Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Организация гражданской обороны в образовательной организации. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении. Примерная схема организации го в школе

    Организация гражданской обороны в образовательной организации. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении. Примерная схема организации го в школе

    Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

    Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

    Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.

    Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

    В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

    В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.

    Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.

    Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.

    Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

    Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Основными функциями гражданской обороны являются:

    Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

    Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

    Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;

    Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

    Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

    Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

    Срочное захоронение трупов в военное время;

    Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

    Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

    Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

    Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

    Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала образовательного учреждения и учащихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Возглавляет гражданскую оборону образовательного учреждения его директор (ректор), который по должности являетсяначальником гражданской обороны. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Также может быть сформированаэвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах.

    Для организации деятельности образовательного учреждения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается уполномоченный по делам ГОЧС.

    На случай возникновения чрезвычайной ситуации в районе расположения учебного заведения разрабатывается план мероприятии по защите обучаемых и персонала. В нем предусматриваются следующие мероприятия:

    Укрытие обучаемых и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов чрезвычайных ситуациях, а также при угрозе их возникновения;

    Эвакуация обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

    Проведение мероприятий медицинской защиты (применение профилактических медицинских препаратов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим).

    ГО в учебных заведениях организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.
    Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.
    В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).
    Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
    Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения приведена на рисунке 1.3.
    В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

    1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.
    На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.
    Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

    На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

    1. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.
    На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения-
    1. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

    На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
    5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.
    Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами.
    На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.
    Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты {респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-мар- левые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.).
    Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:
    действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

    пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
    приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС;
    предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;
    проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;
    работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
    действовать в составе поста РХН, других формирований; быстро и уверенно выполнять нормативы ГО; пользоваться аптечкой индивидуальной (ЛИ); оказывать первую помощь пораженным и раненым.
    Запомните!
    Студент (школьник), не умеющий пользоваться средствами
    защиты и не знающий правил оказания помощи пораженным, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет ни сохранить себе жизнь, ни помочь товарищу.
    Вопросы для повторения

      1. Какова структура ГО объекта?
      2. Как подразделяются невоенизированные формирования ГО? Какова организация сводной команды ГО объекта?
      3. Какие формирования ГО создаются в учебном заведении? Каковы их задачи?
      4. Что должен знать и уметь каждый студент (школьник)?

    Еще по теме 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ:

    1. Глава 9. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

    Задачи в области гражданской обороны:

    Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

    Проведение мероприятий по световой маскировке;

    Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей;

    Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

    Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

    Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

    Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

    Директор УЗ- начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    2. Формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

    3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

    4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

    5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

    ликвидация учебный мирный должностной

    Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

    Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

    ГО организуется по территориально-производственному принципу.

    Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

    Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

    Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

    Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

    Основными задачами ГО учебного заведения являются:

    Планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

    Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

    Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

    Обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

    Создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

    Обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

    Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы - начальник ГО.

    Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

    Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

    ^ Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

    Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

    В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

    > обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

    > обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

    > создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

    > обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

    > повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

    По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

    Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

    Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

    ^ Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

    Он обязан:

    1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

    2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

    3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

    4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

    ^ При угрозе и возникновении ЧС:

    5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

    6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

    7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

    ^ Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

    Он обязан:

    Участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

    Создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

    Разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

    Периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

    Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

    ^ Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник - из постоянного состава персонала учебного заведения.

    Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

    На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

    > организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

    > оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

    > разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

    > осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

    > организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

    > создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

    > обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

    Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

    На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

    Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

    ^ Спасательная группа (команда) - ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

    На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

    Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

    ^ Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

    На сандружину возлагаются следующие задачи:

    Проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

    Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

    Осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

    Командир дружины отвечает за:

    Подготовку сандружины к действиям в ЧС;

    Оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

    ^ Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

    > разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

    > контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

    > проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

    > организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

    Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

    Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

    Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

    Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

    При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

    В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

    > «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

    > «План гражданской обороны» - на военное время.

    Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел - «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время - это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

    В плане ГО на военное время - это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

    В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

    Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

    Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

    В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

    > укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

    > эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

    > использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

    > проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

    > проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

    План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации - с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

    Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

    Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

    1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

    2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

    3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

    Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

    В обязанности персонала входят:

    1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

    2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

    3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

    4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

    а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

    б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

    в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

    Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

    Действий при угрозе возникновения ЧС;

    Пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    Изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

    Использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

    Предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

    Проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

    Работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

    Действий в составе поста РХН и других формирований;

    Быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

    Пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

    Оказания первой помощи пораженным и раненым.

    Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС - долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

    Учебное заведение любого типа - это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

    1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

    2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

    3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

    4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

    5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

    Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

    На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

    Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей - принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

      презентация , добавлен 03.09.2014

      Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

      реферат , добавлен 13.02.2014

      Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

      контрольная работа , добавлен 14.04.2012

      Гражданская оборона на объектах экономики. Обязанности граждан Российской Федерации по ГО. Основные режимы функционирования системы гражданской обороны. Гражданская оборона третьего тысячелетия. Роль экономистов в разработке гражданской обороны.

      контрольная работа , добавлен 06.03.2011

      Понятие и организационная структура гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы ведения и основы государственной политики в сфере гражданской обороны, степени готовности ГО и порядок их оценки.

      методичка , добавлен 25.01.2010

      Основные задачи, принципы организации, структура и нормативно-правовая база гражданской обороны (ГО). Характеристика выполняемых мероприятий, соответствующих степени готовности ГО. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере ГО.

      лекция , добавлен 13.02.2012

      Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

      лекция , добавлен 21.03.2014

      Порядок создания медицинской службы гражданской обороны, её место в системе здравоохранения. Задачи службы медицины катастроф Министерства здравоохранения субъекта РФ. Организация медицинской разведки и медицинского обеспечения населения в военное время.

      реферат , добавлен 03.07.2015

      Особенности структуры и задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны. Методика и этапы формирования МС ГО, оценка ее возможностей по оказанию медицинской помощи поражённым. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МС ГО.

      методичка , добавлен 25.01.2010

      Гражданская оборона России - составная часть общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Задачи, связанные с подготовкой населения и промышленности. Роль, место и задачи ОВД в системе гражданской обороны.

    Модуль № 17

    Тема:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    Учебный элемент – 0.

    интегрирующая цель:

    в процессе работы над учебными элементами вы должны:

    знать:

    Структуру и задачи ГО в образовательных учреждениях;

    Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в

    выполнении мероприятий РСЧС и ГО;

    уметь:

    Подготовить и провести мероприятие, посвященное

    «Дню защиты детей»;

    увидеть :

    Значимость изучения организации ГО в образовательных учреждениях;

    систематизировать:

    Полученные знания, отработать навыки;

    развивать :

    Методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение

    работе по модульной технологии).

    Диагностические индексы:

    Уровень сложности (по трехбальной шкале) изучаемого материала …………… средний

    Время (в уч. часах), необходимое для выполнения заданий модуля …………..… 6 часов

    (2 часа – для аудиторной работы, 4 часа – для самостоятельной работы)

    Учебный элемент – 1.

    Цель: изучить структуру и задачи ГО в образовательных учреждениях

    Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

    ГО организуется по территориально-производственному принципу.

    Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

    Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

    Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

    Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

    Основными задачами ГО учебного заведения являются:

    ● планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

    ● планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

    ● обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

    ● обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

    ● создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

    ● обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

    Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

    Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС.

    Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения представляет собой следующий вариант.


    Невоенизированные формирования

    Рис.1. Примерная организационная структура ГО учебного заведения

    В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

    ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 1:

    1. Прочитайте текст.

    1-й слайд – Титульный лист (Ф. И.О. студента, тема презентации, указание на

    «День защиты детей»)

    2-й слайд - ♣ Основные задачи ГО учебного заведения.

    3-й слайд - Примерная организационная структура ГО учебного заведения.

    Учебный элемент – 2.

    Цель: изучить функциональные обязанности по ГО должностных лиц

    учебного заведения

    Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

    Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ (С и ДНР).

    В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

    Обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

    Обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

    Создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

    Обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

    Повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

    По распоряжению директора-начальника ГО учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

    Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

    Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

    Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвакокомиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС. Он обязан:

    1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

    2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

    3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

    4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

    При угрозе и возникновении ЧС:

    5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

    6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

    7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

    Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Он обязан:

    ● участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

    ● создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

    ● разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

    ● периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

    На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

    Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

    Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

    На сандружину возлагаются следующие задачи:

    ● проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

    ● оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

    ● осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

    Командир дружины отвечает за:

    ▪ подготовку сандружины к действиям в ЧС;

    ▪ оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

    Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

    Разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

    Контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

    Проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

    Организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

    Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

    Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

    Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

    Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

    При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т. д.).

    В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

    «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»,

    «План гражданской обороны» – на военное время.

    Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т. д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

    В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

    В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

    Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

    Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

    В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

    Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

    Эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

    Проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

    Проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

    План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

    ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 2:

    1. Прочитайте текст.

    Учебный элемент – 3.

    Цель: изучить основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

    Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

    1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

    2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

    3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

    Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

    В обязанности персонала входят:

    1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

    2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

    3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

    4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

    а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

    б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

    в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

    Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности ». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

    В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

    ▪ действий при угрозе возникновения ЧС;

    ▪ пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    ▪ изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

    ▪ использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

    ▪ предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

    ▪ проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

    ▪ работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

    ▪ действий в составе поста РХН и других формирований;

    ▪ быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

    ▪ пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

    ▪ оказания первой помощи пораженным и раненым.

    Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

    Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 000 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

    1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

    2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

    3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

    4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

    5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

    Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

    На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

    Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки.

    ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 3:

    1. Прочитайте текст.

    2. Создайте компьютерную презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»:

    4-й слайд - ♣ Обязанности персонала в выполнении мероприятий РСЧС и ГО.

    5-й слайд – ♣ Навыки, которые должны получить учащиеся в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», необходимые для применения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

    Учебный элемент – 4.

    Цель: изучить организацию и проведение работы в общеобразовательном учебном заведении по защите детей при ЧС

    Введение в школьную программу и в программы других средних учебных заведений предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» вместо изучаемого предмета «Начальная военная подготовка», повлекло за собой переосмысление существовавших ранее критериев, понятий, методик. Изменяется концепция Гражданской обороны, являющаяся составной частью предмета НВП.

    С созданием «Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)» происходит замена устаревших терминов, понятий, определений.

    Вследствие этого изменилось и положение о проведении «Дня гражданской обороны» в учебном заведении. Вместо него был введен «День защиты детей». С изменение названия изменились цели и задачи проведения этого дня.

    Согласно Постановлению Правительства РФ № 000 от 4.9.2003 г. «День защиты детей» проводится ежегодно во всех общеобразовательных и начального профессионального образования учебных заведениях. Одновременно «День защиты детей» является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время».

    «День защиты детей» организуется руководством учебного заведения во главе с директором – начальником ГО учебного заведения.

    Практическая направленность и соревновательный характер мероприятий «Дня защиты детей» способствует формированию у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь .

    Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:

    Всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

    Выработка у руководства состава учебного заведения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и персонала в ЧС;

    Формирование и развитие у учащихся и персонала высоких морально-психологических качеств и, в первую очередь, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих , психологической устойчивости к опасностям экстремальных и ЧС;

    Совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

    Воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий ГО и убежденности в необходимости принимать в них участие;

    Воспитание у учащихся бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью;

    Закрепление практических навыков действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;

    Пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа выживания»;

    Пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных сил, Гражданской обороны.

    Успех проведения «Дня защиты детей» во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.

    К руководящему составу учебного заведения относятся: начальник гражданской обороны - директор, его заместители, начальник штаба по делам ГО и ЧС и командно-начальствующий состав (КНС) формирований.

    Лучшее время для проведения «Дня защиты детей» – март-май. К этому периоду завершается изучение учащимися программы курса ОБЖ. По срокам проведения «День защиты детей» должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.

    Организационное и содержательное проведение «Дня защиты детей» невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО и ЧС под руководством директора – начальника ГО с привлечением актива учебного заведения.

    Основные мероприятия в «День защиты детей» планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и учащимися по возрастным группам.

    На подготовку «Дня защиты детей» следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГОЧС активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления, стенную печать, учебные видео - и кинофильмы, радиоузел. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки.

    Проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.

    За месяц до «Дня защиты детей» необходимо провести командно-штабное учение (КШУ) с целью выработки у руководящего состава навыков проведения мероприятий в области защиты от ЧС, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач. КШУ может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета. При выборе темы КШУ необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных ЧС природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных штабов ГО и ЧС или управлений образования.

    В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов.

    Регламентирующие документы по проведению «Дня защиты детей»

    Эффективность «Дня защиты детей» во многом зависит от заблаговременной подготовки. Поэтому организационное и содержательное его проведение невозможно без тщательного и продуманного планирования. Все необходимые документы разрабатываются преподавателем-организатором ОБЖ (начальником штаба ГОЧС) под руководством директора – начальника ГО учебного заведения, при участии учителей и учеников (актива).

    К отрабатываемым документам относятся:

    1. Приказ начальника ГО учебного заведения «О подготовке и проведении «Дня защиты детей» (приложение № 1), в котором обязательно указываются: цели, задачи и время проведения, состав участников, порядок их подготовки по категориям, объем работ по материально-техническому обеспечению; ответственные организаторы, состав общей комиссии, подкомиссии (жюри) на отдельных этапах. Приказ состоит из констатирующей и распорядительной частей.

    В констатирующей части необходимо отразить:

    ● срок проведения планируемой тренировки;

    ● тему тренировки;

    ● цели тренировки для всех групп участников;

    ● место (район) проведения тренировки.

    В распорядительной части указывается:

    ● руководитель тренировки, его заместитель, помощники и посредники;

    ● состав участников тренировки;

    ● порядок подготовки к тренировке по категориям и возрастным группам (проведение заседания педсовета (служебного совещания) «О задачах педколлектива по подготовке и проведению «Дня защиты детей», изучение руководящих документов и учебно-методической литературы , изучение вопросов, подлежащих отработке в ходе тренировки, когда и по каким нормативам провести дополнительные занятия, КШУ и тренировки, разработка документов на подготовку и проведение тренировки, подготовка учащихся - изучение тем программы и вопросов, подлежащих отработке в ходе тренировки, изучение инструкции по мерам безопасности и т. д.);

    ● объем работ по подготовке учебно-материальной базы и сроки их выполнения;

    ● материально-техническое и медицинское обеспечение тренировки;

    ● состав общей комиссии, жюри;

    ● срок готовности к тренировке.

    2. План подготовки проведения «Дня защиты детей». В нем определяются конкретные подготовительные мероприятия, программа с указанием исполнителей, последовательности и сроков исполнения по каждому ее пункту (Приложение 3).

    Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находится в поле зрения директора – начальника ГО учебного заведения. Под его руководством усилиями педагогов, персонала и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база. Посильное участие в этом могут принимать родители и спонсоры.

    Основными практическими мероприятиями, проводимыми в «День защиты детей», могут быть:

    1) сбор руководящего состава учебного заведения;

    2) учебные эвакуационные мероприятия;

    3) действия по сигналу оповещения «Внимание всем!» и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении СДЯВ, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т. д.;

    4) герметизация помещений;

    5) изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;

    6) открытые и показные занятия;

    7) мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;

    С педагогическим коллективом и техническим персоналом (в конце рабочего дня) с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе «Дня защиты детей», поощрением отличившихся.

    ЗАДАНИЯ для учебного элемента - 4:

    1. Прочитайте текст.

    2. Создайте компьютерную презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»:

    6-й слайд - ♣ Основные цели «Дня защиты детей».

    7-й слайд - ♣ Мероприятия, проводимые в «День защиты детей».

    8-20 слайды – продолжите презентацию в программе «Мicrosoft Power Point»

    для одного из мероприятий, проводимых в

    «День защиты детей».

    3. Презентация выполняется на диске CD-R.

    4. Пример создания презентации по заданиям модуля № 17 можно найти на

    сайте дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» www. *****.

    >>ОБЖД: Организация гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях

    Организация-гражданской обороны в обсщеобразовательном учреждении.

    Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

    Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности является начальником гражданской обороны.

    Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям.

    Такие комиссии, как правило, создаются при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы.

    В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов. Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

    Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается начальник штаба ГОЧС, при его отсутствии эти функции может выполнять преподаватель-организатор ОБЖ.

    На случай взникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и персонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В плане предусматриваются следующие мероприятия:

    Укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации, а также при угрозе их возникновения;
    эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок их получения; проведение мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов - антидотов и организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

    В учебном заведении во время учебного процесса создаются учебно-тренировочные формирования, как правило из числа учащихся старших классов, которые проходят подготовку в соответствии с программой курса ОБЖ. Для учебных целей в учебном заведении могут создаваться следующие формирования: спасательная группа, группа охраны общественного порядка, звено по обслуживанию убежища (укрытия), санитарный пост и др.

    В случае необходимости создаваемые формирования могут привлекаться для ликвидации чрезвычайной ситуации в учебном заведении.


    1. В чем заключаются основные обязанности населения в области гражданской обороны?
    2. Подготовьте сообщение на тему «Структура организации ГО нашей школы (общеобразовательного учреждения) и предназначение его элементов.

    Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
    Отправлено читателями с интернет-сайта

    Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей