Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Коллизионные нормы в трудовом кодексе рф. Коллизия норм, или какому закону отдать предпочтение? Трудовые отношения в МЧП

    Коллизионные нормы в трудовом кодексе рф. Коллизия норм, или какому закону отдать предпочтение? Трудовые отношения в МЧП

    В ряде государств есть специальное законодательство, регулирующее трудовые отношения на совместных предприятиях, а также в свободных экономических зонах. Соответствующие правила касаются не только иностранного персонала предприятий, но и местных граждан. В качестве примера можно привести Закон КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом 1979 года и Положение 1983 года о применении этого закона.

    Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется “Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы”. Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда во Францию с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат.

    В США, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране. В этой связи определенное значение приобретает заключение Россией межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот. Такие соглашения были заключены Россией с ФРГ, Францией.

    Условия труда иностранных рабочих определяются во многом именно публично-правовыми предписаниями, которые носят обязательный характер и по своему содержанию менее гуманны, чем общие условия, установленные общим трудовым законодательством и коллективными договорами. На практике же в силу зависимости иммигрантов от предпринимателей, угрозы высылки, языковых трудностей, отсутствия профессионального обучения и других причин условия их труда еще хуже (большая продолжительность рабочей недели, чем у местных трудящихся, дополнительные работы, непредоставление отпусков и т. д.).

    В области трудовых отношений сложились определенные коллизионные принципы. Коллизионный принцип применения закона страны места работы (lex loci laboris) - это основной принцип законодательства о международном частном праве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, Швейцарии, он применяется в судебной практике Нидерландов, Бразилии.

    Этот же принцип закреплен в Европейской конвенции 1980 года относительно права, применяемого к договорным обязательствам, а также в проекте Конвенции ЕЭС о единообразном ре1улировании коллизий законов в области трудовых отношений.

    Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

    В отдельных специальных случаях под lex loci laboris понимается закон страны места нахождения правления предприятия, закон флага судна и др. Иногда, в случае командирования работника в другую страну для выполнения тех или иных трудовых заданий применяется и принцип закона страны учреждения, командировавшего работника (lex loci delegationis).

    В отношении специальных ситуаций, когда работа выполняется в нескольких странах, например в случае с работником международного транспорта (воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного), применяются дополнительные коллизионные привязки. Так, например, австрийский Закон о международном частном праве предусматривает, что в случае, когда работник обычно выполняет свою работу более чем в одной стране или когда он не имеет обычного места работы, применяется закон страны, в которой наниматель имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется его деятельность.

    На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Взимание платы с граждан РФ за трудоустройство за границей не допускается (пост. Совета Министров РФ от 8 июня 1993 г. об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской федерации за границей).

    Условия труда и временного пребывания российских граждан, предусмотренные такими контрактами, не должны быть хуже условий, предусматриваемых контрактами с иностранцами-гражданами других государств. В каждом случае они не должны нарушать императивные, обязательные нормы законодательства этих стран.

    Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права.

    Право, регулирующее трудовые отношения, носит двойственный характер: ему кроме частнопра­вового элемента присущ и элемент публично-правовой. Для практики судов и доктрины стран Запада характерны попытки разграничить применение права к трудовым отношениям по вопросам частного и публичного права. Одни авторы (А. Батиффоль и др.) в соответствии с традиционными концепциями пытаются применять к трудовым договорам общие коллизионные принципы обязательственного права (выбор права сторонами на основе принципа автономии воли сторон, применение закона места заключения договора и др.), другие же (Нибуайе и др.) выдвигают на первый план вопросы публично-правового характера, в отношении которых не может применяться иностранное публичное право, а всегда подлежат применению правила страны места работы.

    В отечественной доктрине (А.С. Довгерт) подчеркивалось, что трудовые и гражданские отношения при имеющихся различиях объединены общими принципами частноправового регулирования. Именно поэтому к трудовым отношениям с иностранным элементом применяются общие понятия и положения международного частного права.

    Коллизионные принципы, предназначенные для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, составляют особую группу принципов, правил с учетом состава участников трудового правоотношения. К международным трудовым отношениям в теории частного международного права причисляют отношения, которые осложнены иностранным элементом. В международных трудовых отношениях иностранный элемент может присутствовать как в субъектном составе (иностранный работник, иностранный работодатель ), так и в объекте (трудовая деятельность работника осуществляется за границей)

    В области трудовых отношений сложились следующие основ­ные коллизионные принципы.

    Свобода выбора права (автономия воли - lex voluntatis). Этот принцип применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше. Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. о ме­ждународном частном праве «стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями».

    1. Закон места работы (lex loci laboris). В соответствии с этим принципом к иностранцам применяется закон страны места рабо­ты. Он закреплен в законодательстве Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран. Из этого же принципа исходит Римская конвенция 1980 г. о праве, применяемом к договорным обязательствам. Под законом места работы (lex loci laboris) понимается закон страны места нахождения предприятия, где работает трудящийся.

    2. Закон места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, к трудовому отношению применятся закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

    3. .Закон флага судна (lex flagi). Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

    4. Личный закон работодателя - физического или юридического лица (lex personalis или lex societalis). Например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, ток правовому отношению следует применять венгерский закон. Данный принцип применяется также и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, ввиду командировок)или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

    5. Закон страны заключения контракта о найме (lex loci contractus). Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется местное право.

    Международные односторонние коллизионные предписания включаются в российское трудовое законодательство в результате одностороннего решения вопроса российским законодателем о выборе закона, регулирующего международные трудовые отношения, реализуемые на территории Российской Федерации. Например, статья 11 Трудового кодекса РФ содержит общее коллизионное нормативное предписание , основанное на критериях территориальности и национального режима (равенства трудовых прав) в регулировании международных трудовых отношений: «На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяютсяна трудовые отношения с участием иностранных граждан , лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации».

    Иными словами, если имеют место трудовые отношения, осложненные иностранным элементом, к их регулированию должно применяться российское трудовое право. Оно распространяется как на работников-иностранцев , работающих у российских работодателей, так и на россиян или иностранцев, работающих у иностранных юридических и физических лиц. Коллизионным предписанием служит принцип закона места работы (lex loci laboris).

    ^ Критерий экстерриториальности применяется к трудовым отношениям, где работодателем и работником выступают определенные категории российских субъектов права , но трудовая деятельность осуществляется за пределами Российской Федерации, за границей. Эти отношения являются результатом дифференциации правового регулирования труда. Так, в Трудовом кодексе РФ этим отношениям посвящена глава 53 "Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей".

    Коллизионное правило lex banderae (закон флага) следует применять и в отношении работников транспортных организаций. В ст. 416 КТМ РФ предусмотрено, что правовое положение членов экипажа судна и связанные с эксплуатацией судна отношения между членами экипажа судна определяются законом государства флага судна . Этот закон применяется к отношениям между судовладельцем и членами экипажа, если иное не предусмотрено договором , регулирующим отношения между судовладельцем и членами экипажа судна, являющимися иностранными гражданами.

    Таким образом, в качестве альтернативной коллизионной привязки предусматривается правило об автономии воли сторон lex voluntatis (закон по договоренности, принцип автономии воли). Однако с учетом характера трудовых отношений эта «автономия воли сторон», т.е. выбор сторонами трудового договора права той или иной страны, подлежащего применению, ограничена . Таким ограничением выступает запрет ухудшения условий труда членов экипажа судна по сравнению с нормами права государства, которыми должны регулироваться данные отношения при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве (ст. 416 КТМ РФ).

    Таким образом, на сегодняшний день только трудовые отношения работников дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также членов экипажей торгового мореплавания в одностороннем порядке подверглись специальной коллизионно-правовой регламентации. Речь идет о специальных коллизионных нормативных предписаниях.

    В российской доктрине МЧП отсутствует единый подход относительно возможности применения ктрудовым отношениям, осложненным иностранным элементом, коллизионные нормы разд. VI ГК РФ «Международное частное право». Так, по мнению В.П. Звекова, возможность применения общего подхода в соответствующих случаях не исключена. То есть, возможно, применения принципа «автономии воли сторон», при отсутствии соглашения относительно подлежащего применению права, применяется право страны, с которым трудовые отношения наиболее тесно связаны. Лушникова М.В., напротив, считает, что применение положений раздела VI ГК РФ не является обоснованным. В отличие от гражданско-правовых трудовые отношения основаны на единстве частных и публичных начал , неотъемлемой характеристикой трудовых правоотношений является обеспечение охраны трудовых прав работника. На этом основании нельзя применять коллизионные принципы, призванные регулировать частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

    Однако, в ч. 1 ст. 10 ТК РФ содержится правовое положение, аналогичное ст. 15 Конституции РФ : основные принципы и нормы международного права и международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы нашей страны. В ч. 2 ст. 10 ТК РФ конкретизируется, что, если международным договором России установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

    Так, в соответствии со ст. 44 Договора между Россией и Польшей о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам (1996)стороны трудового договора могут сами выбрать законодательство, регулирующее их трудовые отношения. Если законодательство не выбрано , то возникновение, изменение, прекращение (расторжение) трудового договора и вытекающие из него претензии регулируются законодательством договаривающейся стороны, на территории которой выполняется, выполнялась или должна была выполняться работа.

    Т.о. международным договором предусмотрено исключение из общего правила, что допускается трудовым законодательством. Несмотря на то, что имеется общая норма, закрепленная в ст. 11 ТК РФ, в случае если стороны выберут законодательство Польши, оно будет применяться к соответствующим отношениям даже на территории России.

    Коллизионное регулирование международных трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права, но с существенными оговорками. Как правило, трудовые отношения на территории какого-либо государства подчиняются его праву. Государство может согласиться на изъятие из правила о применении к трудовому договору своего внутреннего права и допустить применение иностранного права. Последнее должно иметь тесную связь с данными трудовыми отношениями, не ухудшать положение работника по сравнению с местным законодательством и не нарушать императивные нормы трудового права.

    В судебной практике Франции, Бельгии, ФРГ регулирование международных трудовых отношений основано на гражданско-правовых концепциях. Одновременно Кодекс труда Франции содержит специальный раздел "Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы", нормы которого касаются доступа иностранцев к работе во Франции и имеют административно-правовой характер2.

    Коллизионно-правовое регулирование международных трудовых отношений затрагивает частноправовые аспекты этих отношений, прежде всего вопросы трудового договора. Трудовой контракт - это договор, и к нему применяется автономия воли как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств. Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта (Лихтенштейн, ФРГ). Неограниченная автономия воли сторон признается законодательством и судебной практикой Великобритании и Италии.

    В подавляющем большинстве юрисдикции законодатель установил ограничения свободы выбора права по трудовым контрактам:

    • - выбор права принимается во внимание, если он осуществлен прямо выраженным образом; выбор права не принимается во внимание, если он осуществлен в ущерб работнику (ст. 48.3 Закона о МЧП Лихтенштейна);
    • - выбор права принимается во внимание только в той мере, в какой он не затрагивает императивные нормы права страны:
      • o места обычного выполнения работы (ФРГ, Румыния, Канада);
      • o государства, в котором работодатель имеет свое обычное местопребывание (ФРГ, Лихтенштейн, Канада);
      • o места нахождения предприятия (Румыния);
      • o государства, с которым трудовой договор или трудовое отношение обнаруживает более тесные связи (ФРГ, Румыния);
    • - выбор права ограничен правопорядками, прямо установленными законодателем: "Стороны могут подчинить трудовой договор праву страны обычного пребывания работника либо праву страны места делового обзаведения, места жительства или обычного пребывания нанимателя" (ст. 121.3 Закона о МЧП Швейцарии).

    В соответствии с Законом о МЧП Японии (ст. 11) даже если стороны трудового договора выбрали применимое право, но работник сообщит работодателю, что он намерен руководствоваться нормами права, наиболее тесно связанного с трудовым договором, то именно это право подлежит применению. Презюмируется, что трудовой договор наиболее тесно связан с правом того места, где должна осуществляться трудовая деятельность по договору.

    Основное ограничение автономии воли в трудовых договорах и трудовых отношениях - выбор права сторон не должен вести к тому, чтобы работник был лишен защиты, предоставляемой императивными положениями законодательства, которое является применимым в соответствии с коллизионными нормами страны суда. Законодательство многих стран в принципе не предусматривает автономию воли в качестве привязки к регулированию трудовых отношений (Украина, Тунис).

    Коллизионная привязка "закон места работы" (lex loci laboris) - самый распространенный подход при определении права, применимого к трудовым отношениям (Австрия, Бразилия). В отсутствие выбора права сторонами в основном применяется этот специальный коллизионный принцип: "К обязательствам, вытекающим из трудовых договоров, за неимением прямо выраженного подчинения сторон [какому-либо закону]... применяется закон места, где выполняются работы" (ст. 10.6 ГК Испании). Трудовые отношения работников, направленных в служебную командировку, регулируются правом государства места выполнения работы (Лихтенштейн, Румыния).

    В государствах, не допускающих выбор применимого права к трудовым отношениям, закон места работы - основное коллизионное начало: "Трудовой договор регулируется правом государства, в котором работник обычно выполняет свою работу" (ст. 67 Кодекса МЧП Туниса).

    Субсидиарные коллизионные привязки трудовых отношений:

    • 1) право страны места нахождения предприятия, если работник выполняет работу в нескольких государствах (Румыния);
    • 2) право государства, в котором работодатель имеет свое обычное место пребывания, если:
      • - работник обычно выполняет свою работу в более чем одном государстве (Австрия, ФРГ);
      • - работник не имеет обычного места работы (Австрия, Лихтенштейн);
      • - применимое право не определено сторонами (Канада);
    • 3) право государства, с которым трудовой договор имеет более тесные связи (Тунис, Румыния).

    В наиболее сжатом виде основные современные тенденции коллизионного регулирования трудовых отношений удалось сформулировать болгарскому законодателю: "(1) Трудовой договор регламентируется выбранным сторонами правом. Выбор применимого права не должен лишать работника защиты, которую обеспечивают ему повелительные нормы права, которое применилось бы, если не было бы выбора применимого права. (2) Когда нет выбора применимого права, трудовой договор регламентируется правом государства, в котором работник обычно выполняет свой труд, даже если он временно отправлен в другое государство. (3) Когда работник не выполняет обычно свой труд в одном и том же государстве, применяется право государства, в котором находится обычное местопребывание или основанное место деятельности работодателя. (4) Если вследствие обстоятельств в целом следует, что у трудового договора самая тесная связь с другим государством, применяется право этого другого государства" (ст. 96 Кодекса МЧП).

    В международном частном трудовом праве вопросы конфликта квалификаций, юрисдикции и применения отсылок разрешаются на основе общих принципов коллизионного регулирования. Оговорка о публичном порядке при рассмотрении споров из международных трудовых отношений применяется довольно широко; в данном случае ее применение не считается правовой аномалией. Трудовая право- и дееспособность определяется на основе личного закона работника, но с изъятиями в пользу закона места работы или личного закона работодателя (исходя из применения права, наиболее "благоприятного" для работника).

    Регламент Рим I устанавливает, что наемные работники не должны лишаться защиты со стороны положений, от которых не разрешается отступать посредством соглашения или от которых разрешается отступать только в их пользу. Кроме того, коллизионная норма в отношении индивидуального трудового договора не должна наносить ущерба применению преобладающих императивных положений страны, в которую откомандирован работник, в соответствии с Директивой 96/71/ЕС Европейского парламента и Совета от 16 декабря 1996 г. об откомандировании работников в рамках предоставления услуг.

    В отношении индивидуальных трудовых договоров выполнение работы в другой стране должно считаться временным, когда предполагается, что работник возобновит свою работу в стране происхождения после выполнения своих задач за рубежом. Заключение нового трудового договора с первоначальным работодателем не должно препятствовать рассмотрению работника в качестве временно выполняющего свою работу в другой стране (ст. 34-36 Преамбулы).

    Генеральной коллизионной привязкой к индивидуальному трудовому договору является автономия воли сторон. При отсутствии выбора индивидуальный трудовой договор регулируется правом страны, в которой (или из которой) работник обычно выполняет свою работу. Страна, в которой обычно выполняется работа, не считается изменившейся, когда работник временно выполняет свою работу в другой стране. Если применимое право не может быть определено, то договор регулируется правом страны, где находится учреждение, которое наняло работника. Если из всех обстоятельств дела вытекает, что договор имеет явно более тесные связи с другой страной, то применяется право этой другой страны. В любом случае выбор права не может повлечь за собой лишение работника защиты, предоставляемой ему положениями, от которых не разрешается отступать посредством соглашения в соответствии с правом, подлежащим применению при отсутствии автономии воли сторон (ст. 8 Рим I).

    Регламент Рим II содержит очень интересную коллизионную норму о праве, применимом к производственному конфликту. Понятие производственного конфликта (такого, как забастовка или локаут) является неодинаковым в разных государствах - членах ЕС и регулируется внутренними нормами каждого государства. В целях защиты прав и обязанностей работников и работодателей Регламент в качестве общего принципа устанавливает правило о применении права страны, где были предприняты подобные действия. Правом, подлежащим применению к внедоговорному обязательству лица, действующего в качестве работника или работодателя, или к ответственности организации, представляющей профессиональные интересы указанных лиц, за вред, причиненный забастовкой или локаутом, является право страны места проведения забастовки или локаута.

    В отечественной доктрине подчеркивается, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris). Даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом, исключений из этого принципа не делается.

    Исходя из общих принципов российского права в случаях, прямо не урегулированных законодательством, следует применять аналогию права и аналогию закона - в данной ситуации предписания ст. 1210 и 1211 ГК РФ. Соответственно, договорные трудовые отношения, связанные с иностранным правопорядком, прежде всего должны регулироваться на основе права, избранного сторонами.

    В отсутствие выбора права применимое право определяется по принципу наиболее тесной связи (прежде всего на основе критерия характерного предоставления). Самым близким к трудовому контракту является гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг. К договору услуг применяется право исполнителя (центральная сторона отношения). Получается, что трудовой контракт в отсутствие выбора права сторонами может регулироваться и правом государства, на территории которого исполнитель имеет свое обычное место жительства, т.е. личным законом работника, если "иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела".

    Предписания отечественного законодательства не позволяют сделать однозначный вывод, что к трудовым отношениям следует применять право страны места выполнения работы. Эта привязка может быть выведена российским судом только по собственному усмотрению, если из условий и существа договора либо совокупности обстоятельств дела следует, что трудовое отношение имеет тесную связь с таким государством.

    В проекте ГК, основанном на Концепции 2008 г., п. 3 ст. 1211 предлагается дополнить: "3. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное явно не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, сторона, являющаяся, в частности...

    5.1) исполнителем - в договоре возмездного оказания услуг".

    Такое дополнение позволит (используя аналогию закона) с большей определенностью применять к трудовым отношениям коллизионную привязку lex loci laboris.

    Использование норм международного частного права для регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в том числе коллизионных отношений, в современных условиях является сложной проблемой. Она состоит в том, что законодательно закрепить все отношения, дифференцированные на частноправовые и публично-правовые, очень сложно. Дело в том, что доктрина позволяет говорить о природе отношений лишь на основе важнейших критериев. Но в ряде случаев таких критериев бывает явно недостаточно для однозначной квалификации названных отношений. Для облегчения участи законоприменителей необходимо сформулировать коллизионные нормы, объем которых поможет определять круг трудовых отношений, имеющих частноправовую природу. 1. Международные договоры в сфере трудового права. Роль Международной организации труда в регулировании трудовых отношений Трудовое законодательство любой страны носит сложный характер и является комплексным образованием, состоящим из норм частного и публичного характера.

    Вмешательство государства в данную сферу правоотношений обусловлено необходимостью определенной социальной политики, обеспечивающей баланс интересов работников и работодателей. К предмету международного частного права относится та часть трудовых отношений, которая имеет частноправовой характер (например, условия выплаты и определение размера заработной платы, регламентация порядка и условий возмещения ущерба, причиненного работнику трудовым увечьем и т.д.). Очевидно, что трудовые отношения международного характера представляют собой неоднородный по своей правовой природе комплекс отношений, являющийся объектом воздействия норм разной системной и отраслевой принадлежности. Так, часть международных трудовых отношений регулируется нормами международного публичного права, другая часть - нормами внутреннего гражданского, административного материального и процессуального права.

    Однако в значительной своей части трудовые отношения с иностранным составом, несмотря на их неоднородность, по правовой природе являются объектом регулирования международного частного права. Нормы международного частного трудового права содержатся также в двусторонних соглашениях, заключенных между Россией и иностранными государствами по вопросам приема и направления граждан на работу в организации, предприятия и объединения договаривающихся государств (такие соглашения действуют между Россией и Болгарией, Польшей, Китаем, Украиной и другими странами). Как правило, основной комплекс вопросов в этой сфере регулируется трудовым законодательством того государства, на территории которого заключен трудовой контракт и протекает основная трудовая деятельность. В Российской Федерации основным нормативным актом в сфере регулирования трудовых отношений является Трудовой кодекс РФ, содержащий материально-правовые нормы (коллизионных норм в ТК РФ нет). Правовое регулирование трудовых отношений с иностранным элементом осуществляется посредством международных договоров, подавляющую часть которых составляют Конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). В этих международных соглашениях тесно переплелись нормы частноправового и публично-правового характера, что отражает специфику самих трудовых отношений.

    Важное значение в деле регулирования трудовых отношений на международном уровне имеют разработанные под эгидой МОТ конвенции, в частности: - Конвенция Международной Организации Труда N 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.); - Конвенция Международной организации труда N 181 о частных агентствах занятости (Женева, 19 июня 1997 г.); - Конвенция Международной Организации Труда N 177 о надомном труде (Женева, 20 июня 1996 г.); - Конвенция Международной Организации Труда N 176 о безопасности и гигиене труда на шахтах (Женева, 22 июня 1995 г.); - Конвенция Международной Организации Труда N 175 о работе на условиях неполного рабочего времени (Женева, 24 июня 1994 г.); Конвенция Международной Организации Труда N 173 о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Женева, 23 июня 1992 г.); - Конвенция Международной Организации Труда N 171 о ночном труде (Женева, 26 июня 1990 г.); - Конвенция Международной Организации Труда N 170 о безопасности при использовании химических веществ на производстве (Женева, 25 июня 1990 г.) и другие. К сожалению, большинство конвенций МОТ Российской Федерацией не ратифицированы.

    Структура МОТ уникальна по сравнению с другими международными организациями в ее исполнительных органах каждое государство представлено не в лице своих официальных органов, а в лице работников и работодателей.

    Главная задача МОТ защита прав трудящихся, развитие социального партнерства, обеспечение действительного права на труд, борьба с безработицей.

    Основной функцией этой организации является принятие конвенций и резолюций, установление международных трудовых стандартов. В настоящее время МОТ активно занимается проблемами внешней и внутренней трудовых миграций, сезонной миграции, проблемами нелегальной эмиграции. Устав МОТ обязывает каждое государство-участник вводить в его национальное законодательство нормы конвенций, принятых в рамках МОТ, либо непосредственно применять их положения в национальных судах и иных компетентных органах. В соответствии с Уставом Международной Организации Труда, основной целью МОТ является необходимость улучшения этих условий путем, например: регулирований часов работы, включая установление максимального рабочего дня и рабочей недели; регулирования заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни; защиты рабочих от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; защиты детей, подростков и женщин; пенсий по старости и инвалидности; защиты интересов трудящихся, занятых в чужих странах; признания принципа равной зарплаты за равный труд; признания принципа свободы ассоциаций; организация технического обучения и других мероприятий. 2. Коллизионные привязки в сфере трудовых отношений Активное вмешательство государства в регулирование трудовых отношений предопределяет ограничение действия коллизионных норм, т.е. ограничение в итоге применения иностранного права. Даже когда частноправовая природа трудовых отношений не вызывает сомнений, в большинстве государств эти отношения оказываются в пределах правового поля, где обязательно применение национального законодательства и его императивные нормы имеют решающее значение.

    Практически везде подчинение трудовых отношений общим цивилистическим и коллизионным началам сталкивается с публично-правовыми предписаниями об охране труда, об увечных делах, о забастовках и т.п.

    Особенности международного частного трудового права - осторожное отношение законодателя к возможности автономии воли сторон, тенденция ее ограничения, ориентирование на защиту интересов слабой стороны.

    Коллизионное регулирование трудовых отношений предполагает применение общих категорий коллизионного права (но с существенными оговорками). Поскольку трудовой контракт - это договор, то к нему достаточно широко применяется автономия воли как генеральная коллизионная привязка всех договорных обязательств.

    Законодательство большинства государств предусматривает возможность соглашения сторон о применимом праве при заключении трудового контракта как любого гражданско-правового договора. По мнению Карасёвой Л.В., вопрос относительно возможности применения к трудовым отношениям принципа автономии воли является спорным.

    Государства, рассматривающие трудовой договор как один из институтов общего гражданского права (Германия и др.), выбор права сторонами договора допускают. Так, свобода выбора права, регулирующего трудовые отношения (принцип автономии воли), применяется в Великобритании, Италии, Канаде, ФРГ, Польше.

    Например, согласно ст. 32 Закона Польши 1965 г. О международном частном праве стороны могут подчинить трудовые правоотношения выбранному им закону, если он находится во взаимосвязи с этими правоотношениями . Далеко не все вопросы контракта могут регулироваться автономией воли сторон. Самое существенное ее ограничение необходимость соблюдения императивных норм трудового законодательства и страны места работы, и страны места заключения трудового контракта, и государства гражданства работника. При отсутствии в контракте соглашения сторон о применимом праве в западных судах производится отыскание гипотетической, подразумеваемой воли сторон.

    Субсидиарными специальными коллизионными привязками являются закон места работы и закон места заключения договора. На общих основаниях коллизионного регулирования ставится вопрос о конфликте квалификаций и конфликте юрисдикции в международном частном трудовом праве . Также разрешаются и проблемы применения отсылок, и оговорки о публичном порядке (в трудовом праве эта оговорка применяется чрезвычайно широко; здесь ее применение не считается правовой аномалией). Трудовая правои дееспособность определяется на основе личного закона работника, но с некоторыми изъятиями в пользу закона места работы или закона места заключения контракта. В отличие от российского, законодательство зарубежных стран содержит специальные коллизионные нормы, регулирующие трудовые отношения международного характера.

    Законодательства большинства государств привязывают трудовые отношения к праву государства места осуществления трудовой деятельности. Из этого же принципа исходит Римская Конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам.

    Существуют и иные коллизионные привязки места заключения контракта, личный закон работодателя. По закону места работы к иностранцам применяется законодательство государства, в котором находится место работы. Это правило закреплено в законодательствах Австрии, Албании, Венгрии, Испании, России, Швеции и других стран.

    Например, в соответствии с 51 венгерского Закона о международном частном праве (1979 г.) к трудовому правоотношению, если нормативный акт не предусматривает иного, применяется закон того государства, на территории которого следует выполнять работу.

    Разновидностью закона места работы является закон флага судна.

    Трудовое соглашение работника, исполняющего службу на водном или воздушном транспорте, регламентируется законом страны, где зарегистрировано транспортное средство.

    Например, согласно ст. 57 Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) порядок приема на работу членов экипажа судна (в том числе иностранцев), их права и обязанности, условия труда и оплаты труда, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде и КТМ РФ. Достаточно распространена практика выбора правопорядка по закону места нахождения работодателя. В соответствии с этим коллизионным принципом, если согласно трудовому договору работу следует выполнить на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять закон места нахождения, места жительства или места коммерческой деятельности работодателя.

    Личный закон работодателя применяется в виде места нахождения или гражданства работодателя. Так, согласно закону гражданства работодателя в Венгрии, например, если работники венгерского работодателя выполняют работу за границей по командировке или на более длительной зарубежной службе, то к правовому отношению следует применять венгерский закон.

    Данный принцип используется и тогда, когда место работы определить точно невозможно (например, по причине командировок) или работа подлежит исполнению в двух или более странах.

    Следует отметить и закон страны заключения контракта о найме.

    Например, по законодательству Англии и США к трудовым отношениям, заключенным в этих странах, применяется законодательство этих государств . Российский законодатель предусматривает возможность выбора применимого права только для членов экипажей судов и их работодателей (ст. 416 КТМ РФ). В Трудовом кодексе РФ выбор права сторонами не предусмотрен, поскольку в трудовом праве много норм защищающих работника, обход которых при помощи выбора другого права вряд ли допустим. Таким образом, можно сделать заключение, что основными общими и специальными коллизионными привязками являются: 1) закон места заключения трудового договора; 2) закон места производственной деятельности; 3) закон флага на морском и воздушном транспорте; 4) личный закон работника; 5) закон места нахождения работодателя; 6) закон места постоянной работы; 7) закон места нахождения предприятия, пославшего работника в служебную командировку; 8) закон места регистрации транспортных средств; 9) закон перевозчика. 3. Трудовые отношения с иностранным элементом по законодательству Российской Федерации Исходное начало регулирования труда иностранцев в РФ это норма Конституции РФ 1993 г. о равном праве на труд. В сфере трудовых отношений установлено применение принципа национального режима (но с широкими изъятиями). Анализ положений российского права позволяет утверждать, что приоритетными правами на труд на территории РФ обладают именно российские граждане (аналогичное положение имеется практически во всех трудовых законах других государствах). Иностранные граждане вправе осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами. В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса РФ на территории Российской Федерации правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации . Трудовой кодекс РФ 2002 г. не содержит специальных правил труда для иностранцев, не регулирует особенности их правового положения в сфере трудового права. Эти проблемы регламентируются в специальных федеральных законах, которые определяют и категории иностранных физических лиц, и особые категории иностранных работников на территории РФ. Трудовые договоры с иностранцами могут иметь только срочный характер.

    Согласно ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. В законодательстве установлены области трудовых отношений и должностей, в которых запрещено привлечение труда иностранцев: любые выборные должности в органах государственной власти и управления; должности судей, прокуроров, следователей, нотариусов; запрещено входить в состав членов экипажа воздушных судов; быть капитанами водных судов и др. Для иностранцев закреплен общий разрешительный порядок труда на территории РФ. Трудовые отношения с иностранным элементом предполагают возможность коллизионного регулирования.

    Исходное коллизионное начало применение права страны места работы, т.е. российского права.

    Применение иностранного права в основном имеет место при регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями. По данным научных исследований, число иностранных рабочих из дальнего и ближнего зарубежья составляло на конец 2008 года не менее 10 тыс. человек.

    Однако официальная статистика исчисляется в этом плане не сотнями тысяч, а миллионами.

    Сложившаяся парадоксальная ситуация требует своего скорейшего разрешения на основе научных аналитических оценок.

    Значительная часть нелегальных мигрантов трудоспособного возраста в России занята в неформальном секторе экономики. Их человеческие и трудовые права по этой причине во многих случаях не соблюдаются. Но многие из мигрантов не несут законодательно установленных обязательств перед нашей страной (не платят налогов и т.п.). В Трудовом кодексе РФ 2002 г. в принципе отсутствует регулирование трудовых правоотношений с иностранным элементом. В российском законодательстве нет ни одной коллизионной нормы, которая непосредственно относилась бы к сфере действия международного частного трудового права. Это очень серьезный пробел российского права, который чрезвычайно осложняет возможность государственной защиты прав и интересов российских граждан, работающих по контракту в других государствах. К трудовым отношениям с иностранным элементом подлежит применению по аналогии гражданское законодательство (ст. 1210, 1211 ГК РФ). Недостатки и проблемы такого подхода очевидны. В настоящее время очевидна и необходимость кодификации международного частного трудового права в российском МЧП. Разумеется, нарушение прав мигрантов и незаконопослушное поведение их самих - сфера действия административного либо уголовного права. Но для настоящего исследования вопрос о том, какие именно отношения, регулируемые трудовым законодательством, следует относить к гражданско-правовым, а какие к административно-правовым, является достаточно сложным и малоизученным в науке международного частного права. 4. Трудовая деятельность российских граждан за рубежом Труд российских граждан на территории иностранных государств может применяться вследствие возникновения трудовых правоотношений либо на основании положений нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем. В случае направления на работу российских граждан в учреждения и организации России за границей в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.), условия труда граждан РФ за границей определяются российским правом. В последние 15 лет значительно увеличилась трудовая миграция российских граждан за границу.

    Деятельность, связанная с трудоустройством российских граждан за границей, на территории РФ может осуществляться только российскими юридическими лицами, имеющими специальную лицензию. К трудовым отношениям россиян за границей возможно применение и российского, и иностранного права.

    Российское право регулирует труд российских граждан за границей, если трудовые отношения возникли на территории РФ, т.е. российский гражданин направлен на работу за границу в порядке служебного задания.

    Иностранное право определяет правовое положение российского работника по трудовому контракту, заключенному за границей.

    Условия труда российских граждан за границей, предусмотренные трудовым контрактом, не должны быть хуже условий, предусмотренных в трудовых контрактах с гражданами других иностранных государств (режим наибольшего благоприятствования). Во всех случаях положения трудового контракта не должны нарушать императивные нормы государства места заключ е ния контракта и места работы. В случае трудовых правоотношений, возникающих в силу заключения трудовых контрактов, с гражданами, временно выезжающими на работу за границу, Российская Федерация сделала необходимым, с одной стороны, оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а с другой принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Федеральная миграционная служба (ФМС) России в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 марта 1993 г., была призвана разрабатывать совместные с иностранными фирмами и компаниями проекты и программы по вопросам трудовой миграции российских граждан за границу.

    Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений). К российским гражданам, так же как и к другим иностранцам, применяются существующие в том или ином государстве общие ограничения в отношении занятия отдельными профессиями, особые условия приема на работу и т.д.

    Однако, повторюсь, условия труда российских граждан не могут быть хуже условий труда иностранцев граждан других государств. Труд граждан, направляемых для работы в посольства РФ в качестве представителей различных государственных и общественных организаций, а также членов семей этих граждан, принятых на работу в учреждения РФ, регулируется как общими положениями российского трудового права, так и специальными нормами, применение которых вызывается фактом нахождения учреждений вне Российской Федерации.

    Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей установлены главой 53 Трудового кодекса РФ, а также Правилами предоставления гарантий и компенсаций работникам, направляемым на работу в представительства Российской Федерации за границей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 911. Так, согласно ст. 337 Трудового кодекса РФ направление работников на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями Российской Федерации, а именно органами Министерства иностранных дел Российской Федерации. С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет. По окончании указанного срока трудовой договор может быть перезаключен на новый срок.

    Данным категориям работников предоставляются определенные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. Заключение Роль норм международного частного права в регулировании быстро расширяющейся сферы трудовых отношений с иностранным составом постоянно возрастает.

    Регулирование вопросов трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, с использованием норм МЧП является сложной проблемой.

    Разграничение публично-правового и частноправового критериев в области трудовых отношений различных государств не представляется возможным в первую очередь потому, что императивные нормы трудового права каждого государства являются приоритетными. Во-вторых, коллизионными привязками при заключении трудовых договоров с иностранными наемными работниками являются в различных государствах разные основания. Чаще используются такие как: закон места заключения трудового договора, закон места производственной деятельности, закон места нахождения работодателя.

    Вхождение Российской Федерации в международный рынок труда и расширяющееся использование иностранной рабочей силы в нашей стране ставит вопросы правового регулирования трудовых отношений с иностранным составом в качестве важнейших.

    Требуется совершенствование правоприменения в международном частном праве, а именно действия коллизионных и материально-правовых норм и методов правового регулирования трудовых отношений с иностранным составом.

    Необходимо использовать возможности по трансформации международных норм в национальное законодательство, а также осуществлять официальные разъяснения по вопросам соответствия национального законодательства международным нормам и преодоления выявленных противоречий.

    Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993, Москва.

    Известия, 1994. 2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Собрание законодательства РФ, 29.07.2002 № 30. 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, ст.11, - "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. 4. Указ Президента РФ от 16.12.93 № 2146 О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы // САПП РФ. 1993. № 51. 5. Устав Международной организации труда, измененный на конференции МОТ в Монреале в октябре 1946 года и вошедший в силу в 1948 году (с изменениями от 22 июня 1962 г., 4 июня 1986 г.) 6. Аметистов Э.М. Международное право и труд. М., 1982. 7. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. 8. Карасёва Л.В. Правовое регулирование и состояние законности в сфере труда иностранных граждан// Право и справедливость в социальной практике современной России.

    Упорова И.В. Краснодар: Университет МВД РФ, 2006. 9. Права иностранных работников в России: Юридический справочник/Под ред. И.Л. Трунова. М., 2006. 10. Тюркин М.Л. Совершенствование концептуально-правовых основ миграционной системы России. М.: ВНИИ МВД России, 2004. Карасёва Л.В. Правовое регулирование и состояние законности в сфере труда иностранных граждан// Право и справедливость в социальной практике современной России.

    Шестерякова Ирина Владимировна, доцент кафедры трудового права ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", кандидат юридических наук.

    Наряду с международным рынком товаров и услуг, рынком капиталов все большую силу обретает и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между государствами - членами ЕврАзЭС. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

    Формирование общего рынка труда - свидетельство того, что процессы интеграции не только идут в экономической и технологической областях, но и начинают затрагивать более сложную область социальных и трудовых отношений, которые приобретают глобальный характер. В непосредственное соприкосновение приходит социальная политика стран, обладающих неодинаковым социальным опытом и непохожими национальными традициями. Точками такого соприкосновения являются совместные предприятия, а также транснациональные корпорации, во множестве возникшие в разных частях мира. Во многих случаях при этом встает трудноразрешимая проблема совмещения не только различных экономических и технологических, но и социальных структур. Это совмещение должно, очевидно, затрагивать многие направления, и прежде всего следующие: условия труда, способы найма и увольнения работников; оплата труда, включающая системы дополнительных выплат; предоставление отпусков, свободных от работы дней; продолжительность рабочего времени; предоставление льгот, гарантий и т.д.

    Немалые трудности возникают также при согласовании социальной политики и во многих других областях (профсоюзной деятельности, разрешения конфликтов и т.д.).

    Прежде всего необходимо определить принципы, на которых будет строиться система коллизионных норм Основ трудового законодательства ЕврАзЭС. Представляется, что это могут быть следующие принципы:

    • свободы передвижения граждан (свободы передвижения лиц, товаров и услуг);
    • взаимного признания дипломов и иных документов об образовании;
    • свободы предпринимательства (обеспечения права на самозанятость граждан на территории государств);
    • недискриминации в трудовых и социальных отношениях;
    • права на судебную защиту в любом государстве Сообщества;
    • запрещения злоупотребления правом;
    • суммирования всех периодов работы на территории государств Сообщества с целью получения права на достойное пенсионное обеспечение и выплату пособий.

    На основе этих принципов можно сформировать отдельные коллизионные нормы в области труда в Основах трудового законодательства ЕврАзЭС. Причем коллизионные нормы можно разграничить для индивидуальных и коллективных трудовых отношений.

    Опыт обобщения трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС показал, что трудовое законодательство наших государств имеет общие и особенные черты. Таким образом, необходимо в каждом разделе Основ предусмотреть коллизионные нормы в области регулирования того или иного вопроса, которые будут содержаться вместе с материальными нормами. Хотя в трудовых кодексах наших государств содержатся отдельные коллизионные нормы. Например , в Трудовом кодексе РФ содержится только одна коллизионная норма - в ст. 11, которая предусматривает, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Аналогичные нормы содержатся и в ТК других государств ЕврАзЭС. Статья 3 ТК Республики Беларусь устанавливает, что Трудовой кодекс применяется в отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является Республика Беларусь. Следует отметить, что существующие нормы не всегда в состоянии решить все проблемы применения труда работников - неграждан государства, на территории которого протекает работа. Например , следует разграничить работников-мигрантов и членов их семей и работников, направляемых на работу или в командировку, отдельно необходимо будет сформировать коллизионные нормы для работников, труд которых носит подвижной или разъездной характер (в данном случае в первую очередь это необходимо сделать для работников транспорта).

    Традиционно в трудовых правоотношениях для решения коллизионных проблем при конфликтах чаще всего применяются следующие коллизионные формулы:

    • закон по договоренности;
    • закон места работы;
    • закон, наиболее подходящий для каждого конкретного случая (трудового договора).

    Для работников-мигрантов и членов их семей представляется самым оптимальным вариантом закрепление такой коллизионной формулы, как закон места работы, т.е. "к трудовому правоотношению - если нормативный акт не предусматривает иного - применяется закон того государства, на территории которого выполняется работа". Для государств - членов Сообщества она представляется наиболее удобной. Однако есть ряд вопросов, которые необходимо решать с помощью других норм. Например , следует предусмотреть в отдельном разделе нормы, которые будут регулировать трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения работников совместных предприятий и ТНК, действующих на территории стран Сообщества.

    Предлагаем несколько вариантов коллизионных привязок для закрепления их в Основах:

    • если согласно договору работу следует выполнять на территории нескольких государств, то к трудовому отношению следует применять личный закон работодателя;
    • если работник выполняет работу за границей, находясь в командировке, или направлен на работу в другое договаривающееся государство, то к трудовому отношению следует применять закон страны работодателя;
    • трудовое отношение работника, выполняющего работу на транспортном средстве водного или воздушного перевозчика, следует рассматривать согласно закону государства, под флагом или другим отличительным знаком которого транспортное средство курсирует; при рассмотрении трудового отношения работника другого перевозчика следует руководствоваться личным законом перевозчика.

    Возможно в некоторых случаях необходимо предусмотреть и такую формулу, как закон по договоренности, т.е. приоритетное значение придается выбору права (национальной системе права) самими сторонами трудового договора, если они находятся во взаимосвязи с этими правоотношениями. Тогда в трудовом договоре должна содержаться соответствующая запись об этом. Очевидно, что здесь может идти речь о топ-персонале совместных организаций.

    Кроме того, в правоприменительной практике отдельных стран все чаще к конкретным делам применяется третья формула, "наиболее подходящий закон для каждого конкретного случая". Она учитывает комплекс факторов или один доминирующий фактор, который связывает стороны трудового договора с определенной страной. Среди факторов, связывающих стороны, могут фигурировать местонахождение рабочего места, руководства предприятия, общее гражданство сторон договора, источник получения работником производственных инструкций, источник выплаты заработной платы и ее валюта, язык трудового договора и т.п. "Тесная связь" может быть выражена в том, что данная страна является местом осуществления трудовой деятельности или местом заключения трудового договора. Однако в случае спора для судьи будет затруднительно определить связывающие факторы, в том случае если стороны не укажут право, применимое в спорной ситуации.

    Для работников автомобильного транспорта можно применить такую коллизионную привязку, как место регистрации автотранспортного средства, которая обычно применяется в международном автомобильном транспорте в большинстве стран.

    В отношении моряков традиционно применялась коллизионная привязка "закон флага", т.е. страны регистрации судна. Однако повсеместное использование мореходными компаниями "удобного флага" приводит к тому, что ни наниматель, ни работники (моряки) не имеют обычно никакого отношения к "стране флага". В связи с этим в ряде стран наблюдается тенденция к использованию других альтернативных привязок, таких как общее гражданство работников и нанимателей или их общее место жительства. В отдельных случаях контракт моряка с зарубежной компанией рассматривается по аналогии с зарубежной командировкой <1>.

    <1> См.: Киселев И.Я. Международный труд: Практическое пособие. М.: Юристъ, 1997. С. 104.

    Вместе с тем стороны трудового отношения вправе заранее договориться о том, что их споры будут рассматриваться в определенной стране (пророгационное соглашение). Это может быть любая страна, но чаще всего фигурирует страна, связанная так или иначе с участниками трудового отношения.

    Договоренность сторон о выборе юрисдикции в случае спора становится, однако, невозможной, если она противоречит действующему в данной стране законодательству или "общественному порядку".

    При отсутствии соглашения сторон о выборе права судья чаще всего принимает решение на основе учета всех или какого-либо одного "связывающего фактора".

    В случае когда работник постоянно выполняет работу более чем в одной стране, например в качестве международного менеджера, применяется закон той страны, в которой наниматель работника имеет обычное место нахождения или в которой преимущественно осуществляется деятельность работника. Право этой страны будет считаться наиболее подходящим для него правом. Такое решение вносит в правовой статус работника определенную стабильность: переезды из одной страны в другую не ведут к изменениям в правовом регулировании его труда.

    Решение конфликтов трудовых законов в значительной мере предопределяется тем, суд какой страны рассматривает и разрешает возникший спор. Поскольку суд обычно применяет действующие в данной стране коллизионные правила, разрешение конфликтов юрисдикции предрешает вопрос и о том, какие конкретно коллизионные правила, т.е. коллизионные правила какой страны будут применяться в случае конфликтов законов.

    В данной области практически во всех странах действует следующее правило: гражданское и трудовое дело должен рассматривать суд той страны, с которой отношение, связывающее спор, наиболее тесно связано.

    Практика различных стран относительно применения труда иностранцев, занятых на предприятии с иностранными инвестициями, показывает следующее. В странах Евросоюза конфликты трудовых законов разрешаются путем применения двух конвенций, принятых этой организацией: Брюссельской конвенцией (1968 г.) о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским делам (в редакции 1979 г.) <2> и Римской конвенцией 1980 г. относительно права, применяемого к договорным обязательствам <3>.

    <2> О признании и исполнении иностранных судебных решений по экономическим спорам (документы и комментарии). Библиотечка Вестника ВАС РФ. М.: ЮРИТ-Вестник, 1999. С. 196 - 208.
    <3> Treaty Series. Volume 1605. New York: United Nations, 1997. P. 59 - 156.

    Первая из названных Конвенций (Брюссельская) определяет, суды какого государства имеют юрисдикцию по гражданским и трудовым делам с иностранным участием. Согласно указанной Конвенции стороны сами могут решить, суд какого государства будет рассматривать и разрешать их возможные споры. При отсутствии такой договоренности действует правило: юрисдикцию по гражданскому трудовому делу осуществляет суд того государства, в котором непосредственно реализуется заключенный договор. В трудовых отношениях место реализации трудового договора - это место, где работник обычно выполняет свою работу. Если он работает в нескольких странах, то подходящей для него юрисдикцией является суд страны, которую можно считать основным местом его работы.

    Римская конвенция содержит коллизионные привязки в случаях, когда в отношении сторон трудового договора применяются законы различных стран ЕС. Конвенция весьма гибка по содержанию. Исходное ее положение заключается в том, что сами стороны трудового отношения решают, какая национальная система трудового права должна применяться к отношениям, которые они конституируют. Иными словами, сами стороны избирают подходящее национальное право для своего контракта. Выбор сторон либо выявляется условиями договора, либо вытекает из сопутствующих обстоятельств (конклюдентных действий). Стороны могут избрать закон, применяемый в целом к договору или к его части; в любой момент по общему согласию изменить его.

    Выбор сторонами трудового договора страны, законы которой будут применяться к их отношениям, не лишает работника защиты императивных норм закона, которые применялись бы, если бы стороны не сделали свой выбор. Иными словами, императивные нормы трудового законодательства должны применяться к трудовым отношениям с иностранным элементом независимо от решения сторон. Стороны не могут нарушать императивные нормы национального права, "публичный порядок".

    По сути, данное положение воспроизводит в коллизионном праве известный принцип национального трудового права: соглашения сторон могут только улучшать положение работника по сравнению с законодательством (принцип in favorem). Если воля сторон не выявлена, то применяется закон государства, с которым данный договор в наибольшей мере связан, а именно один из следующих вариантов:

    • закон того государства, в котором работник обычно осуществляет деятельность по выполнению контракта (даже если в ходе трудовой деятельности он временно направляется на работу в другое государство);
    • если работник в ходе своей работы постоянно переезжает из одной страны в другую, то применяется закон того государства, где находится штаб-квартира работодателя. Однако в этом случае допускается применение законодательства иной страны, если из обстоятельств трудового правоотношения вытекает, что договор наиболее тесно связан с работой в какой-либо иной стране;
    • закон государства, где находится филиал (отделение) предприятия, который нанял работника, если только из совокупности всех обстоятельств не вытекает, что в своих трудовых правоотношениях работник более тесно связан с другим государством. В этом случае применяется закон другого государства.

    Римская конвенция толкуется судебными органами стран ЕС следующим образом. Если из всей совокупности обстоятельств вытекает, что трудовой контракт имеет наиболее тесную связь с какой-либо определенной страной, то именно это обстоятельство считается главным для определения подходящего правопорядка. В данном случае вместо всех зафиксированных в Конвенции коллизионных формул действует положение, согласно которому к трудовому договору применяется закон той страны, с которой этот трудовой договор (трудовое отношение) имеет наиболее тесную связь <4>.

    <4> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 1999. С. 318 - 319.

    Особое значение Римской конвенции для хозяйствующих субъектов из третьих стран заключается в ее универсальном характере: она подлежит применению к договорным обязательствам в любой ситуации, при которой возникает выбор между правом различных стран. Используемая судами и арбитражами стран ЕС, Конвенция не ограничивает свою сферу регулирования договорами субъектов, принадлежащих к этим странам. Она действует применительно ко всем договорным отношениям, включая и те, в которых одна сторона или обе стороны договора относятся к третьим странам. Конвенция применяется независимо от национальности сторон договора, но есть определенные ограничения с точки зрения подчиненных ей договоров и договорных условий.

    К важным общим положениям коллизионного регулирования, установленного Конвенцией, относится положение об исключении обратной отсылки, согласно которому применение права страны, определенного Конвенцией, означает использование норм права, действующих в этой стране, - иных, чем нормы международного частного права. Конвенция содержит статью о публичном порядке, предусматривающую, что в применении норм права любой страны, определенного ею, может быть отказано, только если такое применение явно несовместимо с публичным порядком страны суда.

    Рассмотренные положения Конвенции создали единое коллизионное регулирование, используемое в судах и арбитражах стран ЕС. Оно не только предусматривает принципы определения применимого права, но и содержит ответы на сложные вопросы, которые возникают в процессе использования коллизионных норм и не всегда решаются национальным законодательством. Положения Конвенции обеспечили большую определенность в предложении выбора права судами и международными арбитражами этих стран при рассмотрении конкретного спора, в том числе с участием российских предпринимателей и граждан <5>.

    <5> См.: Бардина М. О праве, применимом к договорным обязательствам в странах ЕС // Хозяйство и право. 1997. N 4. С. 3 - 4.

    В связи с применением коллизионных норм в международных трудовых отношениях возникает вопрос о возможности, пределах и порядке экстерриториального применения трудового права одной страны на территории другой страны. Этот вопрос решается в теории и на практике в странах Запада следующим образом. Экстерриториальное применение трудового права допустимо в трех случаях:

    • во-первых, с помощью заключения специального соглашения между государствами по поводу выбора иностранного закона для регулирования сделки трудового найма;
    • во-вторых, допустимо дополнение трудового права какой-либо страны путем заимствования определенных элементов из иностранного права;
    • в-третьих, иностранное право применяется во всех случаях, когда коллизионные нормы прямо отсылают к иностранному закону.

    Общепринятым является правило, согласно которому любое государство вправе запретить на своей территории определенные элементы иностранного права, если они противоречат государственной политике, "публичному порядку". Последнее расшифровывается обычно как комплекс фундаментальных правовых и этических принципов, на которых основывается национальное сообщество. К ним относятся и фундаментальные положения трудового права, в частности нормы о запрете принудительного труда, дискриминации работников, защите профсоюзных прав, об охране труда, особенно подростков, женщин, инвалидов, о прекращении трудовых отношений, государственном минимуме заработной платы <6>.

    <6> См.: Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. С. 319.

    Экстерриториальное применение трудового права при регулировании трудового договора с международным фактическим составом, т.е. иностранным участием, вытекает из действующих коллизионных норм и сложившейся во многих странах практики.

    Наименее разработан вопрос об экстерриториальном применении трудового права в отношении институтов коллективного трудового права. Однако определенный зарубежный опыт в данной области имеется. Он касается экстерриториального применения коллективных договоров, законодательства о регулировании забастовок и об участии работников в управлении производством.

    В юридической литературе отмечается, что теоретически вполне можно представить коллективные договоры, действующие экстерриториально, т.е. регулирующие трудовые отношения, возникающие за рубежом. С этой точки зрения возможно применение национального коллективного договора к гражданам, временно или постоянно работающим за рубежом.

    Второй вопрос касается экстерриториального применения законодательства о забастовках. Здесь прежде всего различаются подходы к национальным и международным забастовкам. В данном случае возникает вопрос о том, должен ли в данном случае применяться закон той страны, в которой происходит основная забастовка? В каждой стране существует своя коллизионная норма на этот счет:

    • применение законодательства той страны, где происходит главная забастовка;
    • законодательство страны, на предприятии которого происходит забастовка.

    В Основах необходимо отразить коллизионные нормы относительно представителей коллектива работников. Возможно, например, использование опыта зарубежных стран, в большинстве которых используется формула принципа территориального применения права, т.е. национального.

    Особый интерес вызывает вопрос о специфике правового положения зарубежных филиалов транснациональных компаний.

    На первый взгляд, кажется очевидным, что трудовые отношения работников головного предприятия ТНК входят в сферу трудового права страны базирования компании, а трудовые отношения персонала зарубежных филиалов (предприятий) должны, как правило, регулироваться трудовым правом принимающей страны. Однако на деле все работники, занятые на предприятиях зарубежных филиалов ТНК, подвергаются воздействию норм трудового права страны базирования штаб-квартиры ТНК (система заработной платы, нормирование труда, коллективные договоры и т.д.). В этой связи возникает вопрос о территориальном и экстерриториальном применении трудового права.

    Правило ч. 3 ст. 62 Конституции РФ о приравнивании иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в правах и обязанностях к гражданам Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ, распространяется и на область трудовых отношений, в которых участвуют иностранцы и лица без гражданства.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами <7>.

    <7> См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

    Однако иностранные граждане не могут быть назначены на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российскими законами назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к российскому гражданству. Так, лишь российский гражданин может быть государственным гражданским служащим Российской Федерации, членом экипажа морского судна или летного экипажа гражданского воздушного судна, прокурором, государственным судьей, государственным или частным нотариусом, адвокатом. Однако это не идет вразрез с мировым законодательством по данному вопросу, например, в решениях Европейского суда дается ограничительное толкование ст. 48 Римского договора <8>, который исключает из принципа равенства в области занятости работников-мигрантов и местных работников в отношении занятия государственных должностей. По мнению суда, запрет допуска на государственную службу работников-мигрантов на равных основаниях с местными работниками допустим, но только в отношениях некоторых должностей (армия, полиция, дипломатический персонал, суд).

    <8> Имеется в виду Римский договор 1957 г., принятый в рамках ЕС.

    В соответствии с вышеизложенным возникает вопрос о причинах возникновения коллизий в международных трудовых отношениях. На наш взгляд, причины возникновения коллизий в трудовых отношениях, осложненных иностранным элементом, заключаются в следующем:

    1. Увеличивающаяся интенсивность процесса миграции населения.
    2. Деятельность ТНК, когда сталкиваются правовые и социальные системы различных стран.
    3. Отсутствие единого нормативного акта, регулирующего трудовые отношения между работодателем и иностранным работником.
    4. Различия в законодательстве государств и в толковании отдельных категорий и понятий, регулирующих трудовые отношения.

    Таким образом, включение в Основы трудового законодательства стран - членов ЕврАзЭС коллизионных норм позволит разрешить спорные ситуации с применением труда работников другого государства. Это позволит увеличить социальную защищенность таких работников и членов их семей, что в конечном итоге будет способствовать реализации политики достойного труда на территории наших государств.

    Международные трудовые отношения относятся к МЧП в той мере, в какой их правовая регламентация осуществляется с использованием категорий частного права (договор, контракт, право- и дееспособность, возмещение ущерба, исковая давность и др.) (В. П. Звеков). Кроме того, в данных отношениях в большей степени, чем в других отраслях МЧП, проявляется публичное начало, ограничивающее действие коллизионных норм страны суда и, как следствие, применение иностранных законов .

    Общие категории коллизионного права при регулировании международных трудовых отношений применяются с существенными оговорками. Как правило, трудовые отношения на территории какого-либо государства подчиняются его праву. Но применение норм иностранного правопорядка возможно в случае его тесной связи с данными трудовыми отношениями. Его применение не должно ухудшать положение работающего в сравнении с национальным законодательством и тем более не должно нарушать императивные нормы внутреннего законодательства.

    Как уже отмечалось, коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений с наличием иностранного состава затрагивает частноправовые аспекты данных отношений, и олицетворяет их, прежде всего, трудовой договор. В качестве генеральной коллизионной привязки к трудовому договору применяется автономия воли (lex voluntatis). Но применение данного коллизионного принципа является различным: законодательство большинства государств допускает соглашение сторон о применимом праве, а законодательство Великобритании и Италии признает неограниченную автономию воли сторон .

    Едва ли не в большинстве юрисдикций законодатель ввел определенные ограничения свободы выбора права по трудовым договорам. Основания для такого ограничения могут быть самыми разными. Так, стороны могут подчинить трудовые отношения выбранному праву, если оно: имеет тесную связь с этими отношениями (Закон о МЧП Польши); выбор права не принимается во внимание, если такой выбор осуществляется в ущерб работнику (Закон о МЧП Лихтенштейна); соответствует месту выполнения работы (ФРГ, Румыния, Канада); соответствует месту пребывания работодателя (ФРГ, Канада) или месту нахождения предприятия (Румыния) .

    В. П. Звеков считает, что для защиты слабой стороны, которой часто (хотя и не всегда) может быть работник, законодательством России должно быть предусмотрено правило о применении наиболее благоприятного закона независимо от состоявшегося выбора . Оригинальную идею о рамках решения проблемы автономии воли в трудовых отношениях с иностранным элементом обосновал А. С. Довгерт:

    • - соблюдение письменной формы выбора сторонами права как в момент заключения трудового договора, так и во время его действия или изменения;
    • - наличие тесной связи выбранного сторонами закона с трудовым контрактом;
    • - выбор сторонами закона, применимого к трудовому контракту, не должен приводить к ухудшению условий труда работника по сравнению с обязательными положениями закона того государства, который был применен при отсутствии выбора;
    • - при разрешении возникших противоречий по трудовому контракту подчинить элементы содержания трудовых правоотношений разным правовым системам .

    Законодатель Российской Федерации, предоставляя возможность воспользоваться автономией воли применительно к заключению договора бытового подряда международного характера, в то же время предлагает “защитить” потребителя посредством императивных норм права государства места жительства потребителя. По общему мнению, работник, как и потребитель, является слабой стороной в договоре по отношению к работодателю, и тоже должен быть защищен посредством императивных норм права государства, где осуществляется трудовая деятельность.

    В связи с этим целесообразным является закрепление принципа автономии воли в российском трудовом законодательстве при ограничении возможности его применения следующими положениями:

    • - выбор сторонами применимого права возможен только при соблюдении письменной формы трудового договора;
    • - право, избранное сторонами, не может и не должно повлечь за собой лишение работника защиты его прав посредством императивных норм права государства, применимого при отсутствии выбора;
    • - если из совокупности обстоятельств дела следует, что трудовой договор реально связан только с одним государством, то выбор сторонами права другого государства не может затрагивать действия императивных норм государства, с которым договор реально связан.

    Именно эти соображения возникают при анализе ст. 1210 ГК РФ. Так, первое ограничение отличается от закрепленного в ст. 1210 положения о возможности заключения соглашения сторон не только в письменной, но и в устной форме. Обязательная письменная форма при заключении трудового договора, закрепленная в российском законодательстве, должна сохраниться и при регулировании формы международного трудового контракта. Второе ограничение, как уже указывалось, призвано защищать работника как слабую сторону трудового контракта императивными нормами заранее известной ему правовой системы. Третье ограничение заимствовано из п. 5 ст. 1210, что соответствует принципу адекватного и эффективного регулирования, но при квалификации принципа наиболее тесной связи (lex loci laboris) как гибкого коллизионного принципа современного международного частного права.

    Следовательно, основное ограничение воли сторон в трудовых отношениях сводится к тому, чтобы выбор права не вел к лишению работника защиты, предоставляемой императивными положениями законодательства, которое является применимым в соответствии с коллизионными нормами страны суда (И. В. Гетьман-Павлова).

    Наряду с lex voluntatis в области трудовых отношений исторически сложились и активно используются следующие коллизионные привязки:

    • - закон места работы (lex loci laboris). С учетом данной коллизионной привязки трудовая деятельность иностранных граждан регламентируется законом государства места их работы (Австрия, Албания, Венгрия, Испания, Россия, Швеция);
    • - закон места нахождения работодателя. В случае, если согласно договору работу приходится выполнять на территории нескольких государств, самым оптимальным правилом выбора права могут быть: закон места жительства, места коммерческой деятельности или просто нахождения работодателя (Румыния, ФРГ);
    • - закон страны заключения договора о найме (lex loci con- traktus). Здесь проблема состоит в том, что по законодательству некоторых стран общего права (США, Великобритания) к трудовым договорам, заключенным на их территории, применяется национальное право. Причем, США, например, стремится расширить экстерриториальное действие своего трудового законодательства на гарантию справедливых условий труда, распространяемую на граждан США - инвалидов, временно или постоянно проживающих за рубежом. Напротив, согласно российской доктрине экстерриториальное применение национального трудового права допустимо или на основе заключения специального соглашения, или когда коллизионные нормы отсылают к иностранному правопорядку;
    • - личный закон работодателя - физического или юридического лица (lex persovalis или lex sosietatis). Обстоятельства могут сложиться так, что работники российской фирмы выполняют работу в рамках командировки в одном или нескольких зарубежных государствах. Такие трудовые отношения будут регулироваться личным законом работодателя;
    • - закон флага судна. Речь идет о том, что договор о выполнении работы на водном или воздушном транспорте будет регламентироваться законом государства, где зарегистрировано транспортное средство.

    Таким образом, как и в других видах отношений МЧП, в международных частных трудовых отношениях существуют свои коллизионные вопросы, решать которые можно, главным образом, посредством названных коллизионных привязок. Именно они позволяют оптимальным образом избрать применимое к трудовым отношениям право и обеспечить защиту прав, формирующихся в условиях международной жизни, всех участников трудовых отношений.