Войти
Образовательный портал. Образование
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • О предоставлении дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением и обслуживанием пожарных машин. Инструкция по соблюдению правил охраны труда и требований безопасности для водителя пожарной машины Услови

    О предоставлении дополнительного отпуска в связи с вредными условиями труда водителям автомобилей, занятым вождением и обслуживанием пожарных машин. Инструкция по соблюдению правил охраны труда и требований безопасности для водителя пожарной машины Услови

    Обязанности, и работа в целом, водителя пожарной машины чрезвычайна важна для всей бригады. Ведь при пожаре от него зависит многое: быстрый приезд к месту возгорания, активация оборудования: специальных приборов, насосов.

    Быстрота прибытия пожарников зависит от множества факторов:

    • дорожной ситуации;
    • доступности источников воды;
    • координации сотрудничества внутри коллектива;
    • опытности шофера.

    Именно шофер, зачастую, должен иметь хорошую реакцию в критических ситуациях, уметь принимать решения быстро, знать короткие пути проезда по населенному пункту, источники воды с бесперебойной подачей.

    Кто может устроиться водителем?

    Чтобы начать карьеру на этой должности, следует обладать такими качествами, как:

    • быть совершеннолетним и дееспособным гражданином;
    • пройти медицинскую комиссию;
    • иметь первый или второй класс вождения;
    • иметь право вождения авто данного типа;
    • пройти специальное обучение.

    Чтобы работать, водитель обязан получить группу допуска, поэтому они должны ежегодно подтверждать свою квалификацию: проходить экзамены по пожаробезопасности и инструктаж по технике безопасности. Кроме того, водители могут подвергнуться проверке или обучению (например, при смене оборудования или авто) без предупреждения в любое время.

    Деятельность водителя регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

    • приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №156 от 31.03.2011 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»;
    • приказом МЧС РФ от №167 от 05.04.2011 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны».

    Полные тексты законов можно скачать, и ознакомиться на любом юридическом портале.

    Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля

    В соответствии с вышеперечисленным законодательством, можно назвать такие обязанности пожарного при заступлении на дежурство:

    • соблюдать приказы командира, начальника караула. Обращаться к вышестоящему начальству;
    • как можно быстрее приезжать на место тушения пожара;
    • хорошо ориентироваться в прикрепленном за участком районе поселения, обладать информацией о коротких дорожных путях, объездах, источниках бесперебойного водоснабжения;
    • уметь применять всю необходимую технику и аппаратуру;
    • исполнять обязанности дневального по гаражу по необходимости;
    • держать машину, во время смены, в состоянии готовности;
    • проверять техническую исправность автомобиля и остальной техники;
    • составлять необходимые отчеты, следить за охраной труда;
    • соблюдать правила пожарной безопасности и технику безопасности;
    • не забывать о высокой пожароопасности топлива;
    • следить за расходом огнетушащих средств;
    • соблюдать правила дорожного движения.

    Обязанности водителя при пожаре:

    • правильно парковать автомобиль при пожаре в специально установленных местах;
    • безопасно выводить машину при сложной ситуации при тушении пожара, предусматривать такую возможность заранее;
    • следить за работой оборудования во время пожара;
    • следить за расходом веществ, необходимых для тушения. В случае их окончания, оповестить старшего начальника.

    Должностная инструкция содержит не только ссылки на обязанности, но и на действия, которые запрещено производить пожарным:

    • передавать управление ТС посторонним, в том числе, и непосредственному начальству;
    • использовать устройства тушения огня, если не было произведено обучение по его использованию.

    Работа водителем пожарного авто очень сложна, и подразумевает огромную ответственность. Она подходит только для физически сильных, быстро соображающих людей. Ведь от их действий зависит не только собственная жизнь и жизнь бригады, но и тех, кому в целом призвана помогать МЧС, то есть всех обычных граждан.

    Оперативный приезд на место где случился пожар, приведение в действие всей аппаратуры, техники и другие действия необходимые для борьбы с пламенем зависят от целого ряда факторов. Пожарный расчет способен быстро приехать к месту пожара при следующих условиях: отсутствие трудностей, пробок на дороге, удобный подъезд к воде, опыт водителя транспортного средства. От того, как оперативно среагирует водитель пожарной машины и исполнит поставленные перед ним задачи зависит количество спасенных жизней, материальная сторона.

    С началом использования автомобильной техники для оснащения пожарных команд в боевой расчет вводится новая штатная единица - водитель . Изначально для этого привлекались автомобилисты энтузиасты, а буквально через год были организованы курсы по подготовке профессиональных пожарных, для которых вводилась новая должность пожарный водитель. Такое решение было вызвано тем, что при тушении пожаров изменилось предназначение транспортного средства - с простой повозки для подвоза воды автомобиль стал оборудоваться сразу несколькими видами пожарных средств. Это означало, что обязанности водителя пожарного автомобиля мог исполнять только высококвалифицированный и подготовленный профессионал.

    С дальнейшим развитием техники автомобиль стал оснащаться еще более современным оборудованием, а это означает что водитель мчс должен не только уметь правильно управлять автомобилем, но и быть спасателем в полном смысле этого слова.

    Виды должностных обязанностей водителя пожарной команды


    Чтобы понимать, что такое обязанности водителя пожарной машины нужно различать:

    • Общие обязанности водителя пожарного автомобиля мчс согласно приказов министерства;
    • Должностная инструкция, которая разрабатывается для конкретных условий службы в части;
    • Должностные обязанности водителя пожарного автомобиля как единицы боевого расчета во время тушения пожара согласно боевого устава.

    К первым документам относятся инструкции и обязанности формирующие общие требования к профессии и расписывающие обязанность водителя в общем виде. Они являются общими для всех подразделений гпс, раскрывают общий порядок взаимодействия, подчиненности и ответственности.

    Должностная инструкция водителя пожарного автомобиля, закрепляемого за конкретным типом техники разрабатывается непосредственно командиром отряда или начальником части. Функциональные обязанности в отличие от устава определяют более четко то, за что отвечает пожарный, кому он должен подчиняться и содержит требование к составу работ, которые он должен выполнять. Эти требования касаются как времени несения дежурства, так и труда во время обслуживания и ремонта автомобиля и оборудования. Эти инструкции могут иметь отличия в разных ведомствах, например, пожарный водитель уфсин или фпс не может привлекаться для операций за пределами учреждений служб. Их обязанность обеспечивать охрану только учреждений этих государственных органов.

    Заступление в караул и боевой выезд обязывает сотрудника выполнять требования боевого расчета, а это значит, что при получении команды о пожаре:

    • он должен незамедлительно начать движение;
    • на месте пожара разместить машину;
    • развернуть пожарное оборудование;
    • обеспечить начало подачи воды или пенной смеси;
    • следить за работой насосов;
    • в случае необходимости обеспечить эвакуацию людей и техники.

    Как стать водителем пожарной машины


    Начало карьеры профессионального спасателя для многих начинается с курсов водителей грузовых автомобилей. Здесь важно не только получить водительские права, но и научиться правильно управлять автомобилем. Служба в большинстве случаев подразумевает открытие со временем новых категорий для управления транспортом - авто с прицепом, большегрузных авто, автобусов, автопоездов.

    Профессиональное обучение проводится в специализированных учебных заведениях МЧС, здесь изучаются отдельные типы автомобилей и оборудования, тактика действий расчетов, обязанности пожарного водителя и других должностей расчета. Обязательно проводятся практические занятия на технике и на учебных полигонах. Обучение состоит из нескольких циклов, каждый новый цикл отвечает за отдельные направления профессии - спасение людей, ликвидация пожаров разного уровня и типа, действия в очагах техногенных катастроф и природных бедствий, миротворческие и гуманитарные операции взаимодействие с другими подразделениями. После окончания обучения водитель пожарной машины распределяется в части где есть вакансия для дальнейшего прохождения службы.

    Что дает служба пожарником


    Служба пожарника всегда была одной из самых опасных и трудных, именно поэтому государство, местные органы власти всегда уделяли большое внимание людям этой профессии.

    Связавшим свою судьбу с работой спасателя государство устанавливает зарплату, зависящую от должностного разряда, специального или воинского звания, классной квалификации и дополнительных видов обеспечения. К должностному окладу выплачиваются надбавки за количество вахт, участия в операциях, выездов на гуманитарное разминирование. Законодательство предусматривает также премирование за высокие показатели и усердие в службе.

    УТВЕРЖДАЮ

    ИНСТРУКЦИЯ

    Ø физические перегрузки (при перемещении тяжелых предметов, например, коле­са, аккумулятора и т. п.);

    Ø неудобная рабочая поза (например, при выполнении ремонтных работ или тех­нического обслуживания под автомобилем).

    1.11. Водитель должен знать о токсичности веществ, входящих в состав бензина, масел и др. и соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи необходимо мыть руки с мылом.


    1.12. Водителю следует помнить о высокой пожароопасности топлива и особое внимание уделять вопросам пожарной безопасности .

    1.13. Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных произ­водственных факторов.

    1.14. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требо­ваний другими работниками: курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

    1.15. Водитель обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, пра­вила внутреннего трудового распорядка: следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным стучаям.

    1.16. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего време­ни и времени отдыха: в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отды­ха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и об­ратиться за медицинской помощью.

    1.17. Водитель, при необходимости, должен уметь оказать первую доврачебную помощь, пользоваться медицинской аптечкой.

    1.18. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности , а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением предприятию материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном по­рядке.

    2. Требования охраны труда перед началом работы

    2.1. Перед началом дежурства водитель должен пройти медицинский осмотр. Водитель, у которого уста­новлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ к работе не допускается.

    Ø не иметь подтеканий топлива, смазочных материалов, воды, пенообразователя и других жидкостей:

    Ø двигатель должен безотказно и легко запускаться стартером и устойчиво рабо­тать на различных режимах;

    Ø системы питания, зажигания, газораспределения, тормозов, смазки, охлаждения, управления автомобилем и насосом должны быть исправными и надежными в работе:

    Ø развал, схождение передних колес и давление воздуха в шинах должны соответ­ствовать установленным нормам:

    Ø свето-электрооборудование и все контрольные приборы должны быть ис­правными:

    Ø крепления агрегатов автомобиля и пожарно-технического оборудования долж­ны быть исправными и надежными;

    Ø свободный ход педалей, рычагов управления, а также рулевого колеса должен соответствовать норме.

    2.5. Постановка в боевой расчет неисправного автомобиля или с неисправностями запрещено.

    2.6. Если автомобиль исправен, следует проверить укомплекто­ванность ее запасным колесом, огнетушителем , медицинской аптечкой и буксировочным тросом: кроме того, автомобиль должен быть снабжен набором исправных инструментов и приспособлений, в том числе, домкратом, переносной лампой, насосом для накачивания шин, гаечными ключами; в автомобиле должны быть упорные колодки для подкладыва­ния под колеса (не менее 2 шт.).

    2.7. Перед заступлением на дежурство водитель должен проверить наличие необходимых до­кументов, в том числе, удостоверения на право вождения автомобиля, а при необходимо­сти еще и талон на право работы на автомобиле.

    3. Требования охраны труда во время работы

    3.1. Пожарные автомобили должны содержаться таким образом, чтобы проходы между ними не загромождались, а доступ к их дверям и отсекам был свободным.

    3.2. В кабине и салоне пожарного автомобиля не должно быть каких-либо посто­ронних предметов.

    3.3. При смене караула запуск двигателя автомобиля должен производиться после осмотра и приемки пожарного оборудования.

    3.4. При работе двигателя выхлопные трубы должны быть соединены с газоотвод­ными каналами: после выключения двигателя гараж необходимо проветрить.

    3.5. При запуске двигателя водителю следует проверить, заторможен ли автомобиль стояночным тормозом, поставлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положе­ние.

    3.6. Начало движения пожарного автомобиля разрешается только после того, как двери кабины и салона боевого расчета будут закрыты, по команде начальника караула или командира отделения.

    3.7. При выезде из гаража водитель должен подать предупредительный сигнал.

    3.8. При следовании на пожар за безопасное движение пожарного автомобиля несет ответственность водитель, для которого обязательно выполнение всех статей Правил до­рожного движения.

    3.9. Некоторые отступления от Правил дорожного движения разрешаются только при наличии на пожарном автомобиле специального звукового сигнала типа – «Сирена» и при условии обеспечения безопасности движения.

    3.10. При транспортном режиме движения при следовании не на оперативное зада­ние пользоваться сиреной водителю запрещается.

    3.11. Водитель должен знать о том, что составу боевого расчета запрешается во время движения пожарного автомобиля курить, высовываться из окон, стоять на поднож­ках, открывать двери.

    3.12. Работники во время движения пожарного автомобиля обязан находиться на закрепленном за ним месте, держась за поручни (ремни).

    3.13. Во время движения пожарного автомобиля водитель должен наблюдать за по­казаниями контрольных приборов.

    3.14. Скорость движения автомобиля следует выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий.

    3.15. Водитель должен выбирать интервал между движущимся автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить.

    3.16. При маневрировании, перестраивании из рада в ряд, обгоне, водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

    3.17. На крутых спусках сцепление и передача должны быть включены: во время длительного спуска не следует пользоваться прямой передачей.

    3.18. С наступлением темноты водитель должен включить осветительные приборы: на неосвещенных участках дороги - дальний или ближний свет фар, а на освещенных - ближний свет фар и (или) габаритные огни.

    3.19. Для того чтобы не ослеплять водителей встречных автомобилей, дальний свет фар следует переключать на ближний за 150 м до идущего навстречу транспортного сред­ства.

    3.20. Водитель должен быть особенно внимательным при движении задним ходом: двигаясь задним ходом, нельзя создавать помех для других участников движения: перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает и что сзади нет людей или каких-нибудь препятствий; для обеспечения безопасности движения води­тель, при необходимости, должен прибегнуть к помощи других лиц.

    3.21. Перед выходом из кабины автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях.

    3.22. Водитель пожарного автомобиля не должен разрешать работникам выхо­дить из автомобиля до полной его остановки.

    3.23. Работник должен выходить из автомобиля только по распоряжению на­чальника караула или другого непосредственного начальника и. как правило, на правую сторону.

    3.24. На месте пожара пожарный автомобиль должен быть установлен на ровной площадке: при этом автомобиль не должен мешать нормальному движению транспорта.

    3.25. Устанавливать автомобиль поперек проезжей части дороги водителю запреща­ется.

    3.26. Останавливать автомобиль на осевой линии дороги или в центре площади можно только по приказу руководителя тушения пожара, начальника караула или другого должностного лица.

    3.27. Пожарный автомобиль должен быть установлен на безопасном расстоянии и. как правило, с наветренной от пожара стороны с целью уменьшения воздействия дыма, газов, искр и теплового излучения.

    3.28. Автомобиль должен быть установлен таким образом, чтобы в случае внезапно­го распространения огня в его сторону, его можно было отвести.

    3.29. Если расстояние между автомобилем и очагом пожара не обеспечивает безо­пасность, то необходимо защищать автомобиль от воздействия теплового излучения рас­пыленными водяными струями или воздушно-механической пеной.

    3.30. Расстояние от пожарного автомобиля до здания или сооружения, которое мо­жет обрушиться при пожаре, должно быть не менее высоты этого сооружения.

    3.31. Для обеспечения безопасности стоянки пожарный автомобиль в темное время суток должен быть освещен бортовыми огнями или другим способом.

    3.32. При работе на пожаре водителю запрещается:

    Ø без команды подавать огнетушащие средства или прекращать их подачу:

    Ø без команды переставлять пожарный автомобиль;

    Ø оставлять без надзора пожарный автомобиль.

    3.33. Водителю не разрешается передавать управление автомобилем липам, не имеющим при себе удостоверения на право управления пожарным автомобилем, а также, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

    3.34. Если в автомобиле возникли какие-либо технические неисправности, требую­щие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и ос­мотреть его, к ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, устранение неис­правностей в системе освещения, подтяжка ослабленных креплений и т. п.

    3.35. При техническом обслуживании и ремонте автомобиля водителю следует пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом.

    3.36. Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов: не следует работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками: не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа пу­тем присоединения другого ключа или трубы.

    3.37. Поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; не следует пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной руч­кой, а также с неисправной ручкой или без металлического кольца на ней.

    3.38. При необходимости подъема части автомобиля домкратом водитель должен выполнить следующие меры безопасности:

    3.38.1. Установить колеса, которые не предполагается поднимать, противооткат­ные упоры (башмаки).

    3.38.2. При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо вы­ровнять место установки домкрата, положить широкую подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении.

    3.38.3. Подъем следует осуществлять плавно, без рывков.

    3.38.4. Выполняя работы, связанные со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо поставить козелки: нельзя применять вместо козелков в качестве подставок случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.).

    3.38.5. При подставке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля не­обходимо применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации каждой модели автомобиля.

    3.38.6. Увеличивать высоту козелков путем установки на них или под ними по­сторонних предметов (досок, кирпичей и т. п.) запрещается.

    3.38.7. Не разрешается производить дополнительный подъем вторым домкратом уже вывешенного на домкрате автомобиля, так как это может привести к его падению: при необходимости произвести дополнительный подъем вторым домкратом, вывешенную часть автомобиля следует опустить на козелок, а затем осуществлять дополнительный подъем.

    3.39. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе; при этом недопустимо испытывать тормозную систему.

    3.40. Для работы, лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

    3.41. При работе под автомобилем следует располагаться таким образом. Чтобы но­ги работающего не высовывались из-под автомобиля и не находились на проезжей части дороги во избежание наезда на них проезжающего мимо транспорта.

    3.42. Систему питания можно ремонтировать только на холодном двигателе; при отвертывании штуцеров бензопроводов необходимо под место разъема подставить какую-нибудь посуду, чтобы бензин не попал на двигатель: продувать топливную систему следу­ет только при помощи насоса.

    3.43. При заправке автомобиля бензином запрещается курение и пользование огнем.

    3.44. Для перелива бензина необходимо пользоваться только специальным устрой­ством: засасывать через шланг бензин ртом запрещено.

    3.45. При заправке автомобиля водителю следует пользоваться рукавицами, не до­пуская попадания топлива на кож рук и тела.

    3.46. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не раз­решается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шлан­га: не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мытом.

    3.47. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или, накрыв ее ветошью (тряпкой): пробку надо открывать осторожно, не допуская интенсив­ного выхода пара в сторону водителя.

    3.48. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, по­скольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

    3.49. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород , который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользо­ваться открытым огнем не разрешается: при этом аккумуляторные пробки должны быть открыты; во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежа­нии ожога лица брызгами электролита.

    3.50. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полно­стью спущен; запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, кувалдой (молотком).

    3.51. Замочное (стопорное) кольцо при монтаже шины на диск колеса должно на­дежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью: во время накачива­ния шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой; при этом сле­дует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей водителя от удара при выскакивании замочного кольца.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

    4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30-40 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

    4.2. При необходимости, водитель должен оказать доврачебную помощь постра­давшим и вызвать "Скорую медицинскую помощь": если это невозможно, то следует от­править пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

    4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИБДД : если есть очевидцы ДТП. Следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

    4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материаль­ного ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

    4.5. При необходимости отбуксировать неисправный автомобиль, буксировку мож­но осуществить либо на жесткой, либо на гибкой сцепке; при этом водитель буксируемого автомобиля должен находиться за рулем своего автомобиля.

    4.6. Нельзя использовать в качестве буксирующего средства автомобиль с прицепом.

    4.7. При буксировке на гибкой сцепке у буксируемого автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление, а при буксировке на жесткой сцепке - рулевое управление.

    4.8. Жесткая сцепка должна обеспечивать расстояние между автомобилями не более 4 м. а гибкая - в пределах 4-6 м: при гибкой сцепке трос должен быть через каждый метр обозначен сигнальными флажками.

    4.9. Скорость при буксировке не должна превышать 50 км/ч.

    4.10. При буксировке в светлое время суток независимо от условий видимости на буксирующем транспортном средстве должен быть включен ближний свет фар. А на буксируемом в любое время суток - габаритные огни.

    4.11. Водитель автомобиля, буксируемого на гибкой сцепке, должен следить за тем. Чтобы буксир был все время натянут; это предохранит его от обрыва, а автомобиль от рывков и исключит возможность наезда буксируемого автомобиля на буксирующий в случае резкого торможения.

    4.12. Буксировка автомобиля на гибкой сцепке в гололедицу запрещается.

    4.13. На случай возникновения пожара, автомобиль должен быть укомплектован первичными средствами пожаротушения.

    4.14. При возникновении пожара прекратить движение автомобиля и приступить к тушению пожара, сообщить руководству подразделения.

    5. Требования охраны труда по окончании работ

    5.1. По окончании смены водитель должен сдать автомобиль заступающему на де­журство водителю, провести совместно с ним ежедневное техническое обслуживание по­жарного автомобиля.

    5.2. Перед постановкой автомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.

    5.3. Вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля работающего на этилированном бензине необходимо предварительно вымыть руки керосином.

    5.4. Обо всех выявленных недостатках обнаруженных во время работы и приеме – сдаче дежурства к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику, начальнику караула.

    • выезжать к месту пожара в целях его тушения и проведения АСР;
    • знать район (подрайон) выезда подразделения, расположение важных, взрывопожароопас ных объектов, противопожарного водоснабжения, дорог и проездов;
    • уметь работать с пожарной, аварийно-спасате льной и другой техникой, находящейся в расчете подразделения (на специальной технике — при наличии соответствующего допуска), со специальными агрегатами и оборудованием;
    • обеспечивать содержание закрепленной пожарной и аварийно-спасате льной техники в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров и проведению АСР;
    • проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасате льную технику, при наличии недостатков докладывать командиру отделения и принимать меры по их устранению;
    • выполнять правила пользования гаражным оборудованием и оформлять необходимую документацию по эксплуатации закрепленной техники;
    • осуществлять техническое обслуживание закрепленной техники, обеспечивая при этом выполнение правил охраны труда;
    • выполнять правила охраны труда и санитарно-гигиен ические нормы;
    • вносить предложения по улучшению условий организации караульной службы и содержания пожарной и аварийно-спасате льной техники в карауле;
    • эксплуатировать закрепленную технику в соответствии с инструкциями и требованиями руководящих документов;
    • осуществлять контроль за техническим состоянием закрепленной техники;
    • представлять необходимые сведения старшему водителю для ведения паспорта (формуляра) на закрепленную технику;
    • учитывать, применять и расходовать горюче-смазочные материалы и специальные жидкости в соответствии с требованиями руководящих документов;
    • готовить и представлять закрепленную технику на государственный технический осмотр;
    • докладывать командиру отделения и старшему водителю подразделения о выявленных недостатках по содержанию и эксплуатации техники.

    Водителю запрещается: передавать управление автомобилем другим лицам, в том числе и тем, которым он подчинен.

    Обязанности водителя пожарного автомобиля при тушении пожара:

    Водитель осуществляет управление пожарным автомобилем, он подчиняется начальнику пож. расчета или нач. караула

    • устанавливает автомобиль на указанную позицию;
    • в случае осложнения обстановки на пожаре осуществляет вывод автомобиля в безопасное место;
    • обеспечивает эффективную и бесперебойную работу узлов и агрегатов автомобиля, постоянно следит за обстановкой на месте пожара;
    • выполняет ТО закрепленного автомобиля;
    • контролирует запасы ГСМ и огнетушащих веществ, о необходимости их пополнения незамедлительно докладывает начальнику пож. расчета;
    • работает на штатной радиостанции по решению начальника пож. расчета.

    Обязанности дневального по гаражу

    Основы работы водителя пожарного автомобиля

    Оперативный приезд к месту пожара и активация необходимого оборудования, такого как: пожарные насосы, специальные приборы основного и второстепенного назначения, а также готовые к активным действиям пожарные машины, будут зависеть от множества факторов. Примером могут быть следующие обстоятельства:

    • ситуация на дорогах (наличие/отсутствие «пробок»);
    • удобство подъезда к источникам воды;
    • четко-скоординированные действия выездной бригады;
    • опыт водителя пожарной машины.

    Одним из наиболее важных аспектов, является должное реагирование и качественное выполнение поставленной задачи водителем служебного транспорта. Поскольку, именно он должен быстро реагировать в критических ситуациях, правильно ориентироваться на дороге, знать о нахождение ближайших водоисточников, и наконец, полноценно применять навыки владения специальной техникой.

    Для работы на пожарном автомобиле, допускаются водители 1-го и 2-го классов, которые в свою очередь, получили право вождения транспорта данного типа . Чтобы заслужить право эксплуатации пожарной машиной, необходимо пройти обучение по специально составленной программе. Стоит учесть, что на водителей пожарных автомобилей, ложиться большая ответственность. Им надо регулярно следить за:

    1. технической исправностью всех механизмов машины;
    2. поддерживать в рабочем состоянии ходовую часть;
    3. обследовать и по необходимости ремонтировать основные и вспомогательные элементы.

    При выявлении дефектов, ответственные за транспорт пожарные, незамедлительно, докладывают начальнику караула. Далее, проходит работа над устранением недостатков. В том случае, если обнаруживаются серьезные поломки, машина изымается со служебного пользования.

    Регламентация фундаментальных обязанностей водителя пожарного автомобиля предусматривают следующие нормативно-правовые документы:

    Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 марта 2011 г. N 156 г. Москва «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» и Приказ МЧС РФ от 05.04.2011 N 167 (ред. от 14.12.2011) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.05.2011 N 20868).

    По этим законодательным документам водитель пожарного автомобиля обязан:

    1. Водитель должен неуклонно соблюдать приказы командира отделения. Если он отсутствует, подчиняться необходимо начальнику караула.
    2. Для решения задач технического назначения следует обращаться к старшему водителю или к главному инструктору, который занимается непосредственным обучением вождения на соответствующем транспорте.
    3. Шофер пожарного специально-оборудованного автомобиля обязуется следовать инструкции:
      • незамедлительно приезжать на место где был замечен пожар, для его ликвидации;
      • четко иметь представление о районе выезда подразделения, основные пути и объезды, источники ближайшего водоснабжения;
      • применять в работе всю необходимую аппаратуру и аварийно-спасательную технику;
      • содержать служебный транспорт в постоянной боевой готовности;
      • совершать проверку закрепленной за ним техники;
      • следовать правилам эксплуатации гаражного оборудования;
      • в случае необходимости, составлять отчеты по закрепленному автотранспорту;
      • проводить техническое обслуживание штатных машин;
      • придерживаться правил техники безопасности и охраны труда.
    4. Водителю строго запрещается передавать автомобиль в управление посторонним лицам и административному составу пожарной части.
    5. Также шофер на пожаре должен выполнять следующие обязанности:
      • парковать машину на отведенную позицию, следуя установленному порядку;
      • позаботиться о безопасном выводе автомобиля из осложненной ситуации, которая сложилась на пожаре;
      • обеспечивать надежную работу установленного оборудования и вспомогательной аппаратуры автомобиля;
      • следить за расходом огнетушащих веществ и эксплуатационных материалов, а при необходимости их пополнения, оповещать старшего начальника.

    Перед тем, как пускать в ход пожарную машину и оснащение, их необходимо несколько раз проверить. Такие мероприятия должны строго соответствовать «Правилам техники безопасности в пожарной охране МВД».

    Для повторения знаний по работе водителя пожарной машины можно использовать следующую специальную рекомендованную литературу:

    1. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях (ГДЗС, ПД, АСО, АСА).
    2. Степанов К.Н., Повзик Я.С., Рыбкин И.В. Справочник: Пожарная техника.
    3. АЛ-30(131)ПМ-506Д Техническое описание и инструкция по эксплуатации пм-506д.00.000 ТО.

    Нашли неточность в статье? Предложите исправление через «Обратную связь»

    Другие полезные статьи:

    Добавить комментарий Отменить ответ

    Использование материалов возможно при наличии активной ссылки на источник.

    Информация взята из открытых источников и носит ознакомительный характер.

    За точными данными обращайтесь в лицензированные организации.

    480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

    240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

    Архипов Геннадий Федорович. Обеспечение безопасных условий труда водителей пожарных автомобилей при работе на пожарах: Дис. ... канд. техн. наук: 05.26.01: Санкт-Петербург, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:05-5/584

    Введение

    Глава 1. Окружающая среда и условия работы водителей ПА на пожарах. Цель и задачи исследования ; 16

    1.1 .Состави влияние на здоровье водителей ПА ОЕДВС. 16»

    1.2. Конструктивные особенности пожарных автомобилей. 23*

    1.3; Нормирование вредных ингредиентов 01? автомобильных двигателей;...28!

    1.4". Основные направления снижения токсичности и дымности ОЕ ДВЄ...38

    1.5іМоделирования процессов нейтрализации ОЕ в системах выпуска ОЕ

    1.6. Цель и задачи^ исследования. 53;

    Глава 2. Теоретические и расчетные обоснования выбранных направлений исследования ; 54

    2.1. Аналитическое обобщение представлений о кинетике и теплофизике процессов; протекающих в БКК. 54!

    2.21 Разработка инженерной методики расчета мощности дополнительного принудительного подогрева ОЕ в каналах БРКК. 63 і

    Глава 3; Обоснование опытно-конструкторских разработок и общей методики экспериментальных исследований ; 73

    311. Разработка опытного образца глушителя-нейтрализатора. 73

    3121 Разработка конструкции разогреваемого блочного каталитического; конвертора; 741

    3.3; Разработка системы каталитической нейтрализации ОЕ с БРКК для ПА АЦі5-40(43101)ПМ-5241 78

    3.41 Разработка стационарной установки каталитической очистки ОЕ 81

    3.5: Методики экспериментальных исследований. 83

    31511. Методика экспериментального исследования массовых концентраций і вредных веществ в воздухе рабочей зоны при эксплуатации пожарных автомобилей. 83

    315;21 Методика стендовых испытаний глушителя-нейтрализатора 90?

    315 3; Методика экспериментальных исследований эффективности систем каталитической нейтрализации по снижению вредных выбросов ДВС ПА. 92к

    3.5.4. Методика экспериментальных исследований газодинамических характеристик FHK-43101. 98 \

    3.6. Определение погрешности результатов экспериментальных исследований. 101"

    316.1. Определение погрешности результатов экспериментальных исследований эффективности систем каталитической нейтрализации с БРКК

    по снижению вредных выбросов с ОГ ДВС ПА 101?

    3.6.21 Определение погрешности результатов экспериментальных исследований газодинамических характеристик FHK-43101. 102:

    Глава 4. Результаты экспериментальных исследований и их анализ 103

    4.1. Результаты экспериментального исследования массовых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны при эксплуатации пожарных автомобилей. 103

    4.21 Результаты стендовых испытаний глушителя-нейтрализатора 106

    4.31 Результаты экспериментальных исследований эффективности систем каталитической нейтрализации с БРКК по снижению вредных выбросов с OF ДВС ПА. 111

    4:3.1. Результаты экспериментальных исследований эффективности FHK-43101. 111

    413.2. Результаты экспериментальных исследований эффективности стационарной установки каталитической очистки OF. 113

    4.4. Результаты экспериментальных исследований газодинамических характеристик ГНК-43101. 115

    Общие выводы. 116

    Список использованной литературы

    Введение к работе

    Воздействие вредных веществ, содержащихся в отработавших газах двигателей s внутреннего сгорания і на здоровье человека продолжает оставаться одной из актуальных проблем обеспечения его экологической безопасности.

    Мировой ежегодный выброс вредных веществ от автомобилей составляет более 500 млн.т. углеводородов, 200 млн.т. оксида углерода и 20 млн.т. окислов азота:

    Во^ многих городах России выбросы автотранспорта преобладают над выбросами; стационарных источников. Так, например, в Москве в 2002 году автотранспортом s было выброшено 586 тыс.т. вредных веществ, что составило 66%> от суммарных выбросов вредных веществ. К крупным городам с определяющим вкладом выбросов относятся в; первую очередь Санкт-Петербург, Тюмень, Екатеринбург, Оренбург и Нижний Новгород.

    В нашей стране гигиеническими нормативами допустимого содержания в атмосфере вредных веществ являются предельно допустимые концентрации (ПДК). По определению, данному в ^ "ПДК - это такие; концентрации; которые; не; оказывают на

    Минздравом России разработаны и утверждены ПДК для населенных мест на несколько сотен веществ.

    Во многих городах мира концентрации; вредных веществ в воздухе, создаваемые выбросами; автотранспорта, превышают стандартные качества атмосферного воздуха. В; связи с этим проблема; снижения; негативного воздействия автотранспорта на здоровье людей; воздушный и водный бассейны, растительный и животный мир, почву весьма актуальна.

    В! наши дни автомобиль стал одним из необходимых атрибутов повседневной жизни людей в развитых странах. В 90-е годы в мире насчитывалось свыше 600 млн. автомобилей, по прогнозам к 2010 г. их число может достигнуть 1 млрд. /103/. Более 1/3 автомобильного парка сосредоточено в Западной Европе и Северной Америке. При росте населения за последние годы в 4-х развитых странах - Германии, Швейцарии, США и Франции в 2 раза парк автомобилей возрос в 4 раза. В западноевропейских странах на 1000 жителей приходится в среднем 322 легковых автомобиля, в США - 540, Венгрии -168 /101,107/. В 1999 г. японский автомобильный парк насчитывал 58 млн. автомобилей (т.е. 1 автомобиль на 2 человека) /111/. В развивающихся странах владение легковыми автомобилями на душу населения значительно отстает от развитых стран (в 1985 г. оно составило 5%) /124/. Однако следует отметить в последние годы рост автомобильного парка бывших социалистических и развивающихся стран за счет импорта

    В общем валовом выбросе вредных веществ в атмосферу в странах ЕЭС на долю автотранспорта приходится до 70% выбросов оксида углерода, до 50% выбросов оксидов азота (во Франции и ФРГ до 60.---70%) и до 45% выбросов углеводородов. Почти 90% выбросов свинца падает на долю автотранспорта в странах ЕЭС. В ФРГ выброс свинца составляет 3 тыс. тонн в год. В этой стране на долю выбросов автотранспорта приходится 59,2% оксида углерода, 57,3% оксидов азота, 76,8% углеводородов, 10,7% пыли и 3,6% диоксида серы от валовых выбросов в атмосферу всеми видами транспортных средств. В Италии вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы также преобладает и составляет: по оксидам азота - 61,4%, оксиду углерода - 90,9% углеводородам -76,9%/89Д06,132У.

    В Российской Федерации по данным ежегодных обзоров / 337 в.2001 г. выбросы автотранспорта составили 62% от суммарных выбросов вредных

    веществ (67% по оксиду углерода, 32% по диоксиду азота, 34% по углеводородам).

    Преобладание выбросов автотранспорта является особенностью крупных городов, где проживает большинство населения. В= целом; вклад выбросов автотранспорта в> крупных городах составляет: оксида углерода; 88-98 %,. углеводородов 63-95 % и диоксида азота 19-53 % от суммарных выбросов каждого вещества.

    По данным ежегодных обзоров о выбросах вредных веществ во многих городах России выбросы автотранспорта преобладают над выбросами; от промышленных источников причем, в 12 городах выбросы автотранспорта превышают 100 тыс.т./год / 37 /. Наибольшие выбросы от автотранспорта;в 2002 г. были отмечены в городах Москве, Тюмени, Перми, Хабаровске и др.

    Повышенное загрязнение воздуха выбросами автотранспорта характерно для городов, как зарубежных, так и России, причем- уровни г содержания токсичных веществ і в городском воздухе соизмеримы. Основными причинами такой" соизмеримости (при значительно меньшем автопарке в нашей стране) являются крайне низкое техническое состояние наших автомобилей и некачественное топливо.

    В настоящее время отсутствуют точные количественные оценки ущерба, наносимого выбросами автотранспорта окружающей среде и народному хозяйству, однако значительная; доля ущерба (до 80%) связывается с заболеваниями населения. По данным американских ученых, при; эпидемиях гриппа количество заболеваний! в городах с повышенным уровнем загрязнения диоксидом азота и оксидом углерода в 10 раз больше, чем в городах, где экологическая обстановка благополучная /102/.

    Значительный ущерб здоровью: людей наносят выбросы свинца; и; его соединений, содержащихся в автомобильном топливе.

    Исследования, проведенные в городах Японии /130/ и Каире /112/, показали, что концентрации свинца в крови* дорожных полицейских и

    водителей были в 2 - 2,5 раза выше, чем у сельских жителей. Уровни свинца не коррелируют с возрастом, сроком службы. Говорится о том,. что такие уровни свинца в крови у дорожных полицейских могут рассматриваться, как приемлемые для данной профессии.

    Выбросы от автотранспорта являются* одной: из причин повреждения и гибели лесов в некоторых странах Европы. В целом в Альпах вследствие загрязнения воздушного бассейна повреждено более 80% лесов /106/.

    Наиболее широкие исследования ведутся по оценке негативного воздействия свинца, обладающего способностью накапливаться в растениях, в том числе и сельскохозяйственных культурах.

    Поэтому во всем мире на первый план вынесена проблема снижения негативного воздействия автотранспорта на здоровье людей, воздушный и водный бассейны, растительный и животный мир.

    Комплексный подход к решению задач по охране окружающей среды от.
    воздействия автомобильного транспорта включает проведение
    международных, государственных, региональных и местных
    административно-хозяйственных, конструкторско-технологических,

    юридических и экономических мероприятий.

    В связи с этим законодательные власти многих стран, в том числе и Россия, проводят политику снижения максимально допустимых значений концентрации вредных составляющих в» отработавших газах и выброса тяжелых, металлов в атмосферу, а также проводят работу по согласованию принятых в различных странах норм.

    Конституцией РФ гарантируются права каждого гражданина нашей страны на благоприятную окружающую среду и на охрану здоровья (статьи 37 и 42) . Закон РФ "Об охране окружающей среды", обязывает предприятия внедрять мероприятия по охране окружающей среды, а также предусматривает ответственность и возмещение ущерба при нарушении установленных норм.

    Ві порядке реализации закона "О пожарной безопасности", решений совместных научно-практических конференций и совещаний производителей пожарной; техники^ и: их потребителей в начале 2000 года ГУГПС была: разработана» и утверждена "Концепция развития производства пожарных автомобилей і в Российской Федерации"" , которая определила основные направления в области; разработки, производства, испытаний* и эксплуатации пожарных автомобилей; Одним из приоритетных направлений] является развитие производства пожарных автомобилей на базовых шасси с дизельными двигателями, имеющими существенное преимущество перед бензиновыми, В і основном, за счет экономичности и меньшей токсичности ОГ.

    "Концепцией..." определена задача создания* специальных шасси для пожарных автомобилей, обладающих повышенными динамическими качествами при высокой грузоподъемности, на базе серийно выпускаемых автомобильными заводами (ЗИЛ, "Урал", КамАЗ,* ГАЗ). На пожарных автомобилях предполагается устанавливать форсированные двигатели и технические устройства, способствующие ускоренному выходу их на оптимальный тепловой режим. Кроме того шасси должно * обеспечивать возможность съема стационарной мощности для привода специальных агрегатов, причем время допускаемой непрерывной работы двигателя в этом і режиме - не менее 6 часов; иметь высокую і проходимость и запас мощности, необходимые для преодоления труднопроходимых участков, в зоне пожара.. Система электрооборудования должна быть рассчитана на установку дополнительных потребителей электроэнергии.

    Доля отработавших газов двигателей пожарных автомобилей в общем балансе вредных выбросов всех грузовых и легковых автомобилей чрезвычайно мала в виду малочисленности пожарных машин. Однако, специфика эксплуатации и конструктивные особенности пожарных автомобилей такова, что отработавшие газы двигателей сильно ухудшают условия труда водителей в период подачи огнетушащих веществ к месту пожара. Газовыпускные системы

    пожарных автоцистерн? отличаются? от серийных грузовых автомобилей. Это отличие обусловлено следующими

    Такимj образом; при работе насосного агрегата* на пожаре может иметь место, существенные превышения ПДК* вредных веществ в! рабочей зоне водителя.

    Одним5 из; требований^ нормативных документов: ; предъявляемых к современным пожарным^ автомобилям является их соответствие установленным нормам выбросов вредных веществ с ОГ ДВС.

    Работа личного состава пожарных частейшри выполнении боевой задачи: осуществляется* в і экстремальных условиях, связанных с постоянной* угрозой^ жизни» ш здоровья. В- соответствии к с действующей классификацией условий труда деятельность пожарных относится к категории опасных.

    Наряду с большими физическими и нервно-эмоциональными нагрузками серьезную опасность. для t здоровья: и* жизни личного состава» боевых: расчетов г пожарных частей, в силу специфических условий оперативной: эксплуатации пожарной* техники, оказывают вредные вещества, выделяемые с отработавшими газами (OF) двигателей пожарных автомобилей. Так, по данным: исследований национального института здравоохранения США о воздействии OF на* различные: профессиональные группы людей; на: первом месте по признаку токсического воздействия: на; организм: человека = оказались личный состав пожарных команд и: работники! локомотивных депо. Подтверждением этому являются результаты: дисперсного анализа данных о

    заболеваемости пожарных, проведенного ВНИИПО МЧС России , которые выявили у оперативных работников пожарной охраны такие производственные заболевания как болезнь органов дыхания, кровообращения; нервно-психические и др. В то же время, количественное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны во время * оперативной деятельности личного состава-подразделений ПЧ оценено недостаточно.

    Решение данной проблемы возможно при:

    создании и использовании новых экологически чистых двигателей;

    воздействии на рабочий процесс двигателя с целью изменения физических параметров топливовоздушной смеси, определяющих образование вредных веществ;

    обезвреживании OF после их выпуска из цилиндров.

    Полное решение проблемы уменьшения загрязнения г атмосферы рабочей зоны водители пожарных автоцистерн зависит, в первую очередь, от технических мероприятий, касающихся повышения экологичности каждого пожарного автомобиля и уменьшения токсичности автомобильных выбросов. Зтаї долгосрочная программа, требующая больших материальных затрат и времени; Однако экономическое положение нашей страны не позволяет на данном этапе радикально изменить существующее положение дел в области снижения і негативного воздействия OF наг здоровье водителей ПА. В то же время современное развитие вычислительной техники позволяет математическими методами? моделировать, процессы распространения OF от двигателя при работе ПА на разных режимах при тушения пожаров. При этом возможна разработка конструктивных и организационных мероприятий с целью уменьшения загазованности рабочей зоны водителя на пожаре.

    В настоящее время выполнение норм по содержанию токсичных компонентов в OF новых и эксплуатируемых автомобильных двигателей без; средств- дополнительной обработки; отработавших газов еще ни одним изготовителем не достигнуто.

    Учитывая ограниченные возможности воздействия на рабочий процесс двигателя пожарного- автомобиля, находящегося в^ эксплуатации, одним* из наиболее перспективных направлений развития систем обезвреживания ОГ является внедрение устройств, использующих метод каталитической нейтрализации.

    Опыт использования КН с двигателями; с искровым зажиганием и с дизелями показал их высокую эффективность: в отношении продуктов неполного сгорания: GO, C n H m , альдегидов и сажи

    В то же; время? из-за недостаточной эффективности КН на режимах неполной нагрузки и холостого хода работы двигателей, сдерживается их широкое применение; Это особенно касается ПА и их основного типа АЦ; при эксплуатации которых преобладают именно, эти режимы работы двигателей; (ежедневные проверки насосов на герметичность, выезд и следование на пожар с непрогретым двигателем, работа двигателя в качестве привода насосной установки при подаче воды). Устранение этого недостатка возможно при: внедрении систем принудительного подогрева ОГ. Разработка и доводка таких систем в настоящее время осуществляется, в основном, эмпирическим путем и требует значительных затрат. Рационализация этого процесса возможна при; использовании инженерных методик расчета, разработанных на основе изучения тепловых процессов, протекающих в КН; и позволяющих с достаточной степенью точности определять требуемые характеристики.

    Для ПА наиболее целесообразно совместить функции глушителя и нейтрализатора в одном устройстве - глушителе-нейтрализаторе каталитическом (ГНК). В связи с этим, возникает необходимость оценки его газодинамических характеристик.

    Таким образом, в качестве объекта исследования приняты технические условия и факторы эксплуатации ПА, приводящие к сверхнормативному негативному действию OF двигателей ПА на личный состав ПЧ и окружающую среду.

    Предметом исследования являлись теплофизические, токсические, газодинамические и акустические характеристики систем КН ДВС ПА.

    Автор выносит на защиту следующие научные результаты:: Г. Методика расчета мощности дополнительного принудительного подогрева OF дизеля в каналах БРКК, необходимой для его вывода на эффективный режим работы.

      Новые бортовые и стационарные системы очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания пожарных автомобилей.

    А ! . Количественно-оценочные показатели снижения выбросов СО, СН и дымности ОГ ДВС ПА, газодинамических; и акустических свойств БРКК с учетом режимов пуска, прогрева и холостого хода работы двигателя.

    Практическая ценность. Теоретически и экспериментально обоснована возможность улучшения экологических показателей КН двигателей ПА, работающих на режимах неполной нагрузки и холостого хода, путем подогрева: OF в каналах БРКК при пропускании- тока малого; напряжения через его металлическую матрицу. Разработанная конструкция глушителя-нейтрализатора FHK-43101 для пожарного автомобиля АЦ-5-40(43101) со встроенным? БРКК, соответствующая: по своим габаритным и присоединительным размерам серийному глушителю, обладает допустимым: газодинамическим сопротивлением и позволяет значительно снизить содержание GO, C n Hm и дымности в: ОГ. Стационарная установка каталитической очистки ОГ обеспечивает содержание вредных веществ: в воздухе рабочей зоны в помещениях пожарных депо и в местах технического обслуживания ПА в пределах допустимых норм.

    Апробация работы. Основные положения проведенного исследования докладывались на постоянно действующем научно-практическом семинаре стран СНГ "Улучшение эксплуатационных показателей двигателей, тракторов

    и автомобилей" в Санкт-Петербургском государственном аграрном университете в период с 1998 по 2002 год, на международной научно-практической конференции "Проблемы обеспечения пожарной безопасности Северо-Западного региона" в Санкт-Петербургском университете МВД России в 2000 году. По результатам выполненной диссертации опубликовано 8 печатных работ. На конструкцию глушителя-нейтрализатора каталитического FHK-43101 со встроенным БРКК для пожарного автомобиля АЦ-5-40(43101) оформлена заявка на получение свидетельства РФ на полезную модель.

    Работа выполнялась на кафедре пожарной техники Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России и является развитием приоритетных научных исследований кафедры, направленных на повышение эффективности конструкций КН и расширения области их применения в пожарной технике.

    Этим исследованиям посвящены научные труды д.т.н., профессора Ложкина В.Н;, K.T.H. Преснова А.И., к.т.н. Саватеева А.И.

    Экспериментальные исследования по определению эффективности снижения глушителем-нейтрализатором ГНК-7403; 10 содержания СО, C n H m и дымности в ОГ дизельного двигателя КамАЗ-7403 проводились в департаменте развития и внедрения новых разработок ОАО "КамАЗ".

    Результаты работы внедрены в подразделениях У ГПС Санкт-Петербурга, ОАО "Сталепрокатный завод" при разработке бортовых и стационарных систем каталитической нейтрализации* ОГ дизелей. Инженерная методика расчета мощности дополнительного принудительного подогрева ОГ в каналах блочного разогреваемого каталитического конвертора внедрена в учебном процессе СПб института ГПС МЧС России и Автомобильно-дорожного института СПб ГАСУ.

    Конструктивные особенности пожарных автомобилей

    Основным видом пожарных автомобилей являются пожарные автоцистерны (АЦ). Сегодня их количество составляет 73% от общей; численности всех ПА . В работе приведены средние значения времени, характеризующие режимы использования пожарной автоцистерны при тушении одного пожара (рис. 1.1).

    Однако следует подробнее рассмотреть особенности работы двигателей ПА на режимах частичных нагрузок.

    При выезде и следовании АЦ на пожар движение автомобиля начинается, как правило, с непрогретым двигателем (уже через 50-60 секунд после запуска и работы двигателя в режиме холостого хода). В городском режиме движения со средней скоростью около 40 км/час, средняя дальность поездки не превышает 7 км . При этом температура двигателя достигает не более 50 -60 % от оптимальной .

    Использование непрогретого двигателя в режиме холостого хода характеризуется несовершенством процесса сгорания, и максимальными значениями содержания і СО и CnHm в OF. В то же время, в связи с небольшой температурой цикла, выбросы окислов азота (NOx) незначительны.

    Так, выбросы вредных веществ при работе карбюраторного двигателя Зил-130 (наиболее распространенный силовой агрегат пожарных АЦ в-настоящее время) в режиме холостого хода составляют по GO - до 2%, CnHm - 0,3%, a NOx - практически отсутствуют .

    Из рисунка 1.1 видно, что наиболее длительный режим использования пожарной автоцистерны - это работа с насосной установкой при тушении пожара:

    В этом режиме двигатель используется вначале для заполнения пожарного насоса водой, с использованием встроенного в систему выпуска OF устройства всасывающего газоструйного (УВГ). Эксплуатация двигателя в этом режиме осуществляется с повышенным противодавлением в газовыпускном тракте и характеризуется ухудшением процессов газообмена и увеличением доли остаточных газов в цилиндрах, что приводит к росту концентраций СО,

    После забора воды из водоисточника, двигатель автомобиля, приводя во вращение; рабочее колесо центробежного насоса, работает на частичных нагрузочных режимах в зависимости от потребляемой мощности насоса. Для пожарных АЦ потребляемая мощность наиболее характерного насоса ПН-40УВ не превышает 62,2 кВт при работе в номинальном режиме.

    Кроме того, при работе АЦ в стационарном режиме возможно повышенное тепловое состояние двигателя, вследствие отсутствия встречного потока воздуха.

    При незначительных нагрузках ухудшение процессов газообмена, увеличение доли остаточных газов и снижение температуры цикла приводит к повышенным выбросам с ОГ СО, CnHm и практически отсутствию в составе ОГ NOx.

    По мере роста нагрузки на двигатель, при работе пожарного насоса, близкой к номинальному режиму, происходит более эффективное сгорание топлива, увеличивается максимальная температура рабочего цикла, что приводит к образованию окислов азота и снижению содержания продуктов неполного сгорания топлива.

    Эксплуатация ПА включает также комплекс мероприятий, направленных на поддержание их в постоянной боевой готовности. С этой целью проводится контроль за работой узлов и агрегатов ПА во время технических обслуживании (ТО). Так, при ежедневном ТО осуществляется проверка пожарных насосов на герметичность при работающем двигателе автомобиля, при проведении ТО-2 осуществляется диагностика двигателя. При этом, как правило, ТО проводятся внутри помещений - либо на постах ТО, либо непосредственно в гараже пожарного депо. Здесь надо отметить, что подавляющее большинство из них не. имеет принудительной вентиляции для отвода ОГ. В таких условиях на личный состав ПЧ оказывается значительное негативное воздействие. В то же время, количественное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в местах характерного использования ПА оценено недостаточно и требует дополнительных исследований.

    Конструкция системы выпуска ОГ ДВС пожарных АЦ (рис. 1.3) отличается от аналогичных систем серийных базовых шасси наличием встроенного ГВА, расположенного непосредственно перед глушителем, и, иногда, возможностью отбора OF на обогрев цистерны с водой в зимний период.

    ГВА состоит из; распределительной камеры с управляемой заслонкой и газового эжектора, соединенного всасывающей полостью с пожарным насосом. При заборе воды из открытого водоисточника, заслонка УВГ поворачивается и закрывает выход ОГ к глушителю, одновременно открывая проход ОГ к газовому эжектору. При этом должна обеспечиваться максимальная скорость движения ОГ, обеспечивающая номинальные характеристики УВГ. В связи с этим становится невозможной установка дополнительных элементов, повышающих газодинамическое сопротивление участка системы выпуска ОГ от двигателя до УВГ.

    Таким образом, анализ характерных режимов эксплуатации пожарной автоцистерны и требований, предъявляемых к ПА , позволяет сделать следующие выводы: эксплуатация двигателя ПА на режимах холостого хода и неполной нагрузки составляет значительную часть общего цикла работы при тушении пожара; среди вредных веществ ОГ ПА наиболее вероятны окись углерода СО и суммарные углеводороды CnHm, а для дизельных двигателей и сажа; количественное содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны s, в местах характерного использования пожарных автомобилей и его соответствие ПДК требуют дополнительной оценки; при разработке систем понижающих содержание вредных составляющих ОГ невозможно внесение конструктивных изменений в системы выпуска ОГ и проведение каких-либо мероприятий снижающих полезную мощность двигателя и динамические свойства ПА.

    Разработка инженерной методики расчета мощности дополнительного принудительного подогрева ОЕ в каналах БРКК

    Для обеспечения наибольшей эффективности каталитического реактора должен поддерживаться оптимальный баланс подводимого и отводимого количества тепла в его рабочей зоне, обеспечивающий быстрый прогрев катализатора- и поддержание необходимой рабочей температуры, с одной стороны, и ограничение ее максимального предела, с другой.

    Поэтому, основным расчетным уравнением должно являться уравнение теплового баланса, выражающее закон сохранения энергии: Аишт = AQw ± AQor - AQ0KP + AQHArp (2.10) где AUKAT, - требуемое изменение внутренней энергии каталитического конвертора; соответствующее режиму максимальной эффективности; AQKAT - количество теплоты, выделяемое в реакторе в результате экзотермической реакции окислительного катализа; Шог - количество теплоты, привносимое (или уносимое) с отработавшими газами; AQOKP- количество теплоты, выделяемое в окружающую среду; AQmrp- количество теплоты, отдаваемое дополнительным нагревателем отработавшим газам. Бортовой каталитический нейтрализатор можно рассматривать как гомогенную проточную термодинамическую систему, рабочим телом которой являются отработавшие газы двигателя, протекающие по каналам каталитических блоков, а контрольной поверхностью - корпус глушителя.

    Для такой системы уравнение изменения внутренней энергии AUKAT согласно первого закона термодинамики имеет вид : Af r = = & -0 + 4 (2.11) где д=- - количество теплоты, передаваемое единицей массы ОГ, G Дж/кг, и равное отношению количества подведенной теплоты к ОГ за единицу времени - QT =-, Вт, к расходу ОГ через КН - G = -, кг/с; dx dx il2 = ср -ТХ1 - энтальпия ОГ, кДж/кг; ср- теплоемкость ОГ при постоянном давлении, кДж/(кг-К); Т1 2 - температура потока ОГ, К; WJI2 - скорость потока ОГ, м/с; индексом "/"обозначены параметры газа на входе в БКК, а индексом "2 " - на выходе из БКК. При неизменной площади сечения канала u 2= wj. Тогда АС/,ит= G(i2-h) (2.12)

    Количество тепла, привносимого с отработавшими газами AQor, зависит от типа рабочего процесса двигателя, его конструкции и технического состояния, применяемого сорта топлива, режима работы двигателя, которые определяют количество отработавших газов, их состав и температуру.

    При составлении внешнего теплового баланса двигателя внутреннего сгорания, для оценки количества теплоты уносимой с отработавшими газами, используется следующее выражение : Qor=(GT+GB)cp{tr0) (2.13) где GT И GB - часовой расход топлива и воздуха, кг; trHt0- температура отработавших газов и наружного воздуха.

    Количество теплоты поступающее в КН с ОГ AQor будет отличаться от Qor на величину потерь в подводящих газопроводах от двигателя до КН, которая, в свою очередь, зависит от особенностей системы газовыпуска транспортного средства (расстояние от двигателя до КН, наличие тепловой изоляции на газопроводах и т.п.).

    Для практических расчетов AQor можно использовать формулу (2.13) заменив (GT+ GB) на расход ОГ через БКК Gory а в качестве trntQ использовать соответственно температуру ОГ на входе в КН (Г/) и температуру самого КН (Ткн). Тогда: AQor = Gor-Cp-CT! - Ткн) (2.14)

    Количество тепла, выделяемое КН в окружающую среду AQOKP зависит от его конструктивных особенностей и от характера его взаимодействия с окружающей средой, теплофизические параметры которой меняются в зависимости от условий эксплуатации пожарного автомобиля.

    Устанавливаемые предельно допустимые нормы выбросов СО, СН и NOx относятся к температуре наружного воздуха 20 С. При; более низких, температурах окружающей среды выбросы существенно возрастают.

    Потери тепла из катализатора в окружающую среду ведут к образованию температурных профилей над поперечным сечением катализатора, которые вызывают в окраинной области значительные градации. Для предотвращения подобного явления необходимо применять конструкции снижающие потери в окружающую среду (например, "труба в трубе" и т.п.).

    Количество тепла, выделяемого при экзотермической реакции окисления горючих веществ отработавших газов в каталитическом реакторе AQKAT, зависит от типа КН от площади его активной поверхности; от состава отработавших газов, от скорости диффузионного подвода окислителя, от скорости адсорбции и десорбции на каталитах и собственной скорости реакции. В практических расчетах оценку теплового эффекта от сгорания на катализаторе окиси углерода qCo суммы углеводородов qCH и сажистых частиц qc можно осуществить по выражениям: 4co={Gco-Ое)-НсоЛ0-г\кДж/ч\ (2.15) Чей =(-GncTe)-HCH.,Ю-3", кДж/% (2.16) qc=(G? -СпГе) НсЛ0-\кДж/ч, (2.17) где Gf, G"00"" - массовые расходы соответствующего вещества до и после КН, г/ч; . НІ - низшая теплотворная способность окисления вещества, кДж/кг.

    Методика экспериментального исследования массовых концентраций і вредных веществ в воздухе рабочей зоны при эксплуатации пожарных автомобилей

    Исследование выполнялись с целью определения массовых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны в местах характерной эксплуатации пожарных автомобилей и сопоставления их с ПДК, а также обоснования на основе этих данных выбранного способа очистки ОГ ПА путем нейтрализации окиси углерода и углеводородов в окислительном катализаторе.

    Исследования проводились ускоренным методом измерения массовых концентраций оксида углерода (СО), углеводородов (по гексану СбНі4) и двуокиси азота (NO2) в воздухе рабочей зоны измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками.

    Сущность метода заключается в изменении окраски индикаторного порошка в результате реакции с вредным веществом в анализируемом воздухе. Измерение концентрации вредного вещества производится по длине изменившего первоначальную окраску слоя индикаторного порошка в линейно-колористической индикаторной трубке. Длина прореагировавшего (изменившего первоначальную окраску) слоя является функцией и мерой массовой концентрации определяемого газа в объеме отобранной пробы.

    Измерения проводились в соответствии с требованиями НПБ 163-97, ГОСТ 12.1.005-88, ГОСТ 12.1.014-84 и нормативно-технической документацией на индикаторные трубки, 26 апреля 2000 года, в два этапа.

    На первом этапе исследовался воздух рабочей зоны при выезде и въезде пожарных автомобилей из помещения гаража 1-й пожарной части 5-го отряда пожарной охраны УГПС Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул.Мичуринская, Д.5). Помещение гаража (рис.3.4) расположено на 1-м этаже 3-х-этажного здания пожарного депо. Объем гаража составляет 608 м. Для выезда пожарных Рис.3.4. Схема помещения гаража пожарного депо 1ПЧ 50ПО автомобилей из гаража предусмотрены трое ворот, размерами 3,6x2,8 м. Вход личного состава в гараж осуществляется через дверной проем размерами 2,4x1,4 м. Приточно-вытяжная вентиляция в гараже отсутствует. В гараже размещаются три пожарных автомобиля, технические данные которых представлены в табл.3; 1.

    Измерение массовых концентраций GO, СбНі4 и N02 в помещении гаража проводились с 10.00; до 11.00 часов, путем трех последовательных замеров каждого компонента через равные промежутки времени (2 мин), с момента запуска автомобильных двигателей; при одновременном выезде (по тревоге) из помещения гаража трех пожарных автомобилей, и с момента одновременного въезда в помещение гаража трех пожарных автомобилей. Для чего использовались индикаторные трубки измерения массовых концентраций оксида углерода (ТИ-СО-1,0) - 6 шт., гексана (ТИ-С6Ні4-2,0) - 6 шт., диоксида азота (ТИ-МО2-0,2) - 6 шт. и три аспиратора сильфонных АМ-5 для прокачивания исследуемой газовой смеси через трубки индикаторные.

    Участок измерения (место отбора проб воздуха) выбран в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88 и показан на схеме помещения гаража (см. рис.3.4).

    Отбор проб воздуха в индикаторные трубки осуществлялся при следующих показателях микроклимата: барометрическое давление - 758 мм.рт.ст. (101 кПа), относительная влажность - 68 %, температура - 15,6 С0. Подготовка к выполнению измерений включала: выбор места отбора проб воздуха; подбор и установку (в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.005-88) в месте отбора проб воздуха приборов измерения и контроля показателей микроклимата: термометр лабораторный, психрометр аспирационный MB-4М, барометр БАММ-1; подбор сильфонных аспираторов АМ-5 и 18-ти трубок индикаторных (по 6 для измерения каждого исследуемого компонента), проверка их срока годности; проверку на герметичность аспираторов сильфонных АМ-5.

    Выполнение измерений проводилось в следующем порядке. По сигналу "Тревога" осуществлялся сбор в гараже боевых расчетов, запуск двигателей пожарных автомобилей, их прогрев на повышенных оборотах холостого хода в течение минуты и выезд трех пожарных автомобилей из помещения гаража. Одновременно (на первой минуте) тремя операторами обламывались запаянные концы трех индикаторных трубок для измерения СО, СбНн, NO2 (каждый оператор измерял один компонент) и вставлялись в гнезда аспираторов. После чего в месте отбора пробы на уровне зоны дыхания осуществлялось прокачивание исследуемого воздуха аспиратором через соответствующие индикаторные трубки, в количестве указанном на ее шкале.

    Результаты стендовых испытаний глушителя-нейтрализатора

    Результаты испытаний, проведенных по методике 13-ти ступенчатого испытательного цикла Правил №49 ЕЭК ООН представлены в графической форме в виде внешней скоростной характеристики (рис. 4.1) и нагрузочных характеристик двигателя КАМАЗ-7403 на номинальной частоте вращения коленчатого вала (рис.4.2) и на частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту (рис.4.3.). На графиках приведены зависимости содержания окиси углерода (СО), углеводородов (СН), дымности. (Кх), температуры OF (Tt), расхода воздуха (GB) И коэффициента избытка воздуха (ALFA) от эффективного давления (Ре) в цилиндрах двигателя при комплектации системы выпуска ОГ серийным глушителем (глушитель 4925.1201010) и "ГНК КАМАЗ 250".

    Внешняя скоростная характеристика двигателя модели КАМАЗ-7403 с глушителем шума выпуска, представленная І на рис. 4Л, свидетельствует о том, что? двигатель по мощностным; и; экономическим, параметрам? соответствует требованиям ТУ 37.001.1114 - 83.

    Анализ І результатов испытаний? показал? высокую эффективность "FHK, КАМАЗ 250" (до 85% - 90% по СО, и до 67% по СН) при максимальной частоте вращениям коленчатого; вала двигателям (n = 2600 об/мин)? и прш частоте, соответствующей; режиму максимального; крутящего момента двигателя; (n = 1700} об/мин). В» то же время, на І режимах холостого хода с: минимальной; устойчивой; частотой вращения з коленчатого вала: двигателя равной 600 мин" (режимы;№№ 1, 7 и 13)»содержание в-ОГ дошшосле КН соответственно в среднем составило:; по» GO - 615 млн"1 и 575 млн"1, по GH - 345 млн"1 ш 325 млт1.. Дымность OF оставалась в; пределах 1= %. Таким образом; эффективность "ГНК КАМАЗ 250" по снижению содержания в OF GO и СН на режиме холостого хода составила не более 6%.

    Объясняется это;тем, что при значениях Р менее 5 кг/см, для п=1700; об/мин, и;менее 4 кг/см для п=2600 об/мин температура OF не превышает 300 - 350 С, что недостаточно для начала реакции нейтрализации.

    В- результате, удельные показатели? эффективности, определенные: по (411); оказались ниже и составили по СО - 62,9%,по СН - 45,6%. Абсолютные; средние показатели; содержания; СО и СН? в OF двигателя ш их сравнение с предельно допустимыми нормами Евро-2 и Евро-3 приведены в табл.4. В результате проведенных исследований можно сделать вывод о необходимости принудительного нагрева ОГ в каналах БРКК для повышения его эффективности на режимах холостого хода и частичных нагрузках работы двигателя.

    Полученные данные о количественном содержании вредных веществ в ОГ дизельного двигателя и эффективности систем каталитической нейтрализации позволяют провести расчет необходимой мощности принудительного прогрева БРКК.

    Концентрации содержания в ОГ двигателей СО и CnHm, а также текущие значения дымности при запуске дизельного двигателя КамАЗ-740 автомобиля АЦ-5-40(43101)ПМ-524 представлены как среднеарифметические значения из 5 последовательных замеров. Значения дымности в режиме свободного ускорения - как среднеарифметические из четырех последних замеров (всего восемь).

    Эффективность очистки ОГ ГНК-43101 определялась по формуле: с, где, С] - среднеарифметическое значение измеряемого параметра на выходе из системы выпуска ОГ с серийным глушителем автомобиля; Сг - среднеарифметическое значение измеряемого параметра на выходе из ГНК-43101.

    При электрическом разогреве БРКК ГНК-43101 сила тока в цепи равнялась 410 А, при падении напряжения на клеммах БРКК 19 В. Таким образом мощность нагрева составила примерно 7,8 кВт.

    Время нагрева БРКК от 20 С до 200 С составило 9 с, до 650 С - 32 с. Результаты исследования показывают, что предварительный прогрев БРКК до 200 С на бензиновом двигателе и до 650 С на дизельном двигателе позволяет довести эффективность снижения содержания в ОГ СО до 75-77 %, СН - до 43-47 % и дымности (для дизельного двигателя) - до 75% в момент холодного запуска двигателей и при их работе в режиме холостого хода.

    Таким образом, экспериментально подтверждена методика расчета мощности дополнительного нагрева БРКК до температуры, необходимой для начала реакции нейтрализации при пуске и работе двигателя в режиме холостого хода. Результаты испытаний представлены в табл.4.7 и 4.8. Концентрации GO и CnHm, а также значения дымности представлены как среднеарифметические значения из 5 проведенных замеров. Эффективность очистки ОГ установкой определялась по формуле (4.1).

    Невский, Александр Владимирович