Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Муниципальное право как учебная дисциплина предмет. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина

    Муниципальное право как учебная дисциплина предмет. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина. Муниципальное право РФ как наука и учебная дисциплина

    Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина связана с изучением студентами теоретических основ местного самоуправления. Обучаемым нужно обратить внимание на то обстоятельство, что целостные концепции о муниципальном управлении появились только в конце 18-го века, поэтому важно установить не только содержание традиционных (естественных прав общины, хозяйственная, общественная, государственная) и современных (дуализма, социального обслуживания, социал-реформистская) теорий, но и определить тенденции их развития, совершенствования. Основные теории и сейчас реализуются в законодательстве, имеют своих сторонников и противников, и, очевидно, студентам следует определиться в выборе наиболее приемлемых взглядов, чтобы в дальнейшем подкрепить или опровергнуть их.

    Следующий аспект этой темы призван показать студентам перспективы освоения содержания учебной дисциплины «Муниципальное право России». Каждый обучаемый должен четко представлять систему учебной дисциплины, состоящей из четырнадцати тем, разбитых на вопросы, видеть ее соотношение с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, а также познакомиться с основными понятиями, сокращениями, используемыми при ее изучении. Большое внимание отводится знакомству студентов с основными формами учебной деятельности и требованиями к ее результатам.

    1. Составьте схемы:

      Место учебной дисциплины «Муниципальное право России» в системе юридических и неюридических дисциплин, преподаваемых в Российской академии правосудия;

      Развитие теоретической основы местного самоуправления.

    2. Терминологическое задание:

    запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальное право (как наука)», «муниципальное право (как учебная дисциплина)».

    Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., 2002.

    Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

    Выдрин И.В., Кокотов А.А. Муниципальное право России. М., 2003.

    Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.

    Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. статей. М., 2004.

    Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003.

    Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006*.

    Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003.

    Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004.

    Тема 3. Местное самоуправление: история, современное состояние и перспективы развития

    Обращение к истории развития местного самоуправления в России необходимо для выявления общих тенденций, сложившихся в нашей стране в отношении этого уровня власти. Зарубежный опыт интересен как в плане соотношения российской муниципальной традиции с историей других стран, так и с позиции возможного заимствования иностранных моделей и систем организации местного самоуправления.

    Студентам важно знать, что нет единства подходов в определении этапов развития местного самоуправления в России, поэтому следует обозначить основные «вехи»:

      догосударственный период;

      вечевое управление в Новгороде и Пскове;

      период создания Русского централизованного государства;

      реформы Ивана Грозного по замене системы «кормлений»;

      приказно-воеводское управление;

      развитие самоуправления в России в период абсолютизма в XVIII в.;

      реформы Петра I и Екатерины II в области местного самоуправления;

      учреждение земского и городского самоуправления в России.

    Изучение практики местного самоуправления в советский период связано с тремя основными подходами. Одни авторы считают, что система местных советов и была формой самоуправления, другие – что самоуправление и социалистический строй несовместимы, третьи видят возможности «примирения» диаметрально противоположных взглядов, считая, что местное самоуправление официально не признавалось, но его отдельные элементы имели место.

    Реформирование местного самоуправления в России в конце XX века тесно связано с принятием ряда нормативных правовых актов, в которых отражены нововведения. Как правило, нормативный путь избирается у нас для решения проблем в становлении местного самоуправления в современных условиях. Данный вывод подтверждается осуществлением очередного (четвертого) этапа реформирования местного самоуправления в современной России.

    6 октября 2003 г. в результате сложной и трудоемкой законотворческой работы был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции. Студентам надлежит установить отличия данного закона от ранее действовавшего, что позволит определить содержание реформы местного самоуправления. Принципиально важно также выявить новеллы, вносимые в названный федеральный закон. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том как вслед за федеральным законодательством совершенствуются источники отрасли муниципального права уровня субъектов Российской Федерации и как изменяется система муниципальных правовых актов.

    Совершенствование российского законодательства в современных условиях объективно связано с передовым опытом зарубежных стран. Для этого студентам предлагается изучить в самом общем виде зарубежную практику муниципального строительства на основе муниципальных систем в ряде стран. Особое внимание следует уделить соотношению англосаксонской и континентальной систем, а также характеристике особенностей местного самоуправления в странах «социалистического лагеря».

    Письменные задания на самостоятельную работу:

    1. Составьте схему «Основные этапы развития местного самоуправления в России с древнейших времен».

    2. Заполните таблицы:

    «Новеллы в Федеральном законе от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

    «Особенности муниципальных систем зарубежных стран»:

    Муниципальная система

    Особенности

    взаимоотношений с ОГВ

    компетенция ОМС

    контроля

    Название

    Страны

    Англосаксонская (классическая)

    Французская (континентальная)

    Смешанная

    «Советская»

    Уникальные

    3. Терминологическое задание:

    запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальные системы зарубежных стран», «модель местного самоуправления».

    Нормативные правовые акты

    Конституция Российской Федерации. М., 2004.

    Европейская Хартия о местном самоуправлении. Вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

    Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября.

    Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29.

    Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 октября.

    Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Российские вести. 1993. 29 октября.

    Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 30. Ст. 1148.

    Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 654.

    Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 32. Ст. 785.

    Учебно-методическая литература

    Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М., 2000.

    Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

    Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – М., 2000.

    Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2000.

    Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Воронеж, 1998.

    Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. М., 1999.

    Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. Учебное пособие. СПб., 2000.

    Государство и управление в США / Отв. ред. Л.И. Евсеенко. М., 1985.

    Григорян Л.А. Советы – органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

    Досье Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации. М.: Совет Федерации, 2007.

    Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001.

    Замотаев А., Чекалин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2007. – № 1. – С. 6-20.

    Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. М., 1995.

    Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право: Учебник. М., 1998.

    Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Муниципальное право Российской Федерации. Владивосток, 1998.

    Кононов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов, 1997.

    Конституции зарубежных стран о местном самоуправлении. – Н. Новгород, 2002.

    Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006.

    Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России: Учебное пособие. Н. Новгород, 2007.

    Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

    Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

    Масловская Т.С. Муниципальное право. Уч. пособие. Сургут, 1999.

    Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие / В.И. Васильев. М., 1999.

    Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994.

    Местное самоуправление в Германии. М., 1996.

    Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1994.

    Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987.

    Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.

    Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1999.

    Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. М., 2002.

    Реформа местного самоуправления в схемах и таблицах. Обнинск, 2004.

    Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982.

    Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2005.

    Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1995.

    Харлоф Э. Местные органы власти в Европе: Пер. с англ. М., 1992.

    Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России. М., 2002.

    Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.

    6. Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

    Муниципальное право как наука представляет собой систематизированное знание о природе и принципах организации местного самоуправления. Наука муниципального права входит в число юридических наук. Наиболее близки ее связи с теорией государства и права, которая дает объясняет природу и связи между правовыми субстанциями. Заимствуются не только дефиниции, например, нормы отрасли муниципального права, муниципальных правовых отношений, но и классификации и типологии. В муниципальном праве самостоятельно не осваивается, а заимствуется из техники работы в праве, например, принципы способы разрешения коллизий.

    Наиболее тесные связи у науки муниципального права с доктринальным учением конституционного права. Обосновывают не только происхождение отрасли муниципального права путем «отпочкования» от конституционного права, но и выделение науки муниципального права из состава учений о конституционных (государственных) отношениях.

    В то же время муниципальное право обогащает и знание других юридических дисциплин, предоставляя выясненные закономерности для сравнительного анализа с правовыми явлениями на уровне государства. Формы и способы деятельности государственных органов и органов местного самоуправления совпадают по многим моментам. Предложения по актуальным для науки конституционного (государственного) права, административного, земельного, экологического, гражданского, финансового используются для решения проблем этих наук. Имеются родственные связи у науки муниципального права с другими неюридическими дисциплинами, такими как муниципальный менеджмент, управление экономикой города, наукой о местных финансах.

    Разделы науки муниципального права частично совпадают с институтами муниципального права. Тем не менее, появляются и отличия, связанные с тем, что наука имеет и прогностическую функцию. С ее помощью подготавливаются изменения в муниципальное законодательство и начинают потом функционировать новые нормы, институты в праве. Так, достаточно долго подготавливалась «почва» для введение в федеральное законодательство положений о муниципальной ответственности, «банкротстве» муниципальных образований. И если основания ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления, описываемые в доктрине, закреплены в законе с 2000 года, то, несмотря на предложение еще в 1995 году к проекту федерального закона норм о временном осуществлении органами государственной власти полномочий местного уровня, этот институт введен в действие только в 2008 году.

    Отличается наука муниципального права, соответственно от отрасли своими методами. Методы, используемые наукой муниципального права традиционны для юридических наук. Это и общефилософские и юридические научные методы. Активно российская муниципальная наука решает свои задачи сравнительно-правовым методом. Муниципальное законодательство трехслойно и потому обширен материла для компаративистики обычной (с законодательством зарубежных стран) и специальный, характерный для муниципального права. Муниципальные правовые акты, которые являются источниками муниципального права, как и отрасли и как науки, принимаются особые, с учетом региональной специфики в каждом субъекте РФ. Более того, «изюминка» имеется и в каждом акте местного уровня.

    Источники муниципального права как науки дополняются, кроме того, обширным материалом правоприменительной и судебной практики. Ее изучение позволяет определить эффективность действия норм, пробельность, скрытые коллизии.

    Цель научных исследований состоит в совершенствовании муниципального законодательства и корректировки практики реализации норм, регулирующих организацию местного самоуправления.

    Муниципальное право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное и упрощенное изложение содержания науки муниципального права. Дисциплина муниципального права, хотя и является, как и наука, знанием, но, тем не менее, имеет свои специфические цели и методы. Последние заимствуются из психологическо-педагогической сферы, в том числе. Структура дисциплины муниципального права как учебной дисциплины направлена на облегчение понимание и усвоение обширного теоретического материала.

    Предыдущая

    Муниципальное право - категория многоплановая. В науке муниципального права, как уже говорилось, она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т.е. как совокупность муниципально-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая муниципально-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

    Муниципальное право - это юридическая наука, одна из отраслей правоведения, входящая в систему правовой науки и, соответственно, относящаяся к общественным наукам.

    Наука муниципального нрава изучает нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения, институты, процессы, связанные с их реализацией, раскрывает закономерности, присущие соответствующей отрасли права, формулирует основные понятия и категории, которые находят свое применение в действующем законодательстве, анализирует функции, роль, проблемы становления и развития соответствующих правовых институтов.

    Наука муниципального права является отраслевой наукой, поскольку имеет своим предметом изучение отрасли муниципального права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формирует основные понятия и категории, анализирует соответствующие правовые институты.

    Муниципальное право как наука представляет собой учение о муниципальном праве, т.е. это имеющая свою историю логически обоснованная система понятий, теоретических знаний, категорий, выводов и суждений о муниципально-правовых явлениях, полученных в результате изучения муниципального права как отрасли регулируемых ею отношений, практики реализации муниципально-правовых норм, а также деятельность по получению новых сведений об изучаемом предмете.

    В узком смысле наука муниципального права имеет своим предметом изучение отрасли муниципального права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формирует основные понятия и категории, которыми оперирует муниципально-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    В широком понимании предметом науки муниципального права являются муниципально-правовые нормы и регулируемые ими правоотношения, рассматриваемые в их становлении и развитии.

    Наука муниципального нрава также призвана изучать механизм реализации муниципально-правовых норм, их претворение в жизнь и на основании этого делать выводы об эффективности муниципально-правового регулирования общественных отношений. Ориентируясь на потребности, она должна выявлять закономерности и перспективы развития отрасли. Предметом изучения данной науки является в целом вся сфера общественных отношений, подлежащих муниципально-правовому регулированию.

    Предметом изучения науки муниципального права являются:

    • - раскрытие сущности местного самоуправления;
    • - эволюция становления и развития местного самоуправления;
    • - организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе;
    • - проблемы правового регулирования местного самоуправления и др.

    Все эти вопросы закрепляются юридическими нормами, которые в своей

    совокупности образуют особую отрасль права - муниципальное право, а составляющие его нормы соответственно являются муниципально-правовыми.

    На основании сказанного выше, с точки зрения предмета регулирования, можно дать следующее определение науки муниципального права:

    муниципальное право - это юридическая наука, изучающая муниципально-правовые нормы, закрепляющие: устройство местного сообщества; порядок реализации прав граждан на местное самоуправление; порядок реализации населением права на местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления; порядок образования и организацию работы органов местного самоуправления по осуществлению их компетенции.

    Методологией науки муниципального права является область знаний данной науки, представляющая собой теоретическое обоснование действия категорий, законов и принципов диалектики в процессе познания муниципально-правовых явлений и идей, а также учений о применении общенаучных и частных методов исследования.

    Таким образом, в задачу методологии науки входит раскрытие роли и действия принципа историзма, преемственности в исследовании муниципально-правовых норм, отношений, в самопознании науки.

    Как всякая наука, она включает в себя три элемента: историю, догму и политику. История заключается в том, что юридические нормы можно и нужно изучать с точки зрения их исторического возникновения и развития. Догма заключается в том, что юридические нормы, существующие в данном государстве в данный момент, нужно изучать, выясняя их содержание, раскрывая их общие начала, зависимость их между собой и связи их в одну общую систему. И наконец, можно подвергать право исторической оценке с точки зрения потребностей данного общества; можно строить идеальные нормы в смысле пригодности для данного общества данной эпохи, и это составляет задачу политики.

    Характеризуя науку муниципального права, следует" сказать об используемых ею методах научного познания, которые имеют важное значение. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Под методом понимается совокупность принципов, правил, приемов научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний. Методология - учение о методе, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания материального мира.

    Различают общие (универсальные) методы, присущие всем наукам, отраслям знаний, учебным дисциплинам, поскольку в их составе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, мышления; частно- научные и специальные.

    Муниципальному праву присущи как общие, так и частионаучные и специальные методы.

    К общим методам относят диалектику и метафизику.

    Диалектика является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов. Содержание метода образуют основные законы и категории диалектики. К основным законам диалектики относятся закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и др. Каждый из этих законов проявляет себя в любом юридическом явлении.

    При изучении муниципального права широко используются такие категории, как форма и содержание, сущность и явление, причина и следствие, структура и элементы.

    Частнонаучными методами являются:

    • 1) конкретно-исторический. Наука муниципального права исследует правовые процессы, прежде всего, в их историческом развитии. Это необходимо для выяснения преемственности в правовом регулировании;
    • 2) системно-структурный. Его применение связано со сложной двухсторонней структурой организации муниципально-правовых явлений. С одной стороны, это явление имеет внутреннюю структуру (элементы, объект, порядок организации, предмет). Одновременно, рассматриваемый элемент всегда является частью какой-либо другой структуры;
    • 3) описания. Описание является средством и результатом наблюдения за муниципально-правовыми явлениями, отношениями;
    • 4) логический. Для выяснения сущности каких-либо явлений, в том числе и муниципально-правовых, необходимо провести их распределение на классы и группы по наиболее существенным признакам. Логический прием как классификация предполагает использование законов формальной и диалектической логики;
    • 5) научного анализа - предполагает выявление общих черт, присущих всем изучаемым объектам, и одновременно учет своеобразия каждого из них;
    • 6) статистический - помогает выяснить эффективность действия правовых норм, определить их влияние на общественные процессы;
    • 7) конкретно-социологический. Метод предполагает обращение науки к изучению той социальной и политической сферы, в которой происходит реализация муниципально-правовых норм, помогает выяснить состояние общественных отношений, потребность в создании новых и эффективных существующих правовых предписаний;
    • 8) синергетики - самоорганизация системы и ее переход из одного состояния в другое;
    • 9) кибернетики - построение моделей с заранее заданными свойствами и др.

    К специальным методам относят:

    • 1) правовой анализ. Данный метод помогает выяснить суть муниципально-правовых явлений через выявление их сущности, анализ регулирующих их норм;
    • 2) сравнительно ^правовой (или компаративистики). Охват одной дисциплиной большого числа муниципальных образований делает невозможным подробное рассмотрение системы каждого из них. Это, однако, не исключает возможность изучения конкретного либо небольшой группы муниципальных образований. Кроме того, сравнительно-правовой метод позволяет выявить особенности и закономерности развития одних и тех же правовых явлений;
    • 3) формально-юридический , который имеет особую важность при изучении категорий, определений и др.

    Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:

    • - местное самоуправление является одной из основ любого демократического строя;
    • - существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление;
    • - право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
    • - органы местного самоуправления, созданные демократическим путем, должны иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и необходимые для этого средства.

    Муниципальное право как учебная дисциплина сформировалась в системе юридического образования и направлена на изучение муниципально-правовых явлений, получения навыков работы в муниципальной сфере.

    На основании федерального образовательного стандарта содержание учебной дисциплины включает изучение таких вопросов:

    • понятие муниципального права;
    • местное самоуправление, его система;
    • организационные основы местного самоуправления;
    • территориальные основы местного самоуправления;
    • институты прямой демократии в местном самоуправлении;
    • финансово-экономические основы местного самоуправления;
    • полномочия местного самоуправления, организационные формы их осуществления;
    • гарантии и защита прав местного самоуправления;
    • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

    И осуществления отдельных государственных полномочий.

    На сегодняшний день серьезная дискуссия ведется по вопросу о целесообразности выделения муниципального права в качестве отрасли российского права. Согласно наиболее распространенной в научной литературе точке зрения муниципальное право является самостоятельной отраслью права, характеризующейся таким свойством как комплексность. В силу чего предмет регулирования муниципального права пересекается с предметом регулирования других отраслей права. Например, бюджетный процесс в муниципальном образовании регулируется нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и потому указанная область общественных отношений относится к предмету регулирования и муниципального и финансового права.

    Согласно другой точке зрения муниципальное право не следует рассматривать в качестве самостоятельной отрасли права, так как предмет и метод регулирования муниципально-правовых норм охватывается предметом и методом конституционного права. При этом муниципальное право рассматривается как подотрасль конституционного права, т.е. совокупность норм, регулирующих однородные отношения в рамках отрасли конституционного права, наряду с избирательным правом, нормами, регулирующими деятельности представительных органов (парламентским правом) и др. Главным аргументом в данном случае является единство по своей природе вопросов местного значения и вопросов государственного значения.

    1) особую отрасль знаний - науку муниципального права;

    2) учебную дисциплину - муниципальное право.

    Таким образом, для глубокого понимания смысла категории муниципального права необходимо проанализировать различные ее аспекты.

    Муниципальное право как отрасль российского права. Предмет и метод муниципального права

    В основе классификации отраслей права лежат категории предмета и метода. Однако выделение муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права во многом обусловлено изменениями общественно-политического строя Российской Федерации в ходе преобразований 80-90-х годов.

    Традиционно деятельность местных органов власти, а также участие населения в решении актуальных вопросов жизнедеятельности той или иной территории в российском праве регулировалась в рамках отрасли государственного права. С внедрением в российскую действительность категории гражданского общества как сферы деятельности общественных институтов, свободной от вмешательства государства, формируется концепция, затем воплощенная в Конституции Российской Федерации, согласно которой органы не входят в структуру органов государственной власти.

    Закрепление указанной концепции на конституционном уровне послужило юридическим основанием для формирования базы муниципального законодательства и выделения муниципального права в качестве самостоятельной отрасли права

    Предметом муниципального права в широком смысле являются правоотношения, производные от принципа народного суверенитета и воплощенные в различных формах народовластия.

    Наиболее обще группа муниципально- правовых отношений, составляющих предмет муниципального права, может быть разделена на два блока:

    1. общественные отношения по поводу решения вопросов местного значения;
    2. общественные отношения, связанные с реализацией отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

    Однако предмет муниципального права может быть детализирован:

    • общественные отношения по поводу формирования органов местного самоуправления;
    • общественные отношения по поводу владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью ;
    • общественные отношения, связанные с формированием, исполнением, контролем за исполнением местного бюджета ;
    • общественные отношения, связанные с функционированием институтов непосредственной демократии;
    • общественные отношения, связанные с деятельностью территориального общественного самоуправления;
    • и другие.

    Как было сказано выше, предмет муниципального права имеет комплексный характер, что позволяет говорить о наличии в муниципальном праве смежных норм, то есть норм , относящихся и к другим отраслям права ( , гражданскому праву , административному праву и др.).

    Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

    1. Население муниципального образования . При этом к участию в решении определенных вопросов могут быть привлечены только жители муниципального образования, обладающие право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. По ряду вопросов такого ограничения нет, как нет и привязки места жительства лица к территории конкретного муниципального образования .

    2. Органы и должностные лица местного самоуправления : глава муниципального образования, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, а также иные органы и должностные лица местного самоуправления участвуют в издании муниципальных правовых актов и принятии решений по , по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации собственной деятельности.

    Особым статусом обладает избирательная комиссия муниципального образования, которая согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления.

    3. Территориальное общественное самоуправление - особый субъект муниципального права, о котором речь идет статье 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Под территориальным общественным самоуправлением при этом понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    4. Муниципальные образования . Муниципальное образование представляется возможным также рассматривать в качестве самостоятельного субъекта муниципального права. Муниципальное образование является собственником муниципального имущества, в гражданских правоотношениях муниципальное образование представляют органы местного самоуправления. В рамках межмуниципального сотрудничества муниципальные образования образуют советы муниципальных образований и межмуниципальные организации .

    5. Органы государственной власти в установленных законодательством случаях выступают в качестве субъектов муниципального права. Так, органы государственной власти участвуют в муниципальных-правоотношениях в процессе выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов, в рамках реализации мер ответственности в отношении органов местного самоуправления и др.

    Перечисленные группы субъектов муниципально-правовых отношений являются основными. В юридической литературе при этом указывается на существование таких субъектов муниципальных правоотношений как общественные объединения, в ходе муниципальных выборов, советы муниципальных образований в рамках межмуниципального сотрудничества и др.

    Для муниципального права характерна триада общеправовых методов регулирования: предписание, дозволение и запрет. При этом в муниципальном праве присутствует как императивное, так и диспозитивное начало. Императивное начало, в частности, проявляется в установлении обязательного перечня органов, которые должны быть созданы в каждом муниципальном образовании, определении исчерпывающего перечня муниципальных правовых актов, необходимости вынесения установленного перечня проектов муниципальных правовых актов на публичные слушания, установлении круга запретов для лиц, замещающих должности муниципальной службы и т.д.

    Диспозитивное начало проявляется в возможности выбора механизма формирования представительного органа местного самоуправления, в полномочиях по самостоятельному владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и т.п.

    Система отрасли муниципального права

    Совокупности норм муниципального права, регулирующие однородные общественные отношения, образуют институты муниципального права. К таковым в частности относятся:

    • совокупность норм, определяющих компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия);
    • совокупность норм, устанавливающих систему и полномочия органов местного самоуправления, а также статус и полномочия должностных лиц местного самоуправления;
    • совокупность норм, регулирующих формы народовластия в системе местного самоуправления;
    • совокупность норм, устанавливающих территориальные основы местного самоуправления;
    • совокупность норм, устанавливающих порядок применения мер ответственности в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления;
    • иные институты.

    Следует отметить, что в литературе существует подход, согласно которому в системе отрасли муниципального права можно выделить общую и особенную части. При этом к общей части относят федеральный уровень регулирования, а к особенной - региональный и муниципальный уровни регулирования.

    Согласно другой точке зрения общую часть муниципального права составляют нормы, устанавливающие ключевые для данной отрасли понятия и закрепляющие статусы, а к особенной части относятся нормы, закрепляющие полномочия органов по отдельным отраслям деятельности.

    Однако на сегодняшний день в литературе преобладает подход, согласно которому муниципальное право рассматривается как отрасль права, в которой общая и особенная части не выделяются.

    Иерархия источников муниципального права строится в соответствии с общими принципами иерархии правовых актов в Российской Федерации.

    Таким образом, важнейшее место в системе муниципального права занимает Конституция Российской Федерации. Закрепление норм о местном самоуправлении в первой главе Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» обеспечивает высокий уровень гарантий местному самоуправлению в Российской Федерации. Следует отметить, что вопросам организации местного самоуправления также посвящена отдельная глава 8 Конституции Российской Федерации.

    В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Одним из основных международных документов в сфере местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. (ратифицирована Российской Федерацией 11 апреля 1998 г.). Европейская хартия местного самоуправления - рамочный документ, в ней закреплены основные принципы организации местного самоуправления в демократическом государстве.

    Источниками муниципального права также являются федеральные конституционные законы. Например, ряд норм муниципального права содержит Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

    Федеральные законы, составляющие правовую основу местного самоуправления, можно разделить на законы общего характера (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и др.) и законы специального характера (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и др.).

    Ключевое место в системе отраслевых законов о местном самоуправлении занимает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором исчерпывающим образом перечислены типы муниципальных образований, а также за каждым типом закреплен соответствующий исчерпывающий перечень вопросов местного значения.

    Указанный Федеральный закон устанавливает экономические основы местного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит наиболее полный в российском законодательстве перечень институтов непосредственной демократии.

    Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отличие от его предшественника Федерального закона 1995 года более полно регулирует вопросы организации местного самоуправления в Российской Федерации, оставляя органам власти субъектов Федерации четко очерченную сферу регулирования.

    Вопросы организации местного самоуправления также регулируются актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. К таковым, например, относятся: Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и принятое во исполнение данного Указа Президента распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, которым, в частности, утвержден дополнительный перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.

    Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации также участвуют в регулировании вопросов организации местного самоуправления.

    Как было отмечено выше, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно сузил возможности регионов в части регулирования местного самоуправления. Однако по вопросам, прямо установленным указанным Федеральным законом, могут приниматься законы субъектов Российской Федерации. К примеру, такие законы принимаются по вопросам гарантий прав граждан на участие в муниципальных выборах и местных референдумах, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются границы муниципальных образований и др.

    Другим источником муниципального права являются муниципальные правовые акты. Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

    1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

    2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

    3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Примером муниципального правового акта являются Положение о бюджетном процесс в муниципальном образовании, а также порядок осуществления правотворческой инициативы граждан, утверждаемые решением представительного органа местного самоуправления.

    Спорным является вопрос об отнесении к источникам муниципального права решений Конституционного Суда Российской Федерации. Формально решения Конституционного Суда в Российской Федерации не являются источниками права, однако в правовой доктрине уже давно признана роль Конституционного Суда как негативного законодателя, кроме того, мотивировочная часть решений Конституционного Суда зачастую позволяет лучше понять и правильно применять нормы законодательства.

    В качестве иных источников права в юридической литературе также указываются соглашения между органами местного самоуправления, традиции и обычаи, сложившиеся на территории муниципального образования, и др.

    Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

    Понятием муниципального права как науки охватываются не только вопросы, связанные с изучением действующего российского законодательства о местном самоуправлении, но и вопросы организации местного самоуправления за рубежом, а также и др.

    В рамках учебной дисциплины муниципального права рассматриваются ключевые положения законодательства о местном самоуправления, а также фундаментальные начала науки муниципального права. Наука и учебная дисциплина муниципального права составляют теорию муниципального права как особой области знания.

    Формирование государственной политики в области местного самоуправления с учетом теоретических разработок ученых - специалистов в области муниципального права является условием обеспечения построения эффективной модели местного самоуправления на практике.

    Подробнее:

    1. Авакьян С.А., Лютцер В.Л., Пешин Н.Л., Сивицкий В.А., Тимофеев Н.С. Муниципальное право России. Учебник . М.: Проспект. 2009.

    2. Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

    3. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

    4. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

    5. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. С. 3-10.

    Рекомендуемая литература

    Безобразов В.П. Государство и общество. Управление, самоуправление и судебная власть . СПб., 1882.

    Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: Конституционализация муниципальной демократии в России. М.: Норма. 2008.

    Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. - М.: «Формула права», 2005.

    Васильев В.И. Муниципальное право России. Учебник М., 2008.

    Васильчиков А.И. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб., 1869-1871. Т. I-III.

    Дитятин И.И. К истории городового положения 1870 г. // Статьи по истории русского права. Спб., 1913.

    Колюшин Е.И. Муниципальное право России. Курс лекций. М., 2008.

    Конституция как символ эпохи: В 2-х т. / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. Т. 2. М., 2004.

    Костюков А.Н. Муницпальное право как отрасль российского права: Монография.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и правою 2003.

    Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е издание М., 2009.

    Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. Монография. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2003.

    Мокрый В.С. Местное самоуправление в России. Конституционно-правовые основы и пути реформирования . Самара, 2003.

    Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. 2-е издание М., 2007.

    Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М., 2007.

    Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. М.: Проспект, ТК Велби. 2006.

    Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. М., 2005.

    Шеремет К.Ф. Советское строительство: учебник. М., 1965.