Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Приказ по строевой. Методика юридической (правовой) экспертизы проектов служебных документов командира воинской части. IV. Общая оценка строевой подготовки

    Приказ по строевой. Методика юридической (правовой) экспертизы проектов служебных документов командира воинской части. IV. Общая оценка строевой подготовки

    (Директива Первого Заместителя МО РФ от 12.04.96. №205/2/202)

    I. Общие положения.

    1. Строевая подготовка проверяется и оценивается на контрольных занятиях в процессе обучения, в ходе строевых смотров, при инспектировании и проверках войск, а в ВУЗах, кроме того на экзаменах и зачетах.
    2. В ходе проверки строевой подготовки проверяются и оцениваются:
    Одиночная строевая выучка военнослужащих
    Строевая слаженность подразделений (умение военнослужащих четко, однообразно и согласованно действовать в составе подразделений) в пешем порядке и на машинах

    3. Общий порядок оценки строевой подготовки применяется применительно к положениям Строевого устава ВС РФ, а оценочные показатели определяются в соответствии с требованиями настоящей инструкции

    4. Офицерам, назначенным для проверки подразделений по строевой подготовке, необходимо знать соответствующие требования Строевого устава, программ боевой подготовки, сборников нормативов по боевой подготовке, пособия «Строевая подготовка», правил ношения военной формы одежды военнослужащими ВС РФ, введенных в действие приказом МО РФ, 1994 года №255, и иных руководящих документов на учебный год

    5. Общая оценка строевой подготовки подразделений слагается из оценок за одиночную строевую выучку военнослужащих и строевую слаженность подразделений. Подразделения полного состава, укомплектованность которых личным составом составляет на момент проверки менее 50% от штатной численности мирного времени, оценивается только за одиночную строевую выучку.

    II.Оценка одиночной строевой выучки.

    6. Одиночная строевая выучка военнослужащего оценивается за:

    • Состояние внешнего вида
    • Знание положений Строевого устава в объеме занимаемой должности
    • Выполнение строевых приемов в соответствии с программой обучения

    Результаты проверки записываются в ведомость.

    7. Проверка одиночной строевой выучки начинается с оценки и осмотра внешнего вида военнослужащего. При получении им положительной оценки за внешний вид проверяется выполнение строевых приемов без оружия и с оружием. Каждый военнослужащий выполняет по указанию проверяющего не менее 10 строевых приемов (6 приемов без оружия и 4 с оружием, для офицеров отделов, отделений, управлений, штабов от соединения и бригады и выше – не менее 7 строевых приемов без оружия) из общего количества приемов, изложенных в Строевом уставе. Проверка знаний положений Строевого устава проводится устно или письменно.

    8. Оценка военнослужащего за внешний вид оценивается:

    «удовлетворительно» — если военнослужащий имеет опрятный внешний вид, аккуратную прическу и все предметы военной формы одежды соответствуют правилам ее ношения при правильном расположении знаков различия, орденов, медалей, нагрудных знаков и значков
    «неудовлетворительно» – если военнослужащий в чем-либо нарушил правила ношения военной формы одежды и этот недостаток нельзя устранить, находясь в строю, или выявлено три недостатка, которые можно устранить находясь в строю
    Подразделение (часть) от дальнейшей проверки строевой подготовки отстраняется при наличии в нем 15% и более военнослужащих (подразделений), имеющих неудовлетворительный внешний вид. При проведении повторной проверки внешнего вида военнослужащих оценка одиночной строе-вой выучки подразделению (части) снижается на один балл.

    9. Оценка знаний положений Строевого устава при ответе на вопрос определяется:
    «удовлетворительно» – если вопрос раскрыт полностью, грамотно и логично изложен, показаны глубокие знания материала;
    «неудовлетворительно» – если вопрос не раскрыт или раскрыт не полностью или были допущены ошибки.

    10. Оценка за выполнение строевого приема определяется:
    «отлично» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно;
    «хорошо» – если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и уверенно, но при этом была допущена одна ошибка;
    «удовлетворительно» – если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки;
    «неудовлетворительно» – если прием не выполнен, либо выполнен не в соответствии с требованиями Строевого устава, или при его выполнении допущено три ошибки и более.
    11. Индивидуальная оценка одиночной строевой выучки военнослужащего определяется:
    «отлично» – если не менее 50% строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
    «хорошо» — если не менее 50% строевых приемов выполнены на «хорошо» и «отлично», а остальные на «удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид и знание положений строевого устава;
    «удовлетворительно» – если не менее 80% строевых приемов, внешний вид и знание положений Строевого устава оценены не ниже «удовлетворительно».

    12. Оценка одиночной строевой выучки подразделению (отделу, службе, управлению части, соединения) слагается из индивидуальных оценок каждого военнослужащего и определяется:
    «отлично» – если не менее 90% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена «отлично»;
    «хорошо» – если не менее 80% проверенных получили положительные оценки, при этом половина проверенных оценена не ниже «хорошо»;
    «удовлетворительно» – если не менее 70% проверяемых получили положительные оценки;

    13. Оценка одиночной строевой выучки взводу, батарее, дивизиону курсантов.

    III Оценка строевой слаженности.

    14. Оценка строевой слаженности подразделений определяется по следующим показателям:
    Действия в походном и развернутых строях.
    Исполнение строевой песни.
    Действия у машин и на машинах (оценивается при проведении строевых смотров на технике).
    Результаты проверки записываются в сводной ведомости.

    15. При определении оценки подразделению за действия в походном и развернутых строях учитываются и оцениваются следующие показатели:
    Построение и выравнивание.
    Перестроение на месте и в движении.
    Прохождение торжественным маршем (выполнение воинского приветствия в движении).

    16. Оценка за каждое действие в развернутом и походном строях в составе под-разделения определяется:
    «отлично» – если действие выполнено в строгом соответствии с требованиями Строевого устава, четко и слаженно, при правильной подаче команд командирами (начальниками);
    «хорошо» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом была допущена одна ошибка в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
    «удовлетворительно» – если действие выполнено в соответствии с требованиями Строевого устава, но при этом были допущены две ошибки в действиях личного состава или при подаче команд командирами (начальниками);
    «неудовлетворительно» – если действие выполнено неправильно или при подаче команд было допущено три ошибки и более.

    17. Общая оценка за действия в походном и развернутом строях определяется:
    «отлично» – если не менее 50% действий оценено «отлично», а остальные «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% действий оценено «отлично» и «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все действия оценены не ниже «удовлетворительно».

    18. При определении оценки подразделению за исполнение строевой песни учитываются:
    Ратная направленность содержания песни.
    Наличие в ней идеи защиты Отечества, любви к военной службе, гордости принадлежностью к ВС РФ, верности их славным боевым традициям.
    Отвечая этим требованиям песня оценивается по следующим показателям:
    Уровень исполнения (знание личным составом текста песни, правильность мелодии, слаженность звучания);
    Подготовленность запевал;
    Строевая подтянутость личного состава.

    19. Оценка подразделению за исполнение строевой песни определяется:
    «удовлетворительно» – если все показатели оценены положительно
    «неудовлетворительно» – если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».

    20. При проверке и оценке действий подразделений у машин и на машинах руководствоваться требованиями Строевого устава и сборников нормативов по боевой подготовке.

    21. Оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее слагается из оценок за каждый показатель и определяется:
    «отлично» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен «отлично», а второй не ниже «хорошо», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
    «хорошо» – если один из показателей (действия в развернутом и походном строях или действия у машин и на машинах) оценен не ниже «хорошо», а второй не ниже «удовлетворительно», при удовлетворительной оценке за исполнение строевой песни;
    «удовлетворительно» – если действия в развернутом и походном строях, у машин и на машинах, исполнение строевой песни оценены не ниже «удовлетворительно»;
    «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

    22. Если при проверке строевой слаженности подразделения, действия у машин и на машинах не проверялись, то оценка за строевую слаженность отделению, взводу, батарее определяется:
    «отлично» – если действия в развернутом и походном строях – «отлично», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
    «хорошо» – если действия в развернутом и походном строях – «хорошо», при «удовлетворительной» оценке за исполнение строевой песни;
    «удовлетворительно» — если оба показателя оценены «удовлетворительно».

    23. Оценка за строевую слаженность дивизиона слагается из оценок батарей и определяется:
    «отлично» — если не менее 50% проверенных батарей оценены «отлично», а остальные «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей оценены не ниже «хорошо», а остальные «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все поверенные батареи оценены «удовлетворительно»
    В случае, если к проверке привлекались другие подразделения, входящие в состав дивизиона, оценка строевой слаженности дивизиона определяется:
    «отлично» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
    «хорошо» – если не менее 50% проверенных батарей и подразделений дивизиона оценены «хорошо», а остальные не ниже «удовлетворительно»;
    «удовлетворительно» – если все проверенные батареи и не менее 50% проверенных подразделений дивизиона оценены не ниже «удовлетворительно»
    «неудовлетворительно» – если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

    IV. Общая оценка строевой подготовки.

    24. Общая оценка строевой подготовки подразделениям воинской части определяется:
    «отлично» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «отлично»;
    «хорошо» – если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено «хорошо»;
    «удовлетворительно» — если подразделение за одиночную строевую выучку и строевую слаженность оценено не ниже «удовлетворительно»;
    «неудовлетворительно» – если один из показателей оценен «неудовлетворительно».

    25. Общая оценка строевой подготовки отделению (службе) и управлению воинской части, соединения (объединения) определяется по результатам одиночной строевой выучки военнослужащих.

    26. Порядок оценки строевой подготовки воинских частей определяется соответствующими руководящими документами ГК видами ВС.
    Части сокращенного состава, кадра, базы хранения и военные образовательные учреждения проф. Образования проверяются только по вопросам одиночной строевой выучки и оцениваются как подразделения.

    Приказы командира (начальника) воинской части по строевой части о составе суточного наряда (ст. 261 УВС ВС РФ) издаются отдельно, имеют свою нумерацию с добавлением индекса «НР». Эти приказы в архив не сдаются, в течение трех лет хранятся в воинской части, после чего уничтожаются.

    Назначение на воинскую должность, перемещение с одной воинской должности на другую, увольнение с военной службы производятся приказами по личному составу. Приказы по личному составу являются основными документами, определяющими служебное положение офицеров, прапорщиков и мичманов. Они издаются должностными лицами, которым Положением о порядке прохождения военной службы предоставлено это право. В Вооруженных Силах Российской Федерации перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы по личному составу, а также их полномочия изложены в приказе министра обороны Российской Федерации «О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий» от 7 марта 2002 г. № 110.

    Подготовка проектов приказов по личному составу осуществляется в соответствии с Правилами составления приказов по личному составу, утвержденными приказом министра обороны СССР 1982 г. № 0200. Указанные Правила устанавливают строгие требования к подготовке проектов приказов по личному составу, основными из которых являются следующие:

    а) приказы печатаются на стандартных листах;

    б) приказы подписываются одним должностным лицом (командиром, начальником, лицом, временно исполняющим должность или обязанности командира, начальника);

    в) в титульной части приказов указывается действительное наименование объединения, соединения, воинской части (для режимных - указывается их условное наименование);

    г) приказ состоит из параграфов (при наличии нескольких вводных частей). Параграф состоит из пунктов. Пункты приказа располагаются по алфавиту. В них без сокращений указываются следующие данные:

    Воинское звание;

    Фамилия, имя, отчество (фамилия пишется крупным шрифтом);

    Должность, занимаемая ко времени издания приказа;

    Наименование воинской части и соединения.

    Все пункты приказа имеют единую порядковую нумерацию. Для записи сведений о годе рождения, образовании военнослужащего, с какого времени он в Вооруженных Силах, личном номере военнослужащего под соответствующим пунктом издается пояснение к пункту («боковик»).

    В «боковиках» пунктов приказов об увольнении военнослужащих указываются:

    Дата их рождения;

    Выслуга лет в Вооруженных Силах (в календарном и льготном исчислениях);

    В какой военный комиссариат подлежит направлению на воинский учет;

    Личный номер военнослужащего;

    Сведения о заключенном контракте (на какой срок заключен);

    Заключение военно-врачебной комиссии о годности к военной службе;

    Другая информация, закрепляющая права и социальные гарантии военнослужащих;

    Установленные инструкцией Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации цифровые коды следующей структуры:

    1) код вида Вооруженных Сил;

    2) код органа военного управления;

    3) буквенно-цифровой код учетной группы части по схеме учета;

    4) код основной должности по штату;

    6) номер военно-учетной специальности по должности;

    7) код уровня военного образования увольняемого офицера;

    8) код высшего по уровню оконченного военного учебного заведения;

    9) год окончания военно-учебного заведения;

    10) признак места военной службы;

    11) признак убыли;

    12) код основания увольнения;

    13) код республики (края, области, города), куда увольняется офицер;

    14) признак наличия права на пенсию;

    15) признак учета должности.

    Методика проведения юридической (правовой) экспертизы проектов данных приказов сводится к проверке:

    а) по форме - на соответствие Правилам составления приказов по личному составу;

    Особое внимание при проведении юридической (правовой) экспертизы приказов по личному составу должно уделяться приказам по увольнению с военной службы. При проведении юридической (правовой) экспертизы проектов приказов по личному составу об увольнении военнослужащих следует обращать внимание на следующее: а) полномочия должностных лиц по увольнению военнослужащих; б) соответствие оснований увольнения военнослужащих пунктам и статьям Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»; в) обеспеченность военнослужащих, имеющих выслугу 10 лет и более, представленных к увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, по месту военной службы жилой площадью по нормам, установленным законодательством; г) наличие в «боковиках» пунктов проектов приказов об увольнении военнослужащих, имеющих право на исчисление пенсии по увольнении с большего должностного оклада, ссылки на это право; д) правильность наименования занимаемой должности военнослужащим, представленным к увольнению с военной службы (для конкретной должности штатом устанавливается конкретный должностной оклад (тарифный разряд), с которого должна исчисляться пенсия.

    Директива -распорядительный служебный документ, содержащий указания по подготовке и ведению боевых действий, вопросам боевой готовности, всестороннего обеспечения войск (сил), боевой и оперативной подготовке, обучению, воспитанию, штатной организации и другим вопросам жизни и деятельности войск (сил). Директива применяется главным образом в системе руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, стратегическими и оперативно-стратегическими объединениями и издается министром обороны, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, а также командующими войсками военных округов (флотов) и штабами военных округов (флотов). Директива в соответствии с вышеназванными Правилами не является нормативным правовым актом.

    Приказы и директивы издаются во исполнение законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив вышестоящих командиров (начальников), а также в инициативном порядке.

    Вступительная часть директивы завершается словом: «ТРЕБУЮ».

    Приказание - распорядительный служебный документ, издаваемый начальником штаба от имени командира (начальника) воинской части или военным комендантом от имени начальника гарнизона.

    Вступительная часть приказания завершается словами, например: «командир войсковой части 00000 ПРИКАЗАЛ».

    Указание - распорядительный служебный документ, издаваемый преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов (директив) и других актов вышестоящих органов. Указание означает разъяснение как действовать.

    Вступительная часть указания, как правило, завершается словом: «ПРЕДЛАГАЮ» или словами «разъясняю следующее».

    Постановление - правовой акт, содержащий решение коллегиального органа или должностного лица (постановление Военного совета, постановление о возбуждении уголовного дела и др.). Вступительная часть постановления завершается словом «ПОСТАНОВИЛ».

    Положение - правовой акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности органа военного управления. Положение об органе военного управления структурно может состоять из следующих разделов: 1) общие положения; 2) функции и задачи или полномочия; 3) руководство органом военного управления; 4) организация деятельности.

    Наставление, руководство, инструкция, правила регламентируют организационные, научно-технические, хозяйственные, финансовые и иные специальные стороны деятельности воинских частей и должностных лиц. Положения, наставления, руководства, инструкции и правила утверждаются, как правило, приказами соответствующих должностных лиц.

    План - служебный документ, в котором излагается перечень намечаемых к выполнению работ или мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения, ответственных исполнителей и исполнителей, а также служебный документ с графическим изображением участка местности, здания, сооружения и пр.

    Отчет, доклад - служебные документы, содержащие сведения о выполнении планов, заданий, проведении мероприятий и другие сведения, представляемые вышестоящему командиру (начальнику).

    Протокол - служебный документ, в котором зафиксирован ход проведения каких-либо действий, мероприятий (протокол собрания, заседания; протокол осмотра и т. д.).

    Акт - служебный документ, подтверждающий установленные факты и события. Акт составляется, как правило, в ходе проверки, инвентаризации, приема-передачи дел и должности и т. д. несколькими лицами и подлежит утверждению должностным лицом в пределах полномочий.

    Телеграмма - служебный документ для передачи распоряжений и сообщений срочного характера по техническим средствам связи.

    Справка - описание или подтверждение тех или иных фактов и событий.


    Глава 5. Упорядочение и систематизация нормативных актов органов военного управления. Справочная работа по военному законодательству, правовым актам органов военного управления. Правовое обеспечение делопроизводства в военных организациях. Исполнительская дисциплина, контроль за исполнением поручений

    § 1. Понятия и способы систематизации законодательства

    При рассмотрении истории систематизации законодательства обычно приводят примеры кодификации римского законодательства при Юстиниане в VI в. н.э., в ходе которой были пересмотрены ранее принятые римские кодексы и отдельные законы, французского законодательства - так называемые наполеоновские кодексы (разработанные во Франции в период Консулата и Империи: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданско-процессуальный кодекс 1806 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г., Уголовный кодекс 1810 г. Они подверглись многочисленным изменениям по существу, но в структурном плане оставались неизменными) и реформы российского законодательства эпохи царствования Александра I (1801-1825), которые связывают с М.М. Сперанским. Первые два примера являются классическими примерами кодификации законодательства, деятельность же М.М. Сперанского интересна тем, что в ходе подготовки и издания Свода законов Российской империи были использованы все способы систематизации законодательства.

    Примером систематизации законодательства советского периода являются Свод законов СССР и Свод законов РСФСР, появившиеся в середине 70-х гг. XX в., т. е. в период наибольшей стабильности советского законодательства. Начиная с 1990 г. изменения, происходящие в общественных отношениях, потребовали принятия новых законодательных актов. Скорость их подготовки и принятия видна на следующем примере. За 70 лет существования СССР было принято порядка 100 законов, в Российской Федерации законов ежегодно принимается в полтора-два раза больше.

    Вновь создаваемое законодательство по сей день во многом не согласуется с ранее принятыми правовыми актами. Более того, и вновь созданные правовые акты зачастую не соответствуют друг другу. В результате действующее российское законодательство содержит нормы и акты, формально не действующие. В законодательстве часто встречаются серьезные проблемы из-за не увязанных друг с другом положений; некоторые законодательные акты содержат повторы, недостаточно ясные, неточные формулировки, понятия, термины. Имеется и много иных недостатков действующего законодательства.

    Несоблюдение требований законодательной техники в процессе законотворчества имеет место в основном в случаях, когда:

    При издании новых актов не отменяются или не изменяются ранее изданные акты;

    Отменяются или изменяются ранее изданные акты без точного и исчерпывающего их перечисления;

    Действие нормативных актов фактически изменяется ненормативными актами;

    Отдельные общие правила, рассчитанные на длительное действие, включаются в оперативные распоряжения или акты, действие которых должно быть однократным;

    Единоличными распоряжениями действие тех или иных нормативных актов распространяется на общественные отношения, не предусмотренные этими актами;

    Отсутствуют необходимая согласованность и редакционная увязка между актами, издаваемыми по одному и тому же вопросу;

    Новый акт не полностью регулирует соответствующий вопрос, в результате чего ряд прежних актов по тому же вопросу не отменяется, а действует в части, не противоречащей новому акту;

    Акты излагаются сложным, неясным языком и многословны.

    Разумеется, указанные недостатки не характеризуют законотворчество в целом, но тот или иной недостаток встречается достаточно часто, что негативно отражается на правоприменительной практике.

    Систематизация нормативных актов имеет целью упорядоче­ние правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т. е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем пла­не систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т. е. на устранение правовых коллизий и пробелов в законодательстве.

    Проведение систематизации военного законодательства необходимо для правового обеспечения деятельности органов во­енного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, содействия улучшению их деятельности с помощью правовых средств.

    В научной литературе выделяют три способа систематизации законодательства:

    Инкорпорация;

    Кодификация;

    Консолидация.

    Указанные способы систематизации базируются на различиях в самом процессе упорядочения правовых норм.

    Самым простым и распространенным видом систематизации является инкорпорация правовых актов. В результате инкорпо­рации нормативные акты соединяются в сборник по предмету ре­гулирования или определенной области общественных отношений (например, области пенсионного или жилищного обеспечения).

    Инкорпорация не вносит изменений и ограничивается лишь внешней обработкой законодательного материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного или технического ха­рактера (например, исправление типографских опечаток или грамматических и синтаксических ошибок в тексте, исключение не действующих правовых актов или их частей).

    Инкорпорация может проводиться по различным субъективным критериям: например, в хронологическом порядке; по субъектам, принявшим правовые акты; по отраслям права и т. п.

    Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования (гене­ральная инкорпорация), а может относиться лишь к его части (частная инкорпорация).

    Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляются не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяют­ся устаревшие принципы и нормы, создаются новые, следовательно, она может осуществляться только правотворческим органом государства и является разновидностью правотворчества.

    Кодификационный нормативный правовой акт:

    Представляет собой новый акт, заменяющий некоторое, иногда большое количество актов, разрозненных, подлежащих отмене;

    Является сводным актом, т. е. содержащим правовые установления определенной отрасли права;

    Излагает эти установления по определенной, внутренне согласованной системе, в стройном, логически последователь­ном порядке.

    Кодификация предполагает такое упорядочение законода­тельного материала, которое направлено на его переработку путем исключения повторений и восполнения пробелов. При этом не просто объединяются и систематизируются имеющиеся правовые нормы, а они критически переоцениваются, исключаются устаревшие нормы, фактически утратившие силу, устраняются несогласованности и устанавливаются новые нор­мы, соответствующие общественным изменениям и новому законодательству. При кодификации учитываются также судебная практика и предложения различных государственных органов. Тем самым в максимальной мере обеспечивается внутренняя согласованность, целостность, системность и полнота правового регулирования соответствующих общественных отношений. В отличие от текущего законотворчества, создающего отдельные законодательные акты по тем или иным проблемам, кодификация упорядочивает значительную часть уже существующего и действующего законодательства, как правило, изменяя его, дополняя и преобразуя. В результате кодификации создаются крупные сводные законодательные акты, регулирующие значительную область общественных отношений.

    В зависимости от объединения отношений, охватываемых правовым регулированием со стороны данного кодификационного акта, можно различить полную и частичную кодификацию. В пер­вом случае кодификационный акт охватывает все нормы данной отрасли, института, а во втором - лишь какую-то их часть.

    Кодификация может не полностью совпадать с системой права, так как это зависит от воли законодателя, но система права, отражая объективные закономерности общест­венной жизни в той мере, в какой они проявляются в праве, служит основанием для кодификации законодательства, для классификации, логической обработки и размещения законодательного материала в определенном поряд­ке, необходимом для нужд практики.

    Кодификация законодательства устраняет множественность раз­новременно изданных актов, их неизбежную фрагментарность, повторения и противоречия в этих актах. Кодекс - акт, значи­тельно более доступный и понятный, чем сотни раз­новременно изданных отдельных актов. Кодификация значительно облегчает пользование законода­тельством, его толкование и применение правоприменяющими го­сударственными и общественными органами; способствует укреп­лению законности - надлежащему соблюдению и исполнению законов физическими и юридическими лицами.

    Результатом кодификации является издание нового законо­дательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты.

    Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией, и применяется для быстрейшего упорядочения и сокращения объема дейс­твующего законодательства, т. е. это объединение множества законодательных актов в единый укруп­ненный акт. Данный вид систематизации законодательства не име­ет самостоятельного значения, поскольку является этапом в переходе от инкорпорации к кодификации.

    В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, изла­гаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия. Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое ре­гулирование общественных отношений, что сближает ее с инкор­порацией, хотя в то же время для консолидации характерны не­которые черты, присущие кодификации.

    § 2. Систематизация актов органов военного управления

    Вопросы упорядочения и систематизации правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров и начальников регламентированы в разд. IV Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ министра обороны Российской Федерации 2001 г. № 10).

    Под упорядочением правовых актов Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказов и директив командиров (начальников) понимается приведение их в точное соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и директивами министра обороны Российской Федерации и других должностных лиц, современными задачами войск (сил), полномочиями и структурой органов военного управления, устранение множественности приказов и директив по одному и тому же вопросу, выявление и отмена приказов (директив), потерявших практическое значение, обеспечение четкости правового регулирования жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

    При организации работы по упорядочению приказов и директив следует иметь в виду, что по одному и тому же вопросу, как правило, должен издаваться один приказ (директива) соответствующего должностного лица. Данное требование вытекает из п. 8 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (постановление Правительства Российской Федерации 1997 г. № 1009).

    В целях проведения работы по упорядочению приказов и директив Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации ежегодно издается и рассылается в войска (силы) и органы военного управления справочник по приказам и директивам министра обороны Российской Федерации, в котором указаны по состоянию на 1 января года издания справочника действующие нормативные приказы и директивы.

    Упорядочение нормативных приказов и директив осуществляется путем:

    Признания утратившими силу приказов и директив, потерявших практическое значение;

    Внесения в действующие приказы и директивы необходимых изменений или их переработки. При этом особое внимание обращается на устранение множественности приказов и директив;

    Составления указателей (перечней) действующих нормативных приказов и директив.

    Подразделение юридической службы органа военного управления, приказы (директивы) которого предполагается упорядочить, выявляет все ранее изданные нормативные приказы (директивы). Осуществляется это в основном путем изучения книг учета приказов и директив, дел, в которые они подшиваются. Все выявленные приказы (директивы) сводятся в перечни по соответствующим управлениям, отделам (службам), к ведению которых они относятся, т. е. устанавливается, в чьем ведении находится решение вопросов, регламентированных приказом (директивой), кто их разрабатывал.

    Для определения возможности признания утратившими силу приказов (директив) или отдельных их пунктов, целесообразности их переработки или оставления в числе действующих учитывается ряд обстоятельств:

    Количество содержащихся в приказе (директиве) требований нормативного характера;

    Время их действия;

    Наличие по тем же вопросам иных приказов и директив;

    Количество внесенных в приказы (директивы) изменений;

    Соответствие наименований органов военного управления нынешней их структуре;

    Соответствие применяемой в приказах и директивах терминологии, установленной в Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время;

    Наличие запаса приказов (директив) и т. д.

    Перечни завершаются заключением руководителя (должностного лица) подразделения юридической службы. Наряду с перечнями руководитель подразделения юридической службы представляет командиру (начальнику) доклад о мероприятиях по упорядочению приказов и директив и проект приказа по этому вопросу.

    Свои предложения о переработке устаревших приказов подразделение юридической службы представляет начальнику штаба и по его поручению готовит проект приказа командира (начальника), которым определяются порядок и сроки переработки, т. е. подготовки взамен устаревших новых приказов или внесения в них соответствующих изменений и дополнений.

    После завершения работы по упорядочению приказов и директив подразделению юридической службы необходимо их систематизировать. Систематизация нормативных правовых документов заключается в их изложении по определенной системе в виде справочников (указателей), сборников и т. п.

    Справочник (указатель) состоит:

    Из алфавитно-предметного раздела (указателя) (при необходимости);

    Из хронологического перечня действующих приказов и директив;

    Из перечня всех, в том числе и ненормативных, приказов и директив, утративших практическое значение в предыдущем году (при необходимости).

    Работа по упорядочению и систематизации осуществляется во всех органах военного управления, воинских частях и учреждениях. Она должна проводиться командирами (начальниками) регулярно при активном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Очевидно, что Вооруженные Силы Российской Федерации (являясь подсистемой государства) при нормотворчестве сталкиваются с теми же проблемами, что и иные государственные институты. Для актов органов военного управления характерны такие же недостатки, как и для законодательных актов Российской Федерации.

    В 1995 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 93 был утвержден план переработки приказов министра обороны, изданных до 1992 г. Работа по выполнению этого плана заняла гораздо больше времени, чем было запланировано. Переработка приказов сводится к подготовке и изданию приказа министра обороны Российской Федерации с одновременным признанием не действующими приказов и директив, ранее регулировавших те же вопросы, или признанием не действующими приказов и директив, ранее регулировавших вопросы, которые в настоящее время регулируются нормативными правовыми актами большей юридической силы.

    Кодификация и консолидация законодательства предполагают издание новых правовых актов. Трудность этого процесса заключается в том, что часть вопросов, ранее урегулированных приказами министра обороны СССР, в настоящее время требует издания соответствующих актов Президента или Правительства Российской Федерации. В этом случае систематизацию приказов министра обороны СССР целесообразно проводить путем их инкорпорации. При применении этого способа для систематизации актов органов военного управления можно за короткое время значительно облегчить применение старых нормативных правовых актов и, кроме того, подготовить базу для анализа действующих норм и их последующей кодификации.

    § 3. Справочная работа по нормативным правовым актам

    Справочная работа заключается в учете и постоянном поддержании в выверенном (контрольном) состоянии всех находящихся в воинской части нормативных актов. Цель справочной работы - получение точных сведений о том, какими правовыми актами регламентирован тот или иной вопрос, какие правовые акты действуют по тому или иному вопросу, о наличии данных актов, а также о внесенных в них изменениях и дополнениях.

    Справочную работу, как правило, ведут подразделения юридической службы, а там, где они по штату не предусмотрены, - другие квалифицированные работники, назначенные приказом командира воинской части. Ответственность за состояние справочной работы по приказам и директивам возлагается на начальника штаба воинской части.

    Справочная работа по нормативным актам проводится путем:

    Учета и хранения нормативных актов (в зависимости от грифа секретности). При этом учет приказов и директив министра обороны Российской Федерации ведется отдельно. Они комплектуются в сборники путем брошюровки в отдельные папки (дела) по годам издания и грифам секретности отдельно от других нормативных актов (кроме того, приказы - отдельно от директив);

    Ведения контрольного экземпляра каждого нормативного акта, т. е. своевременного нанесения на него соответствующих отметок о признании акта (или отдельных его положений) утратившими силу, внесении в акт изменений и дополнений.

    Контрольные экземпляры приказов и директив в воинской части ведутся на основании:

    Получаемых приказов и директив соответствующих должностных лиц, предусматривающих отмену ранее изданных приказов и директив или внесение в них изменений и дополнений;

    Рассылаемых в войска (силы) и органы военного управления справочника по приказам и директивам министра обороны Российской Федерации, издаваемого Управлением делами Министерства обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, справочников по приказам и директивам заместителей министра обороны Российской Федерации, справочников по приказам и директивам командующих войсками округов, флотами, справочников (указателей) по приказам и директивам командующих объединений, флотилий.

    При поступлении в воинскую часть приказов, к которым прилагаются законодательные и иные нормативные правовые акты (законы, указы Президента Российской Федерации, постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации), содержащие указание о признании утратившими силу, изменении или дополнении соответственно законов, указов, постановлений и распоряжений, ранее приложенных к приказам министра обороны, на тексты этих документов наносятся отметки применительно к порядку, установленному для приказов.

    Опубликование в «Российской газете», в Собрании законодательства Российской Федерации, в других офици­альных источниках открытого опубликования законов правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, вносящих изменения в приложен­ные к приказам правовые акты, является основанием для нанесения соответствующих отметок.

    Изменения, которые вносятся в акты, приложенные к приказам (директивам), могут доводиться до войск (сил) сообщениями Управления делами Министерства обороны Российской Федерации или указаниями должностных лиц центральных органов военного управления. Такие сообщения (указания) должны оперативно готовиться и рассылаться, если изменения, произошедшие в законодательстве, существенно затрагивают деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации. Они являются элементом ведения справочной работы и не должны содержать самостоятельных норм.


    Похожая информация.


    Тема 6. Акты органов военного управления. Организация делопроизводства в воинских частях и учреждениях.

    Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.

    В деятельности органов военного управленияприменяются следующиеосновные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.

    Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.

    Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в стро­гом соответствии сзаконом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).

    В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закреплен­ным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.

    Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, прове­дения в жизнь единой воли командования, повседневного управ­ления и контроля за жизньюи деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые при­казы, посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа средивоеннослужащих.

    Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.

    Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:

    - командиры воинский частей и соединений;

    - начальники учреждений ивоенно-учебных заведений;

    - начальники гарнизонов;

    - командующие армиями и войсками военных округов.

    Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи прика­зов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга ихслужебных обязанностей.

    Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.

    В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.

    Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.

    Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.

    Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.

    В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекшийучебный год (период), ставятся задачи на новый учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.

    В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.

    Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).

    Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.

    Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.

    Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. Ввоинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.

    Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.

    Дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;

    Определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;

    Относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;

    Устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;

    Определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;

    К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.

    Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.

    Сходны по своему характеру с наставлениями и положения . В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).

    Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица. Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например, Инструкцияо порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).

    Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.

    Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.

    Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.

    Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.

    Вопрос 2. Классификация актов военного управления.

    Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам(критериям):

    1. юридические свойства;

    2. органам, издающим акты;

    3. правообязанным субъектам;

    4. характеру регулируемых вопросов.

    1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.

    Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.

    В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.

    Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются, например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции, положения и наставления.

    Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнениенормативных актов конкретных вопросов, отдельных случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.

    2. Классификация актов управления военного управления по органам, издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.

    3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:

    1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);

    2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);

    3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;

    4. обращение к невоенным государственным органам,общественным организациям и к гражданским лицам.

    4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;

    1. управление боевыми действиями войск;

    2. управление боевой подготовкой личного состава;

    3. строевого управления и организации службы войск;

    4. материально-технического обеспечения войск.

    Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.

    Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях, предписанных законом.

    Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законом.

    В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов, подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.

    В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, яснои четко, без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее изданных актах, в новых документах не допускаются.

    В актахвоенного управления указывается:

    - наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)

    - дата и место издания

    - органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.

    - органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.

    - содержание и срок выполнение предписанных действий.

    Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.

    Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.

    В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:

    - систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.

    - принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;

    - принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;

    - запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным.

    Делопроизводство должно обеспечивать:

    Четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов;

    - быстрое нахождение всех нужных справок в делах;

    - простой и надежный учет документовв делах текущего архива;

    Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.

    На делопроизводство возложены следующие основные задачи:

    - прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;

    - доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;

    - хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;

    - учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием;

    - учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»

    - контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;

    - отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;

    - Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».

    Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.

    Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и указаний.

    Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых являются:

    - приказ;

    - приказание (распоряжение);

    - директива;

    - указание;

    - предписание;

    - отношение;

    - рапорт;

    - доклад;

    - донесение;

    - отчет;

    - акт;

    - справка.

    Первые пять из них являются правовыми актами.

    Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.

    Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.

    Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.

    Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.

    Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.

    Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.

    В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и военно-учебныхзаведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота - исторический журнал.

    Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Онисоставляются кратко, четко без употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и службами.

    Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу (учреждению).

    Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы,печати для пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.

    Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.

    Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о действующем военном законодательстве.

    Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов, справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.

    Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует наиболее правильной организации управления повседневной жизни и деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению законности и воинского правопорядка.

    На что юристу необходимо обращать внимание при проведении правовой экспертизы проектов приказов командира по строевой части

    А.И. Тюрин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

    В соответствии со ст. 36 УВС ВС РФ приказ - распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).

    Командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170).

    Следует отметить, что приказы по строевой части являются актами правоприменения, т. е. индивидуальными правовыми актами, издаваемыми на основе и во исполнение правовых актов вышестоящих командиров (начальников) либо нормативных правовых актов федерального значения. Любые изменения служебно-должностного положения военнослужащих, сведения о периодах исполнения ими обязанностей военной службы, содержащиеся в данных приказах, должны иметь под собой основания, подтвержденные документами либо фактическими данными . Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по строевой части уже были предметом обсуждения на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах» 1 , однако автор хотел бы более детально остановиться на упомянутых основаниях.

    Необходимо иметь в виду, что приказу по строевой части может быть присвоен порядковый номер (произведена регистрация в журнале учета) только после того, как он подписан командиром (п. 157 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации). В соответствии с п. 137 указанной Инструкции до регистрации служебные документы (в том числе и приказы по строевой части) для доклада и исполнения передавать запрещается.

    Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:

    а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок.

    – для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - выписки из приказов по личному составу, предписания;

    – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - именные списки, учетно-послужные карты, план комплектования воинской части;

    б) исключение из списков личного состава воинской части, с обеспечения.

    При убытии военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, из воинской части в связи с перемещением по службе (зачислением в распоряжение) в приказе командира (начальника) воинской части об исключении из списков личного состава указывается, в каком размере и в каком месяце военнослужащему оказана материальная помощь в году убытия. Если материальная помощь не оказывалась, в приказе указывается: «Материальная помощь в текущем году не оказывалась».

    При исключении из списков личного состава воинской части военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в связи с увольнением с военной службы в запас (отставку) в приказе указываются полные годы, за которые подлежит выплате единовременное денежное пособие, размер его в окладах денежного содержания, каким государственным орденом (орденами) награжден в период прохождения военной службы, а также размер премии за личный вклад и достигнутые результаты в боевой подготовке, освоении учебных программ, выполнении специальных заданий командования и добросовестное исполнение служебных обязанностей.

    Основаниями в данном случае могут являться:

    – для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части не пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - выписки из приказов по личному составу (полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий перечислены в приказе Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. № 410);

    – для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в отношении которых командир данной части пользуется правом назначения на должности, освобождения от должности, увольнения с военной службы, - рапорты указанных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), рапорты командиров (начальников) данных военнослужащих (например, в случаях увольнения их с военной службы по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе), представления к увольнению с военной службы;

    – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - приказ Министра обороны Российской Федерации.

    При исключении военнослужащего из списков личного состава части в связи со смертью (гибелью) основаниями являются свидетельство о смерти и рапорт его непосредственного командира (начальника);

    в) изменения в персональных учетных данных личного состава.

    Следует учитывать, что в соответствии с Наставлением по учету личного состава СА и ВМФ 1982 г. изменение фамилии, имени, отчества и даты рождения офицеров, прапорщиков и мичманов объявляется приказами по личному составу, причем изменение даты рождения лиц офицерского состава оформляется после тщательной проверки соответствия представленных документов о рождении документам, находящимся в личном деле приказами по личному составу: в отношении офицеров до подполковника включительно и им равных - заместителей Министра обороны Российской Федерации; в отношении офицеров в воинском звании полковника, ему равного и выше - Министра обороны Российской Федерации.

    Выписки из данных приказов являются основаниями для издания приказа по строевой части об изменении указанных учетных данных. Кроме того, основаниями также являются свидетельства органов загса. Образцы бланков записей актов гражданского состояния (в том числе бланка записи акта о перемени имени) утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 1998 г. № 194;

    г) нахождение на лечении и возвращение на службу из лечебного учреждения.

    При убытии военнослужащего на стационарное лечение указывается об исключении его с продовольственного обеспечения и выдаче ему продовольственного аттестата. Обязательно указание полного наименования лечебного учреждения.

    Основаниями являются документы медицинской службы воинской части (с обязательным указанием номера и даты регистрации данных документов), например, свидетельство о болезни (форма приведена в приложении № 8 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 г. № 200).

    Кроме того, основанием может являться листок нетрудоспособности (форма утверждена приложением к письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 02-18/05-8139), выдаваемый медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, включая проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

    Частичное и полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы по состоянию здоровья также осуществляется отдельным параграфом приказа по строевой части с указанием даты начала освобождения и окончания освобождения, также с обязательным указанием в качестве основания на документ медицинской службы части.

    д) назначение на воинские должности, присвоение воинских званий.

    Приказ по строевой части о назначении на должность издается только при назначении на те должности, в отношении которых командир, издающий приказ, пользуется таким правом. Основаниями в данном случае являются рапорты военнослужащих, заключенные с ними контракты, акты приема (сдачи) дел и должности (форма указанного акта утверждена приложением 13 к п. 243 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 222).

    При издании приказа о присвоении очередных воинских званий основаниями являются рапорты командиров (начальников) об истечении срока выслуги в ранее присвоенном воинском звании (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) либо представления к присвоению очередного звания (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).

    Если командир части не наделен правом присвоения воинского звания, то основанием издания приказа по строевой части является выписка из приказа по личному составу того воинского должностного лица, которое присвоило воинское звание. В этом случае в приказе по строевой части обязательно указание даты, с которой присвоено очередное воинское звание;

    е) прием на работу, перевод на другую работу и увольнение с работы лиц гражданского персонала.

    Основаниями в данном случае являются трудовые договоры, заявления лиц гражданского персонала, рапорты командиров (начальников) подразделений, в штатах которых находятся лица гражданского персонала.

    В связи с вступлением в действие постановления Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 5 января 2004 г. № 1, в котором содержатся типовые формы приказов о приеме работника на работу, о переводе на другую работу, об увольнении, возникают вопросы о правовом закреплении трудовых отношений с лицами гражданского персонала в воинских частях и учреждениях, так как данные унифицированные формы в соответствии с п. 2 указанного постановления распространены на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, включая организации и учреждения Министерства обороны Российской Федерации. Необходимо ли применять унифицированные формы приказов, предложенные Госкомстатом, либо указывать на возникновение, изменение либо прекращение трудового правоотношения в отдельном параграфе приказа по строевой части?

    Представляется, что в Министерстве обороны Российской Федерации должен быть издан приказ, вносящий изменения в Инструкцию по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации в части исключения из нее подп. «е» п. 27 Инструкции и определяющий порядок применения в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;

    ж) убытие в командировки, отпуска, на учебу и прибытие из командировок, отпусков и с учебы.

    При направлении военнослужащих в командировку основание, как правило, не указывается. При убытии в основной отпуск основаниями являются план отпусков и рапорт военнослужащего. При прибытии из командировок в качестве основания указываются номер и дата командировочного удостоверения, при прибытии из отпуска - номер и дата отпускного билета.

    Предоставление отпуска лицу гражданского персонала осуществляется на основании графика отпусков и заявления работника.

    Основанием направления на учебу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может являться телеграмма (указание, распоряжение) вышестоящего командира (начальника).

    При направлении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в учебные заведения для подготовки к экзаменам и для сдачи экзаменов им предоставляются учебные отпуска (п. 6 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В данном случае основаниями являются вызовы кадрового органа органов военных округов и объединений видов Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 23 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 мая 2002 г. № 205). Если военнослужащий либо лицо гражданского персонала обучается в высшем учебном заведении (не военном) либо собирается обучаться в нем, то в этом случае основаниями предоставления отпуска и иных льгот, связанных с обучением, являются:

    – справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 мая 2003 г. № 2057);

    – справка-вызов, дающая право на предоставление по месту работы льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию (приложение № 2 к вышеназванному приказу);

    з) применение поощрений и наложение взысканий.

    При наличии оснований командир (начальник) принимает решение о наложении дисциплинарного взыскания с учетом требований, закрепленных в ст.ст. 85-94 ДУ ВС РФ 2:

    1) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в ДУ ВС РФ и соответствуют воинскому званию военнослужащего, дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности (ст. 85 ДУ ВС РФ);

    2) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания командир (начальник) обязан принять во внимание ряд обстоятельств, а именно:

    Характер проступка;

    Обстоятельства, при которых проступок был совершен;

    Последствия проступка;

    Прежнее поведение виновного;

    Продолжительность его военной службы;

    Степень знания порядка несения службы (ст. 87 ДУ ВС РФ);

    3) при наложении взыскания запрещается:

    Налагать несколько взысканий за один и тот же проступок;

    Соединять одно взыскание с другим;

    Налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников;

    4) строгость дисциплинарного взыскания увеличивается согласно ст. 87 ДУ ВС РФ, если:

    Проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы);

    Проступок совершен при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения;

    Проступок имел последствием существенное нарушение порядка;

    5) если тяжесть совершенного подчиненным проступка не позволяет командиру (начальнику) наложить взыскание с использованием предоставленной ему дисциплинарной власти, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего начальника (ст. 92 ДУ ВС РФ);

    6) если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир (начальник) обязан уведомить военного прокурора, при необходимости возбудить уголовное дело и назначить дознание (ст. 86 ДУ ВС РФ);

    7) военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности (ст. 94 ДУ ВС РФ).

    Таким образом, в качестве основания привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности должны быть указаны материалы административного (служебного) расследования (разбирательства).

    При награждении военнослужащего премией или ценным подарком необходимо указывать точный размер денежной суммы (например, не два оклада денежного содержания, а 3 475 руб. 42 коп.) или стоимость подарка. Основанием в данном случае должен являться рапорт непосредственного командира (начальника), в котором указываются конкретные заслуги военнослужащего.

    Выдача ценных подарков производится под подписи награждаемых в ведомости, которая является основанием для списания их с учета;

    и) другие вопросы, право решения которых предоставлено командиру (начальнику) воинской части. При этом следует иметь в виду, что по свой юридической природе приказ по строевой части является индивидуальным, а не нормативным, правовым актом (подробнее об этом автором говорилось выше). В связи с этим представляется неправильным включать в приказы по строевой части отдельными пунктами такие вопросы, как утверждение каких-либо инструкций, должностных обязанностей, порядок организации ряда повторяющихся мероприятий, подведение итогов боевой подготовки, постановка задач на следующий период обучения и т. п.

    1 Коростелев Е.В . Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по личному составу и строевой части // Право в Вооруженных Силах. 1998. № 2 (начало), № 6 (окончание).

    2Тараненко В.В . Как правильно привлечь военнослужащего к дисциплинарной ответственности // Право в Вооруженных Силах. 2001. № 3.


    На что юристу необходимо обращать внимание при проведении правовой экспертизы проектов приказов командира по строевой части
    А.И. Тюрин, преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

    В соответствии со ст. 36 УВС ВС РФ приказ
    · распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Письменный приказ является основным распорядительным служебным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
    Командир (начальник) воинской части отдает письменные приказы по строевой части, по боевой подготовке и другим вопросам, право регламентировать которые ему предоставлено (п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г.
    · 170).
    Следует отметить, что приказы по строевой части являются актами правоприменения, т. е. индивидуальными правовыми актами, издаваемыми на основе и во исполнение правовых актов вышестоящих командиров (начальников) либо нормативных правовых актов федерального значения. Любые изменения служебно-должностного положения военнослужащих, сведения о периодах исполнения ими обязанностей военной службы, содержащиеся в данных приказах, должны иметь под собой основания, подтвержденные документами либо фактическими данными. Особенности проведения правовой экспертизы проектов приказов по строевой части уже были предметом обсуждения на страницах журнала «Право в Вооруженных Силах», однако автор хотел бы более детально остановиться на упомянутых основаниях.
    Необходимо иметь в виду, что приказу по строевой части может быть присвоен порядковый номер (произведена регистрация в журнале учета) только после того, как он подписан командиром (п. 157 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации). В соответствии с п. 137 указанной Инструкции до регистрации служебные документы (в том числе и приказы по строевой части) для доклада и исполнения передавать запрещается.
    Приказами командира (начальника) воинской части по строевой части могут регламентироваться следующие вопросы:
    а) зачисление в списки личного состава воинской части, на обеспечение. При зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части и при назначении его на воинскую должность указываются установленные ему оклад по воинской должности, размеры надбавок к окладу по воинской должности за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, а также за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и других надбавок.
    Основаниями в данном случае могут являться:

    · для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
    · выписки из приказов по личному составу, предписания;