Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Присяжные заседатели: зарплата, требования, порядок отбора, статус. Справедливый суд с присяжными и без них Сколько присяжных заседателей входят в состав

    Присяжные заседатели: зарплата, требования, порядок отбора, статус. Справедливый суд с присяжными и без них Сколько присяжных заседателей входят в состав

    Восстановление в российском праве института присяжных заседателей выступает в качестве одного из направлений реформы судебной системы. Оно позволяет укрепить конституционную гарантию обеспечения защиты граждан.

    Законодательная база

    В рамках концепции реформы 16-го июля 1993-го г. был утвержден ФЗ, посредством которого вводились изменения в основополагающие отраслевые нормативные акты. Сейчас участие присяжных заседателей в рассмотрении дел регламентируется законом №113. Как показывает практика, количество ходатайств на рассмотрение преступлений по прогрессивной форме производства постоянно увеличивается. Обвиняемые часто пользуются возможностью просить о разбирательстве с участием присяжных.

    Специфика

    В ст. 20 Конституции провозглашается право каждого гражданина на жизнь. Вместе с этим данная норма предусматривает, что смертная казнь до ее отмены может устанавливаться ФЗ как исключительная мера за особо тяжкие деяния. При этом преступление обвиняемого рассматривает суд присяжных заседателей. Основные положения относительно привлечения граждан к разбирательству и их деятельности в ходе него установлены в УПК.

    Требования

    Кандидат в присяжные заседатели не должен быть:

    1. Обвиняемым или подозреваемым в преступлении.
    2. Иностранцем, не владеющим языком, на котором проходит слушание.
    3. Психически или физически неполноценным (ограниченно или полностью недееспособным).
    4. Не достигшим 25-ти лет.
    5. Состоящим на учете в психоневрологическом или наркологическом учреждении в связи с лечением от токсико-, наркомании, алкоголизма, затяжных и хронических психических недугов.

    Порядок отбора

    Присяжные заседатели выбираются из списков - запасного и общего. Они составляются ежегодно местной администрацией, которая располагается и действует на территории, где проводится слушание. В общем списке присутствуют граждане, которые проживают постоянно в городах и районах области/края. Их количество должно быть достаточным для обеспечения нормального функционирования суда. Председатель не позже чем за 3 месяца до окончания действия полномочий граждан, включенных ранее в запасной и общий списки, направляет руководителю высшего органа исполнительной власти субъекта представление о количестве лиц, необходимых для разбирательств. Этой структурой формулируется порядок и сроки формирования списков. Исполнительный орган также сообщает муниципальным структурам количество граждан, которое следует включить в перечни. Составление списков, в которые входят присяжные заседатели, осуществляется на основании персональных сведений о кандидатах. Эти данные находятся в информационной базе Единой автоматизированной системы. Из количества отобранных лиц должны быть исключены граждане, которые не могут быть приняты в судебные присяжные заседатели.

    Дополнительно

    В запасной список включаются лица, постоянно живущие в населенном пункте на территории расположения суда. Этот список заверяется подписью руководителя исполнительного органа субъекта и скрепляется печатью. Данный перечень, наряду с общим, публикуется в СМИ соответствующего МО. В списках присутствуют только ФИО граждан. Финансовое обеспечение полномочий, переданных исполнительно-распорядительным структурам по формированию списков, производится из федеральных бюджетных средств. Порядок и размер поступлений устанавливается правительственными постановлениями.

    Обращения лиц

    Граждане могут направлять письменные заявления в исполнительный орган региона о необоснованности включения их в присяжные заседатели, об исправлении неточностей в списке, исключении из него. В течение 5-ти дней обращения рассматриваются в уполномоченной инстанции. Решения, принятые исполнительным органом, могут обжаловаться в судебном порядке. Внесенные в списки дополнения или изменения публикуются в СМИ региона.

    Исключение из списков

    Оно осуществляется в случаях, предусмотренных в отраслевом ФЗ. Из списков присяжных граждане исключаются, если:

    1. Выявлены обстоятельства, не позволяющие лицу участвовать в разбирательствах.
    2. Подано письменное заявление с указанием причин невозможности исполнять соответствующие обязанности, если гражданин:
    • достиг возраста 65-ти лет;
    • не владеет языком, на котором ведется слушание;
    • имеет медицинские документы, подтверждающие расстройства здоровья;
    • замещает государственные либо выборные должности в муниципальных органах власти;
    • военнослужащий;
    • прокурор, судья, дознаватель, следователь, нотариус, адвокат, имеет специальное звание сотрудника ОВД, ФССП и прочих исполнительных структур, ведет частную детективную практику по лицензии;
    • священнослужитель.

    Последующий отбор

    На дальнейших этапах присяжные заседатели привлекаются к конкретным слушаниям. Отбор производится аппаратом органа, уполномоченного на разбирательства, совместно с заинтересованными лицами (сторонами процесса). Председатель обладает дополнительными возможностями по освобождению лиц от обязанностей присяжных. В любом случае граждане, чья объективность вызывает сомнение, должны быть исключены из перечня. У таких лиц может быть предвзятое мнение, они могут быть осведомлены об обстоятельствах преступления из непроцессуальных источников и так далее. Коллегия присяжных заседателей после назначения слушания формируется в порядке, предусмотренном статьями 326-332 УПК. Лица привлекаются к рассмотрению материалов на 10 дней раз в год. Если разбирательство дела с участием присяжных заседателей не завершилось по окончании срока их полномочий, то они призываются до конца процесса. Лица, вызванные в уполномоченную инстанцию, но не отобранные для слушания, могут привлекаться к другому производству.

    Права присяжных заседателей

    Граждане, привлеченные к слушанию, могут:

    1. Исследовать все обстоятельства уголовного преступления, осматривать вещественные доказательства, документы и прочие материалы.
    2. Участвовать в осуществлении следственных мероприятий.
    3. Обращаться к председательствующему за разъяснением норм законодательства, относящихся к рассматриваемому преступлению, оглашаемых документов и прочих неясных моментов и понятий.
    4. Задавать вопросы сторонам процесса через председательствующего.
    5. Вести свои записи и использовать их в процессе обсуждения в совещательной комнате.

    Запреты

    Присяжные заседатели не могут:

    1. Отлучаться из зала во время слушания.
    2. Выражать свое мнение по рассматриваемому преступлению вне совещательной комнаты.
    3. Общаться с лицами, которые не входят в состав суда, выяснять у них обстоятельства преступления.
    4. Собирать информацию вне заседания.
    5. Нарушать тайну обсуждения и голосования при совещании.

    Важный момент

    При неявке на слушание без уважительной причины присяжный заседатель может подвергнуться штрафу. Взыскание устанавливается ст. 118 УПК. Председательствующий обязан предупредить граждан, что при нарушении требований законодательства они могут быть отстранены от слушания по ходатайству сторон либо по инициативе судьи. В таких случаях осуществляется замена лицами из запасного списка.

    Гарантии

    На присяжных в период исполнения ими соответствующих обязанностей распространяются конституционные положения, действующие в отношении судей. В частности, гражданам гарантируется неприкосновенность и независимость. Отраслевой закон устанавливает принцип возмездности для лиц, привлеченных в качестве присяжных. Это положение не противоречит принципу исполнения гражданами общественного долга. Закон не допускает положения, при котором лица терпят материальный ущерб вследствие выполнения ими возложенных на них функций.

    Оплата труда

    Вознаграждение присяжным выплачивается из регионального бюджета. Его размер равен половине должностного оклада судьи и должен быть не меньше средней зарплаты гражданина на его основной работе пропорционально периоду присутствия на слушаниях. Присяжному возвращают командировочные затраты в порядке, установленном законом для судей. Кроме этого, ему компенсируется оплата транспортных расходов. За присяжным на время его присутствия в суде сохраняются все льготы и гарантии на основной работе. Не допускается увольнение или перевод гражданина на менее оплачиваемую должность по инициативе руководства предприятия в период нахождения его на слушаниях.

    Полномочия

    В качестве основного из них выступает установление виновности или признание невиновности лица. Вердикт присяжных заседателей выносится в совещательной комнате. Они не назначают размер и вид наказания. Вопросы присяжным заседателям формулируются так, чтобы ответы на них были либо "да", либо "нет". Уполномоченные лица должны решить, доказано ли:

    1. Что имело место деяние, в котором обвиняется лицо.
    2. Что преступление совершил именно подсудимый.
    3. Что он виновен.

    Снисхождение

    Суд присяжных заседателей обладает обширными полномочиями при разбирательстве тяжких преступлений. При назначении наказания, в частности, особое значение имеет мнение о том, заслуживает ли обвиняемый снисхождения. В этом случае законодательство определяет особый режим наложения санкций. Размер либо срок наказания субъекту, который признан заслуживающим снисхождения, не должен превышать 2/3 максимального или наиболее строгого для данного деяния. В случае если за преступление предусматривается пожизненное заключение, то оно не применяется.

    Прочие правила при снисхождении

    Судья обязан соблюсти иные требования законодательства, призванные смягчить наказание. В частности, необходимо учитывать обстоятельства, предусмотренные ст. 61 и ст. 63 УК. При признании виновного лица заслуживающим особенного снисхождения во внимание принимаются только смягчающие критерии. В таком случае используются правила о назначении более мягких санкций, чем предусматривается по составу деяния, согласно ст. 64 УК. Эти положения являются для судьи обязательными.

    Независимость и защита

    Они гарантируются законодательством. В соответствии с нормами, запрещено вмешательство в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия. На этих лиц распространяется также неприкосновенность. Личность и имущество присяжных и их родственников защищаются государством. Правоохранительные органы обязаны предпринять соответствующие меры для обеспечения безопасности граждан, привлеченных к слушанию, если от них поступают соответствующие заявления.

    Заключение

    Присяжными являются представители населения, которые наделяются действующим законодательством соответствующими полномочиями на рассмотрение уголовных дел. Они исполняют обязанности, вмененные им, на непрофессиональной основе. В соответствии с УПК, присяжный - лицо, которое призвано к участию в разбирательстве. Им может стать гражданин, внесенный в общий или запасной список. Рассмотрение дел осуществляется в инстанциях общей юрисдикции. Исполнение обязанностей гражданами является их общественным долгом. Присяжные самостоятельно устанавливают факт, а юридическая квалификация деяния относится к компетенции судей. Представители народа на слушании могут принять решение о снисхождении к обвиняемому. Это имеет значение при установлении срока наказания. Одним из основных требований для присяжных выступает соблюдение тайны совещания. При ее нарушении предусмотрены соответствующие санкции.

    Присяжные заседатели берут на себя часть полномочий от судей, но только в рамках уголовного разбирательства. Как именно проходит тяжба с привлечением присяжных заседателей и кто из граждан может избираться в коллегию, рассмотрим в рамках данной статьи.

    Требования, выставляемые к присяжным в ФЗ «О присяжных заседателях»

    Деятельность присяжных заседателей регулируется процессуальным законодательством, применяемым к уголовным делам. А вот для решения организационных вопросов, связанных с привлечением граждан РФ к участию в разбирательстве, есть отдельный законодательный акт — федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ.

    Законом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства.

    Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют попасть в число присяжных заседателей . Ими не могут быть:

    • лица младше 25 лет;
    • лица, получившие судимость, которая не была погашена или снята;
    • недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;
    • лица, попавшие на учет в наркологический или психоневрологический диспансер из-за проблем с алкоголем, наркотиками или психических расстройств.

    Это общие причины , по которым граждане в принципе не могут стать присяжными заседателями . Но есть еще и частные причины, по которым граждан не могут сделать присяжными заседателями в рамках конкретного разбирательства. Сюда относятся случаи, когда лицо:

    • проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
    • не знает языка, на котором идет судопроизводство;
    • имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешать ему полноценно принимать участие в процессе.

    Если будет выяснено, что претендент на роль присяжного заседателя подпадает под действие хотя бы одного из перечисленных ограничений, то он не допускается к участию в разбирательстве.

    Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

    Скачать форму анкеты

    В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей : основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями . Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия из присяжных заседателей в количестве 12 человек для каждого дела.

    Сначала отбираются не менее 20 лиц, могущих стать присяжными заседателями по делу. Отбор происходит по методу случайной выборки. И далее, уже на предварительном заседании, переходят к формированию будущей коллегии присяжных заседателей из отобранных кандидатов.

    Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод , для этого есть такие обоснования:

    • достижение 60-летнего возврата;
    • наличие у женщины ребенка младше 3 лет;
    • религиозные убеждения, не позволяющие решать чужую судьбу;
    • временное неисполнение своих служебных обязанностей может быть недопустимым.

    Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседатели ходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

    Не знаете свои права?

    Скачать форму ходатайства

    Далее обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель могут заявить мотивированный отвод любому из кандидатов и 2 немотивированных отвода. По сути, каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу. Чтобы реализовать это право, стороны могут задавать кандидатам вопросы, раскрывающие их отношение к делу.

    После вычеркивания отведенных кандидатов в списке должно остаться 14 человек; если их меньше, то призываются дополнительные присяжные заседатели , их фамилии берутся из запасного списка. Если больше, то берется 14 первых фамилий в списке. Из этих 14 человек первые 12 становятся присяжными заседателями , а двое оставшихся считаются запасными присяжными заседателями .

    Права присяжных по закону

    Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела. В ходе разбирательства присяжные заседатели могут:

    • общаться с допрашиваемыми лицами, но не напрямую, а через председательствующего;
    • исследовать обстоятельства, имеющие прямое отношение к делу, и доказательства, проходящие по нему, однако исследуются только те доказательства, которые были обозначены как допустимые; сам же вопрос о допустимости доказательств решается судьей без присяжных заседателей ;
    • просить дать разъяснение законодательных норм и юридических терминов, которые используются другими участниками процесса;
    • вести свои записи и в дальнейшем использовать их.

    Для присяжных заседателей установлены и некоторые запреты: они не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимся к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования.

    Учитывая полномочия присяжных заседателей , можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им представляют, решает уже судья.

    Вердикт суда присяжных

    Когда активная фаза заседания заканчивается и все участники высказались, судья ставит перед присяжными заседателями ряд вопросов, на которые они должны дать ответ. Вот они:

    • сумело ли обвинение доказать, что деяние произошло;
    • сумело ли обвинение доказать, что именно подсудимый его совершил;
    • очевидна ли вина подсудимого.

    Также могут быть озвучены и частные вопросы, чтобы уточнить детали квалификации деяния. Кроме того, может быть поставлен вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

    На вопросы присяжные заседатели дают ответы во время совещания. Для этого проводится голосование, при котором никто не имеет права воздерживаться.

    • обвинительный вердикт, если по всем 3 вопросам большинство присяжных заседателей проголосовали утвердительно;
    • оправдательный вердикт, если хотя бы по одному вопросу больше 6 присяжных заседателей ответили отрицательно.

    Наказание для лица, осужденного судом присяжных заседателей

    При вынесении оправдательного вердикта подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда, и присяжные заседатели могут расходиться, но само разбирательство продолжается; в ходе него выясняются различные организационные вопросы.

    После вынесения обвинительного вердикта заседание также продолжается, присяжные заседатели имеют право остаться в зале. Далее уже суд решает вопрос о конкретном виде наказания в сложившийся ситуации. Во внимание принимается факт признания подсудимого заслуживающим снисхождения — это отражается при выборе вида наказания. Итогом рассмотрения становится назначение наказания.

    Чем отличается статус арбитражных заседателей от присяжных?

    В арбитражном процессе к рассмотрению дела тоже могут привлекаться заседатели, но только арбитражные. Делается это в тех случаях, когда для понимания сути спора нужны специальные знания. Таким образом, арбитражные заседатели — это специалисты, которые помогают судьям разобраться в конфликте.

    Их отличие от присяжных заседателей состоит в полномочиях. Арбитражные заседатели пользуются теми же процессуальными правами, что и судьи. В то же время компетенции присяжных заседателей и судьи в уголовном процессе строго разделены.

    Подсудимый в отдельных случаях может реализовать свое право на назначение разбирательства с привлечением присяжных заседателей . Перечень преступлений, по которым возможно такое рассмотрение, закреплен в УПК РФ. В ходе разбирательства присяжные заседатели выслушивают представителей защиты и обвинения, знакомятся с доказательствами по делу. Именно присяжные заседатели должны вынести вердикт подсудимому, и если он окажется обвинительным, тогда уже судья назначает конкретный вид наказания.

    Гаганов Александр Андреевич - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н.

    Почему Путин предложил сократить число присяжных с 12 до 5 - 7? Когда ожидать реформы суда присяжных? Есть ли справедливость в судах присяжных?

    Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 года высказал предложения по совершенствованию института присяжных заседателей:

    «Необходимо повышать независимость и объективность судебного процесса. В этой связи предлагаю укрепить роль института присяжных заседателей, расширить число составов преступлений, которые они могут рассматривать. А с учетом того, что коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать, - я знаю позицию правозащитных организаций, они исходят из того, что это должно быть именно 12 заседателей, но, повторяю, непросто сформировать эту коллегию, да и стоит это немало, если честно сказать, - можно подумать о сокращении числа присяжных до пяти - семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений».

    Уменьшение количества присяжных увязано с целью «укрепить роль института присяжных заседателей». Однако собственно укрепление произойдет не за счет изменения числа присяжных, а за счет расширения их полномочий и увеличения возможностей по формированию коллегий присяжных.

    ИСТОРИЯ ВОПРОСА

    Для неподготовленного слушателя президентская инициатива о сокращении числа присяжных стала полной неожиданностью. Ведь суд присяжных появился в России еще в результате судебной реформы 1864 года, и уже тогда присяжных было 12 (и 6 запасных, теперь запасных двое). Однако тема суда присяжных обсуждается на самом высоком уровне уже более года. О расширении полномочий суда присяжных заговорили еще в декабре 2014 года на встрече Президента РФ с обмудсменами и членами Совета по правам человека. В апреле этого года дискуссия продолжилась: стало известно о том, что Совет по правам человека выступает против предложения Верховного суда РФ о сокращении числа присяжных заседателей . Генпрокурор РФ Юрий Чайка уже тогда отмечал, что надо уменьшить число присяжных, так как в некоторых регионах «очень сложно набрать эту скамейку присяжных (14 человек)».

    Тот факт, что идея сокращения числа присяжных прозвучала из уст Президента РФ, свидетельствует о том, что вопрос решен, дальнейшие дискуссии бесполезны. Президент также дал поручения . Администрации Президента совместно с Верховным Судом РФ подготовить и представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих:

    Увеличение числа составов преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей;

    5 ИЛИ 12 ПРИСЯЖНЫХ - ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?

    Мнения по вопросу о необходимом и достаточном числе присяжных разделились: позиция власти - уменьшить количество присяжных, позиция правозащитников - оставить 12 присяжных. Позиция власти представлена такими «титанами», как Верховный Суд РФ (в лице зампреда Суда Владимира Давыдова), Генеральная прокуратура РФ (в лице Юрия Чайки), а теперь и глава государства. Против сокращения числа присяжных пока выступил только СПЧ. Причем если изначально СПЧ выступал только за расширение полномочий суда присяжных и разрабатывал соответствующий законопроект, то потом, когда к этой теме добавился вопрос о количестве присяжных, Совету пришлось отбиваться от этой идеи. Такое впечатление, что свое дело сделал кризис, государство собирается экономить буквально на всем (а заодно создавать любыми ).

    Какие аргументы у сторон? Президент назвал два аргумента за сокращение количества присяжных с 12 до 5 - 7 человек: дороговизна суда присяжных, сложность в формировании коллегии из 12 присяжных. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Владимир Давыдов говорит о том, что сократить число присяжных необходимо до семи человек, исключительно в «технических целях» и «при условии, что все вопросы присяжные разрешают совместно с судьей-профессионалом ». Введение в состав суда присяжных профессионального судьи для консультирования присяжных по вопросам права - еще один из важных вопросов реформы суда присяжных.

    Владимир Давыдов считает не принципиальным, сколько присяжных должно быть в коллегии: «восемь, семь, шесть, пять, главное - сократить для того, чтобы у судов была возможность в разумные сроки сформировать коллегию присяжных ». Пять или восемь присяжных будет решать судьбу человека, который обвиняется в совершении преступления? Или двенадцать? Есть ли разница? Разница есть. Если присяжных 12, то для признания вины человека нужно минимум 7 голосов, а для оправдания - 6 голосов присяжных. Как гласит закон, если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ (In dubio pro reo - все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Если присяжных 8, то при существующих правилах для признания вины нужно 5 голосов. Если присяжных 7 человек, то 4 голоса; если их 5, то всего 3 голоса. А три голоса - это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям Уголовного кодекса РФ или апелляции в вышестоящих судах, или та же тройка из судьи и двух народных заседателей. С той разницей, что присяжные заседатели - не профессиональные юристы, а представители народа. В качестве аргументов приводят также данные по западным странам: мол, у них количество присяжных разное, бывает и по пять человек, и ничего, это общемировая практика.

    Похоже, об этом представители власти не думают - о том, что судьбу человека будут решать фактически всего трое присяжных. Да, это дешевле, чем если бы для этого требовалось три профессиональных судьи с их большими социальными гарантиями и приличными зарплатами. Но при такой численности коллегии присяжных (пять человек) суд присяжных превращается в профанацию.

    У сторонников сокращения количества присяжных, похоже, даже нет финансово-экономического обоснования: сколько денег сэкономит бюджет, если присяжных будет не 12, а 7, и сколько - если их будет 5. Если бы на первом месте был бы вопрос экономии бюджетных средств (это действительно актуально сейчас), то сначала посчитали бы «прибыль». Но расчетов нет. Хотя экономия видится чуть ли не основной целью реформы. Вероятно, расчеты появятся в сопроводительных материалах к соответствующему законопроекту.

    Второй аргумент: сложно сформировать коллегию присяжных. Из 20 тысяч человек, вызванных в суд, приходит 10 - 12, и это в Москве, где людей много. Из 10 - 12 тоже не все могут подойти на роль присяжного. В малонаселенных субъектах Федерации явка еще хуже. Поэтому есть предложения даже в районных судах образовывать составы из пяти присяжных и одного судьи, а также восстановить институт народных заседателей (два присяжных и судья).

    Если сократить количество присяжных в коллегии, но увеличить количество коллегий (потому что их будет легче сформировать), то никакой экономии средств не будет: общая численность присяжных увеличится, а вместе с ней - и расходы бюджета.

    Еще непонятно: если сейчас сложно собрать коллегию присяжных, означает ли это, что подсудимым приходится долго ждать суда с участием присяжных, или что им приходится вообще отказываться от суда присяжных? Или подсудимых уговаривают не ходатайствовать о суде присяжных? Или им отказывают в удовлетворении ходатайств? По-видимому, проблема с судами присяэных шире, чем сообщается в СМИ.

    Основные аргументы против уменьшения числа присяжных сводятся даже не к тому, что три голоса присяжных будут решать судьбу человека. Главное то, что на 5 - 7 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных.

    НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Суды присяжных были введены в Англии Великой хартией вольностей 1215 года, в том числе в ней упоминается именно 12 присяжных, хотя число присяжных могло варьироваться.

    Присяжные ведут свою «родословную» от свидетелей, которые привлекались к участию в суде. Кроме того, Великая хартия вольностей содержала передовую норму, согласно которой чиновник не мог привлекать кого-либо к ответу, основываясь лишь на устном обвинении: он должен был привести свидетелей (статья 38). Из Англии суды присяжных распространились по всей Британской империи, включая Америку, а после Французской революции присяжные появились и в других европейских государствах. В России суд присяжных появился с введением Судебных уставов 1864 года. Присяжные рассматривали дела только по тяжким уголовным преступлениям. Процедура избрания присяжных была сложной, тогда как сейчас кандидатов в присяжные заседатели определяют с помощью случайной выборки по спискам. Конституция РФ гарантирует право на суд присяжных, однако число присяжных там не установлено, что и позволяет изменить их количество.

    СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА

    Присяжных заседателей нет в обычных районных судах: они рассматривают дела в Верховном Суде РФ и судах субъектов РФ, например, областных судах. Круг дел ограничен Уголовно-процессуальным кодексом РФ. В прошлом году ряд дел по тяжким уголовным статьям был передан в компетенцию районных судов, чтобы разгрузить областные суды. Это привело также к уменьшению количества дел, рассматриваемых судом присяжных (рис. 1).

    Какие дела рассматривает суд присяжных? Это уголовные дела об убийстве с отягчающими обстоятельствами, похищении человека, бандитизме, незаконном производстве наркотиков в особо крупном размере, диверсии, обо всех преступлениях против мира и безопасности человечества и других. Человек имеет право на суд присяжных, если ему грозит наказание в виде пожизненного лишения свободы (или смертной казни). Рассмотрение дела судом присяжных осуществляется не автоматически в каждом случае, когда подсудимый проходит по соответствующей статье, а только по его ходатайству.


    Рис. 1. Судебная статистика по делам с участием суда присяжных за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)

    Из данных Судебного департамента известно, что за первое полугодие 2015 года присяжные рассмотрели 142 дела. На фоне общего количества уголовных дел - 484471 дело - это выглядит несущественным: присяжные участвовали в рассмотрении 0,03% всех уголовных дел. При этом очевидно, что процент оправданных судом присяжных выше - 14,5% подсудимых было оправдано. Процент оправданий в судах без присяжных составляет 0,48% (рис. 2).


    Рис. 2. Общая судебная статистика по уголовным делам за первую половину 2015 года и первую половину 2014 года (данные Судебного департамента Верховного Суда РФ)

    КАКИЕ ВОПРОСЫ РЕШАЕТ СУД ПРИСЯЖНЫХ?

    Перед судом присяжных ставится три основных вопроса по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый. Согласно статье 339 УПК РФ это такие вопросы:

    1) доказано ли, что деяние имело место;

    2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

    3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

    Теоретически, на первые два вопроса может быть ответ «да», а на третий - «нет». Да, совершил, но невиновен. Для сравнения, перед судом при постановлении приговора ставится 17 вопросов, включая указанные выше (статья 299 УПК РФ). Суд присяжных решает только вопросы факта, он не квалифицирует содеянное и не назначает наказания - все это делает профессиональный судья.

    Если присяжные признали подсудимого виновным, то они могут также определить, требует ли он снисхождения. Оправдательный вердикт обязателен для председательствующего судьи.

    ВЫВОДЫ:

    1. Законопроект, расширяющий полномочия суда присяжных и изменяющий их количественный состав, пока не разработан. Существующий проект СПЧ вряд ли можно считать окончательной редакцией, в свете Послания Президента. Следует ожидать, что к 15 марта 2016 года «президентский» проект закона уже появится.

    2. Идея сокращения числа присяжных, скорее всего, будет воплощена в жизнь, так как она озвучена в поручении Президента РФ.

    3. Плюсы, ожидаемые от реформы суда присяжных, могут быть нивелированы ударом по независимости суда, который будет нанесен в результате сокращения числа присяжных. Поэтому может случиться так, что реформа в целом принесет гражданам больше вреда, чем пользы. Вряд ли опытные Верховный Суд РФ и прокуратура, которые поддерживают инициативу сокращения численности коллегии присяжных, не понимают, что они делают.

    ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

    Статья 328 УПК РФ формирует описание структуры суда присяжных, которые осуществляют судопроизводство по самым сложным делам. В коллегии суда присяжных присутствует 12 человек. Перед ними ставится ряд вопросов, на которые они должны дать однозначный ответ. Процесс судопроизводства осуществляет судья.

    Какое количество присяжных в суде?

    В нашей стране коллегия присяжных используется достаточно редко. Как правило, созыв коллегии осуществляется только в случае возникновения сложных уголовных дел. Таким образом, формируется возможность осуществить непредвзятое судопроизводство, в рамках которого будет осуществляться процесс оценки материалов дела не судьей, а присяжными.
    1. Количество присяжных в суде – 12 человек;
    2. В нашей стране существует правило, по которому практически каждый человек может стать присяжным;
    3. Коллегия присяжных выбирается специализированной программой – случайно;
    4. После чего, выбранные граждане обязаны осуществить свой гражданский долг;
    5. Устанавливается также то, что присяжные должны составить и предоставить определенные документы, которые позволят определить их возможность участия в процессе в качестве присяжных.
    В принципе, структура формирования суда присяжных является достаточно понятной. Использование данной коллегии позволяет в действительности получить перспективы справедливого судопроизводства.

    Зачем нужен суд присяжных?

    Бывают уголовные правонарушения, которые в действительности считаются страшными и сложными, именно по этой причине, законодатель предусматривает возможность осуществления судопроизводства путем созыва специализированной коллегии присяжных. В данном случае формируются определенные правила, которые способны помочь достаточно быстро осуществить выбор присяжных, осуществить отбор посредством предоставления медицинских справок и пр. Сразу же нужно сказать о том, что суд обеспечивает оплату времени, которое присяжные тратят на посещение судебных заседаний. Также может быть организован процесс доставки присяжных из других городов и пр.

    Нужно сказать о том, что суд присяжных осуществляет процесс оценки всех предоставленных доказательств, фактов и улик. На основании полученной информации в действительности можно осуществить формирование окончательных выводов и получить законное решение. Все дело в том, что суд осуществляется судьями, и чтобы исключить формирование своеобразной судейской предвзятости, нередко используется суд присяжных, на основании которого принять решение легче, и в данном случае, формируется объективное мнение большинства. Хотя, многие опытные юристы говорят о том, что такой суд представляет собой своеобразный элемент зрительских симпатий, и нередко оправдательный приговор выносится по причине высококачественной работы юриста, который способен заставить людей проявить свои эмоции в процессе принятия окончательного решения.


    Статья 333.19 НК РФ определяет такое понятие, как государственная пошлина и устанавливает ее размер. Определено, что при подаче обращения в суд, каждый человек должен осуществить...


    Проживая в одном помещении, люди нередко сталкиваются со сложностями правильного разделения суммы оплаты по коммунальным платежам. Разделение лицевого счета через суд –...

    В озможность участия присяжных заседателей в судебном производстве является индикатором соблюдения конституционных прав граждан в отправлении правосудия. Президентом Российской Федерации 23 июня 2016 года подписан Федеральный закон № 190-ФЗ« О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Изменения касаются XII раздела 42 главы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации(далее — УПК РФ). Часть изменений вступает в действие с 1 июня 2017 года, касается в основном, подготовительной части судебного заседания с участием присяжных заседателей См. Федеральный закон от 23.06.2016 № 190-ФЗ« О внесении изменений в УПК РФ в связи с расширением применения института присяжных заседателей». .

    Изменения, вступающие в действие с 1 июня 2018 года, приведут к расширению роли присяжных заседателей в ходе судебного производства. Предусмотрено участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что вообще ранее отсутствовало в Российском уголовном законодательстве. Участие присяжных заседателей в судах районного уровня будет способствовать укреплению статуса таких судов и расширит роль участия присяжных заседателей при рассмотрении уголовных дел в районных судах. Установлено количество присяжных заседателей для районных и гарнизонных военных судов- 6 человек. Также увеличению роли и значимости присяжных заседателей способствует сокращение их численности в судах субъектов Российской Федерации и окружных военных судах с 12 до 8 человек.

    Также определены виды уголовных дел, к рассмотрению которых могут быть привлечены присяжные заседатели в судах районного уровня. К подсудности районных судов с участием присяжных заседателей отнесены следующие составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации(далее — УК РФ): ст. 105(убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку), ч. 4 ст. 111(умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека), ст. 277(посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля), ст. 295(посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование), ст. 317(посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 357(геноцид). Все перечисленные преступления, относятся, согласно УК РФ, к категории особо тяжких преступлений, максимальное наказание за которые предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание, в том числе пожизненное лишение свободы.

    Согласно УПК РФ, уголовное дело рассматривается судом с участием присяжных заседателей по ходатайству подсудимого. Перед судом присяжных заседателей по каждому преступлению, в котором обвиняется подсудимый, ставятся следующие вопросы: доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения. Последующий отказ подсудимого от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей не принимается.

    Вопрос о сокращении количества присяжных заседателей в судебном разбирательстве и появлении коллегий присяжных заседателей в районных судах является дискуссионным и ныне. С одной стороны, за счет меньшего количества присяжных заседателей упростится процедура отбора кандидатов. Снижение числа присяжных заседателей также отразится и на финансовых затратах, к которым относятся расходы, связанные с материально-техническим обеспечением, необходимым для участия присяжного заседателя, кандидата в присяжные заседатели, а также расходы на выплату вознаграждения присяжным заседателям. Ускорится сама процедура рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей, так как станет проще и быстрее произвести отбор необходимого количества присяжных заседателей. Сейчас часто возникают сложности с формированием коллегии присяжных заседателей. По данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 года 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных . . Такая ситуация сложилась в Москве и Московской области, в малонаселенных субъектах Российской Федерации явка значительно хуже. Не могут быть присяжными заседателями лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

    Важным плюсом рассматриваемых изменений в уголовно — процессуальном кодексе видится в приближении правосудия к месту совершения преступления, месту проживания участников процесса, для того, чтобы уголовное дело было рассмотрено в разумные сроки, а заинтересованные лица имели реальную возможность принять участие в судебном заседании.

    С другой стороны, на 6 — 8 заседателей будет проще повлиять, чем на 12 присяжных, а фактически склонить суд к принятию того или иного решения сможет половина из всей коллегии присяжных заседателей. В соответствии с УПК РФ в случае, когда голоса присяжных заседателей разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ(In dubio pro reo — все сомнения толкуются в пользу обвиняемого). Таким образом, отсутствует необходимость привлечения нечетного числа присяжных заседателей. Если присяжных 8, то для признания вины подсудимого нужно минимум 5 голосов, а для оправдания — 4 голоса присяжных заседателей. Если присяжных 6 человек, то для оправдания необходимо всего 3 голоса. А три голоса — это по сути та же коллегия из трех судей, которые рассматривают дела по определенным статьям УК РФ или апелляции в вышестоящих судах. Судьбу подсудимого в районных судах будут решать фактически всего трое присяжных заседателей. Так как, в соответствии с УПК РФ вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего судьи и влечет за собой постановление им соответствующего приговора. Остро встанет вопрос с финансированием и обеспечением безопасности присяжных заседателей, поскольку и сейчас на них нередко оказывается давление. Затрудняет справедливое правосудие юридическая неосведомленность присяжных в таких вопросах, как форма вины, соучастие в преступлении, необходимая оборона и крайняя необходимость. Есть сложность самостоятельной оценки присяжными заседателями таких видов доказательств, как материалы оперативно-розыскной деятельности, аудио- и видеозаписи, детализация мобильных соединений, технические экспертизы, требующие глубокого знания материалов уголовного дела и специальных профессиональных навыков. К подсудности суда присяжных заседателей отнесено множество достаточно сложных по составу преступлений, зачастую трудных для понимания даже профессиональным юристам. Возможны трудности и организационного характера. Не все районные суды готовы к проведению судебных заседаний с участием присяжных, поскольку во многих судах нет, например, подходящих залов(со столом для присяжных заседателей и специальной совещательной комнатой). Помимо прочего, возрастет нагрузка на Верховный Суд Российской Федерации по пересмотру дел, рассмотренных с участием присяжных заседателей.

    В судебном разбирательстве при участии присяжных заседателей постановляется больше оправдательных приговоров, чем при рассмотрении уголовных дел без них. На это есть свои причины. В судебном заседании с участием присяжных заседателей запрещено упоминание о существовании доказательств, исключенных председательствующим судьей из разбирательства дела, кроме того запрещено исследовать любые обстоятельства, характеризующие личность подсудимого — справки о состоянии здоровья, характеристики, справки о семейном положении и т. д. См: Постановление Пленума Верховного Суда Р Ф от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм УПК РФ, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

    Существенным обстоятельством является то, что введение в районный суд присяжных заседателей позволит решить еще одну, важную задачу — установление опосредованного общественного контроля над предварительным следствием. Участие присяжных заседателей в рассмотрении районными судами уголовных дел в обязательном порядке заставит предварительное следствие районного уровня повысить свой профессионализм и пойдет на пользу всему обществу.

    Реформа уголовно-процессуального законодательства направлена на сосредоточение потенциала судов второй инстанции на осуществление своего основного предназначения — проверки законности, обоснованности и справедливости судебных актов районных судов и мировых судей — основных звеньев системы судов общей юрисдикции, которые рассматривают около 99 процентов всех уголовных дел.

    Внесенные изменения в целом позитивны, поскольку за счет меньшего количества присяжных заседателей в коллегии упростится процедура отбора кандидатов, появится возможность их привлечения для участия при рассмотрении дел судами районного уровня. По мнению Владимира Давыдовова, заместителя Председателя В С РФ: «Даже в условиях достаточно широкой подсудности, которая была изначально, областными судами рассматривалось порядка 4 тыс. дел в год, с участием присяжных — 750−800 дел. При этом в процесс правосудия вовлекались не более 10 тыс. граждан, что, конечно, очень мало. В 2013 году(примерно такая же статистика за 2014 год) районными судами были рассмотрены уголовные дела об убийстве в отношении 7520 лиц, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, — в отношении 7599 лиц, о разбое с причинением тяжкого вреда здоровью — в отношении 983 лиц. Все эти дела потенциально могли бы стать предметом рассмотрения обновленного суда с участием присяжных заседателей в районных судах. И это только три статьи. Таким образом, в процесс отправления правосудия может быть вовлечено несопоставимо большее число граждан» См: Шувалова М. Суд присяжных: менять или не менять. www.garant.ru/article/612 249/ . . Привлечение большего числа граждан в присяжные заседатели должно повысить уровень общественного правосознания, способствовать снижению уровня преступности в целом.

    По нашему мнению, введение коллегий присяжных заседателей в районные суды имеет положительную тенденцию при совершении правосудия, в том числе и для судей районных судов, работа которых сведется больше к «административно-организационной работе» в судебном заседании — теперь им нет необходимости принимать окончательное решении по рассматриваемому уголовному делу.

    Федеральная палата адвокатов Российской Федерации(далее — ФПА РФ) также выступает за расширение компетенции суда присяжных. Юрий Пилипенко, президент ФПА на конференции« Перспективы реформирования суда присяжных» прошедшей в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Р Ф, сказал: «Мы находимся в той точке, когда может произойти поворот в развитии всей судебной системы. Мы, адвокаты, чрезвычайно заинтересованы в развитии суда присяжных, потому что он независим и требует высокого профессионализма и от защиты, и от обвинения. Суд присяжных дает нам возможность чувствовать себя свободными людьми в свободной стране». Теперь адвокатам предстоит убедить в своей правоте не государственного обвинителя и федерального судью, скованных часто определенными рамками и «позициями» руководства, а обычных граждан- которые могут объективней принимать решение в каждом конкретном случае. Видится, суды первой инстанции будут принимать более объективные решения, уходя от явно« обвинительного уклона». Это огромный шаг к становлению действительно открытого правосудия и повышения доверия граждан к судебной системе.

    Необходимо отметить, что идея о пересмотре объема подсудности суда с участием присяжных заседателей в сторону расширения и увеличения количества составов преступлений, рассматриваемых этим судом позитивна, направлена на реализацию конституционного права граждан на участие в отправлении правосудия.