Войти
Образовательный портал. Образование
  • Пророк мухаммед краткое описание
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Значение имени мариям Имя марьям значение происхождение
  • Семь советов от Отцов Церкви
  • Предмет и система науки "оперативно-розыскная деятельность". Понятие и система принципов оперативно-розыскной деятельности Предмет, цели, задачи и система курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности»

    Предмет и система науки

    Унифицированная система организационно-распорядительной документации (далее - УСОРД) является рационально организованным комплексом взаимосвязанных унифицированных форм документов, рекомендуемых для применения в организационно-распорядительной деятельности организаций всех организационно-правовых форм (далее - организации).

    Цель разработки УСОРД заключается в проведении унификации и сокращении видового разнообразия форм организационно-распорядительных документов (далее - ОРД). Использование УСОРД в деятельности организации способствует оперативному решению управленческих задач, снижению трудовых и материальных затрат на работу с документами, повышению качества организационно-распорядительной документации и сокращению объема документооборота.

    Основополагающим документом для разработки УСОРД является Государственный стандарт Республики Беларусь 6.10.1-95 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Основные положения», устанавливающий требования к разработке, согласованию и утверждению унифицированных систем документации (УСД).

    В ОРД выделяют три группы документов:

    Организационные (устав организации, положение об ор­ганизации (структурном подразделении), структура и штат­ная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция);

    Распорядительные (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание);

    Справочно-информационные (письмо, акт, записки (объяснительная, служебная, докладная), справка (личная, служебная), протокол, телефонограмма, телеграмма и др.).

    В состав УСОРД входят:

    Государственный стандарт 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

    Методические указания по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;

    Классификатор унифицированных форм организационно-распорядительных документов и пояснительная записка по его применению;

    Альбом унифицированных форм ОРД.

    12. Служебное письмо: виды писем и особенности их оформления.

    Письмо - это обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между организациями, частными лицами.

    При подготовке писем используется специальный бланк для письма, оформляемый в соответствии с требованиями СТБ 6.38-2004. Подготовить письмо можно и на чистом листе бумаги формата А4 или А5, однако использование бланков не только создает положительный имидж организации, но и упрощает восприятие документа, а главное - значительно экономит время на подготовку документов.

    Наличие бланка, оформленного в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, еще не гарантирует правильности составления письма. При подготовке этого вида документа используется большое количество реквизитов, оформление которых также регламентировано нормативными правовыми актами.

    Одним из таких реквизитов является «заголовок к тексту». Согласно СТБ 6.38-2004 без заголовка допускается составлять лишь письма формата А5, т.е. текст которых не превышает 5-7 строк (как правило, сопроводительные письма).

    Заголовок письма формулируется при помощи существительного (прямого или отглагольного) в предложном падеже и отвечает на вопрос «О чем?».

    Важнейшим реквизитом, который всегда присутствует в письмах, является реквизит «адресат». Его располагают в правом верхнем углу рабочей площади документа под бланковыми надписями (на уровне реквизитов «дата» и «регистрационный индекс»).

    Основным информационным элементом любого документа, в т.ч. письма, является текст. В зависимости от вида письма (служебное, коммерческое, рекламное, информационное и т.п.) его текст будет иметь свои особенности. Что касается общих требований к тексту письма, то они заключаются в следующем: во-первых, письмо должно быть посвящено одному вопросу, во-вторых, оно не должно быть большим по объему (как правило, до 1 страницы, в исключительных случаях - до 5). Если необходимо обратиться в организацию по нескольким разным вопросам, то следует составлять отдельные письма по каждому из них.

    Деловое письмо должно быть написано деловым стилем. При составлении писем рекомендуется пользоваться простыми предложениями, применять устойчивые (трафаретные) словосочетания и словесные формы.

    «Сообщаем, что в период с … по …»;

    «Просим Вас изыскать возможность …» и др.

    В деловой переписке принята форма изложения текста от первого лица множественного числа («просим», «направляем, «сообщаем», «предлагаем» и т.д.), так как должностное лицо, подписавшее письмо, выступает от имени организации.

    Завершать текст письма рекомендуется заключительной формулой вежливости, которая является традиционной: «С уважением, …». Эту формулу следует употреблять во всех случаях, если в начале письма было использовано личное обращение. После формулы вежливости располагается подпись автора письма.

    Напечатав в проекте письма отметку о наличии приложения, следует оформить подпись. «Подпись» является одним из реквизитов, придающих документу, в т.ч. письму, юридическую силу, без подписи документ будет недействительным.

    Исходящие письма подлежат визированию на общих основаниях. Визы в исходящих документах оформляются на экземплярах, остающихся в организации-отправителе (отпусках).

    Обязательным реквизитом письма является также отметка об исполнителе, оформляемая согласно установленным требованиям.

    Полностью оформленное и завизированное письмо представляется на подпись руководителю.

    Для придания письму юридической силы в большинстве случаев достаточно подписи, а также реквизитов бланка и регистрационных данных, поэтому печать на письмах не ставится. Проставление печати является обязательным только на гарантийных письмах, которые связаны с расходованием денежных и материальных средств.

    Уяснение предмета любой науки имеет исключительно важное значение – как теоретическое, так и практическое. Во-первых, наличие специфического предмета исследования предопределяет возможность и необходимость самостоятельного научного существования соответствующей системы знаний. Во-вторых, без уяснения предмета науки нельзя определить ее содержание, сформулировать задачи, наметить основные направления развития, разработать систему, методы, определить ее место в ряду других наук. Наконец, предмет науки определяет формы, способы, пределы использования положений этой науки в соответствующей сфере общественной практики.

    Теория ОРД на протяжении длительного периода сложилась как самостоятельная отрасль научного знания в результате дифференциации системы наук криминального цикла. Развиваясь в рамках криминалистики, теория ОРД начала формировать специфическую систему знаний, изучающих тайные действия преступников, типичные признаки латентных преступлений и наиболее эффективные, преимущественно негласные, силы, средства и методы, применяемые оперативными подразделениями для их своевременного выявления, предупреждения и раскрытия.

    Длительное время происходили не только дифференциация наук уголовно-правового цикла (криминалистика, уголовный процесс, криминология, уголовное право, уголовно-исполнительное право и др.), но и формулирование тех внутренних составляющих, которые отличают их предметы.

    Понятие предмета теории ОРД впервые в специальной литературе было определено в 1973 г. А. И. Алексеевым и Г. К. Синиловым как исследуемый круг проблем, относящихся к оперативно-розыскной работе, который состоит из трех частей:

    • 1) характеристики системы мер борьбы с преступностью, осуществляемых с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
    • 2) исследования правовой основы оперативно-розыскной работы;
    • 3) изучения системы отношений (правовых и других), складывающихся в этой работе.

    Впоследствии профессор И. А. Климов (1993 г.) внес в эти признаки ряд логико-гносеологических дополнений и разработал оригинальную конструкцию предмета теории ОРД как производного от объекта ее познания, включающего: а) преступность как определенное социальное явление; б) ОРД как один из видов общественной практики борьбы с преступностью; в) правовое регулирование ОРД.

    Главным структурным элементом предмета познания теории ОРД являются определенного рода закономерности , проявляющиеся в процессе применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов и форм борьбы с преступностью. Следует выделить следующие закономерности:

    • 1) раскрывающие познавательную сущность теории ОРД;
    • 2) вытекающие из причинно-следственных связей механизма образования оперативно значимой информации (правила поиска, фиксации, оценки и ее дальнейшего использования для принятия юридически значимых решений);
    • 3) возникающие из общественных отношений, связанных с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов;
    • 4) связанные с практикой применения организационных форм, методик, тактики и технических средств в борьбе с преступностью.

    Таким образом, предметом учебной дисциплины (несекретного курса) "Оперативно-розыскная деятельность" являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения оперативно-розыскными органами специальных сил, средств и методов для обеспечения защиты человека, собственности, общества и государства от преступных посягательств.

    Система теории ОРД на современном этапе развития может быть представлена следующим образом:

    I раздел – Общая теория оперативно-розыскной деятельности;

    II раздел – Оперативно-розыскная тактика;

    III раздел – Оперативно-розыскная методика;

    IV раздел – Оперативная техника.

    Рассмотрим названные элементы системы более детально.

    • 1. Общая теория ОРД охватывает основные идеи, принципы, понятия, категории, определения, термины и теоретические концепции, а также методы их познания и развития. В качестве структурных разделов она включает в себя ряд частных оперативно-розыскных теорий и учений. В первую очередь к ним относятся:
      • учение о познавательной, деятельностной и организационной сторонах ОРД;
      • теория научных методов ОРД;
      • учение о языке и систематике ОРД;
      • учение об оперативно-розыскной информации;
      • учение об оперативно-розыскном обеспечении решения задач уголовного судопроизводства;
      • учение об оперативно-розыскных версиях;
      • учение об использовании результатов ОРД в правоприменительной деятельности;
      • теория оперативного обслуживания;
      • теория документирования;
      • теория розыскной работы;
      • учение об оперативных комбинациях и тактических операциях и др. Перечень частных теорий и учений в сфере ОРД постоянно обновляется и пополняется по мере развития науки, обоснования их специфической направленности в решении ее общих задач.
    • 2. Оперативно-розыскная тактика начала формироваться в рамках криминалистики. Она представляет собой систему научных положений, методов, приемов и рекомендаций для осуществления оперативно-розыскных действий (мероприятий) по своевременному выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию неочевидных, тяжких преступлений, лиц, их совершивших, розыску преступников и без вести пропавших, а также для сопровождения расследования по сложным уголовным делам, требующим дополнительного сбора доказательственной информации об организаторах и соучастниках преступлений, обнаружения и изъятия следов, документов, орудий преступления и средств, нажитых преступным путем.

    Оперативно-розыскная тактика как подсистема теории ОРД основывается на единых с ней целях, принципах, субъектах действия и правовом регулировании, отличаясь некоторыми автономными характеристиками.

    В настоящее время структура этого раздела представлена многими научными концепциями и учениями. Теоретические положения оперативно-розыскной тактики призваны обслуживать два самостоятельных направления.

    Первое направление – обеспечение применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью. В него входят такие вопросы, как оперативно-розыскная ситуация, оперативно-розыскная версия, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, теория оперативных комбинаций и тактических операций, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности между собой, с субъектами процессуальной, административной и исправительной деятельности, иными государственными и общественными формированиями.

    Второе направление – теоретическая разработка проблем оперативно-розыскной тактики в целях совершенствования ее сил, средств и методов. В него входят следующие частные теории: тактика подготовки и привлечения граждан к конфиденциальной форме сотрудничества с субъектами ОРД; организационно-тактические основы установления и осуществления на доверительных отношениях оперативных контактов с гражданами; тактика внедрения негласных сотрудников в криминальную среду и поддержания с ними постоянной связи; организационно-тактические основы применения негласными сотрудниками оперативной техники и т.п.

    3. Оперативно-розыскная методика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе методических рекомендаций по организации и тактике эффективного применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в предупреждении и раскрытии однотипных групп либо видов преступлений.

    Общие положения оперативно-розыскной методики выполняют функцию методологической основы раскрытия отдельных видов преступлений и могут обеспечить научное построение любой частной методики раскрытия преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ .

    Важнейшим качественным признаком любой методики действий является системность применяемых сил, средств и методов в единстве их связи и в зависимости от характеристики оперативно-розыскной ситуации, способов совершения конкретных видов преступлений, типологии свойств личности подозреваемых (проверяемых). Этот принцип многие годы реализуется теорией ОРД в ее учении об оперативно-тактической характеристике однотипных групп, или видов, преступлений и разрабатываемых на этой основе методических рекомендациях по их выявлению, предупреждению и раскрытию.

    Оперативно-розыскная методика всегда рассчитана таким образом, чтобы адаптироваться к ситуации, в которой проводятся ОРМ. Следовательно, при разработке частных методик необходимо сформулировать типичные оперативно-розыскные версии, определить перечень возможных фактических данных, подлежащих выявлению, сохранению, изъятию для последующего использования в уголовном процессе. Научное обоснование эти требования получили в теории документирования как одной из организационных форм ОРД.

    В документировании применяются разнообразные технические и тактические приемы, но с учетом их ориентации на типичные признаки конкретных видов преступлений и системности целенаправленного использования соответствующих сил, средств и методов оно носит, по сути, методический характер. Именно научные рекомендации по документированию действий лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений, выступают в качестве организационной формы ОРД, но, в сущности, выполняют функции оперативно-розыскной методики.

    • 4. Оперативная техника как самостоятельный раздел теории ОРД включает в себя ряд традиционных научных направлений разработки и применения технических средств:
      • визуальный и слуховой контроль и фиксацию действий разрабатываемых и проверяемых лиц;
      • поиск объектов и предметов, представляющих оперативный интерес, с использованием технических средств (тайники, орудия преступления и т.д.);
      • изъятие образцов изделий, инструментов, микрочастиц для экспресс-исследований на предмет идентификации со следами и орудиями преступления;
      • искусственное создание условий для образования следов преступлений в период документирования действий разрабатываемых лиц.

    В последние годы все большее значение приобретают новые направления развития оперативной техники: АИПС оперативно-розыскного назначения; идентификация личности по запахам, крови, микрочастицам; методики экс- пресс-исследований наркотикосодержащих и взрывчатых веществ и т.д.

    Разделы теории ОРД взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как все они определяются потребностями практики и стимулируют развитие друг друга. Так, под воздействием методики и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов в борьбе с преступностью развивается и совершенствуется раздел оперативной техники. В свою очередь появление новых средств оперативной техники оказывает позитивное влияние на методику и тактику ОРД. Продолжая исследование концептуальных положений своего предмета, общая теория ОРД создает фундамент и стимулы для развития всех четырех разделов.

    • См.: Климов И. А. Предмет теории оперативно-розыскной деятельности: лекция. М., 1993. С. 15.
    • Давыдов С. И. Ситуационный подход в теории и практике оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: моногр. Барнаул: БЮИ МВД России, 2009. С. 149.

    Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями О государственных органов , уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности , обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

    Данное определение довольно громоздко, что объясняется стремлением законодателя выразить как можно более полно и всеобъемлюще сущность оперативно-розыскной деятельности. В то же время, на наш взгляд, для уяснения студентами наиболее важных признаков оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделить в определении наиболее существенные черты, отличающие ее от других видов деятельности. К таким отличительным признакам следует отнести: разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью ; осуществление оперативно-розыскной деятельности преимущественно негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий; предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в статье 13 этого нормативного акта прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом; главное назначение оперативно-розыскной деятельности — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина , собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями .

    Так, говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшей составной частью оперативно-розыскной деятельности является реализация собранных сведений. Такая реализация выражается в осуществлении конкретных мер по предупреждению, раскрытию преступлений , розыску лиц, скрывающихся от следствия и суда , без вести пропавших, а также достижения иных конечных целей борьбы с преступностью.

    Кроме достижения конечных стратегических целей защиты интересов человека, общества, государства от противоправных действий, оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящих преступление, в целях побуждения их к отказу от противоправных намерений и т.д.

    Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду, что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.

    При рассмотрении второго блока данной схемы следует подчеркнуть, что негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений (офицеры милиции, органов федеральной службы безопасности или иных служб) имеют право проводить гласные мероприятия. Наиболее наглядным примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками в целях получения сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, и укрепления правопорядка .

    Анализируя третий блок схемы, следует иметь в виду, что оперативно-розыскная деятельность является исключительно государственным видом деятельности, выполняющей наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства. Именно поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка. Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений.

    Наиболее типичной ошибкой обучаемых является указание на органы внутренних дел или органы федеральной службы безопасности как на службы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Необходимо обратить внимание, что в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям целого ряда служб. Все дело в том, что в составе многих правоохранительных органов и служб имеется множество подразделений, не имеющих никакого отношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД), служба участковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскную деятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб.

    Обозначенные в четвертом блоке данной схемы задачи борьбы с преступностью и укрепления правопорядка требуют более детального рассмотрения в самостоятельном разделе лекции.

    Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

    Положение о том, что главным предназначением оперативно-розыскной деятельности является борьба с преступностью и укрепление правопорядка , находит свою конкретизацию при рассмотрении отдельных направлений деятельности оперативных подразделений.

    в) предотвращение преступлений на стадии замысла и подготовки;

    г) пресечение преступлений на стадии покушения.

    Не ставя целью детальное рассмотрение этих самостоятельных направлений деятельности оперативных подразделений, проанализируем вкратце их содержание.

    Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие факторы, негативно влияющие на оперативную обстановку в целом и провоцирующие отдельных лиц на совершение правонарушений, необходимо выявлять по каждому конкретному уголовному делу, а также на основе анализа целого ряда схожих по способу совершения преступлений.

    Индивидуальная профилактика направлена на выявление, постановку на учет лиц, допускающих антиобщественное поведение, и осуществление в отношении их индивидуальных воспитательных мер воздействия в целях понуждения их к отказу от совершения правонарушений.

    Предотвращением преступлений оперативные аппараты вынуждены заниматься в тех случаях, когда поступает информация о том, что конкретное лицо либо группа лиц замышляют совершение преступления либо приступили к его активной подготовке.

    И наконец, пресечение преступлений как задача оперативнорозыскной деятельности возникает в ситуации, когда поступает сигнал о том, что лицо либо группа лиц приступили к осуществлению своего преступного замысла.

    Для решения каждой из самостоятельных задач предупреждения преступлений оперативные подразделения применяют свои специфические тактические приемы, многие из которых носят негласный характер. Другая стратегическая задача — раскрытие преступлений — также может быть разделена на самостоятельные этапы, среди которых мы выделяем следующие. выявление преступлений, совершенных в условиях латентности, т.е. в силу различных причин, остающихся неизвестными правоохранительным органам. Наиболее часто о фактах совершения преступлений не поступает сигнала в компетентные органы из-за нежелания потерпевших предавать огласке то, что они стали жертвой преступления, а также в силу способа совершения преступления, при котором сам результат противоправного действия остается незамеченным окружающими. Например, при совершении преступлений в сфере экономики , когда хищение связано с подделкой и использованием фальшивых банковских и иных платежных документов.

    В подобных ситуациях зачастую именно использование оперативно-розыскных возможностей позволяет правоохранительным органам выявить факт тщательно скрываемого преступления и принять меры к изобличению виновных лиц. При обнаружении факта совершения преступления по инициативе правоохранительного органа либо при возбуждении уголовного дела по заявлению потерпевших физических и юридических лиц оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для поиска лиц, виновных в совершенном преступлении. Для этого они должны в полной мере использовать имеющиеся в их распоряжении силы, средства и методы.

    Согласно действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела проведение процессуальных следственных действий по поиску виновных лиц не принесло результата, то производство по уголовному делу может быть приостановлено. В то же время это не означает, что правоохранительные органы не должны искать преступника. Независимо от приостановления следственных действий оперативно-розыскные мероприятия должны продолжаться и активно проводиться в целях выявления лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления. После того как установлено лицо, обоснованно подозреваемое в совершении преступления, оперативно-розыскные подразделения должны принять все возможные меры для поиска и сбора фактических данных, документов, предметов, способных служить доказательствами вины конкретных лиц. Этот процесс в теории оперативно-розыскной деятельности обозначается термином «документирование». В качестве самостоятельного этапа в процессе раскрытия преступлений следует выделить введение в уголовный процесс результатов осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Данная проблема обусловлена прежде всего тем, что все добытые в процессе оперативно-розыскной деятельности данные должны получить официальный, установленный законом процессуальный характер. Так, невозможно приложить к уголовному делу материалы, добытые негласным путем, если они не оформлены надлежащим образом в соответствии с действующим процессуальным законодательством.

    Например, сделанная негласно видеозапись не будет принята судом во внимание, если в материалах отсутствуют сведения о том, кем, когда и при каких обстоятельствах проводилась видеосъемка и каким образом она оказалась в распоряжении следствия. В подобных случаях при ненадлежащем оформлении (т.е. оформлении не в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации) материалов суд признает их недопустимым доказательством и не принимает во внимание.

    Кроме того, при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе необходимо максимально учитывать ее негласный характер и не допускать расшифровки перед преступниками как использованных для их изобличения секретных средств и методов, так и участия в документировании преступной деятельности конкретных лиц из окружения подозреваемых и обвиняемых.

    Именно поэтому определен и регламентирован четкий порядок передачи собранных оперативно-розыскным путем материалов в распоряжение следствия. На практике чаще всего оперативными сотрудниками составляется справка-меморандум с изложением именно тех фактических данных, которые могут быть использованы в качестве доказательств. Важной задачей оперативно-розыскной деятельности в процессе раскрытия преступлений является оперативное сопровождение уголовного процесса. Данная задача возникла сравнительно недавно, в 90-х годах XX века, когда организованные преступные сообщества начали активно воздействовать на свидетелей , сотрудников правоохранительных органов, присяжных заседателей, специалистов, участвующих в уголовном деле в качестве экспертов. В отношении этих лиц применялись подкуп и угрозы в целях принуждения их к действиям, способным разрушить доказательства обвинения.

    Именно поэтому оперативные подразделения вынуждены по ряду дел проводить активные негласные мероприятия по отслеживанию ситуаций, складывающихся вокруг участников уголовного процесса, по своевременной нейтрализации негативного воздействия на них и их связей с лицами, остающимися на свободе.

    К активным (стратегическим) задачам оперативно-розыскной деятельности относится также розыск лиц, скрывающихся от правосудия, и без вести пропавших. Данная задача возникает в тех случаях, когда следствием установлено конкретное лицо, совершившее преступление, но место его нахождения неизвестно. Такая ситуация возникает чаще всего в тех случаях, когда виновное лицо, стремясь уйти от ответственности, скрывается от следствия, дознания, суда и необходимо применение специальных оперативно-розыскных мероприятий для установления его места нахождения и привлечения к уголовной ответственности .

    Сюда же следует отнести розыск лиц, бежавших из мест лишения свободы . При сообщении о подобных фактах оперативные подразделения обязаны принять все возможные меры для их задержания в случае появления у родственников и иных связанных с ними лиц.

    К компетенции оперативных подразделений относится и розыск без вести пропавших лиц. Это объясняется, во-первых, тем, что за фактом исчезновения граждан во многих случаях скрывается совершение преступления, а во-вторых, тем, что правоохранительные органы располагают необходимым набором сил, средств и методов, способных выяснить истинные причины безвестного исчезновения граждан.

    И наконец, основной (стратегической) задачей оперативнорозыскной деятельности является обеспечение государственной, военной, экономической и экологической безопасности. Эту задачу в основном решают оперативные подразделения Федеральной службы безопасности и внешней разведки. В то же время и иные правоохранительные органы в силу своей компетенции располагают значительными возможностями в получении информации, обеспечивающей безопасность и суверенитет Российской Федерации.

    Вместе с тем, на наш взгляд, редакция статьи 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части формулировки данной стратегической задачи нуждается в уточнении, поскольку в этой норме она ограничивается исключительно добыванием информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Представляется более правильным сформулировать данную задачу не только как добывание информации, но и принятие в рамках своей компетенции мер по предотвращению событий и действий, создающих угрозу интересам государства, а также своевременному и полному предоставлению сведений руководству страны и компетентным ведомствам для устранения подобных угроз и вредных последствий.

    Таким образом, подводя итоги изучения вопроса об основных (стратегических) задачах оперативно-розыскной деятельности, следует отметить их многообразие, сложность и необходимость принятия для их решения различных сил, средств и методов, использование которых предоставлено исключительно оперативным подразделениям правоохранительных органов.

    Предмет, цели, задачи и система курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности»

    Данная дисциплина рассчитана на студентов юридических учебных заведений, специализирующихся по кафедре уголовноправовых дисциплин. В ее содержание входят основные теоретические положения, раскрывающие закономерности в области оперативно-розыскной науки и прикладные материалы, отражающие передовую практику борьбы с преступностью . Одной из основных задач данного курса является изучение правовых основ оперативно-розыскной деятельности закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и предполагает изучение следующих основных проблем:

    • сущность и задачи, правовое регулирование оперативнорозыскной деятельности;
    • силы и средства, использующиеся в оперативно-розыскной деятельности;
    • оперативно-розыскные мероприятия, основания, условия и порядок их проведения;
    • гарантии соблюдения законности в процессе оперативнорозыскной деятельности;
    • использование результатов оперативно-розыскной деятельности в укреплении правопорядка и решении задач борьбы с преступностью;
    • защита сведений об органах, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность;
    • формы контроля за финансированием и осуществлением оперативно-розыскной деятельности.

    Следует обратить также особое внимание на тесную взаимосвязь курса «Правовые основы оперативно-розыскной деятельности» с другими юридическими дисциплинами. Так, законность и эффективность осуществления оперативно-розыскных мероприятий во многом зависит от максимального учета норм уголовного права , уголовного процесса , административного права , криминалистики , а также иных правовых норм. Именно поэтому при изучении теоретических основ и привитии студентам практических умений и навыков уделяется особое внимание использованию положений и норм других юридических дисциплин, без знания которых оперативный сотрудник не в состоянии эффективно выполнять свои служебные обязанности.

    Таким образом, можно сделать вывод, что данный учебный курс имеет целью ознакомить студентов с основами теории оперативно-розыскной деятельности, существующими проблемами и различными точками зрения на их решение, а также передовой практикой решения задач борьбы с преступностью с помощью сил и средств, имеющихся в распоряжении оперативных подразделений.

    Оперативно-розыскная деятельность, как и другие виды юридической деятельности, осуществляется исключительно на основе основополагающих правил, роль которых выполняют принципы. Принципы (от лат. principium - начало, основа) выступают в объективной действительности в качестве руководящих, организующих идей, требований и правил, которыми руководствуются люди в той или иной области своей практической деятельности. Наряду с этим под термином «принцип» подразумевается внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения. В сфере ОРД внутреннее убеждение должно отражать объективные и существенные закономерности, обусловленные складывающимися в данной сфере общественными отношениями. В наиболее общем виде принципы ОРД можно представить в следующем виде:

    1. конституционные принципы законности, уважения и соблюдений прав и свобод человека и гражданина (при осуществлении ОРД следует соблюдать права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Конституцией РФ);
    2. принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

    Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

    Принципы являются связующим звеном в любой системе, они не существуют сами по себе, вне какой-либо деятельности, которая дает им конкретное организационное и тактическое наполнение. В то же время они вносят единство в истолкование знания и служат отражением в нем основных объективных закономерностей какой-либо деятельности. Внешнее отклонение от принципов неизбежно приводит к извращениям ее сути, а при большом количестве отклонений - к перерождению в иной вид деятельности.

    Принципы ОРД были сформулированы теорией на основе обобщения и анализа практической деятельности оперативных подразделений и, как следствие, познания этих закономерностей. Эти принципы закреплены в нормах Закона об ОРД и ведомственных подзаконных нормативных актах, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками. Они также являются отражением специфических закономерностей в области борьбы с преступностью, ведущейся с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.

    Принципы ОРД - это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

    По своей сути принципы ОРД носят императивный, властно-повелительный характер и содержат обязательные предписания, исполнение которых обеспечивается всем арсеналом оперативно-розыскных средств.

    Первоначально систематизированная научная классификация принципов получила наибольшее распространение в специальной литературе 1970-х гг. Несмотря на то что в ней существует различное толкование понятия, содержания и системы принципов, ученые единодушно признают их наличие в сфере ОРД и обосновывают их определенную специфику.

    Каждый принцип отражает определенные закономерности общественной жизни, сочетает в себе комплекс однородных свойств и признаков, совокупность которых, отличаясь автономным характером, приобретает очертание того или иного исходного положения ОРД. В свою очередь, каждый принцип ОРД неизбежно должен влиять на систему ее руководящих начал. В своей целостности система призвана в общем виде выражать сущность, социальную и юридическую природу ОРД.

    Под системой следует понимать объединение некоторого разнообразия в единое и одновременно четко расчлененное целое. В системе должно быть в наличии такое количество принципов, которое в полной мере способствует исполнению функций и решению задач, стоящих перед субъектами ОРД. Каждый принцип системы по содержанию должен быть относительно независим. Однако это не означает, что нарушение одного принципа не повлечет за собой нарушения другого. Они создают предпосылки к формированию концепции каждого положения либо всей их системы в целом, обеспечивая тем самым совершенствование различных направлений оперативно-розыскной работы.

    В зависимости от характера и содержания выделяются правовые, организационные и морально-этические принципы.

    1. Правовые принципы классифицируются на две группы:

    • конституционные (общеправовые), находящие применение в ОРД;
    • отраслевые, относящиеся только к ОРД.

    Общеправовые принципы - это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: I) законность; 2) уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.

    Эти два принципа законодатель обозначил как конституционные, так как они основаны на конституционных нормах.

    Отраслевые (специальные) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. ОРД. Они вытекают из закономерностей данной деятельности, поэтому имеют локальный характер и реализуются только в сфере ОРД. Отраслевыми принципами являются: 1) конспирация; 2) сочетание гласных и негласных методов и средств.

    В зависимости от текстуального закрепления принципы подразделяются: а) на нормы-принципы, находящие закрепление в статьях законов и подзаконных нормативных актах; б) принципы- положения, выработанные теорией и практикой ОРД в качестве организационно-управленческой основы функционирования оперативных подразделений.

    Все принципы ОРД самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопоставления одного принципа другому.

    Вместе с тем ОРД как вид практической деятельности оперативных подразделений представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом и организацией работы, которые соответствуют общепринятым в государстве правилам. В связи с этим выделяют организационные принципы.

    2. Организационные принципы - это основополагающие идеи, требования и правила, выработанные оперативно-розыскной теорией и практикой. Данная группа принципов отражает основополагающие начала, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности оперативно-розыскных органов, а также исходные моменты их организации и функционирования.

    Основными принципами теории ОРД являются объективность, конкретность, связь теории с практикой.

    Под принципами практики ОРД понимаются основные положения, которые должны соблюдаться оперативными сотрудниками в их повседневной практической деятельности. Многие из них были сформулированы в 1960-х гг. профессором А.Г. Лекарем и получили дальнейшее развитие в работах других ученых (И.А. Климов, В.А. Лукашов, Г.К. Синилов, К.В. Сурков и др.).

    Принципы практики ОРД классифицируются на три группы:

    1. общие принципы - научность, плановость, связь с населением;
    2. принципы управления оперативными подразделениями - демократический централизм, коллегиальность, единоначалие и др.;
    3. принципы осуществления ОРД - объективность, прогнозирование оперативной обстановки, оперативная готовность, наступательность 1 Подробнее см.: Климов И.А. Принципы теории и практики оперативно розыскной деятельности: Лекция. М., 1993. С. 9-17. , привлечение конфидентов и др.

    3. Морально-этические принципы являются основой, на которой базируется правовое регулирование ОРД для ее успешного осуществления в границах нравственности.

    Если осмысливать сущность оперативно-розыскной деятельности с точки зрения нравственности, то мы неизбежно столкнемся с этическими оценками этой деятельности и рассуждениями о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения частных задач в сфере ОРД. Поскольку в процессе осуществления возникают подобные нравственные отношения, то в рассматриваемой системе соответственно выделяется группа морально-этических принципов.

    Игнорирование в процессе осуществления ОРД одного принципа или группы принципов разрушает целостность восприятия данного вида деятельности, снижает эффективность всей оперативно-розыскной работы.

    В качестве наиболее общего и главного основания для всей классификации принципов ОРД могут выступать те закономерности, которые они отражают.

    Следовательно, принципы ОРД должны в своей совокупности:

    • отражать ее социальный и правовой характер;
    • способствовать познанию ее сущности;
    • обеспечивать дальнейшее совершенствование ее правового регулирования;
    • находить закрепление и отражение в действующих нормативных актах, а также в содержании конкретных организационных и тактических аспектов деятельности оперативных аппаратов;
    • подчеркивать специфический и самостоятельный характер этой деятельности;
    • отражать ее место и соотношение с другими видами правоохранительной деятельности;
    • гарантировать соблюдение прав и свобод личности при проведении ОРД;
    • служить базой при выявлении основных направлений совершенствования теории и практики ОРД.

    Кроме того, при отсутствии нормативного регулирования порядка решения конкретных оперативно-тактических задач принципы могут быть своеобразным регулятором выбора путей и пределов их правильного выполнения, принятия обоснованных и законных решений.

    Органы, осуществляющие ОРД, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение. Наряду с этим данными принципами могут руководствоваться различные государственные органы, судьи при рассмотрении ходатайств оперативно-розыскных органов о проведении ОРМ, затрагивающих конституционные права граждан, а также лица, вовлекаемые в сферу оперативно-розыскных отношений.

    Реквизит – это информационный элемент документа который регламентирован государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению управленческих документов, которыми фиксируются решения административных и организационных вопросов, вопросов управления органов государственной власти, предприятий, организаций, их объединений независимо от организационно-правовой формы и вида деятельности.

    При подготовке и оформлении ОРД в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 используют следующие реквизиты:

    01 - Государственный герб Российской Федерации;

    02 - герб субъекта Российской Федерации;

    03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

    04 - код организации;

    05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

    06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причина постановки на учет (ИНН/КПП);

    07 - код формы документа;

    08 - наименование организации;

    09 - справочные данные об организации;

    10 - наименование вида документа;

    11 - дата документа;

    12 - регистрационный номер документа;

    14 - место составления или издания документа;

    15 - адресат;

    16 - гриф утверждения документа;

    17 - резолюция;

    18 - заголовок к тексту;

    19 - отметка о контроле;

    20 - текст документа;

    21 - отметка о наличии приложения;

    22 - подпись;

    23 - гриф согласования документа;

    24 - визы согласования документа;

    25 - оттиск печати;

    26 - отметка о заверении копии;

    27 - отметка об исполнителе;

    28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

    29 - отметка о поступлении документа в организацию;

    30 - идентификатор электронной копии документа.

    Оформляя документы, на бланках или на листах бумаги устанавливают следующие размеры полей (не менее):

    Левое - 35 мм

    Верхнее - 20 мм

    Правое - 10 мм

    Нижнее - 15 мм.

    Данный состав реквизитов следует считать типовым, поскольку набор их при подготовки документов в различных управленческих ситуациях может быть неодинаковым. Состав реквизитов ОРД делится на постоянные и переменные реквизиты. Постоянные в обязательном порядке повторяются на всех видах бланков документов, изменяемые наносятся непосредственно при подготовке конкретного документа. Состав реквизитов обеспечивает придание документу юридической силы и возможность его идентификации.

    Организационно-распорядительная документация (ОРД) - это документация, обеспечивающая организацию процессов управления и управленческого труда.



    Организационно-распорядительная документация является одной из подсистем управленческой документации. Характерной чертой этой системы является то, что с ее помощью документируются действия организаций и предприятий при выполнении всех управленческих функций на любом уровне управления и во всех отраслях.

    Понятие управленческой деятельности весьма многогранно, то для документальной фиксации ее различных сторон используются соответственно различные виды документов. Это позволяет выделить в системе ОРД следующие основные группы документов:

    Распорядительные документы (приказ, распоряжение, указание, постановление, решение);

    Организационные документы (устав организации, положение об организации, структура и штатная численность, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурном подразделении организации, должностная инструкция работнику и др.);

    Справочно-информационные документы (акт, письмо, докладная записка, объяснительная записки, справка, сводка, телефонограмма, телеграмма и др.)

    Что касается такого вида документа, как протокол, то он сочетает в себе черты справочно-информационного и распорядительного документа.

    В системе ОРД важное место занимает распорядительная документация. Распорядительная документация - это совокупность распорядительных документов, издаваемых коллегиальными органами управления, а также руководителями государственных и негосударственных организаций в целях реализации возложенных на них функций. В распорядительных документах в юридически значимой форме фиксируются основные управленческие решения.