Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Обязанности крановщика в аварийных ситуациях. Несчастные случаи на предприятии, потенциальные опасности. Мероприятия по их предупреждению Действие крановщика при возникновении пожара на объекте

    Обязанности крановщика в аварийных ситуациях. Несчастные случаи на предприятии, потенциальные опасности. Мероприятия по их предупреждению Действие крановщика при возникновении пожара на объекте

    Инструкция для крановщиков по безопасной эксплуатации стреловых автомобильных кранов.

    1. Общие положения

    Автокран - опасный производственный объект, правила его безопасной эксплуатации определяются многими нормативными документами и организационными мерами. Основным нормативным документом являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» (ПБ). На организацию безопасной эксплуатации кранов распространяется также действие ряда государственных стандартов (ГОСТов), руководящих (РД) и других документов, как межведомственных, так и ведомственных. Межведомственным документом, например, являются «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов». Примером ведомственного документа в сфере строительства СНИП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».

    Для надзора за выполнением требований нормативных документов и организации всей работы по безопасной эксплуатации автокранов в масштабе страны создана Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В масштабе Вашей организации (предприятия) по меньшей мере должны быть ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, отвечающие за:

    а) содержание кранов в исправном состоянии;

    б) надзор за безопасной эксплуатацией кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

    в) безопасное производство работ;

    г) управление краном и его обслуживание.

    Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по программе для подготовки крановщиков и аттестации квалификационной комиссией. Выполнять обязанности крановщика и его помощника могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования. Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Ростехнадзора.

    Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя Ростехнадзора. В удостоверении крановщика указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика и его помощника должна быть вклеена фотокарточка. Удостоверение во время работы они должны иметь при себе.

    2. Обязанности крановщиков перед началом работ крана.

    2.1. Провести осмотр и убедится в исправности всех механизмов, систем, металлоконструкций и других частей крана, в том числе проверить:

    по крановой установке

      комплектность крана;

      механизмы крана, их крепления и тормоза;

      наличие и исправность ограждений механизмов;

      смазку канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

      в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов её подвески, а также металлоконструкции и сварные соединения опорной и поворотной части;

      в доступных местах состояния канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

      канатные блоки на отсутствие трещин и сколов;

      крюк и его крепление к обойме;

      исправность аутригеров и механизма блокировки подвески;

      комплектность противовеса и надёжность его крепления;

      наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране;

      исправность приборов освещения и сигнализации;

      систему гидропривода, РВД, насосы, предохранительные клапаны и уровень рабочей жидкости в гидробаке.

    по шасси

      чистоту номерных знаков, внешних приборов освещения и сигнализации, стекол кабины;

      состояние зеркал заднего вида, крепление их кронштейнов, правильность установки;

      работу замков дверей кабины и крепление брызговиков колёс;

      надёжность крепления рессор и колёс, состояние шин;

      герметичность систем питания, смазки, охлаждения, гидроусилителя рулевого управления и гидравлического (пневматического) привода тормозов, убедиться в отсутствии подтекания масла из коробки передач и мостов;

      уровень масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости и топлива;

      работу внешних световых приборов и сигнализации: фар, подфарников, задних фонарей, указателей поворота, звукового сигнала, сигнала «Стоп», освещения номерного знака, а также наличие светоотражателей;

      исправность стояночного тормоза;

      люфт ролевого колеса, надёжность крепления и шплинтовку деталей рулевого управления, убедиться в отсутствии повреждений рулевых тяг;

      надёжность транспортного крепления крюковой подвески;

      наличие медицинской аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки.

    Пустить и прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 70-80 С, прослушать его работу на различных режимах. Проверить показания КИП. Проверить работу сцепления, коробки передач, плавность и одновременность действия тормозов автомобиля, а также работу спидометра.

    2.2. Вместе со стропальщиком проверить соответствие съёмных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указаниями грузоподъёмности, даты испытания и номера.

    2.3. Опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность механизмов крана; приборов и устройств безопасности; тормозов; гидросистемы.

    2.4. Убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

    2.5. Иметь при себе удостоверение крановщика установленного образца.

    2.6. Сделать запись в вахтенном журнале о произведённой приёмке крана.

    2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе сообщить об этом специалисту, ответственному за содержание крана в исправном состоянии и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

    2.8. Ознакомиться с проектом работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов.

    2.9. Проверить состояние площадки при установки крана; допускается уклон площадки не более 3 .

    2.10.Убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 метров.

    2.11. Получить при необходимости наряд-допуск на работу крана на расстоянии ближе 30 метров от линии электропередачи.

    2.12. Проверить достаточность освещённости рабочей зоны (должна составлять не менее 10 лк).

    3. Обязанности крановщика во время работы крана.

    3.1. Руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана, производственной инструкции и Правилах устройства и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.

    3.2. Не допускать в зоне работы крана посторонних людей.

    3.3.Перед включением механизмов крана в работу после перерыва подавать предупредительный звуковой сигнал.

    3.4. При передвижении крана:

      уложить стрелу на стойку поддержки стрелы;

      закрепить крюковую подвеску установленным образом;

      уложить грузозахватные приспособления в установленном месте;

      поднять до упора гидроцилиндры вывешивания и разблокировать стабилизатор подвески (если он имеется);

      перенести выносные опоры в транспортное положение и, если это предусмотрено, застопорить их фиксаторами;

      убедиться в том, что привод насосов выключен, а рукоятка переключения потока жидкости установлена в положении «на кран»;

      снять, уложить и закрепить в установленных местах подкладки;

      выключить питание крановой установки;

      в пределах рабочей площади не увеличивать скорость более 5 км/ч;

      о начале передвижения оповещать подачей предупреждающего звукового сигнала.

    3.5. Устанавливать кран на рабочей площадке с соблюдением габаритов приближения и в соответствии с проектом производства работ кранами.

    3.6. Приступать к выполнению крановых операций только после установки крана на дополнительные опоры; следить за тем, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана; величина зазора между шинами заднего моста и грунтом должна составлять не менее 30-40 мм.

    3.7. Загрузку и разгрузку полувагонов, перемещение груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, перемещение груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди, перемещение груза, на который не разработана схема строповки, а также другие работы, предусмотренные проектами производства работ или технологическими регламентами, выполнять только под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

    3.8. Перемещение грузов осуществлять с соблюдением следующих правил:

      работать краном можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подаёт сигнал, действуя в нарушение требований безопасности и своих обязанностей, то по такому сигналу Вы не должны производить маневра крана. За повреждения, причинённые действием крана вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналом между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять не зависимо от того, кто его подаёт;

      определять с использованием имеющихся приборов безопасности грузоподъёмность крана для каждого вылета;

      перед подъёмом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех, находящихся около крана лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне перемещения крана. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъёма или опускания, если груз находиться на высоте не более 1 м от уровня площадки. При работе крана людям запрещается находиться рядом с его платформой, а также выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями крана;

      загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чём Вы должны предварительно убедиться;

      устанавливать крюк подъёмного механизма над грузом следует так, чтобы при подъёме груза исключалось косое натяжение грузового каната; поднимать груз с площадки и опускать его на площадку следует только грузовой лебёдкой; не допускать раскачивания груза;

      при подъёме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;

      при подъёме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

      перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов; подъём, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях следует выполнять плавно, без рывков;

      зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске;

      при подъёме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;

      при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонн, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика или других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ; загрузка кузова автомобиля (прицепа) должна производиться от кабины к заднему борту, разгрузка - в обратном порядке;

      перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъём кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;

      перед подъёмом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;

      укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;

      необходимо внимательно следить за канатами. При спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана;

      строповка грузов должна производить в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учётом числа ветвей и угла их наклона, стропы общего назначения выбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90 ;

      перемещение грузов неизвестной массы производится после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана или грузозахватного приспособления;

      при работе крана опускать груз или стрелу разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности; размещение грузов в зоне котлованов, траншей должно производиться за пределами призмы обрушения, но не менее 1 м от бровки естественного откоса или крепления выемки (котлована, траншеи);

      кантовку грузов кранами следует производить на кантовочных площадках или в специально отведённых местах. Такая работа выполняется по разработанной технологии с указанием последовательности выполнения операций, способа строповки груза и сведений по безопасному выполнению работ.

    3.9. Наблюдать за состоянием агрегатов и механизмов крана, своевременно устранять обнаруженные неисправности.

    3.10.Следить за уровнем рабочей жидкости в баке гидропривода и креплением всасывающих рукавов. При наличии признаков эмульсирования рабочей жидкости воздухом работу крана прекратить.

    3.11. При производстве работ крановщику запрещается:

      выполнять погрузочно-разгрузочные работы при обнаружении неисправности крана;

      допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, отвечающее за безопасное производство работ кранами;

      поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъёмность крана для данного вылета. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

      опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъёмность крана будет меньше массы поднимаемого груза;

      проводить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;

      подтаскивать груз по земле, рельсам или лагам крюком крана при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

      отрывать груз, засыпанный землёй или примёрзший к земле, заложенный другими грузами, укреплённый болтами, залитый бетоном и т.п.;

      освобождать краном защемлённые грузом съёмные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

      поднимать железобетонные изделия с повреждёнными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

      укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также груз, поддерживаемый руками;

      передавать управление крана лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

      производить загрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;

      поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

      подавать груз в оконные проёмы и на балконы без специальных приёмных площадок или специальных приспособлений;

      поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) путём изменения вылета стрелы;

      пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

      работать при выведенных из действия или неисправных приборов безопасности и тормозах;

      устанавливать краны для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также с уклоном, превышающим 3 ;

      самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами);

      находиться в кабине крановщика при установке крана на опоры, а также при снятии его с опор;

      входить на кран и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъёма;

      работать в закрытых невентилируемых помещениях (из-за повышенной загазованности воздуха);

      допускать размещение легковоспламеняющихся веществ и предметов у выхлопной трубы;

      использовать в качестве подкладок под аутригеры случайные предметы;

      осуществлять передвижение крана с выдвинутой стрелой;

      начинать движение крана при нахождении кого-либо в кабине крановщика;

      работать без использования опор в крановом режиме.

    4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях.

    Аварийная ситуация - это ситуация, вызванная природными или техногенными (производственными) проявлениями и состоящая в воздействии или угрозе воздействия на кран опасных факторов. Под опасными факторами понимают стихийные природные явления, пожар, электрическое напряжение, внешние механические силы и т.д., которые могут привести к гибели людей, вызвать потерю устойчивости крана или его поломку. В случае возникновения аварийной ситуации Вы должны:

    1) немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации в случае потери устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносных опор, перегруз и т.п.);

    2) немедленно предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи, если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, в случае, когда это выполнить невозможно - покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током;

    3) соблюдая меры личной безопасности, принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока и оказать необходимую первую помощь, если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями;

    4) немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения при возникновении на кране пожара;

    5) прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место при возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясения и т.п.); при наличии возможности, после опускания груза, привести стрелу крана в транспортное положение;

    6) немедленно поставить в известность об имевших место во время работы крана аварии или несчастном случае лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей; оказать первую помощь пострадавшему;

    7) произвести запись в вахтенном журнале и ставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обо всех аварийных ситуациях.

    5. Обязанности крановщика по окончании работы крана.

    5.1. По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования: не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии; поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок; установить стрелу и крюк в положение, указанное в инструкции предприятия-изготовителя по эксплуатации крана; остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника; занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.

    5.2. При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

    Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности.

    Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию .

    Так же причинами возможного возгорания автокрана может послужить элементарное пренебрежение правилами техники безопасности (разогревание автомашины в зимнее время факельной горелкой). В инструкциях по охране труда, производственных инструкциях по которым ежегодно машинисты кранов сдают экзамены о проверке знаний указано, что ни в коем случае нельзя отогревать автомашину открытым огнем, в силу высокой вероятности возгорания.

    Другой причиной возникновения пожара на автомобильных кранах может послужить неисправность проводки, дефекты конструкции и изготовления электрооборудования.

    При эксплуатации крановых механизмов применяют различные нефтепродукты: масла и смазки, керосин для промывки и др., которые при определенных условиях могут самовозгораться. Например, обтирочные концы и ветошь, пропитанные маслом, могут самовоспламениться при хранении свыше 8 ч. Поэтому категорически запрещено иметь на кране запасы смазочных материалов, керосина, обтирочных концов и др. Также запрещено применять для чистки механизмов бензин, ацетон и другие легковоспламеняющиеся жидкости. Чистку крановых механизмов следует проводить только при отключенном вводном устройстве не только во избежание возможного поражения работающих электротоком, но и с целью исключения загорания применяемых материалов от электрической искры. Освещение ремонтной зоны должно быть только от электросети напряжением 12 В. Применение открытого огня, спичек, факелов или фитилей категорически запрещено.

    Для быстрого предотвращения горения при пожаре необходимо выполнить два основных условия: прекратить доступ воздуха (кислорода) в зону горения, так как горение возможно при содержании кислорода в воздухе не менее 14% (естественное содержание кислорода в воздухе 21%), охладить зону горения ниже температуры самовоспламенения (в этом случае процесс горения прекращается даже при наличии достаточного количества воздуха).

    Тушение пожара на кране осложнено изоляцией крановщика от других участников производственного процесса при нахождении крана посередине пролета и трудностью оказания ему практической помощи. Поэтому при обнаружении очага возгорания на кране крановщик обязан прекратить работу, отключить вводное устройство и не дожидаясь помощи, приступить к ликвидации очага загорания. Для тушения пожара на кране применяют имеющиеся углекислотные огнетушители одной из трех марок: ОУ-2, ОУ-5 или ОУ-8 (цифры указывают водную емкость баллона в литрах). Время действия огнетушителя при температуре +20° С - 25…40 с; длина струи 1,5-3,5 м.

    Меры безопасности, обусловленные человеческим фактором

    Наличие квалифицированного персонала на предприятии - одно из важнейших условий безопасности труда на производстве. Поэтому на предприятиях должна создаваться специальная система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии, которая включает в себя систематическое обучение и повышение квалификации всего персонала.

    Согласно статьям законодательства Российской Федерации об охране труда работодатель обязан обеспечить обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда .

    Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется Типовым положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций.

    Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводятся в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения".

    Поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

    Внеочередная проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

    при введении в действие на предприятии новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

    при изменениях (замене) технологических процессов и оборудования, требующих дополнительных знаний по охране труда обслуживающего персонала;

    при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют от руководителей и, специалистов дополнительных знаний по охране труда (до начала исполнения ими своих должностных обязанностей);

    по требованию государственной инспекции труда субъектов Российской Федерации при установлении недостаточных знаний;

    после аварий, несчастных случаев, а также при нарушении руководителями и специалистами или подчиненными им работниками требований нормативных правовых актов по охране труда;

    при перерыве в работе в данной должности более одного года.

    Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется специальная подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). О дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

    Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверки знаний.

    Работы, выполняемые при помощи автокранов, относятся к категории работ с повышенной опасностью - работы и виды работ, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности и предусмотрен особый порядок допуска работников к их выполнению. Лица, которым не исполнилось 17 лет, к работе с повышенной опасности не допускаются. На каждом предприятии разрабатывается перечень профессий и видов работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности труда и требующие дополнительного специального обучения работников перед их допуском к самостоятельной работе. В перечень включаются работы по эксплуатации и ремонту действующих электроустановок, грузоподъемных машин и механизмов, сосудов, работающих под давлением, котлов, по обслуживанию газового хозяйства и воздуховодов, выполнение погрузочно-разгрузочных, верхолазных и электросварочных операций, деятельность связанная с применение ядовитых, токсичных, радиоактивных, взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, средств и инфицированного материала и другие . Персонал, занятый на работах с повышенной опасностью, как правило, проходит повторную проверку знаний 1 раз в 12 месяцев. Особое место занимают работы, на проведение которых необходимо наличие наряд-допуска и разрешения, так как они относятся к категории повышенной опасности.

    Спасение с мостовых и козловых кранов
    В комплект устройства для аварийной эвакуации крановщика входит:

      Устройство канатно-спусковое пожарное автоматическое (с длиной троса, равной максимальной высоте мостового или башенного крана + 2 метра)

      Петля удлинительная (позволяет закрепить спасательное устройство за любую металлическую ферму, длина 100 см.)

    Описание устройства для аварийной эвакуации крановщика.

      Устройство для эвакуации постоянно находится в кабине крановщика, подвешенным на удлинительной петле за несущую металлоконструкцию кабины

      При чрезвычайной ситуации (пожар, авария или поломка крана) крановщик без каких-либо регулировок и настроек может воспользоваться устройством для эвакуации

      Спуск (эвакуация) крановщика из кабины осуществляется вертикально вниз на 4-х мм стальном тросе в полиамидной оплетке, система крепления крановщика - спасательная косынка

      Регулирование скорости спуска крановщика осуществляется автоматически тормозным механизмом и составляет 1 м/с.

    Преимущества устройства для эвакуации крановщика.

      Устройство не требует каких-либо навыков или обучения крановщика и даже в экстренной ситуации крановщик легко сориентируется и спуститься вниз

      Скорость спуска регулируется автоматически и составляет всего 1 м/с, такая скорость исключает возможность травмирования крановщика о металлоконструкции при спуске

      Возможная высота спуска на устройстве для эвакуации крановщика до 150 метров

    Согласно правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00
    Пункт 3.9. Кабина: "...другое оборудование (стеклоочистители, огнетушители, вешалка для одежды, аптечка, емкость для питьевой воды, устройство для эвакуации крановщика и т.д.)"

    Согласно ГОСТ 27584-88 Краны мостовые и козловые электрические
    Пункт 2.4.3. Краны с подвижными кабинами должны быть оснащены устройствами для аварийной эвакуации крановщика из кабины, если не обеспечен выход крановщика на мост при любом положении кабины относительно моста. Оборудование кранов других исполнений устройствами для эвакуации следует проводить по требованию потребителя при отсутствии переходных галерей вдоль подкрановых путей.

    Мостовой кран - это подъёмный кран, имеющий металлоконструкцию ферменного или балочного типа, выполненную в виде опорного или подвесного моста. Мост перемещается по подкрановым рельсам вдоль пролёта цеха или открытой грузовой площадки. По мосту поперёк пролёта передвигается крановая тележка с грузозахватным приспособлением. Конструктивные разновидности мостовых кранов: консольный, полукозловый, козловый краны и мостовой перегружатель.

    "Аварии на кранах, при обрывах тросов и нарушениях опорной системы кранов, во время строительства иногда случаются. Эти события требуют наличия отлаженной системы эвакуации крановщика или обслуживающего персонала на кране."

    Пожары на кранах, в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности. Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор со стороны электро-мехнической службы за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию.

    Причинами возникновения пожаров могут быть нарушение технологических процессов и неисправность оборудования, в частности несвоевременный ремонт оборудования, нарушение технологических инструкций, введение в технологию производства материалов без учета их пожароопасных свойств, образование значительных электростатических зарядов. Пожары возможны в результате нарушения правил технической эксплуатации электроустановок, например перегрузок электрических сетей и коротких замыканий в них, недопустимых сопротивлений в местах соединения и контактов проводников, искрения, применения электрооборудования не соответствующего классу пожарной зоны.

    В производственных условиях, а также при выполнении ремонтно-монтажных работ при нарушении противопожарных мер не исключено возникновение очагов загорания, которые могут превратиться в пожар.

    Обеспечение пожаробезопасности является не менее важной задачей, чем обеспечение безопасности людей от поражения электрическим током.

    Для крановщика пожар на кране особенно опасен: нет пути для отступления при развитии пожара, и помощь ему трудно оказывать из-за большой высоты крана. Пожары на кранах иногда возникают вследствие неисправностей электрооборудования.

    Чаще всего горят обмотки тормозных электромагнитов переменного тока, перегревающиеся при неплотном соединении якоря магнита с сердечником. Реже возгораются обмотки электродвигателей. Но такие пожары, имеющие малые объем и границы, длятся 2--3 с и гаснут сами при отключении тока.

    Для тушения пожара на кране применяют сухой огнетушитель типа ОУ-2, снабженный стальным баллоном с углекислым газом, сжатым до 17 МПа.

    При любом воспламенении на кране крановщик обязан немедленно отключить главный рубильник и приступить к тушению огня.

    При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

    Курить как в кабине, так и на мосту крана запрещается.

    ОПАСНОСТЬ ОПРОКИДЫВАНИЯ КРАНА

    В случае неправильного расчёта крана на опрокидывание до начала производства грузоподъёмных работ, возникает опасность потери краном равновесия, что может повлечь за собой человеческие жертвы, разрушение сооружений и технических устройств. На устойчивость крана влияет также устройство площадок выполнения грузоподъёмных работ. Строгое соблюдение всех норм, определённых в регламенте проведения погрузочно-разгрузочных работ позволяет обеспечивать безопасность опрокидывания крана.

    Случаи опрокидывания кранов -- это, в основном, следствие неправильной эксплуатации. Перегрузка кранов и их опрокидывание происходят главным образом потому, что на крюк крана подвешивают груз неизвестной массы (лесоматериалы, тара с бетоном, кирпич, немаркированные железобетонные изделия, немаркированная тара для транспортирования сыпучих грузов и растворов) или стрела с грузом опускается за пределы допустимого вылета.

    Опрокидывание крана из-за перегрузки свидетельствует о неудовлетворительном содержании приборов безопасности и уходе за ними, о незнании или нарушении машинистами и стропальщиками производственных инструкций. В большинстве случаев перегрузка кранов не сразу приводит к опрокидыванию, а лишь через некоторое время, когда кран или стрела начинает двигаться и возникает дополнительное воздействие динамических нагрузок. Обычно начало падения крана совпадаете приближением стрелы к положению наименьшей устойчивости, то есть когда стрела находится перпендикулярно к продольной оси самоходных кранов или крановым путям башенных кранов.

    Для того чтобы вывести кран из устойчивого положения, требуется воздействие постоянных динамических нагрузок, так как кратковременные нагрузки не представляют большой опасности. Установлено, что динамическая нагрузка, достигающая 50 % массы груза, соответствует статической перегрузке не более 16 %. Стреловые краны, рассчитанные на устойчивость с запасом 40 %, можно считать безопасными от воздействия динамических толчков. В то же время восприятие металлоконструкциями кранов переменных по величине, нагрузок в виде динамических толчков может привести к появлению усталостных трещин и разрушению конструкций.

    К опрокидыванию кранов часто приводят неисправность кранового пути, неподготовленность площади или чрезмерное увеличение опрокидывающего момента в результате действия ветровой нагрузки. Обычно подъём грузов кранами разрешается при ветре силой до 6 баллов (до 10--12 м/с).

    Большую опасность представляет возможность «угона» башенных или козловых кранов ветром. В этом случае кран движется с большой скоростью, при подходе к концу пути ударяется о тупиковый упор и опрокидывается. Поэтому башенные и козловые краны в этих случаях должны быть закреплены на месте противоугонными рельсовыми захватами.

    Условия устойчивости кранов ухудшаются, если он будет стоять под уклон. Поэтому необходимо обеспечить горизонтальность основания (пути) в пределах, установленных паспортом или инструкцией по эксплуатации крана. Увеличение опрокидывающего момента может быть вызвано мгновенным сбрасыванием груза (при небрежной обвязке груза стропами, выскальзывании груза из строп, отрыве легкого груза из-под завалов или примерзшего к земле), подтаскиванием груза с косым натяжением каната. Особую опасность представляет подтаскивание груза, находящегося на возвышении. Поэтому подъём и опускание груза любым стреловым краном при косом натяжении каната категорически запрещается.

    Наибольшую опасность с точки зрения травматизма представляет опрокидывание машин, особенно тех, у которых устойчивость против опрокидывания обеспечивается только их собственной массой -- это все самоходные землеройно-транспортные машины (погрузчики, бульдозеры, экскаваторы, автогрейдеры, скреперы и др.).

    Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

    Санитарные правила
    по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов
    (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 8 декабря 1974 г. N 1204-74) (с изменениями от 16 ноября 1976 г.)

    N 1520-76 , в раздел 1 настоящих Санитарных правил внесены изменения

    1. Общие положения

    1.1. Проектирование, реконструкция и эксплуатация кабин машинистов кранов должны выполняться в соответствии с настоящими Правилами и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ", утвержденных Гостехнадзором СССР, а также государственными стандартами.

    Примечание. Настоящие Санитарные правила не распространяются на строительно-дорожные машины.

    1.2. Кабины машинистов кранов должны поставляться заводами-изготовителями комплексно со средствами обеспечения нормальных условий труда.

    1.3. В зависимости от условий работы кабины кранов разделяются на открытые и закрытые. Кабины устраиваются закрытыми в случае работы кранов продолжительностью более 20 % рабочего времени в смену в зоне неблагоприятных условий. Кабины кранов горячих, химических или других цехов с выделением пыли или вредных газов должны быть герметизированными.

    1.4. Кабина крана должна быть оборудована:

    а) надежной звуковой сигнализацией, хорошо слышимой в зоне действия крана;

    б) общим освещением всей кабины и местным для контрольно-измерительных приборов и приборов управления;

    в) диэлектрическими ковриками размером не менее 500×700 мм, укладываемыми в местах для обслуживания электрооборудования;

    г) креслом с мягким сидением, спинкой, при необходимости - подлокотниками, системой виброизоляции; кресло должно иметь регулировку как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях;

    д) аптечкой первой помощи, термоизолированным бачком для питьевой воды и крюком для одежды.

    1.5. Наружная отделка кабины и крана должна соответствовать "Указаниям по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий". Отделка внутренних поверхностей ограждающих конструкций должна допускать их периодическую уборку.

    1.6. Электрооборудование кабин, являющееся источником тепловыделений (магазины сопротивлений, пускатели и др.), должно быть теплоизолировано.

    1.7. Уровни выиброскорости на рабочем месте крановщика не должны превышать величин, предусмотренных санитарными нормами проектирования промышленных предприятий, а на рукоятках управления основным и вспомогательным оборудованием - величин, предусмотренных ГОСТ 17770-72 для вибрационных колебаний, передающихся на руки работающих.

    Изменениями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N 1520-76 , в раздел 2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

    2. Требования к закрытым кабинам машинистов кранов

    2.1. Закрытые кабины крановщиков должны быть оборудованы устройствами (вентиляторы, отопление, кондиционеры и др.), обеспечивающими на постоянных рабочих местах температуру, относительную влажность и скорости движения воздуха, а также содержание в воздухе вредных веществ, паров, пыли в количествах, не превышающих требований "Санитарных норм проектирования промышленных предприятий".

    2.2. Ограждения кабин в зависимости от условий эксплуатации кранов должны быть теплозвукоизолированы и герметизированы (внутреннее избыточное давление - 2-3 мм в ст.).

    2.3. Кондиционеры в зависимости от потребности должны поставляться с фильтрами для очистки воздуха от пыли, аэрозолей, двуокиси серы SO 2 , сероводорода Н 2 S и др., а также для окисления СО в СО 2 . При отсутствии кондиционеров кабины должны быть оборудованы установками для очистки воздуха.

    2.4. Кабины должны обеспечиваться подачей свежего воздуха в количествах, регламентируемых "Санитарными правилами проектирования промышленных предприятий".

    2.5. Уровень шума в кабине не должен превышать 80 дБА.

    2.6. Площадь остекления кабины должна быть достаточной для обеспечения свободного обзора обслуживаемой краном зоны. Необходимо предусматривать возможность очистки стекол как изнутри, так и снаружи. Нижние стекла должны иметь защитные решетки, способные выдержать вес крановщика и предотвращающие падение осколков. Остекление кабин должно иметь солнцезащитные козырьки.

    2.7. Для обеспечения температуры внутренних поверхностей кабин не более 35° в горячих цехах с избыточным излучением, необходимо их тщательно теплоизолировать, экранировать с помощью щитов из материалов с высокой отражательной способностью (алюминий, нержавеющая сталь).

    2.8. Интенсивность лучистого потока через смотровые стекла не должна превышать 300 ккал/м 2 ·ч. Затенение смотровых стекол теплоизоляционным и двойным остеклением должно проверяться светотехническим расчетом.

    2.9. Кондиционеры, устанавливаемые вместе с кабинами кранов, должны быть также защищены от лучистого тепла, вибрации и других воздействий.

    2.10. Воздух из кондиционеров должен подаваться в кабину таким образом, чтобы скорость движения его в кабине не превышала нормируемых санитарными правилами величин.

    2.11. Для кабин кранов, работающих на открытом воздухе, необходимо предусматривать следующие мероприятия в зависимости от климатического района:

    а) защиту от перегрева, холода и дискомфортной влажности воздуха (кондиционирование воздуха, отопление, устройство теплозащиты, козырьков и др.);

    б) смотровые окна должны иметь "дворники" для очистки стекла, обогрев или обдув его.

    2.12. В условиях интенсивного шума звукоизолирующие характеристики конструкций кабины (стены, потолок, окна) и выбор материалов для их изготовления должны проверяться акустическими расчетами.

    2.13. Внутренние размеры кабины без кондиционеров, используемой в горячих цехах, в целях обеспечения должного воздухообмена, скорости движения воздуха в кабине, удобства размещения приборов управления и сидения машиниста, должны соответствовать следующим минимальным величинам: высота кабины - 2,0 м, ширина кабины - 2,0 м, глубина кабины - 2,5 м, объем кабины - 10,0 м 3 .

    3. Требования к открытым кабинам кранов

    3.1. Краны, периодически работающие при воздействии лучистого тепла и конвекционных потоков горячего воздуха, должны иметь экраны, закрылки, теплофильтры, а ограждения кабины должны иметь достаточную изоляцию.

    Изменениями, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР 16 ноября 1976 г. N 1520-76 , в пункт 3.2 настоящих Санитарных правил внесены изменения

    3.2. Краны с открытыми кабинами могут использоваться только в производственных помещениях, обеспечивающих на рабочем месте машиниста уровни шума, не превышающие 80 дБ (А).

    Примечание. Настоящие правила разработаны взамен утративших силу "Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин горячих цехов", утвержденных главным государственным санитарным инспектором СССР 30 сентября 1953 г., N 151-53.