Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Наименование и реквизиты устава. Составление и оформление организационных и распорядительных документов. Лист согласования к положению

    Наименование и реквизиты устава. Составление и оформление организационных и распорядительных документов. Лист согласования к положению

    Устав

    Устав свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности . Н-р, «Устав добровольного спортивного общества», «Устав ж/дорог» и т.п.

    Правовой акт, определяющий права, функции, структуру организации в сфере государственной, коммерческой или общественной деятельности.

    Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются их съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов Федерации); устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций. Общие требования к порядку составления, оформления и содержания устава ЮЛ даны в части первой ГК РФ.

    Структура текста устава меняется в зависимости от его разновидности.

    Основными видами являются:

    Ø Устав государственной организации (утверждается вышестоящим органом (министерством, комитетом);

    Ø Устав муниципальной организации (утверждается городской или районной администрацией);

    Ø Устав коммерческой организации (утверждается общим собранием (учредителями, собственником имущества) и регистрируется государственным органом;

    Ø Устав общественной организации (утверждается общим собранием, (съездом) участников организации).

    Уставы оформляются на стандартных листах бумаги.

    Устав должен иметь следующие реквизиты :

    · наименование организации

    · наименование вида документа

    · дату (утверждения)

    · гриф утверждения

    · отметку о регистрации устава (для коммерческих организаций)

    · место издания (город)

    · подписи учредителей или лиц, занимающих выборные должности (председателя, секретаря)

    Текст устава состоит из разделов , имеющих заголовки и нумерацию (раздел, пункт, подпункт):

    1. Общие положения.
    2. Цели, задачи, предмет деятельности.
    3. Правовой статус.
    4. Организационная структура (органы управления, структурные подразделения и их взаимосвязи)
    5. Финансово-материальная база (уставный капитал, акции, основные и оборотные средства, порядок распоряжения ими).
    6. Учет и отчетность.
    7. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью.
    8. Порядок ликвидации и реорганизации.

    Например, Устав акционерного общества содержит следующие разделы:


    · Общие положения

    · Акционерный капитал

    · Порядок деятельности

    · Управление

    · Учет и отчетность

    · Распределение прибыли

    · Прочие накопления

    · Прекращение деятельности

    Положение – нормативный акт, определяющий порядок образования, структуру, функции, права и обязанности организации, структурного подразделения, коллегиального органа (комиссии).

    · нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер и определяющий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства (н-р: «Общие положения о министерствах»), одного органа (н-р: «Положение о государственной автомобильной инспекции»), структурного подразделения (комиссии, группы).

    Положения могут регламентировать деятельность должностного лица.

    Отдельная группа – положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Н-р: «Положение по ведению бухгалтерского учета и бух отчетности в РФ». Наиболее многочисленны разновидности положений, составляемых при создании новых организаций, структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.

    Часто индивидуальные положения создаются на основе типовых , которые, как правило, разрабатываются и утверждаются вышестоящими органами управления.

    Положения утверждаются в установленном порядке.

    Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.

    Положения и уставы учреждений (предприятий) входят в состав УС ОРД и имеют установленную структуру текста, как и положения о структурных подразделениях. В организации (фирме) должны быть Положения о каждом структурном подразделении. Они оформляются на общем бланке , подписываются руководителем структурного подразделения и утверждаются главой организации (фирмы).

    Положения бывают двух видов :

    · типовые (разрабатываемые государственными или отраслевыми органами управления для однотипных предприятий, структурных подразделений, комиссий, н-р, Типовое положение об отделе кадров);

    · индивидуальные (разрабатываемые для конкретного предприятия, структурного подразделения, комиссии, н-р, Положение о персонале ЗАО «ЭРА»).

    Отдельную группу составляют положения о проведении каких-либо конкретных мероприятий : смотров-конкурсов, аукционов, тендеров, Положение ООО «АиТ» о конкурсе «Лучший программист».

    Положение составляется на общем бланке организации.

    Положение должно иметь :

    Ø наименование вида документа;

    Ø заголовок к тексту;

    Ø гриф утверждения;

    Ø подписи составителей;

    Ø печать (при необходимости).

    Датой положения является дата его утверждения руководителем или вышестоящим органом.

    Заголовок положения отвечает на вопрос «о чем?», н-р, «Положение о государственном реестре…».

    Текст может состоять из следующих разделов:

    1. Общие положения.

    2. задачи и функции.

    3. управление и структура.

    4. права и обязанности.

    5. контроль деятельности.

    6. служебные контакты.

    7. Ответственность

    1. Организационно-правовые документы.. 3

    2. Устав организации. 5

    3. Учредительный договор. 12

    4. Инструкция. 13

    5. Структура и штатная численность. 23

    6. Штатное расписание. 23

    Заключение. 25

    Список литературы.. 27

    Введение

    Организационные документы - это комплекс документов, содержащих правила создания организации, в том числе: выбор ее организационно-правовой формы; компетенцию, структуру, штатную численность, состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формирование совещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организацию и оценку труда; порядок реорганизации и ликвидации.

    1. Организационно-правовые документы

    Организационно-правовые документы реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности организации.

    Организационные документы содержат положения, обязательные для исполнения.

    К организационно-правовым документам относятся:

    устав организации;

    положение об организации;

    учредительный договор;

    положения о структурных подразделениях, коллегиальных и совещательных органах;

    регламент;

    структура и штатная численность;

    штатное расписание;

    инструкции по определенным направлениям деятельности;

    должностные инструкции работников;

    правила внутреннего трудового распорядка (положение о персонале) и др.

    Организационные документы оформляются на общем бланке организации или на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

    Датой организационных документов является дата утверждения.

    Организационные документы утверждаются руководителем организации или ее структурного подразделения либо вышестоящей организацией. Утверждение осуществляется либо проставлением грифа утверждения на самом документе, либо изданием другого документа.

    Заголовок к тексту в организационных документах должен согласовываться с наименованием вида документа, например:

    положение (о чем?) об отделе кадров;

    структура и штатная численность (чего?) аппарата Министерства;

    инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета;

    должностная инструкция (кого?) референта.

    Организационные документы имеют сложную структуру текста.

    Констатирующей частью текста организационных документов является раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение организационного документа, сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил и технологий.

    Основной текст организационных документов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

    Организационные документы проходят установленный в организации порядок согласования. Согласование осуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами, с юридической службой, проверяющей соответствие данного организационного документа действующему законодательству.

    С точки зрения срока действия организационно-правовые документы относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до замены новыми.

    Особенностью организационно-правовых документов является возможность вносить в них изменения и дополнения в тех случаях, когда нет необходимости перерабатывать весь документ.

    К первым и основным организационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав или положение об организации, учредительный договор.

    Общие положения, определяющие наименования видов организационных документов и порядок их оформления, приведены в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).

    Организация, являющаяся юридическим лицом, "действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида" (ст.52 ГК РФ).

    2. Устав организации

    Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.

    Типовая структура текста устава государственного учреждения (пример 1) закреплена в "Унифицированной системе организационно-распорядительной документации".

    Структура текста устава негосударственной организации отличается от структуры текста устава государственного учреждения. Устав негосударственного предприятия содержит дополнительные разделы, в которых отражается специфика его организации и деятельности.

    В Гражданском кодексе РФ дан перечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставе организаций с различной организационно-правовой формой.

    Приведем возможные разделы устава.

    Общие положения. В разделе указываются полное и сокращенное официальные наименования организации; ее статус, почтовый адрес; основания, на которых создана организация; чем она руководствуется в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм, представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированного товарного знака, фирменного бланка, печати.


    Типовая структура текста устава государственного учреждения


    Акционерный капитал (уставный капитал). В разделе определяются размеры вкладов каждого учредителя (участника), оговариваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда, регламентируются права участников на отдельные объекты, входящие в состав имущества организации.

    Порядок деятельности. Раздел устанавливает цели, виды деятельности, механизм отношений организации с другими организациями в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а также определяет права, которыми наделяются участники в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

    Управление. Раздел регламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, в акционерном обществе с большим числом акционеров это могут быть:

    общее собрание акционеров - высший орган управления обществом (в разделе устанавливается порядок созыва, проведения общих собраний, правомочность принятых решений);

    совет директоров - высший орган управления обществом в промежутках между собраниями акционеров, избираемый общим собранием (в разделе устанавливается количество директоров, срок, на который они избираются, компетенция, порядок выбора председателя и на какой срок);

    исполнительные органы - генеральный директор, исполнительный директор, правление (в разделе устанавливается, какие именно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и порядок деятельности);

    ревизионная комиссия - орган, осуществляющий проверки финансово-хозяйственной деятельности (устанавливается порядок формирования комиссии, сроки и частота проведения проверок, порядок представления отчетности).

    Учет и отчетность; распределение прибыли. В разделе устанавливается порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетности, порядок представления сведений о деятельности общества в налоговые и иные органы, порядок подведения итогов о финансовой деятельности общества, порядок распределения прибыли.

    Прочие накопления. В разделе устанавливаются дополнительные фонды общества, кроме уставного (страховой, резервный), если таковые имеются.

    Прекращение деятельности. Раздел устанавливает порядок ликвидации общества, его реорганизации, а также порядок рассмотрения споров общества с физическими и юридическими лицами.

    Отметка о регистрации проставляется на титульном листе устава. Она состоит из:

    наименования органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций;

    даты регистрации;

    государственного регистрационного номера;

    печати регистрирующего органа.

    Гриф утверждения также выносится на титульный лист и заверяется печатью.

    Устав государственной организации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной - его учредителями, общим собранием акционеров. Пример оформления титульного листа устава приведен в примере 2.

    Положение об организации (структурном подразделении)

    Положение - правовой акт, определяющий состав, компетенцию, порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию деятельности государственных органов, учреждений, организаций, структурных подразделений (служб).


    Пример 2.

    Образец оформления титульного листа устава

    Положения могут быть типовыми (примерными) и конкретными (индивидуальными). При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений.

    Различают положения об организациях и положения о структурных подразделениях (службах).

    Положение об организации - это документ, на основании которого действуют государственные бюджетные организации (органы государственной власти и управления всех уровней).

    Схема положения о государственном учреждении аналогична схеме устава государственного учреждения.

    Положение об организации оформляется на общем бланке. Обязательными реквизитами положения об организации являются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.

    Структура текста положения так же, как и текста устава, регламентирована УСОРД и включает следующие разделы (пример 1.4 3).

    Положения о структурных подразделениях (службах) можно классифицировать на:

    Пример 3. Типовая структура текста положения

    Устав представляет собой правовой документ , который определяет функции, структуру государственных, общественных, коммерческих компаний.

    В уставе излагаются правила, регламентирующие взаимоотношение организации с иными организациями, гражданами, а также её права и обязанности в определённой области деятельности.

    Помимо всего перечисленного выше в представленном документе закрепляется организационно-правовая форма структуры, её название, адрес расположения, управляющие органы, органы контроля. Здесь же прописывается порядок распределения получаемой прибыли, образования фондов, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

    Для разработки устава компании можно использовать в качестве основы аналогичную документацию другой фирмы либо центральной организации, если таковая имеется. Однако, лучше проработать свой собственный устав с нуля. В таком случае точно будут учтены все тонкости и особенности функционирования предприятия. Для указанных целей необходимо пригласить высококвалифицированного юриста, который подскажет, что и как правильно делать.

    Оформление устава

    Любой указ должен содержать следующую информацию:

    1) название, под которым работает организация;

    2) основные цели, задачи деятельности структуры (к примеру, в случае создания благотворительной организации цели должны быть именно благотворительными, а не какими-то другими). Они могут быть сформулированы как достаточно широко (для обеспечения необходимой гибкости в реализации поставленных задач), так и совершенно конкретно.

    3) способы достижения поставленной цели (они могут предполагать методики, посредством которым компания будет осуществлять свою деятельность в достижении выбранной цели);

    4) данные о должностных лицах, которые войдут в состав руководящего органа, области их компетенции, процедуре их выбора и освобождения от должности. Указанные лица могут получить статус «доверенного лица», «директоров», «руководящего комитета» (всё зависит от структуры предприятия);

    5) членство (необходимо прописать, кто может войти в члены организации, права и обязанности указанных лиц). Надо сказать, что на сегодняшний день мало какая организация стремится иметь фиксированное членство;

    6) передаваемые полномочия (если обратное не прописано в Указе, доверенные лица не имеют права передавать возложенные на их полномочия);

    7) порядок и принципы изменения устава (свод правил, который позволяет изменять рассматриваемый документ доверенным на то лицам). Отметим, что благотворительные структуры не имеют права изменять прописанные в уставе задачи, цели;

    8) порядок инвестирования средств (право на открытие, дальнейшее использование банковских счетов организации);

    9) требования, регламентирующие составление ежегодных финансовых отчётов и предъявление их на аудиторскую проверку (в соответствии с действующим законодательством, аудиторские проверки не требуются для компаний, которые получили статут «трасты» либо «ассоциации»);

    10) правила прекращения деятельности предприятия (определяются принципы, по которым будет происходить разделение имущества после закрытия компании).

    Любой устав должен быть оформлен в письменной форме на общем бланке организации и прошит.

    Если говорить о титульном листе рассматриваемого документа, то он, как правило, включает следующие реквизиты:

    — наименование предприятия;

    — указание вида документа;

    — дату утверждения;

    — гриф утверждения;

    — отметку о регистрации (актуально для коммерческих структур);

    — место издания (указывается конкретный город).

    Что касается основной части документа, то она может содержать произвольное количество параграфов, пунктов. Обозначение может быть как цифровым, так и буквенным.

    Стоит отметить, что различные типы устава утверждаются в разных инстанциях:

    — устав государственных компаний — вышестоящим органом (это может быть комитет или министерство);

    — устав муниципальных организаций – городской либо районной администрацией;

    — устав коммерческих структур – общим собранием учредителей либо собственником (после этого он регистрируется в соответствующей государственной инстанции);

    — устав общественной организации — собранием, съездом её участников.

    В любом случае представленный документ должен соответствовать действующим нормативным актам, в частности, Гражданскому кодексу (положения устава ООО определяются в ст. 89, устав УДО – в ст. 95, устав АО– в ст.98, устав унитарных предприятий — в ст 113-115, устав потребительских кооперативов – в ст.116, устав фондов – в ст. 118-119, устав ассоциаций и союзов – в ст.121).

    Устав должен активно использоваться в работе. Его несоблюдение может повлечь не только исключение из сообщества, а также правовую, уголовную, административную ответственность. При этом нарушение международных уставов зачастую приводит к осложнению отношений между странами.

    Устав бюджетного учреждения

    Организационно-правовые документы закрепляют статус организации как юридического лица, порядок оформления организационно-правовой формы, закрепляют ее организационную структуру, формы и методы управления, права и обязанности должностных лиц и персонала. Организационно-правовые документы содержат положения, строго обязательные для исполнения и реализуют нормы гражданского и административного права, являясь правовой основой деятельности организации. Эти документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения вышестоящей организацией, руководителем организации или ее коллегиальным органом управления и обязательно содержат в составе обязательных реквизитов гриф утверждения.

    Организационно-правовые документы подразделяют на учредительные документы юридического лица (учредительный договор и устав) и организационные документы (положение о структурных подразделениях, коллегиальных совещательных органах, штатное расписание, регламент организации, инструкции по вопросам деятельности, нуждающимся в регламентации и другие регламентирующие документы).

    Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести взятые на себя обязанности в соответствии со своим уставом, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В отдельных случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.

    Учредительный договор заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

    Юридическое лицо, созданное в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 9 мая, 2, 18, 21 июля 2005 г., 3, 10 января, 2 февраля 2006 г.) одним учредителем, действует на основании устава, утвержденным этим учредителем, а несколькими – на основании устава и учредительного договора.

    В учредительных документах юридического лица определяется наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, предмет и цели деятельности, а также содержатся другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

    Учредительные документы приобретают юридическую силу с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

    В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

    В учредительном договоре обязательно указывается:

    1) наименование и нахождение юридического лица;

    2) правовой статус юридического лица;

    3) уставной капитал и вклады в него;

    4) порядок и сроки внесения вкладов в уставной капитал, ответственность учредителей (участников) за нарушение обязанностей внести вклад;

    5) распределение прибыли между учредителями (участниками) юридического лица;

    6) состав органов управления юридическим лицом;

    7) порядок ликвидации, реорганизации юридического лица и выход из его состава учредителей (участников).

    Учредительный договор подписывается учредителями (участниками), выдается каждому учредителю (участнику), и один экземпляр хранится в документах созданного юридического лица.

    Учредительный договор по способу совершения является консенсуальным, поскольку вступает в силу после достижения соглашения между сторонами, а по своему назначению в управленческой деятельности– организационным документом.

    Порядок заключения, составления и оформления, вступления в силу, прекращения действия и другие юридические аспекты учредительного договора регламентируются ГК РФ.

    Как правило, учредительный договор состоит из следующих разделов:

    1) вводная часть;

    2) цель заключения договора;

    3) наименование и правовая форма организации;

    4) предмет деятельности;

    5) место нахождения организации;

    6) обязанности участников (учредителей) по созданию юридического лица;

    7) порядок образования имущества;

    8) условия и ответственность конкретных участников (учредителей) по обязательствам созданного юридического лица;

    9) порядок распределения прибыли и погашения убытков;

    10) порядок управления делами юридического лица;

    11) права и обязанности участников (учредителей);

    12) ответственность за нарушение договора;

    13) условия и порядок выхода участников (учредителей) из состава организации и принятия новых членов;

    14) порядок рассмотрения споров;

    15) порядок расторжения договора, реорганизации и ликвидации юридического лица.

    При необходимости учредительный договор утверждает устав организации, который дополняет договор и закрепляет организационно-правовой статус организации.

    Учредительный договор вступает в силу с момента его подписания, если в самом договоре не оговорен другой срок.

    Если в качестве учредителя выступает юридическое лицо, то договор от его имени подписывают руководитель организации или лицо, наделенное полномочиями, подтвержденными доверенностью.

    Образцы оформления и структура учредительных договоров о создании и деятельности хозяйственного и других обществ приведены в приложениях 1–3.

    Устав, как учредительный документ организации, представляет собой свод правил, установленных учредителями юридического лица и регулирующих ее правовое положение, отношения, связанные с внутренним управлением, а также определяющий ее правовой статус. Общие требования к содержанию устава определяет ГК РФ.

    Для оформления устава используется следующий состав реквизитов: эмблема организации; наименование организации; справочные данные об организации; наименование документа; отметка о регистрации; гриф утверждения. Структура текста устава и его содержание определяется разработчиком Устава.

    В уставе созданного юридического лица (организации) должны определяться: наименование организации, место его нахождения, предмет и цели деятельности, порядок вступления в организацию и выхода из нее, условия о размерах и порядке внесения вкладов уставной капитал, наименование и назначение создаваемых фондов организации, права и обязанности учредителей (участников) созданной организации, состав и компетенция органов управления и контроля организацией, порядок принятия ими решений, порядок реорганизации и ликвидации организации, сведения о филиалах и представительствах организации и иные сведения.

    Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеруемых арабскими цифрами и, как правило, содержит следующие разделы:

    1) общие положения;

    2) правовой статус Общества;

    3) цели и задачи Общества;

    4) уставной капитал Общества;

    5) резервный и иные фонды общества;

    6) права и обязанности Участников Общества;

    7) органы Общества;

    8) распределение прибыли Общества между Учредителями;

    9) выход Участника из Общества;

    10) реорганизация и ликвидация Общества;

    11) регистрация Устава Общества.

    В устав могут включаться и другие разделы, отражающие специфику деятельности хозяйственного общества.

    Устав оформляется на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов общего бланка организации, грифа утверждения, отметки о регистрации в органе государственного управления, подписывается руководителем организации и заверяется печатью организации и органа государственной регистрации.

    Примеры оформления и содержание основных разделов Устава организаций и обществ, различных организационно – правовых форм приведены в приложениях 4–9.

    Положение – документ, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности государственных и муниципальных бюджетных некоммерческих организаций или регламентирующий организацию работы отдельных структурных подразделений других организаций, коллегиальных и совещательных органов управления, отделов и служб и т. д.

    Положение утверждается государственным органом или руководителем организации и оформляется аналогично уставу.

    Текст положения об организации содержит следующие разделы:

    1) общие положения;

    2) основные задачи;

    3) функции;

    4) права и обязанности;

    5) руководство;

    6) взаимоотношения;

    7) контроль, проверка и ревизия деятельности;

    8) реорганизация и ликвидация.

    Раздел «Общие положения» приводит официальное полное и сокращенное наименование организации (структурного подразделения), цели и основания ее создания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта. В нем указывается, чем руководствуется организация (структурное подразделение) в своей деятельности, и которые определяют характер и основные направления ее деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие имеет печати.

    В разделе «Основные задачи» формулируются основные проблемы, которые призвана решать организация (структурное подразделение) в своей деятельности и которые определяют характер и основные направления ее деятельности.

    В разделе «Функции» перечисляются действия или виды работ, которые должна выполнять организация (структурное подразделение) для решения поставленных перед ней задач.

    Раздел «Права и обязанности» содержит перечисление прав и обязанностей, которыми наделяется организация (структурное подразделение» в лице ее руководителя. Право – это юридически узаконенная возможность запрещать или требовать выполнения каких-либо действий. Права устанавливаются в объеме, необходимом для реализации возложенных на организацию (структурное подразделение) функций (право на издание распорядительных и нормативных документов, на ведение официальной переписки, отдавать распоряжения и указания подчиненным подразделениям, запрашивать информацию и др.).

    К обязанностям относятся действия, которые организация (структурное подразделение) должна выполнять для реализации своих функций.

    В разделе «Руководство» устанавливается, кем осуществляется руководство организацией (структурным подразделением), на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, а также определяется сфера его компетенции.

    В разделе «Взаимоотношения» устанавливается круг организаций (структурных подразделений) и должностных лиц, с которыми осуществляется взаимодействие на информационном и документационном уровнях управления.

    Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» устанавливает, кем осуществляется контроль, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, определяет их периодичность или сроки, порядок представления итоговых и отчетных документов.

    В разделе «Реорганизация и ликвидация» устанавливается, в каком порядке и кем осуществляются реорганизация и ликвидация организации (структурного подразделения).

    Положение об организации (структурном подразделении (коллегиальных и совещательных органах управления)) могут быть типовыми или индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций (структурных подразделений), и на их основе для конкретных организаций и ее подразделений. Положение оформляется аналогично уставу.

    Регламент – правовой акт, устанавливающий порядок деятельности руководства организации, коллегиальных или совещательных органов управления.

    Текст регламента состоит из разделов, имеющих самостоятельные заголовки и разбитых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Регламент коллегиального или совещательного органа определяет статус этого органа, порядок планирования работы, порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании, внесение материалов на рассмотрение, порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании, ведение протокола заседания, оформление решений, порядок доведения решений до исполнителей, материально-техническое обеспечение заседаний.

    Регламент оформляется на общем бланке организации. Обязательными реквизитами регламента являются: наименование организации; наименование коллегиального или совещательного органа управления; вид документа; дата, номер документа; место составления; гриф утверждения; текст; подпись.

    Регламент утверждается руководителем организации или руководителем коллегиального органа управления.

    В процессе разработки регламент проходит стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа управления и согласовывается с заинтересованными подразделениями и юридической службой организации.

    Штатное расписание – документ, который определяет структуру организации, численность должностей в конкретных структурных подразделениях и в целом по организации и оплату труда работников организации.

    Штатное расписание составляется и утверждается руководителем организации по состоянию на 1 января каждого календарного года, оформляется на стандартных листах бумаги формата А3, имеет реквизиты общего бланка организации и утверждается руководителем организации.

    Текст штатного расписания составляется в табличной унифицированной форме, с указанием кодов и наименований структурных подразделений и должностей, количества штатных единиц по штату, должностных окладов, надбавок и месячного фонда заработной платы по должностным окладам.

    Образец оформления штатного расписания приведен в приложении 10.

    Инструкция – документ, имеющий правовой статус, и издаваемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, финансовые и иные стороны деятельности организации или ее сотрудников. Инструкции оформляются на общем бланке организации и утверждаются руководителем организации или приказом по организации.

    Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и подразделяемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами и начинается с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели и причины издания документа, область распространения, и другие сведения общего характера.

    В последующих разделах инструкции указывается, к какой категории специалистов относится данная должность, какую задачу выполняет специалист, кому он подчиняется и чем руководствуется в своей деятельности. Приводятся квалификационные требования к специалисту и требования к его образовательному уровню, здоровью и т. д., раскрываются основные функции, которые выполняет специалист по своей должности, конкретизируются должностные обязанности, обеспечивающие выполнение возложенных на специалиста функций. Указываются права работника на информацию, материальные и другие ресурсы для качественного выполнения возложенных на него обязанностей и какую ответственность несет специалист за некачественное выполнение возложенных на него обязанностей. Образец оформления должностной инструкции приведен в приложении 11.

    Устав – юридический акт, который оформляет образование организаций и предприятий и определяется их структура, функции и правовое положение.

    Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 20, 22, (23), 24, (28).

    Устав – это сложные документы, структуру и содержание которых определяют сами разработчики. Текст типового устава состоит из разделов:

    Общие положения

    Основные задачи

    Функции

    Права и обязанности

    Руководство

    Взаимоотношения, связи

    Производственно-хозяйственная деятельность

    Имущество, средство

    Контроль, проверка, ревизия деятельности

    Реорганизация и ликвидация предприятия.

    Уставы государственных организаций, предприятий, учреждений утверждают выше стоящие органы (министерство, ведомство).

    Уставы муниципальных предприятий утверждают районные или городские администрации.

    Уставы частных предприятий утверждают владельцы, коллективы и регистрации в областных городских или районных администрациях.

    Уставы общественных организаций принимают и утверждают съезды этих организаций.

    16. Характеристика распорядительных документов.

    Распорядительный документ играет очень важную роль в управлении учреждениями, предприятиями, организациями.

    Издание распорядительных документов обязательно. Во-первых, по организационным вопросам.

    По вопросам планирования

    Производства

    Строительства

    Материально-технического сбыта и снабжения

    Финансов и кредита

    Труда и з/п.

    Распорядительные документы носят административный характер, они обращены к нижестоящим или подчиненным организациям, группам или отдельным должностным лицам.

    К распорядительным документам относятся:

    Приказы

    Распоряжения

    Указания

    Постановления и т.д.

    Проект распорядительных документов может быть подготовлен структурным подразделением, или отдельной специальной или рабочей группой.

    Для подготовки проекта документа надо изучить суть вопроса, просмотреть предыдущие документы по данному вопросу, учесть различия мнений и написать проект документа. Проект обсуждают и принимают на заседании коллегиального органа или согласовывают и подписывают у руководителя организации.

    Подготовленный документ доводят до сведения заинтересованных сторон.

    17. Документ «приказ» (определение, реквизиты, правила составления).

    Приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе едино начала, в целях разрешения основных задач, стоящих перед данными органами.

    Приказ по основной деятельности

    Приказ по личному составу.

    Приказы по личному составу используется для документирования, приема, перевода, увольнения и другого движения кадров.

    Реквизиты: 08, 10, 11, 12, 14, 18, 20, 22, (23), (24), (27), (28).

    Текст приказа по основной деятельности состоит из двух частей:

    Констатирующая

    Распорядительная.

    Приказы могут издаваться как по инициативе, так и для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, органов власти и управления.

    В инициативных приказах в констатирующей части излагаются цели и задачи, предписываемых приказом управленческих действий, даются объяснения необходимости исполнения приказа.

    В приказах издаваемых для исполнения распорядительных документов выше стоящих организаций, констатирующая часть содержит название вида документа, автора, дату, №, заголовок к тексту этого документа.

    Распорядительную часть начинают со слова «приказываю», которое пишут прописными буквами от левого поля, текст делят на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Распорядительные пункты строят последовательно, по схеме:

      исполнитель (наименование должности, фамилия и инициалы или структурные подразделения в данном предприятии)

      действие (главное в неопределенной форме осуществить, обеспечить, подготовить, отгрузить и т.п.)

      срок исполнения (приводится или в каждом пункте приказа, или выделяется в один обобщенный пункт для всех предписываемых действий).

    Последний пункт приказа формулируют следующим образом: контроль за исполнением приказа возложить на (наименование должности, фамилия, инициалы).

    Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле писать не надо.

    Проект приказа до подписания согласовывают (визируют) с руководителем

    структурного подразделения, зам.руководителя, отвечающего за данные вопросы, должностными лицами, ответственными за исполнение приказа, юрисконсультом. Может осуществляться и внешнее согласование с разными организациями, если приказ затрагивает их интересы, дата приказа – это дата его подписания, начало его действия. Подписывает приказ руководитель (заместитель), если должностное лицо, подпись которого заготовлена в проекте приказа, отсутствует, приказ перепечатывают.

    Приказы оформляются на общих или специальных бланках.