Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Об утверждении порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города пензы. Учет имущества казны Какое имущество включает в себя реестр казны

    Об утверждении порядка ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны муниципального образования города пензы. Учет имущества казны Какое имущество включает в себя реестр казны

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

    ИРКУТСКИЙ РАЙОН

    АДМИНИСТРАЦИЯ ОЕКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Об утверждении Порядка организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования

    В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 года N 157н, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции поего применению":

    1. Утвердить Порядок организации бюджетного учета имущества казны Оекского муниципального образования (Приложение №1).

    3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансово-экономического отдела Л.А. Степанову.


    Глава администрации Оекского муниципального образования О.А. Парфенов

    Приложение № 1

    к постановлению администрации

    Оекского муниципального образования

    Порядок организации бюджетного учета имущества казны

    Оекского муниципального образования


    1. Общие положения

    1.1. Настоящий Порядок разработан для ведения бюджетного учета имущества казны, состоящего из недвижимого и движимого имущества, находящегося в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленного за органом местного самоуправления, автономными, казенными и бюджетными учреждениями (далее – учреждения), муниципальными унитарными предприятиями (далее – предприятия) на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

    1.2. Цели управления и распоряженияимуществом казны:

    Совершенствование системы бюджетного учета, сохранности и содержания имущества казны;

    Повышение эффективности управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

    Создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны;

    Обеспечение своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

    Проведение анализа использования имущества казны.

    1.3. Основные задачи бюджетного учета, управления и распоряжения имуществом казны:

    Обеспечение полного и непрерывного пообъектного учета имущества казны и его движения;

    Сохранение в составе имущества казны муниципального имущества, необходимого для обеспечения общественных и социальных потребностей;

    Выявление и применение наиболее эффективных способов использования имущества казны;

    Контроль за сохранностью, содержанием и использованием имущества казны;

    Формирование и ведение информационной базы данных, содержащей достоверную информацию о составе недвижимого и движимого имущества казны, его техническом состоянии, стоимостных и иных характеристиках.

    1.4. Основания для учета имущества в казне:

    Отсутствие закрепления за органом местного самоуправления, учреждениями, предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;

    Отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;

    Изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

    Безвозмездное получение имущества от юридических и физических лиц;

    Иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

    1.5. Инвентарный и аналитический учет имущества казны осуществляет отдел по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования, на который возложены функции управления и распоряжения муниципальным имуществом. Ведение бухгалтерского учета в суммовом выражении осуществляет финансово-экономический отдел администрации Оекского муниципального образования на основании представления данных отделом по управлению имуществом, ЖКХ, транспортом и связью администрации Оекского муниципального образования.


    2. Формирование имущества казны

    Формирование имущества казны осуществляется путем:

    Создания новых объектов за счет средств местного бюджета;

    Приобретения в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в муниципальную собственность;

    Безвозмездной передачи объектов в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

    Принятия объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов Российской Федерации о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;

    Изъятия объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    Перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов, или иным основаниям в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    Поступления объектов из других источников, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


    3. Состав имущества казны

    В состав имущества казны входит недвижимое и движимое имущество, ценные бумаги, нематериальные активы, находящиеся в собственности Оекского муниципального образования, не закрепленные за органом местного самоуправления, учреждениями и предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.


    4. Организация процесса постановки и снятия с учета

    имущества казны

    Постановка имущества казны на учет, внесение изменений в сведения об объектах, составляющих имущество казны, снятие имущества казны с учета производится на основании распоряжения администрации Оекского муниципального образования.

    5. Бюджетный учет имущества казны

    5.1. Имущество, составляющее казну, принадлежит на праве собственности Оекскому муниципальному образованию.

    5.2. Имущество, включенное в состав муниципальной казны, передается на баланс администрации Оекского муниципального образования (далее – администрация). Имущество казны отражается в составе актива баланса администрации. Бюджетный учет имущества казны осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и инструкцией по его применению, на основе систематизации данных по поступлению, перемещению и выбытию объектов казны. Операции с объектами отражаются в бюджетном учете по мере поступления информации о движении имущества, но не реже чем на отчетную квартальную дату. Ведение учета имущества казны осуществляется с применением системы автоматизации бюджетного учета (программа «1С:Бухгалтерия»).

    Учет имущества казны осуществляется путем занесения сведений о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет, износе имущества, других сведений, соответствующих требованиям законодательства о бюджетном учете, а также сведений о решениях по передаче имущества в пользование, других актах распоряжения имуществом, в том числе влекущих исключение имущества из состава имущества казны.

    5.3. Оценка стоимости объектов казны осуществляется путем:

    использования сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, в средствах массовой информации и специальной литературе – экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.


    6. Отражение операций с имуществом казны в бюджетном учете

    6.1. Операции с объектами в составе имущества казны Оекского муниципального образования отражаются в бюджетном учете в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» с учетом особенностей, предусмотренных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 года № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

    6.2. Для учета объектов имущества, составляющих муниципальную казну, предназначен счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

    Для учета операций с объектами имущества казны в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов применяются следующие счета:

    110851000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

    110852000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

    110854000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

    110855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

    110856000 «Материальные запасы, составляющие казну».

    6.3. Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость.

    Первоначальная стоимость материальных запасов при их приобретении, создании в целях ведения бухгалтерского учета признается их фактической стоимостью.

    Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.

    Объекты нефинансовых активов, полученные от юридических лиц безвозмездно, принимаются по стоимости, указанной в акте приема-передачи, составленном передающей стороной.

    Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договору дарения от физических или юридических лиц, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведение их в состояние, пригодное для использования.

    Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом всех изменений (в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации, а также переоценки объектов нефинансовых активов).

    6.4. Для учета операций с начисленной амортизацией имущества казны применяются следующие счета:

    110451000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

    110458000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

    110459000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

    По объектам материальных и нематериальных основных фондов, составляющим муниципальную казну, амортизация отражается в следующем порядке:

    По объектам нефинансовых активов, включенным в состав муниципальной казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем;

    На объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.

    Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества муниципальной казны осуществляется учреждением, предприятием (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, хозяйственного ведения. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляется на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре муниципальной казны, и срока нахождения в составе имущества казны.


    7. Контроль за сохранностью и целевым использованием

    имущества казны

    7.1. В период, когда имущество казны не обременено договорными обязательствами, обязанности по содержанию и сохранности такого имущества выполняет администрация за счет средств местного бюджета.

    7.2. Для обеспечения достоверности данных учета имущества казны производится инвентаризация имущества казны, в ходе которой проверяется и документально подтверждается наличие объектов муниципальной собственности, их состояние. Применяется инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (форма 0504087). Инвентаризация имущества казны проводится один раз в три года.

    7.3. Проведение инвентаризации имущества казны обязательно:

    При передаче имущества в аренду, продаже имущества;

    При смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

    При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

    В случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

    В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    8. Бюджетная отчетность по имуществу казны

    Бухгалтерские операции с объектами в составе имущества казны отражаются в бюджетной отчетности в объеме и в сроки, установленные приказами Министерства финансов Российской Федерации.

    Заместитель начальника финансово-экономического отдела Е.А. Жданова

    Учет имущества казны

    Разберемся с понятиями

    Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

    В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ в РФ является имущество, принадлежащее на Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

    Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

    Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

    Общие правила учета

    Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

    1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

    2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

    В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

    Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

    Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

    Особенности бюджетного учета

    Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

    Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

    Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

    Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

    В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

    В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается органом соответствующего бюджета.|<

    Правила отражения ситуации на счетах

    Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

    Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

    При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

    В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

    Пример 1.
    Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало оборудование в состав имущества муниципальной казны.

    Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

    Сумма, руб.

    Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее учреждения) в состав имущества казны

    1 401 20 251

    1 101 34 410
    «Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

    1 104 34 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»

    1 401 20 251
    «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

    В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).

    Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

    Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом от 16 декабря 2010 г. № 174н.

    Пример 2.
    Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

    Сумма, руб.

    Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – особо ценное движимое имущество учреждения)

    «Увеличение с учредителем»

    4 101 24 410«Уменьшение стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

    Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование)

    4 104 34 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – особо ценного движимого имущества учреждения»

    «Уменьшение расчетов с учредителем»

    А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

    Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.

    При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с 1 104 00 000 в счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

    Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

    Пример 3.
    Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

    Сумма, руб.

    Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению

    401 20 241

    108 51 410
    «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

    Списана сумма ранее начисленной амортизации

    104 51 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»

    401 20 241
    «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

    В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

    Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

    1. При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

    2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

    3. Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

    Понятие "казна" не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.

    Главное определение

    Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.

    Типы казны в РФ

    В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:

    • Федеральная (собственно, казна РФ).
    • Казна каждого из субъектов.
    • Муниципальная казна муниципальных образований.

    Понятие муницапального образования

    Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:

    • Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
    • Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
    • Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
    • Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
    • Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.

    Значение термина

    Имущество казны муниципального образования - это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.

    Имущество казны муниципального образования - собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.

    Недостатки законодательства

    Само понятие "средства казны муниципального образования" пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином "муниципальная собственность" (более широкий по своему значению) или "бюджет муниципалитета" (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.

    Состав казны

    Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:

    • Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
    • Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
    • Имущественные предприятия и комплексы.
    • Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
    • Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
    • Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
    • Имущество, что находится в долевой собственности.
    • Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
    • Имущество непосредственно органов МСУ.
    • Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
    • Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
    • Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
    • Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
    • Программное обеспечение, а также базы данных.
    • Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
    • Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
    • Иное имущество.

    Законодательное определение

    Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.

    Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно - п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.

    Составляющие по законодательству

    Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ". Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.

    Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.

    Категории объектов в составе казны

    При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:

    • Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ "Общие принципы МСУ в РФ" (а именно - части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
    • Имущество, предназначение которого - финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
    • Имущество, чье предназначение - обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.

    Формирование казны

    Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.

    А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.

    При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.

    Цели формирования казны

    Взыскание с казны муниципального образования здесь - весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:

    • Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
    • Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
    • Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
    • Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
    • Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.

    Источники пополнения

    Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования - не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:

    • Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
    • Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
    • Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
    • Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
    • Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
    • Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
    • Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества - движимого и недвижимого.
    • Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.

    Муниципальная казна - это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.

    Разберемся с понятиями

    Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

    В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

    Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

    Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

    Общие правила учета

    Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

    1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

    2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

    В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

    Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

    Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

    Особенности бюджетного учета

    Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

    Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

    Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

    Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

    В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

    В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|<

    Правила отражения ситуации на счетах

    Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

    Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

    При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

    В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

    Пример 1.
    Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

    Балансовая стоимость оборудования - 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации - 8000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

    Сумма, руб.

    Переданы безвозмездно основные средства (оборудование - прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны

    1 401 20 251

    1 101 34 410
    «Уменьшение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения»

    1 104 34 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения»

    1 401 20 251
    «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

    В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета являются первичные документы (Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение (ф. 0504805)).

    Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

    Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.

    Пример 2.
    Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование - особо ценное движимое имущество в состав имущества казны, ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования - 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации - 80 000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

    Сумма, руб.

    Переданы безвозмездно основные средства (оборудование - особо ценное движимое имущество учреждения)

    «Увеличение расчетов с учредителем»

    4 101 24 410«Уменьшение стоимости машин и оборудования - особо ценного движимого имущества учреждения»

    Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование)

    4 104 34 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования - особо ценного движимого имущества учреждения»

    «Уменьшение расчетов с учредителем»

    А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

    Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости.

    При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

    Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

    Пример 3.
    Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

    В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

    Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

    1. При списании пришедших в негодность объектов имущества казны - по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

    2. Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

    3. Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

    Как показывает практика, вопрос учета имущества казны для бухгалтеров - один из самых сложных. Поэтому расскажем, как правильно оформить передачу недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, в состав имущества казны.

    Основные понятия в учете имущества казны

    Практика показывает, что учет имущества казны – сложная тема для бухгалтеров. Начисление амортизации имущества казны (в том числе проводки по ее начислению), порядок передачи имущества в казну и, наоборот, передачи имущества казны в оперативное управление , особенности бюджетного учета имущества казны и правила списания имущества казны согласно действующим нормам законодательства на конкретных примерах рассматривает эксперт журнала «Учет в учреждении» .

    Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

    Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями , Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

    Общие правила учета имущества казны

    Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 , на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

    1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

    В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447 , учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

    Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

    Порядок учета и ведения реестра имущества казны субъектов РФ (муниципальной казны) определяют региональные и местные власти. Например в Москве порядок учета имущетства казны установлен постановленим правительства Москвы от 18.06.2012 № 273-ПП и Законом г. Москвы от 26.12.2007 № 53.

    Так же для учета имущества муниципальной казны может быть создано отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. (Письмо Минфина РФ от 12.04.2016 № 02-03-12/вн-20777).

    Пример заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)

    Бюджетный учет имущества казны

    Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н . Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н , то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

    В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны ». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н).

    Учет имущества казны: проводки

    Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату. Однако финансовый орган имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования. При этом следует иметь в виду, что такие активы не переводятся в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства», а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000. С продажи имущества казны НДС платит покупатель

    Передача имущества в казну: пример 1

    Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

    Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

    Сумма, руб.

    Переданы безвозмездно основные средства (оборудование – прочее движимое имущество учреждения) в состав имущества казны 1 401 20 251
    1 101 34 410
    «Уменьшение стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
    38 000
    Передана ранее начисленная амортизация при безвозмездной передаче основных средств (оборудование) 1 104 34 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования – иного движимого имущества учреждения»
    1 401 20 251
    «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
    8 000

    В конечном итоге остаточная стоимость переданного в состав имущества казны имущества будет отнесена на финансовый результат прошлых отчетных периодов (при закрытии счетов бюджетного учета), как это определено приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении плана счетов бюджетного учета...». Основанием для списания переданных активов с учета служит акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) () с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством РФ, и Извещение ().

    Важно для бухгалтера госучреждения

    • 3 сервиса мобильной связи, которые увеличивают перечень платных медуслуг
    • Молодые умы помогут развивать новые виды платных услуг
    • Срочно приведите устав в соответствие с Законом об образовании
    • В отпуске по уходу за ребенком оплата проезда не полагается

    Бухгалтерские записи составляются и на списание первоначальной стоимости, и на сумму накопленной по данному объекту амортизации.

    Если передача объекта в состав имущества казны производится бюджетным учреждением нового типа, то необходимо руководствоваться прежде всего пунктом 12 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н .

    Передача имущества в казну: пример 2

    Бюджетное учреждение нового типа безвозмездно передало учредителю медицинское оборудование – особо ценное движимое имущество в состав имущества казны , ранее приобретенное за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Балансовая стоимость оборудования – 380 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 80 000 руб.

    В бухгалтерском учете были составлены следующие записи:

    А как быть, если передаваемое имущество уже числилось в составе казны в учреждении? В данном случае безвозмездная передача активов осуществляется в рамках внутриведомственной, межведомственной и межбюджетной передачи, а также в рамках передачи государственным и муниципальным предприятиям. При этом объекты имущества казны передаются по первоначальной стоимости с одновременной передачей сумм ранее начисленной амортизации.

    Безвозмездная передача объектов имущества казны иным организациям (за исключением государственных и муниципальных), физическим лицам производится по остаточной стоимости .

    При этом сумма ранее начисленной амортизации подлежит списанию с дебета счета 1 104 00 000 в кредит счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».

    Бухгалтерские записи в рассматриваемых случаях разберем на примере.

    Передача имущества казны в оперативное управление: пример

    Муниципальное учреждение передало в оперативное управление нежилое здание из муниципальной казны. Первоначальная стоимость здания составляет 720 000 руб., сумма начисленной амортизации равна 480 000 руб. Передающая сторона не является учредителем данного бюджетного учреждения. Передача нежилого здания в учете передающей стороны отражается следующими проводками:

    Сумма, руб.

    Передано нежилое здание в оперативное управление бюджетному учреждению 401 20 241
    108 51 410
    «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
    720 000
    Списана сумма ранее начисленной амортизации 104 51 410
    «Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»
    401 20 241
    «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
    480 000

    Списание имущества казны

    В случае если имущество казны пришло в негодность и не подлежит дальнейшей эксплуатации, оно может быть списано с баланса.

    Порядок отражения в учете списания имущества казны, пришедшего в негодность в результате ветхого состояния (износа), порчи, недостачи, хищения, террористического акта, стихийных и иных бедствий в Инструкциях по учету не приведен. Вместе с тем право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в случае ее отсутствия имеют главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы и органы казначейства (вариант учета пропишите в учетной политике). По моему мнению, при списании пришедших в негодность объектов имущества казны могут применяться следующие проводки.

    При списании пришедших в негодность объектов имущества казны – по дебету счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счетов по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы начисленной амортизации).

    Списание объектов имущества казны, пришедших в негодность вследствие стихийных и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы, отражается по дебету счета 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» по остаточной стоимости (одновременно списываются суммы амортизации).

    Списание недостающего и похищенного имущества казны отражается с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами». В данном случае также подлежат списанию суммы начисленной амортизации.

    В каком порядке учитывать имущество казны субъектов РФ (муниципальной казны) и вести его реестр, решают региональные и местные власти. Например, для Москвы это установлено постановлением правительства Москвы от 18 июня 2012 г. № 273-ПП . Также есть Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 . Он регулирует учет объектов казны, контролирует их состояние и использование.

    Кстати, орган местного самоуправления может создать отдельное казенное учреждение, которое будет содержать имущество казны. Такие функции нужно прописать в учредительных документах этого учреждения. Финансировать его будут за счет ЛБО по бюджетной смете.