Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки. Формы долговых обязательств рф Государственные долговые обязательства могут иметь максимальный срок

    Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки. Формы долговых обязательств рф Государственные долговые обязательства могут иметь максимальный срок

    Российская Федерация как кредитор

    Российская Федерация как гарант

    Структура государственного внутреннего долга

    Российская Федерация как заемщик

    В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге РФ" под государственным внутренним долгом понимают долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами.

    По договору Государственного займа заемщиком выступают РФ и субъекты РФ.

    В связи с этим различают:

    · государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ;

    · общегосударственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

    РФ не несет ответственности по каким бы то ни было долговым обязательствам, если они не были гарантированы Правительством РФ.

    1. Задолженность Правительства РФ

    – в том числе ЦБ по кредитам на покрытие бюджетного дефицита;

    – предприятиям и населению;

    из них по ГКО (на 3, 6, 12 мес.)

    Казначейское обязательство (КО)

    2. Задолженность Центрального банка РФ

    в том числе внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР

    3. Прочая задолженность

    Итого государственный внутренний долг, млрд руб.

    в том числе по обязательствам бывшего СССР

    Государственный внешний долг, млрд долл.

    в том числе долг СССР, млрд долл.,

    долг членам Парижского клуба,

    членам Лондонского клуба,

    остальным

    1. В законе “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ”, принятом Государственной Думой 24.02.95 г. № 68–Ф3, говорится, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных вкладов в Сбербанке РФ, сделанных в период до 20 июня 1991 г. Гарантированные сбережения являются государственным внутренним долгом РФ.

    2. Государственные гарантии выдаются:

    · при привлечении инвестиционных ресурсов финансово-промыш­ленными группами;

    · государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ (высокоскоростная пассажирская железнодорожная магистраль) по выпускаемому этим обществом в 1994-99гг. облигационному займу;

    · государственные гарантии предоставлены под кредитные ресурсы, привлекаемые для обеспечения экспорта;

    · государственные гарантии на сумму не менее 200 млн долл. предоставлены иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку мелкого предпринимательства.

    Внутренние ссуды.

    Предоставление суд осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ “О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств Федерального бюджета” от 8 июля 1994 г. № 1484. Ссуды имеют целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки, расчетов по целевым кредитам, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов.


    Контроль за использованием ссуд возлагается на Министерство финансов РФ и его органы – Казначейство и Контрольно-ревизион ­ное управление .

    Внешние ссуды .

    Ежегодно утверждается размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. В 1995 г. он составил 600 млн долл. США.

    Кредиты государствам, членам СНГ ограничиваются суммой % и суммами в погашение основного, ранее выданного долга.

    Государственным внутренним долгом являются долговые обязательства правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут быть в виде кредитов, получаемых правительством РФ, в виде государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств.

    Основными видами являются:

    · Государственные краткосрочные облигации (ГКО) сроком на 3, 6, 12 месяцев;

    · Государственные долгосрочные облигации (ГДО) сроком до 30 лет;

    · Облигации внутреннего государственного валютного займа ;

    · Казначейские векселя и обязательства .

    Доход по государственным ценным бумагам инвесторы получают либо в виде дисконта, либо в виде купонных выплат, либо того и другого. Государственные ЦБ имеют льготы по налогообложению.

    ГКО – государственные краткосрочные облигации

    Доход выплачивается в виде разницы между номиналом и ценой приобретения. Эмиссия осуществляется на сроки 3, 6, 12 месяцев. Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах "депо" . Каждый выпуск имеет номер государственной регистрации. Например, 22004RMRS

    · 1-я цифра – вид ценной бумаги, 2 – долговое обязательство,

    · 2-я цифра – тип ценной бумаги, 1,2,3 – соответственно 3-х, 6-ти и 12 месячные бумаги,

    · 3,4,5 цифры – порядковый номер,

    · RMR – эмитент, в частности Российское Министерство Финансов,

    · S – государственная ценная бумага.

    Доходность ГКО определяется по формуле:

    где Ц погашения – цена погашения ЦБ;

    Ц покупки – цена покупки ЦБ;

    N – номинал ГКО, руб.;

    D – дисконт, руб.;

    Т погашения – кол-во дней до даты погашения ГКО;

    С налога – ставка налога на прибыль для владельца ГКО, %.

    КО – казначейские обязательства

    Цель выпуска – безэмиссионное сокращение дефицита государственного бюджета и погашение задолженности государства перед юридическими лицами. Номер гос. регистрации состоит из 9 цифр – Х1, Х2Х3, Х4Х5, Х6Х7Х8Х9:

    · Х1 – буква, указывающая отрасль народного хозяйства;

    · Х2Х3 – день выпуска;

    · Х4Х5 – месяц выпуска;

    · Х6.....Х9 – порядковый номер выпуска.

    Обмен казначейских обязательств на налоговое освобождение рассчитывается по формуле:

    ,

    где T k – текущий курс КО;

    N – номинал КО;

    t – срок обращения;

    P – ставка %-го дохода.

    4.1.2. Формы государственного и муниципального внутреннего долга

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть вы­ражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Феде­рации»:

    1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Прави­тельства РФ;

    2) в форме государственных займов, осуществляемых посредст­вом выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

    3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

    Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России. В со­став государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязатель­ства в следующих формах:

    В форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранны­ми государствами и международными финансовыми органи­зациями, в пользу указанных кредиторов;

    В форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от

    имени РФ;

    В форме договоров о предоставлении государственных гаран­тий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению ис­полнения обязательств третьими лицами;

    В форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федераль­ных законов;

    И, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонга­ции и реструктуризации долговых обязательств РФ про­шлых лет.

    В аналогичных формах могут быть выражены долговые обяза­тельства субъекта РФ, а также муниципального образования. Ис­ключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглаше­ний). В свою очередь, долговые обязательства муниципального об­разования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформлен­ных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

    Общие положения о формах государственных и муниципаль­ных ценных бумаг закреплены в ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муници­пальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г.

    После введения в действие БК РФ с 1 января 2000 г. долговые обязательства РФ будут соответствовать тем формам, которые за­креплены в его ст.98.

    Так, использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недо­статочностью бюджетных средств. До принятия Закона РФ «О го­сударственном внутреннем долге Российской Федерации» прямое указание на возможность покрытия дефицита бюджета развития за счет использования кредитных ресурсов было закреплено в ст. 13 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. Некоторые по­ложения были закреплены также в первоначальной редакции За­кона РСФСР.* Однако именно Закон РФ «О государственном внут­реннем долге Российской Федерации» впервые комплексно урегу­лировал этот вопрос. При этом следует напомнить, что до 26 апреля 1995 г. - даты принятия новой редакции Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», кредиты Правитель­ству предоставлялись, как правило, самим Центральным банком. При этом Банк России в качестве кредитных ресурсов использовал как собственные средства, так и отчисления коммерческих банков и кредитных организаций от сумм привлеченных ими средств фи­зических и юридических лиц по нормативам, подлежащим пере­даче ЦБ РФ для хранения, а также временно свободные вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

    _____________________

    * ВВС. 1990. № 27 Ст. 356; 1992. № 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1593;

    № 31. Ст. 2991; 1996. № 1. Ст. 7; № 2. Ст. 55; № 26. Ст. 3032; 1997. № 9. Ст. 1028;№ 18. Ст. 2099; 1998. № 31. Ст. 3829; Российская газета. 1999. 7 и 14 июля.


    В настоящее время эта форма долговых обязательств выраже­на, причем как на государственном, так и на муниципальном уров­нях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщи­ком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными органи­зациями, как правило, коммерческими банками).

    Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» те­перь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Государственные займы - вторая основная форма государст­венного долга, названная в Законе «О государственном внутрен­нем долге Российской Федерации». Государственные займы пред­ставляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размеще­ния среди последних государственных ценных бумаг.

    Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в каче­стве соответствующей оговорки, на основании которой определя­ется величина платежа по конкретным государственным и муни­ципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

    Порядок выпуска государственных займов Российской Федера­ции, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обра­щения государственных или муниципальных ценных бумаг ут­верждаются соответственно: Правительством РФ, органом испол­нительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России по­лучил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

    В целях оформления государственных внутренних займов вы­пускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначей­ские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящие­ся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их вла­дельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

    Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган ис­полнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функ­циям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие ор­ганы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципаль­ного образования.

    Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государ­ственным займам являются облигации внутреннего государствен­ного займа.

    Облигация (от лат. obligatio - обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотрен­ный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

    Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР от 28 декабря 1991 г.* - облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (креди­тором) и лицом, выпустившим документ (должником).

    _____________________

    * СП РСФСР. 1992. № 5. Ст. 26.


    Облигации бывают различных видов: на предъявителя и имен­ные.

    Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на про­центные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

    В зависимости от субъектов, среди которых размещаются обли­гации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограни­ченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физи­ческих лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облига­ции могут классифицироваться и по принципу размещения.

    В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускае­мые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

    Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осущест­влять Правительство и Министерство финансов Российской Феде­рации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Все названные виды облигаций допускаются к публичному раз­мещению *.

    Первые муниципальные займы после распада Союза ССР и перехода к рыночным отношениям появляются в России в 1992 г.** Их эмитентом стали муниципальные органы власти г. Новосибир­ска, Пушкинского и Сергиево-Посадского районов Московской об­ласти, а также муниципальные органы власти Хабаровского края и Нижегородской области. Число муниципальных займов, а также займов субъектов РФ (субфедеральных) растет из года в год. За период с 1992 по 1997 г. было зарегистрировано 176 муниципаль­ных займов. В общей сложности количество субфедеральных и му­ниципальных облигационных займов на 1 января 1998 г. состави­ло 466 выпусков на общую сумму 49,5 трлн руб.***

    ____________________

    * См.: п. 4 Указа Президента РФ «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 г. с изм. и доп. // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2972; 1996. № 13. Ст. 1312.

    ** Муниципальные (местные) займы в дореволюционной России использованы впервые в 1871 г. Основная цель их выпуска - финансирование строительства муниципальных зданий, сооружений, дорог. См. подробнее: Ходский Л.В. Основы государственного хозяйства (пособие по финансовому праву). СПб., 1884. С. 425.

    *** См.: Экономика и жизнь. 1998. № 9 (приложение «Деловое Поволжье». С. 7).

    Цели муниципальных займов аналогичны государственным:

    основное их предназначение - частичное погашение бюджетного дефицита. И кроме того, предназначение муниципальных зай­мов - развитие самих муниципальных образований.

    Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муни­ципальных структур и реализацию их долговременных социаль­ных программ, а финансирование текущих муниципальных рас­ходов.

    Цены (курс) облигаций и других государственных и муници­пальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).


    Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а фи­зические лица - за счет личных средств.

    Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как пра­вило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных зай­мов - также и через фондовые биржи.

    Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная упол­номоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различ­ных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организа­ции. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных зай­мов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

    Государственные и муниципальные ценные бумаги могут вы­пускаться в документарной форме с обязательным централизован­ным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указы­вается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осу­ществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного вы­пуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут ус­танавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche - кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения цен­ных бумаг данного выпуска.

    Внутренние государственные займы оформляются также по­средством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства - это вид размещаемых на добро­вольной основе среди населения и юридических лиц государствен­ных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фикси­рованного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.


    Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции».* Эмитен­том казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномочен­ном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

    ______________________

    * См.: пост. Правительства РФ «О выпуске казначейских обязательств»от 9 августа 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1911.

    Владельцами казначейских обязательств могут быть юриди­ческие и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут отно­ситься: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридичес­ким лицам); определение минимального числа операций по казна­чейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

    Муниципальные займы также могут иметь форму казначей­ских обязательств (КО).

    Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Пра­вительством РФ. Долговые обязательства в данном случае - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в кото­рых должником выступает государство, органы государствен­ной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денеж­ных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущест­ва, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

    В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Россий­ской Федерации, краев и областей, городов и регионов регистра­ция ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ,*Подолговым обязательствам субъектов Федерации и местного само­управления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспо­собности эмитентов возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Пра­вительством РФ, то ответственности по их долговым обязательст­вам Российская Федерация не несет.

    _________________________

    *См.: п. 5 Инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации» от 3 марта 1992 г. (с изменениями и дополне­ниями) // Закон. 1992. № 12; Российские вести. 1993. 2 дек.; БНА. 1997. № 10. С. 63.


    Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самосто­ятельно соответствующими органами власти. Говоря о других фор­мах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации в 1994 г.* В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.** были уста­новлены определенные ограничения на выпуск в обращение долго­вых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных феде­ральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муни­ципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущ­ность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обу­словленном обязательстве векселедателя или иного лица - пла­тельщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

    ____________________

    * См.: Основные условия выпуска и обслуживания казначейских векселей 1994 г. Утв. пост. Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. // САПП РФ. 1994. № 17. Ст. 1406.

    ** СЗ РФ. 1997. № 11. Ст. 1238. См. также: О некоторых вопросах применения Федерального закона «О переводном и простом векселе». Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. № 3/1 // Российская газета. 1998. 5 марта.

    Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номина­лом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соот­ветствующее весовое количество золота.*

    ______________________

    * См.: Основные условия продажи золота путем выпуска Министерством фи­нансов Российской Федерации золотых сертификатов 1993 года // Экономика и жизнь. 1993. № 40; пост. Правительства РФ «О генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом» от 27 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3897; Условия эмиссии и обращения государст­венных облигаций, погашаемых золотом. Утв. приказом Министра финансов РФ от 28 октября 1998 г. // Российская газета. 1999. 12 янв.


    Долговые обязательства государства могут различаться не толь­ко по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосроч­ные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего госу­дарственного займа. В любом случае срок погашения государст­венных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а му­ниципальных - 10 лет.

    Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) офор­мляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а пога­шаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно про­дать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

    В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав ко­торого включаются все задолженности прошлых лет и вновь воз­никающие задолженности.

    При аналогичных операциях на уровне муниципальных обра­зований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

    Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в го­сударственный внутренний долг РФ только в части, принятойнасебя Российской Федерацией.

    Так, в соответствии с Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г.* государство приняло на себя обязательства по восстанов­лению и обеспечению сохранности ценности денежных сбереже­ний граждан Российской Федерации, в том числе помещенных гражданами РФ на вклады в Сберегательный банк РФ до 20 июня 1991 г., а также размещенные в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР) в период до 1 января 1992 г. Все названые сбере­жения граждан определяются в Законе от 10 мая 1995 г. как «га­рантированные сбережения граждан» и признаются государствен­ным внутренним долгом Российской Федерации, гарантирован­ным государственной собственностью.

    _______________________

    * СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1765; см. также: пост. Правительства РФ от 30 июня 1998 г., утв. порядок проведения в 1998-1999 г. предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3194; № 42. Ст. 5161; расп. Правительства РФ от 8 февраля 1999 г. // СЗРФ. 1999. № 7. Ст. 965.


    Порядок возникновения и исполнения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образова­ний, устанавливается на основе Федерального закона «Об особен­ностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. Этим же Законом регулируется (ст. 15) порядок выдачи гарантий и принятия решений об обеспе­чении исполнения от имени Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований обязательств по ценным бума­гам третьих лиц, а также закрепляется форма государственной и муниципальной гарантии, которая обязательно должна быть пись­менной. Говоря о такой закрепленной в Бюджетном кодексе РФ форме долговых обязательств, как «переоформление долговых обя­зательств третьих лиц в государственный долг на основе приня­тых федеральных законов», отметим, что в 1999 г. к такому дол­говому обязательству, например, относится переоформление за­долженности по центральным кредитам, выданным в 1992- 1994 гг. предприятиям и организациям топливно-энергетического, агропромышленного и других комплексов и отраслей экономи­ки под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти задолженности переоформляются в государственный внутрен­ний долг путем выдачи Банку России коммерческим банкам, предоставившим кредит этим организациям, облигации федераль­ного займа с постоянным купонным доходом, со сроком погашения в течение 5 лет, начиная с 2005 г., ежегодно, равными долями, с уплатой 2% годовых, на общую сумму до 5 млрд руб.*

    ____________________

    * Подробнее см.: пост. Правительства РФ «О мерах по реализации Федераль­ного закона «О федеральном бюджете на 1999 год» от 22 марта 1999 г. с изм. // СЗ РФ. 1999. 13. Ст. 1613; № 23. Ст. 2859; Российская газета. 1999. 5 июля.

    Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Россий­ской Федерации единой системы учета и регистрации государст­венных заимствований Российской Федерации. На Минфин Рос­сии возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносит­ся информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.

    Государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные кредиты образуют государственные внутренние и внешние активы Российской Федерации. Долговые обязательства перед Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями как кредиторами составляют внутренний и внешний долг заемщиков.

    Размеры и структура долга по видам долговых обязательств и заемщикам рассматриваются вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.

    Законом о бюджете утверждаются:

    Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

    Предельный размер долга иностранных государств на конец финансового года;

    Предельный объем государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией, субъектом Федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;

    Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом Федерации государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

    Государственные кредиты государствам - участникам СНГ по межправительственным договорам предоставляются, как правило, при условии выполнения ими обязательств по уплате процентных платежей и сумм в погашение основной суммы долга по ранее предоставленным кредитам.

    Государственные кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям Российская Федерация предоставляет в рамках соответствующих долгосрочных программ, в которых учтены ее геополитические интересы. Программы предоставления таких кредитов за счет средств федерального бюджета включают перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели их предоставления, наименования получателей, общего объема, а также кредитов, предоставляемых в очередном финансовом году. Договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных кредитов, выполнение которых влечет за собой увеличение их предельных объемов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, заключаются только после внесения соответствующих изменений в закон о федеральном бюджете.



    В современных условиях государственный долг становится важным элементом экономического механизма, при помощи которого правительство реализует свои цели. В современной экономической теории выделяются следующие цели государственного долга:

    Фискальная;

    Экономической стабилизации;

    Распределения.

    Фискальная цель состоит в том, что, осуществляя долговую политику, правительство стремится к займу наиболее дешевых финансовых ресурсов (насколько позволяет экономическая ситуация в стране). В принципе для этих же целей создается и поддерживается рынок государственных долговых обязательств, которые позволяют государству привлекать новые финансовые средства для своих нужд.

    Цель экономической стабилизации заключается в том, что государство с помощью мероприятий, финансируемых за счет кредитов и займов, воздействует на макроэкономические параметры: производство, безработицу, уровень цен и т.д. Однако политика стимулирования экономики посредством дефицитов в последние годы находится под критикой ввиду роста государственного долга. Неуправляемый государственный долг оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику. Критический размер долга и рост процентных платежей, как правило, оказывают сильное сдерживающее влияние на экономику и, более того, могут стать причиной финансовых кризисов.

    Цель оптимального распределения ресурсов является одной из важных и давно известных целей государства и его экономической политики. Правительство с помощью кредитов и займов привлекает дополнительные ресурсы для финансирования своих расходов, если доходов бюджета недостаточно для покрытия этих расходов. Использование государственного долга как рычага распределительного воздействия на экономику объясняется, прежде всего, возможностью отсрочки налоговых платежей на будущее, т.е. государственный долг является средством перераспределения богатства будущего поколения, которому придется платить повышенные налоги. И с помощью государственных займов государство привлекает фонды будущего поколения для финансирования программ и проектов, необходимых как нынешнему поколению, так и следующему.

    Более глубокое раскрытие сущности любой категории осуществляется через определение ее функций.

    Так как долг является порождением государственного кредита, то, соответственно, ему присущи те же функции, что и кредиту, а именно регулирующая и распределительная.

    Через распределительную функцию государственного долга осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственный долг является основным источником финансирования бюджетного дефицита.

    Распределительная функция государственного внутреннего долга заключается в том, что временно свободные денежные средства населения аккумулируются в бюджетный фонд на условиях платности и возвратности и используются государством, что представляет собой вторичное распределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме.

    Регулирующая функция государственного внутреннего долга предусматривает обеспечение экономической стабилизации страны, которая является одной из важнейших целей государства. В странах с рыночно ориентированной экономикой это регулирование происходит при ограниченном вмешательстве государства на основе действия законов рынка. В странах с планово-распределительным типом экономики регулирование ресурсов преимущественно осуществляется государственными органами разных уровней. Однако, несмотря на то, что государственное участие в рыночной экономике имеет свои ограничения, нельзя отрицать тот факт, что государство оказывает немалое по значению воздействие как на экономическую сферу в целом, так и на распределение ресурсов в частности. И определяющую роль при этом играет государственный долг. Осуществляя долговую политику, государство может регулировать объем своего участия в производстве валового общественного продукта.

    При определении экономических границ государственного внутреннего долга важно учитывать, что долг - это метод возвратного предоставления денежных средств, и предоставление средств возможно, исходя из наличия необходимых условий возврата заемных средств. Поэтому при определении экономических границ государственного долга необходимо учитывать:

    Необходимость участия заемных средств в решении задач обеспечения бесперебойности и развития процессов производства в экономике;

    «правильное» использование заемных средств;

    Вопросы повышения благосостояния населения.

    Экономические границы государственного долга определяются состоянием источников пополнения финансовых ресурсов государства, размерами сбережений, инвестиционных ресурсов хозяйствующих субъектов, состоянием денежного обращения в стране.

    Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета, погашения долговых обязательств РФ и обслуживания госдолга РФ.

    Рассмотрим классификацию государственного долга.

    1. Государственный долг России бывает капитальный и текущий.

    Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

    2. По форме государственный долг делится на:

    Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, заемщика с банками, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    Государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

    Договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    Договоры о предоставлении России гарантии;

    Соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

    3. По срокам долговые обязательства РФ могут быть:

    Краткосрочные (до 1 года);

    Среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

    Долгосрочные (от 5 до 30 лет).

    Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превысить 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

    Внутренний долг РФ складывается из:

    а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;

    б) объема основного долга по кредитам, полученным РФ;

    в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

    г) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

    В зависимости от рынка заимствований и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний

    Задолженность государства резидентам образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидентам - государственный внешний долг.

    Внешний долг РФскладывается из:

    а) объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;

    б) объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

    Государственный долг субъекта РФ - это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

    Долговые обязательства субъекта РФ приобретают форму:

    2) государственных займов субъектов РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

    3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекту РФ;

    5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта РФ принятых лет.

    Иные формы долговых обязательств субъекта РФ не предусмотрены, а потому они неправомерны.

    Государственный долг субъектов РФ складывается из:

    а) основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;

    6) объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;

    в) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;

    г) объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

    Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального (бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга.

    Муниципальныйдолг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью, без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

    Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

    1) кредитных соглашений и договоров;

    2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

    3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней;

    4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Другие формы муниципальных долговых обязательств не предусмотрены, а потому они неправомерны.

    Муниципальный долг складывается из:

    1) основной номинальной суммы долга по муниципальным ценным бумагам;

    2) объема основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

    3) объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;

    4) объема обязательств по гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

    Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. Муниципальные долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствования и не могут превышать 10 лет.

    Законодательство разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

    Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг ­- облигации.

    Облигация - это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

    Государственные облигации признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства.

    Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов.

    Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляются Центральным банком по поручению Казначейства или Министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

    Казначейские ноты - среднесрочные рыночные ценные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами.

    Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

    Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

    Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслужива-ния сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ .

    В зависимости от заемщика публичный долг подразде-ляется на государственный долг Российской Федерации, государст-венный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

    Под государствен-ным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обяза-тельства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта-ми международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст-венную казну.

    Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокуп-ность его долговых обязательств; он полностью и без условий обес-печивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

    Под муниципальным долгом соответствен-но понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем иму-ществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантиро-ваны. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга ор-ганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

    Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты воз-никающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг .

    Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

    Под внешним государственным долгом понимаются обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте.

    В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде-ляют капитальный и текущий государственный долг.

    Под капиталь-ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начис-ленные проценты по этим обязательствам.

    Под текущим государст-венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза-тельств, срок оплаты которых наступил.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут существо-вать в форме:

    • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
    • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий-ской Федерации;
    • договоров о предоставлении государственных гарантий Россий-ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
    • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ-ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде-ральных законов;
    • соглашений и договоров, в том числе международных, заключен-ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури-зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть крат-косрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обяза-тельства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федера-ции и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.

    В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением меж-дународных соглашений и договоров на уровне муниципального об-разования. Все упомянутые формы в рыночной практике использу-ются достаточно активно.

    Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные обра-зования.

    Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком , который в качестве кредитных ресурсов ис-пользовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, опреде-ляемых ежегодными соглашениями.

    Долговые обязательства Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»:

    1) в форме кредитов, получаемых государством в лице Правительства РФ;
    2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
    3) долговые обязательства в других формах, гарантированные Правительством РФ.

    Бюджетный кодекс РФ более конкретно определяет формы, в которых могут существовать долговые обязательства России.

    В состав государственного долга Российской Федерации в соответствии со ст. 98 Бюджетного кодекса РФ включаются долговые обязательства в следующих формах:

    В форме кредитных договоров и соглашений, заключенных от имени России с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
    в форме государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
    в форме договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
    в форме переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
    и, наконец, в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени России, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

    В аналогичных формах могут быть выражены долговые обязательства субъекта РФ, а также муниципального образования. Исключение составляет для муниципальных образований последняя из вышеуказанных форм (международных договоров и соглашений). В свою очередь, долговые обязательства муниципального образования (в отличие от государственных) могут быть выражены в форме долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

    Так, использование такой формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства РФ, обусловлено недостаточностью бюджетных средств. До принятия Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» прямое указание на возможность покрытия дефицита бюджета развития за счет использования кредитных ресурсов было закреплено в ст. 13 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Некоторые положения были закреплены также в первоначальной редакции Закона РСФСР. Однако именно Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» впервые комплексно урегулировал этот вопрос. При этом Банк России в качестве кредитных ресурсов использовал как собственные средства, так и отчисления коммерческих банков и кредитных организаций от сумм привлеченных ими средств физических и юридических лиц по нормативам, подлежащим передаче ЦБ РФ для хранения, а также временно свободные вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

    В настоящее время эта форма долговых обязательств выражена, причем как на государственном, так и на муниципальном уровнях, в форме кредитных договоров, заключаемых между заемщиком (Российской Федерацией, ее субъектом, либо муниципальным образованием) и кредиторами (банковскими кредитными организациями, как правило, коммерческими банками).

    Центральный же банк, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Государственные займы - вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Государственные займы представляют собой кредитные отношения между государством (как правило, в лице Правительства) и юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска и размещения среди последних государственных ценных бумаг.

    Государственные и муниципальные долговые обязательства, составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по конкретным государственным и муниципальным ценным бумагам. Оплачиваться они также должны в российской валюте.

    Порядок выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются соответственно: Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов соответствующего уровня (ст. 8 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»). Принцип добровольности размещения государственных займов в России получил конституционное закрепление (ч. 4 ст. 75 Конституции РФ).

    В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие, относящиеся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», удостоверяющих право их владельца на получение от органа, их выпустившего, денежных средств или иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

    Эмитентом, т.е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг Российской Федерации, выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Соответствующие органы субъекта Российской Федерации и местного самоуправления являются эмитентами ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

    Наиболее распространенным видом ценным бумаг по государственным займам являются облигации внутреннего государственного займа.

    Облигация (от лат. obligatio - обязательство) представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую внесение ее держателем денежных средств и подтверждающую обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотрен-ный в ней срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).

    Подробное понятие облигации закреплено в ст. 816 ГК РФ. Более короткое и общее определение облигации дано в Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР - облигация есть ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником).

    Облигации бывают различных видов: на предъявителя и именные.

    Облигации внутренних займов выпускаются, как правило, на предъявителя. По виду выплат дохода они подразделяются на процентные и беспроцентные. Доход может выплачиваться и в форме выигрышей, разыгрываемых в специальных тиражах.

    В зависимости от субъектов, среди которых размещаются облигации, они подразделяются на: свободно обращающиеся и с ограниченным кругом обращения (например, только среди юридических лиц). Облигации распространяются среди юридических и физи-ческих лиц на добровольной основе. Между тем из истории многих государств известно и принудительное (по подписке) размещение облигаций внутреннего государственного займа; поэтому облигации могут классифицироваться и по принципу размещения.

    В зависимости от эмитента различают: облигации, выпускаемые Правительством или Министерством финансов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и облигации, выпускаемые органами местного самоуправления.

    Выпуск облигаций внутренних займов имеют право осуществлять Правительство и Министерство финансов Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Одной из самых распространенных форм муниципального долга в России являются облигации жилищных и телефонных займов. Муниципальные облигации, как правило, выпускаются на срок более одного года. Если же они имитируются на срок менее одного года, то принято уже говорить не об облигациях, а о краткосрочных долговых обязательствах (КДО). В отличие от облигаций их целью являются не инвестиции на развитие муниципальных структур и реализацию их долговременных социальных программ, а финансирование текущих муниципальных расходов.

    Цены (курс) облигаций и других государственных и муниципальных долговых обязательств определяются в процентах к их нарицательной стоимости (номиналу).

    Юридические лица приобретают облигации всех видов за счет средств, остающихся в их распоряжении после внесения в бюджет и внебюджетные фонды налоговых и неналоговых платежей, а физические лица - за счет личных средств.

    Средства, полученные от реализации облигаций внутреннего займа, направляются в бюджет и внебюджетные фонды либо на специальные цели, определенные при их выпуске. Облигации внутренних государственных займов распространяются, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов - также и через фондовые биржи.

    Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов, как правило, является Центральный банк Российской Федерации. Он же либо, по его усмотрению, иная уполномоченная организация выполняет функции депозитария, в том числе функции по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляет учет прав различных организаций на эти облигации. Функции же субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «Депо» депонентов (инвесторов).

    Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в документарной форме с обязательным централизованным хранением. При этом имя владельца такой бумаги не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В нем указывается лишь депозитарий. При этом по именным ценным бумагам РФ реестр владельцев таких бумаг не ведется. Эмиссия может осуществляться отдельными выпусками. В рамках конкретного вы-пуска государственных и муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Сам выпуск может подразделяться на транши (франц. tranche - кусок, ломоть), т.е. определенные части, размещаемые в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска.

    Внутренние государственные займы оформляются также посредством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства - это вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юридических лиц государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

    Их выпуск осуществляется «в целях оптимизации исполнения федерального бюджета и снижения темпов инфляции». Эмитентом казначейских обязательств является Министерство финансов РФ. Выпускаются и обращаются казначейские обязательства в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Срок их погашения, процентная ставка и номинальная стоимость устанавливаются при выпуске каждой серии.

    Владельцами казначейских обязательств могут быть юридические и физические лица. Обращение казначейских обязательств допускается в а) ограниченной и б) неограниченной форме. К числу ограничений, устанавливаемых Минфином России, могут относиться: строго целевое использование казначейских обязательств (только на погашение кредиторской задолженности); ограничения на право передачи казначейских обязательств (только юридическим лицам); определение минимального числа операций по казначейским обязательствам; ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

    Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств (КО).

    Самостоятельной формой государственного внутреннего долга являются также долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Долговые обязательства в данном случае - это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступает государство, органы государственной власти или управления и удостоверяющие право заимодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение (ст. 817 ГК РФ).

    В случае эмиссии ценных бумаг (независимо от сумм эмиссии) органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, краев и областей, городов и регионов регистрация ценных бумаг проводится Министерством финансов РФ, По долговым обязательствам субъектов Федерации и местного самоуправления, гарантированным Правительством РФ, материальная ответственность по погашению долга в случае неплатежеспособности эмитентов возлагается на Российскую Федерацию. Если же внутренние займы субъектов РФ не были гарантированы Правительством РФ, то ответственности по их долговым обязательствам Российская Федерация не несет.

    Формы и условия выпуска долговых обязательств субъектов Федерации и местного самоуправления устанавливаются самостоятельно соответствующими органами власти. Говоря о других формах государственных долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, следует назвать, например, и такую как казначейские векселя, которые появились на территории Российской Федерации. В соответствии же с Федеральным законом «О переводном и простом векселе» были установлены определенные ограничения на выпуск в обращение долговых обязательств в форме векселя. Так, ст. 2 названного Закона установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом. Действующее российское законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность эмиссии муниципальными образованиями ценных бумаг в форме векселя, сущность которого заключается в содержащемся в нем ничем не обусловленном обязательстве векселедателя или иного лица - плательщика выплатить до наступления предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы (ст. 815 ГК РФ).

    Для привлечения денежных средств государство использовало также выпуск золотых сертификатов (первоначально номиналом по 10 кг, а затем по 1 кг золота на каждый сертификат). При погашении сертификатов, их владельцы получали право на соот-ветствующее весовое количество золота.

    Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжительности. Различают: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от одного года до пяти лет), и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего государственного займа. В любом случае срок погашения государственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных - 10 лет.

    Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) оформляются путем выпуска облигаций на срок три и шесть месяцев. Их продажа осуществляется с дисконтом, т.е. со скидкой, а погашаются они всегда по номинальной стоимости. ГКО можно продать раньше срока их погашения на вторичном рынке ценных бумаг. Как и любые ценные бумаги государства, они могут быть использованы как средство залога при кредитовании.

    В результате всех государственных кредитных операций РФ формируется государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все задолженности прошлых лет и вновь возникающие задолженности.

    При аналогичных операциях на уровне муниципальных образований формируется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования.

    Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

    Бюджетный Кодекс РФ в ст. 120 закрепляет создание в Российской Федерации единой системы учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. На Минфин России возложена обязанность по ведению государственной долговой книги РФ (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме долговых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образований. Субъекты РФ и муниципальные образования ведут учет заимствований и других обязательств также внося информацию об этом в специальную Государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу.