Войти
Образовательный портал. Образование
  • Владимир Иванович Долгих: биография Долгих секретарь цк кпсс
  • Глисты у собаки: симптомы, фото, лечение и профилактика
  • На что можно потратить материнский капитал?
  • Ванильный кекс с кусочками шоколада
  • Торт на сковороде за 20 минут
  • Свинина с грибами и сыром в духовке: самые удачные рецепты
  • Права и обязанности водителей транспортных средств. Должностная инструкция водителя. Право на медицинское освидетельствование

    Права и обязанности водителей транспортных средств. Должностная инструкция водителя. Право на медицинское освидетельствование

    Ежедневно миллионы автомобилей движутся по дорогам. Сесть за руль машины можно только после получения водительского удостоверения. В правилах прописано, что водитель должен делать, однако у него есть и права. Что можно и нельзя на дороге, как поступать в случае дорожно-транспортного происшествия, остановки сотрудником ГИБДД.

    Оглавление:

    Права водителей в дорожном движении

    У водителя есть право беспрепятственного передвижения по дорогам, его должны информировать о затруднении движения или полной его остановке на различных участках дороги и путях объезда, он может получить техническую и медицинскую помощь в случае дорожно-транспортного происшествия.

    При участии в движении водитель автотранспортного средства обязан соблюдать требования ПДД, запрещено садиться за руль в пьяном виде, после приема наркотических и некоторых медицинских препаратов.

    Важный факт

    До начала поездки водитель обязан проверить исправность автомобиля. Выезд на неисправной машине запрещен и может привести к неприятностям в виде ДТП или штрафа.

    Обязательно водитель должен проверять:

    • тормозную систему;
    • рулевое управление;
    • фары и габаритные огни - если предстоит поездка в темное время суток;
    • исправность «дворников» с водительской стороны - при возможности выпадения осадков в виде снега или дождя во время поездки.

    Если поломка случилась во время движения, необходимо остановиться и постараться устранить неисправность. При невозможности ремонта на месте разрешено доехать до ближайшего ремонта или вызвать эвакуатор.

    Обязанности водителя и заимоотношения с сотрудниками ГИБДД

    Во время поездки может остановить сотрудник ГИБДД. Водитель вправе оставаться в машине и не выходить из нее, он может провести аудио- или видеофиксацию разговора с инспектором, уточнить цель остановки, попросить предъявить служебное удостоверение. По требованию инспектора водитель обязан предъявить водительское удостоверение, документы на машину и страховку.

    В некоторых случаях инспектор может потребовать выйти из машины:


    Остановить машину инспектора могут и вне стационарного поста, однако в таком случае у водителя есть основания для игнорирования требований сотрудников ГИБДД. Если есть сомнения в «подлинности» инспектора, например, требуют остановиться в темное время суток, вне населенного пункта, а машина сотрудников ГИБДД не оборудована спецсигналами и элементами расцветки для специального транспорта, то водитель вправе не реагировать на требования об остановке.

    Важный факт

    На следующем стационарном посту необходимо остановиться и рассказать о ситуации инспекторам. Попробовать выяснить причину возможной остановки. Если этого не сделать, а предыдущий инспектор был настоящим, то водитель будет оштрафован.

    Не все водители знают, что остановить может не только инспектор ГИБДД, но и любой другой сотрудник полиции. Например, когда кто-либо из находящихся в машине подозревается в совершении правонарушения.

    Протокол административного правонарушения

    При остановке сотрудником ГИБДД, водителю необходимо разъяснить причину остановки и суть совершенного правонарушения. При составлении протокола, водитель может вписать в качестве свидетелей всех находящихся в машине, даже если это его близкие родственники. При подозрении на состояние опьянения, можно отказаться проходить освидетельствование на месте, но обязательно проехать в указанное медицинское учреждение и сдать анализы там.

    Важный факт

    Полный отказ от прохождения освидетельствования трактуется не в пользу водителя, состояние опьянения в таком случае считается доказанным.

    При несогласии с правонарушением водитель может отказаться от подписи протокола или внести свои возражения в специально отведенном для этого месте. Кроме того, если в бланке протокола осталось свободное место, необходимо проставить в нем какой-нибудь знак, например «Z». Делается это для того, чтобы после подписания протокола водителем на свободном месте не появилось дополнительных записей о правонарушении. Особенно важно сделать это, если водитель не согласен с предъявленным нарушением.

    Важный факт

    Прежде чем подписать протокол, даже если человек согласен с нарушением необходимо внимательно его прочитать, возможно, что инспектор допустил ошибку или искажение фактов.

    Не нужно спешить в оплате штрафа на месте. У каждого водителя есть 10 дней для обжалования решения инспектора. А сам штраф можно оплачивать в течение двух месяцев со дня совершения нарушения. Кроме того, можно обратиться за рассрочкой или отсрочкой оплаты, в случае сложной жизненной ситуации.

    Важный факт

    Если имело место наказание в виде лишения права управления транспортным средством водительское удостоверение необходимо сдать в ГИБДД в течение трех дней после вынесения постановления. Если этого не сделать, то срок лишения, начнется с даты, когда права будут изъяты другим способом.

    Дорожно-транспортные происшествия

    От аварии на дороге не застрахован никто. При необходимо как можно быстрее обозначить его на трассе. Нельзя покидать место происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД, которые будут его оформлять.

    Покинуть место аварии можно лишь в некоторых случаях. Во-первых, если в ДТП есть пострадавшие и другой возможности отправить их в медицинское учреждение для оказания помощи, нет. В таком случае необходимо оставить все свои данные в больнице, куда доставлен пострадавший, и вернуться на место происшествия.

    Во-вторых, при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших и разногласий между участниками аварии, можно составить схему ДТП и проехать для оформления на ближайший пост ГИБДД. Еще одну возможность дает так называемый «Европротокол». Если страховки обоих участников ДТП позволяют его составить ( или « »), не пострадали люди или имущество, кроме автомобилей участников аварии, то после его заполнения и подписания разрешено оставить место происшествия.

    Важный факт

    При оформлении ДТП водитель может не давать показаний, ссылаясь на стрессовое состоянии или полученную травму, а также настоять на внесении в протокол свидетельских показаний.

    Каждый водитель должен соблюдать требования правил дорожного движения и помнить о том, что машина является средством повышенной опасности. Взаимная вежливость на дорогах поможет избежать неприятных ситуаций. А знание своих прав и обязанностей будет не лишним в спорных ситуациях или при оформлении ДТП.

    Большая часть владельцев автотранспорта не знает, какие права имеет водитель, что входит в его обязанности и какие действия запрещены. В ситуации остановки сотрудниками полиции это может вызвать возникновение конфликтной ситуации. В подобных случаях многие водители не верят в благоприятный исход и соглашаются с решением сотрудника ГИБДД, не оспаривая его вердикт. Тем более что некоторые недобросовестные представители этой профессии пользуются отсутствием достаточных знаний действующего законодательства у населения.

    Права и обязанности водителя должен знать любой уважающий себя автовладелец. Это необходимо для того, чтобы минимизировать подобные ситуации.

    Права водителя

    Если уполномоченный сотрудник остановил транспортное средство, он обязан незамедлительно подойти к нему. Водитель же должен остановиться, не нарушая при этом правил дорожного движения. Иначе его могут за это оштрафовать. В права водителя при остановке ГАИ входит возможность не покидать транспортное средство. Можно вести разговор с сотрудником через окно. Представитель полиции, подойдя к человеку, должен внятно представиться. В права водителя также включена возможность потребовать у сотрудника ГИБДД предъявить служебное удостоверение. Документ гаишник должен показать, из рук его не выпуская. При необходимости водитель может записать данные сотрудника на случай каких-либо разногласий.

    Если требование об остановке происходит одиночным нарядом на автомобилях с отсутствующими специальными обозначениями в темное время суток на неосвещенных улицах и участках дорог, и с нарушением правил, то в права водителя при остановке входит возможность не выполнять требования. После этого лицо должно сообщить об этом случае в ближайший пост ГИБДД или отдел полиции. Это обусловлено тем, что возникло предположение, что человека останавливали не сотрудники полиции.

    В права водителя входит осуществление записи всех действий сотрудника полиции, беседы с ним - на диктофон, пути следования - на видеокамеру. Изъятие средств видеозаписи или аудиозаписи запрещено. Исключение составляют случаи, когда средства могут послужить орудием для совершения правонарушения.

    Основания для остановки транспорта

    Если автотранспорт остановлен сотрудником полиции, водителю рекомендуется быть вежливым, не грубить, разговаривать уважительно и корректно. Он должен спросить причину, так как для этого необходимо наличие основания, которое сотрудник ГИБДД должен четко сформулировать и разъяснить.

    Если представитель ГАИ не разъяснил причину остановки, в права водителя входит продолжение пути. При этом, спросив разрешения на данное действие у остановившего его сотрудника, лицо может отправляться дальше.

    Основаниями для остановки являются следующие факторы:

    • Наличие признаков нарушения, которые касаются норм обеспечения безопасности движения.
    • Причастность водителя или пассажиров к совершению административного правонарушения, совершению ДТП или преступлению.
    • Опрос лица, управляющего транспортом, или пассажиров об обстоятельствах административного правонарушения, совершения ДТП, преступления, очевидцами которых они оказались.
    • Проверка документов на право пользования и управления авто.
    • Осуществление определенных действий, направленных на проверку транспорта, перевозимого груза и перемещающихся в нем лиц.
    • Привлечение водителя для оказания помощи сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения.
    • С целью использования транспортного средства представителями органов власти.
    • С целью привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
    • Основания полагать, что транспортное средство находится в розыске, или оно используется в противоправных целях.
    • Осуществление распорядительно-регулировочных действий.

    Если возникла ситуации, в которой человек не согласен с просьбами и вердиктами сотрудника полиции, то в права водителя входит требование о том, чтобы вызвали вышестоящего представителя структуры.

    Обязанности водителей автотранспортных средств

    В обязанности водителя входят нижеперечисленные действия:

    • Остановка автотранспорта по требованию уполномоченного сотрудника в указанном им месте. Права водителя перед ДПС не допускают отказ от выполнения этого действия.
    • При себе нужно иметь и давать для проверки по требованию уполномоченного сотрудника водительское удостоверение (права) или временное разрешение на вождение, а также иные регистрационные документы и страховой полис.
    • Необходимо быть пристегнутым ремнем безопасности, в том числе это касается пассажиров. Хотя это правило редко выполняется. Непристегнутых пассажиров перевозить запрещается. При управлении мотоциклом водитель и его спутник обязаны быть в застегнутом мотошлеме. Без выполнения этого требования перевозить кого-либо запрещено.
    • Проверить автотранспортное средство перед выездом и в процессе пути обеспечить его исправное технического состояние. В случае неисправности рулевого управления, не горящих или отсутствующих фар и задних габаритных огней в темное время суток, тормозной системы, у автопоезда сцепного устройства со стороны водителя, использовать его нельзя. Также в случае недействующего стеклоочистителя во время снега или дождя эксплуатация авто запрещается. Если в пути возникли иные неисправности, при которых запрещено использование транспорта, водитель должен своими силами устранить их. В случае, когда это сделать невозможно, лицо может проследовать к месту ремонта или стоянки с соблюдением требуемых мер предосторожности.
    • Водитель обязан предоставить свой транспорт сотрудникам полиции, представителям органов федеральной службы безопасности или охраны в предусмотренных законом случаях. А также это касается фармацевтических и медицинских работников. Этот закон предусмотрен для обеспечения перевозки в ближайшее лечебное учреждение граждан в угрожающих случаях для их жизни.

    Обязанности водителя в случае аварии

    В случае дорожного транспортного происшествия причастный к нему водитель обязан незамедлительно остановиться. С места нельзя трогать транспортное средство. Необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак остановки. Имеющие отношение к происшествию предметы перемещать также запрещено. Если есть пострадавшие лица, то необходимо предпринять меры по оказанию помощи, вызвать медицинскую помощь. В случаях, не требующих отлагательств, можно отправить пострадавших на попутном транспорте средстве или доставить на своем в ближайшее лечебное заведение.

    Если вследствие ДТП проезд других авто невозможен или нужна срочная доставка на своей машине пострадавших людей в соответствующие учреждения, то в права и обязанности водителя входит освобождение проезжей части. Сделать это необходимо, предварительно зафиксировав в присутствии свидетелей положение, в котором находилось транспортное средство, а также предметы и следы, относящиеся к ДТП. В том числе это делают путем применения фото- и видеосъемки. Нужно принять необходимые меры для их сохранности и организации объезда другими транспортными средствами места аварии. О происшествии необходимо сообщить в полицию. Также нужно записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и ожидать прибытия сотрудников полиции.

    Когда в результате ДТП отсутствуют пострадавшие, а водители пришли к взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося, они имеют право предварительно составить схему происшествия. Нужно подписать ее и прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган полиции для оформления данного происшествия.

    Если в результате ДТП двух транспортных средств причинен вред только имуществу, а обстоятельства, характер происшествия и повреждения не вызывают у сторон разногласия, разрешается урегулирование события самостоятельно. Делают это путем заполнения сторонами соответствующих бланков извещений.

    Водитель обязан выйти из транспорта, если присутствуют следующие факторы:

    1. Наличие признаков, указывающих на опьянение или болезненное состояние.
    2. При надобности устранения неисправности или нарушений правил по перевозке груза.
    3. Для проведения сверки номеров узлов и агрегатов с записями в регистрационных документах в присутствии водителя.
    4. Когда необходимо участие в проведении процессуальных действий, а также оказании помощи сотрудникам полиции или иным участникам дорожного движения.
    5. Для проведения осмотра, личного досмотра или обыска автотранспорта и груза.
    6. Создание угрозы водителем транспортного средства личной безопасности сотрудникам полиции.
    7. Для того чтобы занять место в автомобиле представителя органов власти или пройти в служебное помещение. Бывает так, что участие водителя необходимо в целях оформления процессуальных документов.

    Что запрещено?

    Водителю транспортного средства запрещаются следующие действия:

    • Нельзя управлять транспортом в состоянии опьянения или под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов; в утомленном или болезненном состоянии, которое угрожает безопасности движения.
    • Нельзя занимать место в организованных колоннах и пересекать их.
    • Запрещается передавать управление автотранспортом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием ухудшающих внимание и реакцию лекарственных препаратов, в утомленном или болезненном состоянии, а также при себе не имеющим водительского удостоверения соответствующей категории. Исключение составляют случаи обучения вождению.
    • Нельзя использовать во время движения телефон, не оборудованный устройством, позволяющим вести переговоры без применения рук.
    • Управлять транспортом, нарушая режим труда и отдыха, тоже запрещено.

    Стоит отметить, что в права водителя при остановке ГАИ не входит употребление наркотических, алкогольных и иных одурманивающих веществ после ДТП. Речь идет о промежутке времени до момента проведения освидетельствования или до принятия решения об освобождении лица от данной процедуры.

    Составление протокола

    Если было совершено административное правонарушение с находящимися в автотранспорте пассажирами, не стоит забывать, что эти лица являются свидетелями. При этом не имеет значения родство или иные отношения: сестра, муж, жена и т. д. Сотрудник полиции должен внести свидетелей в протокол. Если представитель ГИБДД отказался это сделать, то лицо, в отношении которого он составляется, имеет право написать, что гаишник отказался внести в документ свидетеля. Тогда можно сделать это самому с указанием фамилии, имени и отчества, адресом места жительства.

    В соответствии с Конституцией РФ, каждый водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Следовательно, можно не ставить подпись в протоколе и не давать объяснения.

    Если не было административного правонарушения, но инспектор ГИБДД все равно составляет протокол, то человек, не согласный с данными действиями, имеет право в документе указать, что он с протоколом не согласен, правил дорожного движения не нарушал.

    Перед подписанием необходимо внимательно ознакомиться и забрать копию протокола.

    Амнистия водителям

    Лишенных прав водителей могут "помиловать". Под амнистией понимается полное освобождение от административного или уголовного наказания. Оно исполняется путем публикации специального постановления уполномоченным органом государственной власти. Следовательно, данное решение издается не по любому поводу, а в предусмотренных законом случаях возможности издания амнистии.

    Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы имеют свои указания на рассматриваемое действие. Регламентируется его понятие, порядок и последствия издания в статьях и иных нормативно-правовых актах. Так, вопрос о предоставлении амнистии рассматривается Государственной Думой РФ. После этого вносится постановление об объявлении указа.

    Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возможность амнистии. Но не оговаривает порядок ее издания. То есть нет указания на орган, принимающий решение об амнистии, правовые основания ее объявления. Поэтому водители, лишенные прав и ожидающие снисхождения, не могут надеяться на это. Но они имеют законное право обжаловать решение суда.

    Получение водительского удостоверения

    Как перестать быть пешеходом? Сегодня получить права водителя имеет возможность любой гражданин, достигший определенного возраста, при наличии паспорта, медицинской справки, фотографии и квитанции об оплате.

    С набором всех документов человек выбирает автошколу для обучения. После прохождения курса теории и практики, которая включает вождение на автодроме и в городских условиях, будущий водитель сдает экзамен на знание правил дорожного движения, вождение на площадке и в условиях города. К экзамену ученика допускают лишь после успешной сдачи теории.

    Если зачет сдан успешно, то лицо получает водительское удостоверение. Если экзамен не сдан, то повторно попробовать свои силы можно неограниченное количество раз, конкретно в той части, которая не была пройдена. Например, если не сдана практика вождения, то ученик пересдает только ее.

    Категории водительских прав

    До 2013 года существовало четыре категории вождения: А, В, С, D. Они остались неизменны, но к ним добавились еще подкатегории: А1, В1, С1, D1. Данные виды допускают лицо к управлению наиболее облегченным транспортом.

    Права водителя категории А допускают к вождению мотоциклов, а А1 - легких мотоциклов. Если в документе указана категория В, разрешено вождение легковых автомобилей и легких грузовиков. А в подкатегории В1 речь идет о квадрициклах и трициклах. Категория С допускает к вождению грузовиков свыше 3,5 тонн, а С1 - от 3,5 до 7,5 тонн. Категория D допускает к вождению автобусов (на более чем 8 пассажирских мест). А отметка в правах D1 разрешает использовать маломестные автобусы с числом пассажиров от восьми до шестнадцати. Категория М допускает к вождению легких квадрициклов и мопедов.

    С 2014 года начали производить выдачу усовершенствованных документов. Новые права водителя уже имеют на оборотной стороне вышеуказанные подкатегории. Водительские удостоверения старого образца являются действительными до истечения десятилетнего срока.

    Водители погрузчика

    Права водителя погрузчика - что это? Правами на погрузчик является удостоверение тракториста-машиниста категорий В, С и D. Документы выдаются Гостехнадзором. Для этого организуются специальные курсы для обучения или переподготовки водителей погрузчиков. Затем проводится аттестация, сдача экзаменов и получение удостоверения в Гостехнадзоре при предъявлении необходимых документов.

    Таким образом, мы рассмотрели все факторы, которые обязан знать человек, собирающийся сесть за руль транспортного средства. Свои права необходимо уметь отстаивать в любой ситуации, если есть место попытки их ущемления. Также необходимо помнить, что незнание законадательных норм не освобождает человека, нарушившего их, от ответственности. Будьте внимательны на дороге!

    Многие автомобилисты не обладают информацией относительно имеющихся у них прав и обязанностей. Особенно важно знать о них в случаях, когда водителя останавливает сотрудник полиции, поскольку неправильное поведение может повлечь за собой привлечение к ответственности и наложение штрафа либо применение других мер наказания, которых вполне можно избежать. Четкое следование установленным нормам и правилам позволяет автомобилисту пользоваться своими правами и препятствовать превышению сотрудниками ДПС полномочий, которые иногда могут иметь место.

    Что должен делать водитель и на что имеет право?

    При остановке транспортного средства сотрудником ГИБДД автомобилист имеет право общаться с автоинспектором, находясь непосредственно в самом транспортном средстве. В свою очередь сотрудник ГИБДД имеет право требовать от водителя покинуть авто только в определенных ситуациях, к каким относится необходимость устранения технической неисправности авто или соблюдения правил перевозки грузов, которые им были нарушены, наличие у автомобилиста характерных признаков опьянения или состояния болезни.

    Также автоинспектор имеет право требовать таких действий от водителя в тех случаях, когда необходима проверка номеров агрегатов и узлов машины, поскольку автомобилист должен непосредственно присутствовать при такой процедуре. Помимо этого основаниями могут стать проведение личного досмотра, оказание при необходимости помощи другим участникам дорожного движения, а также ситуации, в которых поведение водителя угрожает безопасности сотрудника ГИБДД, остановившего транспортное средство. Остальные нормы, определяющие права и обязанности автомобилиста в случае остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД представлены следующими пунктами:

    • Руководствуясь требованием автоинспектора остановиться выполнять такое действие необходимо с учетом действующих правил дорожного движения, которые запрещают выполнять это на остановках, мостах, эстакадах и под ними, перекрестках, пешеходных переходах и т.д.;
    • Водитель должен переместить транспортное средство уже после остановки в том случае, если его авто препятствует движению других транспортных средств или же нахождение машины на определенном месте проезжей части создает угрозу для автоинспектора;
    • Водитель имеет право узнать о причине остановки транспортного средства, а также получить информацию относительно занимаемой должности сотрудника ГИБДД и его ФИО и при необходимости попросить предъявить удостоверение;
    • Автомобилист при составлении административного протокола имеет право требовать включения в документ перечня лиц, которые находились в машине в качестве пассажиров, поскольку впоследствии их свидетельские показания могут быть ему полезны при попытке защиты своих прав или судебном разбирательстве;
    • Любой водитель имеет право не свидетельствовать против самого себя. Фактически это означает, что автомобилист может не подписывать составленный административный протокол, если он не согласен с любыми утверждениями или формулировками, отраженными сотрудниками ДПС. Автоматическое согласие с изложенным нарушением фактически означает признание своей вины и впоследствии доказать свою непричастность будет проблематично;
    • После того, как инспектором составлен протокол об административном правонарушении, автомобилист имеет законное право ознакомиться с его содержанием, и, кроме того, если какие-либо фразы или формулировки ему не вполне понятны, уточнить их смысл или поинтересоваться о том, какие конкретно неправомерные действия ему вменяются;
    • Водитель имеет право требовать предоставления копии составленного протокола сотрудником ГИБДД. В такой ситуации дополнить его содержание или частично изменить его впоследствии будет уже невозможно;
    • Автомобилист несет обязательство предоставления по требованию сотрудника ГИБДД водительского удостоверения и документов на транспортное средство. В случае их отсутствия автоинспектор имеет право задержать его до выяснения обстоятельств сложившейся ситуации. При этом водитель имеет право обратиться за помощью к третьим лицам, чтобы они доставили документы, которые были им забыты или оставлены в другом месте.

    Отдельно стоит отметить, что при выполнении обязанностей и требовании соблюдения своих прав водитель в любой ситуации должен вести себя корректно, не допускать нецензурных выражений, брани или агрессивного поведения. В противном случае подобные действия могут быть рассмотрены как препятствие выполнению сотрудникам ГИБДД прямых обязанностей или нанесение оскорбления – такие факты даже при отсутствии нарушений ПДД неминуемо повлекут за собой привлечение к административной ответственности и несение наказания, которое будет назначено при судебном разбирательстве.

    Законодательное регулирование

    Основные положения, регламентирующие правила и нормы поведения водителей, а также их основные права и обязанности при остановке управляемого ими транспортного средства содержатся в действующей редакции правил дорожного движения Российской Федерации, Законе «О полиции» (в случае остановки авто именно сотрудниками полиции, а не автоинспекторами), а также регламентом ГИБДД, действующим начиная с октября 2017 года. Кроме того, в случае необходимости (даже при непосредственной остановке транспортного средства), автомобилист имеет законное право воспользоваться возможностью получения консультации у дежурного сотрудника ГИБДД, позвонив по телефону.

    Так, в частности, получение автомобилистом информации возможно относительно того, какие у него есть права и обязанности, какими правами обладает остановивший его инспектор и что он обязан выполнять или какие правила соблюдать. Наряду с этим можно узнать, каким образом можно впоследствии обжаловать определенные действия инспектора ГИБДД, если права водителя были нарушены или же он не согласен с некоторыми действиями или отраженной информацией. Водитель также может узнать, каким образом можно направить обращение в Министерство внутренних дел, каков порядок применения мер пресечения, каким образом можно вернуть авто, которое по определенным причинам эвакуировали.

    Большое количество автовладельцев не знают, какими правами и обязанностями они обладают в случае остановки сотрудниками ГИБДД, поэтому велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций с дорожной полицией. На сегодняшний день большинство водителей не верят, что можно отстоять свои права при встрече с сотрудником ГИБДД. Ведь при споре с сотрудником, обстановка обычно не благоприятная и чаще всего водителям проще согласиться с инспектором ДПС, чем оспаривать его мнение. Инспектора могут рассчитывать на то, что водители в большинстве случаях не знают административного законодательства и, следовательно могут ввести в заблуждение, относительного того или иного вида нарушения ПДД.

    Для того, чтобы таких нарушений было меньше и вовсе не было, нужно знать свои права и обязанности. Поэтому мы бы хотели привести перечень тех прав и обязанностей водителя, зная которые водитель сможет избежать конфликтов с дорожной полицией и незаконных обвинений в свой адрес.

    По требованию инспектора ДПС остановитесь в указанном им месте (п. 6.11 ПДД РФ).

    При этом требование инспектора об остановке, должно быть понятным всем участникам дорожного движения. После остановки инспектор ДПС должен незамедлительно подойти к вам. Вы же останавливайтесь так, чтобы не нарушать правил парковки, поскольку сотрудник ДПС может выписать вам за это штраф. Вы имеете полное право не выходить из машины и вести разговор с сотрудником полиции через окно. Сотрудник должен сам подойти к вам, при этом внятно представиться. Но многие водители, от не знания или от страха, сразу, же выходят из автомобиля, только остановившись. Так что если вас остановили — можете спокойно оставаться на месте: инспектор сам подойдет к вам.

    Вы можете не выполнять требования об остановке, которое происходит в темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц одиночным нарядом и на автомобилях без специальных обозначений, если у вас есть основания полагать, что вас останавливает не работник полиции и с нарушением таких правил. После этого необходимо незамедлительно сообщить (зафиксировав письменно) об этом случае на ближайшем посту ГИБДД или отдела полиции. При этом, Вы имеете право потребовать от инспектора предъявить Вам служебное удостоверение, удостоверяющее его личность, которое он обязан Вам показать не выпуская из рук. При необходимости запишите данные инспектора ДПС, поскольку в случае каких-либо разногласий вы будете знать на кого и куда жаловаться.

    Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения выйти из транспортного средства (п. 93.1. Административного регламента МВД) в случаях:

    1. наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
    2. для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
    3. для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
    4. когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
    5. необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
    6. когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

    Вы имеете полное право на то, чтобы записать все действия инспектора, а также всего пути вашего следования на видеокамеру, или беседу с ним на диктофон (Закон «об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

    Если есть такая возможность, то обязательно воспользуйтесь ей, так как ваши аудио- и видеозаписи могут быть приняты как доказательство по делу. Сотрудник ГИБДД может предъявить в качестве доказательства только фото и видеозаписи, которые сделаны техническим средством, отвечающее установленным законом требованиям. Изъятие средств аудио- и видеозаписи запрещен (только, если они стали и могут стать орудием правонарушения).

    Когда ваш автомобиль остановился, поздоровайтесь с инспектором ГИБДД, будьте вежливы, не грубите, говорите корректно и уважительно, и обязательно спросите причину остановки, т.к. основания для остановки транспортного средства должны быть четко сформулированы инспектором, для разъяснения водителю причины такой остановки. Если причина остановки Вам не оглашена, то вы имеете полное право распрощаться с инспектором ДПС, при этом спросив разрешения на продолжение пути.

    Основаниями для остановки транспортного средства являются:

    • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
    • наличие данных об использовании тс в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
    • ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
    • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
    • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
    • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
    • необходимость использования транспортного средства (абз.5 п.4 Административного регламента);
    • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
    • проведение специальных мероприятий, связанных с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
    • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на тс и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

    Бывают такие случаи, когда инспектору придраться совсем не к чему, им может быть пущен в ход такой довод, как: «Вы не пристегнуты ремнем безопасности». В свою очередь Вы можете пояснить, что ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнул его, пока Вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы приготовиться выйти из автомобиля и предъявить документы. Поскольку в остановившемся автомобиле ни водитель, ни пассажир не обязаны быть пристегнуты. В случае неадекватного поведения инспектора или очевидного нарушения ваших прав водителя, обязательно поясняйте все подробно в своих объяснениях. Также, если вы не согласны с действиями сотрудника ГИБДД, то вы вправе потребовать вызвать вышестоящее должностное лицо.

    Не стоит забывать и том, что водитель автомобиля должен подчиняться требованиям и распоряжениям лиц, обозначенных в ПДД как регулировщик:

    • сотрудники полиции;
    • сотрудники военно-автомобильной инспекции;
    • работники дорожно-эксплуатационных служб;
    • дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах.

    Зная свои права и обязанности, водитель застрахован от противоправных действий сотрудников ГИБДД. Поэтому постарайтесь запомнить их, и применять эти знания в ситуациях, в которых сотрудники преднамеренно могут ущемлять ваши права, вменяя вам те нарушения, которые вы не совершали. Так как большая часть водителей абсолютно не знает своих прав, административного законодательства, а в некоторых случаях даже правил дорожного движения, этим и пользуются сотрудники ГИБДД, считая, что не знание водителей, ставит сотрудников в выигрышную ситуацию, в которой они «наживаются» на неграмотных автомобистах. Но не забывайте, что действия сотрудников могут быть обжалованы в суде.

    Ежедневно водители механических средств сталкиваются с разными проблемами на дорогах, которые тяжело разрешить из-за незнания своих прав и обязанностей. Особенно трудно оспаривать свою правоту в случаях столкновения с сотрудниками ГИБДД. Многие считают, что легче просто согласиться со словами инспектора Дорожно-патрульной службы, теряясь в его многочисленных доводах.

    Чтобы избежать таких неприятных ситуаций на дороге, каждому водителю необходимо знать о своих обязанностях и неукоснительно их выполнять. В спорных случаях же помогает осведомленность о своих правах.

    Какие права дает водительское удостоверение?

    Водительское удостоверение – главный документ водителя механического средства, дающий ему непосредственное право на управление данным средством передвижения.

    В соответствии с Международной конвенцией о дорожном движении, Водительское удостоверение, выданное в Российской федерации, действует на территории практически всего Европейского Союза. Если же водитель попадает в страну, которая не подписывала данного соглашения, для передвижения по ее дорогам на автомобиле придется дополнительно сдавать экзамен на знание Правил дорожного движения.

    С 2011 года в России «водительские права» представлены в новой форме – это пластиковая прямоугольная карточка преимущественно розового цвета, на которой в обязательном порядке проставляется буквенное обозначение государства, в котором она была выдана.
    Информация о владельце документа печатается с обеих сторон на языках, указанных в законодательстве выдающего государства (в России это – русский и английский).

    На карточке размещена следующая информация:

    • Имя и фамилия владельца;
    • Дата и город рождения;
    • Крайние даты выдачи и истечения срока действия;
    • Название и печать выдающего удостоверение заведения;
    • Серийный номер документа;
    • Фотография водителя и его подпись;
    • Обозначения категорий, в которых действует удостоверение и другие особые обозначения и отметки.

    На обратной стороне обычно приводится графическая расшифровка действующих категорий вождения.

    Категории водительских прав

    В соответствии с пройденными в автошколе курсами и удачными результатами экзаменов удостоверению каждого водителя присуждается одна или несколько категорий транспортных средств, которыми он имеет право управлять.

    Класс «А»

    Классическое удостоверение для управления мотоциклами.

    Согласно пункту 1.1 главы 1 ПДД к мотоциклам относятся двух-, трех- и четырехколесные транспортные средства с возможностью бокового прицепа, удельная масса которых не превышает 400 килограммов.

    Класс «А1»

    В случае наличия у вас категории «А» данный подкласс отдельно получать не нужно – он присваивается автоматически.

    Права «В»

    Разрешает управление легковым автомобилем с возможностью прицепа с массой более 750 килограммов, но меньшей, чем масса автомобиля. При этом масса обоих средств не должна быть более 3,5 тонн.

    Разрешение распространяется также на микроавтобусы и джипы. Главное требование – соответствие техническим характеристикам.

    Подкатегория «В1»

    По ПДД, порожней массой обозначают вес полностью снаряженного транспортного средства, с топливом, смазочными жидкостями и другими, без учета багажа, пассажиров, водителя и веса аккумулятора.

    Категория «С»

    Подразумевая данный класс, имеют виду вождение грузовых средств, соответствующих указанным техническим характеристикам, которые не относятся к категории D.

    Владение данными правами запрещает управление легкими грузовиками и легковыми автомобилями, если данное также не прописано в вашем удостоверении.

    Класс «С1»

    Считается подклассом «С». При получении категории «С» данная подкатегория автоматически разрешается водителям.

    Подкатегории «СЕ» и «С1Е»

    «СЕ» невозможно получить без предварительного открытия категории «С». При этом, если вы получили данный класс, можете беспрепятственно управлять транспортными средствами «С1Е».

    Удостоверения «D»

    Сюда относятся различные автобусы, отвечающие техническим характеристикам.

    «DE» и «D1E»

    Первое обозначение, кроме средств, вписывающихся в указанные технические характеристики, подразумевает также сочлененные автобусы. Кроме того, подкатегория «DE» дает автоматическое право на открытие «D1E».

    Права «М»

    «Tm» и «Tb»

    До недавнего времени управление трамваями и автобусами не требовало обозначения какой-либо конкретной категории и выписывалось в специальных пометках.

    Права водителя за рулем

    Управляя транспортным средством водитель имеет следующие, законодательно подтвержденные права:

    • Беспрепятственно перемещаться по дорогам разного значения, следуя ПДД;
    • Получать оперативную и достоверную информацию от исполнительных органов о безопасных способах передвижения, причинах частичного или полного ограничения на отдельных участках дорог;
    • Получить своевременную и бесплатную медицинскую, техническую или другую помощь в случае необходимости при ДТП;
    • Получить компенсацию убытков при получении телесных повреждений или технических повреждений средства передвижения при ДТП.

    Все незаконные действия должностных лиц, отвечающих за безопасность дорожного движения, водитель может обжаловать.

    Права водителя при остановке ДПС

    Многие водители после требования дорожно-патрульной службы остановиться выходят из машины. Этого делать не нужно – вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве, пока сотрудник ДПС подходит, представляется и объясняет причину остановки.

    Важно! Водитель имеет полное право не останавливаться по требованию ДПС в темное время суток в неосвещенных малолюдных районах. Право также продолжает действовать, когда вас останавливает одиночный автомобиль без опознавательных знаков, который по вашему мнению не является дорожно-патрульным средством.

    В данном случае необходимо сообщить о ситуации на ближайшем посту ГИБДД.

    В случае остановки сотрудником ДПС, водитель имеет полное право записывать общение с инспектором на все доступные аудио- и видеоустройства, чтобы иметь возможность в случае необходимости доказать свою правоту.

    При остановке вежливо поздоровайтесь с сотрудником ДПС и осведомитесь о причине остановки. В случае, если повод не был вам четко назван и сформулирован, вы имеете полное право продолжить движение, предварительно спросив разрешение.

    Водитель имеет право потребовать от сотрудника ДПС предъявить его служебное удостоверение и сообщить о ситуации на пост ГИБДД в случае его отказа.

    Обязанности водителя при остановке ДПС

    В случае получения сигнала к остановке от сотрудников ДПС, водитель обязан остановиться в соответствии с правилами дорожного движения в разрешенном для этого месте.

    Водитель обязан выйти из машины в следующих ситуациях:

    • Если у него наблюдаются явные признаки опьянения и\или болезненного состояния для их дальнейшего устранения и выяснения;
    • Если транспортное средство технически неисправно;
    • Если правила перевозки грузов нарушены;
    • Если требуется непосредственное участие водителя в исполнении различных процессов, нужна его помощь сотрудникам полиции или другим участникам дорожного движения;
    • Если необходимо провести личный осмотр\досмотр водителя или досмотр автомобиля;
    • Поведение водителя выходит за рамки безопасности сотрудника ДПС;
    • В случае необходимости присутствия при составлении документальных актов в патрульном автомобиле или служебном помещении.

    Сюда также относится обязанность выхода из машины в случае, если необходимо проверить номера оснащения транспортного средства с соответствующими пометками в регистрационных документах.

    Права инспектора ГИБДД

    Инспектор дорожно-патрульной службы имеет полное право остановить транспортное средство в таких случаях:

    • Безопасность дорожного движения нарушена, и этот факт зафиксирован при помощи специальных технических средств или визуально;
    • Имеются данные об участии данного средства в противоправных мероприятиях или об угоне;
    • Переданные ориентировки на задержание от других сотрудников ДПС или участников дорожного движения, подкрепленные визуальным наблюдением признаки причастности водителя или пассажиров к совершению ДТП, преступления или любого другого правонарушения;
    • Необходимость опроса присутствующих в автомобиле людей, которые являются свидетелями ДТП;
    • В случае привлечения водителя или пассажиров в качестве понятых;
    • Необходимость эксплуатации транспортного средства в служебных целях в соответствии с абз.5 п.4 Административного регламента;
    • Потребность в остановке для оказания водителем помощи другим водителям, пассажирам, пешеходам или сотрудникам ДПС;
    • Специальных процедур контроля транспортных средств, перемещающихся в них лиц или грузов;
    • Проверки документации водителя, технического средства передвижения, присутствующих пассажиров или грузов.

    Во всех этих случаях сотрудник ДПС обязан четко представиться и объяснить причину остановки водителю транспортного средства.

    Права и обязанности водителя при составлении протокола

    Составление протокола должностным лицом еще не доказывает виновность водителя. Зная свои права, легко себя защитить и оспорить обвинения в свой адрес.

    Прежде всего, водитель имеет полное право считаться невиновным, если составляющим протокол инспектором ГИБДД были допущены грубые ошибки. К примеру, отсутствует указание законодательных актов, действие которых было нарушено.

    Водитель имеет право потребовать ознакомления с текстом протокола для его проверки, выявления ошибок, внесения собственных правок и замечаний. При этом по завершении заполнения бланка у управляющего транспортным средством гражданина на руках должна остаться копия документа.

    Если водитель уверен в своей правоте и отсутствии состава преступления, он может прибегнуть к следующим действиям:

    • Отказ от подписания бланка протокола;
    • В специальном поле указать о неправомерности действий инспектора (не объяснил вам права, вы не нарушали ПДД и т.д.) , вписать всех пассажиров своего автомобиля в качестве свидетелей.

    Если при составлении протокола остались пропущенные незаполненные места, водитель имеет право оставить в них прочерк или Z, чтобы у инспектора не было возможности дозаполнить их не в вашу пользу. Только после этого нужно ставить свою подпись на бланках и расписываться в получении копии.

    Что делать при ДТП?

    При попадании в ДТП водитель обязан провести следующий алгоритм действий:

    • Немедленно остановить автомобиль, включить аварийный режим световых приборов, выставить знак аварийной остановки перед местом ДТП;
    • В случае необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим в аварии, вызвать «Скорую помощь». В экстренном случае нужно отправить пострадавшего в больницу на попутных транспортных средствах или на своем, если первое невозможно. В больнице необходимо сообщить данные о себе и транспортном средстве и вернуться на место происшествия;
    • Расчистить проезжую часть, убрав автомобиль и обломки, и с помощью свидетелей зафиксировать положения, в которых находились предметы на проезжей части на момент совершения ДТП.

    После проведения данных действий нужно сообщить в полицию о случившемся и ждать появления ДПС.

    По прибытию на место исполнительных органов вы обязаны помочь составить протокол, помогая сотруднику ДПС и указывая на следы аварии.

    Уезжать с места происшествия водители не имеют права. Исключением может быть только случай, когда пострадавшие отсутствуют, оба водителя не имеют претензий по отношению друг к другу. При этом они все равно должны составить и подписать примерную схему происшествия и прибыть для ее оформления на ближайший пост ДПС.

    Основные права водителя при дорожно-транспортном происшествии:

    • На месте происшествия водитель имеет право не давать показаний сотрудникам полиции, мотивируя решение состоянием шока и невозможностью участия в данный момент в деле адвоката;
    • Вы можете не доказывать свою невиновность – это обвинитель должен доказать Вашу вину;
    • Сомнительные моменты доказываются в пользу обвиняемого.

    Водитель вправе потребовать приобщения к делу и дальнейшего рассмотрения показаний свидетелей с места ДТП.

    Европротокол при дорожно-транспортном происшествии

    Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.

    Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.

    В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:

    • Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
    • Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
    • Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
    • Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
    • Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.

    После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.

    При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.

    Порядок составления Европротокола:

    • Пользуйтесь только шариковой ручкой;
    • Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
    • Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
    • Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
    • Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.

    При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.

    После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.

    Обязанность в ОСАГО для водителя

    Аббревиатура расшифровывается, как «обязательное страхование гражданской ответственности» для тех, кто водит средства передвижения.

    В Российской Федерации каждый водитель обязан оформлять ОСАГО, иначе он не имеет права водить машину и ставить ее на учет. Именно поэтому ОСАГО для одного автомобиля может распространяться на несколько водителей или неограниченное число водителей – зависит от того, что вы выберете при оформлении.

    При действующей страховке ОСАГО водитель имеет право обращаться в компанию для возмещения ущерба в таких случаях:

    • Пострадало имущество других лиц (заборы, столбы, здания);
    • Повреждены чужие автомобили;
    • Нанесен вред здоровью пешеходов и других участников дорожного движения.

    Документ значительно экономит затраты виновника ДТП и дает возможность пострадавшему быстро получить компенсацию.

    Стандартная стоимость ОСАГО зависит от региона регистрации, водительского стажа и опыта, количества регистрируемых водителей и т.д. При этом водитель имеет право на получение скидки при оформлении благодаря функции «Коэффициент «бонус-малус»» (Далее КБМ).

    КБМ рассчитывается, исходя из ваших предыдущих безаварийных ОСАГО – каждый год без ДТП дает скидку в 5%. Соответственно, каждый аварийный год отнимает ровно такое же количество бонусов.

    При оформлении ОСАГО сразу на несколько указываемых водителей учитывается их общий стаж – это может быть выгодно тем, кто не раз попадал в аварии. При этом если в течение года один из указанных водителей попал в аварию, остальные автомобилисты свой КБМ не теряют – только виновник ДТП.

    В случае же получения ОСАГО на неограниченное число водителей для одного транспортного средства (любой человек с водительским удостоверением может управлять вашим транспортным средством) КБМ не учитывается.

    Ваше право на скидку сохраняется и суммируется даже при покупке автомобиля – в этом случае учитывается стаж прошлых лет.

    На какие ситуации распространяется действие ОСАГО:

    • Виновниками ДТП стали оба автомобиля;
    • У обеих сторон нет причин для разногласий;
    • Жизнь и здоровье участников происшествия не пострадали;
    • Оба участника ДТП имеют действующее ОСАГО.

    В остальных случаях нужно обращаться в страховую фирму виновника ДТП.

    Страхование КАСКО

    Страхование Каско подразумевает возможность защитить свое транспортное средство от угона, причиненного в ДТП ущерба и расхищения.

    КАСКО отличается от страховки ОСАГО тем, что каждая страховая компания устанавливает на него свои тарифы и формирует свои программы предложений для клиентов.

    Преимущество для водителя КАСКО заключается в том, что компания выплачивает вам денежную компенсацию или предоставляет возможность ремонта в любом случае вне зависимости от степени вашей виновности, будь-то дорожно-транспортное происшествие, угон автомобиля либо любой другой причиненный ему вред.

    К основным недостаткам КАСКО относят:

    • Слишком высокую стоимость услуг для популярных автомобильных марок;
    • Частый отказ компаний страховать старые модели автомобилей – от трех лет с даты выпуска;
    • Каждую «страховую» ситуацию необходимо подтверждать в органах ГИБДД или с помощью ДПС, получая у них соответствующие документы;
    • Часто денежная или ремонтная компенсация намеренно оттягивается фирмой при согласовании стоимости ущерба.

    Это добровольное и довольно затратное страхование, которое все же способно решить многие проблемы автомобилистов.

    Неоплаченные штрафы в ГИБДД

    По законодательству (Ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ) штрафы водителя должны быть оплачены в течение шестидесяти дней со дня получения извещения об обязанности.

    В случае уклонения от своевременной уплаты штрафом законодательством Российской Федерации предусмотрено наказание в виде различных степеней административной ответственности.

    В случае невыполнения автомобилистом обязанности по внесению оплаты вступает в силу административное наказание в виде:

    • Оплаты штрафной суммы в двукратном размере, но не более 1000 рублей;
    • Задержание и нахождение под арестом в течение 15 суток;
    • Исправительные работы в течение 50 часов.

    Тем не менее, каждый водитель имеет право на прошение об отсрочке в случаях финансовой несостоятельности – в этом случае срок оплаты увеличивается до трех месяцев. Кроме того, появляется возможность выплаты суммы по частям – рассрочки.

    Интересная особенность в законодательстве России (Ч1 ст.31.9 КоАП) гласит, что если вы не понесли наказание за данное административное преступление (не оплатили штраф в течение двух лет) со дня его вступления в силу, оно автоматически теряет свое действие.

    При этом главное – не попадаться сотрудникам ДПС, которые с легкостью могут установить отсутствие оплаты, проверив ваши документы по Единой базе данных. В этом случае, кроме упомянутых выше наказаний, автомобилисту имеют полное право ограничить выезд с территории государства на определенное время, арестовать ваше имущество или заблокировать счета, а также привлечь к уплате штрафа за уклонение от внесения платы за первый штраф.

    Лишение водительского удостоверения

    С каждым годом правила дорожного движения все более ужесточаются, поэтому лишить водителя «прав» могут даже за такие нарушения:

    • Длительное уклонение от уплаты штрафов;
    • Нарушения правил пользования средствами передвижения;
    • Пренебрежение знаками «Проезд запрещен», «Одностороннее движение»;
    • Управление без водительского удостоверения;
    • Обгон едущего впереди транспортного средства через сплошную, двойную сплошную разметку или перед знаком «Обгон запрещен»;
    • Нахождение на встречной полосе движения;
    • Вождение в нетрезвом виде;
    • Фиксация нарушения вами скоростного режима на видеокамеру;
    • Отбывание с места аварии.

    Каждый случай должен рассматриваться отдельно, поскольку обстоятельства его совершения могут быть разными.

    К примеру, чтобы доказать, что вы находитесь в состоянии алкогольного опьянения, необходимо воспользоваться алкотестером на месте задержания. При этом вы имеете полное право отказаться от тестирования – в данном случае необходимо пройти обязательную медицинскую экспертизу в оговоренном медицинском учреждении. Только в случае вашего полного отказа от любых перечисленных вариантов у вас могут забрать удостоверение.

    То же самое касается фото- и видеофиксации нарушения скоростного режима. Если ваша вина доказывается при помощи камеры автоматической фиксации, наказание в виде лишения возможно заменить на другое: арест на определенное время или выплата максимально установленного штрафа.

    В случае же фиксации нарушения на ручную камеру инспектора ГИБДД, материалы подкрепляют дело, которое передается на рассмотрение в суд. Чаще всего в таких делах присуждают виновность автомобилисту и лишают его удостоверения.

    В любом случае водительское удостоверение изымается на срок от нескольких месяцев до трех лет. В случае, если правонарушений было несколько, срок изъятия суммируется путем перечисления всех преступлений закона.

    Решение о лишении водительских прав может быть вынесено только рассматривающим дело судьей. Каждый автомобилист имеет право оспорить озвученное решение в суде. При этом в течение всего срока судебного процесса вы вправе управлять транспортным средством с удостоверением на руках.

    Срок лишения вступает в силу через 10 дней после окончательного судебного постановления. В это время в трехдневный срок водитель обязан сдать свое водительское удостоверение самостоятельно – с 2013 года сотрудники ГИБДД не имеют права изымать его у вас.

    Нарушение прав водителя

    Рассмотрим наиболее частые случаи нарушения водительских прав, а также порядок действий водителя в данном случае.

    Несанкционированная остановка

    Сотрудник дорожных служб имеет право остановить автомобиль только в описанных выше случаях (Права Инспектора ГИБДД). Во всех остальных ситуациях автомобилист вправе не передавать инспектору свои документы для осмотра.

    Кроме того, водитель можете не выходить из автомобиля для выяснения обстоятельств. Если при этом сотрудник также отказывается предоставить вам свое служебное удостоверение, гражданин управляющий транспортным средством вправе покинуть место остановки и сообщить о случившемся в ближайшем отделении полиции.

    Отказ в показании материалов

    Иногда остановка транспортного средства объясняется переданными на ближайший пост ДПС данных о нарушении с автоматических камер на дорогах. При составлении протокола сотрудник обязан предоставить водителю для ознакомления имеющиеся фото- и видеофайлы по делу.

    Если инспектор отказывает в просьбе предоставления доказывающих нарушение материалов, правомерным будет написать заявление с указанием имени сотрудника ДПС о предоставлении информации. До этого времени составление протокола откладывается.

    Особое внимание следует обратить на техническое средство, с которого велась запись правонарушения – оно должно быть сертифицировано и зарегистрировано в соответствующих органах. Без данных разрешений файлы с устройства нельзя прикрепить к делу.

    Помните, что любое решение можно оспорить в свою сторону, имея на руках неоспоримые доказательства. Трезвый ум, вежливость и осведомленность о своих правах – главные козыри каждого водителя на дорогах.