Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Оспаривание нормативных правовых актов субъектов российской федерации. Оспаривание нормативно-правовых актов Срок оспаривания нпа

    Оспаривание нормативных правовых актов субъектов российской федерации. Оспаривание нормативно-правовых актов Срок оспаривания нпа

    Новая бухгалтерия, N 3, 2008 год

    А.Тюрина,
    ведущий эксперт АКДИ "Экономика и жизнь"

    Лицо, считающее, что его права и интересы нарушены нормативным правовым актом (НПА) публичной власти или органов местного самоуправления, вправе обратиться в суд для разрешения вопроса о его спорности и отмене. Причем право обратиться в суд, чтобы оспорить нормы акта, предоставлено далеко не каждому. О том, в каких случаях, в какой суд и в каком порядке следует обращаться с заявлением об оспаривании НПА, пойдет речь в этой статье.

    Структура правовых актов составляется из нормативных правовых актов и индивидуально-правовых актов, не содержащих нормы права. На законодательном уровне определение НПА не закреплено. Вместе с тем такое определение имеется в теории права. Основываясь на этом определении, Пленум ВС РФ уточнил признаки НПА.

    Впервые определение было сформулировано в постановлении Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" .

    Это постановление утратило силу в связи с детальной регламентацией позиции Пленума ВС РФ по рассматриваемому вопросу в Постановлении N 48 , принятом Пленумом ВС РФ 29 ноября 2007 года.

    Определить принадлежность акта к нормативно-правовому, как указал Пленум ВС РФ в п.9 Постановления N 48 , можно при наличии следующих существенных признаков НПА:

    Издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом;

    Наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

    Пленум ВС РФ объединил в одном документе практически все спорные вопросы, возникавшие до этого в судебной практике, изложив их с учетом норм действующего в настоящее время законодательства.

    Какой суд вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов?

    Напомним, что структура судов в РФ установлена Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов РФ, которые согласно ст.4 указанного Закона классифицируются на суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

    Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды); арбитражных апелляционных судов; арбитражных судов субъектов РФ (ст.3 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации").

    Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных Судов субъектов РФ, судов городов федерального значения и районных судов (п.3 ст.4 вышеназванного Закона "О судебной системе...") .

    Обратите внимание! В судебную систему судов общей юрисдикции входят также военные суды, рассматривающие дела об оспаривании НПА в области военной службы (ст.1 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации").

    Мировые судьи согласно ст.23 ГПК РФ не вправе рассматривать дела об оспаривании нормативных правовых актов.

    На выбор суда влияет как вид оспариваемого НПА, так и вид документа, которому противоречит оспариваемый НПА.

    Право лишить юридической силы НПА, которые перечислены в ст.125 Конституции РФ , в силу их противоречия Конституции РФ может только Конституционный Суд РФ, которому подведомственны дела об оспаривании (несоответствии Конституции РФ) таких документов, как федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции и уставы субъектов РФ, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные с превышением полномочий, а также договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ и не вступившие в силу международные договоры РФ*.
    __________________
    * Вывод о конституционности установленной подведомственности содержится в п.1 резолютивной части постановления КС РФ N 19-П от 16.06.1998 "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации"

    По федеральным законам и законам субъектов РФ на основании ст.96 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 21.07.1994 "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон "О Конституционном Суде РФ") при наличии копии официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого закона при разрешении конкретного дела, в Конституционный Суд РФ может обратиться любое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или его учредитель (участник, акционер).

    По остальным нормативным актам это могут сделать только лица или органы, перечисленные в части второй

    Право на оспаривание нормативных правовых актов является одним из элементов конституционного права на судебную защиту, в соответствии с которым каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, в том числе путем обжалования незаконных решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции РФ).

    Право на судебную защиту от незаконных нормотворческих актов (право на оспаривание нормативного правового акта) в процессуальном смысле является правом на процесс, правом на правосудие. Оно включает в себя право на обращение в суд и возбуждение процесса об оспаривании нормативного правового акта, право на законное, справедливое, объективное и беспристрастное судебное разбирательство и решение суда о законности нормативного акта, а также право на реализацию вступившего в законную силу судебного акта.

    Важнейшим элементом права на судебную защиту в процессуальном смысле является право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. При реализации данного права запускается механизм судебной защиты от незаконного акта. Право на обращение в суд, таким образом, это право на возбуждение судебной процедуры оспаривания нормативного акта.

    В связи с этим особое значение имеет оптимальное и четкое законодательное закрепление перечня субъектов, обладающих правом на судебное оспаривание нормативных правовых актов, юридических оснований (критериев) наделения субъектов указанным правом, условий (предпосылок) реализации права на обращение в суд, а также процессуально-правовых последствий отсутствия у лица права на оспаривание нормативного акта.

    Субъекты оспаривания (схема 2.2). Перечень субъектов, обладающих правом обращения в суд с административным исковым заявлением, предусмотрен ст. 208 КАС РФ.

    Таким правом прежде всего обладают заинтересованные граждане и организации.

    Правовой интерес граждан, их объединений (организаций) в оспаривании нормативных актов носит личный характер и направлен на защиту их собственных прав (законных интересов). При этом следует иметь в виду, что с точки зрения механизма правового регулирования принятие незаконного нормативного правового акта само по себе не приводит к нарушению субъективных прав (законных интересов) гражданина или организации. Субъективные права нарушаются в результате применения (реализации) незаконного нормативного предписания. Следовательно, интерес гражданина или организации при оспаривании нормативного правового акта будет заключаться в том, чтобы оградить себя от возможного действия акта, т.е. предотвратить применение в отношении себя незаконного акта. Кроме того, следует принять во внимание тот факт, что само по себе судебное решение о признании спорного нормативного акта незаконным не приводит к восстановлению (защите) нарушенного субъективного права гражданина (организации). Для этого должен быть пересмотрен (отменен) тот правоприменительный акт, которым нарушено субъективное право гражданина (организации), либо возмещен ущерб (убыток), причиненный гражданину действием незаконного нормативного акта (ст. 1069 ГК РФ). Иначе говоря, признание нормативного акта незаконным является лишь одним из условий восстановления (защиты) нарушенного субъективного права. Отсюда интерес гражданина в оспаривании нормативного правового акта будет связан также с тем, чтобы создать условие, обеспечивающее в дальнейшем защиту нарушенного субъективного права.

    В материально-правовом смысле право на оспаривание нормативного правового акта - это право гражданина или организации требовать от суда признания спорного нормативного правового акта незаконным с целью прекращения его действия и исключения возможности дальнейшего применения незаконного акта. Материально-правовой интерес гражданина или организации заключается в том, чтобы предотвратить угрозу нарушения незаконным актом их субъективных прав либо создать необходимые условия для восстановления прав, нарушенных действием такого акта. В этом смысле право на оспаривание нормативного акта является правом на защиту указанного законного интереса гражданина (организации).

    Таким образом, при оспаривании нормативных правовых актов гражданином или организацией предметом судебной защиты будет выступать не субъективное право гражданина (организации), а его законный интерес, который состоит в том, чтобы не допустить нарушения субъективного права либо создать благоприятные условия (обеспечить возможность) для восстановления нарушенных прав.

    Указанный охраняемый законный интерес носит частный характер. Носителями его выступают граждане (организации), обратившиеся в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. Между тем очевидно, что принятие и введение в действие незаконного нормативного акта нарушает в первую очередь публичные интересы, в том числе интересы неопределенного круга лиц, поскольку противоречит публичному правопорядку и режиму законности, вносит элементы дезорганизации в нормативно-правовую систему. В связи с этим при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет защиту публичных (публично-правовых) интересов независимо от того, кто выступил инициатором проверки законности нормативного предписания. Таким образом, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, возбужденным по заявлению заинтересованных граждан или организаций, предметом защиты будут одновременно выступать законные интересы как частного, так и публичного характера.

    Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

    Критерий определения юридического интереса гражданина (организации) в оспаривании нормативных правовых актов, указанный в ч. 1 ст. 208 КАС РФ, носит объективный, максимально конкретизированный характер и лежит в плоскости защиты прав и законных интересов заявителя. При этом формулирование критерия основывается на связи субъективных прав заявителя с теми отношениями, которые регулирует спорный нормативный правовой акт, а также на связи этих прав с действительным или возможным применением данного акта в конкретном юридическом деле. Это может быть судебное производство или любое административное дело (в широком смысле), в котором применен или может быть применен спорный нормативный акт.

    Если нормативный правовой акт применен в отношении заявителя в конкретном юридическом деле, то это является объективным показателем того, что данный акт может нарушить его права, и у заявителя имеется юридический интерес и право на оспаривание данного акта.

    Если спорный нормативный правовой акт еще не применен, но подлежит применению в юридическом деле, то будет иметь место реальная опасность (угроза) нарушения субъективных прав административного истца. Следовательно, и в этом случае очевиден юридический интерес истца в оспаривании данного нормативного акта.

    Иначе говоря, если спорный нормативный правовой акт не применялся в отношении административного истца, суду необходимо выяснить, может ли вообще к нему быть применен этот акт. Для этого суд определяет, является ли административный истец субъектом тех отношений, которые регулируются спорным нормативным правовым актом. Если гражданин (организация) является таким субъектом, значит он обладает правом судебного оспаривания данного акта.

    плательщиком указанного земельного налога и, соответственно, не является субъектом правоотношений, регулируемых оспоренным нормативным правовым актом. На этом основании судья отказал Николаеву в принятии административного искового заявления согласно п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ.

    Таким образом, действительное или возможное применение спорного нормативного правового акта в отношении административного истца является объективным и достаточно легко устанавливаемым процессуальным фактом, позволяющим суду проверить при принятии заявления наличие у гражданина или организации юридического интереса в оспаривании данного нормативного акта. При этом заявитель при обращении в суд должен представить необходимые доказательства того, что спорный нормативный правовой акт применен или подлежит применению в отношении него в том или ином юридическом деле.

    В этом случае у суда при возбуждении процесса вообще не возникает необходимость входить в обсуждение вопроса материально-правового характера о нарушении данным нормативным правовым актом прав (интересов) административного истца. Для решения вопроса о праве на оспаривание нормативного правового акта суду достаточно лишь проверить наличие указанного процессуального факта.

    Иной характер имеет материально-правовой интерес в оспаривании нормативных правовых актов у органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, прокурора, а также общественных объединений (организаций), защищающих права и интересы других лиц. Интерес этих субъектов носит не частный, а публичный характер. Он так или иначе связан с их правовым статусом, компетенцией, выполняемыми публичными функциями и направлен на защиту государственных и общественных интересов, неопределенного круга лиц, обеспечение законности и правопорядка, в том числе в сфере нормотворчества.

    Особенности публичного правового интереса органов или должностных лиц влияют на характер и объем их полномочий по оспариванию нормативных правовых актов, в том числе определяют виды актов, которые они могут оспорить в судах общей юрисдикции, и основания такого оспаривания, определяют в конечном счете содержание их процессуальной правосубъектности в сфере судебного нормоконтроля.

    Наличие или отсутствие материально-правовой заинтересованности в оспаривании нормативного правового акта, характер и содержание интереса определяют наличие или отсутствие у данного субъекта права на обращение в суд и запуск процедуры судебного нормоконтроля, т.е. определяют наличие у него права на судебную защиту в процессуальном смысле (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). Интерес, таким образом, является связующим звеном между правом на судебную защиту в материально-правовом и процессуально-правовом смысле и в конечном счете - между материальным и процессуальным правом.

    В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ правом на оспаривание нормативных предписаний, в том числе принятых референдумом субъекта РФ или местным референдумом, обладают государственные и муниципальные органы общей компетенции: Президент России, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), орган местного самоуправления, глава муниципального образования.

    Указанные субъекты могут оспаривать незаконные, по их мнению, нормативные правовые акты по тому основанию, что спорным актом нарушается компетенция этих органов. Кроме того, основанием для оспаривания нормативного предписания может являться предполагаемое нарушение спорным актом прав, свобод и законных интересов граждан. В связи с этим административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта, направленное в суд указанными органами, должно содержать сведения о том, в чем заключается нарушение их компетенции либо прав, свобод или законных интересов граждан.

    Согласно ч. 4 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

    С административным исковым заявлением об оспаривании нормативного предписания также вправе обратиться в суд общественное объединение в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 208 КАС РФ).

    В настоящее время такими полномочиями, в частности, обладают различные саморегулируемые организации, которые от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой- либо части (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»).

    Перечень субъектов, обладающих правом на оспаривание нормативных предписаний, приведенный в ст. 208 КАС РФ, не является исчерпывающим. Федеральный закон наделяет таким правом и ряд других лиц.

    Так, в перечне органов и должностных лиц, указанных в ч. 3 ст. 208 КАС РФ, отсутствует указание на федеральные органы исполнительной власти, которые федеральный закон прямо наделяет правом оспаривания нормативных правовых актов. Такими полномочиями, в частности, обладают федеральный антимонопольный орган по вопросам нарушения антимонопольного законодательства (ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а также ЦБ РФ по вопросам денежно-кредитной политики, относящимся к его ведению (ст. 5 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

    В связи с этим федеральные органы исполнительной власти (министерства, службы, агентства), которые наделены указанными полномочиями, целесообразно включить в приведенный в ст. 208 КАС РФ перечень субъектов, обладающих правом на оспаривание нормативных предписаний.

    Правом судебного оспаривания нормативных предписаний обладают также субъекты, наделенные федеральным законом полномочиями по защите прав и интересов неопределенного круга лиц. Органы опеки и попечительства, органы социальной защиты, общества защиты прав потребителей и другие могут осуществлять эту защиту в форме оспаривания незаконных нормативных актов, поскольку такой акт как раз и нарушает права неопределенного круга лиц и одновременно публичные интересы. К примеру, согласно абз. 9 п. 2 ст. 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

    Указанные субъекты имеют специальный юридический интерес в судебной проверке законности нормативных актов и поэтому должны быть указаны в процессуальном законодательстве в качестве самостоятельных субъектов, обладающих правом на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов.

    Наибольший объем полномочий по оспариванию нормативных правовых актов принадлежит органам прокуратуры, которые осуществляют надзор за состоянием законности в государстве, в том числе и в области нормотворчества. Анализ положений ст. 39, ч. 3 ст. 208 КАС РФ показывает, что прокурор вправе оспорить нормативные правовые акты в суде общей юрисдикции по любому основанию, позволяющему считать их незаконными.

    Учитывая также положения п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23 и 28 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства РФ), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами . При этом не имеет значения, нарушает этот акт права и законные интересы конкретных граждан или организаций, либо не нарушает.

    Из судебной практики

    Определением судьи Амурского областного суда оставлено без движения заявление заместителя Генерального прокурора РФ о признании ст. 7 и ч. 3 ст. 38 Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2003 год» противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению.

    Оставляя заявление прокурора без движения, суд указал, что в заявлении отсутствуют сведения о том, в чьих интересах оно предъявлено, чьи и какие права нарушаются оспариваемыми нормами. По мнению суда, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением лишь в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Поскольку в заявлении прокурора не указано, в защиту каких и чьих прав он обратился, суд предложил прокурору устранить этот недостаток.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ с таким доводом не согласилась, поскольку прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. Эта норма не содержит обязанности для прокурора об указании в заявлении сведений о нарушении чьих-либо прав и законных интересов. Такая обязанность предусмотрена лишь для граждан и организаций, обращающихся с аналогичными заявлениями.

    Таким образом, незаконность нормативного правового акта сама по себе является юридическим основанием для обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании данного акта. Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Амурской области «Об областном бюджете на 2003 год» предъявлено прокурором в пределах предоставленной ему компетенции. Поскольку указанное дело относится к делам, возникающим из публичных правоотношений, заявление прокурора об оспаривании нормативного правового акта не должно содержать данных, конкретизирующих, чьи и какие права, свободы и законные интересы нарушаются этим актом или его частью .

    Несоответствие оспариваемого нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, свидетельствует о наличии дефекта в нормативно-правовой системе, нарушении законности и правопорядка в сфере нормотворчества и одновременно означает нарушение публичных интересов. Поэтому незаконность нормативного правового акта сама по себе является достаточным юридическим основанием для обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании данного акта, независимо от того, в чем заключается нарушение закона (несоответствие акта по содержанию норм закону или иному нормативному правовому акту, обладающему большей юридической силой, нарушение нормотворческой компетенции органом, издавшим спорный акт, либо нарушение порядка принятия и введения в действие данного акта), а также от того, нарушаются ли при этом права и законные интересы конкретных субъектов или нет.

    Схема 2.2

    • Граждане Иванов, Николаев и Петров обратились в суд с заявлениями
    • оспаривании п. 8 постановления городской думы г. Энска «Об установлении ставок земельного налога на территории городского поселения г. Энскна 2016 г.». При принятии административных исковых заявлений судьяустановил, что граждане Иванов и Петров имеют в собственности земельные участки и являются плательщиками оспоренного налога. При этом Иванов получил уведомление налоговой инспекции о начислении земельногоналога за 2016 г. а Петров - нет. Таким образом, судья установил, что Иванов и Петров в соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ имеют право на оспаривание данного нормативного правового акта, поскольку спорный акт примененналоговой инспекцией к Иванову и может быть применен к Петрову, так какон является субъектом налоговых отношений, регулируемых данным нормативным правовым актом. Что касается Николаева, то судья установил, чтоон не имеет в собственности или владении земельных участков, не является
    • См.: Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48.
    • См.: Дело № 59-Г03-5 // Архив Верховного Суда РФ, 2003.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Давайте разберем как оспорить нормативный правовой акт (это может быть закон, указ, постановление) в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.

    Что такое нормативный правовой акт

    Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативный правовой акт — это, в первую очередь, закон, указ, постановление и другие формы.

    НПА устанавливает правовые нормы в отношении неопределенного круга лиц. Это его отличие от ненормативного правового акта, который издается по определенному поводу или конкретному вопросу и который касается конкретных субъектов. Если еще упрощать, то можно сказать, что нормативный акт рассчитан на «многоразовое» применение, а ненормативный акт — на «одноразовое» применение. Хотя так говорить не совсем точно.

    Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» содержит указание на признаки нормативного и ненормативного акта.

    К нормативным актам Пленум ВАС однозначно относит:

    • Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации

    Не являются нормативными:

    • Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом.

    Кроме того в Постановлении Пленума ВАС были выявлены признаки нормативности:

    • имеет распространение на неопределенный круг лиц;
    • рассчитаны на неоднократное применение.

    Как оспорить?

    Оспаривание нормативного правового акта (закона, указа, постановления) происходит в соответствии с Кодексом административного судопроизводства (КАС).

    Однако давайте вспомним как это было до принятия КАС.

    Ранее Арбитражный Процессуальный кодекс содержал главу «Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов» . Естественно, что рассмотрению в Арбитражном суде подлежали только дела затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    Аналогично, в Гражданском Процессуальном кодексе была глава 24 «Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части».

    В настоящее время соответствующих положений в ГПК и АПК исключены.

    Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации был введен в действие с 15 сентября 2015 года. Некоторые его положения были введены в действие позже, но в настоящее время они все действуют.

    Некоторые особенности оспаривания

    Первым делом необходимо определиться с подсудностью дела об оспаривании НПА.

    Подсудность определяется главой 2 КАС, в частности ст. 20, 21 КАС.

    Дела об оспаривании НПА рассматривают суды общей юрисдикции разных уровней (региональные суды субъектов РФ, Верховный суд РФ). Т.е. дела об оспаривании нормативных правовых актов не рассматриваются арбитражными судами.


    Общим правилом установлено, что лица участвующие в деле, доказывают те обстоятельства на которые они ссылаются. Это правило установлено КАС. Однако по делам об оспаривании законности нормативных правовых актов бремя доказывания возлагается на соответствующие орган. При этом лица, обратившиеся в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта, обязаны:

    • указывать, каким нормативным правовым актам, противоречит оспариваемый акты;
    • подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
    • подтверждать иные факты, на которые лицо обратившееся с административным актом ссылается как на основания своих требований.

    27 августа 2013 года Высший а рбитражный с уд Российской Федерации официально опубликовал постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов " (далее - Постановление) . Постановление заменило собой ранее действовавшее и ответило на ряд назревших вопросов судебной практики. Так, в Постановлении решен вопрос о юридической природе и нормативном характере оспариваемого акта, определены четкие критерии отнесения акта к нормативному. Также ВАС РФ закрепил правило о том, что в дела об оспаривании нормативных правовых актов суды должны привлекать регистрирующий орган. Теперь полномочия органа или лица, принявших нормативный правовой акт, суд будет проверять независимо от указания об этом в заявлении.

    Квалификация оспариваемых актов : НПА должен действовать в отношении неопределенного круга лиц

    Пожалуй, самым противоречивым при рассмотрении судами дел по правилам гл . 23 АПК РФ являлся вопрос о юридической природе и нормативном характере оспариваемого акта. Зачастую в практике судебных органов ответ на этот вопрос в отношении одних и тех же актов мог разрешаться противоположным образом. Наиболее запомнившимся примером подобных противоречий стали дела с участием налогоплательщиков, оспаривавших правовые позиции по вопросам налогообложения, изложенные в письмах ФНС РФ и Министерства финансов Российской Федерации (решения ВАС РФ от 31.05.2006 № 3894/06 , от 28.06.2012 № ВАС-4569/12 , от 27.01.2012 № 16291/11 ; постановления Президиума ВАС РФ от 14.11.2006 № 11253/06 , от 19.09.2006 № 13322/04 , от 16.01.2007 № 12547/06 , от 09.10.2007 № 7526/07 ).

    Теперь ВАС РФ определил единообразный подход к разрешению вопроса о правовой природе акта, оспариваемого по правилам гл. 23 АПК РФ .

    1 . А кт должен быть принят органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом .

    2. С одержание акта должны составлять нормы права (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы (включая те, что содержатся в приложениях к актам).

    В дополнение к этому ВАС РФ прямо определил правовую природу некоторых отдельных актов, наиболее часто подвергавшихся некорректной квалификации судов (определение ВАС РФ от 26.08.2013 № ВАС-6256/13 , постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.06.2012 по делу № А31-6793/2011 , Поволжского округа от 18.04.2013 по делу № А12-23495/2012 , от 23.10.2012 по делу № А12-5488/2012 ).

    Так, а кты об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд являются ненормативными . Такие акты можно оспаривать по правилам гл. 24 АПК РФ .

    Акты об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов РФ, Российской Федерации обжалуются в порядке гл. 23 АПК РФ, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц .

    Решения об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или объектов являются ненормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они действуют в отношении неопределенного круга лиц.

    Следует отметить, что подобный подход к разграничению актов, устанавливающих тарифы, применялся и ранее. Например, в одном из дел ВАС РФ признал нормативным правовым актом приказ, устанавливающий индивидуальные тарифы для конкретного субъекта. Суд установил, что оспариваемый приказ хотя и определял оптовые цены на газ, добытый конкретным предприятием , реализация этого газа осуществлялась потребителям целого субъекта, а потому он носил обязательный характер для всех оптовых потребителей региона, число которых являлось заведомо неопределенным (постановление Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 № 13348/08 ).

    Подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов : с июня действуют новые правила

    В Постановлении ВАС РФ акцентирует внимание арбитражных судов на правиле подведомственности, появившемся в АПК РФ с июня 2013 года в отношении данной категории дел (Федеральный закон от 07.06.2013 № 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" ).

    Теперь дела об оспаривании нормативных правовых актов могут быть рассмотрены арбитражными судами при наличии одновременно двух критериев:

    - акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

    - в федеральном законе прямо указанно на возможность обжалования нормативного правового акта в арбитражный суд.

    ВАС РФ разъясн ил , что дела об оспаривании нормативных правовых актов, действующих в определенной сфере правового регулирования, подлежат рассмотрению в арбитражном суде и в том случае, когда федеральный закон содержит только указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в соответствующей сфере правового регулирования.

    В настоящее время специальная оговорка о разрешении дел в арбитражном суде содержится в следующих законах: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" , Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”" , Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ “Об электроэнергетике” , Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” и некоторых других.

    До введения нового правила, арбитражным судам приходилось массово рассматривать по существу заявления об оспаривании нормативных правовых актов, нарушающих права заявителей во всевозможных сферах хозяйственной деятельности и областях права . В том числе это касалось област и таможенного, налогового права, сфер ы связи и массовых коммуникаций, транспорта, обращения ценных бумаг и многи х други х (решения ВАС РФ от 22.06.2011 № 2016/11 , от 13.02.2012 № ВАС-16272/11 , от 11.04.2012 № ВАС-308/12 , от 27.03.2013 № ВАС-1059/13 , от 06.06.2013 № ВАС-3797/13 , от 18.05.2011 № 4165/11 ) .

    Таким образом, в настоящее время подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражным судам существенно ограничена.

    При определении подведомственности дел данной категории важную роль также играют ограничения, действующие в отношении состава лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд. ВАС РФ выделил в Постановлении следующие ограничения .

    Во-первых, ф едеральный закон может прямо ограничивать круг лиц, обладающих правом обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд, и это означает, что таким правом обладают только указанные в нем лица. Например, исключительно организации и индивидуальные предприниматели. Если же в законе прямо указано на возможность любого лица обжаловать в арбитражный суд нормативный правовой акт, дело полежит рассмотрению арбитражным судом независимо от статуса заявителя .

    Во-вторых, ф едеральный закон может предусматривать обжалование в арбитражный суд только нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Из этого следует, что правом обратиться в арбитражный суд наделено любое лицо, чьи соответствующие права или законные интересы были затронуты .

    В-третьих, ф едеральный закон может устанавливать правило о рассмотрении только арбитражными судами споров в определенной сфере правового регулирования. Таким образом, правом обжаловать в арбитражный суд нормативный правовой акт в данной сфере правового регулирования обладает любое лицо, независимо от своего статуса.

    Так, например, споры в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию еще со времен принятия Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ отнесены к подведомственности арбитражных судов . Поэтому дела об оспаривании нормативных правовых актов в данной сфере также подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от статуса лица, обратившегося с соответствующим заявлением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2006 по делу № А33-7391/05 ).

    Если нет федерального закона, который определяет подведомственность дела об обжаловании определенного нормативного правового акта, то соответствующее заявление может быть принято арбитражным судом к рассмотрению только в том случае, если оно не было рассмотрено по существу судом общей юрисдикции со ссылкой на неподведомственность. Тем самым ВАС РФ подчеркнул гарантию обеспечения права лица на судебную защиту даже в случае, когда формально арбитражный суд вправе прекратить производство по делу.

    Подготовка дела и его рассмотрение: суд обязательно проверит полномочия лица, принявшего спорный акт

    На практике возможна такая ситуация, когда заявитель неверно определ яет юридическую природу нормативного правового акта , а заявление уже принято к производству . Если в такой ситуации суд установит, что обжалуемый акт является ненормативным, то при условии соблюдения правил подсудности и подведомственности, суд вправе оставить дело в своем производстве и предложить заявителю оформить заявление по правилам гл. 24 АПК РФ. Аналогичный порядок рассмотрения заявления предусмотрен Постановлением и для тех случаев, когда оспариваемый акт содержит положения и нормативного и ненормативного характера.

    В качестве примеров подобных смешанных актов можно привести решения органов исполнительной власти субъектов РФ, принимаемые в области регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии. В отдельных случаях такими решениям одновременно могут регулироваться и единые тарифы на услуги для населения региона и индивидуальные тарифы для конкретных предприятий (постановления ФАС Московского округа от 19.06.2013 по делу № А41-44524/12 , Поволжского округа от 26.10.2012 по делу № А72-451/2012 ).

    ВАС РФ разъясн ил , что для целей эффективного правосудия по таким делам суд вправе выделить в отдельное производство требования об оспаривании акта в части индивидуальных тарифов и рассмотреть эти требования по правилам гл. 24 АПК РФ.

    Привлечение регистрирующего органа. ВАС РФ установил правило о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также нормативных правовых актов иных органов, подлежащих государственной регистрации, полномочного регистрирующего органа. Данный механизм схож с порядком привлечения к участию в делах, связанных с вопросами внесения сведений в реестр недвижимого имущества, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

    Таким образом, регистрирующий орган не только сможет представить свои объяснения касательно оснований для регистрации нормативного правового акта, но и будет извещен о судебном решении, признавшем нормативный правовой акт недействующим. По сложившейся ранее практике орган, зарегистрировавший нормативный правовой акт, далеко не всегда привлекался к участию в деле об оспаривании такого акта (решение ВАС РФ от 24.05.2013 № ВАС-3198/13 ).

    Обеспечительные меры. ВАС РФ оставил без изменений правило, закрепленное еще в информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 , о недопустимости принятия обеспечительных мер в форме приостановления действия оспариваемого акта. Д ействие нормативного акта не приостанавливается (ч. 1 ст. 193 АПК РФ ) . Данное правило отличает порядок обжалования нормативных правовых актов от порядка обжалования ненормативных правовых актов при котором аналогичные обеспечительные меры могут быть приняты по ходатайству заявителя (ч. 3 ст. 199 АПК РФ ).

    Очевидно, что различие в подходе к использованию обеспечительных мер направлено на противодействие недобросовестному поведению лиц, предъявляющих в суд заведомо необоснованные заявления об оспаривании нормативных правовых актов с единственной целью воспрепятствовать их действию и регулированию отношений в той или иной области.

    Проверка полномочий на принятие акта. В дополнение к тому, что указано в ч. 4 ст . 194 АПК РФ, в Постановлении ВАС РФ подробно разъясн ил порядок проверки оспариваемого нормативного правового акта.

    Так, полномочия органа или лица, принявших нормативный правовой акт, подлежат проверке независимо от указания об этом в заявлении. Если суд установит , что оспариваемый акт принят неуполномоченным лицом, то он вправе признать такой акт недействующим без исследования иных обстоятельств дела и содержания акта. При этом в резолютивной части решения суд ук ажет на несоответствие оспоренного нормативного правового акта нормативному правовому акту, который устанавливает полномочия органа или лица его принявших.

    Данный процессуальный порядок использовался судами и ранее. Например, в одном из дел а рбитражный суд установи л , что нормативный правовой акт в области коммунального хозяйства принят органом местного самоуправления с превышением полномочий . Суд указал на несоответствие нормативного правового акта постановлениям Правительства РФ, определяющим, что такого рода акты принимаются только органами исполнительной власти субъектов и Правительством РФ (постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2010 по делу № А68-2473/10 ).

    Проверка соответствия формы и порядка принятия акта. При проверке оспариваемого акта по существу, арбитражный суд не вправе ограничит ь ся формальной проверкой соблюдения формы принятия, порядка регистрации и опубликования акта, а должен определить его юридическую природу.

    При наличии у акта, оспариваемого по правилам гл. 23 АПК РФ, признаков ненормативности суд не вправе прекратить производство по заявлению . Суд в этом случае обязан продолжить рассмотрение дела по правилам гл. 24 АПК РФ. В свою очередь заявитель обязан привести свое заявление в соответствие с формальными требованиями ст. 199 АПК РФ.

    Если суд установит, что акт, обжалуемый в порядке гл. 23 АПК РФ, является ненормативным и дело неподсудно данному суду, такое дело подлежит передаче по подсудности на рассмотрение другого арбитражного суда. Подобная ситуация возможна, например, если ВАС РФ, рассматривающий в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, обнаружит отсутствие в оспариваемом акте признаков нормативного характера.

    Также, в Постановлении разъясняется, что выявление арбитражным судом нарушений, связанных с формой, порядком принятия или введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, не является основанием для прекращения производства по делу. Суд обязан рассмотреть дело по существу, поскольку независимо от формальностей принятия акта, такой акт может применяться и нарушать права и законные интересы и заявителя и иных лиц.

    Арбитражный суд, выяснивший, что оспариваемый нормативный правовой акт не зарегистрирован или не опубликован в установленном порядке, вправе признать его полностью недействующим в силу отсутствия юридической силы с момента принятия.

    Примером подобного судебного акта выступает решение ВАС РФ от 27.03.2013 № ВАС-1059/13 . В этом акте суд признал недействующим незарегистрированный и неопубликованный приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.04.2001 № 75 «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

    До принятия ВАС РФ рассматриваемого Постановления в судебной практике встречались судебные акты, выражающие точку зрения отдельных судов о том, что неопубликованный нормативный правовой акт не может считаться введенным в действие и применяться, в связи с чем отсутствует предмет спора и производство по делу подлежит прекращению (постановление ФАС Московского округа от 08.10.2010 по делу № А41-5611/10 ).

    И, напротив, в ряде случаев суды указывали, что нарушение предусмотренных законом правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил о его опубликовании, является основанием для признания акта недействующим (решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.11.2008 по делу № А19-16113/07-35-64-39 ). Такие выводы суды основывали на правовой позиции К С РФ , изложенной в определении от 02.03.2006 № 58-О . КС РФ разъяснил, что если нормативный правовой акт не зарегистрирован и не опубликован в установленном порядке, суды должны признавать его недействующим, то есть реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, поскольку иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите.

    Проверка соответствия акту большей юридической силы. Как известно, суд не связан доводами заявителя при разрешении вопроса о соответствии оспариваемого нормативного правового акта правовому акту большей юридической силы. ВАС РФ пояснил, что руководствуясь данным правилом, арбитражный суд не вправе ограничит ь ся формальной проверкой соответствия доводов заявителя содержанию указанного им акта большей юридической сил ы . Если суд придет к выводу, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не соответствует иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, но не указанному в исходном заявлении, он вправе признать его недействующим на этом основании.

    Одновременно, суд не вправе молчаливо отказать в удовлетворении заявления или прекратить производство по делу тогда, когда указанный заявителем акт большей юридической силы не регулирует отношения, затронутые оспариваемым актом. Суд обязан предложить заявителю уточнить нормативный правовой акт большей юридической силы и только в случае неуточнения прекратить производство по делу.

    Кроме того, при проверке законности нормативного правового акта, суду следует осуществлять проверку не только непосредственно оспариваемых заявителем положений, но и положений “очевидно и неразрывно связанных с оспоренными”. В пример ВАС РФ приводит ситуацию, когда из доводов заявления следует, что по существу оспариваются положения нормативного правового акта, прямо не указа нные в заявлении.

    Оспаривание акта: даже если акт прекратил действие, суд рассмотрит дело о его оспаривании

    Как указывает ВАС РФ, отмена или прекращение действия нормативного правового акта, оспариваемого в порядке гл. 23 АПК РФ, не является основанием для прекращения арбитражным судом производства по делу, если в период действия оспариваемого акта были нарушены или могли быть нарушены чьи-либо права или законные интересы в экономической или предпринимательской сфере.

    Таким образом, ВАС РФ изменил ранее действовавшее правило . Раньше если до вынесения арбитражным судом решения по заявлению об оспаривании нормативного правового акта этот акт был в установленном порядке отменен или действие его прекратилось, дело не подлеж ало рассмотрению в арбитражном суде, так как предмет спора в данном случае переста вал существовать (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 80 ).

    По общему правилу, при наличии вступившего в законную силу решения арбитражного суда или суда общей юрисдикции, проверившего оспариваемый нормативный правовой акт или те же его положения на соответствие тому же акту большей юридической силы, производство по заявлению о повторной проверке подлежит прекращению.

    Однако, как пояснил ВАС РФ, в случае если в заявлении указаны основания, по которым этот нормативный правовой акт или его отдельные положения ранее не могли быть проверены, арбитражный суд должен рассмотреть заявление о повторном оспаривании нормативного правового акта по существу. При этом повторная проверка полномочий органа или лица , принявших оспариваемый нормативный правовой акт , судом не проводится.

    Основанием для повторной проверки может выступать факт изменения законодательства, на соответствие которому осуществлялась проверка повторно оспариваемого акта.

    Аналогичные действия арбитражного суда подразумеваются, когда нормативный правовой акт оспаривается повторно по причине противоречия правовому акту большей юридической силы, на соответствие которому он ранее не проверялся.

    В Постановлении ВАС РФ также разъяснил порядок применения ч. 8 ст . 194 АПК РФ, в которой говорится о возможности арбитражного суда рассмотреть дело об оспаривании нормативного правового акта по существу и в случае отказа заявителя от своего требования и в случае признания этого требования органом или лицом, принявшими оспариваемый акт.

    О тказ одного заявителя не препятствует другим лицам оспорить тот же НПА

    ВАС РФ подтвердил, что арбитражный суд вправе прекратить производство по делу в случае отказа заявителя от своего требования. Исключение составляют случаи, когда в деле участвует иное лицо, права и законные интересы которого в экономической сфере нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом, и которое ходатайствует о рассмотрении дела по существу.

    Поскольку прекращение производства по делу в связи с отказом заявителя от требования фактически прерывает процедуру судебной проверки оспариваемого нормативного правового акта, соответствующее определение суда не является основанием для прекращения производства по делу об оспаривании того же нормативного правового акт а по заявлению иного лица.

    В заявлении нужно указывать на конкретные нормы, которые нарушены

    Постановление включило ряд дополнительных требований к форме и содержанию заявления о признании недействующим нормативного правового акта.

    Помимо соблюдения общих правил, предусмотренных ст. 193 АПК РФ, ВАС РФ рекомендует судам уточнять у заявителей какие конкретно нормы акта большей юридической силы нарушены оспариваемым нормативным правовым актом или его отдельными положениями.

    При этом ВАС РФ восполняет существующий в АПК РФ пробел и разъясняет право заявителя обратиться с заявлением об оспаривании нормативного правового акта не только в случае, когда такой акт нарушает права заявителя или незаконно возлагает на него обязанности. Оспорить акт можно и в случае, когда он лишь создает угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя.

    В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусмотренные актом.

    С заявлением в суд об оспаривании нормативного правового акта (признании его недействующим, противоречащим закону полностью или в части) вправе обратиться гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции.

    С заявлением в суд об оспаривании нормативного правового акта может обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена их компетенция.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 251 ГПК не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

    Компетенция Конституционного Суда РФ определена в статье 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. №1-ФКС «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии с этой компетенцией Конституционный Суд РФ:

    • 1) Рассматривает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
    • 2) Проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
    • 3) Дает толкование Конституции РФ.

    Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности в соответствии со статьями 24 ,26, 27 ГПК.

    К компетенции районного суда относятся заявления, в которых оспариваются нормативные правовые акты, не указанные в статьях 26,27 ГПК. В районный суд заявление подается по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего нормативный акт.

    Требования к заявлению установлены в статье 131 ГПК. Кроме того, заявление должно содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный акт, о его наименовании и дате принятия, указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом.

    К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного акта с указанием, каким средством массовой информации и когда он был опубликован.

    Подача заявления не приостанавливает действие оспариваемого акта.

    Если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта по основаниям, указанным в заявлении, судья отказывает в принятии заявления.

    Заявление рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом - в течение трех месяцев со дня его подачи. Отказ заявителя от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Не является обязательным для суда и признание требования субъектом, принявшим нормативный акт.

    Если суд признает, что нормативный акт не противоречит федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В противном случае суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного, указанного судом, времени.

    Решение суда о признании нормативного акта недействительным влечет за собой утрату силы этого акта, а также других нормативных актов, которые основаны на признанном недействительном нормативном акте или воспроизводящим его содержание.

    Решение суда публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Повторным принятием такого же акта решение суда не может быть преодолено.