Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Межбюджетные трансферты их виды и условия предоставления. Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие. Методы финансового планирования и прогнозирования, их характеристика

    Межбюджетные трансферты их виды и условия предоставления. Что такое межбюджетные трансферты – определение и понятие. Методы финансового планирования и прогнозирования, их характеристика

    Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления .

    Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые , другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом , которую приносят эти ресурсы.

    Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

    Финансовая помощь

    Субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:
    • предоставлять бюджетные кредиты в размере, превышающем 3% расходов его бюджета;
    • предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5% расходов его бюджета.

    Размер финансовой помощи субъекту Федерации определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг.

    Эти нормативы должны разрабатываться с учетом государственных социальных стандартов, т. е. гарантированного государством объема услуг.

    Субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в частности:
    • расходов, передаваемых из бюджетов других уровней ;
    • расходов по федеральным целевым программам;
    • капитальных расходов.

    Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

    РФ и РФ имеют право провести ревизию бюджета субъекта Российской Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета.

    Если субъект Федерации получает финансовую помощь в размере более 50% расходов его консолидированного бюджета, то ревизия его бюджета осуществляется в обязательном порядке.

    Бюджетам муниципальных образований финансовая помощь оказывается из бюджетов субъектов Федерации.

    Эта помощь предоставляется в следующих формах:
    • ассигнований для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности;
    • субвенций на финансирование целевых расходов;
    • бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местных бюджетов.

    Ревизионные органы субъекта Федерации, оказывающего финансовую помощь, имеют право осуществить проверку исполнения бюджета муниципального образования — получателя этой помощи.

    Законом о федеральном бюджете может предусматриваться финансовая помощь не только субъектам Федерации, но и бюджетам муниципальных образований.

    Обычно такая помощь предоставляется на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными программами или законами. Федеральные органы власти имеют право осуществлять проверки расходования средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований из федерального бюджета.

    Межбюджетные трансферты

    Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты.

    Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

    Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

    Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

    • нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
    • целевые трансферты;
    • компенсационные выплаты.
    Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:
    • Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;
    • Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;
    • Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

    Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

    • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
    • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
    • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;
    • межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции :

    • выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;
    • компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;
    • стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;
    • поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;
    • снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

    Анализ действующего порядка предоставления межбюджетных трансфертов (на примере публично-правового образования)

    Предоставление межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ.

    Так, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, являются:

    • 1) дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
    • 2) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда регионального развития;
    • 3) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
    • 4) субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций;
    • 5) финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований;
    • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
    • 7) бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации.

    Для анализа правовых основ предоставления межбюджетных трансфертов в указанных формах необходимо определить ключевые понятия и их соотношение: дотации, субсидии, субвенции, финансовая помощь, безвозмездные и безвозвратные перечисления, бюджетные кредиты.

    Определение понятий дотаций, субсидий, субвенций и бюджетных кредитов дается в ст. 6 БК РФ. Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Обращаем внимание, что в новой редакции БК РФ из определения дотации исключено их направление на финансирование текущих расходов бюджета - получателя дотации. Субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. В рамках заявленной темы нас будут интересовать дотации и только те субвенции, субсидии и бюджетные кредиты, которые предоставляются бюджетам другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

    Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Бюджетный кредит предоставляется на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Возвратностью и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций и субсидий. Здесь уместно сказать о том, что такая форма финансовой помощи, как бюджетная ссуда, по многим признакам совпадающая с бюджетным кредитом, была исключена из БК РФ Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ. Под бюджетной ссудой понимались бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений. Исключение предоставления бюджетных ссуд из межбюджетных отношений в большей степени было обусловлено низким уровнем возврата их в бюджет, предоставивший такую ссуду, а также отсутствием материальных стимулов по их получению и возврату, поскольку бюджетные ссуды, как правило, предоставлялись на безвозмездной основе. В настоящее время бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами. На наш взгляд, такая позиция законодателя вполне обоснована, поскольку повышает ответственность органов власти, исполняющих бюджет соответствующего уровня бюджетной системы, за возврат бюджетного кредита.

    Следующее понятие, которое названо при перечислении форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, - финансовая помощь. Данное понятие используется в действующей редакции БК РФ (ст. ст. 41, 129, 135, 139, 142, 142.1), но определение финансовой помощи и ее форм отсутствует. Это тоже, по нашему мнению, является недоработкой законодателя. Исходя из содержания статей БК РФ, в которых употребляется термин "финансовая помощь", можно сделать вывод о том, что под финансовой помощью законодатель понимает, во-первых, что финансовая помощь относится к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, во-вторых, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий. Таким образом, понятие финансовой помощи значительно сужено по сравнению с ранее действовавшей редакцией БК РФ. До введения в действие Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ формами финансовой помощи помимо дотаций и субсидий являлись субвенции, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Как выше было сказано, в настоящее время вообще не используется такая форма, как бюджетные ссуды, а что касается субвенций и бюджетных кредитов, то они выведены за рамки понятия финансовой помощи. Это связано с тем, что бюджетные кредиты и субвенции из федерального и региональных фондов компенсаций не относятся к собственным доходам бюджетов (ст. 47 БК РФ).

    Еще одной формой межбюджетных трансфертов абз. 5 ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные и безвозвратные перечисления". Поскольку данная форма названа после таких форм, как финансовая помощь (дотации и субсидии) и субвенции, то соответственно дотации, субсидии и субвенции являются разновидностями безвозмездных и безвозвратных перечислений, причем ту особенность, что дотации, субвенции и субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах, мы подчеркивали выше, анализируя определения данных понятий в ст. 6 БК РФ. В то же время безвозмездные и безвозвратные перечисления могут осуществляться и в других формах.

    Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений как доходов бюджетов шире того, которое следует из анализа положений ст. 129 БК РФ. Понятие безвозмездных и безвозвратных перечислений содержится в п. 5 ст. 41 БК РФ, согласно которому к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований. Но в целях раскрытия заявленной проблематики нас будут интересовать только те безвозвратные и безвозмездные перечисления, которые поступают от бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации.

    Далее сравним формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, с формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных и местных бюджетов. Согласно ст. 135 БК РФ формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, являются:

    • 1) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки поселений;
    • 2) дотации местным бюджетам из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
    • 3) субсидии местным бюджетам из фондов муниципального развития;
    • 4) субсидии местным бюджетам из региональных фондов софинансирования социальных расходов;
    • 5) субвенции местным бюджетам из региональных фондов компенсаций;
    • 6) иные субвенции, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей;
    • 7) средства, перечисляемые в федеральный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием государственного долга субъекта Российской Федерации перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом;
    • 8) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;
    • 9) бюджетные кредиты местным бюджетам.

    Из приведенного перечня межбюджетных трансфертов видно, что межбюджетные трансферты из региональных бюджетов могут предоставляться не только местным бюджетам, но и федеральному бюджету и бюджетам автономных округов, относящимся к региональным бюджетам. Другие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из региональных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Это дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов; субсидии из фондов муниципального развития; субсидии из региональных фондов софинансирования социальных расходов; субвенции из региональных фондов компенсаций; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты.

    Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ. К ним относятся:

    1) дотации из бюджета муниципального района бюджетам поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

    Поселение - это городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    • 2) иные дотации и субсидии в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района;
    • 3) субвенции из местных бюджетов бюджету субъекта Российской Федерации, зачисляемые в региональные фонды финансовой поддержки поселений, муниципальных районов и городских округов;
    • 4) субвенции из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
    • 5) средства, перечисляемые в федеральный или региональный бюджет в связи с погашением и (или) обслуживанием муниципального долга муниципального образования перед федеральными органами государственной власти или органами власти субъекта Российской Федерации и (или) исполнением иных обязательств органов местного самоуправления перед органами государственной власти;
    • 6) иные безвозмездные и безвозвратные перечисления.

    Анализ межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, формами межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, являются только безвозмездные и безвозвратные перечисления; такая форма, как бюджетные кредиты, не предусмотрена. Во-вторых, межбюджетные трансферты могут предоставляться из местных бюджетов как нижестоящим местным бюджетам (например, бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов), так и бюджетам вышестоящих уровней бюджетной системы Российской Федерации - региональным и федеральному бюджетам. В-третьих, сами формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов: дотации, субвенции и субсидии.

    Таким образом, межбюджетные трансферты передаются как из бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы бюджетам нижестоящего уровня (например, из федерального бюджета региональным бюджетам), так и в обратном порядке (например, из региональных и местных бюджетов федеральному бюджету), а также могут предоставляться в рамках одного уровня бюджетной системы (например, из бюджета муниципального района бюджету поселений или из краевого (областного) бюджета бюджету автономного округа). Такой подход регулирования межбюджетных отношений в целом оправдан, поскольку позволяет более эффективно выравнивать социально-экономическое положение муниципальных образований, образованных на территории субъекта Российской Федерации, и между самими субъектами Российской Федерации.

    Современному этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации свойственен ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

    Во-первых, "рамочное" закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов (табл. 1), формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

    Таблица 1. Соотношение расходных обязательств, налогов и доходов федерального, региональных и местных бюджетов в Российской Федерации в 2009 г.

    Примечание: Без субвенций из фондов компенсаций.

    Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.

    В бюджетной системе региона происходит концентрация нормативных функций и финансового обеспечения на уровне субъектов Федерации, а муниципалитеты выполняют преимущественно квазигосударственные функции. При формальном исключении из бюджетной практики регулирующих доходов, на уровне "субъект Федерации - муниципальное образование" они активно используются. В тоже время выявлено сокращение количества субъектов Федерации, применяющих регулирующие налоги, а также снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов для целей дополнительного пополнения местных бюджетов (табл. 2).

    Таблица 2. Использование регулирующих доходов в практике межбюджетных отношений на региональном уровне в 2008-2009 годах

    Средний норматив отчислений в местные бюджеты, %

    Количество субъектов, использующих данный налог

    Пример максимальных и минимальных значений в 2006 году, %

    Налог на прибыль

    Магаданская обл., Еврейская авт. обл. (50 %)

    Республика Дагестан (0,3 %)

    Республика Сев. Осетия-Алания (23,1 %)

    Вологодская обл. (0,1 %)

    Налог на имущество организаций

    Коми-Пермяцкий АО (100 %)

    Ненецкий АО

    Транспортный налог

    • 4 региона
    • (100 %)

    Амурская обл.

    Налог на игорный бизнес

    • 9 регионов
    • (100 %)

    Вологодская обл. (7,7 %)

    • 5 регионов
    • (100 %)

    Удмуртия

    В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи , значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие "межбюджетные трансферты" определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие "иных безвозмездных и безвозвратных перечислений". К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

    Сейчас поднимается проблематика "мягких" бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается, что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, - становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

    Проблемы формализации распределения финансовой помощи проявляются и в построении унифицированных межбюджетных отношений на региональном уровне, что связано с особенностями организации межбюджетного регулирования в ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.

    В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на "дополнительных" и "жестких" бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности.

    В пределах любой страны есть более и менее развитые территории. Для обеспечения равномерности используются различные виды межбюджетных трансфертов. Управление в современных государствах обычно осуществляется на разных уровнях. Имеется не только аппарат центрального правительства, но и местные органы власти. В федеральных государствах существует еще и третий промежуточный уровень управления, который осуществляет свои полномочия в пределах отдельного штата, провинции, кантона или другого субъекта. Такая система помогает обеспечить эффективную компенсацию неодинакового развития регионов. В статье будут рассмотрены следующие вопросы: понятие, формы, виды межбюджетных трансфертов, их значение и способы регулирования их распределения.

    Понятие и его экономический смысл

    Межбюджетные трансферты – это один из инструментов перераспределения средств между регионами страны. Их основная функция – это обеспечение равномерности развития различных территорий в пределах одного государства. Бюджет является централизованным фондом, в котором содержатся все денежные ресурсы страны. От их эффективного использования зависит не только настоящее, но и будущее государства. Однако важно не только то, куда вкладывать эти средства, но и где именно это делать.

    Функции

    Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

    • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
    • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
    • Устранение недостатков системы взимания налогов.

    Формы трансфертов

    В 16-й главе Бюджетного кодекса РФ объясняется порядок перераспределения средств между регионами. В статье 6 дано определение понятия. Выделяются такие виды межбюджетных трансфертов в России:

    1. Дотации, направленные на выравнивание обеспеченности средствами субъектов РФ.
    2. Субсидии федеральным бюджетам.
    3. Иные межбюджетные трансферты, виды и назначение которых рассматриваются в главе 16.
    4. Субвенции субъектам РФ.
    5. Трансферты, направленные во внебюджетные фонды.

    Дотации

    Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

    Субсидии

    Рассматривая межбюджетные трансферты, виды и назначение которых прописаны в законодательстве, важно уделить внимание инструментам, которые помогают устранить негативные последствия реализации совместных проектов, имеющих значение для всей страны. Субсидии необходимы для того, чтобы компенсировать расходы местных фондов. Цель и задачи их предоставления устанавливаются законодательством РФ и ее субъектов. Например, субсидии могут предоставляться на развитие социальной или инновационной инфраструктуры наукоградов страны. Они могут выделяться как из Фонда софинансирования, так и из резервных фондов президента и правительства РФ. Субсидии, как и дотации, даются регионам на безвозмездной основе. Они покрывают часть расходов, для которых выделены, остальные средства берутся из местного бюджета.

    Субвенции

    Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

    Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.

    Виды иных межбюджетных трансфертов

    Отдельно законодательство выделяет еще одну группу средств. Их называют иными межбюджетными трансфертами. Данная группа появилась только в новом кодексе, до этого законодательство РФ не предусматривало такую форму перераспределения средств. Они носят также безвозвратный и безвозмездный характер. К этой группе, например, относят трансферты закрытым административно-территориальным территориям.

    Из местных бюджетов

    Трансферты могут распределяться не только через центральный аппарат власти. Отдельные субъекты РФ также могут предоставлять их друг другу. Формы трансфертов аналогичны тем, которые могут предоставляться из федерального бюджета. Среди них выделяют:

    • Дотации на выравнивание денежной обеспеченности различных поселений и муниципальных районов.
    • Субсидии центрального аппарата местным бюджетам.
    • Субвенции автономным округам и другим субъектам РФ, федеральному бюджету.
    • Иные трансферты.

    Роль в региональном бюджете

    Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

    Нормативно-правовая база

    Процесс совершенствования сферы межбюджетных отношений в России начался с распадом СССР. С течением времени этот вопрос становился все более актуальным. В законодательстве РФ определены понятие, виды и значение межбюджетных трансфертов. Описаны и основные условия их представления.

    Все виды трансфертов подробно рассмотрены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Также они описываются в постановлениях и распоряжениях Правительства.

    Основные условия предоставления

    Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

    1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
    2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
    3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

    Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

    1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
    2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
    3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

    Направления совершенствования

    С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

    Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

    Выводы

    Различные области в пределах одной страны всегда развиваются неравномерно. На это есть причины – как исторического характера, так и природно-климатические. Поэтому одной из основных задач органов центральной власти является снятие напряженности между отдельными регионами за счет перераспределения средств. В РФ выделяют следующие основные виды межбюджетных трансфертов: дотации, субсидии и субвенции. Все они не подлежат возврату. Отличительной особенностью дотаций является то, что они не имеют целевого назначения.

    Субсидии и субвенции выделяются для выполнения конкретных задач, установленных федеральным правительством. Две последние категории отличаются тем, что первые покрывают только часть расходов местных бюджетов, а вторые – все полностью. Значительное внимание понятию трансфертов, их видам, формам и условиям предоставления уделено в Бюджетном кодексе РФ, а также в постановлениях и распоряжениях Правительства. В целом система выравнивания доходов в стране не является эффективной. Среди направлений ее совершенствования можно выделить:

    • Применение блочных трансфертов.
    • Использование индекса благосостояния населения при определении необходимых региону трансфертов.
    • Стремление к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности регионов.
    • Создание обоснованных принципов распределения денежных средств между различными субъектами федерации, чтобы обеспечить большую устойчивость экономики.

    Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Данное понятие законодательно закреплено в целях упорядочения регу-лирования перечислений между бюджетами разных уровней. Необходимо отметить, что с 1 января 2008 г. новой формой межбюджетных трансфертов стали перечисления бюджетам го-сударственных внебюджетных фондов. Одновременно из числа межбюджетных трансфертов исключены бюджетные кредиты, но их правовое регулирование по-прежнему осуществляется гл. 16 БК РФ.
    Основными видами (формами) межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований, субсидии, суб- венции, иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований, а также межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
    Дотация - это не оговариваемые целевым назначением бюджетные средства в твердо выраженной сумме, предоставляемые по решению законодательного (представительного) органа власти на основе юридического акта из бюджета одного уровня бюджетной системы в бюджет другого уровня.
    Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственности на субвенционно финансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется.
    Субвенция - это форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
    Формы межбюджетных трансфертов зависят от уровня бюджета, из которого они предоставляются. Детально правовой режим дотаций, субвенций, субсидий и иных форм межбюджетных трансфертов установлен гл. 16 БК РФ. Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании ст. 146 БК РФ, согласно которой в бюджеты ПФР, ФСС, ФФОМС в числе прочих подлежат зачислению межбюджетные трансферты из федерального бюджета; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются межбюджетные трансферты из ФФОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
    Названный Фонд представляет собой совокупность дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его общий объем определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
    В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. «О бюджетной политике в 2007 году» отмечено, что «при подготовке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо проводить корректировку общего объема средств Фонда в случае, если по итогам отчетного года фактический уровень инфляции превысил прогноз- ный»1. Учитывая происходящие негативные процессы в экономике, в том числе инфляцию, объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема названного Фонда, подлежащего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).
    Также в указанном акте обращено внимание на то, что «следует усовершенствовать методику распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с тем, чтобы снизить иждивенческие настроения и повысить мотивацию регионов к развитию собственной налоговой базы. Это может быть достигнуто, в том числе, путем изменения порядка расчета указанных дотаций, имея в виду не предусматривать их сокращение в случае достижения субъектом Российской Федерации более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития».
    Реализуя положения указанного Бюджетного послания Президента РФ, федеральный законодатель дополнил БК РФ гарантией финансовой стабильности субъектов РФ, получающих дотации. Одной из главных гарантий формирования доходной базы региональных бюджетов является закрепленная п. 1 ст. 131 БК РФ обязанность федеральных органов государственной власти предусматривать в составе федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Распределяются такие дотации между субъектами РФ на основании единой методики, утверждаемой Правительством РФ в соответствии с требованиями БК РФ, что выступает отражением конституционного принципа равенства субъектов РФ. Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.
    Положения БК РФ, гарантирующие субъектам РФ получение дотаций из федерального бюджета, закреплены и в Феде-ральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 2615 которого относит к собственным доходам бюджета субъекта РФ в числе прочих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и ст. 26" которого устанавливает, что выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
    Аналогичные положения о включении дотаций из федерального бюджета в состав собственных доходов региональных бюджетов закрепляются в конституциях и уставах субъектов РФ (см., например, ст. 102 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г.).
    Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ распределяются между субъектами РФ, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, определенного в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетам субъектов РФ по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законом.
    Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый пе-риод.
    В целях оперативного управления средствами федерального бюджета и учета социально-экономических особенностей субъектов РФ БК РФ допускает утверждение на плановый период не распределенного между субъектами РФ объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в размере не более 15% общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20% общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
    БК РФ установлены признаки, при наличии которых субъекты РФ вправе получать дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ: финансовая поддержка предоставляется тем регионам, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. При этом не допускается использовать показатели фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов РФ.
    Однако БК РФ допускает выделение из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем таких дотаций не может превышать 10% объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, а особенности их расчета определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Также БК РФ допускает наличие особенностей в процедурах перечисления и (или) использования указанных дотаций, которые определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ (ст. 131 БК РФ).
    Субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются из Федерального фонда софинансирования расходов, который образуется в составе федерального бюджета. Такие межбюджетные трансферты могут выделяться на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.
    Например, ст. 28 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. предусматривает выделение субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры, находящейся на территории наукограда Петергофа и являющейся муниципальной собственностью и собственностью города Санкт-Петербурга; ст. 29 этого же Закона предусматривает выделение субсидий бюджету Сахалинской области на ликвидацию последствий землетрясения.
    Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
    Например, постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 859 утверждено Положение о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов. Названным постановлением установлено, что субсидии предусматриваются в составе федерального бюджета в целях активизации деятельности субъектов РФ (муниципальных образований) по финансовому оздоровлению, содействию реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулированию экономических реформ. Субсидии предоставляются субъектам РФ (муниципальным образованиям), определенным по результатам отбора и осуществившим программы реформирования региональных (муниципальных) финансов или их этапы.
    Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 941 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
    Бюджетный кодекс РФ запрещает выделять субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ. Исключение составляют субсидии, предоставляемые субъектам РФ за счет резервных фондов Президента РФ, поскольку средства из этих фондов выдаются на возмещение непредвиденных расходов.
    Распределяются субсидии бюджетам субъектов РФ на основе федеральных законов о федеральном бюджете и (или) принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Правительства РФ. Так, ст. 7 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. установлено, что распределение субсидий бюджетам субъектов РФ на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов РФ или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
    При этом в целях оперативного управления средствами федерального бюджета ст. 132 БК РФ допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5% общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.
    Одновременно БК РФ допускает, что федеральным законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами РФ.
    Субвенции субъектам РФ предоставляются из Федерального фонда компенсаций, который образуется для этих целей в федеральном бюджете по правилам, установленным ст. 133 БК РФ.
    Распределяются субвенции между субъектами РФ в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ на основании требований БК РФ, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Так, ст. 7 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. предусматривает, что субвенции, предусмотренные названным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. При этом устанавливаемый Правительством РФ порядок предоставления бюджетам субъектов РФ субвенций должен предусматривать возможность получения указанных субвенций в порядке компенсации произведенных кассовых расходов и право выбора высшего органа исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации) между получением указанных субвенций в порядке, установленном ч. 4 ст. 14 Закона о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг., или в порядке компенсации произведенных кассовых расходов.
    В отличие от других форм межбюджетных трансфертов предоставление субвенций характеризуется двумя особенностями: каждый вид субвенции распределяется на основании отдельной методики; разрабатываются и утверждаются такие методики Правительством РФ не только на основании БК РФ, но и в си- лу предписаний федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ (например, Правительством РФ принято постановление от 30 декабря 2006 г. № 847 «О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью» ; постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 838 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации; постановлением Правительства РФ от 23 августа 2007 г. № 537 утверждена Методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов на 2008 год).
    Дальнейшее движение средств Федерального фонда компенсаций осуществляется через образуемый в составе бюджета субъекта РФ региональный фонд компенсаций. Согласно ст. 140 БК РФ последний служит целям финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Субвенции из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций, расходуются в порядке, установленном Правительством РФ.
    В целях оперативного управления средствами федерального бюджета БК РФ допускает утверждение не распределенной между субъектами РФ субвенции в объеме, не превышающем 5% общего объема соответствующей субвенции. Нераспределенная субвенция может быть распределена между субъекта-ми РФ в процессе исполнения федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ, но без изменения ее целевого направления. В отличие от порядка распределения иных форм межбюджетных трансфертов БК РФ допускает выделение нераспределенной субвенции без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств муниципальных образований, расходуются в порядке, установленном федеральными законами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и (или) нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 3 ст. 133 БК РФ).
    Бюджетный кодекс РФ отдельно оговаривает право субъектов РФ предоставлять субвенции бюджетам муниципальных районов для предоставления их бюджетам поселений, входящих в их состав.
    Субвенции бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах РФ. Например, постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 35 утверждена Методика определения общего объема средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Феде-рации в области содействия занятости населения1.
    Поскольку выделение субвенций направлено на финансирование делегированных полномочий федерального уровня, а не на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, то БК РФ запрещает использовать при распределении субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета показатели, характеризующие собственные доходы бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов (если субвенции предоставляются для обеспечения отдельных расходных полномочий муниципальных образований).
    Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами РФ пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления таких бюджетных услуг, и утвержда- ются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту РФ.
    Формирование Федерального фонда компенсаций, распределение, перечисление и учет субвенций из этого Фонда произ-водятся в порядке, установленном БК РФ. Примечательно, что органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 263 и ст. 265 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
    Поскольку ст. 129 БК РФ установлен открытый перечень межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, то бюджетам бюджетной системы РФ могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
    Из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ межбюджетные трансферты, не являющиеся по своей юридической природе дотациями, субвенциями или субсидиями, могут быть предоставлены только в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.
    Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что «нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации может быть предусмотрено выделение за счет средств федерального бюджета грантов субъектам Российской Федерации в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей» (ст. 263-2).
    Закон о бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. допускает выделение субъектам РФ субвенций на гранты в области науки, культуры, искусства и СМИ.
    Перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ (за исключением городов федерального значения), установлен в ст. 135 БК РФ, согласно которой средства из региональных бюджетов предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов); субсидий местным бюджетам;
    субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ.
    Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются соответствующими законами этих субъектов РФ.
    Перечень межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, является открытым, поскольку БК РФ допускает предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ.
    Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ могут предоставляться в бюджеты всех уровней бюджетной системы (федеральный, региональные и местные бюджеты).
    Правовое регулирование предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется ст. 137 БК РФ, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) - ст. 138 БК РФ, субсидий местным бюджетам - ст. 139 БК РФ, субвенций местным бюджетам - ст. 140 БК РФ, иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам - ст. 139 БК РФ.
    Субвенции местным бюджетам из бюджетов субъектов РФ предоставляются на основании региональных законов, которые согласно п. 3 ст. 85 БК РФ должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.
    Региональное законотворчество по вопросам межбюджетных трансфертов осуществляется на основе положений БК РФ. Например, установленные федеральным бюджетным законодательством формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, корреспондируют целям регулирования межбюджетных отношений, закрепленным в законах субъектов РФ. Так, ст. 3 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2005 г. № 380-ЗС1 устанавливает, что регулирова- ние межбюджетных отношений в Ростовской области осуществляется в целях:
    повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами и создания стимулов для органов местного самоуправления муниципальных образований по наращиванию налогового потенциала путем установления единых для поселений, муниципальных районов и городских округов нормативов отчислений доходов от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством РФ и Ростовской области о налогах и сборах в областной бюджет;
    выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов;
    выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
    финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государ-ственных полномочий Российской Федерации, Ростовской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке;
    софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
    в иных целях, согласно законодательству РФ и Ростовской области.
    Закрепляя формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ, региональные законодатели используют метод дублирования федерального законодательства, дополняя новыми элементами «иные формы межбюджетных трансфертов».
    Например, в ст. 4 названного Закона Ростовской области установлено, что межбюджетные трансферты из областного бюджета предоставляются в форме:
    дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муни-ципальных районов и городских округов; субвенций местным бюджетам; субсидий местным бюджетам;
    иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета, в том числе в форме дотаций, в пределах 10% общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из областного бюджета (за исключением субвенций).
    Более развернутые формы межбюджетных трансфертов установлены ст. 4 Закона Московской области от 2 октября 2007 г. № 171/2007-03 «О межбюджетных отношениях в Московской области» . Названная норма разрешает предоставлять из бюджета Московской области трансферты в следующих видах:
    дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из бюджета Московской области;
    дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Московской области;
    дотации бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района;
    субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Московской области на реализацию отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Московской области;
    субвенции бюджетам поселений из бюджетов муниципаль-ных районов на реализацию отдельных государственных полномочий Российской Федерации и Московской области за счет субвенций, передаваемых в бюджеты муниципальных районов из бюджета Московской области;
    субвенции бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов на осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов Московской области;
    субсидии местным бюджетам из бюджета Московской об-ласти, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, по вопросам местного значения, отнесенных в соответствии с законодательством РФ к полномочиям органов местного самоуправления;
    субсидии бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления поселений по вопросам местного значения, от-несенных в соответствии с законодательством РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, за счет субвенций, передаваемых в бюджеты муниципальных районов Московской области из бюджета Московской области;
    субсидии, предоставляемые из местных бюджетов бюджету Московской области в случаях, установленных законодательством РФ, указанным Законом Московской области и законом Московской области о бюджете Московской области на оче-редной финансовый год;
    субсидии из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
    иные межбюджетные трансферты, в том числе в форме дотаций из бюджета Московской области.
    Городам федерального значения бюджетное законодательство предоставляет право самостоятельно определять формы, порядок и условия выделения межбюджетных трансфертов бюд-жетам внутригородских муниципальных образований из своих региональных бюджетов. Основным требованием является рег-ламентирование таких межбюджетных трансфертов региональным законодательством. Следовательно, в бюджетном законе субъекта РФ - города федерального значения должны быть установлены все существенные условия предоставления межбюджетных трансфертов, а также нормативно определен финансово-правовой механизм их выделения, возврата (для отдельных форм) и особенности финансового контроля за целевым использованием внутригородскими муниципальными образованиями полученных бюджетных средств. Вместе с тем правовое регулирование межбюджетных трансфертов в законодательстве города федерального значения не должно уменьшать гарантии финансовой самостоятельности и иные конституционные права органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
    Иные межбюджетные трансферты местным бюджетам могут устанавливаться только в случаях и порядке, предусмотренных законами субъектов РФ. Иными межбюджетными трансфертами могут быть различные формы финансовой помощи, в том числе дотации. Исключение составляют субвенции и субсидии. Дальнейшее регулирование предоставления иных межбюджетных трансфертов осуществляется принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
    Субъекты РФ предусматривают различные виды иных межбюджетных трансфертов. Например, ст. 7 Закона Калининградской области от 4 октября 2007 г. № 174 «О межбюджетных отношениях» устанавливает, что «законом Калининградской области об областном бюджете могут быть предусмотрены дотации на обеспечение мер по дополнительной поддержке местных бюджетов. Указанные дотации распределяются Правительством Калининградской области» ; ст. 29 Закона Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2008 год» пре-дусматривает, что иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов и городских округов предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан, на возмещение расходов, связанных с капитальным ремонтом объектов жилищно-коммунального хозяйства, переданных в муниципальную собственность.
    Региональные фонды финансовой поддержки поселений формируются на основе тех же принципов, что и фонды фи-нансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований на федеральном уровне. Такой подход, обеспечивая простоту и прозрачность распределения дотаций между несколькими сотнями поселений, позволяет существенно сократить различия в бюджетной обеспеченности поселений, в том числе за счет установления замещающих полностью или частично указанные дотации дифференцированных по единой методике нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц.
    Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований должно осуществляться в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, согласно которой муниципальные образования, получающие финансовую помощь из бюджета субъекта РФ, должны иметь возможность проконтролировать методику ее расчета, полученные (рассчитанные) денежные суммы, сроки предоставления, а также возможность согласовать с субъектом РФ вопросы оказания финансовой помощи до принятия ежегодного закона субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год. Данные требования корреспондируют п. 6 ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления, в соответствии с которым порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
    Самостоятельными и наиболее многочисленными субъектами межбюджетных правоотношений являются муниципальные образования. Правоотношения такого рода складываются не только между муниципальными образованиями и субъектами РФ или самой Российской Федерацией, но и между муниципальными образованиями различных уровней. В настоящее время БК РФ допускает перечисление межбюджетных трансфертов как из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты, так и, наоборот, из местных бюджетов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
    Согласно ст. 142 БК РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме дотаций, субсидий и иных видов финансовых перечислений. Дотации и иные формы межбюджетных трансфертов имеют нисходящее направление, т. е. предоставляются из бюджета муниципального района в бюджеты поселений; субсидии из местных бюджетов, напротив, имеют восходящее направление, поскольку предоставляются из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов либо из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ.
    Дотации предоставляются из бюджетов муниципальных районов в бюджеты поселений в целях выравнивания бюджетной обеспеченности последних. Осуществляемое на основе ст. 137 БК РФ подушевое выравнивание из региональных фондов финансовой поддержки поселений не учитывает различия в налоговом потенциале и расходных потребностях муниципальных образований и не может обеспечить достаточного выравнивания бюджетной обеспеченности поселений. Поэтому в дополнение к региональному фонду финансовой поддержки поселений ст. 1421 БК РФ предусмотрено создание аналогичных фондов в составе бюджетов муниципальных районов. Дотации данных фондов должны распределяться по более сложной методике, устанавливаемой законами субъектов РФ в соответствии с едиными принципами. Сочетание регионального и районных фондов финансовой поддержки поселений, с одной стороны, создает гарантии независимости бюджетов поселений, а с другой стороны, позволяет проводить в рамках единых методик достаточно точное выравнивание их бюджетной обеспечен-ности. При этом органам государственной власти субъектов РФ предоставляется право делегировать свои полномочия по расчету и предоставлению подушевых дотаций поселениям (а также по установлению замещающих их нормативов отчислений от НДФЛ) органам местного самоуправления муниципальных районов, что позволяет существенно упростить администрирование финансовой помощи местным бюджетам.
    Следующей формой межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, выступают субсидии.
    БК РФ предусматривает два вида таких субсидий: во-пер-вых, субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; во-вторых, субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов РФ для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
    Перечисления из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на осуществление межмуниципальных функций подробно регламентируются ст. 1423 БК РФ. Данные субсидии применяются только в тех муниципальных районах, представительные органы которых формируются делегированием представителей органов местного самоуправления поселений, что соответствует принципу «обслуживания» поселений и тем самым повышает эффективность совместного использования бюджетных ресурсов территории.
    Перечисления из местных бюджетов в региональные фонды финансовой поддержки поселений из муниципальных районов осуществляются в случае, если в отчетном году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Такие субсидии получили название «отрицательные трансферты» и направлены на сокращение необоснованных различий в бюджетной обеспеченности в условиях закрепления за местными бюджетами крупных местных налогов и (или) отчислений от федеральных и региональных налогов по единым нормативам.
    Порядок расчета указанных субсидий, способы перечисления и адресаты зачисления достаточно полно определены в ст. 1422 БК РФ, однако на уровне законодательства субъектов РФ дополнительное правовое регулирование таких межбюджетных трансфертов осуществляется в пределах компетенции субъектов РФ. Их расчет должен проводиться по единой методике, утверждаемой законом субъекта РФ в соответствии с требованиями БК РФ, основным из которых является недопустимость изъятия более чем 50% «условно-избыточных» налоговых доходов. Субъекты РФ не вправе уменьшать установленные гарантии финансовых прав муниципальных образований.
    Правовое регулирование порядка предоставления субсидий из местных бюджетов субъекту РФ осуществляется региональным бюджетным законом общего назначения (законом субъекта РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе или бюджетным кодексом соответствующего субъекта РФ), в котором устанавливается принципиальная возможность субъекта РФ использовать подобный метод бюджетного регулирования, а также порядок расчета и перечисления указанных субсидий. Объем субсидий, подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджет субъекта РФ, утверждается законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. На основании положений закона о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования предусматривают в своем бюджете указанные субсидии и обеспечивают их перечисление в бюджет субъекта РФ.
    Бюджетный кодекс РФ предусматривает гарантии финансовых прав субъектов РФ, устанавливая, что в случае невыполнения органами местного самоуправления требований регионального законодательства о предоставлении субсидий из местного бюджета бюджету субъекта РФ региональным законом преду-сматривается снижение для данного муниципального образования нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (за исключением местных налогов), до уровня, обеспечивающего поступление в бюджет субъекта РФ средств в размере указанной субсидии, а в случае их недостаточности - централизация части доходов от местных налогов в пределах, не превышающих размера указанной субсидии.
    Снижение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, нормативно обеспечивается посредством приостановления действия нормы закона субъекта РФ о региональном бюджете на очередной финансовый год, устанавливающей нормативы федеральных и региональных налогов в целях межбюджетного регулирования.
    Перечень форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, остается открытым, поскольку БК РФ допускает наличие иных видов межбюджетных перечислений.
    Бюджетный кодекс РФ устанавливает единственное условие, при соблюдении которого из местных бюджетов выделяются межбюджетные трансферты, и распространяется данное уело- вие только на органы местного самоуправления поселений - получателей бюджетных дотаций или субсидий. Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.
    В целях реализации принципа адресности и целевого харак-тера использования средств федерального бюджета Счетная палата РФ и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки региональных и муниципальных бюджетов, получающих межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
    Контроль за обоснованным использованием межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты, осуществляется финансово-контрольными органами субъектов РФ.

    Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.

    Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

    В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.

    Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.

    Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

    Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.

    Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.

    Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.

    Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.

    Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий) .

    Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.

    1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.

    Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.

    Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ . Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.

    Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.

    Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.

    Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).

    Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

    2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.

    Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

    Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

    Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.

    Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.

    Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.

    Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

    Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:

    • а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя ;
    • б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
    • 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.

    Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.

    Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.

    Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

    Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

    Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.

    • Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н "Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления".
    • Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
    • См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н "Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов".