Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Предпосылки правомерного поведения — Гипермаркет знаний. Предпосылки правомерного поведения Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной. ценностей, закрепленных правом. Психологичес

    Предпосылки правомерного поведения — Гипермаркет знаний. Предпосылки правомерного поведения Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной. ценностей, закрепленных правом. Психологичес

    Обществознание, 10 класс

    Урок № 65

    ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ

    Д.З.: § 29, ?? (с.327), задания (с.327-328)

    Повторить § 25-29, понятия

    © ред. А.И. Колмаков


    ЦЕЛИ УРОКА

    • содействовать пониманию учащимися сущности и особенности правосознания;
    • добиться осознания и обязательности выполнения правовых норм;
    • пробудить чувство правовой ответственности, продолжить правовое воспитание.

    Знать и уметь

    Знать

    - что такое правосознание;

    - каким образом взаимодействует право и правосознание;

    - что такое правомерное поведение и его признаки;

    Уметь:

    - характеризовать основные элементы правосознания;

    - объяснять предпосылки

    правомерного поведения;

    - объяснять, каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.


    Понятия, термины

    • правовое сознание;
    • правовая культура;
    • правовая культура личности;
    • правовая культура общества.

    Изучение нового материала

    • Предпосылки правомерного поведения.
    • Правосознание.
    • Правовая культура.

    Актуализация проблемы

    • Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?
    • Какие правовые знания нам нужны?
    • Кого можно назвать правокультурным человеком?

    Правосознание

    - совокупность идей, представлений,

    чувств, выражающих отношение людей

    действующему или желаемому праву.

    Правовые

    установки

    Знание

    права

    Правовая

    психология

    Правовая

    идеология


    Знание права

    • знание норм Конституции РФ;
    • знание содержания наиболее важных

    федеральных законов;

    • понимание сущности правовых учений и доктрин;
    • ориентирование в иерархии нормативно-

    правовых актов;

    • наблюдение посредствам СМИ за деятельностью

    законодательных органов и др.

    Наличие

    юридической

    подготовки

    Жизненный

    опыт

    Место

    работы

    Уровень

    образования

    интересы


    Правовая идеология

    - отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения

    определенной системы ценностей.

    Ценности публичного

    характера

    Общечеловеческие

    личностные ценности

    • демократия;
    • законность;
    • правопорядок;
    • политический плюрализм;
    • идеологический плюрализм
    • жизнь;
    • честь;
    • достоинство;
    • свобода личности;
    • правовая безопасность;
    • социальная защищенность.

    и др.

    Формирование основополагающих идей, принципов правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.


    Правовая психология

    Чувства, эмоции, в которых выражается отношение

    к праву и законам.

    Оценки права

    Правовые идеи

    Правовые установки

    -определенное психологическое состояние человека,

    сформированное условиями его жизни, воспитанием,

    в том числе правовым, основанное на принятии

    ценностей, закрепленных правом. Психологическая

    готовность личности к соблюдения норм права.


    Правосознание (по уровню знаний)

    Обыденное

    Научное

    Профессиональное

    Характерно для

    ученых-юристов ,

    которые на глубоком

    теоретическом

    уровне

    анализируют

    право.

    Правосознание

    юристов, которые

    обладают глубокими

    знаниями в

    юриспруденции.

    Уровень

    правосознания

    обычного человека ,

    который

    не обладает

    какими-либо

    особыми

    познаниями

    в праве.


    Правосознание (по числу)

    Общественное

    Групповое

    Индивидуальное

    Формируется

    в обществе .

    Формируется в

    отдельных

    социальных группах .

    Формируется у

    конкретного

    индивида .

    Право

    Правосознание

    • правосознание влияет на правотворчество, а

    правотворчество влияет на содержание норм;

    • правосознание учитывается в ходе

    правоприменения;

    • уровень правосознания общества способствует

    соблюдению и исполнению права;

    • право формирует правосознание каждого,

    способствуя внедрению в сознание правовых идей.


    Правовая культура

    -особое социальное явление, качественно

    характеризующее правовое состояние как отдельной

    личности, так и общества в целом.

    Правовая культура

    общества

    Правовая культура

    личности

    Отражает обеспечение прав

    и свобод человека,

    безопасность личности,

    является гарантом её

    правовой защиты и

    гражданской активности.

    Отражает степень и характер

    развития личности, которые

    выражаются в уровне

    правомерности её деятельности.

    Правовая активность,

    т. е. умение

    эффективно

    использовать

    правовые

    средства для

    достижения целей

    Привычка к

    правомерному,

    законопослушному

    поведению

    Правовая культура

    граждан

    Правосознание

    человека


    Функции правовой культуры

    Нормативно-

    ценностная

    Регулятивная

    Познавательная

    Теоретическое

    осознание

    и обоснование

    необходимых

    мероприятий по

    формированию

    правового государства,

    организация их

    проведения.

    Обеспечение

    устойчивого,

    слаженного и

    эффективного

    функционирования

    всех элементов

    правовой системы и

    общества в целом.

    Оценочное отношение

    личности к цели и

    результатам правовой

    деятельности,

    изучение этого

    отношения.

    Коммуникативная

    Прогностическая

    Регулирование

    общения граждан

    в правовой сфере .

    Анализ тенденций,

    характерных для

    правовой системы

    общества.


    Черты современной правовой культуры

    • определяющее значение прав и свобод человека и гражданина

    в правовой организации общества;

    • утверждение в массовом правосознании чувства уважения

    к закону и правопорядку;

    • правовая активность граждан в осуществлении своих прав;
    • активная законотворческая, правозащитная и

    правоприменительная деятельность всех звеньев государства.

    Правовой нигилизм

    (от лат. Nihil – ничто, ничего) – полное отрицание всего

    • недооценка или отрицательная оценка роли права;
    • неуважение к праву;
    • пренебрежение к праву.

    Государственный

    Личностный

    Правонарушения


    Правовое воспитание

    Юридическая

    практика

    Правовое

    просвещение

    Самовоспитание

    Личный опыт,

    самообразование,

    собственный

    анализ правовых

    явлений.

    Передача

    юридической

    информации, знаний

    посредством участия

    граждан в

    правоприменительной

    деятельности.

    Распространение

    идей и правовых

    требований среди

    населения

    телевидением,

    радио, создание

    компьютерных баз

    данных.

    Предотвращение правового нигилизма


    Правомерное поведение

    Поведение, соответствующее правовым

    нормам, не нарушающее их.

    Ограничено

    установленными

    правовыми

    нормами.

    Полезно для

    общества, не

    противоречит

    его интересам

    и целям.

    Осуществляется

    на добровольном

    и осознанном

    основании.

    Распространено

    среди

    большинства

    населения.

    Необходимое

    (желательное)

    поведение

    Социально

    допустимое

    правомерное

    поведение

    Дееспособные

    лица

    Недееспособные

    и невменяемые

    Частичная

    дееспособность

    (с 14 до 18 лет)

    Полная

    дееспособность

    (18 лет)


    Виды правомерного поведения

    Маргинальное

    правомерное

    поведение

    Социально

    активное

    Конформистское

    поведение

    Соответствует

    правовым

    предписаниям, но

    находится под

    воздействием

    государственного

    принуждения,

    продиктовано

    страхом перед

    наказанием.

    Подчинение

    правовым

    предписаниям без их

    глубокого и

    всестороннего

    осознания, без

    высокой правовой

    активности.

    Высшая форма

    правомерного

    поведения.

    Соответствующая

    высокому уровню

    правосознания и

    правовой культуры,

    ответственности и

    добровольности.


    Предпосылки формирования правомерного поведения

    Социальные

    Юридические

    Психологические

    Социальная среда

    оказывает влияние

    на людей,

    действующих в ней.

    Осознание

    юридических прав

    и обязанностей,

    усвоение

    юридических

    норм личностью.

    Должны

    существовать

    определенные

    правовые

    отношения .

    Правовые

    зависимости

    Правовые

    связи


    Практические в ыводы

    • существование права неразрывно связано с волей и сознанием людей;
    • требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, не станут правилом поведения, пока не пройдут через волю и сознание человека, им следуемого;
    • воздействие права на общеобязательные отношения осуществляется через волю и сознание человека;
    • предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность ;
    • правомерное поведение опирается на развитые правосознание и правовую культуру , которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого;
    • высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения .


    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    ИСТОЧНИКИ

    • Баранов П. А. Обществознание: полный справочник. - М. 2011.
    • Боголюбов Л. Н. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: 2006.
    • Махоткин А. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: 2011.
    • Терентьева Г. Г. Краткий словарь обществоведческих терминов. – Чебоксары: 2008.

    Презентация" Предпосылки правомерного поведения" составлена к материалу учебника "Обществознание" 10 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова.В материале представлены следующие вопросы: понятие"правосознание",структура и уровни правосознания, правовая культура и её функции,виды правомерного поведения,правовой нигилизм.Презентация использовалась на уроке при изучении материала главы 3 .

    Скачать:


    Подписи к слайдам:

    У
    ровни правосознания
    стр.219
    научное
    профессиональное
    обыденное
    Правовая
    культура и её функции
    Правовая культура личности- часть общей культуры, уровень знания права и уважительное отношение к нему.
    Правовая культура общества- уровень развития правосознания и правовой активности
    Причины правового нигилизма
    Субъективистский
    подход
    Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона
    падает.
    Объективистский
    подход
    Примером объективистского подхода в рамках изучения правового нигилизма и правовой культуры служит концепция «географического детерминизма», согласно которой «необъятные пространства» России обуславливают искажение в России правового
    сознания
    .
    Домашнее задание
    Вопросы и задания стр.228, мини –исследование «Уровень правосознания старшеклассников нашей школы»
    Обсудим высказывание
    « Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой»

    Ф.Ламенне
    1782-1854),французский философ
    Пути преодоления правового нигилизма:
    повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания;
    совершенствование законодательства;
    профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений;
    упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины;
    уважение и всемерная защита прав личности;
    массовое просвещение и правовое воспитание населения;
    подготовка высококвалифицированных кадров юристов;
    Структура правосознания
    стр.218
    правосознание
    Знание права
    Правовая идеология
    Правовая психология
    Правовая установка
    Взаимодействие права и правосознания
    1.правосознание влияет на правотворчество
    (учёт уровня правосознания населения)
    2.правосознание учитывается в ходе
    правоприменения
    (решение судьи = закон +правосознание)
    3.уровень правосознания способствует соблюдению закона
    Приведите примеры из своего собственного опыта.
    Формы выражения правового нигилизма
    1
    ) прямые преднамеренные нарушения действующих
    закoнов
    2) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
    3) издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых
    актoв
    ;
    4) подмена
    закoнности

    политической и идеологической целесообразностью
    ;
    5) конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях;
    6) нарушения прав человека
    Обсудим высказывание:
    «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли ему нужна информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»

    Ж.Карбонье
    , французский юрист
    Презентацию выполнила учитель истории и обществознания Берёзовской СОШ
    Нижнеингашского
    района Красноярского края
    Майорова
    Л.Н.
    Предпосылки правомерного поведения
    Правовой нигилизм
    Правовой нигилизм
    (от лат.
    Nihil
    - ничто, ничего) - отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения
    людей.
    Правовой
    нигилизм может быть активным или
    пассивным; бытовым
    , связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с
    правом,
    но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и властные структуры.
    Выскажите свою точку зрения:
    Известный юрист
    Сергей Алексеев
    так говорил о правовом нигилизме в России:
    «О правовом нигилизме много говорят на самом высоком уровне, а я бы сказал жестче: мы сталкиваемся с тотальной недооценкой права. Именно с этим связаны все трудности, переживаемые нашим обществом. Стремление произвольно перекраивать существующую юридическую систему, манипулирование правовой материей приводят к крупным политическим и социально-экономическим просчетам, а то и к катастрофическим последствиям».
    Правосознание- это отношение людей к праву
    Какими с вашей точки зрения должны быть законы?
    Какие законодательные акты РФ соответствуют вашему представлению о законах?
    Дайте определения понятиям:
    Правовая идеология-отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения ценностей.
    Правовая психология- чувства и эмоции, выражающие отношение к праву.
    Правовая установка-готовность к соблюдению норм права
    Предпосылки формирования правомерного поведения
    Юридические: правовые связи и зависимости
    Психологические: осознание необходимости правомерного поведения
    Социальные: влияние определённой социальной среды
    Личностные: правовое воспитание
    Основные вопросы для изучения
    1.Правосознание
    2.Структура правосознания и уровни правосознания
    3.Правовая культура и её функции
    4.Правомерное поведение
    Черты современной Правовой культуры
    Определяющее значение прав и свобод в правовом обществе
    Утверждение в сознании чувства уважения к закону и правопорядку
    Правовая активность граждан
    Правозащитная и правоприменительная деятельность государства
    Виды правомерного поведения стр.225
    Дайте определения понятиям:
    Правовая
    идеология
    Правовая
    психология
    Правовая
    установка
    Причины правового нигилизма в российском обществе:

    Недостатки проводимых преобразований
    Незавершённость правовой реформы
    Неэффективная работа государственных органов
    Нарушение законодательства
    Коррупция и проблемы в борьбе с преступностью
    Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые бы не противоречили нормам права и общественной пользе, как воплотить эти образцы в повседневную жизнь.
    Попробуем выяснить, что же необходимо для того, чтобы наше поведение стало правомерным.
    Определите, к какому уровню правосознания можно отнести каждое из высказываний?

    «Депутаты ГД используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований»
    Чтобы навести порядок в стране, надо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь»
    «Основной ценностью правового государства признаются права человека и его свободы»
    Функции правовой культуры стр.222
    Познавательная
    Коммуникативная
    Регулятивная
    Прогностическая
    Нормативно-ценностная
    Проиллюстрируйте примерами данные функции
    Правомерное поведение- это поведение, соответствующее правовым нормам.

    Работая с текстом на стр.224 выпишите основные признаки правомерного поведения.
    Оцените свое поведение, исходя из принципов правомерности.
    Использованные материалы
    Обществознание 10 класс М,Просвещение,2015 §
    21
    mypresentation.ru
    www.metod-kopilka.ru
    urss.ru
    fullref.ru
    https://ru.wikipedia.org/wiki
    http://jurkom74.ru
    animalharness.com

    Во все времена общество стремилось создать образцы поведения, которые не противоречили бы нормам права и общественной пользе. Но почти всегда оно сталкивалось с проблемой: как воплотить эти образцы в реальную жизнь, сделать их нормой для данного общества? Выясним, что необходимо для того, чтобы поведение каждого из нас можно было назвать правомерным.

    Правосознание

    Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

    Правоведы считают, что каждая личность должна быть свободной в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять свой выбор поведения. Каждый человек обладает правосознанием.

    Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, представление о том, какими должны быть хорошие, справедливые, необходимые законы, на каких принципах, идеях они должны строиться. С другой стороны, одобрение или неодобрение вновь принятых законов, конкретных проектов нормативных актов и т.п. Так, законодательство о ветеранах вызывает положительное отношение тех, у кого за плечами большой и трудный жизненный путь. Установленные в законе льготы и гарантии воспринимаются как забота о тех, кто так много сделал для Отечества, но уже не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно.

    Итак, правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

    Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. Объём этой информации зависит от жизненного опыта, интересов, уровня образования, наличия общеобразовательной или профессиональной юридической подготовки, места работы человека.

    В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное .

    Правовые знания на уровне обыденного правосознания ограничены личным опытом и житейскими представлениями. Такие знания имеют фрагментарный, часто поверхностный характер. Профессиональное правосознание включает в себя специальные юридические знания, которые проявляются в умении грамотно применять правовые нормы и качественно выполнять ту или иную работу в сфере права. Содержание научного правосознания составляют глубокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. (Подумайте, учитывает ли данная классификация все уровни правосознания. К какому уровню вы могли бы отнести правосознание учащегося средней школы, который изучает право на уроках? А выпускника школы, колледжа, неюридического вуза?)

    Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности : жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера : демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д. Именно на основе этих ценностей и формируются основополагающие идеи, принципы правосознания, которые должны стать и становятся принципами права в результате правотворчества.

    В то же время необходимо помнить, что правосознание формируется в конкретных социальных условиях, отражает ценности, признанные в обществе, на которые ориентируется общество в целом или отдельные его социальные группы и классы. Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

    Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом. Правовая установка - это психологическая готовность личности к соблюдению нормы права. Антиправовая установка основана на неприятии ценностей, утверждаемых правом. Она отражает предрасположенность к нарушению права.

    Правосознание может выступать в виде правосознания индивидуального (личное отношение человека к праву), группового (отношение к праву различных социальных групп: государственных служащих, должностных лиц, молодёжи, крестьян и т. п.), общественного (правосознание всего общества).

    Давайте разберёмся, как взаимодействуют право и правосознание.

    Во-первых, правосознание оказывает влияние на право- творчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

    Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания. Так, например, согласно закону, судья решает дело, руководствуясь конкретной статьёй закона и собственным правосознанием.

    В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

    В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

    Подробное решение параграф § 21 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

    Что заставляет человека действовать в соответствии с нормами права?

    Какие правовые знания нам нужны?

    Правовые знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях.

    Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

    Кого можно назвать правокультурным человеком?

    Правовая культура личности предполагает:

    1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

    2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

    3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, то есть поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

    Вопросы и задания к документу

    1. Какие черты правосознания отмечает И. А. Ильин?

    Главным образом в тексте отмечаются такие черты правосознания, как ответственность за свои поступки, готовность соблюдать даже те законы, назначение которых человеку не слишком ясно.

    2. Объясните, каким образом человек может принимать участие в правовой жизни общества.

    Человек соблюдает законы, оставаясь свободным в их рамках, возможно, сам их совершенствует.

    3. Какой новый по сравнению с текстом учебника аспект раскрыл автор в характеристике правосознания? В чём вы видите особую ценность этого аспекта?

    Во всех этих положениях человек призван к тому, чтобы добровольно вменить себе законы своего государства, стараться верно понимать их и повиноваться им по чувству свободно признанной обязанности.

    Вопросы

    1. Что такое правосознание?

    Правовое сознание (или правосознание) - это отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.

    Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

    2. Охарактеризуйте основные элементы правосознания.

    Правосознание складывается из знания права, правовой идеологии, правовой психологии и поведенческого элемента (установок).

    Знание права включает в себя знание норм Конституции РФ, содержания наиболее важных федеральных законов, в том числе основных положений отраслевых кодексов; понимание сущности правовых учений; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; наблюдение посредством СМИ за деятельностью законодательных органов, а также информированность о новейших нормативно-правовых актах. В зависимости от уровня знаний правосознание подразделяется на обыденное, профессиональное и научное.

    Правовая идеология - это отношение к правовым знаниям, их оценка с точки зрения определённой системы ценностей. Она отражает то, каким должно быть право с точки зрения справедливости, какие ценности должно утверждать и охранять право, какие цели имеет право и какими правовыми средствами они должны достигаться. Очевидно, что в правовых идеях воплощены общечеловеческие личностные ценности: жизнь, честь, достоинство, свобода личности, её правовая безопасность и социальная защищённость, а также ценности публичного характера: демократия, законность, правопорядок, политический и идеологический плюрализм и т. д.

    Правовая психология - это чувства, эмоции, в которых выражается отношение к праву и законам. Они складываются на основе оценок права. В основе оценок лежат правовые идеи, представления о том, какими должны быть справедливые законы, эффективные в достижении определённых целей и в утверждении определённых ценностей.

    Поведенческий элемент правосознания проявляется в правовых установках. Правовая установка - это определённое психологическое состояние человека, сформированное условиями его жизни, воспитанием, в том числе и правовым, основанное на принятии ценностей, закреплённых правом.

    3. Каким образом взаимодействуют право и правосознание?

    Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. Принимая нормативные акты, законодатель обязан учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населения, воплощать господствующие в обществе правовые идеи в законах.

    Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учётом правосознания.

    В-третьих, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки) способствует соблюдению и исполнению права. При развитом правосознании легче и правильнее оцениваются те или иные правовые явления.

    В свою очередь, право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.

    4. Каковы основные функции правовой культуры?

    Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

    Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающих нашу жизнь более стабильной.

    Нормативно-ценностная функция правовой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие подвергаются критическому анализу.

    Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

    Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

    5. Что такое правомерное поведение? Каковы его признаки?

    В юридической науке под правомерным поведением понимают поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом. Можно отметить следующие признаки правомерного поведения:

    Правомерное поведение ограничено установленными правовыми нормами. Оно совпадает с нормами права, не противоречит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нём реализуются нормы права;

    Правомерное поведение полезно для общества, оно не противоречит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необходимое (желательное) и нежелательное, но социально допустимое правомерное поведение;

    Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании. Вот почему закон исключает из числа лиц, способных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых;

    Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает различного отношения людей к праву), в противном случае (массового нарушения правовых норм) общество перестало бы нормально функционировать (что обычно имеет место при революциях, гражданских войнах или других социальных катаклизмах).

    6. На основе чего формируются мотивы поведения человека в правовой сфере?

    Социально активное поведение - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности.

    Конформистское поведение основано на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокой правовой активности.

    Маргинальное правомерное поведение тоже соответствует правовым предписаниям, но находится под воздействием государственного принуждения, продиктовано страхом перед наказанием.

    Мотивом совершения правомерных действий может быть и личный интерес, стремление удовлетворить определённые потребности. Например, именно для этих целей заключаются договоры и совершаются сделки.

    7. Каковы предпосылки правомерного поведения?

    Прежде всего речь идёт о юридических предпосылках: должны существовать определённые правовые отношения (правовые связи и зависимости). Именно они и вызывают к жизни фактическое правомерное поведение участников.

    Но правовые акты, документы, нормы, прежде чем воплотиться в правомерном поведении конкретных граждан, должны пройти через их сознание и волю. Таким образом, можно говорить о психологических предпосылках. Человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить своё поведение.

    Значение социальных предпосылок состоит в том, что люди всегда действуют в определённой социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние. Ведь мы с вами являемся участниками множества социальных связей, каждая из которых в определённой мере влияет на поведение человека.

    Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность.

    8. Каково соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры?

    Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания общества и отдельной личности определяет правовую культуру всего общества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.

    Задания

    1. Согласны ли вы с мнением французского юриста Ж. Карбонье: «Если человек обладает развитым правосознанием, то так ли уж нужна ему информация о законе? При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным»?

    Если человек осознает, насколько необходимы, обоснованы, справедливы требования правовых норм и полезно его поведение, то своими поступками он приближает социально полезный результат. В таком случае можно говорить о его сознательном отношении к праву и своему поведению.

    2. К какому уровню правосознания можно отнести каждое из следующих высказываний?

    - «Депутаты Государственной Думы используют свою неприкосновенность, чтобы обезопасить себя от судебных преследований». – профессиональное правосознание.

    - «Чтобы навести порядок в стране, необходимо расширить список преступлений, за которые назначается смертная казнь». – обыденное правосознание.

    - «Основной ценностью правового государства признаются человеческая личность, её достоинство, права и свободы». – научное правосознание.

    3. Выполняя письменную работу на тему «Правомерное поведение», большинство учащихся написали, что хороший гражданин не должен следовать закону, который нарушает права человека. А что по этому поводу думаете вы? Считаете ли такое поведение правомерным? Если нет, то почему?

    Законы должны быть такими, чтобы люди могли им следовать. Законы должны соответствовать устоявшимся традициям и обычаям, если последние не противоречат правам и обязанностям человека. Законам нужно подчиняться в любом случае. Если законы не правомерны, то государство не является правовым.

    Правомерное поведение - поведение, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их. Такое поведение, как правило, имеет общественную пользу, одобряется обществом.

    Можно отметить следующие признаки правомерного пове­дения:

    Правомерное поведение ограничено установленными пра­вовыми нормами, т.е. совпадает с нормами права, не противоре­чит им, соответствует правовым предписаниям, не запрещается правовыми нормами.

    Правомерное поведение полезно для общества, не противо­речит его интересам и целям. В связи с этим выделяют необхо­димое (желательное) и социально допустимое правомерное поведение (к нежелательным, но тем не менее социально допус­тимым явлениям можно отнести неучастие граждан в голосовании или супружеские разводы);

    Правомерное поведение осуществляется на добровольном и осознанном основании (закон исключает из числа лиц, способ­ных действовать правомерно, недееспособных и невменяемых). Дееспособностъ (способность человека своими действиями осуществлять права и обязанности) связана с психическими и возрастными качествами человека и зависит от них. Выделяют полную (с 18 лет) и частичную (с 14 до 18 лет) дееспособность);

    Правомерное поведение должно быть распространено среди большинства населения (что не исключает их различное отношение к праву), в противном случае (массового нарушения пра­вовых норм) общество перестало бы нормально функциониро­вать (что обычно имеет место в периоды революций, граждан­ских войн или других социальных катаклизмов).

    В зависимости от главного мотива выделяют следующие виды правомерного поведения.

    Социально активное - высшая форма правомерного поведения, соответствующая высокому уровню правосознания и пра­вовой культуры, ответственности и добровольности.

    Оно характеризуется осознанной и целенаправленной дея­тельностью личности ради достижения какого-либо социально полезного результата (так, например, в трудовой деятельности поведение работника будет определяться как социально актив­ное, если он соблюдает правила внутреннего трудового распо­рядка, техники безопасности, вносит рационализаторские пред­ложения, активно отстаивает свои социально-трудовые права и права других работников).

    Конформистское поведение - поведение, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всесто­роннего осознания, без высокой правовой активности (человек подчиняет свое поведение праву лишь потому, что так делают все, такое поведение типично для социальных групп с недоста­точно развитыми правовой культурой и правосознанием, напри­мер, для несовершеннолетних).

    Конформистское поведение определяется и как пассивное поведение личности. Пассивное поведение остается в рамках права, но оно не соответствует его целям. Там, где должны быть получены позитивные результаты, личность не стремится их достичь. Например, не предпринимает попыток реализовать свое право на труд, приобрести профессию или специальность, уклоняется от вступления в брак, не участвует в выборах в Го­сударственную думу, органы местного самоуправления.


    Маргинальное (пограничное) правомерное поведение - пове­дение, соответствующее правовым предписаниям, но находя­щееся под воздействием государственного принуждения, про­диктованное страхом перед наказанием.

    Маргинальное (пограничное) правомерное поведение людей соответствует действующим нормам права, но их правовое соз­нание находится в противоречии с этими нормами. В рамках за­конности людей удерживает боязнь быть привлеченными к юридической ответственности, строгости наказания, обществен­ного осуждения.

    Маргинальный тип поведения характерен для лиц с низким уровнем доходов, репатриантов.

    Предпосылки формирования правомерного поведения:

    1) должны существовать определенные правовые отношения {правовые связи и зависимости) - юридические предпосылки;

    2) психологические предпосылки - человек должен осознать свои юридические права и обязанности, усвоить юридические нормы и в соответствии с этим построить свое поведение;

    3) социальные предпосылки - люди всегда действуют в оп­ределенной социальной среде, которая оказывает на них самое разнообразное влияние (социальные связи в определенной мере влияют на поведение человека).

    Существование права нераздельно связано с волей и созна­нием людей. Требования общественной жизни, выраженные в качестве юридических норм, сами по себе не станут правилом поведения до тех пор, пока они не пройдут через волю и созна­ние человека, им следующего. В то же время и воздействие са­мого права на общественные отношения также осуществляется через волю и сознание человека.

    Предпосылкой правомерного поведения служит понимание людьми справедливости и полезности правовых установлений, социальная зрелость и юридическая грамотность. Правомерное поведение опирается на развитое правосознание и правовую культуру, которые позволяют отличить допустимое поведение от недопустимого. Высокий уровень правосознания в обществе и отдельной личности определяет правовую культуру всего об­щества, способствует выработке и распространению правомерного поведения.