Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Полоса огневой подготовки пожарных и спасателей. М.Столяренко. А.Г.Караяни. Психологическая полоса препятствий. Что представляет собой

    Полоса огневой подготовки пожарных и спасателей. М.Столяренко. А.Г.Караяни. Психологическая полоса препятствий. Что представляет собой

    Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.

    Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.

    Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

    В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.

    В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.

    В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .

    Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.

    Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

    Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.

    Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.

    Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.

    Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.

    Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.

    Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.

    Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.

    В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.

    Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.

    В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

    Список литературы

    1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

    2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.

    3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.

    4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.


    В последнее время в средствах массовой информации активно освещается применение полосы препятствий в психологической подготовке военнослужащих Минобороны России. Есть психологические полосы и в других силовых ведомствах, например - огневая полоса психологической подготовки пожарных.

    Доктор психологических наук (военная психология, 1976), доктор педагогических наук (общая педагогика 1999), профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик Академии наук педагогического образования капитан 1 ранга Алексей Михайлович СТОЛЯРЕНКО так описывает психологическую полосу препятствий для военнослужащих внутренних войск (сотрудников Министерства внутренних дел).

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ - комплекс профессионально значимых препятствий (учебных позиций), расположенных в 3—5 м друг от друга и преодолеваемых обучающимся сотрудником в едином упражнении. Он может располагаться на участке территории, в учебных помещениях или спортивном зале.

    В состав психологической полосы препятствий могут входить: извилистый коридор, проход с дверями, забор, завал, лестница, подвал, подземный лаз, яма, канава с водой и перекинутым через нее бревном или качающимся мостиком, окно, дымо-огневая позиция, карниз на высоте 3—4 м, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др.

    Сотрудники обучаются успешно преодолевать все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными применяются переносные препятствия (заборчик или стенка высотой 1—2 м, щит с оконным проемом, набросанные ветки, куча автомобильных покрышек и пр.

    Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо, когда есть две параллельные линии препятствий — это позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.

    Упражнения на психологической полосе препятствий могут быть усложнены прохождением ее обучающимися без отдыха несколько раз, вдогонку (первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др.

    Имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, в темноте (плохо просвечивающая повязка на глазах), при сильном ветре, дожде, снеге, гололеде, при контрастах света и темноты.

    Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяются дополнительные учебные задания:

    оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования;

    вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы);

    быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе в разных местах скрытно располагаются два-три помощника руководителя занятий — имитатора);

    изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возвращении;

    запоминать все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи и плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные встретившихся по пути следования лиц или вывешенных портретов).

    Полезно включать периодически в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.

    Источник - А.М. Столяренко Лит.: Столяренко А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.

    Как считает доктор психологических наук профессор Военного университета Минобороны России полковник Александр Григорьевич КАРАЯНИ, когда организаторы превращают отработку на психологической полосе в спортивное шоу, то у военнослужащих ФОРМИРУЕТСЯ ИЗВРАЩЁННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОЕ ,

    тактике действий, боевом взаимодействии, формальное отношение к полосе психологической подготовки, неверные целевые установки, заключающиеся в том, чтобы «пройти полосу в установленные сроки».

    Как избежать этого вреда? А.Г.Караяни полагает, что прежде всего, необходимо проводить подобные занятия на КОНКРЕТНОМ ТАКТИЧЕСКОМ ФОНЕ, в котором есть АКТИВНЫЙ ПРОТИВНИК (видно его перемещение, слышен огонь его оружия, видны результаты этого огня), которого необходимо уничтожить. Это главная цель.

    Полоса психологической подготовки является лишь одним из этапов решения этой боевой задачи. КАРТИННЫЕ ДЕЙСТВИЯ военнослужащих в ходе преодоления полосы должны наказываться, так как РЕАЛЬНЫЙ БОЙ НЕ ПРОЩАЕТ ШОУ-ПОВЕДЕНИЯ.

    Военнослужащие в ходе преодоления препятствий (которые внешне похожи на реальные препятствия современного поля боя), НАБЛЮДАЮТ ЗА ПРОТИВНИКОМ (впоследствии их спросят, что они видели),

    преодолевают преграды, стараясь не стать мишенью для противника (БЕГ В ПОЛНЫЙ РОСТ ДОЛЖЕН ПРИРАВНИВАТЬСЯ К РАНЕНИЮ),

    прикрывают автоматом жизненно важные органы, активно взаимодействуют с сослуживцами (не забывая о противнике).

    После преодоления каждого препятствия они ПЕРЕКАТЫВАЮТСЯ в сторону ближайшего укрытия, ориентируются на поле боя, ведут огонь по противнику, перекатываются вновь, вскакивают и продолжают атаку.

    На одном из этапов ПСИХОЛОГ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ОКОПЕ (В БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ) дает команду выполнить тот или иной ПРИЁМ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ.

    Военнослужащие, лежа, укрывшись за препятствием, выполняют прием, перекатываются стреляют по противнику и продолжают атаку. ПСИХОЛОГ ФИКСИРУЕТ ОШИБКИ.

    В ходе занятий возникают внезапные трудности, даются различные вводные, изменяющие порядок преодоления препятствий, что заставляет военнослужащих ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ В ОБСТАНОВКЕ НОВИЗНЫ, ВНЕЗАПНОСТИ и НЕИЗВЕСТНОСТИ.

    Все, кто находится на полосе и рядом с ней, кто фиксирует результаты и ошибки, ведет съемку и т.д., - ВСЕ ОНИ УЧАСТВУЮТ В БОЕ , находятся в укрытиях, перемещаются по полю боя, укрываясь от огня противника и т.д.

    После преодоления препятствий психологической полосы ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ НА СТРЕЛЬБИЩЕ, где создана тактическая обстановка в соответствии с которой отступивший ПРОТИВНИК ЗАНЯЛ АКТИВНУЮ ОБОРОНУ и оказывает сопротивление.

    При таком подходе к использованию полосы психологической подготовки она позволяет РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

    1) ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать ловкость, быстроту, силу;

    2) БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ – формировать образ боя, тактическое мышление, навыки тактических действий, боевого взаимодействия;

    3) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ – развивать смелость, смекалку, способность принимать экстренные решения, взаимопомощь, умение регулировать психическое состояние и т.д. Безусловно, такой подход требует серьезных мысле- и трудо- затрат.

    Предлагаю к обязательному просмотру организаторам психологической работы и военным психологам фрагмент фильма "Полоса препятствий", 1984 года, режиссер: Михаил Туманишвили.

    В ролях: Олег Меньшиков, Римма Коростелева, Андрей Мягков,
    Зиновий Гердт, Андрей Смоляков, Сергей Маковецкий, Игорь Бочкин
    Песню исполняет Леонид Филатов.

    Полная версия фильма "Полоса препятствий" - https://www.ivi.ru/watch/60308

    Тренировка морской пехоты (эпизод из кинофильма «Ответный ход»).

    Предлагаю к просмотру фрагмент фильма "Акция - полоса препятствий".

    Как сообщили Интерфаксу в пресс-службе Восточного военного округа, психологическая полоса, созданная на базе учебного центра подготовки младших специалистов танковых войск в Хабаровском крае, включает в себя ряд стрессовых испытаний,

    таких как эвакуация из горящего танка, преодоление простреливаемого участка с проволочным заграждением, водная преграда и ближний бой с условным противником.

    "Весь процесс проходит в динамике в сопровождении шумовой и дымовой имитации реального боя", - пояснили в пресс-службе ВВО.

    Психологическая полоса разработана специалистами центра психологической работы Восточного военного округа с учетом специфики условий прохождения службы в танковых и мотострелковых войсках.

    В 2017 году подобные полосы психологической подготовки военнослужащих созданы в двух мотострелковых соединениях округа: в городе Кяхта в Бурятии и в поселке Сергеевка в Приморском крае.

    ЛЕКЦИЯ

    По дисциплине: Пожарно-строевая подготовка

    РАЗДЕЛ № 2 « Инструкторско-методическая подготовка»

    ТЕМА № 10 «Организация и методика проведения занятий с личным составом караула на огневой полосе психологической подготовки»

    Цели лекции:

    Учебные: Изучить необходимость организации психологической подготовки личного состава противопожарных подразделений.

    Воспитательные: В целях профессиональной подготовки увязать материал с будущей специальностью.

    Развивающие: Методика подготовки и обучения на огневой полосе руководителем занятия при работе в составе отделений и караула в экстремальных условиях.

    Метод занятия: лекция

    Время: 2 часа

    Место проведения: лекционный зал

    Учебно - материальное обеспечение:

    1. Плакаты

    Литература, использованная при подготовке лекции:

    2. В.В.Теребнев и др. «Пожарно-строевая подготовка» стр. 273 - 280.

    3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России ».

    4. Пожарно-строевая подготовка. Рабочая программа.

    5. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.



    ПЛАН ЛЕКЦИИ:

    Организационная часть лекции: принимается рапорт о готовности курсантов (слушателей) к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие

    2 .Вопросы лекции:

    1. Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.

    2. Общие положения.

    3. Оборудование, назначение и порядок преодоления снарядов.

    4. Порядок подготовки к занятиям по ОППП.

    5. Периодичность и последовательность проведения занятий на огневой полосе.

    6. Требования мер безопасности при проведении занятий на ОППП.

    Организация и методика проведения занятий на огневой полосе.

    Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, зат­рудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, проблема - тезирует ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.

    Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объекта. Постоянный спутник пожаров - повышенная концентрация окиси углерода.

    Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контраста­ми яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте).

    Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено "чувство локтя", обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

    Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.

    Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверен­ностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защи­ты всегда более затруднительно и утомительно, требует выработки специ­альных навыков и особой привычки.

    Угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей, дополнительно обостряется невидимостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.

    Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.

    ВЫВОД ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП при подготовке к проведению занятий на ОППП

    Общие положения.

    Основными целями и задачами психологической подготовки личного состава являются:

    Выработка умения работать с пожарно-техническим вооружением в условиях пожара;

    Развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;

    Тренировка личного состава в аппаратах КИП в условия задымленной атмосферы и ограниченной видимости;

    Отработка основных видов работ, чаще всего встречающихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов работа в теплодымокамере).

    Процесс психологической подготовки длительный, он требует умения и опыта командиров в воспитании пожарного. Поэтому среди многообразных форм тактической психологической подготовки пожарных, наиболее действенными является тренировка личного состава на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановки, которая помогает на пожарах.

    Огневая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных, и жилых зданий. Место выбора строительства огневой полосы должно быть согласовано с соответствующими органами госнадзора.

    С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, родственных по функциональному значению.

    Занятия на огневой полосе планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом по подготовке дежурных смен на год, которые разрабатываются и утверждаются руководителем подразделения ГПС. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.

    Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма- под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.

    Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии.

    Перед началом прохождения отдельных снарядов или полностью всей огневой полосы личный состав должен быть проинструктирован по правилам мер безопасности на огневой полосе.

    Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте проведения медицинских работников.

    Перед началом проведения занятий личный состав отделения строиться по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятия производит необходимую подготовку соответствующих снарядов. По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

    ВЫВОД ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ: Знать цели и задачи ОППП и порядок при приодолевания с учетом специфики ОППП.

    Работа пожарных осуществляется в разных условиях: аномально высокие температуры, задымленность, токсичность горящих веществ. К тушению огня допускаются только профессионалы, которые имеют не только теоретические, но и практические познания.

    Развитие у сотрудников МЧС морально-психологических качеств помогает в дальнейшем определить степень готовности пожарного к экстремальным ситуациям. Тактические тренировки - неотъемлемая часть обучения. Для этого была придумана полоса препятствий психологической подготовки, больше известная, как огневая.

    Так на днях на территории полигона Московского учебного центра подготовки пожарных и спасателей прошли занятия с личным составом 22 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы по г. Москве по преодолению огневой полосы психологической подготовки. При прохождении полосы пожарные в боевой одежде и снаряжении выполняли ряд упражнений на снарядах.

    Для прохождения огневой полосы психологической подготовки применяется набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных морально-психологических и волевых качеств, способности оперативно мыслить, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

    При прохождении первого снаряда огневой полосы, представляющего собой фрагмент трехэтажного дома, необходимо было отработать приемы и способы подъема с пожарным оборудованием на высоту 8 м.

    Затем пожарным предстояло преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости, после чего в задачу отделения входило: прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости в приямке.

    При выполнении упражнений на четвертом снаряде требовалось подняться на фрагмент эстакады и, преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

    В ходе прохождения следующих снарядов, после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба, пожарным предстояло преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях.

    Проходя последний этап огневой полосы в условиях, приближенных к аварийной ситуации в технологических установках, сотрудники отработали приемы и способы работы на наклонных плоскостях на высоте, а также подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара, т.е. мишень.

    Подобные тренировки максимально приближены к реальным условиям и необходимы сотрудникам федеральной противопожарной службы для отработки быстрой реакции и психологической устойчивости в случае экстремальных ситуаций», – пояснил заместитель начальника 22 пожарно-спасательного отряда ФПС по г. Москве Андрей Комиссаров. – Занятия проводятся регулярно, что помогает бойцам психологически адаптироваться к работе с огнем, на высоте, а также обучаться слаженности и взаимопомощи.

    Пресс-служба Управления по СВАО ГУ МЧС России по г. Москве

    Валентина Жукова


    На сегодняшний день возгорания происходят в таком количестве зданий различных планировок, площадей и высот, что пожарному просто необходимо уметь работать в самых экстремальных условиях и уметь противостоять огню даже в самых тяжелых ситуациях. Тушение огня только кажется простым процессов, в ряде случаев это настоящая война, огонь и его распространение часто сложно спрогнозировать, а пожарные находятся на передовой, в вечно меняющихся условиях, тушение огня иногда переходит в настоящую борьбу за выживание. Усложняют ситуацию экстремальные температуры, дым, большое количество токсических веществ в воздухе, возможные обрушения и взрывы.

    По этой причине очень важно изначально наработать определенные навыки в борьбе с огнем, профессиональный пожарный должен обладать не только большими теоретическими знаниями, но и серьезной практикой тушения пожаров, различной степени сложности. Люди, занимающиеся подготовкой кадров это настоящие профессионалы своего дела, они обладают большим опытом, от их профессионализма зависит жизнь и здоровье подготавливаемых курсантов. Одним из основных инструментов качественной подготовки курсантов является огневая полоса психологической подготовки пожарных , прохождение данного испытания является основным при подготовке новых кадров.

    Для чего нужна огневая полоса психологической подготовки пожарных

    Именно развитие у будущего профессионального пожарного морально-психологических качеств помогает подготовить курсанта к различным экстремальным ситуациям, а их бывает совсем немало в жизни профессионального пожарного. Каждый профессиональный пожарный знает, человек может быть прекрасно подготовлен теоретически, быть физически развитым и обладать всеми необходимыми навыками для тушения пожара. Однако, вся подготовка, навыки и сила, знания могут сойти на нет, стоит только проявиться страху, растерянности и панике при возникновении чрезвычайной ситуации.

    Тогда уже не пожарный владеет пожаром, а наоборот, в такой ситуации человек уже не может грамотно бороться с огнем, его жизнь находиться под угрозой, любое действие и бездействие может привести к опасной ситуации. Паника и растерянность ставят под угрозу не только жизнь самого пожарного, но и его напарников, ведь звенья работают в связке, ошибка одного члена команды может привести к ужасным последствиям для других. Именно по этой причине неотъемлемой частью любого обучения являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным. Для грамотной подготовки, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки , широко известная как огневая полоса .

    Занятие на огневой полосе психологической подготовки

    Это специально подготовленная местность, условия нахождения на которой, максимально приближены к реальной ситуации пожара, причем степень возгорания, типы пожаров, горящие материалы на такой площадке различны. Именно на такой площадке курсанты (будущие пожарные) отрабатывают и оттачивают свои навыки борьбы с огнем, проходят практическое обучение и применяют свои теоретические навыки в деле. На сегодняшний день существует определенный список правил, которым должен соответствовать учебных полигон, к ним относятся:

      На учебной площадке обязательно должен присутствовать медик, отвечающий за здоровье пожарных.

      Перед началом самой подготовки каждый курсант проходит специальный инструктаж, по итогам которого он расписывается за инструктаж по охране труда и соглашает на участие в тренировке.

      Курсанты проходят такую подготовку за счет академических часов только в начале обучения (на первом курсе).

      На площадке в обязательно порядке располагается пункт командующего, именно из этого пункта подаются распоряжения, и только эти распоряжения выполняют курсанты.

      Площадка для тренировки должна быть не менее 150 по длине и 50 метров по ширине. Пожарный должен привыкнуть к этой дистанции ведь именно 150м составляет средний путь пожарного на тушение огня. Площадки могут быть и короче, в таком случае препятствия ставятся не на прямой линии, а устраиваются П-ой и Г-ой формы.

      Сама огневая полоса должна быть максимально удалена от жилых построек. Она никоим образом не должна повредить близлежащие промышленные и гражданские здания.

    Из чего состоит огневая психологическая полоса

    В обязательный список препятствий, которые необходимо преодолеть курсанту входят:

      Имитация трехэтажного здания.

      Лабиринт с имеющимися внутри препятствиями.

      Специальный трап над горящими объектами (курсанту необходимо пройти над пожаром по трапу).

      Люк кабельный.

      Особая мишень, на которой отрабатывается процесс тушения пожара.

    Все курсанты, поступившие в учебные заведения МЧС, проходят такую практику, при этом сам процесс тренировок и обучения осуществляется согласно составленному ректором плану. Количество часов такой практики наращивают плавно в течение года, такие тренировки способствуют закалке характера курсанта, подготавливают будущего пожарного к самым неожиданным ситуациям, все максимально приближено к реальной ситуации. Именно такие мероприятия позволяют руководителю занятий на огневой полосе психологической подготовки точно определить, насколько кадры подготовлены, если курсанты недостаточно наработали навыки, плохо подготовились, им назначаются дополнительные испытания. это мощный и серьезный инструмент оттачивания мастерства, укрепления характера и сплочённой работы будущих пожарных.