Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Как формируется федеральное собрание рф. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент России. Нормативные акты ФС

    Как формируется федеральное собрание рф. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент России. Нормативные акты ФС

    Вариант - 1

    1.

    1) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

    2) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

    2.

    3.

    4. Пра-ви-тель-ство РФ

    1) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны 2) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

    5.

    6.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    7.

    разделении власти

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    8.

    1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

    2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния;

    3) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет;

    4) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей.

    Черты сход-ства

    Черты раз-ли-чия

    9.

    ФАКТЫ

    ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

    А) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

    Б) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

    1) пря-мая де-мо-кра-тия

    10.

    (А) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству. (Б) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (В) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент.

    1) от-ра-жа-ют факты;

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

    11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

    1) от-ра-жа-ют факты;

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    12.

    2) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

    3) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

    4) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

    5) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

    Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

    Вариант - 2

    1.

    1) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

    3) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 4) вер-хо-вен-ство за-ко-на

    2.

    3.

    1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

    4.

    1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

    3) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

    5.

    А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

    Б. К пол-но-мо-чи-ям

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

    Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    7.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    8.

    1) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

    2) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

    Черты сход-ства

    Черты раз-ли-чия

    9.

    ПРИ-ЗНА-КИ

    ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

    УЧА-СТИЯ РФ

    Б) один граж-да-нин имеет один голос

    Д) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

    1) толь-ко вы-бо-ры

    2) толь-ко ре-фе-рен-дум

    10.

    1) от-ра-жа-ют факты

    2) вы-ра-жа-ют мне-ние

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

    (А) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (Б) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства. (В) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

    1) от-ра-жа-ют факты

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    2003 г., %

    2013 г., %

    об-ра-ще-ния к вла-стям

    об-ра-ще-ния в суд

    об-ра-ще-ния в СМИ

    уча-стие в ми-тин-гах,

    де-мон-стра-ци-ях

    уча-стие в за-ба-стов-ках,

    ак-ци-ях про-те-ста

    го-тов-ность взять-ся за

    ору-жие, пойти на

    бар-ри-ка-ды

    не участ-вую

    1) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

    2) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

    3) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

    4) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

    5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

    Вариант - 3

    1. Что яв-ля-ет-ся от-ли-чи-тель-ным при-зна-ком пра-во-во-го го-су-дар-ства?

    1) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

    2) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

    3) функ-ци-о-ни-ро-ва-ние пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

    4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

    2. Выс-шим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

    1) Пра-ви-тель-ство РФ 2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ

    3) Об-ще-ствен-ная па-ла-та 4) Кон-сти-ту-ци-он-ный Суд

    3. Президент РФ избирается сроком на:

    1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

    4. Что от-но-сит-ся к пол-но-мо-чи-ям Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

    1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ

    3) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

    5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

    А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой го-су-дар-ства.

    Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Фе-де-раль-ном Со-бра-нии РФ?

    А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние яв-ля-ет-ся пред-ста-ви-тель-ным и за-ко-но-да-тель-ным ор-га-ном РФ.

    Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ со-сто-ит из двух палат.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

    А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

    Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    8. В при-ве-ден-ном спис-ке ука-за-ны черты сход-ства по-ня-тий «го-су-дар-ство» и «пра-во-вое го-су-дар-ство» и черты от-ли-чия. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

    1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

    2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния

    3) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей

    4) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет

    Черты сход-ства

    Черты раз-ли-чия

    9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-зна-ка-ми и фор-ма-ми по-ли-ти-че-ско-го уча-стия граж-дан РФ, к ко-то-рым они от-но-сят-ся: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

    ПРИ-ЗНА-КИ

    ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

    УЧА-СТИЯ РФ

    А) ор-га-ни-за-ция ра-бо-ты участ-ков для го-ло-со-ва-ния

    Б) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

    В) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-та на пост Пре-зи-ден-та РФ

    Г) уста-нов-лен-ная за-ко-ном пе-ри-о-дич-ность про-ве-де-ния

    Д) один граж-да-нин имеет один голос

    1) толь-ко вы-бо-ры

    2) толь-ко ре-фе-рен-дум

    3) и вы-бо-ры, и ре-фе-рен-дум

    За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

    10. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

    (А) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (Б) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент. (В) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

    1) от-ра-жа-ют факты;

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

    (А) Ны-неш-няя Кон-сти-ту-ция нашей стра-ны была при-ня-та на об-ще-го-су-дар-ствен-ном ре-фе-рен-ду-ме. (Б) При-ня-тие этого до-ку-мен-та спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию де-мо-кра-тии в нашей стра-не. (В) Одна из глав Кон-сти-ту-ции по-свя-ще-на пра-вам и сво-бо-дам че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

    1) от-ра-жа-ют факты;

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    12. В стра-не Z был про-ведён опрос со-вер-шен-но-лет-них граж-дан о том, какой под-ход к про-бле-ме прав че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся более пра-виль-ным. Ре-зуль-та-ты опро-са по двум воз-раст-ным груп-пам (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в диа-грам-ме.

    Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве диа-грам-мы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

    1) Наи-боль-шая доля опро-шен-ных в воз-расте 40 лет счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства.

    2) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

    3) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

    4) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

    5) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

    Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

    Вариант - 4

    1. Что от-но-сит-ся к от-ли-чи-тель-ным при-зна-кам пра-во-во-го го-су-дар-ства?

    1) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

    3) вер-хо-вен-ство за-ко-на 4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

    2. Выс-шим ор-га-ном ис-пол-ни-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

    1) Фе-де-раль-ное Cобра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 2) Кон-сти-ту-ци-он-ный суд Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    3) Про-ку-ра-ту-ра Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 4) Пра-ви-тель-ство Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

    3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

    1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

    4. Пра-ви-тель-ство РФ

    1) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 2) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны

    3) утвер-жда-ет су-деб-ные ре-ше-ния 4) ре-ша-ет во-про-сы предо-став-ле-ния граж-дан-ства

    5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ?

    А. К пол-но-мо-чи-ям за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции относится об-ра-ще-ние с еже-год-ны-ми по-сла-ни-я-ми к граж-да-нам го-су-дар-ства

    Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

    А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой исполнительной власти.

    Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о раз-де-ле-нии вла-стей в пра-во-вом го-су-дар-стве?

    А. Раз-де-ле-ние вла-стей яв-ля-ет-ся при-зна-ком, ха-рак-тер-ным толь-ко для рес-пуб-ли-кан-ских го-су-дарств.

    Б. Прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей за-клю-ча-ет-ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

    1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

    8. Срав-ни-те вы-бо-ры и ре-фе-рен-дум. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

    1) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

    2) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

    3) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-тов на го-су-дар-ствен-ные долж-но-сти;

    4) пра-вом го-ло-са об-ла-да-ют толь-ко со-вер-шен-но-лет-ние граж-да-не.

    Черты сход-ства

    Черты раз-ли-чия

    9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фак-том по-ли-ти-че-ской жизни и видом де-мо-кра-тии: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

    ФАКТЫ

    ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

    А) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

    Б) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

    В) вы-бо-ры главы по-ли-ти-че-ской пар-тии

    Г) де-ле-ги-ро-ва-ние пред-ста-ви-те-ля от ини-ци-а-тив-ной груп-пы на за-се-да-ние му-ни-ци-паль-но-го со-бра-ния

    1) пря-мая де-мо-кра-тия

    2) пред-ста-ви-тель-ная де-мо-кра-тия

    За-пи-ши-те в стро-ку от-ве-тов вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-ва-ми.

    10. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

    (А) Ре-дак-ция жур-на-ла опро-си-ла чи-та-те-лей: «Сло-жи-лось ли в стра-не пра-во-вое го-су-дар-ство?» (Б) Более по-ло-ви-ны чи-та-те-лей дали от-ри-ца-тель-ный ответ. (В) Воз-мож-но, это свя-за-но с тем, что в стра-не не-ред-ки на-ру-ше-ния прав че-ло-ве-ка.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

    1) от-ра-жа-ют факты

    2) вы-ра-жа-ют мне-ние

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

    (А) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции. (Б) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (В) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

    1) от-ра-жа-ют факты

    2) вы-ра-жа-ют мне-ния

    За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

    12. В го-су-дар-стве П. в 2003 и 2013 годах были про-ве-де-ны опро-сы об-ще-ствен-но-го мне-ния, в ходе ко-то-рых ре-спон-ден-там пред-ла-га-лось от-ве-тить на во-прос: «Какие формы по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти вы ис-поль-зу-е-те?» Ре-зуль-та-ты опро-са (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в таб-ли-це.

    2003 г., %

    2013 г., %

    об-ра-ще-ния к вла-стям

    об-ра-ще-ния в суд

    об-ра-ще-ния в СМИ

    уча-стие в ми-тин-гах,

    де-мон-стра-ци-ях

    уча-стие в за-ба-стов-ках,

    ак-ци-ях про-те-ста

    го-тов-ность взять-ся за

    ору-жие, пойти на

    бар-ри-ка-ды

    не участ-вую

    Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве

    таб-ли-цы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

    1) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

    2) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

    3) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

    4) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

    5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском уча-стии граж-дан по-вы-си-лась.

    Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

    1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

    Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

    Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

    2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

    Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

    Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

    Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

    Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

    Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

    1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

    2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

    3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

    В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

    Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

    Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

    Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

    Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

    Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

    Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

    Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

    4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

    Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

    Предметом рассмотрения научной работы является сущность и основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

    Основной целью научной работы является анализ современного конституционно-правового института парламента в России - Федерального собрания.

    Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

    1. Дать характеристику Федеральному собранию с точки зрения его структуры и принципов построения;

    2. Раскрыть основные полномочия федерального собрания и порядок его формирования.

    3. Рассмотреть принципы взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех её составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.

    В установленной Конституцией системе разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007. С.123.

    Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, но Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, хотя тоже без достаточных формальных оснований, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. С.345.

    Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

    Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт:

    1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимос-ти во внутренней организации;

    2) неодинаковая компетенция палат -- к их ведению относятся в ос-новном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют раз-ные полномочия;

    3) разный порядок формирования палат;

    4) особенности представительной природы каждой- палаты.

    Конституцией РФ определён количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации.

    Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. По истечении срока полномочий Думы Президент России назначает выборы Государственной Думы нового созыва.

    Применительно к Совету Федерации речь идет о формировании, а не избрании, так как эта палата может формироваться путем как избрания, так и назначения, вхождения представителей от представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Принцип постоянного действия Федерального Собрания обусловлен той важной ролью, которую оно выполняет как представительный и законодательный орган Российской Федерации, и предполагает возможность проводить заседания Федерального Собрания в течение длительного периода. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005. С.128.

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, согласно своему Регламенту, проводит две сессии в год: весеннюю (с 12 января по 20 июля) и осеннюю (с 1 октября по 25 декабря). Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочередные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента Российской Федерации, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее 1/5 от числа депутатов палаты, принявших участие в голосовании по данному вопросу.

    Заседания Совета Федерации проводятся в период с 15 сентября по 15 июля не реже одного раза в любые три следующие друг за другом недели.

    Внеочередные заседания Совета Федерации могут созываться по предложению Президента России, Председателя Совета Федерации, Правительства Российской Федерации, субъекта Федерации в лице его законодательного (представительного) органа государственной власти, комитетов Совета Федерации либо по требованию, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа членов Совета Федерации.

    Общие руководящие органы Федерального Собрания не формируются и руководство каждой из палат является самостоятельным. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания избираются из числа членов соответствующей палаты на первом заседании каждой из палат тайным голосованием.

    Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания соответствующих палат, ведают внутренним распорядком их деятельности, обеспечивают координацию работы комитетов и комиссий палат, депутатов, представляют Совет Федерации и Государственную Думу в их взаимоотношениях между собой, а также во взаимоотношениях с Президентом и Правительством России, высшими судебными органами, Генеральным прокурором Российской Федерации, субъектами Федерации, общественными объединениями, парламентами зарубежных государств, международными парламентскими организациями, а также в согласительных процедурах, предусмотренных Конституцией.

    Совет Федерации и Государственная Дума из числа своих членов образуют постоянно действующие комитеты различного профиля для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению соответствующей палаты. Численный и персональный состав комитетов определяется палатой.

    Каждая палата вправе создать временные комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или при выполнении полученного задания временные комиссии прекращают свою работу.

    Палаты вправе по собственной инициативе, а также по предложению Президента или иных субъектов законодательной инициативы создавать для разрешения спорных вопросов согласительные комиссии.

    В соответствии с ч. 4 ст. 101 Конституции каждая из палат принимает свой регламент: Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы. Регламент - это свод процедурных правил определенного вида деятельности, устанавливающих порядок ведения заседания, собрания, сессии. Характеризуемый как внутренний закон парламента, существенная часть конституционного права, регламент в двухпалатном парламенте принимается обычно каждой палатой отдельно, тем самым обеспечивается ее самостоятельное функционирование. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.С.234.

    Характер полномочий, закрепленных за Советом Федерации, вытекает из специфики заложенного в этом органе принципа представительства. Именно в лице Совета Федерации наиболее отчетливо проявляется влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне. Равное представительство от субъектов Российской Федерации в данной палате парламента создает возможности максимального учета позиции всех субъектов Российской Федерации при принятии важнейших конституционно - правовых решений.

    К ведению Совета Федерации относятся:

    а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

    в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

    г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

    е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

    и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    К ведению Государственной Думы относятся:

    а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    е) объявление амнистии;

    ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.С.203.

    Законодательные полномочия занимают особое место в компе-тенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его кон-ституционным статусом как законодательного органа -- парламента Российской Федерации. Законодательная деятельность по своему значению и объему -- приоритетная. Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова, охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характери-зует роль Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти Российской Федерации в системе государст-венной власти, демократизм государства. Конституция РФ определя-ет в общей форме пределы законодательной деятельности российско-го парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.

    Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе -- основной и необходимой инстанции в этой работе. Совет Федерации также обладает правами по участию в законода-тельной деятельности, но они имеют иной характер по сравнению с законодательными полномочиями Государственной Думы, Конституция РФ не наделяет Совет Федерации правом принимать законы, од-нако он одобряет или отклоняет федеральные законы, принятые Го-сударственной Думой. Но такое отклонение закона не носит абсолют-ного характера и может быть преодолено Государственной Думой (квалифицированным большинством голосов -- не менее чем двумя третями от общего числа депутатов).

    Совет Федерации играет роль своего рода противовеса Государст-венной Думе, способствуя предотвращению поспешных, некачествен-ных, невзвешенных законодательных решений. Он наделен для этого достаточно действенными и реальными правами.

    Все законы, принятые Государственной Думой, передаются на рассмотрение Совета Федерации, что призвано обеспечить учет его мнения в законотворческом процессе. Далее Совет Федерации сам решает, рассматривать или не рассматривать поступивший закон по существу на своем заседании.

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

    а) федерального бюджета;

    б) федеральных налогов и сборов;

    в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

    г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

    д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

    е) войны и мира.

    Кроме названных законов обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат также все федеральные конституционные законы.

    Библиографический список литературы

    1. Конституция РФ.

    2. Комментарий к Конституции Российской Федерации" (постатейный). / Под ред. Л.А. Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1999.

    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

    4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М., 2005.

    5. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В.А.Общая теория государства и права / Под общ. ред. проф. Кучинского. В.А. Учебник. - М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

    6. Демин А.В. Теория государства и права / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2005.

    7. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

    согласно ст. 94 Конституции РФ, "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". ФС - один из федеральных органов, осуществляющих государственную власть в РФ, это орган законодательной власти (ст. 10-11 Конституции РФ).

    В функции парламента входит не только представительство населения и законотворчество, палаты ФС рассматривают и решают многие важные вопросы верховного управления государством, утверждают бюджет государства, участвуют в формировании федеральных государственных органов, по ряду направлений осуществляют парламентский контроль.

    ФС состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В СФ входят по два представителя от каждого из 89 субъектов РФ - это их главы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти (т.е. всего 178 человек). По отношению к этим лицам Конституция использует понятие "член СФ". Члены СФ не работают в палате на профессиональной постоянной основе, они периодически заседают и выполняют иные функции в Москве: остальное время функционируют в соответствующих субъектах РФ.

    ГД состоит из 450 депутатов. Они избираются непосредственно населением РФ. Половина депутатов - 225 человек - избирается в территориальных избирательных округах по мажоритар-ной избирательной системе относительного большинства, другие 225 депутатов избираются по федеральным спискам партий и движений непропорциональной избирательной системе. Все депутаты ГД работают в ней на профессиональной постоянной основе.

    \" ФС не имеет какой-либо компетенции, которую палаты осуществляли бы на совместных заседаниях. Более того, СФ и ГД заседают раздельно (ст. 100 Конституции РФ). Палаты могут собираться совместно только для заслушивания (не для обсуждения) посланий Президента РФ, КС, выступлений руководителей иностранных государств.

    СФ считается верхней, ГД - нижней палатой. Принцип верхней и нижней палаты не означает, что ГД подчинена СФ. Палаты самостоятельны. Само понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы "снизу" (в ГД) и идет "вверх" (в СФ). У СФ есть право как одобрить, так и не одобрить принятый ГД закон. Однако, если ГД не согласится с мнением СФ, она может принять закон повторным голосованием, но уже квалифицированным большинством- не менее2/,от общего числа депутатов ГД.

    Палаты ФС взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

    Авакьян С.А.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ" в других словарях:

      Федеральное собрание наименование парламента в некоторых государствах с федеративным устройством: Федеральное собрание Австрии Федеральное собрание Российской Федерации Федеральное собрание Швейцарии … Википедия

      Название парламента Российской Федерации. Согласно Конституции 1993 Федеральное Собрание Российской Федерации – высший представительный и законодательный орган государственной власти. Состоит из двух палат Совета Федерации Федерального Собрания… … Политология. Словарь.

      - (ФС) 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Создано в соответствии с Конституцией РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу… … Юридический словарь

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы … Современная энциклопедия

      Согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы … Большой Энциклопедический словарь

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993, парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

      Федеральное собрание - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ, согласно Конституции Российской Федерации 1993 парламент представительный и законодательный орган. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной думы. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ - 1) представительный и законодательный орган (парламент) РФ. Ф.С. создано в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Оно состоит из двух палат Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата), различающихся по своему статусу … Юридическая энциклопедия

      Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

      Это статья о парламенте Российской Федерации. О парламенте Австрии см. Федеральное собрание (Австрия) Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентская система Двухпалатная … Википедия

    Книги

    • Комплект таблиц. Правоведение. Конституционное право (15 таблиц) , . Учебный альбом из 15 листов. Арт. 5-8694-015. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя. Законодательная, исполнительная и судебная власть в…
    • Проектирование педагогических технологий становления индивидуальности обучающегося. В 2 частях. Часть 2 , В. М. Жураковская. Монография посвящена проблеме проектирования педагогических технологий, ориентированных на становление индивидуальности обучающегося. В работе представлена структура проектирования…

    (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

    Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

    Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

    Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

    Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

    Для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

    Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

    Федеральное Собрание состоит из двух палат:

    а) Совета Федерации;

    б) Государственной Думы.

    Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

    Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

    Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:

    Палаты заседают раздельно;

    За каждой из них закреплена собственная компетенция;

    Общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;


    Обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;

    Действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;

    Не введена и должность Председателя Федерального Собрания.

    Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

    Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.

    Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

    Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

    Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями, а именно:

    а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;

    б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;

    в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

    г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

    д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93);

    е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;

    ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);

    з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.

    Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).

    К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:

    а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

    б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

    в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

    г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;

    е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

    ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

    Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.

    Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях.

    Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.

    Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.

    Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.

    Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

    Орган государственной власти - это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.

    Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.

    Признаки государственного органа:

    1. Элемент аппарата государства.

    2. Обладает компитенцией и властными полномочиями.

    3. Состоит из государственных служащих.

    4. В праве принимать правовые акты.

    5. Обладает материальной базой для осуществления полномочий.

    6. Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).

    Местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..

    Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

    Гражданское право - это наука (учение) о гражданском праве.

    Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. "частной жизни", т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.

    Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

    В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

    Юстиция - справедливость.

    Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:

    Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.

    Гражданский кодекс РФ - экономическая конституция РФ.

    Юридическая связь обратна:

    Гражданское право - один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.

    Структура гражданских правоотношений.

    Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.

    Физические лица.

    Объекты гражданского правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).

    Это взаимоотношение его участников.

    Субъективное право - это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.

    Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:

    Являются юридические факты (это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав (любые гражданские права)

    Юридические факты делятся на события и действия.

    События - это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.

    Действия - это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.

    В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.