Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Парижский и лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб. Кто входит в состав клуба и основные его задачи Парижский клуб - это, определение

    Парижский и лондонский клубы кредиторов. Парижский клуб. Кто входит в состав клуба и основные его задачи Парижский клуб - это, определение

    Значение и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому для преодоления долгового кризиса были выработаны механизмы многостороннего урегулирования внешнего долга.

    Парижский клуб – это неформальная организация промышленно развитых стран мира, где обсуждаются проблемы по урегулированию, отсрочке платежей по государственному долгу стран. Парижский клуб объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Основная задача Парижского клуба заключается в том, чтобы восстановить платежеспособность должника, смягчив долговое бремя, помочь ему частично расплатиться с кредиторами.

    В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

    s наличие непосредственной угрозы прекращения платежей;

    s обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;

    s равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

    Первые два принципа - это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

    1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности. Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

    Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).


    Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

    2. Выполнение определенных условий. Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Эти программы основываются на монетаристких концепциях и предусматривают такие меры как борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, снятие ограничений на приток иностранного капитала, девальвация национальной валюты и т.д. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке. Как правило, долги реструктурируются на основе пересмотра условий и графика платежей только на один год, но в порядке исключения может быть применен «глобальный» подход, когда пересмотру подлежит вся сумма накопленного долга.

    Бывают и исключения из этого правила. Если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ.

    3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов. Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

    Лондонский клуб создан в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать свою внешнюю задолженность.

    Лондонский клубофициально известный как «Консультативный комитет коммерческих банков», объединяет более 600 коммерческих банков. Как и в случае Парижского клуба, у него нет устава, а состав членов изменяется в меру необходимости. Однако, в отличие от Парижского он занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

    Урегулирование банковского долга происходит методом секъюритизации долга, т.е. трансформации долга, зафиксированного на банковских счетах, в долг в форме ценных бумаг. При этом банки вынуждены частично списывать долг в различной форме, зато получают в свое распоряжение ликвидные ценные бумаги.

    Урегулирование банковского долга, как и официального, происходит, если страна-должник придерживается разработанной для нее программы. Основными методами решения долговых проблем у клуба являются реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых (ролл-оверных) кредитов.

    Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

    1) Положение об общем доступе . При выплате задолженности не припускается дискриминация ни одного из кредиторов.

    2) Положение о равноправии . Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеже и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

    3) Положение об обязательной подписке . В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

    В отношении беднейших стран, основная задолженность которых относится к категории официальной, действуют льготные механизмы, вплоть до списания долга. Многие страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику, используемые при этом меры регулирования включают как прямые, так и косвенные формы регулирования.

    Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций. К косвенным мерам относятся: регулирование процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты.

    Лондонский клуб, как и Парижский клуб, стремится облегчить внешнюю задолженность развивающихся стран. Ни один их этих клубов не является международной компанией. Их состав нестабилен, и они не имеют официального мандата. Каждый клуб располагает комплексом правил и процедур для проведения операций по пересмотру обязательства. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляет консультативный комитет в составе тех банков, на которые приходится максимальная часть задолженности данной страны. В Парижском клубе чаще всего кредиторы представлены наиболее влиятельными банками независимо от их доли в данном пересматриваемом займе. Руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежного невыполнения долговых долгов, условий кредитования и совместного участия в облегчении долгового бремени в равной степени применяются и к Лондонскому клубу. Несмотря на такое структурное и процедурное сходство, между Лондонским и Парижским клубами имеются существенные различия.

    Лондонский клуб занимается реструктуризацией задолженностей коммерческим структурам, тогда как Парижский клуб пересматривает займы официальным кредиторам.

    Лондонский клуб не имеет постоянного председателя или секретариата, и его процедуры и фирма носят гораздо более свободный характер, чем в Парижском клубе. Поэтому правила, регулирующие проведение заседаний При отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения займа в Лондонском клубе частные банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей долга, образуют руководящий комитет под названием Банковский консультативный комитет (БКК) для зашиты интересов частных банков, предоставляющих долги той или иной стране. Хотя в реструктуризации обязательства Лондонским клубом могут участвовать сотни банков, в состав данного руководящего комитета входят представители не более 15 банков. Соглашение, достигнутое между страной-должником и руководящим комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных займов должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

    Лондонский клуб не пересматривает процентные платежи, тогда как Парижский клуб пересматривает выплату, как основной суммы займа, так и процентов. Вместо этого частные банки предоставляют стране новый заем в качестве части пакета мер по реструктуризации. Доли отдельных банков в таком кредите обычно основаны на величине их рисков в стране-должнике. Однако в последние годы банки проявляют все большее нежелание предоставлять дополнительные средства основной части должников. В нынешних соглашениях о пересмотре обязательства содержится набор альтернативных финансовых возможностей, который включает инструменты сокращения задолженности.

    Лондонский клуб в отличие от Парижского может пересмотреть сроки погашения займа, не требуя от страны-должника заключения с МВФ соглашения о резервных займах. Парижский клуб обычно не соглашается на периоды консолидации продолжительностью более одного года, а Лондонский клуб предпочитает, чтобы они составляли свыше двух-трех лет. Однако Парижский клуб постепенно увеличил продолжительность своих периодов консолидации, тогда как Лондонский клуб не проявляет гибкости в этом вопросе.

    Процесс реструктуризации начинается тогда, когда страна-должник объявляет конкретную предельную дату, с которой она предлагает приостановить платежи по своим задолженностям. Процесс пересмотра погашения коммерческого задолженности. Реструктуризация займа в Лондонском клубе осуществляется в семь этапов. Сначала должник объявляет мораторий на платежи и составляет Информационный меморандум. Параллельно с этим кредиторы формируют Банковский консультативный комитет. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают основные условия и наконец документально оформляют соглашение о пересмотре обязательства.

    Самой важной группой кредиторов является та, на которую приходятся основные риски заемщика. Этими кредиторами вполне могут быть крупнейшие банки мира. Интересы крупных кредиторов не обязательно совпадали с интересами тех, чьи относительно небольшие риски не угрожали их существованию. Однако у этих банков есть интерес в недопущении банкротства крупных банков в результате невыполнения суверенным государством своих долгов. Такие банкротства могут поставить под угрозу стабильность и устойчивость мировой финансовой системы, что явно не отвечает интересам более мелких банков.

    Вопросы для самоконтроля:

    1) Какова структура мирового денежного рынка?

    2) Что представляет собой рынок евровалют и какие функции он осуществляет?

    3) Какова характеристика рынка краткосрочных депозитно-ссудных операций?

    4) Какие ценные бумаги относятся к купонным инструментам мирового денежного рынка?

    5) Какие ценные бумаги относятся к дисконтным инструментам мирового денежного рынка?

    6) Почему деривативы мирового денежного рынка в основном привязаны к процентной ставке?

    7) Какова структура мирового кредитного рынка?

    8) Какие существуют формы международного кредита?

    9) С какой целью были созданы Парижский и Лондонский клубы?

    10) Какие формы безналичных расчетов используются при организации международных банковских расчетов?

    Тесты:

    1. К финансовым инструментам мирового денежного рынка относят:

    a) денежные и валютные сделки, деривативы

    b) купонные и дисконтные ценные бумаги, деривативы

    c) процентные и валютные сделки, деривативы

    d) дисконтные и валютные сделки, деривативы

    e) процентные и дисконтные сделки.

    2. Соглашение о покупке финансового инструмента с обязательством продать его на определенную дату в будущем по согласованной цене:

    a) соглашение об обратной покупке

    b) соглашение о будущей процентной ставке

    c) обратное соглашение о процентной ставке

    d) обратное соглашение о выкупе

    e) соглашение о процентном фьючерсе

    3. Какой финансовый инструмент не относится к деривативам мирового денежного рынка?

    a) процентный опцион

    b) процентный фьючерс

    c) процентный своп

    d) процентный спот

    e) свопцион

    4. LIBOR – это ставка:

    a) парижского межбанковского рынка депозитов

    b) американского межбанковского рынка

    c) казахстанского рынка

    d) лондонского межбанковского рынка

    e) японского межбанковского рынка

    5. К инструментам мирового кредитного рынка относят:

    a) казначейский вексель

    b) фондовый варрант

    c) товарный вексель

    d) депозитарную расписку

    e) депозитный сертификат

    6. Тратта – это:

    a) простой вексель

    b) переводной вексель

    c) именной вексель

    d) вексель на предъявителя

    e) коммерческая бумага

    7. Ценная бумага, свидетельствующая о наличие депозита в банке или другом финансовом институте с фиксированной ставкой и сроком – это:

    a) депозит до востребования

    b) депозитный сертификат

    c) депозитный контракт

    d) депозитное соглашение

    e) депозитное обязательство

    8. Краткосрочный необеспеченный вексель – это:

    a) простой вексель

    b) переводной вексель

    c) коммерческая бумага

    d) именной вексель

    e) казначейский вексель

    9. Структура мирового кредитного рынка включает:

    a) рынок краткосрочных и долгосрочных обязательств

    b) рынок долговых ценных бумаг и рынок банковских кредитов

    c) денежный рынок и депозитный рынок

    d) депозитный рынок и кредитный рынок

    e) денежный рынок и кредитный рынок

    10. Условное денежное обязательство банка покупателя в пользу банка продавца – это:

    b) вексель

    c) аккредитив

    d) платежное поручение

    e) платежная карточка

    Литература

    1. Валютный и денежный рынок. Курс для начинающих / Пер. с англ. – М., 2002. – 340 с.

    2. Михайлов Д. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. – М., 2000.

    3. Мировая экономика: учебник / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Экономист, 2003. – с.356-357.

    4. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Финансы и статистика, 2007. – 576 с.

    5. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок: учебник.- М.:КНОРУС, 2007. – С. 13-46.

    6. Слепова В.А., Звонова Е.А. Международный финансовый рынок: учебное пособие.- М.: Магистр, 2007. – С.44-64.

    7. Финансы внешнеэкономической деятельности: Учебное пособие / К.В.Рудый - Мн.: БГЭУ, 2003 – 123с.

    Лондонский клуб -- это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

    Деятельность Лондонского клуба похожа по целям на деятельность Парижского клуба. Отличие состоит в том, что Парижский клуб объединяет государства-кредиторов в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран.

    Интересы банков-кредиторов в Лондонском клубе представляет банковский консультативный комитет (БКК), в котором представлены те банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано.

    Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства

    Основные принципы деятельности Лондонского клуба кредиторов:

    • - индивидуальный подход к каждой стране-должнику;
    • - обусловленность пересмотра погашения долга;
    • - равномерное распределение потерь от реструктуризации долговых обязательств между всеми членами;
    • - отсутствие постоянного председателя или секретариата.

    Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

    Главная идея деятельности Парижского клуба - проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

    В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

    • 1. Чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.
    • 2. Проведение должником определенной экономической политики. Программа макроэкономических преобразований финансируется при помощи дополнительных ссуд МВФ.
    • 3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств стран-кредиторов.

    Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры - это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы - это некий аналог международных частных ростовщиков.

    Что это такое

    Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

    История

    Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

    Кредиторы

    Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

    Сборы и место встречи

    Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

    Парижский клуб: цели и функции

    Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

    • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
    • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
    • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

    Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

    Первый принцип

    Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант - показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

    Второй принцип

    Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

    • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
    • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
    • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
    • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
    • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

    Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

    Третий принцип

    Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

    Торонтские условия по реструктуризации

    Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

    1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
    2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
    3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям - уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

    Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

    Хьюстонские условия

    Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

    • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
    • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

    При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

    • Масштаб задолженности - общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
    • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
    • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

    Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

    Другие условия

    Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

    Парижский клуб и Россия

    Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

    Вывод

    Парижский клуб, как и его Лондонский аналог - достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

    Парижский клуб кредиторов - это неформальная группа официальных кредиторов, объединяющая кредиторы-государства, которые имеют большие требования по долгам ко всем остальным странам мира.
    Роль клуба состоит в принятии решений по урегулированию суверенных долгов стран-должников (стран, которые име
    ют большой внешний долг, т. е. развивающиеся страны и страны с переходной экономикой).
    Кредиторы Парижского клуба реструктурируют долги стран-заемщиков, что означает пересмотр условий и изменение структуры долга, т. е. облегчение долгового бремени страны-заемщика путем предоставления отсрочек по платежам или в некоторых случаях путем сокращения обязательств по обслуживанию долгов за счет списания или аннулирования части долга.
    Первая встреча Парижского клуба со страной-должником, в роли которого выступала Аргентина, состоялась в 1956 г. С тех пор Парижский клуб заключил уже 398 соглашений по реструктуризации долга на общую сумму в 505 млрд долл. с 83 стра- нами-должниками. Несмотря на такую активную деятельность, Парижский клуб остается неформальной организацией. Это по- прежнему добровольное собрание стран-кредиторов, желающих урегулировать долги развивающихся стран.
    Состав Парижского клуба следующий: 19 постоянных членов - государств с высокими требованиями к другим странам по всему миру. К постоянным членам относятся Австрия, Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Российская Федерация, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. Россия стала постоянным членом Парижского клуба с 1997 г. Она является одновременно и кредитором, и крупным должником многих стран. Иногда в работе Парижского клуба участвуют 13 стран, которые могут быть и кредиторами, и странами-заемщиками (Турция, Марокко, Бразилия, Новая Зеландия, ЮАР, Корея, Аргентина, Израиль, Мексика, Португалия, Кувейт, Абу Даби, Тринидад и Тобаго).
    Парижский клуб кредиторов в своей деятельности руководствуется следующими принципами: консенсуса (решения принимаются только при согласии всех участников); солидарности кредиторов (все кредиторы равны перед заемщиками, ни один из них не в праве получать лучшие условия от должника); обусловленности (клуб идет на переоформление долга страны-должника только при условии принятия им согласованной с МВФ программы стабилизации); недискриминации (страна-кредитор клуба как любой двусторонний кредитор, не являющийся участником клуба, не может предлагать должнику менее благоприятные условия, чем те, которые предлагаются клубом); соответствия (решения клуба в отношении страны-должника всегда соответствуют реальной экономической и финансовой ситуации в данной стране).
    Как правило, урегулирование госдолгов осуществляется Парижским клубом в отношении тех стран, которые нуждаются в этом и проводят у себя реформы по решению проблемы неплатежей. На практике должна существовать соответствующая программа, поддерживаемая МВФ, которая направлена на облегчение долгового бремени.
    В переговорах Парижского клуба с государством-должни- ком обычно принимают участие наблюдатели - международные институты, от которых требуется высказать свое заключение об экономическом и финансовом положении страны. Это, как правило, МВФ, ВБ, ОЭСР, ЮНКТАД, ЕБРР, ЕС, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Межамериканский банк развития. Последние три МФО выступают наблюдателями только в случаях принятия решений по африканским государствам-дол- жникам, азиатским и американским соответственно.
    Реструктуризации в рамках Парижского клуба подлежат следующие долги: долги госсектора странам - это коммерческая задолженность (т.е. долг частных структур, гарантированный государством), а также ODA-кредиты (прямые льготные кредиты на развитие); средне- и долгосрочные долги. Краткосрочные долги (сроком 1 год и менее) исключаются, так как их реструктуризация может серьезно нарушить способность страны участвовать в международной торговле; долги до определенной даты, которая устанавливается в первую встречу Парижского клуба со страной-должником; кредиты, выданные после нее, не являются объектом реструктуризации.
    Платежные условия, предлагаемые Парижским клубом странам-должникам, представлены в табл. 2.10.
    Таблица 2.10
    Условия и порядок урегулирования госдолга Парижским клубом


    Условия

    Дата
    введения

    Поря
    док
    списа
    ния

    Период
    отсрочки
    платежа

    Страны-
    должники

    Коли
    чество
    стран

    I

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Торонтские

    1988 г.

    33,33%

    14 лет (8 лет льготный период)

    Бедные страны

    20

    2. Хьюстонские

    1990 г.


    15-20 лет (15 лет - коммерческая задолженность; 20 лет, включая 10 лет льготный - ODA- кредиты)

    Страны с большим долгом и с низкими и средними доходами*

    20

    3. Лондонские

    1991 г.

    50%

    23 года

    Бедные страны

    23
    />4. He- аполь- ские
    1994 г.

    67%

    23-33 года

    Беднейшие страны с высоким уровнем долга**

    35

    5. Лионские

    1996 г.

    80%

    23^-0 лет

    В рамках Инициативы HIPC*** (для беднейших стран с высоким долгом)

    5

    6. Кельнские

    1999 г.

    90%

    23^-0 лет

    В рамках Инициативы HIPC (для беднейших стран с высоким долгом)

    26

    7. Классические

    Последний пример Габон 11.06.2004 г. (все долги выплачиваются в течение 14 лет прогрессивно, 3 года - льготный период)

    индиви
    дуально

    индивидуально

    Любая страна, имеющая соответствующую программу стабилизации МВФ, нацеленную на облегчение долгового бремени

    58

    Примечания:
    * ПК учитывает 3 критерия, по которым страна может реструктуризировать свою задолженность по Хьюстонским условиям: низкий уровень доходов в стране (ВВП/душу населения = менее 2995 долл.); высокое долговое бремя (госдолг = более 50% ВВП; долг/экспорту = более 275%; обслуживание долга/экспорту = более 30%); официальный двусторонний долг = не менее 150% частного долга.
    ** ВВП/душу населения = менее 755 долл.
    *** Инициатива HIPC (Heavily Indebted Poor Countries) представляет собой инициативу по урегулированию чрезмерной задолженности бедных стран мира (см. разд. 2.3.3).
    Необходимо отметить, что, во-первых, за последнее время периоды отсрочки значительно увеличились. В ранних соглашениях Парижского клуба сроки платежей не превышали 10 лет, включая льготный период. Сейчас для более бедных стран эти сроки увеличены до максимума в 23 года (6 лет льготный период) для коммерческой задолженности и до 40 лет (16 лет льготный период) для ODA-кредитов. Во-вторых, участились прецеденты списания долга. Эта практика существует с 1988 г., когда впервые стало возможно аннулирование части госдолга, и сохранилась по сей день. Однако стопроцентного списания долга не было ни разу, хотя на эту тему ведутся дискуссии.
    Таким образом, в настоящее время Парижский клуб кредиторов для стран-должников предлагает следующие платежные условия: классические; хьюстонские (в отношении стран с низкими и средними доходами, большим объемом госдолга); неапольские (для бедных государств, имеющих большой госдолг); кельнские (в отношении стран, которые удовлетворяют критериям Инициативы HIPC).
    Остальные условия, приведенные в табл. 2.10, применялись раньше, но в настоящее время заменены: торонтские заменены неапольскими; лондонские - неапольскими; лионские - кельнскими.
    Следует отметить, что РФ сыграла заметную роль в деятельности Парижского клуба. В отношении России Парижским клубом были разработаны уникальные параметры реструктуризации долга, которые существенно развили методологию реструктуризации государственных долгов. Данные параметры состояли в следующем: Парижским клубом впервые был использован принцип “всеобъемлющего" урегулирования долга, который заключается в том, что реструктуризации подверглись все долги России, во- первых, срочные в течение консолидационного периода, установленного как 3,5 года, а не 1 год, во-вторых, все ранее реструктурированные долги. Таким образом, была отсрочена рекордная для Парижского клуба сумма в 40 млрд долл. Получил развитие принцип “выхода из состояния реструктуризации”, в соответствии с которым дебитору предлагаются такие условия реструктуризации долга, что исключает необходимость обращения страны в клуб в будущем за дополнительным облегчением бремени. Был установлен сверхдлинный срок погашения консолидированного долга России в 25 лет. РФ стала первой среди государств с формирующимися рынками, которая получила такую длительную отсрочку платежа.
    До недавнего времени большая часть внешней задолженности приходилась на долг перед международными финансовыми организациями и странами - членами Парижского клуба. В настоящее время внешний долг России в основном урегулирован (приложение 3). В мае 2005 г. Россия подписала соглашение с Парижским клубом кредиторов о досрочном погашении долга в размере 15 млрд долл. по номиналу 16 странам-кре- диторам бывшего СССР. Из них 13 млрд долл. были переведены двумя траншами 15 и 29 июля этого года. Выплаты были произведены 11 странам (Австралии, Великобритании, Голландии, Германии, Дании, Италии, Канаде, США, Франции, Финляндии и Швеции). Оставшаяся часть от суммы досрочного погашения
    долга Австрии, Бельгии, Испании, Норвегии и Японии в размере 2,3 млрд долл. была выплачена 19 августа 2005 г. Все эти платежи осуществлялись из средств Стабилизационного фонда РФ, объем которого на 1 июля 2005 г. составил 617,9 млрд руб. В августе 2006 г. РФ досрочно выплатила 11,1 млрд долл. и выкупила по рыночной цене оставшуюся часть реструктурированного долга в объеме 10,6 млрд долл. Это стало самой крупной подобного рода операцией Парижского клуба. Таким образом, статус России как дебитора Парижского клуба прекратил свое существование.

    ПАРИЖСКИЙ КЛУБ

    Н.ШЕЛЮБСКАЯ, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

    Вопрос об участии России в работе Парижского клуба является достаточно противоречивым. Высказываются политики, государственные и общественные деятели как "за", так и против. Но пожалуй две позиции являются бесспорными:

    первая - передавая вопрос рассмотрения долгов России - Парижскому клубу, мы теряем политические и экономические сферы влияния в странах - наших должниках;

    вторая - теряем большую часть долгов, т.к. это долги за поставки вооружения и военной техники и по условиям Парижского клуба они не возвращаются.

    Редакция помещает два материала: справочный по истории возникновения Клуба и аналитический, позволяющий оценить возможные результаты вступления России в Парижский клуб на примере взаимоотношений с Алжиром.

    Парижский клуб стран кредиторов - неформальное международное межправительственное объединение, занимающееся урегулированием внешней задолженности (государственной или гарантированной государством). Клуб действует с 1956 г., когда представители ведущих западных стран-кредиторов встретились в Париже для переговоров, касающихся задолженности Аргентины по двусторонним клиринговым счетам, а также некоторых аспектов более широкой проблемы внешней задолженности развивающихся стран. В его состав входят страны - члены ОЭСР, а также ряд других стран кредиторов.

    Клуб не имеет собственных ресурсов, постоянного секретариата, официальных правил и процедур. Название "Парижский клуб" символизирует не столько место проведения переговоров, сколько сложившиеся процедуры переговорного процесса. В рамках клуба переговоры ведутся между правительством страны-должника и правительствами стран-кредиторов. Обычно они проходят под председательством министерства финансов Франции за закрытыми дверями и созываются по мере необходимости для обсуждения возникающих проблем. В компетенцию Парижского клуба входят кредиты, предоставленные по государственной линии, а не коммерческими банками. Деятельность Парижского клуба тесно связана с Лондонским клубом коммерческих банков кредиторов. В настоящее время заседания Парижского клуба являются основной формой согласования всех вопросов, связанных с пересмотром условий погашения официальной задолженности развивающихся стран.

    Несмотря на отсутствие формальных правил, регламентирующих деятельность клуба, существует общая процедура рассмотрения обращений стран-дебиторов о пересмотре сроков и условий погашения их внешней задолженности.

    Урегулирование задолженности в рамках клуба осуществляется в форме отсрочки тех платежей, срок которых наступает в ближайшие год-полтора. Условия отсрочки не содержат льготного элемента (снижение процентной ставки и т.п.). Обязательным условием отсрочки платежей по правилам Парижского клуба является соглашение с Международным Валютным Фондом. Должник должен принять программу экономической стабилизации, согласованную с МВФ. Такая программа включает меры по более жесткой фискальной и монетарной политике, снижению обменного курса национальной валюты с целью сокращения импорта и увеличения экспорта, улучшения текущего платежного баланса страны и обеспечения способности страны обслуживать внешний долг.

    Приоритет при списании долга отдается странам, накопившим его за счет импорта вооружения (клуб может списать до 80-85% общей суммы таких кредитов), в то же время долги за энергоресурсы списывать не принято.

    Страна-должник, заключившая базовые соглашения с Парижским клубом (в настоящее время их 27), принимает на себя обязательство урегулировать свою задолженность перед всеми другими категориями кредиторов на сопоставимых условиях. При этом, в первую очередь страны-дебиторы погашают свою переоформленную задолженность перед странами - участницами клуба.

    Членом Парижского клуба может стать правительство любой страны-кредитора. При определении пределов реструктурирования долга все члены - кредиторы клуба признаются равноправными.

    Согласно данным Минфина задолженность России Парижскому клубу, перешедшая от бывшего СССР, составила на 1 января 1996 г. 42 млрд. амер. долл. 29 апреля 1996 г. с правительствами стран - членов Парижского клуба подписан меморандум, в соответствии с которым внешний долг бывшего СССР этой группе стран реструктурируется на 25 лет при шестилетнем льготном периоде. В октябре 1996 г. были проведены предварительные переговоры с министрами финансов "большой семерки" и представителями МВФ о приеме России в Парижский клуб в качестве равноправного члена, т.е. страны-кредитора. В марте 1997 г. в ходе консультаций с экспертами Парижского клуба был обсужден практически весь круг вопросов, связанных с возможным вступлением России в эту организацию.

    Официальное признание России как кредитора позволит решить проблему возврата задолженности развивающихся стран по государственным кредитам, предоставленным бывшим СССР. Кроме того, Россия сможет занять более жесткую позицию в вопросе погашения долгов странам СНГ.

    По оценкам, долг "третьих стран" по кредитам бывшего СССР составляет 80-140 млрд. долл. Добиться полностью возврата этой суммы невозможно. Членство в Парижском клубе, по мнению экспертов Минфина, даст возможность стране ежегодный возврат ее должниками 300-500 млн. долл. Сейчас

    вместо валюты должники расплачиваются товарами. Поэтому многие из них не приветствуют вступление России в Парижский клуб. Расплачиваться имуществом или бартерными поставками для дебиторов более выгодно, поскольку цены поставок завышаются, сроки и исполнение контрактов фактически произвольны.

    Участие в Парижском клубе позволит России присоединиться к глобальной программе МВФ и Всемирного банка по согласованному сокращению финансовых требований к беднейшим странам. В списке 20 стран, задолженность которых снижена на 80%, присутствуют крупные должники России, в частности, Эфиопия, Мозамбик, Мадагаскар. Не участвуя в этой инициативе, Россия рискует вообще не получить никакого возврата долгов от своих должников.

    Не исключена возможность того, что, вступив в клуб, Россия сможет поставить вопрос о списании части собственных долгов, "обменяв" их на долги развивающихся стран.

    Вступление России в Парижский клуб облегчает получение новых займов, поскольку престиж России как заемщика прямо связан с ее статусом кредитора.

    Вместе с тем, как отметил председатель Парижского клуба Кристиан Нуайе, имеется ряд политических и технических проблем участия России в Парижском клубе. С точки зрения западных экспертов, это недостаток информации о тех долгах, которые Россия должна получить от других стран. Среди основных вопросов:

    во-первых,

    установление курса пересчета задолженности третьих стран в твердую валюту, так как 80% задолженности развивающихся стран выражена в советских рублях (1 руб. -- 0,65 долл.),

    во-вторых,

    реструктуризация так называемых "военных кредитов", выданных правительством бывшего СССР своим политическим союзникам, и составляющих значительную часть долговых обязательств.

    Помимо этого, ряд должников утверждает, что советские кредиты носили форму субсидий. Кроме того, Россия сохраняет репутацию "цивилизованного" плательщика и не рассматривается в качестве дебитора.