Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Меры принудительного лечения понятие виды. Особенности применения принудительных мер медицинского характера. Глава XXTV. Иные меры уголовно-правового характера

    Меры принудительного лечения понятие виды. Особенности применения принудительных мер медицинского характера. Глава XXTV. Иные меры уголовно-правового характера

    Г. В. Назаренко*

    ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

    В юридической литературе тема о мерах принудительного медицинского характера рассматривается либо в разделе, посвященном общей характеристике мер государственного воздействия,1 либо в специальном разделе об их сущности и содержании.2 В судебно-психиатрической литературе содержание принудительных мер рассматривается в разделах о принудительном лечении3 либо в разделах по его организации и проведению.4

    Объем сведений о содержании принудительных мер в научной литературе незначителен. Зачастую он сводится к упоминанию категории «содержание принудительного лечения» во введении специальных работ, или это понятие включается в качестве признака принудительных мер медицинского характера в определение соответствующих мер. При этом исследователи признают, что решение вопроса о содержании принудительных мер медицинского характера имеет большое значение для выработки целостной концепции принудительных мер.5

    Вместе с тем в специальных работах, в том числе монографического уровня, вопрос о том, что представляет собой содержание принудительных мер, какова структура этого содержания, авторами не ставится, поскольку понятие «содержание» считается ясным и не требующим уяснения. При этом одни авторы связывают его с сущностью исследуемых мер,6 другие

    С правовой природой принудительных мер,7 третьи (таких большинство)

    * Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права и криминологии Института бизнеса и права Орловского государственного технического университета.

    1 Бородин С. В. Общая характеристика принудительных мер медицинского характера // Новое уголовное право России. Общая часть: Учебное пособие. М., 1996. С. 156.

    2 Михеев Р. И., Беловодский А. В., Воробей В. А., Михеев О. Р. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: социально-правовые и медико-реабилитационные меры безопасности. Владивосток, 2001. С. 20-23.

    3 Судебная психиатрия: Учебник / Отв. ред. Г В. Морозов, Я. М. Калашник. М., 1967.

    4 Судебная психиатрия / Под ред. Б. В. Шостаковича. М., 1997. С. 123.

    5 Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. С. 18.

    6 Михеев Р. И., Беловодский А. В., Воробей В. А., Михеев О. Р. Принудительные меры медицинского характера... С. 20.

    7 Бородин С. В. Общая характеристика принудительных мер... С. 156.

    С принудительным лечением.8

    В частности, С. Е. Вицин в качестве содержания принудительных мер медицинского характера понимает принудительное лечение психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния и преступления и представляющих по своему психическому состоянию опасность для общества.9 Однако характеристика содержания принудительных мер медицинского характера не исчерпывается принудительным лечением, в том числе и в тех случаях, когда дается описание принудительного лечения с медицинской точки зрения.

    С. Н. Шишков отмечает, что медицинскими принудительные меры названы с учетом их содержания, поскольку рекомендации по их применению дает комиссия врачей-психиатров либо судебно-психологическая экспертиза, включая выводы о диагнозе заболевания и рекомендации о назначении и проведении лечения.10 Уголовно-правовой анализ этого контекста показывает, что С. Н. Шишков ведет речь не столько о содержании принудительных мер медицинского характера, сколько о характере таких мер. Далее автор действительно пишет о содержании принудительных мер медицинского характера, поскольку включает в них наряду с лечением социально-реабилитационные мероприятия и меры безопасности в учреждениях, где проводится принудительное лечение.11

    Р. И. Михеев и его соавторы вместо содержания принудительных мер медицинского характера рассматривают их правовую специфику. Они отвергают отождествление принудительных мер медицинского характера с принудительным лечением, что имеет место в работах А. А. Хомовского и других исследователей12 на том основании, что сущностно-содержательная сторона принудительных мер, применяемых к психически больным, имеет двойственный медико-юридический характер13. При этом фактически без

    8 См. например: Турышев А. Д., Турышев А. А. Уголовное право: Общая и особенная части. М., 2005. С. 66.

    9 Вицин С. Е. Принудительные меры медицинского характера (понятие, основание и порядок применения): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1970. С. 7.

    10 Шишков С. Н. Правовые аспекты применения принудительных мер медицинского характера // Принудительное лечение в системе профилактики общественно опасных действий психически больных. М., 1987. С. 3.

    12 Хомовский А. А. Производство по применению принудительных мер медицинского характера. М., 1974. С. 14; Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А. В. Наумова. М., 1996. С. 240.

    13 Михеев Р. И., Беловодский А. В., Воробей В. А., Михеев О. Р. Принудительные меры медицинского характера... С. 21.

    внимания остается характеристика содержания принудительных мер медицинского характера, которую дает В. П. Котов. По его мнению, «содержание этих мер сводится к лечению, проведению восстановительных (реабилитационных мероприятий), а также диагностическим обследованиям, клиническому наблюдению, госпитализации».14 Р. И. Михеев не комментирует этот контекст, так как для подкрепления своей точки зрения он указывает на двойственную природу принудительных мер медицинского характера.

    Р. И. Михеев и его сторонники по существу не определились с тем, что является содержанием принудительных мер медицинского характера. Это повлекло за собой отождествление понятия «содержание» и «специфика» принудительных мер медицинского характера. В результате изложение сущности и содержания принудительных мер медицинского характера завершается не характеристикой их содержания, а определением, которое якобы дано с учетом не только специфики, сущности, но и содержания, а также целей соответствующих мер. Приводим для наглядности это определение: «Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве - это социально-правовые и медико-реабилитационные меры безопасности, применяемые вместо наказания или наряду с ним судом к лицам, страдающим психическими расстройствами, алкоголикам и наркоманам и приравненным к ним субъектам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом, в порядке, установленном федеральными законами и международно-правовыми нормами правовой процедуры, с соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина, при нахождении лица в специальных медицинских учреждениях, под принудительным амбулаторным наблюдением или лечении у психиатра».15

    В приведенном определении вопреки намерениям его авторов отсутствует характеристика содержания принудительных мер и указание на цели их применения. Авторы фактически ограничились указанием на правовую и медицинскую специфику дефинируемых мер, дали перечень лиц, к которым применяются принудительные меры, и указали признаки правовой регламентации таких мер. При этом они допустили ряд неточностей: принудительные меры медицинского характера, с одной стороны, представлены как меры, заменяющие наказание, с другой - как «нахождение» лица в специальном медицинском учреждении, к тому же «под принудительным амбулаторным наблюдением или лечении (таку авторов - Г. Н.) у психиатра».

    14 Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А. В. Наумова. С. 240.

    15 Михеев Р. И., Беловодский А. В., Воробей В. А., Михеев О. Р. Принудительные меры медицинского характера... С. 24.

    Для решения вопроса, что представляет собой содержание того или иного явления, необходимо обращение к философским категориям. Категории как структурные элементы научного мышления фигурируют в философской литературе под названием философских категорий-понятий. Справедливо отмечается, что «категории-понятия - инструмент мышления, идеальное орудие человеческой деятельности».16 В качестве таких идеальных инструментов мышления, выполняющих роль опорных пунктов, координат и ориентиров научного познания, выступают парные категории-понятия «содержание» и «форма». Под содержанием понимается совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления или процесса. Форма представляет собой принцип упорядоченности, способ существования, организации того или иного содержания.17

    Поскольку принудительные меры медицинского характера носят уголовно-правовой характер, они могут быть рассмотрены с позиций юридической формы. Последнее есть принудительный способ организации их применения. Содержание же представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих медицинский характер рассматриваемых мер. В уголовном законе структура содержания принудительных мер медицинского характера представлена в нормах, регулирующих амбулаторное принудительное лечение и наблюдение у психиатра (ст. 100 УК) и принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101 УК).

    Законодатель включил в содержание принудительных мер медицинского характера любого вида два элемента: наблюдение и лечение. В случае амбулаторного применения принудительные меры ограничиваются принудительным наблюдением и лечением у психиатра. Стационарное применение принудительных мер медицинского характера включает в содержание применяемых мер: 1) лечение; 2) медицинский уход; 3) стационарное содержание психически больных; 4) наблюдение за ними.

    В отличие от принудительного лечения и наблюдения, осуществляемого амбулаторно, принудительное лечение и наблюдение, которое проводится в условиях психиатрического стационара, имеет постоянный характер. Психически больные лица помещаются в стационары различного типа, что позволяет обеспечить (по сравнению с амбулаторными условиями) более эффективное их лечение и в зависимости от вида стационара

    16 Балашов Л. Е. Практическая философия. М., 2001. С. 248.

    17 Введение в философию: Учебник: В 2-х ч. /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. Ч. 2.

    наблюдение за восстановлением психических функций.18

    Психиатры-клиницисты к числу наиболее распространенных методов терапевтического воздействия на психически больных относят биологическую терапию (лечение психотропными средствами и коматозными методами), психотерапию (внушение уверенности в выздоровлении), интенсивные методы лечения (активное медикаментозное воздействие) и социореабилитационные мероприятия (вовлечение больных в лечебно-восстановительный процесс).19 Указанные виды и методы терапевтического воздействия должны применяться в комплексе с учетом клинических особенностей заболевания и динамики патологического процесса.20

    Статья 10 Закона о психиатрической помощи предусматривает, что «для диагностики и лечения лица, страдающего психическим расстройством, применяются медицинские средства и методы, разрешенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о здравоохранении» (ч. 2). Часть 3 указанной статьи гласит:

    «Медицинские средства и методы применяются только в диагностических и лечебных целях в соответствии с характером болезненных расстройств и не должны использоваться для наказания лица, страдающего психическим расстройством, или в интересах других лиц».

    В соответствии с этими предписаниями в отношении лиц, находящихся на принудительном лечении, не могут быть применены средства и методы лечения, которые не прошли лабораторных и клинических испытаний на пациентах-добровольцах и не разрешены к применению уполномоченным государственным органом (фармкомитетом). Кроме того, к психически больным лицам, находящимся на принудительном лечении, часть 5 статьи 11 Закона о психиатрической помощи не допускает применение для лечения психических расстройств хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, а также проведение с участием этих лиц испытаний новых медицинских средств и методов.

    Медицинский уход за лицами, подвергнутыми принудительным мерам медицинского характера, не зависит от типа психиатрического стационара, так как характер ухода определяется психическим состоянием, которое обусловливает нуждаемость в таком уходе, его специфику и интенсивность.

    18 Клиническая психиатрия / Под ред. Н. Е. Бачерикова. М., 1989. С. 238, 255, 351 и

    19 Психиатрия: Учебное пособие / Под ред. В. П. Самохвалова. Ростов н/Д, 2002. С. 492-539.

    Содержание в психиатрических стационарах, в которых осуществляется принудительное лечение, зависит не только от психического состояния больного, но и от типа психиатрического стационара. Психическое состояние больного учитывается судом при выборе вида принудительной меры медицинского характера и того типа стационара, где осуществляется соответствующий вид принудительной меры.

    По своему психическому состоянию больные, направляемые в психиатрические больницы общего типа, существенно не отличаются от пациентов, госпитализированных на общих основаниях. Такие лица содержатся в психиатрических отделениях по профилю их заболевания наравне с другими пациентами. Вместе с тем в отношении лиц, которые находятся на принудительном лечении, имеются определенные режимные ограничения: отсутствие свободы передвижения по отделениям, проведение прогулок только на территории больницы и непредоставление домашних отпусков.21

    Содержание психически больных, проходящих принудительное лечение в специализированных стационарах, отличается от содержания пациентов в психиатрических стационарах общего типа тем, что специальный стационар организуется в крупных психиатрических больницах из од-ного-двух отделений, которые предназначены специально для проведения принудительного лечения, с более строгим режимом содержания. Режим обеспечивается дополнительным медицинским персоналом и наружной охраной. Прогулки психически больных проводятся отдельно от других пациентов в строго изолированных местах. Наряду с этим осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия и трудовая реабилитация больных под контролем медицинского персонала и сотрудников, обеспечивающих безопасность содержания больных в специальном стационаре.

    Режим содержания в специализированных стационарах с интенсивным наблюдением является наиболее строгим, так как особенность деятельности этих региональных психиатрических учреждений состоит в том, что в каждом из них содержатся для осуществления принудительного лечения лица, представляющие по своему психическому состоянию особую опасность для себя и для других лиц. Медицинский персонал таких учреждений обеспечивает постоянный контроль и ведет наблюдение за пациентами, которые содержатся в приемном, реабилитационном и других отделениях, при осуществлении психофармакологических, лечебно-реабилитационных

    21 Назаренко Г. В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: Учебное пособие. М., 1998. С. 31.

    и других мероприятий. Интенсивность наблюдения наряду с медицинским персоналом обеспечивается деятельностью специальных подразделений, осуществляющих наружную охрану и надзор за содержанием психически больных лиц в специализированных стационарах с особо опасным контингентом.

    Наблюдение за психически больными как составная часть принудительных мер медицинского характера может быть различным по степени выраженности в психиатрических стационарах, в которых находятся психически больные, нуждающиеся в обычном, постоянном либо интенсивном наблюдении.

    Таким образом, под содержанием принудительных мер медицинского характера следует понимать предусмотренные уголовным законом в отношении психически больных лиц, совершивших общественно опасные деяния или преступления, взаимосвязанные меры, включающие в себя принудительное лечение, проводимое амбулаторно либо в психиатрическом стационаре определенного типа, медицинский уход за лицами с психическими расстройствами и наблюдение за ними, обеспечивающее безопасное поведение таких лиц.

    Практически каждый день у нас в стране и в мире находятся такие граждане, которые не считают обязательным соблюдение законов и совершают различные противоправные деяния. Согласно Уголовному кодексу, за каждое преступление должно последовать наказание, которое может быть совершенно разным. Судья учитывает не только тяжесть преступления, но и личность подсудимого, состояние его здоровья. Довольно часто случается, когда гражданин нашей страны совершает преступление, находясь в неадекватном состоянии, полностью не осознавая, что он делает. В таких случаях принимают виды принудительных мер медицинского характера. Мы подробно разберем, в каких случаях это делают, что это за меры и каковы особенности такого воздействия.

    Медицинские меры - это...

    Обычно к видам принудительных мер медицинского характера относятся санкции, которые являются одновременно юридическим воздействием и медицинским. Юридические, потому что определяются законом, а медицинское – имеют медицинский характер, так как без рекомендаций и консультаций врачей-психиатров не обойтись.

    Они предусмотрены законом и заключаются в оказании медицинской помощи и защиты в принудительном порядке к гражданам, которые совершили противоправные деяния, но имеют различные психические расстройства. Такие патологии могут быть опасны не только для самого человека, но и для окружающих, поэтому подразумевает УК РФ виды принудительных мер медицинского характера.

    В кодексе подробно прописано, на каком основании применяются такие меры, порядок их назначения и их разновидности. Далее мы все эти вопросы рассмотрим.

    Признаки медицинских мер

    Особенность таких мер заключается в их содержании, которое имеет свои отличительные признаки:

    1. Все виды принудительных мер медицинского характера по уголовному праву должны реализовываться в условиях, которые будут абсолютно безопасными как для окружающих, так и для самого больного.
    2. Такие меры применяются на основании решения суда в принудительном порядке, без учета мнения самого подсудимого или его родственников.
    3. Виды принудительных мер медицинского характера, длительность и прекращение их использования определяется с учетом тяжести психического состояния, а также опасности для общества и прогноза на будущее.
    4. Только суд может назначить медицинские меры, принять решение об их продолжении или изменении. Все прилагающиеся к материалам дела психолого-психиатрические заключения рассматриваются судьей в совокупности с другими доказательствами.

    1. Важным принципом в применении медицинских мер является как можно меньшее принуждение больного.

    Исходя из этого, можно утверждать, что виды принудительных мер медицинского характера и их применение является своеобразным комплексным медико-правовым институтом. Он построен вокруг принудительного применения мер, основания для которых предусмотрены в уголовном праве.

    На каких основаниях назначаются меры

    Имеется статья 97 в УК РФ. Виды принудительных мер медицинского характера и основания для их использования определяются именно по ней. Эта статья устанавливает, что такое наказание может быть назначено судом по отношению к следующим лицам:

    1. В первую очередь под эту статью попадают лица, совершившие противоправное деяние в невменяемом состоянии. Они не осознают всю опасность своих действий и поступков, поэтому уголовная ответственность им не грозит. По закону считается, что применение наказания по отношению к таким гражданам было бы несправедливо, потому что человек совершенно не осознает своей вины.
    2. Вторая категория включает граждан с отклонениями в психике, возникшими после свершения противоправного деяния. Суд освобождает таких лиц от наказания или оно отменяется, если преступник уже находится в тюрьме.
    3. Совершившие преступления уже имеют отклонения в психике. Но они могут быть незначительными, но ограничивающими понимание своих действий. Таким лицам назначают принудительное лечение у психиатра, при этом уголовное наказание не отменяется.
    • Налицо психическое расстройство.
    • Совершено преступное деяние.
    • Суд признал необходимость их психиатрического лечения.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать заключение, что субъектами таких мер являются 4 категории лиц:

    • 1-я – невменяемые граждане, совершившие преступление, уже находясь в состоянии психического расстройства.
    • 2-я категория включает вменяемых субъектов, у которых расстройство психики обнаружено после совершения противоправного деяния.
    • 3-я категория – это лица, имеющие психические отклонения, но являющиеся вменяемыми.
    • 4-я категория – это лица, совершившие преступные деяния, находясь в пьяном виде или под влиянием наркотиков, и нуждающиеся в принудительном лечении. Законодательная характеристика таких лиц включает юридический критерий (способность действовать осознанно, совершая преступление) и медицинский (имеется алкоголизм или наркомания).

    Даже наличие всех этих признаков вовсе не означает обязательность принудительного лечения. Оно назначается в том случае, когда расстройства психики могут повлечь нанесение вреда не только себе, но и своему окружению.

    Цель, которую преследуют медицинские меры

    Сколько существует видов принудительных мер медицинского характера, рассмотрим далее, а сейчас необходимо выяснить, какие цели преследует их применение:

    1. Излечение лица, которое совершило преступление и имеет психические расстройства.
    2. Разные виды принудительных мер медицинского характера применяются еще и для качественных изменений психики в лучшую сторону, которые проявляются в исчезновении симптомов заболевания.
    3. Не допустить, чтобы гражданин повторно совершил новые противоправные действия, потому что такие меры приводят к тому, что человек становится совершенно не опасным как для окружающих, так и для себя.

    Виды, порядок применения принудительных мер медицинского характера прописаны в главе 15 Уголовного кодекса. Особенностью их является отсутствие уголовного наказания, а значит, не последует судимости и других последствий. Но применяться они могут только по решению суда и к тем, кто совершил преступление.

    Медицинские меры: общее с уголовно-правовым воздействием

    Какие бы виды принудительных мер медицинского характера мы ни рассматривали, все они относятся к формам уголовного наказания. Это можно объяснить тем, что эти и другие меры правового воздействия похожи по некоторым признакам:

    • Применяют их по отношению к преступникам.
    • Такие меры, как и другой вид наказания, носят принудительный характер.
    • Связаны с различными лишениями и ограничениями.
    • Являются последствием нарушения Уголовного кодекса.

    Но надо уточнить, что какие бы ни были виды принудительных мер медицинского характера и их особенности, но уголовная ответственность не реализуется.

    Разновидности медицинских мер

    Рассмотрим более подробно те меры, которые могут быть вынесены решением суда. Бывают различными виды принудительных мер медицинского характера, их характеристика прежде всего отличается тем режимом, который рекомендуется соблюдать, и характером наблюдения за пациентом. Существует несколько видов:

    1. Лечение у психиатра амбулаторное. Такой вид мер может быть назначен, если психическое состояние таково, что лицо не нуждается в помещении в стационар, чтобы получать специальное лечение и уход, потому что его опасность для окружающих минимальна.

    1. Еще одним видом принудительной меры медицинского характера является пребывание в психиатрическом стационаре. Такую меру предпринимают тогда, когда установлено, что характер расстройства такой, что требует специальных условий и терапии в стационаре, который может быть трех типов. Разновидность медицинского учреждения выбирается судом, при этом руководствуются принципом необходимости назначаемой меры.
    2. Терапия в медицинском учреждении общего типа предписывается лицам, имеющим психические отклонения, но не требующим интенсивного наблюдения. К таковым обычно относят пациентов, которые имеют общий благоприятный терапевтический прогноз, но есть вероятность повторения совершения преступного деяния. На такое лечение могут перевести со временем из специализированного стационара.
    3. Принудительная терапия в специальном лечебном учреждении назначается гражданам, требующим постоянного наблюдения. В таких стационарах содержатся только пациенты, которые представляют опасность для общества, поэтому их обеспечивают дополнительными сиделками или охраной.
    4. Последним видом принудительной меры медицинского характера является содержание в стационаре с интенсивным наблюдением. Лица, которые помещаются в такие заведения, опасны для себя и общества, поэтому требуют постоянного наблюдения. Обычно к этой категории относятся пациенты, имеющие предрасположенность к совершению повторных тяжких преступлений, грубо нарушающие режим, включая нападение на медицинский персонал.

    В законе есть уточнение, что несовершеннолетние, которым еще нет 16 лет, в специализированные клиники с постоянным наблюдением не направляются.

    Сроки применения мер

    Когда в суде назначаются медицинские принудительные меры, то их продолжительность сразу не устанавливается, так как невозможно определить, какой срок потребуется, чтобы в состоянии здоровья пациента наступило улучшение. Каждые полгода лицо, которое находится на принудительном лечении, подвергается освидетельствованию комиссией психиатров с целью внесения в суд постановления о прекращении мер или изменения их характера.

    Комиссия собирается по инициативе лечащего врача, который постоянно наблюдает за состоянием здоровья пациента. При этом совсем не важно, когда было последнее освидетельствование.

    В результате освидетельствования комиссия может вынести следующее заключение:

    • Лицо не нуждается в дальнейшем принудительном лечении, так как практически полностью излечилось от заболевания.
    • Психическое состояние пациента изменилось в лучшую сторону, поэтому есть необходимость изменить принудительную меру.
    • Никаких изменений в состоянии пациента не происходит, поэтому целесообразно продлить принудительное лечение.

    Порядок продления и прекращения принудительных мер

    Мы уже рассмотрели понятие и виды принудительных мер медицинского характера, но они могут быть как прекращены, так и изменены только по усмотрению суда, который изучит представление врача лечебного учреждения, в котором осуществляется принудительное лечение.

    Если по прошествии 6 месяцев состояние пациента не улучшается, то в судебные инстанции администрация лечебного учреждения направляет заключение о продлении принудительного лечения. Первый раз такое можно сделать только по истечении полугода после начала терапии, а затем ежегодно.

    Суд вправе поменять разновидность медицинского лечения или прекратить его, если состояние психики пациента изменилось в лучшую сторону настолько, что не требуется применение назначенной меры или появилась необходимость ее изменить.

    Прекратить принудительное лечение суд может только в том случае, если по заключению комиссии психиатров состояние лица улучшилось настолько, что необходимость в нем отпадает. Если состояние пациента, наоборот, усугубляется, не становятся менее выраженными симптомы психического расстройства, то одна мера может быть заменена на другую, более жесткую.

    Необходимо отметить, что для суда то заключение, которое предоставляют психиатры, не является обязательным для исполнения, все представленные данные подлежат тщательной проверке в судебном заседании. В итоге суд может и не согласиться с доводами врачей, и решение принять вопреки медицинским рекомендациям.

    Часто бывает, когда прекращается принудительное лечение, пациента могут поставить на учет в психиатрический кабинет или оставить в том же стационаре на общих основаниях.

    Если осужденный лишился рассудка уже после вынесенного решения о наказании, то время, проведенное в психиатрической клинике, входит в срок наказания.

    Как сочетаются принудительные меры с исполнением наказания

    Достаточно часто бывают ситуации, когда лицо совершает преступление, находясь в состоянии вменяемости, но имеет некоторые психические отклонения. В этом случае суд может, помимо уголовного наказания в виде реального срока, назначить и принудительное лечение у психиатра. Такая терапия может осуществляться и по месту отбывания наказания. Если к осужденному применяются другие виды наказания, то помощь психиатра должна оказываться в медицинских учреждениях амбулаторно.

    Если в ходе отбывания наказания психическое состояние осужденного ухудшается настолько, что он становится опасным для себя и окружающих, то появляется необходимость в принудительном психиатрическом лечении в стационаре определенного типа. Основание, цели и содержание меры не влекут за собой освобождения от наказания, время нахождения на лечении в специализированном медицинском учреждении засчитывается в общий срок.

    Если после принудительного медицинского лечения состояние пациента улучшается и нет необходимости в дальнейшем применении таких мер, а срок отбывания наказания еще не окончен, то осужденному придется вернуться в тюрьму.

    Надо уточнить, что если осужденному назначено психиатрическое лечение, а по статье, по которой он осужден, положена амнистия, то это не является основанием для прекращения терапии.

    Подведем итоги

    Если человек совершает преступление, то, согласно нашему законодательству, он должен понести за это наказание. Наличие психических отклонений не является основанием для того, чтобы противоправные деяния оставлять безнаказанными. Мы рассмотрели виды применения принудительных мер медицинского характера, они по решению суда могут применяться по отношению к лицам, находящимся в невменяемом состоянии в момент совершения противоправного деяния.

    В каждом конкретном случае вид воздействия медицинского характера выбирается, исходя из тяжести противоправного нарушения, а также состояния психики лица, которое его совершило.

    Понятие «иные меры уголовно-правового характера» впервые было использовано законодателем в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. Новое же наименование разд. VI УК РФ «Иные меры уголовно-правового характера» было дано Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»». Этим законом в УК РФ была введена гл. 151 «Конфискация имущества » (ст. 104.1-104.3).

    Статьи 97-104 УК РФ, регламентирующие и расположенные в гл. 15 с одноименным наименованием, остались без изменения.

    Новое наименование разд. VI УК РФ («Иные меры уголовно-правового характера») искажают их юридическую природу, определенную в ст. 2, 6 и 7 УК РФ. В ч. 2 ст. 2 закреплено: «Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности , определяет, какие опасные для личности , общества или государства деяния признаются преступлениями и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений». Такая же трактовка этим мерам дана и при регламентации принципа справедливости (ч. 1 ст. 6 и ч. 2 ст. 7 УК РФ).

    Рассматриваемые меры называются иными потому, что они применяются помимо наказания и находятся с ним в одном логическом ряду.

    В то же время следует положительно оценить возврат законодателя к конфискации имущества. Исключение ее из системы средств борьбы с преступностью было непродуманным решением, противоречащим как криминогенной обстановке в России, так и международно-правовым нормам .

    Понятие, основания и цели применения принудительных мер медицинского характера

    1. Лица, которым назначаются принудительные меры медицинского характера . Принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 УК РФ применяются, во-первых, к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные законом , в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Невменяемое физическое лицо не может быть субъектом преступления , поэтому в таких случаях следует говорить не о преступлении , а об общественно опасном деянии.

    Во-вторых, подобные же меры применяются к лицам, заболевшим до или после вынесения приговора психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания (п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера, в-третьих, применяются также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

    В-четвертых, они назначаются лицам, совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности . Однако подобное психическое расстройство может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ). УК РСФСР 1960 г. (ст. 62), а также первоначальные редакции ч. 1 ст. 97, ч. 2 ст. 99, ст. 104 УК РФ предусматривали возможность применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании. Однако Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ данная принудительная мера медицинского характера была исключена из действующего УК РФ.

    2. Психическое расстройство как основание применения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера в соответствии с ч. 2 ст. 97 УК РФ могут назначаться указанным лицам только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Законодатель предусмотрел также возможность направления указанных выше лиц (ч. 1 ст. 97 УК РФ) по решению органа здравоохранения в психоневрологическое учреждение социального обеспечения . Основанием для такого решения может быть душевная болезнь, если при этом лицо по своему психическому состоянию не представляет опасности (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Хотя направление в психоневрологическое учреждение социального обеспечения может осуществляться и в принудительном порядке, однако оно не может рассматриваться в качестве предусмотренной гл.15 УК РФ разновидности принудительных мер медицинского характера, поскольку решение о его применении принимается органом здравоохранения, т.е. в административно-правовом порядке.

    В отличие от этого принудительные меры медицинского характера, предусмотренные в ч. 1 ст. 99 УК РФ, по своей юридической природе являются мерами уголовно-правового воздействия. Поэтому их назначение входит в прерогативу суда .

    Если основания и порядок назначения принудительных мер медицинского характера регламентированы в разд. VI УК РФ, а также нормами УПК РФ (ст. 433-446), то порядок их исполнения определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, иными федеральными законами (ч. 3 ст. 97 УК РФ). Среди них важное значение имеют Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

    3. Социальное назначение принудительных мер медицинского характера. Поскольку принудительные меры медицинского характера назначаются судом, они выступают в качестве мер государственного принуждения. Эти меры считаются принудительными, так как их применение не зависит от желания того лица, которому они назначаются.

    Однако они не могут рассматриваться в качестве уголовного наказания , поскольку не содержат элементов кары и объективно не призваны причинять страдания. Более того, принудительные меры медицинского характера вообще не могут рассматриваться в качестве элемента уголовной ответственности, поскольку они не выражают отрицательной оценки от имени государства , не влекут судимости . Кроме того, перед принудительными мерами медицинского характера законодатель не ставит в качестве целей восстановление социальной справедливости, исправление, а также общее предупреждение преступлений. Их основное социальное назначение - это обеспечение излечения, улучшения психического состояния и социальной адаптации душевнобольных, защита интересов граждан и общества в целом, предупреждение общественно опасных деяний в будущем (ст. 98 УК РФ).

    Если определить общую социальную направленность и правовую природу принудительных мер медицинского характера, то их следовало бы рассматривать в качестве мер безопасности.

    В уголовных кодексах ряда зарубежных стран данные меры рассматриваются именно в качестве таковых. Так, согласно § 61 УК ФРГ к мерам исправления и безопасности отнесены помещение в психиатрическую больницу и помещение в терапевтическое отделение для алкоголиков и наркоманов. Подобная трактовка принудительных мер заслуживает поддержки.

    В то же время следует подчеркнуть, что принудительные меры медицинского характера, применяемые к лицам с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ст. 22 УК РФ), создают условия, способствующие решению задач уголовного законодательства и достижению всех целей наказания без исключения.

    4. Правовые принципы применения принудительных мер медицинского характера. Порядок назначения и исполнения принудительных мер медицинского характера должен быть предельно четко регламентирован в законе. Это вызывается прежде всего особенностями контингента лиц и режима в психиатрических больницах. Стали уже общеизвестными факты содержания в психиатрических больницах инакомыслящих, имевшие место в советский период. Направление лиц со здоровой психикой, а нередко и не совершивших преступление в «психушки» было продолжением внесудебных репрессий 30-50-х гг. советской истории и олицетворяло карательно-психиатрическую практику тоталитарного режима.

    Основные положения оказания психиатрической помощи предусмотрены в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В ст. 1 этого Закона указано, что психиатрическая помощь лицу с психическими расстройствами гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности , гуманизма и соблюдения прав человека и гражданина .

    Особое внимание уделяется вопросам правовой защищенности пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 37). Принципы применения принудительных мер медицинского характера зафиксированы в ст. 13 указанного Закона. Принудительные меры медицинского характера применяются по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния. Они осуществляются в психиатрических учреждениях органов здравоохранения. Лица, помещенные в психиатрический стационар по решению суда, пользуются правами, предусмотренными для пациентов этих учреждений. Лица, в отношении которых применяются принудительные меры медицинского характера, признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и имеют право на пособие по государственному социальному страхованию или на пенсию на общих основаниях. Названный Закон закрепляет положение о независимости врача-психиатра при оказании медицинской помощи (ст. 21), порядок оказания помощи (ст. 23-44), контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи (ст. 45, 46), а также возможность обжалования действий по оказанию психиатрической помощи (ст. 47-50).

    Таким образом, принудительные меры медицинского характера означают оказание лицам, страдающим психическими расстройствами, психиатрической и иной медицинской помощи в принудительном порядке. Как меры государственного принуждения, они схожи с мерами уголовного наказания, однако таковыми не являются. Принудительные меры медицинского характера должны рассматриваться в качестве одного из средств предупреждения общественно опасных деяний.

    По существу они выполняют функцию одной из мер безопасности, направленной на защиту интересов граждан и общества в целом.

    Виды принудительных мер медицинского характера

    Применение принудительных мер медицинского характера может привести к полному или частичному излечению лица либо не дать никакого положительного эффекта. В связи с этим в УК РФ урегулированы основания продления, изменения и прекращения принудительных мер медицинского характера.

    В соответствии с ч. 1 ст. 102 УК РФ эти вопросы решаются судом по представлению администрации медицинской организации, осуществляющей лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров.

    Согласно ч. 2 этой же статьи лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

    Освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

    В ч. 21 ст. 102 УК РФ обозначены особенности применения и прекращения принудительной меры в отношении лица, страдающей педофилией. Вне зависимости от последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании внесенного не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока исполнения наказания ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психиатрическую экспертизу в отношении лица, указанного в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК РФ, в целях решения вопроса о необходимости применения к нему принудительных мер медицинского характера в период условно-досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого вида наказания, а также после отбытия наказания. Суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера, предусмотренную п. «а» ч. 1 ст. 99 УК РФ, или прекратить ее применение.

    Как вытекает из ч. 3 ст. 102 УК РФ, изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

    А в соответствии с ч. 4 данной статьи в случае прекращения применения принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении этого лица в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении этого лица в стационарное учреждение социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

    2. Уголовно-правовые последствия пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь. В соответствии со ст. 103 УК РФ в случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в этой медицинской организации, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в ней за один день лишения свободы . В указанной статье не упоминается о том, как быть с зачетом пребывания в психиатрическом стационаре при назначении, скажем, ограничения свободы , ареста или иных видов наказания. На наш взгляд, время лечения в стационаре также должно засчитываться в срок наказаний в виде ограничения свободы, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части по правилам, предусмотренным ст. 71 УК РФ, и учитываться в плане смягчения или полного освобождения от отбывания иных основных видов наказаний (штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), как это предусмотрено в ч. 5 ст. 72 УК РФ применительно к зачету наказания.

    3. Гарантии от злоупотреблений при применении принудительных мер медицинского характера. Суды должны тщательно проверять обоснованность представления администрации медицинских учреждений об изменении или прекращении применения принудительного лечения и заключения о его продлении. Для этого надлежит выяснить результаты проведенного лечения и условия, в которых это лицо будет находиться после отмены принудительной меры медицинского характера, а также необходимость дальнейшего медицинского наблюдения и лечения. В основе решения должны быть тщательно проверенные обстоятельства проведенного лечения и здоровья пациента.

    В одном из своих определений Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ указала, что коллегия краевого суда не учла данные судебно-психиатрической экспертизы относительно проведенного лечения, в результате чего у Ф. наступила стойкая ремиссия, в частности, отмечены последовательное логическое мышление, критическое отношение к своему заболеванию и содеянному и отсутствие обманов восприятия. Поэтому Верховный Суд РФ отменил определение судебной коллегии краевого суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене в отношении Ф. принудительного лечения.

    Конфискация имущества предусматривалась в российском уголовном законодательстве вплоть до конца 2003 г., когда она была исключена из УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ. Но в обществе это решение было воспринято неоднозначно, а позднее уже и на официальном уровне, в том числе в Федеральном Собрании РФ , стал обсуждаться вопрос о ее реанимации, т.е. включении конфискации имущества в УК РФ. Поэтому остановимся на наиболее важных положениях, характеризовавших конфискацию имущества до 2003 г.

    Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Такое определение данного вида наказания содержалось в ч. 1 ст. 52 УК РФ. Согласно этой норме конфискация могла обращаться и на денежные средства осужденного.

    Конфискацию имущества как вид наказания следует отличать от реквизиции и национализации, поскольку применение последних имеет иные основания, цели, а также носит возмездный характер.

    Конфискация имущества - один из древних видов наказания. Она широко применялась и в государствах Древнего мира, и в Средневековье, и в более позднее время. По Соборному уложению России 1649 г. она рассматривалась составной частью наказания в виде потока и разграбления. Весьма распространенной она была в советский период, когда в отдельные годы данное наказание применялось к 10-11% от всех лиц, подвергавшихся осуждению. Конфискация имущества предусматривается и в уголовном законодательстве зарубежных стран.

    Однако во многих зарубежных странах довольно сдержанно относятся к регламентации этого вида наказания, допуская лишь конфискацию имущества, преступно приобретенного, или предметов, которые использовались или предназначались для совершения преступления (см., например, п. 4, 7, 10 ст. 131-6 УК Франции).

    Первоначальная редакция УК РФ (ст. 52) предусматривала как полную, так и частичную конфискацию имущества независимо от правомерности его приобретения. То же самое мы видим и во многих уголовных кодексах стран СНГ (см., например, ч. 1 ст. 61 УК Белоруссии, ч. 1 ст. 51 УК Казахстана, ч. 1 ст. 59 УК Украины). Если в советское время несправедливость подобной регламентации была не столь очевидной, поскольку подавляющее большинство людей имело минимум имущества, необходимый для жизни, то в условиях рыночной экономики она стала вообще неприемлемой. При таком подходе у человека можно изъять многомиллионное состояние. Конфискация имущества независимо от правомерности его приобретения подрывает основной постулат рыночной экономики - незыблемость частной собственности . Кроме того, конфискация у человека имущества, нажитого собственным трудом, фактическое лишение его элементарных материальных условий (а вместе с ним его детей , родителей и др.) ставит ее по строгости в ряд таких наказаний, как арест и лишение свободы .

    В соответствии с первоначальной (до 2003 г.) редакцией ч. 3 ст. 45 УК РФ конфискация имущества применялась только в качестве дополнительного наказания.

    Конфискация имущества предусматривалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и могла назначаться судом только в случаях, предусмотренных санкциями норм Особенной части УК РФ. В УК РФ было свыше 8% санкций, предусматривавших конфискацию имущества. Причем в 14 санкциях она рассматривалась в качестве дополнительного наказания, подлежащего обязательному назначению.

    Хотя назначение конфискации имущества в качестве дополнительного наказания в ст. 52 УК РФ и не связывалось с применением лишения свободы, тем не менее во всех санкциях норм Особенной части УК РФ она предусматривалась только с этим основным видом наказания.

    Удельный вес конфискации имущества среди видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера в 2000-2003 гг. составлял около 2-3%.

    2. Виды конфискации имущества. УК РФ предусматривал общую и специальную конфискацию имущества. Общая конфискация представляла собой одно из наиболее тяжких наказаний, поскольку была сопряжена с изъятием у осужденного всего или части принадлежащего ему на праве собственности имущества, включая его долю в общей собственности , уставном капитале коммерческих организаций , деньги, ценные бумаги , иные ценности и др. (ч. 1 ст. 63 УИК РФ).

    Общая конфискация имущества в свою очередь подразделялась на полную и частичную. Первая означала изъятие из собственности осужденного всего принадлежащего ему имущества (за исключением имущества, которое было указано в Приложении 1 к УИК РФ), а вторая распространялась лишь на часть имущества осужденного.

    Специфика общей конфискации имущества состоит в том, что она распространялась на любое имущество осужденного, независимо от правомерности его приобретения.

    Специальная конфискация предполагает изъятие лишь определенного имущества (вещей , предметов и др.). Под специальной конфискацией понимается изъятие в собственность государства 1) орудий и средств совершения преступления, 2) предметов, изъятых из гражданского оборота, и 3) имущества, приобретенного преступным путем, если оно не подлежит возврату или не может быть возвращено собственнику, утратившему его вследствие преступления.

    Специальная конфискация - это разновидность частичной конфискации имущества. Она предусматривалась в ряде санкций норм Особенной части УК РФ. Так, в ст. 166¹, 167, 169 предписывалось изъятие незаконно добытого, орудий и средств совершения преступлений; в ст. 84 и 203 предусматривалась конфискация средств совершения преступления.

    Специальная конфискация носила как обязательный, так и факультативный характер (см. ст. 163, 164, 228 УК РФ и др.).

    Поскольку конфискация имущества была исключена из перечня видов наказаний и соответственно санкций норм Особенной части УК РФ, поэтому специальная конфискация полностью была переведена в сферу действия норм уголовно-процессуального права . В соответствии с УПК РФ 2001 г. орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, а деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (ст. 115 и 306). В данном случае речь идет не о наказании в соответствии с УК РФ, а об одной из мер уголовно-процессуального принуждения.

    Поэтому в соответствии с УПК РФ она имеет совершенно иную правовую природу по сравнению с уголовным наказанием .

    Исключение конфискации имущества, как это признано Генеральной прокуратурой РФ и МВД России, снизило социально-предупредительный эффект уголовного закона . Поэтому включение конфискации имущества в систему мер уголовно-правового характера было продиктовано насущными потребностями усиления борьбы с преступностью .

    Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера

    В соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискации также подлежат деньги, ценности или иное имущество, в которое имущество, полученное в результате совершения преступления, хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» данной статьи, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы. Иначе говоря, факт «отмывания», легализации преступно нажитого имущества не исключает назначения конфискации имущества.

    Подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) (п. «в» ч. 1 ст. 104.1). Без финансовой подпитки террористы, всякого рода организованные преступные формирования не могли бы осуществлять свою преступную деятельность. Поэтому уголовный закон должен быть направлен на пресечение финансирования террористических и организованных преступных формирований, изъятие в доход государства тех средств, которые используются или предназначаются для их антиобщественной деятельности.

    И наконец, подлежат конфискации орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому (п. «г» ч. 1 ст. 104.1). Причем они должны конфисковаться независимо от характера преступления, т.е. и при совершении преступных деяний, не указанных в перечне, предусмотренном в п. «а» ч. 1 данной статьи.

    Согласно ч. 2 ст. 104.1 УК РФ если имущество, полученное в результате совершения преступления и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

    Имущество, указанное в ч. 1 и 2 анализируемой статьи УК РФ, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что это имущество получено в результате преступных действий.

    Данная оговорка создает лазейку для ухода от конфискации имущества, когда преступно нажитые доходы, скажем, чиновником, передаются членам своей семьи или другим близким родственникам, что сплошь и рядом встречается на практике. Эти лица, как правило, и становятся наиболее «успешными» предпринимателями , имея поддержку в виде административного ресурса. И попробуй доказать, что член семьи или ближайший родственник знал или должен был знать о преступном характере приобретения имущества. На наш взгляд, если суд установит, что имущество получено в результате преступных действий, то оно независимо от того, передано или нет другому лицу, должно подлежать конфискации.

    2. Порядок конфискации имущества. Представляет интерес ст. 104.2 УК РФ, в которой впервые в отечественном законодательстве предусмотрена возможность конфискации денежной суммы, соответствующей стоимости определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если на момент принятия судом решения конфискация данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине. Скажем, на преступно полученные доходы построен дом, в котором проживает обвиняемый со своей семьей, в этих случаях суд может конфисковать денежную сумму, соответствующую его стоимости.

    В соответствии с ч. 2 ст. 104.2 УК РФ в случае отсутствия либо недостаточности денежных средств, подлежащих конфискации взамен предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, суд выносит решение о конфискации иного имущества, стоимость которого соответствует стоимости предмета, подлежащего конфискации, либо сопоставима со стоимостью этого предмета, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

    Впервые также регламентирован порядок возмещения ущерба при назначении конфискации имущества. Согласно ст. 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104.1 и 104.2 УК РФ в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу (ч. 1).

    А при отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, оставшаяся же часть обращается в доход государства. Исходя из редакции ст. 104.3 можно сделать вывод, что по общему правилу возмещение причиненного ущерба производится из стоимости имущества, не подлежащего конфискации. Если же у виновного в преступлении такого имущества нет, то возмещение причиненного ущерба производится уже из стоимости имущества, указанного в ст. 104.1 и 104.2 УК РФ (иначе говоря, имущества, подлежащего конфискации), а оставшаяся его часть обращается в качестве конфиската в доход государства.

    Как видно, данная норма имеет восстановительный характер; важно не просто реализовать конфискацию, но прежде всего компенсировать потерпевшему тот ущерб, который был причинен совершением преступления.

    Принудительные меры медицинского характера в Уголовном праве устанавливает глава 15 УК. Наличие возможности применения подобных средств воздействия на личность обеспечивает полноценное установление истины по делу, раскрытие преступлений и определение состояния человека, виновного в опасном деянии. Такие меры нельзя рассматривать, как вид наказания, но они при этом не исключают вины и ответственности человека, нарушившего уголовный закон.


    Меры принудительного характера, применяемые в уголовном праве, выступают средством контроля над виновным человеком и имеют различные варианты проявления. Самым распространённым является обращение к врачебной практике и использование специализированных средств принуждения.

    Применение рассматриваемых мер допустимо только в отношении лица, признанного судом виновным и имеющего психические расстройства.

    Указанные меры принуждения представляют собой разновидность средств воздействия на виновное лицо, назначаемых судом к человеку с психическими расстройствами, поскольку тот ввиду своего состояния опасен для общества. Однако в процессе реализации подобной меры необходимо помнить о том, что интересы граждан (пусть и признанных виновным) также должны быть учтены.

    Для правомерного и соразмерного применения рассматриваемых методов воздействия Уголовный кодекс закрепляет ряд положений. Они служат ориентиром и позволяют не выходить за рамки дозволенного при назначении подобных мер принуждения.

    Посвящается данному вопросу глава 15 в УК РФ, включающая в себя следующее:
    • Основания, позволяющие применять такие средства контроля.
    • Цели, преследуемые в процессе реализации рассматриваемых средств.
    • Варианты возможных мер психиатрической направленности.
    • Подробное разъяснение реализации каждого конкретного вида.
    • Порядок применения указанных средств, продление их действие, изменение условий и прекращение периода действия таких мер.
    • Зачёт времени, отведённого на подобное воздействие, в период наказания.
    • Случаи соединения врачебных методов воздействия с санкциями, предусмотренными законом.

    При определении конкретного метода воздействия суд должен учитывать все указанные положения. Назначаться любая из возможных мер может только при достаточных основаниях, которые исчерпывающе представлены кодексом.

    Помимо основного уголовного закона, сущность такого института, как принудительные меры, в том числе медицинские, определяется УПК и УИК РФ, международным законодательством, которое подробно останавливается на правах человека. Кроме того, существует большое количество комментарий Пленума ВС РФ и судебной практики применения указанных средств контроля.

    Главной особенностью врачебных средств влияния на человека, виновного в опасном преступлении, является их направленность на установление безопасности, исправление гражданина и предотвращение дальнейших преступных действий.

    Более того, превенция – основная функция этого института, поскольку он позволяет изменить состояние человека, а соответственно, и его поведение.

    Также специфику и своеобразие рассматриваемых методов воздействия можно увидеть в их содержании, которое представляет собой совокупность признаков:

    Благодаря указанным признакам указанный институт представляет собой независимую систему, регулируемую при этом уголовным законом.

    Любой судебный акт, независимо от его специфики, должен подкрепляться основаниями, дающими право на его принятие. В части реализации указанных принудительных средств, какая направленность у них бы не определялась, установлены конкретные обстоятельства, позволяющие их применить.

    Причины реализации мер воздействия должно быть подробно отражено в судебном акте. Иные процессуальные документ, а именно постановления и заключения следователей и экспертов поместить человека под врачебное наблюдение не могут.

    Статья 97 УК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований, которые применимы к случаям, требующим медицинского воздействия.

    Относят к ним следующее:
    • Обязательно совершение посягательства, то есть опасного для общества действия, которое предусмотрено особенной частью уголовного закона. При этом причиной будет выступать ранее установленная невменяемость лица. Она предполагает, что человек не осознаёт своих поступков, не руководит ими, а также не способен оценить характер последствий преступления. Даже если лицо проводит презентацию своих действий, пытается указать на то, что совершает, отсутствие вменяемости приводит к нецелесообразности назначения ему наказания.
    • Психическое расстройство, ограничивающее или исключающее вменяемость, наступило уже после того, как было совершено опасное деяние. Таким моментом может служить время до суда, во время судебного разбирательства и даже после вынесения наказания и в процессе его исполнения. Здесь человек теряет возможность осознавать то, что уже совершил, а это также лишает смысл применения к нему мер исправления. Если гражданин вылечится до истечения срока наказания, то он снова признаётся ответственным за свои действия и проходит исправительные мероприятия.
    • Совершение посягательства, но в состояние неполной вменяемости. Сюда входят со слабой устойчивостью расстройства психики, проявляющиеся неглубоко. При таких обстоятельствах человек всё равно не может полностью понимать то, что делает, и руководить своими поступками. Отличие данных обстоятельств в том, что лицо не просто проходит лечение, но и параллельно отбывает назначенное наказание, так как освобождение от него в этом случае не предусмотрено.
    • Совершение преступления против половой неприкосновенности в возрасте от восемнадцати лет. При этом жертве не должно быть больше четырнадцати. Такие действия характеризуются расстройством сексуальных предпочтений, то есть педофилией, что не исключает вменяемости, но ограничивает её. Медицинские меры будут действовать совместно с предусмотренным по закону наказанием.

    В любой ситуации для применения указанных оснований необходимо установить факт того, что человек действительно представляет опасность.

    Причём угроза должна быть направлена как на общество, так и на самого больного.

    Цели реализации рассматриваемого мероприятия также кратко отражены в нормах закона.

    Однако система Консультант Плюс предлагает ряд комментариев, в том числе судебной практики, подробно отражающих основные направления медицинского принуждения:
    • изменение состояния лица, то есть его лечение путём применения различных медицинских средств, которое должно завершиться полным выздоровлением человека и подтверждением данного факта со стороны специалистов;
    • предупреждение дальнейших преступных посягательств со стороны конкретного человека, что проявляется также в излечение лица и устранение у него состояния, в котором он представляет угрозу для общества и способен на совершение опасного посягательства.

    Когда будут получены данные, носящие объективный характер, о том, что цель достигнута, то применение таких мер должно быть прекращено.

    При возникновении необходимости оказания лицу медицинской помощи психиатрического характера суд, принимая решения, может выбрать один из предложенных законом вариантов таких мер. При этом перечень представлен исчерпывающий, а конкретные виды принудительных мер медицинского характера по уголовному праву назначаются с учётом всех обстоятельств и состояния лица.

    Самостоятельно медицинские меры применяются только при ситуациях с полной невменяемостью человека. В остальных случаях происходит совместное действие как врачебного воздействия, так и уголовного наказания.

    Говоря о видах средств воздействия на больного человека, закон устанавливает их в статье 99 УК РФ.

    Относят к ним следующие варианты:
    • Лечение и наблюдение у врача в принудительной форме и амбулаторных условиях. Смягчённый вариант медицинского принуждения. Если лицо не нуждаются согласно его состоянию в полной изоляции и помещению в стационар, но всё же попадает под основания применения подобных методов воздействия, то будет применяться указанный вариант лечения. Здесь также важен уровень опасности, которую представляет человек, он должен быть минимальным. И, несмотря на отсутствие необходимости, всё время пребывать в больнице, человек обязан находиться под регулярным наблюдением психиатра и претерпевать необходимые лечебные мероприятия.
    • Нахождение в стационаре общего типа. Такой вариант применим к тем, кто не нуждается в интенсивном наблюдении врачей, но при этом должен находиться в изоляции ввиду оценки уровня опасности его состояния. Кроме того на общий тип стационара переводят людей либо с амбулаторного лечения, либо из специализированных лечебных учреждений.
    • Лечение в специализированных стационарах. Здесь содержатся лица, которые представляют большую опасность для общества, соответственно, требующие постоянного наблюдения. Ввиду необходимости регулярного контроля, осуществляется обеспеченье больницы дополнительным персоналом и охраной. Важно установить факт повышенного уровня опасности, исходящего от больного человека, независимо от того, когда осложнения психики возникли.
    • Прохождение лечения в стационарах, обеспечивающих повышенное наблюдение за больными. Такие учреждения также относятся к группе специализированных. Такой вариант принуждения распространяется в основном на тех лиц, которые обладают хронически развитым психическим расстройством или даже слабоумием. Интенсивное наблюдение направленно как на смягчение состояния человека, так и на снижение уровня повышенной опасности, которую человек представляет для окружающих и самого себя. Здесь также важен уровень агрессии, при котором поведение может носить животный характер. Направление в такие стационары допускает только тех лиц, которые достигли шестнадцати лет.

    Определение иных вариант медицинского принуждения судом недопустимо.

    Предложенный список ограничен, его дополнения возможно только путём изменения норм уголовного закона.

    Назначения таких методов воздействия на человека, как наблюдение и лечение в учреждениях, имеющих своей спецификой психиатрию, происходит исключительно по решению судебной инстанции. При этом выдвижение чьей-либо инициативы не нужно. Суд оценивает материалы дела, исследует при необходимости результаты экспертиз и выносит вердикт.

    Дальнейшие изменения положения больного человека должно осуществляться только после прохождения им медицинского освидетельствования.

    После того как лицо помещается в лечебное учреждение, его дальнейшая судьба определяется администрацией этого заведения. Именно они выдвигают инициативу суду.

    Предусмотрено несколько возможных вариантов:
    • продление периода содержания человека в учреждения, ввиду отсутствия перемен его состояния;
    • изменение времени пребывания под процедурой лечения или самого способам воздействия, применённого к человеку;
    • прекращение лечения человека ввиду его выздоровления.

    Один из предложенных вариантов направляется письменным прошением суду, который принимает решение, основываясь на результатах медицинского свидетельствования.

    Когда действие рассматриваемых мер воздействия прекращается досрочно или же истекает их установленный изначально срок, то материалы по делу и сведения о выздоровевшем человеке направляются судом в орган исполнения наказаний. Каждый год нахождения в медучреждении засчитывает в общий срок наказания, а оставшийся период гражданин должен отбыть в общем порядке. В некоторых случаях возможен условный вид наказания или его смягчение.

    При возникновении ситуаций, когда лицо полностью не признаётся вменяемым, но не обладает достаточным показателем расстройства психики для полного освобождения от применённых санкций, мероприятия по воздействию на человека проводятся по месту отбывания тюремного заключения. Для этого создаются отдельные учреждения от органов здравоохранения, которые помогают оказывать помощь больному человеку в амбулаторных условиях.

    «Земельный» вопрос нередко становится проблемой при направлении гражданина в места заключения и назначении ему рассматриваемых мер. Не каждая колония или тюрьма обладает ресурсами для реализации такого вердикта судебной инстанции. Чаще всего эта система требует постоянного перемещения человека из колонии к врачу-психиатру или наоборот. Именно поэтому администрации таких учреждений стремится быстрее прекратить медицинское наблюдение заключённого, что может сделать суд по их ходатайству, но при наличии решения от комиссии специалистов психиатрии.

    Таким образом, принудительные мероприятия, имеющих медицинскую направленность и определяющие такие цели, как излечение виновных лиц и реализация превенции, могут быть назначены только судом.

    Перечень таких мер ограничен, их виды должны полностью соответствовать характеристике состояния человека и опираться на основания, предложенные законодателем.

    В УК предусмотрены следующие виды принудительных мер медицинского характера (ст. 99):

    • а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
    • б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
    • в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
    • г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

    При выборе вида принудительной меры медицинского характера суд учитывает психическое состояние больного, которое может свидетельствовать о его опасности для себя или других лиц, а также возможность повторного совершения лицом новых общественно опасных деяний. Решение принимается судом при обязательном проведении по делу предварительного следствия и судебного разбирательства на основании соответствующих норм УПК РФ, в том числе решения комиссии врачей-психиатров, а при необходимости и заключения судебно-психиатрической экспертизы о психическом состоянии лица.

    Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Этот вид принудительной меры может быть назначен наряду с наказанием и лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. «д» ч. 1 ст. 97 УК (ст. 100 УК).

    Данный вид принудительного лечения в виде диспансерного наблюдения лица в зависимости от медицинских показаний оказывается врачом, осуществляющим амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. Диспансерное наблюдение предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи (выполнение необходимых лечебных назначений и осуществление необходимых реабилитационных мероприятий). В условиях, когда амбулаторное наблюдение не связано с лишением свободы, больное лицо остается в привычной окружающей среде, не подвергается серьезному эмоциональному давлению, а лечение может быть достаточно эффективным. При изменении психического состояния, требующего стационарного лечения лица, судом по представлению комиссии врачей-психиатров этот вид принудительного лечения может быть изменен на принудительное лечение в стационаре.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено при наличии необходимых оснований, предусмотренных ст. 97 УК, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК).

    Действующий УК выделяет три вида принудительного лечения в психиатрическом стационаре: 1) общего типа; 2) специализированного типа; 3) специализированного типа с интенсивным наблюдением. Конкретный тип стационара определяется судом с учетом необходимости обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц, но при обязательном соблюдении прав и интересов больного. При этом процесс лечения, применяемый к больному лицу (методы диагностики, характер лечения, меры социальной реабилитации и т. д.), не зависит от вида принудительной меры и устанавливается органами здравоохранения точно такими же, как и к другим психически больным лицам с аналогичным диагнозом. Психиатрические стационары, осуществляющие принудительное лечение, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). Стационарами этого типа являются отделения психиатрических больниц или других медицинских учреждений, специализирующихся на оказании стационарной психиатрической помощи. Лица, которым назначено принудительное лечение, находятся в этих стационарах на общих основаниях вместе с иными больными, страдающими психическими расстройствами, но при определенных мерах, связанных с ограничением свободы передвижения. В стационаре этого типа не предусматривается постоянное или интенсивное наблюдение в качестве специальных мер безопасности. В психиатрический стационар общего типа обычно помещают лиц, которые совершают общественно опасные деяния при приступах хронического психического расстройства, но в условиях возможного повторения подобных приступов.

    Другие виды стационарного принудительного лечения осуществляются в стационарах специализированного типа, полностью предназначенных для проведения принудительного лечения. Такого рода психические стационары имеют специальный режим содержания больных, который включает в себя не только комплекс специализированных реабилитационно-восстановительных мер, ориентированных на специфику личности пациентов, но и профилактические меры по предотвращению совершения повторных общественно опасных деяний и побегов.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). Такие стационары создаются в виде отделений крупных психиатрических больниц, которые характеризуются наличием усиленных мер безопасности (охранная сигнализация, видеоконтроль, изолированные прогулочные места, контроль за передачами и т.д.), а также специфическим комплексом лечебных и реабилитационных мероприятий. Постоянное наблюдение за больными в этих стационарах обусловлено тем, что они обладают склонностью не только к нарушениям условий режима (побеги, злоупотребление алкоголем и наркотиками и т. д.), но и к совершению повторных, зачастую тяжких общественно опасных деяний. Оно обеспечивается как дополнительным медицинским персоналом, так и сотрудниками создаваемой в больницах службы обеспечения безопасности.

    Стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы, которые находятся в федеральном подчинении. Принудительное лечение в стационаре данного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК).

    Повышенная общественная опасность таких лиц обусловлена, прежде всего, высокой вероятностью совершения ими в будущем тяжких и особо тяжких деяний, склонностью к грубым нарушениям больничного режима (отказу от лечения, нападениям на медицинский персонал и других пациентов, побегам и т. п.).

    Интенсивное наблюдение за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении, осуществляется силами медицинского персонала при содействии сотрудников подразделения охраны психиатрического стационара с использованием различных технических средств. Охрана психиатрических стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также обеспечение безопасности медицинского персонала и лиц, находящихся на принудительном лечении, их сопровождение и охрану при переводе в другие психиатрические стационары или иные учреждения здравоохранения осуществляются сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

    За определенными исключениями принудительные меры медицинского характера осуществляются и в отношении несовершеннолетних. Во время принудительного лечения этих лиц должны быть созданы условия для продолжения обучения и профессиональной подготовки несовершеннолетних. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, в психиатрические стационары с интенсивным наблюдением не направляются.