Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

    Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы Несовершеннолетний обвиняемый или подсудимый

    Задержание несовершеннолетнего подозреваемого – это одна из мер процессуального принуждения, которая может применяться только после возбуждения уголовного дела и в порядке, установленном законом.

    Основаниями для задержания несовершеннолетнего в качестве подозреваемого являются обстоятельства, указанные в ст. 91 УПК РФ: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения, когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление, когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления, а также в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

    Порядок задержания подозреваемого определяется ст. 92 УПК РФ и состоит в составлении протокола задержания, сообщении прокурору о задержании, уведомлении законных представителей несовершеннолетнего, обеспечении свидания с защитником и допросе подозреваемого.

    Протокол задержания составляется в срок не более 3 часов после фактического задержания лица. В нем указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания, результаты личного обыска задержанного и другие обстоятельства задержания. УПК РФ требует незамедлительного уведомлении законных представителей несовершеннолетнего о его задержании (ч. 3 ст. 423 УПК РФ).

    Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого допускаются к участию в деле с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого, обвиняемого на основании постановления следователя. Законным представителям разъясняются их права, предусмотренные ст. 426 УПК РФ.

    Перед проведением допроса несовершеннолетнего подозреваемого следователь должен обеспечить участие защитника, которое, согласно ст. 51 УПК РФ, является в данном случае обязательным. Защитник может быть как приглашен из числа дежурных адвокатов близлежащих коллегий, осуществляющих защиту в порядке ст. 51 УПК РФ (за счет государства), так и участвовать по соглашению с законными представителями несовершеннолетнего. Основанием для его участия в судопроизводстве является ордер. До начала допроса несовершеннолетний подозреваемый вправе иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально не менее 2 часов.

    Продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого не может составлять без перерыва более 2 часов, а в общей сложности – 4 часов в день (ст. 425 УПК РФ).

    Допрос подозреваемого начинается с установления данных о его личности. Далее подозреваемому должны быть разъяснены его права, установленные ст. 46 УПК РФ и ст. 51 Конституции России. При этом права должны быть также разъяснены законному представителю несовершеннолетнего подозреваемого, если он участвует в допросе.

    Необходимо отметить, что в случае, если подозреваемый не достиг 16-летнего возраста, либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, в допросе обязательно участие педагога или психолога. В таком случае педагогу (психологу) необходимо разъяснить его права, установленные ч. 5 ст. 425 УПК РФ, о чем делается отметка в протоколе.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, по аналогии с допросом свидетеля и потерпевшего, может вестись как в форме свободного рассказа, так и в вопросно-ответной форме. Показания фиксируются, по возможности, дословно. После стадии свободного рассказа возможна так называемая вопросно-ответная, когда следователь задает вопросы допрашиваемому и фиксирует его ответы. Вопросы могут задавать и иные участники допроса (например, законный представитель, педагог, защитник). Вопросы, не имеющие отношения к предмету допроса, следователем отклоняются, однако заносятся в протокол. Наводящие вопросы не допускаются.

    Тактические приемы, применяемые при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, практически те же что и при допросе совершеннолетних лиц:

    маскировка целей допроса;

    создание впечатления об осведомленности следователя;

    проговорка;

    разоблачение ложного алиби и другие известные приемы, предлагаемые криминалистикой;

    По окончании допроса составляется протокол, который затем предъявляется для ознакомления участникам допроса, которые вправе делать замечания, дополнения и уточнения, подлежащие занесению в протокол.

    Срок задержания подозреваемого установлен УПК РФ продолжительностью 48 часов. Он может быть продлен судом в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ еще на 72 часа с момента вынесения судебного решения об этом. По истечении указанных сроков подозреваемый должен быть освобожден, если в отношении него не избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

    В исключительном случае в порядке ст. 100 УПК РФ в отношении подозреваемого может быть избрана мера пресечения при наличии следующих оснований: лицо может скрыться от дознания, предварительного следствия; может продолжать заниматься преступной деятельностью; может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства; уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

  • 8. Биологические следы человека – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 9. Следы транспортных средств – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 10. Следы орудий взлома и инструментов – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 11. Микроследы – понятие, виды, способы выявления, фиксации и изъятия, криминалистическое значение.
  • 12. Понятие и научные основы теории идентификации.
  • 13. Виды и объекты криминалистической идентификации.
  • 14. Стадии криминалистической идентификации.
  • 15. Идентификационные признаки – понятие и классификация.
  • 16. Понятие и значение криминалистической диагностики.
  • 17. Предмет, содержание и задачи криминалистической техники.
  • 18. Понятие, виды и значение научно-технических средств, применяемых при расследовании преступлений.
  • 19. Требования, предъявляемы к использованию научно-технических средств.
  • 20. Классификация научно-технических средств.
  • 21. Понятие и значение криминалистической фотографии при расследовании преступлений.
  • 22. Запечатлевающие и исследовательские методы криминалистической фотографии.
  • 23. Процессуальное оформление результатов криминалистической фотографии.
  • 24. Частые приемы фотосъемки места происшествия.
  • 25. Применение видео- и звукозаписи при расследовании преступлений.
  • 26. Особенности применения цифровой фотографии и видеосъемки.
  • 27. Понятие и содержание судебной баллистики.
  • 28. Понятие и классификация огнестрельного оружия.
  • 29. Следы выстрела – понятие, виды и криминалистическое значение.
  • 30. Определение направления и дистанции производство выстрела.
  • 31. Понятие, признаки и виды холодного оружия.
  • 32. Следы применения холодного оружия и их значения.
  • 33. Понятие и виды взрывных устройств.
  • 34. Понятие и виды взрывчатых веществ.
  • 35. Понятие технико-криминалистического исследования документов.
  • 36. Виды и способы подделки документов и методы их распознавания.
  • 37. Понятие, задачи и научные основы криминалистического исследования письма.
  • 38. Идентификационные и не идентификационные признаки письма.
  • 39. Судебно-почерковедческая экспертиза.
  • 40. Судебно-автороведческая экспертиза.
  • 41. Признаки внешности человека – их свойства и классификация.
  • 42. Понятие совестного портрета, требования, предъявляемые к его составлению.
  • 43. Объекты, несущие информацию о признаках внешности человека.
  • 44. Понятие и содержание криминалистической тактики.
  • 45. Формы взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений.
  • 46. Понятие и виды тактических приемов, комбинаций и операций.
  • 47. Понятие и виды следственного осмотра.
  • 48. Понятие осмотра места происшествия и тактические приемы его проведения.
  • 49. Этапы и стадии осмотра места происшествия.
  • 50. Осмотр трупа на месте происшествия.
  • 51. Осмотр документов и вещественных доказательств.
  • 52. Осмотр места взрыва.
  • 53. Освидетельствование – тактика проведения и криминалистическое значение.
  • 54. Фиксация результатов осмотра места происшествия.
  • 55. Тактика проведения проверки показания на месте.
  • 56. Подготовка и проведение проверки показаний на месте.
  • 57. Понятие, цели и задачи проверки показания на месте.
  • 58. Понятие и виды обыска.
  • 59. Тактика проведения обыска.
  • 60. Тактика проведение выемки.
  • 61. Криминалистическое значение изучения личности обыскиваемого.
  • 62. Тактика проведения предъявления для опознания.
  • 63. Понятие и виды предъявления для опознания.
  • 64. Особенности опознания по функционально-динамическим признакам.
  • 65. Особенности опознания по фотографии и портретному изображению.
  • 66. Понятие, виды и цели проведения следственного эксперимента.
  • 67. Подготовка к проведению следственного эксперимента.
  • 68. Тактика проведения следственного эксперимента.
  • 69. Понятие допроса и подготовка к его производству.
  • 70. Понятие психологического контакта и условия его установления.
  • 71. Особенности допроса несовершеннолетнего.
  • 72. Тактические приемы допроса в бесконфликтной ситуации.
  • 73. Тактические приемы допроса в конфликтной ситуации.
  • 74. Психологическое воздействие при допросе, его формы и методы.
  • 75. Нетрадиционные методы проведения допроса.
  • 76. Понятие и цели проведения очной ставки.
  • 77. Фиксация хода и результатов допросов.
  • 78. Понятие, характеристика и объекты уголовной регистрации.
  • 79. Общая характеристика системы уголовной регистрации.
  • 80. Экспертно-криминалистические учеты и коллекции.
  • 81. Оперативно-справочные и оперативно-розыскные учеты.
  • А. Пофамильные картотеки
  • Б. Дактилоскопические картотеки
  • 82. Автоматизированные информационные поисковые системы.
  • 83. Вспомогательные виды учетов и их значения.
  • 84. Понятие, научные положения и принципы методики расследования преступления.
  • 85. Понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений.
  • 86. Понятие планирования – формы и виды.
  • 87. Принципы планирования расследования по уголовному делу.
  • 88. Понятие и виды криминалистической версии, ее отличие от гипотезы.
  • 89. Структура версии, правила ее построения и проверки.
  • 90. Понятие следственной ситуации – содержание и виды.
  • 91. Классификация криминалистических версий.
  • 92. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
  • 93. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
  • 94. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.
  • 95. Криминалистическая характеристика убийств.
  • 96. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании убийств.
  • 97. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с убийством.
  • 98. Особенности расследования убийств, связанных с исчезновением потерпевшего.
  • 99. Понятие, виды и значение инсценировок.
  • 100. Расследование причинения тяжкого вреда здоровью.
  • 101. Расследование убийств, совершенных в условиях неочевидности.
  • 102. Криминалистическая характеристика краж.
  • 103. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании краж.
  • 104. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с кражами.
  • 105. Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений.
  • 106. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании грабежей и разбойных нападений.
  • 107. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с грабежами и разбойными нападениями.
  • 108. Криминалистическая характеристика изнасилований.
  • 109. Первоначальные и последующие следственные действия, проводимые при расследовании изнасилований.
  • 110. Экспертизы, проводимые по делам, связанным с изнасилованиями.
  • 111. Структура экспертных учреждений в рф.
  • 112. Понятие и виды судебных экспертиз.
  • 113. Заключение эксперта и его оценка.
  • 114. Участие специалиста в следственных действиях.
  • 71. Особенности допроса несовершеннолетнего.

    При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

    В соответствии с законом несовершеннолетний свидетель в возрасте до 14 лет допрашивается только в присутствии педагога, выступающего в данном случае в роли специалиста. По усмотрению следователя педагог может присутствовать и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет. Указанное положение распространяется и на допрос несовершеннолетних потерпевших. При допросе обвиняемого, не достигшего 16-летнего возраста, педагог может присутствовать по усмотрению следователя или прокурора, а также по ходатайству защитника

    Вызов несовершеннолетних на допрос осуществляется, как правило, через их родителей или законных представителей. Если же у следователя имеются достаточные основания полагать, что эти лица причастны к преступным действиям подростка или способны склонить его к отрицательной линии поведения, то реализуются иные варианты. Следователь может вызвать подростка через посыльного, приехать в школу (профтехучилище, на работу) и допросить его в привычной обстановке. Нежелательно вызывать телефонограммой, так как это повлечет ненужную огласку. Крайне нежелательно доставлять подростка приводом, так как это может его травмировать и затруднит установление психологического контакта.

    Многое в тактике допроса определяется процессуальным положением несовершеннолетнего.

    Допрос подозреваемого несовершеннолетнего.

    Необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений.

    При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это - эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

    Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с. беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается.

    Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость.

    Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.

    Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.

    При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби.

    При допросе подозреваемого (14-16 лет) может присутствовать педагог, однако решать этот вопрос всегда надлежит с учетом многих факторов: характер преступления, роль подозреваемого в его совершении, личностные качества подростка и многое другое. В отдельных случаях присутствие педагога, которого знает и уважает подросток, поможет снять напряжение, успокоить допрашиваемого. В других случаях, например при расследовании половых преступлений, участие педагога, знакомого подозреваемому, нецелесообразно. Лучше пригласить его из другой школы (училища). Что касается родителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.

    Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

    К моменту предъявления обвинения следователь должен иметь все необходимые сведения о несовершеннолетнем (от родителей, учителей, наставников, лиц из окружения подростка, из запросов и характеристик). Таким образом, готовясь к допросу, следователь располагает его нравственно-психологической и социально-демографической характеристикой. Добавим, что к этому моменту позиция подростка уже известна, поэтому, планируя допрос, следователь учитывает его отношение к обвинению. Перед допросом следователь может ознакомить педагога и защитника с психологической характеристикой подростка, чтобы они могли учитывать ее, участвуя в этом действии. Что касается допуска родителей, то так же, как в ситуации с подозреваемым, их участие на данной стадии нецелесообразно.

    Перед допросом следователь оглашает постановление о привлечении несовершеннолетнего в качестве обвиняемого. После этого подростку в доступной форме необходимо разъяснить сущность предъявленного обвинения, обоснованность квалификации, содержание процессуальных норм, упомянутых в постановлении, его права как обвиняемого, значение смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

    В соответствии с УПК следователь в начале допроса выясняет, признает ли обвиняемый себя виновным в предъявленном обвинении. Отрицательный ответ сразу фиксировать нецелесообразно, так как в ходе допроса подросток может изменить свою позицию под влиянием доказательств.

    Если подросток признает свою вину, допрос все равно должен быть проведен детально, без спешки, обстоятельно. Тактическими приемами такого допроса является максимальная детализация обстоятельств преступления и роли каждого из участников. Для этого должны быть выявлены обстоятельства, предшествовавшие преступлению, действия каждого из участников, их взаимоотношения, когда и как возник преступный умысел, кто был его инициатором.

    Если подросток, признавая свою вину, путается в деталях, то необходимо особо разобраться в том, происходит ли это в силу его психофизиологических свойств (эмоциональное возбуждение, отсталость в развитии и др.) или он сообщает сведения, известные ему из других источников.

    О необходимости выяснить роль взрослых подстрекателей или иных соучастников следует помнить на протяжении всего допроса. Обращать для этого внимание на различные обстоятельства свободного рассказа подростка, задавать вопросы, заранее подготовленные, а также формулируемые по ходу допроса, касающиеся взрослых лиц, их взаимоотношений и взаимодействия с подростком.

    Если несовершеннолетний не признает себя виновным, то помимо тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, могут быть использованы и другие. В первую очередь необходимо доходчиво раскрыть подростку общественную опасность совершенного преступления, отношение к этому людей, ущерб, который он причинил семье, близким. Показать при этом, к чему может привести отрицание вины и как важно для него дать правильную оценку происшедшему, чистосердечно раскаяться и активно сотрудничать со следствием; объяснить, что это будет иметь значение как смягчающее обстоятельство.

    Второй тактический прием - порядок предъявления доказательств. Особенность этого действия при допросе несовершеннолетнего обвиняемого, отрицающего свое участие в преступлении, будет заключаться в том, что доказательства целесообразнее, предъявлять по нарастающей, в логической последовательности и без большого разрыва во времени. При этом значение каждого доказательства необходимо разъяснять

    Не следует излагать его показания не свойственным подросткам языком.

    Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.

    Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.

    Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.

    Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля.

    При подготовке к допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.

    Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Данная категория свидетелей обычно доверяет Следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.

    При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.

    При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга.

    Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.

    Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может "отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.

    Дети до"14 лет, несмотря на склонность к фантазированию и повышенную внушаемость, очень наблюдательны. Они часто видят и запоминают такие подробности, которых не замечает взрослый человек. Это качество используют, обращая внимание допрашиваемого на детали и подробно фиксируя их в протоколе для последующей проверки.

    Допрашивать малолетних свидетелей необходимо в привычной для них обстановке в присутствии педагога (воспитателя детского сада) и родителей, если последние не заинтересованы в исходе дела. Допрос ведется в форме беседы самим следователем или по его поручению педагогом (воспитателем).

    Допрос потерпевших.

    Несовершеннолетние потерпевшие обычно объективны в своих показаниях. Однако, готовясь к допросу и осуществляя его, необходимо помнить, что они заинтересованы в исходе дела, так как им причинен моральный, физический или имущественный вред. К тому же на правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства они находились в состоянии стресса, испытывали чувство страха, неадекватно воспринимали происходящее. К тому, же они думали не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

    Если было совершено половое преступление, то потерпевшая(ший) может умалчивать о некоторых обстоятельствах или даже отрицать их.

    Нельзя не учитывать также и то, что на потерпевшего оказывают влияние (угрожают, стараются подкупить) родные, близкие, друзья обвиняемого. Все это определяет формулировки задаваемых ему вопросов и помогает наметить пути последующей проверки его показаний.

    Текст статьи 425 УПК РФ в новой редакции.

    1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

    2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

    3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

    4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

    5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

    6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

    N 174-ФЗ, УПК РФ действующая редакция.

    Комментарий к ст. 425 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

    Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

    1. В протоколе допроса обязательно должно точно фиксироваться время начала и окончания допроса. Продолжительность допроса не может быть увеличена даже при согласии на то допрашиваемого.

    2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно.

    3. В ч. 3 комментируемой статьи возраст обвиняемого указан применительно к моменту производства допроса.

    4. Вопрос об участии в допросе или педагога, или психолога решается прокурором, следователем, дознавателем в зависимости от особенностей личности допрашиваемого.

    5. Наличие психического расстройства у несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого должно быть подтверждено медицинскими документами. Вывод об отставании в психическом развитии формулируется экспертом-психологом по результатам проведения психологической или комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

    6. В связи с участием в допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагога или психолога в протоколе допроса указываются их должностное положение, фамилия, имя, отчество, адрес, отношение к подозреваемому, обвиняемому, делается отметка о разъяснении им прав и обязанностей. У них может быть отобрана подписка о неразглашении данных предварительного следствия.

    7. Заданные защитником, педагогом или психологом вопросы подозреваемому, обвиняемому подлежат занесению в протокол. Замечания могут делаться относительно правильности и полноты произведенных в протоколе записей и вноситься ими в протокол собственноручно после записи показаний допрашиваемого. При отсутствии у педагога, психолога замечаний об этом в протоколе делается отметка.

    8. В судебном разбирательстве участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого может быть признано судом целесообразным, если это будет способствовать установлению контакта между судьями и допрашиваемым, получению более полных, точных и правдивых показаний.

    Следующий комментарий к статье 425 УПК РФ

    Если у вас есть вопросы по ст. 425 УПК, вы можете получить консультацию юриста.

    1. В ч. 1 ст. 425 указывается время непрерывного допроса несовершеннолетнего (2 часа) и в целом в течение дня (4 часа). Это общее правило надо рассматривать как допустимый лимит, особенно когда речь идет о допросе без перерыва. Оно должно корректироваться в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и уровнем физического и психического развития подростка, сложностью дела. Допрос подростков младших возрастных групп необходимо делать с более частыми перерывами.

    2. При допросе несовершеннолетнего, особенно младшего возраста или отстающего в психическом развитии, необходимо использовать простой язык с доходчивыми понятиями, избегая сложной юридической терминологии. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого для всех случаев его допроса обязательно.

    3. В ст. 425 (ч. 3) включено положение об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Для учета психологических особенностей личности несовершеннолетних необходим психолог. Отставание в развитии, особенно у правонарушителей младшей возрастной подгруппы, профессионально ближе педагогу.

    4. Процессуальное положение педагога и психолога сходно с процессуальным положением специалиста, но не идентично ему. Педагог, психолог приглашаются не только для помощи лицу, ведущему расследование, в формулировке профессионально правильных вопросов. Закон дает им право задавать вопросы допрашиваемому с разрешения ведущего допрос, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать по нему замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права свидетельствуют о большей профессиональной активности и свободе действий педагога и психолога по сравнению с теми, которые закон предоставляет специалистам в рамках уголовного процесса.

    1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

    2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

    3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

    4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

    5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

    6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

    Комментарий к Ст. 425 УПК РФ

    1. Щадя психическое здоровье несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель ограничил продолжительность допроса такого лица. Причем это ограничение распространяется и на очную ставку, суть которой заключается в допросе двух лиц в присутствии друг друга.

    2. Согласно пункту 2 части первой статьи 51 УПК участие защитника по делам о преступлениях несовершеннолетних обязательно; отказ от защитника как со стороны подозреваемого, обвиняемого, так и со стороны законных представителей подозреваемого, обвиняемого недействителен. Защитник вправе участвовать в допросах своего несовершеннолетнего подзащитного начиная с самого первого. По результатам каждого из допросов, сколько бы их ни было произведено в ходе предварительного следствия, защитник вправе знакомиться с протоколом следственного действия и делать замечания по поводу соответствия записей данным показаниям, а также по поводу соблюдения требований закона, регламентирующего допрос.

    3. Третьим участвующим в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого является педагог или психолог, который принимает участие в данном следственном действии, если допрашиваемый не достиг 16-летнего возраста либо достиг данного возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в своем психическом развитии, если указанные обстоятельства подтверждены документально и по этому поводу заявлено ходатайство защиты. Следователь и дознаватель вправе привлечь указанных лиц к участию в допросе и по собственной инициативе, исходя из того, что педагог и психолог в данном следственном действии играют роль специалистов в области детской и подростковой психики и психологии и своим участием могут способствовать успешному официальному диалогу, имеющему своей целью получение достоверных показаний, а также своевременно прервать допрос, если его продолжение связано с угрозой здоровью допрашиваемого.

    4. Вместе с тем и педагогу, и психологу предоставлены и процессуальные права, связанные с удостоверением правильности протокольной записи показаний допрашиваемого.

    Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии

    Успех установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

    Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователœем (дознавателœем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросœе несовершеннолетних.

    При производстве по уголовным делам о преступлениях несо­вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако исходя из статьи 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по­дозреваемого, обвиняемого.

    В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стра­жей, к дознавателю производится через его законных представителœей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.

    Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо­ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп­цию невиновности, избежать причинœения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителœей (законных представителœей) на всœех этапах уголов­ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего. Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност­ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над­лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ­водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне­нии следственных и иных процессуальных действий.

    Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот­ветствующего процессуального действия восœемнадцатилетнего возраста͵ на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми­нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо­вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

    Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об­виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по­следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по­дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот­ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, в случае если он вызывается этой же повесткой.

    Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, к примеру, при вызове сви­детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно­летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста­вителя не допускается.

    Производство следственных и иных процессуальных действий с участи­ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда крайне важно сть в данном связана с неотложностью про­ведения следственных действий по закреплению следов только что совер­шенного преступления).

    Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще­гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще­ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо­щью средств связи (телœефонограммой, телœеграммой, факсимильным сооб­щением, электронной почтой и т.п.).

    Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо­го регламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в т.ч. огра­дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа­ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче­скую силу доказательств, полученных при допросœе, и избежать возможно­сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор­мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

    Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

    1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес­ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого. Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса, должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен­ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе­нием врача (ст. 187 УПК РФ)

    2. Участие защитника в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре­ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателœен для дознавате­ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросœе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не­ допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не бывают положены в основу обвинœения, а также использоваться для доказыва­ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

    В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз­реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра­вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе­ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья - удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

    3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

    Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до­просœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

    Участвуя в допросœе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае­мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо­го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста­новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра­вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе. В этих целях педагог или психолог наделяются определœенными правами, пре­дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

    задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не­совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

    знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

    Вместе с тем, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра­вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

    О разъяснении этих и других прав, а также обязанностей специалиста͵ предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

    Поводом для участия педагога или психолога в допросœе несовершенно­летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

    Закон прямо не указывает, в каких случаях для участия в допросœе несо­вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка­ких - психолоᴦ. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне­ниями в психическом здоровье или психическом развитии (к примеру, педа­гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.). Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен­ной при допросœе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав­шем в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия бывают использованы сторонами и судом при допросœе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни­тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

    К участвующему в допросœе несовершеннолетнего педагогу или психо­логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ­вовать в допросœе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на­пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи­тель, воспитатель, директор школы), тем более, в случае если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросœе специалиста͵ не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при­сутствии которого должна быть более откровенным.

    В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю крайне важно ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, узнать, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросœе, разъяснить основания и порядок от­вода специалиста.

    4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросœе несовер­шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука­зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен­ном действии во всœех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросœе, в случае если он заявит об этом ходатайство. При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно­ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви­няемого, а в случае, в случае если последний отказывается подписать его или не мо­жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро­вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи­сания протокола допроса своей подписью.

    Аналогичные особенности, связанные с участием в следственных дейст­виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви­детеля.

    Вместе с тем, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе­мого должен принимать участие во всœех следственных и иных процессу­альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объёме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей­ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за­несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

    В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в данном случае огра­ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст­вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра­вильности и полноте сделанных в них записей.

    Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объёмом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий .

    Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

    При подготовке к допросу несовершеннолетнего крайне важно получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинœения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

    Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

    В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определœена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателœен перерыв после первых двух часов допроса. Предусмотрены обязательное участие в допросœе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросœе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста͵ но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Вместе с тем, в допросœе вправе участвовать и законный представитель .

    Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

    а) крайне важно установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросœе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

    б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

    в) целœесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

    Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, крайне важно внести следующие изменения:

    1. Необходимо исключить одновременное участие в допросœе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

    2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросœе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

    3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

    4. При допросœе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в данном следственном действии крайне важно отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

    Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии" 2017, 2018.