Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образов

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образов

    (По С.С. Алексееву)

    77. Что такое презумпция невиновности? Как реализация этого принципа защищает права личности? (Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)

    78. В современном обществе обсуждается проблема меры юридической ответственности. Сможет ли, по Вашему мнению, ужесточение юридической ответственности снизить количество правонарушений? Дайте два обоснования (аргумента) своего мнения.

    Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Слово «ответственность» используется в нашей речи широко. Например, мы говорим о «моральной ответственности», об «ответственности гражданина перед Отечеством».

    Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение. Правонарушитель «держит ответ» – претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несёт известные лишения, урон.

    Правонарушение как основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами (сторонами), образующими состав правонарушения. Это: объект – нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом; субъект – дееспособное лицо, совершившее правонарушение; объективная сторона – само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом; субъективная сторона – вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

    Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения. Это требование является обязательным, безусловным при возложении уголовной и административной ответственности.

    При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует презумпция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина. Это важная конституционная гарантия прав личности.

    Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию.

    (По С.С. Алексееву)

    82. Какие два вида юридической ответственности названы автором? Укажите любой, не названный в тексте вид юридической ответственности.

    ГИА – 2014. Обществознание (право).

    (Открытый банк заданий. ФИПИ)

    Пояснение.

    Могут быть приведены примеры

    1) ситуаций, которые определяются брачным договором:

    Супруги определяют долю доходов каждого, которая будет вноситься в семейный бюджет;

    После заключения брака мужчина и женщина планируют приобретение квартиры и заранее определяют долю каждого в этой собственности;

    2) ситуаций, которые не могут регулироваться брачным договором:

    Мужчина стремится принудить женщину после заключения брака оставить работу и заниматься только домашним хозяйством;

    Женщина требует от будущего мужа, чтобы он после заключения брака взял её фамилию.

    5. Совершеннолетние дееспособные мужчина и женщина обратились в органы ЗАГСа с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано, так как они предварительно не заключили брачный договор. Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение своего ответа.

    Ответ:

    Действия сотрудников ЗАГСа неправомерны.

    Согласно ст. 44 СК РФ «Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака».

    6. Существует мнение, что заключение будущими супругами брачного договора заранее обрекает семью на развод. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите один аргумент (объяснение) в поддержку и один – в опровержение этого мнения.

    В поддержку мнения:

    Брачный договор при заключении брака как будто бы подразумевает наличие недоверия между мужем и женой и возможный развод в будущем. Само уже слово «договор» звучит холодно и официально, создавая между парой некую деловую атмосферу, вместо любви, доверия и уважения.

    Опровержение мнения:

    Брачный договор - гарант сохранения семьи, если, например, финансовые вопросы будут настолько сложны, что выгоднее оставаться в браке и пережить кризисное время, чем потом жалеть об опрометчивом поступке

    Текст №7.

    Права человека – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

    Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3 – 21 Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22 – 27 Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).



    Наряду с зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отражённые в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира.

    Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами. Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как вмешательство во внутренние дела.



    (По материалам интернет-энциклопедии)

    1.

    Ответ:

    1. Права человека и их назначение.

    2. Всеобщая декларация прав человека – главный правозащитный документ ООН.

    3. Национальное законодательство по правам человека.

    4. Проблема защиты прав человека – неоднозначность понимания прав человека в разных культурах..

    2. Какие две группы прав человека названы в тексте? Объясните значимость одного любого права из каждой группы.

    Ответ:

    Гражданско – политические и социально – экономические права человека

    Гражданско – политические права: право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

    Социально – экономические права: право на социальное обеспечение. Предполагает гарантированное законом предоставление государством средств к жизни гражданам, лишенным (полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 39) устанавливает два массовых вида социального обеспечения: во-первых, пенсии, во-вторых, социальные пособия. Социальное обеспечение предполагает не только денежные выплаты, но и натуральные формы социального обеспечения (помещение в детские дома, интернаты, дома престарелых и др.). Кроме того, элементом социального обеспечения является система социальной защиты населения. Специализированные органы, реализующие функцию социальной защиты, существуют в системе органов местного самоуправления. Наряду с этими формами социального обеспечения Конституция РФ (ч. 3 ст. 39) обязывает государство поощрять добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

    3 . Какая главная проблема защиты прав человека названа в тексте? Проиллюстрируйте её конкретным примером.

    Ответ:

    Главная проблема защиты прав человека связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций.

    Пример: в споре о допустимости абортов: защитники абортов - право беременной женщины на свободу и безопасность (Запад), противники абортов - право нерожденного человека на жизнь (мусульманские страны).

    Равноправие является одним из существенных элементов демократии (признанное равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом; равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений), а в Египте и Бахрейне муж может в аэропорту официально запретить жене покидать место жительства, после чего она не имеет права лететь куда-либо. В Сирии такая же ситуация. В Ираке, Ливии, Иордании и Марокко жена должна иметь письменное разрешение мужа для того, чтобы покинуть страну, причем муж может запретить ей это делать без объяснения причины. В Саудовской Аравии женщина должна иметь письменное разрешение ближайшего родственника мужского пола для того, чтобы не только вылететь в другую страну, но даже просто перемещаться внутри государства.

    4. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения важности образования детей и взрослых в области прав человека.

    Ответ:

    1. Знание об основных нормативно-правовыми документах в области прав человека, прав ребенка.

    2. Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека будут соблюдаться во всём мире.

    3. Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    5. Что отражают права человека? На каких двух уровнях правовой системы они зафиксированы?

    Ответ:

    Права человека отражают равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и её полноценное участие в жизни общества. Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и социально-экономической сферах.

    Они зафиксированы в международных документах и в конституционных документах каждого государства.

    6. Как осуществляется защита прав человека в России? Укажите две любые официальные организации (или должностных лиц) и кратко охарактеризуйте круг полномочий каждой (каждого) из них.

    Ответ:

    Система защиты прав человека включает:

    а) судебную защиту;

    б) несудебную защиту (Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации («Парламентский омбудсмен»), Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, Прокуратура Российской Федерации, иные комиссии при Президенте РФ, Администрация Президента РФ и Правительства РФ, Министерство юстиции РФ и иные федеральные органы исполнительной власти РФ.);

    в) деятельность неправительственных правозащитных организаций.

    Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации:

    Функции: 1) восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

    2) совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

    3) развитие международного сотрудничества в области прав человека;

    Право на судебную защиту провозглашено ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Обязанность рассматривать обращения граждан, возложена на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего, это федеральные суды общей юрисдикции (районные, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верховные суды республик, суды автономной области, автономных округов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, округов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правило подсудности.

    Текст №10.

    Юридические нормы, как мы уже знаем, – «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли – наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т.д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом – систему права данной страны. Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

    При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т.е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

    И всё же главная особенность каждой отрасли – наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом – через дозволения, запрещения, обязывания – осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям – уголовное; к обязываниям – административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

    (По С.С. Алексееву)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Ответ:

    1) Из чего складывается система права.

    2) Признаки отрасли права.

    3) Особый юридический режим как главная особенность отраслей права.

    2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».

    Ответ:

    1) определение: отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки

    однородных общественных отношений;

    2) объяснение связи указанных терминов: отрасль права объединяет нормы права, регулирующие однородные общественные отношения, каждая отрасль имеет своё законодательство (кодексы или законодательные акты).

    3. Какие три метода регулирования, по мнению автора, действуют в различных отраслях права? На примере любой отрасли права поясните, почему она тяготеет к тому или иному методу регулирования.

    Ответ:

    1) три метода регулирования: дозволение, запрещение, обвязывание;

    2) предположение для одной любой отрасли, допустим: уголовное право тяготеет к запрещениям, поскольку его применение является реакцией на совершение субъектами неприемлемых в обществе противоправных деяний.

    4. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?

    Ответ:

    У каждой из отраслей есть:

    1) «свой предмет»;

    2) «своё законодательство»;

    3) наличие особого юридического режима («метода регулирования»).

    5. С какой целью правовые нормы объединяются в кодексы? Какие два примера кодексов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, приведите ещё один пример кодекса.

    Ответ:

    1) ответ на первый вопрос, допустим: в кодексе сведены однопорядковые правовые нормы, регулирующие соответствующие общественные отношения (для удобства регулирования однородных правоотношений);

    2) примеры кодексов по тексту: Уголовный кодекс, Гражданский кодекс;

    3) дополнительный пример кодекса, допустим: Трудовой кодекс.

    6. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

    Ответ:

    1) гражданское право (имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения);

    2) трудовое право (трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения);

    3) уголовное право (общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера).

    Текст №11.

    Слово «ответственность» используется в нашей речи широко. Например, мы говорим о «моральной ответственности», об «ответственности гражданина перед Отечеством».

    Юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение. Правонарушитель «держит ответ» – претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несёт известные лишения, урон.

    Правонарушение как основание юридической ответственности характеризуется четырьмя элементами (сторонами), образующими состав правонарушения. Это: объект – нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом; субъект – дееспособное лицо, совершившее правонарушение; объективная сторона – само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом; субъективная сторона – вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

    Юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь при установлении всех элементов (сторон) состава правонарушения. Это требование является обязательным, безусловным при возложении уголовной и административной ответственности.

    При применении к лицу мер государственного принуждения карательного характера (в уголовном и административном праве) действует презумпция невиновности, т.е. предположение, в соответствии с которым даже при наличии фактов, свидетельствующих о доказанности объективной стороны, лицо считается невиновным, пока в предусмотренном порядке не будет доказана и установлена судом его вина. Это важная конституционная гарантия прав личности.

    Многие юристы-практики (судьи, следователи, прокуроры, адвокаты и др.) занимаются сложной и многообразной деятельностью, связанной с юридической ответственностью. Эта работа имеет отношение к доказательствам и доказыванию.

    (По С.С. Алексееву)

    1 . Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Ответ:

    1) Различные значения слова «ответственность».

    2) Понятие юридической ответственности.

    3) Состав правонарушения.

    4) Обязательное требование при возложении уголовной или административной ответственности.

    5) Презумпция невиновности.

    6) Деятельность юристов-практиков.

    Ответ:

    1) ответ на первый вопрос: юридическая ответственность – это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое правонарушение;

    2) четыре элемента правонарушения: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

    3. Что такое презумпция невиновности? Как реализация этого принципа защищает права личности? (Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два объяснения.)

    Ответ:

    1) ответ на первый вопрос: презумпция невиновности – это предположение, в соответствии с которым лицо считается невиновным, пока в предусмотренном законом порядке не будет доказана и установлена судом его вина;

    2) два объяснения, допустим:

    Человек не должен оправдываться, что не совершал того, в чём его обвиняют; задача следствия – доказать виновность и представить все доказательства в суде;

    Факт привлечения лица к участию в деле в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; его задержание, арест или избрание к нему иной меры пресечения не ущемляют его конституционных прав.

    4. В современном обществе обсуждается проблема меры юридической ответственности. Сможет ли, по Вашему мнению, ужесточение юридической ответственности снизить количество правонарушений? Дайте два обоснования (аргумента) своего мнения.

    Ответ:

    1) мнение учащегося: согласие / несогласие / частичное согласие;

    2) обоснования (аргументы)

    в случае согласия, допустим:

    Ужесточение наказания может остановить человека, собирающегося совершить правонарушение;

    Наказание должно быть соразмерно тяжести содеянного, поэтому наказание за особо тяжкие преступления должно быть максимально суровым;

    в случае несогласия, допустим:

    Не столько ужесточение наказания, сколько уверенность в его неотвратимости может заставить человека отказаться от совершения правонарушения;

    Определённая доля правонарушителей не боится никакого наказания, поэтому ужесточение наказания не возымеет на них никакого действия.

    Ответ:

    профессии и специализация юристов-практиков:

    1) прокурор (должностное лицо, в задачи которого входит координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе поддержание

    государственного обвинения в уголовном процессе);

    2) адвокат (независимый профессиональный консультант по юридическим вопросам, представляет сторону защиты в суде).

    6. Какие два вида юридической ответственности названы автором? Укажите любой, не названный в тексте вид юридической ответственности.

    Ответ:

    три вида ответственности:

    1) два по тексту: уголовная и административная ответственность;

    2) один, не названный в тексте, например: гражданско-правовая

    Текст №12.

    При рассмотрении вопросов о защите прав потребителей закон считает, что потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    Законодательство защищает Ваши права потребителей и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных прав поможет Вам правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав.

    Ваше право на качество означает, что продавец должен передать Вам качественный товар, а исполнитель – качественно выполнить работу (оказать услугу).

    Как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товары (работы, услуги) были безопасны для Вашей жизни, здоровья, имущества, а также для окружающей среды.

    Потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продаётся, кто продаёт и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации Вы должны получить точное представление об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах) для правильного их выбора.

    На товары (работы) может быть установлен срок службы (или срок годности) и гарантийный срок – сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем. В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) Вы можете предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок годности) должен устанавливаться в обязательном порядке.

    Если на товар (работу) не установлен срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон предусматривает, в течение какого периода времени вы можете предъявить требования относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора ущемляют ваши права, они недействительны.

    (По материалам интернет-сайта Общества защиты прав потребителей)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты

    текста и озаглавьте каждый из них.

    Ответ:

    1) Кто такой потребитель?

    2) Почему важно знать свои права?

    3) Права потребителя:

    а) право на качественный товар;

    б) право на безопасность товара (услуги);

    в) право на необходимую и достоверную информацию о товаре.

    4) Срок службы (срок годности) и гарантийный срок товара (работы).

    5) Товар (работа) с неустановленным сроком службы (годности).

    2. Закон даёт потребителям право в течение 14 дней вернуть в магазин некоторые качественные товары, которые не были в употреблении и упаковка которых сохранена. Выскажите два предположения о том, как эта норма защищает потребителя.

    Ответ:

    1) эта норма защищает потребителя от ненужных покупок, совершённых под воздействием рекламы, какого-то эмоционально- психологического состояния;

    2) эта норма защищает потребителя в ситуации, когда его жизненные обстоятельства резко изменились и ему срочно потребовались деньги.

    3. Владелец фирмы приобрёл в магазине канцелярские товары для своего офиса. Вскоре обнаружилось, что некоторые из приобретённых товаров бракованные. Может ли владелец фирмы воспользоваться нормами Закона «О правах потребителей»? Объясните свой ответ.

    Ответ:

    1) отрицательный ответ: нет, не может;

    2) объяснение, допустим: действие Закона «О правах потребителей» не распространяется на тех, кто заказывает, приобретает или использует товары (работы, услуги) для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

    4. Опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт, объясните, в чём состоит различие между сроком годности и гарантийным сроком. Приведите пример товара, при покупке и потреблении которого жизненно важно следить за сроком годности, и кратко поясните своё мнение. Приведите пример товара, на который устанавливается гарантийный срок.

    Ответ:

    1) различие: срок годности – период, в течение которого товар сохраняет свои потребительские свойства и, в принципе, может использоваться; гарантийный срок – период времени, в течение которого изготовитель товара или его продавец гарантируют его бесперебойную службу;

    2) пример товара и соответствующее пояснение: жизненно важно следить за сроком годности продуктов питания и лекарств (употребление просроченного товара может причинить вред здоровью и создать угрозу жизни человека);

    3) пример товара, на который устанавливается гарантийный срок, например: компьютер, холодильник, телевизор.

    5. Какие три права потребителя указаны в тексте?

    Ответ:

    1) право на качественный товар;

    2) право на безопасность товара;

    3) право на необходимую и достоверную информацию о товаре

    6. Кого закон считает потребителем? Почему потребителям важно знать свои права?

    Ответ:

    1) ответ на первый вопрос: потребитель – гражданин (т.е. физическое лицо), имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

    2) ответ на второй вопрос: знание своих основных прав поможет потребителям приобрести качественный товар (услуги), правильно вести себя в условиях недобросовестности производителя или продавца.

    Текст №18. А.Ю. Демидов

    Под юридической ответственностью понимают ответственность за совершённые деяния, нарушающие требования норм права и влекущие за собой государственное принуждение.

    Юридическая ответственность наступает только за совершённое правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания юридической ответственности. Субъектом юридической ответственности может стать только субъект, виновный в нарушении правовых предписаний.

    Юридическая ответственность неразрывно связана с государственным принуждением, то есть она устанавливается государством и применяется в ответ на виновные противоправные деяния правонарушителя через деятельность специальных органов государства.

    Юридическая ответственность характеризуется определёнными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Данные лишения могут быть личного характера и имущественного характера. Они выступают в качестве средств, при помощи которых осуществляются задачи перевоспитания правонарушителей и предупреждения правонарушений.

    Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Юридическая ответственность не только возникает вследствие нарушения норм права, но и реализуется исключительно в соответствии с ними. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного процессуального порядка, установленного нормами права.

    В соответствии с отраслью права различают уголовно-правовую, административно-правовую, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

    (А.Ю. Демидов)

    1. Гражданин К. собирался подделать запись о месте работы в своей трудовой книжке, но отказался от этой идеи, так как не смог найти печать соответствующей организации. Подлежит ли гражданин К. юридической ответственности? Почему? Приведите фрагмент текста, помогающий в объяснении.

    Ответ:

    2. Какие четыре вида ответственности называет автор?

    Ответ:

    уголовно-правовая, административно-правовая, гражданско-правовая и дисциплинарная

    3. Назовите два вида лишений, с которыми связана юридическая ответственность, и каждый из них проиллюстрируйте двумя примерами.

    Ответ:

    Лишения могут быть личного характера (лишение свободы, исправительные работы, обязанность принести публичные извинения, выговор, принуждение, общественное порицание) и имущественного характера (конфискация, штраф, неустойка, материальная ответственность).

    4. Какие четыре признака юридической ответственности приведены в тексте?

    Ответ:

    1)Юридическая ответственность наступает только за совершённое правонарушение.

    2)Юридическая ответственность неразрывно связана с государственным принуждением.

    3) Юридическая ответственность характеризуется определёнными лишениями.

    4) Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права.

    5. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

    Ответ:

    1) Понятие юридической ответственности.

    2) Основание юридической ответственности – правонарушение.

    3) Неразрывная связь юридической ответственности с государственным принуждением

    4) Лишения, с которыми связана юридическая ответственность.

    5) Законность – один из признаков юридической ответственности.

    6) Виды юридической ответственности.

    6. В обществе бытует мнение, что юридическая ответственность – одно из важнейших средств обеспечения правомерного поведения граждан. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение этого мнения.

    Ответ:

    1) Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия

    2) При наличии факта правонарушения государство обязывает лицо (или организацию) претерпевать определенные неблагоприятные последствия.

    Право владения

    Право владения означает возможность физического обладания вещью, хозяйственного воздействия на вещь. При этом следует иметь ввиду, что кроме собственников законными владельцами вещей могут быть лица владеющие недвижимым имуществом по договору, например, в силу соглашения об аренде.

    Право пользования

    Право пользования есть право извлекать полезные свойства вещи путем ее эксплуатации, применения. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им.

    Права владения и пользования могут принадлежать не только собственнику, но и другим лицам, получившим эти правомочия от собственника.

    Право распоряжения

    Право распоряжения понимается как право определять юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в аренду).

    Право распоряжения реализуется только собственником или другими лицами, но только по его прямому указанию.

    3. Силой государства охраняются

    1) нормы обычая

    2) нормы морали

    3) правовые нормы

    4) религиозные нормы

    Работа с текстом по экономике.

    Приведите пример решения конкретной экономической проблемы с помощью малого бизнеса.

    Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки для его успешного развития. Приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малых предприятий. Создана необходимая инфраструктура в лице государственных агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей силы, включая высококвалифицированных рабочих и дипломированных специалистов. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

    С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В России наблюдается ярко выраженная неразвитость данного сектора экономики. В свете реформирования экономической системы и все еще не доведенного до конца перехода к рыночной модели, малым предприятиям следует уделять особое внимание. Чрезмерная концентрация производства в Советском Союзе стала одной из главных причин упадка малых городов, разорения десятков тысяч сел и деревень. Переселение десятков миллионов людей в крупные города создало неразрешимую проблему жилья, бытового и культурно-массового обслуживания, транспорта, экологии, преступности. Развитие малых предприятий необходимо России для становления эффективной и стабильной экономики, но надежды, которые возлагались на малый бизнес в конце 1980-х - начале 1990-х годов, пока полностью не оправдываются.

    Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся: быстрое реагирование на конъюнктуру; решение социальных вопросов, например возможность быстро создавать новые рабочие места; противодействие монополизму в экономике; активизация структурной перестройки экономики.

    Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны. Оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно- технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

    2.1Опираясь на зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, на­зо­ви­те три объ­яс­не­ния роли ма­ло­го биз­не­са в со­вре­мен­ной экономике. Про­ил­лю­стри­руй­те одно из объ­яс­не­ний примером.

    2.2Назовите три меры, ко­то­рые ав­то­ры тек­ста ука­зы­ва­ют как не­об­хо­ди­мые для ока­за­ния под­держ­ки ма­ло­му бизнесу.

    2.3На ос­но­ва­нии зна­ний об­ще­ство­вед­че­ско­го курса при­ве­ди­те две меры по под­держ­ке ма­ло­го бизнеса, не ука­зан­ные в тексте.

    2.4Какую ха­рак­тер­ную черту (проблему) ма­ло­го биз­не­са на­зы­ва­ют авторы? Какие два объ­яс­не­ния су­ще­ство­ва­ния этой про­бле­мы они указывают?

    Как известно, одной из характерных черт малых предприятий является проблема их финансирования. Как правило, они обладают недостаточной суммой стартового капитала и испытывают постоянные трудности с аккумулированием денежных средств и их инвестированием в бизнес. Одним из вариантов решения данной проблемы является финансовая поддержка со стороны банков. Среди основных причин, препятствующих получению кредита в банке, 42 % опрошенных предпринимателей выделяют проблему

    залога и гарантий, 31 % – высокие процентные ставки, 26 % – проблемы с оформлением. Главной причиной, препятствующей получению кредита в фондах поддержки предпринимательства, 42 % респондентов называют отсутствие доступа к соответствующей информации. Вместе с тем почти 70 % отметили, что нуждаются в реальной государственной поддержке.

    В первую очередь свои ожидания предприниматели связывают со снижением налоговой нагрузки, созданием условий доступа к финансовым ресурсам, упрощением отчётности. При этом большинство считают, что вероятность получения такой помощи низка. На наш взгляд, в рамках государственной поддержки системы кредитования малого бизнеса необходимо обеспечить снижение процентной ставки. Кроме того, 55 % респондентов считают необходимым предоставление государственных гарантий по кредитам. При этом 40 % опрошенных считают, что объём государственных гарантий по кредитам малого и среднего бизнеса должен составлять порядка 50 % от суммы кредита.

    Общей проблемой остаётся недостаточная определённость требований законодательства, создающая условия для их произвольного толкования. Считаем, что вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность неоправданно высоко, вне зависимости от вида деятельности, необходимо законодательно ограничить их вмешательство. На наш взгляд, важнейшим направлением также является финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.

    Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения значения предпринимательской деятельности для развития общества.

    Письменная часть ЕГЭ по обществознанию всегда вызывает сложности у выпускников. Здесь требуется не только уверенное знание теоретического материала, но и применение собственных знаний, широкого кругозора и понимание социальных взаимодействий. Предлагаю разобрать реальные задания части 2, встретившиеся на ЕГЭ 2016 года.

    Часть 2 ЕГЭ по обществознанию

    Сразу выделим несколько блоков «трудностей», связанных с их решением на ЕГЭ:

    1. Недостаток времени (значительный объем письменной части, необходимость выписывать ее в черновик, а, затем, аккуратно переносить записи в чистовик — бланки ответов 2);
    2. Недостаточное знание теории основных обществоведческих
    3. Неумение применить эти знания на практике, приводя примеры из социальной практики и из собственной жизни;
    4. Недостаточное понимание того, как правильно, и в «выгодном» для себя свете оформить ответ, который будет проверять субъективно настроенный человек —

    Отметим к тому же, что именно эти задания принесут Вам на ЕГЭ около половины от всех возможных баллов, которые можно набрать на экзамене — 27 из 62, согласно критериям оценки в

    Реальные задания и ответы части 2 ЕГЭ по обеществознанию 2016

    Предлагаю посмотреть, как была выполнена работа части 2 одним из выпускников на ЕГЭ 2016 года, а затем проанализировать ее. Для начала посмотрим на заполненные бланки ответов 2:

    А теперь посмотрим на тексты заданий и на разбалловку, полученную выпускником за выполнение заданий части 2:

    Текст (задания 21-24)

    Гарантии законности и правопорядка

    В правовом государстве существует целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры. принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные, политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

    К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует свое поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке.

    Политическими гарантиями законности и правопорядка являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах своего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства.

    К юридическим гарантиям относится деятельность государственных органов и учреждений, специально направленная на предотвращение и пресечение нарушений законности и правопорядка. Ее осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с правонарушениями формируют законодательные органы, издавая соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную же работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы. При наличии достаточно прочных экономических и политических гарантий правоохранительная деятельность государства эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивость правопорядка.

    Нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующее на основе законов, в условиях стабильного правопорядка.

    Законность и правопорядок в обществе обеспечиваются всей системой гарантий, которые органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и дополняют друг друга.

    1. 2 балла из 2 возможных.
    1. 2 балла из 2 возможных.

    Какая система, по мнению автора, является основой нормального экономического развития общества? Как в тексте объясняется то, что субъекты экономической деятельности заинтересованы в обеспечении законности и правопорядка? Проиллюстрируйте такую заинтересованность примером.

    1. 1 балл из 3 возможных.

    Какие ветви власти примеры

    1. 1 балл из 3 возможных.

    1. 2 балла из 3 возможных.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»?
    Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
    одно предложение, содержащее информацию о видах социальных групп, и одно предложение, содержащее информацию о любой из функций социальных групп.

    1. 3 балла из 3 возможных.

    Назовите и проиллюстрируйте (конкретными) примерами три вида несовершенной конкуренции.

    1. 3 балла из 3 возможных.

    Молодого человека в возрасте 16 лет принимают на работу на следующих условиях: без медицинского освидетельствования, рабочий день с 16 до 23 часов, отпуск только после 6 месяцев работы, и кроме этого оплата почасовая. Нужно найти нарушения, допущенные работодателем, и пояснить их.

    1. 3 балла из 3 возможных.

    План по теме «Деятельность как форма взаимодействия человека с окружающим миром».

    29.3 3 балла из 5 : 1(1) 1(2) 1(2)

    «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам» (Н.А. Добролюбов).

    Анализ выполнения заданий части 2

    Не станем комментировать и подробно останавливаться на тех заданиях, где были выставлены максимально возможные баллы. В форме совместного анализа выпускника и эксперта ЕГЭ Коцарь Евгения Сергеевича проанализируем те моменты, за которые выпускник мог не получить максимальный балл:

    23. 1 балл из 3

    Какие ветви власти известны Вам из курса обществознания? Назовите их и приведите примеры их деятельности по обеспечению законности и правопорядка.

    Комментарии выпускника:

    • в условии не было сказано о том, что примеры должны быть конкретные .
      Кроме того, в Методических Рекомендациях для экспертов по Обществознанию на стр. 18 сказано:

    «Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации . В ответах допускается различная степень конкретизации , и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.»

    • Подозреваю, что поставили только один балл из трех за то, что конкретным им показался только 3й пример, а первые два сочли за то, что в критериях из Демоверсии называется «Приведены рассуждения общего типа».

    Допустим, второй пример действительно похож на «общие рассуждения». Но чем 1й пример плох? По сути там сказано о разработке законопроекта, регулирующего сферу экономических отношений, и указана суть этого законопроекта

    • Возможно, они хотели бы видеть в каждом примере ссылку на какой-либо гос. орган, т.е. чтобы в каждом примере был указан субъект этой деятельности. Например, в 3м у меня сказано про суд, а в первых двух никакого такого субъекта нет. Но насколько я помню, в условии ничего не сказано было про органы власти – нужно было именно написать про ветви власти. Если же там все-таки было не про ветви, а про что-то более конкретное, то тогда, наверное, сняли справедливо

    И все же, думаю, можно попробовать отапеллировать 1 балл за первый пример.

    Комментарий эксперта:

    Второй аргумент точно не зачтут, «осуществление мер… (?каких???)»

    Согласен, что скорее всего зачли 3й пример (больше конкретики), но также что можно бороться за 1й (формулировка задания не предусматривала конкретизации, функции законодательной власти не искажены). Абсолютно верно приводите выдержку из Методических рекомендаций.

    1. 1 балл из 3

    Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения того, что режим законности и стабильного правопорядка способствует обеспечению нормальной жизнедеятельности общества.

    Комментарий выпускника:

    В данном случае вообще не понимаю, из каких соображений только один балл из трех. Если посмотреть на ответ к заданию 24 из то какой-то конкретики там вроде бы и не требуется. Разве что у меня, может быть, написано более развернуто и более трудно для понимания с первого прочтения. Кроме того, достаточно активно используются различные термины из курса.

    1 балл подразумевает, что эксперты приняли только одно объяснение из трех. Но на мой взгляд, здесь все три объяснения по характеру фактически одинаковы. То есть, если предположить, что есть какой-то изъян в одном из объяснений, то такой же изъян должен быть и в остальных. В таком случае здесь нужно было ставить либо 0, либо все 3 балла. Но я не вижу здесь никаких проблем в объяснения, поэтому больше склоняюсь к 3 баллам.

    С ростом продолжительности школьного обучения и более поздним началом трудовой деятельности в связи с отсутствием работы до и после получения профессионального образования пребывание детей в родительском доме затягивается. Одновременно они дольше остаются в финансовой зависимости от родителей. Из-за этого процесс отделения от семьи может затрудниться настолько, что станет вообще невозможным. В большинстве случаев родители допускают самостоятельность детей лишь в той степени, в какой она соответствует экономической независимости последних.

    Отношение к семье в ходе взросления меняется. Молодые люди используют свои новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями. В процессе социализации группа ровесников в определённой степени замещает родителей. Группа меньше влияет на личность как целое, но формирует отдельные стороны её поведения. Эмоциональные связи с родителями становятся слабее. Подростки чаще проводят вечера вне дома, реже находятся со взрослыми. Стремление молодых к самостоятельности сталкивается с осознанием взрослыми своей ответственности. Напряжённые отношения между родителями и детьми связаны не только с расхождением между представлениями молодых и опытом взрослых, но и с изменившимися экономическими условиями и технологическим прогрессом, перед лицом которых родители нередко чувствуют себя неуверенными.

    Несмотря на уменьшение влияния семьи, в период взросления она остается важнейшей группой. Молодые люди могут в значительной степени рассчитывать на помощь родителей. Родители способствуют тому, дети имели возможность учиться или устроиться на работу. Во второй половине прошлого века началась радикальная критика старых методов воспитания. Сейчас уже практически никто не признаёт старых методов воспитания, хотя они ещё и применяются, естественно, в значительно меньших масштабах. Родители в отношении своих детей стараются проявлять понимание, относиться к ним как к равным, принимать совместные решения, идти на компромиссы.

    (Х. Ремшмидт)

    С2 Приведите две причины, которые, по мнению автора, ведут к сохранению экономической зависимости уже повзрослевших детей от родителей. К каким последствиям ведёт такая ситуация? (укажите любые два последствия).

    С3 Какому типу семьи присущ характер отношений родителей и детей, сложившийся во второй половине прошлого века? Какой признак этой семьи отмечен автором? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два признака, присущие такому типу семьи.

    С4 Автор показывает, как меняет своё поведение и отношение к повзрослевшим детям родители. А как должны, на Ваш взгляд, вести себя повзрослевшие дети для сохранения взаимопонимания с родителями? Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите четыре характерные черты такого поведения.

    Ответы на текст д/з от 10.11

    С1

    БАЛЛЫ
    элементы : 1)две характеристики по тексту (ответ на первый вопрос):глава государства; гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2)ответ на второй вопрос , например: обеспечение конституционного порядка, устойчивости власти. Ответы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках .
    Приведены две характеристики, и дан ответ на второй вопрос
    Приведены только две характеристики ИЛИ Приведена одна характеристики, и дан ответ на второй вопрос
    Приведена только одна характеристика. ИЛИ Дан только ответ на второй вопрос. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл

    С2

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В правильном ответе должны содержаться следующие элементы : 1)ответ на вопрос : определение основных направлений внутренней и внешней политики государства; 2) пример , допустим: Президент РФ в телеинтервью по итогам зарубежного визита раскрыл основные направления развития отношений с государствами, которые он посетил. (Может быть приведён другой пример).
    Дан правильный ответ на вопрос, и приведён пример
    Дан только правильный ответ на вопрос. ИЛИ Только приведён пример
    Ответ неправильный
    Максимальный балл

    С3

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В правильном ответе должны содержаться следующие элементы : 1)объяснение , например: право определенных законом должностных лиц и органов власти ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение парламента; (Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.) 2) другие субъекты , например: - Совет Федерации; - члены Совета Федерации; - депутаты Государственной думы; - Правительство РФ; - законодательные (представительные) органы субъектов РФ; - Конституционный Суд РФ и др. (Могут быть названы другие субъекты, обладающие правом законодательной инициативы).
    Дано объяснение, названы четыре субъекта
    Дано объяснение, названы два-три субъекта
    Дано объяснение, назван один субъект. ИЛИ названы только три-четыре субъекта.
    Дано только объяснение. ИЛИ Названы только один-три субъекта. ИЛИ
    Максимальный балл

    С4

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    Могут быть приведены такие аргументы: 1) Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики; 2) Президент РФ играет ключевую роль в определении структуры и формировании состава Правительства РФ; 3) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; 4) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ. Могут быть приведены другие аргументы
    Приведены три аргумента
    Приведены два аргумента
    Приведен один аргумент
    Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл

    д/з от 10.11

    Статус Президента РФ, его роль и место в системе государственных органов определяются тем, что согласно Конституции Президент РФ – глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу своего конституционного статуса Президент РФ обеспечивает конституционный порядок, устойчивость власти. В этих целях в рамках конституционных полномочий он принимает меры по обеспечению и защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

    Президент РФ представляет государство в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Он принимает меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; осуществляет также и другие функции главы государства.

    Конституция РФ, закрепляя систему органов государственной власти, ставит президента РФ на первое место, наделяя его для реализации указанных конституционных функций широким кругом полномочий, которые он применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Конституция РФ не предусматривает политической ответственности Президента РФ перед федеральным парламентом за проводимую им политику, его действия, совершаемые в рамках конституционных полномочий. Вместе с тем она не исключает возможность привлечения Президента РФ к юридической ответственности, которая наступает в порядке сложной процедуры отрешения от должности в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления.

    Особая роль Президента РФ в системе органов государственной власти обусловлена также тем, что он наделён конституционными полномочиями, обеспечивающими его участие в формировании исполнительной власти, а также органов судебной власти.

    Кроме того, особая роль Президента в системе органов государственной власти проявляется также и в том, что именно Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики Российского государства, основываясь на которых государственные органы строят свою работу.

    Президент РФ – непременный участник законодательного процесса, без его подписи ни один федеральный закон не может вступить в силу. Он обладает и правом законодательной инициативы, и правом вето.

    Не являясь согласно Конституции РФ главой исполнительной власти юридически, Президент РФ тем не менее занимает по отношению к системе исполнительной власти определяющее положение и обладает в этой сфере таким объёмом полномочий, что многие учёные склонны рассматривать его в качестве фактического главы государственной власти.

    (В.И. Фадеев)

    С 1 Каков конституционный статус Президента РФ? (приведите две характеристики по тексту.) Какую задачу выполняет Президент в силу его конституционного статуса?

    С 2 Президент РФ ежегодно выступает с посланиями к Федеральному Собранию РФ. Какое своё полномочие, таким образом, реализует Президент? Приведите любой пример, иллюстрирующий это полномочие.

    С 3 Президент РФ обладает правом законодательной инициативы. Используя обществоведческие знания, объясните, что такое право законодательной инициативы. Назовите других четырёх субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в РФ.

    С4 Автор пишет, что «не являясь согласно Конституции РФ главой исполнительной власти юридически, Президент РФ занимает по отношению к системе исполнительной власти определяющее положение». Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, подтвердите тремя аргументами это утверждение.

    Ответы к заданию от 24.10

    C1

    С2

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) проблема - отягощение процедуры рядом правил: 2) проявления проблемы: исковые требования и жалобы принимаются: - только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни»; - после личной консультации с судьей; - при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность; 3) роль Федеральных законов: только они могут вносить процессуальные ограничения. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
    Правильно названы проблема и два её проявления, раскрыта роль
    Правильно названы проблема и одно её проявление, раскрыта роль. ИЛИ Правильно названы проблема и одно-два её проявления. ИЛИ Правильно названа проблема, раскрыта роль
    Правильно названа только проблема. ИЛИ Проблема не названа (названа неправильно) независимо от наличия других элементов. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл

    С3

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В правильном ответе могут быть названы следующие условия: 1) возможность беспрепятственно добраться до здания суда (например, бесплатное социальное такси); 2) организовать пространство внутри здания таким образом, чтобы перемещение по нему было максимально удобным (пандусы, специальные подъёмники, расширение дверных проёмов и др.); 3) обеспечение возможности комфортного отдыха, ожидания и при необходимости медицинской помощи. Могут быть названы другие условия
    Правильно названы три условия
    Правильно названы два условия
    Правильно названо одно условие
    Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл

    С4 Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения)

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    Могут быть приведены следующие пояснения: 1) информационная доступность позволяет гражданину оперативно обращаться в суд за защитой нарушенного права; 2) открытость судебных заседаний позволяет организациям гражданского общества, СМИ, всем заинтересованным лицам осуществлять контроль за деятельностью суда, что объективно повышает ответственность судей за принимаемые решения; 3) открытость судебных заседаний позволяет более активно привлекать граждан к участию в судебном процессе. Могут быть приведены другие пояснения
    Правильно приведены три пояснения
    Правильно приведены два пояснения
    Правильно приведено одно пояснение
    Ответ неправильный
    Максимальный балл

    Д/з от 24.10.

    Главный элемент конституционного права на судебную защиту - право каждого беспрепятственно обратиться в суд и участвовать в разбирательстве лично либо посредством представителя. Реализация этого права начинается с обеспечения информационной доступности суда. Каждый должен иметь возможность узнать, как, куда и по какому вопросу обратиться, где и когда рассматривается его дело и т.п. Вроде бы чего проще. Однако к Уполномоченному по правам человека продолжают поступать многочисленные жалобы на неисполнение этого элементарного требования закона и здравого смысла. К наиболее серьёзным последствиям приводит отказ в выдаче или направлении по почте копий судебных постановлений, что не позволяет их обжаловать в вышестоящих судебных инстанциях...

    Процедура подачи исковых требований и жалоб также отягощена рядом правил, объективно ограничивающих доступ к правосудию. Так, в частности, исковые требования и жалобы принимаются только в произвольно устанавливаемые «приёмные дни», или после личной консультации с судьей, или при предъявлении и проверке не предусмотренных законом документов, в том числе удостоверяющих личность. Бытует мнение, что, вводя жёсткие, а порой и откровенно избыточные правила приёма заявлений и жалоб, суды сознательно облегчают себе работу. Другое, прямо противоположное мнение сводится к тому, что любая процедура немыслима без строгих правил, а тот, кому действительно нужно подать жалобу, эти правила выполнит. Со своей стороны, Уполномоченный хотел бы напомнить, что ограничения такого рода возможны лишь в форме федеральных законов, в данном случае соответствующих процессуальных кодексов.

    Важной гарантией доступа к правосудию является создание условий для беспрепятственного посещения зданий судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, в большинстве государственных учреждений такие условия отсутствуют. Причём не всегда по причине нехватки средств - просто потому, что об этом никто не подумал. Распространённым способом ограничения доступа к правосудию остаётся практика незаконных отказов в возбуждении уголовного дела. По-прежнему имеются проблемы, касающиеся обеспечения открытости судебных заседаний. Особенно серьёзные нарушения связаны с оглашением итоговых судебных решений за «закрытыми дверями».

    C1 О каком конституционном праве граждан идёт речь в тексте? Какое условие реализации этого права рассматривает автор?

    С2 Какую проблему процедуры приёма жалоб поднял автор? Назовите любые два проявления этой проблемы, упомянутые в тексте. Какова роль федеральных законов в решении этой проблемы?

    С3 Автор пишет о необходимости создания специальных условий для беспрепятственного посещения судов лицами с ограниченными возможностями здоровья. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые три таких условия.

    С4 Используя обществоведческие знания, поясните, как информационная доступность суда и открытость судебных заседаний могут гарантировать соблюдение прав граждан (приведите три пояснения).

    Ответы к д\з. от 17 .10.2016

    С1

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В ответе должны быть приведены следующие элементы : 1) ответ на вопрос: привлекательность той или иной работы определяется размером денежного вознаграждения; 2) формулировка и обоснование собственного мнения , например: - да, я согласен, так как, по-моему, деньги играют самую важную роль в жизни человека, они позволяют вести такой образ жизни, который хочется; - я думаю, что не только размер денежного вознаграждения определяет привлекательность профессии, но и её общественная полезность, социальная значимость и т. п.
    Дан ответ, собственное мнение сформулировано и обосновано.
    Дан ответ, собственное мнение сформулировано. ИЛИ дан ответ, мнение чётко не сформулировано, но рассуждение выпускника позволяет сделать вывод о том, что он понимает смысл рассматриваемой проблемы.
    Дан ответ. ИЛИ Сформулировано собственное мнение. ИЛИ Приведено рассуждение общего характера. ИЛИ Ответ неправильный
    Максимальный балл

    С3 Опираясь на текст и привлекая личный социальный опыт, раскройте смысл выражения «полная идентификация с ролью и статусом». Укажите одно из возможных отрицательных последствий подобного восприятия роли и статуса. Приведите пример, иллюстрирующий это последствие.

    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    позиции: 1) смысл выражения: в этом случае человек отождествляет себя, свое Я, с теми стереотипами действия и восприятия, которые приписаны его общественной позиции; 2) отрицательное последствие, допустим: человек становится менее гибким и невосприимчивым к требованиям других своих ролей и статусов, что способствует ухудшению отношений с другими людьми; 3) пример: если офицер начинает командовать всеми и всегда, а не только своими подчинёнными, его партнеры по общению (друзья, члены семьи), скорее всего, не будут в восторге от такого поведения. Может быть указано другое отрицательное последствие и приведён иной соответствующий пример.
    Раскрыт смысл выражения, указано отрицательное последствие, приведен пример.
    Раскрыт смысл выражения, и указано отрицательное последствие. ИЛИ Раскрыт смысл выражения, и приведён пример. ИЛИ Указано отрицательное последствие, и приведён пример
    Раскрыт смысл выражения. ИЛИ Указано отрицательное последствие. ИЛИ Приведён пример
    Ответ неправильный.
    Максимальный балл
    Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) БАЛЛЫ
    В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) ответ на вопрос: если человек может в той или иной степени дистанцироваться от роли, которую играет в какой-либо организации, то это, по мнению авторов, является проявлением социальной компетентности человека и его общественной зрелости (социализированное); 2) два примера : - студенты старших курсов педагогических вузов начинают преподавать в школе, дистанцируясь от социальной роли пока основного для них статуса - студент. Ведя уроки, г проверяя тетради и т. п., они начинают уяснять права и обязанности, вытекающие из нового для них статуса; - известный политический лидер при общении со своими близкими школьными друзьями ведёт себя не как «публичный человек», а как «частное лицо». Могут быть приведены другие уместные примеры
    Дан ответ, и приведены два примера
    Дан ответ, и приведён один пример. ИЛИ Ответ дан в неявном виде, но качество приведённых (двух) примеров свидетельствует о том, что выпускник уяснил смысл задания.
    Дан ответ. ИЛИ Ответ дан в неявном виде, но качество приведённого примера свидетельствует о том, что выпускник уяснил смысл задания.
    Ответ неправильный
    Максимальный балл

    Д\з. от 17 .10.2016

    Социальная роль - это модель поведения субъекта в соответствии с его статусом, или совокупность поведенческих стереотипов, обеспечивающих выполнение статусных прав и обязанностей. Вместе с тем социальная роль - это нормативно одобренный, социально устойчивый образец поведения (включая действия, мысли, чувства), воспроизводимый индивидом в зависимости от социального статуса или позиции в обществе.

    Общество или социальную группу можно представить как некий набор специальных позиций - «мест», статусов социальной системы (инженер, учёный, муж, школьник, солдат и т. д.), в рамках которой человек реализует предписываемую функцию. Следовательно, социальная роль характеризует динамическую сторону статуса и относится к сфере социального взаимодействия субъектов. Роль и статус могут восприниматься субъектом по-разному. Иногда у человека происходит полная идентификация с ролью и статусом, он буквально отождествляет себя, свое Я, с теми стереотипами действия и восприятия, которые приписаны его общественной позиции...

    Напротив, социальная компетентность человека и его общественная зрелость (социализированность) проявляются в том, что он обычно в той или иной степени дистанцируется от роли, которую играет в какой-либо организации...

    Сложившаяся в современном обществе сложная ролевая и статусная диспозиция делает важной проблему социального различения... Статус субъекта оценивается в современной России довольно своеобразно: в первую очередь учитываются знаки принадлежности к власти, демонстрация уровня благосостояния (материальных «возможностей»), наличие «патронажа» и связанных с ним возможностей использования ресурсов. В связи с этим меняются оценки социального престижа разных" видов деятельности, когда физически или этически «грязная» работа считается более привлекательной при условии значительного денежного, вознаграждения.

    (Ю.Г. Волков, В.Е. Давидович, А.В. Лубский и др.)

    С1 Опираясь на приведённые в тексте определения понятия «социальная роль», укажите два смысла (значения), в которых употребляется это понятие.

    С3 Опираясь на текст и привлекая личный социальный опыт, раскройте смысл выражения «полная идентификация с ролью и статусом»кажите одно из возможных отрицательных последствий подобного восприятия роли и статуса/Приведите пример, иллюстрирующий это последствие.


    Похожая информация.