Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами. Введение. Управление земельными ресурсами муниципального образования Управление земельными ресурсами государственного образования

    Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами. Введение. Управление земельными ресурсами муниципального образования Управление земельными ресурсами государственного образования

    А.В. Руднев1

    УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    В учебном пособии рассматривается механизм формирования земельных отношений в

    муниципальных образованиях. Даны основные понятия и особенности городской земли

    как объекта исследования и управления, механизмы формирования земельного рынка,

    методы оценки городской недвижимости. Анализируются различные подходы к системе

    управления земельными ресурсами городов, взаимоотношения муниципальных органов

    власти к проведению земельной реформы. Изложены механизмы осуществления деловых

    операций на рынке городской земли, основы коммерческого землепользования и

    данные о влиянии земельных платежей на бюджет городов и пути совершенствования

    рассматриваемой проблемы.

    Учебное пособие построено на основе действующих российских нормативных актов и

    содержит базовый материал по управлению земельными ресурсами г. Москвы.

    © Руднев А. В., 1998

    ВВЕДЕНИЕ

    Одним из главных элементов современной земельной реформы является формирование

    земельных отношений в городах. Земельная реформа коренным образом меняет

    земельный строй страны - ушла в прошлое исключительная собственность государства

    на землю, появились различные формы собственности, земля становится объектом

    гражданско-правовых сделок, земельные споры рассматриваются в судах.

    Деятельность землепользователей в городах и других поселениях, особенности

    управления муниципальной землей представляет несомненный интерес. Городские

    земли - уникальный ресурс - пространственная база для развития урбанизации и

    размещения всех видов строительства, на которой сосредоточено основное

    национальное богатство, созданное трудом человека. К названным землям

    законодательство относит все земли, находящиеся в пределах черты поселений,

    которая является для них внешней границей. Черта поселений отделяет городские

    земли от иных земель.

    Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли

    земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления

    муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области

    земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование

    земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права

    собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают

    плату за землю. Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре

    доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах

    земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета.

    Общеизвестно, что реальность и эффективность местного самоуправления

    определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в их

    распоряжении. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах городов

    заставляет власти города совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в

    первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и,

    в частности, платы за городские земли.

    Управление земельными ресурсами городов на современном этапе связано, прежде

    всего, с практическим определением права собственности на городские земли,

    разграничением земель городов, находящихся в муниципальной собственности по

    территориальным уровням управления, совершенствованием системы управления

    имущественно-земельным комплексом города, разграничением функций управления

    городской недвижимостью между различными ветвями власти, определением

    дифференцированного норматива платы за городскую территорию в зависимости от

    рыночной стоимости земли, проведением оценки городских земель, развитием рынка

    городских земель, созданием инфраструктуры этого рынка.

    Вместе с тем, чтобы понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня современного

    города, необходимо также иметь четкое представление о градообразующих факторах

    каждого административно-территориального образования, возможностях влияния

    средствами управления и права на состояние развития города, его окружающей

    природной среды.

    От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы,

    будет зависеть градостроительная, социальная и бюджетная политика города,

    реализация социально-экономических приоритетов городского развития.

    В рамках учебного пособия студентам специальности 061000 “Государственное и

    муниципальное управление” даются общие сведения и представления о деятельности

    землепользователей в городе, рациональном использовании земель поселений и

    системе управления муниципальными землями, которые дополняют курс лекций,

    1. ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

    Земля представляет собой поверхностный слой земной коры, включающий голую

    материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Земля

    обеспечивает основное пространство и сырьевые ресурсы, необходимые во всех видах

    производства.

    Земельные ресурсы - земли, которые находятся в границах территории государства,

    за исключением территориального моря.

    Земельные отношения - общественные отношения между органами государственной

    власти и местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу

    владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного

    Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу,

    площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в

    государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав

    на землю.

    Граница земельного участка фиксируется на планах и выносится в натуру. Площадь

    земельного участка определяется после выноса границы в натуру. Правовой статус

    земельного участка включает в себя целевое назначение, разрешенное использование

    и форму законного владения.

    Владельцы земельного участка - общее наименование лиц, имеющих право

    собственности на земельный участок постоянного (бессрочного) пользования,

    пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка.

    Землеустройство представляет собой систему государственных мероприятий,

    направленных на регулирование земельных отношений, учет и оценку земельных

    ресурсов, организацию использования и охраны земель, составление территориальных

    и внутрихозяйственных планов землеустройства.

    Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений (съемки, обследования и

    изыскания) за состоянием земель, оценок этих изменений, прогноз и выработку

    а также систему информационного обеспечения ведения государственного земельного

    кадастра, землепользования, землеустройства, государственного контроля за

    использованием и охраной земель, иных функций государственного и местного

    управления земельными ресурсами.

    Земля проявляет различные функции, которые обуславливают ее взаимосвязь с

    человеком. Как природный объект, существующий независимо от воли человека, земля

    выполняет экологическую функцию; как место и условие жизни человека -

    социальную; как территория государства, пространственный предел государственной

    власти - политическую; как объект хозяйствования - экономическую функцию.

    Классификация функций и качеств земли представлена на рис. 1.

    Имея столь разнообразные и обширные функции, земля являлась предметом

    пристального внимания и изучения на всем протяжении человеческой истории, так

    как именно она является основой для существования человечества. Исследования

    проводились в рамках различных научных дисциплин, включая географию,

    юриспруденцию, социологию и экономику. В каждой научной дисциплине земля

    изучается различными путями, поэтому существуют разнообразные определения самого

    понятия земли.

    Поэтому формирование земельных отношений в городах должно строиться на понимании

    всех концепций, только это позволит создать основу и базовые знания для

    эффективного управления земельными ресурсами.

    Географическая концепция земли во многом формирует основы знаний о земле,

    которые необходимы при исследовании данного вопроса. Землю можно использовать

    для множества целей - сельское хозяйство, объекты торговли, промышленности,

    жилищного строительства, отдыха и т.д.

    Конкретные решения о землепользовании определяются климатом, топографией и

    распределением природных ресурсов, наличием центров народонаселения и условиями

    развития региона, элементами технологии и культуры. Степень воздействия каждого

    элемента изменяется в зависимости от географического положения. И поэтому

    предмет географических исследований имеет важное значение для земельного

    регулирования.

    Сущность юридической концепции земли как объекта недвижимости определена тем,

    что переход на современном этапе к ликвидации монополии государственной

    собственности на землю существенным образом изменил характер и содержание

    земельных отношений. В результате установления множественности форм земельной

    собственности и включения земли как объекта недвижимости в систему рыночного

    оборота путем совершения купли-продажи, залога, наследования, аренды земельные

    отношения приобрели имущественный характер. К недвижимым вещам относятся

    земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно

    связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба

    их назначению невозможно.

    Если физические характеристики и юридические ограничения в большей степени

    влияют на характер землепользования, то все большее количество социальных групп

    проявляет интерес к тому, как используется земля и каким образом распределены

    соответствующие права. Многие люди хотят сохранить первозданную красоту земли и

    ставят во главу угла экологические аспекты землепользования - социальная

    концепция, другие рассматривают землю, в первую очередь, как важный рыночный

    товар и стремятся интенсивно его использовать - экономическая концепция земли.

    Сочетание интересов данных групп и их регулирование определяется правительством

    и местными органами власти.

    Существуя как природный объект без воздействия человека, земля как средство

    производства обладает рядом качеств.

    Важнейшей отличительной особенностью земли, позволяющей ей выступать в сельском,

    лесных и садово-парковых хозяйствах главным средством производства, являетсяДипломная работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    Человека и устойчивого развития поселения. Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступают земельные участки, в установленных границах, с фиксированной...

  • Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования

    Дипломная работа >> Ботаника и сельское хоз-во

    ... муниципального образования задача земельного кадастра заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования ...

  • Управление финансами муниципальных образований : состояние, направления совершенствования

    Дипломная работа >> Финансовые науки

    Эффективной системы управления земельными ресурсами ; 2. Обеспечение увеличения доходов от использования земельных ресурсов ; 3. ... муниципального образования . Таблица 17 Применение самообложения граждан в муниципальных образованиях Лебедянского муниципального ...

  • Земельные ресурсы как объект управления

    Реферат >> Государство и право

    РФ и муниципальных образований ; · государственные исполнительные органы; · исполнительные органы муниципальных образований . 2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами : · хозяйствующие...

  • Система управления земельными ресурсами регионов должна быть основана на земельной и налоговой политике государства, как базы для взаимодействия регионов с центром, а также экономической самостоятельности регионов в принятии тактических решений.

    Одно из ключевых направлений государственной земельной политики, повышение эффективности управления земельными ресурсами ориентированной на:

    Формирование информационной основы для налогообложения земель и обеспечения налоговых поступлений в бюджет;

    Создание базисных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор российской экономики, увеличение вложений в улучшение использования земель;

    Создание и укрепление системы государственных гарантий прав граждан на землю.

    Эффективность государственной земельной политики на региональном уровне обеспечивается соблюдением следующих основных принципов: целенаправленность; интегрируемость в федеральную правовую и экономическую политику; системность; последовательность; научно-экономическая обоснованность; практическая реалистичность.

    Управление земельными ресурсами регионов на землях различных категорий и целевого назначения, отличаются от управления этим процессом на федеральном уровне, имеют свои особенности.

    Например в Волгоградской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения (9,2 млн. га), что составляет 81,9% от общей площади территории субъекта федерации (табл. 6.4.1).

    Поэтому, первая особенность, государственного управления земельными ресурсами в регионе - организация рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Разработка критериев, выявления эффективных собственников и пользователей земель с учетом специфики сельскохозяйственного производства и инвестиционной обеспеченности агропромышленного комплекса региона.

    Таблица 6.4.1 - Распределение земель

    Повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, и формирование экономически устойчивых предприятий в АПК.



    Вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот, на регулируемых государством инвестиционных условиях, учитывающих требования рационального использования земель. Формирование социальной инфраструктуры на селе, определение форм государственной поддержки инвесторов и контроля за их деятельностью.

    Второй особенностью управления земельными ресурсами субъектов РФ - является то, что во многих из них своим законодательством была в разное время введена частная собственность на землю, по разному функционировал рынок земли, аренда земельных участков.

    Основная цель регулирования арендных отношений на землях субъекта Федерации, - обеспечение максимизации бюджетных доходов, сохранение управляемости землями, находящихся в собственности государства и его субъектов. Ключевыми направлениями, реализации государственной земельной политики на региональном уровне являются:

    Разработка и внедрение комплекса мер по совершенствованию системы государственного регулирования арендных отношений, предусматривающих централизацию в регионе полномочий по управлению арендными отношениями на землю;

    Разработка и утверждение единой методики определения арендной платы за землю, учитывающей категории арендаторов, эффективность использования земель, уровень доходов и платежную дисциплину, взаимосвязь арендных отношений, с социальной политикой;

    Установление порядка и условий предоставления земель в аренду с учетом приоритетов стимулирующих инвестиционные процессы в региональной экономике.

    На особенности управления земельными ресурсами могут оказывать влияние различные факторы, связанные с историческими, социальными и экономическими особенностями региона (рис. 6.4.1).

    Для повышения эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта РФ, создания соответствующей инфраструктуры, необходимо совершенствовать механизм финансирования данного процесса, предусмотрев долгосрочные капитальные затраты, в региональных бюджетах, а текущие затраты - за счет средств субъектов земельных отношений.



    Рисунок 6.4.1 – Факторы, оказывающие влияние на систему управления земельными ресурсами региона

    ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установил понятие муниципального образования.

    В соответствии с законом, под муниципальным образованием понимают населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Такими территориями являются:

    Городское или сельское поселение (город, поселок, село, деревня, хутор, станица);

    Часть поселения (район в городе);

    Несколько поселений, объединенных общей территорией (сельсовет, волость, сельский округ, район, уезд).

    Территории муниципальных образований формируются с учетом исторических и местных традиций, в соответствии с законами субъектов РФ.

    Конституция Российской Федерации определила задачи органов местного самоуправления, связанных с местом проживания:

    Совместное использование ресурсов для производственной и иной хозяйственной деятельности;

    Совместное пользование социальной инфраструктурой;

    Регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения и др.).

    Главный субъект и одновременно объект самоуправления, это население муниципального образования. Органы местного самоуправления как организационная структура, выступающая от лица местного сообщества, должны осуществлять два типа функций: представлять и реализовывать интересы населения. Этим двум типам функций соответствуют представительные и исполнительные органы власти.

    Органы местного самоуправления могут исполнять функции хозяйствующих субъектов, выступать как нормативный орган, как заказчик определенных видов работ, как организация, обеспечивающая условия для осуществления хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и др.

    Для того чтобы система управления земельными ресурсами на уровне муниципального образования эффективно работала, необходимо не только сформировать объект управления, установить границы, определить площади, но и предать им легитимный статус.

    Границы муниципальных образований могут утверждаться в виде картографических описаний. Устанавливаются границы в порядке определенном статьей 11 Закона 131-ФЗ. Согласно данному порядку:

    Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов;

    Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли для развития поселения;

    В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

    В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры;

    В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый;

    Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав;

    Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения и т.д.

    В соответствии со статьей 46 Федерального закона ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти, органы местного самоуправления, к компетенции которых отнесены вопросы в сфере установления или изменения соответственно границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, обязаны представлять соответствующие сведения для внесения их в ГКН. Установление территории и границ - необходимый этап процесса образования и преобразования муниципальных образований. Он может быть составным элементом процедуры государственной регистрации уставов муниципальных образований, поскольку последние в собственных уставах описывают свои границы и раскрывают состав своей территории. При регистрации устава муниципального образования регистрирующий орган проверяет законность и этого фрагмента устава. Однако регистрирующий орган не вникает в вопросы целесообразности и не способен в рамках процедуры регистрации выверить правильность документального закрепления границ муниципального образования. Тем более на этом этапе сложно согласовать интересы сопредельных муниципальных образований в вопросе о территориальном размежевании между ними. Поэтому субъекты Федерации должны еще законодательно закреплять установление и изменение территории и границ муниципальных образований при образовании, преобразовании (объединении, разделении, присоединении, выделении, приобретении (утрате) части населенной территории), упразднении муниципальных образований, а также при приобретении либо утрате ими части ненаселенной территории.

    К функциям управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях также относятся: планирование, прогнозирование и зонирование земель, перераспределение земель, мониторинг земель и контроль за их использованием; взимание платы за землю и др.

    Необходимо отметить, что в связи с проведением земельной реформы, за последние четверть века, в границах муниципальных образований, появилось много новых пользователей, владельцев, собственников и арендаторов земельных участков. Распоряжение которыми, особенно на уровне сельских поселений, при отсутствии сведений, всесторонне характеризующих земельный фонд территории, как объекта управления, весьма затруднительна.

    ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

    ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

    В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

    Каждый гражданин, проживающий на территории любого муниципального образования, считает землю общественной собственностью, в том числе и своей. Поэтому земельными ресурсами конкретной территории необходимо управлять с учетом экономического уклада и сложившегося менталитета населения. Земельная политика как результат деятельности органов управления для достижения поставленных целей должна быть проста, прозрачна и отвечать принятым в данном месте понятиям справедливости.

    Объектом управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях выступают земля в установленных границах фиксированной площади и месторасположения, земельные участки, территориальные зоны, земельные доли (паи) и права на них.

    Необходимо отметить, что многие граждане, проживающие в сельской местности, пользуются земельными участками, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), данный вид землепользования является в муниципальных образованиях доминирующим, имеющим свои особенности, как объект управления. Учитывая, что ЛПХ обладаютнесколько миллионов граждан РФ, остановимся на особенностях формирования таких земельных участков.

    Федеральным законом от 07.07.2003 № 112 -ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено:

    Личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами этой продукции не является предпринимательской деятельностью. Это означает, что платить налоги с полученных доходов от личного подсобного хозяйства не надо;

    Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок, полученный или приобретенный ими для этих целей. Дополнительной регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.

    Закон предписывает (п. 4 ст. 4) органам местного самоуправления установить максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых из государственных и муниципальных земель в собственность гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, а также предписывает субъектам Российской Федерации (п. 5 ст. 4) устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться у граждан одновременно на праве собственности и(или) ином праве (праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды).

    В случае, если этот максимальный размер общей площади будет превышен, то гражданин должен в течение года либо произвести отчуждение сверхнормативной площади (продать, подарить, отказаться), либо обязан пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства и платить налоги от доходов с продажи выращенной продукции.

    Законодатель ввел этот ограничитель в целях предотвращения случаев приобретения в собственность или в аренду десятков и даже сотен гектаров для ведения личного подсобного хозяйства и ухода от налогообложения больших объемов реализуемой продукции. Ряд граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не имеют другого постоянного места работы и у них не идет трудовой стаж. Законом об ЛПХ им разрешено (ст. 9) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и таким образом зарабатывать себе пенсию.

    В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документом, удостоверяющим права на землю, является выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), который ведут органы Росреестра. Эти органы выдают гражданину Свидетельства о государственной регистрации возникших прав на недвижимое имущество по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.98 № 219 "Об утверждении правил ведения ЕГРП".

    В соответствии с п.9 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" равную юридическую силу с записями в ЕГРП имеют Государственные акты, свидетельства и другие документы, которые выдавались гражданам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

    К таким документам относятся:

    1) государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 17.09.91 № 493 (выдавался до 24.12.93, т.е. до принятия указа Президента РФ № 2287, которым ст.31 Земельного кодекса РСФСР, регулирующая выдачу государственных актов, признана недействующей);

    2) Свидетельство на право собственности на землю, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (выдавалось до 27.10.93. Еще одна форма свидетельства на право собственности на землю была утверждена указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России" (выдавалось до вступления в действие в регионе Российской Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ);

    3) свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей, договор аренды земельного участка, формы которых были утверждены постановлением Правительства РФ от 19.03.92 № 177;

    4) выписка из решения правления колхоза или выписка из приказа директора совхоза о предоставлении гражданину приусадебного земельного участка, выдавались до 8.05.91 (дата введения в действие Земельного кодекса РСФСР, принятого Верховным Советом РСФСР 25.04.91). Таким образом, все граждане, которые имеют перечисленные документы, являются законными правообладателями земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.

    Земля на территории муниципального образования может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

    К государственным землям отнесены федеральные земли и земли субъектов Федерации, муниципальным - земельные участки, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям. Земли в пределах границ муниципального образования, не отнесенные к государственной, частной и иной собственности, а также земли, приобретенные органами местного самоуправления за пределами муниципальногообразования, находятся в распоряжении муниципального образования (рис. 6.6.1).

    Рисунок 6.6.1 - Характеристика муниципальных земель

    Наделение полномочиями органов местного самоуправления и возложение на них конкретных обязанностей осуществляется со стороны населения через уставы муниципальных образований. В рамках формируемых границ определяют приоритетные направления развития муниципального образования, в соответствии с которыми создают структуру исполнительного органа местного самоуправления.

    Как уже отмечалось, функции, выполняемые органами местного самоуправления, достаточно разнообразны. Особенностью управления земельными ресурсами на муниципальном уровне является то, что исполнительный орган местного самоуправления должен: осуществлять исполнительно-распорядительные функции; готовить предложения по комплексному социально-экономическому развитию территории, местному бюджету, земельным отношениям и иным вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления. Организовывать, финансировать и проводить комплексные кадастровые работы в соответствии с ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости».

    Заказчиком комплексных кадастровых работ является уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района или городского округа. В результате выполнения таких работ обеспечивается подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях. Работы выполняются только при наличии утвержденного проекта межевания территории элементов планировочной структуры, проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и др. проектной документации. На территориях садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, работы выполняются при наличии утвержденного проекта межевания территории или проекта организации и застройки СНТ. Для определения местоположения границ земельных участков, при проведении комплексных кадастровых работ, используются материалы землеустроительной документации,содержащейся в государственном фонде данных. Материалы картографо-геодезических фондов, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах, находящихся в архивах организаций по государственному техническому учету и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в муниципальных образованиях, документы о правах на землю, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков и др. При проведении комплексных кадастровых работ в соответствии с ФЗ-221 «О государственном кадастре недвижимости», процедура согласования карты-плана территории, содержащей необходимые для кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях осуществляется в порядке установленном приказом Минэкономразвития РФ от 20.04.2015 г. согласительной комиссией, образованной, органом местного самоуправления.

    Согласительной комиссией могут быть приняты решения:

    О признании местоположения границ земельного участка (участков) согласованным;

    О нецелесообразности изменения проекта карты-плана территории в связи с необоснованностью представленных заинтересованными лицами возражений относительно местоположения границ земельных участков;

    О внесении исполнителем комплексных кадастровых работ изменений в проект карты - плана территории в соответствии с представленными заинтересованными лицами возражениями относительно местоположения границ земельных участков;

    О признании местоположения границ земельного участка (участков) спорным в предусмотренном пунктом 2 части 17 статьи 42.10 Закона о кадастре случае;

    О направлении заказчику комплексных кадастровых работ для утверждения оформленного исполнителем комплексных кадастровых работ проекта карты-плана территории в окончательной редакции.

    В решении, приводятся кадастровые номера или обозначения образуемых земельных участков в соответствии с проектом карты-плана территории.

    На территории муниципального образования могут находиться федеральные и региональные структуры, поэтому решение вопросов связанных с распоряжением земельными ресурсами в этом случае, требует проведения дополнительных согласований и разрешительных процедур с хозяйствующими субъектами федерального и регионального подчинения, любых форм собственности, что тоже является особенностью управления земельными ресурсами на муниципальном уровне.

    Главная цель земельных преобразований в Российской Федерации состоит в обеспечении рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса, создании правовых, экономических, организационно-технологических и других условий для воспроизводства и повышения плодородия почвы, сохранения сельских, лесных и других земель, улучшения природной среды, развития сельских и городских поселений.

    Земельные ресурсы -- это не только территориально-пространственно-природный базис исторического месторасположения этноса народа, но сложный социально-эколого-экономический объект управления. Современное развитие мировой экономики показывает, что в современных условиях регулируемая рыночная экономика требует такого государственного управления земельными ресурсами, которое обеспечивает строгое соблюдение системы земельного и гражданского законодательства в сочетании с экономической самостоятельностью субъектов землепользования.

    К основным характеристикам земельных ресурсов государства, помимо общей его площади, относятся плотность населения на единицу этой площади и ее освоенность, а также наличие природно-минеральных ресурсов.

    В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 г. в административных границах Российской Федерации составлял 1709,8 млн га. На ее территории обнаружены практически все природно-минеральные вещества планеты, а в зоне влияния находится около 45% пресной и около 20% морской воды. Следует отметить, что около 90% территории России находится в сейсмоустойчивых районах.

    Классификация земельных ресурсов в России определяет следующие категории земель.

    1. Земли сельскохозяйственных предприятий, организаций, а также граждан, т. е. территории, используемые в первую очередь для нужд сельского хозяйства. В последние годы стали также выделять земли в составе фермерских хозяйств и т. п. Под особым вниманием находятся здесь сельскохозяйственные земли, которые включают в себя: пахотные угодья, огороды, сады, виноградники, плантации, луга, пастбища.

    2. Земли лесного фонда -- территории, покрытые лесной растительностью и не покрытые, но предназначенные для ее восстановления.

    3. Земли водного фонда -- территории, занятые водоемами, ледниками, болотами (за исключением тундровой и лесотундровой зон), гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделяемые под полосы отвода водоемов, магистральных каналов и коллекторов.

    4. Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций, территории, находящиеся в пределах границы населенных пунктов, а также земля, переданная в ведение администрации.

    5. Земли промышленности, транспорта и иного назначения -- территории, предоставленные предприятиям, различным объединениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач (промышленного производства, транспорта, связи и т. п.).

    6. Земли природоохранного назначения -- территории с особо охраняемыми природными объектами и комплексами, которые имеют природоохранное, научное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

    7. Земли запаса -- земли, не предоставляемые юридическим и физическим лицам в собственность, владение, пользование или аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с действующим законодательством.

    Использование земель запаса допускается только после перевода их в другую категорию или предоставления в аренду на срок до года (размер этих земель представлен в табл. 1).

    Таблица 1

    Распределение земельного фонда России по категориям земель

    Земля как единый фонд является особым объектом управления, который используется самим государством и предоставляется другим лицам в порядке целевого использования с осуществлением при этом функций по внутренней организации земельных участков. Поэтому управление объективно становится не только функцией собственника, но и, наряду с земельным контролем, самостоятельным правомочием Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

    Всеми гражданско-правовыми правомочиями по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами обладают правосубъектные элементы государственной системы. Государство же, как собственник и суверен осуществляет управление своими имущественными актами, выражающими верховенство государства.

    Государство (в лице Российской Федерации и субъекта Российской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах:

    Властной структуры, устанавливающей нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, обеспечивающей их выполнение и обременяющей всех собственников и хозяйствующих субъектов местными налогами, иными обязательными платежами и требованиями по содержанию земельных ресурсов;

    Собственника, действующего на рынке. Хозяйственная деятельность ведется не только в интересах получения дохода и решения социально-экономических проблем, но и регулирования общего хозяйственного оборота.

    Содержание права собственности меняется в зависимости от того, осуществляется ли оно властной структурой или на рыночной основе. Точнее, в зависимости, от того, какие отношения имеют доминирующее значение в обществе -- властные или рыночные. Наиболее сложной является ситуация, когда в основе права собственности на землю лежит общенациональное начало, но осуществляется это право с использованием рыночного механизма. Именно в этой ситуации появились и получили объективную основу конструкции «оперативного управления», «хозяйственного ведения» и иные. В условиях рыночной экономики вполне естественным является монетарный подход к содержанию права собственности на землю. Есть все основания однозначно определять это содержание через классические правомочия собственника. Но при этом надо различать право собственности и его осуществление. Существуют условия, когда и при рыночной экономике элементы властных отношений могут сохраняться.

    Государство и муниципальные образования по действующему российскому законодательству являются самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации). Участвуя в имущественных отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные природой регулируемых отношений. Осуществлять управление государственным имуществом в качестве собственника, реализовывать полномочия по распоряжению имуществом может субъект, наделенный соответствующими полномочиями. Муниципальное образование для участия в гражданском обороте может образовать (учредить) юридическое лицо, передав последнему часть своих полномочий.

    Государство, субъекты федерации и муниципальные образования, действуя через свои органы (органы государственной власти или местного управления), выполняют своего рода «подготовительную работу», необходимую для организации эффективного использования земли. В качестве инструмента, реализующего такой механизм управления, может и должен использоваться гражданско-правовой подход к управлению землей, при котором набор и уровень норм и способов по управлению землей устанавливается в зависимости от целевого использования земельных участков.

    Практически во всех экономически развитых странах основой управления земельными ресурсами городов является государственное регулирование правоотношений на землю, хотя принципы, формы и подходы к правовому решению этой проблемы в разных странах существенно различаются.

    Примером основ управления земельными ресурсами для России могут служить существующие в настоящее время нижеуказанные субъекты управления и субъекты права.

    1. Субъектами управления являются:

    · представительные органы РФ и муниципальных образований;

    · государственные исполнительные органы;

    · исполнительные органы муниципальных образований.

    2. Субъекты права, осуществляющие управление земельными ресурсами:

    · хозяйствующие субъекты;

    · органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с компетенцией, установленной законодательством;

    · физические или юридические лица, уполномоченные органами власти.

    В соответствии со сложившейся ситуацией земельные ресурсы рассматриваются как территория в целом, на которой осуществляется жизнедеятельность социума, и как обособленные земельные участки -- части территории субъекта РФ, муниципального района, города и т. д., имеющие площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в Государственном земельном кадастре.

    Управление направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов, вовлечение земельных участков в гражданский оборот на основе:

    а) возможности оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;

    б) формирования объекта недвижимости, определения его правового статуса;

    в) разработки и утверждения системы законодательных и нормативных актов об установлении (определении) сервитутов, ограничений и обременений, целевого назначения земельного участка;

    г) наличия земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;

    д) создания и развития инфраструктуры рынка оборота земельных участков и/или прав на земельные участки, включающего специализированные кредитные учреждения, риэлтеров, институт оценки и др.;

    е) определения порядка ценообразования на земельные участки (права на них), передаваемые в гражданский оборот;

    ж) определения нормативов землепользования (участков, передаваемых в соответствии с целевым назначением под социальные и другие объекты, а также в рамках реализации городских заказов и программ);

    з) сверхнормативных участков, передаваемых за дополнительную плату и т. п.);

    и) проведения кадастровой оценки земель.

    Исходя из этого земельные участки подлежат обязательному межеванию и регистрации прав на них. Действие сервитутов, обременяющих использование земельных участков в городе, предусматривает учет особенностей существования городской среды и возможностей дополнения перечня сервитутов по установленной процедуре в интересах города по инициативе уполномоченного органа.

    Управление земельными ресурсами, в основном, направлено на:

    а) увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет всех уровней за счет вовлечения в гражданский оборот неиспользуемых земельных участков, повышения эффективности их использования;

    б) сокращение потерь финансовых средств от проведения встречных расчетов между пользователями земельными ресурсами и органами власти города;

    в) вовлечение в арендные отношения льготных категорий землепользователей, использующих участки для целей, не соответствующих заявленным при предоставлении льгот;

    г) введение экономически обоснованных нормативов по эксплуатации и содержанию городских земельный ресурсов;

    д) оптимизацию структуры земельных ресурсов;

    е) формирование инфраструктуры управления:

    ж) усиление контроля органов власти за выполнением условий закрепления земельных ресурсов на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, передачи в доверительное управление, аренду, лизинг, договоров купли-продажи, в том числе обязательств покупателя в части использования приобретенного земельного участка, за выполнением инвестором взятых на себя обязательств, планов приватизации;

    з) совершенствование нормативно-правовой базы управления земельными ресурсами, формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих эффективное управление землей.

    и) организацию информационной системы, базирующейся на следующих основных принципах:

    Для эффективного управления земельными ресурсами используется весь спектр способов, методов и механизмов, предоставляемых законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

    Оценка управление земельными ресурсами начинается с определения критериев того, что будет признано эффективным управлением.

    Управление всегда субъективно, поэтому критериев эффективности может быть столько же, сколько существует владельцев у земли. Формирование критериев и механизма оценки эффективности управления осуществляется сверху вниз, начиная с самых общих целей, которые должен сформулировать владелец земли.

    Наличие четких и однозначно понимаемых всеми заинтересованными сторонами целей позволяет использовать самый простой и самый корректный критерий эффективности управления -- достижение поставленных целей.

    Типичные цели использования земельной собственности в государственных и муниципальных организациях:

    · гарантированное сохранение вложенных средств;

    · целевое использование инвестиций;

    · выполнение условий, сопровождающих предоставление финансирования.

    Дальнейшая разработка планов, нормативных показателей, форм отчетности и других документов, без которых будет невозможно объективно оценить качество управления земельными ресурсами, должна осуществляться только на основе этих формализованных целей.

    Таким образом, первое необходимое условие для формирования критериев и механизма оценки эффективности управления -- наличие формализованных целей, которых хочет достигнуть владелец земли.

    Второе необходимое условие заключается в том, что цели должны быть не только формализованы, но и представлены в измеряемом виде. Это значит, что при определении целей должны использоваться не качественные показатели -- лучше, дальше, больше, -- а количественные характеристики, которые легко поддаются сравнению и оценке. Таких количественных характеристик не должно быть много, но, являясь ключевыми информативными показателями, они позволят собственнику сделать вывод о том, насколько эффективно осуществляется управление его земельной собственностью.

    Такой подход предполагает введение механизмов оценки полезности земельных ресурсов путем определения бюджетной и иной эффективности, установления нормативов.

    Основной критерий оценки -- степень реализации поставленных целей, выполнения нормативных требований. Каждый земельный участок проверяется на необходимость его сохранения в собственности субъекта. Устанавливается режим его наиболее эффективного использования в рамках поставленных задач. Дальнейшие управленческие решения учитывают найденный оптимальный режим.

    Бюджетная эффективность уполномоченного органа, управляющего земельными ресурсами, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости земельных ресурсов, принадлежащих субъекту. Критерии и нормативы «социальной эффективности» подлежат разработке.

    Они же позволят уполномоченному органу, осуществляющему доверительное управление землей, иметь четкие критерии того, что ожидает от него собственник и как будет оцениваться его работа.

    законодательство земельный ресурс собственность

    Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.
    Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.
    Предметом исследования – управление земельными ресурсами.

    Введение 3
    1 Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований 5
    1.1 Основные понятия «земельные ресурсы», «управление» и их сущность 5
    1.2 Механизмы и инструменты управлению земельными ресурсами 6
    1.3 Совершенствование управления земельными ресурсами в России и за рубежом 12
    2 Анализ совершенствования управления земельными ресурсами г. Челябинске 19
    2.1 Описание объекта и предмета исследования 19
    2.2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей управление земельными ресурсами в городе Челябинске 25
    2.3. Анализ тенденций и показателей управления земельными ресурсами 32
    3. Совершенствование управления земельными ресурсами в городе Челябинске 36
    3.1. SWOT-анализ управления земельными ресурсами 36
    3.2 Разработка программы мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами в городе Челябинске 37
    Заключение 40
    Приложение 41

    Файлы: 1 файл

    Управление земельными ресурсами муниципальных образований


    Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю.

    Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета. Проблемой исследования является несовершенство управления земельными ресурсами.

    Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.

    Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.

    Предметом исследования – управление земельными ресурсами.

    В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в курсовой работе необходимо было решить следующие задачи:

    1. Теоретическая оценка основных понятий «земельные ресурсы», «управление»;
    2. Анализ теоретических подходов к управлению земельными ресурсами в городах;
    3. Анализ отечественного и зарубежного опыта совершенствования управления земельными ресурсами в городах;
    4. Анализ управления земельными ресурсами в муниципальном образовании.

    Методы исследования: сбор информации, сравнительный анализ, статистический анализ, SWOT-анализ.

    В ходе написания данной курсовой работы использовались учебники и учебные пособия.

    1 Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований

    1.1 Основные понятия «земельные ресурсы», «управление» и их сущность

    Земля представляет собой поверхностный слой земной коры, включающий голую материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Земля обеспечивает основное пространство и сырьевые ресурсы, необходимые во всех видах производства .

    Земельные ресурсы - земли, которые находятся в границах территории государства, за исключением территориального моря.

    В настоящее время сложилось несколько подходов к рассмотрению земельных ресурсов (см. таблица 1).

    Таблица 1 – Подходы к понятию «земельные ресурсы»

    Подход Определение
    Экологический Это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле – охватывающая все природные ресурсы
    Экономический Как объект хозяйственной и иной деятельности – является материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс – для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека
    Социальный Это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, в других – наряду с государственной, кооперативной, частной и личной собственностью

    На основе этих трех подходов определяются свойства земельных ресурсов: свойства и особенности, присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам .

    Когда земельные ресурсы выступают объектом управления, вводят еще одно свойство: земельные ресурсы являются источником дохода для субъекта их управления. В системе государственного устройства земельные ресурсы составляют экономическую основу государственных муниципальных бюджетов, поэтому на государственном и муниципальном уровне осуществляется управление земельными ресурсами. В таблице 2 приведены основные подходы к определению управления.

    Таблица 2 - Подходы к понятию «управление»

    Подход Определение
    Функциональный Как функция системы, управление направленно на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой.
    Субъектно-объектный Воздействие субъекта на объект с целью изменения состояния объекта и (или) субъекта (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий в соответствии с располагаемыми ресурсами; это деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели, так как в основе любого управления непременно лежит целеполагание.

    Функциональный подход подчеркивает то, что управление присуще любой системе как целому, а не отдельным ее элементам и жизненно необходимо ей. Управление как деятельность субъекта подчеркивает субъективность управления, т.к. происходит влияние субъекта на объект, и исключает наличие только одной цели в управлении – выживания системы.

    Таким образом, можно говорить о том, что под управлением будет пониматься целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, а относительно земельных ресурсов, надо отметить, что в рамках государственного и муниципального управления три подхода к определению земельных ресурсов не являются взаимоисключающими.

    1.2 Механизмы и инструменты управления земельными ресурсами

    Управление любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости развития этой системы, входящих в нее элементов или связанных с ней других интересов систем в общих интересах. Муниципальное управление земельными ресурсами – это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли с учетом удовлетворения интересов всего общества, так и отдельного человека и по обеспечению устойчивого развития поселения .

    Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступает земельный участок в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ поселения. При этом объектом муниципального управления будут являться не только исключительно муниципальные земельные участки, но и земли, находящиеся в государственной собственности (неразграниченные земли). Управляющее воздействие муниципалитета направлено и на земли, находящиеся в частной собственности, например, при установлении ставок земельного налога.

    Субъектами местного управления земельными участками являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления – собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы. Предметом управления является формирование механизма регулирования земельных отношений и использования земельных участков в границах муниципального образования.

    Цели и задачи органов власти по управлению земельными ресурсами в основном совпадают, но с учетом того, что земельные платежи представляют собой источник пополнения местного бюджета, в муниципальном управлении отмечается ярко выраженный экономический уклон .

    Управление землями на территории поселения включает в себя принятие нормативно-правовых актов в виде решений, программ, правил и раскрывается через внедряемые мероприятия. В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на становление и развитие рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена федеральная и региональная нормативно-правовая база.

    Муниципальное образование по своей природе является сложной системой, и соответственно, подвержено влиянию внешних и внутренних факторов, представленных на рис. 1, которые оказывают влияние и на управление земельными ресурсами .

    Рисунок 1 Основные факторы, влияющие на систему муниципального управления земельными ресурсами

    Принципы муниципального управления земельными ресурсами.

    1. Многообразие форм собственности на землю и землепользование. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частное, муниципальной и иных формах собственности .
    2. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан при использовании земель. Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при условии обеспечения гарантий для каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
    3. Научный подход к регулированию земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться с использованием научно-обоснованных методик и положений, которые базируются на детальном изучении объекта управления.
    4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
    5. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. В основу данного принципа положено разделение земель по целевому назначению, ограничение их использования не по целевому назначению, изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земель особо охраняемых территорий.
    6. Приоритет охраны земель как важнейшего компонента окружающей природной среды и средства производства.
    7. Платность землепользования.
    8. Устойчивость развития городского землепользования.
    9. Единство судьбы земельных участков и прочносвязанных с ними объектов недвижимости.
    10. Принцип информативности. Любые участники земельно-имущественных отношений должны иметь возможность получить всю информацию о земельном участке и расположенных на нем объектов недвижимости.
    11. Принцип ответственности за нарушение земельного законодательства.

    Муниципальное управление земельными ресурсами может преследовать различные цели:

    1. Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования.
    2. Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей.
    3. Максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города.
    4. Предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель (развитие территории муниципального образования).

    Как видно из набора возможных целей управления земельными ресурсами, при грамотно проводимой земельной политике органы местного самоуправления способны решить насущные вопросы, тем или иным путем повысить качество жизни населения. Земельная политика – это сильный инструмент местной администрации .

    Система муниципального управления земельными ресурсами включает:

    1. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов (формализация целей и задач, а также средств их достижения в соответствии с реальными ресурсными возможностями).
    2. Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов (регулирование механизмов платежей за землю).
    3. Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами (изучение, оценка, систематизация и учет земельных ресурсов).
    4. Нормативно-правовое обеспечение системы управления земельными ресурсами.
    5. Мониторинг земель (своевременное выявление изменений состояния земель и выработка рекомендаций).
    6. Организация землеустройства (организация и реализация управленческих решений) .
    7. Муниципальный контроль за использованием и охраной земель.

    Особую роль в муниципальном управлении земельными ресурсами играют способы предоставления земельных участков. Способы предоставления земельных участков, их цели, преимущества и недостатки представлены рис. 2 .

    1. Цели
    • Быстрая продажа земли
    • Максимальная цена
    • Продажа при соблюдении местных цен
    • Более высокая цена
    Инвестирование в развитие объекта
    2. Преимущественное назначение для:
    Небольших участков Мелких и средних объектов Крупных массивов
    3. Обязательства потенциальных инвесторов:
    • Участие в торгах
    • Внесение залога
    • Отправление своих предложений по почте
    • Принятие указанных условий
    • Назначение первоначальной цены или более высокой
    • Принятие особых условий
    4. Преимущества:
    • Быстрый, несложный
    • Гласность
    • Присутствие всех потенциальных покупателей
    • Немедленное достижение результатов
    • Соревнование
    • Возможность повышения цены
    • Нет необходимости в специальном помещении
    • Возможность устанавливать условия
    • Целенаправленная рассылка приглашений
    • Вероятность более высоких цен
    5. Недостатки
    • Потребность помещения
    • Невозможность устанавливать условия
    • Возможность сговора
    • Длительная процедура
    • Медленнее других способов
    • Больше затрат на проведение