Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Как делится территория. Административно-территориальное устройство россии. Особенности современного административно-территориального деления России

    Как делится территория. Административно-территориальное устройство россии. Особенности современного административно-территориального деления России
    Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)


    Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ - губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня.

    Основной смысл этого один - убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.

    Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.

    Таким образом, области, края и республики будут "упакованы" в субъекты РФ более высокого - первого - уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий.

    Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма.

    Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:

    1. Субъекты федерации первого уровня:

    Губернии,
    - города федерального значения,
    - особые федеральные территории*.

    2. Субъекты федерации второго уровня:

    Республики,
    - края,
    - области,
    - агломерационные области**.

    * Особая федеральная территория – новый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования .

    ** Агломерационная область – новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.

    Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной, но с сохранением определенного уровня федерализма, с сохранением определенной самостоятельности ее субъектов.

    Однако

    Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу - снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов - мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии. И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.

    Его нивелирование - тема отдельного большого разговора. Основной залог единства - экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:

    1. Северная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

    Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)
    Вологодская область
    Республика Коми
    Мурманская область
    Республика Карелия

    2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население - 6,2 млн. чел. - агломерация, включая часть Ленинградской области)

    3. Северо-Западная губерния (население - 2,1 млн. чел.)

    Ленинградская область (часть)
    Псковская область
    Новгородская область

    4. Балтийская губерния (население - 1 млн. чел.)

    Калининградская область

    5. Город федерального значения Москва* (население - 19,8 млн. чел.)

    Москва
    Московская область

    6. Западная губерния (население - 3,2 млн. чел.)

    Калужская область
    Смоленская область
    Брянская область

    7. Рязанско-Тульская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

    Рязанская область
    Тульская область

    8. Юго-западная губерния (население - 4,5 млн. чел.)

    Воронежская область
    Тамбовская область
    Липецкая область

    9. Центральная губерния (население - 5,6 млн. чел.)

    Тверская область
    Владимирская область
    Ивановская область
    Ярославская область
    Костромская область

    10. Лесо-степная губерния (население - 4,7 млн. чел.)

    Республика Мордовия
    Пензенская область
    Саратовская область

    11. Центрально-черноземная губерния (население - 3,4 млн. чел.)

    Орловская область
    Курская область
    Белгородская область

    12. Средневолжская губерния (население - 5,2 млн. чел.)

    Нижегородская область
    Чувашская республика
    Республика Марий-Эл

    13. Поволжская губерния (население - 8,4 млн. чел.)

    Республика Татарстан
    Самарская область
    Ульяновская область

    14. Нижневолжская губерния (население - 3,5 млн. чел.)

    Волгоградская область
    Астраханская область

    15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население - 2,3 млн. чел.)

    Севастополь
    Республика Крым

    17. Южная губерния (население - 15,4 млн. чел.)

    Ростовская область
    Краснодарский край
    Ставропольский край
    Республика Адыгея
    Карачаево-Черкесская республика
    Кабардино-Балкарская республика
    Республика Северная Осетия - Алания
    Республика Калмыкия

    18. Кавказская губерния (население - 5 млн. чел.)

    Республика Ингушетия
    Чеченская Республика
    Республика Дагестан

    19. Южно-Уральская губерния (население - 10,4 млн. чел.)

    Республика Башкортостан
    Оренбургская область
    Челябинская область
    Курганская область

    20. Приуральская губерния (население - 5,5 млн. чел.)

    Пермский край
    Удмуртская республика
    Кировская область

    21. Уральская губерния (население - 4,3 млн. чел.)

    Свердловская область

    22. Западно-Сибирская губерния (население - 5,8 млн. чел.)

    Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)

    23. Сибирская губерния (население - 2 млн. чел.)

    Омская область

    24. Южно-Сибирская губерния (население - 6,6 млн. чел.)

    Новосибирская область
    Кемеровская область
    Томская область

    25. Алтайская губерния (население - 2,6 млн. чел.)

    Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)

    26. Красноярская губерния (население - 3,7 млн. чел.)

    Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)
    Республика Тыва

    27. Восточно-Сибирская губерния (население - 2,4 млн. чел.)

    Иркутская область

    28. Забайкальская губерния (население - 2,1 млн. чел.)

    Республика Бурятия
    Забайкальский край

    29. Дальневосточная губерния (население - 4,2 млн. чел.)

    Хабаровский край
    Биробиджанская область***
    Амурская область
    Республика Саха (Якутия)
    Магаданская область
    Камчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)
    Сахалинская область

    30. Приморская губерния (население - 1,9 млн. чел.)

    Приморский край

    В рамках возможной будущей конституционной реформы

    * Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области - к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым - к городу федерального значения Севастополь.

    ** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:

    - Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),
    - Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),
    - Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),
    - Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),
    - Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).

    *** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.

    Под административно-территориальным устройством субъектов Российской Федерации следует понимать научно обоснованное разделение территории субъекта Российской Федерации на определенные части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которыми строится (организуется) местное самоуправление.
    С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года изменился субъектный состав Российской Федерации, что привело, в свою очередь, к видоизменению субъектного состава административно-территориальных образований. Административно-территориальными образованиями (единицами) больше не являются края и области, которые, как и республики в составе Российской Федерации, города федерального значения, автономная область, автономные округа провозглашены субъектами Российской Федерации, что привело к видоизменению самого субъектного состава внутри, их видов, порядка образования и правового регулирования.
    В настоящее время правовое регулирование порядка образования, их упразднения, реорганизации отнесено к ведению субъектов Российской Федерации. Собственно нормативными актами субъектов Российской Федерации, регулирующими административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации, являются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации. На территории отдельных субъектов Российской Федерации действуют принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации законы об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта Российской Федерации.
    В конституциях республик, в уставах других субъектов Российской Федерации закрепляются, прежде всего принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. В наиболее общем виде такими принципами являются:
    1) самостоятельность, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения;
    2) обеспечение целостности территории субъекта Российской Федерации;
    3) обеспечение исторически сложившейся системы расселения населения, тенденция ее развития;
    4) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
    5) содействие рациональному использованию природных и материальных ресурсов, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
    В конституциях республик в составе Российской Федерации, в уставах других субъектов Российской Федерации устанавливается, что в состав субъекта Российской Федерации непосредственно входят - города, соответственно, республиканского, краевого, областного, автономной области, автономных округов значения, а также районы. Такие города и районы принято называть базовыми административно-территориальными образованиями (единицами) субъекта Российской Федерации.
    Так, в статье 52 Устава Самарской области установлено, что в состав Самарской области непосредственно входят следующие административнотерриториальные единицы Самарской области:
    города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуй- бышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск;
    районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Бога- товский, Большеглушицкий, Большечерниговский, Борский, Волжский, Елховский, Исаклинский, Камышлинский, Кинельский, Ки- нель-Черкасский, Клявлинский, Кошкинский, Красноармейский, Красноярский, Нефтегорский, Пестравский, Похвистневский, Приволжский, Сергиевский, Ставропольский, Сызранский, Хворостянский, Челно-Вер- шинский, Шенталинский, Шигонский.
    В отличие от административно-территориального устройства Самарской области, в статье 92 Конституции Республики Коми установлено, что административно-территориальными единицами Республики являются города с подчиненными им территориями; к числу административно-территориальных единиц отнесены также и районы в городе.
    Что характеризует город и район как административно-территориальные единицы?
    Города играют исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Они являются местом сосредоточения больших промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных, научных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством, обширной территорией и многочисленным населением обусловило необходимость деление их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы. В городе Самаре такими внутригородскими районами являются: Куйбышевский, Самарский, Ленинский, Октябрьский, Железнодорожный, Советский, Промышленный, Красноглинский. Территория города Тольятти включает в себя три внутригородские района.
    Район - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономных округов. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные предприятия, небольшие промышленные предприятия главным образом по переработке сельскохозяйственной продукции, культурно-бытовые предприятия и др. В свою очередь, территория районов подразделяется на более мелкие административно-территориальные единицы, которые образуют первичное звено административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Такими административно-территориальными единицами (образованиями) являются сельские населенные пункты: поселки, села, деревни, хутора, кишлаки, аулы и другие сельские населенные пункты.
    Промежуточным звеном административно-территориальное устройство района, между районом и сельскими населенными пунктами, является сельское поселение, которое представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, административный центр которого определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в которого в соответствии законами субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования. «Сельское поселение» как промежуточное звено административно-территориального устройства сельского района в каждом субъекте Российской Федерации получает свое наименование.
    Решения по вопросам образования, объединения, упразднения районов на территории субъекта Российской Федерации принимают органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Образование упразднение, установление границ первичных административно-территориальных единиц осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления базовых административно-территориальных единиц, в состав которых соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

    Контрольные вопросы и задания

    1. В каких условиях и на каких правовых основах создавалась РСФСР до образования Союза ССР, и каковы особенности ее государственно-правового статуса?
    2. Каков государственно-правовой статус РСФСР, как союзной республики, в составе Союза ССР?
    3. Почему автономию определяют как государственно-правовую форму политического устройства наций в России? Каковы ее принципы и формы?
    4. Определите виды автономных образований и особенности их правового статуса по Конституции РСФСР 1978 г.
    5. Каковы государственно-правовые признаки Российской Федерации как суверенного государства по Конституции 1993 года? Каково значение государственных символов Российской Федерации?
    6. Сформулируйте понятие компетенции Российской Федерации и определите предметы исключительного ведения Российской Федерации, особенности предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
    7. На каких принципах строятся отношения Российской Федерации и СНГ?
    8. Чем характеризуется государственно-правовой статус республики в составе Российской Федерации и каково отличие от государственно-правового статуса края, области в составе Российской Федерации?
    9. Покажите особенности государственно-правового статуса автономных образований в составе Российской Федерации.
    10. Каково содержание компетенции субъектов Российской Федерации, и какие совместные полномочия субъектов Российской Федерации с Российской Федерацией?
    11. Систематизируйте исключительные полномочия субъектов Российской Федерации, и покажите особенности их закрепления (на примере содержания главы IV Устава (основного закона) Самарской области).
    12. Для каких целей проводится административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации, каковы принципы административно-территориального деления виды административно-территориальных единиц?
    13. Постройте систему административно-территориального деления Самарской области.
    14. Что такое национально-культурная автономия в Российской Федерации, каковы ее принципы и организационные формы реализации?

    Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

    Тема: Географическое положение России

    Урок: Административно-территориальное устройство России

    С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

    Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

    Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

    Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

    · Обеспечение территориальной целостности страны

    · Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

    · Территориальная организация общегосударственных служб

    · Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

    · Освоение новых районов

    · Сбор налогов

    Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

    Рис. 1. Типы государственного устройства

    Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

    Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

    Рис. 2. Камчатский Край

    с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

    Рис. 3. Красноярский Край

    Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

    13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

    Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

    таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

    Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

    Домашнее задание

    1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
    2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
    1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
    2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
    3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

    Задачники

    • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

    Другие уроки на эту тему

    • Административно-территориальное деление России ().

    [Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

    [Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

    [Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

    [Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году

    Стабильность территориально-административного устройства - это важнейший признак успешного развития государства как в целом, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности. Устойчивость государственной структуры зависит от ее оптимального формирования, которое происходит по ряду критериев: историческому, национальному, географическому, религиозному, экономическому и прочим. В связи с активным развитием капиталистических взаимоотношений на территории бывшего СССР поиск наиболее эффективного устройства РФ является актуальным вопросом и имеет свои особенности.

    Особенности становления Российской Федерации

    История формирования территориального устройства России отличается от других стран. РФ, следуя из названия, является федерацией. В большинстве случаев формирование федеративного государства происходило путем объединения двух и более ранее независимых субъектов. Путь становления государственности РФ был иной, поскольку Российская Федерация образовалась не объедением, а созданием в составе страны автономных образований.

    В результате основополагающим документом формы административно-территориального устройства является не договор, а Конституция. Данный процесс был длительным и имеет прямое влияние на современную ситуацию.

    История формирования структуры государственного управления

    Вопрос территориально-административного устройства России имеет глубокие корни. В Киевской Руси земли удельных князей делились на волости, которые являлись сельскими уделами с элементами самоуправления. В начале XIII века появляются уезды, которые были объедением волостей. В Российской империи уезды объединяют в губернии и генерал-губернаторства.

    Данная структура Российской империи стала основой для территориально-административного устройства СССР. Особенностью иерархии административного деления Советского Союза было пять уровней (для большинства стран характерно три уровня или в редких случаях - четыре), в результате сложность структуры приводила к конфликтам между различными государственными аппаратами. Данный факт считается одной из причин распада Советского Союза. Отметим, что подобная иерархия уровней в СССР сильно повлияла на формирование административного устройства России.

    Современная иерархия государственных структур Российской Федерации

    В результате распада СССР произошло изменение статуса большинства административных образований. Данный процесс был отображен в Конституции, что сформировало сегодняшнюю карту территориально-административного устройства России.

    Структура административного деления Российской Федерации

    В административно-территориальную структуру России входят 88 субъектов. Данные образования имеют одинаковый правовой статус, при этом они отличаются по численности населения, величине территории и экономическому уровню развития. Административная структура РФ имеет наибольшее число субъектов в мире и является избыточной и несбалансированной.

    Обязанности и права субъектов РФ

    Субъекты Российской Федерации не имеют права заключать международные соглашения. Двусторонние и многосторонние договора федерального руководства и региональных субъектов распределяют между ними полномочия. Равенство всех субъектов РФ обеспечивается:

    • территориально-административным устройством России с закрепленными границами, пересмотр которых невозможен без взаимного согласия на федеральном и региональном уровне;
    • субъекты имеют свой высший закон;
    • наличие законодательного органа у каждого субъекта РФ и возможность ведения законодательной деятельности при условии, что данные законы не противоречат Конституции и распространяются только на территории данного субъекта;
    • система исполнительной и судебной власти;
    • наличие государственной символики.

    Общий список прав и обязанностей субъектов определяет взаимоотношения как с центральными органами власти, так и с прочими регионами страны.

    Тенденции развития устройства России

    Процессы современной мировой экономики показывают необходимость тесных взаимосвязей между субъектами на региональном и федеральных уровнях. Особенно данный вопрос актуален при решении задач по объектам совместного владения. Для преодоления этих проблем были сформированы экономические зоны, которые учитывают особенности административно-территориальных единиц.

    Деятельность экономических зон обуславливается производственным потенциалом регионов, природными, трудовыми ресурсами и прочими особенностями. Деятельность экономических зон направлена на решение следующих задач:

    • создание необходимого уровня самодостаточности;
    • решение проблем региона;
    • создание местных рынков сбыта;
    • координация развития субъекта;
    • представительство на федеральном уровне.

    Однако создание экономических зон не решает всех проблем территориально-административного устройства России. К данным проблемам в первую очередь относятся не проработанность законодательной базы и отсутствие эффективной координации деятельности на федеральном и региональном уровнях.

    Создание федеральных округов

    С целью повышения координации деятельности государственных структур всех уровней в мае 2000 г. было сформировано семь федеральных округов, которые не являются территориальными субъектами страны и не отменяют деление на экономические районы. Также федеральные округа не влияют на административное устройство России, но нацелены на поддержание государственной иерархии власти. Необходимость подобных мер обусловлена несбалансированностью административной иерархии и ее громоздкостью.

    Процедура укрупнения субъектов необходима, но данный процесс очень сложный и способен вызвать ряд национальных, религиозных и социальных конфликтов. Проблемы усложняются проведением муниципальных реформ.

    Местное самоуправление в России

    Одной из основных проблем изменения формы административно-территориального устройства страны является соотношение структур федерального управления и муниципального самоуправления. Система местного управления на территории России была реализована только в 90-е гг. Соответственно, в процессе реформ возник ряд проблем (отсутствие нормативной базы, экономическая зависимость местных органов власти и прочее). Неоконченная реформа местного самоуправления не дает возможности проведения территориально-административной реорганизации на межрегиональном и федеральном уровнях.

    Причины возникновения проблем соотношения структур федерального управления и местного самоуправления

    Данные проблемы заключаются в двойственности сути административно-территориального деления любой страны:

    1. Деление территории государства с целью наиболее эффективного управления центральной властью: общегосударственные программы, оборона, взимание налогов, использование стратегических ресурсов и прочее. Данное явление было характерно для Российской империи и СССР, что в итоге стало одной из причин их краха.
    2. Деление территории государства согласно национальным, религиозным, историческим и прочим признакам. Было характерно для позднего этапа Киевской Руси, когда под угрозой внешнего врага не произошло объединение страны.

    В первом случае возникает игнорирование интересов местного населения. Во втором - интересы отдельной группы преобладают над государственными. Баланс между этими крайностями будет являться признаком эффективности территориально-административного устройства России.

    Перспективы развития территориального устройства РФ

    В наследство от СССР Россия получила громоздкую государственною структуру, необходимость реформирования которой была очевидна. Однако в условиях перехода к рыночным взаимоотношениям и создании системы местного самоуправления, процесс административной реформы не был завершен. Для решения проблем требуется укрупнение субъектов Федерации и необходимо при этом избежать ошибок, совершенных в СССР.

    Также не окончено становление системы муниципального управления, в ходе которого возникли культурные, этнические, экономические, религиозные и другие противоречия. Решение данных вопросов требует комплексного подхода: усиление федеративного центра и приобретение экономической независимости регионов.

    Административное и муниципальное деление

    В России применяется два вида территориального деления:

      административно-территориальное - для упорядоченного осуществления функций государственного управления (см. коды ОКАТО)

      муниципальное - для организации местного самоуправления (см. коды ОКТМО)

    Выделяют два основных подхода к соотношению административного и муниципального деления :

      совмещение двух видов деления - границы муниципальных районов совпадают с границами административных районов. Пример: Административно-территориальное деление Челябинской области

      юридическом разведении двух видов деления - границы административных и муниципальных единиц могут меняться независимо, в границах административного района могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Пример: Административно-территориальное деление Свердловской области

    Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

      с точки зрения муниципального деления Москва делится на

      • 146 «внутригородских территорий города федерального значения» (см. Местное самоуправление в Москве)

      административно Москва делится на:

      • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) - административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления

        • Районы (совпадают по территории с муниципальными образованиями)

    Субъекты Российской Федерации

    Основная статья: Федеративное устройство России

    Федеральные округа

    Основная статья: Федеральные округа Российской Федерации

    В настоящий момент в России 9 федеральных округов:

      Южный федеральный округ

      Сибирский федеральный округ

      Уральский федеральный округ

      Крымский федеральный округ

    Административно-территориальное деление россии

    АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ Российской Федерации в настоящее время различается по типам и уровням:

      федеральные округа

      субъекты Российской Федерации

      экономические районы

    Федеральные округа

    Федеральные округа как административно-территориальные единицы Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина № 849 от 13 мая 2000 года «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В момент их учреждения в 2000 году было создано 7 федеральных округов. Указом президента Д. А. Медведева от 19 января 2010 года из состава Южного федерального округа был выделен Северо-Кавказский федеральный округ и увеличено количество федеральных округов до восьми.

    Название округа

    Административный центр

    Кол-во субъектов РФ

    Площадь (км 2 )

    Население (на 01.01.2013)

    Центральный федеральный округ

    Южный федеральный округ

    Ростов-на-Дону

    Северо-Западный федеральный округ

    Санкт-Петербург

    Дальневосточный федеральный округ

    Хабаровск

    Сибирский федеральный округ

    Новосибирск

    Уральский федеральный округ

    Екатеринбург

    Приволжский федеральный округ

    Нижний Новгород

    Северо-Кавказский федеральный округ

    Пятигорск

    Субъекты Российской Федерации

    Современное федеративное устройство Российской Федерации закрепелено в Конституции Российской Федерации. Субъектами федерации являются:

      республики

    • города федерального значения

      автономная область

      автономные округа.

    Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.

    В настоящее время в состав Российской Федерации входят 83 субъекта, в том числе: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

    Республики Российской Федерации (21)

    Республики

    Площадь (км 2 )

    Население (2013)

    Административный центр

    Республика Адыгея

    Республика Алтай

    Горно-Алтайск

    Республика Башкортостан

    Республика Бурятия

    Республика Дагестан

    Махачкала

    Республика Ингушетия

    Кабардино-Балкарская Республика

    Республика Калмыкия

    Карачаево-Черкесская Республика

    Черкесск

    Республика Карелия

    Петрозаводск

    Республика Коми

    Сыктывкар

    Республика Марий Эл

    Йошкар-Ола

    Республика Мордовия

    Республика Саха (Якутия)

    Республика Северная Осетия – Алания

    Владикавказ

    Республика Татарстан

    Республика Тыва

    Удмуртская Республика

    Республика Хакасия

    Чеченская Республика

    Чувашская Республика

    © 2005-2017, HOCHU.UA