Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • О месте нормы в элементарной структуре уголовного права. Эколого-правовая норма как элементарная частица системы экологического законодательства В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на

    О месте нормы в элементарной структуре уголовного права. Эколого-правовая норма как элементарная частица системы экологического законодательства В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на

    Норма права – это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права – это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.

    Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей. Право состоит из нормативных установок как сгустков человеческих знаний. Юридическая норма – это тоже нормативная установка, но определенным образом оформленная, т.е. выраженная в законодательстве. Нормативная правовая установка, следовательно, - элемент естественного права, юридическая норма – элемент позитивного права. Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств). Норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т.е. рассматривает его как вид общественного отношения. Эти признаки, включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации. Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. Правовая норма является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи, как и сами отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей. Норма права - общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное действие. Абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков. Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобязательное правило поведения. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов. Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием - моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения. Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отражение того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида. В современных условиях совершенствование норм права идет по двум

    основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом. Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются: точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами. В процессе дискуссии о понимании права взгляд на правовые нормы как на основное содержание, довольно резко критиковался как «узконормативное, нормативистское, позитивистское понимание права». Нормативное понимание критиковалось за сведение права к текстам нормативных актов, за отрыв от практики реализации законов, за умаление значения (или недостаточное признание) прав и свобод личности, а также нравственных основ права. Некоторые из этих упреков справедливы в том отношении, что в правоведении существует тенденция ограничиваться комментированием текстов нормативных актов без исследования практики их осуществления. Изучение текстов нормативных актов в отрыве от правовых отношений, их содержания, динамики и гарантий реализации, без учета особенностей общественного правосознания и традиций правоприменительной практики существенно препятствует подготовке обоснованных предложений о совершенствовании законодательства, а также системы гарантий укрепления законности и правопорядка. Сведение права к текстам законов и иных нормативно-правовых актов не давало возможности выявить собственно юридическое содержание этих актов, отделив предписания от деклараций и дефиниций; взгляд на тексты и нормы законов как на «приказ государства» вел к выводу, что даже и закрепление законом прав граждан является велением, ограничивающим их свободу, «хотя бы уже потому, что закрепляются именно такие, а не иные права, что именно этими, а не иными правами разрешается пользоваться. Кроме того, указываются возможности и характер пользования правами». Однако критика взглядов на право как лишь на тексты закона, выражающие веления, приказы государственной власти, содержится и в трудах сторонников нормативного понимания права, большая часть которых видит в праве социальную реальность, существующую не только как нормы и тексты, но и как их отражение в сознании общества (право-сознание), и как реализация норм в отношениях между людьми (право-отношение), и как динамичная практика осуществления правовой системы в целом (право-порядок). Спор идет о том, существует ли в правовой системе какое-либо ведущее, определяющее начало,

    или все вообще правовые явления равнозначны, когда речь идет о праве.

    В процессе дискуссии о понимании права именно по этой проблеме

    сформировались две основные позиции: одни теоретики считают, что право

    состоит из норм, изложенных в законах и иных источниках права (нормативное,

    «узкое понимание права»), другие включают в содержание права не только

    нормы, но и субъективные права, правосознание, практику реализации права,

    законность и правопорядок и другие правовые, а также моральные явления

    («широкое понимание права»).

    Критически анализируя взгляды сторонников «широкого понимания права»,

    О.С. Иоффе обоснованно отмечал, что главным является «ответ на один важный

    вопрос - субординированы или только координированы включаемые ими в право

    разные элементы? Если субординированы, причем субординированы именно

    системой норм, тогда нет спора или остается всего лишь спор о словах: право

    Не только нормы; но все остальное, входящее в право, подчинено нормам и

    производно от них. Если же координированы, и значит, что ни один из

    элементов не подчинен другому, то отсюда следует, что действие норм может

    быть парализовано субъективными правами, как и действие прав - нормами, что

    правосознание и мораль способны помочь не только формированию и применению

    закона, но и отказу от его действия независимо от воли законодателя».

    Отсюда с непреложностью следует возможность отказа от выполнения или

    применения любого из действующих законов под тем предлогом, что этот закон

    не соответствует чьим-то представлениям о содержании права, нравственности,

    правосознанию, судебной или иной практике и т.п. На основе «широкого

    понимания права», считающего правом неопределенный круг общественных и

    индивидуальных явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к праву или

    близкое к нему терминологическое обозначение, практически невозможно

    отличить правомерное поведение от неправомерного, юридически значимое от

    юридически безразличного, обязательное от необязательного и т.п.

    Элементарные частицы – основные структурные элементы микромира. Элементарные частицы могут быть составными (протон, нейтрон) инесоставными (электрон, нейтрино, фотон). К настоящему времени обнаружено более 400 частиц и их античастиц. Некоторые элементарные частицы обладают необычными свойствами. Так, долгое время считалось, что частица нейтрино не имеет массы покоя. В 30‑е гг. XX в. при изучении бета‑распада было обнаружено, что распределение по энергиям электронов, испускаемых радиоактивными ядрами, происходит непрерывно. Из этого следовало, что или не выполняется закон сохранения энергии, или кроме электронов испускаются трудно регистрируемые частицы, подобные фотонам с нулевой массой покоя, уносящие часть энергии. Ученые предположили, что это нейтрино. Однако зарегистрировать нейтрино экспериментально удалось только в 1956 г. на огромных подземных установках. Сложность регистрации этих частиц заключается в том, что захват частиц нейтрино происходит чрезвычайно редко из‑за их высокой проникающей способности. В ходе экспериментов было установлено, что масса покоя нейтрино не равна нулю, хотя от нуля отличается ненамного. Интересными свойствами обладают и античастицы. Они имеют многие из тех же признаков, что и их частицы‑двойники (массу, спин, 1 время жизни и т. д.), но отличаются от них знаками электрического заряда или другими характеристиками.

    В 1928 г. П. Дирак предсказал существование античастицы электрона – позитрона, который был обнаружен спустя четыре года К. Андерсоном в составе космических лучей. Электрон и позитрон – не единственная пара частиц‑двойников, все элементарные частицы, кроме нейтральных, имеют свои античастицы. При столкновении частицы и античастицы происходит их аннигиляция (от лат. annihilatio – превращение в ничто) – превращение элементарных частиц и античастиц в другие частицы, число и вид которых определяются законами сохранения. Например, в результате аннигиляции пары электрон– позитрон рождаются фотоны. Число обнаруженных элементарных частиц со временем увеличивается. Вместе с тем продолжается поиск фундаментальных частиц, которые могли бы быть составными «кирпичиками» для построения известных частиц. Гипотеза о существовании подобного рода частиц, названных кварками, была высказана в 1964 г. американским физиком М. Гелл‑Маном (Нобелевская премия 1969 г.).

    Элементарные частицы обладают большим количеством характеристик. Одна из отличительных особенностей кварков заключается в том, что они имеют дробные электрические заряды. Кварки могут соединяться друг с другом парами и тройками. Соединение трех кварков образует барионы (протоны и нейтроны). В свободном состоянии кварки не наблюдались. Однако кварковая модель позволила определить квантовые числа многих элементарных частиц.

    Элементарные частицы классифицируют по следующим признакам: массе частицы, электрическому заряду, типу физического взаимодействия, в котором участвуют элементарные частицы, времени жизни частиц, спину и др.

    В зависимости от массы покоя частицы (масса ее покоя, которая определяется по отношению к массе покоя электрона, считающегося самой легкой из всех частиц, имеющих массу) выделяют:

    ♦ фотоны (греч. photos – частицы, которые не имеют массы покоя и движутся со скоростью света);

    ♦ лептоны (греч. leptos – легкий) – легкие частицы (электрон и нейтрино);

    ♦ мезоны (греч. mesos – средний) – средние частицы с массой от одной до тысячи масс электрона (пи‑мезон, ка‑мезон и др.);

    ♦ барионы (греч. barys – тяжелый) – тяжелые частицы с массой более тысячи масс электрона (протоны, нейтроны и др.).

    В зависимости от электрического заряда выделяют:

    ♦ частицы с отрицательным зарядом (например, электроны);

    ♦ частицы с положительным зарядом (например, протон, позитроны);

    ♦ частицы с нулевым зарядом (например, нейтрино).

    Существуют частицы с дробным зарядом – кварки. С учетом типа фундаментального взаимодействия, в котором участвуют частицы, среди них выделяют:

    ♦ адроны (греч. adros – крупный, сильный), участвующие в электромагнитном, сильном и слабом взаимодействии;

    ♦ лептоны, участвующие только в электромагнитном и слабом взаимодействии;

    ♦ частицы – переносчики взаимодействий (фотоны – переносчики электромагнитного взаимодействия; гравитоны – переносчики гравитационного взаимодействия; глюоны – переносчики сильного взаимодействия; промежуточные векторные бозоны – переносчики слабого взаимодействия).

    По времени жизни частицы делятся на стабильные, квазистабильные и нестабильные. Большинство элементарных частиц нестабильно, время их жизни – 10 ‑10 ‑10 ‑24 с. Стабильные частицы не распадаются длительное время. Они могут существовать от бесконечности до 10 ‑10 с. Стабильными частицами считаются фотон, нейтрино, протон и электрон. Квазистабильные частицы распадаются в результате электромагнитного и слабого взаимодействия, иначе их называют резонансами. Время их жизни составляет 10 ‑24 ‑10 ‑26 с.

    Страница 1 из 2

    1. Понятие правовой нормы

    Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и фор­мой и в системообразующих процессах с другими нормами со­ставляет содержание права в целом.

    Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэто­му ей можно дать определение, идентичное по своему значе­нию определению права в целом.

    Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило пове­дения, выражающее обусловленную материальными условия­ми жизни общества волю и интересы народа, активно воздейст­вующее на общественные отношения с целью их упорядочить.

    Никакое государственно-организованное общество не мо­жет обойтись без норм права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков (свойств).

    Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существен­ные черты поведения, т. е. рассматривает его как вид общест­венного отношения. Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализа­ции.

    Нормы права содержат указания на существенные при­знаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, ко­торые государство намерено подвергнуть правовому регулиро­ванию.

    Во-вторых, норма права является повелительным предпи­санием независимо от того, каков его характер: запрет, обязы-вание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то преду­смотрены и меры, принуждающие к его исполнению.

    В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом ме­тоды регулирования совершенно несхожи, как и сами отноше­ния. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невы­полнение обязанностей.

    В-четвертых, норма права - общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкрет­ного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчи­тана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная мо­дель поведения предполагает ее неоднократное действие, а сле­довательно, и "захватить" в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества.

    В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государствен­ных органов, органов местного самоуправления или должност­ных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующе­го закону или иному правовому акту акта государственного ор­гана или органа местного самоуправления, подлежат возмеще­нию Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причине­ния убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие этой нормы, т. е. она регулирует все повторяю­щиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее тре­бования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков.

    Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается одно­кратной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права - общее и общеобя­зательное правило поведения.

    Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, мно­гообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма пра­ва является научным, объективно обоснованным предписани­ем - моделью общественного отношения, отражающей интере­сы общества в развитии данного отношения.

    Общий характер нормы права не вытекает из ее собствен­ной природы. Общее в праве в конечном счете есть отраже­ние того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида.

    В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их "истинность"; упорядочивается их структура и система в целом.

    Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому со­вершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязываю­щих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздейст­вия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.

    Основными условиями, позволяющими добиваться совер­шенствования норм права, являются: точное отражение в пра­вовых предписаниях закономерностей развития государствен­но-правовой надстройки; соответствие норм права требованиям морали и правосознания; соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм; учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управле­ния общественными процессами.

    Подведем краткие итоги: а) норма права может быть опре­делена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участниками общественного отношения данного вида юридиче­ские права и налагает на них юридические обязанности; б) пра­вовая норма является общим правилом поведения, т. е. его об­разцом, эталоном; в) правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как систе­мы; г) правовая норма - государственно-властное предписа­ние; д) правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию.

    2. Структура правовой нормы

    Правовая норма отличается единством, целостностью, не­делимостью. Для нее характерна особая структура, т. е, специ­фическая компоновка содержания, связь и соотношение ее эле­ментов.

    При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой по­нимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элемента­ми, так и законы данных взаимосвязей.

    Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне самостоятель­ное значение. Как отмечает С. С. Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры - подразделе­ния права на отрасли и институты (системы права), не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в струк­туре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права: обеспе­чение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации общественных отношений.

    Структура нормы права оформляет ее внутреннее содер­жание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формиру­ются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма пра­ва представляет собой единство элементов-предписаний, вы­полняющих все указанные выше функции.

    Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента:

    а) гипотеза - указание конкретных фактических жизнен­ных обстоятельств (события, действия людей, совокупность дей­ствий, т. е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие;

    б) диспозиция - "сердцевина" нормы права, т. е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечис­ленным в гипотезе;

    в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершенные рекомендуемые действия. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать в соот­ветствии с предписаниями нормы права.

    Структура нормы права - это и есть связь между ее эле­ментами, или, точнее, способ связи, который состоит, в общем, и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а послед­няя - с санкцией, и наоборот.

    На первый взгляд может показаться, что многие нормы права санкций непосредственно не содержат. Такие нормы име­ются в государственном, административном, земельном, про­цессуальном и некоторых других отраслях права. Но тем не менее за ними стоит возможность государственного принужде­ния. Обычно санкцию следует искать в нормах административ­ного, а в некоторых случаях - уголовного права, потому что эти отрасли как бы "специализируются" на регулировании от­ветственности за нарушение установленного государством по­рядка во многих сферах общественной жизни. Если следова­тель или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не про­цессуального права. Если совершены правонарушения, преду­смотренные нормами земельного права, то применяются санк­ции норм административного, а в некоторых случаях и уголов­ного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта.

    Когда утверждают, что санкция - не обязательный эле­мент правовой нормы, то, no-существу, путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном ис­полнении норм права большинством членов общества с вопро­сом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности государственного прину­ждения.

    Проблема структуры нормы права относится к числу дис­куссионных. Мнения правоведов разделились: одна группа ав­торов (П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев и др.) полагает, что нор­ма права имеет три элемента, другая (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев) придерживается двучленной схемы.

    С. С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание - два: или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. На наш взгляд, трехчлен­ная структура нормы права - объективная реальность, внут­ренне присущее ей свойство. Однако предпринимаются попыт­ки и дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Брат-ко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре эле­мента, так как, по его мнению, гипотеза содержит два элемен­та: гипотезу диспозиции (т. е, гипотезу запрета) и гипотезу санк­ции. В итоге структура запрещающей нормы такова: условия применения запрета - запрет - условия применения санк­ции - санкция.

    предмет естествознания - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты) , образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и специфического характера.

    2 Какие науки относятся к фундаментальным?

    Фундаментальные науки - это естественные науки (т.е. науки о природе во всех ее проявлениях) - физика, химия, биология, науки о космосе, земле.. к фундаментальным относятся науки на основе которых получили свое развитие прикладные. Например, без математики не получила бы развития экономика, без физики и химии не появилась кибернетика, без медицины фармоцептика.

    3 Что такое научная концепция?

    Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предметы, руководящая идея для их систематического освещения.

    4 Какие частицы относятся к элементарным? Классификация элементарных частиц.

    Элемента́рная части́ца - собирательный термин, относящийся к микрообъектам в субъядерном масштабе, которые невозможно расщепить (или пока это не доказано) на составные части. Их строение и поведение изучается физикой элементарных частиц. Понятие элементарных частиц основывается на факте дискретного строения вещества. Ряд элементарных частиц имеет сложную внутреннюю структуру, однако разделить их на части невозможно. Другие элементарные частицы являются бесструктурными и могут считаться первичнымифундаментальными частицами .

    Начиная с 1932 годабыло открыто более 400 элементарных частиц.

    Классификация

    По величине спинавсе элементарные частицы делятся на два класса:фермионы- частицы с полуцелым спином (например,электрон,протон,нейтрон,нейтрино);бозоны- частицы с целым спином (например,фотон).

    По видам взаимодействий элементарные частицы делятся на следующие группы:

    Составные частицы:

    адроны- частицы, участвующие во всех видахфундаментальных взаимодействий. Они состоят изкваркови подразделяются, в свою очередь, на:мезоны(адроны с целымспином, т. е.бозоны);барионы(адроны с полуцелым спином, т. е.фермионы). К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядроатома, -протонинейтрон.

    Фундаментальные (бесструктурные) частицы:

    лептоны- фермионы, которые имеют вид точечных частиц (т. е. не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10 −18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны,мюоны,тау-лептоны) и не наблюдалось длянейтрино. Известны 6 типов лептонов.кварки- дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались. Как и лептоны, делятся на 6 типов и являются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.

    калибровочные бозоны- частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:фотон- частица, переносящаяэлектромагнитное взаимодействие; восемьглюонов- частиц, переносящихсильное взаимодействие; трипромежуточных векторных бозонаW + , W − и Z 0 , переносящие слабое взаимодействие;гравитон- гипотетическая частица, переносящаягравитационное взаимодействие. Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель.

    Адроны и лептоны образуют вещество. Калибровочные бозоны - это кванты разных видовизлучения.

    Кроме того, в Стандартной Моделис необходимостью присутствуетхиггсовский бозон, который, впрочем, пока ещё не обнаружен экспериментально.

    Первоначально термин «элементарная частица» подразумевал нечто абсолютно элементарное, первокирпичик материи. Однако, когда в 1950-хи1960-хгодах были открыты сотни адронов с похожими свойствами, стало ясно, что по крайней мереадроныобладают внутренними степенями свободы, т. е. не являются в строгом смысле слова элементарными. Это подозрение в дальнейшем подтвердилось, когда выяснилось, чтоадронысостоят изкварков.

    Таким образом, мы продвинулись ещё немного вглубь строения вещества: самыми элементарными, точечными частями вещества сейчас считаются лептоныикварки. Для них (вместе с калибровочными бозонами) и применяется термин «фундаментальные частицы».

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    РЕФЕРАТ

    Норма права

    Понятие нормы права

    Норма права является “элементарной частицей” права, исходным элементом его системы. Право и норма права соотносятся между собой как общее и отдельное. Они имеют множество общих признаков, однако их понятия не совпадают между собой.

    Право представляет собою систему норм, выражающих в наиболее общем виде государственную волю, общечеловеческий или классовый характер. Право как система пронизана едиными принципами, обусловленными общественной жизнью. Норма права приобретает свойства, присущие праву в целом только тогда, когда она “встроена” в систему права.

    Итак, норма права, имеет некие специфические признаки, выявив которые можно дать определение понятия “норма права”.

    Во-первых, норма права - это правило поведения, имеющее общий характер. Она распространяется на всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, а также их объединения, которые подпадают под ее регулирующее воздействие. Норма права, в отличие от каких-либо индивидуальных предписаний, приказов, не имеет конкретного адресата. При этом общий характер имеют не только нормы, устанавливающие какое-либо правило поведения (например, “гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой” - ст. 59 Конституции Российской Федерации), но и нормы, учреждающие какой-либо государственный институт (“Президент Российской Федерации является главой государства” - ст. 80 Конституции Российской Федерации), устанавливающие статус и компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций.

    Норма права регулирует не конкретное, единичное отношение и поведение строго определенных субъектов, а множество сходных по содержанию отношений. Правовая норма отражает наиболее типичные, многократно повторяемые связи между людьми, наиболее часто встречающиеся способы их взаимодействия.

    Норма права, таким образом, является абстрактной моделью типичных взаимоотношений между людьми и иными субъектами общественной жизни.

    Вторым признаком правовой нормы является то обстоятельство, что она способна регулировать поведение человека. При этом следует заметить, что регулирующее воздействие на поведение людей могут оказывать не только нормы, устанавливающие вид и меру возможного или должного поведения людей, но и исходные (учредительные) нормы, к которым относятся нормы-принципы, нормы-цели и нормы-определения. Последние устанавливают общие начала и основные направления правового регулирования. Поэтому, хотя в этих нормах не предъявляют конкретных требований к поведению людей, но с содержащимися в них установлениями должны соотносить свое поведение любые социальные субъекты Подробнее см.: Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997, С. 14-19. . Особенно много таких норм содержится в конституциях (основных законах) государств.

    Например, норма-цель заключена в Преамбуле российской Конституции: “мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”. Здесь указывается на цели принятия Основного закона нашего государства и поэтому, в дальнейшем, при реализации иных конституционных норм необходимо руководствоваться не только их содержанием, но и учитывать положения, закрепленные в конституционной Преамбуле.

    Нормы-определения, такие, как например, содержащаяся в ст. 7 Конституции Российской Федерации (“Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”), и нормы-принципы (“все равны перед законом и судом” - ст. 19 Конституции) также оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения, ориентируют на стабилизацию и дальнейшее упрочение фактических форм поведения, создают определенные ориентиры, мотивацию поведения, модели различных вариантов связей граждан и их объединений Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 16. .

    В-третьих, норма права признается государством, которое обеспечивает ее выполнение, охраняет ее от нарушений силой своего принуждения. Однако, как правило, нормы права реализуются гражданами добровольно, что обеспечивается мерами убеждения, воспитания и организации. Если же воздействия этих средств оказывается недостаточным для того, чтобы побудить гражданина исполнить предписание правовой нормы, возникает необходимость в применении мер государственного принуждения.

    Это обстоятельство и отличает нормы права от норм морали, религии, обычаев, традиций, корпоративных норм, которые обеспечиваются различными средствами общественного воздействия. Возможность государственного принуждение как гарантия реализации или охраны от нарушений является особенностью норм права, выделяющим его среди иных социальных норм.

    В том случае, если неправовые социальные нормы будут признаны, санкционированы государством, они приобретают характер норм права. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания закрепляет, что срок погрузки товаров на судне определяется в соответствии с обычаями порта. В данном случае обычная норма (обычай порта) становится нормой права.

    Четвертым признаком правовых норм является общеобязательность. Нормы права содержит не просто рекомендацию, пожелание поступить определенным образом. Она имеет властный характер, обязательна для исполнения. В случае неисполнения правовой нормы в добровольном порядке ее реализация обеспечивается государством принудительно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение правовой нормы является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

    Пятым признаком нормы права является ее формальная определенность. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в строго определенной установленной государством форме, например, в форме нормативного правового акта, судебного прецедента, нормативного договора или правового обычая.

    Кроме того, правовую норму отличает ясность ее содержания гражданам и иным лицам. Она должна быть изложена таким образом, чтобы быть доступной для понимания всеми заинтересованными лицами и исключать положения, допускающие двусмысленные толкования.

    Таким образом, норма права - это формально-определенное, общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством, которое является государственным регулятором общественных отношений и охраняется государством.

    Структура нормы права

    Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.

    Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.

    Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при наличии условий, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.

    Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.

    Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Таким образом, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена в следующей формуле “если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)”.

    Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно увидеть присутствие всех трех элементов. Например, ст. 93 (ч. 3) Конституции Российской Федерации: “Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным”. Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президенте Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.

    Однако не все нормы Конституции Российской Федерации, также как и иные правовые нормы, имеют такую структуру. Так, например, В.О. Лучин полагает, что большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию, которая и выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 56. .

    Вообще, в вопросе о структуре правовой нормы у ученых нет единого мнения. Одни (В.К. Бабаев См.: Советское право как логическая система. М., 1978, С. 168-169. , П.Е. Недбайло См.: Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 1960, С. 67. , В.М. Сырых Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998, С. 110.) полагают, что в структуру правовой нормы обязательно должны входить все три ее составные части. При этом они считают, что норма права не совпадает со статьей нормативного акта. Зачастую, структурные элементы нормы права можно вычленить, проанализировав не одну, а несколько статей нормативного правового акта Следует заметить, что в данном случае предполагается три варианта соотношения правовой нормы и статьи нормативного правового акта:

    1) статья нормативного правового акта и норма права полностью совпадают. В одной статье присутствуют все три элемента правовой нормы;

    2) норма права изложена в нескольких статьях одного и того же нормативного акта или двух и более нормативных актов. Например, в одной статье содержится гипотеза, в другой - диспозиция, в третьей - санкция;

    3) в различных частях одной статьи нормативного правового акта содержится две или несколько юридических норм. .

    Другие ученые, например, С.С. Алексеев Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999, С. 66. , Б.В. Шейндлин Шейндлин Б.В. Сущность советского права. М., 1959, С. 91. придерживаются позиции о том, что норма права, как правило, имеет двухэлементную структуру. Обязательным элементом правовых норм является гипотеза, в регулятивных нормах присутствует диспозиция, а в охранительных - санкция.

    Следует согласиться с мнением тех ученых (В.О. Лучин Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. С. 55. , В.С. Основин Основин В.С. Нормы советского государственного права. С. 40. , Ю.А. Тихомиров Тихомиров Ю.А. Конституционные нормы // Теоретические основы Советской Конституции, М. 1981, С. 132.), которые считают, что о трехчленной правовой норме можно говорить лишь как об общей ее модели, включающей максимальное число элементов, из которых она может состоять. Структура одних норм соответствует данной модели, структура других представлена в виде различных ее модификаций. При этом если гипотеза и санкция являются факультативными элементами правовой нормы, диспозиция присутствует всегда, поскольку составляет сущность правовой нормы.

    Гипотезы как составные части правовых норм подразделяются на несколько видов. В зависимости от строения гипотезы делятся на простые, сложные и альтернативные.

    Простая предполагает наличие какого-либо одного условия, при котором реализуется правовая норма. Например: “Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения” (ст. 15, ч. 3 Конституции Российской Федерации). Гипотезой является часть нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нормативных правовых актов. Условие об опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, является единственным условием для их действия.

    Таким образом, норма с простой гипотезой действует тогда, когда наличествует единственное, указанное в гипотезе условие.

    Сложная гипотеза содержит несколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действие диспозиции в зависимость от наличия всей совокупности содержащихся в них условий.

    Например: “Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет” (ст. 81, ч. 2 Конституции Российской Федерации). В данном случае для действия правовой нормы - возможности избрания Президентом Российской Федерации - необходимо соблюсти одновременно 3 условия - состояние в российском гражданстве, достижение 35-ти лет и проживание на территории России Федерации в течение 10-ти лет.

    Таким образом, норма со сложной гипотезой действует, если имеются в наличии все условия, перечисленные в гипотезе.

    Альтернативная гипотеза указывает на несколько условий, наличие лишь одного из которых позволяет руководствоваться диспозицией правовой нормы.

    Например: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” (ст. 55, ч. 3 Конституции Российской Федерации). В данном случае диспозиция действует при наступлении одного из условий. Ограничение прав человека федеральным законом возможно или тогда, когда это необходимо для защиты основ конституционного строя, или для защиты нравственности, или для защиты иных социальных ценностей, определенных в данной норме.

    Для действия правовых норм, в которых имеется альтернативная гипотеза, необходимо наступление лишь одного из условий, указанных в гипотезе.

    По способу изложения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

    Абстрактные гипотезы, устанавливая условия действия нормы, определяют их общими родовыми признаками. Например: “Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях” (ст. 81, ч. 4 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочия Президента Российской Федерации представлять наше государство внутри страны и на международной арене обусловлены его статусом главы государства. Или: “Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации” (ст. 94 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочие Федерального Собрания осуществлять законодательную власть обусловлено его положением в системе органов государственной власти как парламента.

    И в первом и во втором случаях гипотеза носит абстрактный характер. В данной гипотезе не указывается на частные обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, а дается общее их определение.

    Казуистические От латинского “casus” - случай или конкретно-определенная жизненная ситуация. гипотезы связывают реализацию правовой нормы с отдельными, перечисленными в ней частными случаями, которые невозможно определить через определенные родовые признаки. Примером гипотезы такого рода может быть норма, содержащаяся в статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации: “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”. В данном случае в гипотезе перечисляются наиболее распространенные случаи ущемления равноправия человека и гражданина, в случае возникновения которых действует эта норма.

    Или: “Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению” (ст. 22, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Здесь содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, с наличием которых связывается реализация нормы права.

    Казуистическая гипотеза правовых норм применяется в юридической технике тогда, когда сложно определить какое-либо обстоятельство через родовые признаки, требуется четко указать на совершенно определенные случаи, в которых норма права должна быть реализована.

    Диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

    Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам права возможность действовать определенным образом, определяют тот или иной вариант дозволенного поведения. При изложении правил поведения в управомочивающих диспозициях используются слова: “вправе”, “имеет право”, “может”.

    Например: “Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами” (ст. 35, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Или: “Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы” (ст. 37, ч. 3 Конституции Российской Федерации); “Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию” (ст. 27, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

    Однако управомочивающие диспозиции могут быть сформулированы и иным способом. Например: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними” (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или “Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе” (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации). Однако в любом случае, из их содержание недвусмысленно говорит о том, что некоему субъекту предоставляется возможность действовать определенным образом.

    Обязывающая диспозиция возлагает на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, она предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: “обязан”, “должен”, “подлежит”.

    Например: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры” (ст. 44, ч. 3 Конституции Российской Федерации); или: “Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства” (ст. 2 Конституции Российской Федерации); “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации” (ст. 59, ч. 1 Конституции).

    Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: “Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом” (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей.

    Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством. В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: “не допускается”, “не может”, “не должен”, “не вправе”, “запрещается”.

    Например: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни” (ст. 13, ч. 5 Конституции Российской Федерации); или: “Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной” (ст. 14, ч. 1 Конституции); “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (ст. 21, ч. 2 Конституции); “Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения” (ст. 25 Конституции); “При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона” (ст. 50, ч. 2 Конституции).

    Третий элемент правовой нормы - санкцию - можно подразделить в зависимости от установленных в ней правовых последствий на два вида.

    Правовосстановительные (возместительные) санкции направлены на то, чтобы полностью устранить или сократить ущерб, причиненный неисполнением предписаний, закрепленных в диспозиции.

    Например: “Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются” (ст. 15, ч. 3 Конституции Российской Федерации). В данном случае санкцией является запрет применять законы, неопубликованные официально для всеобщего сведения.

    Кроме того, правовосстановительные санкции могут предусматривать лишение юридической силы закона, противоречащего Конституции; отмену незаконного нормативного правового акта или индивидуального акта; возмещение причиненного ущерба в денежном выражении; возложение на нарушителя обязанности совершить определенные действия в пользу пострадавшей стороны и т.п.

    Штрафные (карательные) санкции направлены на то, чтобы причинить определенные лишения или страдания нарушителю правовой нормы. Перечень штрафных санкций закреплен в законе исчерпывающим образом.

    К такого рода санкциям относятся: предупреждение, выговор, штраф, конфискация имущества, принудительные работы, запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, административный арест, лишение свободы. Следует заметить, что штрафные санкции, даже имеющие имущественный характер (штраф, исправительные работы, конфискация имущества), отличаются от правовосстановительных санкций, поскольку выполняются в пользу государства, а не пострадавшего лица.

    В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на:

    - уголовно-правовые - установленные нормами Уголовного кодекса (штраф, конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность, лишение свободы и иные, закрепленные в УК);

    - административно-правовые - закрепленные в нормах административного права (предупреждение, штраф, конфискация имущества, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, исправительные работы, административный арест сроком до 15-ти суток);

    Дисциплинарные - предусматриваются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение). Особой разновидностью данных санкций является материальная ответственность - обязанность правонарушителя возместить вред, причиненный по его вине работодателю (предприятию, учреждению, организации).

    - гражданско-правовые - предусматриваются нормами гражданского права или договорами за невыполнение гражданско-правовых обязательств (неустойка, пеня, штраф, возмещение убытков, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, принудительное выполнение обязанности).

    В зависимости от степени определенности санкции правовых норм подразделяются на:

    - абсолютно-определенные - они точно указывают на меру государственного воздействия на правонарушителя.

    Например: “Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях” (ст. 79, ч. 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации” См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447.);

    - относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на субъект права в случае несоблюдения им предписаний правовой нормы.

    Например: “Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет” (ст. 281, ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954.); или: “Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет” (ст. 290, ч. 2 Уголовного кодекса). В данном случае срок лишения свободы определен в промежутке “от... до... лет”, а срок лишения права занимать определенные должности - в промежутке “до... лет”.

    - альтернативные санкции устанавливают несколько мер государственного принуждения и позволяют правоприменителю самостоятельно выбрать один из них исходя из обстоятельств дела.

    Например: “Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет” (ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации). В этом случае правоприменитель может либо оштрафовать должностное лицо или лишить его права занимать определенные должности. Выбор меры принуждения зависит в данном случае от тяжести совершенного деяния.

    Виды норм права

    Научно обоснованное подразделение правовых норм на отдельные виды имеет большое практическое и теоретическое значения. Оно позволяет точно определить место каждого вида юридических норм в системе права, уяснить их функции и роль в механизме правового регулирования, определить границы регулирующего воздействия правовых норм отдельного вида на общественные отношения, а также совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

    Во-первых, правовые нормы можно подразделить на виды в зависимости регулируемого вида общественных отношений (предмета правового регулирования) на:

    - конституционные Об особенностях конституционных норм подробнее см.: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М. 2001, С. 173-185. ;

    - гражданские;

    - административные;

    - уголовные;

    - трудовые;

    - нормы семейного права и т.п.

    Во-вторых, нормы права, принадлежащие к различным отраслям, можно подразделить на две большие группы:

    - материальные, которые выражают содержание правомерной деятельности граждан, их объединений, государственных органов и иных субъектов, определяют их правовой статус. Материальные нормы формулируют правомочия и обязанности субъектов права, отвечают на вопрос: “что делать?”.

    Например: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ” (ст. 3, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Или: “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией” (ст. 17, ч. 1 Конституции РФ); или: “Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления” (ст. 21, ч. 1 Конституции Российской Федерации);

    - процессуальные, которые призваны обеспечить претворение в жизнь материальных норм, закрепляя порядок, способы, формы их осуществления. Процессуальные нормы содержат ответ на вопрос: “как?”, “каким образом реализуются материальные нормы?”.

    Следует заметить, что, как правило, процессуальные нормы содержатся в нормативных правовых актах, устанавливающих некоторые юридические процедуры (Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” и т.п.). К примеру: “Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента предварительного изучения обращения судьей (судьями)” (ст. 42, ч. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”).

    Однако, процессуальные нормы могут содержаться и в иных источниках права. Например, процессуальный характер имеют нормы, содержащиеся в ст. 33 Конституции Российской Федерации: “Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления”; или в ст. 66 (ч. 2) Конституции: “Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации”.

    В-третьих, в зависимости от способа воздействия норм на общественные отношения нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

    Регулятивные юридические нормы определяют субъективные права и юридические обязанности субъектов права, а также условия их возникновения и действия. Например: “Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства” (ст. 27, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

    Регулятивные нормы, в свою очередь могут быть подразделены на:

    - управомочивающие - предоставляющие субъектам права какие-либо возможности по своему усмотрению совершать положительные действия. Например: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени” (ст. 23, ч. 1 Конституции Российской Федерации);

    Обязывающие, которые возлагают на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия. Например: “Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом” (ст. 24, ч. 2 Конституции Российской Федерации).

    - запрещающие, которые устанавливают обязанность субъекта воздержаться от совершения некоторых действий. Например: “Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются” (ст. 24, ч. 1 Конституции Российской Федерации).

    Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственного принуждения, характер и содержание данных мер. Например: “Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом” (ст. 85, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Здесь не столько закрепляется полномочие Президента Российской Федерации, но и устанавливается мера государственного принуждения, применяемая к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ее содержание - приостановление действия акта, а также условие, когда она применяется - противоречие акта Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Или: “Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения” (ст. 93, ч. 1 Конституции Российской Федерации). В данном случае определена мера государственного принуждения, применяемая к главе государства в случае совершения им тяжкого преступления.

    В-четвертых, юридические нормы в зависимости от роли в механизме правового регулирования подразделяются на исходные (отправные, учредительные), общие и специальные.

    Исходные нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, устанавливают его цели и задачи, закрепляют общие принципы, пределы и направления правового регулирования, вводят правовые понятия и категории. Наибольшее количество исходных правовых норм содержится в Конституции Российской Федерации - Основном законе государства. Они закрепляют основы государственного и общественного строя(ст.ст. 1-15), важнейшие направления экономической и социальной политики государства (ст.ст. 7, 8 и 9), определяют характер, место и роль государства в общественной жизни (ст.ст. 3-5, 10 и 11).

    Исходные нормы также могут устанавливать принципы правового регулирования (нормы-принципы). Например: “Все равны перед законом и судом” (ст. 19, ч. 1 Конституции Российской Федерации). Однако нормы-принципы могут содержаться не только в Конституции, но и в иных источниках права. К примеру, ст. 4 Уголовного кодекса Российской Федерации конкретизирует конституционный принцип равенства применительно к лицам, подвергающимся уголовному преследованию: “Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств”.

    Исходные нормы могут также определять цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования (определительно-установочные нормы). Примером исходных норм подобного рола может быть правовое установление, содержащееся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: “Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников” Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301. .

    Исходными правовыми нормами именуются также нормы, содержащие определение правовых понятий и категорий (нормы-дефиниции). Например: “Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека” (ст. 7, ч. 1 Конституции Российской Федерации); или: “Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”); или: “Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления” (ст. 1, п. 1, абз. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст. 3506. .

    Общие нормы закрепляют правила, которым подчиняется целый род общественных отношений, урегулированных какой-либо отраслью права или целой группой отраслей. Например, общей нормой гражданского права является норма, закрепленная в ст. 11 (п. 1, абз. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации: “Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд”; а общей нормой межотраслевого характера - норма, закрепленная в ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации: “Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”. Как правило, общие нормы содержатся в общей части отрасли права (гражданского, уголовного, административного, муниципального, трудового и т.п.).

    Специальные нормы устанавливают правила, регулирующие какой-либо вид общественных отношений с учетом присущих ему особенностей. Они, как правило, содержатся в особенных частях различных отраслей права. Например: “Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба” (ст. 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации). Общей нормой по отношению к ней является норма, содержащаяся в ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации: “Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере”.

    Общие нормы действуют тогда, когда отсутствует специальная норма, регулирующая отношения данного вида.

    В-пятых, нормы права также можно подразделить на виды в зависимости от субъекта правотворчества, издавшего или санкционировавшего их. Они подразделяются на:

    - конституционные нормы;

    - законодательные нормы;

    - подзаконные нормы.

    Конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им должны соответствовать законодательные и подзаконные нормы. Следующими по юридической силе являются законодательные нормы. Подзаконные нормы принимаются на основе и в соответствии с законодательными.

    Данная классификация правовых норм имеет практическое значение. При возникновении коллизии (противоречия) между правовыми нормами действуют те из них, которые имеют большую юридическую силу.

    В-шестых, по сфере действия правовые нормы подразделяются на нормы общего действия, действующие на территории всего государства. Подобные юридические нормы содержатся, например, в Конституции Российской Федерации, а также в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, изданных федеральными органами государственной власти.

    Воздействие на общественные отношения норм ограниченного действия ограничено территориальными, субъектными, временными или ситуационными рамками. Подобные нормы содержатся, к примеру, в законодательстве субъектов Российской Федерации или в федеральном законодательстве, в случае, если на это имеется непосредственное указание. Например, действие нормы, содержащейся в ст. 11 Федерального конституционного закона “О чрезвычайном положении”, о том, что “указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений”, ограничено периодом чрезвычайного положения.

    Локальные нормы действуют в пределах определенного объединения людей (предприятие, учреждение, организация). К локальным нормам могут быть отнесены нормы, содержащиеся в уставе юридического лица, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка.

    Подобные документы

      Понятие и признаки нормы права, их виды и классификация. Связь понятия "процесса" с правосудием. Структура норм права: гипотеза, диспозиция и санкция. Абсолютно-определенные и относительно-определенные диспозиции. Структурные элементы правовых норм.

      курсовая работа , добавлен 04.03.2009

      Элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция; соотношения нормы права и статьи закона. Принципы гражданского права. Особенности процесса составления и исполнения завещательного распоряжения, требования к свидетелям, обязанности исполнителя.

      контрольная работа , добавлен 07.05.2009

      Понятие нормы права, ее юридическая природа, специфические признаки, классификация. Структура нормы права, элементы "гипотезы", "диспозиции" и "санкции". Способы изложения правовых норм. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

      контрольная работа , добавлен 03.02.2010

      Сущность, особенности и порядок применения административно-правовых норм, их виды и реализация. Отличия от норм гражданского и уголовного права. Гипотеза, диспозиция, санкция как элементы структуры. Понятие и виды источников административного права.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2009

      Понятие, признаки и содержание структуры норм права. Классификация правовых норм. Структура логической нормы, понятие гипотезы, диспозиции, санкции. Структура норм предписания, ее элементы и схема. Соотношение норм права и текстов нормативных актов.

      курсовая работа , добавлен 26.10.2011

      Понятие юридических и правовых норм права, действующих в обществе. Общие черты и отличия социальных и юридических норм. Разновидности общеобязательных правовых предписаний. Элементы структуры норм права: диспозиция, гипотеза и санкция. Виды правовых норм.

      реферат , добавлен 24.11.2009

      Понятие, основные признаки и особенности правовых норм как разновидности социальных норм, их структура и виды. Юридическая характеристика элементов правовой нормы - гипотезы, диспозиции и санкции. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.

      курсовая работа , добавлен 29.10.2013

      Понятие, особенности норм административного права. Обязывающие, стимулирующие, уполномочивающие, рекомендательные и запрещающие нормы. Структура: гипотеза, диспозиция и санкция. Характеристика основных способов реализации административно-правовых норм.

      контрольная работа , добавлен 03.06.2016

      Понятие и признаки норм права, их общеобязательный характер, формальная определенность и микросистемность. Регулятивные и охранительные нормы, их функции. Структура нормы права и характеристика составляющих элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

      курсовая работа , добавлен 23.02.2015

      Понятие и основные признаки правовых норм. Их классификация и структура. Понятие и основные виды элементов норм права. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов. Особенности выделения гипотезы, диспозиции и санкции.