Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Предприятие использует контейнерные азс нормативные требования. Проектирование азс и типовые проекты. Модификации контейнерных автозаправок

    Предприятие использует контейнерные азс нормативные требования. Проектирование азс и типовые проекты. Модификации контейнерных автозаправок

    Контейнерная автозаправочная станция - КАЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие. Система нормативных документов Государственной противопожарной службы МВД России

    НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ
    АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ КОНТЕЙНЕРНОГО (БЛОЧНОГО) ИСПОЛНЕНИЯ. ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    НПБ 102-95 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МВД РОССИИ

    РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России и ВИПТШ МВД России.
    УТВЕРЖДЕНЫ Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
    ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 31 января 1995 г. № 5.
    Дата введения в действие 1 марта 1995 г.
    СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 29.12.94 г. № 13/377).

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1. Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности при проектировании, изготовлении и размещении контейнерных (блочных) автозаправочных станций (далее КАЗС) с наземным расположением резервуаров для топлива (нефтепродуктов) и являются обязательными для исполнения всеми предпри­ятиями, учреждениями, организациями и юридическими лицами не зависимо от ведомственной принадлежности, вида деятельности и формы собственности.

    1.2. При проектировании КАЗС наряду с настоящими нормами необходимо руководствоваться другими нормативными докумен­тами, утвержденными в установленном порядке.

    1.3. КАЗС до начала их выпуска должны иметь соответствую­щую техническую документацию (ТУ, паспорт, инструкцию по эк­сплуатации и т.п.), согласованную с ГУГПС МВД России, утвер­жденную и зарегистрированную в установленном порядке.

    1.4. Общая вместимость резервуаров для хранения топлива, размещаемых на территории КАЗС, должна быть:

    • при размещении КАЗС в городах и других населенных пунктах не более 40 м3;
    • при размещении КАЗС за пределами населенных пунктов не более 60 м3.
    1.5. КАЗС подразделяются на два типа: тип А - более 500 заправок в сутки при общей вместимости резервуаров от 20 до 60 м3; тип Б - до 500 заправок в сутки при общей вместимости резервуа­ров менее 20 м3.

    1.6. Здания КАЗС должны быть одноэтажными I, II или IIIа степеней огнестойкости. Навесы над местами заправки автомобилей, размещения насосного оборудования (при его наружном ис­полнении) должны выполняться из негорючих материалов.

    1.7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства КАЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93 «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства».

    1.8. На территории КАЗС следует размещать только здания, сооружения и оборудование, предназначенные для технологичес­кого обеспечения заправки автомобилей (блоки хранения топлива и операторной, раздаточный колонки, мусоросборники, насосы и другое инженерное оборудование).

    Здание операторной должно быть отдельно стоящим. Допуска­ется в здании (блоке) операторной предусматривать помещения для хранения и продажи горючесмазочных материалов (масла, тормоз­ные жидкости и т.п.) в мелкой заводской расфасовке, автозапчас­тей.

    На территории КАЗС, расположенных за пределами населен­ных пунктов, могут быть размещены отдельно стоящие киоски и павильоны по продаже продовольственных и других сопутствую­щих товаров. Расстояния от зданий КАЗС до киосков следует при­нимать в соответствии с таблицей настоящих норм. Не допускает­ся на территории КАЗС размещать здания и сооружения общес­твенного питания с использованием в технологии открытого огня (шашлычные и т.п.).

    1.9. Категории взрывопожарной и пожарной опасности поме­щений КАЗС определяются по ОНТП 24-86* «Общесоюзные нор­мы технологического проектирования. Определение категорий по­мещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности».

    1.10. КАЗС должны оснащаться топливораздаточными колон­ками и другим технологическим оборудованием, разрешенными к применению на территории России и имеющими сертификат соот­ветствия.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

    2.1. КАЗС следует размещать на обособленном участке. При этом необходимо предусматривать функциональное зонирование территории КАЗС на: подъездную территорию (зону), территорию (зону) КАЗС, территорию (зону) мусоросборника.

    В зону мусоросборника должен быть предусмотрен обособлен­ный подъезд.

    2.2. Площадка КАЗС должна располагаться преимущественно с подветренной стороны жилой застройки по «розе ветров».

    2.3. Схему движения автотранспорта по территории КАЗС сле­дует принимать односторонней с раздельными подъездными доро­гами.

    2.4. Следует предусматривать обрамление территории КАЗС ограждением высотой не менее 200 мм. На въезде и выезде с территории КАЗС необходимо выполнять повышенные участки на дорогах высотой не менее 200 мм.

    2.5. На территории КАЗС должны быть предусмотрены мероп­риятия по ограничению розлива нефтепродуктов.

    2.6. Площадка КАЗС должна иметь общий уклон к месту расположения резервуара - сборника нефтесодержащих стоков. Вы­воз нефтесодержащих отходов и мусора должен быть централизо­ван.

    2.7. Минимальные расстояния от КАЗС до зданий, сооружений и других объектов, не относящихся к комплексу КАЗС, определя­ются в зависимости от типа станций и принимаются по таблице (минимальное расстояние варьируется от 15 до 100 метров)

    Примечания: 1. Расстояния следует определять от резервуаров блока хранения топлива и/или раздаточных колонок до границ земельных участков дет­ских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, ле­чебных учреждений со стационаром или до окон жилых и общественных зданий другого назначения.

    2. Расстояние от КАЗС до воздушных линий электропередачи принимается по ПУЭ.

    3. Расстояния от КАЗС до складов лесных материалов, технологических установок и других объектов, не указанных в таблице, определяются по СНиП 2.11.03-93.

    4. Расстояния до жилых и общественных зданий I и II степеней огнестойкос­ти, указанные в таблице, допускается уменьшать не более чем на 25 %.

    5. Не допускается размещение КАЗС под железнодорожными и автомобиль­ными мостами.

    2.8. При размещении КАЗС на территории автотранспортных, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий расстояние от блока резервуаров до производственных зданий и сооружений этих предприятии I, II, III и IIIа степеней огнестойкости должно быть не менее 12 м, до зданий и сооружений IIIб, IV, IVа и V степеней огнестойкости - 18 м, до административных и бытовых зданий предприятий - 25 м, до открытых площадок и навесов хранения автомобилей и другою подвижного состава - 18 м (расстояния до зданий не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону КАЗС, глухая противопожарная), до оси внутренних железнодорожных путей предприятия - по таблице, до края проезжей части автомобильных дорог предприятия - 9 м.

    2.9. Расстояния между зданием (блоком) операторной и блока­ми для хранения топлива КАЗС типа А следует принимать не ме­нее 9 м, а для КАЗС типа Б - в соответствии с техническими условиями на КАЗС.

    2.10. Покрытие проездов на территории КАЗС и площадок для слива топлива в резервуары должно проектироваться стойким к воздействию нефтепродуктов, с уклонами в сторону дренажных лотков сбора стоков в дренажную емкость или производственно-ливневую канализацию КАЗС.

    Территория обособленной площадки слива должна быть спланирована таким образом, чтобы при проливах топлива из автоцистерн или резервуаров (при переполнении), оно не могло растекать­ся на остальную территорию КАЗС и территории прилегающих объектов, в том числе дорог.

    2.11. Для проезда автоцистерн к местам слива нефтепродуктов необходимо предусматривать независимый проезд шириной не менее 3,5 м.

    3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ, КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ КАЗС

    3.1. Резервуары для нефтепродуктов необходимо изолировать друг от друга перегородками из несгораемых материалов. Отсек раз­мещения насосов для перекачки топлива из топливозаправщиков следует отделять от резервуаров противопожарной перегородкой I типа.

    3.2. Блок хранения нефтепродуктов должен быть обеспечен лестницей для подъема на кровлю резервуаров.

    На кровле резервуаров следует предусматривать площадку для обслуживания резервуаров с нескользящим настилом и металли­ческим ограждением.

    3.3. В блоке хранения под резервуарами должна быть предусмотрена емкость для сбора аварийного пролива нефтепродуктов вместимостью не менее объема наибольшего из резервуаров в бло­ке.

    3.4. Один из выходов (если их более одного) из операторного блока КАЗС следует предусматривать в сторону, противоположную площадкам с раздаточными колонками и резервуарами с топливом.

    3.5. Все здания и помещения должны быть обеспечены сред­ствами пожаротушения в соответствии с требованиями ППБ 01-93 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации».

    3.6. Сливать топливо в резервуары из топливозаправщиков сле­дует при отсутствии других автомобилей на территории КАЗС.

    3.7. Резервуары должны быть оборудованы приборами, не допускающими перелив нефтепродуктов при заполнении резервуаров.

    3.8. Конструкции резервуаров должны предусматривать возмож­ность очистки от остатков хранимого топлива, проветривания и де­газации при их ремонте.

    3.9. Электрооборудование зданий и помещений должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ.

    3.10. Блоки КАЗС должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом звукового или светового сигна­ла в места с круглосуточным пребыванием людей и на фасадную часть операторного блока.

    При оборудовании КАЗС охранной сигнализацией следует предусматривать совмещенную охранно-пожарную сигнализацию.

    3.11. Операторный блок должен быть обеспечен естественной вентиляцией.

    3.12. Здания КАЗС следует оборудовать молниезащитой с уче­том местных условий и в соответствии с требованиями «Инст­рукции по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87».

    3.13. Резервуары, продуктопроводы и технологическое оборудо­вание должны быть присоединены к заземляющему контуру для за­щиты от зарядов статического электричества. На контуре следует предусматривать устройство для заземления автомобилей-топливо-заправщиков при сливе нефтепродукта. Все соединения токоотводов и заземляющих устройств должны быть сварными.

    3.14. Электрооборудование КАЗС следует выполнять взрывозащищенным.

    3.15. На участках трубопроводов газоуравнительной системы меж­ду резервуарами, на выходе трубопроводов дыхательной системы и у мест их подсоединения к резервуарам следует предусматривать установку огнепреградителей.

    3.16. Для перекрытия трубопроводов подачи топлива к топливораздаточным колонкам следует предусматривать перед резервуа­рами запорные вентили на трубопроводах подачи топлива. Доступ к запорным вентилям должен быть свободным.

    3.17. Аварийное отключение электроэнергии на КАЗС, вклю­чая трансформатор (при его наличии), должно осуществляться с помощью общего выключателя комплекса.

    3.18. Перед въездом на территорию КАЗС должны быть установлены:

    • предписывающий знак «Обязательная высадка пассажиров»;
    • дорожный знак «Въезд запрещен» (в случае, когда КАЗС закры­та для въезда автотранспорта);
    • дорожный знак «Ограничение максимальной скорости» для движения заправляемого транспорта не более 5 км/ч;
    • указатель «Остановка мототранспорта за 15 м» для предупреж­дения водителей мототранспорта о необходимости выключения дви­гателя за 15 м от колонки.
    В числе знаков безопасности на территории КАЗС должны быть знаки, запрещающие курение и пользование открытым огнем, а также регулирующие движение пассажиров и заправляемого транспорта.

    3.19. КАЗС, расположенные в населенном пункте, должны размещаться на расстоянии нс более 250 м от пожарного гидранта или противопожарного водоема. При этом расход воды должен быть не менее 10 л/с.

    При размещении КАЗС на территориях, не имеющих наружно­го противопожарного водоснабжения, следует предусматривать передвижные огнетушащие водопенные установки, которые должны храниться в специальных помещениях. Выход из них следует предусматривать в сторону, противоположную раздаточным колонкам.

    Для получения коммерческого предложения по размещению контейнерной АЗС на Вашем предприятии обратитесь к менеджеру компании "Роснефтеком".


    Нашей организацией руководит специалист, аттестованный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации:

    Начиная с 2001 года, ООО «М.Градо» занимается проектированием гражданских объектов и разработкой проектной документации по территориальному планированию. Основными отличительными особенностями нашей проектной работы являются:
    - уважение к заказчику и его идеям;
    - соблюдение оговоренных сроков проектирования;
    - выполнение работы качественно, на высоком профессиональном уровне;
    - системный подход к решению вопросов, возникающих при разработке проектной документации;
    - участие в рассмотрениях и в прохождении экспертизы проектов;
    - наша проектная организация выполняет проекты собственными силами и с привлечением подрядных фирм, с которыми сотрудничает уже давно;
    - высокий профессиональный уровень работников.

    География деятельности института не ограничивается г. Старый Оскол и Белгородской областью, а выходит далеко за ее пределы.

    Наши высокопрофессиональные специалисты предоставят вам также дополнительные услуги и информацию :
    - консультации и разъяснения по самым последним новостям в области технического регулирования строительной сферы, а также в области саморегулирования, ответы на наболевшие вопросы в проектировании.
    - информацию от практикующих коллег в области проектирования (рубрика вопрос–ответ).

    ООО «М.Градо» специализируется на выполнении работ по территориальному планированию , проектам планировки территорий , разработке генеральных планов поселений , правил землепользования и застройки , архитектурно-строительному проектированию объектов непроизводственного назначения, в том числе: жилые и общественные здания , административные здания, а также разработкой проектной документации на промышленные объекты , в том числе: проектирование АЗС . Организация имеет максимальное количество допусков, зарегистрированной одной из первых в России саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "БЕЛАСПО" по подготовке проектной документации, включая допуск по организации подготовке проектной документации (генподряд).

    За период существования ООО «М.Градо» мы создали множество проектов. Секрет нашей успешной работы заключается в стремлении получить максимальную информацию по существующим условиям проектирования, в том числе максимально понять нужды фирм - заказчиков. Наша основная цель – создание благоприятной и комфортной среды обитания человека, принятие в проекте красивых и надежных решений, которые обеспечат безопасность будущего объекта на весь его жизненный цикл, включая строительство и эксплуатацию.

    Возглавляет организацию - генеральный директор ООО «М.Градо» - Ильяев Сергей Семенович , архитектор, автор более 70 архитектурных и градостроительных проектов, большинство из которых реализованы, Почетный Архитектор России, лауреат всесоюзных и Российских архитектурных смотров-конкурсов «Лучшие проекты года» и «Зодчество», член Совета Национального объединения проектировщиков (НОП), председатель комитета НОП по методологии регулирования проектной деятельности. С.С. Ильяев является основателем и руководителем Белгородской ассоциации проектных организаций "БЕЛАСПО", которую возглавлял с 2005 года. В 2009 году "БЕЛАСПО" под руководством С.С. Ильяева реорганизовалось в Некоммерческое партнерство Белгородское сообщество проектных организаций НП "БЕЛАСПО ", получившее статус Саморегулируемой организации под номером 5, одной из первых в стране.

    Все специалисты ООО «М.Градо» имеют профильное образование и постоянно совершенствуют свои знания в области проектирования и проходят обучение и повышение квалификации по новым программным продуктам и методам проектирования: MapInfo, ArchiCAD, AutoCAD.

    "В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
    выбора, комплектации, установки,
    эксплуатации и особенностей
    контейнерных мобильных или мини АЗС"
    Колесников М.В.

    Что такое контейнерная или мобильная АЗС

    В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

    В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

    В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

    Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

    Особенности конструкции

    Одностенный или двустенный резервуар

    В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

    Оборудование

    На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.

    НПБ 111-98

    Приложение 6

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МНОГОТОПЛИВНЫМ АВТОЗАПРАВОЧНЫМ СТАНЦИЯМ

    I. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ И ТЕРРИТОРИИ МНОГОТОПЛИВНЫХ АЗС

    1. На многотопливных АЗС не допускается размещение:

      передвижных АЗС для заправки любым видом топлива,
      пунктов заправки топливом, не относящихся к наполнению резервуаров (емкостей, баллонов) технологической системы АЗС или топливных систем транспортных средств,
      газораспределительной станции или пункта.
    2. На территории многотопливных АЗС, автомобильных газозаправочных и газонаполнительных компрессорных станций, помимо зданий (сооружений), указанных в п. 20 настоящих норм, допускается предусматривать отдельно стоящее здание или сооружение котельной АЗС (если отсутствует возможность подключения к существующей сети теплоснабжения), здания и сооружения с помещениями категории "А" по взрывопожарной и пожарной опасности, предназначенные только для размещения оборудования со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа (СУГ), которое относится к технологической системе АЭС.

    3. Площадка зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения сжатого природного газа, а также складская площадка с резервуарами СУГ должны иметь самостоятельные ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию В местах въездов-выездов с территории указанных площадок должны быть предусмотрены ограничители проезда.

    4. Минимальные расстояния от АЭС до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей П. 6.1

    Таблица П. 6.1

    № п/п Наименование объектов, до которых определяется расстояние Расстояние, м, от зданий, сооружений и оборудования технологических систем АЗС
    С наличием СУГ С наличием сжатого газа
    1 Производственные, складские и административно-бытовые здания и сооружения промышленных предприятий (за исключением указанных в строке 10) 40 25
    2 Лесные массивыхвойных и смешанных пород 50 30
    лиственных пород 25 15
    3 Жилые и общественные здания 60 35
    4 Места массового пребывания людей 60 35
    5 Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей 40 30
    6 Торговые палатки и киоски 60 35
    7 Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части)I, II и III категории 25 15
    IV и V категории 20 12
    Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети) 25 15
    8 Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки) 40 30
    9 Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к АЗС 60 15
    10 Технологические установки категорий Ан, Бн, Гн, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности по ГОСТ 12 1 007-76* 100 100
    11 Линии электропередач, электроподстанции (в том числе трансформаторные подстанции) По ПУЭ
    12 Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа 50 30

    Примечания.

    1. Расстояния, отмеченные знаком "-", не нормируются и определяются, исходя из конструктивных особенностей, знаком "*" - должны быть не менее 1,5 высоты более высокого здания (сооружения), а знаком "**" определяются по табл. 2.

    2. Расстояния от наружных технологических установок со сжатым природным газом, емкостное оборудование которого заглублено, до зданий и сооружений, указанных в табл. П.6.2 (за исключением строки 10), допускается уменьшать не более чем на 50%. При этом расстояние до зданий должно быть не менее 1,5 высоты этих зданий.

    3. Расстояния от подземно расположенного технологического оборудования со сжатым природным газом до зданий и сооружений сервисного обслуживания водителей и пассажиров должно быть не менее 10 м, а до остальных зданий и сооружений, указанных в табл.П.6.2, - не менее 4 м.

    4. При оснащении заправочных островков сжатого природного газа защитными экранами, аналогичными защитным экранам заправочных островков СУГ, расстояния от заправочных колонок сжатого природного газа до зданий и сооружений АЗС, указанных в колонках 2,3,7,9-13, допускается уменьшать не более чем на 50%.

    5. Расстояния от котельной АЗС с использованием котла на дизельном топливе до зданий, сооружений и оборудования, указанного в табл. 2, следует определять по табл. 2, а до остальных зданий, сооружений и оборудования допускается уменьшать не более чем на 50%. Расстояния от котельной АЗС с использованием электрокотла определяются как от здания (помещения) операторной АЗС.

    6. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений АЗС определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

    6. Размещение многотопливных АЗС на территории предприятий не допускается, за исключением автотранспортных предприятий, где такие АЗС используются в качестве топливозаправочных пунктов.

    Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия, на которой она размещается, следует принимать в соответствии с таблицей П. 6.3

    Таблица П.6.2

    №п/п Наименование зданий и сооружений Минимальное расстояние между соответствующими зданиями и сооружениями в порядке их записи в графе "Наименование...", м
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
    1 Подземные резервуары хранения СУГ - - * * 20 20 20 - 10 15 9 35 35 15
    2 Подземные резервуары хранения жидкого моторного топлива - - * * 10 10 ** - 10 ** ** 20 ** **
    3 Здания (сооружения) с оборудованием, содержащим сжатый природный газ * * * 10 10 6 10 10 * -- 9 25 25 10
    4 Здания (сооружения) с оборудованием для перекачивания СУГ * * 10 * 20 20 20 6 10 15 9 35 35 6
    5 Заправочная колонка СУГ 20 10 10 20 - 4 4 20 15 4 9 35 35 10
    6 Заправочная колонка сжатого природного газа 20 10 6 20 4 - 8 20 15 4 9 20 20 10
    7 Заправочная колонка жидкого моторного топлива 20 ** 10 20 4 8 - 20 15 4 ** 20 ** **
    8 Площадка для автоцистерны СУГ и наружные установки перекачивания СУГ - - 10 6 20 20 20 - 15 15 9 35 35 15
    9 Наземные и надземные наружные технологические установки со сжатым природным газом 10 10 * 10 15 15 15 15 - 4 9 35 35 15
    10 Очистные сооружения для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (включая приемные лотки) 15 ** - 15 4 4 4 15 4 - ** 4 ** **
    11 Отдельно стоящее здание (сооружение) операторной 9 * 9 9 9 9 ** 9 9 ** - 9 ** **
    12 Здания (сооружения) котельной, постов технического обслуживания и мойки автомобилей на СУГ и сжатом природном газе 35 20 25 35 35 20 20 35 35 4 9 20 35 35
    13 Здания и сооружения, кроме указанных в строках 1-12 35 ** 25 35 35 20 ** 35 35 ** ** 35 ** **
    14 Площадка АЦ с жидким моторным топливом 15 ** 10 6 10 10 ** 15 15 ** ** 35 ** -

    Примечание. Минимальное расстояние от сбросной трубы паров СУГ до зданий и сооружений предприятия определяется расчетом в соответствии с требованиями настоящих норм.

    7. К оборудованию, в котором обращаются топливо и/или его пары, должны быть предусмотрены подъезды для передвижной пожарной техники, обеспечивающие возможность ее установки на расстоянии не менее 5 и не более 25 м от указанного оборудования.

    II. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ МНОГОТОПЛИВНЫХ АЗС

    8. При проектировании котельных многотопливных АЗС помимо указанных допускается применение автоматизированных водогрейных котлов с использованием в качестве топлива природного газа, размещаемых в отдельно стоящих зданиях.

    9. Помещения для технического обслуживания и мойки автомобилей, работающие на сжатом и сжиженном газе, должны предусматриваться в одном или нескольких отдельно стоящих зданиях В этих зданиях допускается предусматривать помещения для мойки и технического обслуживания автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. При этом помещение мойки автомобилей может быть общим, а помещения технического обслуживания автомобилей, работающих на сжатом или сжиженном газе, должны проектироваться под установку одного автомобиля и отделяться от других помещений противопожарными перегородками 1 типа. Предусматривать окрасочные работы с применением горючих материалов не допускается.

    10. Раскрытие легкосбрасываемых конструкций помещений категории "А" не должно приводить к повреждению зданий, сооружений и технологического оборудования.

    11 Сбросная труба паров СУГ должна иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров АЗС. При этом допускается определять параметры указанной сбросной трубы по методике, регламентированной приложением 2 ПУ и БЭФ-91

    Сбросные трубы сжатого природного газа должны располагаться вертикально с организацией выброса газа вверх. Верхний срез сбросного трубопровода сжатого природного газа должен превышать высоту зданий и сооружений, расположенных в радиусе 5 м от указанного трубопровода, не менее чем на 1 м. При этом высота сбросного трубопровода от уровня планировочной площадки должна быть не менее 3 м.

    12. Устройство навесов над резервуарами с СУГ, а также над заправочными площадками для АЦ не допускается. Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием со сжатым природным газом, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом или СУГ, осуществляется заправка сжатым природным газом, не допускается.

    13. На одном заправочном островке СУГ должна предусматриваться единовременная заправка только одного автомобиля.

    Между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать защитные экраны из бетона высотой, превышающей не менее чем на 0,5 м высоту заправляемых транспортных средств, допускаемых согласно проекту АЗС к заправке. Ширина защитных экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправляемых транспортных средств, предусматриваемых проектом АЗС.

    Устройство заправочных островков для СУГ, бензина и дизельного топлива должно исключать возможность перетекания аварийных проливов топлива от островка к островку.

    14. Площадка для автоцистерны с СУГ должна быть:

      оборудована отбортовкой, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации АЦ, высотой не менее 150 мм;
      выполнена (включая отбортовку) из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров. Для въезда и выезда АЦ борта заправочной площадки должны быть оборудованы пандусами (пологими участками);
      оборудована наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Совмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологической системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края отбортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистанционно из операторной АЗС. При этом автоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от датчиков обнаружения пожара.
    15. При проектировании многотопливных АЗС не допускается предусматривать:
      общие заправочные площадки для АЦ с жидким моторным топливом и для автоцистерн с СУГ;
      одновременное нахождение на АЗС двух автоцистерн и более;
      наполнение резервуаров жидким моторным топливом или СУГ без приостановки работы АЗС.
    16. Использование АЦ для СУГ, не отвечающих требованиям "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", а также АЦ для СУГ совместно с прицепом-цистерной не допускается. При этом регламентированные указанными "Правилами..." устройства, автоматически предотвращающие выход СУГ из цистерны при аварийных расходах газа по сливоналивным коммуникациям, в том числе и при аварийной разгерметизации этих коммуникаций, должны отвечать требованиям ДОПОГ в части защиты от механических повреждений и воздействия пламени, способных привести к отказу указанных устройств.

    17. На многотопливных АЗС допускается устройство приямков под емкости и сосуды сжатого природного газа, которые должны быть выполнены из негорючих материалов. При этом следует предусматривать гидроизоляцию стенок этих сооружений. При использовании для гидроизоляции горючих материалов указанная гидроизоляция должна выполняться со стороны окружающего грунта.

    18 Устройство очистных сооружений, включая приемные лотки и соединительные трубопроводы, должно исключать возможность распространения по ним СУГ и его паров за пределы каждого заправочного островка и площадки для АЦ.

    III. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ МНОГОТОПЛИВНЫХ АЗС

    19. Общие требования

    19.1. На многотопливных АЗС допускается использование технологических систем для приема, хранения и выдачи бензина и дизтоплива, отвечающих требованиям, предъявляемым к технологическим системам традиционной АЗС.

    19.2. Технологические системы, наполнение резервуаров (сосудов) которых предусматривается посредством их насосного или компрессорного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми в помещении операторной и у насосов (компрессоров). Самостоятельные участки технологических систем должны оснащаться выключателями электрооборудования этих участков, за исключением систем противоаварийной защиты постоянного действия.

    19.3. При наполнении резервуара СУГ, бензином или дизельным топливом должны быть обеспечены в автоматическом режиме предотвращение возможности наполнения остальных резервуаров, отключение остального компрессорного оборудования и всех раздаточных колонок АЗС.

    19.4. При срабатывании автоматических систем противоаварийной защиты одного из участков должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии.

    19.5. Электроснабжение систем противоаварийной защиты (включая аварийную вентиляцию и систему отсоса паров СУГ с площадки для АЦ) должно соответствовать первой категории надежности по ПУЭ.

    19.6. Автоматический запуск аварийной вентиляции должен осуществляться от сигнализаторов довзрывоопасных концентраций при достижении концентрацией горючих газов и паров величины, превышающей 10% НКПР. Сигнализаторы довзрывоопасных концентраций природного газа должны быть установлены под потолком помещения, а СУГ - на высоте от 50 до 100 мм от пола или поверхности площадок.

    При возникновении пожара должно быть обеспечено автоматическое отключение общеобменной, местной и аварийной вентиляции.

    19.7. При проектировании многотопливных АЭС не допускается предусматривать системы, осуществляющие заправку сжатым и сжиженным газом оборудования, не относящегося к топливным бакам транспортных средств.

    19.8. Сосуды с негорючим газом, находящиеся под давлением и расположенные на расстоянии менее 20 м от наземно (надземно) расположенного оборудования для топлива и площадок для автоцистерн, должны устанавливаться в помещениях категории В4 или Д Допускается устанавливать указанные сосуды в шкафах из негорючих материалов, расположенных на расстоянии не менее 10 м от перечисленного оборудования

    19.9. Запорная трубопроводная арматура, применяемая на технологическом оборудовании в котором обращается сжатый природный газ, СУГ и его пары, должна быть выполнена по классу Л герметичности затворов по ГОСТ Р 50430br>

    Паспортные значения параметров испытаний на надежность запорной арматуры, предназначенной для герметизации резервуаров СУГ от отводящих трубопроводов и патрубков, а также запорной, предохранительной и регулирующей арматуры систем противоаварийной защиты должны быть не хуже следующих значений

    • наработка на отказ - не менее 20000 циклов (20000 часов),
    • периодичность технического обслуживания, связанного с заменой элементов, - не чаще чем раз в 5 лет
    Полный назначенный ресурс применяемой запорной арматуры, в том числе с принудительным приводом, должен превышать его расчетную величину не менее чем на 20% и должен быть указан в ТЭД

    19.10. Размещение оборудования с наличием горючих жидкостей (масла, охлаждающие жидкости и т п) в помещениях с оборудованием, температура стенок которого равна или превышает 80% от температуры самовоспламенения этих жидкостей, не допускается (в соответствии с ГОСТ 12 1 004)

    19.11. Конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором находятся сжатый природный газ, СУГ и его пары, без его демонтажа, так и межстенных пространств оборудования для СУГ При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЭС) и автоматическое (при срабатывании систем противоаварийной защиты участков технологической системы) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных от резервуаров трубопроводов от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы

    19.12. Если завод-изготовитель не гарантирует герметичность всего топливного оборудования технологической системы в течение срока службы, регламентированного технико-эксплуатационной документацией на эту систему, то конструкция указанного оборудования должна позволять проводить пожаробезопасные периодические испытания на его герметичность непосредственно на объектеbr>

    19.13. Размещение приборных панелей автоматизированных систем контроля работы, управления и аварийного отключения каждого самостоятельного технологического участка должно предусматриваться в операторной АЭС

    Устройства дублирования указанных систем допускается размещать в отдельном помещении здания, имеющем выход из этого здания непосредственно наружу, или снаружи ограждающих конструкций сооружения, в которых расположены технологические системы АЗС.

    Запорная арматура на входных и отводящих топливных трубопроводах должна располагаться снаружи здания (сооружения)

    20. Требования к самостоятельному участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи СУГ

    20.1. Резервуары для хранения СУГ должны быть расположены подземно с обеспечением толщины засыпки грунтом не менее 0,5 м.

    На многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 м3, а единичная -10м3.

    Общую и единичную вместимость резервуаров для СУГ на АЭС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза

    20.2. Резервуары для хранения СУГ и их оснастка (патрубки, штуцеры, фланцы, заглушки и т п), имеющая сварные соединения, а также все разъемные соединения до первой запорной арматуры, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из резервуаров, должны быть двустенными Они должны быть оснащены системами постоянного контроля герметичности их межстенного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЭС о разгерметизации и автоматическое отключение компрессорного оборудования, прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС

    20.3. Трубопроводы СУГ должны быть размещены подземно Помимо патрубков, указанных в п 20 2, трубопроводы линий наполнения резервуаров, выдачи и рециркуляции паров СУГ должны быть выполнены двустенными по всей длине (включая разъемные соединения) и оснащены системами постоянного контроля герметичности их межтрубного пространства, обеспечивающими автоматическую сигнализацию (световым и звуковым сигналом) обслуживающему персоналу АЗС о разгерметизации, автоматическое прекращение подачи СУГ и его паров в разгерметизированный участок трубопровода с одновременным его перекрытием, операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования

    20.4. Следует исключить возможность образования в межстенном пространстве резервуаров и межтрубном пространстве взрывоопасной смеси СУГ с воздухом в случае разгерметизации стенок внутренних резервуаров и трубопроводов (например, за счет заполнения этого пространства азотом).

    20.5. Резервуары для хранения СУГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (80% их геометрического объема)

    20.6. Ввод трубопроводов в резервуары для хранения СУГ должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня их заполнения Устройство люков, штуцеров патрубков и т п ниже указанного уровня не допускается

    20.7. В случае применения технических решений, создающих в аварийной ситуации возможность повышения давления СУГ или его паров на каких-либо участках технологической системы выше допустимых значений, приведенных в ТЭД, необходимо предусматривать систему автоматического контроля давления на указанных участках При повышении давления на контролируемых участках трубопроводов выше допустимых значений система автоматического контроля давления должна обеспечивать подачу сигнализации (световым и звуковым сигналом), прекращение операций по наполнению резервуаров топливом и выдаче его потребителю на всех технологических участках многотопливной АЗС, а также отключение компрессорного оборудования

    20.8. Наполнение резервуаров СУГ должно быть предусмотрено только из АЦ Эти резервуары должны быть оснащены линией их аварийного опорожнения в АЦ

    20.9. Технологические колодцы с оборудованием для СУГ, шахты (с наличием свободного пространства) резервуаров, заправочные площадки для АЦ с СУГ и заправочные островки должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций Эти сигнализаторы, наряду с сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, установленными в помещениях с оборудованием для СУГ и сжатого природного газа, должны обеспечивать при достижении концентрацией паров СУГ величины, превышающей 10% от НКПР, сигнализацию (световым и звуковым сигналом) о месте разгерметизации, автоматическое прекращение операции наполнения резервуара и отключение топливораздаточных устройств Датчики довзрывоопасных концентраций должны располагаться на высоте 50-100 мм от

      дна технологических колодцев и шахт,
      уровня площадки для установки транспортного средства под заправку СУГ (у раздаточной колонки СУГ),
      уровня площадки для АЦ с СУГ (у разъемного соединения сливного рукава АЦ с линией наполнения резервуара)
    При срабатывании сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, установленных в помещении перекачивания СУГ (насосной или компрессорной), наряду с выполняемыми автоматически операциями прекращения слива СУГ из АЦ, перекрытия запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резерву? и паров СУГ в свободное пространство АЦ, включения аварийной вентиляции и срабатывания сигнализации об утечке, должно быть обеспечено автоматическое опорожнение участков линий наполнения и возврата паров СУГ, отсеченных от резервуара до штуцеров для подсоединения АЦ, посредством сброса паров СУГ через сбросную трубу.

    20.10. Сбросная труба паров СУГ должна быть защищена от воздействия пожара (теплоизоляция, водяное орошение и т. п.) таким образом, чтобы обеспечить ее функционирование в течение времени, необходимого для прибытия и развертывания передвижной пожарной техники и определяемого по согласованию с территориальными подразделениями ГПС.

    21. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи сжатого природного газа.

    21.1. Сосуды технологической системы для сжатого природного газа, находящиеся под избыточным давлением и установленные наземно, должны быть оборудованы теплоизоляцией или системой водяного орошения, предотвращающими разрушение защищаемых сосудов в течение не менее 30 мин Время сброса избыточного давления газа из указанных сосудов (через сбросную трубу) в этом случае не должно превышать 20 мин.

    Теплоизоляцию или водяное орошение стенок указанных сосудов допускается не предусматривать в случае их размещения в приямке на глубине (расстояние по вертикали от прилегающей к приямку площадки до верхней части сосуда) не менее 500 мм. При этом запорная, предохранительная, регулирующая и измерительная арматура, относящаяся к этим сосудам, должна располагаться в зоне свободного доступа с поверхности прилегающей к ней наземно расположенной технологической площадки.

    21.2. На компрессорных установках следует предусматривать систему их автоматического отключения и индикацию при разгерметизации подводящего к АЗС трубопровода природного газа

    21.3. Оборудование технологической системы для сжатого природного газа должно быть защищено от воздействия внешнего очага пожара таким образом, чтобы обеспечить сброс газа из указанного оборудования до его разгерметизации.

    21.4. При устройстве теплоизоляции газового оборудования и в помещениях, в которых оно установлено, использование материалов, способных адсорбировать природный газ, не допускается.

    21.5. Размещение приборных панелей контрольно-измерительных приборов, кнопок управления и т п., к которым в процессе эксплуатации АЗС необходимо обеспечить доступ персонала, должно быть предусмотрено в помещениях (отсеках), отделенных от остального оборудования технологической системы АЗС перегородками 1-го типа и имеющих выход из здания или сооружения непосредственно наружу, или в щитах управления и контроля, расположенных снаружи здания или сооружения.

    IV. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОТОПЛИВНЫХ АЗС

    22. Многотопливные АЗС, не зависимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом.

    АЗС, на которых осуществляется заправка транспортных средств СУГ, должны быть оснащены кольцевым противопожарным водопроводом высокого давления.

    23. По согласованию с территориальными подразделениями ГПС подача воды на наружное пожаротушение и орошение может осуществляться посредством насосной станции пожаротушения от противопожарных водоемов или резервуаров общей вместимостью не менее 200 м3, расположенных от АЗС на расстоянии не более чем 200 м. Время восстановления после пожара неприкосновенного запаса воды не должно превышать 24 ч.

    24. Для обеспечения водяного орошения оборудования с СУГ в случае его возгорания следует предусматривать не менее двух лафетных стволов, установленных на расстоянии не менее 10 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ и обеспечивающих равномерное водяное орошение поверхности указанного оборудования.

    Лафетные стволы следует устанавливать на высоте не более 1,5 м от поверхности земли, оборудовать защитными экранами и подключать к кольцевому водопроводу АЗС с установкой запорно-пусковой арматуры (с дистанционным пуском из помещения операторной) непосредственно у этокольцевой сети на расстоянии не менее 15 м от заправочной площадки АЦ и надземно расположенной арматуры резервуаров с СУГ Кнопки дистанционного управления пожарными насосами (при наличии) следует располагать в помещении операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЭС

    25. Расход воды на наружное пожаротушение многотопливной АЭС определяется расчетом как суммарный расход воды, включающий в себя максимальное из значений расхода на пожаротушение зданий и общий расход воды на охлаждение АЦ, наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом

    Интенсивность подачи воды на охлаждение АЦ и наземно расположенного оборудования с СУГ и сжатым природным газом следует принимать для поверхности АЦ - 0,1 л/с на 1 м2 защищаемой поверхности,
    для мест расположения функционального оборудования, включая емкости, баллоны штуцеры и предохранительные клапаны, узлы отключающей арматуры, трубопроводы и оборудование насосной О 5 л/с на 1 м2 защищаемой поверхности.
    26. Помещения, в которых обращается сжатый природный газ и СУГ, должны оборудоваться автоматической пожарной сигнализацией

    27. При срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме

      подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС
      прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом
      перекрытие запорной арматуры на трубопроводах подачи СУГ в резерву и паров СУГ в свободное пространство АЦ,
      отключение всех топливораздаточных колонок и компрессорного оборудования.
    28. Помещения в которых обращается сжатый природный газ (за исключением котельной) и СУГ должны оснащаться автоматическими установками пожаротушения.

    Автопаркам, имеющим большое количество подвижного состава, ежедневно приходится решать проблему, каким топливом, где заправлять технику и как при этом сэкономить. Централизованная заправка на обычных АЗС, пусть даже и по топливным картам, невыгодна: сговоры, хищения и недоливы в данном случае в порядке вещей. Это понимают все, тем не менее большинство крупных автохозяйств считают договор с топливными сетями решением оптимальным. «Много нестыковок получается. Например, уехал автопоезд из Центральной России в отдаленный регион, и даже на брендированных заправках по картам мы наблюдаем стабильный недолив, - рассказывает Кирилл Водин, заместитель генерального директора ООО «Транспортная компания «Веста». - В итоге нам даже пришлось из-за этого сменить топливную компанию, плюс организовать собственную АЗС на территории автопарка».

    Можно ли организовать топливораздачу непосредственно на территории предприятия? До недавнего времени этот путь был весьма сложным. Для того чтобы построить собственную АЗС на территории автопарка и владеть этим объектом на законных основаниях, требовалось пройти множество инстанций, получить не один десяток страниц разрешительной документации. Позволить такое себе могли только крупные автокомбинаты.

    Все изменилось в 2012 году, когда автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС. «В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой: если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и своде правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» от 1 июля 2014 года», - рассказывает Юрий Колесников, генеральный директор объединения «Пензаспецавтомаш» (торговая марка Benza).

    КОНТЕЙНЕРНЫЕ И МОДУЛЬНЫЕ АЗС

    Сегодня на российском рынке множество изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковы. К ним относят контейнерные и мобильные АЗС, топливные и топливозаправочные модули. Модульная АЗС - это станция, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуара и разнесением топливораздаточной колонки (ТРК) и контейнера для хранения топлива. Контейнерная АЗС (КАЗС) отличается от модульной только тем, что ТРК размещена в контейнере для хранения топлива.

    На самом деле, с точки зрения соответствия НПБ 111-98 абсолютно неважно как изделия называются, главное чтобы они были выполнены как единое изделие. «Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому, - говорит Юрий Колесников. - Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть - зашиваться в контейнер или оставаться с открытым резервуаром, нормы это не регламентируют».

    С выводом в 2012 году АЗС из реестра опасных производственных объектов Ростехнадзором ситуация с установкой и эксплуатацией АЗС серьезно изменилась в лучшую сторону. Теперь, если автопредприятие устанавливает КАЗС для собственных нужд на своей территории и установка не требует капитального строительства, собственник не должен получать никаких лицензий и разрешений для эксплуатации станции. Требуется лишь выполнить нормы пожарной безопасности для АЗС. Во-первых, нужно выдержать расстояние до различных категорий объектов и подготовить площадку с зоной въезда и выезда и установить ограждение, препятствующее наезду на КАЗС автотранспорта. Во-вторых, требуется изготовить основание для АЗС в виде дорожной плиты определенных размеров и установить его. Наконец, в-третьих, назначить ответственных за выполнение противопожарных мероприятий.

    Основные требования для размещения контейнерной заправки: 25 метров удаления от зданий и сооружений и чтобы под оборудованием не проходил водопровод

    Кроме этого, нужно и выполнение специальных технических требований. Например, на КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа. Если резервуар вместе с трубопроводами зашит в контейнер, необходима автоматическая вентиляция с датчиками загазованности. Все вышеописанные особенности конструкции в первую очередь контролируются инспекторами МЧС.

    Собственную традиционную АЗС может позволить себе разве что ГУП МО «Мострансавто»

    Из других специфических требований к технологическому оборудованию модульных и контейнерных АЗС отметим необходимость выполнения резервуаров для хранения топлива двустенными. При этом общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 - вне населенных пунктов.

    Очень важный момент - это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация Таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Кроме этого, нужны экологический и санитарный сертификаты. В случае если КАЗС устанавливается на опасном производственном объекте, могут потребоваться и иные разрешительные документы.

    По документам и сертификатам это должна быть именно станция для раздачи, заправки топливом - единое изделие, а не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, отмечают эксперты. Иначе такого рода проект будет классифицироваться как склад горючего или как традиционная АЗС. Тогда предприятие обязано поставить эти объекты на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасное производство. Не решают вопрос законной эксплуатации заправки и так называемые мини-АЗС с одностенным резервуаром и одной ТРК. Их можно использовать только как мобильный передвижной резервуар, там, где необходимо заправлять технику, часто меняя место установки АЗС. Например, при сельскохозяйственных или дорожных работах.

    Автоматическая раздача топлива водителям по смарт-картам возможна как опция

    БЕЗ ОПЕРАТОРА

    В настоящий момент на КАЗС можно наладить полностью автоматизированный безоператорный дистанционный контроль за количеством топлива, его несанкционированным сливом и автоматической раздачей водителям по смарт-картам или чип-ключам. «Это очень удобно, так как отпадает необходимость в приеме оператора, и информация по беспроводному каналу будет онлайн поступать в офис, - комментирует Светлана Быкова, начальник автоколонны ООО «Транспортная компания «Веста». - Задавать лимиты топлива для водителей или для автомобиля возможно на день, неделю или месяц. Возможно также контролировать точные данные: кто и когда заправился, анализировать остатки топлива в резервуарах, видеть температуру, плотность топлива, количество подтоварной воды, количество топлива, поступившего с бензовоза в КАЗС».

    АЗС с такими системами позволит свести к нулю хищение топлива со стороны персонала организации и недовоза топлива со стороны недобросовестных поставщиков нефтепродуктов. Системы автоматизации все примерно одинаковы по функционалу, отличаются только разными мелкими нюансами, производителем оборудования и стоимостью.

    Электронасос со счетчиком учета в закрытом корпусе удобен для заправки техники в полевых условиях

    Если говорить о полной автоматизации снабжения транспортных предприятий топливом, то следует упомянуть проект, который разработала компания «Волгаресурс». Схема включает в себя установку на предприятие автоматической мобильной топливозаправочной станции (АМТЗС), доставку топлива транспортом поставщика, проверку качества топлива на всех этапах в аккредитованной лаборатории, обслуживание единым центром управления, прозрачное ценообразование. Водителям, которые самостоятельно заправляют свои грузовики, выдаются топливные карты. Они могут быть как общими - обезличенными, так и именными. Примечательно, что топливные карты могут быть лимитированы по количеству отпускаемого горючего. Лимит устанавливает либо компания, предоставляющая услуги по заправке машин, либо непосредственно заказчик услуги - автоперевозчик. Доступа к горючему, кроме как через лимитированную топливную карту, нет. При этом АМТЗС может быть дополнительно оснащена терминалом, который выдает чек, прикрепляемый к путевому листу. Поскольку вся система полностью автоматизирована, то руководитель транспортной организации или ответственный человек из финансовой группы каждый день получает детализированный отчет о движении топлива в строго определенной форме. В сводке содержится информация о том, какая машина была заправлена, какое количество топлива было отпущено, в какое время была произведена заправка и так далее вплоть до фотографии водителя, который пользовался топливной картой. Данные из отчета бухгалтерия автопредприятия сверяет с внутренней документацией.

    Основные требования для размещения АМТЗС: 25 метров удаления от зданий и сооружений, и чтобы под оборудованием не проходил водопровод. Основание должно быть выложено плитами, а для обеспечения безопасности должны присутствовать отбойники. Для подключения электрической мощности необходимо организовать подвод кабеля, рассчитанного на мощность не менее 10 кВт. Время нахождения автозаправочного модуля на территории заказчика регламентируется исключительно договором на аренду АМТЗС и покупку топлива. Стандартный срок изготовления и установки станции около 2,5 месяцев. Предварительно составив техническое задание, заказчик имеет возможность указать все необходимые ему опции. Например, при наличии смешанного парка техники поставщик может предложить емкости с разным количеством секций. По согласованию с заказчиком емкость может быть разбита на отсеки нужного объема. Например, в одном будет храниться дизельное топливо, в другом - бензин.

    Может ли перевозчик заработать на автозаправочной станции, которая установлена на его территории? Да, такая возможность имеется. Например, недалеко друг от друга базируются две автоколонны. Если на территории одной из них имеется АМТЗС, то сосед может заправлять там свои машины по привлекательной цене, но при этом владелец АМТЗС будет иметь свою прибыль с реализации нефтепродуктов. При этом по невысокой цене топливом могут заправляться не только служебные автомобили, но и личные машины сотрудников, что сделает работодателя еще привлекательнее.

    При такой схеме затраты перевозчика на установку оборудования близки к нулю, так как он приобретает услугу по заправке транспортных средств. При этом все операции по обслуживанию, ремонту оборудования, чистки емкости и так далее выполняет поставщик услуг. Вся ответственность за качество топлива также ложится на поставщика. Все, что платит транспортная компания, - это стоимость отпускаемого топлива. При этом расходы по оборудованию заложены в стоимость литра, и он дешевле, чем на сетевых АЗС. Единственный недостаток этого решения - долгосрочная привязка к одной топливной компании, а это устраивает не всех перевозчиков.