Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Функциональные подсистемы рсчс. силы и средства рсчс. Организационная структура рсчс Перечень функциональных подсистем рсчс

    Функциональные подсистемы рсчс. силы и средства рсчс. Организационная структура рсчс Перечень функциональных подсистем рсчс

    РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

    Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

    § федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

    § региональный - территорию нескольких субъектов РФ;

    § территориальный - территорию субъектов РФ;

    § местный - территорию района (города, населенного пункта);

    § объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

    В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

    Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

    § координирующие органы;

    § органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

    § органы повседневного управления;

    § силы и средства;

    § резервы финансовых и материальных ресурсов;

    § системы связи, оповещения и информационного обеспечения.



    Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

    Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

    Региональный состав РСЧС включает регионы:

    § Центральный (Москва)

    § Северо-западный (Санкт-Петербург)

    § Южный (Ростов-на-Дону)

    § Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

    § Сибирский (Красноярск)

    § Дальневосточный (Хараровск)

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

    § режим повседневной деятельности

    § режим повышенной готовности

    § режим чрезвычайной ситуации.

    Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

    Система “человек – среда обитания”

    Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

    Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

    Деятельность - это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

    Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

    Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания.

    Среда обитания - это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

    В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек - среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности.

    В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека.

    В составе окружающей среды выделяют:

    § Природная среда (Биосфера) - область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов - разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.

    § Техногенная среда (Техносфера) - среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

    На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.

    В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы:

    § Рост численности населения и урбанизация

    § Рост потребления энергии

    § Массовое использование транспорта

    § Рост затрат на военные цели

    Классификация условий для человека в системе "человек - среда обитания":

    § Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания.

    § Допустимые . Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах.

    § Опасные . Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды.

    § Чрезвычайно опасные . Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде.

    Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности.

    Безопасность можно обеспечить двумя путями:

    1. устранением источников опасности;

    2. повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им.

    Безопасность жизнедеятельности - наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

    Опасность - это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

    Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

    Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов.
    За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек - среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

    Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

    по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

    Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров Российской Федерации.

    Общественные аварийно-спасательные формирования могут участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных ситуаций и действуют под руководством соответствующих органов управления единой системы.

    17. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

    Силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    18. Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    19. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

    20. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

    резервный фонд Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий;

    запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

    резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

    резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

    Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

    22. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

    Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, используются единый номер вызова экстренных оперативных служб "112" и номер приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях, назначаемый федеральным органом исполнительной власти в области связи.

    Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.

    23. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

    Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    24. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

    Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

    а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

    б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    25. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

    а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

    б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

    в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

    г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

    д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

    26. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

    27. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы могут устанавливаться решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

    28. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

    а) в режиме повседневной деятельности:

    изучение состояния окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

    сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

    планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

    подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе к действиям при получении сигналов экстренного оповещения;

    пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

    проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

    ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

    б) в режиме повышенной готовности:

    усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

    введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

    непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

    принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

    уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

    приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

    восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

    в) в режиме чрезвычайной ситуации:

    непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, мониторинг и прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий;

    оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

    проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

    непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

    организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

    информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

    29. При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", для органов управления и сил соответствующих подсистем единой системы устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи, - режим чрезвычайной ситуации.

    В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

    29.1. При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой системы, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, в соответствии с пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливается один из следующих уровней реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования):

    объектовый уровень реагирования;

    местный уровень реагирования;

    региональный (межмуниципальный) уровень реагирования;

    федеральный уровень реагирования;

    особый уровень реагирования.

    29.2. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой системы орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с пунктом 10 указанной статьи.

    Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации готовит для органа государственной власти или должностного лица, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предложения о принятии дополнительных мер, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

    Порядок реализации и отмены указанных дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    29.3. При отмене режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при устранении обстоятельств, послуживших основанием для установления уровня реагирования, органом государственной власти или должностным лицом, определенными пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отменяются установленные уровни реагирования.

    30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций:

    локального характера осуществляется силами и средствами организации;

    муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления;

    межмуниципального и регионального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации;

    межрегионального и федерального характера осуществляется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

    При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    32. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций.

    Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    34. Финансовое обеспечение функционирования единой системы и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирное время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Основными задачами РСЧС являются:

    1. организация оповещения и информирование населения;

    2. проведение мероприятий по защите населения и территорий;

    3. ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    4. оказание гуманитарной помощи;

    5. подготовка руководящего состава, специалистов и обучение населения;

    6. пропаганда среди населения роли РСЧС в общей системе безопасности страны.

    Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

    РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

    Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

    § федеральный, охватывающий всю территорию РФ;

    § региональный - территорию нескольких субъектов РФ;

    § территориальный - территорию субъектов РФ;

    § местный - территорию района (города, населенного пункта);

    § объектовый - территорию объекта производственного или социального назначения.

    Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ.

    В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

    Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.


    Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

    § координирующие органы;

    § органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

    § органы повседневного управления;

    § силы и средства;

    § резервы финансовых и материальных ресурсов;

    § системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    Федеральные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах и организациях федерального подчинения. Действие органов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций координирует МЧС России и органы непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти. (Координирующий орган: Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при правительстве России).

    Региональный уровень включает районирование России по 6 регионам (Координирующий орган: региональные центры по делам ГОЧС).

    Региональный состав РСЧС включает регионы:

    § Центральный (Москва)

    § Северо-западный(Санкт-Петербург)

    § Южный (Ростов-на-Дону)

    § Приволжско-Уральский (Екатеринбург)

    § Сибирский (Красноярск)

    § Дальневосточный (Хабаровск)

    Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется правительством РФ, непосредственное руководство осуществляет МЧС России.

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации предусмотрено три режима функционирования РСЧС:

    § режим повседневной деятельности

    § режим повышенной готовности

    § режим чрезвычайной ситуации.

    Таким образом, Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является эффективным инструментом, непосредственно обеспечивающим безопасность страны, защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Министерство чрезвычайных ситуация России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

    Силы и средства РСЧС подразделяются:

    · на силы и средства наблюдения и контроля;

    · силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Силы и средства наблюдения и контроля включают:

    · подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);

    · контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);

    · службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;

    · ветеринарную службу;

    · сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

    · лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;

    · службу предупреждения о стихийных бедствиях.

    В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД,невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.

    Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так, в составе спасательных бригад создаются воздушнодесантные отряды. Они более мобильны и эффективны в работе, поскольку их можно быстро перебрасывать в любой регион страны. Появилась необходимость сформировать в войсках ГО подразделения переправочно-десантных средств и спасательных взводов.

    Особого внимания в силах МЧС заслуживает Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд. Это первое в нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд призван оперативно реагировать на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

    В Кыргызстане, например, отряд занимался поиском и извлечением людей из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его личный состав способен работать автономно в течение двух недель, прибывать в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

    При необходимости в отряде можно скомплектовать сразу несколько групп спасателей, готовых одновременно и эффек-тивно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и по-жарные поезда.

    Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняетматериальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ве-дении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее под-разделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объ-ектах, спасать людей и материальные ценности.

    Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

    Министерство здравоохранения - это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

    Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

    Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

    Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правоприемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

    Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжениисоответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

    В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

    0

    1. Организационная структура РСЧС

    В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО - в военное время.

    При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

    В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

    Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

    Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

    Функциональных (создаются федеральными органами власти),

    Ведомственных.

    РСЧС имеет пять уровней:

    Федеральный,

    Региональный,

    Территориальный,

    Местный,

    Объектовый.

    Каждый уровень РСЧС имеет:

    о координирующие органы,

    Органы управления,

    Силы и средства РСЧС,

    Системы связи и оповещения,

    Резервы финансовых и материальных ресурсов.

    2. Основные задачи РСЧС

    Основными задачами РСЧС являются:

    Проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации - защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

    Формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

    Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    Создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

    Выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

    Оказание гуманитарной помощи и др.

    При этом координирующими органами РСЧС являются:

    На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

    На региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов

    исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    На местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

    На объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

    Органами повседневного управления РСЧС являются:

    Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

    Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

    Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

    3. Режимы функционирования РСЧС

    В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

    При этом режим повседневной деятельности включает:

    Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

    Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

    Совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам - защиты и действиям при ЧС;

    Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

    Осуществление целевых видов страхования.

    Режим повышенной готовности предусматривает:

    Принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

    Усиление дежурно-диспетчерской службы;

    Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

    Принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

    Приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

    Организацию защиты населения;

    Выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    Организацию ликвидации ЧС;

    Определение границ зоны ЧС;

    Организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

    Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

    4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

    Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

    Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

    При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

    Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая - для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

    В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

    Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.