Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире. Гжель и современная мода

    Особенности традиционной русской росписи гжелью и ее место в современном мире. Гжель и современная мода

    Вконтакте

    Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в XIX веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией:

    Politikaner , CC BY-SA 3.0

    Посуду жгут, отсюда всё производство названо жгелью, словом, обратившимся в гжель в силу свойства простолюдина переставлять согласные.

    Позднее, когда промысел получил особо важное значение и привлёк к себе большую часть местных рабочих рук, название производства было перенесено и на самый занятый им район.


    Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    Понятно, что это объяснение совершенно необоснованно и представляет собой типичную ложную этимологию.

    Немного истории

    Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины XVII века.

    В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

    Messir , CC BY-SA 3.0

    Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и

    «Повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь ту глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить те же волости крестьянам, как же глина в Аптекарский приказ надобна будет».

    В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М.Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова:

    «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…»

    К 1812 году в Гжели насчитывалось 25 заводов, выпускающих посуду.

    Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известных мастеров: Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун.

    Изделия

    Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.


    Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.

    Отличить от подделок


    Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    работа авторская.

    В разные годы фирменное клеймо меняло свой вид. На экспорт шли изделия с клеймом на английском языке.


    Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    Цветная гжель

    Мало кто знает, что изначально типична была не синяя, а разноцветная гжель.


    Al Silonov , GNU 1.2

    Такая роспись практиковалась в XVII -XVIII вв. Тонкий рисунок отличается своим изяществом. В наше время лишь немногие мастера владеют этим видом гжельской росписи.

    Цветная гжель

    Производство Гжели в наше время

    После распада СССР «Гжель» была единственным предприятием художественных промыслов в Гжельском районе. Новые времена принесли новые хлопоты. Появилась продукция «под гжель».

    Только в районе Гжели возникло около тридцати предприятий, производящих подделки, и около семидесяти в Москве, Московской области и других регионах России. Лишь в последние годы по-настоящему художественные изделия из фарфора стали выпускать несколько предприятий.

    Но ещё продолжает существовать определенная путаница с выбором продукции от этих и других предприятий, которые по-прежнему часто увязываются с самим объединением «Гжель» и её торговой маркой.

    Основные центры производства Гжели:

    Есть и еще несколько самостоятельных предприятий, в названии которых присутствует топоним «Гжель» – «Синь Гжель», «ГжельГрад», «Звезда Гжели», «Гжель-Малахит».

    Фотогалерея































    ГДЕ КУПИТЬ?

    Посмотреть, выбрать и приобрести лучшие изделия гжели, можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

    Значение названия

    Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения,- это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст».

    Он расположен примерно в 60 км от Москвы. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.

    Гжельские игрушки

    До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

    Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.

    Секрет фарфора

    Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов был основан и первый фарфоровый завод.

    Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы.

    Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.

    Возрождение

    Только с середины XX век в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфоро-фаянсовых предприятий России.

    В послевоенные годы в восстановлении промысла участвовали художница Н. И. Бессарабова и ученый А. Б. Салтыков. Бессарабова считается основоположницей современного гжельского стиля.

    Известные художники

    Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях «широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого».

    Уже в то время на изделиях можно было увидеть надпись, символизирующие то или иное событие в жизни страны. Например, "30 лет ВЛКСМ" или "1948 СССР". Среди учениц Бессарабовой - художница Т. С. Дунашова, известная мастерством «цветочной росписи».

    Художница Н. Б. Квитницкая работает над созданием скульптур малых форм: «Бабушка и внучек», «Птичница». Н. Б. Квитницкая. «Бабушка и внучка».

    Художница Л. П. Азарова создает посуду крупных форм, украшая ее лепными изделиями. Например, на плечиках квасника фигурки петухов, готовых броситься друг на друга. Крышки у чайников украшены цветами. Все ее изделия несмотря на свою красоту сохраняют свое бытовое назначение.

    Отличить от подделок

    В первую очередь, нужно обращать внимание на маркировку, которая наносится всегда под эмаль, а значит, ее невозможно стереть.

    Обозначается на ней или фирменный логотип завода-изготовителя, или имя мастера, если работа авторская.

    И, конечно, даже неопытным глазом можно заметить разницу в рисунке: настоящий художник всегда прописывает детали, применяет множество техник, в то время как на поддельные изделия небрежно наносятся несколько синих штрихов.

    Занятие по изобразительному искусству «Секреты гжельской росписи»

    Автор: Дранкова Елена Александровна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДОД "Радуга" город Пермь

    Цель: знакомство с гжельской росписью.
    Задачи:
    Формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
    Развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, учить применять мазок с тенью, рисовать элементы гжельской росписи (мазок с тенью, капелька, линия, тычок)
    Воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ, умение находить общий язык при работе в группе
    Материалы и оборудование:
    Доска, ноутбук, наглядные пособия.
    Иллюстративный ряд:
    1.Наглядное пособие «Приемы кистевой росписи».
    2.Выставка изделий из Гжели.
    3.Оформление в виде города, расписанного гжельской росписью.
    4.Нарисованный самовар, расписанный гжельской росписью.
    5.Сказочные ворота, расписанные гжельской росписью.
    Для обучающихся:
    1.Трафареты чайной посуды
    2.Гуашь синего цвета
    3.Палитра
    4.Круглая беличья кисть №3,№1
    5.Плоская колонковая кисть №10
    6.Подставка для кисти
    7.Тряпочка
    8.Баночка с водой
    Прогнозируемый результат: данная тема «Гжельская роспись» научить детей разбираться в гжельской росписи; позволяет развивать эстетические чувства; уважать культуру своего народа; любить народное творчество; стремиться самостоятельно выполнять рисунки в технике «Гжельская роспись».
    Ход урока
    I.Организационный этап
    Приветствие. Подготовка готовности к уроку.
    Целеполагание
    - Сегодня у каждого на парте лежит лист, синяя гуашь, кисти. Ребята, как вы думаете, что мы будем рисовать на занятии?
    Постановка учебной цели: сегодня на уроке вы познакомитесь с художественным промыслом - Гжель, узнаем секреты гжельской росписи и выполните коллективную работу “Гжельский сервиз”, используя традиционную форму росписи.
    II . Мотивационно – проблематизирующий этап
    - Вам интересно познакомиться с гжельской росписью? Актуально заниматься гжельской росписью на сегодняшний день?
    (Это культура, народное искусство русского народа, которое передаётся из поколения в поколение.)
    Изучение нового материала.
    Испокон веков славится Россия своими народными промыслами, мастерами. Вот и до наших дней дошло искусство гжельских мастеров. И чтобы узнать о гжельской росписи, мы с вами отравимся в село, которое расположено недалеко от Москве и состоит из трёх десятков деревень и сёл, каждое из которых имеет своё название, но в народе это место называют одним словом простым – Гжель. И живут в этом селе народные мастера, которые изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы с вами узнает об истоках возникновения промысла. С чего же всё зарождалось?
    (Иллюстрационное оформление на доске в виде города, выполненного гжельской росписью. За каждым домиком спрятаны этапы изготовления гжельской посуды. Домики открываются по ходу урока.)
    История гжели началась с того, что в этих местах были найдены большие залежи белой глины. Глина была чисто белого цвета.
    В XVII веке при царе Алексее Михайловиче по его приказу белую глину привозили в Москву и делали из неё аптекарские сосуды.
    В XVIII веке на заводах делали обычную для того времени гончарную посуду, изготавливали кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки.
    Гжельский промысел переживал разные времена. Было времена, когда промысел полностью исчез, а потом его снова возродили после войны.
    На сегодняшний день этому промыслу исполнилось 670 лет. Сегодня искусство гжели продолжает развиваться, и даже более того, получило мощный толчок в развитии благодаря новым современным технологиям. Так, гжельские заводы стали производить термостойкие фарфоровые изделия с гжельской росписью, которую можно использовать в микроволновых печах, всех видах кухонных плит.
    Технология изготовления гжельской посуды.
    Давайте познакомимся с технологией изготовления изделий гжели. А для этого мы будем заглядывать в гости к мастерам и смотреть, что же они там делают. (Последовательно снимаются картинки с доски в виде домиков, за которыми изображены этапы изготовления гжели)
    1. Сначала мастер на гончарном круге изготавливал заготовку из белой глины (ваза, кувшин, горшок).
    Потом он украшал изделия лепниной (небольшими отдельно слепленными изделиями). Украшал мастер крышку у чайника или сахарницы в виде головы птицы(Открывается первый домик)


    2. Потом изделие сутки сушили.
    3. Потом изделие обжигали в муфельной печи для того, чтобы оно стало прочным (Открывается второй домик)


    Слово гжель произошло от глагола – жечь, обжигать.
    4. После обжига художник расписывал изделие краской – кобальт (серого цвета). По поверхности изделия художник расписывает мазками. Мазки ложатся ровно. Кажется, на первый взгляд, что все они одного цвета. Почему же художник рисует серой краской, а не синей? В этом заключается первый секрет гжельской росписи (Открывается третий домик)


    5 .Дальше расписанное изделие погружаю в глазурь – жидкость белого цвета и снова ставят в печь на 18 часов. Температура в печи достигает 1250°-1350°.Из печи достают готовое изделие с синим рисунком. Во время обжига серая краска – кобальт превращается из серого в синий цвет, а глазурь становится прозрачной. После печи узор приобретает множество синих оттенков и тонов, придавая своеобразие изделиям.

    (Показ готового изделия)
    Художники гжели насчитывают до 20 оттенков синего цвета.
    На современном производстве по изготовлению гжельской посуды применяется другая технология и изготавливают гжель из белой глины перемешивают с добавками (кварцевым песком, шпата, каолита) в больших мельницах в течение 28 часов и получают жидкий шликер белого цвета, который называется фарфор. Фарфоровую смесь наливают в гипсовые заготовки и сушат. Через сутки гипсовую форму снимают и ставят в печь. После обжига изделие расписывается кобальтом, покрывается глазурью и снова ставится в печь.
    Но в чем, же второй секрет гжельской росписи? Как создаются удивительно красивые гжельские узоры? Эта тайна скрыта за сказочными дверями, которые открываются только для настоящих ценителей искусства гжели,которые хорошо разбираются в народных промыслах. Для того, чтобы открыть ворота вам нужно выполнить задание «Выбери гжельские изделия».
    (Иллюстрационное оформление на доске в виде ворот)


    Задание «Выбери гжельские изделия» (На доске развешаны картинки с изделиями разных народных промыслов. Надо выбрать изделия только гжельского промысла и оставить их на доске, а изделия других промыслов убрать.Убирая ненужную картинку, необходимо назвать промысел)


    - С задание вы справились отлично, и волшебные ворота откроют нам все секреты гжельской росписи.
    Открываются сказочные двери.

    Самый главный секрет росписи скрыт в мазке, который называется «мазок с тенью». Одним движение кисти художник рисует мазок, который с одной стороны тёмно синий с другой нежно - голубой.
    “Мазок с тенями”. Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т.е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.





    “Азбуку мазков” дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Данные декорирующие элементы росписи называют: “шашечки”, “усики”, “жемчужинки”, “капельки”.
    III. Практическая работа
    - Сейчас у нас очень важный этап работы: вы будете расписывать свои трафареты гжельской росписью. На трафаретах в виде чашек мы будем рисовать гжельскую розу. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи и являетесь мастерами росписи.
    Разминка для рук.
    Но сначала давайте разогреем ваши ручки и сделаем гимнастику для рук. (Между ладошками раскатываем карандаш).
    Начнём работы с эскиза розы карандашом. После будем работать кистью,
    только сначала вспомним правила работы с кисточкой.
    1.Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
    2.Не оставляй кисточку в баночке с водой.
    3.Не забывай прополоскать кисточку.
    Обучающиеся расписывают трафареты (чайник, сахарница, чашки) гжельской розой и декорирующими элементами, используя технологическую карту.

    Объем творческой работы определяется в соответствии со способностями ребенка.
    VI. Рефлексивный этап
    Ребята, вы славно потрудились. Давайте посмотрим результаты работы. Каждый подходит к доске, располагает свою расписанную чашку вокруг самовара, подводит самоанализ. У нас получилась коллективная работа «Гжельский чайный сервиз».


    Давайте подведём итог:
    1.В стиле, какого промысла выполнена роспись данных сервизов?
    2.Из какого материала мастера делали свои изделия?
    3.Какой цвет использовали для росписи изделий?
    4.Какие декорирующие элементы росписи применяли?
    5.Какие секреты вы узнали о гжельской росписи?
    6.Что новое вы узнали на уроке?
    7.Что понравилось на уроке?
    8.Что было легко и трудно делать на занятии?
    Спасибо всем ребятам за работу! Мне хочется, чтобы вы всегда бережно и уважительно относились к творчеству русского народа.
    Ученики читают стихотворения:
    Вот они! Удивительно бледны!
    Мастера, скорей за дело,
    Украшай посуду смело!
    Составляй такой узор,
    Чтобы радовал он взор.
    Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
    Животные и птицы невиданной красы.
    Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
    Известно всем в народе её названье – Гжель.
    Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
    Не встретите на свете вы красоты такой!
    Литература
    Ю.А. Межуева «Сказочная гжель»Москва Изд. «Мозаика –Синтез 1999г

    Гжель — это самый известный русский народный керамический промысел.

    История гжельской росписи очень далека - по историческим документам еще в 1-й половине XIV века Гжель отмечается как центр керамического производства России, который являлся поставщиком гончарной посуды для царева двора.

    В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную. У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

    Сегодня это вид росписи довольно часто встречаем в журналах, с помощью этого узора украшают мышки для компьютера, коврики, стеклянную посуду, мебель и даже машины.




    Взгляните, как завораживает гжельская роспись - элементы на первый взгляд, так просты, но чего стоит это сочетание цвета?

    Если мы рассмотрим значение цветов, использованных в данной технике, то узнаем, что синий цвет - цвет «густеющей ночи» ", дарующий зрению покой и отдых от яркого солнечного света. Синий и голубой - это влекущие к себе таинственностью цвета неба, льда, снежных гор и замерзших рек. Содержание таинственной, фантастической субстанции, символ веры и вечного успокоения. Тогда, как голубой цвет - это цвет эмоциональности, цвет общения. Голубые тона производят впечатления легкости, воздушности, эфирности, чистоты. И наконец, белый цвет - цвет добра, удачи, исцеления от недугов, цвет очищения и приумножения, цвет снега и сияния Луны. Белый цвет связывает наше воображение с потусторонними сферами, так как он олицетворяет белые облака, чистоту струящегося потока света, а отсюда - это свет и цвет святости.

    Ознакомившись со значением этой палитры, используемой в росписи гжель - несомненно, можно удостовериться, что вложенное значение цветовой гаммы в нее было не просто случайным, а хорошо продуманным.

    Сегодня стало модным украшать свои квартиры различными изделиями, сделанными своими руками. И нередко встретишь в интерьере в виде вышивки, декупажа, росписи по стеклу . Конечно, гжельская роспись - картинки, примерно одинаковы - но если всмотреться в них, можно заметить разнообразие элементов. Такое первое впечатление создает именно цветовое решение.



    Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут "колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне - исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.


    Поверить трудно: неужели

    Всего два цвета? Чудеса!..

    Вот так художники из Гжели

    На снег наносят небеса!

    Л. Куликова.



    гжельская роспись на дисках







    Раскраска народного костюма «Россияночка.






    Гжельская роспись на компьютерных мышках.




    Выбор сюжета гжельской росписи для дизайна нарощенных ногтей...


    Роспись по стеклу и марморирование



    Гжельская роза





    Елена Улимова

    Фарфоровые чайники,подсвечники,часы,

    Животные и птицы невиданной красы

    Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

    Известно всем в народе ее названье -Гжель .

    Гордятся в Гжели жители небесной синевой

    Не встретите на свете вы красоты такой!

    Голубизну небесную,что сердцу так мила,

    Кисть мастера на глину легко перенесла.

    У каждого художника есть свой узор любимый

    И в каждом отражается сторонушка родимая.

    ЕЕ трава шелковая,ее цветы весенние

    И мастерство волшебное достойно восхищения!

    Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай

    Гостей на праздник радостный сердечнее встречай! «Если птицей взмыть над Гжелью , увидишь : на суходолах светлыми борами встали сосны, в низинах чащами растёт ель, в тёмную хвою весёлыми пятнами вкраплены берёзовые и осиновые островки, а в лесах, как плешины в густом меху, - поля.


    Если кротом порыться в земле, узнаешь : земли гжельские тощи , для хлебопашества малопригодны - песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.

    И захожий человек удивится, послушав как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдерживает захожий :

    Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка ? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там.

    Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут - все в один голос :

    О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.

    И замолчит чужак, и невдомёк ему : как это люди глиной кормятся?»

    А. В. Перегудов «В те далекие годы»


    Что такое Гжель .

    Край фарфорового чуда,

    А кругом него – леса…

    Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки , расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова «жгель» , т. е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Интересно, что население здесь в основном старообрядческое. В некоторых сёлах даже сохранились старинные старообрядческие церкви. Помните Боярыню Морозову на картине Сурикова, её двуперстное крестное знамение. Так до сих пор и крестятся старообрядцы, в т. ч. и в (о) Гжели . Старообрядцы там живут и до сих пор.


    Церкви невероятно красивые, такой архитектурный стиль специалистами почему-то называется «византийским» . Они строгие и лаконичные, но очень русские. По дороге проезжали мимо сине -белого чуда - часовни отделанной гжельскими изразцами . Такое я увидела в первый раз.

    Гжель – название народного «сине-белого » промысла, керамический центр России. Под «крышей» Гжели находятся , кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни (перечисляю по ходу движения) : Трошкво, поворот направо - Глебово и Фенино; Речцы, снова направо - Ново-Харитоново, Турыгино, Бахтеево, Меткомелино; налево - Володино, Жирово, Игнатьево, Карпово, Кузяево, Коломино – вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить : поехать не «в Гжель » , а «во Гжель » .

    Гжельская волость в к . 18в. в одной из ревизских сказок описывалась так : «Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…»

    Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.


    История промысла.

    Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность : здесь находится Гжельско -Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, т. е. все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Всем хотелось напасть на «жилу» . Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают «несколько сажен толщины» . Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - «ширёвка» ; далее «пушнина» - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – «мыловка» , которая используется для изготовления фарфора и фаянса.


    Да поди ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. «Пушнины» накопали и то дело. Домой приташшыли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили руками. Далее завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит : молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.


    Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестучей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или «жгель» в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что окромя хозяйственной утвари лепил папанька-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные свиристели и фигурки. Секреты ремесла и росписи крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии «точильщиков» , «писарих» , а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - «ф-а-абрику» открывали.


    Промысел очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы изображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто листики, а листья папоротника, не просто завитки-усики с ягодками, а - «поразительное» открытие, сделанное археологами - «данное изображение имеет сходство с земляникой» . Ну, надо же, а мы думали, что древние русичи лаптем щи хлебали.

    В 17в. вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы «тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет». Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


    В 18в. Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины , писал : «Едва ли есть самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственницей называют. Какова у нас гжельская , которой ни где не видел я белизною превосходнее». Так и повелось : при Петре I тут «приискивали» глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Однокашник великого Михайлы, учёный-химик Дмитрий Виноградов «умыл» немцев с их мейсеновским фарфором - разгадал таки «китайский» секрет фарфора и привёз из Гжели глину , из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

    Ну а что крестьяне? В 19в. одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель цвела и пахла ! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было : 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили «в люди» ! Жизнь кипела!

    Гжельская роспись считается подглазурной, т. е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

    «Бельё» - это фарфоровая форма без росписи.

    «Крытьё» - это сама синяя роспись по белому фону.

    Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

    Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине -белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели, «капельки» , «жемчужинки» , «усики» . С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор» . Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или звезды, круга на дне тарелки.

    Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т. п. Это персонажи из русских сказок : Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т. п.


    Синеглазая посуда –

    Вазы, чайники и блюда –

    Ярко светится оттуда,

    Как родные небеса.

    Гжельская роза . «Азбука мазков» .

    Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной , посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Гжель ведь никогда не была предметом роскоши. Гжельские кувшины для браги и молока, квасники, кумганы-птицы, миски для похлёбки предназначались для простого трудового люда и трактиров. Поэтому и палитра из трёх основных красок радуги идеально вписывалась в натюрморт крестьянского стола : каравай только что из печки вытащенного хлеба, крынка с тёплым только что из-под коровы молоком, деревянные ложки и радующие естественной красотой красок узоры на мисках и кружках. В нач. 20в. эти миленькие цветочки никак не совпадали с геометрией революционных красных стягов и пятиконечных звёзд. Да и «раскулаченному» потребителю какая разница из чего хлебать тюрю в сибирской тайге.

    Поэтому старинные деревенские трёхцветные букетики сменила синяя гжельская роза .

    Сейчас фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Кобальт – краска модная в городе, но гжельские мастера , не стесняясь новой синей моды , для себя до сих пор делают посуду разноцветной. Это понятно. Деревенский букетик так и тянет понюхать, а синяя роза держит дистанцию. Барышня!

    К слову про цветные краски, которыми расписывают «древнерусскую» гжель - майолику – это зелёная (соли меди, желтая (соли сурьмы, вишнёвая (соли марганца) . Синяя понятно – соли кобальта. Основа всему – белая эмаль. Это гжельская «пятицветка» .

    У гжельцев есть свои секреты , как, скажем розу, сделать именно гжельской розой .

    Главный секрет - это мазки. Мазок – это родовая примета Гжели .

    * Главный приём – правильное соотношение синего и белого или сочетание «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба ».

    ** Другое правило – каждый последующий мазок отличается от предыдущего. Сначала на кисточку густо набирают краску. Далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют. Круглые лепестки цветка получаются либо чёткими, либо мягкими «размытыми» . Так рисуются многолепестковые цветки. После обжига цветок становится васильково-синего цвета .

    *** «Мазок с тенями» . Краска набирается на одну сторону кисточки и наносится легким круговым разворотом, т. е. поворачивается вокруг черенка. В утолщённой части кисти краски больше – мазок тёмный, к середине краски чуть поменьше – мазок высветляется, а тонкий кончик оставляет совсем светлый след. Так получается разноокрашенная объёмная розочка или листочек.

    «Азбуку мазков» дополняют другими элементами. Тонким кончиком кисточки наводят стебель, усики-завитки, прожилки на листиках или штриховку. Иногда по синему цвету рисуют тонкими золотыми линиями и штрихами, которые как бы обозначают контуры. Но это дело вкуса. Править нельзя!

    Представим, что мы гжельские художники . Давайте нарисуем розу.


    ужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски , т. е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками. Получилось? Да мы почти профессионалы! Хотя, чтобы постичь «Азбуку мазков» художникам требуется около ~5 лет.

    В Гжели создали ступенчатую систему обучения. Будущие кадры ещё сидят в песочницах в детском саду, а ими уже занимаются – учат малышей лепить и раскладывать кисточкой гжельскую розочку ;


    школе с художественным уклоном проходят практику на производстве; а наиболее одарённые поступают в Гжельский институт или колледж и совершенствуются на курсах аспиранта в Москве.

    Ещё одна гжельская тайна : стилистика росписи очень похожа, или можно сказать практически совпадает с узорочными вставками в старообрядческих рукописных богослужебных книгах.

    * Н. И. Бессарабова

    *** А. Б. Салтыков «Азбука мазков»


    Волшебные цветы, распустивши

    Традиционное искусство в современном интерьере: гжель

     17:00 14 июня 2016

    Волшебные цветы, распустившиеся морозным узором на белом снегу, сказочные персонажи, милые сценки традиционного сельского быта и трогательные пейзажи родного края – все эти сюжеты знаменитой гжельской росписи широко известны и пользуются заслуженной популярностью. Изделия из гжельского фарфора из утилитарных предметов быта уже давно превратились в настоящие произведения искусства. Сине-белая гжельская роспись не теряет своей актуальности и в наши дни. Более того, с развитием технологий появляются новые способы использования любимых орнаментов для украшения современных интерьеров. Сейчас гжель - это не просто посуда, расписанная в традиционном стиле. Это целое направление дизайна, позволяющее декорировать самые разные предметы: стены, потолки, кафельную плитку, мебельные фасады, текстиль, светильники и даже автомобили!


    Гжельская роспись завоевала симпатии художников, дизайнеров и потребителей благодаря своему изяществу в сочетании с глубиной и нарядностью рисунков. Она великолепно гармонирует с любыми оттенками и текстурами дерева, что дает безграничный простор для применения изделий из гжели в интерьерах, выдержанных в скандинавском стиле, а также в стиле кантри и прованс. Гжель отлично сочетается с золотом, и изысканные изделия, выполненные в этой технике, будут замечательно смотреться в классическом интерьере. Даже в современных интерьерах подобранные со вкусом декоративные элементы из гжели выглядят очаровательно, внося дополнительные акценты и цветовые контрасты.







    Кухня

    Конечно же, самым популярным помещением в доме, где чаще всего встречается гжельская роспись, является кухня. Это и неудивительно, ведь первая ассоциация со словом «гжель» – это посуда.







    Посуда и предметы сервировки с традиционной гжельской росписью украсят любой стол. Такая посуда отлично гармонирует с однотонной скатертью, белоснежными салфетками и живыми цветами. С помощью гжельского фарфора можно сервировать как торжественный праздничный стол, так и стол в уютном кантри-стиле.








    Кухонные фартуки с традиционным гжельским узором способны украсить кухню, придать ей оригинальность и неповторимое очарование. Конечно, к такому яркому, акцентному фартуку необходимо правильно подобрать цветовую гамму остального интерьера.






    Мебельные фасады на кухне тоже украшают гжельскими узорами. Решиться на такой нестандартный дизайн непросто, но, при удачном сочетании с остальными элементами интерьера, такая кухня получится необычной, свежей и очень красивой.







    Даже бытовая техника чудесно преображается, если украсить ее гжелью!




    Текстиль

    Сине-белые узоры гжели часто используются в домашнем текстиле. Это очень удобно, потому что текстиль можно легко поменять в зависимости от настроения. Обзавестись комплектом гжельского текстиля для кухни или спальни – просто великолепная идея!


    На кухне скатерти, салфетки, полотенца, прихватки и подушки на сиденья внесут нотку свежести и будут радовать яркостью узоров. А в сочетании с другими элементами декора, выполненными в технике гжельской росписи, гармонично подчеркнут домашний уют и нежность кухни.







    В спальне шторы, покрывала и комплекты белья с узорами гжели помогут оформить помещение в традиционном стиле и придадут ощущение легкости и воздушности.




    Санузел

    Цветовое решение в сине-белой гамме традиционно популярно для ванных комнат. Гжельские узоры отлично вписываются в эту концепцию и придают интерьеру дополнительную декоративность и оригинальность.





    Предметы интерьера

    Помимо традиционных ваз и посуды существуют и другие предметы интерьера, украшенные популярной гжельской росписью: потолочные, настенные и настольные светильники, часы, комоды, декоративные настенные панно и тарелки. Они могут стать привлекательным элементом декора практически в любом интерьере.







    Украшение стен и потолков

    Современные дизайнеры украшают гжельской росписью даже стены и потолки - выглядят такие интерьеры вполне модно и актуально.






    Немного истории

    Гжель – это название области, расположенной в 60 км к юго-востоку от Москвы в Раменском районе. Она состоит из 27 деревень, в окрестностях которых издавна добывали глину высокого качества и занимались гончарным промыслом (изготавливали керамическую посуду, игрушки и обжигали кирпич). Первое упоминание о регионе встречается еще в завещании Ивана Калиты 1328 года, и его название - «Гжель» (созвучное со словом «жечь», «обжигать глину») - намекает на основной род занятий местного населения. Крепостного права в этих местах никогда не было: регион принадлежал государеву двору, а его жители занимались керамическим промыслом, совершенствуя мастерство и передавая его секреты из поколения в поколение.





    При Петре I в Россию пришла мода на сине-белый делфтский фарфор из Голландии. Голландские производители, в свою очередь, переняли идею росписи в сине-белых тонах с китайского фарфора. Гжельские мастера быстро освоили модные тенденции и привнесли в традицию голландской росписи родные русские мотивы и художественные приемы, создавая изделия с неповторимой по красоте и гармонии сине-белой росписью в русской традиции. Со временем модная сине-белая роспись стала вытеснять многоцветную майоликовую, которую ранее производили гжельские мастерские.



    В начале XIX века в дополнение к производству фаянсовых изделий началось производство гжельского фарфора. В 1804 году Павел Куликов, работая на заводе Отто в селе Перово, научился технике изготовления фарфора и открыл свой фарфоровый завод в деревне Володино Бронницкого уезда, тщательно охраняя секретные технологии. Однако два гжельских мастера (Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников) тайком проникли в его мастерскую, срисовали конструкцию печи для обжига и украли образцы глины. Для опытных профессионалов этого оказалось достаточно, чтобы открыть свои собственные фарфоровые заводы в Гжели.




    В 1818 году в гжельском старообрядческом селе Ново-Харитоново местный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов вместе с сыновьями Терентием и Анисимом создали свою первую мануфактуру, организовав производство фарфора по-новому, более прогрессивно и эффективно по сравнению с традиционными артелями и мастерскими. Со временем завод вырос в целую империю знаменитого «Кузнецовского фарфора». Примерно с середины XIX века многие мелкие керамические мастерские постепенно пришли в упадок, и основной объем производства фарфора и тонкого фаянса сосредоточился на Кузнецовских заводах.


    После революции заводы были национализированы, и в результате войн и разрухи гжельский промысел оказался на грани исчезновения. Его восстановление началось в середине XX века благодаря усилиям двух энтузиастов - искусствоведа Александра Борисовича Салтыкова и художницы Натальи Ивановны Бессарабовой: на основе старых образцов гжели они воссоздали забытые технологии производства знаменитого фарфора с кобальтовой подглазурной росписью.




    В настоящее время продукция под маркой «гжель» выпускается рядом крупных и мелких предприятий региона, а также некоторыми заслуженными мастерами (авторская гжель). Многие сотрудники предприятий по производству гжельского фарфора являются продолжателями семейных династий. Молодые специалисты приходят на производство после обучения в местных художественных школах, колледже или в Гжельском государственном университете.


    Вконтакте