Войти
Образовательный портал. Образование
  • Манная каша на молоке: пропорции и рецепты приготовления Манная каша 1 порция
  • Суп-пюре из брокколи с сыром Рецепт крем супа из брокколи с сыром
  • Гороскоп: характеристика Девы, рождённой в год Петуха
  • Причины выброса токсичных веществ Несгораемые углеводороды и сажа
  • Современный этап развития человечества
  • Лилия яковлевна амарфий Могила лилии амарфий
  • Проблемы назначения наказания. Иные меры уголовно-правового воздействия Статья иные меры уголовно правового характера

    Проблемы назначения наказания. Иные меры уголовно-правового воздействия Статья иные меры уголовно правового характера
  • План 1. Понятие и виды оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера. 2. . 3. Классификация оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера....
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Действие оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Иные меры уголовно-правового характера
    Нормами уголовного права предусматривается применение не только наказаний, но и иных мер уголовно-правового характера. Порядок и условия исполнения таких мер охватываются предметом уголовно-исполнительного права. Как верно отмечается в литературе, законодатель в разделе VI (Иные меры уголовно-правового...
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    План
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • Действие оснований исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера
    Наказание есть мера уголовно-правового характера, которая представляет собой государственное принуждение и назначается приговором суда (ст. 43 УК РФ). Вступление приговора в законную силу и обращение его к исполнению регламентируется ст. 390 УПК РФ (до 1 января 2013 г. эта норма действовала в старой...
    (Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Лекции)
  • ТЕМА № 18

    1. Понятие и виды принудительных мер медицинского характера.

    2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного характера.

    3. Конфискация имущества.

    1. Принудительные меры медицинского характера представляют собой не являющиеся наказанием, но предусмотренные уголовным законом меры, применяемые судом к душевно больным, совершившим общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости; к лицам, совершившим преступления в состоянии вменяемости, но до вынесения приговора или во время отбывания наказания, заболевшим психической болезнью, лишающей возможности отдавать отчет своим действиям и руководить ими; к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; совершившим в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности лиц, не достигших 14 лет и страдающим педофилией, не исключающей вменяемости.

    Принудительные меры медицинского характера применяются вне зависимости от воли и желания лица, влекут для него целый ряд ограничений, но они не содержат элементов кары и не влекут судимости. Целями этих мер является излечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, улучшение их состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений.

    Основания и пределы применения принудительных мер медицинского характера, установлены уголовным законом, порядок применения – уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством. Детально регламентируются законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июня 1992г., а также «Положением об условиях и порядке психиатрической помощи» от 5 января 1988г.

    В соответствии со ст. 99 УК РФ суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:

    1) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

    2) общего типа;

    3) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

    4) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

    Лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра . Следовательно, данный вид принудительной меры назначается в случаях, когда лицо не нуждается в специальных условиях для лечения, в постоянном уходе и содержании в стационарных условиях, не представляет опасности для самого себя или других людей.



    Второй вид принудительных мер (принудительное лечениев психиатрическом стационареобщего типа ) может быть назначен судом, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационареспециализированного типа , может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию требуют постоянного наблюдения. В подобные стационары обычно помещаются лица, которые совершили общественно опасное деяние, не связанное с посягательством на жизнь человека, и по своему психическому состоянию не представляют опасности ни для себя, ни для окружающих.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицам, которые по своему психическому состоянию представляют опасность для себя или других лиц, и требуют постоянного, интенсивного наблюдения. Это наиболее строгая мера принудительного лечения.

    Продление, изменение и прекращение мер медицинского характера осуществляется судом по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения, время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания, из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы.

    2. Принудительные меры воспитательного характера представляют собой не являющиеся наказанием меры государственного принуждения, применяемые судом к достигшим возраста уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой или средней тяжести, когда исправление и перевоспитание таких подростков возможны без применения наказания.

    Таким образом, основными условиями неприменения уголовного наказания и принятия решения в пользу использования в отношении несовершеннолетнего меры принудительного характера, являются следующие факты: 1) лицо на момент совершения преступления должно быть не достигшим восемнадцатилетнего возраста; 2) преступление, совершенное несовершеннолетним, не должно представлять большой общественной опасности; 3) личность несовершеннолетнего должна свидетельствовать о том, что его исправление возможно путем воспитательного воздействия, без применения наказания.

    Данные меры, также как и меры медицинского характера, применяются независимо от воли несовершеннолетнего, или лица, представляющего его интересы. Назначаемые меры создают обязанность их неукоснительного исполнения, как лицами виновными в совершении преступления, так и всеми другими лицами, прямо или косвенно соприкасающимися с исправлением несовершеннолетнего.

    В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК РФ.

    Согласно ст. 90 УК несовершеннолетнему могут быть назначены следующие меры воспитательного характера: 1) предупреждение (состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений); 2) передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа (состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением – контроль свободного времени, непозволение покидать дом после определенного часа и т.д.); 3) возложение обязанности загладить причиненный вред (назначается с учетом имущественного положения и трудовых навыков несовершеннолетнего); 4)ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (может предусматривать запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома, выезда в другую местность, без разрешения специализированного государственного органа и т.д.).

    Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного воздействия. В случае систематического неисполнения принудительной меры, эта мера отменяется и наступает уголовная ответственность.

    В отдельных случаях, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней тяжести или тяжкого, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем его помещения в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних. Срок пребывания в таких учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Продление пребывания допускается только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

    3. Федеральным законом от 8.12.2003г. конфискация имущества как вид наказания была исключена из Уголовного кодекса РФ. Несмотря на это, многие ученые были не согласны с отменой статьи. Более того, предпринимались шаги, для возвращения данного вида наказания в Уголовный кодекс (Генеральной прокуратурой РФ, министерством внутренних дел РФ, отдельными представителями Федерального Собрания РФ, судьями Конституционного и Верховного Судов РФ, а также известными учеными, такими как профессор Н.Ф. Кузнецова, академик В.Н. Кудрявцев и др.). В результате Федеральным законом от 27 июля 2006г. конфискация имущества вновь была возвращена, но уже в виде иной меры уголовно-правового характера.

    Согласност.104 1 конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: 1) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частями второй ст.105, 111, 126, ст.127.1, ст.127.2, ч.2 ст. 141, ст. 141.1, ч.2 ст. 142, ст. 145.1, ст.146, ст.147, ст. 153-155, ст.171.2, ст. 183, ч.3 и ч.4 ст.184, ст.186, 187, 189, ч.3 и ч.4 ст.204, ст.205, 205.1, 205.2, 206, 208-210, 212, 222, 227, 228.1,ч.2 ст.228.2, ст.228.4, 229, 231, 232, 234, 240-242.1, 275-279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 295, 307-309, 355, ч.3 ст.359 УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу, ответственность за которое установлена ст.226.1, 229.1 и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу; 2) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы; 3) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); 4) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

    Если имущество, полученное в результате совершения преступления, или доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть, которая соответствует стоимости приобщенного имущества и доходов. Кроме того, имущество, полученное преступным путем и переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате совершения преступления.

    Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, добытого преступным путем невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд может вынести решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости этого предмета.

    При решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу. При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ст.104 1 , из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства.

    Ранее действовавшая норма о конфискации предусматривала изъятие всего или части имущества , являвшегося собственностью осужденного, а не приобретенного в результате совершения преступлений. Таким образом, новая норма, больше соответствует основополагающим принципам уголовного права (в частности, принципу вины, справедливости и др.), поскольку в первоначальной редакции ответственность, в том числе, перекладывалась и на родственников осужденного, которые преступления не совершали.

    Уголовные кодексы зарубежных государств, например, УК Литвы, УК Латвии и др. пошли именно по пути новой нормы. Данное положение соответствует и международным конвенциям, признанным, в том числе, Россией (Конвенции ООН о борьбе с коррупцией - 2003г. и Конвенции ООН, направленной против организованной преступности - 2004г.).

    В-третьих, наличие у лица, совершившего преступление, психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Эти лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, однако их психическое состояние учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера применяются к указанным лицам наряду с уголовным наказанием .

    В-четвертых, совершившим в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-го возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

    Часть 2 ст. 97 УК РФ предусматривает, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо опасностью для себя или других лиц.

    Статья 99 УК РФ в качестве таких мер предусматривает принудительное помещение в медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, а также амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.

    Принудительные меры медицинского характера имеют определенное сходство с мерами уголовного наказания, являются мерами государственного принуждения и назначаются судом. В том числе лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимися в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, в том числе лицам, указанным в п. «д» части 1 ст. 97 УК РФ. Суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. В то же время эти меры нельзя считать наказаниями, так как они не содержат элемента кары, т. е. не имеют своим содержанием причинение страданий, лишений, а применяются, прежде всего, в интересах самого правонарушителя. Эти меры назначаются не приговором , а определением суда. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства действий душевнобольного, не влекут судимости , не преследуют цель исправительного воздействия, а направлены на излечение и социальную адаптацию душевнобольных, защиту их правоохраняемых интересов, предупреждение общественно опасных действий с их стороны.

    В части 4 ст. 97 УК РФ предусмотрена возможность направления лиц, не представляющих опасности для окружающих в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

    УК РФ не предусматривает применения принудительных мер медицинского характера к наркоманам и алкоголикам, совершившим преступление и отбывающим наказание, однако по решению медицинской комиссии к ним применяется обязательное лечение (ст. 18 УИК РФ).

    Основными принципами психиатрической помощи при применении принудительных мер медицинского характера являются: законность , гуманность, соблюдение прав человека и гражданина . В настоящее время все большее внимание уделяется вопросам реабилитации, социализации и правовой защищенности душевнобольных.

    Принудительные меры медицинского характера применяются на основании и в соответствии с законом (законодательством о здравоохранении,

    Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. (в ред. федерального закона от 03.07.2016 г.).

    Согласно указанному закону, лицам, страдающим психиатрическими расстройствами, в том числе и тем, к которым применяются принудительные меры медицинского характера, гарантируется в частности:

    • уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
    • получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
    • психиатрическая помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства ;
    • содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока , необходимого для обследования и лечения;
    • помощь адвоката , законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

    Важно отметить, что в УК РФ 1996г. впервые четко сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера, которыми являются излечение лиц, указанных в ст. 97, или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части настоящего кодекса (ст. 98 УК РФ).

    Таким образом, принудительные меры медицинского характера отличаются от наказания по основаниям и целями их применения, содержанию и юридическим последствиям.

    Категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера

    В российском законодательстве формула невменяемости изложена в ст. 21 УК РФ и сформулирована следующим образом.

    Под понятие «слабоумие» медицинского критерия (четвертый признак) подпадают все психические заболевания, которые протекают с нарушением интеллектуальной функции как врожденного, так и приобретенного характера.

    Для решения вопроса о вменяемости или невменяемости недостаточно одного медицинского критерия. Медицинский критерий указывает лишь на необходимость распознать заболевание и квалифицировать его применительно к медицинскому критерию. Многие психические заболевания вызывают различные по выраженности психические расстройства - от легких, нарушающих у лиц способность осмысления ситуации, до тяжелых расстройств, выключающих больного из социальной жизни. Поэтому ведущим критерием является юридический критерий.

    Юридический критерий в ст. 21 УК РФ формулируется так: «Лицо … не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

    Юридический критерий состоит из двух признаков: интеллектуального - нарушения возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и волевого - возможности руководить ими. Наличие двух указанных признаков юридического критерия позволяет анализировать различные стороны психической деятельности испытуемого - его мыслительную, эмоционально-волевую, интеллектуальную функции.

    Альтернативность понятий вменяемости, невменяемости позволяет определить деяния, совершенные во вменяемом состоянии как преступления , а в невменяемом состоянии - как общественно опасные деяния психики больного. В связи с этим возникает вопрос о судебно-психиатрическом значении психических аномалий, не исключающих вменяемости.

    Психические расстройства у них диагностируются как нарушение личности и поведения в результате последствия черепно-мозговых травм, резидуальные состояния перенесенных ранее органических заболеваний мозга, начальные стадии церебрального атеросклероза и другие сосудистые заболевания головного мозга, неглубокие степени умственной отсталости (олигофрении) и т. д.

    Таким образом, понятие «психические аномалии» объединяет широкий круг психических нарушений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности, которые имеют ряд общих признаков, например, личностный уровень поражения, неглубокие интеллектуальные и афористичные нарушения. Пограничный характер указанных расстройств, отсутствие признаков юридического критерия невменяемости не исключают у таких лиц возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Поэтому они признаются вменяемыми.

    Вместе с тем, некоторые особенности личности, наличие неглубоких нарушений интеллектуальных и эмоционально волевых функций таких лиц могут накладывать отпечаток на мотивацию их противоправного поведения, способов реализации преступных намерений, ограниченных в возможностях воздержаться от преступного поведения. Экспертная оценка таких обвиняемых предусмотрена ст. 22 УК РФ, которая сформулирована следующим образом.

    1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.

    2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

    Данная статья УК РФ вводит в практику судебно-следственных органов и судебно-психиатрических экспертиз понятие «ограниченной» (уменьшенной) вменяемости.

    Уменьшенная вменяемость подразумевает наличие медицинского критерия, констатирующего пограничные нервно-психические расстройства у обвиняемого и частично нарушенную психическую возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (волевой признак).

    Отечественное законодательство никогда не содержало понятия ограниченной вменяемости. Однако близкое определение, касающееся экспертизы несовершеннолетних , содержится в ст. 421 УПК РФ, оно гласит: «При наличии данных об умственной отсталости несовершеннолетних, не связанных с душевным заболеванием, должно быть выявлено также, мог ли он полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Исходя из содержания ст. 21 и 22 УК РФ только невменяемость является обстоятельством, полностью устраняющим ответственность. Однако суду необходимо учитывать особое психическое состояние лица в момент совершения преступления, что может служить основанием для смягчения наказания . При этом суд должен учесть характер и степень общественной опасности совершенного преступления, степень психического расстройства лица, совершившего преступление, и все другие обстоятельства дела.

    В этих случаях суд может наряду с наказанием, назначить принудительные меры медицинского характера или их не назначать. Ограниченно вменяемому субъекту в соответствии с законом (ст.100 УК РФ) может быть назначена только принудительная мера медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра в период отбывания наказания.

    Статья 81 УК РФ предусматривает освобождение от наказания в связи с болезнью. Ч. 1 этой статьи гласит: «Лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. Таким лицам суд может назначить принудительные меры медицинского характера».

    Часть 4 этой статьи указывает на возможность уголовной ответственности и наказания в случаях выздоровления таких лиц.

    Таким образом, ст. 81 УК РФ подразумевает несколько вариантов ситуаций, которые могут возникнуть в случаях психического заболевания обвиняемых после совершения преступления:

    1. Психическое расстройство у обвиняемого, психическое состояние которого на момент совершения преступления психиатры-эксперты расценили, как не исключающее вменяемости, возникло до вынесения приговора .

    Психическое расстройство в данном случае носит временный характер.

    2. Психическое заболевание развилось у обвиняемого в тех же условиях, но приобрело хронический, необратимый характер и течение.

    3. Психическое расстройство возникло у обвиняемого, как до вынесения приговора, так и до определения его психического состояния на момент преступления психиатрами-экспертами.

    Принципы применения принудительных мер медицинского характера, в случаях, предусмотренных ст. 81 УК РФ уточняются в разделе 6 УК РФ.

    П. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ предусматривает, что если у лица после совершения правонарушения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера.

    Включенные в п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ положения о «невозможности назначения и исполнения наказания» в случаях возникновения психического расстройства после преступления позволяет назначить в этих случаях принудительное лечение и, по существу, прекратить уголовное преследование обвиняемого, который совершил преступление в состоянии вменяемости, если в дальнейшем психическое расстройство, возникшее у него, приняло хронический характер.

    Принципы выбора вида принудительного лечения в таких случаях с учетом хронического течения болезни, ее прогноза и характера совершенного опасного действия, как правило, совпадают с подходами к этому вопросу в отношении признанных невменяемыми.

    В соответствии со ст. 81 и 97 УК РФ принудительное лечение может быть рекомендовано осужденным, которые заболели хроническим психическим расстройством (или оно значительно обострилось) во время отбывания наказания, если это расстройство препятствует исполнению наказания. Суд по представлению начальника органа, ведающего исполнением наказания, на основании заключения врачебной комиссии, вправе вынести определение об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, применить принудительные меры медицинского характера или передать его на попечение органов здравоохранения. Выбор вида принудительного лечения при этом зависит, главным образом, от особенностей психического состояния лица, его прогноза, связях с клиническими показаниями.

    Применение принудительных мер медицинского характера возможно и в отношении лиц, осужденных к видам наказания не связанным с изоляцией от общества . В ч. 4 ст. 97 УК РФ предусматривается возможность передачи необходимых материалов органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Основу такого законодательства составляет федеральный закон от 02.07.1992 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 4-П). Речь здесь, по-видимому, идет об оказании амбулаторной психиатрической помощи, предусмотренной ст. 26 Закона и в случае возникновения необходимости, помещении в стационар. При наличии оснований помещения в стационар, при отсутствии добровольного согласия помещаемого, необходимо постановление судьи (ст. 35).

    Хотя в УК РФ не предусматривается в настоящее время применение принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, совершившим преступление, отчасти этот пробел восполняет Уголовно-исполнительный кодекс. Статья 18 УИК РФ гласит, что к осужденным к аресту , лишению свободы , страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

    Часть 3 ст. 18 УИК РФ закрепляет положение, согласно которому к осужденным к наказаниям, указанным в части первой настоящей статьи, больным алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированным осужденным, а также осужденным, больным открытой формой туберкулеза или не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, учреждением, исполняющим указанные виды наказаний, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение.

    Виды принудительных мер медицинского характера. Продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера

    В соответствии со ст.1041 УК РФ конфискации подлежат пять категорий имущества:

    Подобную норму содержал УК РСФСР 1960 г. в ст. 501 «Освобождение от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности ». Обязательным условием для применения этой нормы являлось совершение преступления, максимальным наказанием за которое назначалось лишение свободы сроком до одного года.

    • Понятие и цели наказания
      • Определение и признаки наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения
      • Цели уголовного наказания
      • Эффективность наказания
    • Общие начала назначения наказания
      • Понятие назначения наказания
      • Понятие и характеристика общих начал назначения наказания, их учёт судами при назначении наказания
      • Назначение наказания с учётом принципов назначения наказания
    • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
      • Понятие, правовая природа и классификация обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
      • Характеристика отдельных обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
      • Проблемы учёта судами обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
    • Определение судом меры уголовного наказания
      • Понятие меры уголовного наказания в теории уголовного права
      • Мера уголовного наказания в законе
      • Проблема судейского усмотрения при определении меры уголовного наказания
      • Формализация назначения наказания
    • Назначение наказания при наличии множественности преступлений
      • Правила назначения наказания при рецидиве преступлений
      • Правила, принципы и пределы назначения наказания по совокупности преступлений
      • Правила, принципы и пределы назначения наказания по совокупности приговоров
    • Специальные правила назначения наказания
      • Понятие и виды специальных правил назначения наказания
      • Особенности назначения наказания при особо смягчающих обстоятельствах
      • Назначение наказания в случае соблюдения условий досудебного соглашения о сотрудничестве
      • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление
      • Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении
      • Особенности назначения наказания за неоконченное преступление
      • Особенности назначения наказания за преступление, совершённое в соучастии
      • Назначение более мягкого наказания вследствие обратной силы уголовного закона
      • Назначение наказания при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
    • Особенности назначения наказаний, не связанных с лишением свободы
      • Пределы применения наказаний, не связанных с лишением свободы
      • Назначение штрафа
      • Назначение лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
      • Назначение лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
      • Назначение обязательных работ
      • Назначение исправительных работ
      • Особенности назначения ограничения по военной службе
      • Назначение наказания в виде ограничения свободы
    • Особенности назначения наказаний, связанных с лишением свободы, и смертной казни
      • Назначение наказания в виде ареста
      • Особенности назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Назначение наказания в виде лишения свободы
      • Пределы применения смертной казни и их ограничения
    • Проблемы назначения наказания несовершеннолетним
      • Система наказаний для несовершеннолетних
      • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
      • Система принудительных мер воспитательного воздействия
    • Проблемы назначения мер уголовно-правового характера
      • Иные меры уголовно-правового характера
      • Назначение условного осуждения
      • Отсрочка отбывания наказания
      • Назначение принудительных мер медицинского характера
      • Назначение конфискации имущества

    Иные меры уголовно-правового характера

    Уголовная ответственность включает в себя предусмотренные уголовным законом меры принудительного воздействия, ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления, - меры уголовно-правового характера .

    Основной формой реализации уголовной ответственности является наказание, т.е. уголовно-правовая мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

    При осуждении лица за совершённое нм преступное деяние закон предусматривает возможность применения мер уголовно- правового характера, отличных от наказания, но также предполагающих лишение осуждённого тех или иных прав: например, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания. Такие меры, как и наказание, применяются в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений; права осуждённого при этом подвергаются существенным ограничениям, предусмотренным уголовным и уголовно-исполнительным законодательством а за поведением осуждённых осуществляется контроль специализированными органами.

    Названные меры имеют определенное сходство с уголовным наказанием, поскольку:

    1. назначаются исключительно по приговору суда.
    2. применяются к лицам, подлежащим уголовной ответственности, чья виновность в совершении преступления установлена приговором суда:
    3. заключаются в предусмотренных уголовным и уголовно- исполнительным законодательством лишениях или ограничениях прав и свобод виновного лица.

    Вместе с тем такие меры уголовно-правового характера не могут быть отождествлены с наказанием: они не включены в систему наказаний, не названы в санкциях статей Особенной части; их применение сопряжено с предварительным назначением наказания, исполнение которого отложено на определённых условиях, при несоблюдении которых возможна отмена названных уголовно-правовых мер с направлением лица для отбытия назначенного судом наказания.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК РФ получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества» 1 Проект этого раздела был подготовлен под руководством академика В.Н. Кудрявцева в 2004 г. Помимо положений о конфискации имущества, в эту главу предполагалось включить положения о реституции, а также о фонде поддержки лиц, пострадавших от преступлений, в который будут направляться средства, полученные в результате конфискации. . Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института - иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера. Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права.

    Подобно наказанию иные меры уголовно-правового характера:

    1. предусмотрены Уголовным кодексом;
    2. применяются к лицам, совершившим преступное деяние;
    3. носят принудительный характер.

    Однако принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества относятся именно к иным мерам уголовно- правового характера в силу специфики круга лиц, которым они могут быть назначены, содержания, оснований, целей и сроков их применения, а также их уголовно-правовых последствий. Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности, но могут быть и не связанными с нею.

    Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены как к осужденным, так и к лицам, вина которых не констатирована обвинительным приговором суда, и даже к лицам, которые не могут нести уголовную ответственность (например, совершившим преступление в состоянии невменяемости), а потому такие меры не всегда являются формами реализации уголовной ответственности, выступая вне нее. Они могут быть применены не «за», а «в связи» с совершенным преступным деянием.

    Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

    Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, в возвращении имущества законному владельцу или возмещении причинённого ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма и организованных преступных структур. Таким образом, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

    Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица, совершившего преступление.

    Наконец, в отличие от наказания и типичных мер уголовно- правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания, судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости, равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

    Таким образом, иные меры уголовно-правового характера образуют самостоятельный институт уголовного права, получивший законодательное закрепление.

    В соответствии со ст. 98 УК целями применения принудительных мер медицинского характера являются: во-первых, излечение указанных выше лиц, совершивших общественно опасное деяние, или улучшение их психического состояния; во-вторых, предупреждение совершения такими лицами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса.

    Следовательно, принудительные меры медицинского характера направлены на защиту как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших преступление или общественно опасное деяние, а именно на излечение таких лиц или улучшение их психического состояния, их социальную адаптацию, так и интересов общества — предупреждение возможных общественно опасных действий с их стороны в будущем.

    Суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность, поскольку не может определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

    Процессуальный порядок назначения принудительных мер медицинского характера, за исключением амбулаторного принудительного лечения и наблюдения у психиатра, установлен гл. 51 УПК (ст. 433—446).

    В соответствием с ч. 3 ст. 97 УК порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством (ч. 1 и 2 ст. 18 УИК предусматривают применение принудительных мер медицинского характера к осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости) и иными федеральными законами, в частности Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (с изменениями и дополнениями).

    В качестве примера можно привести дело Р., которая покушалась на убийство своего грудного ребенка, а затем пыталась покончить жизнь самоубийством. Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы Р. страдала психическим расстройством в форме депрессивно-параноидного синдрома. Она признана невменяемой, нуждающейся в принудительном лечении в психиатрическом стационаре общего типа. По показаниям представителя потерпевшего и свидетелей Р. с момента совершения деяний проживает с семьей, состояние ее здоровья улучшилось, она занимается ребенком, осознает происходящее, находится под присмотром родственников. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также мнение лечащего Р. врача, суд пришел к правильному выводу о возможности излечения Р. без помещения в психиатрический стационар.

    Согласно ст. 100 УК амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра назначается при наличии оснований для применения принудительных мер медицинского характера, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар.

    Этот вид лечения назначается, как правило, лицам, по своему психическому состоянию и с учетом характера совершенного деяния представляющим невысокую общественную опасность, в том числе лицам, способным относительно правильно оценивать свое психическое состояние, соблюдать назначенный режим, имеющим достаточно упорядоченное и организованное поведение, не требующим постоянного контроля со стороны медицинских работников.

    Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра применяется также к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости, но влияющего на характер их поведения (психопатии, легкие формы олигофрении, органические поражения мозга, невротические состояния и др.). Спецификой лечения данной категории лиц является возможность его соединения с наказанием.

    Рассматриваемый вид принудительного лечения предполагает диспансерное наблюдение лица врачом учреждения, осуществляющего амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства больного или по месту отбывания наказания. Диспансерное наблюдение осуществляется путем периодического осмотра лица врачом-психиатром, выполнения необходимых лечебных назначений, оказания социальной помощи, осуществления реабилитационных мероприятий. Если амбулаторное наблюдение не связано с лишением свободы, оно имеет несомненное преимущество по сравнению с принудительным лечением в стационаре, так как дает возможность сохранить привычный для больного образ жизни, при условии, что ближайшее окружение не оказывает на него психотравмирующего воздействия.

    При изменении психического состояния, требующего стационарного лечения лица, судом по представлению комиссии психиатров может быть изменен данный вид принудительного лечения на принудительное лечение в стационаре.

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть назначено лицу при наличии оснований применения принудительных мер медицинского характера, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут осуществляться только в психиатрическом стационаре (ч. 1 ст. 101 УК).

    Законодательство предусматривает три варианта принудительного лечения: в психиатрическом стационаре общего типа, специализированном и специализированном с интенсивным наблюдением. Тип стационара определяется судом с учетом обеспечения безопасности госпитализированного лица и других лиц при соблюдении прав и законных интересов госпитализированного. Сам процесс лечения не зависит от вида принудительной меры и устанавливается органами здравоохранения. К лицам, которым назначено принудительное лечение, применяются те же методы диагностики, лечения и меры социальной реабилитации, которые применяются ко всем психически больным с соответствующим диагнозом.

    С 1988 г. система принудительного лечения в Российской Федерации приведена в соответствие с международными нормами: с этого времени все психиатрические стационары, осуществляющие принудительное лечение, находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и других органов здравоохранения.

    Психиатрическими стационарами общего типа являются отделения психиатрической больницы или другого медицинского учреждения, оказывающего стационарную психиатрическую помощь. Проведение принудительного лечения не основная функция этих отделений. Лица, которым назначено принудительное лечение, находятся там на общих основаниях вместе с обычными больными, страдающими психическими расстройствами. Единственным условием является закрытый характер отделения (отсутствие свободного выхода, непредоставление домашних отпусков и т.д.).

    Принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения (ч. 2 ст. 101 УК). В психиатрическом стационаре общего типа не предусмотрены постоянное (непрерывное) или интенсивное наблюдение, включающее в законных пределах меры изоляции и физического стеснения для предотвращения общественно опасных действий. В связи с этим состояние больного, направляемого на принудительное лечение в психиатрический стационар общего типа, должно позволять его содержание без специальных мер безопасности, в условиях довольно свободного режима, свойственного современным психиатрическим стационарам. В психиатрический стационар общего типа рекомендуется, например, направлять лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии приступа хронического психического расстройства, при отсутствии выраженных тенденций к грубым нарушениям больничного режима, но при сохраняющейся вероятности повторения подобных приступов, а также при недостаточной критике своего состояния, что делает невозможным проведение лечения в амбулаторных условиях на общих основаниях.

    Два других вида стационарного принудительного лечения осуществляются в стационарах специализированного типа, полностью предназначенных для проведения принудительного лечения. Специализирован-ность психиатрического стационара означает, что лечебное учреждение имеет специальный режим содержания пациентов, включая принятие мер по предотвращению повторных общественно опасных деяний и побегов, а также специализированные реабилитационно-профилактические и коррективно-восстановительные программы, ориентированные на особенности поступающих туда пациентов.

    Принудительное лечение в специализированных отделениях может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения (ч. 3 ст. 101 УК). Такие стационары обычно создаются в виде отделений крупных региональных психиатрических больниц. Клинико-социальные особенности больных, содержащихся в этих отделениях, определяют специфику организации работы учреждений. Это, во-первых, касается усиленных контрольно-наблюдательных мер: охранная сигнализация, изолированные прогулочные дворы, контроль за передачами и т.п.; во-вторых, связано с проведением большого объема лечебно-реабилитационных мероприятий, трудотерапией и т.д.

    Необходимость постоянного наблюдения за больными, направляемыми в стационары специализированного типа, определяется характером общественной опасности этих лиц, их склонностью к совершению повторных, нередко тяжких, общественно опасных деяний, к нарушению режима (побеги, злоупотребление алкоголем), что мешает проведению лечебных и реабилитационных мероприятий в условиях стационара общего типа. Постоянное наблюдение обеспечивается дополнительным медицинским персоналом и сотрудниками создаваемой в больницах службы обеспечения безопасности.

    Стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением представляют собой самостоятельные психиатрические больницы федерального подчинения, обслуживающие территории нескольких субъектов РФ . Принудительное лечение в стационаре данного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст. 101 УК).

    Особая опасность таких лиц определяется высокой вероятностью совершения ими деяний, отнесенных УК к тяжким или особо тяжким, систематичностью совершения опасных деяний, несмотря на применявшиеся в прошлом меры медицинского характера, склонностью к грубым нарушениям больничного режима (отказу от лечения, нападениям на медицинский персонал и других пациентов, побегам, организации групповых беспорядков). Для них характерны ярко выраженная агрессивность по отношению к окружающим, а также высокая степень аутоагрессивности.

    Интенсивное наблюдение означает усиленное наблюдение за состоянием и поведением лиц, находящихся на принудительном лечении, силами медицинского персонала при содействии сотрудников подразделения охраны психиатрического стационара с использованием технических средств - теле-, видео- и радиоконтроля. Охрана психиатрических стационаров специализированного типа с интенсивным наблюдением, обеспечение безопасности медицинского персонала и лиц, находящихся на принудительном лечении, сопровождение и охрана этих лиц при переводе их в другие психиатрические стационары или иные учреждения здравоохранения осуществляются сотрудниками уголовно-исполнительной системы, прошедшими специальную подготовку.

    Принудительные меры медицинского характера в отношении несовершеннолетних назначаются в соответствии с рассмотренными критериями. Во время принудительного лечения этих лиц должны быть созданы условия для продолжения обучения и профессиональной подготовки несовершеннолетних. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, в психиатрические стационары с интенсивным наблюдением не направляются.

    В процессе исполнения принудительных мер медицинского характера возникает необходимость их продления, изменения и прекращения. Эти вопросы согласно ст. 102 УК решает суд по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительной инспекции, контролирующей применение принудительных мер медицинского характера, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. В УК подчеркивается ведущая роль судебного контроля не только при назначении принудительных мер, но и на протяжении всего процесса их осуществления.

    Такой подход отражает тенденции развития психиатрии в направлении укрепления гарантий защиты прав человека , большей гуманизации и усиления контроля со стороны общества за обоснованностью применения различных видов психиатрической помощи, особенно осуществляемой в недобровольном порядке.

    В соответствии с ч. 2 ст. 102 УК лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже 1 раза в 6 месяцев с целью установления оснований для внесения представления в суд о прекращении или изменении применяемой меры. При отсутствии таких оснований администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или уголовно-исполнительная инспекция, осуществляющая контроль за применением принудительных мер медицинского характера, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть предпринято по истечении 6 месяцев с начала лечения, в последующем такое продление может производиться ежегодно.

    Освидетельствование лица производится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения врач пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, или через уголовно-исполнительную инспекцию, осуществляющую контроль за применением принудительных мер медицинского характера, вне зависимости от времени последнего освидетельствования.

    Осужденным к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, вне зависимости от времени последнего освидетельствования и от принятого решения о прекращении применения принудительных мер медицинского характера суд на основании ходатайства администрации учреждения, исполняющего наказание, назначает судебно-психи-атрическую экспертизу для решения вопроса о необходимости применения к указанным лицам принудительных мер медицинского характера в период условно досрочного освобождения или в период отбывания более мягкого наказания, а также после отбытия наказания. Данное ходатайство вносится не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока исполнения наказания. Суд на основании заключения судебно-психи-атрической экспертизы может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра или прекратить ее применение.

    Установление судебной процедуры продления принудительного лечения повышает ответственность медицинских работников за обоснованность применения к больным рассматриваемых мер и является дополнительной гарантией защиты прав последних, поскольку определение о продлении принудительного лечения может быть обжаловано в суде.

    При продлении данных мер учитывается сохранение оснований для назначения принудительного лечения, т.е. отсутствие существенных изменений в клинике заболевания, свидетельствующих о достижении в результате лечения стойкого безопасного состояния больного для себя и других лиц.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ оставила без изменения постановление судьи областного суда, признавшего преждевременным прекращение принудительных мер медицинского характера. Отказ судьи отменить данные меры в отношении П., несмотря на улучшение его здоровья, был основан на приведенных в судебном заседании доказательствах, свидетельствующих о том, что П., совершивший убийство и злостное хулиганство, все еще представляет общественную опасность.

    Изменение принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае, когда психическое состояние лица требует назначения иной принудительной меры медицинского характера. Такое изменение возможно в сторону как смягчения, так и перехода к более строгому по ограничительным условиям виду принудительного лечения. Возможно применение ступенчатой системы изменения принудительного лечения — например, после принудительного лечения в стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением при улучшении состояния больного последнего переводят в стационар специализированного типа, после чего в стационар общего типа. Наличие в УК нормы об амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра делает такую систему законченной, поскольку позволяет использовать указанную медицинскую меру как заключительный этап принудительного лечения.

    Основанием прекращения применения принудительных мер медицинского характера является такое изменение психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, прежде всего выздоровление лица (ч. 3 ст. 102 УК). Однако в отношении лиц, страдающих хроническими психическими расстройствами, говорить о полном выздоровлении не всегда возможно. Гораздо чаще наступают такие изменения состояния больного, в результате которых психические расстройства перестают быть связанными с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью больного для себя или других лиц. В большинстве случаев это вызвано улучшением психического состояния больного в результате проведенного лечения или реабилитирующих мероприятий. Но нередко снижение вероятности совершения опасных деяний является следствием не улучшения, а ухудшения клинических показаний психического расстройства, например, развитие слабоумия, снижение активности и т.п., что объективно приводит к уменьшению потенциальной опасности лица. Подобные изменения стойкого характера являются основанием для постановки вопроса об отмене принудительных мер медицинского характера.

    Прекращая применение принудительных мер медицинского характера в психиатрическом стационаре, суд может передать необходимые материалы в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, в органы здравоохранения для решения вопроса о продолжении лечения или направлении его в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.

    Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, отличаются спецификой. В соответствии с ч. 2 ст. 99 УК они применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Указанные лица могут быть осуждены к лишению свободы или к наказаниям, не связанным с лишением свободы, например к исправительным работам или обязательным работам.

    При отбывании лишения свободы исполнение принудительных мер медицинского характера возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения. Особая роль принадлежит врачу-психиатру. Пенитенциарная психиатрия является самостоятельной отраслью судебной психиатрии, имеющей целью оказание необходимой помощи лицам с психическими расстройствами в местах лишения свободы.

    Принудительное лечение при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, осуществляется медицинскими учреждениями органов здравоохранения, оказывающими амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства (психоневрологические диспансеры, отделения, кабинеты, поликлиники).

    В связи с тем что в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» к этим лицам применяются недобровольные меры психиатрической помощи, выполнение назначенного им амбулаторного режима наблюдения и лечения не может обеспечиваться только медицинскими работниками. В случае уклонения лица от прохождения назначенного амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра и совершения им действий, затрудняющих обследование, медицинскому персоналу предоставлено право прибегать к помощи сотрудников полиции.

    При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение больного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение (например, в больницу необходимого профиля для лечения соматических заболеваний, существенно влияющих на интенсивность проявления психических расстройств) производится в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК). Такое стационарное лечение не является принудительной мерой медицинского характера.

    Осужденные к лишению свободы помещаются в таких случаях в стационарные лечебно-профилактические учреждения мест лишения свободы (ст. 101УИК). Время пребывания в указанных учреждениях засчитывает-ся в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного его выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении (ч. 3 ст. 104 УК), после чего он по решению суда направляется для дальнейшего отбывания наказания.

    Прекращение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на оснований заключения комиссии врачей-психиатров. Изменение данной принудительной меры и ее продление судом, в отличие от прочих принудительных мер медицинского характера, уголовным законом не предусмотрены.

    Конфискация имущества

    Конфискация имущества является одним из древних наказаний уголовного права . Первоначально как реализация частной мести, а впоследствии как вид наказания она была известна в Древней Греции и Древнем Риме. Упоминающиеся в Русской Правде XI в. «поток и разграбление» некоторые ученые тоже рассматривают как вид конфискации. Российское законодательство дореволюционного и советского периодов также предусматривало конфискацию имущества, причем практика ее применения различалась.

    Согласно действующему УК конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенного имущества (ч. 1 ст. 104.1).

    Исторически в доктрине уголовного права и процесса России выделялись в качестве видов общая и специальная конфискация имущества виновного лица. Под общей конфискацией понималась конфискация всего или части имущества (соответственно — полная или частичная конфискация). При этом исправительно-трудовое законодательство РСФСР предусматривало перечень вещей , которые не могли быть конфискованы у осужденного. Данная гарантия обеспечивала материальные условия существования виновного, которому судом назначалась полная конфискация имущества. Криминалисты неоднократно отмечали превентивное значение общей конфискации, которой преступники, действовавшие с корыстной целью, зачастую предпочитали длительные сроки лишения свободы . Вместе с тем ряд учёных выступали против данного вида наказания, поскольку общая конфискация имущества, по их мнению, нарушала право собственности , гарантированное Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Протокол № 5) и Конституцией РФ 1993 г. Кроме того, такая конфискация сказывалась на имущественном положении третьих лиц, в первую очередь членов семьи , и могла вынудить осужденного совершать новые преступления для восполнения утраченного имущества. Высказывались и другие аргументы «против».

    Общая конфискация предусматривалась в отечественном уголовном законодательстве советского периода, а также в УК 1996 г. до реформы 2003 г. Отметим, что общая конфискация имущества не свойственна законодательству большинства государств, имеющему в своем арсенале лишь специальную конфискацию, под которой понимается принудительное изъятие не любого имущества осужденного лица, а имущества, полученного им преступным путем, а также доходов от этого имущества либо изъятие орудий, средств и предметов преступления. Второй вид специальной конфискации нередко закрепляется в уголовно-процессуальном законодательстве и применяется к вещественным доказательствам .

    По УК 1960 г. и УК 1996 г. (до Федерального закона от 8 декабря 2003 г.) общая конфискация имущества предусматривалась в качестве дополнительного вида наказания и в перечне видов наказаний располагалась между ограничением по военной службе и ограничением свободы , что указывало на ее репрессивный характер. Данный вид наказания был конкретизирован в ст. 52 УК и устанавливался только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.

    Конфискация имущества существует в законодательстве большинства современных государств мира, однако ее правовая природа различна. В некоторых странах она является наказанием (в основном дополнительным), например в США , Нидерландах, Франции, Болгарии, Китае, Японии, Таиланде, Латвии, Таджикистане, Казахстане, Украине. В других государствах она относится к «иным мерам» уголовно-правового воздействия, например в Англии и Бельгии. В Дании и Испании конфискация является «дополнительным правовым последствием» преступления, а в Швеции и Швейцарии — «иной мерой», которая может быть применена к преступнику помимо наказания. В Литве конфискация — «средство уголовного воздействия», в Молдове — «мера безопасности». Уголовное законодательство Грузии и Азербайджана не предусматривает конфискацию имущества.

    Такое различное отношение к конфискации имущества объясняется тем, что она представляет собой специфическую уголовно-правовую меру. Общая конфискация имущества лишает преступника части собственности, что определяет ее репрессивный характер и превентивное значение. Это позволяет рассматривать конфискацию имущества в качестве наказания. Вместе с тем специальная конфискация в большей степени выполняет не репрессивную, а восстановительную функцию, поскольку обращена на имущество, на которое у преступника нет и не может быть законного права. На такую особенность конфискации имущества указывалось еще в дореволюционной российской литера-туре, в частности А.А. Жижиленко, отмечавшим, что речь идет об институте, «совершенно отличном по своей правовой природе от наказания... Это особая категория имущественных взысканий, падающих на виновного в качестве дополнения к главным наказаниям». По мнению автора , правильно поступают те, кто видит в конфискации «не наказание и не меру предупредительную, а особую меру, которую они именуют отнятием права... потерю права, которая наступает в силу правового предписания и без вознаграждения».

    Не только правовая природа конфискации имущества, но и само ее существование вызывали споры в уголовно-правовой науке. Российский криминалист И.Я. Фойницкий отмечал недостатки конфискации: она затрагивает не столько наказываемого, сколько его семью и наследников; конфискация всего имущества противоречит одной из главных задач государства, состоящей в обеспечении каждому лицу неприкосновенности его гражданских благ; конфискация несовместима с достоинством государства, если она назначается для обогащения государственной казны. Отметим, что критика в основном относилась к общей конфискации всего имущества осужденного, а не к частичной или специальной. Любое наказание и иная мера уголовно-правового характера сопряжены с правоограничениями и определенным образом затрагивают членов семьи.

    Отечественный законодатель поставил точку в споре об обоснованности существования конфискации имущества в системе наказаний , исключив ее из УК в декабре 2003 г., что вызвало негативную реакцию большинства юристов и общественности. Этот шаг законодателя противоречил международно-правовым договорам , ратифицированным Российской Федерацией. После борьбы в течение нескольких лет за восстановление конфискации имущества в уголовном законодательстве Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»» УК был дополнен гл. 15.1 «Конфискация имущества». Конфискация имущества была возвращена в уголовный закон , но в ином качестве: она представляет собой не дополнительное наказание, а «иную меру уголовно-правового характера» наряду с принудительными мерами медицинского характера и принудительными мерами воспитательного воздействия. Несмотря на неоднозначное отношение ученых к подобному решению, последнее выглядит логично, учитывая вид конфискации и характер имущества, на который она может быть обращена.

    Вид и характер имущества, подлежащего конфискации, конкретизируются в ст. 104.1 УК.

    Согласно ст. 104 УК при решении вопроса о конфискации имущества судом вначале должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу. Оставшееся после возмещения такого вреда имущество может быть конфисковано. Закрепление данного положения в УК представляется важным шагом: наличие этой нормы означает учет интересов потерпевшего . Представляется необходимым следующий шаг, о котором говорится давно, — создание компенсационного фонда, из средств которого возмещался бы вред потерпевшим от иных преступлений, в первую очередь насильственных, как это принято в большинстве государств. На необходимость создания такого фонда неоднократно указывал Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин. Источником средств фонда могли бы стать средства от имущественных наказаний и реализованного конфискованного имущества.

    Перечень видов имущества, подлежащего конфискации, указывает на наличие в УК по сути двух видов конфискации — специальной и превентивной.

    В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения определенных преступлений: квалифицированных видов убийства и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, преступлений террористического характера и экстремистской направленности, преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и некоторых других. Конфискации подлежат также предметы контрабанды и любые доходы от этого имущества, за исключением предметов и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу.

    Перечень составов, установленный в ч. 1 ст. 104.1 УК, является исчерпывающим, и суд не может по своему усмотрению назначить конфискацию имущества за совершение лицом иного преступления, что вызывает справедливую критику в науке уголовного права и судебной практике. Отметим отсутствие в перечне хищений и основной части преступлений в сфере экономической деятельности. Представляется, что рассматриваемая норма нуждается в совершенствовании.

    Приобретенное незаконным путем имущество нередко пускается виновным лицом в экономический оборот. В связи с этим в п. «б» ч. 1 названной статьи указывается на второй вид имущества, подлежащего конфискации, — деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в п. «а» ч. 1 ст. 104.1, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы.

    Согласно п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК конфискации подлежат орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. Все вышеназванные виды конфискации имущества являются разновидностями специальной конфискации.

    Вместе с тем в УК предусмотрен еще один вид конфискации имущества, не известный ранее отечественному законодательству, — превентивная конфискация (п. «в» ч. 1 ст. 104). В этом случае конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Эта новелла УК криминологически обоснованна, однако вызывает сложности при ее практическом применении.

    В ч. 2 ст. 104.1 УК законодатель еще раз подчеркнул специальный (ограниченный) характер конфискации имущества: «Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него». Таким образом, конфискации подлежат только добытые преступным путем доходы и приращения, что представляется правильным.

    С целью оградить себя от возможной конфискации имущества лица, совершившие преступления, нередко оформляют имущество, особенно дорогостоящее, на членов своей семьи или на иных доверенных лиц. Для решения данной проблемы ч. 3 ст. 104.1 УК предусматривает следующее правило: «Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий». Таким образом, охраняются законные права добросовестных приобретателей и ограничивается возможность манипуляции с имуществом, добытым преступным путем. Этой же цели служит норма, предусмотренная в ст. 104 УК, гласящая: «Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 настоящего Кодекса, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета». Такое решение не затрагивает законные доходы преступника, поскольку денежные средства в данном случае лишь выполняют роль универсального экономического эквивалента.

    Для обеспечения возможной конфискации имущества суд на основании ходатайства следователя или дознавателя в ходе предварительного расследования либо самостоятельно в ходе судебного разбирательства принимает решение о наложении ареста на имущество, подлежащее конфискации. С момента вынесения такого решения собственник или владелец имущества, а также иные лица не имеют права распоряжаться, а в ряде случаев и пользоваться этим имуществом либо имущество может быть изъято у собственника или у владельца.

    Предусматривая нормы о конфискации в качестве иной меры уголовного характера, законодатель ни в УК, ни в УПК не указал на то, является это правом или обязанностью суда. Однако в юридической литературе отмечается, что согласно ст. 73, ч. 3 ст. 81, ст. 302 и 307 УПК следователю и суду необходимо устанавливать и доказывать обстоятельства, подтверждающие связь имущества, подлежащего конфискации, с конкретным преступлением. По мнению В.И. Михайлова, «при наличии таких доказательств суд обязан принять решение о его изъятии, если оно не подлежит возвращению владельцу».

    Исполнение судебного решения о конфискации имущества осуществляется судебными приставами-исполнителями на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве » и Федерального закона «О судебных приставах».

    Несмотря на наличие спорных вопросов, создана правовая основа для дальнейшего развития этой меры уже в ином правовом качестве, а существующие пробелы и неясности требуют скорейшего законодательного разрешения.