Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. Кто может и должен проводить проверки земельных угодий Проведение плановых проверок россельхознадзором земель

    Надзор за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. Кто может и должен проводить проверки земельных угодий Проведение плановых проверок россельхознадзором земель

    4(3). Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, осуществляются Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

    Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

    4(4). При отнесении земельных участков к категориям риска Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются в том числе:

    а) информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;

    б) сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;

    в) сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

    г) сведения, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

    4(5). Территориальные органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 4(2) настоящего Положения.

    4(6). Перечни земельных участков, указанные в пункте 4(5) настоящего Положения, содержат следующую информацию:

    а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

    б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков;

    в) идентификационный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

    г) кадастровый номер земельного участка (при его наличии);

    д) адрес местоположения земельного участка (при его отсутствии местоположение земельного участка);

    е) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

    4(7). По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

    4(8). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин вправе подать в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами .

    Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора согласно приложению N 2 .

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10(3). Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

    При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

    При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

    При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются в том числе:

    сведения из Единого государственного реестра недвижимости:

    о местоположении границ земельных участков (координат характерных точек таких границ);

    о зарегистрированных правах на земельные участки;

    сведения об использовании земельных участков, получаемые при проведении должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов административных обследований объектов земельных отношений.

    По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.

    Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальный орган заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10(4). Проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами плановых проверок использования юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

    для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;

    для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

    В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

    Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней.

    11. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11(1). В качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством экономического развития Российской Федерации.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    11(2). В качестве основания для проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного земельного надзора Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами используются индикаторы риска нарушения обязательных требований, утверждаемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

    12. Сроки и последовательность проведения административных процедур при осуществлении плановых и внеплановых проверок, включая порядок уведомления проверяемого лица о проведении проверки, устанавливаются административными регламентами , разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг".

    (см. текст в предыдущей редакции)

    13. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    14. Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальных сайтах органов государственного земельного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

    14(1). Территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ведут перечни земельных участков, которым присвоены категории риска (далее - перечни земельных участков). Включение земельных участков в перечни земельных участков осуществляется в соответствии с решениями, указанными в пункте 10(3) настоящего Положения.

    14(2). Перечни земельных участков содержат следующую информацию:

    а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся правообладателями земельных участков, которым присвоена категория риска;

    б) основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем земельных участков;

    в) индивидуальный номер налогоплательщика, являющегося правообладателем земельных участков;

    г) кадастровый номер земельного участка или при его отсутствии адрес местоположения земельного участка;

    д) реквизиты решения о присвоении земельному участку категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято решение об отнесении земельного участка к категории риска.

    15. Систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства осуществляется путем проведения административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, а также в иных формах, предусмотренных земельным законодательством.

    16. В случае выявления по результатам анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, несоответствия указанных актов требованиям земельного законодательства органы государственного земельного надзора направляют в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принявшие акты, в течение 15 дней со дня выявления указанного несоответствия почтовым отправлением предложения об их приведении в соответствие с требованиями земельного законодательства, а также устанавливают срок информирования о принятых мерах по устранению допущенных нарушений.

    17. В случае непринятия в месячный срок со дня получения предложений, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, органами государственной власти или органами местного самоуправления мер по устранению допущенных нарушений либо непредоставления информации о принятых мерах указанными органами в установленный срок органы государственного земельного надзора, направившие указанные предложения, обязаны в течение 15 дней со дня истечения срока их информирования направить в органы прокуратуры информацию о выявленном несоответствии правовых актов требованиям земельного законодательства.

    18. По итогам проведения плановых и внеплановых проверок, административного обследования объектов земельных отношений, анализа правовых актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, с учетом данных государственного мониторинга земель органами государственного земельного надзора осуществляются анализ и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

    Результаты анализа состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности и соответствующий прогноз включаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

    19. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный надзор, представляют до 1 апреля года, следующего за отчетным, в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии информацию об итогах осуществления государственного земельного надзора в целях учета такой информации при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

    20. При осуществлении государственного земельного надзора должностные лица федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, пользуются правами, установленными пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    21. Должностные лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов, осуществляющие государственный земельный надзор, одновременно по должности являются:

    а) руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель;

    б) заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и руководитель структурного подразделения Службы, к сфере ведения которого отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главного государственного инспектора Российской Федерации по использованию и охране земель;

    в) специалисты структурного подразделения Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;

    г) руководители территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации - главными государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

    д) заместители руководителей территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, и их заместители - заместителями главных государственных инспекторов в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

    е) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в субъекте Российской Федерации по использованию и охране земель;

    ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель;

    з) заместители руководителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней или специалисты соответствующих структурных подразделений (в случае отсутствия заместителей руководителей), к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - заместителями главных государственных инспекторов в городах и районах по использованию и охране земель;

    и) специалисты структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в субъектах Российской Федерации межрайонного и городского (районного) уровней, к сфере ведения которых отнесено осуществление государственного земельного надзора, - государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель.

    22. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, осуществляют государственный земельный надзор в соответствии с установленными пунктом 5 настоящего Положения полномочиями.

    23. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

    В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушения требований земельного законодательства, надзор за соблюдением которых в соответствии с пунктами 3 - настоящего Положения осуществляют другие федеральные органы исполнительной власти, должностные лица органов государственного земельного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать посредством почтового отправления о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного земельного надзора для принятия мер.

    Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенной проверки указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.

    24. При осуществлении государственного земельного надзора применяются типовые формы документов, утвержденные в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    25. Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего органа государственного земельного надзора, необходимых для осуществления государственного земельного надзора, и служебные удостоверения, формы (образцы) которых устанавливаются соответственно Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.


    РЕШЕНИЕ

    По жалобе на постановление

    По делу об административном правонарушении

    07.04.2014 года г.Киров

    Судья Ленинского районного суда г.Кирова Новоселов О.Г.,

    При секретаре Копыловой Н.Л., рассмотрев в помещении Ленинского рай­онного суда г.Кирова жалобу Моховой Т. Я. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Киров­ской области и Удмуртской Республике по делу об административном правона­рушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. по жалобе на данное постановление,

    У С Т А Н О В И Л:

    Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об административном правона­рушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике от 23.11.2013 г. Мохова Т.Я. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. ч. 2 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

    В суд поступила жалоба Моховой Т.Я. на указанное постановление, в которой она просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, указывая, что в связи с тем, что было вынесено решение от 25.11.2013 по факту жалобы от 25.11.2013, в которой выразила своё несогласие с Постановлением от Дата изъята № 05-10.4/116/09, по которому подверглась административному штрафу в размере 1000 рублей за административное нарушение ЗК – зарастание земельного участка. Но так как участок засеян многолетними культурными травами, один раз в сезон, в начале августа скашивает, не допускает созревания семян сорняков. Поэтому вред соседним участкам не наносит. На соседних участках растет борщевик Сосновского, с которым не борются, на ее участке борщевика нет, так как она его скашивает. При рассмотрении жалобы 25.11.2013, посмотрев в деле фотосъемку, сделанную инспектором Россельхознадзора от 30 июля 2013, поняла, что сфотографирован не ее участок. Протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие. В постановлении и решении указано, что участок изначально не обрабатывался, но даже свидетель М. подтверждает, что участок около 6 лет не пахался, значит изначально обрабатывался. Имеет в собственности участок с 1993 года, сначала весь участок пахали и сажали картофель, а в настоящее время засеяли культурными многолетними травами и скашивает. На участке нет деревьев, кустарников, зарослей бурьяна и борщевика Сосновского. Просит решение Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмуртской республики от 25.11.2013 пересмотреть.

    В судебном заседании защитник заявителя - адвокат... Д.А. доводы жалобы поддержал, считает, что согласно ст. РФ все земли сельхоз назначения – это земли вне населенных пунктов. В кадастровом паспорте участка указано категория земель – земли населенных пунктов. Орган Россельхознадзора не может составлять протокол, так как земля не сельхоз назначения. Осматривался не тот участок, в решении указан последний № 40, а в кадастровом паспорте последний № 95. Номер 40 был присвоен при инвентаризации, сейчас с 2005 года на кадастровом учете состоит под № 95. В пункте 6 в кадастровом паспорте указан под № 95. В справке из администрации сельского поселения указан № 40. К тому же отличается и площадь участка. Этот земельный участок относится к землям населенных пунктов, здесь Россельхоснадзор не имеет право проводить проверки. Здесь имеет значение категория земель, а не вид использования.

    Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Л.В. в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать. Суду пояснила, что учет земельных участков осуществляет кадастровая палата, сведения им предоставила администрации сельского поселения, документы о принадлежности из Росреестра не запрашивались. Все личные подсобные хозяйства относятся к землям сельхозназначения.

    Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области... Ю.А. пояснила, что данный земельный участок был осмотрен с представителем администрации Поломского сельского поселения... она указала этот земельный участок как участок Моховой. В администрации участок числится по № 40. Имеются противоречия между данными администрации и Росреестра. У них не было оснований не доверять администрации, в справке указано, что участок принадлежит Моховой и имеет номер 40. На момент осмотра на участке не было многолетних трав, как указывает заявитель. Они имеют право проводить проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ. Списки земельных участков для осуществления проверки предоставила администрация сельского поселения. Проверка осуществлялась из-за границ земельного участка, потому что они не могут ходить по участку. Проверка осуществлялась без собственников, по жалобе жителей. То, что данный участок принадлежит Моховой, сказала представитель администрации и местные жители. Осмотр был произведен, потом для составления протокола вызвана была Мохова. Собственников вызывали по данным о принадлежности, предоставленным администрацией.

    Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав стороны, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

    В судебном заседании установлено, что Мохова Т.Я. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. (15 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в дАдрес изъят. Согласно кадастрового паспорта земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.

    Административный орган при осмотре земельного участка с учетным № 40, площадью 0,1761 га (17 соток) с кадастровым № Номер изъят расположенным в д.Адрес изъят обнаружил факт, указывающий на событие административного правонарушения, при этом составил акт.

    Административный орган установил, что Моховой Т.Я. не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, деревьями, кустарниками.

    Постановлением № 05-10.4/116/09 от Дата изъята вынесенным ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике Мохова Т.Я. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

    Свидетель... Р.В. суду пояснила, что работает в администрации с 2008 года. Участок Моховой Т.Я. выделялся для использования как личное подсобное хозяйство. В администрации есть копия постановления от 1993 года. Участок намерялся двухметровой линейкой, площадь была указана 15 соток. В 1996 году прошла инвентаризация, участку был присвоен № 40 и категория - земли сельхозназначения, площадь участка указана 17 соток, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство. В 2006 году Росреестр изменил кадастровый номер и присвоил номер 95 участку Моховой Т.Я. Площадь осталась 17 соток. Так как межевание не было проведено, то они располагают лишь данными от 1996 года, где он числится под № 40. Сравнили с данными публичной карты на сайте Росреестра, там участки те же, только номера другие присвоены. В 2013 году жители сельского поселения написали заявление, в котором указали, что участки, в том числе и участок Моховой Т.Я. не обрабатывается, что в результате приводит к засорению обрабатываемых участков. Россельхознадзор провел проверку, при осмотре участков она (свидетель) присутствовала. Участки смотрели приблизительно, границ участков не видно, они все сплошь заросли травой. При осмотре присутствовали жители деревни. Показала участок, ориентируясь по карте. Там стоит один дом, от него ориентировались, у Моховой по счету третий участок от дома. Никаких границ у участков нет, ни столбов, ни забора, определяли приблизительно. Данные, что этот участок под номером 40, дали такие данные и Россельходнадзору. Свои данные они не приводят в соответствие с данными Росреестра, т.к. нужно проводить инвентаризацию, но на это не выделяются средства. Свои данные сравнивают с данными публичной карты, видят, что участки по площади совпадают, пользуются номерами, присвоенными при инвентаризации 1996 года. Если собственники приносят новое свидетельство, то регистрируют под новым номером. Карта 1996 года, границы участков замерены линейкой.

    В соответствии с частью 1 статьи 23.15 Кодекса органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, рассматривают дела об административных правонарушениях, статьей 8.7 (в части административных правонарушений, совершенных в отношении земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли)

    Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, таким органом является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Т.е. указанный орган, имеет право на проверку и привлечение к административной ответственности только за нарушения на земельных участках, отведенных к землям сельскохозяйственного назначения.

    В соответствии с частью 2 статьи РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

    Согласно пункту 1 статьи РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

    Согласно ст. ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

    Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

    Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий Моховой Т.Я., относится к землям сельхозназначения. Поэтому довод представителя Моховой Т.Я. о том, что данный участок находится на территории населенного пункта и поэтому не может являться землей сельхозназначения, следует признать несостоятельным.

    Как следует из кадастрового паспорта № Номер изъят земельного участка (п.9) земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов. В (п. 10) указан вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства.

    Таким образом, данный земельный участок является земельным участком, отнесенным к землям сельскохозяйственного назначения.

    Следовательно, ФС по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) - Управление Россельхознадзора по Кировской области и Удмурдской Республике, относящийся к системе вышеупомянутых государственных органов, был наделен полномочиями, как следует из части 1 статьи 23.15 Кодекса, пункта 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, и компетенцией по рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности гражданки Моховой Т.Я.

    Однако проверка проводилась в отношении земельного участка площадью 17 соток с номером Номер изъят, тогда как земельный участок Моховой Т.Я. имеет площадь 15 соток и кадастровый номер Номер изъят. Исходя из материалов дела и показаний свидетеля, а также объяснений представителя заинтересованного лица следует, что местоположение осмотренного участка на местности определялось приблизительно, ориентиры отсутствовали. Сама Мохова Т.Я. в осмотре участия не принимала, что безусловно является нарушением ее права на защиту. Из материалов дела, таким образом, нельзя сделать однозначный вывод о том, что осматривался и составлялся акт именно на участок, принадлежащий Моховой Т.Я. В этой связи установленные на осмотренном участке нарушения не могут быть ей вменены. Данные земельного участка, указанные в обжалуемом постановлении, не соответствуют сведениям государственного кадастра недвижимости, что безусловно является основанием для его отмены. При этом суд не обязан и не вправе идентифицировать указанный в постановлении земельный участок, как участок, принадлежащий Моховой Т.Я., поскольку установление фактических обстоятельств дела является обязанностью органа, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении на стадии составления протокола об административном правонарушении.

    В соответствии с частью 2 статьи лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП.

    Для привлечения землепользователя к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи РФ, административному органу необходимо доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: невыполнение землепользователем установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду; а также факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в результате неправомерного бездействия землепользователя.

    В соответствии с частью 3 указанной статьи КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

    Согласно п. 1 ст. РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

    С учетом изложенного, Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Рос­сельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об ад­министративном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмурт­ской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. , ч. 1 п. 3 КоАП РФ,

    Р Е Ш И Л:

    Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Рос­сельхознадзора по Кировской области и Удмуртской Республике по делу об ад­министративном правонарушении от Дата изъята № 05-10.4/116/09 и решение руководителя Управления Россельхознадзора по Кировской области и Удмурт­ской Республике от Дата изъята по жалобе на данное постановление отменить, производство по делу прекратить.

    Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

    Судья О.Г.Новосёлов

    Общее направление

    Законодательство

    Часто задаваемые вопросы

    - Что делать, если вы получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований?

    С 1 января 2017 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), касающиеся в том числе организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований. Одним из таких мероприятий является вынесение предостережения хозяйствующему субъекту о недопустимости нарушения обязательных требований.

    О профилактике нарушений.

    Общеизвестно, что легче предупредить болезнь, чем ее лечить. Данным принципом руководствовались законодатели при составлении норм об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    С 2017 года Федеральный закон N 294-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушения обязательных требований. Для этого контролирующие органы на федеральном и местном уровне обязаны составлять ежегодные программы профилактики нарушений. В ряде ведомств планируется разработать и утвердить типовые программы профилактики нарушений обязательных требований.

    Профилактика нарушения обязательных требований осуществляется по четырем основным направлениям.

    На практике контролирующие органы выполняют предписанные им Федеральным закономN 294-ФЗ обязанности. Например, Россельхознадзор напоминает своим территориальным органам о вступивших в силу изменениях и о необходимости проведения перечисленных и иных мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, а также сообщает о разработке и утверждении программы профилактики нарушений обязательных требований.

    Территориальные органы Россельхознадзора на постоянной основе проводят семинары и конференции, разъяснительную работу в средствах массовой информации, комментирование новшества законодательства, а также разработку рекомендаций о проведении необходимых организационных и технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения новых обязательных требований.

    Из основных направлений профилактики нарушения обязательных требований непосредственно юридических лиц и индивидуальных предпринимателей касается выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Это новый документ для хозяйствующих субъектов, требующий дополнительного внимания.

    Кто и в каких случаях может вынести предостережение?

    Согласно п. 5 ст. 8.2 Федерального закона N 294-ФЗ предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) объявляется органом контроля юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в следующем случае: при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти или местного самоуправления, из средств массовой информации.

    Но при наличии указанных сведений контролирующий орган вынесет предостережение только при выполнении следующих условий:

    Если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий;

    Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований.

    Предостережение выносится при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения данного вреда, а также если хозяйствующий субъект ранее не был привлечен к ответственности.

    Если контролирующий орган получил соответствующие сведения о нарушениях, но не выполняются условия для направления предостережения, то в отношении данного субъекта будет проведена внеплановая проверка.

    Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения

    обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 N 166, которое вступило в силу 22 февраля 2017 года.

    Начнем с того, что вынести решение о направлении предостережения вправе следующие должностные лица контролирующего органа:

    Руководитель;

    Заместитель руководителя;

    Иное уполномоченное приказом должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

    Для вынесения и направления предостережения у контролирующего органа есть 30 дней на получение приведенных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

    Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению названных требований. При объявлении указанного предостережения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля.

    Предостережение не может содержать требования о предоставлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов.

    Предостережение может быть направлено в адрес хозяйствующего субъекта двумя способами:

    В бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;

    Иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом.

    В данном случае под иным способом понимается направление предостережения в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием Интернета, в том числе по адресу электронной почты юридического лица (индивидуального предпринимателя), указанному в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо опубликованному на официальном сайте юридического лица (индивидуального предпринимателя) в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо размещенному через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

    Что делать при получении предостережения?

    Получив такое предостережение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны его рассмотреть, игнорировать его не рекомендуется. Каких-либо правил рассмотрения предостережения не установлено.

    Рассмотрев предостережение, хозяйствующий субъект вправе направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении данных требований. Заметим, что результаты рассмотрения возражений и уведомления будут использоваться контролирующими органами для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    Если есть возражения. В случае несогласия юридического лица или индивидуального предпринимателя с вынесением предостережения в орган контроля, направивший предостережение, представляются возражения. Формы возражения не устанавливаются, но предусмотрен перечень сведений, которые должны в нем содержаться:

    Обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Способ представления возражений может быть различным:

    В бумажном виде почтовым отправлением;

    В виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа контроля;

    Иными указанными в предостережении способами.

    Данные возражения будут рассмотрены органом контроля, который даст ответ в течение 20 рабочих дней со дня их получения. Порядок направления ответа аналогичен порядку направления предостережения. Дальнейшие действия субъекта будут зависеть от полученного ответа.

    Если возражений нет. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в отраженный в предостережении срок должны направить в орган контроля уведомление о его исполнении. Формы уведомления также не устанавливается, но предусмотрен обязательный перечень сведений, которые надо указать:

    Наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

    ИНН юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    Дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;

    Сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

    Обратите внимание! В предостережении должен быть приведен срок для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о его исполнении - не менее 60 дней со дня направления предостережения.

    Уведомление можно направить приведенными выше способами: в бумажном или электронном виде.

    Направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований органами контроля в адрес юридических лиц или индивидуальных предпринимателей является одной из форм мероприятий по профилактике нарушения требований законодательства.

    Предостережение объявляется при наличии сведений о возможности (угрозе) нарушения требований законодательства или непосредственно о нарушениях, не причинивших какого-либо вреда и не создавших угрозу причинения такого вреда.

    Получив такое предостережение, хозяйствующий субъект должен направить в орган контроля возражения или уведомление об исполнении предостережения в установленный срок и одним из указанных способов.

    - Что такое экспликация земельного участка? Как она выглядит?

    В переводе с латинского «explication» означает «разъяснение». Экспликация земель - это подробная расшифровка условных знаков, количественные и качественные характеристики земельных наделов.

    Все характеристики земель, отраженных на плане, заносятся в специальную таблицу. Она оформляется как приложение к плану, чертежу, карте или схеме.

    Как правило таблица экспликации земель представляет собой свод справочных материалов включающих следующую информацию: общая площадь земель; площади отдельных участков; разъяснение специальных условных обозначений; технические характеристики всех объектов, расположенных на участке.

    При использовании земель категории сельскохозяйственного назначения важно знать деление земельного участка именно по сельскохозяйственным угодьям.

    - Будет ли являться нарушением, если сенокос распахать под пашню?

    Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья представлены пашней, сенокосами, пастбищами, залежами и землями, занятыми многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения.

    Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Ранее данный нормативный акт содержал требование использования земельного участка так же в соответствии с разрешённым использованием, на сегодняшний день данное требование утратило законную силу.

    В случае, если в правоустанавливающих документах на право использования земельным участком установлен вид целевого использования для сельскохозяйственного производства, а также документами не предусмотрено, что земельный участок должен использоваться исключительно в качестве сенокоса, то использования этого участка под пашню не противоречит действующему законодательству.

    Если же правоустанавливающие документы устанавливают исключительно использование для сенокошения, то распашка сенокосов под пашню не допускается.

    Какова периодичность проверки земельных участков сельскохозяйственного назначения в зависимости от присвоенной категории риска? Как определить категорию риска?


    Что является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении должностным лицом органа государственного земельного надзора?

    Частью 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении (в части государственного земельного надзора) может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

    Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе являются:

    1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

    2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

    3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).

    - В каких случаях необходимо изменять вид разрешенного пользования

    В адрес Управления Россельхознадзора по Свердловской области нередко поступают вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
    Приведём для примера один из таких вопросов.

    Для осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2017 года приобрёл земельный участок общей площади 5,3 га, категория земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для выращивания картофеля, зерновых культур. 1,7 га намерен использовать для пчеловодсива. Необходимо ли менять вид разрешённого использования?

    Возможность изменения вида разрешённого использования земельного участка определена законодательно:

    Земельным кодексом РФ (статья 8),

    федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" № 172 ФЗот 21.12.2004

    Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2017) - , пункт 3 о ВРИ земельных участков и об изменении одного вида разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования,

    письмом Минэкономразвития РФ от 08.07.2011 № 14310-ИМ/Д23 "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

    Федеральным законом №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.06.2014 г.

    Приказом Минэкономразвития РФ №540 «Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков»,

    Основные причины возникновения природных пожаров: непотушенная сигарета, горящая спичка, тлеющий пыж после выстрела, масляная тряпка или ветошь, стеклянная бутылка, преломляющая лучи солнечного света, искры из глушителя транспортного средства, сжигание старой травы, мусора вблизи леса или торфяника, расчистка с помощью огня лесных площадей для сельскохозяйственного использования или обустройства лесных пастбищ.

    Но одним из основных потенциальных источников природных пожаров является костёр. В ряде случаев природные пожары становятся следствием умышленного поджога, техногенной аварии или катастрофы.

    Каждое лето лесные пожары начинаются с неизбежностью, приводящей в отчаянье. К этому нельзя привыкнуть. Леса восстанавливаются десятилетиями. Если вы хоть раз видели лесной пожар, то не забудете эту страшную картину никогда.

    Чтобы избежать возникновения пожаров, необходимо соблюдать правила поведения в лесу

    С целью недопущения пожаров в природной среде, запрещается:

    Бросать в лесу горящие спичи, окурки, тлеющие тряпки;

    Разводить костёр в густых зарослях и хвойном молодняке, под низкосвисающими кронами деревьев, рядом со складами древесины, торфа, в непосредственной близости от созревших сельхозкультур;

    Оставлять в лесу самовозгораемый материал: тряпку и ветошь, пропитанные маслом, бензином, стеклянную посуду, которая в солнечную погоду может сфокусировать солнечный луч и воспламенить сухую растительность;

    Выжигать сухую траву на лесных полянах, в садах, на полях, под деревьями; поджигать камыш; разводить костёр в ветреную погоду и оставлять его без присмотра;

    Оставлять костёр горящим после покидания стоянки.

    Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике

    Если Вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике и у Вас нет возможности своими силами справиться с его локализацией, предотвращением распространения и тушением пожара, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей (специальные службы) о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле. Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой. Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли - там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тряпкой.

    После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.

    Знайте сигналы оповещения о приближении зоны пожара к населенному пункту и принимайте участие в организации тушения пожаров. Пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами. Торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой.

    При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь. При тушении торфяного пожара учитывайте, что в зоне горения могут образовываться глубокие воронки, поэтому передвигаться следует осторожно, предварительно проверив глубину выгоревшего слоя.

    Принятый в 2001 году ЗК РФ установил определенные правила на внутреннем рынке земли. Существующий порядок проведения проверок исполнения действующего земельного законодательства описан в . В 2011 году Минюстом был издан , который утвердил регламент данных проверок.

    Существует два вида проводимых проверок, которые выполняют органы надзора - плановые и внеплановые. Первые проводятся в соответствии с разработанным и утвержденным графиком не реже одного раза в три года . Они должны согласовываться с органами прокуратуры. Основная цель проведения таких проверок - контроль за соблюдением норм действующего законодательства в сфере регулирования земельных отношений.

    В число объектов контроля входят права на земельные участки и их использование юридическими и физическими лицами. Службы надзора за исполнением земельного законодательства не должны допустить самовольного захвата участков. На них возлагается ответственность контроля за рациональным использованием земельных ресурсов и их экологической безопасностью. Следят они и за , рекультивацией, использованием земель по определенному в . Нарушение земельного законодательства, действующего в стране, влечет за собой , которая определяется в соответствии с УК и КоАП РФ.

    В ходе проверок выявляются нарушения и формируется их доказательная база. Процедуру проведения всех видов проверок можно подразделить на три этапа :

    • подготовительный;
    • проведение проверки;
    • формирование результатов проверки.

    Проводятся все проверки на основании распоряжения руководителя надзорной организации . Выявленные в ходе них нарушения оформляются в форме протокола, который подписывается представителями проверяющей и контролируемой стороны. По итогам проведенных проверок и выявления нарушений, проверяемой стороне выносится Постановление с перечнем обнаруженных нарушений , которые необходимо устранить в определенные документом сроки.

    Разработка ежегодного плана проверки

    График плановых проверок составляется ежегодно . В перечень проверок входят все субъекты РФ. Порядок разработки документов, связанных с плановыми проверками описан в Положении о государственном земельном надзоре. Этот документ утверждается Правительством РФ. В сфере внимания надзорных органов может оказаться как , так и исполнение его юридическими лицами.

    Основания проведения внеплановых проверок

    Внеплановые проверки не входят в состав ежегодного плана. Статья 71.1 ЗК РФ разрешила проводить такого рода проверки без согласования с прокуратурой. Но принятый позже ФЗ ограничил возможность проведения внеплановых проверок без согласования с прокуратурой только для тех случаев, когда они проводятся по заявлению о . Такие проверки носят уведомительный характер. Поводом для проверки могут служить обращения граждан или юридических лиц, заявляющих органам надзора о фактах нарушения законодательства.

    Порядок проведения таких проверок описан в . Согласование их проводится аналогично порядку, предусмотренному для ежегодных плановых проверок. Проводится внеплановая проверка на основании распоряжения руководителя надзорной организации, которое имеет типовую форму. Образец распоряжения можно найти на сайте ФС.

    Предметы внеплановой проверки описаны статей 10 ФЗ № 294 . Не требуется согласовывать такого рода мероприятия с органами прокуратуры по основаниям, описанным в пункте 2 статьи 10 данного ФЗ . К исключительным случаям относятся заявления граждан о нарушении их прав потребителей. О проведении такой проверки прокуратура лишь информируется.

    Порядок проверки соблюдения требований земельного законодательства

    В основании любой проверки лежит нормативная база, которой руководствуются в её проведении. Органы, осуществляющие надзор за соблюдением земельного законодательства, в своей деятельности руководствуются Земельным Кодексом РФ. Он является основополагающим документом в этой правовой сфере.

    Любой план проверки составляется с учетом типа и категории земель, его формы собственности, целевого назначения и ряда других факторов. Разработка плановых мероприятий происходит в несколько этапов:

    1. Назначение ответственного лица за разработку графика и плана проведения проверок. Оформляется оно приказом руководителя надзорного органа, в котором указывается должность, Ф.И.О. ответственного лица, срок выполнения и описание задачи.
    2. Проверка и согласование. Документ проверяется руководителем надзорного органа или назначенными им для этого лицами, после чего план проверок согласуется с органами прокуратуры соответствующего территориального образования.
    3. Внесение в единую базу всероссийского реестра.
    4. Назначение ответственных лиц за проведение плановых проверок.
    5. Оформление приказа и распоряжения о проведении плановой проверки.
    6. Проведение проверок , выявление нарушений.
    7. Составление актов проверок , вынесение Постановлений об устранении фактов нарушения.
    8. Проверка выполнения Постановления.
    9. Составление документов на взыскание с виновных лиц.

    Проводится плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на основании распоряжения. Лица, проводящие проверки, назначаются приказом руководителя надзорного органа.

    Пример по проверке соблюдения требований земельного законодательства

    В ходе проверки соблюдения земельного законодательства в Калининградской области было выявлено 356 фактов самовольного захвата земель и постройки на них незаконных сооружений. На основании обнаруженных в ходе проверок нарушений, было принято решение об изъятии земель и сносе незаконно возведенных на них построек.

    Заключение

    • Контроль над соблюдением земельного законодательства осуществляется .
    • Порядок проведения проверок определен статьей 71.1 ЗК РФ. А их продолжительность и частота — в Административном регламенте.
    • Все виды проверок согласовываются с прокуратурой.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по проверке соблюдения требований земельного законодательства

    Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Алексей. Я являюсь директором небольшой компании, занимаемся мы поставкой канцелярских принадлежностей.Дело в том, что пришедшая на предприятие комиссия для проверки использования земель не дает расслабиться уже третью неделю. В распоряжении указывался срок проверки 10 дней . Скажите, имеют ли право члены комиссии превышать сроки своих проверок? Предприятие является ООО с 52 сотрудниками .

    Ответ: Добрый день, Алексей.Общий срок проведения проверок имеет свои ограничения. Определяются они Административным регламентом. Для объектов малого предпринимательства он установлен в 20 рабочих дней или 50 часов . Для микропредприятия — 15 часов . Отсчет времени проверки начинается с момента её начала и заканчивается составлением акта. Этот показатель устанавливается в совокупности за 1 год .

    Сложные проверки имеют более длительные сроки. Продлить их может главный инспектор, но не больше чем на 20 дней для малых предприятий и 15 дней для микро. Если юридическое лицо ведет свою деятельность в различных регионах страны, сроки проверки устанавливаются отдельно для каждого филиала компании.

    Земля - главный ресурс аграрного производства. Наши читатели - руководители сельскохозяйственных предприятий, землепользователи и арендаторы земельных участков часто сталкиваются с вопросами и проблемами в земельных отношениях, возникающих между субъектами земельного права.

    На наиболее актуальные вопросы аграрного права мы беседуем с руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Курганской области Андреем Александровичем Лушниковым.

    - Андрей Александрович, какие земли относятся к землям сельхозназначения?

    К землям сельхозназначения относятся земли, расположенные за границами земель населенных пунктов и используемые для сельхозпроизводства. Площадь сельхозугодий, пригодных для использования на территории Курганской области, насчитывает около 4 млн га, из которых на данный период около 450 тыс. га переведены в залежь, то есть не используются более года для сельхозпроизводства.

    Какие методы воздействия на нерадивых владельцев земель применяют специалисты Управления Россельхознадзора?

    Только законные: в первую очередь принимаются меры предупредительного характера, т.е. выдача предписания без составления административного протокола и надзор за его исполнением. Эти меры применяются в случае, если земельный участок не использовался в период менее 1 года.

    В случае неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства в период более 1 года принимаются меры административной ответственности, которые в настоящее время весьма существенны. Например, в отношении физического лица штраф от 20 до 50 тыс. руб., а в отношении юридического лица и того больше - от 400 до 700 тыс. рублей.

    Кроме того, существует мера гражданской ответственности в случае причинения вреда почвам при использовании земельного участка с нарушением земельного законодательства (сума исчисляется из расчета 500 руб. за 1 м²).

    В случае длительного неиспользования земель сельхозназначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства они изымались. Как часто это происходило? Сколько изъято участков в этом году?

    В случаях длительного неиспользования или использования земельного участка с нарушением земельного законодательства России в течение трех и более лет подряд предусмотрена не только административная ответственность в виде штрафа, но и возможность изъятия у нерадивого собственника неиспользуемого земельного участка в судебном порядке.

    В 2016 году Управление направило в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области два материала для решения вопроса о принудительном изъятии неиспользуемых земельных участков. За период с 2009 года по 1 полугодие 2016 г. нами направлено 12 таких материалов, по 9-ти из которых судом принято решение об изъятии земельных участков.

    Еще в прошлом году были приняты изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения. К примеру, увеличился минимальный штраф. Расскажите поподробнее.

    С 2015 года штрафы за нарушение земельного законодательства увеличились в десятки раз, например, в отношении физических лиц минимальный штраф увеличился с 1000 до 20000 рублей, а максимальный - 50 000 рублей, в отношении должностных лиц соответственно с 2000 до 50000 и максимальный штраф - до 100 000 рублей.

    И этот штраф должностное лицо должно платить из своего личного кармана, а не за счет предприятия, где он работает, так как за это предусмотрена уголовная ответственность. В отношении юридических лиц соответственно минимальный штраф увеличился с 40 000 до 400 000 рублей, и максимальный составляет 700000 рублей.

    В то же время законодательством предусмотрена возможность уменьшения административного штрафа, но не более чем на 50% в зависимости от тяжести (последствий) совершенного правонарушения и материального положения виновных.

    В Курганской области практикуется еще одна мера воздействия на нерадивых землевладельцев - увеличение земельного налога до 1,5 % от кадастровой стоимости неиспользуемого участка. Поясните, пожалуйста.

    Налоговым Кодексом РФ ст. 394 установлены налоговые ставки для земельных участков в составе земель сельхозназначения в размере, не превышающем 0,3% от кадастровой стоимости, а для всех других категорий земель - 1,5 %.

    Но для земельных участков сельхозназначения налоговая ставка в размере до 0,3% применима в случае использования данного участка по назначению, в противном случае при неиспользовании или использовании не по целевому назначению налоговая ставка может быть установлена в размере до 1,5% от стоимости участка.

    По сведениям УФНС по Курганской области, данная мера уже применяется, например, за 2014 год по 25 материалам было доначислено налогов в размере 685,5 тыс. рублей. За 2015 год рассмотрено 72 материала, по результатам рассмотрения которых дополнительно доначислено налогов на сумму более 1 млн рублей.

    3 июля 2016 года этого года был принят Федеральный закон, который внес дополнительные изменения в порядок изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Земельный участок может быть изъят в 3 случаях. Каких?

    Принудительное изъятие предусмотрено в трех случаях. Во-первых, при неиспользовании земельного участка сельхозназначения в течение 3-х и более лет подряд. Во-вторых, при использовании земельного участка сельхозназначения не по целевому назначению (незаконное строительство объектов, размещение свалок ТБО, несанкционированные карьеры и т. д).

    В-третьих, при использовании земельного участка сельхозназначения способами, приводящими к существенному снижению плодородия земель - снижение трех основных показателей плодородия земель - азота на 15 и более % и фосфора и калия на 25 и более %.

    Внесены изменения и в порядок проведения проверок. Надзорный орган теперь не зависит от непосредственного присутствия представителя юридического лица или предпринимателя?

    Да, сейчас непосредственное присутствие представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки не обязательно. Но эта норма действует при соблюдении двух обстоятельств (условий). Во-первых, это должна быть проверка, в ходе которой проверяется соблюдение только требований земельного законодательства РФ.

    То есть проверка соблюдения иных требований, не относящихся к сфере земельных отношений, по прежнему не может быть проведена без присутствия представителя юридического лица или предпринимателя. Во-вторых, данное требование применимо только в случае надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения проверки.

    Участок изымается сразу после выявления нарушения или землевладельцу даётся возможность исправить нарушения? За какой срок?

    Земельный участок принудительно может быть изъят у собственника при наличии четырех обязательных условий: 1) наличие факта неиспользования или использования земельного участка с нарушением законодательства РФ, доказанного надзорным органом; 2) привлечение правообладателя земельного участка к административной ответственности за совершение правонарушения в сфере земельных отношений; 3) обязательное заблаговременное предупреждение о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае не устранения нарушений в установленный предписанием срок; 4) неисполнение предписания в установленный срок. Что касается срока, в течение которого предписание должно быть исполнено, то максимальная его продолжительность не может превышать 1 год.

    - Какие штрафы ожидают нерадивых хозяев?

    Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц - до 10 %, но не менее 200000 рублей.

    - В каком случае административный штраф можно заменить на предупреждение?

    Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

    Еще одно новшество - введение понятия 30-километровой зоны, на которой нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка на иной вид. Что это значит?

    Это значит, что земельные участки в составе земель сельхозназначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут быть использованы кроме как для ведения сельского хозяйства. Виды разрешенного использования земельных участков, связанные с ведением сельского хозяйства, определены классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 540 в декабре 2014 года.

    Этот список является исчерпывающим и содержит 18 видов. Сюда не входят земельные участки, предназначенные для ведения дачного или личного подсобного хозяйства, а также садовые земельные участки.

    Следовательно, сейчас изменить вид разрешенного пользования земельного участка сельскохозяйственного назначения, расположенного в 30-ти километровой зоне от ближайшего сельского населенного пункта на иной вид, кроме как для сельхозпроизводства, невозможно.

    Как, на ваш взгляд, повлияют на ситуацию с оборотом земель сельхозназначения в регионах такие изменения в законодательстве?

    Дать однозначный ответ на поставленный Вами вопрос не возможно, но необходимо сказать следующее. Начиная с 2015 года, в связи с внесенными изменениями в земельное законодательство РФ, значительно возросло количество отказников от прав на земельные участки, особенно со стороны физических лиц.

    Если ранее это были единичные случаи, то за 2015 год более 25 000 га земель сельхозназначения находится в собственности физических лиц и были подвержены процедуре отказа. В 2016-2017 годы эта тенденция будет с каждым годом нарастать и главным образом не только из-за увеличения штрафных санкций, но и ввиду увеличения земельного налога, который за 2016 год увеличится более чем в 3-4 раза (за счет увеличения кадастровой стоимости).

    А это значит, что для физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, доходы, полученные ими от аренды земельных участков, не будут перекрывать даже размер налоговых отчислений, а, следовательно, ни о каких доходах не может идти речи.

    Но, как у нас говорят, нет худа без добра. Если раньше в советский период ввиду интенсивного распахивания земель катастрофически не хватало пастбищ и сенокосов, из-за которых люди буквально дрались, то сейчас всего в избытке, следовательно, необходимо заинтересовать население ведением животноводства, особенно в частном подворье.

    В конечном итоге нам необходимо определиться в количестве сельхозугодий, необходимых для ведения сельского хозяйства с целью удовлетворения потребностей населения и экспортных поставок зерна. Затем провести новое землеустройство и продумать вопрос использования высвободившихся земель на долгосрочную перспективу. Главный арбитр в этом вопросе - время, оно точно покажет все положительные и отрицательные стороны наших действий.

    Подготовила Вера Макарова, пресс-секретарь

    Управления Россельхознадзора по Курганской области