Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Как Uber стал явлением в мировой экономике и политике. Тотальная уберизация: как это работает

    Как Uber стал явлением в мировой экономике и политике. Тотальная уберизация: как это работает

    Uber - международная технологическая компания, которая присутствует в более 360 городах и 66 странах мира. Uber начал свою работу в Москве в декабре 2013 года. На сегодняшний день Uber доступен в семи российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Сочи. Uber работает в соответстви с законодательством РФ.

    Uber - это мобильное приложение, которое соединяет пользователей и водителей. В основе платформы Uber лежат новые технологии, которые позволяют сделать сервис не только доступным, надежным и безопасным, но и создать новые экономические возможности для экономик государств, отдельных секторов промышленности и частных лиц.

    СОЗДАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

    Для партнеров

    Мы создаем новые экономические возможности для тысяч людей в каждой стране, где мы работаем. Водители, которые являются индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, выбирают сотрудничество с Uber по разным причинам. Кто-то хочет иметь постоянный источник дохода, кто-то ищет гибкие форматы работы, совместимые, к примеру, с личными проектами, или дополнительный заработок. По результатам опросов наших партнеров, более 80% из них выбирают сотрудничество с Uber, поскольку хотят быть независимыми. Этот факт наиболее актуален на сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, где все больший упор делается на развитии самозанятости населения.

    Технологии, которые лежат в основе работы Uber, позволяют партнеру более эффективно организовать свое время, имея при этом достойный заработок. Система перенаправляет запрос на поездку от пользователя ближайшему водителю. Это позволяет сократить время простоя и холостого хода. В конце 2015 года Uber выпустил ряд обновлений для водительского приложения, которые поддерживают тезис об эффективности:

    • в приложении появилась новостная лента, которая сообщает о важных событиях в городе, карты спроса на поездки с указанием участков с дефицитом водителей, информация о рейтинге и комментариях пользователей в агрегированном виде, а также отчеты о заработках. Все это позволяет водителю эффективнее организовывать свой день и принимать решение о времени выхода на линию.
    • была внедрена функция, которая позволяет водителю за несколько минут до завершения текущей поездки получать информацию о месте подачи автомобиля для следующей поездки. Это обновление позволяет водителю эффективнее планировать будущий маршрут, выстраивая его уже в момент завершения текущей поездки.

    Эти технологические решения позволяют партнерам совершать больше поездок в единицу времени и при доступных для пользователей тарифах зарабатывать при этом больше.

    Для городов

    Uber не принимает к оплате наличные - все транзакции происходят автоматически: они прозрачны и их можно контролировать. Новая контролируемая экономическая деятельность делает вклад в увеличение налоговых поступлений в стране. Деньги, которые мы выплачиваем партнерам за поездки, становятся частью экономики страны.

    Благодаря присутствию Uber в странах выигрывают и смежные индустрии, в том числе, производство и обслуживание автомобилей, автокредитование и страхование, среди прочих. Uber заключил соответствующие соглашения с Baidu и AliPay в Китае и с Tata в Индии. Мы уже сотрудничаем со многими российскими компаниями и рассматриваем возможность заключения похожих соглашений новыми местными партнерами в России.

    ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОРОДСКИХ ПЕРЕВОЗОК

    Экономика совместного потребления - относительно новое явление, однако оно уже успело доказать свою устойчивость и эффективность. Она подразумевает освоение неиспользуемых или недоиспользуемых объектов или ресурсов. По нашим подсчетам, автомобиль является одним из самых неликвидных активов и используется всего на 4% от своих возможностей, а 96% времени стоит на парковке. При этом в среднем до 15% городского пространства мегаполиса отводится на парковочные места.

    Uber может повысить эффективность использования личных автомобилей в 4 раза (собственные подсчеты: персональный автомобиль, совершая примерно 2-2,5 поездки в день, перевозит около 4 пассажиров, автомобиль партнера Uber совершает до 10 поездок, перевозя при этом 16 пассажиров в день). Таким образом, такой низколиквидный актив, как личный автомобиль не только повышает свою эффективность, но и становится инструментом для получения дополнительного источника дохода. В сегодняшней экономической ситуации пользу платформы Uber в этом смысле нельзя отрицать.

    ТАРИФЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    Помимо преимуществ работы платформы для партнеров и экономики городов, описанных выше, нельзя забывать о преимуществах наличия приложения в городе для обычных пользователей.

    Тарифы на поездки на Uber понятны и прозрачны пользователю. Пользователь всегда может оценить стоимость поездки перед ее началом через приложение, а оплата происходит только по безналичному расчету, что гарантирует прозрачность. Тарифы на поездки с момента запуска популярного сервиса uberX в разных городах России не повышались.

    Система Uber равномерно распределяет автомобили по городу на основе анализа данных о спросе. Запрос на поездку направляется ближайшему автомобилю. Это позволяет значительно снизить время подачи. В Москве, например, с момента запуска сервиса среднее время подачи снизилось с 10 до около 6 минут в среднем, благодаря чему Uber стал дополнением транспортной системы города и удобной альтернативой существующим способам передвижения. На более зрелых рынках для Uber (США, Китай) среднее время подачи автомобиля может составлять 3 и даже 1 минуту.

    Uber уже расширил спрос на услуги своих партнеров - через приложение Uber поездки заказывают не только те, кто раньше пользовался услугами такси, но и те, кто этого никогда не делал, поскольку эти услуги были недоступны или неудобны.

    Мы наблюдаем за усилиями региональных властей повысить привлекательность городов для туристов как из России, так и из-за рубежа, и очень высоко оцениваем эти усилия. Платформа Uber, доступная в более 360 городах мира, станет альтернативным способом перемещений по городу для иностранных туристов, путешествующих по России, а также для российских путешественников внутри страны.

    БЕЗОПАСНОСТЬ

    Безопасность пользователей и водителей - приоритет для Uber. Платформа Uber обладает рядом технологических преимуществ, которые делают вклад в безопасность пользователей и водителей до, во время и после окончания поездки.

    ПЕРЕД ПОЕЗДКОЙ

    • Пользователям Uber нет необходимости ловить машину на улице - вместо этого можно заказать поездку через приложение и дожидаться приезда автомобиля в помещении.
    • При заказе поездки через приложение Uber система соединяет пользователя с ближайшим к нему водителем. Система распределения заказов не подразумевает каких-либо предпочтений по месту подачи автомобиля или месту назначения.
    • Поездки не являются анонимными. Как только система принимает запрос на поездку, пользователь получает большое количество информации о водителе, в том числе имя, фото, номер и марку машины, а также рейтинг.
    • Кроме того, пользователь всегда может связаться с водителей напрямую через приложение.

    ВО ВРЕМЯ ПОЕЗДКИ

    • Место нахождения автомобиля обновляется в приложении в режиме реального времени. Пользователи знают, где они находятся в каждый момент поездки.
    • Пользователи могут отправить своим близким ссылку на маршрут своей поездки с возможностью наблюдать за передвижением автомобиля в режиме реального времени, а также с информацией об ожидаемом времени прибытия.
    • Оплата за поездки осуществляется автоматически - стоимость списывается с банковской карты, привязанной к приложению. Это позволяет снизить риск споров по поводу стоимости поездки, избавляет от необходимости носить наличные и исключает возможность неоплаты поездки. Безналичная оплата является существенным преимуществом для водителей-партнеров: наличие больших сумм наличных денег делает их потенциальной мишенью для злоумышленников.
    • Технология GPS позволяет оценить эффективность выбранного маршрута для каждой поездки. Это мотивирует водителей более ответственно выбирать маршрут и существенно повышает качество сервиса.

    ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ

    • Система рейтингов. Пользователи и водители-партнеры ставят друг другу рейтинг после каждой поездки и могут оставить отзыв с комментариями.
    • Эффективная служба поддержки. В случае, если у пользователей или водителей-партнеров возникают вопросы по деталям поездки или по работе сервиса в целом, они могут связаться со службой поддержки по адресу support@сайт, которая всегда готова предоставить необходимую информацию.

    КАК ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ ВКЛАД В ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

    • Существует прямая зависимость между работой Uber в городах и сокращением количества случаев вождения в нетрезвом виде. По оценкам исследователей из университета Temple University, доступность приложения Uber в различных городах Калифорнии снизила количество смертельных случаев, связанных с вождением в нетрезвом состоянии, примерно на 5%.
    • Uber в США стал партнером организации Mothers Against Drunk Driving (MADD). Целью партнерства является привлечение внимания к проблеме вождения в нетрезвом состоянии и информирование общественности о доступных альтернативах.

    Компания Uber не просто положила начало новой экономической модели, но и дала ей собственной название. Мобильные устройства и интернет, и большие данные позволили совершить очередную технологическую революцию и соединить напрямую покупателей и продавцов там, где им это нужно.

    Идея Uber - соединить с водителем всех, кто в нем нуждается, сейчас выглядит банально. Но они добились такого успеха благодаря инновации. То, что начиналось как приложение, которое соединяло водителей и пассажиров, быстро превратилось в сервис, где почти каждый сам может стать водителем такси, и каждый может заказать машину откуда угодно и когда угодно.

    Сам Uber сейчас возглавляет список «единорогов» – стартапов, оценивающихся более чем в 1 миллиард долларов. Стоимость компании превышает 60 миллиардов долларов, но это лишь верхушка айсберга под названием «уберизация». Она коснулась, кажется, уже всего, от автомобилей до уборки, от готовки до кредитов и медицинского обслуживания. По мнению экономистов, все, что может быть лишено посредников и переведено в состояние сервиса или приложения, рано или поздно будет приведено в это состояние.

    Uber изнутри

    Казалось бы, Uber – это простое приложение для заказа машины. Однако, конечно, это далеко не так. Простое приложение вряд ли оценивают в 50 миллиардов долларов. Инженерную инфраструктуру Uber можно сравнить с Facebook или Google – за фасадом приложения большие данные, диспетчерские системы, динамическая установка цен, карты, маршруты и множество других подсистем, обеспечивающих подачу машины в нужное время в нужное место.

    В начале в компании было 40 инженеров, но за три года их количество выросло до 1,200. Как они не превратились в большую бюрократическую машину?

    CTO компании Туан Фам объясняет, что все организуются в небольшие команды, работающие над определенными задачами – это подобно стартапам внутри одного большого стартапа. Сейчас внутри компании работает 50-60 таких целевых команд, состоящих из программистов, инженеров по работе с данными, продукт-менеджеров, дизайнеров и т.п. У них свои роадмепы, планы и отчетность, но поддерживают их инфраструктурные службы – хранения данных, вычислений, обеспечения надежности. Это позволяет в целом компании очень быстро развиваться на основе единой архитектуры и сервисов.

    Большой рост

    Тот же Туан объясняет, что одно из главных правил, которым научил его Uber – страсть к риску и небоязнь провала. При таком росте невозможно делать все идеально, всегда есть ошибки и падения, большие и малые решения, которые принимает компания, не всегда срабатывают. Но непринятие никаких решений – это еще большая ошибка. Таким образом, всегда нужно иметь определенную толику бесстрашия с одной стороны, и понимание проблем и их приоритетов с другой. Надо положиться на свой опыт и знание, чтобы принимать лучшие решения из всех, что возможны. Совершенно точно некоторые из них не сработают, и это будет очень больно. Но надо продолжать двигаться вперед, учиться и делать все снова и снова.

    “Чем быстрее вы падаете, тем больше вы учитесь, тем лучше вы становитесь”, – говорит Фам. “Это самая трудная работа, за которую мне приходилось браться, но в то же время и самая забавная работа в моей жизни, - рассказывает Туан Фам. - Каждый день я занимаюсь новыми вещами и чувствую, что совершенствуюсь”.

    И большие данные

    Тревис Каланик, основатель и руководитель Uber тоже может многое рассказать о данных. “Вся бизнес-модель Uber зависит от данных”, – говорит он. Большое количество данных требует все больше и больше специализированных навыков.

    “Вы видите, что становится все больше науки, ученых, экспертов по машинному обучению. Эта работа становится главной, по крайней мере в технологических компаниях. Все, начиная от цены, маркетинга, обслуживания потребителей, становится вопросом машинного обучения. Мы думали, что совершим революцию, наняв нейрофизиолога в нашу логистическую команду, но в Долине этим уже никого не удивишь”.

    И данных будет еще больше. Такие компании как Uber сами переписывают правила дистрибуции приложений. Вместо того, чтобы бы одной из миллиона других иконок, они выбирают через интеграции с регулярно используемыми сервисами. Это положило начало массовой миграции из магазина приложений, которая может разрушить старую и неидеальную модель. Uber изменяет не только экономику извоза, но экономику приложений.

    Будущее уберизации

    Сам Uber сейчас перевозит несколько миллионов людей каждый день, но смотрит уже далеко вперед. Компания мечтает о сотне или даже полумиллиарде поездок каждые сутки. Это не просто поездки, это полная трансформация экономики и мира. Uber – это не только люди, но и еда, грузы, даже беспилотные автомобили – компания становится операционной системой между цифровым и физическим миром. Ее миссия – надежные перевозки, всего для всех.

    Вы сможете создать свой продукт и стать новым Uber. 20 и 21 мая Бизнес-инкубатор МГУ и Группа QIWI в Москве проводит конференцию и хакатон , посвященный технологиям и продуктам, меняющим привычные бизнес-модели и избавляющим их от лишних посредников.

    Основными темами конференции являются финтех, блокчейн, чатботы и автоматизация бизнеса, которые раскроют эксперты компаний VISA, Группы QIWI, YouDo, Uber, VoxImpant, AmoCRM и другие. Приходите и сделайте новую экономику реальностью.

    С Убером, как с сервисом по заказу такси, знаком каждый. Компания стартовала сравнительно недавно – в 2009 году, но ей удалось быстро изменить соотношение сил на мировом рынке такси. Появился даже специальный термин «уберизация». Под ним понимают использование бизнесом цифровой платформы для создания дополнительной ценности сервиса путем объединения клиентов и поставщиков услуг.

    Впервые слово «уберизация» услышали из уст главы французской медиагруппы Publics Мориса Леви в конце 2014 года. C этого момента оно разлетелось по всему миру и было взято на вооружение СМИ и маркетологами.

    Сегодня понятие убер стало нарицательным. Убером может быть любой сервис, координирующий агентов рынка в реальном времени. По сути – это симбиоз, в котором каждый из участников получает свою легко измеримую выгоду.

    • Выгода для агентов убера – возможность с меньшими издержками оказывать свои услуги.
    • Выгода для самого убера – получение прибыли в виде процентов со сделок, завоевание рынка за счет привлечения новых агентов.

    Убер – убирая лишнее

    За счет чего убер снижает издержки своих пользователей?

    • создает правила игры и контролирует их выполнение всеми участниками рынка.
    • убирает из производства процессы, которые не несут рыночной ценности
    • исключает человеческий фактор за счет автоматизации процессов

    Убер – гарант соблюдения интересов независимых агентов рынка. Он берет на себя всю бизнес функцию: от предложения клиенту услуги или товара и до получения отзыва. Почему это работает? Убер умеет делать целевую бизнес-функцию лучше, чем сам её владелец. Если брать классический пример с такси, то ценность убера для агентов – обеспечение непрерывного потока клиентов, координация работы водителей, контроль, чтобы все участники играли по правилам.

    Не всякий агрегатор, который собирает в одном месте продавцов и покупателей является убером. Обычные маркетплейсы типа Яндекс.Каталога – это псевдоуберы – они агрегируют участников бизнес-процессов, но не привносят никакой дополнительной ценности в их работу.

    Как работает убер?

    Питательная среда для убера – это большое количество агентов на рынке, которые взаимодействуют с потребителем по простым схемам. Всё то же такси – идеальный пример. Для возникновения убера определяющими является унифицированные алгоритмы действий участников рынка. Сегмент бизнеса должен работать по простым устоявшимся правилам. Уберизировать вновь запущенные стартапы или Forex-компании практически нереально.

    Если два предыдущих условия соблюдаются, то можно состыковать потребителя и поставщика услуг и стандартизировать это взаимодействие с помощью цифровой платформы. Чаще всего в её качестве используют мобильное приложение, так как оно может дать уберу все преимущества новых технологий, собранные в одном месте: геолокация, телефония и облачные технологии.

    Убер – драйвер рынка, который инициирует появление новых бизнес-моделей. Прицел его действий – ключевые этапы в создании стоимости продукта. При помощи цифровых платформ убер «выдергивает» сегмент рынка из-под власти общепринятого регулятора и устанавливает свои правила игры. Перераспределяя ресурсы, убер организовывает экономику совместного потребления. По данным Kommersant.ru доля такой экономики с 2013 по 2015 год увеличилась в 10 раз по сравнению с традиционной, и продолжает расти.

    Убер и цифровые решения для бизнеса

    Другая сторона уберизации бизнеса – повышение эффективности производственных процессов, в том числе и за счет исключения человеческого фактора.

    Убер – это про стратегии и подходы. Переход от частностей к стратегическим решениям: политика формирования цен, стратегии развития бизнеса и повышения его эффективности.

    Основная ценность убера: коммуникации с минимальными издержками. В этом сходство убера с цифровой трансформацией . Можно сказать, что digital-трансформация – это один из обязательных компонентов уберизации. Без изменения внутренних коммуникаций и процессов бизнеса не получится приготовить хороший убер. Цифровая трансформация помогает сделать сложный внутри сервис или продукт очень простыми снаружи. Возможность получать услугу нажатием одной кнопки – вот, что сегодня нужно пользователю.

    Уберизации хорошо подвергаются следующие виды бизнеса

    • Существующие на широких традициональных рынках.
    • В основе бизнеса – товары и услуги с конечным набором параметров. Их легко «посчитать».
    • В сегменте рынка работает много агентов.

    Чем больше число участников (игроков) в убере, тем очевиднее его полезность для конечных пользователей.

    У убера есть очень интересное свойство – он может легко проникать в смежные области на рынке. Например, с помощью сервиса Get Taxi можно заказать и доставку суши. Этот феномен позволяет уберу быстро распространятся и закрепляться на рынке, занимая соседние ниши.

    Убер – сделай сам!

    Главная сложность с убером – необходимо чтобы кто-то инициировал его возникновение на рынке. Убер не может появиться сам по себе, потому что просто прошло пришло его время. Эволюция рыночных отношений не приведет к уберизации. Намерение и ценность уберизации должны создаваться извне. Необходим инициатор этого процесса, способный выстроить схему работы, сформировать ценности для участников процесса и контролировать игру по правилам. Таким инициатором выступает, как правило, основатель бизнеса.

    Уберизация отраслей

    Уберизация логистики

    Главная проблема перевозчиков – холостые рейсы. Более 60% перевозчиков более половину времени поездки курсируют пустыми. Идея уберизировать эту сферу лежала на поверхности. После своего успешного дебюта Убер предложила сервис по доставке грузов из магазинов Европы и США. Мгновенно появились сервисы-клоны, которые взяли на вооружение эту модель.

    Клиент получает удобный сервис – возможность связываться напрямую с грузоперевозчиками, отслеживать свой груз в реальном времени и удобный поиск агентов. Дополнительная выгода – возможность сэкономить на экспедиторских наценках.

    Перевозчики же со своей стороны могут оперативно брать дополнительные заказы, планировать свою загрузку и сократить долю холостых пробегов.

    В логистике, кстати, сейчас очень много псевдоуберов. К таким сервисам можно отнести биржи грузов и перевозчиков. Они не решают проблемы конечных клиентов: процесс выбора перевозчика остается непрозрачным для клиента, обеспечения возможных рисков на себя они не берут. Это – обычный демпинг за счет кажущейся технологичности.

    Уберизация телекома

    Процессы телеком операторов тоже могут быть оптимизированы. Известная в отрасли проблема – не полная загруженность технических служб. Её можно решить при помощи аутсорсинга обслуживания абонентов. Такую модель можно назвать уберизацией телекома. Технически это осуществляется при помощи Software Defined Network (SDN) – управление сетью через API и веб-протоколы.

    Вот какое определение программно-определяемой сети дает Википедия:

    Программно-определяемая сеть или программно-конфигурируемая сеть (SDN, англ. software-defined networking) - сеть передачи данных, в которой уровень управления сетью отделён от устройств передачи данных и реализуется программно. Одна из форм виртуализации сети.

    Телеком-убер централизует работу с сетью, отделяя друг от друга процессы передачи и управления данными. Реализуется это посредством протокола OpenFlow, работая по которому оператору не обязательно иметь свои физические сетевые ресурсы. Здесь убер работает по классической схеме – разделяй и властвуй.

    Уберизация автосервиса

    Достаточно новое направление в сфере уберов. Главная сложность уберизации этого бизнеса – традиционное недоверие автовладельцев к любым автосервисам. Другая проблема – сложная логистика доставки запчастей и перемещения сотрудников по городу.

    Схема работы уберов автосервисов такая: с помощью приложения можно вызвать высококвалифицированного механика, который привезет с собой всё необходимое оборудование и запчасти. Можно сделать и элементарные работы на месте: заменить колодки, отремонтировать электрику или сделать элементарную диагностику.

    1. Широкий рынок с большим количеством агентов. По примерным оценкам годовой оборот московского рынка автосервиса превышает 80 млрд. рублей.
    2. Схема взаимодействия клиентов с подрядчиками в этом сегменте достаточно проста.
    3. Возможность установить жесткие требования к мастерам, например, сотрудничал только со специалистами высокой квалификации и десятилетним опытом.

    На отечественном рынке есть несколько подобных проектов, правда об их успешности судить пока еще рано. А вот на Западе с 2011 года уже работает сервис Yourmechanic . Сейчас он покрывает 300 городов Америки.

    В среднем убер автосервиса дает значительную экономию своим пользователям: 50% по сравнению с услугами официальных автодилеров и 25%, если сравнивать с частными компаниями.

    Крупнейшая мировая консалтинговая компания PwC в 2015 году выпустила исследование по экономике совместного потребления. В нем говорится, что сейчас производственные мощности используются менее чем на 20% и это дает большие возможности для того, чтобы уберизация стала ведущим бизнес-трендом ближайшего будущего.

    Как сервис по заказу такси знаком, пожалуй, каждому, хотя компания стартовала относительно недавно – в 2009 году. Несмотря на это, почти за девять лет ей удалось не только реформировать рынок, но и создать целый тренд в экономике, который носит название «уберизация».

    Под уберизацией понимают использование бизнесом digital-платформы для создания добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

    Зачастую технология реализуется через приложение в смартфоне, которое идентифицирует покупателя, соединяет его с оптимальным поставщиком услуги и способствует максимально эффективной организации взаимодействия, используя систему рейтингов и отзывов.

    Исполнитель находит заказчика, минуя одного, а иногда и множество посредников – получается дешевле, удобнее и быстрее. Строго говоря, посредник есть, но он всего один – Uber или компании, подобные ему. За счет эффекта масштаба и наличия нескольких крупных игроков на рынке комиссия сервиса невелика, а здоровая рыночная конкуренция сдерживает аппетиты и стимулирует развитие и улучшение качества услуг.

    Uber стал новой бизнес-моделью

    Возникнув на Западе, понятие Uber быстро стало нарицательным: теперь так можно назвать любой сервис, объединяющий и координирующий агентов рынка в режиме реального времени.

    Благодаря синергии каждый из участников получает свою выгоду:

    • Для агентов – это возможность сократить издержки на оказание услуг.
    • Для сервиса – это получение прибыли в виде процентов со сделок, и охват большей доли рынка за счет привлечения новых агентов.

    Так простой исполнитель, не обладая специальными навыками в области развития собственного бизнеса, маркетинга и рекламы, зарегистрировавшись и пройдя нехитрое обучение и авторизацию сервисом, в кратчайшие сроки получает возможность подработать водителем такси, курьером или, например, заняться сдачей жилья в аренду.

    Стремительное развитие технологий и повсеместная дигитализация породили on-demand economics: клиенты хотят получать услуги тогда, когда им это нужно, а не тратить время на ожидание.

    Это стало фундаментом для новой бизнес-модели, основанной на «мгновенном удовлетворении» (instant gratification). Высокая скорость оказания услуги становится новым стандартом качества на всех рынках одновременно с упрощением и стандартизацией самого бизнес-процесса, уменьшением цепочки участников и вовлечением большого количества игроков.

    Преимущества и недостатки модели Uber

    В условиях такой глобальной трансформации экономических подходов проявляются как положительные, так и отрицательные стороны Uber.

    Преимущества.
    • Онлайн-сервисы ставят в равные условия большие корпорации и небольшие стартапы. Это положительно сказывается как на отдельных потребителях, так и на экономике страны в целом.
    • Бизнес-модель Uber делает процесс получения услуги дешевле, проще и удобнее

    Недостатки.

    • Посредники вроде Uber дают обычно меньше опций (например, такси нельзя заказать заранее) и меньше гарантий в случае неприятных и непредвиденных ситуаций. Этот процесс еще требует отладки и доработки.
    • Кроме того, с позиции брендов, глубоко укоренившихся в традиционной модели, тренд на уберизацию практически неизбежно означает уход с рынка или необходимость тотальной и срочной реформы своих бизнес-процессов.

    Таким образом, одни компании получают бесплатные и эффективные каналы продаж, а другие теряют вложения, направленные на построение бренда и повышение его узнаваемости.

    Несмотря на то, что уберизация избавляет рынок от посредников, маловероятно, что агентская модель в ближайшее время исчезнет вовсе.

    Например, сервис для аренды жилья хоть и оставил позади по количеству бронирований мировые отельные сети, но отели продолжают приносить стабильную прибыль: посетители им доверяют, это привычная и понятная для них модель.

    Краудсорсинг становится инструментом для решения бизнес-задач

    Традиционные компании не могут обеспечить необходимую в новых условиях срочность оказания услуг по доступной цене. Это открывает пространство для деятельности игрокам, использующим новые технологии для привлечения к работе самозанятых граждан.

    Так работают, например, краудсорсинговые платформы.

    Краудсорсинговые платформы очень схожи по принципам работы с Uber и являются основой для проникновения технологии в другие отрасли, развивая заданный еще в 2000-х тренд на совместное потребление.

    Люди стремятся пользоваться, а не владеть. В этом принцип совместного потребления вещей и технологий вроде timesharing – совместного владения недвижимостью, откуда и вырос Uber.

    В 2014 году экономика совместного потребления оценивалась в $15 млрд. Согласно оценке PricewaterhouseCoopers, к 2025 году доходы сервисов, занятых в сфере совместного потребления, достигнут $335 млрд.

    Этот тренд включает в себя и развитие самозанятых граждан: компании больше не стремятся «владеть», то есть брать в штат сотрудников и обеспечивать им рабочее место в бизнес-центре, заставляя появляться в офисе с 9 до 18.

    Желание людей заработать, управлять своим временем и самим увеличивать или уменьшать нагрузку, встраивая рабочие процессы в удобный для них график, повышает спрос на возникновение и использование подобных технологий.

    Таким образом, краудсорсинг постепенно становится полноценным инструментом для решения разнообразных бизнес-задач, завоевывая все новые сферы, так как он одинаково эффективен как для B2B-компаний, так и для B2C.

    А что в ритейле?

    Предпосылки для развития краудсорсинга и уберизации в рознице связаны с массовым использованием смартфонов и планшетов, которые сейчас превращаются в современные орудия труда. Через них работники получают и выполняют задания, оперативно собирая требуемые данные.

    На первый взгляд, все очень просто, но за такими платформами стоят серьезные технологические решения, предназначенные для сбора и обработки огромных массивов данных.

    Благодаря развитию краудсорсинга даже крупные территориально диверсифицированные сети могут получать информацию из самых отдаленных населенных пунктов. А небольшие компании сокращают свои издержки на персонал, получая необходимую маркетинговую информацию из торговых точек за небольшие деньги.

    Работают краудсорсинговые решения достаточно просто: ритейлер или производитель размещает на платформе задание, которое нужно выполнить, указывая необходимые SKU, адреса торговых точек, количество фотографий. Плюсом таких решений являются фиксированная стоимость задания и возможность контролировать процесс его выполнения по фотоотчету и GPS-координатам.

    Сервисы, построенные по модели Uber

    Как скоро наступит будущее, в котором мы с вами будем зарабатывать во время покупок в гипермаркете, просто загружая в программу фотографии, сделанные мимоходом? Кто станет первым счастливчиком, и как скоро uber-технологии приведут нас к дополнительному заработку?

    Мобильный uber-мерчендайзер и uber-трейд-маркетолог – вот профессии будущего «полевого» маркетинга.

    Все началось, как и сам Uber, с Запада.

    По такому принципу уже работают некоторые иностранные компании:

    • Field Agent
    • Gigwalk
    • MobiAudit.

    На российском рынке основными игроками сейчас являются:

    • Crowd Systems
    • Million Agents
    • Street Bee
    • YouDo
    • «Яндекс.Толока»

    В их приложениях видны доступные задания с описанием конкретной задачи и указанием размера вознаграждения. Взявшись за него, исполнитель выполняет работу при помощи мобильного приложения, делает фотографии и вносит необходимую информацию.

    Основное отличие этого инструмента от традиционных – деперсонализация исполнителя задачи. За ее решение может взяться любой человек, установивший приложение и откликнувшийся первым. Как правило, размещаемые задания достаточно простые, для их исполнения не требуется специальная подготовка.

    Но бывают и сложные задания, требующие вовлеченности исполнителя. Например, надо не просто сфотографировать товар на полке магазина, но вручную внести данные о его цене, артикуле, величине скидки, проходящих промо-акциях, а также ответить на дополнительные вопросы в анкете.

    В условиях спада экономики традиционный бизнес не может себе позволить расширить штат для выполнения большего количества заказов. Если же заказов становится меньше, то часть сотрудников остается незанятой.

    В то же время сервисы, построенные по модели Uber, могут легко увеличить число своих работников в периоды повышенной активности и сокращать его, когда появится необходимость. Для бизнеса это означает снижение рисков, увеличение гибкости и числа потенциальных «сотрудников», а также их мобильности.

    Уберизация в доставке товаров

    Отдельного внимания заслуживает сервис краудсорсинговой доставки. Это достаточно новое явление, но уже уверенно завоевавшее свое место на рынке. Логистические компании не всегда успешно справляются с экспресс-доставкой.

    Для своевременной доставки заказов ритейлеры и рестораторы все чаще используют не специализированных перевозчиков, а сервисы, работающие с непрофессиональными курьерами – таксистами и людьми, заинтересованными в дополнительном заработке.

    В этом случае вся необходимая информация также аккумулируется в онлайн-сервисе, посредством которого клиент обращается напрямую к тому подрядчику, работать с которым для него наиболее удобно в настоящий момент.

    Примеры сервисов, работающих на западном рынке

    • В США завоевал огромную популярность сервис доставки еды Postmates . Сервис работает по принципу on-demand delivery. Заказ оформляется онлайн с помощью приложения по доставке еды. Пользователь выбирает любой доступный ресторан и заказывает блюда.

    После поступления заказа курьеры получают уведомление и, находясь территориально рядом, могут принять заказ. Компания получает 20% от стоимости доставки. Остальное, включая чаевые, зарабатывает курьер.

    • В Нидерландах создано мобильное приложение TringTring , которое доставляет покупку велокурьерами в течение одного часа. Работники такого сервиса называют себя «трингерами». Они доставляют письма, бандероли, посылки, продукты и другие покупки из интернет-магазинов.

    Мобильное приложение TringTring работает по контрактам с магазинами-ритейлерами и обслуживает не частных клиентов, а непосредственно сами магазины.

    Примеры сервисов, работающих на российском рынке.

    • С 2012 года услуги срочной курьерской доставки для малого и среднего бизнеса предоставляет компания Dostavista . Курьеры могут купить и привезти товары и продукты из магазина, организовать доставку для интернет-магазина, кафе, ресторана.
    • C 2013 года на российском рынке курьерского сервиса работает компания Bringo . В 2015 году она запустила платформу, которая также предоставляет услуги курьеров-краудсорсеров. Компания работает как с крупным ритейлом, так и с небольшими частными магазинами.

    Бизнес должен приспособиться к новой реальности

    Влияние глобального мирового тренда неизбежно обеспечит переход на новые экономические условия всех стран, а уберизация одних отраслей так или иначе скажется на смежных. Например, изменение процессов в ритейле сказывается на логистике и доставке.

    Так что же нас ждет – светлое будущее с удобной, близкой к дому работой, множеством заказов и возможностью выполнять их в удобный день и час? Что несет в себе этот непонятный digital – позитивные или негативные изменения? Уже сегодня дигитализация кардинально изменила мир: теперь бизнес во всех странах должен приспосабливаться к новой реальности.

    Представители компаний единогласны в одном: изменения будут. Невозможно искусственным образом сдерживать переход на модель Uber, поэтому определенных перекосов в экономике не избежать.

    С другой стороны, любые изменения порождают новые возможности. Это потенциал и точки роста для заказчиков со стороны ритейла, FMCG и для всех нас, потенциальных исполнителей новой Uber-экономики.

    «Подрывные» бизнес-модели стартапов, ориентированные на цифровой бизнес, угрожают заслуженным брендам. Чтобы понять, что угроза нешуточная, достаточно присмотреться к самому дорогому стартапу в истории человечества.

    Сегодня каждый топ-менеджер знает громкие истории цифрового бизнес-успеха. О том, что капитализация AirBnB, не имеющей ни одной кровати, превысила капитализацию гостиничной сети Hyatt. О том, как Instagram был продан за $1 млрд без работающего продукта и всего с 16 сотрудниками, в то время как огромный Kodak, на фабриках которого трудились десятки тысяч человек, стал банкротом, хотя имел патенты на цифровую фотографию.

    Эти истории вдохновляют, но не дают исчерпывающего ответа, почему эти бизнес-модели работают. Кажется, что их успех обусловлен некими эксклюзивными обстоятельствами, тем более что общего шаблона для успешной оцифровки бизнеса, конечно, нет. Тем не менее общие схемы и движущие силы в основании успешных цифровых бизнес-моделей имеются. В этом смысле системо- и трендообразующей компанией можно считать Uber. Ее бизнес-модель несет такую разрушительную силу, что продвижение компании на рынке сопровождается многочисленными судебными исками со стороны работающих по старинке конкурентов.

    Как изменить клиентский опыт

    Один из основателей Uber Трэвис Каланик рассказывает теперь, что идея бизнеса родилась у него в Париже в 2008 году, когда он не смог заказать такси.

    Если проследить цепочку создания ценности при традиционном такси-сервисе, можно увидеть, что в каждом ее звене клиент сталкивается, с довольно большой вероятностью, с негативным опытом.

    Когда звонишь в диспетчерскую, линия часто бывает занята. Или у тебя вообще нет под рукой нужного телефона. А если ты в чужом городе и тебя спрашивают, куда подать машину, бывает, что просто не можешь вразумительно объяснить. Затем приходится ждать, когда приедет машина, не имея никаких подсказок. Таксист не местный, плохо знает язык и город. В салоне машины у него грязно. Момент расплаты превращается в лотерею: сколько здесь принято платить, какие давать чаевые? Попытки расплатиться кредиткой таковыми и остаются. И, наконец, водитель не приучен выписывать квитанцию в обмен на деньги.

    Видимо, Каланик испытал нечто подобное с парижскими таксистами, поскольку уже в 2009 году выпустил мобильное приложение Uber, которое предполагает совсем другую, в значительной степени цифровую цепочку создания ценности при перемещении клиента из точки A в точку B.

    Теперь, чтобы вызвать такси, не нужно никуда звонить. Открываешь на телефоне приложение, выбираешь точки старта и финиша. Приложение предлагает варианты водителей с машинами, входящими в систему и находящимися поблизости, и цену за поездку. Ты связываешься с водителем и следишь по карте за тем, как он подъезжает. Все эти шаги отображаются на экране смартфона. Приехав на место, не нужно говорить о деньгах. А водителю, если он хочет и впредь получать клиентов через систему, приходится быть вежливым и содержать машину в чистоте. В общем, все должны быть довольны.

    О том, что все участники процесса действительно довольны, говорит тот факт, что сервис Uber доступен уже в пятистах с лишним городах мира. Хотя его экспансия и сопровождается протестами и конфликтами во многих странах. Таким образом, тщательный анализ и пересмотр клиентского опыта приводит к хорошим бизнес-результатам. Более того, для цифровой трансформации бизнеса рекомендуется анализировать сразу все имеющие отношение к делу цепочки создания ценности: самой компании, клиентов и партнеров. Полезный цифровой потенциал для бизнеса проистекает от их разумной интеграции.

    Поначалу в Uber пускали только водителей на представительских машинах, потом — ради международной экспансии — рамку расширили на автомобили экономкласса. Система работает не столько с такси-службами, сколько с частниками, которым по пути. Последнее обстоятельство — важный элемент бизнес-модели Uber, который служит основой так называемой экономики совместного потребления (c2c-коммерции).

    Бизнес-модель Uber

    Uber создает ценностное предложение и для клиентов, и для водителей — он сводит тех, кому надо добраться из точки A в точку B и желательно подешевле, с теми, кому по пути и кто не прочь подзаработать, подвозя попутчика (не говоря уже о таксистах). Понятно, что ключевым ресурсом оказывается техническая платформа с приложениями и алгоритмами, а затраты на ее разработку — одна из основных расходных статей (к таковым относятся также судебные издержки и присуждаемые компании штрафы).


    Возможные источники доходов Uber включают не только плату за сервис (Uber обычно берет себе 20% платы за проезд, остальное — водителю). Созданный Uber интернет-хаб представляет собой платформу, которая привлекает клиентов и накапливает данные о них. Этот ценный актив служит источником дополнительных сервисов, в том числе предоставляемых партнерами этой платформы.

    Uber как провайдер транспортной мобильности рассматривается даже в качестве одной из возможных новых автомобильных платформ. Сейчас такими компаниями-платформами выступают известные автопроизводители, а дополнительными поставщиками — производители запчастей и компонент информационно-развлекательной системы автомобиля. Но, как это уже случалось в прошлом, платформой может стать автомобильная ОС, и покупатель будет выбирать ее, а не «железо» (марку автомобиля). Или служба, работающая по модели Uber: сама Uber открывает новые сервисы по перевозке пассажиров на лодках и вертолетах, а израильская Gett рассматривает себя в качестве провайдера транспортировки не только пассажиров, но и грузов.

    Экономика совместного потребления

    С помощью своего цифрового портала Uber, Gett и им подобные поставляют на массовый рынок не используемые ранее ресурсы — сводят тех, кому надо ехать по маршруту, с теми, кто уже едет на своей машине по этому маршруту. Аналогичным образом уже упоминавшаяся компания AirBnB сводит тех, кому нужно переночевать, с теми, у кого как раз есть свободная комната или квартира. По такой же схеме работают fintech-компании, которые, минуя банки, соединяют частников, готовых дать свои деньги в долг, с надежными заемщиками (надежность «оцифровывается» с помощью собственных скоринговых систем). Даже стартапы получили возможность поднимать необходимые им для развития деньги не через традиционные венчурные фонды, а напрямую у будущих покупателей их продукции (краудфандинговые платформы Kickstarter, Indiegogo и др.). По этому поводу один крупный венчурный капиталист из Кремниевой долины сказал, что индустрия венчурного капитала, по сути, умерла. Чего не скажешь о самих стартапах.

    Использование компьютерных платформ для проведения пиринговых сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет устранить традиционных посредников, даже получило отдельное название в честь Uber — уберизация. В этой модели меньше издержки, поэтому ниже конечные цены, а сама она стала возможной, потому что люди быстро меняют свои привычки и делают то, чего не делали раньше, — сдают на короткое время свои дома или комнаты в них незнакомцам, дают и принимают деньги от людей, с которыми никогда не встречались. Они это делают, потому что оценку репутации и благонадежности незнакомцев тоже берут на себя технологии — различные рейтинговые и скоринговые системы. Получается, что технологиям доверяют больше.

    С одной стороны, государственные регуляторы обеспокоены уберизацией, поскольку пока не знают, как регулировать экономику совместного потребления и облагать ее налогами. С другой — это тот случай, когда новые технологии, которые часто ругают за то, что они сокращают рабочие места, способствуют самозанятости людей и порождают новые профессии.