Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Ключевыми ресурсами новой экономической системы являются. Основные типы экономики государства

    Ключевыми ресурсами новой экономической системы являются. Основные типы экономики государства

    Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организационно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

    • - рыночная экономика;
    • - административно-командная экономика;
    • - традиционная экономика;
    • - смешанная экономика.

    В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

    Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

    В любой экономической системе первичную роль играет производство товаров и услуг вкупе с последующим их распределением, обменом, потреблением и перераспределением.

    В каждой экономической системе по-своему решаются основные социально-экономические проблемы: что и как производить и на какой основе распределять созданный национальный продукт.

    В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм, в-третьих, методы мотивации к труду являются экономическими в различной степени, в - четвертых, способ организации принятия решений в рыночной и административно-плановой экономических системах имеют существенные различия.

    Экономическую систему можно рассматривать как способ организации совместной деятельности людей по достижению максимально возможного результата. Способ такой организации определяется рядом главных, конституирующих элементов. Рассмотрим имеющиеся различия, сопоставив конституирующие признаки двух экономических систем.

    Таблица 1.3.1 Основы экономической теории. Под ред. доктора экономических наук, профессора С. И. Иванова. М., с. 47

    Форма собственности

    Механизм обеспечения информацией и координации

    Методы мотивации людей к труду

    Способ организации принятия решения

    Административно- плановая система

    Государствен-ная

    Передача по вертикали из административного центра к периферии

    Экономические в меньшей степени, больше - неэкономическое принуждение (наказание за тунеядство, возможность получения жилья и т.д.

    посредством прямых директивных указаний, решение принимает центр

    Рыночная система

    Ценовой, через рынок

    Экономические

    решения принимают самостоятельные производители на основе мотива прибыльности и информации, поступающей с рынка

    В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

    Рыночная экономика . Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы (в том числе на главный для этой системы ресурс -- капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

    Одной из главных предпосылок этой системы выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

    Хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе ориентируется на конъюнктуру рынка, определяемую, прежде всего, уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

    Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

    В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

    • 1. многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой -- меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;
    • 2. широкое распространение маркетинговой системы управления. Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;
    • 3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

    Административно - плановая экономика. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

    Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности -- на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

    Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

    Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно-административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего там строится современная рыночная экономика. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 58.

    Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс -- землю. Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

    Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

    Смешанная экономика -- это хозяйственная система, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране; вмешательство государства в рыночную экономику не преобладает над регулирующей ролью рынка.

    Смешанная экономика характерна для многих развитых демократических стран Запада. В реальной жизни невозможно найти государство с ярко выраженной экономической системой. Часто элементы одной экономической системы соседствуют с элементами другой. Передовые страны (Германия, США, Франция и др.) стремятся гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики.

    Большая часть хозяйственных ресурсов в смешанной экономике находится в частных руках, многочисленные предприятия малого бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка.

    Вместе с тем некоторые важные сферы экономики (например, железные дороги, топливно-энергетический и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита и др.) принадлежат государству и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. В некоторых государствах забота о развитии социальной сферы столь значительна (например, в Германии или Швеции), что экономику таких стран часто характеризуют как социально-рыночное хозяйство. Экономическая теория / Под ред. В. А. Смирнова. М.: Финансы и статистика, с. 59.

    Однако ни одна из существующих экономических систем не может быть совершенной. Идеальные общества существуют лишь в теоретических построениях, а в реальности важно, какая из систем эффективна и жизнеспособна.

    Таким образом, принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

    Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, экономическая система - это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том что, как и для кого производить.

    Изучаемые вопросы

    1. Понятие экономической системы.

    2. Типы экономических систем.

    Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

    Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

    В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

    · Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

    Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

    Основные черты американской модели смешанной экономики:

    · низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

    · всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

    · высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

    Основные черты европейской модели смешанной экономики:

    · активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

    · защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

    · сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

    Особенности японской модели смешанной экономики:

    · координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

    · особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

    · особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

    Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

    · на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

    · многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

    · смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

    · многообразие форм распределения национального продукта.

    Пределы вмешательства государства в экономику.

    Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

    Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

    Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

    Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

    Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

    В литературе экономическая система определяется по-разному:

    1) Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных благ и услуг

    2) Экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Для характеристики любой системы обычно выделяют ее элементы, уровни организации, структуру и функции. Установление связей между составляющими систему элементами означает определение ее структуры.

    Для системы характерно наличие функций, которые не в состоянии выполнить ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом. Важным свойством экономической системы является наличие структуры. Поэтому:

    3) Экономическая система - сложная, упорядоченная совокупность всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности общества, осуществляющаяся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

    Структура экономической системы.

    В любой экономической системе первичную роль играет производство и распределение, обмен, потребление. Эти элементы рассматривают как стадии единого процесса. Важно подчеркнуть, что производство есть непрерывный, постоянно развивающийся общественный процесс. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности, а потребление – конечным; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство и потребление.

    Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются.

    Классификация.

    Одним из признаков деления экономики на типы может служить ее открытость или закрытость. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, если она не доступна для новых фирм, то она является закрытой системой.

    Другим признаком деления системы на типы являются формы регулирования экономической жизни. Ими могут быть традиции, команда (планирование) и рынок. Соответственно экономическая система может быть традиционной, рыночной и командной. В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешенной экономике.

    Еще одним признаком деления экосистемы на типы является форма собственности. Она может быть частной или государственной, а в традиционном обществе - общинной. Господствующая форма собственности определяет формы производства и распределения. Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики.

    Коренные различия следующие:

    а) между частной и общественной собственностью на ресурсы

    б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования.

    Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания теория смены цивилизаций, согласно которой выделяют их 7: неолитическая, восточно-рабовладельческая, раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

    Типы экономических систем.

    В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы необходимо выделить четыре основных типа экономических систем:

    1) традиционная;

    2) рыночная (капитализм);

    3) командно-административная (плановая);

    4) смешанная.

    Традиционная экономическая система.

    Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа: Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову. Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в силу существенных изменений внешних условий жизни племени или народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни могут сохраняться очень долго.

    Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики. В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль играет иностранный капитал.

    В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

    В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной экономической системы в организации жизни народов Севера.

    Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни и луга принадлежали племени или общине.

    Со временем основные элементы традиционной экономической системы перестали устраивать человечество. Жизнь показала, что факторы производства используются более эффективно, если они находятся в собственности отдельных людей или семей, а не в коллективной собственности. Ни в одной из богатейших стран мира основой жизни общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших странах мира остатки такой собственности сохранились. И это не случайно. Например, бурное развитие сельского хозяйства России пришлось лишь на начало XX в., когда реформы П. А. Столыпина разрушили коллективное (общинное) владение землей, сменившееся на владение землей отдельными семьями. Затем пришедшие к власти в 1917г. коммунисты фактически восстановили общинное землевладение, объявив землю “общенародной собственностью”. Построив свое сельское хозяйство на коллективной собственности, СССР так и не смог на протяжении 70 лет XX в. добиться продовольственного изобилия.

    Более того, к началу 80-х годов положение с продовольствием стало настолько плохим, что возникла необходимость принять специальную “Продовольственную программу”, которая, впрочем, тоже не была выполнена, хотя деньги на развитие аграрного сектора были потрачены огромные. Напротив, сельскому хозяйству европейских стран, США и Канады, основанному на частной собственности на землю и капитал, решить задачу создания продовольственного изобилия удалось. И настолько успешно, что фермеры этих стран смогли немалую долю своей продукции вывозить в другие регионы мира. Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ, чем советы старейшин - органы, принимавшие принципиальные экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная экономическая система со временем перестала быть основой организации жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.

    Подытожим отличительные черты традиционной экономики:

    Крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда;

    Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями;

    Организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

    Общинная собственность

    Рыночная система

    Рыночная система определяется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

    Основу этой системы составляют:

    1) право частной собственности;

    2) принцип свободы хозяйственной деятельности;

    3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

    Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого доходы. Именно возможность владеть таким видом производственных ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе, часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм.

    Один из главных признаков рыночной системы - это принцип свободы хозяйственной деятельности. это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода. Весь вопрос в том, каков уровень ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать его и при наличии ограничений не сковывающим хозяйственную деятельность, инициативу, предприимчивость. Следует отметить, что в рынке реализуется и принцип равноправия форм собственности, но разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности.

    И, наконец, собственно рынки, то есть определенным образом организованная деятельность по обмену товарами:

    1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;

    2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим владельцам;

    3) диктуют пропорции распределения ограниченных ресурсов между альтернативными сферами их использования.

    Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных человечеству способов распределения ограниченных производственных ресурсов и созданных с их помощью благ. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.

    Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов.

    Конечно, и рыночная система имеет свои недостатки. В частности, она порождает огромные различия в уровнях доходов и богатства. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство.

    Подытожим отличительные черты рыночной экономики:

    Ведущее место занимает индивидуальная частная собственность в различных её видах;

    Поведение каждого субъекта мотивируется личными интересами, индивидуальность принятия решений;

    Имеется множество продавцов и покупателей, что способствует свободе конкуренции;

    Роль государства в экономике ограничена.

    Командно-административная система

    Рождение командной экономической системы явилось следствием ряда социалистических революций с ведущей идеологией - марксизмом.

    Марксизм, или политическая экономия труда, представляет собой исследование законов развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепцию социализма как новой экономической системы. В соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить свой путь к повышению благосостояния и устранить различия в индивидуальном благополучии граждан путем ликвидации частной собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в эпоху средневековья, в так называемые социальные утопии, но ее практическая реализация пришлась именно па XX в., когда возник так называемый социалистический лагерь.

    Командно-административная экономика – это такая форма общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производств, многообразия экономических структур осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики в целом.

    Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает:

    во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

    во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

    в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности, при отсутствии конкуренции никто не заботится о внедрении новых техник и технологий. К тому же, если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, то централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными критериями, на основе централизованного планирования. Это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.

    Поэтому возникают следующие проблемы:

    1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции - низкого качества и устаревшей конструкции, а поэтому не пользуется спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;

    2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной экономической системе;

    3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-технического прогресса”;

    4) природа загрязнена значительно сильнее, чем в странах рыночной и смешанной экономических систем, несмотря на все “решения правительства по охране окружающей среды”.

    Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

    Подытожим отличительные черты командно-административной экономики: - государственная собственность практически на все экономические ресурсы; - сильная монополизация и бюрократизация экономики;

    Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма,

    Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

    Смешанная экономическая система

    Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

    1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т.д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

    2) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).

    Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система. В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству, но которые:

    а) не получают от государства планов;

    б) работают по рыночным законам;

    в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.

    В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов.

    Подытожим отличительные черты смешанной экономической системы: - многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

    Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

    Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

    Отличительные черты различных экономических систем

    Таблица №1.

    Черты Традиционная экономика Чистый капитализм (рыночная экономика) Командно-административная (плановая) Смешанная экономическая система
    Преобладающая
    форма собственности
    общинная Экономическая деятельность единоличных предпринимателей-капиталистов Господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной, частной и государственной собственности
    Регулирование экономики Совет старейшин Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
    Основной принцип производства в соответствии с освященными веками обычаями Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения Принцип соответствия спроса и предложения
    Конкуренция Нет есть Нет Есть
    Технологии Примитивный, ручной труд Динамичны Инертное развитие динамичны
    Социальные гарантии Зависят от традиций Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и социального обеспечения

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ"

    РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА


    Курсовая работа

    по дисциплине "Экономическая теория"

    на тему: "Типы экономических систем"


    Выполнила:

    студентка 1 курса Катанова Е.С.

    Проверил:

    Зарецкий А. Ш.


    Москва 2015


    Введение


    Экономическая система - это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

    От типа системы зависит политика государства, как на мировой, так и на внутренней арене. Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев. В основе этой множественности лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, традиционную, административно-командную и смешанную экономику. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства.

    Историческая классификация должна включать помимо современных систем системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы.

    Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более подробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

    Работа, прежде всего, актуальна для тех, кто только начинает изучение экономической теории и нуждается в представлении общей картины по данной теме, которая в дальнейшем послужит базой для более углубленного изучения.

    Цель работы - описание, анализ и характеристика основных типов экономических систем.

    Для достижения цели работы необходимо выполнить ряд задач :

    изучить факторы, влияющие на формирование типа системы;

    дать характеристику каждого типа;

    определить плюсы и минусы каждой из рассмотренных систем.


    1. Типы экономических систем


    На протяжении всей истории общества, конечной целью функционирования любой экономической системы являлось удовлетворение потребностей индивидов и всего общества в целом. Именно на это направлены процессы производства, неразрывно связанные с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся у общества ресурсов для их производства.

    В своем развитии человеческое общество использовало и продолжает использовать различные экономические системы. Однако, не смотря на общую для них цель, методы и подходы в решении основных проблем существенно отличаются, так же, как и фактический результат.

    Чтобы понять, как действуют различные экономические системы, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы:

    сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

    что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

    как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Кто должен осуществлять производство и какую применять технологию производства?

    кто должен получить эту продукцию?

    способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?


    1.1 Традиционная экономическая система


    Традиционная экономика - это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления, экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью.

    Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.

    Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. Основу многоукладной экономики составляет обособление хозяйствующих субъектов в качестве собственников. Это означает, что каждый собственник свободен и волен решать, как и для чего использовать принадлежащие ему ресурсы - производить ли нужные обществу товары и услуги самостоятельно, объединяться ли с другими собственниками для этих целей или, за неимением других возможностей, продавать единственное свое достояние - способность к труду.

    В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства. Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии - дети должны наследовать занятие отца.

    Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. В этих странах в условиях относительно слабого развития национального производства большую роль играет иностранный капитал.

    Наличие специфических ресурсов так же обуславливает традиционность в решении экономических задач. Например, если Бразилия в прошлом году выращивала в основном кофе, то и в этом году она будет выращивать кофе, и теми же технологическими приемами, и для тех же потребителей-импортеров.

    Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а, следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения.

    Также для этих стран характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

    Интересно, что и в наше время изолированные племена (например, индейцы бассейна Амазонки), которые соблюдают традиции, живут успешно и выживают, имея, впрочем, очень низкий уровень потребления. А народы, нарушившие вековые традиции, но не перешедшие к иным типам экономических систем, находятся в крайне бедственном состоянии. Так, например, произошло со значительной частью африканских племен, утративших под воздействием белых колонизаторов старинные обычаи, но не сумевших освоить современные сельскохозяйственные технологии. Их хозяйственная деятельность, в частности, привела к экологической катастрофе (потере плодородного слоя земли) на больших территориях Африки.

    Традиционная экономика характерна для доиндустриальных обществ. Новейшая же история знает два основных вида экономических систем - командно-административную и рыночную.


    2 Командная экономическая система


    Командная экономическая система (социализм) - способ организации экономическо11й жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планами.

    Характерными чертами административно-командной системы является общественная (а в реальности - государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование является основой хозяйственного механизма.

    Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает: во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму самостоятельность хозяйственных субъектов;

    во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;

    в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно- распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

    Надо сказать, что сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы, т. е. там, где план:

    составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за правильность выбранных плановых показателей и за успех выполнения плана;

    реализуется на основе свободного выбора партнеров по сделке и установления с ними цены купли-продажи по обоюдному согласию;

    проверяется на разумность спросом покупателей;

    опирается на существенную экономическую информацию, которую собирают и осмысливают именно те, кто принимает решения и отвечает за них.

    Планирование бывает порой полезным и в масштабах страны, например в условиях военного времени, когда интересы отдельных людей и фирм отступают на задний план по сравнению с задачей защиты страны от агрессора. Куда хуже получается с использованием единых планов для всей страны в мирное время.

    Дело в том, что командная система вовсе не случайно начинается с уничтожения частной собственности. Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон не защищает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

    Если все ресурсы объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

    Для предприятий - степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям. Равным образом, никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать то, что было, а не то, что он хотел бы. У людей не имелось альтернативы - другого товара просто не было.

    Для людей - характер взаимоотношений с начальством, которое распределяло наиболее дефицитные товары (машины, квартиры, мебель, путевки за границу и т. д.), или занятие должности, открывающей доступ в закрытые распределители, где такие дефицитные блага можно купить свободно.

    В результате в странах командной системы:

    ) даже самые простые из необходимых людям благ оказались дефицитом;

    ) масса предприятий постоянно несли убытки, при этом работники таких предприятий все равно регулярно получали заработную плату и премии;

    ) самой большой удачей для граждан и предприятий было "достать" какой-то импортный товар или оборудование.

    В итоге конец XX в. стал эпохой глубокого разочарования в возможностях планово-командной системы.

    Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.


    1.3 Рыночная экономическая система


    Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые отличают его от других экономических систем.

    Главный принцип рыночной экономики, подразумевает право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

    Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

    Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов. В том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

    Естественно, равноправие или, лучше говорить, адекватность прав предприятий с разными формами собственности не следует воспринимать как абсолютное равенство. Разные формы собственности сами собой, поневоле создают разные производственные, экономические возможности. Речь идет о том, чтобы не создавать особых условий, ставя в выгодное положение одну из них и в невыгодное - другую. В сущности это предпосылка честной конкуренции между разными формами собственности.

    Вторая, не менее важная сторона принципа заключена в предоставлении всем формам собственности права на существование, права быть представленными в экономике. Здесь имеется в виду, прежде всего устранение геноцида по отношению к частной, семейной, групповой собственности на средства производства, столь свойственного в недалеком прошлом советской экономике.

    Также рыночной экономике свойственны функции саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. В рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале - зависят, только от финансового состояния на самом предприятии.

    Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, зная то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут.

    В рыночной экономике производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства.

    В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.

    А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке.

    Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое хозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта.

    Анализ показывает, что рыночная система приспосабливается к фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.

    Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства.

    Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.

    Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная система предоставляет свободу предпринимательства и выбора. Естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

    Несколько сложнее обстоит дело с аргументацией против рыночной системы. Критики рыночной утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции.

    Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:

    во-первых, как бы не была нужна конкуренция с общественной точки зрения, индивидуальному производителю она зачастую создает трудности. Стремление освободиться от ограничений, которые создает конкуренция, погоня за прибылью, способствует возникновению таких явлений, как слияние фирм и тайных сговоров компаний. Все это ослабляет конкуренцию и ее регулирующее воздействие.

    во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который поощряет рыночная система, способствовал упадку конкуренции. Новые технологии требуют больших финансовых вложений, что делает целесообразным существование нескольких крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.

    Эти экономисты считают, что по мере снижения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.

    Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых хозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате возникает социальное неравенство. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.


    4 Смешанная экономическая система

    экономический рынок традиционный плановый

    Говоря о командной или рыночной экономической системе, следует помнить, что в чистом виде их можно найти только на страницах научных трудов. Реальная хозяйственная жизнь, напротив, всегда представляет собой смесь элементов различных экономических систем. Современная экономическая система большинства развитых стран мира носит именно смешанный характер.

    Смешанная экономическая система - способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

    В смешанной экономической системе перемешиваются свойства всех трех вышеперечисленных систем приблизительно в равных пропорциях. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. В таком случае мы относим экономическую систему к преобладающей.

    Как правило, сегодня государство участвует в экономической жизни общества по двум причинам:

    ) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии, выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и т. д.) оно может удовлетворить лучше, чем возможно на основе только рыночных механизмов;

    ) оно может смягчить негативные последствия деятельности рыночных механизмов, социальная защита населения поддерживает незащищенные социальные группы, давая возможность для существования хотя бы на минимальном уровне. Также государство ведет перераспределение доходов для сглаживания их первичной неравномерности. Политика распределения является важным инструментом государственного регулирования.

    К основным целям, которые преследует смешанная экономическая система, можно отнести обеспечение полной занятости, увеличение потенциального ВВП, антикризисное регулирование. Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная экономическая система

    В такой экономической системе основой является частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах (Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный государственный сектор.

    В этих странах главные экономические вопросы в основном решаются рынками. Они же и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется государством с помощью командных механизмов в целях компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов

    В таких странах, как США и Япония, господствует частная собственность на факторы производства, но роль государства в экономической жизни столь велика, что можно говорить о смешанной экономической системе. В то же время в экономике Японии сохранилось много элементов традиционной экономической системы.

    В настоящее время многие государства уже отказались от рыночной экономики, которая долгое время занимала лидирующую позицию, и перешли к смешанной. Одно из ее главных преимуществ в более гибком управлении экономикой и предоставлении вариантов развития. Но и планирование также играет определенную роль и может приносить пользу, если планы составляются компетентными людьми, которые учитывают все изменения в экономике страны.

    Страны, идущие по пути смешанной экономики, в большинстве своем развитые, а к среднему классу относится большая часть населения. Это доказывает эффективность такого курса, т. к. средний класс является признаком устойчивости общества. Но переход к этой модели не может произойти быстро, а иногда сопровождается ухудшением каких-либо экономических показателей в стране. Так, например, в России в начале 90-х годов возросла безработица, закрылось много предприятий и резко увеличивались инфляционные показатели. В итоге Россия полностью не перешла к смешанной экономике, но продолжает развиваться в этом направлении, борясь с последствиями перестройки.


    Заключение


    Центральная проблема любой современной экономики - это обеспечение экономического роста. Но без четких правил и их точного выполнения невозможно решить, ни одной проблемы. Если в казну не платят налогов, нельзя помочь социально незащищенным. Если все вокруг пронизано коррупцией, нельзя построить цивилизованный рынок. Если чиновник зависит от капитала, невозможен никакой экономический прогресс.

    Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решений и типе собственности на основные виды ресурсов.

    При традиционной экономической системе земля и капиталы находятся в общем владении, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

    Чисто рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.

    Командная экономическая система предполагает ликвидацию частной собственности. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов. Для этого государство вынуждено регулировать все аспекты экономической жизни общества, включая установление цен и заработной платы. Плохое функционирование такой системы связано с потерей интереса людей к труду и оценкой его результатов по формальным критериям, которые могут не совпадать с реальными нуждами общества.

    Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов.

    На мой взгляд, история развития экономики демонстрирует явное преимущество смешанных типов экономических систем, над консервативной традиционной системой, подавляющей любые проявления свободы командной системой, и рыночной экономикой лишенной всякого контроля свыше.

    Основным же достоинством смешанной экономической системы, является ее гибкость, способность развиваться и соответствовать уровню технического развития и развитию общества. Недаром данный тип экономики принят в наиболее развитых в настоящий момент странах. А учитывая высокий уровень жизни в этих странах, с наличием развитого среднего класса, можно говорить о том, что развитие смешанного типа экономики должно быть приоритетным и в нашей стране.


    Список литературы


    А.П. Градов Национальная экономика [Текст]: учебник, 2005.

    М.В. Кудина Основы экономики [Текст]:учебник для ССуЗов, 2009.

    И.В. Липсин Экономика: учебник для вузов [Текст] - М.:Омега-Л, 2006.

    Я.С. Ядгаров История экономических учений [Текст]: учебник, 2009.

    В.П. Колесов, М.В. Кулаков Международная экономика [Текст]: учебник, 2004.

    Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова и др. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст], 2012.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Виды эк. систем

    производить?

    Как производить?

    Для кого производить?

    Роль государства

    Cобственность

    Традиционная

    Все основано на традициях

    Нет государства

    Общественная

    Командная

    Общественные блага

    Решает государство

    Для всех потребителей

    Определяющая

    Государственная собственность

    Рыночная

    Потребительские товары

    Решает производитель для получения наибольшей прибыли

    Для конкретных потребителей

    Охранная (армия, полиция)

    Частная собственность

    Смешанная

    Общественные и потребительские товары

    Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

    Для всех и для конкретных потребителей

    · охранная;

    · антимонопольная;

    · законодательная и судебная;

    ·перераспределение доходов;

    · обеспечение производства общественных благ;

    · стабилизация и стимулирование роста;

    · ограниченное регулирование рынков;

    · информационная.

    Государственная и частная собственность

    Предмет и метод экономической теории.

    Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

    Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

    В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

    Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

    Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы 1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

    В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

    Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

    Меркантилизм возник в преддверии и во время великих географических открытий, захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний (первый – до середины XVI в., второй – середины XVII – начало XVIII в.). Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса, направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров. Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

    Расцвет меркантилизма в России пришелся на времена Петра I, причем он имел свою специфику, отразившуюся во взглядах Ивана Посошкова, Юрия Крижанича, Афанасия Ордин-Нащокина. Они, в отличие от зарубежных представителей, особое внимание уделяли развитию промышленности, сельского хозяйства, т.е. не ограничивались рационализацией внешней торговли.

    Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

    Предмет экономической теории. Эволюция представлений о предмете экономической теории.

    На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее "домоводство" (oikos – дом, хозяйство; nomos – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства.

    Сегодня термин "экономика" используется в трех значениях. Так называют:

    все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).

    совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил.

    научную дисциплину, которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

    Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

    экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

    политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

    экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин "экономия".

    Разложение феодализма и становление капитализма обусловило возникновение самостоятельной науки – политической экономии. Это произошло, когда появилась первая школа в экономической науке – меркантилизм (середина XV – середина XVIII вв.). Один из видных представителей меркантилизма А. Монкретьен в 1615 г. опубликовал "Трактат политической экономии", давший название будущей науке.

    Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

    Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

    Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

    Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

    Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

    Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

    Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

    Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

    "Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества". См.: Самуэльсон П. Экономика. – М., 1992. – С. 7.

    "Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей". См.: Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – С.18.

    Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

    Метод экономической теории. Микро- и макроанализ. Позитивная и нормативная экономика.

    Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

    В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

    субъективистский;

    неопозитивистско-эмпирический;

    рационалистический;

    диалектико-материалистический.

    См. об этом: Экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 45-46.

    Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

    В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

    В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

    он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

    он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

    он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов)

    Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

    (1) Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

    (2) Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

    (3) Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

    (4) Полезным методом является единствоисторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

    (5) Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

    (6) Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

    В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.