрана грузов при их транспортировке;

    - выявление угроз безопасности охраняемым объектам.

    Важную роль в работе этого подразделения играет учет посещений, дежурств и происшествий в специальных журналах. В них фиксируются наблюдения, результаты контрольных проверок, замечания, жалобы, факты срабатывания охранной сигнализации, распоряжения, происшествия.

    В составе охранного подразделения иногда создается мобильная группа, прибывающая на место происшествия в случае угрозы жизни и здоровью сотрудников предприятия или в иных, заранее определенных ситуациях.

    Охранное подразделение взаимодействует прежде всего с техническим подразделением по вопросам оборудования охранной, противопожарной и иной сигнализацией, ее обслуживания и ремонта.

    От сыскного подразделения оно получает сведения, характеризующие обстановку в окружении охраняемого объекта.

    Взаимодействие с аналитическим подразделением необходимо в прогнозировании обстановки вокруг охраняемого объекта. Важно также установить сотрудничество с расположенным поблизости подразделением органов внутренних дел.

    Численность охранного подразделения зависит от количества и состава охраняемых объектов, решаемых задач, режима охраны (круглосуточный, ночной) и работы его сотрудников (обычно в течение суток или 12 часов).

    Техническое подразделение необходимо, когда имеются основания предполагать, что в отношении объектов предприятия будут использоваться технические средства разведки, когда безопасность предприятия обеспечивается преимущественно с помощью технических средств - охранной и противопожарной сигнализации, средств видеонаблюдения и т.п.

    Техническое подразделение целесообразно создавать отдельно, если имеются, по крайней мере, два других подразделения службы безопасности, использующих в своей работе технические средства.

    Техническое подразделение осуществляет:

    Разработку инженерно-технической и технической стороны системы защиты предприятия;

    Заказ, приобретение, установку и настройку технических средств защиты (сигнализации, видеонаблюдения, связи, пожаротушения);

    Мелкий и средний ремонт техники, профилактические мероприятия;

    Экспертизу рынка технических средств защиты; техническое обеспечение мероприятий сыскного подразделения;

    Мероприятия по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа, а также противодействию ему с использованием технических средств.

    Взаимодействие с информационным подразделением требуется для проведения работ по присвоению категории объектам вычислительной техники, использованию средств защиты от утечки информации по техническим каналам.

    Совместно с охранным подразделением решаются вопросы, связанные с разработкой концепции охраны, установкой различного рода технических средств, а с сыскным подразделением - технического обеспечения проводимых специальных мероприятий.

    Нужно также сотрудничать с другими подразделениями предприятия, особенно при проведении мероприятий по выявлению фактов применения технических средств промышленного шпионажа и противодействию ему.

    Информационное подразделение создается при наличии существенного объема данных, имеющих значение для защиты предприятия, и сложных процедур их обработки в течение ограниченного времени.

    Это подразделение ведет:

    Сбор, накопление, хранение и обработку информации, имеющей значение для защиты бизнеса, в том числе в интересах других подразделений службы безопасности;

    Разработку и развитие информационной системы службы безопасности;

    Программных средств защиты информации. Информационное подразделение взаимодействует с другими информационными системами предприятия и сторонними организациями. Сведения могут поступать из всех подразделений предприятия, в том числе из других подразделений службы безопасности, специализированных информационных организаций, как частных, так и государственных. Зачастую целесообразно использовать также данные из открытых источников.

    В некоторых крупных российских фирмах и банках информационные подразделения службы безопасности занимаются исключительно сбором сведений о зарубежных компаниях, используя, в частности, такие источники, как информацию торговых палат, консульских отделов посольств, банков-корреспондентов. Учитывая невысокие качество, полноту и оперативность, значительную стоимость информации при такой организации работы, следует признать ее недостаточно эффективной.

    Предпочтительным представляется обращение за сведениями о зарубежных фирмах к специализированным информационным организациям.

    Аналитическое подразделение создается в случае наличия многоплановых угроз безопасности предприятия, множественности возможных субъектов криминальной конкуренции.

    Основные функции аналитического подразделения:

    Разработка концепции защиты бизнеса, ее стратегии; анализ угроз безопасности предприятия;

    Выявление вероятных субъектов криминальной конкуренции; постановка задач перед другими подразделениями службы безопасности;

    Аналитическое обеспечение мероприятий по локализации последствий конкретных фактов криминальной конкуренции. Аналитическое подразделение получает информацию непосредственно от руководителей предприятия и службы безопасности, информационного подразделения службы безопасности.

    Аналитическая работа предполагает построение моделей в сфере безопасности предпринимательства (методик различного рода обследований, расчета возможного ущерба от утечки информации, продажной стоимости коммерческой тайны; методики управления безопасностью коммерческой тайны и предпринимательства) и проведение исследований с использованием указанных моделей и методик.

    При отсутствии аналитического подразделения его функции выполняют начальник службы безопасности и руководители предприятия.

    С целью нейтрализации экстремальных ситуаций, а затем и устранения угрозы для безопасности предприятия может быть создана специальная группа особо доверенных лиц. Она должна действовать на постоянной основе. В ее состав входят глава предприятия, руководители филиалов, финансовый директор (главный бухгалтер), начальник и юрисконсульт службы безопасности. В отдельных случаях в решении конкретных вопросов могут участвовать и пользующиеся доверием представители правоохранительных органов.

    К основным функциям группы относятся:

    Оценка экстремальных обстоятельств;

    Принятие решений по выходу из кризиса;

    Управление деятельностью предприятия в экстремальных условиях;

    Разработка подходов к разрешению чрезвычайных ситуаций, основных принципов деятельности в целях защиты;

    Определение возможных затрат, состава и содержания проводимых мероприятий.

    При проведении заседаний группы действует принцип конспирации. Вместе с тем о содержании принимаемых решений в пределах допустимого нужно обязательно информировать коллектив фирмы.

    Деятельность каждого из подразделений службы безопасности в большей или меньшей степени требует юридической поддержки, особенно в условиях нестабильности российского законодательства. В этой связи в штат службы безопасности на предприятии часто включают юрисконсульта, специализирующегося на вопросах защиты бизнеса от криминальной конкуренции.

    Некоторые предприятия, не испытывающие финансовых проблем, создают собственные службы инкассации, прежде всего в составе подразделений охраны службы безопасности. Существуют и частные службы инкассации, хотя хорошее техническое оснащение и высокая зарплата работников этих служб не всегда гарантируют высокое качество. Поэтому предпочтительным является использование возможностей Российского объединения инкассации - государственного хозрасчетного подразделения Центробанка России

    (Росинкас), услуги которого отличаются гарантированной поддержкой со стороны милиции; наличием у сотрудников специальной подготовки; жесткой регламентацией деятельности в любой, даже внештатной ситуации; периодической ревизией деятельности; обязательным страхованием перевозимых грузов.

    В настоящее время нередко в одном здании размещается несколько предприятий. В таком случае создается, как правило, единая служба безопасности, которая ведает пропускным режимом, охраной помещений и сотрудников всех находящихся в этом здании

    предприятий.

    В связи с криминализацией кредитно-финансовой сферы в коммерческих банках создана система внутреннего контроля. Соответствующее самостоятельное подразделение, подчиненное непосредственно главе банка, должно контролировать как операции банка, чтобы не допустить слишком рискованных сделок, так и деятельность отдельных его сотрудников.

    Служба внутреннего контроля банка обладает следующими правами:

    Получает необходимые для проведения проверки документы: приказы и распорядительные документы, бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы;

    Определяет соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками банка, требованиям действующего законодательства;

    Входит в помещение проверяемого подразделения, в помещения, используемые для хранения документов, наличных денег и ценностей, в компьютерный зал с обязательным привлечением руководителя либо сотрудника проверяемого подразделения;

    Выдает временные (до решения руководства банка) предписания о недопущении действий, результатом которых может стать нарушение федерального или банковского законодательства, принятие на себя чрезмерных рисков.

    Имеются факты создания служб безопасности, детективных агентств преступными структурами для получения легального доступа к оружию и в целом для прикрытия противоправной деятельности. В отдельных случаях у сотрудников СБ правоохранительные органы обнаруживают незарегистрированное оружие.

    Такого рода службы безопасности насчитывают большое число сотрудников. Так, в печати приводились данные о том, что служба безопасности финансовой группы «Мост» (В. Гусинский) насчитывала более 600 человек. Это намного больше, чем реально требуется для обеспечения безопасности банка, даже самого крупного. Высказываются опасения, что цели создания такой мощной вооруженной группировки не исчерпываются обеспечением защиты предпринимательства, и она может быть использована для решения задач разведки либо для достижения политических целей. Отдельные авторы пытаются обосновывать, что подобного рода структуры через имеющуюся у них информацию, финансовые ресурсы, возможность проведения независимой экспертизы, право выхода с законодательной инициативой, референтные (лоббистские) группы в инстанциях могли бы стать серьезными рычагами власти на уровне отдельного региона.

    В связи с этим задача государственных органов заключается в пресечении попыток использовать негосударственные структуры безопасности в политических целях и, в частности, в контроле за численностью СБ фирм. Так, возможно использование соответствующих организационных нормативов, которые бы связывали, например, численность персонала фирмы с количеством сотрудников фирменной полиции.

    Анализ работы подразделений служб безопасности показывает, что значительное место в ней занимает взаимодействие, в том числе с внешними организациями, предприятиями, правоохранительными органами. Это, например, необходимо в таких случаях, как постановка офиса на сигнализацию в местном отделении милиции, организация поста охраны, заключение соглашения об обмене информацией по вопросам безопасности, взаимной помощи в экстремальных ситуациях, проведение регулярных совещаний с представителями служб безопасности других предприятий, частных детективных и охранных агентств. Такого рода соглашения заключаются на двусторонней или многосторонней основе.

    Основные организационные структуры внутрифирменного управления защитой предпринимательства представлены на рис. 1.