Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Порядок участия в голосовании на выборах военнослужащих. Особенности участия военнослужащих вс рф в выборах президента рф. Сбор подписей избирателей

    Порядок участия в голосовании на выборах военнослужащих. Особенности участия военнослужащих вс рф в выборах президента рф. Сбор подписей избирателей

    Избирательные права военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: проблемы и направления совершенствования

    Начальник отдела ГОУ УМЦ Департамента образования Правительства Москвы

    Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в Конституции Российской Федерации . Однако, несмотря на наличие в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, посвященной избирательной системе, нет. Военнослужащие, как и все граждане Российской Федерации, обладая активным и пассивным избирательным правом, участвуют в выборах различных уровней представительной власти.

    Конституцией Российской Федерации определен круг федеральных государственных органов, органов местного самоуправления , избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства, определен механизм защиты избирательных прав граждан (военнослужащих). Действующая Конституция Российской Федерации не связывает выборы с процедурой формирования какой-либо одной системы органов власти. В ней выборы предусматриваются как универсальный институт народовластия, атрибутивно связанный с демократией.

    Институт избирательного права, касающийся и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными, а значит, непосредственно влиять на принятие законов, касающихся прав и обязанностей военнослужащих. Однако в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации не могут участвовать в политической жизни общества, а значит, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации. Данное положение, по нашему мнению, противоречит ст. 32 Конституции Российской Федерации, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие), имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации в п. 3 ст. 32 установила исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют права избирать и быть избранными граждане: а) признанные судом недееспособными; б) содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Автор считает, что данный перечень не подлежит расширительному толкованию, по которому военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации отнесены к лицам, лишенным пассивного избирательного права.

    Часть юристов считает такие ограничения оправданными, боясь политизации Вооруженных Сил Российской Федерации, их возможного участия в вооруженном противостоянии власти либо захвата ими самой власти. Считаем эти опасения необоснованными. Как показала история, российский военнослужащий самый законопослушный из всех категорий граждан страны. Воспитанный на вековых традициях государственности, любящий Родину, проходящий добросовестно военную службу за минимальные социально-экономические права и льготы, российский солдат никогда не будет противостоять власти. Все события 1991-1993 гг., в которые пытались втянуть Вооруженные Силы Российской Федерации, показали, что народ и армия - едины. А случаи участия отдельных подразделений в этих событиях показывают, что именно «власти предержащие» отдавали неконституционные, неправовые приказы. Так на каком основании военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации лишены пассивного избирательного права?

    Законодатели, принимая закон, лишающий военнослужащих конституционных прав (права быть избранным), делали ссылку на то, что якобы ограничение военнослужащих в политических правах не противоречит и принципам, нормам международного права . Свое утверждение они обосновывали ст. 22 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей право каждого человека на свободу ассоциаций, где говорится, что «настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции». В соответствии со ст. 9 Конвенции Международной организации труда «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» № 87 «национальное законодательство определяет, в какой мере гарантии, предусмотренные настоящей Конвенцией, будут применяться к вооруженным силам и полиции».

    В противовес данной правовой позиции мы также можем утверждать, ссылаясь на нормы международного права, что конституционное урегулирование принципов участия военнослужащих в выборах не только внутренне противоречиво, но и не в полной мере согласуется с международными нормами и договорами. Так, в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах от 01.01.01 г. (ст. 25) каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

    По нашему мнению, никакой закон, ограничивающий избирательные права военнослужащих, не может иметь большую юридическую силу, чем конституционные нормы-принципы (всеобщее, равное, прямое, тайное голосование), в которых нет и намека на возможность лишения военнослужащих избирательных прав, а значит, и лишения права управлять государством, избираясь в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в представительные органы субъектов Российской Федерации.

    В современных условиях формирования законодательной власти , когда преобладающей становится пропорциональная избирательная система на уровне не только страны, но и субъектов Российской Федерации, местных органов самоуправления, военнослужащие могут оказаться в положении граждан страны, которые выполняют особую государственную задачу, но оказывать влияние на формирование законодательства, высказывать концептуальные направления по оборонным вопросам не смогут, их не услышат (одна надежда на научные публикации и СМИ).

    Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы:

    1. Необходимо принцип внепартийности военнослужащих в Российской Федерации отменить и разрешить им состоять в общественных объединениях , создаваемых в целях осуществления политической власти. Для этого необходимо внести изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих».

    2. Необходимо в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» внести изменения, устанавливающие элементы избирательной системы: а) основные права избирателей (в том числе военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации); б) основные составные части структуры проведения выборов; в) основные стандарты избирательных процедур (при формировании законодательных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных представительных органов), особенно касающихся прозрачности процесса выборов и ликвидации препятствий для устранения возможных нарушений прав избирателей-военнослужащих.

    3. Субъективное избирательное право военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации во всех его проявлениях - избирать и быть избранными во все выборные органы государственной власти и местного самоуправления - установлено в действующей Конституции Российской Федерации в полном соответствии с требованиями и принципами демократии. Однако законы, закрепляющие это право, содержат ряд противоречий с Конституцией Российской Федерации и не могут быть признаны безупречными с точки зрения и законодательной техники, и реализации прав военнослужащих как граждан России.

    4. Необходимо внести изменения в Конституцию Российской Федерации, включив в нее специальную главу «Избирательная система», с тем чтобы в ней были определены основные начала и черты избирательного права и избирательной системы как в узком, так и в широком смысле.

    5. Анализ ратифицированных Российской Федерацией пактов и конвенций о правах человека позволяет сделать вывод, что хотя принципы участия граждан в выборах воспроизводятся на конституционном уровне только применительно к выборам Президента России, тем не менее они являются частью общепринятых международных избирательных стандартов, в равной степени обязательных для всех выборов в Российской Федерации.

    в соответствии с законодательством о выборах права военнослужащих, которые реализуются при формировании органов государственной власти и местного самоуправления, участии в референдуме. Существуют особенности при реализации И. п. в., которые заключаются в том, что военнослужащие обладают активным избирательным правом (правом избирать) наравне с гражданами РФ, однако пассивным избирательным правом (право быть избранным) они не обладают, т. к. им запрещено состоять в политических партиях, а существующая пропорциональная избирательная система (по партийным спискам) не дает военнослужащим возможность реализовать свое пассивное конституционное право. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Вопросы организации голосования военнослужащих, членов их семей решаются окружными избирательными комиссиями по согласованию с командирами в/ ч, расположенных на территориях соответствующих избирательных округов. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях в/ч, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в таких случаях образуются командирами в/ч по решению соответствующей окружной избирательной комиссии. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне в/ч, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты. Командование в/ч обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты. Командиры в/ч, участковые избирательные комиссии в/ч организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач, связанных с подготовкой и проведением выборов.

    Каждому гражданину России, независимо от рода деятельности, а также места проживания Конституцией гарантировано право принятия участия в общефедеральных выборах. Однако для военных установлены специальные правила реализации избирательного права, при этом допускается как активное, так и пассивное участие в выборном процессе.

    Правила осуществления избирательной политики

    Избирательные права российских военнослужащих устанавливаются как нормами общефедерального законодательства, так и ведомственными законопроектами.

    Таблица № 1 «Законодательное регулирование особенностей участия военнослужащих в выборах Президента РФ»

    Наименование Закона Какие вопросы фиксирует
    ФЗ «О гарантиях участия граждан РФ в выборах и референдумах» Военнослужащие всех частей, которые располагаются в пределах государства и за его границами, имеют равные права на участие в выборном процессе
    ФЗ «О свободном передвижении и выборе места проживания» Закон гласит о том, что центральными избирательными комиссиями формируется система расположения выборных участков таким образом, чтобы предоставить возможность всем гражданам России по максимуму принять участие в процессе
    Государственный Закон «Об обороне» Запрещает формирование партий и организаций политической направленности на базе военных частей
    ФЗ «О политических партиях» Гарантирует право каждого желающего сформировать собственное объединение или стать частью уже существующего
    ФЗ «О статусе военнослужащих» Фиксирует, что кроме основных гражданских прав, военные обременены специальными обязанностями и ограничениями по долгу службы

    Важно! Независимо от места расположения воинской части, а также условий прохождения службы, каждому военному гарантирована возможность выбирать и быть избранным.

    Активное участие в выборном процессе

    Как уже было сказано выше, каждый гражданин, невзирая на род деятельности, может принять участие в выборах, и стать кандидатом. Для этого нужно самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру либо же стать представителем от любого политического или общественного образования. Для этого требуется собрать нужное количество подписей за кандидата.

    Руководство базы не может препятствовать сбору подписей внутри части, но и проведение активной агитации не допускается. Также запрещено осуществлять финансирование из бюджета в пользу предвыборной кампании претендента. Солдат может использовать только свои личные сбережения.

    Кроме того, законом запрещено формирование любых партий и организаций политической направленности внутри военной базы, то есть ведение собственной кампании перед выборами должно проводиться кандидатом за пределами части и только в свободное от службы время.

    Важно! Выбор кандидата на избирательный пост - это существенное основание для временного прекращения отбывания военной повинности. После истечения политических полномочий гражданин должен быть восстановлен.

    Реализация пассивного избирательного права

    Организация голосования военнослужащих ложится на плечи ЦВК, а также руководства части. Так, первое, на что нужно обратить внимание - это составление списка избирателей. Если гражданин проживает в пределах расположения воинской части, то ему предоставляется возможность голосования в ближайшем избирательном центре. Это же касается и совместно проживающих с ним членов семьи. Если военный живет за территорией базы, то ему предстоит обратиться в избирком по месту прописки или постоянного проживания.

    Внимание! Гражданин и члены его семьи могут быть внесены только в один избирательный список: либо по месту службы, либо по адресу проживания.

    Дабы упростить избирательную процедуру, в состав комиссии включают представителей администрации части. Это позволяет ускорить процесс голосования и избежать возможных происшествий. Сам порядок проведения выборов является неизменным, то есть служащие голосуют по списку в специально оборудованных для этого кабинках на особых бланках. Формуляр с голосом помещается в закрытый сундучок.

    Согласно требованиям законодательства, дабы гарантировать справедливость и неподкупность процедуры, допускается присутствие во время процесса иностранных представителей, обладающих специальным на то разрешением. Чтобы уполномоченный смог попасть на территорию воинской части, место проведения голосования должно находиться вне режимных объектов.

    Еще одна специфика - это запрет на отображение сведений о комиссии, расположенной в пределах воинской части на общедоступном портале «Выборы». Если база располагается за границами государства, то необходимость формирования избиркома ложится на плечи консульств и дипломатических представительств.

    Особенности процедуры

    Дабы гарантировать реализацию избирательных прав военнослужащих, установлено, что по инициативе администрации базы может быть сформирован дополнительный избирком на территории ВЧ, которая располагается в отдаленном районе. Инициировать формирование избирательной комиссии можно не позже, чем за 5 суток до выборов.

    Деятельность комиссий ограничивается строгими временными рамками с 08.00 до 20.00. За это время все граждане должны успеть оставить свои голоса. После контрольного часа доступ к бюллетеням закрывается, и начинается подсчет голосов. Избирком в ВЧ - это единственное подразделение, в пределах которого допускается завершение голосования до 20.00 часов. Сделать это можно, только если все солдаты по списку приняли участие в процедуре.

    Важно! Разрешено досрочное голосование тех служащих, которые в день выборов будут находиться за пределами России или в отдаленных уголках страны, и не смогут самостоятельно принять участие в процедуре. Однако досрочное голосование должно проводиться не раньше, чем за две недели до избирательного дня.

    Чтобы предотвратить распространение информации о численности служащих в части, все протоколы после их проверки в ЦВК возвращаются администрациям ВЧ, где они и должны храниться.

    Еще один момент, на который стоит обратить внимание - это проведение предвыборной кампании. В пределах части запрещается распространение агитационных материалов и принуждение к выбору того или иного кандидата. Однако руководство базы должно предоставить солдатам доступ к СМИ, ознакомлению со всеми участниками и их политическими программами.

    До выборов президента России осталось немногим больше месяца, поэтому если у вас имеются вопросы касательно принятия участия в избирательном процессе, то задавайте их в графе «комментарии» внизу страницы.

    Постановление ЦИК России от 27.02.2013 N 164/1202-6 (ред. от 31.07.2019) "О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и...

    5.1. Военнослужащие и другие избиратели, проживающие в пределах расположения воинских частей, голосуют на общих избирательных участках, образуемых в соответствии с законодательством о выборах. Вопросы организации голосования указанных избирателей на общих избирательных участках решаются соответствующими избирательными комиссиями во взаимодействии с командирами воинских частей, расположенных на соответствующей территории.

    5.2. Представители воинской части в составе участковой избирательной комиссии наряду с выполнением общих для членов избирательной комиссии задач в день голосования выдают избирательные бюллетени избирателям, включенным в список избирателей на основании представленных командиром воинской части сведений об избирателях.

    5.3. В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые имеют право быть включенными и включены в список избирателей на данном избирательном участке, но не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия в соответствии со статьей 66 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования. Участковая избирательная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые включены в список избирателей, но в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения, исключающая возможность посещения помещения для голосования.

    5.4. Соответствующие избирательные комиссии вправе разрешить провести досрочное голосование в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрена возможность его проведения. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 20 дней до дня голосования всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота Российской Федерации, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 65 Федерального закона.

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.5. Допускается досрочное голосование, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования, отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения соответствующей избирательной комиссии в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5.6. Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии в случае необходимости проведения досрочного голосования всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в соответствующую избирательную комиссию обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования совместно с территориальной (участковой) избирательной комиссией оповещают избирателей, кандидатов или их доверенных лиц, уполномоченных представителей или доверенных лиц избирательных объединений, списки кандидатов которых зарегистрированы соответствующей вышестоящей комиссией, или кандидатов из указанных списков о дне, времени и месте голосования.

    5.7. При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, в том числе военнослужащему, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать в месте нахождения избирательного участка, на котором он включен в список избирателей, и не сможет прибыть в помещение для голосования на соответствующем избирательном участке, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей избирательной комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования в предусмотренном законом порядке.

    Открыть полный текст документа