Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Основы административного законодательства в деятельности полиции. Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел. Рациональное распределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за кажд

    Основы административного законодательства в деятельности полиции. Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел. Рациональное распределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за кажд

    Административная деятельность полиции подразделяется на ряд функций. Каждая функция характеризуется обособленностью и однородностью, направленностью действий.

    Функции административной деятельности полиции подразделяются на общие, специальные (основные) и обеспечивающие.

    Рассмотрим содержание каждой функции в отдельности.

    К общим функциям административной деятельности полиции относятся: прогнозирование и планирование, организация, регулирование, учет, контроль.

    Прогнозирование в административной деятельности полиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности полиции, а также в выработке программ, с помощью которой должна быть достигнута цель. На основе полученных прогнозов, после их анализа, осуществляется планирование административной деятельности. Из данного положения можно заключить то, что прогнозирование является предплановой работой. Если планирование определяет конкретные задачи и средства их решения, то прогнозирование – один из методов научного познания, посредством которого получают необходимую информацию о будущем состоянии, структуре, динамике процессов.

    Функция организации заключается в формировании управляющей и управляемой системы административной деятельности, в обеспечении упорядоченности этих систем посредством создания соответствующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов. Под организацией в данном случае понимается – образование, реорганизация, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.

    Функция регулирования призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Посредством данной функции осуществляется непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников полиции, осуществляющих административную деятельность.

    Функция учета заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность.

    Функция учета позволяет установить соответствие или несоответствие реального состояния объекта деятельности заданной программе действий.

    Функция контроля позволяет обнаружить, насколько сделанное соответствует поставленным целям и задачам.

    Специальные (основные) функции административной деятельности полиции.

    Рассматриваемый вид функций, связанный с внешней по отношению к полиции сферой деятельности, непосредственно направлен на поддержание условий и порядка, благоприятного для реализации субъектами, их прав, свобод и выполнения других обязанностей полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

    Специальными (основными) функциями административной деятельности полиции являются:

    – охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в общественных местах;

    – охрана, конвоирование и содержание лиц, заключенных под стражу;

    – предупреждение преступлений и других правонарушений;

    – обеспечение личной безопасности граждан;

    – осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

    – осуществление разрешительной системы;

    – государственный контроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

    – охрана собственности по договорам;

    – оказание социальной помощи населению: принятие мер к оказанию неотложной помощи лицам, пострадавшим от правонарушений и несчастных случаев, находившимся в беспомощном состоянии; принятие неотложных мер по ликвидации последствий аварий, пожаров, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий;

    – исполнение в пределах своей компетенции административных взысканий и др.

    Обеспечивающие функции.

    Данный вид функций направлен на кадровое, финансовое, материально–техническое и иное обеспечение административной деятельности полиции.

    Все указанные функции общие, специальные (основные) и обеспечивающие находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В своей совокупности они составляют содержание административной деятельности полиции.

    Функции административной деятельности полиции реализуются в конкретных действиях субъектов, осуществляющих эту деятельность. Действия находят свое выражение в определенных формах деятельности.

    Следует отметить, что принципы административной деятельности ОВД не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

    Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в ФЗ «О полиции» . Критерии принципов деятельности полиции следующие: (1) положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, т.е. является правовым; (2) принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого- либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм» .

    Система принципов и их классификация. Под принципами административной деятельности ОВД понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

    • (1) общие (конституционные);
    • (2) специальные: (а) организационные; (б) тактические.
    • 1. Общие (конституционные ) принципы.
    • (1) законности;
    • (2) гуманизма;
    • (3) уважения прав человека и национального равноправия;
    • (4) сочетания гласности и профессиональной тайны;
    • (5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.
    • 2. Специальные организационные принципы :
      • (1) научность и комплексный подход к решению задач;
      • (2) плановость;
      • (3) сочетание территориального и линейного принципов;
      • (4) единоначалие и коллегиальность;
      • (5) сочетание убеждения и принуждения;
      • (6) профилактическая направленность административной деятельности.
    • 3. Специальные тактические принципы :
      • (1) оперативность;
      • (2) непрерывность и гибкость;
      • (3) комплексность сил и средств;
      • (4) маневренность;
      • (5) наличие резерва сил и средств.

    Глава 2 ФЗ «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учетом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, ее широких дискреционных полномочий.

    Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи главы 2 Закона, в которой он наиболее полно раскрывается.

    Основные принципы деятельности полиции.

    • 1. Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.
    • 2. Законность. Административная деятельность полиции, направленная на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, должна осуществляться в строгом соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции». Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
    • 3. Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
    • 4. Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Открытость и прозрачность деятельности полиции способствует восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. Руководители территориальных органов МВД России обязаны выступать с отчетами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, - перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании. Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационнотелекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.
    • 5. Общественное доверие и поддержка граждан. При осуществлении своей деятельности полиция стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационнотелекоммуникационную сеть Интернет.

    Общественное мнение - один из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан РФ, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

    • (1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;
    • (2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;
    • (3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;
    • (4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;
    • (5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

    Президент Российской Федерации определяет порядок формирования общественных советов в системе МВД России.

    • 6. Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством РФ. В свою очередь, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.
    • 7. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством РФ, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

    Таким образом, принципы административной деятельности основаны на нормах Конституции РФ, ФЗ «О полиции», а также на нормах законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, противодействию преступности в Российской Федерации.

    • См.: Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции». М.: 2011.
    • См.: Там же.

    Слово «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение, какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.). Еще древние обращали внимание на то, что «принцип есть важнейшая часть всего» (рrincipium est potissima pars cuigue rei) .

    Следует отметить, что принципы административной деятельности органов внутренних дел не могут произвольно определяться законодателем, они отражают тип государства и соответствующие ему право и правосознание общества.

    Понятие принципов и их признаки . Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» . Критерии принципов деятельности полиции следующие: положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм…» .

    Система принципов и их классификация . Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

    – общие (конституционные);

    – специальные:

    а) организационные;

    б) тактические.

    Общие (конституционные) принципы:

    1) законности;

    2) гуманизма;

    3) уважения прав человека и национального равноправия;

    4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

    5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

    Организационные:

    1) научность и комплексный подход к решению задач;

    2) плановость;

    3) сочетание территориального и линейного принципов;

    4) единоначалие и коллегиальность;

    5) сочетание убеждения и принуждения;

    6) профилактическая направленность административной деятельности.

    Тактические принципы:

    1) оперативность;

    2) непрерывность и гибкость;

    3) комплексность сил и средств;

    4) маневренность;

    5) наличие резерва сил и средств.

    Глава 2 Федерального закона «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.

    Такими принципами являются: соблюдение прав и свобод граждан; законность; беспристрастность; открытость и публичность; обеспечение общественного доверия и поддержки граждан; взаимодействие и сотрудничество полиции с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами; использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем. Каждый из них рассматривается в рамках отдельной статьи главы 2 Закона, в которой он наиболее полно раскрывается.

    Первый из основных принципов деятельности полиции – это принцип уважения прав и свобод человека и гражданина . Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

    Законность. Административная деятельность полиции, направленная на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, привлечение виновных к ответственности, должна осуществляться в строгом соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции». Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

    Беспристрастность. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

    Открытость и публичность. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций. Открытость и прозрачность деятельности полиции способствует восстановлению доверия у граждан. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права. Руководители территориальных органов МВД России обязаны выступать с отчётами о результатах деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами, а сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, - перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании. Полиция должна информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также взаимодействовать в иных формах. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

    Общественное доверие и поддержка граждан. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

    Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

    1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

    2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

    3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

    4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

    5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

    Президент Российской Федерации определяет порядок формирования Общественных советов в системе МВД России.

    Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В свою очередь, полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

    Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем . Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

    Таким образом, принципы административной деятельности основаны на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О полиции», а также на нормах законодательства, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности, противодействию преступности в Российской Федерации.

    Итак, администрирование - это специфический вид управленческой деятельности. Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные особенности управленческой деятельности можно свести к следующим: Иванов А.В. Деловое администрирование: Учебное пособие / А.В. Иванов, Е.Н. Шимутина. - М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.

    Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

    Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

    Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

    Значительная роль коммуникативной функции;

    Высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

    Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия. При этом, сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т. д.

    Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач. Таким образом, для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и тем самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения, - все содержание процесса управления, - расчленяется на специализированные функции.

    Под функцией бизнес-администрирования Лысов О.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: СПбГУАП, 2004. - 174 с. понимается вид деятельности работников аппарата управления, выделяемый на основе разделения и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления; именно в функциях раскрывается содержание управления.

    Основными функциями управления, раскрывающими содержание управленческой деятельности, являются предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование. Названные функции как бы дают ответ на вопрос: что надо делать, чтобы управлять?

    Идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом принадлежит Анри Файолю. Уникальность исследования Файоля заключается в том, что он впервые предложил рассмотреть процесс управления, или администрирования (данный термин ученый считал более точным), как самостоятельный объект исследования. Файоль понимал, что управленческая деятельность на каждом отдельном предприятии может иметь свои особенности, отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т. п.

    Обобщая опыт деятельности руководителей, функции администрирования в общем управлении предприятием были им определены следующим образом: предвидеть (планировать), организовывать, руководить, координировать, контролировать. При этом Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие / А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2002. - 352 с.

    Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. При этом, предпосылкой планирования является прогнозирование - выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

    Результатом функции планирования (и предвидения) является план, который должен обладать следующими характеристиками:

    Единство, которое подразумевает, что задачи каждого подразделения организации должны быть связаны друг с другом и не противоречить;

    Неразрывность, выражающаяся в проведении как краткосрочного, так и долгосрочного планирования;

    Гибкость, позволяющая адаптировать «сценарий будущего» (плана) к изменяющимся обстоятельствам;

    Точность, подразумевающая предсказание наиболее вероятного развития событий.

    Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

    Сущностью функции организации является создание самой управленческой структуры предприятия, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия. Организация взаимодействия должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

    Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

    Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

    Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

    Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

    Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.);

    Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

    Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

    Специализация исполнителей;

    Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

    Параллельность действий;

    Ритмичность деятельности.

    После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость,

    Во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными;

    во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы.

    Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

    Руководство - это функция управления, сущность которой заключается в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, в распределении ответственности между сотрудниками, а также в постоянном воздействии на поведение членов организации.

    В числе основных функций управления важная роль принадлежит функциям стимулирования, контроля, учета и анализа деятельности.

    Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

    Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;

    Связь стимулов с целями деятельности организации;

    Единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

    Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

    Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

    Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, измерение, регистрацию и группировку данных;

    Сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;

    Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

    Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

    Выявление причин сложившегося состояния;

    Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

    Контроль - важная функция управления, являющая собой конечный итог всей управленческой деятельности. Данная функция заключается, прежде всего, в проверке исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом. Согласно Файолю, основополагающими аспектами осуществления функции контроля являются: Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 704 с.

    Выбор способа контроля (жесткий способ контроля, контроль с помощью группы и др.);

    Выбор масштаба контроля, частоты и силы вмешательства руководителя в производственный процесс;

    Выбор метода положительного и отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

    Сегодня перечень функций администрирования выглядит в виде следующей логической цепочки (табл. 2). Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

    Таблица 2 - Содержание функции администрирования

    Составляющая функция

    Действия по реализации данной функции

    Установление целей

    Определение будущего состояния предприятия

    Разработка стратегии

    Определение способов достижения цели

    Планирование работы

    Определение задач конкретным исполнителям

    Проектирование работы

    Определение рабочих функций исполнителей

    Мотивирование к работе

    Целенаправленное воздействие на работника

    Координация работы

    Согласование усилий исполнителей

    Учет и оценка работы

    Измерение результатов и их анализ

    Контроль работы

    Сопоставление результатов с целями

    Обратная связь

    Корректировка целей

    Следует отметить, что в настоящее время, функции управления в административной деятельности имеют четко выраженное содержание, требует создания необходимых условий в сфере управления: Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев.- М.: Кнорус, 2008. - 260 с. С. 108.

    Функций планирования - для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

    Функций организации - для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

    Функций оперативного руководства - для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями;

    Функций контроля - для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

    Функций мотивации - для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

    При этом, указанные функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Основы менеджмента: учебное пособие / сост. Н.И. Гвоздев, А.Н. Древаль. - Томск: ТПУ, 2011. - 188 с. С. 112

    Итак, функция коммуникации - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, - это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

    Так, с 1979 г. компания «Хьюлетт-Паккард» работает для того, чтобы достичь цели, поставленной как цель десятилетия: сократить в десять раз процент брака в производстве. Для того чтобы обеспечить это, руководство вначале должно было разработать план. Затем в компании была организована небольшая группа людей, чтобы бороться за качество. Эту группу назвали «группа качества», или «группа сдачи продукции с первого предъявления». Поездка этой группы в Японию способствовала тому, что движение за качество приняло гораздо более широкий размах, «теперь это было похоже на крестовый поход за качество, и в нем могли принимать участие практически все работники компании на всех уровнях». Было испробовано несколько методов пропаганды значимости этого движения, чтобы охватить энтузиазмом всю компанию. К таким методам относились: обсуждение, обучение и распространение письменной информации в форме писем-циркуляров. Качество и производительность стали темой разговоров во время коротких перерывов на кофе. Результаты программы по сокращению брака в производстве были положительными. Другие изменения, такие, как обеспечение своевременного доступа к необходимой информации, имеют место в процессе продвижения к достижению названной цели «Хьюлетт-Паккард» на десятилетие. Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления.

    Управленческая работа - это в основном работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие - для данной организации, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

    Основным требованием для принятия эффективного, объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной, точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

    Таким образом, профессиональная административная деятельность предъявляет к руководителю, входящему в эту деятельность, определенный набор требований, предполагающий выполнение специальных функций.

    Административные функции включают в себя:

    Сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;

    Выработку и принятие решений;

    Доведение решений до исполнителей и организацию их выполнения;

    Проведение контроля выполнения решений.

    Каждая из указанных функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Практический смысл функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих. Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

    Виды административной деятельности полиции

    Понятие административной деятельности полиции и ее основные черты.

    административная деятельность полиции представляет собой властную правоприменительную деятельность полиции по реализации норм административного права в целях решения задач, возложенных на нее Федеральным законом «О полиции» в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Из этого определения следуют следующие признаки административной деятельности полиции:

    самостоятельность от других видов деятельности;

    универсальный характер;

    подзаконный характер;

    предметный характер;

    структурированность;

    организующий характер;

    возможность использования для решения стоящих перед полицией задач средства принуждения.

    Характерные черты: Подконтрольность, Государственно-властный характер, Подзаконность, Широкий объем дискреционных полномочий, Организующий характер.

    Административная деятельность полиции включает в себя несколько еевидов :

    Наружная служба по охране порядка в общественных местах, по обеспечению порядка при проведении различного рода массовых мероприятий, уличных шествий, коллективных протестных действий и т.д.;

    Осуществление лицензионно-разрешительной системы, административного надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета российских граждан, а также соблюдения иностранцами и лицами без гражданства установленных паспортно-визовых правил;

    Контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы и условно осужденными к лишению свободы, установленных для них ограничений;

    Обеспечение безопасности пешеходов и правил движения транспорта по улицам и дорогам.

    Наружная служба как один из видов административной деятельности полиции состоит в обеспечении порядка в общественных местах служебными полицейскими нарядами и участковыми инспекторами полиции.

    К силам наружной службы полиции относятся дежурные части органов внутренних дел, участковые инспектора полиции, патрульно-постовая служба полиции, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних и некоторых других специальных полицейских структур.

    Участковый инспектор является представителем полиции общественной безопасности районного, городского, районного в городе отдела внутренних дел на обслуживаемом участке.

    Патрульно-постовая служба входит в состав полиции общественной безопасности и выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах, которая организуется в городах и других населенных пунктах и осуществляется специально назначаемыми нарядами полиции.



    40. Принципы административной деятельности полиции.

    Понятие принципов и их признаки . Принципы деятельности полиции - это основные, отражающие сущность этой деятельности начала (закономерности) применения норм, содержащихся в Федеральном законе «О полиции» . Критерии принципов деятельности полиции следующие: положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым; принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными; несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения; принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм…» .

    Система принципов и их классификация . Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные положения, которыми они руководствуются в административной деятельности:

    – общие (конституционные);

    – специальные:

    а) организационные;

    б) тактические.

    Общие (конституционные) принципы:

    1) законности;

    2) гуманизма;

    3) уважения прав человека и национального равноправия;

    4) сочетания гласности и профессиональной тайны;

    5) взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и гражданами.

    Организационные:

    1) научность и комплексный подход к решению задач;

    2) плановость;

    3) сочетание территориального и линейного принципов;

    4) единоначалие и коллегиальность;

    5) сочетание убеждения и принуждения;

    6) профилактическая направленность административной деятельности.

    Тактические принципы:

    1) оперативность;

    2) непрерывность и гибкость;

    3) комплексность сил и средств;

    4) маневренность;

    5) наличие резерва сил и средств.

    Глава 2 Федерального закона «О полиции» посвящена основополагающим началам деятельности полиции в общем и административной деятельности в частности, разработанным с учётом высокого уровня конфликтности отношений в той сфере, в которой действует полиция, её широких дискреционных полномочий.

    41 Понятие и классификация форм административной деятельности полиции.

    Под формой административной деятельности полиции понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются функции.

    Функции полиции представляют собой составные части (направления) ее внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются.

    Форма – это то или иное управленческое действие, имеющее внешнее проявление или внешневыраженный результат управленческой деятельности (например, принятое управленческое решение).

    Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности полиции, обстановки и условий, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм.

    Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) может быть:

    регулятивной и правоохранительной – по характеру разрешаемых дел;

    внутренней (внутриорганизационной) и внешней (внешневластной) – по целенаправленности;

    словесной (письменной или устной) и конклюдентной – по способу выражения.

    Первые две классификационные группы отражают содержательную сторону административной деятельности и принимаемых в ходе ее осуществления управленческих решений. А способ выражения характеризует ее формальную сторону, т. е. внешнее проявление управленческой деятельности.

    Вместе с тем весьма широко в административной деятельности полиции используется устная словесная форма: устные приказы, указания, распоряжения, команды, наложение взыскания. Эта форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного оперативного характера.

    Несоблюдение обязательной формы может повлечь признание недействительности или оспоримость действий субъектов. В ряде случаев, законодатель с использованием той или иной формы принятия управленческого решения связывает наступление определенных юридических последствий. Например, Положением о службе в органах внутренних дел установлено, что «поощрения и дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Благодарность, замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены устно». При этом «взыскание, наложенное приказом не может быть снято устно», в свою очередь, «дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом, считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию», а «устное взыскание считается снятым по истечении одного месяца

    С учетом сказанного, в зависимости от юридических последствий формы административной деятельности полиции можно разделить на правовые , иные юридически значимые действия и неправовые .

    Правовые формы. Правовой формой правоустановительной административной деятельности органов внутренних дел (полиции) является издание нормативных актов управления, правоприменительной – издание индивидуальных актов управления. Соответственно по юридическим свойствам акты управления органов внутренних дел подразделяются на нормативные и индивидуальные.

    Нормативный правовой акт – это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом Министерства внутренних дел Российской Федерации, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц.

    Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти.

    Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые Министерством положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные нормативные акты (кроме директив) утверждаются приказами МВД России.

    Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, внутренних войск МВД России, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел и военной службы во внутренних войсках.

    Директива содержит нормативные предписания, определяющие перспективы развития органов внутренних дел и внутренних войск, основные направления их деятельности на конкретный период времени.

    Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.

    Положение определяет задачи и функции, права, органа внутренних дел или его структурного подразделения, органа управления, соединения и воинской части внутренних войск.

    Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации.

    Положение издается также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел и внутренними войсками.

    Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и порядок ее осуществления конкретными категориями сотрудников (военнослужащих).

    Инструкция содержит нормы, устанавливающие кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности.

    Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.

    42 Понятие и классификация методов административной деятельности полиции.

    В науке административного права традиционно под методом государственного управления понимают совокупность способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно каким образом субъект управленческой деятельности осуществляет воздействие на ее объект.

    Под методами административной деятельности органов внутренних дел (полиции) понимается совокупность установленных законом способов и средств решения управленческих задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности.

    Следовательно, методы административной деятельности полиции представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых сотрудники полиции воздействуют на сознание и поведение лиц, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.

    При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности полиция использует такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Названные методы – это общие (универсальные) методы государственного управления, характерные для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности, в особенности для деятельности полиции.

    43 Убеждение и принуждение как основные (универсальные) методы административной деятельности полиции, их соотношение.

    в сфере внутренних дел для обеспечения законности и правопорядка используются различные правовые и организационные средства, которые по-разному воздействуют на участников соответствующих отношений. Выбор методов регулирования деятельности участников публично-правовых отношений зависит от их места и роли в организации управления социальной действительностью, целей и задач, которые перед ними стоят, а также от правомерности или противоправности их поведения. Традиционно в управленческих отношениях используются методы убеждения и принуждения Каждый из этих методов применяется исходя из складывающейся обстановки, а также той цели, которую ставит перед собой соответствующий правоприменитель. В полицейской деятельности используются методы управления, которые характерны как для деятельности полиции, так и для обеспечения правопорядка Исходя из своей компетенции полиция является, пожалуй, самым универсальным правоохранительным органом, реализующим систему стимулирующих методов, а также целый комплекс методов принуждения, которые при наличии воли государства заставляют физических и юридических лиц соблюдать установленные законом запреты и ограничения. Помимо всего прочего, эти средства обеспечивают защиту и охрану прав и свобод граждан в самых различных сферах их жизнедеятельности. Рассуждая о методе убеждения в деле обеспечения прав и свобод гражданина, необходимо отметить, что это средство в настоящее время несколько недооценивается. Обусловлено это совершением большого количества самых разнообразных противоправных деяний, цинизмом и дерзостью многих из них, а также многими другими обстоятельствами. Это отодвигает на второй план использование рассматриваемого метода в деятельности полиции как средства обеспечения прав и свобод граждан. Все это, конечно, так. Однако бывают самые различные ситуации, особенно складывающиеся в общественных местах, в местах проживания граждан, работы и учебы, несовершеннолетних, где метод убеждения как средство обеспечения правопорядка, а также защиты прав и свобод граждан как никогда востребован и может быть достаточно эффективным.

    44 Меры административного принуждения, применяемые полицией, и их классификация.

    Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся :

    1. Требования прекратить противоправные действия (например, полиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции). Такого рода требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.

    2. Задержание . Применяется как средство прекращения правонарушения (например, появления в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность), а также для доставления нарушителя в полицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

    3. Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций . Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и других правил). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности. Например, приостановление действия лицензии на право ведения фармацевтической деятельности осуществляется лицензирующим органом (органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности) в случае привлечения лицензиата в судебном порядке к административной ответственности «на срок до девяноста суток за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

    4. Временное отстранение от работы . Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.

    5. Ликвидация результатов неправомерных действий . Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенного строения.

    6. Депортация - принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства - на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на Государственной границе РФ и другие.

    Применение мер административного принуждения во всех его проявлениях усиливается в условиях действия чрезвычайных правовых режимов (правовой режим чрезвычайной ситуации или правовой режим контртеррористической операции) или особых правовых режимов (чрезвычайного и военного положений, а также правового режима военного времени).

    Так, законодательством Российской Федерации при введении чрезвычайного положения, предусмотрено временное выселение граждан из районов, опасных для проживания; введение особого режима въезда и выезда граждан; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; запрещение проведения забастовок; введение особых правил пользования связью; ограничение движения транспортных средств; введение комендантского часа; приостановление деятельности политических партий, общественных объединений; и т.п.

    Большинство специалистов по административному праву одной из крайних мер административного пресечения считают применение огнестрельного оружия. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование инспекторов БДД остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

    Отдельные меры административно-процессуального обеспечения, применяемые сотрудниками полиции, такие как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов будет нами более подробно рассмотрены на следующем занятии.

    45 Порядок приема и регистрации полицией заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях.

    Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 736 г. Москва "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" 1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации 1 заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях 2 , а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

    2. Порядок включает в себя:

    2.1. Прием сообщений о происшествиях - действия должностного лица органов внутренних дел, наделенного соответствующими полномочиями по получению сообщения о происшествии.

    2.2. Регистрацию сообщений о происшествиях - присвоение каждому поступившему сообщению о происшествии порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких сведений о нем.

    2.3. Разрешение сообщений о происшествиях - проверку фактов, изложенных в зарегистрированных сообщениях о происшествиях, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решений в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Полномочия по приему, проверке и разрешению сообщения о происшествии должны быть возложены организационно-распорядительными документами начальника органа внутренних дел либо лица, исполняющего его обязанности 3 , на конкретных должностных лиц этого органа с учетом территории оперативного обслуживания.

    4. Сообщение о происшествии в зависимости от его содержания и формы поступления (обнаружения) подразделяется на:

    4.1. Сообщения о преступлениях 4:

    4.1.1. Заявление о преступлении.

    4.1.2. Явка с повинной.

    4.1.3. Рапорт об обнаружении признаков преступления, составленный лицом, принявшим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из источников, не указанных в подпунктах 4.1.1, 4.1.2.

    4.2. Сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях 5 , авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения.

    4.3. Иную информацию о происшествиях.

    5. Поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях 6 (приложение N 1) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер.

    6. В помещениях административных зданий органов внутренних дел для разъяснения гражданам прав заявителей, порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о происшествиях на стендах или в иных общедоступных местах должны быть размещены: выписки из положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок приема сообщений о происшествиях; служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях.

    46 Назначение и задачи дежурных частей органов внутренних дел.

    Основные задачи [

    -непрерывны й круглосуточный сбор, обработка и передача информации об оперативной обстановке;

    -прием, регистрация и разрешение в территориальных органах МВД России сообщений (заявлений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

    -непрерывное управление силами и средствами ОВД, немедленное принятие мер к раскрытию преступлений по „горячим следам“;

    -безотлагательная организация действий по обеспечению общественного порядка, ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и происшествий;

    -организация разбирательства с гражданами, доставленными в ОВД;

    -контроль за состоянием охраны помещений, обороны здания ОВД и прилегающей к нему территории, его противопожарной безопасностью, обеспечение сохранности служебных документов, оружия, боеприпасов, специальных средств и другого вверенного имущества.

    Дежурные части в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России в пределах своей компетенции осуществляют следующие полномочия:

    -прием и регистрация (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, осуществление контроля за их разрешением; выдача заявителям на основании личных обращений уведомлений о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; прием и регистрация обращений (жалоб) граждан на правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел, поступающих через «горячую линию МВД России» (телефон доверия)

    -реагировани е на поступившие в ДЧ заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях с целью незамедлительного прибытия полиции на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия;

    -незамедлительное направление на места происшествия дежурные следственно-оперативные группы (СОГ), а при необходимости группы немедленного реагирования (ГНР), осуществление контроля за их деятельностью;

    -предоставление СОГ необходимых сведений из имеющихся в ОВД банков данных информации;

    -постоянное информирование руководства ОВД о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории, взаимообмен информацией о состоянии оперативной обстановки с другими территориальными органами МВД России, заинтересованными территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    -непрерывное управление силами и средствами подразделений ОВД и приданных сил, дежурными нарядами, нарядами задействованными по плану комплексного использования сил и средств (единая дислокация), их инструктаж, незамедлительное принятие мер к раскрытию преступлений по «горячим следам»;

    -организация действий сил и средств при возникновении чрезвычайных обстоятельств, принятие неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, оказания содействия в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб, обеспечения общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

    -информирование дежурной части вышестоящего органа внутренних дел о состоянии оперативной обстановки и её изменениях в порядке и сроки установленными МВД России, территориальными органами МВД России на региональном уровне;

    -разбирательство с лицами, доставленными в ОВД, установление их личности, осуществление иных процессуальный действий возложенных на дежурные части органов внутренних дел Российской Федерации, содержание доставленных в специально предназначенных для этих целей помещениях;