Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Органы судейского сообщества. Судебная система РФ - схема. Структура арбитражной системы рф Среднее звено судов общей юрисдикции

    Органы судейского сообщества. Судебная система РФ - схема. Структура арбитражной системы рф Среднее звено судов общей юрисдикции

    Введение. 3

    Понятие судебной системы РФ... 4

    Структура судебной системы РФ... 5

    Заключение. 12

    Литература. 13

    Введение

    Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют самые различные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны.

    Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные.

    Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

    При отсутствии доверия российского общества к судебной системе говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно. Между тем опросы общественного мнения свидетельствуют о низком уровне доверия общества к судебной системе. Это является следствием, в частности, долгого и неэффективного рассмотрения дел, недостаточной объективности судебных решений и их качества.

    Понятие судебной системы РФ

    Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О судебной системе Российской Федерации»:

    су­дебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

    Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о судебной системе, не допускается. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и

    исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного,

    гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

    Судебная система - совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия.

    Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на

    тер­ритории Российской Федерации.

    Каждое из звеньев судебной систе­мы представляет собой совокупность судов одинаковой компетен­ции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Рос­сийской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерально­го и административно-

    территориального устройства страны.

    Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

    Установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

    Соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз­водства;

    Применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

    кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

    Признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

    Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    Законодательного закрепления единства статуса судей;

    Финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

    Структура судебной системы РФ

    В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие судебную систему Российской Фе­дерации.

    Систему федеральных судов составляют:

    1) Конституционный Суд Российской Федерации;

    2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

    3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

    Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

    Конституционный Суд Российской Федерации - один из выс­ших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

    Верховный Суд Российской Федерации , верховные суды респуб­лик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и

    автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

    состав­ляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , федераль­ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

    К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, ми­ровые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

    И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

    этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

    Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных округов и автономной области, судов городов федерального значения, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи.

    Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам.

    Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

    административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие суды, либо в соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

    Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах

    административно-территориальных образований, так и вне их границ.

    Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и арбитражных судов.

    Судебным звеном являются суды, наделен­ные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

    Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют пер­вое звено системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Областные и соответствующие им суды - второе звено, Вер­ховный Суд РФ - третье (высшее) звено.

    Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть рассмотрено в двух инстанциях - первой и второй. Пересмотр дел в порядке над­зора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в ис­ключительных случаях.

    Военные суды также состоят из трех звеньев:

    Основное (первое) звено - военные суды гарнизонов и им рав­ные;

    Среднее (второе) звено - военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск;

    Высшее (третье) звено - Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

    По трехзвенной схеме построена и система арбитражных су­дов.

    Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации об­разуют первое, основное звено.

    Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

    Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

    Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на су­да Первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

    По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

    Суды первой инстанции;

    Суды второй (кассационной) инстанции;

    Суды надзорной инстанции.

    Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Зве­но - понятие судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи с его деятельностью на определенной территории. Инстанция - понятие судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей разбирательства дел в данной инстанции.

    Суд первой инстанции - это разбирательство дела по суще­ству с целью осуждения или оправдания подсудимого - по уголов­ному делу и удовлетворения иска или отказа в иске - по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

    Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела

    рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Принять дело к производству Верховный Суд РФ может как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокуро­ра РФ при наличии ходатайства обвиняемого.

    Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу - реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

    Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

    Суд второй инстанции - для мировых судей и районных су­дов - областной и соответствующие ему суды, а для областного суда - Верховный Суд Российской Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции, не вступивших в законную силу, и полномочен:

    Признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;

    Установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение; прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование; изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое ре­шение по гражданскому делу.

    По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

    Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне

    (председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной инстанции.

    Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

    Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.

    Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

    «ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

    В общем виде судебную систему РФ можно представить в виде схемы:

    Заключение

    Все суды учреждаются Конституцией России и федеральным конституционным законом. Судебная система имеет важное политическое и правовое значение для государства.

    Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью - защитой прав граждан. Это объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях.

    Литература 1. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбыРоссийской Федерации. М. 1999.2. А.А. Чувилев, Ан. А. Чувилев. Правоохранительные органы. Уч. пос. М. 2000.

    Судебные инстанции в Российской Федерации представляют собой единую структуру, которая состоит из нескольких направлений. На наглядной схеме мы показали, как в 2019 году строится система судов РФ. В этом году в структуру внесли изменения.

    Система судов РФ в 2019 году

    Взаимодействие судов в нашей стране регулируют положения (глава 7) и «О судебной системе Российской Федерации». Деятельность отдельных структур регулируют процессуальные кодексы и другие законы. В ФКЗ № 1 закрепили базовые принципы работы:

    • единство системы,
    • соблюдение всем судами правил производства,
    • применение существующих законов,
    • обязательность исполнения судебных актов на всей территории страны,
    • единство статуса судей,
    • существование судов разных уровней,
    • самостоятельность судов в реализации судебной власти и т. п. (ст. 3, 4, 5 ФКЗ № 1).

    В 2019 году в РФ действует система из нескольких ветвей, количество судов в каждой не совпадает:

    • в отдельную ветвь выделены арбитражные суды;
    • дела с участием военных рассматривает специальная ветвь судов общей юрисдикции – военные суды;
    • у основной части судов общей юрисдикции функции апелляции и кассации исполняют разные инстанции , в зависимости от характера дела.

    Подобное разделение опирается на специфику споров, которыми занимаются те или иные суды. Самый общий уровень деления – на арбитражные суды и суды общей юрисдикции:

    1. Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2019 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
    2. Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.

    Также существуют разные уровни иерархии. Так, мировые судьи работают в районных судах, районные суды подчиняются городским, а те, в свою очередь, областным судам, судам краев и республик и т. д. От того, какой спор находится на рассмотрении, зависит, в какой суд обращаться по первой инстанции, затем в порядке апелляции и кассации. Например, есть дела, по которым первой инстанцией будет городской суд, а не районный, хотя по другим делам такой суд работает как апелляционная инстанция.

    Высшей инстанцией является ВС РФ (ст. 3 ). В зависимости от специфики дела его рассматривает коллегия по экономическим спорам, административным, уголовным и т. п. Президиум ВС РФ служит финальной инстанцией для рассмотрения любого спора и ведет дела в порядке кассации либо надзора.

    Помимо этого, работает Пленум ВС РФ. Этот орган анализирует судебную практику и разъясняет:

    • применение тех или иных норм права,
    • способы разрешения споров разного типа,
    • иные подобные вопросы.

    Отдельной структурой в системе судов является Конституционный суд РФ. В его ведении находится решение вопросов о законности правовых норм. Суд проверяет нормативные акты любого уровня на соответствие Конституции. Также отдельную функцию выполняют конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Их задача – проверять соответствие нормативных актов субъектов РФ их Конституциям (уставам). Данные структуры действуют самостоятельно и не подчиняются КС РФ.

    В 2019 году в судебной системе России произошли изменения

    29 июля 2018 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2019 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. В порядке апелляции новые суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик. Кассационные суды начнут выполнять те же функции, что и окружные суды в арбитражной системе: рассматривать дела в качестве первой кассации. Туда можнно будет подать кассационную жалобу вне зависимости от того, какая инстанция выступала была апелляционной. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ начинают функционировать с 1 октября 2019 года (постановление Пленума Верховного суда РФ от 12.09.2019 № 30).

    Апелляционных судов 5:

    1. Первый апелляционный суд общей юрисдикции (Москва). Займется проверкой судебных актов Белгородского, Брянского, Владимирского, Воронежского, Ивановского, Калининградского, Калужского, Костромского, Курского, Липецкого, Московского, Новгородского, Орловского, Псковского, Рязанского, Смоленского, Тамбовского, Тверского, Тульского, Ярославского областных судов, а также Мосгорсуда.
    2. Второй апелляционный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург). Будет проверять дела Верховных судов Карелии и Коми, судов Архангельской, Вологодской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Тюменского, Челябинской областей, Санкт-Петербургского городского суда, а также судов Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округов.
    3. Третий апелляционный суд общей юрисдикции (Сочи). В этот суд будут подавать апелляционные жалобы на судебные акты ВС Адыгеи, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Крыма, Северной Осетии, Чечни, краевых судов Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханского, Волгоградского, Ростовского областных судов и Севастопольского городского суда.
    4. Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород). Туда будут поступать просьбы о пересмотре судебных актов ВС республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Пермского краевого суда, судов Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской и Ульяновской областей.
    5. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (Новосибирск). Будет рассматривать жалобы по поводу актов ВС республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Якутия, краевых судов Алтайского, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурского, Иркутского, Кемеровского, Магаданского, Новосибирского, Омского, Сахалинского, Томского областных судов, суда Еврейской автономной области и суда Чукотского автономного округа.

    Отдельный апелляционный военный суд организуют для пересмотра решений окружных (флотских) военных судов.

    1. В Саратове (первый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Республики Мордовия, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тульской областей, а также судебных актов, которое приняла апелляция по актам данных судов.
    2. В Москве (второй кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Владимирской, Ивановской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Ярославской области и Мосгорсуда. Также данный суд проверит судебные акты апелляции, которая рассматривала жалобы на акты указанных судов.
    3. В Санкт-Петербурге (третий кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областей, города Санкт-Петербург и Ненецкого автономного округа. В этой инстанции можно будет оспорить судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции по актам данных судов.
    4. В Краснодаре (четвертый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и других актов судов республик Адыгея, Калмыкия, Крым, суда Краснодарского края, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и города Севастополя. Сюда же нужно будет обращаться для пересмотра судебных актов апелляции на судебные акты этих судов.
    5. В Пятигорске (пятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов республики Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской республик и Ставропольского края. Займется проверкой актов апелляции, которые в этой инстанции приняли по поводу судебных актов данных судов.
    6. В Самаре (шестой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр актов судов республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, а также областных судов Кировской, Оренбургской, Самарской и Ульяновской областей. Здесь же будут проверять судебные актов апелляционной инстанции, которые были приняты по жалобам и представлениям на акты указанных судов.
    7. В Челябинске (седьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов Пермского края, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также актов апелляции по актам данных судов.
    8. В Кемерово (восьмой кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр судебных актов судов республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, судов Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей. Здесь же можно будет оспорить судебные акты апелляционной инстанции, принятые на акты этих судов.
    9. Во Владивостоке (девятый кассационный суд общей юрисдикции). Пересмотр решений и иных актов судов Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа. Эта же структура пересмотрит судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, принятых в отношении актов указанных судов.

    Также работает специальный кассационный военный суд (Новосибирск). Он занимается проверкой судебных актов апелляционного военного суда и окружных (флотских) военных судов.

    Первый уровень арбитражных судов

    Четвертый уровень представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации .

    В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

    Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

    Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

    Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

    Судебная система России - система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 5

      ✪ 80 Судебная власть

      ✪ Судебная система РФ

      ✪ Судебная система РФ | Н.В. Ильютченко

      ✪ 51 Правоохранительные органы Судебная система

      ✪ Когда правосудие становится технологией: как работают суды в России

      Субтитры

    Основные положения

    Судебная власть в Российской Федерации:

    • осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей (статья 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»). Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия;
    • самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей;
    • осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Законодательство о судебной системе

    Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

    Единство судебной системы

    Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём:

    • установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»;
    • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
    • применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
    • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
    • законодательного закрепления единства статуса судей;
    • финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Общая схема судебной системы Российской Федерации

    Суды Российской Федерации
    вв Конституционные суды Суды общей юрисдикции Арбитражные суды Дисциплинарный орган
    Основное звено Военные суды
    Рассматривают дела Соответствие нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, - КС РФ.
    Соответствие нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам) - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
    Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции Уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба Судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Обжалование решений ВККС (ККС субъектов РФ) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и обжалование результатов аттестаций
    Федеральный уровень
    Суд высшей инстанции (надзор) Конституционный суд Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации (президиум)
    Суды IV инстанции
    (вторая кассация)
    - Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам Верховного Суда РФ Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ
    Суды III инстанции
    (первая кассация)
    - Президиум верховного суда республик, краевого, областного судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов Президиум окружного (флотского) военного суда Арбитражные суды округов Суд по интеллектуальным правам
    Суды II инстанции
    (апелляция)
    - Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ Окружной (флотский) военный суд Арбитражные апелляционные суды
    Суды I инстанции - Городские, районные и межрайонные суды Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
    Уровень субъектов Российской Федерации
    Конституционные (уставные) суды субъектов РФ Мировые судьи - - -
    Комментарии:

    Верховный суд Российской Федерации

    С вступлением в силу Федерального конституционного закона от 12.03.2014 № 5-ФКЗ Верховный Суд Российской Федерации не входит в систему судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    Состав Верховного Суда Российской Федерации:

    • Пленум Верховного Суда Российской Федерации
    • Президиум Верховного Суда Российской Федерации
    • Апелляционная коллегия
    • Судебная коллегия по административным делам
    • Судебная коллегия по уголовным делам
    • Судебная коллегия по гражданским делам
    • Судебная коллегия по экономическим спорам
    • Судебная коллегия по делам военнослужащих
    • Дисциплинарная коллегия
    • Аппарат Верховного Суда Российской Федерации
    • Органы судейского сообщества в Верховном Суде Российской Федерации

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации (лат. plenum - полное) - орган Верховного Суда Российской Федерации, представляющий собой собрание всех судей Верховного суда России. Пленум Верховного Суда Российской Федерации правосудие не осуществляет, а обеспечивает правильное и единообразное применение законов судами и дает разъяснения и толкования норм права посредством принятия постановлений.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума в обязательном порядке участвует Генеральный прокурор Российской Федерации. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда Российской Федерации могут участвовать Министр юстиции Российской Федерации, судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

    Суды общей юрисдикции

    Суд общей юрисдикции - это суд, осуществляющий правосудие по гражданским , уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений , а также иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды и система военных судов .

    К федеральным судам в судах общей юрисдикции относятся также специализированные суды (это не чрезвычайные суды, и их создание не вызвано чрезвычайной ситуацией). В настоящее время в РФ создается Специализированный суд по интеллектуальным правам . В концепции развития судебной системы предусматривается также создание административных, ювенальных и миграционных судов.

    Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»).

    Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации

    Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией и апелляционной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего судебного района.

    Районные суды

    Районный суд - это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи. Районные (межрайонные, городские) суды образуются в соответствии с федеральными законами в судебном районе, состоящем из нескольких административно-территориальных образований (тогда это межрайонный суд, например, юрисдикция Советского районного суда Республики Марий-Эл распространяется на территории следующих административно-территориальных образований: Куженерского, Новоторъяльского и Советского районов) либо в судебном районе, когда этот судебный район составляет один административный район, районах города (в крупных городах), а также в городах (в последнем случае они называются городскими судами). Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. До тех пор пока не во всех судебных районах мировые судьи осуществляют свою деятельность, районные суды рассматривают дела, подсудные мировым судьям, по первой инстанции, что предусмотрено Законом о введении в действие ГПК РФ. В этих случаях судебные постановления по таким делам не могут быть обжалованы в апелляционную инстанцию, а подлежат обжалованию в кассационном порядке в суды субъектов РФ.

    В ведении районных судов входят решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения - залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий - обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров и т. д.). Объём выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды - суды основного звена. Им подсудны все гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции, независимо от суммы иска, других критериев (за исключением дел, предусмотренных ст. 23, 25, 26 и 27 ГПК - подсудные военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду). Как правило, гражданские дела рассматриваются по месту жительства ответчика или месту нахождения имущества юридического лица. В некоторых случаях подсудность зависит от выбора истца, например по делам о взыскании алиментов. Подсудность гражданских дел районным судам в последнем десятилетии значительно расширилась. Они разбирают до 98 % от 5 миллионов гражданских дел, ежегодно рассматриваемых всеми судами общей юрисдикции. Кроме традиционных гражданских споров (в том числе споров, возникающих из семейных, жилищных, трудовых, земельных правоотношений), районным судам подсудны дела, возникающие из административно-правовых отношений, дела по жалобам на действия (бездействие) и решения, нарушающие права и свободы граждан, дела особого производства.

    Мировые суды

    Гражданские дела, подсудные мировому судье.(ст.23 ГПК РФ.)

    До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, рассматривались районными судами (Федеральный закон от 14.11.2002 № 137-ФЗ). В настоящей статье определяется подсудность дел мировым судьям. На сегодняшний день ещё не во всех субъектах Российской Федерации действуют мировые судьи, в связи с чем в Законе о введении в действие ГПК РФ предусматривается, что до создания системы мировых судей в тех судебных районах, где мировые судьи ещё не осуществляют деятельность, подсудные им дела рассматривают районные суды. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции Федеральным законом. Деление на судебные участки, количество мировых судей и судебных участков определяются Федеральным законом № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации».

    Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями от 18 июля 2011 г.) (далее Законом о мировых судьях), а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии со ст. 3 этого Закона о мировых судьях мировой судья рассматривает по первой инстанции:

    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

    2) дела о выдаче судебного приказа;

    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

    6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    7) дела об определении порядка пользования имуществом;

    Кроме дел, перечисленных выше, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

    Военные суды

    Военные (флотские) окружные суды - это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

    Военные суды рассматривают уголовные дела:

    1. О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

    Система военных судов занимается также разрешением гражданских дел между военнослужащими и Министерством обороны (иными федеральными органами, где предусмотрена военная служба), гражданских дел при обжаловании бывшими военнослужащими действий органов военного управления по правоотношениям, возникшим в период прохождения военной службы, и рассмотрением дел об административных правонарушениях военнослужащих, подведомственных согласно КоАП РФ судам общей юрисдикции. 

    Арбитражные суды

    • 83 верховных суда республик, краевых и областных суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономных округов;
    • 12 окружных (флотских) военных судов;
    • 2319 районных судов;
    • 119 гарнизонных военных судов, в том числе 5 судов, находящихся в местах дислокации войск за пределами Российской Федерации.

    В перечисленных судах фактически осуществляли правосудие 21364 судьи, в том числе :

    • в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов - 4114 судей;
    • в окружных (флотских) военных судах - 179 судей;
    • в районных судах - 16551 судья;
    • в гарнизонных военных судах - 520 судей.

    В 2007 году судами было рассмотрено 9 млн. 365 тыс. гражданских, 1 млн. 200 тыс. уголовных дел, 5 млн. 254 тыс. дел об административных правонарушениях, а также 2 млн различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

    Законодательство

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
    2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.0 05.02.2007 № 2-ФКЗ, от 02.06.2009 № 2-ФКЗ, от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 28.12.2010 № 8-ФКЗ)
    3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 25.03.2004 № 2-ФКЗ, от 12.07.2006 № 3-ФКЗ, от 29.11.2007 № 6-ФКЗ, от 28.04.2008 № 2-ФКЗ, от 07.05.2009 № 1-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 29.03.2010 № 2-ФКЗ, от 30.04.2010 № 3-ФКЗ)
    4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ)
    5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. Федеральных конституционных законов от от 04.12.2006 № 5-ФКЗ, от 29.06.2009 № 3-ФКЗ, от 28.11.2009 № 7-ФКЗ, от 27.12.2009 № 8-ФКЗ, от 30.04.2010 № 3-ФКЗ, от 07.02.2011 № 2-ФКЗ)
    6. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
    7. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010, с изм. от 29.12.2010)
    8. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) (ред. от 04.03.2014)

    Такая тема, как судейское сообщество, является более чем актуальной, поскольку касается непосредственно самих судов, причем всех уровней и видов. Эта структура позволяет оказывать необходимое влияние и осуществлять профессиональный контроль соблюдения требований законодательства.

    Судебная система РФ: схема

    Для понимания рассматриваемой темы есть смысл уделить внимание информации общего характера.

    В России, как и во многих других государствах, власть разделена на несколько ветвей: судебную, исполнительную и законодательную. И если говорить о первой из них, то нужно отметить, что она осуществляется посредством четырех ключевых направлений судопроизводства. Это:

    Конституционное;

    Уголовное;

    Административное;

    Гражданское.

    Таким образом, под судопроизводством стоит понимать форму реализации правосудия. Вся эта сфера формируется и действует в рамках порядка, имеющего четкие формальные границы, которые учитывают осуществление как обязанностей, так и процессуальных прав судей.

    Судебная система РФ, схема которой относительно проста, имеет горизонтальное и вертикальное разделение власти. Горизонталь данной структуры формируют три ключевые ветви системы: арбитражный, Конституционный суд, а также В основе такого разделения лежит существенное различие специфики каждого из направлений.

    Для ясного описания вертикального разделения судебной системы подойдет данная таблица.

    Органы судейского сообщества

    Данная терминология используется для определения профессионального территориально-организационного объединения лиц. Стоит понимать, что само сообщество, как и его органы, является формой самоуправления, а также механизмом, обеспечивающим независимость лиц, действующих в судебной сфере. При этом данное социальное явление достаточно новое и поэтому нуждается в постоянной оценке и - в случае необходимости - изменении.

    Есть смысл отметить и тот факт, что органы судейского сообщества РФ являются необходимой структурой для полноценного выражения интересов самих судей. Достигается эта цель посредством постановки определенных задач:

    Контроль поведения, равно как и соответствия требованиями, которые были предъявлены судьям;

    Участие в ресурсном, кадровом и деятельности судебного сегмента;

    При фиксации нарушений, привлечение к ответственности согласно закону.

    На данный момент все еще остается необходимость в совершенствовании механизма правового регулирования института судейского сообщества, определении его роли в общем механизме власти и закреплении правового статуса.

    Что касается участия в сообществе, то его членами признаются все судьи, со стороны которых была принесена присяга. Выход из данной структуры возможен лишь по причине принятого решения о прекращении полномочий. Но возможно исключение, которое стоит учитывать. Речь идет о почетном удалении в отставку. В такой ситуации членство сохраняется, что дает возможность привлекать такого судью к работе, но, разумеется, с его предварительного согласия.

    Особенности формирования

    Органы судейского сообщества РФ (в дальнейшем ОСС)могут быть сформированы и впоследствии действовать только на основании федеральных конституционных законов и в полном соответствии с ними.

    Есть несколько направлений деятельности, которые можно определить в качестве их основных функций:

    Прежде всего сообщество должно гарантировать тот факт, что будут выполнены все требования, которые указаны в ;

    Квалифицированная защита прав, которыми обладают судьи, а также их интересов, определенных ФЗ;

    Профессиональное содействие в процессе улучшения судопроизводства как такового;

    Участие в обеспечении всех ресурсов, необходимых для ключевой деятельности - ресурсной, кадровой и организационной.

    Эти задачи дают представление о том, зачем нужны в принципе ОСС и какое влияние они оказывают на судебную систему.

    Приоритеты в деятельности

    На последнем Всероссийском съезде была оценено состояние и деятельность органов сообщества. На основе этой аналитики участники съезда определили приоритетные направления активности ОСС и государственных органов. Суть приоритетов сводится к следующему:

    Необходимо укрепить самостоятельность и независимость судов, поскольку они играют важную роль в процессе взаимодействия последних с органами исполнительной и законодательной власти. Причем данная цель актуальна как для местных, так и центральных структур.

    Органы судейского сообщества должны уделять внимание процессу совершенствования уголовно-процессуального законодательства. Также необходимо грамотно организовать сокращение порядка, который применяется для судебного следствия.

    Состязательность процесса является достаточно важной гранью судебной деятельности, поэтому также заслуживает внимания ОСС.

    В определенных изменениях нуждается процессуальное арбитражное и гражданское законодательство. В нем должны быть прописаны все актуальные на данный момент процедуры, позволяющие проводить грамотное досудебное урегулирование споров.

    Не менее актуальным является стабильное обеспечение судов как материально-техническими ресурсами, так и финансовыми средствами.

    Еще одно направление, в рамках которого должны работать органы судейского сообщества - это укрепление самой системы путем организованного притока работников аппарата и квалифицированных кадров как таковых.

    Вопрос безопасности судей и охраны судов не теряет своей актуальности, а поэтому нуждается в полноценном решении. Помимо этого, остается необходимость в развертывании повсеместной работы отделений, являющихся частью судебной системы. Необходимо и совершенствование процесса рассмотрения дел, которые есть не что иное, как неизбежное следствие административно-правовых отношений.

    Как можно заметить, судейское сообщество ориентировано на достижение многих актуальных задач. Именно для этого оно и формирует те органы, о которых идет речь в этой статье. Это, в свою очередь, указывает на тот факт, что государство заинтересовано в качественной и квалифицированной работе судов, которые смогут обеспечить эффективное решение различных вопросов в рамках действующего законодательства.

    Что собой представляет судейское сообщество

    Данная терминология используется для описания структуры, которая формируется из судей федеральных судов всех уровней и видов. Сюда относятся судьи субъектов РФ. Все вместе они составляют судебную систему России.

    Именно такое сообщество позволяет грамотно организовывать и контролировать деятельность судей по всей территории Российской Федерации.

    Рассматривая данный вопрос, можно сказать, что это сообщество является фактически судейским корпусом, который наделен организационными началами. Помимо контроля деятельности своих членов, такая структура ориентирована и на решение многих других задач. Таким образом, сфера ответственности и компетенции рассматриваемой структуры значительно шире, чем простой контроль. Именно для того, чтобы указанные цели достигались эффективно и были сформированы различные органы судейского сообщества. Деятельность последних регулируется соответствующим законодательством, которое, тем не менее оставляет достаточно свободного пространства для комплекса необходимых действий. Это дает возможность применять гибкий подход в процессе выполнения всех актуальных задач.

    Законодательная база

    Объединение судей в форме сообщества имеет под собой ясное правовое основание, ключевым элементом которого является закон «О судебной системе Российской Федерации». Если говорить более конкретно, то это статья 29. Именно в ней содержится информация о том, что судьи, являясь представителями одной из имеют право на выражение собственных интересов. Для этих целей в определенном законом порядке и формируется судейское сообщество, а также определяются грани его компетенции.

    Этот факт говорит о том, что подобное объединение действует в рамках четкой регламентации, поэтому возможность самодеятельности исключается.

    Закон об органах судейского сообщества полностью определяет все элементы структуры и направления их деятельности в рамках сообщества.

    В этой части федерального законодательства рассматривается также вопрос членства, образования ключевых органов и принципы организации объединения судей. Более того, внимание уделяется таким темам, как полномочия, определение регламентов и обеспечение всех органов, имеющих отношение к сообществу. Как можно заметить, к регулированию и развитию судейской власти государство подходит основательно. Это, в свою очередь, дает гражданам надежду на проявление высокого профессионализма в деле судопроизводства.

    Система органов судейского сообщества

    Для того чтобы иметь ясное представление о том, как работает такая большая структура, нужно обратить внимание на элементы, из которых она состоит. При этом у каждого из них есть своя функция и ряд четко определенных полномочий.

    Итак, органами судейского сообщества являются следующие инстанции:

    Всероссийский съезд.

    Высшая экзаменационная комиссия, которая занимается приемом у тех, кто претендует на должность судьи.

    Совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом.

    Общие собрания.

    Конференция судей, работающих на территории субъектов РФ.

    Квалификационная коллегия (существует также высшая форма данного органа и те коллегии, которые занимаются территорией субъектов РФ).

    Советы судей, имеющих отношение к субъектам РФ.

    Экзаменационные комиссии судей, действующих на территории региона, являющегося субъектом РФ.

    Всю эту структуру определяет закон об органах судейского сообщества.На его основании регламентируются любые грани деятельности. Исходя из описанной выше информации, можно выделить ключевые виды органов, из которых состоит само сообщество:

    Квалификационные коллегии;

    Конференция;

    Общие собрания;

    Экзаменационные комиссии;

    Советы судей.

    Такое распределение полномочий позволяет эффективно организовывать и контролировать различные направления деятельности сообщества и сохранять их в рамках, определенных действующим законодательством.

    Высший орган судейского сообщества

    Рассматриваемая структура (ОСС) призвана реализовать грамотную работу представителей одной из ключевых ветвей власти в стране. Она, в свою очередь, также нуждается в грамотном управлении. Эта важная миссия доверена совету судей Российской Федерации. Свои функции данный орган сообщества выполняет в период между Всероссийскими съездами.

    Если посмотреть на трудовые будни совета, то можно будет с уверенностью утверждать, что он занимается всеми вопросами, касающимися сообщества. Исключение составляют те грани деятельности, которые касаются вопроса квалификации, этим занимаются соответствующие коллегии.

    Поскольку высшим органом судейского сообщества является совет судей РФ, ему для эффективной деятельности необходимо грамотное распределение полномочий. По этой причине в этом органе на постоянной основе определены 6 секций, специализирующихся на следующих направлениях:

    Вопросы правового положения и статуса судей;

    Финансы;

    Связи с теми органами судейского сообщества, которые находятся в регионах, а также должностными лицами и государственными, международными юридическими и общественными организациями;

    Вопросы совершенствования законодательства и судебной практики;

    Организационно-кадровая работа.

    Статус главного приоритета в деятельности совета отводится процессу объединения судейского сообщества и грамотной координации всех его действий.

    Квалификационные коллегии

    Эта категория органов сообщества судей отвечает за те задачи, которые не входят в сферу ответственности совета. Если обратить внимание на ФЗ об органах судейского сообщества, а точнее, на статью 18, касающуюся вопроса статуса, то можно выделить следующие грани деятельности коллегий:

    Проведение аттестации судей и присвоение им определенной квалификации;

    Прекращение или приостановление полномочий;

    Обеспечение для судей неприкосновенности, другими словами, их защита;

    Грамотный отбор кандидатов, способных достойно исполнять ;

    Прекращение отставки.

    Для того чтобы выбрать квалификационную коллегию собирается Всероссийский съезд. При этом на данном мероприятии должно присутствовать не менее трети от общего количества судей, состоящих в сообществе. Высшую квалификационную коллегию могут быть выбраны представители всех видов судов: военного, арбитражного общего и др.

    Для того чтобы все элементы сообщества могли полноценно выполнять свои функции действующее законодательство четко определило полномочия органов судейского сообщества. Они подробно описаны в соответствующей части ФЗ. В качестве примера можно привести несколько пунктов из раздела, касающегося Высшей квалификационной коллегии. Этот орган имеет право на:

    Проведение проверки информации о поведении судьи, не соответствующем кодексу, которая была опубликована в СМИ. Эти действия позволяют предотвратить подрыв авторитета судейской власти.

    Рассмотрение заявок кандидатов на любые должности внутри системы.

    Объявление в СМИ информации о том, что появились вакантные места на ключевых позициях в судах различных категорий.

    Решения, касающиеся прекращения или приостановления полномочий Председателя Верховного суда РФ.

    Осуществление квалификационной аттестации судей.

    Присвоение высших и первых квалификационных классов и др.

    Как можно заметить, перечень полномочий не только имеет четкие границы, но и фактически является детальной картиной функциональных обязанностей конкретного органа сообщества.

    Итоги

    Судебная система РФ все еще нуждается в изменениях и контроле деятельности судей на различных уровнях.

    Государство, в свою очередь, сделало шаг в сторону стабильных улучшений, создав сообщество, которое регулирует и формирует работу одной из ключевых ветвей власти в стране.