Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран. Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран Предметом конституционного права зарубежных стран является совокупность

    Предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран. Понятие, предмет и метод конституционного права зарубежных стран Предметом конституционного права зарубежных стран является совокупность

    Данное пособие поможет всем, изучающим заочно Конституционное право зарубежных стран, сориентироваться в его основных проблемах и усвоить ключевые вопросы теории и практики конституционного регулирования общественных отношений в ряде зарубежных государств.

    * * *

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право зарубежных стран (И. Б. Гоптарева, 2006) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

    1 Предмет и метод конституционного права зарубежных стран

    1.1 Понятие конституционного права. К началу XIX века в странах Европы начинает утверждаться конституционный строй, главными признаками которого является защита прав человека. Именно это послужило основой для формирования конституционного права. Но наличие конституции в стране еще не обеспечивает конституционного права.

    Последние десятилетия ХХ века характеризуются масштабными и динамичными конституционными преобразованиями. Только за период с 1989 года по настоящее время во всем мире принято несколько десятков конституций, что в целом обогащает источниковедческую базу конституционного права как науки.

    Конституционное право (как отрасль права) в странах с различной правовой системой имеет различные корни: например, в США оно выросло из общего права и тесно связано с юридическими функциями государственной власти. В Великобритании его корни уходят в историко-правовые документы и политико-моральные ценности страны (обычное право). Во Франции конституционное право основано на теории государства и права. А в Греции конституционное право, появившееся гораздо позднее, чем в Западной Европе, в большей степени связано с административным правом1 .

    В широком смысле под конституционным правом понимается система правовых норм определенной страны, регулирующих положение человека в обществе и государстве; основы общественного строя и государства, а также – деятельность, как государственных организаций, так и органов самоуправления.

    Государство – организм многосложный, включающий разнообразные отношения: политические, социальные, экономические и т. д. Все это находит отражение в Конституции любого современного государства и в определенной степени является объектом изучения конституционного права.

    В узком смысле, конституционное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти.

    Особенность конституционного права зарубежных стран заключается в том, что в конституциях, принятых после второй мировой войны, могут содержаться нормы, не входящие в объем конституционного регулирования, так как они регулируются другими отраслями права. В первую очередь, это нормы о финансах, налогах, а также нормы, касающиеся гражданского или других отраслей права. Их называют конституционными нормами второго порядка. Юридически они считаются составной частью конституции и называются конституционными законами.

    1.2 Предмет и метод конституционного права .

    Как и всякая наука, конституционное право имеет свой предмет изучения, каковым является регулирование общественных отношений, т.е. отношений между человеком, обществом и государством.

    В конституционном праве различают методы, используемые при исследовании проблем Конституционного права как науки и методы – как отрасли права. В первом случае под методами понимается способ построения и обоснования системы знаний. С этой точки зрения, эти методы, позволяют анализировать не только Конституции (конституционные законы), но и место конституционного права в системе правовых наук. К ним относятся:

    – дескриптивный метод (от англ. descriptive – описательный), суть которого заключается в описании особенностей конституционного права конкретной страны. Например, немало государств в мире имеет федеративное устройство, но отношения между федерацией и ее субъектами регулируются разными способами, поэтому говорят о «федерализме американском», «федерализме германском» и т.д.; этот метод также дает представление об эволюции конституционного права конкретной страны;

    – нормативный метод – с его помощью определяется роль Конституции в жизни конкретного общества. Например, в США и многих европейских государствах Конституция является мерилом общественных отношений. Здесь «закон превыше всего», в то время как в теократических мусульманских странах «Коран превыше всего».

    – компаративный метод – метод сравнения Конституций различных стран для выявления общих закономерностей и особенных, уникальных черт конституционно-правового устройства стран мира. Компаративный метод лежит в основе такого направления конституционного права как сравнительное конституционное право.2

    Методы Конституционного права, как отрасли права, можно определить как совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения. С точки зрения этого определения, можно говорить о таких наиболее распространенных методах конституционного права, как:

    – метод обязывания (именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, имеющие отношение к власти, например, «правительство должно получить доверие палат»;

    – метод запрещения (или запрещающие нормы) – «Конституция не должна нарушаться»;

    – метод дозволения (он, как правило, применяется к регулированию статуса человека и гражданина, а иногда и при определении полномочий государственных органов, например, «кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии»)3 .

    Если дать общую характеристику конституционно-правового метода регулирования общественных отношений, то можно сказать, что этот метод основывается на властно-императивных началах. Это объясняется тем, что большинство норм конституционного права отражают отношения власти. В то же время, в демократических странах в конституционном праве есть немало норм, определяющих права и свободы граждан. В этом случае нормы ограничивают властное волеизъявление.

    1.3 Общие положения о структуре Конституций.

    Конституция любого государства в своем роде уникальна, так как нет в мире идентичных Конституций, они различаются по объему, языковому стилю, времени принятия и прочим параметрам. Однако Конституции ряда стран, принятых после второй мировой войны отличаются структурой, имеющей общие черты. Большинство послевоенных Конституций состоят из следующих частей:

    – Преамбула, в которой обычно излагаются цели Конституции, делаются ссылки на исторические условия ее издания; иногда здесь излагаются основные права, свободы и обязанности. Положения Преамбулы не являются юридическими нормами, за редким исключением. Есть конституции, в которых Преамбула отсутствует. В этом отношении очень интересна Конституция Мексики, полное название которой звучит так: «Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов (от 31 января 1917 года)». Раздел первый начинается главой «О правах человека». В Конституции Республики Греции (от 9 июня 1975 года) также нет Преамбулы, а начинается она с раздела «Форма политического режима».

    – Порядок образования государственных органов и принципы взаимоотношений между ними; эти нормы обычно излагаются в соответствии с принципом разделения властей: а) парламент, б) правительство, в) судебная власть. На первое место ставится приоритетный орган власти данной страны.

    Однако в ряде послевоенных Конституций после Преамбулы идет, как правило, раздел о правах человека (Конституции ФРГ, Италии и т.д.). Но могут быть разделы, посвященные наиболее значительным для данной страны вопросам.

    В этом отношении весьма своеобразна Конституция Японии 1946 года: после вступительной части следует глава 1 «Император», затем – глава 2 «Отказ от войны», состоящая из одной статьи – 9. Это уникальная статья, подобной ни в одной Конституции стран мира нет, хотя законы, запрещающие урегулировать международные конфликты путем войны, имеются во многих послевоенных Конституциях.

    Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 года после краткой Преамбулы содержит прокламацию «Основные принципы», после которых идет Ч.1 «Основные права и обязанности».

    Заключительные положения содержат различные нормы: акты прежнего режима, остающиеся в силе; сроки и принципы образования новых органов власти; разъяснение некоторых конституционных норм, если возникает такая потребность. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах (в том случае, если эти нормы не отражены в других частях Конституции). Кроме того, часто здесь устанавливается порядок вступления Конституции в силу.

    Иногда в Заключительных положениях содержатся такие статьи, которые определяют характер политического режима (особенно в тех странах, где произошла смена режима), например, ст. 12 и 13 итальянской Конституции запрещают восстановление в какой-либо форме фашистской партии.

    Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу; порядок и сроки замены прежних конституционных институтов. Часто нормы здесь изложены не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. Значение переходных положений велико, т. к. они указывают, с какого времени подлежит применению та или иная норма. Особенно это важно для судов.

    «Переходным Положениям» Испанской Конституции 1978 года отводится весьма важная роль – регулирование статуса и управления автономий и автономных сообществ, представляющих собой довольно сложную проблему для унитарной и децентрализованной Испании.

    В некоторых Конституциях заключительные и переходные положения объединены в один раздел, например, в Основном законе ФРГ 1949 года ХI раздел так и называется «Переходные и заключительные положения».

    Дополнительные положения содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов. Например, в Дополнительных положениях Конституции Японии содержится процедура вступления Конституции в силу.

    Приложения имеют также важное юридической значение, например, могут содержать распределение компетенции между субъектами федерации и Союзом (Конституция Индии)4 .

    1.4 Система конституционного права .

    Конституционное право включает множество частей и элементов, среди них можно выделить основные:

    – общие конституционные принципы,

    – конституционные институты,

    – конституционные нормы.

    Общие принципы – это каркас системы Конституционного права, т.к. они определяют его сущностное начало и придают ему единую направленность. Они регулируют общественные отношения через конкретные конституционно-правовые нормы и, стало быть, сами воплощены в этих нормах. К ним относят: народный суверенитет, народное представительство, разделение властей, равноправие и т. п.

    Следует подчеркнуть все возрастающее значение установления конституционно-правовых принципов в послевоенных конституциях, заключающееся в их плюралистическом характере, с одной стороны. А с другой стороны, юридическое закрепление общенациональных ценностей конкретного государства находят свое воплощение именно в этих нормах-принципах. В этом отношении очень интересна Конституция Соединенных Штатов Бразилии 1988 года, Преамбула которой называется «Основные принципы». Статья 1 также имеет название «Основные принципы» и устанавливает их в следующем порядке: суверенитет; гражданство; достоинство индивидума; социальные ценности работы и свободное предпринимательство; политический плюрализм5 .

    Эти и другие принципы не отражают конкретных прав и обязанностей и не всегда обеспечены правовыми санкциями, но это не мешает им иметь четкую юридическую форму выражения, а, следовательно, их вполне можно применить в государственной деятельности.

    Конституционно-правовые институты – это устойчивый комплекс норм, регулирующих однородные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, например, правовой статус гражданина, формы правления, избирательное право, конституционный контроль и т.д. Это крупные институты, которые в свою очередь состоят из более частных, например, институт избирательного права включает в себя избирательный процесс, который в свою очередь включает ряд стадий: выборы, выдвижение кандидатов, агитационная кампания и т.д. Таким образом, каждый из названных процессов оформляется комплексом норм, приобретающий со временем устойчивый характер. Так складывается институт выборов, институт голосования и т.д.

    Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений.

    Внутренняя структура конституционно-правовых норм такова:

    – гипотеза,

    – диспозиция,

    – санкция.

    Гипотеза – условие применения правовой нормы, например, довольно часто можно встретить в Конституции выражение: «… когда возникает угроза целостности нации…» (гипотеза);

    Диспозиция – это часть нормы, содержащая определенное предписание, например, та часть закона, в которой сформулированы основные признаки нарушения: «…президент республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами» (диспозиция и санкция).

    Санкция – часть правовой нормы, в которой указываются правовые последствия нарушения данного закона.

    Подобное совпадение всех частей норм в одной норме и законе встречается редко. Чаще санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже не в нормах конституционного права, а уголовного, административного и т.д. Есть Конституции, ряд положений которых вообще не обеспечены санкциями. Например, в Японской Конституции 1947 года ст. 27 гласит: «все имеют право на труд», но ни в Конституции, ни в других законах условий осуществления этого права нет. В этом случае отсутствует не только санкция, но и гипотеза.

    В некоторых Конституциях нормы конституционного права обязывают государство добиваться определенных целей, однако санкций они не предусматривают. Такого рода конституционные положения не осуществляются в судебном порядке. Например, Конституция Индии 1949 года ст. 47 провозглашает: «Государство считает одной из своих первейших обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа…»6 и т. д.

    1.4.1 Классификация норм конституционного права.

    1. Исходя из функциональной направленности, нормы бывают регулятивные и охранительные. Основная часть этих норм является регулятивной, т.к. она направлена на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего носят запретительный характер.

    2. По способу воздействия на субъекты права нормы бывают управомочивающие (например, парламент осуществляют законодательную власть в стране), обязывающие (в такой норме употребляется термин «обязывать») и запрещающие.

    3. По характеру регулируемых общественных отношений различают нормы материальные (все обязаны участвовать в материальных расходах); процессуальные (одно заседание в неделю парламент отводит для ответов правительству).

    4. По действию во времени нормы бывают постоянные, временные и исключительные. В основном нормы конституционного права постоянные. Временные нормы формулируются обычно в переходных ситуациях, т.е. они регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта. Исключительные нормы устанавливаются при чрезвычайных ситуациях, такие нормы приостанавливают действие на это время постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования7 .

    1.4.2 Особенности норм конституционного права.

    Конституционные нормы отличаются от норм других отраслей права. Это отличие заключаются в следующем:

    – они регулируют наиболее широкие общественные отношения и оформляют правовые основы государства;

    – они имеют общий характер, и в них отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Так, провозглашается право отдельного субъекта, а обязанность сообщается государству в целом. Например, «государство соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства» (Конституция Италии). В конституционном праве эти меры могут отсутствовать;

    – многие нормы конституционного права имеют двухэлементную и одноэлементную структуру; чаще всего в них нет санкций, а иногда и гипотез;

    – по своей сути конституционные законы в большинстве своем являются однократными распоряжениями;

    – в первую очередь они устанавливают и определяют, а затем регулируют;

    – в романской системе конституционного права наиболее отчетливо представлен иерархический характер конституционных законов: наряду с конституционными нормами здесь присутствуют органические законы. Они определяют статус государственных органов, регулируют процедуру голосования на основе бланкетных норм, устанавливаемых высшими должностными лицами. Менее важные общественные отношения регулируются обычными законами.

    Особенностью послевоенных Конституций во многих странах стала институционализация общественно- политических институтов, в первую очередь политических партий. Это означает, что партии стали наделяться правосубъектностью. Во Франции, ФРГ, Болгарии приняты законы о политических партиях. Правосубъектностью наделаются и профсоюзы (например, в Италии). Более подробно об этом будет сказано в последующих лекциях.

    1.5 Источники конституционного права. В юридическом смысле источниками права называют те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы. Во-первых, это нормативно-правовые акты, к которым можно отнести:

    – законы;

    – нормативные акты исполнительной власти;

    – нормативные акты конституционного надзора;

    – парламентские регламенты;

    – акты местного самоуправления.

    Законы обычно принимаются законодательными собраниями; в некоторых социалистических странах (Китай) узкими постоянно действующими коллегиальными органами или народом на референдуме.

    Во-вторых, источником вполне можно считать судебный прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении аналогичных дел. Это широко применяется в странах, воспринявших англо-саксонскую правовую систему – США, Великобритания, Индия. В этих странах судьями создана целая система норм, которая именуется общим правом, в отличие от законов, принятых парламентом (статутное право – statuum – устав, положение в смысле закона). Так, в Великобритании именно судебный прецедент санкционировал институт контрасигнатуры. (Это когда министр или другое высшее должностное лицо подписывает акты, исходящие от главы государства и полностью несет за это не только юридическую, но и политическую ответственность, по принципу – «Король не может действовать один»). То, что судебный прецедент признан источником конституционного права, означает, что суды в этих странах не только решают конфликты на основе права (т.е. выполняют юрисдикционную функцию), но и осуществляют правотворческую деятельность8 .

    В-третьих, источником права выступают обычаи, хотя они существуют везде, но лишь в отдельных странах считаются источником конституционного права. Это нормы, которые нигде официально не записаны, они в течение долгого времени имеют применение и молчаливо санкционированы государством. «Это является законом, потому что так было всегда». Широкое распространение получил обычай в Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения Британской Конституции существуют именно в такой форме: «лидер партии большинства – премьер-министр» или – «палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей».

    В-четвертых, источником конституционного права могут быть международные договоры.

    В-пятых, некоторые конституционалисты полагают, что источником конституционного права могут быть и доктрины, В древние и средние века трактаты выдающихся юристов фигурировали в судах в качестве источника права.

    2. Пределы конституционного регулирования устанавливаются в каждой стране с учетом: а) традиций; б) заимствований конституционно-правового опыта у других стран; в) факторов расстановки политических сил.

    3. Конституции ХХ века (особенно второй половины) существенно отличаются от Конституций, принятых в ХУIII-ХIХ веках прежде всего тем, что в них значительную эволюцию претерпели положения: а) о правах и свободах человека и гражданина; б) о парламентской структуре и компетенции законодательной власти; в) об изменении и усложнении функций исполнительной власти; г) о развитии и расширении функций конституционного контроля.

    4. Только через призму конституционного права можно воспринять правовой образ государства как целостного явления.

    Работа над ключевыми понятиями темы:

    конституционное право как отрасль права и как наука

    конституционные соглашения

    органические законы

    конституционные законы второго уровня

    методы конституционного права

    Вопросы для самопроверки знаний:

    1. Дайте определение следующим понятиям: «Конституция», «конституционное право», предмет и метод конституционного права».

    2. Назовите основные методы конституционного права.

    3. Чем конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права?

    4. Назовите основные институты конституционного права.

    5. Охарактеризуйте структурную атрибутику любой Конституции.

    Главная > Документ

    ТЕМА 1.
    ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран Конституционное право - категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:
      как отрасль права; как наука; как учебная дисциплина.
    Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):
        народовластие; государственный суверенитет; разделение властей; форма правления; форма государственного устройства; субъекты государственной власти; способы реализации государственной власти; Избирательное право и избирательная система.
    б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):
        принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности; гарантии прав и свобод; гражданство (подданство).
    Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства. Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения. Методы:
      управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.); обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием); дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению); запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
    Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права. Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. 2. Конституционно-правовые нормы и институты Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах. Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Признаки:
      регулируют особую сферу общественных отношений; носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.); специфические источники, их содержащие (конституции и др.); учредительный характер предписаний; регулируют поведение широкого круга субъектов; своеобразие их вида; особенности их структуры.
    Классификация: 1. по степени определенности предписаний :
      диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта); императивные (строго определенное поведение субъекта).
    2. по назначению в механизме правового регулирования :
      материальные (предусматривают содержание действия); процессуальные (определяют формы реализации действия).
    3. по юридической силе :
      конституции; законы; подзаконные акты.
    4. по территориальным пределам :
      действующие на всей территории страны действующие на территории отдельных регионов; действующие на территории муниципальных образований.
    5. по времени действия :
      постоянные (не имеют определенного срока действия); временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
    Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:
      народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
    В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен). Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран. Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения. В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.). Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:
      законодательство; нормоустанавливающая деятельность правительства; выборы; референдум; порядок осуществления прав и свобод; надзор и контроль за местными органами управления и т.д.
    Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права. В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):
      народный суверенитет; разделение властей; не отчуждаемость прав и т.д.
    Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие. Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:
      достижение определенного возраста (18 лет); назначение дня выборов; образование избирательных комиссий, округов, участков; составление списков избирателей и т.д.
    Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:
      физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений; государство; государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии); органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления; органы конституционного надзора; органы местного самоуправления; депутаты центральных и местных представительных учреждений; ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
    4. Источники конституционного права зарубежных стран Источники конституционного права - различные формы выражения конституционно-правовых норм. Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать. Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы: 1. Естественное право - общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира. Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права. 2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах. Источники: 1. Конституции (основной источник); 2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы - законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.); 3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях); 4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией); 5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона); 6. Решения органов местного самоуправления; 7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем); 8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами); 9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства); 10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права.

    ТЕМА

    2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    1. Понятие и сущность конституции Понятие конституции сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институциализируется концепция конституционализма , который понимался как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были прогрессивными. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти и обладают высшей политической важностью и фундаментальностью. Даты принятия конституций в истории любого государства являются важнейшими вехами, отмечающими переломные моменты его развития. Конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах. 1. В материальном смысле - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 2. В формальном смысле - закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном и формальном смысле - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности (предписывает то, что должно быть). Фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует (реальное осуществление личностью своих прав и свобод, порядок функционирования государственной власти). Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция. В дальнейшем понятие "конституция" мы будем употреблять в формально-юридическом смысле, т.е. вести речь о законе, обладающем высшей юридической силой . Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что:
        ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов; законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре; нижестоящие по уровню правовые нормы не должны противоречить ни по существу, ни по форме нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).
    Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что она представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. Это так называемый общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Социальные функции конституции (общественное предназначение и способы его реализации): 1. Юридическая - она главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений . 2. Политическая - она определяет устройство государства, ее отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. 3. Идеологическая - она обращается к признанным в обществе ценностям (права человека , собственность, демократия, семья и т.д.) убеждая человека ради этих ценностей следовать конституционным предписаниям. Действие конституции.
      Она вступает в силу обычно с момента, указанного в ее заключительных положениях, или в сопровождающем ее принятие особом законе (реже). Иногда отдельные ее нормы начинают применяться позднее - обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.д.). Как правило, она вступает в силу на всей территории государства. Она имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей. Она, как правило, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным правом. Многие конституционные нормы имеют непосредственное действие (обычно это касается прав и свобод).
    2. Основные черты конституций зарубежных стран В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Многие из них приняты более ста лет назад. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из них обладает индивидуальными специфическими чертами (в них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран) . В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты: 1) провозглашают лозунг народного суверенитета (в этом отношении едины как старые так и новые конституции); 2) закрепляют институт частной собственности; 3) воспроизводят и закрепляют основные принципы разделения властей; 4) устанавливают и закрепляют форму правления - республику или монархию; 5) устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию (в самом тексте конституции могут отсутствовать прямые предписания об этом); 6) провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных; 7) определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем (в их число входят глава государства, правительство, парламент , а в некоторых странах и высший орган конституционного надзора). Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. При этом старые конституции (США, Норвегия, Бельгия, Аргентина, Люксембург) обычно более суммарны. Так, конституция США содержит в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны. 3. Классификация конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия конституций I. По способу объективирования основного закона (т.е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя). 1. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
        преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера); основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции); заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах). переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми). дополнительных положений (содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов). приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами - Индия).
    В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада). 2. Неписаные конституции - составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение - Великобритания и Новая Зеландия). Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. Пример - Великобритания. Ее конституция состоит из следующих основных частей. Статутное право (Сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др.). Общее право (судебное право, прецедентное право) - было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и, тем не менее, составляют важнейшую часть неписаной британской конституции. Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. (Брэктон). Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Коук. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763). II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений. 1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии :
      инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства); одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов); окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
    2. Гибкие конституции - изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия). III. По времени действия 1. Временные - имеющие ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события - Конституция Таиланда 1959 г.) 2. Постоянные - имеющие неограниченный срок действия (большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия). Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (Конституции Мексики 1917 г., Греции 1975 г.). IV. Способы принятия конституций 1. Представительным учреждением (Американская 1787 г. - конвентом (учредительным собранием - конституантой), Французская 1791 г. - Генеральными штатами (парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций. 2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов - разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом). 3. Исполнительной властью - октроирование . (Впервые - во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).

    Понятие, предмет и методы конституционного права зарубежных стран

    Основные направления и школы науки конституционного права зарубежных стран

    Основные этапы и тенденции развития конституционного права зарубежных стран

    Особенности конституционного развития стран Западной Европы на рубеже 20-21 веков

    ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    В российском правоведении термин «Конституционное (государственное) право» употребляется в трех значениях:

    1. как отрасль права. Конституционное право зарубежных стран – это отрасль права, в сферу регулирования которой входят политические отношения в рамках одной страны.

    2. как наука. Конституционное право зарубежных стран нацелено на выявление закономерностей существования вышеназванной отрасли права, ее развития, общих тенденций, характерных для всех стран, и особенностей, присущих отдельным странам. Иными словами, предметом науки конституционного права зарубежных стран является указанная отрасль права.

    3. как учебная дисциплина . Направлено на приобретение изучающими конституционного права зарубежных стран систематических знаний об этой отрасли, умений оперировать основными понятиями и институтами конституционного права.

    Предмет конституционного права включает в себя два блока общественных отношений:

    1. отношения, регулируемые конституцией – организация государственного механизма, правовой статус человека и гражданина, территориальное устройство государства и т. д.;
    2. отношения, регулируемые иными источниками конституционного права: отношения гражданства, связанные с образованием и деятельностью политических партий и иных политических общественных объединений, складывающиеся в процессе народного голосования и иных форм непосредственной демократии, связанные с осуществлением конституционного контроля и деятельностью органов местного самоуправления.


    Предмет конституционного права позволяет отделить данную отрасль права от других отраслей национальной системы права. Конституционное право определяет основы других отраслей системы права – административного, финансового, уголовного, гражданского, семейного и т. д. Это объясняется тем, что государственное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей национальной системы права (например, нормы государственного регламентируют частную собственность, являются основополагающими для гражданского права).

    В зарубежных странах относительно изучаемой отрасли применяются два названия – конституционное право и государственное право. Название отрасли избирается исходя из существующих в государстве предпочтений и под влиянием многообразных объективных факторов. В учебной литературе имеется несколько подходов к объяснению названия ведущей отрасли права:

    - разграничение наименований. При этом критерии разграничения различны:

    а) по объему (В. Е. Чиркин указывает, что содержание этих отраслей совпадает, это одна и та же отрасль, но иногда конституционное и государственное право отличаются по объему).

    б) по приоритетам. Б. А. Страшун отмечает, что название «конституционное право» избирается в тех странах, где раньше других были приняты конституции, сложился конституционный строй, характеризующийся приоритетом прав личности и их судебной защитой (США, Франция, Великобритания). В странах же, которые признают приоритет государства, отрасль права соответственно называется «государственное право» и рассматривается как отрасль публичного права (Германия, Скандинавские страны). К числу последних также относят Австрию, некоторые кантоны Швейцарии.

    В российском правоведении обоснованным считается применение обоих наименований или одного сдвоенного названия, поскольку в учебных изданиях речь идет не об отдельном государстве или группе государств, а обобщенном подходе к зарубежным странам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в настоящее время все большее число стран переходят к названию – «конституционное право».

    Еще одним способом отграничения конституционного права зарубежных стран от других отраслей права является метод правового регулирования – т. е. способ правового воздействия на общественные отношения.

    Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме существует большинство конституционно-правовых норм: «Правительство должно получить доверие палат парламента» (статья 94 Конституции Италии 1947 года). Также к числу методов конституционного права относят метод запрета («Свобода мысли и совести не должны нарушаться» (статья 19 Конституции Японии 1946 года)) и метод дозволения . Последний применяется для регулирования правового статуса личности и определения полномочий государственных органов («Кабинет министров может принять решение о созыве чрезвычайной сессии парламента» (статья 53 Конституции Японии 1946 года)).

    Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что конституционное право зарубежных стран – это основная отрасль национальной системы права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

    Конституционное право – категория многоплановая. В науке конституционного (государственного) права она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Ф. Ф. Кокошкин различал в науке государственного права "общее государственное" и "особенное государственное право", при этом под последним подразумевал "право того или другого отдельного народа" . Конституционное право как отрасль права в любом государстве является составной частью национальной правовой системы.

    Основными критериями уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, составляет предмет этой отрасли права. В разных государствах существуют различные подходы к определению предмета конституционного права. Например, в Великобритании суть предмета конституционного права заключается в урегулировании управления государством отношений граждан и государственных органов, определении их главных функций; в США – в управлении государством взаимоотношений граждан и правительства. Такой англо-американский подход воспринят в Японии и бывших английских колониях. Во Франции основным постулатом науки конституционного права является регулирование отношений политической власти и политического режима.

    Немецкие ученые различают конституционное и государственное право, при этом последнее включает все, что относится к государству, в то время как конституционное регулирует не только государственные отношения, но и общественную жизнь в целом (собственность, семья).

    В конечном счете предметом конституционного права является особый вид общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

    • а) устройства государства и организации государственной власти :
      • – народовластие;
      • – государственный суверенитет;
      • – разделение властей;
      • – форма правления;
      • – форма государственного устройства;
      • – субъекты государственной власти;
      • – способы реализации государственной власти;
      • – избирательное право и избирательная система.
    • б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством ):
      • – принципы правового статуса личности;
      • – основные права, свободы и обязанности;
      • – гарантии прав и свобод;
      • – гражданство (подданство).

    Суть конституционного права – это законодательное установление связей, отношений общества, государства, коллективов и личности на базе использования для этой цели государственной власти .

    Каждая отрасль права характеризуется совокупностью используемых сю методов. Методы конституционного права – совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

    Основными методами правового регулирования являются:

    • – управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);
    • – обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);
    • – дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);
    • – запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

    Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования, можно дать определение конституционного права.

    Конституционное право – это основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

    • Кокошкин Ф. Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 162.
    • Сравнительное конституционное право. М., 2006. С. 13.

    1. Предмет и метод конституционного права. Самостоятельность конституционного права в правовой системе любой страны обусловливается прежде всего его особым предметом регулирования. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. (См. илл.)

    Дополнительным основанием ограничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования, то есть совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

    Преобладающей формой конституционно-правового регулирования, общественных отношения является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается большинство норм конституционного права, относящихся к организации власти: "Правительство должно получить доверие палат" (ст.94 Конституции Италии 1947 г.).

    Наряду с этим в конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: "Свобода мысли и совести не должна нарушаться" (ст, 19 Конституции Японии 1946 г.).

    Конституционному праву известен также и метод дозволения, применяемый по преимуществу к регулированию статуса человека и гражданина и иногда при определении полномочий государственных органов: "Кабинет может принять решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента" (ст. 53 Конституции Японии).

    В целом конституционно-правовой метод регулирования общественых отношений основывается на властно-императивных началах. Это объясняется природой тех общественных отношений, которые попадают под воздействие норм конституционного права. Властеотношения определяют содержание значительной части, если не большинства, этих норм. В то же время немалая их часть в демократических государствах устанавливает содержание и гарантии прав человека, что означает соответствующие ограничения для государственной власти.

    Содержание конституционного права во многом определяется социальными противоречиями, борьбой классовых и иных общественных групп за свои интересы. В демократическом государстве конституционное право неизбежно представляет собой выражение социального компромисса. Что же касается формы тех или иных конституционно-правовых институтов, то она зачастую представляет собой плод субъективного выбора правящих в стране сил. Если, например, наличие в парламенте одной или двух палат чаще всего зависит от позиций заинтересованных политических сил, прежде всего политических партий, то число депутатов, скажем, в палате общенационального представительства определяется нередко просто предпочтением непосредственных составителей конституционного текста, которое может не иметь ничего общего с их политико-партийной принадлежностью.

    Различия в содержании конституций и конституционных актов, неодинаковые сферы конституционного регулирования порождают разные взгляды о предмете конституционного права в зарубежных странах.

    В юридической литературе зарубежных стран существуют различные определения действующего конституционного права. Так, в Великобритании все большее распространение получает концепция, выдвигающая на первый план в объекте конституционного регулирования функции государства, понимаемые, однако, лишь как формы его деятельности (законодательную, исполнительную и судебную). П.Дальтон и Р. Декстер заявляют, что определение конституционного права "...базируется на трех правовых и практических функциях государства: издавать законы, исполнять законы и защищать государство от внутренних и внешних угроз". Это три сферы конституционного права", причем административное право составляет подотрасль конституционного и включается в эти сферы. "Конституционное право есть система правил, регулирующих организацию и функции главных органов государства, их отношения друг с другом и индивидуальными членами государства", - заключают свои рассуждения П.Дальтон и Р. Декстер. Эти же позиции занимают С.Смит и Дж.Маршалл, а также государствоведы прежних английских колоний - нигерийский специалист по конституционному праву Н. Нвабуезе и угандийский ученый Г.Каньейхамбы.

    В целом в работах юристов - сторонников английской школы - заметна определенная социологизация исследований по конституционному праву, некоторые из них при определении данной отрасли права остаются на формалистических позициях. Так, индийский конституционалист М.С.Дж.Кагзл в своей двухтомной работе об индийской конституции пишет, что "...конституционное право - это право о создании конституции, ее содержании, толковании и изменении" . Однако содержательной характеристики предмета конституции он не дает.

    Французская доктрина отличается от английской тем, что на одно из первых мест в конституционном праве она выдвигает власть и политический режим. М.Прело писал, что конституционное право это "нормы, касающиеся установления, передачи и осуществления политической власти". С этих же позиций подходит к этому вопросу Б.Шантебу, заявляющий, что "конституция - это инструмент институционализации и ограничения власти". К.Леклерк считает, что конституционное право - это наука о власти и ее воплощении - государстве, о ее реализации в различных политических режимах, которые государство создает. И.Гюше также делает акцент на вопросах власти. Он пишет, что "конституционное право есть совокупность норм, имеющих обязательную силу, касающихся власти в государстве (ее структуры, способов приобретения, функционирования)". Правда, он говорит, что оно отражает отношения управляющих и управляемых в обществе.

    Известный интерес представляют теоретические построения некоторых итальянских ученых. Характеризуя объект конституционного регулирования, итальянский конституционалист Дж. Ди Вергетти пишет, что конституционное право, будучи правом политической действительности, представляет собой совокупность норм, направленных на регулирование политического поведения. Поскольку, говорит он, политическое поведения невозможно формализовать посредством какой-то другой отрасли права, такая формализация осуществляется в конституционном праве. Практически такой подход ведет к расширению предмета конституционного регулирования, включая, например, вопросы о политических партиях, но в целом итальянская схема объекта конституционного права мало отличается от французской.

    Своеобразный подход к объекту конституционного права существует в мусульманском праве. Традиционное мусульманское право, сложившееся в X в. (его принципы объявлены неизменяемыми), отличалось своеобразной и нечеткой структурой. Оно, разумеется, не имело особой отрасли конституционного права. Нормы, которые по современной классификации можно было бы отнести к мусульманскому конституционному праву, охватывали вопросы "вселенского суверенитета" Аллаха, отношения Аллаха и правоверных, организацию халифата, который трактовался одновременно как государство и мусульманская община - единое образование правоверных в мире.

    В сочетании ведущих (ныне канонизированных) исламских правоведов средневековья, в частности Аль-Маварди, умершего в 1058 г. (его книга "Властные нормы и управление религиозными делами" переиздана в Каире в 1973 г.), выделяется особая система "властных норм". Хотя определения данной отрасли права в книге нет, анализ ее содержания свидетельствует, что к ней автор относил нормы шариата, регулирующие вопросы обязательности халифата как особой религиозно-политической организации общества, избрание халифа, особые качества правителя и выборщиков, консультации правителя с муджтахидами, назначение халифом своего преемника, функции халифа по рассмотрению споров, вопросы организации аппарата правителя "везиря".

    В настоящее время отдельные средневековые религиозно-правовые догмы получили отражение в некоторых конституциях арабских стран и других государств. Конституции Пакистана 1956 и 1962 гг. провозглашали суверенитет Аллаха над всей вселенной, а Конституция 1973 г. содержит положение о том, что Аллах делегирует народу земной суверенитет. Есть и многие другие конституционные положения подобного рода, в том числе в конституциях Ирана 1979 г., султаната Брунея 1959 г., Коморских островов 1978 г., эмиратов Персидского залива. Таким образом, объект конституционного права в мусульманских странах расширен за счет положений, которые не встречаются в конституциях большинства других стран, хотя регулирование отношений Аллаха и народа, Аллаха и отдельных мусульман является чисто символическим. Что же касается отдельных сфер регулирования конституционного права в исламских странах, то в подавляющем большинстве из них эти сферы в настоящее время не отличаются сколько-нибудь существенно от других государств. Исключение составляют лишь те страны (Ливия, Саудовская Аравия), где нет конституции, а основным законом считается священная книга мусульман - Коран, содержащая, по преданию, проповеди пророка Мухамеда.

    Специфической особенностью конституционного регулирования в некоторых зарубежных странах является обширное законодательство военных режимов. Значительное место в этом законодательстве занимают вопросы институционализации армии как носителя государственной власти, пути создания армейским руководством новых социальных и политических структур. Это вносит определенное своеобразие в предмет конституционного регулирования в условиях военных, в том числе и национально- демократических режимов.

    Разнообразие теоретических подходов, неодинаковые сферы конституционного регулирования на практике, различная структура конституционного законодательства создают значительные сложности для определения предмета конституционного права зарубежных стран.

    В некоторых учебниках по государственному праву буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости, говориться что оно "регулирует основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового статуса личности, взятые в их единстве"(1). Аналогичная точка зрения выражена в работ пишет, что государственное право "закрепляет и регулирует прежде всего основы социально-экономической системы и политической организации общества: основы общественного строя, основы государственного строя и основы правового положения личности, взятых в единстве"(2). И.Е.Мещеряк отмечает, что государственное право закрепляет основы социально-политического строя данной страны, выражающие волю господствующего класса, обусловленную экономической структурой, базисом общества. Нужно отметить, что примерно такое же определения объекта конституционного права дается в учебном пособии Н.А.Заварнова. Он характеризует государственное право как совокупность норм права, регулирующих организацию и порядок осуществления национальной государственной власти(3).

    Таким образом, с нашей точки зрения, действующее конституционное право зарубежных стран - это ведущая отрасль права каждого государства, нормы которой в том или ином объеме регулируют основы социально-экономической структуры общества, политической системы (включая организацию государства) и правового статуса личности в единой структуре связи общество - государство - коллектив - личность.

    Это наиболее общее определение, охватывающее самые существенные объекты регулирования. Однако оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью перечень лишь основных предметов правового регулирования. Такое определение облегчит правильное понимание всего последующего материала.

    конституционный право зарубежный страна