Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Кто такой головной исполнитель гособоронзаказа. Государственный оборонный заказ Государственный контракт по оборонному заказу

    Кто такой головной исполнитель гособоронзаказа. Государственный оборонный заказ Государственный контракт по оборонному заказу

    Аннотация: рассматриваются вопросы, возникающие при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа.

    Ключевые слова: государственный оборонный заказ, ответственность за нарушения государственного оборонного заказа.

    Изначально необходимо понять саму сущность понятия государственного оборонного заказа. В буквальном смысле - это поставки продукции для феде ральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны.

    Оборонный заказ формируется на основе положений военной доктрины Российской Федерации, федеральной программы производства вооружения и военной техники, других федеральных программ, а также соглашений о военно-техническом сотрудничестве Россий ской Федерации с иностранными государствами. Применительно к учреждениям и территориальным органам ФСИН Рос сии государственный оборонный заказ представляет собой поручение государ ственного заказчика поставщику (предприятию, организации, учреждению) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для поддержания необхо димого уровня обороноспособности и безопасности государства, осуществляе мое на контрактной основе по итогам осуществления процедур закупок. Государственными заказчиками на закупку продукции для оборонных нужд являются организации, определяемые Правительством РФ. Такими орга низациями выступают соответствующие органы исполнительной власти, феде ральные казенные предприятия и государственные учреждения.

    Государство должно устанавливать и контролировать строгое соблюдение правил, с одной стороны, обеспечивающих получение высококачественной продукции по приемлемой цене, а с другой, - делающих выполнение оборонно го заказа выгодным для исполнителей. Контрактная система закупок в рамках государственного оборонного зака за как составная часть федеральной контрактной системы представляет собой организационно-экономический механизм, регламентирующий финансово экономические, правовые, управленческие, технические и социальные аспекты отношений государства в лице государственных заказчиков (МО, МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО и др.) с поставщиками, разрабатывающими, изготавливающими и поставляющими оборонную и специальную продукцию. Контрактная система как механизм взаимодействия государственных за казчиков и исполнителей в интересах реализации военно-технической политики позволяет обеспечить выгодность гособоронзаказа для его исполнителей, мак симально учитывая интересы всех сторон; оптимизировать затраты и наиболее эффективно использовать инвестиции, минимизировав при этом экономиче ский и технический риски при создании новых дорогостоящих видов вооруже ния и военной техники, и в конечном итоге обеспечить успешное выполнение всего объема предусмотренных работ в установленные сроки.

    Анализ контрактных отношений при распределении и исполнении оборон ного заказа показывает, что в целях его оптимизации должны использоваться все формы взаимоотношений экономических субъектов, позволяющие миними зировать риски, оптимизировать налоговые и другие платежи, повысить эконо мическую эффективность его реализации. Весь контрактный процесс должен иметь предварительно разработанное методическое обеспечение. Однако на се годняшний день ощущается дефицит, прежде всего, нормативно-методических документов, позволяющих оперативно решать в рамках контрактной системы различные управленческие задачи.

    Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О гос ударственном оборонном заказе» (далее соответственно - Федеральный закон №275-ФЗ, ГОЗ) задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными обязатель ствами Российской Федерации обеспечивают головной исполнитель и исполни тели. Таковыми могут быть коммерческие и другие организации - юридические лица, заключившие с государственным заказчиком государственный контракт (контракт) по ГОЗ, а также лица, входящие в кооперацию головного исполни теля и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем. Количество закупок в рамках гособоронзаказа довольно велико, и, следо вательно велика вероятность совершения должностными лицами заказчиков и исполнителей ошибок и противоправных действий в ходе проведения процедур закупок и исполнения государственных контрактов. С ростом актуальности данного вопроса возрастает и ответственность. Так Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (да лее - КоАП РФ) установлена ответственность должностных лиц за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу. Так, например: статьей 14. КоАП РФ, установлена административная ответ ственность за нарушение условий государственного контракта по государ ственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.

    В соответствии с ч. 1 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом головного исполнителя или исполнителя условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, касающихся количества, качества, комплектности поставляемых товаров, качества выполняемых работ, оказывае мых услуг, сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Частью 2 ст. 14.55 КоАП РФ нарушение должностным лицом государ ственного заказчика условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Согласно ч. 3 ст. 14.55 КоАП РФ грубое нарушение условий государствен ного контракта по государственному оборонному заказу, совершенное лицом, указанным в ч. 1, 2, или 2.1 ст. 14.55 КоАП РФ, влечет дисквалификацию долж ностного лица на срок до трех лет. Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2014 г. № 504 «Об установ лении понятия грубого нарушения условий государственного контракта по гос ударственному оборонному заказу» установлено, что с 1 июля 2014 г. под гру бым нарушением условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, совершенным должностным лицом головного исполнителя, должностным лицом государственного заказчика, понимается: . повторное совершение административного правонарушения, предусмот ренного ч. 1 и 2 ст. 14.55 КоАП РФ; . нарушение условий государственного контракта, повлекшее ущерб Рос сийской Федерации на сумму не менее 5% (но не менее 5 000 000 рублей) цены государственного контракта; . нарушение условий государственного контракта, повлекшее невыполне ние установленного задания по государственному оборонному заказу. Но помимо административной ответственности в скором времения появит ся и уголовная.

    Так, президент Российской Федерации Владимир Владимиро вич Путин внес 19 сентября 2017 года на рассмотрение Госдумы законопроект о лишении свободы от 4 до 8 лет для глав компаний, злоупотребивших полно мочиями при выполнении гособоронзаказа. Информация об этом размещена в электронной базе данных государственной думы РФ. «Использование лицом, выполняющим управленческие функции в ком мерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным инте ресам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, если это деяние повлекло причинение существенного вреда охраняемым законом интересам общества или государства при выполнении ГОЗ», будет грозить штрафом в размере от 1 млн до 3 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет с лишени ем права занимать определенные должности или заниматься определенной дея тельностью на срок до 10 лет.

    Либо же виновный может быть осужден к лише нию свободы на срок от 4 до 8 лет со штрафом от 500 тыс. до 1 млн рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период от 3 до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельно стью на срок до 3 лет. Если преступление будет совершено организованной группой, устанавливается безальтернативное наказание в виде лишения свобо ды на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет. Аналогичные санкции (максимально - до 10 лет при совершении преступления организован ной группой) вводятся для должностных лиц - за «использование своих слу жебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества или государства при вы полнении ГОЗ».

    Кроме того, вносятся дополнения в Уголовный кодекс, «преду сматривающие конфискацию имущества, полученного в результате совершения таких преступлений». На основании изложенного можно сделать вывод, что ответственность за нарушение ГОЗ растет, законодателями уделяется большое внимание данному направлению. В территориальных учреждениях и органах ФСИН России регулярно осу ществляются закупки в рамках государственного оборонного заказа. Большая часть таких закупок приходится на продукты питания, вещевое имущество и горюче-смазочные материалы, которые составляют более половины совокупно го годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком УФСИН Рос сии по Рязанской области. При осуществлении закупок в рамках ГОЗ необхо димо не забывать про установление ограничений к участникам закупок, напри мер, участниками закупок могут быть исключительно юридические лица. К то варам, закупаемым в рамках ГОЗ также применялись некоторые дополнитель ные требования. Так например согласно требованиям Постановления Прави тельства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограни чений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осу ществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и без опасности государства» до 31 декабря 2016 года устанавливался запрет на до пуск товаров, происходящих из иностранных государств.

    Данное постановле ние утратило свою юридическую силу и на смену ему было принято Постанов ление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 “Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), вы полняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления за купок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности госу дарства” согласно которому поставляемый товар должен быть российского происхождения только в случаях, если осуществляются закупки одной едини цы товара, стоимость которого равна или менее 50000 рублей, и закупок сово купности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 000 000 рублей. Иными словами, если начальная максимальная цена контракта не превышает одного миллиона рублей, то ограничения в части страны проис хождения поставляемого товара не применяются.

    В заключении хотелось бы отметить один немаловажный момент. Указом Президента РФ с 1 января 2015 года Федеральная служба по оборонному заказу упразднена. Функции Рособоронзаказа переданы федеральным органам испол нительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Прави тельство РФ: контроль за соблюдением законодательства в сфере государ ственного оборонного заказа передан Федеральной антимонопольной службе.

    Тем самым в случае подачи жалобы на действие или бездействие государствен ного заказчика в лице учреждения или органа ФСИН России, рассмотрение жа лобы по существу происходит не в территориальном органе ФАС, а непосред ственно в Центральном аппарате ФАС России, а именно в управлении контроля государственного оборонного заказа. Сотрудники группы государственного оборонного заказа и государственных закупок в августе 2016 года столкнулись с данной проблемой. На действие заказчика в лице УФСИН России по Рязан ской области была подана жалоба в УФАС России по Рязанской области.

    Суть жалобы заключалась в том, что, по мнению заказчика, участник электронного аукциона, которым являлся “ООО Коникс” в составе вторых частей заявок не предоставил заказчику документ-декларацию о подтверждении страны проис хождения товара, и, следовательно, заказчик неправомерно отклонил заявку вышеуказанного участника.

    Жалоба рязанским антимонопольным органом была признана обоснованной. Но с учетом того, что закупка осуществлялась в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год, данная жалобы была перенаправлена на рассмотрение в центральный аппарат ФАС России.

    Сотруд ники группы государственного оборонного заказа и государственных закупок принимали участие в рассмотрении жалобы в центральном аппарате ФАС Рос сии. В результате рассмотрения жалобы по существу комиссия ФАС России признала действие государственного заказчика в лице УФСИН России по Ря занской области обоснованными и непротиворечащими действующему законо дательству. На первый взгляд это обычная рабочая ситуация, связанная с процессом осуществления закупок. Но, при подаче жалобы на действие либо бездей ствие заказчика оператор электронной площадки по решения контролирую щего органа блокирует закупку до рассмотрения жалобы по существу, тем самым заказчики в лице территориальных учреждений и органов ФСИН Рос сии теряют одну из самых важных и необходимых составляющих рабочего процесса - время.

    АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАРУБИН

    1. Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

    2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

    3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

    4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

    5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

    6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

    7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

    8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

    9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

    2. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе:

    1) предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта;

    2) предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта;

    3) устанавливать меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    3. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

    4. Кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, исполнителям, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

    3. В государственный контракт, заключаемый по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, включаются условия, которые были предусмотрены извещением об осуществлении закупки продукции (далее - закупка) или приглашением принять участие в определении головного исполнителя, документацией о закупке, заявкой, а также окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт.

    4. Условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта (далее соответственно - заказчик, исполнитель), определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.

    5. В государственном контракте (контракте) указывается, что он заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа. В государственном контракте указываются его реквизиты, включая присвоенный государственным заказчиком идентификатор государственного контракта. В контракте указываются реквизиты соответствующего государственного контракта (государственных контрактов), включая идентификатор государственного контракта.

    Предмет государственного контракта (контракта) определяется путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект и (или) объекты закупки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). При заключении государственного контракта на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение и (или) в эксплуатацию, в описании указываются их наименования или товарные знаки.

    В государственный контракт (контракт) включаются условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность и соответствие обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (контрактом).

    обязанность по предоставлению государственному заказчику информации обо всех исполнителях (третьих лицах) государственного контракта (контракта), заключивших контракты с головным исполнителем (исполнителем), цена (общая цена) которых составляет более чем 10 процентов цены государственного контракта.

    10. В государственном контракте (контракте) устанавливаются права и обязанности государственного заказчика (заказчика), включая:

    а) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом (контрактом);

    б) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) своевременного устранения выявленных недостатков продукции;

    в) полномочия по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта (контракта), в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя (исполнителя) при условии включения в государственный контракт (контракт) положений о праве контроля;

    г) обязанность по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований;

    д) обязанность по участию в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

    е) обязанность по принятию поставленной продукции, соответствующей требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), и оплате этой продукции на указанных в нем условиях;

    ж) обязанность государственного заказчика по осуществлению государственного учета результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственного контракта.

    11. В государственном контракте (контракте) кроме прав и обязанностей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, по соглашению сторон могут устанавливаться иные права и обязанности государственного заказчика (заказчика), установленные законодательством Российской Федерации и (или) определяемые с учетом специфики предмета государственного контракта (контракта).

    12. В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.

    Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

    13. Независимо от способа определения головного исполнителя и соответствующего ему порядка формирования цены в государственном контракте кроме цены государственного контракта указываются:

    а) цена единицы товара - в государственном контракте на поставку товаров;

    б) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, а также цена единицы работы и (или) услуги - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг по техническому, сервисному обслуживанию техники, оборудования и (или) на выполнение работ по их ремонту, объем которых на дату заключения государственного контракта невозможно определить;

    в) цена единицы работы и (или) услуги, если они были определены при формировании цены государственного контракта, - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг, не включенных в подпункт "б" настоящего пункта;

    г) перечень расходов, включаемых государственным заказчиком в цену продукции, а также перечень расходов, не включенных в цену продукции, но включаемых в цену государственного контракта в связи с выполнением дополнительных работ и (или) оказанием дополнительных услуг, предусмотренных его условиями;

    д) источник финансирования;

    е) порядок распределения финансовых средств на период действия государственного контракта в пределах установленной им цены, предназначенных для выплаты государственным заказчиком головному исполнителю;

    ж) порядок и условия авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в случае, если при заключении государственного контракта государственным заказчиком было принято решение об авансировании головного исполнителя, при этом размер аванса определяется государственным заказчиком с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, а условия авансирования головным исполнителем исполнителей по заключенным с ними контрактам определяются положениями государственного контракта и государственным оборонным заказом на соответствующий год и плановый период с учетом требований Федерального закона "О государственном оборонном заказе";

    з) порядок осуществления окончательных расчетов по выполнению государственного контракта. В случае установления этапов (периодов) его выполнения может указываться поэтапность осуществления расчетов;

    и) условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, при наличии у головного исполнителя договора о банковском сопровождении государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с уполномоченным банком, а также реквизиты этого счета;

    к) условия, при которых цена государственного контракта может быть снижена без изменения предусмотренных им количества и качества поставляемой продукции.

    Информация об изменениях:

    Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2015 г. N 923 положение дополнено пунктом 13.1

    13.1. В контракте указываются:

    а) условие об осуществлении расчетов по контракту только с использованием отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке, при наличии у исполнителя договора о банковском сопровождении контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с выбранным головным исполнителем уполномоченным банком;

    б) реквизиты отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.

    Информация об изменениях:

    Положение дополнено пунктом 13.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465

    13.2. В случае если цена государственного контракта (контракта) определена с учетом цены на продукцию, определенной в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в государственном контракте (контракте) указывается, что изменение цены на эту продукцию, в том числе пересмотр базовой цены единицы продукции, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных указанным положением.

    14. В государственный контракт может быть включено положение о возможности увеличения или уменьшения по предложению государственного заказчика не более чем на 10 процентов количества поставляемой продукции в порядке и на условиях, установленных законодательством

    15. В государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения государственного контракта и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом.

    В отдельных случаях, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула цены и максимальное значение цены государственного контракта.

    16. В государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации. При этом в зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:

    а) устанавливать твердую цену государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;

    б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, - в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;

    в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.

    17. В случае если в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена на продукцию и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в пункте 15 настоящего Положения.

    В случае если в указанном государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену. Одновременно с определением значения фиксированной цены на продукцию устанавливается твердая цена государственного контракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

    Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование цены государственного контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены, а также прогнозную цену на продукцию, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

    Информация об изменениях:

    Положение дополнено пунктом 17.1 с 11 октября 2017 г. - Постановление

    17.1. В государственный контракт могут включаться положения о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий государственного контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    В государственный контракт могут также включаться положения о порядке и условиях рассмотрения соответствующих предложений сторонами, если порядок и условия принятия решения об изменении существенных условий государственного контракта для случаев, когда эти изменения допускаются, не определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    18. В государственный контракт (контракт) включаются следующие положения, определяющие порядок его исполнения сторонами:

    а) сведения о месте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    б) условия об оценке поставляемой продукции на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

    в) перечень отчетных документов, которые оформляются головным исполнителем (исполнителем) и представляются государственному заказчику (заказчику) для приемки поставленной продукции и ее оплаты;

    г) порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (далее - военные представительства) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком;

    д) порядок и сроки проведения государственным заказчиком (заказчиком) и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

    е) порядок и сроки осуществления государственным заказчиком (заказчиком) или приемочной комиссией (в случае если государственным заказчиком было принято решение о ее создании для приемки поставляемой продукции) приемки поставляемой продукции, в том числе на соответствие этой продукции требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям государственного контракта (контракта), а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ее приемке;

    ж) порядок возмещения головным исполнителем (исполнителем) убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (контракту);

    Информация об изменениях:

    Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.1" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

    ж.1) порядок и сроки передачи государственным заказчиком головному исполнителю предусмотренных государственным контрактом исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества;

    Информация об изменениях:

    Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.2" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

    ж.2) порядок предоставления головному исполнителю доступа на объекты государственного заказчика, указанные в государственном контракте в качестве места выполнения работ;

    з) иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

    19. В государственный контракт включается положение о возможности принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

    20. В государственный контракт (контракт) в зависимости от вида продукции, являющейся объектом закупки, и предмета государственного контракта (контракта) могут включаться дополнительные условия в соответствии с пунктами 21 - 23 настоящего Положения, отражающие специфику исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

    21. Если предметом государственного контракта (контракта) является поставка товаров, в нем указываются способ и условия доставки государственному заказчику (заказчику) продукции, а также условия перехода права собственности на поставляемую продукцию и рисков ее случайной гибели.

    При этом, если государственным заказчиком устанавливаются требования к гарантийным срокам на поставляемую продукцию и (или) объему предоставления гарантий качества поставляемой продукции, к гарантийному обслуживанию продукции, к расходам на эксплуатацию продукции, к обязательности осуществления монтажа и наладки продукции, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание продукции, соответствующие условия также включаются в государственный контракт (контракт).

    Включение в государственные контракты (контракты) условий по указанным в настоящем пункте вопросам рекомендуется также в случаях, если предусматривается выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, сервисному обслуживанию продукции с передачей материальной части этой продукции головному исполнителю (исполнителю).

    22. В государственный контракт на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ могут включаться условия о закреплении права собственности на результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, в том числе в отношении результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения государственного контракта, распределение и порядок закрепления прав на создаваемые охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, а также следующие условия:

    а) обязанность головного исполнителя в ходе выполнения работ проводить мероприятия, направленные на выявление результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, уведомлять государственного заказчика о таких результатах и представлять предложения по их правовой охране и обязанность государственного заказчика сообщать головному исполнителю после получения от него соответствующего уведомления и рассмотрения его предложений решение о форме правовой охраны результата интеллектуальной деятельности;

    б) обязанность головного исполнителя проводить в ходе выполнения работ патентные исследования;

    в) обязанность головного исполнителя и исполнителя сохранять конфиденциальность в отношении полученных результатов интеллектуальной деятельности до установления в соответствии с решением государственного заказчика режима их правовой охраны;

    г) обязанность головного исполнителя по обеспечению правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с решением государственного заказчика путем:

    осуществления юридически значимых действий по оформлению прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств;

    принятия мер по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау);

    д) обязанность государственного заказчика предоставлять головному исполнителю безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, для выполнения работ по государственному контракту (контракту);

    е) порядок и условия использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат головному исполнителю (исполнителю) или третьим лицам.

    23. В государственном контракте на утилизацию боеприпасов, вооружения и военной техники определяется порядок передачи государственному заказчику образовавшихся в ходе исполнения государственного контракта продуктов утилизации или порядок их реализации головным исполнителем с перечислением в доход федерального бюджета в установленном порядке стоимости таких продуктов утилизации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    24. В государственный контракт включаются положения об ответственности сторон, в том числе:

    а) уплата пени за просрочку государственным заказчиком (головным исполнителем) исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    б) уплата штрафа за ненадлежащее исполнение государственным заказчиком (головным исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    в) ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ;

    г) уплата пени за несвоевременное предоставление головным исполнителем государственному заказчику информации, предусмотренной частью 23 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

    д) освобождение стороны государственного контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени), если эта сторона докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны;

    е) условие о том, что уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает сторону от исполнения или надлежащего исполнения обязательств, установленных государственным контрактом.

    25. Условия об ответственности заказчика и исполнителя включаются в контракт с учетом соответствующих положений государственного контракта, в целях выполнения которого заключается контракт.

    26. В качестве дополнительной меры ответственности головного исполнителя (исполнителя) за ненадлежащее исполнение государственного контракта (контракта) в него может быть включено положение об уплате головным исполнителем (исполнителем) процентов за пользование чужими средствами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

    27. В государственном контракте (контракте) могут содержаться:

    а) информация о наличии сведений, составляющих государственную тайну, и (или) конфиденциальной информации, связанной с исполнением государственного контракта (контракта), и при необходимости - обязательства сторон по их неразглашению, по проведению и контролю сторонами мероприятий по защите этих сведений (информации) и (или) перечень таких мероприятий;

    б) условия о претензионном порядке рассмотрения споров перед обращением сторон в арбитражный суд с указанием порядка и сроков направления претензии, рассмотрения претензии, ответа на претензию, а также перечня документов, прилагаемых к претензии;

    в) условия об определении арбитражного суда, в который передаются на рассмотрение споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением государственных контрактов (контрактов).

    28. В случае если государственным заказчиком установлено условие о предоставлении головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в этом государственном контракте указываются способ выбранного головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта, его размер и сроки возврата государственным заказчиком головному исполнителю средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, если такая форма обеспечения исполнения государственного контракта выбрана головным исполнителем.

    29. В государственный контракт включаются условия о невозможности перемены головного исполнителя при исполнении государственного контракта, за исключением случая, если новый головной исполнитель является правопреемником головного исполнителя по такому государственному контракту вследствие его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

    30. В государственном контракте (контракте) указывается количество экземпляров государственного контракта (контракта), которые имеют одинаковую юридическую силу.

    31. Государственный контракт (контракт) может содержать приложения, которые указываются в тексте государственного контракта (контракта) и являются его неотъемлемой частью.

    32. Государственный заказчик вправе определять в государственном контракте иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, кроме условий, предусмотренных настоящим Положением.

    33. Заказчик вправе определять в контракте условия, не предусмотренные настоящим Положением, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта.

    Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

    Предприятия, которые участвуют в исполнении государственного оборонного заказа, обязаны соблюдать требования законодательства при его исполнении с целью контроля за целевым использованием средств. В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» поддерживается учет контрактов и платежей в рамках государственного оборонного заказа.

    В статье эксперты 1С рассказывают о том, как в программе настроить функциональность и вести обособленный учет плановых показателей и кассового исполнения обязательств по гособоронзаказу, хранить информацию о структуре кооперации по ним, какие отчеты можно использовать для получения сведений о кооперации.

    Нормативное регулирование

    Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения и выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ), установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее - Закон № 275-ФЗ).

    Федеральным законом от 29.06.2015 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 159-ФЗ) внесены изменения в части применения банковского сопровождения государственного оборонного заказа как механизма контроля целевого использования средств.

    Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ (в редакции Закона № 159-ФЗ) все предприятия, участвующие в исполнении государственного оборонного заказа, - как головной исполнитель, так и исполнители, вовлеченные в кооперацию, - должны соблюдать при исполнении государственного оборонного заказа следующие требования:

    • вести учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту;
    • предоставлять информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе);
    • предоставлять информацию о затратах по исполненным контрактам;
    • обеспечивать осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
    • открывать отдельные банковские счета по каждому государственному контракту;
    • соблюдать особый порядок расчетов при использовании отдельных банковских счетов;
    • предоставлять копии документов-оснований для выполнения платежей;
    • обеспечивать целевое использование денежных средств и возможность внешнего контроля за движением денежных средств.

    Учет контрактов и платежей по ГОЗ в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

    В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (далее - БГУ1) и редакции 2 (далее - БГУ2) предусмотрен учет контрактов и платежей в рамках государственного оборонного заказа. Имеется возможность вести обособленный учет плановых показателей и кассового исполнения обязательств по государственному оборонному заказу, хранить информацию о структуре кооперации по ГОЗ.

    Настройка функциональности

    Чтобы начать использовать возможности учета контрактов государственного оборонного заказа, необходимо:
    • в БГУ1 - включить флаг Осуществляются платежи по контрактам государственного оборонного заказа в форме Настройка параметров учета (меню Бухгалтерский учет -> Настройка параметров учета ) на закладке Оборонный заказ ;
    • в БГУ2 - включить функциональную опцию . Для этого в разделе Администрирование следует вызвать команду Настройка параметров учета и на закладке Специализированные подсистемы установить флаг Учет контрактов государственного оборонного заказа .
    В результате в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств, Лицевые счета, Банковские и казначейские счета появятся дополнительные реквизиты для работы с контрактами по государственному оборонному заказу.

    Заполнение справочника«Государственные оборонные заказы»

    Справочник предназначен для хранения сведений о государственных контрактах по государственному оборонному заказу, заключенных государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем.

    В справочнике необходимо заполнить следующие реквизиты:

    • Идентификатор - идентификатор государственного контракта по государственному оборонному заказу. Формируется государственным заказчиком в соответствии с приказом Министерства обороны РФ и Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н «Об утверждении порядка формирования идентификатора государственного контракта по государственному оборонному заказу»;
    • Предмет контракта - краткое наименование контракта, предмет поставки;
    • Уполномоченный банк - банк, выбранный головным исполнителем, в котором все участники кооперации открывают отдельные счета. Выбирается из справочника Банки. При создании отдельных счетов по государственному оборонному заказу уполномоченный банк будет заполняться в качестве банка по умолчанию;
    • Головной исполнитель - головной исполнитель поставок продукции по ГОЗ. Выбирается из справочника Контрагенты.

    Заполнение справочников «Лицевые счета» и «Банковские и казначейские счета»

    Все участники кооперации по государственному оборонному заказу обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.

    Согласно пункту 10 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта» .

    В соответствии с пунктом 8 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральным законом.

    Согласно статье 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель контракта обязан использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.

    В связи с этим бюджетное учреждение, являющееся головным исполнителем государственного оборонного заказа, по мнению Департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ, также вправе заключать с уполномоченным банком договор о банковском сопровождении и осуществлять расчеты по контрактам, заключенным в рамках Закона № 275-ФЗ, на счетах в указанном банке, поскольку такая обязанность установлена положениями указанного закона. Об этом указано в письмах Минфина России от 11.03.2016 № 02-01-11/13675, 02.12.2015 № 02-03-11/70083, от 27.10.2015 № 02-02-04/61547, от 20.10.2015 № 02-02-06/60054.

    Также, по мнению Департамента, движение денежных средств на отдельном счете в бухгалтерском учете отражается на счете 0 201 21 000 «Денежные средства учреждения на счетах в кредитной организации».

    Для указания того, что банковский счет учреждения (контрагента) является отдельным, необходимо в карточке Лицевого счета (Банковского счета) заполнить следующие реквизиты (рис. 1)*:

    • флаг необходимо установить для отдельных счетов, открытых в уполномоченном банке для расчетов по государственному оборонному заказу. Признак Отдельный счет (государственный оборонный заказ) можно установить только для счетов, которые имеют тип Банковский.
    • Государственный оборонный заказ - государственный контракт по государственному оборонному заказу, в рамках исполнения которого открыт отдельный счет. Выбирается из справочника Государственные оборонные заказы .

    Рис. 1

    Примечание:
    * здесь и далее приведены примеры для «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2.

    Задание структуры кооперации по государственному оборонному заказу

    Согласно пункту 4.1 статьи 3 Закона № 275-ФЗ «кооперация головного исполнителя (кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями» .

    Таким образом, кооперация определяется наличием договорных отношений между ее участниками.

    В программе структура кооперации задается при помощи реквизитов справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств (рис. 2):

    • Входит в кооперацию по ГОЗ - установить флаг для договоров, входящих в кооперацию по государственному оборонному заказу. Признак Входит в кооперацию по ГОЗ можно установить только для договоров, которые имеют вид С поставщиком или С покупателем ;
    • Отдельный счет организации - счет, открытый учреждению в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу. Выбирается из справочника Лицевые счета .

    Рис. 2

    Для договора, имеющего вид С покупателем , можно указать отдельный счет организации, только если он не выбран в другом договоре с видом С покупателем , так как в рамках одного договора с заказчиком (покупателем) учреждению открывается только один отдельный счет.

    Кроме этого, для договоров с поставщиками, входящими в кооперацию, необходимо заполнить реквизит Счет контрагента , где нужно выбрать отдельный счет контрагента, открытый в рамках того же госконтракта по государственному оборонному заказу.

    Таким образом, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» отнесение договоров по ГОЗ с заказчиком и исполнителями к одной кооперации определяется указанием одного и того же отдельного счета учреждения в карточках договоров. В контексте договора с покупателем - это счет, открытый учреждению для зачисления средств от заказчика. В контексте договора с поставщиком - это счет, с которого будут списываться средства для расчетов с исполнителем.

    Внесение изменений в плановые показатели поступлений и выбытий по государственному оборонному заказу

    После заключения договора с заказчиком в рамках исполнения государственного оборонного заказа необходимо внести изменения в плановые назначения текущего года. Для этого следует ввести новый документ Плановые назначения .

    Обратите внимание , с 01.01.2016 учреждения всех типов должны применять классификационные признаки счетов (КПС) вида Бюджетная классификация , поэтому для ввода плановых назначений по поступлениям и выбытиям следует ввести два документа Плановые назначения (по поступлениям - с видом показателя КДБ , по выбытиям - с видом показателя КРБ ).

    Предварительно для контрактов в рамках государственного оборонного заказа рекомендуется создать один план поступлений (с видом показателя КДБ ) и один план выбытий (с видом показателя КРБ ), в которых указать перечень статей плана, по которым будут поступать и расходоваться денежные средства.

    • Год плана;
    • Периодичность;
    • План поступлений (выбытий);
    • Показатели плана поступлений выбытий - заполняются в соответствии со структурой цены контракта (сметы) в разрезе статей, сумм поступлений и выбытий;
    • Типовая операция - выбирается предопределенная типовая операция Сметные (плановые) назначения получателя субсидий;
    • Раздел лицевого счета - раздел отдельного счета, открытого для расчетов по этому контракту с заказчиком.

    Рис. 3

    Оплата исполнителям (поставщикам) и другие платежи по государственному оборонному заказу

    Режим использования отдельного счета описан в статье 8.3 Закона № 275-ФЗ и предусматривает:
    • списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
    • списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях, описанных в пункте 2 части 1 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ.
    Согласно пункту 4 статьи 6.1 Закона № 275-ФЗ идентификатор государственного контракта указывается в распоряжениях в порядке, установленном Банком России для указания уникального идентификатора платежа.

    Для осуществления платежей в рамках исполнения государственного оборонного заказа в программе используется документ Платежное поручение .

    При указании в документе лицевого счета учреждения (с установленным флагом Отдельный счет и заполненным реквизитом Государственный оборонный заказ ) автоматически подставляется идентификатор контракта в поле Идентификатор платежа (22). Далее при указании получателя автоматически подставляются договор и счет получателя (если у него есть договор и банковский счет, в которых указан такой же элемент справочника Государственные оборонные заказы ) (рис. 4).

    Рис. 4

    Использование статей калькуляции в контрактах гособоронзаказа

    При необходимости учета исполнения контрактов с заказчиками по государственному оборонному заказу в разрезе статей калькуляции следует воспользоваться механизмом дополнительной бюджетной классификации - создать новый дополнительный бюджетный классификатор для ведения статей калькуляции и добавить субконто Дополнительная бюджетная классификация на счета 504.12 (504.22) и 18.01. Состав классификатора следует заполнить в соответствии с применяемыми статьями калькуляции по государственному оборонному заказу (сметой).

    Дополнительную классификацию необходимо указывать в табличных частях документов Плановые назначения (по выбытиям) и Платежное поручение .

    Отчеты по государственному оборонному заказу

    Для получения сведений о кооперации по государственному оборонному заказу и анализа кассового исполнения контрактов государственного оборонного заказа в программе предусмотрены отчеты:
    • Сведения о кооперации по гособоронзаказу;
    • Исполнение контрактов по гособоронзаказу.
    Отчет «Сведения о кооперации по гособоронзаказу»

    Согласно пункту 8 части 1 и пункту 8 части 2 статьи 8 Закона № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнители обязаны предоставлять «по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом» .

    Такую информацию можно получить в отчете Сведения о кооперации по гособоронзаказу .

    Отчет можно формировать по учреждению, государственному оборонному заказу, контракту с заказчиком по кооперации. Установив необходимые отборы, следует нажать кнопку Сформировать . Отчет формируется по связям, настроенным в справочниках Договоры и иные основания возникновения обязательств . В сформированном отчете отражается информация о договорах с заказчиками по государственному оборонному заказу и о договорах с исполнителями, привлеченными в целях исполнения государственного оборонного заказа. В отчете отражается дата и номер договора, краткое содержание договора, идентификатор госконтракта, данные контрагента (наименование, ИНН, КПП, адрес, телефон), стоимость договора.

    Стоимость контрактов с заказчиками - это оборот по дебету счета 504.12 (504.22) и кредиту счета 506.10 (506.20). Стоимость контрактов с исполнителями формируется по данным принятых обязательств по договорам.

    Отчет «Исполнение контрактов по гособоронзаказу»

    Отчет позволяет контролировать ход кассового исполнения контракта по государственному оборонному заказу.

    В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поставляются два настроенных варианта отчета:

    • Исполнение контрактов по гособоронзаказу - формируется с группировкой по заказчикам и договорам с заказчиками,
    • Исполнение контрактов по гособоронзаказу (по КБК) - формируется с группировкой по договорам с заказчиками, отдельным счетам, КПС, КЭК.
    Отчет можно формировать по организации, отдельному счету, заказчику, договору (контракту) с заказчиком. Предусмотрены расширенные варианты отбора, группировки, оформления отчета. Также имеется возможность выводить данные в разрезе статей калькуляции.

    Итоги "Гособоронзаказ. Закупки: регламент, процедура, контроль. Ценообразование".

    В марте в Санкт-Петербурге проходила Всероссийская конференция, посвященная проблемным вопросам организации закупок и ценообразования в сфере гособоронзаказа . Модератором конференции выступил , заместитель главы ФАС России.

    С докладами на конференции выступили ведущие специалисты Министерства обороны РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, Министерства финансов РФ, Специализированной электронной площадки «АСТ ГОЗ»:

    1. ОВЧИННИКОВ Максим Александрович, заместитель руководителя ФАС России
    2. ДЕМИДОВА Татьяна Павловна, директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов РФ
    3. ПУДОВ Александр Андреевич, начальник Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России
    4. КОРДЫШ Феликс Семенович, генеральный директор ООО "АСТ ГОЗ"
    5. АКИМЕНКО Аркадий Георгиевич, начальник отдела конкурентных торгов ООО "АСТ ГОЗ"
    6. КОНДРАШИН Александр Евгеньевич, начальник Управления конкурентных процедур Департамента Государственных закупок Минобороны РФ
    7. СУВОРОВ Павел Анатольевич, начальник Управления методологии в сфере ГОЗ ФАС России
    8. ДОВГИЙ Владимир Иванович, генеральный директор Межведомственного аналитического центра.

    После докладов спикеры конференции ответили на вопросы слушателей

    «Новый оборонный заказ. Стратегии» публикует стенограмму ответов и комментариев экспертов по некоторым актуальным проблемам.

    Часть 1. Ценообразование и антимонопольное законодательство в сфере ГОЗ

    Отвечает Татьяна ДЕМИДОВА (Минфин РФ):

    - В чем разница между каталогом и электронной биржей?

    Каталог товаров, работ и услуг это не есть сама биржа. Это механизм, который позволяет унифицировать наименования объектов закупки, их техническое описание. По сути это каталог описания потребностей заказчика, при введении которого впоследствии мы получим возможность применения инструментов электронных магазинов. Магазины, биржи, агрегаторы – это уже следующий этап процесса.

    - Какую информацию о контрактах заказчик должен размещать?

    До введения поправок (Постановление № 1429 – ред. ) заказчик обязан был разместить в Реестре договоров наименование победителя отдельной строкой для автоматизированного поиска. Другая информация по контракту размещается в закрытой части. Заказчик обязан направить сам договор, но не размещать его в публичной (открытой) части. Основания для этого – акт Правительства о порядке ведения Реестра договоров, заключаемых по 223-му ФЗ . Документ содержит перечень пунктов по правилам обмена информацией и регламентирует, что отправляется в Реестр обязательно. В настоящий момент приостановлено автоматизированное введение информации о поставщике и соисполнителях, но сам контракт должен быть размещен.

    Об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

    Поясняет

    Участнику торгов необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства (135- ФЗ, 11-я статья Закона «О защите конкуренции »). Многие предприятия, участвуя в торгах, пренебрегают нормами и нарушают самые жесткие запреты, за которые следует не только административное, но и уголовное наказание.

    Например, к вам кто-то обращается с просьбой: «Подстрахуй меня на торгах, подпиши коммерческое предложение с конкретной стоимостью» или «Поучаствуй со мной в торгах, чтобы они состоялись». Это и есть сговор! Многие, участвуя в таких схемах, не имеют злого умысла. Просто помогли партнеру, приятелю и т.п.. А потом сильно удивляются, когда за эти действия получают уголовное наказание. Когда участник отправляет коммерческое предложение с ценой, которая выше рыночной, и в результате сговора победит на торгах, то сразу просчитывается материальный ущерб, а это нарушение находится уже в компетенции уголовного права. Любая переписка (переговоры) участников по поводу конкурсных процедур нарушают статью 11 Закона «О защите конкуренции ».

    О процедуре проведения конкурсов с информацией, которая не содержит государственную тайну

    Предлагает Александр КОНДРАШИН (Минобороны РФ):

    Минобороны проводит закрытые конкурсы. Есть сведения, которые содержат гостайну, а есть те, которые не содержат. Требования к проведению закрытых конкурсов с гостайной понятны и логичны: все процедуры проводятся на бумаге (извещение, рассылка приглашений, документация по запросам и т.д.). Но и закрытые конкурсы без гостайны мы вынуждены проводить так же. Извещение о закупке публикуется на площадке, а документация – нет. И фактически открытая процедура у нас проводится как закрытая и занимает очень много времени.

    От заказчика в лице Минобороны выражаю просьбу к ФАС, Минфину, АСТ ГОЗ – привести второй тип закрытых конкурсов к оптимальному варианту. В частности, просим разрешить публиковать документацию на АСТ ГОЗ, чтобы участники могли ее скачивать.

    Комментирует Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

    Такой механизм уже заработал. Перевод всех данных в цифру необходим. И для контроля в том числе. Зачастую выигрывает не тот, кто дал лучшее предложение по цене, а тот, кто лучше всего переписал документацию. Больше всего жалоб в ФАС связаны именно с отклонением заявки по причине ошибок, допущенных при копировании документации.

    Подробнее о работе "АСТ ГОЗ" - во публикации.

    О типовых нарушениях в сфере исполнения гособоронзаказа, которые выявляет ФАС

    Поясняет Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

    Часть 3 ст. 8 275-го ФЗ устанавливает запреты на действия и бездействия головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, которые приводят к неисполнению или к ненадлежащему исполнению госконтрактов. Такими действиями считаются:

    1. Необоснованное отнесение к стоимости продукции затрат, не связанных с производством этой продукции. Есть 200-й приказ, который четко регламентирует, какие затраты можно относить на себестоимость, а какие нельзя. В ближайшее время ФАС совместно с Минпромторгом будет этот приказ совершенствовать, корректировать в той части, где категории недостаточно определены.

    Если предприятие включило при формировании плановых значений калькуляции затраты, например, по капитальному ремонту, которые привели к повышению цены, то сума этих затрат будет взыскана в федеральный бюджет. Кодекс об АПО предполагает санкцию в виде двухкратного размера суммы затрат, отнесенных необоснованно к себестоимости.

    1. Установление цены на товар в размере, превышающем цену, сложившуюся на рынке на сопоставимый товар. Например, участник кооперации устанавливает для гражданского заказчика и для военного разные цены на свою же продукцию. ФАС признает это нарушением законодательства и применяет весь арсенал доступных наказаний. Одно из них – фиксированная санкция от 300 тыс до миллиона руб. Следующая – предписание антимонопольного органа о взыскании в бюджет незаконно полученного дохода. Либо о возмещении нанесенного государству вреда в полном объеме. Например, одна из компаний получила в прошлом году предписание о взыскании в бюджет 350 млн руб. Компания в 3 раза завышала плановые значения калькуляции, имея на руках реальных контракты с указанной ценой на комплектующие изделия. В итоге заказчику предоставлялась стоимость заказа, в 3 раза превышающая фактическую.

    Еще категория нарушений – когда хозяйствующие субъекты, формируя плановые значения калькуляций, не обоснованно завышают стоимость заказа. Например, имея на руках контракты с кооперацией на одну сумму, меняют калькуляцию и представляют заказчику совершенно иные данные. Такие нарушения выявляются, доказывается умысел, и компания несет наказание

    1. Третья категория дел – о нецелевом использовании денежных средств . Здесь нужно различать ведение отдельных счетов и контроль со стороны антимонопольной службы. Банк ведет контроль за финансовыми потоками, а ФАС – за фактическими затратами. Если хозяйствующий субъект отправил какую-то сумму из аванса на цели, не связанные с ГОЗ (на зарплату рабочим, не участвующим в производстве продукции по контракту, например), но при этом контракт исполняется по эффективным ценам, соблюдаются смета и сроки – с нашей точки зрения это не является нарушением законодательства. Поскольку не наступили негативные последствия, т.е. цена на продукцию по ГОЗ не была завышена.

    Но если, наоборот, хозяйствующий субъект, получив аванс, направил эти средства на цели, не связанные с выполнением госконтракта по ГОЗ, и в результате наступили негативные последствия в виде ненадлежащего исполнения контракта. Или в случае, когда цена была ориентировочная, а при переводе в фиксированную увеличилась стоимость из-за этих действий, тогда в отношении нарушителя применяются соответствующие санкции. Мы должны доказать причинно-следственную связь и доказываем. Об этом говорит судебная практика ФАС.

    Вопрос и пример из практики :

    - Если контрагент, являясь нашим потребителем, перестает размещать свои заказы публично, и это приводит к ограничению нашего доступа к таким контрактам?

    Все зависит от статуса контрагента. Если он занимает лидирующее положение, то действует 135-й ФЗ , который запрещает злоупотреблять своим доминирующим положением среди хозяйствующих субъектов. Если он является единственным потребителем вашей продукции, тогда такие действия могут быть рассмотрены с точки зрения антимонопольного законодательства.

    Если такие действия совершает заказчик, то это тоже может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства. Есть статья 15 закона «О защите конкуренции» , которая устанавливает запрет на акции и действия органов власти, приводящие к ограничению конкуренции на товарном рынке. У ФАС есть примеры успешно проведенных расследований.

    Если кооперация отказывается с вами заключить контракт, и при этом она является для вас единственным поставщиком какого-то изделия, то в этой ситуации вы подаете жалобу по 135 ФЗ . ФАС при отказе от заключения контракта выдает предупреждение. Если признаки доминирования подтверждаются, то хозяйствующий субъект должен в течение 10 дней это исполнить, т.е подписать с вами контракт и работать по экономически обоюдовыгодным условиям с вами.

    Похожая история и с органами власти. ФАС выдает предупреждение им, которое они тоже должны исполнить. Если предупреждения ФАС не исполняются, возбуждается судебное дело о нарушении антимонопольного законодательства. И тогда хозяйствующий субъект заплатит либо оборотный штраф в размере от 1 до 15 % либо незаконно полученный доход. А это огромные суммы.

    То же относится и к групповым сделкам. РЖД однажды решило, что медные провода для высокоскоростных трасс самые лучшие только у его дочернего предприятия. И всем подрядным организациям, которые занимались строительством этих трасс, запретило покупать, по сути, у своего конкурента, эти провода. Не имея на то объективных причин. РЖД нами признается как доминирующий хозяйствующий субъект, поскольку кроме него никто такие провода не покупает. Нами было выдано предписание. Серьезные санкции существуют. В виде штрафа с оборота закупаемой продукции.

    Нужно шире смотреть на деятельность антимонопольного органа. У нас много механизмов по защите ваших интересов. Изучайте и владейте.

    О ценообразовании в сфере гособоронзаказа

    Отвечает Максим ОВЧИННИКОВ (ФАС России):

    - О базовой цене по ГОЗ. Что делать, если условия поставки будут меняться в дальнейшем?

    Если вы согласовали цену и считаете, что ее можно определить как базовую, это необходимо указать в документах, которые вы передаете заказчику и которые, в конечном итоге, попадут к нам в ФАС. И что же делать предприятиям, у которых условия поставки будут меняться? Например, нет устоявшихся объемов потребления у заказчика. Сегодня ему нужно 20 единиц продукции, завтра 1000, а потом снова 20. При таком разбросе, говорить, что условия поставки сопоставимы с моментом определения базовой цены очень сложно. Но если в расчетно-калькуляционных материалах, которые вы отправляете заказчику, ничего об этом не будет сказано, мы определим указанную цену базовой на год ее применения .

    Поэтому если вы понимаете, что в данный момент фиксация невозможна из-за существенных изменений условий в дальнейшем, эти оговорки нужно в документах прописать. Иначе через год вам придется обращаться в ФАС за пересмотром базовой цены, из-за того, что условия поставки не сопоставимы с предыдущим периодом. Протоколы, которые вы согласовываете с заказчиком, и любая другая документация должны оформляться качественно.

    - Если заключен, например, трехлетний контракт, какую цену указать?

    И в трехлетнем контракте цена должна быть четко определена. Либо она фиксированная, либо ориентировочная. Известна цена на ближайший период, значит, на первый год в контракте цена фиксированная, на второй и третий – ориентировочная. И в целом по контракту цена получается – ориентировочная . Поэтому необходимо в условия контракта внести дополнение о том, что цена будет меняться только в рамках доведенного индекса дефлятора. Никакие другие параметры повлиять на нее не могут. Таким образом, будут защищены риски обеих сторон.

    Мы разработали и внедряем сейчас типовые условия для разных видов контрактов в ГОЗ с учетом акта «О ценообразовании ». Акт дает гибкие механизмы для взаимодействия. Исполнитель по контракту должен быть уверен, что вся экономия расходов достанется ему, а не государственному заказчику. Поэтому вы (как исполнители госконтрактов) должны инициировать точные формулировки в документы. Необходимые для этого инструменты у вас сейчас есть. В акте «О ценообразовании» прописано, как и кто должен работать. Мы понимаем, что перемены будут проходить не везде легко. Но делать это нужно. Надеемся, что механизм заработает и даст положительные результаты.

    О размере прибыли в ГОЗ

    - Как, по-вашему, 55-й пункт Положения не вводит дискриминацию между головным исполнителем и исполнителем у головного исполнителя ГОЗ в части размера прибыли?

    Отвечает Павел СУВОРОВ Анатольевич (ФАС России):

    Нет, не вводит. Пункт 55 говорит, что в любом случае цена не должна превышать «20 + 1», но при этом есть минимальные пороги. Для головных исполнителей нет повышенного размера рентабельности. У них - повышенная планка минимального размера, который соответствует верхнему пределу «20 + 1». Вам нужно обосновать размер прибыли, который вы считаете необходимым.