Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Государственное и муниципальное управление лекции. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Государственное управление как система

    Государственное и муниципальное управление лекции. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Государственное управление как система

    Осмысление содержания институтов государственного и муниципального управления связано с определением понятия «управление » и «социальное управление ». Наука государственного и муниципального управления представляет собой целостную систему знаний об общих явлениях и закономерностях, организации и деятельности государственного и муниципального управления. Ее предметом является публичная власть, структура и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Публичная власть - это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Публичная власть обладает верховенством в решении вопросов государственного значения. Особенностью публичной власти является непременное наличие принуждения и санкционных возможностей, делегируемых учредителями ее центрального аппарата представительному органу управления. Ее распоряжения обязательны для исполнения.

    К публично-правовым образованиям в Российской Федерации относятся государство и муниципальные образования, что определяется особенностями государственного и социально-экономического устройства. Территориальная общественное самоуправление не является публичной властью, а представляет собой добровольные объединения граждан по месту жительства для решения вопросов местного значения, то есть не обладает признаками публичной власти.

    Существуют различные классификации социального управления. Виды социального управления определяются по субъекту управления. Например, социальное управление, субъектом которого является государство в лице органов государственной власти и управления и их должностных лиц, осуществляющее управленческую деятельность в установленном законами порядке - государственное управление. Под управлением понимаются различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта, что означает, оно имеет целевое назначение и при котором объект поддается регулированию. С точки зрения кибернетики – науки об управлении, управление - это целенаправленное воздействие субъекта на объект, которое упорядочивает системы управления государства и муниципальных образований, обеспечивает их функционирование в соответствии с закономерностями их существования и развития. Государственное управление занимает приоритетное положение, поскольку наибольший управленческий потенциал сосредоточен именно у государства.

    Социальное управление, осуществляемое органами местного самоуправления на основе форм прямого волеизъявления граждан, в целях их самоорганизации в целях решения вопросов местного значения, определяется как местное самоуправление. В лице органов местного самоуправления, должностных лиц, оно классифицируется как муниципальное управление . Городские и сельские поселения и другие муниципальные образования, осуществляют функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), поэтому они не входят в систему органов государственной власти, хотя они обладают властными полномочиями, то есть функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ).

    Государственное управление как определенного рода социальная деятельность понимается в широком и узком значении. В широком смысле – это организующая, упорядочивающая деятельность государства, государственное регулирование различных общественных отношений путем деятельности любых государственных органов всех ветвей власти, а также государственных служащих. В узком (организационно-правовом) смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность государства, связанная с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемая системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

    Государственное управление следует рассматривать в узком значении, так как именно в организационно-правовом смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования и сферой действия норм административного права.

    Предметом государственного управления являются формы и методы воздействия на производственную, социальную и духовную жизнедеятельность людей, связанных между собой общностью политической системы и территории. В производственных отношениях оно во главу угла ставит форму собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях. В сфере отношений распределения государство не должно допускать чрезмерной монополизации отдельными лицами или группами решающих средств производства, так как она приводит к резким контрастам богатства и бедности.

    Сущность социального управления раскрывается через триаду свойств: целеполагание, организация, регулирование, поэтому основными областями науки государственного и муниципального управления является аппарат (механизм) государственного и муниципального управления, а именно:

      организационная и функциональная структура государственного и муниципального управления;

      конституционно-правовые основы деятельности органов государственного (муниципального) управления;

      полномочия органов государственной и муниципальной власти и их разграничение по уровням управления;

      публичная служба (государственная и муниципальная служба, кадровая политика);

      характер и направленность взаимодействий ветвей власти в процессе управлении;

      управление бюджетом и бюджетным процессом;

      организация планирования, включая стратегическое;

      управление информационными потоками и информационные технологии, используемые в государственном и муниципальном управлении;

      нормативная деятельность государства (правотворчество и правоприменение) и др.

    Особенности, характеризующие государственное управление в узком понимании:

    а) государственное управление – это конкретный вид деятельности по реализации единой государственной власти, имеющий функциональную и компетентностную специфику, осуществляемый исполнительно-распорядительными органами государственной власти (органами управления);

    б) суть государственного управления заключается в практически организующем характере этого вида деятельности (в желании, умении и способности органов управления организовать практическое исполнение общих предписаний и норм);

    в) государственное управление – это подзаконная деятельность административного, исполнительно-распорядительного характера. Органы управления осуществляют проведение в жизнь законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти, используя юридически властные полномочия, т.е. распоряжаясь они исполняют законы;

    г) государственное управление – это исполнительная деятельность, имеющая непрерывный и циклический характер, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

    Атаманчук Г.В. в основу классификации видов управления положил источник и потенциал власти субъекта управления. Он выделяет:

      государственное управление (это наиболее важный, всеохватывающий и властный вид управления);

      местное самоуправление – это подвид государственного управления в демократическом обществе, субъектом которого являются жители населенных пунктов и административных территорий;

      менеджмент (руководство предприятия, фирмы, руководящий орган); общественное управление;

      групповую саморегуляцию;

      целесообразное поведение человека .

    К особым свойствам государственного управления можно отнести:

      наличие специфического субъекта – органов государственной власти и их должностных лиц, порядок формирования и функционирования которых четко регламентирован Конституцией, федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами

      наличие у субъекта управления властных полномочий – государственное управление представляет собой способ реализации государственной власти и распространяется на все общество;

      масштаб охватываемых управлением общественных явлений – государственное управление направлено на согласование интересов и действий всех граждан и социальных групп общества, удовлетворение потребностей всего населения, а не отдельных граждан, на защиту совместных интересов;

      право государства на применение в процессе управления методов принуждения.

    Субъектами государственного и муниципального управления в широком смысле слова являются система органов государственного управления и местного самоуправления, политические партии, общественные, профессиональные движения, союзы, ассоциации, объединения, лоббисты, СМИ, коммерческие и некоммерческие организации, граждане государства. В узком смысле - непосредственные субъекты государственного и муниципального управления представлены законодательными, исполнительными, судебными и контрольными органами на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

    Объекты государственного управления, исходя из сущности, содержания и задач государственного и муниципального управления, сформулированных выше, можно класси­фицировать по следующим основным при­знакам:

    Принадлежность объекта к той или иной форме общественной собствен­ности (федеральная, собствен­ность субъекта Фе­дерации, муниципальная);

    Характер продукции или услуг, производимых субъектом хозяйствования (потребля­ется внутри страны, региона, муниципального образования, имеет межрегиональное потреб­ление, экспортная продукция и др.);

    Характер и степень воздействия субъекта хозяйствования на экономические, социаль­ные, экологические и другие процес­сы в регионе;

    Место и роль в воспроизводстве условий жизнедеятельности населения, удовлетворение потребностей людей вне сферы производства (охрана здоровья, удовлетворение потребностей в образовании и куль­туре, социальной защите и поддержки).

    Государственная власть как особая разновидность социальной власти и имеет следующую структуру: субъект власти (государство, население), объект (на кого именно направлена власть), отношения, возникающие по поводу власти, регламентирующие правила, нормы. Это – это политическая власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. К характерным признакам государственной власти относят:

    - публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

    - универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

    - верховенство – свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

    - законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

    - легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

    - легальность – соответствие действующего законодательства Конституции Российской Федерации;

    - использование системы налогов ;

    - использование государственного принуждения - легальное употребление силы с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

    - деление всего населения только по территориальному признаку .

    Общие и специфические функции государственного управления – это конкретные виды управленческих воздействий государства, отличающиеся друг от друга по предмету, содержанию и способам сохранения либо преобразования управляемых объектов или его собственных управляющих компонентов. По содержанию, характеру и объему воздействия функции государственного управления можно разделить на общие и специфические. Общие функции отражают основные, объективно необходимые взаимосвязи: организацию, планирование, регулирование, кадровое обеспечение и контроль. К общим функциям относят:

    Обеспечение национальной безопасности и обороноспособности;

    Разработку и реализацию политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов;

    Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни;

    Управление государственным имуществом и предприятиями, организациями и учреждениями государственного сектора;

    Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

    Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц;

    Осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой (прямое воздействие на объект управления) и регулируемой (опосредованное воздействие на объект регулирования) сферах.

    Специфические функции государства отражают особенное содержание отдельных воздействий государства. Например, финансирование, налогообложение, лицензирование, аккредитация, регулирование труда и заработной платы, кредитование и др. Особую подгруппу специфических функций управления составляют внутренние управленческие функции государственных органов. К ним относят обеспечение законности, подготовку и повышение квалификации кадров управления и др. В число основных задач государственного управления входят:

    - обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятель-­

    ности населения, высокого уровня и ка­чества жизни;

    - экономическая и социальная трансформация хозяйства страны и ее ре­гионов;

    Анализ, прогнозирова­ние и программирование национального и ре­гионального развития;

    - оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления эко­номической базы региона и муниципальных образований;

    - обеспечение экологической безопасности в стране и ее регионах, заши­та окружающей среды;

    - формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической поли­тики;

    Создание и развитие рыночной инфраструктуры и др.

    В основе построения органов власти лежит принцип разделения властей (фр.sеparation des pouvoirs, лат.trias politica) - принцип, согласно которому государственная властьдолжна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви:законодательную,исполнительнуюисудебную. Впервые этот принцип был впервые предложенДжоном Локком, а введён в научный оборотШарлем-Луи де Монтескьёв 1748 году. В соответствии с ним выделяют 3 ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную власти.

    Законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкойзаконодательства. Цель данной власти - издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти -парламент. Например, в России законодательная власть представлена двухпалатнымФедеральным Собранием, в которое входят Государственная думаиСовет Федерации, в регионах - законодательными органами (парламентами).

    При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть, а монарх или президент, исполняет в основном представительские функции и не располагает реальной властью. При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

    Исполнительная власть осуществляет в разных государствах исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительно-распорядительная деятельность - вид деятельности государственных органов исполнительной власти и органов системы местного самоуправления (глав муниципальных образований и подразделений их аппарата), направленной на организацию исполнения законов. В необходимых случаях она сопровождается принятием в рамках закона нормативных правовых актов (постановлений, распоряжений и др.). Например, в распоряжении государственной и/или муниципальной собственностью и в распорядительных действиях, адресованных субъектам управления ею: должностным лицам и гражданам, вступающим в общественные отношения в данной сфере. В зависимости от территориального масштаба деятельности и административнотерриториального деления страны органы исполнительной власти делятся на центральные (федеральные), субъектов РФ (республик, краев, областей) и местные (муниципальные).

    Судебная власть – это власть , основной функцией которой является правосудие. Правосудие (юстиция) – вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть. Под судебной властью также понимается деятельность специальных государственных органов – судов – по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона. Структура судебных органов в России, например, судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства и основана на системе принципов, характеризующих отдельную грань правосудия: законность; осуществление правосудия только судом; независимость судей; осуществление правосудия на началах равенства всех граждан перед законом и судом; обеспечение права на судебную защиту; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность правосудия (открытости судебного разбирательства); защита законных интересов личности; состязательность и равноправие сторон при рассмотрении дела в суде; родной (национального) язык судопроизводства. Систему федеральных органов судебной власти образуют Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также другие федеральные суды.

    Выделение контрольной власти в качестве самостоятельной условно. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы. В России статус этих государственных органов определяется как система органов, не входящих в структуру ни одной из трех ветвей власти.

    ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие, природа и сущность государственного управления

    1. Понятие государственного управления

    Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

    Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т. д.) или коллективное образование – администрация (дирекция, руководство, командование и т. д.). При всем многообразии суть любой разновидности управления состоит в направлении и согласовании (координации) действий участников процессов, явлений, подчинении их целенаправленной воле управляющего субъекта.

    С категорией управления тесно связано понятие «организация». Этот термин (от древнегреч. organizo – «сообщаю стройный вид, устраиваю») многозначен, но чаще всего им обозначают коллектив людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения общей цели, или некоторые действия, упорядочивающие, приводящие в систему объекты материального или духовного мира. В процессе и в результате этих действий складывается особый вид социальной связи между людьми – организационные общественные отношения. Применительно к социальным процессам и взаимоотношениям людей понятие организации по своему объему шире понятия управления, потому что как вид целенаправленной деятельности управление – лишь наиболее часто проявляющаяся разновидность организующих, т. е. упорядочивающих начал, наряду с такими, например, формами организующей социальной деятельности, как обучение, воспитание.

    В процессе же управления (как одного из специфических видов социальных взаимоотношений субъекта с объектом) соотношение этих понятий таково: сущность управления состоит в практической организации деятельности управляемых объектов при выполнении ими поставленных задач, а сама эта практическая организация суть неотъемлемое свойство управления. Следовательно, организация является атрибутом управления, внутренне присущим ему свойством.

    Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности. Социальное управление – сложное общественно-историческое явление. Общественное потому, что управление – необходимое и непреложное условие совместной деятельности людей, необходимый ее элемент. Исторической же категорией социальное управление является потому, что по мере развития общества изменяются задачи, характер, формы, методы, круг лиц, осуществляющих управление, хотя само по себе оно всегда остается необходимым атрибутом жизнедеятельности любого общества на всех этапах его исторического развития.

    Предпосылкой и одновременно движущей силой процесса социального управления выступает власть. Общеизвестно, что власть как социальное явление и неотъемлемое свойство человеческого сообщества служит инструментом организации данного социума, регулятором складывающихся в нем общественных отношений. В современных условиях ныне действующей Конституции РФ в системе управления всеми делами общества и государства можно выделить три основные разновидности социального управления: общественное, муниципальное и государственное.

    Общественное управление осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

    Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

    Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

    В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений.

    2. Сущность государственного управления

    Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

    Родовые консолидированные формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

    Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

    Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

    Организацию всех вышеназванных видов государственной деятельности сопровождает, обеспечивает или обслуживает организационная управленческая деятельность, что усложняет полное определение предмета административного права, рассматриваемого в следующей главе.

    Государственное управление как основная, определяющая форма реализации исполнительной власти и вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

    Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой.

    Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.

    Органы государственного управления исполняют требования законов и других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

    3. Ведущие школы и направления в теории государственного управления

    Большинство современных исследователей считают, что именно с появлением работ В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера можно говорить о начале первого этапа в развитии теории государственного управления как самостоятельного научного направления.

    Хронологические рамки данного этапа условно можно определить с 1880 по 1920 гг.

    Начиная с 1900 г. изучение государственного администрирования становится частью учебных программ в ведущих университетах США и Западной Европы. В 1916 г. в Вашингтоне Роберт Брукингс учредил первый институт правительственных исследований (Institute of Government Research). Целью этой научно-исследовательской организации стала выработка системного аналитического подхода к государственной деятельности. Аналогичные исследовательские центры и институты стали появляться в Европе в 1920-1930-е гг.

    Второй этап в развитии теории государственного управления продолжался с 1920 по 1950-е гг. Особенно большие успехи в эти годы сделали американцы, что объясняется рядом причин. В отличие от европейских стран в США высшие учебные заведения уже в тот период пользовались большой свободой в составлении учебных программ и выборе преподавателей. Они имели возможность экспериментировать, широко вводить новые курсы, одним из которых был курс теории административно-государственного управления, что способствовало развитию и распространению новой науки.

    Напротив, в Европе (особенно во Франции, Великобритании) система обучения в те годы была излишне централизована, единообразие являлось правилом. Французский политолог Ж. Стейцель пишет: «Развитие отрасли науки, прежде всего, процесс социальный; для этого развития необходима определенная подготовленность известных слоев интеллигенции, преодоление противодействия, возникающего в силу простого существования других, уже сформировавшихся отраслей, с которыми новорожденная в будущем, возможно, станет конкурировать».

    Существовал и другой благоприятный фактор, повлиявший на интенсивное развитие теории государственного управления именно в США. Американцы уже в те годы полагали, что наука административно-государственного управления и наука управления частными предприятиями могут и должны быть сближены. Курсы административной организации, управления персоналом, бюджетной техники, человеческих отношений, теории организации читались во многих учебных заведениях США как для тех, кто готовил себя к государственной службе, так и для тех, кто должен был пополнить в будущем кадры деловой администрации частного бизнеса. И поскольку преподавание этих дисциплин имело такую широкую аудиторию, то появилось и большое число профессоров, учебников, исследовательских работ. Все это способствовало развитию теории государственного управления.

    Существовал и еще один фактор того же плана. Американцы всегда делали акцент на практическую значимость исследований государственного управления; их научные разработки содержали практические рекомендации, предлагали обоснованные проекты реформ. Такой утилитарный подход к изучению государственного управления позволял находить государственные и частные источники финансирования для проведения научных работ.

    В 1920-1950-е гг. наиболее известными направлениями в теории государственного управления были классическая школа и школа человеческих отношений. Яркими представителями «классиков» являются А. Файоль, Л. Уайт, Л. Урвик, Д. Муни, Т. Вулси.

    Целью классической школы была разработка ведущих принципов организации профессионального государственного управления. Почти все «классики» исходили из идеи, что следование этим принципам приведет к успеху государственного администрирования в разных странах. Приверженцы классической школы не очень заботились о социальных аспектах государственной деятельности. Они стремились взглянуть на организацию управления с точки зрения широкой перспективы, пытались определить общие характеристики и закономерности государственной организации.

    При этом они достаточно удачно использовали теорию факторов или научного менеджмента, заимствованную из организации управления в бизнесе. Эта теория была разработана Ф. Тейлором, Г. Эмерсоном и Г. Фордом, которые рассматривали управление как механизм, действующий в результате комбинации ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Все эти идеи были использованы «классиками» при изучении государственного администрирования.

    Французский ученый А. Файоль является наиболее значительной фигурой в рамках классической школы управления этого периода. Его теория администрации изложена в книге «Общее и промышленное управление», опубликованной в 1916 г. Файоль возглавлял созданный им Центр административных исследований в Париже. Он доказывал, что сформулированные им принципы управления являются универсальными и применимы практически повсюду: в экономике, в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте.

    Файоль дал классическое определение научному управлению: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, т. е. строить двойной – материальный и социальный – организм учреждения; распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать; координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

    Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:

    1) разделение труда, (позволяет сокращать число объектов, на которые должно быть направлено внимание и действие, что способствует повышению количества и качества производства при затрате тех же усилий);

    2) власть, (право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т. е. без санкции – награды или кары, – сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток);

    3) единство распорядительства, (служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник);

    4) единство руководства, (один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель);

    5) подчинение частных интересов общим, (в организации интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан);

    6) дисциплина, (повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению);

    7) вознаграждение персонала, (должно быть справедливым и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего; поощрять усердие, компенсируя полезное усилие);

    8) централизация, (должна быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия);

    9) иерархия, (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей);

    10) порядок, (определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте);

    11) справедливость, (чтобы поощрять персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием);

    12) постоянство состава персонала, (текучесть кадров является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел);

    13) инициатива, (свобода предложения и осуществления планов);

    14) единение персонала, (сила предприятия в том, чтобы использовать способности всех, вознаграждать заслуги каждого, не нарушая гармонии отношений).

    Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них – обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации. Наиболее важные постулаты классической теории можно резюмировать следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность на каждом рабочем месте.

    В рамках классической школы система государственного управления предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях государственного управления.

    В целом сильные стороны классического подхода заключаются в научном осмыслении всех управленческих связей в системе государственного управления, в повышении производительности труда путем оперативного менеджмента. Однако в тех случаях, когда на эффективность управления оказывает решающее влияние человеческий фактор, использование этого подхода явно недостаточно.

    Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.

    Дальнейшие исследования показали, однако, что хорошие отношения между служащими не ведут автоматически к увеличению производительности труда административных организаций и что мотивация, ориентирующая сотрудников на достижение высоких результатов, имеет большее значение, чем простая удовлетворенность работой. И в рамках движения за человеческие отношения были разработаны различные мотивационные модели, которые используются в теории государственного управления.

    Особое значение имеют исследования, описывающие фактическое поведение отдельных лиц и групп в процессе выработки и принятия государственных решений. В отношении практических рекомендаций движение за человеческие отношения исходит из того, что любая нормативная теория решений лишь тогда имеет перспективу на успех, когда опирается на реальные факты поведения членов организации в процессе принятия решений. При этом в качестве критерия целесообразности принимается не эффективность как таковая, а эффективность, сопоставленная с психологическими ограничениями, которые определяют рамки практического применения теоретических рекомендаций по совершенствованию управления. Рекомендуется использовать основные приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации с рядовыми сотрудниками и предоставление им более широких возможностей общения в работе.

    В сфере политического управления в этот период наиболее популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики.

    Т е м а 1. Теоретические основы государственного управления.

    Теория возникновения государства. Школы государственного управления. Логика экономической деятельности государства, характеристика стадий.

    Понятие и функции государства, признаки государства. Содержание, субъекты и объекты государственного управления. Элементы системы государственного управления, принципы формирования системы государственного и муниципального управления. Уровни власти, форма (виды) государства. Эффективность функционирования органов государственного управления

    Теории возникновения государства.

    1.Теологическая теория.

    Возникновение государства объясняется волей Бога.В современных условиях эта теория видоизменилась и нашла выражение в христианско-демократической концепции государства.(Г.Гегель 18-19 века)

    2.Теория общественного договора, контрактная теория государства.

    Государство-это результат договора между суверенными властителями и поданными.Эта теория определяет социальное предназначение государства. (Эпикур 3 век до н.э.)

    3.Теория насилия.

    Согласно этой теории, государство возникло в результате военных завоеваний и политического насилия,которые в итоге приводят к углублению социального неравенства; образованию классов и эксплуатации.

    4.Антропологическая теория.

    Данная теория о возникновении государства указывает на то, что государственная форма организации коренится в самой природе человека (Аристотель 4 в до нэ)

    В наилучшей форме: монархия, аристократия, умеренная демократия

    В наихудшей:тирания, олигархия, охлократия (власть толпы)

    5.Патриархальная.

    Согласно патриархальной теории,государство возникло в процессе механического соединения родов в племена,затем племен в целостности до государственных образований.

    6.Марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс)

    Общество делится на классы,в свою очередь государство отражает интересы господствующего класса.Образование частной собственности приводит к общественному неравенству,в результате чего общество разделяется на онтогенетические классы (противоположные друг другу);господствующий класс создает государство для подчинения неимущих.

    7.Либерализм (М.Тэтчер начало 20 века)

    В основе лежит свобода личности,защищенная правами частной собственности,а гарантом является государство.

    8.Неолиберализмпризнает свободу личности,но не увязывает с трудовой теорией стоимости.В 19 векена смену теории стоимости приходит неоклассическая экономика,которая базируется на предельной производительности и полезности.та теория получила второе рождение после Второй Мировой войны (концепция монетаризма).Согласно этой теории,свободе личности угрожало государство и его стремление контролировать все сферы человеческой деятельности,что приводит к потребности в ограничении государственного влияния для предотвращения экономического кризиса.

    9.Встроенный либерализм (40ые годы 20 века).

    В рамках этой теории ограничена деятельность большого бизнеса государством.Государство не только планировало бюджет,но и владело многими отраслями промышленности.

    10.Неолиберализм.

    На смену встроенного либерализма в конце 60х годов 20го века приходит неолиберализм,который предполагает полное освобождение капитала от таких ограничителей как государство и социальные институты.

    Школы государственного управления.

    Наука государственного управления возникла в древнем Китае,далее получила развитие в античные времена.Однако,фактически это направление связывают с развитием университетов в Австрии,где читали дисциплины камеральных наук,иначе говоря науки государственного управления.Создание школы администрации связано с тем,что в 19 начале 20го века государство выполняло преимущественно охранительные функции.В связи с этим стала развиваться наука об административном прав,которая рассматривала совокупность правовых норм,предназначеных для урегулирования взаимоотношений,связанных с деятельностью органов государственного управления. В США наука административного права является основной и по сей день.

    Основоположник американской школы управления обосновал необходимость высокого профессионализма в системе государственного управлении;сформулировал требования к подбору государственных служащих,разработал модель «административной эффективности» ,предложив использовать в гос управлении методы организации и управления,которые применяются в частном бизнесе.

    Школа поведенческих наук сфере гос управления сформировалась на базе развития социологии и психологии с целью повышения эффективности человеческих ресурсов организации (А.Маслоу)

    Школа количественного подхода управления связана с внедрением в науку управления метода точных наук.

    Подходы в управлении.

    Процессный подход в управлении предполагает, что управление-это совокупность процессов, то есть работ по подготовке и принятию управленческих решений, а также контроль за их исполнением.

    Системный подход в управлении - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

    Ситуационный подход (кейсовый) предполагает, что центральное место занимает ситуация,как конкретный набор обстоятельств,оказывающая значительное влияние в конкретный период времени.

    Этапы становления науки о государственном управлении.

    I.Конец 19го 20ые годы 20го века (М.Вебер,В.Вильсон)

    II.1920-1950 (А.Файоль,А. Маслоу)

    III.с 1950-современное время

    Модели эффективного государства.

    1.Рациональная бюрократия (М.Вебер,В.Вильсон)

      Аполитичность государственных служащих

      Унификация аппарата гос управления, описание должностных обязанностей гос служащих

    2.Новое государственное управление.

      Гос служащие могут проявлять инициативу на рабочем месте

      Акцент на клиенто-ориентированную деятельность гос органов

      Открытость и прозрачность гос службы

      Новые способы оплаты служебной деятельности на основе оценки эффективности и результативности

    Форма гос-ва.

    Форма гос-ва отвечает на вопросы о том,на каких принципах и как территориально построена гос власть, а также создаются органы гос власти,их взаимосвязь и методы взаимосвязи.

    В зависимости от развития исторических событий меняется форма государственного строя.

    З составляющих:

    1.Форма правления-порядок образования и организация высших органов гос власти,их взаимоотношений друг с другом и с населением.

    Существует 2 формы правления: монархия и республика (президентская и парламентская)

    2.Форма государства- внутренняя,национально территориальная организация государства; соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

    Существует 3 формы:

      унитарное- форма территориального устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования

      Федеративное-форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью

      Конфедерация (союз суверенных гос-в)

    3.Политический режим отражает уровень демократического развития; методы осуществления политической власти,итоговое политическое состояние в обществе,которое складывается в результате взаимодействия различных политических сил.

    2.Тоталитарный - политический режим, стремящийся к полному (тотальному ) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

    3. Демократический -политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии

    Функции государства.

    Функции гос-ва- основное направление деятельности по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в них отражается социальное предназначение.

    Классификация:

    1.В зависимости от продолжительности действия (постоянные,временные)

    2.В зависимости от принципа разделения властей (законодательные,исполнительные,судебные)

    3.В зависимости от назначения (основные, не основные)

    4.В зависимости от сферы:

    А) Внутренние (ф-я обеспечения единства гос власти,управленческая,интеграционная,хозяйствования,содействие воспроизводству человеческого фактора, защита общества от разрушающих внешних и внутренних факторов

    Б) Внешние (ф-я международного сотрудничества и международных связей

    Функции гос-ва,связанные с экономикой:

    1.Правовая-создание правовых основ функционирования экономики и поддержание традиций экономического поведения

    2.Распределения- распределение гос-х ресурсов для конденсации провалов рынка

    3.Перераспределения – изменение пропорций в распределении доходов,богатства,для осуществления социальной справедливости

    4.Стабилизационная-поддержание устойчивости основных макроэкономических параметров за счет гос-х ресурсов (курс валют,уровень инвестиций,регулирование денежной массы,предоставление базовых общественных благ,защита слабозащищенных слоев населения,обеспечение социальным страхованием)

    А. В. СИГАРЕВ

    ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    Курс лекций

    для студентов всех форм обучения

    по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

    степень: магистр

    программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

    Новосибирск, 2016


    Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

    Рецензенты:

    Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

    Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

    Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

    В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


    ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

    ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

    РАЗДЕЛ I. 11

    Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

    ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

    1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

    1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

    1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

    1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

    ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

    2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

    2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

    2.3. Правовой статус государственного органа. 50

    2.4. Система государственных органов в России. 53

    ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

    3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

    3.2. Источники муниципального права. 67

    3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

    3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

    ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

    4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

    4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

    4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

    4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

    РАЗДЕЛ II. 122

    Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

    Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

    5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

    5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

    5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

    5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

    5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

    Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

    6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

    6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

    6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

    6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

    6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

    ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

    7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

    7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

    7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

    7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

    ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

    8.1. Судебная власть и правосудие. 186

    8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

    8.3. Арбитражные суды.. 193

    8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

    8.5. Правовой статус судей. 199

    8.6. Прокуратура. 201

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

    Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

    Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

    С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

    Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

    В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

    Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

    При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


    ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

    Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

    Для этого решаются следующие задачи:

    Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

    Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

    Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

    Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

    Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

    Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

    Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

    «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

    Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

    Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


    ГМУ

    Понятие гос-ва и понятие мун обр-я как субъектов упр-я Понятие вид деят-ти как системы отношений

    Управление – воздействие.

    Управление (кибер) – перевод объекта (системы) в новое состояние или изменение состояние объекта управления для достижения цели, стоящей перед системой.

    Социальное управление – воздействие на общественную систему, на сообщества людей.

    Управленческое воздействие – это практическая деятельность, совершение действий организационно-правового характера, направленных на создание нормативных актов и их реализацию.

    Для юридической науки имеет значение правовая форма отношений.

    Управленческое воздействие – некая результирующая деятельности отношений воздействия побуждающее, изменяющее.

    Управленческое воздействие содержит элемент целеполагания. Цели д.б. признанными, привлекательными, поддерживаемые обществом, мобилизующими его и при этом, реальными.

    Искусство гос. муниц. целеполагания: из естественного множества целей выбрать те, которые не только нужно, но и можно реализовать.

    Управленческое воздействие содержит организационный элемент: направление и практическая организация вз-я людей.

    Организационное воздействие

    Статичное (структурное) динамичное (функциональное)

    Управленческое возд-е предполагает регулирование поведения управленческих отношений, которое осуществляется посредством признания, утверждения и реализации социальных норм.

    Свойства управленческого воздействия (сущность соц. упр-я):


    • целеполагание,

    • организация,

    • регулирование.
    Государство – необходимый способ жизнедеятельности людей.

    У Платона и Аристотеля возникают понятия «политика» и «полиция». Тогда же возникает институт гражданства как способ правовой связи гражданина и государства.

    Макиавелли : Государство – способ целевого объединения людей, заинтересованных в получении порядка на территории своего проживания. Гос-во – решение общих дел, высшая форма общества людей.

    Ключевский : народ – население не только вместе живущее, но и вместе действующее. Гос-во – организ. форма, содержанием которой является народ. Через эту форму народ представляет себя в мировом сообществе как единое целое.

    Гос-во – политическая организация общества. Гос-во исторически создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможность решения публичных дел определяется наличием у гос-ва аппарата управления, наделённого определёнными полномочиями.

    Одна из задач гос-ва – обеспечить пределы его власти над человеком, права и свободы человека и гражданина, в кот. чел. вправе требовать от гос-ва защиты прав.

    Гос. власть – целое, разделённое на подсистемы, противостоящие и взаимодействующие друг с другом.

    Органы гос. власти взаимодействуют с институтами гражд. общества (партии, обществ. дв-я, группы влияния).

    Для решения общих дел гос-во является выжнейшей составной частью полит. системы общества.

    Задача полит. системы: вычленение из комплекса проблем тех, кот. требуют принятия решений в данное время.

    Полит. система охватывает гос-во и общество в их взаимодействии.

    Для социологов: гос-во – опред. образом организованное и структурированное население.

    Для политологов: гос-во – механизм публичной власти.

    Гос-во – способ и правовая форма организации общества, совокупность мех-мов взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системы гос. власти и правовой системы.

    Гос. власть имеет официальный правовой характер.

    Сущностные черты гос. власти


    1. Объективность её существования.

    2. Продукт необходимого развития общества.

    3. Способность решать общезначимые дела.

    4. Рациональное разрешение урегулирования противоречий между народом и отдельными людьми.
    Гос. власть – совокупность действий и процедур, совершаемых должностными лицами.

    Гос. власть – система воздействия гос. аппарата на общество.

    Ключевой принцип реализации деятельности государства – принцип разделения властей , кот включает в себя:


    1. Чёткое разделение функций, предметов ведения органов, входящих в различные ветви гос. власти.

    2. Относительная самостоятельность в осуществлении повседневной деятельности.

    3. Обеспечения в гос. власти мех-ма сдержек и противовесов.

    4. Соц., обществ. контроль за деят-тью всех ветвей гос. власти, обеспеч. правовыми средствами.

    Гос. аппарат – совокупность органов гос. власти, наделённых властными полномочиями.

    уз. смысл: совокупность органов зак., исп., суд. власти шир. смысл: это институты принуждения (ВС ФСБ)

    Деятельность гос. аппарата носит властный характер, направлена на реализацию общеобязательных предписаний, направленных конкретным адресатам.

    Гос. орган обладает организованным единством, собственной компетенцией, которая состоит из предметов ведения данного полномочия.

    В науке управления гос. управление рассматривается как практическое, организующее и регулирующее воздействие гос-ва на обществ. деят-ть людей в целях её упорядочивания, опираясь на властную гос. силу.

    Гос. управление – деятельность гос. аппарата по управлению как общественным, так и собственными делами для достижения значимой цели.

    Гос. управление – вся деятельность гос-ва по организации гос. органов и их взаимосвязей и функционирования.

    Государство – субъект целенаправленного упорядоченного воздействия на общество и его представителей.

    Государство опирается на властные полномочия и представляет собой способ реализации гос. власти.

    Основы, на которых строится государство, то есть основные эл-ты конституционного строя.

    Конституция – (гр) установление.

    В совр понимании этого слова возникли в период буржуазных революций нового времени.

    Осн назначение Конституции в то время – закрепить отмену сословных привилегий, закрепить частную предпринимательскую деятльность.

    Первая писананя К – США 1776 г; Франция; царство Польское, входившее в Россию

    В совр правоведении, К – осн з-н или система з-нов гос-ва, обладающих высшей юр силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке по ср с др законодат актами, устанавливающий правовые основы гос-ва и л-ти, организацию власти в данном гос-ве и то или иное федеративное или унитарное устройство государства.

    Формальная юо школа: К – высший правовой акт

    Социологич школа права: К – совокупность соц-эк, общ-пол процессов, кот происх в О-ве на время принятия К. К- рез-т эк и пол борьбы.

    В соотв с учениями двух школ:

    Конституция: - юридиеская – док-т, текст кот признан осн з-ном гос-ва.

    Фактическая (социальная) – реально сущ-шие в той или ной стране основы гос и общественного строя

    Если юр К не соотв реальному положению дел в гос-ве, то её называют фиктивной.

    По форме принятия К: - писанная (наша К, К Франции,…)

    - неписанная – совокупность, система законов (К Великобритании, кот состоит из системы з-нов, складывающихся на протяжении примерно 7 веков – Великая Хартия Вольностей 1215г.,…, з-н о Министрах Короны 1937 г.)

    ^ По порядку установления:


    • октроированные (дарованные) – те, кот даруются гос-вам монархами, либо готовятся и рекомендуются государствами-метрополиями по отношению к своим бывшим колониям. (Япония)

    • неоктроированные (большинство совр гос-в Европы)

    По порядку принятия и изменения:


    • гибкие – принимаются и изменяются в обычных законодат порядке, т.е. Парламентом (республиканские Конституции – Фр.)

    • жёсткие – особый порядок изменения (США, Россия 1993 г.)
    По форме правления:

      • республиканские

      • монархические
    По форме гос устройства:

    • унитарные (Швеция, Норвегия, Китай)

    • федеративные (Россия, Индия, Бельгия – федеративная монархия)

    Конституция:

    1. Преамбула (цели и историч условия принятия)

    Конституция России:

    1 раздел – 9 глав: основы конституц строя, правовой статус личности, федеративное утройство России, регламентируется организация деятельности осн институтов гос-ва – Президента, Парламента, Местн самоупр-я и т.д.). гл. 9 – внесение поправок и изменения К

    По своей сущности К России 1993 г – общедемократич К, основанная на признании высшей ценностью прав и свобод Л-ти, но многие её нормы фиксируют скорее задачи и цели, к которым стремится Россия, а не существующие нормы.

    Юридич свойства К – признаки или качества её, определяющие её особую юр природу, отличающие её от нормативных актов текущего законодательства.

    Характер обществ отношений, регулируемых К, кот по своему содержанию являются базовыми;

    К осуществляет целенаправленное возд-е на развитие законодательства.

    К обладает наивысшей юр силой, то есть ни один другой нормативно-правовой акт не может по своей юр силе превосходить К и все законодат и подзаконные акты либо должны быть приведены в соотв с ней, либо признаются юридически ничтожными, недейстующими.

    Все законодат и подзаконные акты должны прииматься в регламентируемом К-цией порядке.

    Прямое непосредственное действие норм К, то есть независимо от наличия законодат актов, которые бы регламентировали порядок организации конституц норм могут непосредственно применяться правоприменительными органами. Искл из принципа прямого дей-я К-ции сост те конст нормы, где прямо говориться, что они дей-ют прямо в порядке, определяемом в федеральном порядке (гражданство).

    Особый порядок её принятия и изменения (гл 9 К РФ), призванный служить её стабильности.

    Реализация К – деятельность субъектов конституционного права, то есть субъектов РФ, государственных органоы (федеральных и субъектов федераций), обществ объединений, граждан по внедрению воплощении норм К в жизнь.

    ^ Реализация К осущ-ся в таких правовых нормах как:


    • соблюдение – пассивная форма реализации К – не нарушение;

    • исполнение – активная форма реализации К – субъекты конституц права выполняют те или иные дей-я, прямо предписанные нормой Конституции.

    • использование – актифная форма её реализации, представляющая собой процесс исп-ия субъектами конституционного права предоставленных им прав и свобод (свободное перемещение, свободное пребывание и место жительства);

    • применение – особая форма реализации конституционных норм, кот заключается в том, что органы, осуществляющие правоприменительную или судебную деятельность, свои акты основывают на нормах К (Президент распускает Парламент).

    Толкование К – способ её конкретизации, в необходимых случаях предшествующий её реализации.


      • бытовое

      • доктринальное – научное содержится в комментариях к К.

      • официальное – обязательное для всех субъектов конституционного права. Его уполномочен давать только конституционный суд РФ. Задача – юридически точное содержание и порядок применения конституционных форм.
    Организация и деят-ть органов власти непосредственно связана с конституционным строем данного государства.

    Конституционный строй (в юр смысле) – способ организации государственности, закреплённый в К и получающий дальнейшее развитие в актах текущего законодательства.

    В основу современного понимания Конституционного строя заложены:


    1. Власть

    2. Суверенитет

    3. Свобода личности.

    Наличие К не говорит о том, что в государстве установлен конституционный строй, кот характеризуется установлением прав и свобод личности, не только закреплённых, но и фактически реализуемых.

    В системе основ конституционного строя принято выделять 3 группы элементов-принципов:

    1. Принципы, составляющие основы гос. власти в стране: принцип народовластия, федерализма, разделения властей, принцип государственного суверенитета .

    Власть народа: - непосредственное народовластие, осуществляемое путём прямого волеизъявления ч/з выборы или референдум;

    Представительная демократия, осуществляемая ч/з органы, избираемые народом

    2. ^ Принцип федерализма (ст. 5). Федеральное устройство РФ основано на её территориальной целостности, на единстве системы государственной власти, на разграничении предметов ведения и полномочий м/д федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, а также на равноправии и самоопределении народов.

    Факторы федеративного устройства:

    Размеры территории (практически все большие государства, кроме Китая и некоторые маленькие типа Бельгии)

    Специфика эк развития (разный эк. уровень его) различных регионов

    Этническим многообразием населения

    Социокультурными особенностями.

    3. ^ Принцип разделения властей (ст. 10) предполагает создание в РФ системы гос. органов, предназначенный для исполнения 3-х основных функций гос. власти, т.е. законодательной (высший представит орган – Парламент), исполнительной (система органов исполнительной власти, во главе кот Правительство), судебной (независимые суды, образующие федеральную судебную систему, Конст, Верх и Высший Арбитражный суд).

    На уровне местного самоуправления этот принцип не действует. Гос. суверенитет РФ предполагает верховенство Конституции и всех Федеральных законов на всей территории РФ. Гос. суверенитет выражается и в том, что законодательные акты не могут противоречить Конституции, и в том, что РФ сама формирует свою законодательную базу.

    4. Принципы признания, соблюдения и защиты прав человека :


    1. признание прав и свобод человека как высшей ценности;

    2. соблюдение и защита прав и свобод;

    3. принципы, на которых строится организация гражданского общества:
    - принцип плюрализма,

    Принцип разнообразия и равноправия форм собственности;


    1. принцип многопартийности.

    ^ Конституционно-правовой статус личности в РФ

    Система прав, свобод, обязанностей индивида закрепления за ним конституционных и правовых актах.

    Права человека – мера возможного поведения человека в государственно организационном обществе.

    ^ Свободы человека – те сферы его деятельности, в которых государство не должно вмешиваться.

    Структура правового статуса личности.

    Права и свободы человека и гражданина обязанности чела и гражданина

    права по реализации интересов

    права гражд во взаим с гос-вом

    все лица на территории гос-ва

    только граждане данного гос-ва

    Конституционный статус личности – совокупность прав, свобод и обязанностей.

    Права:


    1. личные;

    2. политические;

    3. экономические;

    4. социальные;

    5. культурные.

    Личные права:

    Право на самоопределение и определение своей национальной принадлежности (ст.26).

    Право на пользование родным языком

    Установление в республике гос.языка не может быть основанием для отказа от родного языка.

    Право на свободу перемещения (ст.27). Уведомительная регистрация граждан по месту пребывания и месту жительства.

    Свобода выбора места пребывания и места жительства может быть ограничена применительно к пограничным зонам, закрытым территориальным образованиям, закрытым военным городкам.

    Право на свободу совести (ст.28).

    Возможность высказывать любые воззрения (широкий смысл).

    Свобода исповедовать любую религию или быть атеистом (узкий смысл).

    Свобода выбора, наличия, распределения религиозных и иных убеждений и действия в соответствии с ними.

    Отделение церкви от гос-ва – недопустимость вмешательства религ.объединений в дела гос-ва и наоборот.

    ^ Политические права и свободы (ст.29-33)

    Особенность – в полной мере осуществляются только в отношении граждан РФ. Включают в себя свободу мысли и слова, свободу информации, право на создание общественных объединений, на проведение публичных мероприятий, на обращения, на участие в управлении делами гос-ва.

    Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-визуальные, и иные сообщения и материалы.

    Политические партии должны быть зарегистрированы. Ограничение на создание обществ.объединений (ст.5).

    Собрание – совместное присутствие граждан в заранее определённом месте и вреиени для решения вопросов коллективно.

    Митинг – массовое собрание граждан для публичного выражения мнения общественно-политической жизни.

    Демонстрация – публичное выражение группой лиц в виде шествия с применением средств агитации.

    Уличное шествие – организованное массовое движение людей по улице с целью привлечения обществ.внимания к каким-либо проблемам.

    Пикетирование – наглядная демонстрация группой граждан своих взглядов без шествия и звукоусиления путём размещения участников возле пикетируемого объекта с использованием средств наглядной агитации.

    Публичные мероприятия могут быть запрещены:


    1. если нет заявления

    2. если был нарушен порядок его проведения

    3. если был нарушен обществ. порядок

    4. если в результате возникает опасность для жизни и здоровья граждан.

    Право на участие в управлении гос-вом.


    • Избираться и быть избранным

    • Участвовать в референдумах

    • Право на участие в гос. и муницип. деятельности.

    • Право на участие в судебной деятельности.
    Право на обращения (петиции). (ст.33).

    Возможность лично или коллективно в письменной или устной форме обращаться в гос. органы или органы муницип. власти.

    Виды обращений:


    • Предложения

    • Заявления

    • Жалобы
    Жалобы общего характера :

    Жалобы по ущемлению прав. Процедура регистрации, обязательность ответа, право обжалования.

    Специальные жалобы:

    Обращение обжалований решений гос. лиц.

    Ходатайство – обращение для предоставления лицу определённого статуса.

    Экономические и социокультурные права (ст.34-44).


    • Право на занятие предпринимательской деятельностью

    • Право на частную собственность

    • Право на землю

    • Право на труд

    • Право на отдых

    • Право на соц.обеспечение

    • Право на жилище

    • Право на охрану здоровья и мед.помощь

    • Право на образование и свободу творчества

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ.

    Права и свободы корреспондируются обязанностями.

    ^ Общие обязанности : соблюдать Конституцию и законы РФ, охранять природу и окр.среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

    ^ Специальные обязанности:

    Родители – забота и воспитание детей, обеспечение получения общего среднего образования

    Дети (после 18 лет) – забота о нетрудоспособных родителях.

    Налогоплательщики – платить налоги.

    Военнослужащие – защищать Родину.

    Конституционный статус личности не нарушает права и свободы гос-ва.

    Гарантии :


    • Конституционные

    • Административно-правовые

    • Уголовно-правовые

    • Гражданско-правовые.

    • Институт Парламентского уполномоченного по правам человека (омбуцмена).

    Впервые появ в Сканд странах (Швеция) во втор пол 19 в., затем был рецепеирован конституциями большинства стран.

    Омбуцмен – лицо, уполномоченное Парламентом осуществлять контроль за осуществлением прав, свобод и законных интересов человека в сфере деятельности органов гос. упр-я, их должностных лиц, а также способствовать восстановлению нарушенных прав человека.

    Правовая основа деятельность уполномоч по правам чела РФ – ФКЗ от 26.02.1997 Об Уполномоч по правам человека в РФ. Он был принят на основе исполнения положений Конституции РФ 1993 года.

    В РФ сейчас – Лукин.

    Уполномоченным по правам чела м б гражданин РФ, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод чела и гражданина и опыт их защиты. Назначение на должность входит в компетенцию Гос. Думы. предложения о кандидатах могут вносится Президентом, Советом Федерации, Депутатскими объединениями.

    Назначается на 5-тилетний срок, может быть подряд только 2 срока. Не может являться Депутатом Гос. Думы, Совета Федерации, быть членом какой-либо политической партии, заниматься политической деятельностью, не может находиться на гос. должностях и заниматься иной другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной или творческой.

    Восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства и приведение его в соответствие с общепризнанными нормами и принципами, развитие межд сотрудничества в области прав и свобод чела, правовое просвещение в этой области.

    Рассматривать жалобы о нарушении прав и свобод, поданные в срок не позднее 1 года после такого нарушения или после того, как лицу стало известно о нарушении.

    Уполномоченный, получив жалобу, вправе принять жалобу к собственному рассмотрению, либо разъяснить заявителю неиспользованные им способы защиты его прав, либо передать жалобу уполномоченному органу или органу местного самоуправления, либо отказать, при невыполнении условий подачи.

    По результатам рассмотрения уполномоченный вправе лично или нет


    1. обратиться в суд с просьбой о восстановлении прав,

    2. обратиться в уполномоченные гос органы с требованием о возбуждении административного или дисциплинарного производства,

    3. либо обратиться в суд с заявлением о пересмотре в порядке надзора судебного решения, которым были нарушены права и свободы человека, а

    4. также ходатайствовать о проверке вступившего в законную силу нормативного правового акта (в том числе закона), который ущемляет права и свободы человека.
    На основании изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан (обобщения собственной практики) уполн по правам чела имеет право направлять гос органам свои замечания и предложения общего характера.

    В конце каждого года доклад о состоянии прав и свобод человека, кот направляет Президенту, Правительству, Высшим судам, Ген. прокурору, который подлежит обязательному печатанию в СМИ.

    ^ Федеративные основы организации гос управления в РФ.

    Типы гос устройства:

    1. унитарное – единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающее какие-либо признаками государственности. Характерна: единая правовая и законодательная система, судебная система, единая система гос органов. Адм-территориальные образования не имеют права создавать свои органы гос власти.

    2. федеративное – гос-во, кот состоит из государственно-территориальных образований, обладающих относительной государственной правосубъектностью. Federacio с лат. – объединение.

    ^ Типы федераций:

    - договорные – такие, субъекты которых объединились и образовали гос-во на основе учредительного договора. Они более децентрализованы и их субъекты обладают большим набором прав. Предусматривается право рецессии (право выхода из федерации).

    СССР, созд в нач 20-х гг.

    - конституциональные . Более централизованны. РФ 1993 г., Бельгия.

    Конфедерации , как союз государств, явление неустойчивое. В настоящее время конфедераций нет. Швейцария, не смотря на название, классическое федеративное гос-во.

    ^ Специфические задачи федеративного государства:


    1. Максимальное обеспечение свободного развития народов, проживающих на территории данного гос-ва.

    2. создание условий для участия населения в политических процессах на разных уровнях.

    Признаки федеративного государства:

    Абсолютные:


    1. Добровольность объединения государственных образований в единое государство.

    2. Обязательность вхождения таких территорий в состав территорий государства.

    3. Симметричный конституционный статус всех субъектов.

    4. Разграничение предметов ведения и компетенции между органами государственной власти федерации и её субъектов

    5. При наличие правовой системы наличие двухуровневой системы законодательства.

    6. Существование самостоятельной системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов федерации. При этом судебная система всегда остаётся единой.

    7. Наличие единого федерального гражданства для всех лиц, независимо от того, в каком субъекте они проживают.

    Признаки федерации факультативного характера:


    1. Наличие у отдельных субъектов федерации собственных Конституций.

    2. Ассиметричный конституционный статус различных субъектов федерации.

    3. Возможность установления гражданства субъектов федерации, что не отменяет гражданства федерального уровня.

    4. Функционирование самостоятельной судебной системы субъектов федерации.

    ^ Федерация базируется на:

    1) единство территории;

    2) единство правовой системы (единое понимание гос институтов, единая правовая терминология,…);

    3) единство судебной системы;

    4) элементы единства системы органов исполнительной власти.

    ^ Юридические признаки РФ как федеративного гос-ва:


    1. РФ – это полная федерация, т.е. её территория целиком состоит из территорий субъектов федерации (территория РСФСР была не полной федерацией)

    2. Разграничение компетенций между федерацией и её субъектами осуществляется на основе Конституции.

    3. В РФ высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам, а судебная и исполнительная власть представляют собой единые системы.

    4. Субъекты федерации имеют право принять собственные Конституции или Уставы как основных законов, имеют свои законодательные и исполнительные органы власти.

    5. В РФ существует единое гражданство.

    6. Российский Парламент является двухпалатным, т.е. в нём непосредственно представлены субъекты двух палат.

    7. Внешнеполитическую деятельность от имени РФ осуществляют исключительно федеральные органы гос власти.

    8. РФ – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерация. Она является ассиметричной, т.е. её субъекты обладают различным конституционным статусом, но во взаимоотношениях с федеральной властью они равнозначны.

    Принципы, на которых основывается федеративное устройство РФ:


      1. Государственная целостность РФ

      2. Единство системы гос власти

      3. Разграничение предметов ведения и полномочий субъектов РФ;

      4. Равноправие и самоопределение народов;

      5. равноправие субъектов.

    Гос. целостность – распространение гос суверенитета и действия федеральных законов на всю её территорию.

    Одна из наиболее важных гарантий целостности федерации – отсутствие права рецессии (права выхода).

    Гос целостность основывается на единстве правового, экономического пространства, едином гражданстве и на провозглашении русского языка государственным на территории всей РФ. Субъекты могут устанавливать другой язык, но только как второй.

    ^ Единство системы гос. власти:

    Двухуровневая система. Функционирование совокупности этих органов как единой системы основывается на Конституции и единой правовой и законодательной системе, а также на разграничении предметов ведений и полномочий как по горизонтали, так и по вертикали (т.е. м/д федеративными органами и органами судебными).

    Разграничение полномочий и предметов ведения м/д органами фед областей и областей субъектов.

    Принцип равноправия и самоопределения.

    Принцип равноправия субъектов, вытекающий из принципа равноправия народов.

    89 субъектов РФ, из них:

    32 – по нац-терр признаку

    57 – по территориальному признаку

    Помимо федеративного устройства РФ имеет с 2000 года деление по федеральным округам (7 округов):

    Центральный – 18 (Москва)

    Северо-западный (С-П)

    Приволжский – 15 (НН)

    Уральсктй – 6 (Екб)

    Дальневосточный – 10 (Хабаровск)

    В округах действуют назначенные Президентом полномочные представители Президента. При них могут создаваться территориальные органы федеральных органов гос власти.

    ^ Избирательная система

    Избирательная система в шир смысле слова – совокупность общественных отношений, связ с организацией и проведением выборов, при формировании представительных органов между…

    Избирательная система регулируется нормами избирательного права, которые в своей совокупности образуют институт в системе конституционного права.

    Изб система в уз смысле – порядок определения результатов выборов, позволяющий определить кто из баллотирующихся кандидатов избран на выборную должность. При этом тот или иной порядок подсчёта голосов может привести к тому, что результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться различными.

    По методике определения методики итогов выборов

    Мажоритарная изб система (выборы Президента)

    Пропорциональная

    Смешанная

    Исторически первой изб системой была мажоритарная изб система, в основе кот лежит принцип большинства, т.е. избранными считаются такие кандидаты, которые получили относительно, абсолютное или квалифицированное большинство голосов.

    Система относительного большинства в мажоритарной системе предполагает, что победителем на выборах становится тот кандидат, который набрал больше голосов, чем каждый из остальных кандидатов.

    Абсолютное большинство – тот, кто набрал абсолютное большинство принявших участие в головосании, т.е. не менее, чем 50% голосов + 1 голос.

    Квалифицированное большинство – 2/3 или ¾ голосов лиц, принявших участие в голосовании.

    Смешанная система – выборы как по мажоритарной, так и по пропорциональной системам.