Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Как поступить совету депутатов МО, чтобы предотвратить возможные коррупционные действия главы МО? Удаление главы в отставку: как, за что и в какие сроки? Практика удаления в отставку главу муниципального образования

    Как поступить совету депутатов МО, чтобы предотвратить возможные коррупционные действия главы МО? Удаление главы в отставку: как, за что и в какие сроки? Практика удаления в отставку главу муниципального образования

    Существенная новелла в порядок ответственности главы муниципального образования перед представительным органом данного муниципального образования внесена Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ.

    В новой ст.

    74.1 Федерального закона N 131-ФЗ подробно прописана процедура удаления главы муниципального образования в отставку. Здесь установлено, что представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

    1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона N 131-ФЗ, т.е. если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований, а также если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом;

    2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

    Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

    О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

    Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    В случае если при рассмотрении инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 настоящего Федерального закона, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

    Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

    Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

    Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем представительного органа муниципального образования.

    В случае если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

    В случае если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании представительного органа муниципального образования.

    В случае если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования.

    При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

    заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской

    Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

    предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

    В случае если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

    Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

    В случае если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

    Этот совершенно новый для современного законодательства о местном самоуправлении институт формально повышает роль представительных органов по отношению к исполнительно-распорядительным органам. Он вводит четкие сроки отчетов глав муниципальных образований перед депутатами, делая тем самым принцип подотчетности глав представительным органам. Вместе с тем он исключает участие судов в оценке предъявляемых к главам муниципальных образований претензий и тем самым делает возможным неоправданные конфликты между главами муниципальных образований и представительными органами. Такие отношения чреваты сведением счетов между сторонами, что уже доказано практикой применения нового института ответственности. Ближайшие годы покажут, поможет ли эта мера избавиться от слабых, безынициативных, мало приспособленных к современным условиям руководства главам муниципальной власти.

    Наконец, надо отметить, что эта ответственность, провозглашенная как ответственность глав муниципалитетов перед депутатами, сочетается с ответственностью глав муниципалитетов перед главами субъектов Федерации, которым предоставлено право инициировать удаление глав муниципальных образований в отставку, что свидетельствует о продолжающемся усилении давления государственной власти на местное самоуправление. Эта тенденция уже была неоднократно обозначена в Федеральном законе N 131-ФЗ, в частности, по такой форме ответственности, как временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления.

    Еще по теме 4. Удаление главы муниципального образования в отставку:

    1. 11.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГЛАВЫ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ
    2. § 3. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации
    3. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
    4. 16. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    5. § 2. Муниципальное образование: понятие, территориальные основы. Устав муниципального образования
    6. 1.3.3. Отзыв депутатов представительного органа местного самоуправления. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления
    7. § 3. Бюджетное планирование как элемент управления муниципальным образованием 3.1. Управление бюджетом – это один из способов управления муниципальным образованием
    8. § 2. Муниципальные образования и объединения муниципальных образований в России
    9. § 3. Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
    10. 6.2. Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований
    11. 3.6. Примерная структура управления удаленных подразделений. Виды деятельности удаленных подразделений

    - Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Диссертации - Договорное право -

    УДК 324.76

    П.А. Астафичев

    удаление главы муниципального образования в отставку как институт муниципального права

    Removal of the head of municipality in resignation as institute of the municipal law

    АСТАФИЧЕВ, Павел Александрович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-156-79-01. E-mail: [email protected].

    ASTAFICHEV, Pavel Alexandrovich, doctor of juridical Sciences, Professor, Professor of chair of constitutional and international law of Saint-Petersburg University of MIA of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel: 8-911-156-79-01. E-mail: [email protected].

    Статья посвящена исследованию ряда проблем, связанных с правовым регулированием ответственности глав муниципальных образований. Автор доказывает, что депутатам представительных органов муниципальных образований предоставляется, по сути, безграничная возможность удаления в отставку глав муниципалитетов, если деятельность этих должностных лиц вызывает неудовлетворительную оценку депутатского корпуса в течение двух лет подряд. Неоднозначность института удаления главы муниципального образования в отставку на основании неудовлетворительной оценки деятельности со стороны депутатского корпуса обусловлена дифференцированным подходом к правовому регулированию порядка избрания граждан на эту должность. Имея мандат непосредственного народного доверия, глава муниципального образования, во всяком случае, имеет право на известную самостоятельность в определении приоритетов муниципальной деятельности, даже если его позиция не совпадает с мнением депутатского корпуса.

    Ключевые слова: глава муниципального образования, народное представительство, ответственность должностных лиц местного самоуправления.

    Clause is devoted to research of some the problems connected with legal regulation of the responsibility of heads of municipalities. The author proves, that it is given to deputies of representative bodies of municipalities excessive powers. Deputies have the right to remove in resignation of the head of municipality only because this official two times receives a low estimation within one year successively. The law should consider, that heads of municipalities can be selected citizens or be appointed bodies of representative authority. Having the mandate of direct national trust, the head of municipality has the right to independence in definition of priorities of municipal activity even if its position does not coincide with opinion of deputies.

    Keywords: head of municipality, national representation, responsibility of officials of local self-government.

    Глава муниципального образования может быть удалён в отставку по решению представительного органа местного самоуправления. В отличие от института его отрешения от должности, это возможно по более широкому перечню оснований . В буквальном смысле закона основания удаления в отставку и отрешения от должности различны, они не совпадают. Однако многие фактические решения, действия или бездействие глав муниципалитетов могут быть квалифицированы и как основания для отрешения от должности, и как обстоятельства, достаточные для их удаления в отставку .

    Оба института предполагают весьма активное участие высших должностных лиц субъектов РФ, но степень их вовлечённости в юридический процесс различна. Отрешение от должности главы муниципального образования - непосредственная компе-

    тенция высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ. В случае же удаления в отставку высшее должностное лицо субъекта РФ обладает, во-первых, правом инициативы (наряду с другими лицами), во-вторых, правом согласования (по общему правилу мнение высшего должностного лица субъекта РФ подлежит учёту, однако при определённых обстоятельствах, о которых будет сказано ниже, удаление возможно только с согласия высшего должностного лица субъекта РФ). Принятие окончательного решения составляет область компетенции муниципального народного представительства .

    Обратим внимание, что отрешение от должности допускается в отношении двух должностных лиц: главы муниципального образования и главы местной администрации. Институт удаления в от-

    ставку распространяет своё действие исключительно на статус глав муниципальных образований. Глава местной администрации в отставку по решению представительного органа не удаляется. Закон предусматривает другие формы и основания досрочного прекращения его полномочий, которые ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не регулируются.

    Удаление главы муниципального образования в отставку допускается по одному из следующих пяти оснований:

    1) принятие им решений, совершение действий или бездействия, которые повлекли за собой последствия, предусмотренные п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств существенного размера (более 30 и 40 процентов соответственно), нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении отдельных государственных полномочий);

    2) неисполнение обязанностей в течение периода, превышающего три месяца;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности, данная представительным органом муниципального образования по результатам ежегодного доклада главы муниципалитета (если она была дана два раза подряд);

    4) несоблюдение ограничений, предусмотренных рядом федеральных законодательных актов (о противодействии коррупции; о контроле соответствия расходов и доходов лиц, замещающих государственные должности; о запрете открывать счета в иностранных банках, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами);

    5) допущение массового нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина по признакам расы, национальности, языка или религии, если это повлекло за собой межнациональные или межконфессиональные конфликты.

    Удаление главы муниципального образования в отставку представляет собой юридический процесс, включающий ряд стадий. По своему предназначению он близок к судебному производству, однако практика предпочитает традиционные парламентские процедуры. Процесс удаления главы муниципального образования начинается с инициативы (этим правом обладают депутаты представительного органа в количестве не менее двух третей, а также высшее должностное лицо субъекта РФ), продолжается заслушиванием доклада, вопросами к докладчику, прениями, голосованием и завершается подписанием и обнародованием итогового документа.

    Процедура принятия решения представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку не является состязательной, в ней не обеспечивается равноправие спорящих сторон . Более того, удаление осуществляется с учётом мнения высшего должностного лица

    субъекта РФ, а в случае удаления вследствие неудовлетворительного осуществления отдельных государственных полномочий либо ввиду нарушений, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств существенного размера (более 30 и 40 процентов соответственно), нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении отдельных государственных полномочий) - воля высшего должностного лица субъекта РФ блокирует мнение муниципального народного представительства (без согласия высшего должностного лица субъекта РФ удаление в отставку невозможно, однако согласие этого лица не обязывает депутатский корпус принять решение об удалении).

    Юрисдикционная часть процедуры обеспечивается институтами уведомления (об инициативе удаления в отставку всегда уведомляется глава муниципалитета, а в случае инициативы депутатов - также высшее должностное лицо субъекта РФ), ознакомления (глава муниципального образования вправе знакомиться с обращением инициаторов его удаления в отставку и с проектом соответствующего решения представительного органа), объяснения (глава муниципалитета должен иметь возможность дать свои объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания удаления его в отставку), возражения (глава муниципального образования вправе изложить своё особое мнение о несогласии с решением представительного органа об удалении в отставку, которое публикуется одновременно с решением об удалении) и обжалования в суде (допускается в течение десяти дней с момента опубликования обжалуемого решения).

    Сравнение оснований отрешения от должности главы муниципального образования и удаления его в отставку приводит к следующим обобщениям и выводам. Вследствие «противоправного правотворчества» глава муниципалитета отрешается от должности и удалению в отставку не подлежит. Нецелевое использование межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов влечёт отрешение от должности; нецелевое расходование бюджетных средств при осуществлении отдельных государственных полномочий имеет следствием удаление в отставку. Если глава муниципального образования допустил просроченную задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, он может быть удалён в отставку и отрешению от должности не подлежит. Если же глава муниципалитета нарушил условия предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, напротив, он может быть отрешён от должности, что исключает его удаление в отставку. Таким образом, разные финансовые нарушения влекут за собой либо отрешение от должности, либо удаление в отставку. При определенных обстоятельствах они «пересекаются», но свойством тождественности не обладают (во всяком случае, в указанных формулировках законодательных норм).

    Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит ссылку на четыре федеральных закона: во-первых, «О противодействии коррупции» , во-вторых, «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» , в-третьих, «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» . Нарушение ограничений, предусмотренных этими законами, влечет за собой удаление главы муниципального образования в отставку. Из этого можно сделать вывод, что несоблюдение ограничений, предусмотренных другими федеральными законами (по юридической силе не ниже, а то и выше по сравнению с вышеперечисленными) не может повлечь за собой удаление главы муниципального образования в отставку.

    С другой стороны, не только «несоблюдение ограничений», но и вообще любые действия или бездействие, если они повлекли за собой нарушение прав человека, представляют угрозу единству и территориальной целостности страны, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства - дают основания, чтобы глава муниципального образования был отрешён от должности, но не позволяют удалить его в отставку (если, конечно, «соблюдаются ограничения», предусмотренные федеральными законами «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).

    Основание «допущение массового нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина по признакам расы, национальности, языка или религии, если это повлекло за собой межнациональные или межконфессиональные конфликты» в данной формулировке правовой нормы обладает свойством самостоятельности. Это - основание для удаления главы муниципального образования в отставку (не основание для отрешения его от должности). Но глава муниципального образования подлежит отрешению от должности при наличии действий, угрожающих национальной безопасности. Можно ли считать, что «допущение массового нарушения равенства прав и свобод человека и гражданина по признакам расы, национальности, языка или религии, если это повлекло за собой межнациональные или межконфессиональные конфликты», не угрожает национальной безопасности? В случае отрицательного ответа (он очевиден) получается, что это является одновременно и основанием для отрешения главы муниципального образования от должности, и удаления его в отставку.

    Несмотря на приведенные выше «расстыковки» в основаниях отрешения глав муниципальных образований от должности и их удаления в отставку, нетрудно заметить, что они имеют ряд принципиальных различий. Для введения в действие института отрешения от должности необходимо вступившее в законную силу решение суда, которым устанавливается соответствующий юридический факт. В последующем процесс принятия решения упрощается, т.к. он не требует участия народного представительства. Инструментарий удаления в отставку, напротив, упрощён с точки зрения судебной юрисдикции (предварительный судебный контроль не является необходимым), однако он вовлекает в процесс принятия решений демократический институт народного представительства, чего не наблюдается в случае с институтом отрешения глав муниципальных образований от должности.

    Самое важное здесь, пожалуй, заключается в следующем: депутатам представительных органов муниципальных образований предоставляется, по сути, безграничная возможность удаления в отставку глав муниципалитетов, если деятельность этих должностных лиц вызывает неудовлетворительную оценку депутатского корпуса в течение двух лет подряд. Закон связывает это лишь с «результатами ежегодного доклада» главы муниципального образования, что, по сути, охватывает в полной мере компетенцию этого должностного лица (если в ежегодном докладе не содержится информация о соответствующем направлении деятельности главы муниципалитета, но оно вызывает негативную оценку депутатского корпуса, доклад может подвергаться критике за его неполноту, что является достаточным основанием для «неудовлетворительной оценки»).

    Неоднозначность института удаления главы муниципального образования в отставку на основании неудовлетворительной оценки деятельности со стороны депутатского корпуса обусловлена дифференцированным подходом к правовому регулированию порядка избрания граждан на эту должность. Если глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципалитета избирается представительным органом из своего состава, тем более - из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, - очевидно, что представительный орган может наделяться правом досрочного прекращения его полномочий вследствие «неудовлетворённости» деятельностью. Место выбывшего главы муниципального образования может занять другой депутат или иное лицо, представленное конкурсной комиссией. Для этого не требуется организация муниципальных выборов. Более того, в демократическом обществе подобная «ротация» бывает весьма полезной для активизации инструментария конституционного механизма разделения властей (правда, не исключаются случаи злоупотребления этим институтом со стороны народных депутатов).

    Совершенно иная картина характерна для случая избрания главы муниципального образования вследствие прямых местных выборов. Имея

    мандат непосредственного народного доверия, глава муниципального образования, во всяком случае, имеет право на известную самостоятельность в определении приоритетов муниципальной деятельности, даже если его позиция не совпадает с мнением депутатского корпуса. Институт удаления главы муниципального образования в отставку вследствие «неудовлетворительной оценки»

    ставит избранного народом главу в крайне зависимое положение от меняющихся общественных настроений, завершаемых дебатами и голосованием депутатов. Подобная зависимость, конечно, должна обеспечиваться законом, но она не может быть «односторонней» и нуждается как минимум в соответствующих балансирующих или компенсаторных механизмах.

    Список литературы

    1. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федер. закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ, с послед. изм. // СЗ РФ. - 2013. - № 19. - Ст. 2306; 2017. - № 1. - Ст. 46.

    2. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федер. закон от 3 декабря 2012 г. № 230-Ф3, с послед. изм. // СЗ РФ. - 2012. - № 50. - Ст. 6953; 2015. - № 45. - Ст. 6204.

    3. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ, с послед. изм. // СЗ РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228; 2018. - № 1. - Ст. 7.

    4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, с послед. изм. // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822; 2018. - № 1. - Ст. 47.

    5. Артюхов, Ю. С. Удаление главы муниципального образования в отставку (законодательная конструкция и проблемы квалификации) // Роль и место Федерального закона «О полиции» в российской правовой системе: материалы круглого стола / под ред.: А.Г. Авдейко. - М.: Моск. ун-т МВД России, 2012. - С. 146-154.

    УДАЛЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТСТАВКУ: ПРАКТИКА РЕГИОНАЛЬНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

    С.Н. МИХЕЕВА,

    адъюнкт кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России 12.00.02 - конституционное право; муниципальное право

    E-mail: [email protected]

    Аннотация. Анализируется региональная практика применения нормы, содержащейся в ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для полной наглядности автором приведены выдержки из материалов судебной практики Артемовского городского суда Свердловской области, Чайковского городского суда Пермского края, Озерского городского суда Челябинской области, соответствующие решения представительных органов муниципальных образований и решения самих судов о законности процедуры удаления главы муниципального образования в отставку.

    Ключевые слова: Глава муниципального образования, представительный орган, удаление в отставку, решение, губернатор, жалоба, городской суд, область, край.

    REMOVING THE HEAD OF THE MUNICIPALITY IN RESIGN:

    REGIONAL PRACTICE

    postgraduate student of the department of the constitutional law, The Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russian Federation

    Annotation. The article analyzes the regional practice of the rule contained in art. 74.1 of the Federal Law of the 6-th October, 2003 № 131 - FL «The general principles of the local self-government in Russian Federation». For complete clarity, the author shows excerpts from the materials ofjurisprudence Artemovsky City Court of Sverdlovsk Area, Tchaikovsky City Court of Perm Region, Ozersky City Court of Chelyabinsk Area, the relevant decisions of representative organs of municipalities and the decisions of the vessels on the legality of the removal head of a municipality in resign.

    Key words: head of the municipality, a representative body, removing the resignation, a decision, the governor, the complaint, the City Court, area, the region.

    В мае 2009 г. Федеральный закон № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был дополнен ст. 74.1 «Удаление главы муниципального образования в отставку» . Указанная норма предоставляет право удаления главы муниципального образования в отставку представительному органу по инициативе депутатов представительного органа или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    В соответствии с п. 2 ст. 74.1 основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

    1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 75 настоящего Федерального закона;

    2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципально-

    го образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.

    В законе достаточно подробно прописана процедура инициирования вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку и основания для удаления, в связи с чем, несомненный интерес вызывает практическое применение введенной законодателем нормы.

    Обратимся к региональной практике. Так, 11 марта 2010 г. губернатор Свердловской области A.C. Мишарин направил в адрес Городской Думы Артемовского городского округа обращение об удалении главы Артемовского городского округа в отставку, проект решения Думы «Об удалении главы Артемовского городского округа Ю.Н. Манякина в отставку» и документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в обращении, о чем стало известно из сопроводительного письма губернатора от 11 марта 2010 г. № 02-09-830 в адрес председателя Думы Артемовского городского округа.

    Из обращения губернатора Свердловской Области к депутатам Думы Артемовского городского округа, именуемого «Об удалении главы Артемовского городско округа Манякина Ю.Н. в отставку» следует, что ситуация, сложившаяся в Артемов-ском городском округе, свидетельствует о том, что подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону 2009-2010 года и прохождение отопительного сезона осуществлялись неудовлетворительно, со стороны главы Артемовского городского округа Маняки-на Ю.Н. не предпринято должных мер к ее изменению. Главой Артемовского городского округа Ма-някиным Ю.Н. допущено неисполнение в период с февраля 2009 г. по февраль 2010 г. (в течение более, чем трех месяцев) обязанностей по решению вопросов местного значения, предусмотренных в п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Артемовского городского округа.

    Из п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 и из подп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Артемовского городского округа следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а в силу ст. 28 Устава округа, глава муниципального

    образования наделен собственными полномочиями по решению данных вопросов.

    Электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом являются, в силу ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, коммунальными услугами, которые должны подаваться в жилые помещения бесперебойно, надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю, а отопление жилого помещения - бесперебойно в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха, что следует из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307.

    Дополнительными основаниями для обращения послужили многочисленные жалобы губернатору Свердловской области, Правительству Свердловской области от жителей г. Артемовского, п. Бу-ланаш и сельской местности, расположенной на территории Артемовского городского округа, на неудовлетворительное оказание коммунальных услуг в 2009-2010 г. .

    25 марта 2010 г. депутаты городской Думы на заседании Городской Думы Артемовского городского округа приняли решение № 795 от 25 марта 2010 г. «Об удалении Главы Артемовского городского округа Ю.Н. Манякина в отставку» .

    21 июля 2010 г. Артемовский городской суд Свердловской области оставил заявление Манякина Ю.Н. об отмене Решения Думы Артемовского городского округа № 795 от 25 марта 2010 г. «Об удалении Главы Артемовского городского округа в отставку» без удовлетворения.

    Как следует из решения Артемовского городского суда: «Из совокупности всех указанных обстоятельств и доказательств по делу суд установил, что для удаления главы АГО в отставку на основании п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - достаточное законное основание; при рассмотрении вопроса и вынесении решения Думой АГО об удалении главы АГО в отставку соблюдены все нормы закона, приняты все меры к обеспечению гарантированных заявителю прав при рассмотрении и вынесении решения по вопросу об удалении главы АГО в отставку.

    При данных обстоятельствах суд не находит оснований к удовлетворению заявленного требования» .

    При этом судом была подтверждена законность самой процедуры удаления в отставку главы Арте-мовского городского округа.

    При рассмотрении дела суд отметил, что требования п. 2 ч. 13 ст. 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ также выполнены .

    Поданная впоследствии кассационная жалоба Ю.Н. Манякина в Свердловский областной суд на

    решение Артемовского городского округа о снятии его с должности также была оставлена без удовлетворения .

    Аналогичный процесс по удалению главы местного самоуправления имел место в Пермском крае (Приволжский Федеральный округ) еще в 2009 г. Дума Чайковского городского поселения поддержала инициативу губернатора региона О.А. Чиркуно-ва по отставке мэра города Ю.Г. Вострикова в связи с ненадлежащим исполнением последним полномочий по обеспечению жизнедеятельности Чайковского городского поселения . Поданный главой местного самоуправления Ю.Г. Востриковым иск в Чайковский городской Суд Пермского края, оспаривавший решение Чайковской городской думы, был оставлен судом без удовлетворения .

    Поправки в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дают право представительному органу местного самоуправления удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов. Так, Собранием депутатов Озерского городского округа (Челябинская область) 1 июня 2009 г. был отправлен в отставку глава городского округа С.Г. Чернышов.

    Из текста обращения депутатов следует, что основаниями выдвижения данной инициативы явились:

    1) Решения Собрания депутатов Озерского городского округа №№ 49 и 50 от 13 мая 2009 г. «Об отчете главы Озерского городского округа и деятельности администрации Озерского городского округа» за 2007 и 2008 годы.

    2) Дополнительными основаниями - неисполнение в течение трех и более месяцев главой округа обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящих федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования.

    Указанные в обращении депутатов Озерского городского округа, основания инициирования отставки главы округа, предусмотрены п.п.2 и 3 ст.74.1 ФЗ РФ № 90 от 7 мая 2009 г.

    Данное обращение с проектом решения Собрания Депутатов также было направлено в адрес губернатора Челябинской области.

    1 июня 2009 г. губернатором Челябинской области в адрес Собрания Депутатов Озерского ГО направлено письменное мнение о том, что он не возражает против рассмотрения представительным органом вопроса об удалении главы Озерского городского округа в отставку, (т. 1 л.д.130) .

    1 июня 2009 г. Собрание депутатов Озерско-го городского округа, на котором присутствовало 22 депутата из 24, приняло решение за № 54 об удалении главы Озерского городского округа в отставку, (т.1 л.д.6) (за принятие решения об удалении главы Озерского городского округа в отставку про-

    Однако решение Собрания депутатов было отменено Озерским городским судом по следующим основаниям.

    1) В ходе рассмотрения дела Судом установлено, что оспариваемое решение Собрания депутатов Озерского городского округа № 54 от 1 июня 2009 г. не содержит указания на то, по какому из предусмотренных ст.74.1 Ф3 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. (с учетом внесенных изменений в закон Ф3 № 90-Ф3 от 7 мая 2009 г.) оснований (основанию) глава Озерского городского округа удален в отставку, а также самих мотивов принятия данного решения.

    Из протокола заседания Собрания депутатов Озерского городского округа от 1 июня 2009 г. (Т. 1 л.д. 103-110), также не следует, что депутаты Озерского городского округа, обсуждая данный вопрос, принимали решение об удалении главы муниципального образования в отставку по какому-то конкретному основанию, предусмотренному законом;

    2) Решение «о принятии отчета» Собранием депутатов Озерского городского округа не принято, неудовлетворительная оценка деятельности главы округа и возглавляемой им администрации представительным органом местного самоуправления за 2007 г. не дана.

    Кроме того, из содержания решений Собрания депутатов Озерского городского округа №№ 49 и 50 от 13 мая 2009 г. следует, что оценка деятельности возглавляемой главой Озерского округа администрации Озерского городского округа за 2007 и 2008 годы, Собранием депутатов не дана вообще.

    С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что установленных законом - ст.74.1 Ф3 № 90-Ф3 от 7 мая 2009 г. оснований для удаления главы Озерского городского округа в отставку не имелось, поскольку представительным органом муниципального образования не была дана дважды подряд неудовлетворительная оценка деятельности главы Озер-ского городского округа и возглавляемой им администрации.

    Анализ собранных доказательств по делу позволил суду прийти к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для принятия решения представительным органом об удалении главы Озерского городского округа Чернышева С.Г. в отставку 1 июня 2009 г.

    Суд признал заявление обоснованным, удовлетворил заявление о признании незаконным оспариваемого решения Собрания депутатов Озерского городского округа от 1 июня 2009 г. об удалении в отставку главы Озерского городского округа и отменил его .

    Наличие указанных примеров говорит, о том, что введенная сравнительно недавно законодате-

    лем в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» норма, содержащаяся в ст. 74.1 действует и довольно успешно реализуется в практике различных регионов страны как основание досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.

    Однако, в настоящее время остается дискуссионным вопрос о том, для чего законодатель ввел в Федеральный закон институт удаления главы муниципального образования в отставку наряду с уже существующими институтами отзыва и отрешения от должности?

    Наиболее интересной нам представляется точка зрения Н.Ю. Давыдовой, которая отмечает: «... чтобы оценить степень целесообразности введения в Федеральный закон института удаления главы муниципального образования, необходимо понять мотивацию законодателя и цель, на достижение которой направлен рассматриваемый закон. Ответ мы находим в ч. 3-16 ст. 74.1 Федерального закона. Очевидно, что данный Закон нацелен на последовательное решение задачи укрепления вертикали власти в стране, ... расширение пределов и форм государственного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления, непосредственное влияние государственных органов субъектов Федерации, а именно высшего должностного лица субъекта на кадровую политику в муниципальном образовании. В свете изложенного, можно констатировать, что рассматриваемый Федеральный закон является очередным звеном в системе законодательных мер, направленных на укрепление вертикали власти, что само по себе может быть и неплохо». Кроме того, она отмечает, что этот же закон нарушает конституционный принцип «самостоятельности местного самоуправления», который проявляется в возможности установления в уставе муниципального образования соответствующей процедуры удаления в отставку, но нарушается вмешательством государственных органов в политику местного самоуправления .

    Стоит согласиться с мнением Н.Ю. Давыдовой, что новые изменения в Федеральный закон № 131 действительно направлены на усиление «вертикали власти» в стране. Но существует ряд моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, можно выделить одну из причин усиления контроля государства в отношении главы муниципального образования, которая следует из правового статуса этого должностного лица. Глава муниципального образования - высшее должностное лицо местного самоуправления, в руках которого сосредоточены огромные властные полномочия. Кроме того, за последние годы в стране резко возросло количество уголовных дел, возбужденных в отношении глав муниципальных образований, наряду с совершением ими преступлений коррупционной направленности, правоохранительными ор-

    ганами были выявлены факты расхищения бюджетных средств (присвоение и растрата). Так, в 2009 г. только в Курганской области Петуховским районным судом вынесены приговоры в отношении 4 глав муниципальных образований района по факту присвоения и растраты, а за 2010 г. Половинским, Юргамышским и Альменевским районными судами Курганской области было рассмотрено еще три дела по аналогичным преступлениям . Увеличилось и количество жалоб населения в соответствующие государственные органы на неудовлетворительную деятельность глав по решению вопросов местного значения. Вполне возможно, все это и стало результатам такого пристального внимания со стороны государства к указанной категории должностных лиц.

    Во-вторых, следует отметить, что с введением нормы в ч. 5 ст. 36 ФЗ № 131 о подконтрольности и подотчетности представительному органу главы муниципального образования, совершенно справедливо было предоставить право представительному органу досрочно прекращать его полномочия в установленном законом порядке. Возникает вопрос: почему законодатель не ограничился правом выдвижения инициативы удаления в отставку главы муниципального образования только депутатами представительного органа местного самоуправления? Несомненно, налицо нарушение принципа самостоятельности органов местного самоуправления, но что делать в случаях, когда большинство членов представительного органа заинтересованы в действующем главе муниципального образования добросовестно не выполняющим свои полномочия (сложности могут возникнуть, когда глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа этого органа). В этой и других ситуациях, с правом инициирования удаления в отставку выступит руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, вполне очевидно, что в настоящее время приоритетным является такой подход к конструированию правового положения высшего должностного лица муниципального образования, в котором одновременно сочетаются несколько форм контроля - государственный - сверху и местный - снизу, использующие в качестве основных критериев эффективность и результат его деятельности.

    1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ) // СЗ РФ 2003 г. № 40 ст. 3822.

    2 Из материалов по делу № 2-435/2010 Артемовского городского суда Свердловской Области от 27 июля 2010 г. (об отмене решения Думы АГО № 795 от 25 марта 2010 г. «Об удалении главы АГО в отставку») // Ьйр://аг1ешоУ8ку. 8Уё.8иёгГ.ги/шоёи1е8.рЬр?паше=ёосиш_8иё&1ё=174.

    4 См.: Решение Артемовского городского суда Свердловской Области от 27 июля 2010 г. (об отмене решения Думы АГО № 795 от 25 марта 2010 г. «Об удалении главы АГО в отставку») Д. № 2-435/2010 // http:// artemovsky.svd.sudrf.ru/modules.php?name=docum_ sud&id=174.

    5 Из решения Артемовского городского суда Свердловской Области от 27 июля 2010 г. по делу (об отмене решения Думы АГО № 795 от 25 марта 2010 г. «Об удалении главы АГО в отставку») Д. № 2-435/2010 // http:// artemovsky.svd.sudrf.ru/modules.php?name=docum_ sud&id=174.

    6 Regnum: Информационное агентство. Суд отказал экс-мэру Свердловского г. Артемовский в восстановлении на работе. // http://www.regnum.ru/ news/ polit/1316931.html.

    7 См.: Решение Думы Чайковского городского поселения от 30 июля 2009 г. №148 «Об удалении Главы Чайковского городского поселения в отставку». // http://www. chaikovskiy.ru/index.php?dn=article&to=art&id=333; Новости Федерации. Мэр г. Чайковского отправлен в отставку. //http://www.rerions.ru/news/2229898.

    8 См.: Решение Чайковского городского суда Пермского края по делу Ю.Н. Вострикова Д. № 2-1063/2009 от 28 сентября 2009 г. // http:/chaikov.perm.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&op=cs&case_id=1540005&case_ type=50520001; UTV: Суд отказал мэру Чайковского в восстановлении в должности. // http://www. utv.ru/ news/politic/2009/09/28/5619.

    9 Из решения Озерского городского суда Челябинской области по делу Чернышева Сергея Георгиевича («О признании незаконным и отмене решения Собрания депутатов Озерского городского округа об удалении его в отставку, как главы Озерского городского округа») от 16 июня 2009 г. 2-822/ 2009 // http://ozersk.chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&op=cs&case_id=8329898&delo_id=1540005&case_ type=50520002;http://forum.astralife.ru/index.php?/ topic/27191-reshenie-suda.

    11 См.: Решение Озерского городского суда Челябинской области по делу Чернышева Сергея Георгиевича («О признании незаконным и отмене решения Собрания депутатов Озерского городского округа об удалении его в отставку, как главы Озерского городского округа») от 16 июня 2009 г. 2-822/2009 // http://ozersk.chel.sudrf.ru/modules.php?name=sud_ delo&op=cs&case_id=8329898&delo_id=1540005&case_ type=50520002;http://forum.astralife.ru/index.php?/ topic/27191-reshenie-suda.

    12 Давыдова Н.Ю. Правовой Институт удаления главы муниципального образования в отставку // Адвокат. 2009. № 12. С. 15.

    13 Дела о коррупции по материалам сайта Курганского областного суда. // oblsud. kurgan. ru /engine. php?id=1&news=205.

    здравствуйте, Мария. В вашем случае законом предусмотрен порядок

    Статья 74.1. Удаление главы муниципального образования в отставку
    (введена Федеральным законом от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

    1. Представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    2. Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:

    1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 настоящего Федерального закона;

    2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд;

    4) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

    5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.
    (п. 5 введен Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ)

    3. Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования.

    4. Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    Поэтому вам только в рамках упомянутой нормы закона действовать, либо при наличии доказательств обратиться в СК РФ с доказательствами и заявлением.

    Муниципальные образования" href="/text/category/munitcipalmznie_obrazovaniya/" rel="bookmark">муниципального образования «Сельское поселение Лемпино»

    В соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом сельского поселения Лемпино Совет депутатов

    1. Утвердить Положение о порядке и основаниях для удаления в отставку Главы муниципального образования «Сельское поселение Лемпино» (приложение)

    Глава сельского поселения

    Приложение

    к Решению Совета депутатов сельского поселения Лемпино

    Положение

    о порядке и основаниях для удаления в отставку Главы

    муниципального образования «Сельское поселение Лемпино»

    Настоящим Положением в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом сельского поселения Лемпино (с. п.Лемпино) определяются порядок и основания для удаления в отставку Главы муниципального образования «Сельское поселение Лемпино».

    1. Совет депутатов муниципального образования «Сельское поселение Лемпино» (Совет поселения) в установленном законом порядке вправе удалить Главу сельского поселения в отставку по инициативе депутатов Совета поселения или по инициативе Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    2. Основаниями для удаления Главы с. п.Лемпино в отставку являются:

    1) решения, действия (бездействие) Главы, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года;

    2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению предусмотренных законодательством и Уставом поселения полномочий и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-мансийского автономного округа - Югры;

    3) неудовлетворительная оценка деятельности Главы Советом поселения по результатам его ежегодного отчета перед Советом поселения, данная два раза подряд.

    3. Инициатива депутатов Совета поселения об удалении Главы в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов Совета поселения, оформляется в виде обращения, которое вносится в Совет депутатов. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения Совета депутатов об удалении Главы в отставку. О выдвижении данной инициативы Глава поселения и Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Совет депутатов с. п.Лемпино.

    4. Рассмотрение инициативы депутатов Совета поселения об удалении Главы поселения в отставку осуществляется с учетом мнения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    5. В случае если при рассмотрении инициативы депутатов Совета депутатов об удалении Главы поселения в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, и (или) решений, действий (бездействия) Главы сельского поселения, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года, решение об удалении Главы поселения в отставку может быть принято только при согласии Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

    6. Рассмотрение инициативы депутатов Совета депутатов или Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об удалении Главы поселения в отставку осуществляется Советом депутатов в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.

    7. Решение Совета поселения об удалении Главы поселения в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов с. п.Лемпино.

    8. Решение Совета депутатов об удалении Главы поселения в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании Совета депутатов, уполномоченным на это Советом депутатов с. п.Лемпино.

    9. При рассмотрении и принятии Советом поселения решения об удалении Главы сельского поселения в отставку должны быть обеспечены:

    1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов Совета депутатов или Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и с проектом решения Совета депутатов об удалении его в отставку;

    2) предоставление ему возможности дать депутатам Совета поселения объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.

    10. В случае если Глава сельского поселения не согласен с решением Совета депутатов об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.

    11. Решение Совета депутатов об удалении Главы поселения в отставку подлежит официальному опубликованию в газете «Югорское обозрение» не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае если Глава поселения в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию одновременно с указанным решением Совета депутатов.

    12. В случае если инициатива депутатов Совета поселения или Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об удалении Главы в отставку отклонена Советом депутатов, вопрос об удалении Главы в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение Совета поселения не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания Совета депутатов, на котором рассматривался указанный вопрос.