Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Необходимость и процедура получения промышленной лицензии. Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность. Возможен ли отказ

    Необходимость и процедура получения промышленной лицензии. Кому не требуется лицензия на образовательную деятельность. Возможен ли отказ

    С 2013 года коммерческие организации и ИП получили право оказывать услуги в сфере образования наравне с некоммерческими организациями. Услуги в области образования . Ранее мы расмотрели полный , в этой статье расскажем, как получить лицензию на образовательную .

    Кому нужна лицензия

    Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель . Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

    Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей - если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии.

    В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии - если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

    Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

    Получение лицензии на образовательную деятельность - сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

    Лицензия выдаётся бессрочно , и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

    Лицензионные требования

    Положение о лицензировании устанавливает в 2019 году следующие требования к соискателям:

    • собственное или арендованное здание (помещение), соответствующее заявленным образовательным программам;
    • санитарно-эпидемиологическое заключение на это помещение;
    • материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с требованиями федеральных стандартов ;
    • соблюдение условий охраны здоровья обучающихся;
    • собственные разработанные образовательные программы ;
    • печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы по этим программам;
    • штатные или привлеченные по гражданско-правовому договору педагогические работники, имеющие профессиональное образование и стаж работы.

    Полный перечень требований, в зависимости от типа образования, смотрите в тексте Постановления .

    В нормативных актах, регулирующих лицензирование образовательной деятельности, не совсем чётко рассмотрен вопрос об организационно-правовой форме лицензиата. В законе об образовании № 273-ФЗ даётся следующее понятие образовательной организации: «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности». Понятие «организация, осуществляющая обучение» означает юридическое лицо, которое ведёт эту деятельность в качестве дополнительной.

    • образовательные организации;
    • организации, осуществляющие обучение;
    • индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности может быть получена независимо от правовой формы и коммерческой направленности лицензиата. При этом ООО получить лицензию на образовательную деятельность может, если это направление бизнеса будет дополнительным, а не основным.

    Документы для получения лицензии

    Соискатель лицензии должен документально подтвердить, что им созданы все необходимые условия для оказания услуг в сфере образования. Для этого соберите такой пакет документов:

    • заявление о предоставлении лицензии;
    • документ, подтверждающий право пользования помещением (копия свидетельства о праве собственности, договора аренды или субаренды);
    • копия устава ООО или копия свидетельства о регистрации ИП;
    • копия листа записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
    • копия свидетельства о налоговом учете ООО или ИП;
    • копии заключений СЭС и Госпожнадзора о соответствии помещения необходимым требованиям;
    • справка об условиях для функционирования электронной информационно-образовательной среды;
    • справка о печатных и электронных ресурсах;
    • справка о педагогических работниках;
    • справка об утверждении образовательных программ;
    • справка об условиях для получения образования обучающимися с ОВЗ;
    • справка о материально-техническом обеспечении;
    • подтверждение оплаты госпошлины на сумму 7500 рублей;
    • опись документов.

    Формы справок доступны на сайте Минобразования.

    Порядок получения лицензии

    Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Рособрнадзор и региональные исполнительные органы. В Рособрандзор надо обращаться, если планируется открытие:

    • высшего учебного заведения;
    • организации федерального значения;
    • российской организации, расположенной за пределами РФ;
    • иностранной организации на территории России.

    Записаться на приём в Рособрандзор можно онлайн на официальном сайте.

    В остальных случаях обращайтесь в региональные государственные органы, имеющие право выдавать лицензии. Контакты этих учреждений опубликованы на сайте Рособрандзора, чтобы найти их, выберите свой регион на интерактивной карте.

    Порядок получения образовательный лицензии состоит из следующих шагов:

    1. Изучите СНиП и СанПин для вашего направления обучения.
    2. Подготовьте помещение и оборудуйте его согласно требованиям и стандартам.
    3. Получите на помещение заключение СЭС и пожарной инспекции.
    4. Разработайте и утвердите образовательные программы.
    5. Убедитесь, что педагоги вашей организации имеют необходимые документы об образовании, квалификации, стаже работы.
    6. Приобретите мебель, оборудование, технику, учебную литературу, методические пособия для проведения занятий.
    7. Оплатите госпошлину на выдачу лицензии.
    8. Подайте документы в лицензирующий орган.

    Документы принимаются по описи, если в них обнаружены недостатки, то они возвращаются соискателю на доработку (сроком до 30 дней). После этого начинается этап проверки достоверности поданных сведений, причем, не только документальной, но и с выездом на место. В течение 60 дней с даты регистрации заявления чиновники выдают разрешение или отказ в получении лицензии.

    Отказ должен быть мотивированным и возможен по двум основаниям: недостоверность сведений или отсутствие условий для процесса обучения. Госпошлина в случае отказа не возвращается.

    Что будет, если работать без лицензии

    За предоставление услуг образования без лицензии предусмотрена административная, налоговая и уголовная ответственность. Суммы штрафов могут достигать 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы - до пяти лет. Конечно, такое суровое наказание применяется крайне редко, когда работа без лицензии причинила крупный ущерб или был получен доход в крупном размере.

    Кроме этого, оказание услуг без лицензии снижает конкурентность образовательной организации:

    • нет льгот при участии в аукционе на право аренды муниципальной недвижимости;
    • не признаётся документ о получении образования или повышения квалификации;
    • обучающиеся в нелицензированной организации не могут получить налоговый вычет по затратам на обучение;
    • серьёзные рекламные источники не принимают объявлений таких организаций.

    • Срок получения лицензии: от 2 месяцев
    • Стоимость получения: от 150 000 руб.
    • Срок действия лицензии: бессрочно

    Постановление Правительства РФ от 25 мая 2014 года излагает изменения, внесенные в п. 3 «Положения о лицензировании», установленное ПП РФ N 682 от 04 июля 2012 года. Этот пункт устанавливает перечень работ, которые необходимо исполнять во время проведения экспертизы по промбезопасности. По данным изменениям, организации должны переоформлять лицензии на осуществление деятельности, связанной с проведением процедуры экспертизы по промбезопасности, если данные лицензии были выданы до вступления в силу вышеуказанных изменений. Переоформление должно происходить в порядке, указанном в положениях ч. 9 и ч. 17 ст. 18 Федерального Закона N 99-ФЗ.

    Согласно второй редакции Положения о лицензировании (ПП РФ N682) от 06.10.2015 г., в области промбезопасности лицензированию подлежат следующие направления деятельности:

    • Экспертиза промышленной безопасности документации, которая устанавливает ликвидацию/консервацию объектов опасного производства (ОПО).
    • Экспертиза документов, связанных с техническим перевооружением опасных производственных объектов (например, тепловых установок и сетей, подъемных сооружений и т.д.), которые не вошли в основную документацию – согласно закону о градостроительстве, они подлежит отдельной экспертизе.
    • Экспертиза технических устройств, проходящих эксплуатацию на опасном производстве, которая осуществляется, если её необходимость установлена ст. 7 ФЗ «О промбезопасности ОПО».
    • Экспертиза зданий и сооружений, которые находятся на территории опасного промобъекта и используются для хранения продукции или сырья, осуществления рабочих процессов, перемещения грузов или живой силы, а также локализации или ликвидации последствий в случае аварии.
    • Экспертиза декларации промышленной безопасности, которая уже разработана или вновь находится в разработке.
    • Экспертиза, обосновывающая безопасность конкретного ОПО; экспертиза изменений, которые вносятся в документы, поясняющие безопасность такого ОПО.

    Лицензирование экспертизы промышленной безопасности

    Область деятельности, связанная с промышленной безопасностью, крайне важна, поскольку она связана не только с охраной экологии, но и с защитой жизни и здоровья граждан, и любая ошибка может быть опасной. Лицензия на осуществление экспертизы промышленной безопасности – вовсе не формальное требование государственных органов. Законы жестко устанавливают процедуру ее получения, а сам процесс требует обязательного прохождения этапов получения лицензии ЭПБ не только в Москве, но и по России:

    • е сли документы не соответствуют требованиям, кандидат уведомляется о необходимости переоформлять документы;
    • при правильном оформлении документации, она передается в территориальный орган Ростехнадзора.

    4. Прохождение предлицензионной проверки. Кандидат получает уведомление о проведении внеплановой проверки. При проведении проверки уполномоченный представитель Ростехнадзора сверяет полученную документацию с оригиналами и консультируется с работниками организации, а также с её руководством.
    5. Составление Акта о проверке. В зависимости от результатов проверки, работником Ростехнадзора составляется акт, говорящий о несоответствии или соответствии компании установленным требованиям получения лицензии РТН на осуществление экспертизы промышленной безопасности, и в нем выносится один из двух вердиктов:

    • в отрицательном акте указываются причины, по которым вынесли вердикт об отказе в лицензировании, и кандидату будет необходимо подать документы заново;
    • положительный акт влечет за собой отправление документов в орган, занимающийся надзором в области, связанной с определенным видом деятельности по промбезопасности, где собирается работать кандидат.

    6. Проверка документов. При проверке документов в управлении проверяются удостоверения экспертов и их квалификация. Если по этим параметрам нет возражений, одобрение на выдачу лицензии направляется в Центральное управление.

    7. Получение лицензии. Лицензия на проведение ЭПБ выдается руководству организации или доверенному лицу в Центральном управлении.

    Документы, предоставляемые для получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности

    1. Оригинал банковского документа, подтверждающего уплату госпошлины за рассмотрение заявки на предоставление лицензии, и ее оформление;

    2. Нотариальная копия Устава

    3. Решение или протокол участников организации, утверждающее его создание.

    4. Нотариальная копия решения или протокола о назначении руководства компании

    5. Нотариальная копия свидетельства ОГРН

    6. Заверенное нотариусом свидетельство ИНН

    7. Нотариальные копии свидетельств о регистрации изменений в учредительные документы, ЕГРЮЛ и перерегистрации

    8. Нотариальная копия кодов статистики

    9. Нотариальная копия выписки ЕГРЮЛ (не позднее месяца с даты её получения)

    10. Оригинал банковских реквизитов, подписанный руководителем

    11. Заверенные нотариусом документы, подтверждающие образование руководителей и сотрудников компании

    12. Заверенные нотариусом копии удостоверений экспертов

    13. Заверенные нотариусом копии протоколов об аттестации сотрудников

    14. Нотариальные копии удостоверений о проверке знаний руководства и сотрудников компании

    15. Нотариальные копии трудовых книжек руководства и работников организации

    16. Оригинал доверенности на представителя компании, подающего документы

    17. Нотариальная копия договора о предоставлении услуг лаборатории НК

    Переоформление лицензии на экспертизу промышленной безопасности

    Федеральный закон N307-ФЗ, вступивший в силу в ноябре 2015 года, уточняет некоторые положения, связанные с регулированием лицензирования в сфере промышленной безопасности. Из-за этого переоформлению подлежат некоторые виды уже выданных лицензий. Необходимо переоформить:

    • лицензии, в которые не включались списки оказываемых в рамках осуществления деятельности услуг или выполняемых работ;
    • лицензии, в которые включались списки работ и услуг, выполняемых и оказываемых при осуществлении деятельности, при условии, что в эти перечни законодательно вносились изменения;
    • лицензии на виды деятельности, у которых изменилось название.

    Процедура переоформления лицензий происходит в установленном порядке.

    Схема переоформления лицензий ЭПБ:

    1. Составляется заявление на переоформление лицензии.

    Законодательство, регулирующее в России сферу образовательных услуг, в последние годы весьма существенно изменилось. С одной стороны, теперь обучение могут осуществлять не только государственные учреждения, но и коммерческие организации, с другой же, было введено обязательное лицензирование любой подобной деятельности. Именно поэтому особую актуальность приобрел вопрос, нужна ли образовательная лицензия в том или ином случае.

    Если вам нужна образовательная лицензия под ключ без лишней бюрократии, то закажите ее оформление у профессионалов.

    Законодательные акты, определяющие необходимость образовательной лицензии

    Перед тем, как рассмотреть виды услуг, когда нужна лицензия на образовательную деятельность, необходимо перечислить основные законодательные акты, регулирующие сферу образования в настоящее время. К их числу относится:

    • Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, изданный 29.12.2012 года
    • Закон «О лицензировании…» №99-ФЗ, подписанный 04.05.2011 года
    • Постановление Правительства РФ №966, датированное 28.10.2013 года

    В первых двух указанных Федеральных Законах содержатся основные положения, регулирующие сферу оказания образовательных услуг. Особенно много нововведений содержит принятый недавно Закон об образовании. Именно в нем содержится утвердительный ответ на актуальный и злободневный вопрос, нужна ли образовательная лицензия.

    Разработанное и подписанное несколько позднее Постановление №966 содержит конкретный перечень услуг, когда нужна образовательная лицензия, а также описание случаев, когда ее получение не требуется.

    Виды образовательных услуг, при оказании которых нужна лицензия

    Указанными выше законодательными актами предусматривается обязательное получение лицензии на образовательную деятельность, если организация или индивидуальный предприниматель оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению. Для более точного представления о конкретных видах образовательной деятельности, которая подлежит лицензированию, следует рассмотреть каждый из них в отдельности.

    Дошкольное и среднее общее образование

    Вид образовательной деятельности, с которым сталкивается абсолютно каждый человек. После внесения изменений в федеральное законодательство, подобные услуги могут оказывать как некоммерческие, так и коммерческие организации. При этом им требуется обязательное получение лицензии.

    Профессиональное образование

    Один из самых распространенных видов образовательной услуги. Он включает в себя четыре уровня:

    • среднее профессиональное;
    • высшее с присвоением степени бакалавра;
    • высшее с присвоением степени магистра или специалиста;
    • высшее с подготовкой специалистов высшей категории (аспирантура, стажировка, ординатура).

    Профессиональным образованием имеют право заниматься только образовательные организации.

    Дополнительное профессиональное образование

    Данный вид образовательных услуг могут оказывать только некоммерческие организации. Различают два основных типа образовательных программ, целью которых является:

    • повышение квалификации;
    • профессиональная переподготовка.

    Профессиональное обучение

    Образовательные услуги по профессиональному обучению также могут оказываться любыми организациями, как коммерческими, так и некоммерческими. При этом различают три вида программ:

    • подготовка рабочих по профессиям, служащих по должностям;
    • переподготовка рабочих и служащих;
    • повышение квалификации рабочих и служащих.

    Перечисленные выше виды услуг содержат практически полный перечень ситуаций, когда нужна лицензия на образовательную деятельность.

    Случаи, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется

    В настоящее время действующим законодательством предусматривается лишь один случай, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. Он представляет собой ситуацию, при которой услугу оказывает лично официально зарегистрированный индивидуальный предприниматель. При этом он не может нанимать других специалистов, работая только самостоятельно. Примерами такой деятельности являются услуги репетитора, частного преподавателя, обладающего необходимым стажем работы и образованием. Также без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

    До введения в действие Постановления №966 получение лицензии не требовалось в тех случаях, когда в результате учебы не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании. Примерами подобных ситуаций являются тренинги, семинары или лекции. Последние изменения привели к тому, что данной деятельностью можно заниматься без лицензии, но это связано с тем, что она не является образовательной. По новой классификации подобные услуги относятся к культурным или досуговым.

    Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

    1. Представление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов. Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

    Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

    Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

    Фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;

    Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

    Лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

    К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

    Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

    Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

    Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

    Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

    Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

    2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

    Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

    3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии; в случае отказа в предоставлении лицензии уведомление направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

    В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором указываются:

    Наименование лицензирующего органа;

    Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

    Фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

    Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);

    Срок действия лицензии;

    Идентификационный номер налогоплательщика;

    Номер лицензии;

    Дата принятия решения о предоставлении лицензии.

    Предыдущая

    В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

    Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

    Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

    Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

    Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

    Лицензирование связано также с такими действиями:

    • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
    • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
    • возобновлением или прекращением действия лицензий;
    • аннулированием лицензий;
    • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
    • ведением реестров лицензий;
    • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

    Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

    Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

    Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

    Наименование нормативного акта Характеристика
    Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
    ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
    Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
    • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
    • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
    • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
    Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
    ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
    Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
    Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

    Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

    Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

    Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

    Таблица: перечень лицензирующих органов

    За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

    Виды деятельности, подлежащие лицензированию

    Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

    Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

    Вид деятельности Коды ОКВЭД
    Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
    Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
    Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
    Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
    Услуги связи 61.10
    Изготовление и продажа алкоголя 51.34
    Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
    Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
    Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
    Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

    Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

    Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

    Порядок получения лицензии ИП

    Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

    В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

    • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
    • содержать активный рабочий штаб;
    • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
    • иметь сформированный капитал.

    Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

    • банковских операций при создании банка;
    • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • работ в области использования атомной энергии;
    • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

    Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

    Заявление на предоставление лицензии

    На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

    В заявлении ИП указывает данные такого рода:

    • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
    • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
    • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
    • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
    • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
    • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

    В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

    Сбор документов

    • паспорта;
    • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
    • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
    • заявления на получении лицензии;
    • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

    Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

    Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

    Оплата госпошлины

    Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

    Подача документов в лицензирующий орган

    Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

    Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

    В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

    Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

    Получение готового документа

    После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

    Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

    В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

    Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

    В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

    Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

    Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

    Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

    Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

    • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
    • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
    • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
    • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

    Пользователь таких прав обязан:

    • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
    • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
    • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
    • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
    • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

    Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

    Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

    • неисполнения одной из сторон условий договора;
    • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
    • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
    • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
    • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
    • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
    • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
    • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

    Действие лицензии по времени и территориально

    В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

    Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

    • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
    • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
    • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
    • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
    • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
    • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

    Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

    ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

    Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

    В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

    Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

    Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

    • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
    • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
    • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

    Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

    Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

    • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
    • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

    Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

    Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

    За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

    • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
    • конфискацию нелегально полученного дохода;
    • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
    • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
    • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
    • лишение свободы на срок до 3 лет.

    На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

    Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

    Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

    Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.