Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Муниципальное право как комплексная отрасль права. Вторичный характер муниципального права российской федерации Муниципальное право является комплексной отраслью права

    Муниципальное право как комплексная отрасль права. Вторичный характер муниципального права российской федерации Муниципальное право является комплексной отраслью права

    Такое определение характерно для муниципального права как относительно самостоятельной отрасли права , объединяющей нормы и публичного, и частного права.

    Число отраслей публичного права и объем их норм преобладают во всей совокупности норм муниципального права над нормами частного права. В систему норм муниципального права включаются нормы финансового, налогового, экологического, земельного и иных отраслей права. Наименьшее количество составляют нормы гражданского, коммерческого и предпринимательского права . Однако они также имеют «право на жизнь» согласно концепции гражданского законодательства , которая определила в качестве субъектов гражданских правоотношений муниципальные образования и их органы.

    Наличие норм муниципального права в различных дает основания делать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

    Если сравнить число норм, регулирующих отношения в системе местной публичной власти , закрепленных в Конституции РФ , с нормами, регулирующими группы других отношений, кроме конституционного права , то можно сделать вывод о том, что объем этих норм намного больше, чем объем норм других отраслей права.

    Отношения, определенные Конституцией Российской Федерации в системе местного самоуправления, как раз и регулируются особой группой норм, представляющих собой в совокупности муниципальное право.

    Сам факт базирования муниципального права в основном на местном самоуправлении дает основания отнести муниципальное право к относительно самостоятельной отрасли права.

    Конечно же, муниципальное право граничит с другими отраслями права. Но и отдельные отрасли права точно также граничат с конституционным правом, административным правом и муниципальным правом.

    Множество норм муниципального права возникли на базе основных отраслей права: гражданского, земельного, экологического и т. д.

    Ближе всего муниципальное право стоит к конституционному и административному праву. Однако оно не является составной частью этих отраслей права или их продолжением. Ведь конституционное право - это государственное право. Оно так и называлось в недалеком прошлом. Следовательно, конституционное (государственное) право регулирует несколько другие отношения, чем муниципальное право.

    Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление отделено от государственной власти и имеет систему своих отношений, которые урегулированы нормами специальных законов о местном самоуправлении, о местных референдумах , о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления и т. д.

    Наличие специальной нормативной базы о местном самоуправлении на федеральном уровне, на уровне и муниципальных образований позволяет сделать вывод о том, что муниципальное право - это относительно самостоятельная отрасль права.

    Муниципальное право содержит все признаки отрасли права. Среди них можно отметить следующие: понятие муниципального права, которое имеет свои отличительные особенности; предмет, составляющий обособленную группу общественных отношений, характерный только для местной публичной власти; комплексный метод правового регулирования ; принципы, присущие только публичной власти; функции; систему, предлагающую разделение муниципального права на две части - общую и особенную; наука и научная дисциплина муниципального права; источники муниципального права, собственные нормы и институты права, конструируемые на основе властеотношений и смежные; свое правоотношение , отличающееся особенностью субъектов и объекта.

    Предмет муниципального права

    Муниципальное право как комплексная отрасль права сочетает два метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный, присущие соответственно публичному и частному праву. Однако и муниципальное право содержит собственный диспозитивный метод правового регулирования.

    В целях выявления метода правового регулирования отношений в отрасли права необходимо определить способ воздействия этих норм на общественные отношения.

    По способу воздействия на группы общественных отношений нормы права делят на императивные и диспозитивные, а следовательно, и методы правового регулирования определяются этой классификацией.

    Примером императивной нормы может служить ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон «Об общих принципах…» (2003 г.), в которой установлено, что принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти , их должностными лицами или органами местного самоуправления , т. е. решение должно быть исполнено без каких-либо оговорок или альтернатив. Например, на местном референдуме принято решение не приватизировать муниципальное предприятие , имеющее общемуниципальное значение. Это решение должны неукоснительно выполнять соответствующие органы местного самоуправления. Очевидно, что эта норма относится к системе норм только муниципального права.

    Диспозитивные нормы характеризуют соответственно и метод правового регулирования отношений. Данный метод в теории права назван диспозитивным в силу наличия альтернативы, т. е. выбора решения. В муниципальном праве этот метод используется при формировании представительного органа муниципального района и в других случаях. Так, ст. 35 Закона «Об общих принципах организации…» (2003 г.) устанавливает два возможных варианта формирования представительного органа местного самоуправления. Он может быть сформирован из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений или может быть избран на основе всеобщего равного и прямого избирательного права населением. В данном случае есть выбор из двух вариантов (или/или). То же самое относится к инициативе по проведению местного референдума.

    Согласно ст. 22 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.) ее могут осуществить: граждане ; избирательные объединения; представительный орган совместно с главой местной администрации. В данном случае норма предусматривает различные способы реализации права на инициативу о проведении местного референдума.

    Диспозитивный характер имеют нормы: об избрании главы муниципального образования (ч. 2 ст. 36 Закона «Об общих принципах…» (2003 г.), который может быть избран непосредственно избирателями, либо из числа депутатов представительным органом; о способе назначения главы администрации (ч. 2 ст. 37 указанного Закона), которым может быть глава муниципального образования либо лицо, назначенное по контракту по результатам конкурса.

    Диспозитивный характер имеют нормы избирательного права в системе местного самоуправления, которое базируется на установленных в законодательстве принципах. Избиратели, например, могут принимать, а могут и не принимать участие в выборах. Это их личное право . При голосовании избиратели вправе отдать свой голос за любую из кандидатур. Никто их не обязывает отдать голос за какую-либо кандидатуру. У них есть выбор. Что касается местного референдума, схода, собрания, то граждане также могут в них принимать участие, но могут и не принимать.

    Кроме того, при решении задач граждане самостоятельно определяют, за какой поставленный вопрос на референдуме, сходе, собрании отдать свой голос. Иначе говоря, также существует выбор (или/или).

    Можно ли в данном случае утверждать, что приведенные нами массовые примеры относятся к системе частного права ? Безусловно, нет.

    Вообще, рассматривая проблему диспозитивного метода правового регулирования и его природу, нельзя однозначно утверждать, что его обладателем является только гражданское право .

    Данный метод быстрее всего зарождается в эпоху естественного публичного муниципального права, а затем и позитивного, когда начинается становление и развитие общинного местного самоуправления. Уже в тот далекий исторический период платежи в казну общины, союза общин вносились либо в виде натурального налога , либо в денежном исчислении, т. е. очевидна диспозиция, альтернатива, выбор в системе публичного права. Об этом свидетельствуют закон, принятый в 45 г. до н. э. в Древнем Риме, - «Lex Yulia municipalis», на основе которого было построено местное самоуправление, а также более поздние нормативные акты , в том числе действовавшие на территории Древней Руси.

    Поскольку упомянутые нормы закреплены в , они также относятся к системе норм только муниципального права и никакой иной отрасли права.

    Таким образом, наличие собственных императивных и диспозитивных норм в системе муниципального права, которые содержатся в специальных законах о местной публичной власти , дает основания сделать вывод о том, что муниципальное право имеет два способа правового регулирования: императивный и диспозитивный. Причем эти методы не являются заимствованными от других отраслей права. Они, как и для других отраслей права (соответственно, публичного и частного), являются универсальными и не принадлежат абсолютно какой-либо одной отрасли права, как это иногда утверждается в юридической литературе. Данный метод характерен для гражданского, коммерческого, предпринимательского, семейного, муниципального и других отраслей права. Об этом свидетельствуют источники названных отраслей права. Но в публичном праве он охватывает значительно меньшую часть общественных отношений, чем в частном. Более чем убедительным является утверждение А. А. Безуглова и С. А. Солдатова о том, что многие общественные отношения являются предметом регулирования норм, относящихся к различным отраслям права.

    Нормы муниципального права

    4) по масштабу действия нормы бывают:

    а) общефедерального масштаба, сила которых распространяется на всю территорию Российской Федерации. Например, нормы, содержащиеся в Конституции РФ и в Законе «Об общих принципах…» (2003 г.), действуют в равной степени на всей территории Российской Федерации;

    б) масштаба субъекта Российской Федерации, действующие только в границах субъекта РФ. Например, законы субъектов РФ о местном самоуправлении, о местных референдумах, о выборах ;

    в) масштаба муниципального образования, которые действуют только в границах муниципального образования. Таким примером может служить устав муниципального образования, как источник, содержащий нормы муниципального права, а также другие нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления;

    г) международного уровня, действующие в государствах, присоединившихся к международному нормативному акту;

    5) по предназначению нормы муниципального права делятся на материальные и процессуальные. В данном случае очевиден дуализм норм муниципального права.

    Материальные нормы в основном закреплены в Конституции РФ и Законе «Об общих принципах…» (2003 г.). Они дают определение местной публичной власти , устанавливают перечень властеотношений, т. е. основы этой власти определяют ее сущность, закрепляют субъектный состав, компетенцию, гарантии и ответственность в системе местного самоуправления.

    Процессуальные нормы закреплены в Федеральных законах «Об общих принципах…» (2003 г.), «О муниципальной службе …», в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, о выборах, о местном референдуме, о собраниях и сходах, в уставах муниципальных образований, в регламентах представительных органов местного самоуправления, в положениях о бюджетном устройстве и бюджетном процессе городов, районов, поселений и т. д.

    Процессуальные нормы, например, устанавливают порядок подготовки и проведения сессий представительных органов местного самоуправления, подготовки и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении; проведения выборов и местных референдумов, т. е. они устанавливают процедуру проведения этих мероприятий.

    Эти и другие нормы характерны только для муниципального права, так как они сконструированы в специальных нормативных актах, устанавливающих порядок формирования и осуществления местной публичной власти.

    Таким образом, муниципальное право имеет свою систему норм, которые занимают доминирующее положение по сравнению с заимствованными им нормами из других отраслей права.

    Специальные источники, в которых содержатся нормы муниципального права, формируются на различных уровнях власти: федеральном; субъекта РФ; муниципального образования. При этом источники, принимаемые на муниципальном уровне, по количеству преобладают над источниками федеральными и субъектов РФ. Правовые нормы появляются в результате правотворческой деятельности государства и местного самоуправления.

    Местное самоуправление, являясь публичной властью, осуществляет правотворческую деятельность, формируя тем самым собственную нормативную базу, наряду с государственной. Нормы эти имеют и императивный, и диспозитивный характер и делятся на материальные и процессуальные, присущие муниципальному праву.

    Нормы императивные и диспозитивные характерны для многих отраслей публичного и частного права, в том числе и муниципального. Из этого следует, что и методы правового регулирования универсальны для многих отраслей публичного и частного права.

    Институты муниципального права

    В системе институтов непосредственной демократии имеется группа подинститутов, соотносящихся с основными институтами как система и ее элементы, как общее и частное. То же самое можно утверждать и об институтах в системе представительной демократии. К ним относятся институты: органов местного самоуправления, их компетенции и ответственности, должностных лиц местного самоуправления, муниципальной службы и др.

    Классификация институтов муниципального права возможна не только по формам осуществления местной публичной власти.

    Институты муниципального права можно разделить на две части, исходя из принадлежности к муниципальному праву. Во-первых, это институты, принадлежащие только муниципальному праву: институты местного референдума, сходов, собраний, выборов, представительных и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, муниципальной службы, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, территориальной организации, гарантий и т. д.

    Во-вторых, это институты, сформированные из группы норм и отношений различных других отраслей права: финансового, гражданского, трудового, коммерческого, предпринимательского, административного. Это касается бюджета и бюджетного процесса , унитарных муниципальных предприятий , права собственности , договорных отношений и т. д.

    Муниципальное право связывает эти две крупные группы институтов - собственный и смежный, - что создает условия местной публичной власти для осуществления ею функций и компетенции.

    Муниципально-правовой институт территориальной организации местной публичной власти

    Это определение муниципально-правового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т. е. подинститутов. Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т. е. система, и пединституты как частное. В силу этого очевидна классификация внутри муниципально-правового финансового института.

    Подинституты можно классифицировать:

    1. по группам общественных отношений и регулирующим их нормам;
    2. по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления;
    3. по структуре местного бюджета ;
    4. по предназначению;
    5. по цели;
    6. по принадлежности.

    1. По группам общественных отношений и регулирующих их норм пединституты можно разделить на касающиеся:

    • подготовки, рассмотрения, утверждения, исполнения местного бюджета , отчетов об исполнении бюджета;
    • формирования внебюджетных средств;
    • межбюджетных отношений;
    • отношений займа.

    2. По видам финансовых ресурсов муниципально-правовые финансовые пединституты можно классифицировать исходя из структуры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно отнести следующие виды:

    а) муниципально-правовой пединститут бюджетных средств, формируемых за счет собственных и регулирующих источников доходов ;
    б) муниципально-правовой пединститут внебюджетных средств (самообложение, субвенции, субсидии, муниципальные заимствования).

    3. По структуре местного бюджета пединституты подразделены на:

    а) пединститут доходов местного бюджета;
    б) пединститут расходов местного бюджета.

    4. По предназначению пединституты делятся на материальные и процессуальные.

    Материальные устанавливают статические величины, процессуальные - процедуру применения материальных подинститутов.

    5. По цели пединституты делятся на две группы:

    а) обслуживающие систему местного самоуправления в целях решения задач только местного значения;
    б) нацеленные на осуществление отдельных государственных функций.

    6. По принадлежности муниципально-правовые пединституты делятся на:

    а) собственно муниципальные;
    б) смежные с финансово-правовыми институтами.

    К собственным можно отнести пединститут утверждения местного бюджета на сессии представительным органом местного самоуправления .

    Смежный институт - например, формирование доходной части за счет как собственных источников, так и с помощью регулирующих источников доходов.

    Социальный и организационный институты муниципального права

    1. Под социальным муниципально-правовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального права , регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования поселений, их органов власти и реализации функций в системе местного самоуправления .

    Очевидным является тот факт, что социальный муниципально-правовой институт состоит также из двух слагаемых: нормы плюс общественные отношения. При этом первичными являются отношения, вторичными - нормы. Отношения - это элемент местного самоуправления, т. е. одна из его основ, без которой местное самоуправление нереально. Нормы - это элемент права , которое формируется государством и самой социальной общностью, т. е. жителями муниципального образования и избранными ими органами.

    Таким образом, социальный муниципально-правовой институт есть продукт социальной общности и государства.

    Что касается функционального аспекта, то здесь можно провести аналогию. В условиях догосударственного периода функции зарождались в связи с потребностью людей, т. е. они имели естественный характер, не навязывались сверху. Поэтому их появление было обусловлено только социальной общностью. При наличии государства ситуация изменяется. Государство путем принятия законов и подзаконных актов расширяет перечень функций для местного самоуправления, т. е. оно устанавливает новые функции с помощью права. Кроме того, государство обеспечивает правовое оформление уже сложившихся функций в системе местного самоуправления. Из этого следует, что и функции местного самоуправления как элемент социальной основы и муниципально-правового института есть продукт деятельности социальной общности и государства, равно как и нормы муниципального права . Институты права нацелены на реализацию функций местного самоуправления.

    Социальный муниципально-правовой институт структурно состоит из норм: определяющих поселенческий характер местного самоуправления; устанавливающих статус муниципального образования в зависимости от численности населения; определяющих порядок осуществления форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления; устанавливающих право всех граждан на осуществление местного самоуправления и повсеместность его на территории Российской Федерации.

    Указанные и другие группы норм регулируют определенные группы однородных общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления и являющихся его основами.

    Таким образом, социальный муниципально-правовой институт формируется из собственных норм и отношений и принадлежит только муниципальному праву. Это является свидетельством того, что муниципальное право есть отрасль права .

    2. Под организационным институтом муниципального права следует понимать совокупность норм муниципального права, регулирующих общественные отношения, касающиеся наименования, структуры органов местного самоуправления , порядка их формирования, форм и принципов их деятельности, а также выборных должностных лиц местного самоуправления.

    В структуру организационного института муниципального права включаются: представительные, исполнительно-распорядительные, контрольные органы местного самоуправления; избирательные комиссии; должностные лица (глава муниципального образования, депутаты, глава администрации, староста).

    Организационный институт имеет свои пединституты: представительных органов; исполнительно-распорядительных органов; должностных лиц местного самоуправления; контрольных органов; избирательных комиссий. Все эти пединституты как элементы единой системы, которая названа организационным институтом муниципального права, обеспечивают надлежащее осуществление своих функций в соответствии с установленной для них компетенцией. Они в рамках норм права организуют решение задач на территории муниципального образования для достижения поставленных целей.

    Организационный институт является результатом деятельности государства, издающего нормы права о нем, и жителей муниципального образования, формирующих данный институт. В условиях догосударственного периода организационный институт структурно состоял из норм естественного, обычного права, творцом которого были сами общины, и отношений, которые регулировали эти нормы, т. е. муниципально-правовой институт имел самобытное, общинное происхождение. Его вполне можно назвать естественным муниципально-правовым институтом, формировавшимся в недрах общины.

    Каждый подинститут имеет свое содержание, свои элементы. Например, подинститут представительных органов содержит нормы о порядке их формирования, о составе, о рабочих органах, о компетенции, о роли и месте в системе органов местного самоуправления. То же самое можно утверждать относительно исполнительно-распорядительных органов и должностных лиц местного самоуправления, за некоторыми исключениями, не присущими должностным лицам.

    Эти нормы регулируют соответствующие группы однородных отношений между субъектами муниципального права по формированию, составу, компетенции и т. д. органов местного самоуправления.

    Из этого следует, что организационный муниципально-правовой институт имеет многослойную внутреннюю структуру, представляющую собой единый комплекс норм и отношений, нацеленный на организационно-правовое обеспечение функционирования местного самоуправления.

    При этом следует заметить, что и данный институт имеет собственные корни, т. е. формируется из собственных норм и отношений.

    Система муниципального права

    Таким образом, система муниципального права включает в себя элементы общего и особого характера, которые неразрывно связаны, взаимозависимы, и их существование в отдельности немыслимо. Фактическое наличие таких элементов единой системы свидетельствует о полном наборе признаков, присущих отрасли права.

    Принципы муниципального права

    В-третьих, принципы провозглашают перспективы становления и развития гражданского общества посредством прямой и представительной демократии.

    В-четвертых, принципы муниципального права допускают возможность сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью, что позволяет сделать вывод о наличии смежного метода правового регулирования в данной отрасли права.

    В-пятых, они могут быть использованы в правоприменительной практике при обнаружении пробелов в законодательстве либо в случае возникновения противоречия норм законодательства этим принципам.

    Принципы муниципального права сформулированы в Конституции РФ , а также в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в нормативных актах органов местного самоуправления .

    Кроме того, они закреплены в ряде международных нормативных актов.

    К принципам муниципального права можно отнести следующие.

    3. Принцип сочетания форм непосредственной и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления. Граждане участвуют в выборах, местных референдумах, собраниях, сходах, гражданских правотворческих инициативах, принимая собственные решения по обсуждаемым вопросам, выражая при этом прямое волеизъявление.

    Кроме того, они решают свои жизненно важные задачи через своих представителей в органах местного самоуправления. Муниципальное право регулирует эти группы отношений.

    4. Принцип самостоятельности местной публичной власти и ее взаимодействия с государственной властью закреплен в ст. 12 и гл. 8 Конституции РФ, а также в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 3, 19, 20, 21 и др.).

    5. Принцип внутренней соподчиненности решений референдумов, сходов, органов и должностных лиц в системе местного самоуправления закреплен в ч. 3 ст. 3 Конституции РФ, в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Законе «О муниципальной службе в Российской Федерации».

    6. Принцип сочетания юридического равенства субъектов муниципально-правовых отношений и субъектов гражданско-правовых отношений с административной соподчиненностью закреплен в Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вытекает из методов правового регулирования отношений, сложившихся в муниципальном праве. Как ранее было замечено, в муниципальном праве имеются императивные и диспозитивные нормы. Они как раз и базируются на принципе сочетания юридического равенства и соподчиненности субъектов правоотношений .

    7. Принцип судебной защиты и ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, установленный в частном и публичном праве.

    8. Принцип повсеместности становления и развития местного самоуправления, установленный Конституцией РФ (ст. 2, 12, ч. 1 ст. 131) и Законом «Об общих принципах…» (ч. 1 ст. 1), гарантирует осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

    Важно отличать принципы муниципального права от принципов местного самоуправления. Между ними нельзя ставить знак равенства, так же как между понятиями «муниципальное право» и «местное самоуправление». Не может быть такого, чтобы принципы права были равны принципам местной публичной власти. Право - это совокупность норм, местное самоуправление - это публичная власть. Каждое из этих явлений имеет свои основополагающие начала. К тому же власть - это базис, право - надстройка. Каждый из этих элементов занимает свое место в системе «власть и право». с

    Эти две функции тесно связаны между собой, так как одна является первичной, вторая - производной. Первична функция регулятивная, так как муниципальное право предназначено содействовать развитию и совершенствованию социально-экономических, управленческих и организационных отношений.

    В данном случае право упорядочивает не только властеотношения, но и взаимоотношения органов местного самоуправления и муниципальных служащих с хозяйствующими субъектами и гражданами . В этом состоит особенность регулятивной функции муниципального права. Регулятивная функция оказывает фактическое воздействие на все без исключения функции общего характера (общие).

    В системе муниципального права регулятивная функция формирует самоуправленческие начала и предоставляет субъектам муниципальных отношений реальные возможности для самоорганизации и саморегулирования. Согласно Конституции РФ граждане вправе самостоятельно осуществлять местное самоуправление на территории Российской Федерации. Из этого следует, что нормы муниципального права установили вид местной власти (организационно-политическая функция) и регулируют порядок ее осуществления (граждане осуществляют эту власть).

    В связи с тем, что в муниципальном праве имеются собственные нормы диспозитивного характера (они ранее приведены в учебнике), можно вполне убедительно констатировать, что регулятивная функция устанавливает (допускает) саморегулирование в системе местного самоуправления (избрать народом или представительным органом главу муниципального образования; сформировать представительный орган муниципального района всенародно либо из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений) и т. д.

    Охранительная функция предполагает и устанавливает основные направления воздействия на обеспечение гарантий местного самоуправления (экономических, политических и т. д.), а также судебной защиты субъектов муниципальных отношений. Так, в соответствии с гражданским законодательством и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» субъекты муниципального права могут защищать свои интересы в судах общей юрисдикции и арбитражных. Кроме того, органы местного самоуправления при осуществлении своих полномочий должны действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации, охраняя при этом законные интересы других субъектов правоотношений . Охранительная функция имеет как профилактический, так и репрессивный характер.

    Таким образом, функции муниципального права базируются на функциях общей теории права , равно как и функции других отраслей права, имея свои отличительные особенности, заключающиеся в специфике местной публичной власти и способах ее формирования и осуществления.

    Муниципальное правоотношение: понятие, структура и содержание

    Правоотношения можно классифицировать по аналогии с классификацией отношений, составляющих предмет муниципального права . Кроме того, в муниципальном праве возможна и другая классификация правоотношений, вытекающая из комплексности муниципального права как отрасли права . В силу того, что муниципальное право представляет собой совокупность норм публичного и частного права, правоотношения также имеют разные оттенки: публичного и частного права.

    Чисто публичными являются правоотношения, исключающие участие субъектов муниципального права в гражданском обороте. Смешанными, или публично-частными, можно назвать правоотношения, складывающиеся в результате частноправовых действий субъектов муниципального права, выражающихся в участии последних в гражданском или коммерческом обороте.

    К чисто публичным относятся правоотношения организации и деятельности субъектов муниципального права. Это формирование органов местного самоуправления , осуществление функций местной публичной власти посредством прямой и представительной демократии, а также должностными лицами местного самоуправления. Сюда включены правоотношения муниципальной службы , гарантий, ответственности и т. д. Их можно назвать властеотношениями.

    К смешанным относятся правоотношения, субъекты которых участвуют в гражданском и коммерческом обороте.

    Например, орган местного самоуправления от имени муниципального образования совершает сделки с другими субъектами на строительство жилых домов, объектов социально-культурного назначения, дорог, ремонт внутридворовых территорий . В данном случае правоотношение имеет гражданско-правовой характер, так как субъект публичного права включается в гражданский оборот.

    Нередко органы местного самоуправления и должностные лица от имени муниципального образования совершают торговые (коммерческие) договоры по купле-продаже имущества, продовольствия, необходимых для нужд территории и населения. Здесь очевидно присутствие оттенка коммерческого правоотношения.

    Не обладают таким правом также лица, осужденные по приговору суда и находящиеся в местах лишения свободы . Такое правило установлено федеральным законодательством о выборах и законодательством субъектов Российской Федерации .

    В гражданском праве таких абсолютных ограничений для лиц данной категории не установлено. Конечно же, правоспособность их ограничена в какой-то мере. Но тем не менее за ними остается право собственности на свое имущество, на наследство, на дарение, на доверенность и т. д.

    Итак, публичное право устанавливает более жесткий барьер относительно субъектного состава правоотношения, чем частное.

    Именно в силу этого муниципальное правоотношение является самостоятельным, не похожим по составу, структуре и сущности на правоотношения других отраслей права. Кроме всего вышеизложенного муниципальное правоотношение является властеотношением, что выделяет его в системе правоотношений других отраслей права.

    Структура правоотношения

    Таким образом, структура муниципального правоотношения имеет свои отличительные особенности, что подчеркивает самостоятельный характер муниципального правоотношения.

    Муниципально-правовые нормы и институты

    Муниципально-правовые нормы - это нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения в сфере местного самоуправления.

    Муниципально-правовые нормы можно подразделить на следующие группы.

    1. По территории действия: действующие на всей территории Российской Федерации (нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, регулирующем местное самоуправление); действующие на территории субъекта РФ (нормы, содержащиеся в конституциях республик в составе РФ, уставах краев, областей, автономных образований); действующие в границах муниципальных образований (устав муниципального образования, правовые акты органов местного самоуправления).

    2. По юридической силе: нормы, содержащиеся в законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.).

    3. По времени действия: постоянные (нормы, содержащиеся в законах) и временные (нормы, которые регулируют, например, проведение эксперимента в сфере местного самоуправления, временное осуществление государственными органами отдельных полномочий органов местного самоуправления).

    4. По степени определенности: управомочивающие (закрепляющие права субъектов муниципально-правовых отношений, определяющие предметы ведения органов местного самоуправления); обязывающие (содержащие требования исполнить то или иное предписание, например, рассмотреть обращение граждан и дать ответ по существу в установленные законом сроки); запрещающие (содержащие запрет на совершение тех или иных действий, например, на ограничение прав местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления должностными лицами государственных органов).

    5. В зависимости от методов правового регулирования: императивные (содержащие властные предписания, например, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами); диспозитивные (содержащие возможность выбора линии поведения, например, нормы, которые предусматривают возможность решения органами местного самоуправления иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления иных муниципальных образований, органов государственной власти).

    6. Материально-правовые и процессуально-правовые нормы . Материально-правовые нормы закрепляют компетенцию органов местного самоуправления и их должностных лиц, права и обязанности граждан в сфере местного самоуправления, органов государства и др. Процессуально-правовые нормы регулируют порядок деятельности представительного органа местного самоуправления, местной администрации, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов, порядок изменения границ муниципальных образований.



    Под муниципально-правовым институтом понимают совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих сходные общественные отношения в сфере местного самоуправления (например, институт муниципальных выборов, муниципальной службы и т.д.).

    ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

    КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА,

    НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

    Муниципальное право как отрасль права представляет собой обособившуюся внутри системы российского права совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, решением вопросов местного значения населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, выполнением отдельных государственных полномочий, взаимодействием с государственными властными структурами, защитой прав местного самоуправления.

    Муниципальное право является комплексной отраслью права, сочетающей в себе признаки публично-правовых и частноправовых отраслей права. Публично-правовой характер муниципального права обусловлен наличием в муниципально-правовых отношениях властных субъектов (например, государственные органы субъектов РФ выступают субъектами муниципальных правоотношений при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, при временном осуществлении полномочий местного самоуправления; население муниципального образования - при реализации права непосредственного участия в местном самоуправлении). Частноправовой характер муниципального права обусловлен наличием частноправовых субъектов муниципально-правовых отношений (реализация органом местного самоуправления прав собственника на муниципальное имущество; возмещение органом местного самоуправления материального ущерба физическому или юридическому лицу).

    Комплексный характер муниципального права обусловлен также регулированием муниципально-правовых отношений нормами иных отраслей права - административного, конституционного, финансового, гражданского, земельного, экологического. В этом проявляется взаимосвязь муниципального права с другими отраслями права.

    Муниципальное право тесно связано с конституционным правом, нормы которого закрепляют основные принципы формирования местного самоуправления, основные формы непосредственного волеизъявления граждан, основы территориальной организации местного самоуправления, гарантии местного самоуправления.

    Муниципальное право связано с административным правом. В системе органов местного самоуправления предусмотрено наличие местной администрации - исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - непосредственно реализующей управленческие функции на уровне муниципального образования. Понятие управления выработано наукой административного права и является сферой применения норм административного права. Местная администрация муниципального образования входит составной частью в единую систему органов местного самоуправления и обладает всеми признаками органов исполнительной власти. Для аппарата местной администрации свойственны организационные и внутриорганизационные отношения, являющиеся также предметом административно-правового регулирования. В аппарате органов местного самоуправления между служащими (главой администрации и заместителем главы местной администрации; руководителем структурного подразделения администрации и служащим данного структурного подразделения) возникают и развиваются так называемые служебные отношения, подпадающие под регулирование законодательства о муниципальной службе. Служба как специфический вид социально-трудовой деятельности, в том числе и муниципальная, статус служащего - все это сфера изучения административно-правовой науки.

    Муниципально-правовые отношения по формированию и использованию местных финансов, принципы формирования местных бюджетов, бюджетное регулирование муниципальных образований, имеющих в своем составе другие муниципальные образования, и внутригородских муниципальных образований регулируются нормами финансового права. Осуществление органами местного самоуправления природоохранных мероприятий, экологического контроля регулируется нормами экологического права.

    Несмотря на комплексный характер муниципальное право имеет и собственные характеристики, позволяющие судить о самостоятельности муниципального права как отрасли права, например, в муниципальном праве рассматривается такой институт, как территориальное общественное самоуправление. Органы территориального общественного самоуправления являются участниками только муниципально-правовых отношений (регистрация устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления поселения). Статус органов территориального общественного самоуправления регулируется только муниципально-правовыми нормами. Нужно также отметить, что некоторые муниципально-правовые отношения регулируются только муниципально-правовыми нормами (представление в орган местного самоуправления проекта нормативного акта в порядке народной правотворческой инициативы, создание межмуниципальных объединений).

    Система муниципального права как отрасли права включает следующие структурные элементы:

    местное самоуправление в системе народовластия;

    формы организации власти на местном уровне;

    основы местного самоуправления;

    компетенция местного самоуправления;

    гарантии местного самоуправления;

    ответственность органов местного самоуправления;

    контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления.

    Признание муниципального права как правовой отрасли породило проблему определения места этой отрасли в единой системе права нашей страны, включая ее соотношение со смежными отраслями. Для решения этой проблемы, в первую очередь, важно определить особенности муниципального права в качестве отрасли права РФ.

    Замечание 1

    Вторичный (комплексный) характер муниципального права характеризуется особенностями его предмета. Он представлен общественными отношениями, которые составляют предмет муниципального права. Это сложная, комплексная система экономических, финансовых, социальных, культурных, политических, организационных, управленческих отношений, которые проявляются при организации и осуществлении муниципальной власти, решении населением вопросов местного значения.

    Данная особенность муниципального права в качестве комплексной отрасли предопределила ее место и роль в общей системе права России. Муниципальное право в системе российского права никогда не претендовало на статус базовой и профилирующей отрасли, в состав которой можно включить гражданское, конституционное, административное, уголовное право и прочие отрасли. Комплексный характер характеризуется тем, что оно представляет собой вторичную отрасль, формирующуюся и развивающуюся в большей степени «за счет» других. Это, в первую очередь, профилирующие отрасли, у которых муниципальное право заимствует некоторые нормы, а иногда и целые институты.

    Вторичный характер муниципального права не означает, что его можно низвести до второстепенной отрасли. Напротив, его комплексный характер, который получил обоснование в специальных источниках литературы, предопределил весьма своеобразное и важное значение и место этой отрасли в единой системе права. В частности это ярко проявилось в некоторых особенностях муниципального права.

    Дискуссии по поводу места муниципального права

    Подход о вторичном характере муниципального права до сегодняшнего дня вызывает споры. Компромиссным является предложение о рассмотрении муниципального права в 2 значениях (узкое и широкое).

    Замечание 2

    В узком смысле муниципальное право представлено совокупностью конституционно-правовых норм, с помощью которых регулируется организация публичной власти местного уровня. В широком понимании оно является объединением муниципального права, которое понимается в узком значении, и базовых и локальных межотраслевых институтов.

    В текущих условиях муниципальное право понимается чаще всего в узком смысле. В нем оно становится подотраслью конституционного права, превращаясь в самостоятельную отрасль только в следующих случаях:

    • спектр отношений, которые регулируются муниципальным правом, становится шире, чем рамки подотрасли;
    • не только в теории, но и в практическом использовании качественные отличия местного самоуправления от власти государства должны найти убедительное подтверждение.

    Тем не менее, «расширение рамок муниципального права в качестве подотрасли» по сути проявляется в виде муниципально-правовой экспансии, то есть происходит распространение муниципально-правового регулирования на общественные отношения. В настоящее время такие отношения нельзя включить в состав предмета муниципального права, поскольку их регулирование производят другие отрасли права. Этот факт сомнителен с позиции принципов отраслевого разделения национальной правовой системы. Помимо прочего, неясным остается вопрос, каким образом расширение предмета регулирования муниципального права с помощью не муниципальных отношений даст возможность консолидировать его как самостоятельную отрасль права. Если же исходить из того, что лишь практика поможет решить судьбу правового массива как отрасли права, то необходимо признать, что не только отдельно муниципальное право, но и в целом право может являться «заложником» социальной практики. Оно становится полностью зависимым от нее и не способно оказать эффективное организующее воздействие на реальность, что тоже неверно.

    Особенности муниципально-правовых норм

    Муниципальная практика и право тесно связаны друг с другом. При этом важно иметь в виду, что муниципальные правовые нормы обязательны для всех и являются всеобщими. Они не должны исполняться без выхода за рамки правового поля в пределы правонарушений. По этой причине формально-юридическая и логическая организация правового массива, как и его последовательное научное и теоретическое разграничение от прочих правовых явлений играет для становления правовой отрасли не меньшую роль, чем юридическая практика.

    Замечание 3

    Есть прямое признание соответствующей характеристики муниципального права в Основных положениях государственной политики в сфере развития местного самоуправления в РФ (подп, «и» п. 3 разд. III). Они были утверждены Указом Президента РФ в октябре 1999 года и содержат положение о том, что решение задач в области обеспечения государственных гарантий местного самоуправления, как и обеспечение соблюдения органами власти в государстве и органами местного самоуправления законов страны о местном самоуправлении и исполнение НПА органов местного самоуправления среди прочего предполагает создание муниципального права в качестве комплексной отрасли права. Для этого требуется выработка стратегии законодательной деятельности в сфере местного самоуправления.

    Вышесказанное значит, что многие правовые нормы муниципального права, включая его институты, изначально обладают не муниципально-правовой, а иной отраслевой принадлежностью. По этой причине происходит как бы раздвоение соответствующих норм с одной стороны между муниципальным правом, а с другой конституционным, административным, финансовым, гражданским и др. Отсюда они перемещаются в комплексную отрасль муниципального права. Данный факт не оказывает влияния на правовую природу некоторых предписаний в качестве муниципально-правовых норм. Важно учесть, что муниципально-правовой состав комплексных институтов и норм (например, институт муниципальной собственности, прямо закрепленный в 215 и других статьях ГК РФ, а не только в специальных источниках муниципального права) не уменьшается посредством их закрепления в НПА не муниципально-правовой принадлежности. Наоборот, в данных актах они находят одновременное закрепление как норм основной отрасли (например, гражданское право) и как норм комплексной отрасли муниципального права.

    На этом основана их юридическая сила, характерная для системы межотраслевых и иерархических связей. Коллизионное правило закреплено в п. 2 ст. 4 ФЗ № 131. В нем содержатся нормативные положения, обладающие приоритетом в соотношении с другими законодательными актами, которые затрагивают проблемы местного самоуправления, чем на формально-юридическом уровне может быть обеспечена отраслевая целостность, идентичность и однородность муниципального права.

    Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

    Муниципальное право – это совокупность правовых норм , закрепляющих и регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

    Почему термин «муниципальное»? Термин уходит корнями в историю Древнего Рима, там словом муниципии – это города Древнего Рима, обладавшие большим набором самостоятельных прав.

    В 1990-1991 году в России вначале появился термин «коммунальное» самоуправление. В Европе так и называется – «коммуна». Но термин не прижился, закон СССР 1990 года отменён. Дальнейшее – муниципальное, из стран англо-саксонским типом права.

    Целью данной работы является характеристика понятия, предмета и норм муниципального права как отрасли права, взаимодействующей с другими отраслями права Российской Федерации.

    Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

    1. Раскрыть понятие и сущность муниципального права.

    2. Выявить основные проблемы определения предмета муниципального права.

    3. Охарактеризовать соотношение муниципального права с другими отраслями права.

    4. Раскрыть системный характер дисциплины муниципального права.

    5. Определить источники муниципального права.

    1. Понятие муниципального права

    1.1 Предмет и метод муниципального права

    Вот уже более десяти лет в официальных документах и в научной литературе используется понятие муниципального права как отрасли права, регулирующей общественные отношения, связанные с местным самоуправлением.

    Необходимо отметить, что предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

    Понятие муниципальное право муниципалитет (от лат. municipium - муниципальный и местный

    Муниципальное право - комплексная отрасль права, вторичная отрасль, Муниципальное право



    Предмет муниципального права. Общественные отношения, составляющие предмет муниципального права. Субъекты муниципального права.

    Предмет муниципального права - отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления - деятельность населения, которая:

    а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

    б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

    в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

    г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

    В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

    Отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

    Отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

    Отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

    Отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

    Отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

    Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

    Отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

    На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

    Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

    Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

    Основной отличительной чертой муниципально-правовых отношений являются их специфические субъекты, которыми являются:

    Муниципальное образование;

    Граждане РФ;

    Население;

    Группы граждан;

    Органы местного самоуправления;

    Ассоциации и союзы муниципальных образований, органов местного самоуправления;

    Органы территориального общественного самоуправления;

    Органы государственной власти;

    Коммерческие и некоммерческие юридические лица.

    Функции местного самоуправления. Понятие. Виды. Особенности реализации.

    Понятие функций местного самоуправления

    Функции местного самоуправления - это основные направления деятельности органов местного самоуправления, а также должностных лиц этих органов, направленные на реализации права граждан на местное самоуправление.

    Правотворческая инициатива. Обращение граждан в органы местного самоуправления. Публичные слушания. Опрос граждан.

    Глава муниципального образования. Особенности правового статуса главы муниципального образования. Полномочия. Акты.

    Глава́ муниципа́льного образова́ния - высшее должностное лицо муниципального образования, наделённое Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ, от 6 октября 2003 года, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований - «глава города (района, посёлка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и тому подобное.

    Выборы главы муниципального образования.

    Направление устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования на государственную регистрацию (см. Раздел 3).

    Понятие и принципы территориальной организации местного самоуправления.

    Основные организационно-правовые формы деятельности представительных органов муниципальных образований.

    Комиссии местной администрации. Правовой статус и организация работы.

    Местный бюджет и другие муниципальные финансы.

    Вопросы местного значения. Понятие. Закрепление в нормативных актах.

    Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

    На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

    При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

    Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

    Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3данного пособия.

    Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

    В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

    В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

    3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

    Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

    Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

    В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

    На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовыхсредств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

    Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

    Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

    В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

    4 . По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты ?

    В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

    1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

    2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

    3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

    4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

    5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

    6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

    7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

    8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

    9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

    10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

    11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

    12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

    13)осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

    На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

    Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

    Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

    Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

    Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1«О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ«О газоснабжении в Российской Федерации».

    Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Понятие муниципального права. Комплексная природа муниципального права. Место муниципального права в правовой системе. РФ.

    Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

    Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само словомуниципалитет (от лат. municipium - самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

    Муниципальное право - комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что этовторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты. Муниципальное право - самостоятельная отрасль права, так как:

    1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

    2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

    3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

    4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.