Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Конспект урока для начальных классов "буква ъ". Буквы “ъ” и “ь” Презентация буква ъ подготовительная группа

    Конспект урока для начальных классов

    Cлайд 1

    Разработка: Борисова В.И Учитель начальных классов «Центр диагностики и консультирования»

    Cлайд 2

    Твёрдый знак и мягкий знак – Буквы нам нужны. Не читаются никак, Но в словах важны. Мы без них совсем не можем, Песни петь, стихи читать. И в газету очень сложно Объявление подать.

    Cлайд 3

    Разделительный твердый знак пишется: После приставки, если она оканчивается на согласную, а корень начинается с буквы Е, Ё, Ю или Я Например: подЪём, обЪявление

    Cлайд 4

    Пишется после мягкого согласного; Н-р: конь, дождь,изморось Пишется после шипящих на конце существительных только женского рода Н-р: щёлочь, немощь, рожь Пишется в неопределенной форме глагола (форма отвечает на вопрос что делать?) беречь, стричь

    Cлайд 5

    - в конце существительных мужского рода (мяч, нож) - в форме родительного падежа множественного числа существительных с основой на шипящий (дач, рощ, зрелищ) - в сочетаниях: ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН (фонарщик, птенчик)

    Cлайд 6

    Спиши слова в два столбика Д_явол, раз_ехаться, с_язвить, обез_яна, бил_ярд, сем_я, пред_явить, колос_я, раз_ёмный, нич_я, в_юн, над_есть, об_ехать, л_ют, ш_ю, руж_ё, с-есть, ворон_ё, под_ёмник, сер_ёзный, п_еса, кур_ер, варен_е, олад_и, от_езд, с_езд, в_юга, счаст_е, в_езд, дерев_я, об_явление, колос_я, с.ёмка, мурав_и, весел_е, с_едобный, коп_ё, раз_ярить, с_ёжился, в_ехал, с_ел, п_ёт, солов_и, печен_е, бел_ё, кинос_ёмка, лис_и, медвеж_и,

    Cлайд 7

    Разделительный ь Дьявол, обезьяна, бильярд, семья, колосья, ничья, вьюн, льют, шью, ружьё, вороньё, серьёзный, пьеса, курьер, варенье, оладьи, вьюга, счастье, деревья, колосья, муравьи, веселье, копьё, пьёт, соловьи, печенье, бельё, лисьи, медвежьи, Разделительный ъ Разъехаться, предъявить, въезд разъёмный, надъесть, объехать, съесть, подъёмник, отъезд, съёмка, съезд, съёжился, въехал, съел, съедобный, разъярить, киносъёмка, съязвить, объявление,

    Cлайд 8

    Шъет платье, журчяние ручъя, сьедают листъя, сьемка обезъяны, падехал к падьезду, обедаться воренъем, вьется въюнок, платье сизьяном, птичъи семьи, обьяснил невеже, отьехал от подъезда, сьесть печение

    Cлайд 9

    Шьет платье, журчание ручья, съедают листья, съемка обезьяны, подъехал к подъезду, объедаться вареньем, вьется вьюнок, платье с изъяном, птичьи семьи, объяснил невеже, отъехал от подъезда, съесть печенье

    Cлайд 10

    Придумайте и запишите по три слова разных частей речи с разделительным твердым знаком.

    Cлайд 11

    Печ...ка, фишеч...ки, ванил...ное, свеч...ка, вафел...ный, суд...бы, кач...ка, мар...ля, спор...щик, вед...ма, кор...жик, карамел...ка, мор...жиха, бездел...ник, бор...щ, внучен...ка, пен...сия, сен...тябрь, птен...чик, ч...тецы, поч...товые, крол...чата, вал...с,

    Cлайд 12

    Ванильное, вафельный, судьбы, ведьма, карамелька, бездельник, внученька, крольчата, вальс.

    Cлайд 13

    Увлеч..ся игрой с детьми; пробить бреш.. в обороне; поговорить ноч..ю с люд..ми и почувствовать фал..ш..; открываеш.. двер.. настеж..; надо возвратит..ся лиш.. на рассвете; ты покраснееш.. каккумач..; приготов..тес.. привлеч.. внимание; ты несёш.. меч..; рож.. надо береч.. от огня; назнач..те несколько встреч..;сгорело лиш.. около вос..ми дач..; видиш.. ли ты огни деревен..?; солнца луч..промеж.. туч.. был и жгуч.., и высок; ему было невмоч.. от тяжёлого запаха с боен..; ты встретиш..ся с четыр..мя моими друз..ями.

    Данная презентация предназначена для уроков обучения грамоте в 1 классе по любой образовательной системе. Содержит проверочный тест по ранее изученным темам, иллюстрации по теме урока, звуко-буквенный анализ слов с изучаемой буквой.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Твёрдый знак

    Что мы произносим и слышим? звуки буквы

    Какой звук при произношении встречает преграды? согласный гласный

    Сколько гласных звуков в русском языке? 10 6

    Как обозначаются звуки на письме? цифрами буквами

    Какие гласные буквы обозначают два звука? я ё ю е а о у э и ы

    Я мягкий знак не простой, А удивительный – разделительный, Перед Е,Ё,И,Ю,Я Я всловах стою, друзья! Ь

    Твёрдый знак

    Дверь сломалась! Ай – яй – яй! Молоток и гвозди Нам помогут твёрдый знак Сделать очень просто!

    Из ведра не просто так Нам воды напиться: Нужен ковшик – Твёрдый знак, Чтобы не облиться.

    СЕЛИ СЪЕЛИ

    Твёрдый знак сказал с обидою: Это где ж такое видано? Мягкий знак есть в правилах, А я сижу, грущу. Так учить неправильно, я не допущу. Сам стихи я настрочу, Сам с собой их разучу. Ищи меня после согласной Меня туда поставили Перед особой гласной. Особенных четыре: я, е, ё и ю, Таких нет в целом мире: я, е, ё и ю, ъ

    Что общего? Название – разделительные знаки. Отделяют согласную от гласной Е, Ё, Ю, Я.

    Твёрдый знак Нам нужен тоже, Без него сказать не сможем: Съезд, съедобный, объясненье И подъезд, и объявление. Ъ

    Найди картинку, в названии которой на один звук меньше, чем в названии картинки. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке. ОГОНЬ

    Выбери картинку, в названии которой 5 звуков. Кликни кнопкой мыши по выбранной картинке. ГЛАЗА КНИГА

    http://i.allday.ru/94/4f/75/1312920768_school-desk-4.jpg



    Класс: 1

    Цели урока:

    1. Познакомить с буквой «ъ», её ролью в словах.
    2. Развивать фонематический слух, речь.
    3. Воспитывать любовь к родному языку, к произведениям устного народного творчества.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Снег летает и сверкает
    В золотом сиянье дня,
    Словно пухом устилает
    Все дороги и дома.
    Сыплет, сыплет снег – снежок,
    Начинаем наш урок.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Вступительная беседа.

    Какие дети учатся в нашем классе?

    (На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

    А – аккуратные.
    Б – бодрые.
    В – весёлые.
    Д – добрые.
    З – здоровые.
    К – красивые.
    Л – любознательные.
    С – сильные.
    Т – трудолюбивые.
    У – умные.
    Ч – честные.

    Давайте покажем гостям, что мы действительно такие: и аккуратные, и трудолюбивые, и умные.

    В народе говорят: «Ум точить – пословицы и поговорки учить», а ещё говорят «Пословица – всем углам помощница». Сегодня пословицы и поговорки помогут вам понять, чем же мы будем заниматься на уроке. А урок наш состоит из трёх частей. Но все по порядку. Потому, что «Терпенье и труд всё перетрут».

    2. Повторение.

    - «Повторенье – мать ученья» так называется первая часть урока.

    Объясните смысл этой пословицы. (Повторяем пройденный материал, чтобы не растерять свои знания, а закрепить их.)

    1) Индивидуально.

    Давайте вернёмся к буквам, с помощью которых вы называли слова, характеризующие детей нашего класса. Вспомните эти слова, как они называются? (Признаки.) (Ответивший получает карточку.)

    На какие вопросы отвечают слова – признаки? (Ответившему – карточку.)

    На какой вопрос отвечают слова – признаки ж. р.? м. р.? с. р.? мн. ч.? (Ответившему – карточку.)

    На какой вопрос отвечают слова – предметы? (Ответившему – карточку.)

    В чем разница между предметами, отвечающими на вопрос кто? и что? (Ответившему – карточку.)

    С «познавательной минуткой» работает...

    2) Фронтально.

    Всем остальным предлагаю показать свои знания по пройденному материалу, ответив на вопросы теста. (Слайды 1-18)

    3) Проверка индивидуальной работы (частично: какую тему повторяли, правила по этой теме).

    Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы и можем отдохнуть, недаром говорят «Сделал дело – гуляй смело».

    Физкультурная минутка «Лечебные звуки».

    В нашем языке есть буквы, звуки которых помогают нам сохранить здоровье. О некоторых я вам расскажу. Покажите букву В. (Дети показывают). Оказывается, если долго произносить звук [в], можно избавиться от насморка. Покажите Ж, если долго произносить звук – от кашля. Р – снимает усталость. С – помогает расслабиться.

    III. Новый материал.

    1. Вступительная беседа.

    Переходим ко второй части нашего урока. Прочитайте её название. («Без ученья нет уменья».)

    Объясните смысл поговорки. (Мы всегда должны чему-то учиться, чтобы что-то уметь.)

    Сейчас мы учимся грамоте. Урок так и называется «Обучение грамоте». Все ли буквы мы изучили? (Нет.)

    С какой буквой познакомимся сегодня узнаете, если правильно расшифруете запись (читаем слова по первым буквам). (Слайд 19)

    Назовите тему урока. (ъ) (Слайд 20)

    Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ». Узнаем в каких случаях пишется эта буква в словах.

    2. Знакомство с буквой.

    Молчаливый твёрдый знак
    Не произносится никак!
    Но нужен многим он словам.
    Его учить придётся вам:
    Хотите – не хотите
    Стоит он в алфавите!

    Это буква «ъ» (показать на плакате).

    На что похож ъ? (Ответы детей.)

    • Въезд.
    • Подъезд.
    • Отъезд.
    • Объезд.

    Прочитайте слова.

    Как называются эти слова? (Однокоренные.)

    Докажите. (Общее значение и одинаковый корень.)

    Какой корень?

    Как называется часть слова перед корнем? (Приставка.)

    Назовите приставку в 1-ом слове; во 2-ом; в 3-ем; в 4-ом.

    Сделайте вывод почему «ъ» называется разделительным? (Разделяет приставку и корень.)

    Но! На слайде появляется 2-ой столбик слов:

    • Выезд.
    • Переезд.
    • Проезд.
    • Приезд.

    Прочитайте слова. Можно ли назвать их родственными с первым столбиком слов?

    Назовите корень.

    Есть ли приставки? Какие?

    Что же получается: есть приставка, есть корень, а «ъ» нет? Проблема?

    Чтобы её решить, сравните приставки первого и второго столбика. Что заметили?

    Сделайте вывод.

    Послушайте, что рассказал о себе «ъ». (Слайд 24)

    Это же правило есть в учебнике. Найдите. Оно не закончено. Закончите. (Дети раскрашивают «звуковичка» в синий цвет.)

    Найдите в учебнике и прочитайте слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Ё.

    Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Я.

    Слова, в которых «ъ» отделяет приставку от буквы Е.

    Есть ли слова с корнем, начинающимся на букву Ю?

    Это будет вашим домашним заданием: подумать вместе с родителями встречаются ли в русском языке такие слова.

    Давайте вернёмся к названию этой части урока (учитель показывает на название второй части урока, которое написано на доске). Попробуйте объяснить поговорку, применив её к теме нашего урока. (Не узнали бы букву «ъ», не умели бы писать с ней слова.)

    Верно говорят «Грамоте учиться всегда пригодиться».

    Физкультурная минутка для глаз.

    IV. Закрепление.

    Переходим к третьей части урока. Прочитайте её название. («Уменье – везде найдёт примененье».)

    Объясните смысл пословицы.

    1. Работа со скороговоркой.

    На доске:

    У пригорка Егорка
    Об.егорил волка. (Написана на доске).

    Прочитайте. Какая буква пропущена? Почему?

    Почему слово Егорка с заглавной буквы написано?

    Какое незнакомое слово увидели?

    Предположите, что оно означает?

    Давайте проверим предположения. («Познавательные минутки» – ученик рассказывает.)

    Что такое «объегорить»?

    Во время крепостного права (крепостное право – это период истории, когда помещик, владевший землей, также имел в собственности крестьян, проживавших на этой земле – так называемых «крепостных», которыми мог распоряжаться по собственному усмотрению: наказывать, продавать, покупать, менять на что-либо, крепостной крестьянин под страхом наказания не мог никуда уехать или уйти от своего помещика) был один день в году, когда крепостной мог перейти от одного помещика к другому. Это был день Юрия (Егория). Переманивая к себе крепостных, помещики обещали им всякие блага, а потом нарушали свои обещания. Обмануть лживыми обещаниями и значит «объегорить».

    Читаем медленно и четко. Затем быстрее, увеличиваем темп. (Спросить отдельных учеников.)

    2. Самостоятельная работа.

    Давайте посмотрим, как вы поняли для чего в словах нужен «ъ». Положите перед собой карточки со стихотворением (у каждого ребёнка).

    Все кругом объято страхом.
    Разъяренный людоед
    Объявил, что съест сегодня
    Замечательный обед.

    В сверхъестественной тревоге
    Все зверье уносит ноги
    Даже несъедобный ежик
    Съежился от страха тоже.

    Разъяренный людоед
    Мигом съел мешок конфет.
    Закусил печеньем плотно.
    Он отъявленный злодей.

    Но совсем не ест людей.
    И не трогает животных.

    (С. Бондаренко)

    Прочитайте стихотворение. Найдите слова с разделительным «ъ». Письменно объясните, почему написан ъ. Как будете действовать? (Выделяем приставку, подчеркиваем согласную, на которую заканчивается приставка и подчеркиваем первую букву корня.)

    Проверка с разбором значений слов.

    Выразительное чтение стихотворения.

    Какое вызывает настроение?

    Можно ли назвать стихотворение шуточным?

    3. Лингвистическая разминка.

    На доске таблички со словами. Найти и прочитать слово, о котором я говорю:

    1. Взлохмаченный. (Взъерошенный.)
    2. Величина для измерения вместимости чего-либо. (Объём.)
    3. Удалился на каком-либо транспорте. (Отъехал.)
    4. Путь снизу вверх. (Подъём.)
    5. Продукты, которые можно есть. (Съедобные.)
    6. Процесс изготовления фильма, передачи. (Съёмка.)
    7. Передвигаясь на чем-либо, спуститься вниз. (Съехать.)
    8. Извещение о чем-либо, напечатанное в газете, журнале или вывешенное где-нибудь. (Объявление.)
    9. Кран, который поднимает различные грузы. (Подъёмный.)
    10. Переднее стекло оптического прибора, например фотоаппарата. (Объектив.)

    Что общего у этих слов?

    V. Домашнее задание.

    Дома вы вернётесь к стихотворению Г. Сапгира. Научитесь его выразительно читать и объясните, почему оно называется «Шутка».

    VI. Итог.

    С какой буквой познакомились?

    В чем ее особенность?

    Когда пишется «ъ»?

    Какая ещё буква служит для того, чтобы отделить согласную от гласной? («ъ»)

    Завтра на уроке мы будем учиться отличать слова с разделительным «ъ» от слов с разделительным «ь».

    Кому показалась сегодняшняя тема трудной?

    Нам сегодня помогали пословицы и поговорки. Это не случайно. Скоро мы заканчиваем изучать Азбуку и на одном из первых уроков по чтению мы будем говорить об устном народном творчестве. Я надеюсь, что некоторые пословицы вы запомнили и будете употреблять в речи, так как они делают речь яркой, красивой, точной.

    А сейчас «Делу время, а потехе час». Урок окончен.

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

    Чем занимался, так и назывался

    или

    Секрет твёрдого знака




    Работу выполнила

    ученица 1 класса «б»

    Самохвалова Анастасия

    Руководитель Решетникова Ю.В.

    2015 год

    ЦЕЛЬ: исследовать роль буквы Ъ в русском алфавите.

    ЗАДАЧИ: 1. Провести наблюдение над звуками в словах.

    2. Узнать, нет ли ошибки на вывеске здания.

    3. Провести опрос одноклассников.

    4. Изучить необходимую литературу и сделать выводы.

    ГИПОТЕЗА: Если буква Ь обозначает мягкость согласного звука, то Ъ обозначает твёрдость согласного.

    МЕТОДИКА: наблюдение, опрос знакомых, анализ литературы.

    СОДЕРЖАНИЕ:

      Вступление.

      Звуковой анализ слов.

      Опрос знакомых.

      Изучение литературы.

      Вывод.

    Не надо бабушку трясти:

    «Прочти, пожалуйста, прочти!
    Не надо умолять сестрицу;
    “Ну, прочитай ещё страницу!”.
    Не надо звать, не надо ждать,
    А можно взять и прочитать!

    Я так и сделала. И научилась читать ещё в детском садике. Когда в первом классе мы стали изучать буквы, я ходила гордая, потому что думала, что уже всё знаю про буквы. Но тут началось самое интересное.

    Я узнала, что есть буквы -“труженицы”, а есть такие, которые не очень любят работать.

    Например, В слове ДЯТЕЛ буква Я выполняет две работы: делает согласный звук [д] мягким и обозначает звук [а]. А в слове ЯБЛОКО она обозначает два звука [йа]. Теперь посмотрим на букву И в слове МАШИНА. Согласный звук [ш] всегда твёрдый. Буква И выполняет в этом слове только одну работу: обозначает звук [ы]. Две буквы мне понравились больше всего. Это твёрдый и мягкий знаки. Я их назвала “пустые буквы”, так как никаких звуков они не обозначают. Почему букву ь назвали “мягким знаком” - понятно. Ведь у него есть такая работа. В слове “банька” буква ь смягчает звук [н]. В слове “уголь” смягчает звук [л]. Мне было всё понятно, и я, радостная, всем говорила, что раскрыла все секреты букв.

    А вот почему букву ъ назвали “твёрдым знаком? Она пишется только после согласных для обозначения звука [й]. В слове СЪЕЛ после звука [с] следуют звуки [йэ]. Другой работы у неё нет.

    Но однажды, гуляя по городу, я увидела вывеску «Гостиный дворъ». Я была уверена, что на вывеске ошибка! Я точно знаю, что звук [р] твёрдый в этом слове. «Зачем здесь ъ?», – думала я.

    Решила спросить у одноклассников. Опросила 25 человек.

    Как видно из диаграммы, точно на вопрос мне никто не ответил.

    Тогда я решила разобраться сама. В Интернете я узнала, что означает выражение “гостиный дворъ”.

    Гостиный дворъ - в старину так назывался комплекс зданий, для и проживания торговцев.

    Теперь осталось разобраться с Ъ. Пришлось мне заглянуть в справочник. И вот что я узнала.

    Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А 100 лет твёрдый знак писали в конце слов после твёрдых согласных, например сынъ, уголъ, мёдъ, носъ. Как только не называли ер: «бездельником», «лодырем», «дармоедом»! В романе Льва Толстого «Война и мир» до реформы в языке на его страницах насчитывается 115 тысяч букв-бездельников. И если бы все буквы ер собрали в одно место и напечатали подряд в конце последнего тома, они заняли бы 70 с лишним страниц. Сколько времени, бумаги и чернил на неё тратилось! Эта буква-бездельник была самой дорогой буквой мира.

    Потом решили, что писать эту букву в конце слов ни к чему. Если нет мягкого знака. И так понятно, что согласный твёрдый. Так буква ъ (ер) лишилась главной работы, из-за которой она получила своё имя. Работы нет, а имя так и осталось. А выражение “гостиный дворъ”- это очень старое выражение, как раз из того времени.

    Так что нет никакой ошибки, и тайна буквы раскрыта.

    Вот уж действительно. Чем занимался, так и назывался.

    Вы спросите, почему на вывеске твёрдый знак сохранился?

    Да потому, что Сарапул – старинный купеческий город, и вывеска символизирует это. Кстати, такая вывеска не единственная в нашем городе. Я нашла ещё «Блинный домъ «Сто пудовъ».

    Вывод. Моя гипотеза не подтвердилась. Буква Ъ в старину действительно обозначала твёрдость согласного и стояла в конце многих слов. В наше время эта буква отделяет согласный от гласного и в конце слова не пишется.