Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Последствия не сдачи налоговой декларации в установленный срок. Штраф за несвоевременную сдачу декларации. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

    Последствия не сдачи налоговой декларации в установленный срок. Штраф за несвоевременную сдачу декларации. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС

    По общему правилу несвоевременная сдача отчетности в ИФНС (деклараций/расчета по страховым взносам) наказывается штрафом в размере 5% от суммы налога, отраженной к уплате в «просроченной» декларации и не перечисленной в бюджет в установленный срок, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ). Однако из любого правила есть исключение. Так, за нарушение срока сдачи 6-НДФЛ с работодателя взыщут штраф в размере 1000 руб. за каждый полный/неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

    Стоит отметить, что в целях определения размера штрафа за несвоевременное представление расчета по страховым взносам налоговики будут ориентироваться на наличие недоимки по взносам по состоянию на 30 число месяца, следующего за отчетным/расчетным периодом, т.е. на день, который является крайним сроком для подачи расчета (Письмо ФНС от 09.11.2017 № ГД-4-11/22730@). Пока Налоговая служба дала такие разъяснения только в отношении штрафа за «запоздалый» расчет по взносам, но, возможно, данный подход налоговики будут применять и при расчете штрафа за просрочку сдачи деклараций по налогам, по которым срок уплаты не совпадает со сроком сдачи отчетности, например, по ЕНВД.

    Штраф за несдачу нулевой декларации

    Как мы уже сказали выше, сумма штрафа за несдачу декларации рассчитывается в процентах от суммы налога к уплате, но при этом штраф не может быть меньше 1000 руб. Соответственно, за нулевую декларацию, сданную с нарушением срока или непредставленную вовсе, налоговики оштрафуют плательщика на 1000 руб. Безусловно, речь идет о ситуации, когда плательщик в любом случае обязан представить декларацию, даже если она и нулевая.

    Штраф за несдачу промежуточной налоговой отчетности

    По некоторым налогам плательщики в течение налогового периода обязаны представлять промежуточную отчетность по итогам отчетных периодов. Это касается, например, налога на прибыль (п. 1 ст. 289 НК РФ). Так вот за нарушение срока представления таких деклараций налоговики должны наказывать организацию не по п. 1 ст. 119 НК РФ, а по п. 1 ст. 126 НК РФ, т. е. всего лишь на 200 руб. (п. 17 Письма ФНС от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 ).

    Штраф за несдачу отчетности в Фонды

    При несвоевременном представлении в Соцстрах расчета по форме 4-ФСС, работодателю грозит штраф в размере 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного/расчетного периода, за каждый полный/неполный месяц просрочки, но не более 30% процентов от суммы взносов и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 26.30 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ ).

    Штраф в таком же размере грозит работодателю и в случае, если сейчас он решит представить в ПФР своевременно не поданный расчет по форме РСВ-1 за периоды, истекшие до 01.01.2017 (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017) , ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ ).

    Что же касается несвоевременной подачи СЗВ-М, а также другой персотчетности в ПФР, то такое нарушение наказывается штрафом в размере 500 руб. за каждое лицо, в отношении которого должны были быть поданы сведения (

    Крайний срок представления декларации - 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа – 5% от неуплаченного вовремя налога.

    Организация, на которую зарегистрированы транспортные средства, должна платить транспортный налог и представлять в ИФНС соответствующую декларацию (ст. 357 НК РФ). Форма декларации утверждена приказом ФНС России от 20.02.2012 №ММВ-7-11/99.

    Декларация

    Крайний срок представления декларации — 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

    Если опоздать со сдачей декларации, то компанию оштрафуют. Сумма штрафа - 5% от неуплаченного вовремя налога. Налоговая инспекция возьмет штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или неполный. Минимальный размер штрафа — 1000 рублей, максимальный — не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога (ст. 119 НК РФ).

    Кроме того, должностное лицо компании могут привлечь к административной ответственности. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф от 300 до 500 рублей (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

    Налог и авансовые платежи

    Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливают субъекты РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Просрочка грозит организации начислением пени за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ):

    Пени за просрочку уплаты налога (авансового платежа) = Сумма налога (авансового платежа), не уплаченная в бюджет, х Количество дней просрочки (календарных) х 1/300 действовавшей ставки рефинансирования

    Кроме того, компанию могут оштрафовать по статье 122 НК РФ. Размер штрафа составит 20% от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Оспаривать правомерность штрафа придется в суде (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 №15162/06).

    В обязанности каждого налогоплательщика входит своевременное представление отчетности в ИФНС. Однако далеко не все субъекты выполняют это предписание. За нарушения требований предусмотрены санкции. В статье мы рассмотрим,установлен законодательством.

    Общие сведения

    Штраф за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем установлен в КоАП и НК. Просрочка сдачи отчетности исчисляется в рабочих днях.

    Размер штрафа за непредоставление налоговой декларации определяется по правилам 119 статьи НК. В норме установлено, что субъект должен уплатить 5 % от суммы отчисления за каждый месяц (неполный в том числе) с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом сумма штрафа за непредоставление налоговой декларации физическим лицом- предпринимателем не может быть больше 30 % от величины обязательного платежа и меньше 1000 рублей.

    Размер санкции увеличивается в зависимости от продолжительности просрочки. Так, штраф за непредоствление налоговой декларации в течение более 180 дней составляет 30 % от величины отчисления, подлежащего выплате в соответствии с отчетностью, к которым прибавляется 10 % за каждый месяц (неполный в том числе) от этой же суммы. Дополнительное взыскание (10 %) вменяется со 181-го дня просрочки.

    Аналогичным образом рассчитывается штраф за непредоставление налоговой декларации по НДС .

    Важный момент

    Штраф за непредоставление налоговой декларации вменяется даже при нарушении срока на 1 день, поэтому специалисты не рекомендуют откладывать сдачу отчетности на последний момент. Из-за возможных очередей высок риск нарушения срока.

    Электронная отчетность

    В настоящее время многие плательщики сдают декларацию в электронной форме. Если субъект не имеет технической возможности для формирования документа, он вправе представить отчетность на бумажном носителе в установленный НК срок. Впоследствии он может "досдать" декларацию и в электронной форме.

    В таком случае штрафа за непредоставление налоговой декларации не будет, так как санкция предусмотрена только на случай нарушения срока.

    Нарушение сроков сдачи нулевой отчетности

    Предположим, субъект несвоевременно представил такую декларацию, но 180 дней еще не прошло. Такое нарушение, на первый взгляд, может повлечь санкцию. Между тем в НК нет конкретных указаний о том, что можно взыскать штраф за непредоставление нулевой налоговой декларации.

    Существует два противоположных подхода к решению этого вопроса.

    Согласно первому, за непредоставление налоговой декларации штраф должен составить 1000 рублей. Такой позиции придерживаются некоторые арбитражные инстанции. В качестве основного аргумента суды называют установленную в НК обязанность плательщика своевременно сдать отчетность. Наличие или отсутствие объекта обложения при этом значения не имеет. Главное в данном случае - наличие просрочки по сдаче отчетности.

    Согласно второму подходу, поскольку объект обложения равен нулю, то при непредоставлении налоговой декларации в срок штраф не взыскивается, поскольку также равен нулю. Этой позиции также придерживается часть арбитражных инстанций. При обосновании такого подхода суды ссылаются на положения 119 статьи НК. В соответствии с ней расчет штрафа осуществляется, исходя из суммы отчисления, а она отсутствует. Рассчитывать, по сути, нечего. Этот вывод подтверждается в определении ВАС № 13444/09 от 2009 г., где поясняется что данный подход применим и к случаям, когда отчетность сдана по истечении 180 дн.

    Наличие предоплаты по несвоевременно сданной отчетности

    В такой ситуации вопроса о неотвратимости санкции не возникает. Наличие предоплаты не является основанием для снятия с плательщика обязанности по своевременному представлению отчетности. Однако при этом могут возникнуть сложности в расчете.

    В НК отсутствуют разъяснения по этому поводу. Поэтому на практике сформировалось два подхода.

    Согласно первой точке зрения, если отчисление налога было произведено в срок, субъекту можно вменить только минимальный размер штрафа - 1 тыс. р.

    В соответствии со вторым подходом, величина денежного взыскания должна рассчитываться, исходя из суммы обязательного платежа, указанной в отчетности, поданной с нарушением срока. Обусловлена такая позиция следующими обстоятельствами. Во-первых, отчисление суммы по несвоевременно поданной отчетности не влияет на возможность привлечения лица к ответственности за нарушение сроков сдачи документации. Во-вторых, величина санкции определяется в соответствии с данными, отраженными в отчетности, вне зависимости от срока (факта) выплаты налогов.

    Сумма отчисленного налога не совпадает с величиной, отраженной в отчетности, сданной несвоевременно

    В таком случае величина штрафа определяется на основании размера налога, подлежащего отчислению в соответствии с декларацией, сданной с нарушением срока. В НК отсутствуют разъяснения относительно порядка расчета. Пояснения по этому поводу присутствуют в Письме Минфина от 01.04.2009 г.

    Ведомство разъясняет, что величину штрафа следует рассчитывать не на основании суммы, указанной в декларации, а в соответствии с величиной налога, подлежащей фактической оплате. Санкция определяется по данным, приведенным в уточненной отчетности, или исходя из сведений, полученных при камеральной проверке.

    Нарушение срока сдачи "промежуточной" отчетности

    Пояснения по этому вопросу приводятся в Письме Минфина от 05.05.2009 г. Как следует из документа, к юрлицам санкции за непредоставление "промежуточных" отчетов не применяются. В качестве единственного наказания, возможного в таких ситуациях, может выступать штраф за непредоставление информации, необходимой для налогового контроля (126 статья НК). Он равен 200 р. за каждый документ.

    В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 22.12.2009 г. указывается, что вменение штрафа за несвоевременную сдачу промежуточной декларации неправомерно. Аргументируется этот вывод тем, что в НК не установлена ответственность за нарушение сроков предоставления расчетов.

    Декларацией называют письменное заявление плательщика о расходах, поступлениях, налоговых суммах, подлежащих уплате. В связи с тем, что обязательный платеж рассчитывается по окончании года (календарного), то "декларация" по налогу с прибыли предприятия за отчетный период (полугодие, квартал, 9 месяцев) - это расчет аванса, а не полноценная налоговая декларация. Соответственно, при несвоевременном представлении расчета по этому платежу ответственность не наступает.

    Административные санкции

    Привлечение к ответственности предприятия или физлица за нарушение сроков, установленных в НК, не освобождает должностных лиц, работающих на хозяйствующего субъекта, от иных санкций, предусмотренных законом. Речь, в частности, об административных штрафах.

    В соответствии со ст. 15.5 КоАП, при нарушении сроков предоставления отчетности в ИФНС по месту учета должностным лицам вменяется штраф 300-500 р.

    Бухгалтерский и налоговый учет санкций

    Затраты на штрафы и прочие взыскания, отчисляемые в бюджет, при определении налоговой базы не учитываются.

    В бухгалтерской отчетности эти суммы отражают в Дб сч. 99, корреспондирующего с Кд сч. 68.

    Штрафы не участвуют в образовании бухгалтерской прибыли, исходя из которой, рассчитывается условный доход/расход по налогу с прибыли. При начислении постоянной разницы не возникает.

    К примеру, по решению ИФНС был вменен штраф за нарушение сроков в сумме 30 тыс. р. В бухучете следует сделать записи:

    • Дб сч. 99 Кд сч. 68 - отражено начисление штрафа 30 000 р.;
    • Дб сч. 68 Кд сч. 51 - показана оплата суммы штрафа с расчетного счета.

    Пример расчетов

    Рассмотрим, как определить штраф за непредоставление налоговой декларации ИП по налогу с добавочной стоимости.

    Предположим, что декларацию за 4 квартал 2016 года субъект сдал только 25 марта 2017 г. при крайнем сроке 25.01.2017 г. В отчетности отражена сумма к выплате в бюджет в размере 4,5 тыс. р. Вся она была оплачена в день подачи декларации.

    Поскольку хозяйствующий субъект, отчисляющий НДС, может выплачивать сумму равными частями до 25 числа каждого из 3-х мес., идущего после истекшего налогового периода, то, учитывая условия примера, налог за 4 квартал нужно было перечислить до 25 января, февраля и марта 2017 г. Сумма к оплате должна была составить треть от начисленного НДС, т. е. 1,5 тыс. р.

    Поскольку субъект нарушил установленные сроки, размер штрафной санкции для него будет составлять:

    • За просрочку выплаты налога на 25 января - 225 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 3 мес.).
    • За просрочку на 25 февраля - 150 р. (1,5 тыс. р. х 5 % х 2 мес.).

    Общая величина штрафа составит 375 р. Поскольку в 119 статье НК сказано, что сумма штрафа не должна быть меньше 1 тыс. р., то субъекту придется заплатить не 375 р., а 1000 р.

    Штраф за непредоставление единой упрощенной налоговой декларации

    При применении упрощенной формы отчетности хозяйствующему субъекту необходимо учитывать целый ряд нюансов. О них говорится во 2 пункте 80 статьи НК, а также в Приказе Минфина № 62н от 2007 г.

    Чтобы возникла возможность сдать упрощенную декларацию за налоговый (отчетный) период, не должно быть никакого движения денег по кассе или расчетному счету. К примеру, если говорить об НДС, то у предприятия не должно быть операций на протяжении всего квартала. Чтобы отразить в упрощенной форме налог с прибыли, движение денег должно отсутствовать с самого начала года, поскольку он рассчитывается нарастающим итогом.

    Если предприятие сдает форму по нескольким обязательным отчислениям, то по ним не должно быть объектов обложения. Особым считается случай, когда субъект обязан отчитываться по налогам только при наличии объекта обложения. К примеру, если говорить о земельном налоге, то им выступает участок, если о транспортном - то автомобиль или иное ТС. При отсутствии объекта по указанным объектам ни упрощенная, ни обычная декларация не сдается.

    Следует помнить, что сдача отчетности осуществляется не чаще 1 раза в квартал (за 1 кв., 6, 9, 12 мес.). Соответственно, ее нельзя использовать по налогам, отчет за которые надлежит представлять ежемесячно. Речь, в частности, об акцизах, отчислениях с прибыли.

    Упрощенная форма может использоваться исключительно для налогов. Это означает, что включать в декларацию сведения о взносах по ОПС, если база по ним 0, не следует.

    Если в связи с установленными ограничениями сдать упрощенную форму не представляется возможным, придется подать в ИФНС обычную отчетность. Соответственно, за нарушение сроков предусматривается ответственность по 119 статье НК.

    Упрощенная форма подходит только для тех субъектов, которые бездействуют. Если на предприятии выплачивается хотя бы минимальный заработок, значит, имеет место движение денег.

    Если предприятие по ошибке сдало нулевую декларацию, хотя нужна была упрощенная, штраф может быть вменен и в этом случае. Связано это с тем, что, согласно положениям 2 пункта 80 статьи НК, представление декларации по упрощенной форме является обязанностью, а не правом налогоплательщика. Следовательно, ошибка субъекта может быть расценена как нарушение сроков, установленных НК для сдачи отчетности.

    Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

    Общие сведения об отчетности

    Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

    Ст. 119 НК

    В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

    Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

    Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

    Нюансы

    Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

    Отягчающие обстоятельства

    На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

    Дифференциация нарушений

    Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

    Разъяснения Президиума ВАС

    В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

    Электронная форма

    В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

    Задачи санкций

    Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

    Специфика правового регулирования

    Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

    Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

    Заключение

    Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

    Если Вы получили какой-то доход, который подлежит декларированию (например, продали квартиры или машину), то до 30 апреля следующего года Вы обязаны подать декларацию в налоговый орган, а до 15 июля – заплатить рассчитанный в декларации налог на доходы (подробнее Срок подачи декларации 3-НДФЛ и уплаты налога). Закономерным является вопрос, а что будет, если Вы не подали вовремя декларацию или не заплатили налог. В этой статье мы подробно рассмотрим правовые последствия неподачи декларации и неуплаты налога на доходы.

    Мы разделим ситуации на три основные группы и рассмотрим их отдельно:

    1. если Вы не подали вовремя декларацию, по которой Вам не нужно платить налог («нулевая декларация»);
    2. если Вы не подали вовремя декларацию, по итогам которой Вам нужно было заплатить налог;
    3. если Вы вовремя подали декларацию, но не заплатили вовремя налог.

    Если по итогам декларации у Вас нет налога к уплате

    Если Вы не подали в срок «нулевую декларацию» (декларацию, в которой вычеты полностью покрыли Ваш доход, и Вам не нужно платить налога), то:

    1. налоговые органы будут требовать от Вас, чтобы Вы предоставили налоговую декларацию (в частности, чтобы подтвердить, что у Вас действительно нет налога к уплате)
    2. Вам грозит штраф в 1000 рублей (ст. 119 НК РФ).

    Пример: в 2015 году Лапин А.К. купил автомобиль стоимостью 400 тыс.рублей, в 2016 году он его продал за 300 тыс.рублей. Так как он не получил дохода (продажа меньше покупки) и у него сохранились документы на покупку, то налог он платить не должен. Однако, в связи с тем, что машина принадлежала ему менее трех лет, он должен подать декларацию 3-НДФЛ в налоговый орган. Если Лапин не подаст декларацию в срок до 30 апреля 2017 года, то налоговая инспекция пришлет ему уведомление с требованием подать декларацию, а также Лапин А.К. должен будет заплатить штраф в размере 1000 руб.

    Также стоит отметить, что в случае неподачи декларации Вы также можете столкнуться с проблемами при взаимодействии с налоговыми органами. Из налоговой инспекции могут приходить о просроченной обязанности, а в случае обращения в налоговую инспекцию за получением каких-нибудь справок или оформлением вычета налоговики обязательно напомнят Вам о невыполненной обязанности, и, прежде чем предоставить необходимые документы/вычет, попросят подать декларацию и заплатить штраф.

    Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате

    Если по итогам декларации у Вас есть налог к уплате, но Вы не подали декларацию, то:

    1. По статье 119 Налогового кодекса РФ («Непредставление налоговой декларации») Вам грозит штраф в размере 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки (начиная с 1 Мая), но не более 30% от общей суммы
    2. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вам грозит штраф в размере 20% от суммы налога по статье 122 Налогового Кодекса РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)»).
      Здесь важно отметить, что этот штраф может быть применен только, если налоговая инспекция обнаружила неуплату налога. Если до уведомления налогового органа Вы обнаружили ее сами, оплатили налог и пени, то налоговый орган не вправе применить к Вам этот штраф.
      Заметка: эта же статья налогового кодекса может повлечь за собой штраф в в размере 40% от суммы налога (вместо 20%), если неуплата была совершенна умышленно. Однако, на практике доказать умышленность неуплаты налоговому органу будет довольно сложно.
      Обратите внимание, что данный штраф может быть выписан только, если налоговый орган сам обнаружил, что Вы не подали декларацию. Если Вы подали декларацию и оплатили налог и пени, раньше чем он прислал Вам уведомление - штраф за сокрытие доходов он выписать не имеет права.
    3. Если Вы не подали декларацию, а также не заплатили налог до 15 Июля, то Вы также должны будете заплатить пени по налогу на доходы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день (после 15 Июля)
    4. В случае, если Вы должны были заплатить налог в размере более 600 тыс.руб. (например, продали квартиру, полученную в наследство, за 5 млн.руб.), но не подали декларацию и не уплатили налог до 15 Июля, то Вы можете также попасть под действие статьи 198 Уголовного Кодекса РФ (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица)

    Пример: в 2015 году Муромцев А.И. получил в наследство квартиру и сразу продал ее за 3 млн.руб. Размер налога, который должен был заплатить Муромцев при продаже: 3 млн.руб. х 13% = 390 тыс.руб. Муромцев не знал, что он должен подать декларацию в налоговый орган и платить налог на доходы, и, соответственно, ничего не сделал.

    В конце июля 2016 года Муромцеву пришло уведомление из налоговой инспекции о том, что он должен задекларировать продажу квартиры.

    Если Муромцев сразу после получения уведомления подаст декларацию и заплатит налог (с пени), то ему грозит только штраф в размере 5% от налога за каждый просроченный месяц после подачи декларации: 3 месяца (май, июнь, июль) х 5% х 390 тыс.руб. = 58 500 руб.

    Если Муромцев не подаст декларацию, то налоговый орган будет также вправе его привлечь к ответственности по статье 122 НК РФ и взыскать дополнительно штраф в размере 20% от суммы налога (78 тыс.руб.)

    Если Вы подали декларацию, но не заплатили вовремя налог

    Если Вы вовремя подали декларацию 3-НДФЛ, но не заплатили вовремя (до 15 Июля) налог, рассчитанный по этой декларации, то к Вам нельзя применить ни статья 119, ни статья 122 НК РФ. Единственное, что Вам грозит это пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый просроченный день уплаты налога.